Как составить свои биоритм на месяц

Жизнь человека, как и все в природе, подвержено влиянию циклических изменений. Успешность того или иного вида деятельности в каждый момент времени определяется балансом притока и оттока его внутренней энергии. Такой баланс изменяется в соответствии  с циклами биоритмов человека.

Физический биоритм

биоритмы онлайнХарактеризует объем внутренней энергии организма, а также такие показатели, как выносливость, активность, скорость реакции и другие. Также физический биоритм определяет способность к восстановлению организма, предприимчивость и амбициозность.  От него зависят показатели эффективности метаболизма.

Оценка физического состояния человека обязательно должна включать исследование этого биоритмического цикла. Особенно это важно для спортсменов, для которых большие физические нагрузки становятся неотъемлемой частью ежедневной работы. Определение благоприятных и неблагоприятных периодов даст возможность варьировать степень интенсивности тренировок. Таким образом человек может избежать травм и максимально эффективно использовать свои внутренние ресурсы.

Эмоциональный (душевный) биоритм

биоритмы онлайнЭтот биоритм определяет Ваше внутренне эмоциональное состояние. От течения его цикла напрямую зависит чувствительность человека, его восприятие, а также весь спектр чувств и эмоций, сопровождающих повседневную жизнь. Также душевный биоритм отвечает за творческие способности и интуитивное знание. Особенно важно учитывать эмоциональный цикл для женщин и всех людей, занятых в творческой деятельности или тех, чья работа связана с общением.

Очень явно воздействие душевного биоритма на семейные и любовные отношения. Так как его цикл определяет склонность к сопереживанию, уязвимость и обидчивость, эти факторы могут оказать существенное влияние на общение двух близких людей.

Интеллектуальный биоритм

Расчет биоритмовЭтот биоритмический цикл характеризует умственные способности человека. От положения синусоиды интеллектуального биоритма зависит способность размышлять, делать логические выводы, сопоставлять факты, находить взаимосвязи. Кроме того, данный биоритм отвечает за предусмотрительность и осторожность, определяя рациональность действий человека. Особенно явно ощущают изменения цикла люди интеллектуальных профессий – учителя, писатели, журналисты, финансисты и т.д.

Есть версия, согласно которой есть взаимосвязь между интеллектуальным биоритмом и секрецией щитовидной железы. Также есть данные, подтверждающие зависимость производительности труда от изменений цикла этого биоритма.

Большую роль в здоровом образе жизни, активном долголетии, играет режим здорового образа жизни. При всей индивидуальности, все мы ходим под солнцем и подчиняемся природным силам. Они то наполняют нас энергией, то отбирают ее, влияя на наш рабочий день и жизнь в целом…

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, для учащихся  самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом. 

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности:

Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером.

 Бытует мнение что, якобы, есть третий тип: «голуби». Но про них всерьез мало кто пишет. 

Человек – существо дневное, и поэтому “жаворонки” ведут более гармоничный образ жизни.Они просыпаются легче, быстрее включаются в работу, больше успевают сделать, реализуются полнее как в течение дня, так и в течение жизни. Кроме того, они более жизнерадостны, со всеми последствиями. 

Невозможно составить режим дня для всех людей сразу.

Вот лишь некоторые общие советы:

• выделите достаточное время для отдыха и сна, чередуйте работу и отдых,

•  перерывы между приемами пищи не более 3-3.5 часов (если мы говорим действительно о здоровом образа жизни).

Для сохранения здоровья важно, чтобы человек спал и принимал пищу в определенное время. При питании в установленное время, как доказал И.П. Павлов, вырабатывается условный рефлекс на время. К  данному часу в желудке и других органах пищеварения вырабатываются пищеварительные ферменты, без которых невозможен нормальный процесс пищеварения.Если вы привыкли обедать в строго определенное время, то знаете, что к этому времени появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Помните: голод провоцирует функциональные дискинезии, а затем и органические поражения (холециститы, панкреатиты, язвенной болезни).

Если ложиться спать всегда в определенное время, то условные рефлексы помогают быстро и глубоко засыпать. Когда привыкнешь ложиться в одно и то же время, с приближением этого часа начинает клонить ко сну. Чтобы не страдать от бессонницы  надо  во время ложиться спать. Исключения возможны – главное чтобы они не стали правилами!Бессонница быстро приводит к угасанию активности высшей нервной деятельности. Появляется раздражительность, наступает быстрая утомляемость, усталость, в результате — снижение памяти и работоспособности… 

Молодым людям также полезно  знать, что соматотропный гормон-гормон роста вырабатывается наиболее активно с 21 до24 часов. Это время роста. Не мешайте своему телу расти, во время ложитесь спать, становитесь высокими и стройными!А тем, кто закончил расти, необходимо помнить, что соматотропный гормон, способствует метаболизму. Так что ложитесь спать вовремя и не мучьте себя диетами!        

