Как составить структуру урока по технологии

 «Структура урока технологии»

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно–воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. 

Урок — это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”. 

Под уроком по технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Урок технологии — сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:

Структура урока технологии

  1. Организационная часть (3 мин):
  • контроль посещаемости;
  • проверка готовности учащихся к занятию;
  • сообщение темы и цели урока;
  • проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала (7 мин)
  1. Теоретическая часть (15 мин): изложение нового материала.
  2. Практическая часть:
  • вводный инструктаж  (10 мин) — обязательный показ и пояснение рациональных приемов в работе, а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами;
  • самостоятельная работа учащихся (30 мин) – выполнение учащимися полученного задания;
  • текущий инструктаж – проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы; проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности; обучение самоконтролю и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников.
  1. Организационно-заключительная или итоговая часть (15мин):
  • прием учителем выполненных работ
  • заключительный инструктаж – анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы
  • сообщение оценки работы каждого учащегося
  • приведение в порядок рабочих мест.
  1. Общие замечания по уроку и его оценка. На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, даются другие замечания, рекомендации.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок —  представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает  задача дать учащимся некоторый объем  технических сведений с тем, чтобы на их основе  построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока:

  1. Организационная часть;
  2. Сообщение темы и целей занятия;
  3. Опрос учащихся по изученному материалу;
  4. Изложение нового учебного материала и его закрепление;
  5. Вводный инструктаж;
  6. Пробное выполнение приемов практической работы;
  7. Самостоятельная  практическая работа и текущий инструктаж
  8. Итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

  1. Организационная часть;
  2. Сообщение темы и целей урока;
  3. Изложение материала;
  4. Закрепление его путем краткого опроса учащихся;
  5. Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения  технических задач и упражнений.

Практический урок-  ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе  уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Примерная структура практического урока:

  1. Организационная часть(она сложнее, чем  у теор. урока, т. к.  надо подготовить рабочие места,  оборудование и т.д.)
  2. Сообщение темы и целей урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы  и с   точки зрения учебно-познавательной(чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения(какая будет польза от того изделия, которое они изготовят).
  3. Вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.
  4. Пробное выполнение приемов работы. Этот  элемент включается в структуру практ. урока, если ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы.
  5. Самостоятельная практическая работа учащихся и   текущее инструктирование учителя. По времени – это  самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать нужные приемы работы.
  6. Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения мастерской.

Урок – лабораторная работа:

Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Они обычно не требуют  длительного времени.

Примерная структура такого урока:

  1. Организационная часть;
  2. Сообщение темы и целей занятия;
  3. Изложение теоретического материала и его закрепление;
  4. Выдача задания;
  5. Выполнение ее учащимися;
  6. Подведение итогов л/р и всего урока.

Урок по решению технических задач – ученики решают в расчетно – техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Структура урока решения технических задач: организационная часть, сообщение темы и цели, изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление, решение технических задач, итоговая часть.

Контрольно – проверочный урок

Структура контрольно-проверочного урока: организационная часть, сообщение темы и цели, выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы, подведение ее итогов и урока в целом.

Министерство образования и науки РФ и РД

МКОУ «Комсомольская СОШ им.Гаджиева Н.О.»

Кизилюртовский район РД

Доклад на заседание методического объединение района учителей технологии

на тему:

«Структура урока технологии»

Выполнила: учитель технологии МКОУ «Комсомольская СОШ» Абдулхаликова Индира Магомедрасуловна

2017 г.

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно–воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. 

Урок — это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”. 

Под уроком по технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Урок технологии — сложный педагогический процесс, так как состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков в технологии являются:

Структура урока технологии

1.                      Организационная часть (3 мин):

—           контроль посещаемости;

—           проверка готовности учащихся к занятию;

—           сообщение темы и цели урока;

—           проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала (7 мин)

2.                      Теоретическая часть (15 мин):

—           изложение нового материала.

