Загрузить PDF
Загрузить PDF
Подготовка к занятиям — важная часть процесса обучения. Тем не менее иногда трудно выкроить время для изучения всех необходимых предметов. Один из способов обеспечить постоянство — создать строгий график. При этом создать график или учебное расписание не так просто, как вам может показаться. В этом случае потребуется не только определить приоритетность предметов и заданий в конкретные моменты времени, но также совмещать учебные обязанности с домашними делами, семьей, друзьями и развлечениями. Благодаря вдумчивому подходу и всем приложенным усилиям вы сможете создать эффективное расписание и достичь всех поставленных целей.
-
1
Определите краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Создавать и контролировать график проще, если знать конечную цель. Также это позволит определить аспекты, которые потребуют от вас особого внимания.[1]
- Краткосрочные цели могут включать подготовку к контрольной работе через неделю, работу над статьей в течение двух недель или десятидневную подготовку к презентации. Для таких проектов всю задачу следует разделить на ежедневные пункты.
- Долгосрочные цели могут включать поступление в университет, стремление получить стипендию или место для стажировки. В этом случае разделите все задачи на еженедельные и ежемесячные пункты, чтобы сделать их более выполнимыми.
- Определите точное количество времени, которое у вас есть для достижения конкретных целей. Запишите дату конечного срока и подсчитайте количество оставшихся дней, недель и месяцев. К примеру, когда завершается срок подачи документов в университет или когда пройдут экзамены?
-
2
Перечислите все предметы, которые необходимо изучить. Первый шаг в составлении учебного расписания — перечень всех необходимых предметов. Зафиксируйте свои обязанности на бумаге, чтобы лучше понимать масштаб предстоящей задачи. Если нужно подготовиться к определенным экзаменам, то укажите такие предметы.[2]
-
3
Определите объем работы по каждому предмету или экзамену. Теперь, когда вы составили список всех учебных предметов, пришло время определить объем работы по каждому из них. Временные ограничения и другие аспекты каждого конкретного предмета могут изменяться от недели к неделе, но может оказаться, что в целом на предмет необходимо уделить определенное количество временных и других ресурсов.
- При наличии учебника или пособия с разделами для повторения список задач можно сузить.
- Зарезервируйте время для чтения.
- Зарезервируйте время для повторного просмотра конспектов.
- Зарезервируйте время, чтобы создать пособия для подготовки к экзамену (при необходимости таких пособий).[3]
-
4
Расставьте приоритеты. Определите первоочередные задачи на основе такого списка предметов и объема работ. Расположите каждый предмет по степени важности, чтобы точно указать, каким предметам нужно уделить больше всего времени и какие предметы должны получить наилучшие временные интервалы.
- Присвойте каждому предмету номер, начиная с первого. Если больше всего времени требуется уделить математике, то присвойте предмету первый номер. Если история имеет наиболее низкий приоритет (а всего предметов пять), то присвойте предмету пятый номер.
- Учитывайте сложность предмета или предстоящего экзамена.
- Учитывайте количество материала, который необходимо прочитать.
- Учитывайте количество материала, который нужно повторить.[4]
-
5
Разделите доступное в течение недели время на учебные блоки. Прежде всего нужно разделить доступное время на учебные блоки. После этого можно присвоить каждому предмету конкретные блоки времени.
- Суть в том, чтобы учиться каждый день в одно и то же время. Это поможет вам лучше запомнить свое расписание. Заведенный порядок быстро превратится в полезную привычку.
- Найдите временные отрезки или дни недели, которые можно посвятить обучению. Например, вы освобождаетесь в 16:00 по вторникам и четвергам. Постарайтесь назначить подготовку на данное время, поскольку установившийся порядок поможет вам быстро настраиваться на нужный лад.
- Планируйте работать периодами продолжительностью 30–45 минут. Короткие отрезки времени всегда проще встроить в свое расписание и распорядок дня.
- Заполните учебными блоками все доступное время.
- Если до экзамена осталось определенное количество времени, вместо еженедельного графика создайте календарь обратного отсчета.[5]
-
6
Выделите время на другие занятия. При разделении доступного времени также важно помнить о семье, друзьях и других делах. У вас не получится достичь успеха без здорового баланса между личной жизнью и учебой.
- Находите время для событий, которые нельзя перенести: юбилей бабушки, семейная встреча или прием у врача.
- Выделите время на другие обязанности вроде тренировки по плаванию, семейного ужина или религиозных служб.
- Зарезервируйте достаточное количество времени для отдыха, сна и занятий физкультурой.
- Если до экзамена осталось очень мало времени, то попробуйте отложить или отменить часть регулярных общественных дел.[6]
-
7
Заполните расписание. Все выделенные блоки необходимо заполнить предстоящими задачами. Укажите предметы для каждого занятия и отрезка времени. Это позволит вам оставаться в форме, создать контрольные точки изучения предметов, а также заранее организовать все необходимые учебные материалы.
- Купите ежедневник или планировщик. Также можно использовать обычный блокнот.
- Внесите расписание в смартфон.
- Сначала создайте расписание на одну неделю, чтобы оценить выполнимость и эффективность.
- Перед экзаменами уделяйте больше внимания учебе. Разделите весь материал на оставшееся время и составьте ежедневный график работы.
