Портрет — это один из наиболее популярных жанров фотографии. Он может быть выполнен в черно-белом или цветном варианте. Это и деловые образы, и фешн снимки, и фотографии для рекламных баннеров или портфолио. Чтобы получить красивый фотопортрет нужно уметь обращаться с техникой, быстро устанавливать настройки, правильно выбирать свет и ракурс. Учитывая особенности и правила съемки портретов, а также выполняя рекомендации профессионалов можно получить впечатляющий результат.
Как создаются фотопортреты
Фотопортрет можно сделать как в студийных условиях, так и на выездной фотосессии. Главное правило создания снимков крупным планом — сохранение пропорций и естественных черт лица модели. Можно расставить акценты и выделить глаза или губы, но искажать формы и размеры на фото — будет ошибкой.
Как и любая съемка, подготовка к созданию фотопортрета включает несколько этапов:
- выбор фотографа и места для фотосессии;
- определение темы и образа для модели;
- подбор фона и установка света;
- выбор наиболее подходящих ракурсов и съемка.
Чтобы получить интересные фотопортреты, профессиональные фотографы до начала фотосессии настраивают технику, подбирают нужные объективы и дополнительные элементы для съемки. В процессе работы мастер не должен тратить время на расстановку света и настройку техники. Допустимы лишь незначительные корректировки, которые не займут много времени. Опытный фотограф должен быстро реагировать на изменение позы модели, чтобы поймать чувственные и выразительные кадры.
Создание фотопортрета не ограничивается лишь съемкой. Далее следует обработка снимков в фоторедакторах. Во время фотосессии желательно сделать большое число кадров, чтобы затем выбрать наиболее удачные.
Тонкости съемки
При помощи профессиональной камеры можно создать фотопортрет, который будет даже лучше чем оригинал. Применяя различные режимы съемки и техники легко подчеркнуть красоту человека и выделить его на любом фоне. Лицо и эмоции на фото занимают главное место и являются сердцем портретной композиции. Фотография может быть свежей, легкой, выражать счастье, грусть или боль. Каждая деталь в кадре имеет свой характер. Изменяя угол съемки или позу модели можно заставить фотографию «рассказать» целую историю.
Техника
Качество фотопортрета зависит от профессиональной техники и мастерства фотографа. Хорошие кадры вряд ли получатся на обычную «мыльницу» или камеру мобильного. Не обязательно иметь самую дорогую и новую модель камеры, главное, чтобы у фотоаппарата были ручные настройки и хороший объектив. Фотографы используют разные марки фотоаппаратуры. Независимо от названия бренда возможности у техники одинаковые, отличаться может внешний вид и меню управления.
Для длительных фотосессий вес техники и емкость аккумуляторов имеет важное значение. Опытные фотографы используют специальные сумки, чехлы, ремни для камер. Кроме этого в арсенале должны быть объективы с разными фокусными расстояниями, дополнительные карты памяти и аккумуляторы.
Фантазия
Для создания оригинального художественного фотопортрета требуется время. Идеи для съемки можно придумать самостоятельно, воспользовавшись фантазией и жизненным опытом. Иногда шикарный кадр получается спонтанно, а для некоторых снимков нужны немалые временные затраты. Чтобы модель и фотограф понимали преследуемый результат, желательно заранее подготовить ряд интересных картинок и тем, которые можно обыграть в своем стиле.
Часто у фотографов есть свое видение и желание воплотить в жизнь ту или иную идею для фотопортрета. Они привлекают для съемки моделей определенного типажа и телосложения. Для креативных фотопроектов используют арт-макияж с блестками и яркими деталями. Для классических снимков достаточно натуральной красоты и игры света.
Режим
Для съемки фотопортрета используют как автоматический, так и ручной режим камеры. Ключевым моментом в кадре будет лицо человека с размытым задним фоном. Этот эффект достигается при помощи настроек фотокамеры или делается в ручную в фоторедакторе. Проще работать в автоматическом режиме, но для воплощения креативных задумок применяют специальный режим «портрет» или ручные настройки.
