Как составить структуру методической работы

Как
написать методическую разработку?

Методическая разработка – это
письменная работа, представляющая опыт педагогической
деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности
руководящего работника), который может быть использован в практической
работе
участниками образовательной деятельности.

Методическая разработка – вид методической
продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания
применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной
общеразвивающей программы.

Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.

Методическая разработка должна
соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в
соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников
образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от
26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.

Методическая разработка может быть как
индивидуальной, так и коллективной работой.

Классификация методических разработок:

·       
разработка серии уроков (занятий );

·       
разработка конкретного урока (занятия);

·       
разработку темы программы;

·       
описание новых форм, методов или средств
обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ
и др.);

·       
сборник практических заданий и упражнений,
способствующих достижению современных целей образования;

·       
комплект диагностических материалов и
инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;

·       
программа воспитания обучающихся;

·       
программа объединения в рамках
предпрофильной подготовки;

·       
программа дополнительного образования
детей;

·       
разработка проведения
воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада,
соревнования и др.)

Требования,
предъявляемые к методической разработке.

Содержание методической разработки должно
четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной 
деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
учебного материала, применения современных технических  и информационных
средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально
просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.

Язык методической разработки должен быть
четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические
приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой
педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные
материально-технические условия осуществления образовательной деятельности,
ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать
конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)

Выбор темы

К методической разработке предъявляются довольно
серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию,
необходимо:

·       
тщательно подойти к выбору темы;

·       
определить цель методической разработки;

·       
внимательно изучить литературу,
методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;

·       
составить план и определить структуру методической
разработки;

·       
определить направления предстоящей работы;

Методическая
разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе
которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна быть современной ,известной
учителю. По данной теме у него должен быть накоплен определенный опыт. Тему учитель
выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог
может ориентироваться на:

·       
тему методической работы ОУ, методического
объединения;

·       
противоречие, возникшее в ходе
практической деятельности самого педагога;

·       
противоречивые результаты и утверждения,
обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не
должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор
методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными
исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об
изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать
самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная тема должна быть значимой, её
ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует
исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком
углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из
которой будет просматриваться её актуальность.

Например, «Использование методического
приема ….. как средства…. для формирования….»

Структура методической разработки.

Методическая разработка обязательно должна
иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть,
заключения, список литературы, при необходимости – приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится

·       
наименование учреждения в соответствии с
уставом (вверху страницы);

·       
название работы ( в центре листа);

·       
сведения об авторе (ФИО, должность)
(справа внизу;

·       
место и год написания разработки (по
центру внизу) ( см. Приложение 1)

Название
методической разработки — максимально информативная часть текста, словесная
формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру
название методической разработки должно раскрывать основной результат,
полученный педагогом в образовательной деятельности в педагогические средства
(методические приемы, формы и т.п.), используемые в работе.

Аннотация ( на обороте титульного листа)

Указываются:

·       
проблема, которой посвящена методическая
разработка;

·       
вопросы, которые она раскрывает;

·       
потенциальные пользователи (кому может
быть полезна разработка).

Рекомендуемый
объем – до 10 предложений.

Содержание.

Оформляется в
стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)

Введение

Раскрываются:

·       
актуальность данной работы (автор отвечает
на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования,
что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы,
противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы
позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);

·       
новизна методической разработки;

·       
цель и задачи методической разработки. Цель
методической разработки
— основной результат, который должен быть
достигнут в образовательной деятельности: новые состояния, являющиеся
результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме).  Она
должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы её можно было
разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Например,
цель может быть следующей:

1) 
определение форм и методов изучения содержания темы;

2)
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной
программы;

3)
описание видов деятельности ;

4)
описание методики использования современных технических и информационных
средств;

5)
использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках
и т.д.

Задачи
конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её
достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с
учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами
совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…

Алгоритм,
позволяющий сформулировать цели и задачи:

1)     Ответьте
на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки.

Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения,
которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только
то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают
устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО:
обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте,
рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)

2)     Составьте
цепочку «Для чего?»
(Например, обучающиеся
умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно
воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)

3)     Составьте
цепочку «Для этого?» (
Например, дети составляют
образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят
метафоры…)

·       
условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

·       
трудоемкость, ограничения, риски.