- Отдавайте приоритет предметам, которые вам плохо даются или которые необходимо освоить лучше всего.[7]
Реклама
-
1
Оцените текущее расписание. Первый шаг при составлении учебного расписания — точно оценить нынешнее расписание и особенности времяпровождения. Это позволит понять, как вы используете время, какие занятия можно исключить из расписания и как повысить эффективность некоторых задач.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете обучению.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас уделяете развлечениям.
- Определите количество часов в неделю, которые вы сейчас проводите с семьей и друзьями.
- Подсчитайте, что можно изменить. Люди часто тратят много времени на развлечения, поэтому можно начать с данного аспекта.
- Если вы работаете, то ваше учебное расписание необходимо согласовать с нынешним рабочим графиком.[8]
-
2
Учитывайте собственный стиль обучения. На данном этапе важно узнать не только особенности вашего времяпровождения, но и предпочтительный способ обучения. Это поможет понять, можно ли совмещать определенные виды деятельности и как более эффективно использовать доступное время. Ответьте на несколько вопросов.
- У вас аудиальный тип восприятия? Возможно, вам следует слушать записи лекций и различные материалы за рулем или во время занятий в тренажерном зале.
- У вас визуальный тип восприятия? Вам удобно воспринимать информацию на изображениях или видеозаписях? Смотрите видеоролики, чтобы совмещать учебу и развлечения.[9]
-
3
Оцените свою трудовую этику. Можно составить себе идеальное расписание, но от него не будет толку, если его не соблюдать. Именно по этой причине следует оценить свое отношение к работе. Затем:
- Отразите в расписании особенности вашей работы. Если вы часто теряете концентрацию и вам нужно много перерывов, то в расписание следует внести дополнительное время.
- Если вы любите мешкать, то отводите на задачи больше времени. Так вы получите некоторый запас времени и сможете уложиться в необходимые сроки.
- Если у вас первоклассная трудовая этика, то предоставьте себе возможность закончить работу раньше. Например, внесите в расписание дополнительный «бонусный» блок, который можно будет посвятить выбранному предмету.[10]
Реклама
-
1
Используйте время отдыха с максимальной пользой. Одна из главных проблем состоит в том, что в процессе работы постоянно возникает желание заняться чем-то более легким, расслабляющим и веселым. Так или иначе, нужно сдерживать такие порывы и как можно эффективнее использовать время, отведенное в расписании на развлечения.
- Рассматривайте отдых как вознаграждение за работу.
- Используйте отдых, чтобы набраться сил. Например, попробуйте вздремнуть, сходить на улицу или заняться йогой, чтобы расслабиться и затем вновь вернуться к работе с новыми силами.
- Не забывайте выходить из дома. Старайтесь отвлекаться от привычной учебной обстановки в вашей комнате.[11]
-
2
Запланируйте и соблюдайте короткие перерывы. После каждого учебного занятия должен быть перерыв, но такая ситуация может создать проблемы. Один из самых важных нюансов расписания — строго следовать графику и не тратить на перерыв больше отведенного времени. Затянувшиеся и дополнительные перерывы станут причиной отставаний в учебном графике и сорвут все ваши планы.
- После занятия сделайте перерыв на 5–10 минут, но не дольше.
- Установите будильник или таймер, чтобы по истечении конкретного времени вернуться к работе.
- Грамотно используйте перерыв. Старайтесь расслабиться и восстановиться. Сделайте зарядку, пройдитесь, подкрепитесь или послушайте энергичную музыку.
- Обходите стороной отвлекающие факторы, из-за которых перерыв может затянуться.[12]
-
3
Придерживайтесь графика. Существует одно безоговорочное правило — всегда нужно следовать принятому расписанию. Нет смысла составлять учебное расписание, если вы не собираетесь его придерживаться.
- Заведите привычку регулярно (желательно ежедневно) заглядывать в календарь и ежедневник. Это поможет вам избежать ловушки «чего не вижу, того не помню».
- Когда появится устойчивый распорядок, ваш мозг начнет связывать определенные действия с переходом в режим обучения (например, когда вы садитесь за парту или открываете учебник).[13]
- Установите на телефоне таймер или будильник, который будет оповещать вас о времени начала и завершения каждого учебного блока. Так проще соблюдать расписание.
-
4
Расскажите другим про свой график. Иногда трудно следовать расписанию, так как важные люди могут отвлекать нас от цели. Это происходит ненамеренно, просто близкие люди хотят проводить с вами время. Расскажите им о своем расписании, чтобы избежать подобных ситуаций. Благодаря этому они начнут подстраиваться под ваш график.
- Прикрепите копию своего учебного расписания к холодильнику, чтобы его видела вся семья.
- Отправьте расписание своим друзьям, чтобы они знали, когда вы бываете свободны.
- Если человек что-то планирует на то время, когда у вас занятия, вежливо попросите перенести мероприятие на другое время.[14]
Реклама
Советы
- Будьте откровенны и вносите в расписание такие задачи, которые вам по плечу.
- Всегда прилагайте все усилия и сохраняйте концентрацию на конкретной задаче.
- Старайтесь не откладывать дела на потом. Также можно использовать время отдыха для чтения книг. Это очень полезная привычка, которая позволяет развлечься и расширить словарный запас!
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 26 363 раза.
Была ли эта статья полезной?