3.                      Практическая часть:

—           вводный инструктаж  (10 мин) — обязательный показ и пояснение рациональных приемов в работе, а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами;

—           самостоятельная работа учащихся (30 мин) – выполнение учащимися полученного задания;

—           текущий инструктаж – проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы; проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности; обучение самоконтролю и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников.

4.                      Организационно-заключительная или итоговая часть (15мин):

—           прием учителем выполненных работ

—           заключительный инструктаж – анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы

—           сообщение оценки работы каждого учащегося

—           приведение в порядок рабочих мест.

5.                      Общие замечания по уроку и его оценка.

—           На этом этапе обсуждается, достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, даются другие замечания, рекомендации.

       Типы уроков технологии отличаются друг от друга своейструктурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок —  представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает  задача дать учащимся некоторый объем  технических сведений с тем, чтобы на их основе  построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока:

1.Организационная часть;

2.Сообщение темы и целей занятия;

3.Опрос учащихся по изученному материалу;

4.Изложение нового учебного материала и его закрепление;

5.Вводный инструктаж;

6.Пробное выполнение приемов практической работы;

7.Самостоятельная  практическая работа и текущий инструктаж

8.Итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

1.Организационная часть;

2.Сообщение темы и целей урока;

3.Изложение материала;

4.Закрепление его путем краткого опроса учащихся;

5.Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок-  ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Примерная структура практического урока:

1.Организационная часть(она сложнее, чем  у теор. урока, т. к.  надо подготовить рабочие места,  оборудование и т.д.)

2.Сообщение темы и целей урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы  и с   точки зрения учебно-познавательной(чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения(какая будет польза от того изделия, которое они изготовят).

3.Вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.

4.Пробное выполнение приемов работы. Этот  элемент включается в структуру практ. урока, если ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы.

5.Самостоятельная практическая работа учащихся и   текущее инструктирование учителя. По времени – это  самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать нужные приемы работы.

6.Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения мастерской.

Урок – лабораторная работа:

Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Они обычно не требуют длительного времени.

Примерная структура такого урока:

1.Организационная часть;

2.Сообщение темы и целей занятия;

3.Изложение теоретического материала и его закрепление;

4.Выдача задания;

5.Выполнение ее учащимися;

6.Подведение итогов л/р и всего урока.

Урок по решению технических задач – ученики решают в расчетно – техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Структура урока решения технических задач:организационная часть, сообщение темы и цели, изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление, решение технических задач, итоговая часть.

Контрольно – проверочный урок

Структура контрольно-проверочного урока:организационная часть, сообщение темы и цели, выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы, подведение ее итогов и урока в целом.

 

ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

1.                
Теоретический урок: Теоретические уроки
проводятся  обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от
изучения одной конкретной технологии к другой, т.е в тех случаях, когда нужно
организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного
материала.

           
Структура теоретического урока:

— организационная
часть,

— сообщение темы и
цели,

— изложение нового
материала,

— работа по усвоению
теоретических знаний  и упражнений.

-закрепление его
путем опроса учащихся.

2.                
 Практический урок – освоение учащимися
рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и
навыков.

Структура
практического урока:

—  организационная
часть,

—  сообщение темы и
цели,

— вводный инструктаж,

— самостоятельная
практическая работа,

—  текущий
инструктаж,

—  итоговая
часть урока.

3.                
Комбинированный урок – соединение
элементов теоретического и практического занятий.

Структура
комбинированного урока:

— организационная
часть,

— сообщение темы и
цели урока,

— опрос учащихся по
изученному материалу,

— изложение нового
учебного материала и его закрепление,

— вводный инструктаж,

— пробное выполнение
приемов практической работы,

— самостоятельная
практическая работа учащихся,

— текущее инструктирование
учителя,

— итоговая часть.

4.                
Урок — лабораторная работа (не более 1 часа)
– разновидность практических уроков, т.к. учащиеся занимаются в
основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский
характер.