Новизна
методической разработки.
Различают три степени
новизны:

1)     методическая
разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или
практические рекомендации;

2)     методическая
разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо
теоретические положения и практические рекомендации;

3)     методическая
разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации,
отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый
объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Учитываются:

·       
специфика методической разработки (в
соответствии с приведенной классификацией);

·       
существующие требования (рекомендации) к
методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту
урока, по ФГОС- технологическая карта урока);

·       
замысел автора и логика разработки (на
усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на
составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться
на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые
арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется
полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка
пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце
заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел
рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать
выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более
высокие результаты.

Рекомендуемый
объем – не менее половины общего объема работы.

Заключение.

Приводятся:

·       
основные выводы по теме разработки;

·       
информация о том, где, когда и в какой
форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

·       
информация о рассмотрении методической
разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания.
(Выписка из протокола помещается в приложении).

В заключении
формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую
можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.

Например,

·       
изменения в качестве знаний, в овладении
практическими умениями;

·       
изменения в уровне воспитанности;

·       
изменения в развитии интереса к предмету.

Диагностика

Диагностика – тема,
требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках
учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских
работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более
читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по
развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не
говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут
ярко и без специального обучения.

Если результат вашей
методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся,
необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что
вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми
задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.

Другой вариант –
использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо
сослаться на источники.

Если вы решились
предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за
что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить
на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали
результаты своей работы?
Это могут быть

·       
наблюдаемое поведение детей (дети просят
почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в
предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о
повышении мотивации);

·       
продукты творческой деятельности детей (сочинения,
выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

·       
результаты выполнения специальных заданий
и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете
оценивать?

Это могут быть

·       
наличие определенных  высказываний
учащихся в процессе работы

·       
определенные виды поведения учащихся
(например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить
о сформированности умения такие сравнения составлять);

·       
количество правильных ответов на
предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста

Список
использованных источников  (см. Приложение 3)

Оформляется в
стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список
литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.
Записи рекомендуется располагать следующим образом:

·       
если указано несколько работ одного
автора- по алфавиту заглавий;

·       
при совпадении первых слов в названиях
источников – по алфавиту вторых.

 Список
использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая
Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не
требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно
опустить.

Приложения

Формируются на
усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об
иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

·       
приложения пронумеровать;

·       
указать название каждого приложения;

·       
каждое приложение начинать с новой
страницы (Приложение 1 и т.п.)

Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту

( ссылки на них в
тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих
заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические
карты, сценарии и др.

Требования
к оформлению текста методической разработки.

При оформлении
методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению
текста:

·       
формат А4

·       
поля: верхнее- 2,5, слева- 3,0, справа-
1,5, снизу -2,0

·       
номера страниц – арабскими цифрами, внизу
страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в
общую нумерацию, но на них не указывается номер;

·       
шрифт – Tims New Roman;

·       
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);

·       
междустрочный  интервал – одинарный;

·       
выравнивание текста – по ширине страницы;

·       
переносы слов в заголовках и подзаголовках
не делаются.

Общий объем
методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного
текста.

Иллюстрации обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен
состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.

Методические
разработки уроков –
вид методической
разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.

Структура
плана-конспекта урока:

·       
дата проведения, его номер по
тематическому планированию;

·       
тема урока;

·       
цель и задачи урока;

·       
тип урока;

·       
структура (сценарий) урока с указанием
последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим
этапам;

·       
методы и приемы работы учителя на каждом
этапе;

·       
учебное оборудование, необходимое для
проведения урока;

·       
содержание учебного материала (фрагменты
речи учителя или полный текст нового материала);

·       
задания для детей на каждом этапе;

·       
алгоритмы выполнения заданий.

Методическая
разработка мероприятий –
разновидность
методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно
описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического
вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием
последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом
целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается
соответствую0щими методическим советами.