Расписание звонков
1. урок: 00-00
2. урок: 00-00
3. урок: 00-00
4. урок: 00-00
5. урок: 00-00
6. урок: 00-00
Понедельник
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Вторник
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Среда
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Четверг
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Пятница
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Суббота
1. урок
2. урок
3. урок
4. урок
5. урок
6. урок
Фон Скрыть-показать фон Цвет фона Рамки Скрыть-показать рамку Текстура Скрыть-показать текстуру Логотип Загрузить логотип Без логотипа Текстовой редактор Редактировать заголовок Эффекты Заголовка Скрыть-показать расписание звонков
Используйте панель редактирования. Подберите фон если он нужен. С помощью цветовой палитры задайте цвет фона. Нажимайте на иконку и выбирайте рамку. Подберите текстуру к фону. Добавте логотип иконкой или кликая по изображению. Загрузите с компьютера логотип своей школы или ВУЗа с помощью формы. Удалите логотип из документа если он не нужен. Кликайте по тексту в блоках до появления курсора и печатайте необходимый текст (так же можно отредактировать основной заголовок и дни недели). Перейдите в текстовой редактор. Выделяйте текст курсором и редактируйте. Редактируйте заголовок. Подберите красивый эффект для заголовка. Заполните расписание звонков или скройте этот блок. Редактируйте блоки дней недели. Сохраните изображение себе на компьютер. Сбросте все изменения и начните создание документа заново.
Жирность шрифта Стиль шрифта
Онлайн конструктор документов для бизнеса, учебы и творчества
Поделитесь в соцсетях. Нажмите на кнопки.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Методика
составления расписания уроков
(в
помощь заместителю директора по УВР)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ
УРОКОВ
Известно, что работоспособность
учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно,
что она зависит и от возраста ученика. Эти колебания работоспособности отражены
в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня.
Классы |
Продуктивные |
Непродуктивные |
1-2 |
1 (), 2(¯), 4(¯) |
3(¯) |
3-5 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯) |
4(¯) |
6-7 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
8 |
1 (), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
9 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(¯) |
4(), 6(¯) |
10 |
1 (¯), 2(¯), 3(¯),5(),6() |
4() |
11 |
1 (), 2(¯), 3(¯),4(), 5(¯),6(¯) |
Примечание: Стрелки после цифр означают падение (¯) или рост ()
работоспособности учащегося на соответствующем уроке.
Таблица 2. Наиболее благоприятные и неблагоприятные
дни недели.
Классы |
Благоприятные дни |
Неблагоприятные |
1-4 |
Вторник, среда, |
Понедельник, |
5 |
Понедельник, |
Среда-пятница |
6 |
Вторник, четверг, |
Понедельник, |
7-8 |
Вторник, среда, |
Понедельник, |
9-11 |
Среда, четверг, |
Понедельник, |
Из данных о дневном и недельном циклах
изменения работоспособности учащихся составитель расписания должен сделать
соответствующие выводы и принять меры, направленные на сохранение ее высокого
уровня во время учебного процесса.
При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень
утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических
факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее или
оставить на прежнем уровне.
Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного
дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного
предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем
те же уроки, но разделенные уроком предмета другого содержания.
То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета
в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится
к предметам с малым количеством часов.
Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствуют и
правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя надо
отметить, что понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны.
Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий, в педагогической
практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить
на четыре группы:
1 группа |
– – – – – – |
2 группа |
– – – – – – |
3 группа |
– – – – |
4 группа |
– – – – – |
При составлении расписания необходимо
учитывать степень профессионального мастерства учителя, стиль и методы его
работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленность»
конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического
цикла.
Гигиенические требования к
составлению расписания занятий в школе сводится к обязательности учета динамики
изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении
рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания
статического или динамического компонентов во время занятий.
Динамический компонент преобладает на уроках
физкультуры, трудового обучения, музыки и ИЗО. Это наименее
утомительные уроки, и при правильном чередовании их с уроками предметов
гуманитарного и естественно-математического цикла они снимают возникшее на
предшествующих занятиях утомление. Такое переключение деятельности служит
активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение
учебного дня, так и всей учебной недели.
Также большое значение для снижения
уровня утомляемости учащихся и создания комфортных условий для их обучения
имеет рационально организованный режим учебного дня.
Как показывает практика работы школ,
питание учащихся начальной школы, как правило осуществляется на первой
перемене, а всех остальных учащихся – на второй. В соответствии с этим
длительность первой перемены должна быть не менее 15 минут, а второй – 20-30
минут, исходя из конкретных условий образовательного учреждения.
Следует отметить, что длительность
перемены менее 10 минут не целесообразна и не оправдывает себя. Это, во-первых,
вызывает трудность в реализации кабинетной системы, во-вторых , не дает
учащимся отдохнуть, а следовательно, способствует повышению уровня утомляемости
и снижению качества обучения.
Кроме того, большое значение для
снижения уровня утомляемости учащихся имеет выполнение санитарных норм. Сюда
относятся: соответствие наполняемости классов кубатуре классного помещения,
соблюдение норм освещения, своевременное проветривание учебных классов,
соответствие типов и размеров мебели росту учащихся и т.д.
Следует отметить, что при составлении
расписания исключительно важную роль играет возможность свободного
маневрирования факторами, влияющими на работоспособность учащихся.
Исходя из конкретных условий
образовательного учреждения можно так их сочетать, чтобы в итоге получить положительный
эффект. Так, например, уроки начинающего учителя целесообразно поставить в
более благоприятные условия, чем уроки опытного учителя.