Структура
урока – лабораторная работа
:

—  организационная
часть,

—  сообщение
темы и цели,

—  изложение
теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его
закрепление,

— выдача
задания на лабораторную работу,

— выполнение
ее учащимися,

— подведение
итогов работы и всего урока.

5.                
Урок по решению технических задач – ученики решают в
расчетно – техническом плане задачи конструкторской и технологической
подготовки.

Эти уроки
посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий,

составлению чертежей
и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических
карт и др.

 Структура
урока решения технических задач
:

— организационная
часть,

—  сообщение темы
и цели,

—  изложение
теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его
закрепление,

—  решение
технических задач,

—  итоговая
часть.

6.                
Контрольно – проверочный урок – получение данных
об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими
технических знаний, умений и навыков.

            Структура
контрольно-проверочного урока:

 организационная
часть,

—  сообщение
темы и цели,

 — выдача
задания на контрольную практическую работу,

—  выполнение
контрольной работы,

— подведение
ее итогов и урока в целом.

.

Типы и структура уроков технологии

В методике преподавания технологии для
классификации уроков используется различные
признаки: по преобладанию изучения
теоретических знаний или практических работ, по
доминирующим дидактическим целям и задачам, по
собственным методам обучения. По этим признакам
выделяются: комбинированный урок, теоретический
урок, практический урок, урок лабораторная
работа, урок по решению технических задач,
контрольно-проверочный урок. Типы уроков
технологии отличаются друг от друга своей
структурой. Под этим понимается совокупность
элементов, входящих в урок, их
последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим
отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок: представляет собой как
бы соединение элементов теоретического и
практического занятий. В практике обучения
технологии очень часто возникает задача дать
учащимся некоторый объем технических сведений с
тем, чтобы на их основе построить практическую
работу по применению этих знаний и формированию
практических умений. Комбинированный урок
создает для этого необходимые условия. В
обучении технологии используется
операционно-предметная система, которой в
наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока следующая:
организационная часть, сообщение темы и целей
занятия; опрос учащихся по изученному материалу;
изложение нового учебного материала и его
закрепление; вводный инструктаж; пробное
выполнение приемов практической работы;
самостоятельная практическая работа учащихся и
текущие инструктирование учителя; итоговая
часть.

Теоретические уроки проводятся при переходе от
изучения одной конкретной технологии к другой,
когда нужно организовать усвоение учащимися
значительного объема теоретического учебного
материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов,
работе с технологическими картами, знакомятся с
вопросами организации, общими правилами
безопасности и охраны труда, требованиями
гигиены и производственной санитарии. Структура
теоретического урока может включать в себя
организационную часть, сообщение его темы и
целей, изложение материала, закрепление его
путем краткого опроса учащихся, работу по
усвоению теоретических знаний в виде решения
технических задач и упражнений.

Практический урок: ставит целью
непосредственное освоение учащимися рабочих
приемов выполнения технологических операций,
формирование умений и навыков и занимают
основное место в системе уроков по той или иной
конкретной технологии. Ученики осуществляют
подготовку рабочих мест, овладевают рабочими
инструментами. Практические уроки играют
большую роль в развитии у учащихся культуры
трудовых движений и формировании общей
технологической культуры. Примерная структура
практического урока следующая.

Организационная часть обычно несколько
сложнее, чем у теоретического урока, поскольку на
практическом занятии, кроме собственно учебного,
организуется и трудовой процесс.

Итоговая часть урока посвящается приему
выполненных ученических работ, их оценке. На
протяжении всего урока проводятся инструктажи,
вводный, текущий и заключительный. Завершается
урок уборкой рабочих мест.

Урок лабораторная работа. Эти уроки являются
разновидностью практических , так как на них
учащиеся занимаются в основном самостоятельной
работой, но она носит не трудовой, а
исследовательский характер.