Составление распорядка дня

·       Не надо составлять режим на месяц, неделю, что мешает вам составить плана действий на следующий день? 

·       Такие высказывания, как «Зачем зря стараться?» или «Все бессмысленно», говорят о неверии в свои силы.

·       Расписание составляется для того, чтобы повысить мотивацию, побудить к большей активности и отвлечь от мрачных мыслей.

·       Напомним, что режим должен предусматривать время дня для работы (учебы), еды, отдыха и сна. 

·       Планируя свой день, Вы невольно обдумываете предполагаемые занятия и ставите перед собой цели. 

·       Вечером, анализируя прожитый день, Вы оцениваете свои достижения, насколько хорошо справились с делом, оцениваете свое мастерство, и насколько приятным было для вас  данное занятие. А это повышает самооценку. Кстати, это хороший ритуал перед сном!

Составляя распорядок дня, важно понимать следующие принципы:

1. «Никому не удается выполнить все намеченные дела, не нужно расстраиваться, если какие-то из ваших планов останутся  нереализованными».

2. «Планируя свой день, записывайте только чем вы намерены заниматься, не акцентируя необходимость завершения этих дел. Объем выполняемых дел зависит как от внешних обстоятельств, довольно непредсказуемых, как то погода, чей-то непредусмотренный визит или неожиданная поломка, так и от субъективных факторов, таких как усталость, головная боль и т. п. 

3. «Если вы чувствуете, что вам не удается выполнить намеченное, напомните себе, что важна сама по себе попытка реализации планов. Пытаясь следовать плану, вы получаете информацию, которая поможет вам определить дальнейшие цели».

4. «По вечерам находите время на то, чтобы составить распорядок следующего дня. Желательно приблизительно указать время. Это дисциплинирует!» 

Внедрение четкого распорядка дня, который со временем, ПОВЕРЬТЕ, станет, безусловно, вашим, позволит устранить из повседневной жизни торопливость и спешку, вредно влияющие  на ваши дела, взаимоотношения с близкими, на деятельность нервной системы и всего организма.

Так какой распорядок дня можно считать самым гармоничным по отношению к мозгу и телу?

Во-первых, просыпаться желательно с восходом солнца, так как в это время (если мы не спим) оно заряжает нас по максимуму. Это самый мощный заряд, которым в состоянии поделиться с нами природа. Энергетические напитки и кофе даже в подметки не годятся этой мощи…

Потом наши мозг и тело работают приблизительно по такому графику:

С 6 до 7 утра – лучше всего работает долговременная память, вся полученная информация в этот промежуток усваивается легко. Учите язык или штудируете новые термины? Приберегите на это время.

С 8 до 9 включается логическое мышление, это наиболее подходящее время для любой деятельности, связанной с запоминанием и аналитикой. Жаль, что это драгоценное время часто уходит на дорогу к работе. Но зато в дороге можно скорректировать план действий на сегодня и выстроить логическую последовательность событий и действий – самое время!

С 9 до 10 – оптимальные часы для работы с информацией и статистикой. Если вы заинтересованы в результате, оставьте утренние чаи и кофе  на попозже, и займитесь делом с самого утра.

С 11 до 12 эффективность интеллектуальных функций снижается, стало быть, можно переключить внимание на что-нибудь полегче. Чай, кофе, перекуры – пришло ваше время. А также для менее сосредоточенных дел – звонков, почты, переговоров, соцсетей.

С 11 до 14 – самое подходящее время для обеда. Когда солнце в зените, любая еда, даже тяжелая, переваривается легко. Именно в это время ешьте то, о чем мечтаете по ночам. Пирожок с мясом, пирожное или шоколад переварятся в это время быстрее всего, оставив минимальное количество калорий. А пропуская это время, вы рискуете поправляться быстрее от того же объема пищи.

С 13 до 18 – идеальное время для активного труда, как физического, так и умственного. Все по графику.

Даже если у вас есть возможность задерживаться или брать работу с собой, пытайтесь все закончить к 18:00. Не тяните и не откладывайте. Труд в более поздние часы вынуждает мозг работать на износ. Первые признаки – сложности с засыпанием.

С 18 до 21 – гуляйте, проводите время с близкими людьми, занимайтесь бытовыми делами. Это уже не результативное для работы время. Максимум полчаса-час – на завершение механической работы, без креатива и особого напряжения.

С 21.00 до 23.00 – наиболее полный отдых ума и нервной системы. Если на вечер запланирован просмотр фильма – выбирайте фильм легкий и веселый. Кошмары и ужасы оставьте на выходные или отпуск. Пожалейте свою нервную систему, ей тоже нужно отдохнуть…

К 23.00 желательно начинать готовиться ко сну, в это время нас будет “лечить” уже луна. Если вы в 12 только задаетесь вопросом “А не пойти ли мне поспать?”, то соберетесь наверняка к 1 ночи, пик сонливости может пройти, и спать не будет хотеться еще несколько часов. И вся самая мощная энергия луны вместо восстановления пойдет всего лишь на то, чтобы вам не хотелось спать.