В любом случае при столкновении
разных мотивов предпочтение следует отдать тому, что имеет большее значение для
нормальной организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
1.
Создание оптимальных условий для
обеспечения высокоэффективного труда учащихся.
–
Обеспечить строгий учет гигиены умственного труда
учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их
работоспособности;
–
Учесть сложность учебных предметов для восприятия
обучаемыми во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение
каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом.
2.
Создание оптимальных условий для обеспечения
единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
3.
Обеспечение высокого уровня эффективности
труда учителя, профилактики снижения его работоспособности как в пределах
одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели.
–
Предусматривать в расписании «окна» для
рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков
преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя на
случай замены заболевшего учителя (в тоже время создание оптимальных условий
для УВП в школе требует ограничения количества «окон» в расписании до минимума);
–
Предоставлять по возможности учителю методический
день для повышения его педагогического мастерства;
–
Учитывать психологический настрой учителя при
чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;
–
Обеспечить единство работы учителя-предметника и
учителя-классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя ГПД.
4.
Учет материально-технических условий.
–
Предоставить всем учащимся и учителям равные
возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах школы, спортивном
зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т.д.;
–
Создать условия для активного использования на
занятиях ТСО, в том числе ПК.
5.
Соблюдение требований нормативных документов,
регулирующих работу школы (как собственных, так и вышестоящих организаций),особенно касающихся норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение
временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними
заданиями.
При составлении расписания уроков в школе
недопустимо учитывать не столько интересы учащихся, сколько интересы учителей.
Решение каждого
частного вопроса в ходе работы над расписанием необходимо рассматривать с точки
зрения целесообразности организации УВП. Это должно быть критериями при оценке
пожеланий и предложений учителей к расписанию.
Составитель
расписания всегда должен помнить, что расписание уроков преследует прежде
всего цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий
для ученика и учителя и составляется толь исходя из требований организации
нормального режима работы школы.
Методика составления расписания уроков.
На первом этапе работы подготовим все
необходимые документы для составления расписания:
1.
Рабочий учебный план.
2.
Сведения о количестве классов в школе и
распределении их по сменам (приказ).
3.
Сведения о наличии учебных кабинетов и о
закреплении их за определенными преподавателями (приказ).
4.
Распределение учебной нагрузки преподавателей по
классам и ГПД по сменам в недельных часах (приказ).
5.
Распределение классного руководства (приказ).
6.
Сведения об обязательных свободных днях:
–
Администрации;
–
Председателя ПК;
–
Руководителей ШМО;
–
Преподавателей, занимающихся в вечерних и заочных
ВУЗах (личное заявление);
–
Преподавателей, совмещающих работу в школе с
работой в других организациях (личное заявление);
–
Преподавателей – внешних совместителях (личное
заявление).
7.
Личные пожелания учителей к расписанию уроков
(личное заявление).
8.
Сведения о делении классов на подгруппы при
изучении отдельных предметов (приказ).
9.
Расписание звонков в школе.
10. Заготовленные формы таблиц.
Желательно,
и даже необходимо, организовать сбор пожеланий преподавателей к расписанию
(свободный день, спаренные уроки и т.д.). Все эти предложения изучаются с точки
зрения целесообразности и оптимизации УВП в школе и, по возможности,
удовлетворяются.
Второй этап – заполнение справочной таблицы
(таблица 1).
Вносим
сначала справочные данные об учителях:
–
№ по порядку;
–
ФИО;
–
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);
–
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);
–
Классы, в которых работает данный учитель;
–
№ закрепленного кабинета.
Затем
переносим в таблицу из учебного плана количество часов по каждому предмету и
каждому классу.
И,
наконец, в графу «Примечание» вносим информацию об обязательных свободных днях (жирный
шрифт) и результаты обработки пожеланий преподавателей к расписанию уроков
(обычный шрифт). Причем дни работы совместителей отмечаем жирным подчеркнутым
шрифтом (для большей наглядности можно использовать цветовое выделение).
В
итоге справочная таблица приобретает вид, представленный в таблице 1.
Таблица1. Справочная таблица (при односменной работе школы)
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Число часов недельной нагрузки по |
Примечания |
||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
||||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
12 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
4 2 |
4 2 |
4 2 |
Среда |
|||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
2 3 |
2 3 |
1 4 |
1 4 |
ВторникПятница |
||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
5 2 |
5 2 |
5 2 |
Четверг |
|||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
5 2 |
3 2 |
1 4 |
1 4 |
— |
||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математика Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
5 |
5 |
3 2 |
3 2 |
Вторник |
||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математика Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
5 |
5 |
3 2 |
3 2 |
Пятница |
||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
4 2 |
4 2 |
3 2 |
3 2 |
Вторник Пятница |
||||||||||
8 |
Казаков М.Н. (директор) |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
2 2 |
2 2 |
Понедельник Пятница Среда |
||||||||||||
…. |
…… |
……. |
…. |
.. |
… |
.. |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Среда (1-5) Пятница (1-5) |
||||||||||
…. |
…… |
……. |
…. |
.. |
… |
.. |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
ИТОГО: |
28 |
28 |
29 |
29 |
30 |
30 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Таблица1а. Справочная таблица (при двусменной работе школы)
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Число часов недельной нагрузки по |
Примечания |
||||||||||||||
І смена |
ІІ смена |
||||||||||||||||||||
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
11а |
11б |
5а |
5б |
5в |
||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Переходим
к третьему этапу составления расписания. Исходя из данных справочной таблицы,
начнем заполнение вспомогательной таблицы (таблица 2).