Структура
методической разработки мероприятий:

·       
дата проведения с указание возраста детей;

·       
тема;

·       
цель и задачи внеклассного мероприятия;

·       
тип мероприятия;

·       
структура (сценария) мероприятия с
указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по
этим этапам;

·       
методы и приемы работы педагога ,
использованные в ходе мероприятия;

·       
оборудование, необходимое для проведения
мероприятия;

·       
содержание использованного материала
(фрагменты речи педагога)4

·       
задания для детей  на каждом этапе и алгоритмы
выполнения заданий.

Методическая
разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
 копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей
профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.

                                                                                                             
             Приложение 1

Титульный
лист методической разработки

МБОУ
«……..СОШ»

Название
методической разработки

Методическая
разработка

                                                                                              
Автор-составитель: ФИО (полностью), должность , 

                                                                                              
квалификационная категория   

                                                                                             
Например, Иванова Анна Ивановна,

                                                                                            
  учитель русского языка и литературы

                                                                                            
 первой квалификационной категории
               

с.
Каракулино

2017
год

“В процессе подготовки и введения
Государственных образовательных стандартов
второго поколения формируется социальный заказ
системе педагогического образования: подготовка
нового поколения педагогов, способных к
инновационной профессиональной деятельности,
обладающих необходимым уровнем
методологической культуры и сформированной
готовностью к непрерывному процессу образования
в течение всей жизни”

“Концепция ФГОС общего образования”

Методические объединения,
методический совет, методический день,
методическая тема, … словосочетания хорошо
знакомые большинству учителей, работающих в
школе. Все это составляющие методической работы,
но ее структура и содержание для каждого
образовательного учреждения имеют свои
особенности.

Одно из ключевых направлений развития
общего образования и часть методической работы
– “развитие учительского потенциала”. Это одно
из пяти направлений рассмотренных в проекте
Национальная образовательная стратегия “Наша
новая школа”.

“….Такая “Наша новая школа” требует
и новых учителей: чутких, внимательных и
восприимчивых к интересам школьников, открытых
ко всему новому”. Направление “развитие
учительского потенциала” неразрывно связано с
методической работой.

Каковы некоторые шаги
предложенные в этом направлении?


  • “внедрение системы моральных и
    материальных стимулов”

– для сохранения в школах лучших
педагогов

– для постоянного повышения их
квалификации
,

– для пополнения школ новым
поколением учителей
…, любящих и умеющих
работать с детьми.

(Моральная поддержка: конкурсы
всероссийского и регионального значения,
районные и школьные конкурсы педагогов. Материальная
поддержка
: введение нового механизма оплаты
труда, который проходит апробацию в 34 регионах).


  • “распространение в системе подготовки,
    переподготовки и повышения квалификации
    педагогических кадров эффективных способов
    работы лучших учителей”

(“Обучение действием” – семинары,
мастер-классы для школьных команд на базе ОУ,
победителей ПНП, в которых принимают участие
педагоги-победители конкурса “лучших учителей”
реализующих инновационные образовательные
программы уже второй год реализуется в
Калининском районе Санкт-Петербурга).


  • “построение образовательных программ
    переподготовки и повышения квалификации
    учителей по модульному принципу с
    использованием современных информационных
    технологий”

(Вместе с годичными, летними, целевыми
курсами введение модульных курсов до 72 часов в
накопительной системе повышения квалификации
учителей может оказаться более гибкой и
востребованной формой по сравнению с
традиционной).


  • “введение новых требований к аттестация
    педагогических и управленческих кадров”

  • “привлечение в школу учителей, имеющих
    базовое непедагогическое образование”

  • “привлечение после выхода на пенсию лучших
    педагогов к работе в качестве воспитателей,
    организаторов внеклассной работы, консультантов
    для молодых учителей и учащихся”

Некоторые шаги вполне предсказуемы,
некоторые кажутся совсем не реальными. Но это
только дело времени. Не в этом, так в следующем
году наши учителя должны соответствовать
предъявляемым требованиям. Именно грамотно
организованная методическая работа,
использующая в частности школьные ресурсы в
выбранном направлении, позволит добиться
качеств нового учителя, который способен
реализовать новые стандарты образования.

Рассмотрим кратко структуру и
содержание методической работы на примере ГОУ
Гимназии №63 Калининского района
Санкт-Петербурга. Возможно, предложенный вариант
станет: для думающих – перспективой для
размышлений; для ищущих – ступенькой для
развития; для сомневающихся – возможностью
делать по образцу; для критикующих – зерном для
опровержения; для учителей – сравнением с
работой в своей школе; для руководителей и их
заместителей – материалом для круглого стола.