До 1 часа ночи луна помогает нам восстанавливать нашу “тонкую энергию”. В китайской медицине ее именуют «ци», индийские йоги называют ее «праной», а современная наука – “нервной и мышечной силой”.

С 1 до 3 часов восстанавливается эмоциональная энергия.

Понятное дело, что сложно постоянно придерживаться единого графика. Но если понять основные закономерности, и просто перераспределить по времени основные виды деятельности в течение дня, справляться с ними будет проще и легче. А жизнь станет спокойнее, насыщеннее и гармоничнее…

 Когда мы говорим  о распорядке дня, не имеем в виду «железные» поминутно расписанные графики. Не надо доводить излишним педантизмом режим дня до крайности и абсурда. Распорядок дня должен служить человеку, а не наоборот. 

Берегите себя и будьте здоровы!

В следующий раз мы поговорим о том, что в движении жизнь! 

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература


Пугачев Я.В.

1


1 г. Воронеж, МБОУ СОШ № 99, 5 «А» класс

Заварзина Е.Ю. (Воронеж, учитель математики, МБОУ СОШ № 99)

1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

2. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

3. Кузнецов Ю.Ф. Биоритмы человека: физический, эмоциональны и интеллектуальный. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 384 с.

4. 1. Хильдебрандт Г., Мозер М., Лехофер М. Хронобиология и хрономедицина. – М.: Арнебия, 2006. – 144 с.

5. Шапошникова В.И. Биоритмы – часы здоровья. – М. : Советский спорт, 1991. – 63 с.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/28153.

О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен [4]. С момента рождения человека его состояние определяется на основе трех циклов: физического, эмоционального и интеллектуального. На рисунке 1 представлены виды существующих биоритмов, их продолжительность и влияние на организм человека [5]. В первой половине цикла состояние человека благоприятное для выполнения различной деятельности. Затем состояние меняется с положительного на отрицательное и происходит спад деятельности.

ris1_2.tif

Рис. 1. Виды биоритмов

Изучение биологических ритмов имеет важное практическое значение, как для медицины, так и для безопасности жизнедеятельности организма в целом [3]. Актуальность научно-исследовательской работы определяется тем, что до настоящего времени природа, свойства биологических ритмов и их влияние на жизнедеятельность организма до конца не выяснены, хотя качество жизни человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.

Цель научно-исследовательской работы – исследовать возможность повышения качества жизни человека, посредством изучения его биоритмов.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • определить биоритмы для индивидуального человека в исследуемый период времени;
  • выявить влияние биоритмов на успеваемость учеников;
  • дать рекомендации как повысить эффективность деятельности человека, совместив биоритмы с образом жизни.

Гипотеза: предположим, что знание биологических ритмов позволит спланировать деятельность человека в тот или иной период времени таким образом, что повысится качество его жизни. Объект исследования: физический, эмоциональный, интеллектуальный, биологический ритм человека в заданный период времени. Предмет исследования: влияние биологических ритмов на жизнедеятельность человека (ученика, родителя, учителя, группы учеников).

Этапы работы:

1) Рассчитать биологические ритмы ученика на конкретную дату. Составить практические рекомендации для повышения эффективность деятельности ученика на конкретную дату.

2) Разработать оценочный лист для характеристики физического, эмоционального и интеллектуального состояния человека в баллах на месяц;

3) Провести эксперимент – в течение одного месяца ученик наблюдает за состоянием своего организма без знания биологических ритмов, и заполняет оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние. Затем в течение следующего месяца ученик заполняет оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние c учетом своих биологических ритмов. Сравнить количество баллов, оценивающих состояние ученика без знания его биоритмов и с их учетом, и сделать выводы.

4) Провести эксперимент – в течение месяца родитель и научный руководитель наблюдают за состоянием своего организма без знания биологических ритмов, и заполняют оценочный лист, характеризующий его физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние. Затем в течение следующего месяца родитель и научный руководитель заполняют оценочный лист, характеризующий их физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние с учетом своих биологических ритмов. Сравнить количество баллов, оценивающих состояние родителя и научного руководителя без знания биоритмов и с их учетом, и сделать выводы.

5) Провести эксперимент в классе с группой учеников и выявить может ли знание биоритмов повысить их успеваемость.

6) Сделать выводы о том, может ли знание биологических ритмов человека улучшить качество его жизни.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме; наблюдение, тестирование, проведение экспериментов; анализ практических результатов эксперимента.