Красивое боке достигается за счет минимальных значений диафрагмы и верно подобранного освещения. Сделав несколько пробных кадров можно поиграть с диафрагмой и скорректировать экспозицию.
Фокусное расстояние
За счет изменения фокусного расстояния объектива можно размыть фон позади основного объекта в кадре. Выбирая фотокамеру и объектив для фотосессии важно учитывать, какую цель вы хотите достичь. Фотопортрет выполняется в нескольких вариантах:
- крупный план, если в центре снимка только лицо — требуется объектив в 70 — 135 мм;
- средний план, когда фото модели делается по грудь — нужен объектив в 50 мм;
- общий план, когда снимок делается в полный рост — подойдет объектив в 30 мм.
Фокусное расстояние позволяет получить различные эффекты на фото. Неправильно подобранный объектив сделает фото выпуклым, плоским или исказит некоторые детали в кадре. На практике расстояние от фотографа до модели и заднего фона также влияет на результат снимка.
Свет
Свет помогает выражать замысел фотопортрета. Условия освещения напрямую влияют на выразительность фотопортрета. Можно специально приглушать свет и играть с тенями для достижения определенных эффектов. Не стоит ставить модель под прямые лучи солнца или снимать в полдень. Испортить фото быстрее всего можно применив прямую вспышку, которая переэкспонирует картинку и сделает лицо плоским.
Лучше всего выбирать естественный свет, который легче подстроить под себя, подобрав нужную глубину для изображения, цветовую температуру и другие параметры. Можно дополнительно использовать вспышку, отражатели, софтбоксы, тем самым эффектно освещая модель с нужной стороны. Начинающие фотографы могут экспериментировать с освещением и даже создавать свои источники света. При помощи обычных ламп, фонариков и белого листа можно создать мягкий и рассеянный свет. Очень важно не забывать про выдержку и баланс белого.
Позирование
Поза модели влияет на восприятие фотографии. Если в кадре девушка сутулится или выглядит странно, то такой снимок будет отталкивать. Фотограф не должен искажать пропорции тела, обрезать руки или ноги модели. Опытный профессионал подскажет, как правильно встать перед камерой, чтобы получить выразительные кадры.
Если снимок выполнен крупным планом, то в качестве интересной позы может служить изгиб шеи, поворот головы, положение рук. В классическом фотопортрете будет уместно естественное положение головы, а вот для снимков фешн используют необычные движения с напряженными линиями.
Когда же лучше снимать портреты
Все опытные фотографы знают, что подходящее время для проведения фотосессии — это период перед закатом, когда солнце находится не над головой, а мягко освещает землю. В этот момент свет падает под пологим углом, поэтому он уже не такой жесткий и яркий как днем. Оттенки на фото становятся теплее, а черты лица мягче.
Для фотопортрета на улице важно, каким образом на лице будет ложиться тень от носа, как будут выглядеть глаза. Именно в раннее утреннее время сразу после заката и в вечерние часы, солнце освещает лицо подходящим образом. Модели не придется щуриться от солнца. В такой период эффектные снимки против солнца получаются в том случае, если применить светоотражатель. Для портретных фотографий лучшим решением будет отражатель с белым или золотым покрытием. Если же погода облачная, то время для съемки фотопортрета роли не играет.
Фотопортрет: советы профессионала
Главное в работе фотографа — найти подход к модели и помочь ей чувствовать себя непринужденно. Беседа во время процесса съемки помогает раскрепостить человека и получить настоящие эмоции. Постоянно работая над своей техникой и стилем, фотограф научится видеть и строить красивые композиции. При помощи правильных силуэтов и линий можно изменить восприятие и смысл всего кадра.
Чтобы изображение получилось четким, в настройках камеры устанавливают короткую выдержку. Для объемного портрета раскрывают диафрагму, размывая фон. Фокусировку настраивают по глазам. Снимать портрет лучше на длиннофокусный объектив с фиксированным фокусным расстоянием.