В нашей гимназии задача методической
работы – это создание такой образовательной
среды, где был бы максимально реализован
потенциал и учащегося и педагогического
коллектива. Соответственно методическая работа
построена в системе со всем образовательным
процессом, и учитель постоянно находится в
творческом поиске и в необходимости повышения
своего профессионального мастерства.

Почему? Потому что педагоги гимназии
поставлены в ситуацию деятельности, где
приходится постоянно повышать свою
профессиональную компетентность.

Каковы основные формы методической
работы в нашей гимназии?

Формы методической работы


  • Заседания МС
  • Заседания МО
  • “Дни методического мастерства”
  • Тематические педсоветы
  • Внутрифирменное обучение
  • Работа учителей над методическими темами
    самообразования
  • Работа с электронными папками
  • Работа с карточками учета педагогических
    достижений и повышения квалификации
  • Реализация подпрограммы “Современный
    учитель”
  • Аттестация педагогических кадров…

Мы говорим, что методическая работа – система,
направленная на формирование развивающей
профессиональной среды учителя (рисунок №1).
Рассмотрим схему, представляющую развивающую
профессиональную среду учителя, состоящую из
частей:

  • Сотрудничество
  • Обучение
  • Поле достижений
  • Профессиональная деятельность
  • Роли учителя

Один из этапов маршрута
профессиональной развивающей среды учителя —“Сотрудничество”.
Его составляющие: Методический Совет,
Методические объединения, творческие группы,
педагогические сообщества, … Являясь членом
любого из этих объединений, учитель
непосредственно сотрудничает со своими
коллегами. Как работает МО? Какова его роль в
“сотрудничестве”?

Основополагающей частью работы МО
является:

– планирование работы
– тематика заседаний МО
– работа над методической темой.

В гимназии восемь МО учителей
предметников, сформированных в соответствии с
“Положением о методических объединениях”:

  • Мо учителей русского языка и литературы
  • Мо учителей истории, обществознания и истории
    города
  • МО учителей иностранных языков
  • МО учителей математики
  • МО учителей естественного цикла
  • МО учителей информатики
  • Мо учителей физической культуры и ОБЖ
  • МО учителей технологии, музыки, ИЗО и черчения

Как проходит планирование работы МО?

На последнем заседании
методического объединения в конце учебного года

проходит полный анализ работы МО за год, чтобы
составить отчет необходимо задействовать всех
членов МО. Именно с этим отчетом и перспективами
работы на будущий год выступает руководитель МО
на августовском педсовете.

На итоговом заседании МО в конце года
ставятся задачи на новый учебный год и
составляется план работы. План работы
выстраивается по единой схеме и состоит из двух
частей: система контроля по предмету и система
внеклассной работы по предмету. Задействованы в
планировании все учителя, что является примером сотрудничества.

Эти планы собираются и обсуждаются в
июне на Методическом совете гимназии, где
формируется единая система административного
контроля. Особенностью такой системы является
то, что должна быть отражена каждая параллель и
каждый предмет, соответственно и каждый учитель.
Аналогично формируется система внеклассной
работы по предмету. Все планы составляются по
одинаковой сетке, единообразие форм
планирования контроля знаний позволяет
скоординировать всю работу в гимназии по данному
направлению.

На заседании МО в начале учебного
года
в августе координируются планы и
уточняются кандидатуры аттестуемых учителей,
которым предоставляется возможность в течение
учебного года показать свои профессиональные
достижения в проведении открытых уроков,
внеклассных мероприятий, выступлениях на
семинарах или педсоветах.

Обязательным считается в гимназии открытые
заседания МО
с присутствием членов
администрации:

  • в начале учебного года – это согласование
    позиций,
  • в феврале – планирование нагрузки на новый
    учебный год, подведение некоторых итогов
    профессионализма педагога (индикаторы –
    успешность участия учеников в олимпиадах,
    конкурсах и применение
    информационно-коммуникативных форм работы на
    уроке).