Основная часть

1) Расчет биологических ритмов ученика на конкретную дату.

На первом этапе научно-исследовательской работы рассчитаны биологические ритмы ученика на конкретную дату и составлены практические рекомендации для повышения эффективности его деятельности.

Для расчета физического, эмоционального и интеллектуального биоритма использовали стандартную методику расчета биоритмов, разработанную Кузнецовым Ю.Ф. [3] и программы на ЭВМ «Расчет биоритмов человека». Расчет биологических ритмов проводили для Пугачева Ярослава, 08.05.2005 года рождения. С помощью программы на ЭВМ построили зависимости физического, эмоционального и интеллектуального состояния Пугачева Ярослава на период с 10.09.2014 по 09.10.2014 года представленные на рис. 2.

ris2_1.tif

Рис. 2. Биологические ритмы человека во времени

Анализируя полученные зависимости биологических ритмов можно сделать следующий вывод, на расчетную дату – 12 сентября 2014 года: физическое состояние составляет (73%) – подъем физической активности, прилив энергии; эмоциональное состояние составляет (97%) – позитивный настрой, сильное проявление интуиции; интеллектуальное состояние составляет (–19%) – снижение интеллектуальных способностей, возрастает невнимательность.

Следует отметить, что в исследуемый период наблюдаются критические дни – 13 сентября, 18 сентября – когда один из биоритмов равен нулю, и «двойные» критические дни – 02 октября – когда несколько биоритмов равны нулю. Исходя из вышеизложенного, на дату 12 сентября 2014 года можно дать следующие рекомендации: можно активно заниматься спортом, результаты будут на высоте; можно планировать важные дела, за которые долгое время боялись взяться; не следует заниматься интеллектуальной деятельностью.

Испытуемый ученик (Пугачев Ярослав), зная свои биоритмы, учел все данные рекомендации и провел день с высокой эффективностью и минимальными физическими, эмоциональными и интеллектуальными затратами: в тренировках по плаванию он выполнил без единой ошибки кувырок в воде, который ему долго не давался; в школе, как командир класса, он провел профилактическую беседу с одноклассниками на тему «Поведение учеников на перемене»; в этот день он не стал заниматься дополнительно дома по математике в решении олимпиадных задач.

В итоге прожитый день – 12 сентября 2014 года можно оценить на «5» баллов.

2) Изучение влияния биоритмов испытуемых на эффективность их деятельности

Анализируя результаты по влиянию биоритмов испытуемого (ученика) на эффективность его деятельности, полученные на первом этапе научно-исследовательской работы, представилось интересным увеличить исследуемый период времени и провести второй этап работы в виде эксперимента, заключающегося в следующем:

— в течение месяца (с 13.09.2014 – 12.10.2014 гг.) испытуемый живет без знания своих биологических ритмов, и ежедневно в одно время (вечером) оценивает в баллах прожитый день по трем составляющим состояния организма – физическое, эмоциональное, интеллектуальное;

— в течение месяца (с 13.10.2014 – 11.11.2014 гг.) испытуемый планирует свою деятельность с учетом своих биологических ритмов, и ежедневно в одно время (вечером) оценивает в баллах прожитый день по трем составляющим состояния организма – физическое, эмоциональное, интеллектуальное.

С этой целью был разработан оценочный лист, характеризующий по пятибалльной шкале физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за прожитый день (табл. 1). В качестве показателей характеризующих состояния организма были выбраны следующие, для оценки:

  • физического состояния – физические нагрузки на тренировках по плаванию, т.е. если физический биоритм отрицательный, то нагрузки в этот день были минимальные, если физический биоритм положительный, то нагрузки были максимальные;
  • эмоционального состояние – настроение;
  • интеллектуального состояния – дополнительные занятия дома по математике в виде решения олимпиадных задач, т.е. если интеллектуальный биоритм отрицательный, то в этот день занятия не проводились, если интеллектуальный биоритм положительный, то занятия проводились в двойном объеме.

Для того чтобы оценить эмоциональное состояние испытуемого был проведен анализ литературных источников и изучены различные методики диагностики общего эмоционального состояния (например, методика САН (самочувствие, активность, настроение), тест-опросник «Оценка настроения») [1, 2] и на их основе разработан свой тест-опросник «Мое настроение». В разработанный тест-опросник входит 10 ключевых слов описывающих эмоциональное состояние человека: вялый, раздраженный, мрачный, унылый, грустный, недовольный, озабоченный, изнуренный, печальный, несчастный. Испытуемый должен был выбрать те слова, которые характеризуют его эмоциональное состояние за прожитый день, а затем дать его оценку в% согласно следующей шкале:

10 – 8 слов – 100 – 80%; 8 – 6 слов – 80 – 60%; 6 – 4 слова – 60 – 40%;

4 – 2 слова – 40 – 20%; 2 – 1 слово – 20 – 10%.