В
нее вносятся:
–
№ по порядку;
–
ФИО;
–
Учебный предмет (если их несколько, то каждый
отдельно);
–
Недельная нагрузка (по каждому предмету отдельно и
общая);
–
Классы, в которых работает данный учитель;
–
№ закрепленного кабинета;
–
распределение уроков по классам в течение недели.
Колонка
«Резерв» имеет вспомогательный характер и служит для отработки расписания
занятий.
В этой таблице отражается распределение уроков в количественном отношении:
нагрузка преподавателя распределяется равномерно по дням недели, причем каждый
урок отмечается 1 или 2 (лучше всего использовать хорошо отточенный карандаш и
хороший мягкий ластик). Распределять уроки необходимо так, чтобы у одного
преподавателя в данный день не было больше 6-7 уроков 9по горизонтали), а в
каждом классе не было более 6-7 уроков в день (по вертикали). Кроме этого,
следует помнить, что число преподавателей, имеющих 6-ые –7-ые уроки, должно
быть больше, или в крайнем случае, равно числу, имеющих 6-7 уроков в данный
день.
Работа
с таблицей начинается с переноса левой части справочной таблицы. Далее
производится расстановка обязательных свободных дней администрации, свободных
дней преподавателей (обязательные – сплошной чертой, желательные – пунктиром).
Здесь следует пояснить, что желательные свободные дни могут быть
предоставлены, исходя из необходимости рациональной организации учебного
процесса, и в другие дни недели или вообще не предоставлены.
Также
следует напомнить преподавателям, что свободный от уроков день является
методическим днем и предназначен для самостоятельной работы по повышению
педагогического уровня и в случае необходимости в этот день учитель может быть
вызван на работу, например, для замены заболевшего коллеги (конечно, если
учитель не посещает в этот день курсы повышения квалификации и т.п.)
Затем
отмечаются дни работы внешних совместителей, уроков преподавателей,
совмещающих работу в школе с работой в других организациях.
После этого распределяются часы каждого учителя равномерно по дням недели,
по возможности учитывая «благоприятные» и «неблагоприятные» дни.
1.
Начинаем расстановку с уроков
учителей-совместителей и учителей, чьи уроки по разным причинам жестко зафиксированы
по дням недели.
2.
Затем приступают к расстановке уроков физической
культуры, трудового обучения, ИЗО и музыки, следя за тем, чтобы ни в одном
классе эти занятия не проводились в один день. При этом надо предусмотреть часы
по спортивному залу для организации занятий начальной школы (выделять
специальные дни или предусмотреть необходимое количество «окон»).
Таблица 2. Вспомогательная таблица.
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
|||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
|
2 |
2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Четверг |
Пятница |
Резерв |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
9а |
9б |
10а |
10б |
11а |
11б |
|||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
|
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
|
1 1 |
1 1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
2 |
2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
3.
Далее производится расстановка уроков
иностранного языка, а затем русского языка (если есть деление на
группы). Здесь очень важно сделать так называемую «плотную упаковку» (уроки
иностранного языка расставляются максимально плотно, без «окон») и максимальное
количество уроков иностранного языка ставятся в те дни, когда учащиеся
занимаются вне школы, а также – когда в школе много уроков физической культуры
и трудового обучения, ибо уроки иностранного языка требуют удвоенного
количества учебных кабинетов в связи с делением каждого класса на подгруппы.
4.
Далее расставляются уроки:
–
Уроки преподавателей, работающих по «верхней» или
«нижней» недели;
–
Преподавателей, работающих в две смены (их уроки по
возможности, сближаются по времени в течение одного рабочего дня или
разводятся на разные рабочие дни недели);
–
Преподавателей, имеющих сдвоенные уроки;
–
Остальных преподавателей (по убыванию их нагрузки).
5.
Последними расставляются уроки преподавателей, не
имеющих закрепленных за ними кабинетов. При этом желательно максимальное число
их уроков разместить в соответствующих предметных кабинетах и исключить положение,
при котором этот преподаватель вынужден был бы переходить из одного классного
помещения в другое на каждом уроке.
Выполняя эту
расстановку, мы имеем возможность выровнить количество уроков по дням недели по
каждому классу в соответствии с учебным планом школы. Так, например, в
параллели 9-х классов недельная нагрузка составляет 33 часа. Это означает, то
при пятидневной рабочей недели количество уроков составит 3 дня по 7 уроков, 2
– по 6 .
Следует
отметить, что при расстановке уроков каждой последующей параллели зачастую по
разным причинам приходится изменять расстановку уроков предыдущих параллелей за
счет перестановки уроков внутри одного дня или даже переноса уроков на другие
дни недели, изменять свободные дни преподавателей (желательные). Этого не надо
бояться: самое главное для составителя расписания – после каждой такой
перестановки делать проверку количества часов в данном классе по данному
предмету и общей недельной нагрузки преподавателя (графа по горизонтали) и
количества часов у каждого класса в один день (колонка по вертикали).
В
случае двусменности занятий в школе работа по составлению расписания
проводится таким же образом, но отдельно по каждой смене.