Для фотохудожника навыки работы со светом и тенями играют ключевое значение при построении кадра. Выразительные формы получатся с качественным освещением. Внимание в портретной фотографии уделяют глазам и зоне вокруг них. Заполнить тень можно при помощи дополнительных источников света — вспышки или отражателя. Если кадр получился темным, то исправить ситуацию можно будет во время постобработки.
Как сделать так, чтобы человек находящийся перед камерой улыбался
Горящий взгляд и искренняя улыбка — это половина успеха для фотосессии. Чтобы модель позирующая перед камерой смогла расслабиться, нужно полностью доверять фотографу. Он же в свою очередь должен найти подход к человеку, похвалить его наряд или позу, а в нужный момент даже рассмешить. Эффектный способ добиться от модели улыбки — рассказать анекдот или заготовленную шутку. Если в фотосессии участвует ребенок, то проводить съемку в игровой форме будет верным решением. Искренние эмоции — главное для памятных фотографий.
Что делать с прической и одеждой
Для фотопортрета, как и для любого другого жанра съемки нужно уделять внимание внешнему виду модели. Прическа и макияж должны соответствовать образу, сочетаться с одеждой и выражать характер модели. Тематическая съемка требует дополнительных аксессуаров или специального фона. Учитывая место где будут сделаны фото, можно заранее подобрать выигрышные оттенки одежды. Для стильного образа лучше обратиться за консультацией к стилисту, который поможет выбрать наряд чтобы скрыть лишние килограммы. Профессиональный визажист сможет подготовить лицо для фотопортрета и придаст коже сияющий и здоровый вид.
Как быть с людьми, которые носят очки
На снимках людей, которые носят очки, могут появляться нежелательные блики, они легко испортят кадр. В этом случае фотограф должен тщательнее подбирать нужный ракурс, а во время фотосессии следить за движениями модели. Если человек, носящий очки будет медленно поворачивать головой, фотохудожник поймает нужный момент, когда блики будут минимальны или совсем исчезнут. В некоторых случаях недостатки на фотопортрете придется убирать при помощи ретуши в фоторедакторе.
Важен ли фон на фотографии
Фон имеет такое же значение, как и центральный объект в кадре. Портрет будет привлекательным, если позади него не будет отвлекающих предметов или лишних деталей. В качестве фона обычно используют красивый пейзаж, здания или стандартный студийный фон. Можно применить четкий переход из черного в белый цвет или сделать сильное размытие.
Как сделать фотографию в закрытом помещении
Для фотопортрета подойдет студия, кафе, квартира или любое другое помещение. Лучше всего, если интерьер будет выполнен в модном стиле, в едином цвете. Для фона используют однотонную стену, кровать или диван. Для удачных кадров подойдут позы в полный рост, стоя, сидя и даже лежа.
Как быть, если не удается найти интересный фон
Если подходящего красивого места для портретной съемки найти не получилось, то лучше всего использовать для фотопортрета эффект размытия. Чтобы получился равномерный расплывчатый фон, значения диафрагмы должны стоять на минимальных отметках. Применяя такую настройку камеры объект останется четким, а позади него образуется мягкое боке. Такой способ используют как в студии, так и на улице. Лишние детали на заднем плане не будут привлекать на себя внимание. Фон будет интересным, если за спиной модели окажутся горящие огни, гирлянды или фонари.
Что можно сказать о композиции
Лучшие фотопортреты получаются, если соблюдаются правила построения снимка. Композиция, в которой важные детали и объекты размещены по правилу золотого сечения, смотрятся гармонично и эффектно. Голову модели на снимке располагают таким образом, чтобы глаза оказались на расстоянии 1/3 от верхнего края изображения.
Позы фотографируемого
Поза модели на фотографии не должна передавать напряжения. Человек может стоять, лежать или сидеть, трогать руками лицо или волосы. Особое внимание на фотопортрете следует уделить рукам, плечам и шее. Секрет удачного фото — ровная осанка. Для того чтобы получился хороший фотопортрет, делайте много кадров с разных ракурсов. Среди большого количества снимков будет проще выбрать эффектные позы.