В табл. 2 представлена разработанная оценочная шкала в баллах для характеристики физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого, и в дальнейшем используемая в оценочном листе, характеризующем прожитый день.

В период времени с 13.09.2014 – 12.10.2014 гг. испытуемый (ученик) наблюдал за состоянием своего организма, и заполнял оценочный лист, характеризующий активность прожитого дня, ежедневно в 21:00, согласно разработанной оценочной шкале, результаты заносил в табл. 3, а в конце исследуемого периода времени просчитал суммарное количество баллов набранных по физическому, эмоциональному и интеллектуальному состоянию организма. Далее на период времени 13.10.2014 – 11.11.2014 гг. были рассчитаны биоритмы испытуемого (рис. 3) и он планировал свою деятельность на день согласно их значению.

missing image file

Рис. 3 Биологические ритмы испытуемого (ученика) во времени

Таблица 1

Оценочный лист, характеризующий физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за исследуемый период

Состояние организма

Дата (число, месяц, год)

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

чч.мм.гг

?

Физическое

                           

Эмоциональное

                           

Интеллектуальное

                           

Итого:

                           

Таблица 2

Оценочная шкала в баллах для характеристики физического, эмоционального и интеллектуального состояния испытуемого (ученика)

Вид состояния

Показатель

Оценочные баллы

1

2

3

4

5

Физическое состояние

нагрузки на тренировках по плаванию

минимальная программа тренировки

выполнено 1/3 заданий тренера

выполнено 1/2 заданий тренера

выполнено 2/3 заданий тренера

выполнены все задания тренера

Эмоциональное состояние

настроение

100 – 80%

80 – 60%

60 – 40%

40 – 20%

20 – 10%

Интеллектуальное состояние

количество правильно решенных олимпиадных задач по математике*

Решена 1 задача

решено 2 задачи

решено 3 задачи

решено 4 задачи

решено 5 задач

Примечание: * – уровень сложности олимпиадных задач по математике всегда одинаков (4 уровень).

Таблица 3

Оценочный лист, характеризующий физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за исследуемый период (без учета биоритмов)

Состояние организма

Дата (число, месяц, год)

13.09.14

14.09.14

15.09.14

16.09.14

17.09.14

18.09.14

19.09.14

20.09.14

21.09.14

22.09.14

23.09.14

24.09.14

25.09.14

26.09.14

27.09.14

28.09.14

29.09.14

30.09.14

01.10.14

02.10.14

03.10.14

04.10.14

05.10.14

06.10.14

07.10.14

08.10.14

09.10.14

10.10.14

11.10.14

12.10.14

 

Физическое

   

4

 

4

 

3

   

3

 

3

 

2

   

4

 

4

 

4

   

5

 

5

 

4

   

45

Эмоциональное

5

4

4

3

2

1

2

2

3

3

3

3

2

3

4

4

3

3

2

1

3

4

3

4

3

4

5

3

4

3

93

Интеллектуальное

1

2

 

3

 

4

 

4

4

 

3

 

4

 

3

3

 

2

 

2

 

2

1

 

2

 

2

 

2

3

47

Итого:

                                                           

185

Примечание: испытуемый – ученик – Пугачев Ярослав.

Таблица 4

Оценочный лист, характеризующий физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за исследуемый период (с учетом биоритмов)

Состояние организма

Дата (число, месяц, год)

13.10.14

14.10.14

15.10.14

16.10.14

17.10.14

18.10.14

19.10.14

20.10.14

21.10.14

22.10.14

23.10.14

24.10.14

25.10.14

26.10.14

27.10.14

28.10.14

29.10.14

30.10.14

31.10.14

01.11.14

02.11.14

03.11.14

04.11.14

05.11.14

06.11.14

07.11.14

08.11.14

09.11.14

10.11.14

11.11.14

 

Физическое

5

 

4

 

5

   

4

 

4

 

5

   

5

 

5

 

5

   

5

 

5

 

4

   

4

 

60

Эмоциональ-ное

4

4

4

3

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

4

5

5

4

5

5

4

4

5

4

4

4

116

Интеллектуальное

 

 

 

44

44

 

45

 

55

 

55

45

 

44

 

44

 

 

 

 

 

70

Итого:

                                                           

246

Примечание: испытуемый – ученик – Пугачев Ярослав.

В конце каждого дня в 21:00 заполнялся оценочный лист, характеризующий физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние организма за прожитый день (табл. 4). В ходе эксперимента выявлено, что когда испытуемый (ученик) тренировался по программе разработанной тренером с учетом его физического биоритма, его показатели улучшились. Зная свой эмоциональный биоритм испытуемый (ученик) смог избежать эмоциональных всплесков и конфликтных ситуаций в школе. Выявлено, что когда дополнительные занятий дома по решению олимпиадных задач по математике проводили в положительную фазу интеллектуального биоритма ученика, то количество правильно решенных задач увеличилось.