Четвертый этап – проверка правильности
расстановки уроков по классам (по вертикали в каждой колонке – количество
уроков в классе в один день), соответствие расписания учебному плану (в каждой
графе по горизонтали для данного класса – количество уроков данного предмета в
неделю в данном классе) и нагрузке каждого преподавателя (сумма уроков по горизонтали
в каждой строке – недельная нагрузка преподавателя).
Здесь
следует отметить, что на практике проверку и составление вспомогательной
таблицы проводят одновременно, хотя, конечно, после окончания работы необходимо
еще раз тщательно проверить правильность ее составления.
Пятый этап — составление рабочего расписания
администрации (таблица 3).
Таблица 3. Рабочее расписание уроков администрации
№ зп |
ФИО |
Учебный предмет |
Недельная нагрузка |
классы |
№ каб |
Кл.рук-во |
понедельник |
вторник |
Середа |
Четверг |
Пятница |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Казакова И.А. |
Крюкова Н.И. |
Казакова Н.А. |
Казаков М.Н. |
Крюкова Н.И. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||
1 |
Иванова А.М. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
5, 8а |
23 |
5а |
5а |
5б |
8а |
8а |
5а |
5б |
5а |
5б |
8а |
|
8а |
5а |
5б |
5а |
5б |
5а |
8а |
5а |
5б |
8а |
||||||||||||||||
2 |
Панова Н.И. |
Русский яз. Литература |
6 14 |
20 |
9,10 |
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фролов М.К. |
Русский яз. Литература |
15 6 |
21 |
6,7а |
25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Федорова А.Н. |
Русский яз. Литература |
10 12 |
22 |
7б,8б,11 |
26 |
11б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Бирюкова В.Б. |
Математ-ка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
5,10 |
31 |
10а |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Сидоренко К.К |
Математка Алгебра геометрия |
10 6 4 |
20 |
6,7 |
32 |
6а |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Булатова М.В. |
Алгебра Геометрия |
14 8 |
22 |
8,9 |
33 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Казаков М.Н. |
Алгебра Геометрия |
4 4 |
8 |
11 |
32 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Сокова А.П. |
Биология |
8 |
8 |
10,11 |
18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свободные кабинеты |
18,20,28 |
Здесь
надо на основании вспомогательной таблицы расставлять предметы по урокам,
учитывая, по возможности, данные о «трудных» и «легких» предметах, о
«продуктивных» и «непродуктивных» уроках в течение рабочего дня и недели.
1.
Расстановку учебных предметов по урокам делаем
в рамках каждого дня.
–
Расстановку уроков внутри одного дня можно начинать
с любой параллели и в любой очередности (если в какой-то параллели есть
жесткие требования к расстановке уроков, то начинать необходимо именно с нее).
Например, сначала расставляют уроки параллели 5х классов, затем 6-х и т.д. Следует
отметить, что составление рабочего расписания можно начинать с любого дня недели.
–
Если учебное заведение функционирует в две смены,
то сначала расставляют уроки преподавателей, работающих в первой смене, а затем
– работающих во второй смене. Однако при этом надо, по возможности, сблизить
уроки преподавателей, работающих в две смены, в первой и второй сменах во
времени или разнести их на разные дни недели.
–
В ходе расстановки при добавлении каждой следующей
параллели происходит частичная перестановка уроков, т.е. идет постоянная
коррекция расписания данного дня.
2.
После расстановки уроков всех параллелей в
расписании данного дня следует откорректировать «окна» у преподавателей,
занятость учебных кабинетов, более удобно и рационально расположить уроки в
течение дня.
Проделав
вышеуказанные операции для каждого дня недели, получаем рабочее расписание
уроков администрации (таблица 3.)
3.
Теперь следует еще раз проверить расписание на его
рациональность и комфортность для учащихся и преподавателей. Здесь иногда
возникает необходимость и возможность переноса одного или нескольких уроков на
другой день или становится очевидной необходимость дополнительной корректировки
того или иного дня недели.
Шестой этап работы – составление расписания
уроков для учащихся (таблица 4).
Таблица
заполняется автоматическим переносом уроков из вспомогательной таблицы. В нее,
кроме уроков, вносятся классные часы, факультативы, кружки, спортивные секции,
консультационные часы и т.д., причем отмечается, для какой категории учащихся
предназначено данное мероприятие: одного класса, всей параллели или нескольких
параллелей.
Необходимо отметить, что все оплачиваемые часы учебного
плана, в том числе и ИГЗ, нетрадиционные предметы, кружки, факультативы, проектная
и научно-исследовательская деятельность, должны быть включены в
расписание учебных занятий.
Кроме
того, в расписание может быть внесена циклограмма постоянных мероприятий школы,
имеющих недельный цикл.
Для удобства
использования целесообразно разделить расписание на 2 части: расписание уроков
(таблица 4) и расписание ИГЗ, факультативов и т.д. (таблица 4а).
Таблица 4. Расписание занятий для учащихся.
СОГЛАСОВАНО:__________ УТВЕРЖДЕНО:____________
Председатель ПК Иванова А.М. Директор
школы Казаков М.Н.
(протокол № ___ от ________200_ г.)