Работа каждого МО учителей
предметников подчинена общей системе, руководят
МО опытные учителя высшей категории, с большим
стажем работы. Стараясь идти в ногу со временем,
живя в информационном обществе, в гимназии
формируется локальная сеть. Методические
объединения истории, русского языка, математики,
естественного цикла имеют компьютеры в составе
УМК, в одном из компьютеров медиатеки гимназии
созданы электронные папки МО. Работа с
электронными папками МО – это сотрудничество
руководителей всех МО и всех педагогов гимназии;
это доверие и взаимопомощь, это обмен опытом и
обучение.

Большое внимание уделяется обобщению
опыта работы в течении учебного года по
методической теме, которая выбирается педагогом
в рамках методической темы гимназии, темы
опытно-экспериментальной работы ОУ и
соответствует интересам учителя и новым веяниям
времени.

Материалы учителей по работе над
методической темой собираются в методический
информационный сборник в электронной папке,
лучшие отправляются учителями на всероссийский
конкурс “Открытый урок” или в другие издания.

Всю работу методических объединений
координирует Методический Совет, в постоянный
состав которого входит директор, завучи и
руководители МО. У МС есть положение, план работы
на год. Заседания МС проходят каждую четверть, а
при необходимости чаще. Функции МС:

  • Реализует задачи методической работы,
    поставленные программой развития и
    скорректированные на конкретный учебный год
  • Направляет работу МО учителей-предметников
  • Готовит и проводит внутришкольные семинары
  • Анализирует качество обученности учащихся,
    определяет пути коррекции
  • Участвует в деятельности педагогического
    коллектива по повышению квалификации и
    аттестации педагогических кадров
  • Содействует подготовке учителей к участию в
    конкурсах педагогического мастерства.

Таким образом, мы рассмотрели на
некоторых примерах из методической работы
компонент “сотрудничество” как одну из
составляющих профессиональной среды учителя.

Следующий этап маршрута
профессиональной развивающей среды учителя – “обучение”,
которое возможно через: АППО, НМЦ,
внутрифирменное обучение, научно-практические
семинары, региональные центры оценки качества,
университеты и институты.

Рассмотрим два пункта этой части:
внутрифирменное обучение и научно-практические
семинары.

– Научно-практические семинары.

Учителя гимназии являются активными
участниками многих районных и городских
семинаров. Семинары которые проходят на базе
гимназии требуют большой подготовки и
взаимопонимания всего коллектива, это не только
ответственность, но и огромная обучающая работа.
Разрабатывая программу семинара, отбирая
материал педагогический коллектив обобщает
материал накопленный в ОУ и изучает новые
подходы к интересующим темам. Но особенно
хочется отметить значимость, ставшего
традиционным (более 3-х лет) городского
трехдневного весеннего семинара ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга. Так как участвуют
в его проведении несколько гимназий города, то у
наших педагогов есть прекрасная возможность на
весенних каникулах познакомиться с разными
направлениями в работе ОУ СПб. После завершения
семинара у нас обязательно проходит “круглый
стол” обмен информацией и мнениями о работе в
других ОУ. Это незаменимый вклад ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга в развитии
профессиональной среды учителя, его “обучения”.

Внутрифирменное обучение.

В гимназии функционируют два
современных кабинета информатики,
мультимедийный кабинет, есть компьютеры в
библиотеке и в некоторых кабинетах МО (истории,
русского языка, математики, естественного цикла),
в кабинете физики работает мультивизор, есть
передвижной компьютерный класс, интерактивные
доски. Многие учителя закончили курсы
пользователей ПК, но некоторые хотят
усовершенствовать свои знания или просто
научиться тому, что умеют коллеги. Пропускная
способность городских курсов по информационным
технологиям невелика, время предлагаемое для
обучения педагогов неудобно, ездить далеко.
Поэтому два года назад по инициативе заместителя
директора по информатизации гимназии №63
Вострикова В.Г. и под его руководством в гимназии
стали

проходить обучающие семинары. Первый
“Средства компьютерной диагностики и создание
обучающих презентаций”, где в течение всего года
обучение по данной программе прошли все МО.
Педагоги познакомились с работой в среде
генератора компьютерных тестов и попробовали
реализовать полученные знания на практике;
во-вторых, освоили приемы работы в среде Power Point и
создали презентации к конкретным урокам. У
нового проекта есть свои преимущества: материал
подбирается необходимый для соответствующей
образовательной области, удобное для
большинства время, в стенах родной гимназии, на
той технике которую сами мы и будем использовать
или уже используем для уроков. За последних два
года гимназия получила новый передвижной
мультимедийный комплекс с ноутбуками и
несколько интерактивных досок. В прошлом учебном
году прошли обучающее занятия по теме
“Возможности использования интерактивной доски
на уроках математики, русского языка…” и
“Передвижной мультимедийный комплекс:
комплектация, условия его использования,
возможности”. В перспективе в гимназии
запланирован еще ряд обучающих семинаров по
другим темам.