Анализируя данные табл. 5 можно сделать вывод, что знание физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов позволило испытуемому спланировать свою деятельность таким образом, что повышение ее эффективности улучшило качество его жизни до 25%.

Таблица 5

Итоговая таблица (ученик)

Состояние организма

Количество баллов, набранное за исследуемый интервал времени

Повышение эффективности жизнедеятельности,%

без учета биоритмов

с учетом биоритмов

Физическое

45

60

25

Эмоциональное

93

116

20

Интеллектуальное

47

70

32

Итого:

185

246

25

На следующем этапе эксперимента для расширения возрастной группы в качестве испытуемых были выбраны родитель Пугачева Ярослава – мама – Пугачева Инна Николаевна, 17.12.1978 год рождения, и учитель начальных классов (04.11.1962 года рождения). Для характеристики состояния организма за прожитый день был использован разработанный оценочный лист (табл.1). В качестве показателей характеризующих состояние организма были выбраны, для оценки:

  • физического состояния – физические нагрузки на тренировках по фитнесу, т.е. если физический биоритм отрицательный, то нагрузки в этот день были минимальные, если физический биоритм положительный, то нагрузки были максимальные;
  • эмоционального состояние – настроение;
  • интеллектуального состояния (родитель) – написание статьи в научный рецензируемый журнал, т.е. если интеллектуальный биоритм отрицательный, то в этот день родитель не приступал к написанию статьи, если интеллектуальный биоритм положительный, то написанию статьи отводилось большее количество времени (в часах);
  • интеллектуального состояния (учитель) – время, затраченное на подготовку открытого урока по предмету «Окружающий мир», т.е. если интеллектуальный биоритм отрицательный, то в этот день научный руководитель не приступал к подготовке открытого урока, если интеллектуальный биоритм положительный, то в эти дни научный руководитель осуществлял подготовку к открытому уроку, фиксируя затраченное на это время (в часах).

Библиографическая ссылка

Пугачев Я.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ ЧЕЛОВЕКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Старт в науке. – 2017. – № 4-2.
;

URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=726 (дата обращения: 28.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Саморазвитие

Составляем расписание дня в соответствии с биоритмами

9 сентября 2017
19 782 просмотра

На какие часы вы смотрите, когда назначаете важную встречу, идете на обед или собираетесь спать? Наручные, настенные, электронные, механические… А есть еще одни — биологические. Эти часы тикают внутри нас. Мы их не слышим, но чувствуем: когда ложимся спать за полночь, когда встаем поздно, когда сидим в интернете, смотрим телевизор или пьем кофе в «неправильное время», пишет Майкл Бреус в книге «Всегда вовремя».

Доктор Бреус — известный специалист по хронобиологии. За 15 лет он помог тысячам пациентов улучшить не только сон, но и самочувствие, настроение, память, концентрацию, а также нормализовать вес. Это стало возможным, когда клиенты доктора Бреуса привели расписание дня в соответствии со своими биоритмами. Многие книги по эффективности не учитывают самого важного — индивидуальности. Майкл Бреус предлагает повысить производительность, скорректировав время сна и переставив местами строчки в расписании. Ну что, заведем часики?

Теория о хронотипах

Доктор Бреус — практикующий врач. На основе практики и научных исследований он разработал идеальное расписание дня для каждого хронотипа — так классифицируют людей по характеру суточной активности. Переставив местами строчки в графике, вы перестанете растрачивать «боевое» время и станете эффективнее.

Составляем расписание дня в соответствии с биоритмами
Книга доктора Бреуса — о здоровом образе жизни в целом

Теория Бреуса сложнее теории «сов и жаворонков». Он выделяет четыре хронотипа — Дельфины, Львы, Медведи и Волки. Первые обычно страдают бессонницей, Львы и Волки похожи на жаворонков и сов соответственно, а Медведи — это «золотая середина». Они ложатся не очень поздно и встают не очень рано. Так в чем проблема?

Самый распространенный хронотип

Половина взрослого населения земли — Медведи. Они любят много спать и обычно страдают лишним весом. Утром просыпаются с туманом в голове, приходят в себя лишь через часа два после пробуждения. В середине дня или ближе к вечеру чувствуют упадок сил. В выходные стараются отоспаться за все будни. Узнаете себя?

Высыпаться Медведям мешают «сонные выходные»: накануне понедельника они поздно ложатся и всю неделю не могут войти в ритм. Медведи не должны спать больше восьми часов, независимо от дня недели. По утрам лучше плотно завтракать: это поможет не переедать вечером. Лишние калории не будут пагубно влиять на сон и станут топливом для организма на целый день.