Как быть с влюбленными
Фотосессия влюбленных получается всегда чувственной и нежной. Чтобы поймать интересные кадры фотографу следует попросить молодых людей смотреть друг другу в глаза. Сами модели должны наслаждаться моментом общения и не обращать внимание на камеру. Отличный портрет получится, если влюбленные прикоснутся щеками или наклонят головы в одну сторону. Расположить девушку и парня лучше на разной высоте, чтобы установить баланс композиции на снимке.
Что если свет очень яркий
Если во время съемки фотопортрета на улице слишком яркий свет, то для того чтобы образ получился выразительным, необходимо найти тень. Подойдет крона деревьев, тень от здания или беседка. Еще один способ — расположить модель на фоне солнца и использовать отражатель. Если же яркость в кадре получается из-за вспышки, отключайте ее или приложите белый лист для рассеивания света.
Но ведь человек окажется в тени и фотопортрет получится темным
Фотограф может изменять направления света за счет светоотражателей. Их устанавливают в одном положении, носят в руках или направляют на лицо человека для получения интересных эффектов на фотопортрете. Фотографы пользуются на фотосессиях помощью ассистентов. Даже расположив модель в тени на снимке появляются яркие и сочные цвета.
Что делать с освещением в закрытом помещении
В студии проще сделать красивые портретные снимки – для удачного фото лучше расположить модель у окна. Можно использовать жалюзи или тонкие шторки, чтобы регулировать количество света, а также отходить от источника на нужное расстояние. Для дополнительного освещения в фотостудии найдутся софтбоксы и отражатели. Их можно расположить сбоку, сверху или снизу от объекта. Даже самая обычная вспышка подойдет для работы в закрытом помещении. Если фото получается слишком ярким, вспышку направляют не на модель, а в потолок или стену.
Если ответственно подойти к организации съемки и найти фотографа, который хорошо знает свое дело, то фотопортрет будет выражать индивидуальность модели, а также ее лучшие качества внешности. Для предотвращения получения неудачных фотографий стоит при выборе фотографа изучать портфолио специалиста и найти красивые снимки, на которые должен ориентироваться профессионал.
Каждому из нас дороги фотографии, на которых изображены близкие и родные люди. Для любого человека, наверное, нет ничего дороже этих фотографий. Фотографии ушедших предков хранятся почти в каждой семье как дорогие реликвии. Но кроме своего информационного содержания, фотографический портрет человека заключает в себе его образ. И этот образ должен в первую очередь передавать не только внешнюю красоту человека, но и красоту внутреннюю, его характер.
Фотопортреты, сделанные профессионалами, стоят обычно недешево и по карману не каждому. Некоторые пытаются сами делать портреты. Но очень быстро дилетанты понимают, что для того, чтобы создать пристойный портрет – мало просто навести фотоаппарат на человека и нажать на спусковую кнопку. Почему такое происходит? Потому, что начинающие фотографы обычно забывают о том, что кроме портретируемого в портрете присутствую различные детали – например, фон, на котором вы снимаете, предметы интерьера… А еще большую роль имеют правильно выбранное или мастерски поставленное освещение, интересная поза человека, выражение его лица, цвет кожи… Деталей и нюансов в фотопортрете огромное количество.
Но, тем не менее, если у вас уже есть фотоаппарат, а, главное, желание научиться снимать портреты, то освоить это дело не так уж и сложно. Как? А вот об этом мы сегодня и попросим рассказать одного профессионального фотопортретиста, который своим делом занимается уже более десятка лет.
Итак, советы профессионала.
1. Как сделать так, чтобы человек, которого вы фотографируете, улыбался?