Примерная структура урока-лабораторной работы
следующая: организационная часть; сообщение
темы, целей и задач, изложение теоретического
материала, на котором основана лабораторная
работа и его закрепление; выдача заданий на
лабораторную работу; ее выполнение; подведение
итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как
бы промежуточное положение между теоретическими
и практическими занятиями. На нем ученики решают
в расчетно-техническом плане задачи
конструкторской и технологической подготовки
производственных процессов.

Структура урока решения технических задач
такова: сообщение темы и целей занятия; изложение
теоретического материала, на котором основано
решение технических задач и его закрепление.

Контрольно-проверочный урок: имеет целью
получение данных об уровне технологической
подготовки учащихся, степени прочности усвоения
ими технических знаний, умений и навыков. Эти
уроки проводятся обычно по окончанию изученной
темы, а также в конце четверти, позволяя
осуществлять периодическую аттестацию учащихся
по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного
урока: организационная часть; сообщение темы и
целей занятия; выдача задания на контрольную
практическую работу; выполнение контрольной
работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Организация работы учащихся на уроке
технология

Обучение технологии в общеобразовательных
учреждениях носит в основном практический
характер. Большая часть учебного времени
отводится на самостоятельную учебно-трудовую
деятельность учащихся. Поэтому на этих уроках
очень важно правильно ее организовать, чтобы она
была целесообразной и эффективной с
учебно-познавательной,
организационно-технической и экономической
точек зрения, что позволит им успешно овладевать
имеющимся опытом технической деятельности, на
основе которого у них будет формироваться свой
опыт в области технологии. В практике обучения
технологии получили распространение следующие
формы организации учебно-трудовой деятельности
учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая,
индивидуальная.

При фронтальной форме организации работы все
ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые
задания, продвигаются по учебному процессу как
бы единым фронтом. Инструктирование учащихся
(вводное, текущее и заключительное) и контроль за
их работой осуществляются учителем одновременно
для них всех. Эта организация учебной работы
используется обычно в начальный период освоения
рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым
условием для организации фронтальной работы
является наличие соответствующего инструмента и
оборудования для всей группы. Например, если в
кабинете технологии 3-4 швейные машины или в
учебной мастерской по деревообработке столько
же токарных станков, то организовать фронтальную
работу группы учащихся нельзя. В этом случае
обычно их работа организуется звеньями или по
графику.

Положительной стороной фронтальной
организации труда учащихся на уроке является то,
что каждый из них, работая в коллективе, в то же
время выполняет изделие или другую порученную
ему работу от начала до конца, осваивая при этом
все трудовые операции, и видит конкретный
результат. Вместе с тем фронтальная организация
работы учащихся на уроке имеет свои недостатки.
Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если
нет возможности обеспечить всех необходимым
оборудованием и инструментами. К тому же
индивидуальные особенности и различные
познавательные возможности учащихся требуют
дифференциации учебно-трудовых заданий.

Бригадно-звеньевая организация работы
предполагает деление группы занимающихся на
уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу
каждому звену или бригаде своего задания. Внутри
звена ученики обычно выполняют одинаковую
работу. Например, на занятиях по технологии
обработки тканей звено учеников в составе 3-4
человек работают за швейными машинами, а
остальные учащиеся занимаются обработкой ткани
вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с
разделением труда, т.е. каждый делает только
часть общей работы.

Наиболее распространена на занятиях по
технологии индивидуальная форма организации
учебной работы. Как правило, учащиеся при этом
выполняют общее задание. Но если учитель хорошо
изучил своих учеников, знает возможности
каждого, то может давать им задания
индивидуального характера. Индивидуализация
технологического обучения создает
благоприятные возможности для развития личности
каждого ученика.

В помощь начинающему учителю по технологии
прилагается словарь по тканям, из книги Ирины
Журавлевой “Ткани” в Приложении 1.
Вам необходимо сделать только подборку тканей.

В литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия урок, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.

Ему присуща следующая совокупность признаков:

  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.