И вечером им хватит сил отказаться от добавки и десерта.

Самый распространенный хронотип

Кстати, по утрам «включиться» поможет не чашка кофе (этот напиток Медведям лучше пить через 3-4 часа после пробуждения), а спорт.

Сколько спать днем

Исследования показали: оптимальное время дневного сна — 10-15 минут. Если спать меньше, человек не почувствует себя отдохнувшим, больше — эффект бодрости наступит лишь спустя 30 минут, и то на короткое время. Вздремнув на четверть часа, вы быстро почувствуете прилив сил, и активность сохранится в течение 2,5 часов.

Сергей Капличный спит днем, где придется. Фото из личного архива
Сергей Капличный спит днем, где придется. Фото из личного архива

Этот метод использует наш МИФотворец Сергей Капличный. Он жил в Китае, и там завел привычку отдыхать днем: «Сразу после обеда все китайцы делают перерыв на сон. Офисные сотрудники вытаскивают раскладушки и подушки, уличные работники прислоняются к ближайшей стене, все остальные спят, где придется. Это так классно и естественно».

Идеальное расписание дня

Львы, которые просыпаются на рассвете, не могут сохранить энергию до вечера. Из-за этого у них бывают трудности с личной жизнью: на свиданиях они буквально засыпают, кажутся скучными и незаинтересованными. Доктор Бреус предлагает спокойнее провести утро, а под вечер пойти на тренировку (нагрузка поднимет уровень кортизола, который даст силы на оставшийся день).

Волки ложатся спать слишком поздно, утром судорожно переставляют будильник, но лишние минуты не приносят облегчения. Этому хронотипу стоит ложиться в полночь и ставить два будильника с разницей в 20 минут. Первый звонок разбудит, а второй приведет в состояние активности.

Дельфины засыпают с большим трудом. Решить проблему поможет отказ от дневного сна и упражнение, которое нужно делать ночью вместо ворочания в кровати: 20 минут пытаться заснуть, затем переместиться на стул и посидеть в темноте 15 минут. Менять положения лежа и сидя до тех пор, пока не придет сон.

Не следуя внутреннему времени, вы вредите собственной биологии. Разве это правильно?

Когда пить кофе и отключать гаджеты?

В книге «Всегда вовремя» есть огромное количество лайфхаков, которые сделают жизнь проще, здоровее и продуктивнее. Вот некоторые их тех, что подойдут всем хронотипам:

  • оптимально спать от 7 до 9 часов в сутки. Избыточный сон может привести к проблемам со здоровьем;
  • из-за высокого уровня кортизола в крови утренний кофе не дает энергию, а приводит к раздражительности, поэтому этот напиток лучше употреблять минимум через два часа после пробуждения;
  • определите ваши часы активности и на это время откажитесь от интернета, иначе есть риск «зависнуть» в сети на несколько часов;
  • за час до сна необходимо отключить все гаджеты и телевизор. Синий свет, исходящий от экранов, схож с дневным. Организм может «запутаться» и подумать, что спать еще рано;
  • быстрее адаптироваться к смене часовых поясов поможет подготовка: за сутки до поездки откажитесь от кофе и переведите часы на новое время;
  • некоторые лекарства (например, аспирин) эффективнее принимать перед сном. Ночью организм активно восстанавливается, и этот процесс усилит действие медикаментов;
  • исследования показали, что утром человек может дольше терпеть боль, поэтому уколы лучше делать в это время.

Что еще…

Существует идеальное время для любых действий. Подходящий момент не выбирают, он заложен в наших генах и работает от момента пробуждения до погружения в сон, а также каждую секунду между ними.

Существует идеальное время для любых действий.

Также вы узнаете из книги:

  • как справиться с бессонницей;
  • какое идеальное время для спорта;
  • когда просить повышение зарплаты;
  • в какое время пик творческих способностей;
  • как высыпаться тем, кто поздно ложится и рано встает;
  • что делать, чтобы сохранить энергию до вечера.

…377 страниц о настройке ваших биологических часов.

Воробей не спешит на работу к девяти утра и не поглощает кофе в пробках. Лосось не посещает полуночные концерты. Олень не смотрит запоем сериалы все выходные. Животные прислушиваются к своим внутренним часам. А мы, такие образованные и умные, по собственной воле их игнорируем, часто занимаясь совсем не тем, что наш организм должен делать в это время.

Прислушайтесь к своему биологическому ритму, составьте новое расписание и наблюдайте, как жизнь меняется к лучшему.

P.S. Понравилось? Присылаем такие же полезные письма раз в неделю. И даем скидки на крутые новинки — только для своих. Подписывайтесь на нашу рассылку по саморазвитию. И до встречи!