Прежде всего, для этого вам нужно убедиться, что человек вообще хочет, чтобы его фотографировали! Ну вот, например, вы решили создать портрет маленькой девочки. Сделать это будет весьма проблематично, если ваша юная модель устала. Или она голодна. Или чем-то расстроена. Из-за этих и множества других причин выражение ее лица будет неестественным. Да и взгляд тоже — не таким, как всегда. На портрет девочки, которую вы фотографировали в плохом настроении, и смотреть-то никто не будет! Вот поэтому дайте человечку перед съемкой как следует выспаться, а потом, непосредственно перед фотографированием, угостите чем-нибудь вкусненьким.
И вообще к своей юной модели фотограф должен проявлять самое непосредственное участие. В общении с ребенком он должен быть веселым и жизнерадостным. Для того, чтобы девочка чувствовала себя раскованно и непринужденно, хорошо было бы, если бы вы завязали с ней интересную беседу. Но ни в коем случае нельзя доводить ее до хохота. В приступе смеха к лицу усиленно приливается кровь, его цвет становится неестественным, а глаза узкими и некрасивыми. А вообще, советуем вам запечатлеть самые разные выражения лица маленького человечка. Чем больше снимков вы сделаете, тем больше у вас будет шансов получить хороший портрет. Такой, который наиболее точно передаст характер девочки. Ведь вам, как минимум будет, из чего выбирать!
2. Что нужно сказать об одежде и прическе
Если вы работаете над групповым портретом, то ни в коем случае не забывайте о сочетании цветов. К примеру, если вы фотографируете членов одной семьи, то нужно порекомендовать им прийти на съемку в такой одежде, чтобы цвета костюмов взаимно сочетались, гармонировали между собой. Хорошо, если эта одежда будет одного цвета. Или разных оттенков одного цвета. Напомните своим клиентам и о том, что полным людям лучше подходит одежда темных тонов, а худым – наоборот светлых.
Не забывайте обращать внимание на незначительные, казалось бы, мелочи. Внимательно проверьте, не свисает ли где одежда у портретируемых, не криво ли повязан галстук, не торчат ли где волосы. Если вы сами при съемке не заметите этого — то все эти огрехи с преувеличением выявит беспристрастный фотоаппарат. А если перед вашим объективом женщина – проверьте, всё ли в порядке у нее с макияжем.
3. Как фотографировать тех, кто ходит в очках?
Главная проблема тут заключается в бликах на линзах очков. Эти блики могут расположиться так, что даже глаз человека видно не будет. Если вы увидели блики в очках портретируемого, то попросите его медленно поворачивать голову в ту или иную сторону. Пусть тот, кого вы фотографируете, делает это до тех пор, пока отражение на линз не пропадет. В некоторых случаях правильного поворота головы бывает уже достаточно. Но тут нужно быть очень осторожным. При опускании или поднимании головы у человека на фотографии очень хорошо может проявиться двойной подбородок.
4. Насколько важен в портрете фон?
Фон в портрете очень важен! Он в этом жанре фотографии имеет достаточно большое значение, играет весьма существенную роль. Если вы снимаете портрет на улице, то первым делом обратите внимание на то, что находится за спиной того, кого вы фотографируете. Если сзади окажутся какие-нибудь многочисленные провода различных городских сетей, масса разноцветных автомобилей на дорогах, пестрая толпа гуляющих прохожих – это фотографию не украсит. Более того, отвлечет взгляд зрителей о главного в портрете — лица человека.
Особое внимание уделите деревьям. Очень часто рассматривая фотографию человека, сделанную на улице, зритель обнаруживает у него на голове своеобразные «рога», которые образуют ветки деревьев, находящихся за спиной портретируемого. И эти «рога» порой вызывают улыбку. А иногда и не только улыбку.
Фон для портрета на открытом воздухе нужно выбирать такой, чтобы он подчеркивал достоинства и особенности внешности того, кого вы фотографируете, привлекал бы к этому человеку внимание зрителей. Это могут быть, например, красивая фактурная стена старинного здания, некрашеный досчатый забор, цветущий куст или клумба в городском сквере или парке…
5. Как снимать портрет в закрытом помещении?