Третий этап маршрута профессиональной
развивающей среды учителя “поле достижений”: поле
возможностей, открытые уроки, публичное
представление опыта на разных уровнях,
публикации, участие в конкурсах.

Что может предоставить гимназия для
реализации направления методической работы
“Поле возможностей”? Например, в разделе
“Повышение профессиональной компетентности
учителя”, можно отметить работу по
систематизации своих достижений
учителями-предметниками. Систематизация
проходит при заполнении учителями гимназии
“Карточек учета”. Пять лет назад каждому
учителю-предметнику было предложено заполнить “
Карточку учета педагогического движения и
повышения педагогического мастерства”,
состоящую из пунктов:

  • Последний год аттестации, квалификация
  • Методическая тема
  • Курсы повышения квалификации
  • Обобщение и представление опыта работы (участие
    в семинарах, открытые уроки и т.д.)
  • Достижения учеников, подтверждающие
    профессионализм учителя и т.д.

Эта работа продолжается и по
сегодняшний день. Карточки хранятся в папке у
завуча, регулярно выдаются на заседания МО
учителей-предметников для заполнения.
Потребности времени привели к изменению работы с
данным материалом, теперь заполнение карточек
проходит на компьютере, а хранятся они в электронной
папке каждого МО
. Сегодня многие учителя
используют данные из этих карточек для создания
своего портфолио при аттестации.

Методическая работа в гимназии
невозможна без “Дней методического
мастерства”, которые традиционно проходят два
раза в год, в первом и во втором полугодиях.
Учителя гимназии показывают свои
профессиональные достижения в проведении
открытых уроков. Открытый урок – это урок XXI века,
т.е. для гимназии– это неординарное событие в
жизни учителя и методического объединения.

Особенности подготовки и проведения
“Дня методического мастерства”

– на стенде в учительской за две
недели до методического дня вывешивается
специальный информационный лист
– на листе “Дня методического мастерства”
сообщается: какие учителя и в каких классах будут
давать уроки, тема урока, особенности или форма
проведения урока, также на этот лист (в
специальную графу) записываются все желающие
посетить данный урок
– 5-7 учителей дают открытые уроки на любом, по их
желанию классе, весь педагогический коллектив
распределяется на посещение этих уроков
– задача МО– помочь учителю в подготовке урока
– проводится одновременно заявленными
учителями на одном из уроков в течение недели
– во время урока присутствующие учителя
заполняют специальные листы с разными
вариантами анализа урока, тем самым, повышая свою
методическую грамотность.
– после проведения открытых уроков учителя
сдают завучу конспект и самоанализ открытого
урока
– в конце учебного дня – “круглый стол”
обсуждение открытых уроков.

Как реализовать потенциал учителю? Это
предоставление возможности каждому педагогу
гимназии принять активное участие в реализации
подпрограммы “Современный учитель”. Данная
подпрограмма является одним из основных
проектов программы развития гимназии ее цель: “построить
систему методического сопровождения учителя,
ориентированного на профессиональный рост,
поиск эффективных способов педагогического
взаимодействия, расширение педагогического
кругозора”.