В методике преподавания технологии для классификации уроков технологии используется различные признаки:

  • по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ;
  • по доминирующим дидактическим целям и задачам;
  • по собственным методам обучения.

По этим признакам выделяются следующие типы уроков технологии:

  • комбинированный урок;
  • теоретический урок;
  • практический урок;
  • урок лабораторная работа;
  • урок по решению технических задач;
  • контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Теоретический урок (не более 1 ч; проводится, как правило, в составе двухчасового занятия).

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, т.е в тех случаях, когда нужно организовать усвоение обучающимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение нового материала;
  4. закрепление материала путем опроса обучающихся;
  5. работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок — освоение обучающимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков.

Структура практического урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. вводный инструктаж;
  4. самостоятельная практическая работа;
  5. текущий инструктаж;
  6. итоговая часть урока.

Комбинированный урок — соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели урока;
  3. опрос обучающихся по изученному материалу;
  4. изложение нового учебного материала и его закрепление;
  5. вводный инструктаж;
  6. пробное выполнение приемов практической работы;
  7. самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя;
  8. итоговая часть.

Урок — лабораторная работа (не более 1 часа) — разновидность практических уроков, т.к. обучающиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.

Структура урока — лабораторная работа:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление;
  4. выдача задания на лабораторную работу;
  5. выполнение лабораторной работы обучающимися;
  6. подведение итогов работы и всего урока.

Урок по решению технических задач — ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Структура урока решения технических задач:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление;
  4. решение технических задач;
  5. итоговая часть.

Контрольно-проверочный урок — получение данных об уровне технологической подготовки обучающихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков.

Структура контрольно-проверочного урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. выдача задания на контрольную практическую работу;
  4. выполнение контрольной работы;
  5. подведение итогов контрольной работы и урока в целом.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и обучающимися. При этом используются различные формы организации работы учеников на уроке, рассмотрим их подробнее.

  • Фронтальная форма.

Все ученики выполняют одинаковое учебно-трудовое задание. Вводный инструктаж ведется одновременно для всех обучающихся. Ученики продвигаются по учебному процессу единым фронтом.

Условие: наличие соответствующего инструмента, оборудования, дидактических средств и т.д.

Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учеников нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

  • Бригадно-звеньевая.

Обучающиеся делятся на отдельные бригады или звенья. Каждая бригада или звено выполняют свои учебно-трудовые задачи. Инструктирование ведется для каждой бригады или звена отдельно. Применяется обычно для более целесообразного использования инструментов и оборудования, выбора объектов труда и т.д.

Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные ученики занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

  • Индивидуальная.

Ученикам выдаются индивидуальные учебно-трудовые задания с учетом их интересов, способностей и отношения к работе. Задания могут выполняться как на уроке, так и вне его. Инструктаж к заданиям, консультации и контроль также индивидуальны.

Примерная структура плана-конспекта урока

План-конспект урока

Дата проведения:

Класс:

Тема урока:

Тип урока:

Методы обучения:

Средства обучения:

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

4. «Открытие нового знания» (7-8 минут)

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

8. Рефлексия деятельности (3-5 минут)

9. Итог урока (2-3 минуты)

Список литературы:

  1. Вилданова, А.Р Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования / А.Р. Вилданова, Л.Н. Латипова // Успехи современного естествознания, 2013. — № 10. — с. 22-23.
  2. Николаев, В.В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС / В.В. Николаев // Обучение и воспитание: методика и практика, 2013. — №7 — с. 132-137.
  3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2014.
  4. Сайт журнала «Первое Сентября». — Режим доступа: http://ps.1september.ru.
  5. Темняткина, О.В. Разработка конструкта урока по технологии в соответствии с компонентами деятельности / О.В. Темняткина // Современные научные исследования и разработки, 2016. — №4. — с. 76-83.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти тачку ярди в гта 3
  • Как найти мужчину если ты вдова
  • Как найти донора для сайта
  • Как найти бывших друзей через интернет
  • Как найти 2 сезон я луна