Если вы фотографируете человека в его квартире, то попросите его позировать вам в привычной для него обстановке. Пусть он, например, устроится в любимом кресле или на диване. Хорошие портреты получаются на фоне светлой стены или комнатных растений. Если вы сфотографируете человека в то время, когда он занимается любимым делом – будет просто замечательно. Например, если девушка любит вязать или вышивать – снимите ее за рукоделием. А мужчину, например, за шахматной доской или на фоне коллекции марок.
6. Как быть, если трудно найти интересный фон для портрета?
Если подходящий фон вы по тем или иным причинам найти не можете — создайте его сами! Как? Очень просто! Сделайте расплывчатым всё то, что находится за спиной того, кого вы фотографируете! Лучше всего делать это получается на улице, когда объект съемки находится на значительном расстоянии от фона. Откройте пошире отверстие диафрагмы. И всё то, что находится в непосредственной близости от объектива вашего фотоаппарата, будет резким, а что вдалеке – размытым. Самое подходящее значение диафрагмы в этом случае – 5, 6.
7. Какие советы можно дать по поводу композиции фотопортрета?
Как бы это не показалось странным, для работы над композицией фотопортрета хорошо иметь штатив. Если вы установите фотоаппарат на эту опору, то у вас освободятся руки, и вы будете чувствовать себя на съемочной площадке белее раскованно. Это и позволит вам сосредоточиться на организации композиции кадра.
Какими бывают портреты по своей композиции? Выделяют три главных вида портрета: в полный рост, поясной портрет и портрет крупным планом. В первом случае человек сфотографирован во весь свой рост – он макушки до пяток. Второй вид — это портрет человека от пояса и выше. Портрет крупным планом — это когда в границах кадра только лишь голова человека и изредка его плечи. В редких случаях можно даже часть лицо обрезать и показать зрителю, например, только глаза. Но глаза эти должны быть очень выразительными…
Для съемки портретов идеально подходят объективы с фокусным расстоянием от 105 до 150 миллиметров. Или зум-объектив с таким диапазоном фокуса. В случае, если вы подобным объективом не располагаете, можно попробовать при съемке приближаться или отдаляться от портретируемого до тех пор, пока не получите того, что хотите получить. То есть, портрет такого вида, каким вы его задумали.
Если вы работает над фотопортретом человека в полный рост, то нужно оставить немного места над головой портретируемо, по его бокам и под ногами.
Не забудьте и про известное многим «правило третей» . Смысл этого правила применяемо к фотопортрету заключается в том, что расстояние от лица изображенного на портрете человека ( или глаз, если это портрет крупным планом) до верхнего, нижнего или одного из боковых обрезов фотографии должно составлять примерно одну треть от всей площади снимка. Но, правда, в некоторых случаях бывает и так, что если глаза портретируемого расположить по центру кадра, портрет тоже получается очень хорошим.
8. Что можно сказать о позе модели?
Фотографировать человека можно в самых различных позах. Потретируемый может неринужденно стоять или свободно, расслабившись, сидеть или даже полулежать. Голова модели или ее лицо может располагаться к объективк фронтально, в полоборота или в полный профиль. В случае, если вы считаете, что у того, кого вы фотографируете, лицо выглядит достаточно круглым, попросите его слегка повернуть голову или повернуться всем корпусом так, чтобы свет падал только на половину его лица. Причем сделать это надо так, чтобы чтобы ближе к объективу находилась затемненная часть лица, а не светлая его часть. Таким нехитрым способом можно визуально замаскировать излишнюю его круглость. Ну, е если у человек лицо вытянутое, то нужно поступить с точностью до наоборот – попроситть человека встать так, чтобы освещено было все лицо полностью.
Большое значение в портрете имеет расположение рук модели. У начинающих фотопортретистов именно руки при постороении композиции кадра вызывают некоторые проблемы. Руки портретируемого должны находиться в естественом состоянии, так как человек привык их обыкновенно держать. Самая главнна ошибка – это неестественность положения рук. Например, если у фотографируемого в рост человека руки опущены вдоль туловища и их кисти выпрямлены. Такой позы, конечно же, слледует избегать. Попросите человека держать руки так, как ему удобно. Например, при съемке портрета крупным планом хорошо было бы, если бы человек подпирал руками щеки или подбородок.