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
На 1 полугодие 20__ — 20__ учебного года
Классы |
5а |
5б |
6а |
6б |
… |
… |
11а |
11б |
|||||||||||||
Кл. руководитель |
Иванова А.М. |
Сучкова К.М. |
Сидоренко К.К. |
Конов В.П. |
Сергеев И.А. |
Федорова А.Н. |
|||||||||||||||
Закрепленные кабинеты |
23 |
21 |
32 |
36 |
22 |
26 |
|||||||||||||||
День недели |
Уроки |
Свободные кабинеты |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
|||||||
ПОНЕДЕЛЬНИК |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
18,20,28 |
Природовед. |
22 |
||||||||||||||||||
2 |
18,19,28 |
Русск.язык |
23 |
||||||||||||||||||
3 |
16,19 |
Физкультура |
|||||||||||||||||||
4 |
16,19 |
Математика |
31 |
||||||||||||||||||
5 |
16,18,23,28 |
Иностр.язык |
34/35 |
||||||||||||||||||
6 |
16,18,23-26 |
||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ВТОРНИК |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
СРЕДА |
Дежурный администратор Казакова |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ЧЕТВЕРГ |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
ПЯТНИЦА |
Дежурный |
||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||
Составитель _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР
Таблица 4а. Расписание индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций
СОГЛАСОВАНО:__________ УТВЕРЖДЕНО:____________
Председатель ПК Иванова А.М. Директор
школы Казаков М.Н.
(протокол № ___ от ________200_ г.)
РАСПИСАНИЕ
индивидуально-групповых занятий,
факультативов, кружков, спортивных секций
На 1 полугодие 20__ — 20__ учебного года
Классы |
5а |
5б |
6а |
6б |
… |
… |
11а |
11б |
||||||||||||
День недели |
Название занятий |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Время занятий |
№ каб |
Предмет |
№ каб |
|||||||
понедельник |
ИГЗ (математика) |
14.00-15.00 |
21 |
|||||||||||||||||
Природа и творчество (фак-в) |
14.00-15.00 |
16 |
||||||||||||||||||
Английский язык (кружок) |
14.00-15.00 |
Для учащихся 5-6х классов |
18 |
16.00-17.00 |
Для учащихся 11х классов |
18 |
||||||||||||||
Волейбол (спортивная секция) |
17.00-18.00 |
Для учащихся 9-11-х классов |
Сп.зал |
|||||||||||||||||
вторник |
||||||||||||||||||||
СРЕДА |
||||||||||||||||||||
четверг |
||||||||||||||||||||
пятница |
||||||||||||||||||||
Составитель _________ Казакова Н.А., зам.директора по УВР
Расписание
уроков утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется
с ПК школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель.
В
расписании также целесообразно указать дежурного администратора по школе на
каждый день, классного руководителя класса, закрепленный за классом кабинет.
Особое
удобство для составления расписания представляет графа «Свободные кабинеты»,
ибо это позволяет легко и быстро найти свободное помещение для какого-либо
незапланированного мероприятия, совещания, собрания, дополнительных занятий и
т.д. Целесообразно такую же строку ввести и в «Рабочее расписание уроков
администрации» (таблица 3).
Для
преподавателей и администрации школы удобнее пользоваться «Рабочим расписанием
уроков администрации»(таблица 3). «Рабочее расписание уроков администрации»
утверждается директором школы (правый верхний угол листа) и согласуется с ПК
школы (левый верхний угол листа). В правом нижнем углу листа расписания
подписывает составитель. В данном расписании четко видна занятость
преподавателя по дням недели, и по нему легко проводить замену уроков
заболевшего или выбывшего преподавателя, а также, при необходимости, —
коррекцию расписания уроков. Кроме того, по нему легко определить занятость
учебных кабинетов с целью размещения уроков преподавателей, не имеющих закрепленных
за ними кабинетов.
К
расписанию занятий прикладывается график проведения контрольных, лабораторных и
практических работ» (таблица5). Данная таблица заполняется следующим образом:
учитель против своей фамилии в соответствующей клетке указывает класс и вид
работы. Например:
v
5а-К – контрольная работа в 5а классе
v
7б-П — практическая работа в 7б классе
v
9б –Л — лабораторная работа в 9б классе.
Можно использовать
условные обозначения видов работ, например цветовое, как указано в таблице 5.
Следует
иметь в виду, что в первую неделю четверти по понедельникам и пятницам
проведение контрольных работ не рекомендуется. Также не
рекомендуется в один день проводить две (или более) контрольные
работы по разным предметам.
В случае
совпадения контрольных работ учителя должны взаимно откорректировать их
проведение в разные дни.
График заполняется учителями и вывешивается в учительской.
Таблица 5. График проведения контрольных,
лабораторных и практических работ на 1 семестр 200_ -200_ учебного г.
№ пп |
ФИО |
Учебный предмет |
Сентябрь |
Октябрь |
Декабрь |
|||||||||||||||||||||||
1-я неделя |
2-я неделя |
5-я неделя |
16-я неделя |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
………. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
…… |
… |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
||||||
5а |
||||||||||||||||||||||||||||
8а |
||||||||||||||||||||||||||||
7б |
||||||||||||||||||||||||||||
5а |
Контрольная работа в 5а |
|||||||||||||||||||||||||||
7б |
Лабораторная работа в 7б |
|||||||||||||||||||||||||||
8а |
Практическая работа в 8а |
|||||||||||||||||||||||||||
ПРОВЕРКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ И ОЦЕНКА ЕГО
КАЧЕСТВА
Для окончательной проверки расписания уроков, прежде
всего следует по рабочему расписанию администрации проверить по горизонтали
недельную нагрузку каждого преподавателя, а по вертикали – отсутствие «окон» в
расписании каждого класса; проверить нет ли совпадения уроков по дням (когда в
одном и том же классе одновременно должны давать уроки разные преподаватели). С
этой целью удобно использовать таблицу 6. Хотя в принципе именно проверка по вертикали
с использованием таблицы 6 проводится одновременно с расстановкой уроков по
дням при составлении рабочего расписания уроков администрации.