Для определения результативности
методической работы в школе можно использовать
показатели оценки качества управленческой
деятельности :

  1. Наличие устойчивой структуры методических
    объединений.
  2. Наличие системы материального стимулирования
    методической деятельности учителя.
  3. Наличие системы морального стимулирования
    (признания) методических достижений учителя.
  4. Массовость участия педагогов в методической
    работе и “внутрифирменном обучении”.
  5. Количество и регулярность мероприятий
    методического характера в течение учебного года.
  6. Открытость методической системы ОУ (проведение
    семинаров, “открытых уроков” и т.п. для
    педагогов района и города).
  7. Динамика повышения квалификации педагогов
    (присвоение категорий) за год.
  8. Эффективность “наставничества” и работы с
    молодыми специалистами.
  9. Согласованность содержания методической
    работы с темой ОЭР и целями Программы развития
    ОУ.
  10. Наличие системы внутришкольного мониторинга
    качества образовательного процесса в ОУ.
  11. Корреляция результатов методической работы с
    результатами ЕГЭ.
  12. Применение педагогами инновационных (по
    отношению к ранее использовавшимся)
    педагогических технологий в результате
    “внутрифирменного обучения” и методической
    работы.
  13. Широкое применение ИКТ для организации
    методической работы и “внутрифирменного
    обучения”

Мной отмечены только некоторые
особенности методической работы гимназии,
направленные на повышение профессиональной
компетентности учителя. Рассмотрена возможная
схема “профессиональной развивающей среды
учителя”, используя которую учитель может
разработать свой образовательный маршрут и
стать не просто учителем “Нашей новой школы”, а
“Человеком XXI века”.

Структура

методической работы в школе

Блок 1. Управленческая деятельность

1.                     Планирование методической работы школы (планирование работы МО и других структурных подразделений)

2.                     Прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса.

3.                     Организация мониторинга качества образования (диагностические работы, контрольные срезы, выявление эффективности изучения образовательных программ, посещение уроков).

4.                     Организация творческих конкурсов, интеллектуальных испытаний.

5.                     Анализ результатов образовательного процесса.

Блок 2. Инновационная деятельность.

1.                     Разработка, экспертиза и апробация новых образовательных технологий и методик, программ факультативов.

2.                     Анализ хода и результатов внедрения инноваций.

3.                     Пополнение банка инноваций школы.

4.                     Помощь учителям в организации их исследовательской деятельности с учениками.

Блок 3. Профессиональное самообразование педагогического коллектива

(экспериментальная площадка МПГУ, сотрудничество  с Воровщиковым С.Г.).

1.                     Теоретические научно-методические семинары.

2.                     Семинары-практикумы.

3.                     Развитие профессионального мастерства в рамках деятельности методических объединений.

4.                     Методические консультации (индивидуальные и групповые).

5.                     Индивидуальное самообразование, курсы повышения квалификации www.dpmos.ru.

6.                     Работа над индивидуальной творческой темой.

7.                     Наставничество, работа с молодыми специалистами.

8.                     Обобщение передового педагогического опыта.

Блок 4. Формы целевой разработки образовательных проблем.

1.                     Методический совет.

2.                     Тематический педсовет.

3.                     Административные совещания.

4.                     Производственные совещания.

5.                     Заседание методических объединений.

6.                     Совещание классных руководителей.

7.                     Совещание руководителей внеурочных клубов, секций.

8.                     Заседание творческих коллективов учителей (ВТГ, ВПГ)

9.                     Заседание научного общества учащихся «Озарение».

10.                Взаимопосещение уроков.

Блок 5. Презентация результатов деятельности педагогов.

1.                     Участие в районных, городских конференциях.

2.                     Научно-практическая конференция учителей, учащихся  школы («Путь  к себе: опыт постижения духовной культуры»).

3.                     Школьные педагогические чтения.

4.                     Круглые столы, семинары по обмену опытом. 

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Титульник

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации 4

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы 4

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении 7

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации 10

Список литературы 16

Приложение 1 17

Приложение 2 18

Приложение 3 20

Введение

Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.

Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя и его заместителей в огбразовательной организации.

Задачи:

  • дать определение методической работы;

  • определить структуру методической службы в образовательном учреждении;

  • познакомиться с методической работой руководителя и его заместителей в образовательной организации.

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическая работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Миссия методической работы — создание условий для:

  • смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;

  • успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;

  • формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель методической работы:

  • Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.

  • Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

  • внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

  • обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;

  • обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;

  • совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

  • оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;

  • оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (рис. 1).

Рисунок 1. Линейно-функциональный принцип

Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации.

Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных. Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении — налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение методического уровня педагогов (рис. 2)

Рисунок 2. Матричные структуры управления методической службой школы

Создание инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации

Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста каждого педагога.

При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.