По материалам книги «Всегда вовремя»

«В жизни человека нет ничего более властного, чем ритм», — утверждал великий физиолог И.П.Павлов. Именно изучению биологических ритмов и их использованию в повседневной жизни посвящена наука хронобиология. Хронобиология — область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнедеятельности. Это одна из самых необычных и удивительных наук, которые занимаются здоровьем человека.

Она изучает влияние биологических ритмов на самочувствие, на процессы старения, на режим труда и отдыха и даже на совместимость людей друг с другом. На первый взгляд – это какая-то мистика, однако хронобиология – такая же наука, как и все остальные. Она использует научные методы и дает практические рекомендации.

Все наши желания и физические возможности зависят от циклов – лунных, солнечных, годовых, месячных и суточных. Ими определяется слаженность и активность работы внутренних органов, быстрота нервных реакций, скорость обмена веществ, выработка гормонов и ферментов.

Как же можно использовать знания хронобиологии в повседневной жизни?

Ученые советуют не насиловать свой организм выполнением непосильных для него задач, а подстроиться под его потребности и возможности. В таком случае любой вид деятельности приведет к самым оптимальным результатам.

Важно знать, что все ритмы подчинены трехкратному циклу. Так, трижды в день наступает спад сил, трижды в день они на подъеме.

Вот какой идеальный распорядок дня разработали хронобиологи:

5.00 – 6.00. Самое лучшее время для пробуждения. Сейчас выделяется первая порция гормонов из надпочечников. Самый «главный» среди них – адреналин. Он ускоряет пульс и кровообращение, поднимает температуру тела и артериальное давление. Организм готов к новому дню.

6.00 – 7.00. Утренняя зарядка и контрастный душ именно в это время принесут наибольшую пользу.

7.00 – 9.00. Время завтракать. Ваш желудок сейчас находится в состоянии боевой готовности и способен быстро переварить пищу и извлечь из нее наибольшее количество энергии.

8.00. Самое лучшее время для любви. Наиболее высокий уровень половых гормонов в крови.

9.00 – 11.00. В это время не рекомендуется есть. Желудок, справившийся с завтраком, отдыхает. Особенно вредно сейчас поглощение шоколада, алкоголя или кофе: они создают повышенную нагрузку на поджелудочную железу.

11.00 – 12.00. Не перегружайте сердце физическими нагрузками: именно сейчас оно работает на пределе своих возможностей. В этот период лучше всего заняться спокойными делами.

13.00 – 14.00. Спад биоритмов. Работа не будет ладиться, даже не пытайтесь что-то сделать. Самое лучшее время для обеденного перерыва.

14.00 – 16.00. Почему после обеда нас так тянет вздремнуть? Сердце работает замедленно, кровообращение мозга и внутренних органов также минимально. Недаром в жарких странах именно в это время дня начинается сиеста. У нас, к сожалению, такая практика не предусмотрена, поэтому займитесь работой, которая не требует умственных усилий. Сейчас Вам особенно удастся ручной труд и рукоделие.

16.00 – 17.00. Энергетика идет на подъем. Чтобы быстрее взбодриться, выпейте чашечку кофе.

18.00. Пик для мышц тела. Отправляйтесь в фитнес-клуб. Именно сейчас физкультура принесет Вам больше всего пользы.

17.00 – 19.00. Мочевой пузырь и почки активны, как никогда. Пейте побольше жидкости – она поможет прочистить мочевыводящие пути. В эти часы не стоит есть острое и соленое.

18.00 – 20.00. Самое лучшее время для косметических процедур. Кожа наиболее восприимчива к воздействию.

19.00 – 20.00. Если вы собираетесь ужинать, поторопитесь. Всё, что съедено после 20.00, накопится в виде жировых отложений.

20.00. Самое лучшее время для приема алкоголя. В меру, конечно.

20.00 – 22.00. В эти часы уязвима наша нервная система. Эмоции особенно неустойчивы. Сейчас острее всего чувствуется одиночество.

21.00 – 23.00. Организм готовится ко сну. Замедляются все процессы. Идет на спад умственная и физическая активность. Телевизор, книга, неспешная беседа – это поможет Вам настроиться на ночной отдых.

00.00 – 05.00. Организм регулирует обмен веществ. Ему сейчас требуется полный покой. Бодрствование в это время – прямая угроза Вашим красоте и здоровью.

02.00. Падает зрение. Это опасное время для водителей и машинистов поездов, вынужденных находиться в пути.

Эти несложные правила очень легко выполнять. А самое главное, Ваш организм быстро под них подстроится – ведь это именно то, что ему нужно. Идеальный распорядок дня позволит Вам гармонизировать свою жизнь, добиться значительных успехов как в работе, так и в личной жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь области интегрирования
  • Как исправить кофе в зернах
  • Как найти мои коллекции в самсунге
  • Как найти дом в евпатории
  • Как составить хорошую аннотацию