Затем надо внимательно проверить и откорректировать
расписание уроков с точки зрения устранения излишнего числа «окон» у
преподавателей, более рационального размещения «трудных» уроков, а также
наличие обязательных свободных дней для преподавателей, обоснованность и
наличие спаренных уроков по предметам, возможность проведения лабораторных
работ по физике, химии и другим предметам (для этого хотя бы раз в неделю в
какой-либо день в расписании должна быть представлена вся параллель) и т.д.
Оценить качество составленного расписания уроков довольно
сложно. С одной стороны, это некоторые формальные требования, о которых шла
речь выше – их выполнять несложно. С другой стороны, это психологические
требования, создающие определенные комфортные условия работы ученического и
педагогического коллективов, что учесть гораздо сложнее.
До сих пор теста для полной, всесторонней оценки
расписания уроков не существует. Расписание занятий считается
удовлетворительным, если оно в основном соответствует формальным требованиям,
предъявляемым к нему, и создает более или менее комфортные условия для работы
ученического и педагогического коллективов.
В качестве примера можно привести один из возможных
способов оценки расписания, встречаемый в педагогической литературе.
Один из способов оценки расписания уроков.
В качестве одного из возможных способов оценки уроков
можно использовать ранговую шкалу трудности:
v
Математика, украинский язык …………………………………………….. 11
v
Иностранный язык …………………………………………………………. 10
v
Физика, химия ………………………………………………………………. 9
v
История, человек и общество, философия …………………………………
8
v
Русский язык, литература ………………………………………………….. 7
v
Естествознание, география ………………………………………………… 6
v
Физическая культура ………………………………………………………. 5
v
Трудовое обучение …………………………………………………………. 4
v
Черчение ……………………………………………………………………. 3
v
ИЗО …………………………………………………………………………. 2
v
Музыка ……………………………………………………………………… 1
Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для
гигиенической оценки расписания уроков. При этом подсчитывается сумма баллов по
дням недели в отдельных классах. Эти цифровые данные можно изобразить
графически.
Школьное расписание оценивается положительно в том
случае, если образуется кривая с одним подъемом (во вторник или среду) или с
двумя подъемами (вторник, четверг).
Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при
наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу , а также при равномерности
нагрузки в недельном цикле.
Таблица 6.
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
5-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-А |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-Б |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-В |
Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?
Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.
Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный.
1. Составление расписания вручную
Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.
Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.
В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.
Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения. Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.
2. Автоматизированный метод
Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.
Мы хотим рассказать про такой сервис, «Составитель расписания». Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.
Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д. Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков. Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы.
Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:
- Список дисциплин (предметов в школе);
- План занятий на определённы период;
- Преподавательский состав;
- Место для проведения занятий.
Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами. Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).
Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.
Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.
Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.
Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение. За базовую единицу в программе «Составитель расписания» взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы. Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:
- Группы имеют один и тот же предмет;
- Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).
После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. «Составитель расписания» предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е. расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз. Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.
Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.
А затем — визуализация.
Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…
В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения — визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: «Интерактивное расписание» и «Электронное расписание». С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся. Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?
А теперь, благодаря интеграции с сервисом «Составитель расписания», сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.
Поделиться материалом:
Конструктор расписания уроков в школе (online)
Конструктор предназначен для создания расписание
уроков и экспорт в изображение А4 1200×724 формат *.PNG, пригодного для печати.
( Пользователи современного браузера имеют *возможность загружать фотографии.)
В первую очередь конструктор расписания будет
интересен ученикам начальной и средней школы, а также для их родителей.
Расписание уроков – это важнейший вид планирования процесса образования.
Расписание занятий – позволяет лучше ориентироваться в учебной неделе
Расписание уроков – в начальных классах поможет юному ученику привыкнуть к учебным будням,
Расписание занятий – в более старших классах поможет грамотно распределить выполнение уроков.
Расписание уроков – поможет родителям приучить ребенка к режиму дня
Составить расписание уроков в школе онлайн.
Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы.
Составить расписание уроков в школе онлайн поможет сервис онлайн с интуитивно понятным интерфейсом.
Заполнив по шаблону дни недели и расписание звонков Вы можете заняться с детьми творчеством и в этом Вам поможет большое количество заготовленных графических элементов в виде фона для планируемой картинки. Так же есть возможность загрузить своё изображение.
Возможность «перетаскивания» листа дня недели, расписания звонков, позволяет создать уникальное расписание уроков, которое наверняка понравится детям и поможет запомнить им расписание на неделю.
При составлении дизайна расписания уроков ученика учитывайте индивидуальные особенности ребёнка — возраст, форму обучения и его интересы.
Красивое расписания занятий вдохновит учащихся на качественную учебу. Расписание необходимо, чтобы учащиеся соблюдали школьный распорядок и точно знали, в какое время начнется урок.
Скачать готовый файл с расписанием уроков Вы можете бесплатно и без каких либо ограничений!