Участники методической службы формируют пакет документов по инновационно-методической работе. Методическая служба ОУ реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей. Члены методической службы дают консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. Информация с заседаний методических объединений доводится до сведения педагогического коллектива. Следует отметить практическую направленность работы МСОУ — использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических дел. Все это позволяет более качественно и на новом уровне провести планирование методических объединений. Повышению профессионального мастерства способствует активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, мастер-классов и т.д.

Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий — одна из действенных форм методической помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать соответствующие рекомендации.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары — практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров — практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д. Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно — практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно — практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:

Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:

  1. Анкета «Школа глазами учителя».

  2. Анкета «Оценка методической работы в школе»

  3. Диагностическая анкета успешности учителя (Приложение 1).

  4. Анкета по выявлению степени удовлетворенности (Приложение 2).

  5. Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива (Приложение 3).

  6. Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации» и так далее.

Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.

Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.

Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:

— тетрадь посещения уроков и занятий;

— тетрадь взаимопосещений;

— диагностические материалы по различным видам деятельности;

— индивидуальный план саморазвития;

— самоанализ деятельности учителя;

— портфель личных и профессиональных достижений учителя;

— стиль работы;

— профессиональные награды и поощрения;

— обобщение педагогического опыта;

— участие в опытно-экспериментальной работе;

— повышение профессионального мастерства;

— сведения повышения квалификации;

— персональный лист контроля; и так далее.

При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.

Администрации школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта, дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.

Заключение

Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.

  2. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.

  3. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.

  4. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Школа сотрудничества / А. И. Адамский. — М.: , 2010.- 80с.

  2. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- 87с.

  3. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27.

  4. Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017, — 38 с.

  5. Лизинский В. М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.

  6. Н.Моисеев А. М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2013. — №3. — С. 27.

  7. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.

  8. Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.

  9. Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.

  10. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.

  11. Управление качеством образования./под ред.М.М.Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2010.-448с.

  12. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2013.-54с.

Приложение 1

Диагностическая анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

Педагогика сотрудничества.

1 Психолого-педагогическое изучение личности школьника

2Стиль общения с учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

Работа с родителями.

1 Обеспечение единства действия учителей и родителей

2 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

3 Организация и проведение родительских собраний

Обобщение и использование педагогического опыта

1 Использование передового педагогического опыта в своей практике

2 Тема собственного опыта

Приложение 2

Анкета по выявлению степени удовлетворенности.

  1. Нравится ли Вам Ваша работа?

    1. Очень нравится

    2. Пожалуй, нравится

    3. Работа мне безразлична

    4. Пожалуй, не нравится

    5. Очень не нравится

  1. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

    1. Да

    2. Нет

    3. Не знаю

  1. Оцените по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в целом:

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е) требовательность

ж) способность разбираться в людях

з) справедливость

и) доброжелательность

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________

5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем коллективе есть всякие люди,

В) многие люди малоприятные.

6. Оцените по пятибалльной системе Ваш коллектив._______

7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием материальной базой

Б) загруженностью работой

В) количеством часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими условиями

Е) отношениями с администрацией

Ж) возможностью повышения квалификации

10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не плохо, можно лучше

В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

12. оцените Ваше отношение к коллегам в школе:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

13. Оцените отношение коллектива к Вам:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

Приложение 3

Оценка компетентности и сплоченности коллектива.

              1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?

              2. Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

              3. Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

              4. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

              5. Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?

              6. Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

              7. Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?

              8. Терпим ли учитель к инакомыслию?

              9. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?

              10. Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

              11. Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?

              12. Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?

              13. Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

              14. Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?

              15. Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?

              16. Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?

              17. Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?

              18. Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?

              19. Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

              20. Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?

              21. Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?

              22. Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

              23. Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

              24. Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?

              25. Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?

              26. Использует ли учитель ИКТ?

              27. Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?

              28. Соответствует ли тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним убеждениям?

              29. Умеет ли учитель понимать ребенка?

              30. Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

              31. Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?

              32. Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?

              33. Помогает ли учитель самовыражению учащихся?

              34. Умеет ли учитель влиять на учащихся?

              35. Создает ли учитель психологический комфорт?

              36. Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скилакс справедливый как найти
  • Как найти наибольший общий делитель пайтон
  • Как найти порно если не помню название
  • Как составить таблицу умножения в позиционных системах счисления
  • Математика как найти адрес