И еще одно очень важное замечание по поводу рук. Никогда не «обрубайте» кисти рук портретируемого! Точно так же, впрочем, как и нижнюю часть ног. Это смотрится очень неестестванно и неэстетично.
9. Как фотографировать супружеские пары?
Тут сложно дать какой-то один конкретный совет. Попробуйте сфотографировать супругов так, чтобы их головы были слегка наклонены друг к другу. Еще один хороший вариант – мужа и жену при съемке расположить немного на разной высоте. Ну например, чтобы глаза одного из супругов находились бы на уровне носа второго.
10. Какое освещение наиболее пригодно для фотографирования человека на открытом воздухе?
Самый лучший вариант – делать портреты в так называемые «золотые часы». Это время, когда солнце располагается на небосводе низко, близко к горизонту – рано утром, сразу после восхода, и незадого до заката вечером. Свет в это время бывает более мягиим, тёплым, чем в другое время суток. Низкое расположение источника света – солнца – создает на всем, в том числе и на лице человека, красивые мягкие тени.
Поставьте портретируемого так, чтобы солнце освещало только одну половину его лица. А на другой его половине пусть останется маленькое световое пятнышка. Как бы блик. В таком случае глаза человека не будут сощуренными. Ну а если вы решили сфотографировать свою модель в профиль – то фотокамеру нужно расположить так, чтобы она была обращена к затемненной части лица фотографируемого.
Не забудьте проверить, не попадает лт в объектив прямой солнечный свет.
11. А что делать, если свет чересчур яркий?
На этот вопрос ответ простой: поставьте портретируемого так, чтобы источник света находился за его спиной. Как же так — спросит более подготовленный фотолюбитель – ведь таким образом лицо того, кого мы фотографируем, окажется в тени, мы получим контражур, и на снимке увидим не человека, а лишь его силуэт! Ну, а для чего вам дана фотовспышка? Как раз в данном случае для подсветки лица она подойдет как нельзя лучше! Кстати, в некоторых моделях фотокамер вспышка в таких случаях включается автоматически.
Есть и еще один вариант подсветки лица при таком освещении (оно называется контровым освещением). Воспользуйтесь отражателем. Если у вас нет настоящего, фирменного отражателя промышленного производства, можно воспользоваться куском светлого картона или листом бумаги. Даже обыкновенная газета может подойти для этих целей. Попросите ассистента держать отражатель таким образом, чтобы свет солнца, отраженный от него, падал на лицо портретируемого. Ну, а если вы снимаете портрет не в полный рост, а крупный, то подержать отражатель может даже и сама модель. Например, если вы снимаете в контровом освещении девушку, сидящую на лавочке, положите ей на колени что-нибудь светлое из одежды. Куртка, майка или даже бейсболка могут легко сыграть роль отражателя!
12. Какое освещение использовать для съемки портрета в помещении?
Если ваш портретируемый встанет в комнате около окна – то для создания неплохого портрета будет вполне достаточно и этого освещения, естественного солнечного света, падающего на человека из окна. Ну, а легкие тюлевые шторы сыграют роль рассеивателя – свет, проходя сквозь них, станет мягким и приятным. В некоторых случаях для подсветки особо темных участков можно воспользоваться отражателем или фотовспышкой.
13. Ну, а если света в помещении всё-таки недостаточно?
В таком случае без дополнительного освещения тут точно не обойтись. Расположите портретируемого в комнате так, чтобы сбоку от него находилась светлая стена. Вспышку, укрепленную на фотоаппарате, наклоните таким образом, чтобы свет от нее падал на эту стену и, отражаясь от нее, рассеянным потоком попадал на того, кого вы фотографируете. Внимательно следите за лицом модели. Если свет на лицо направлен сбоку, то у вас появляется намного больше возможностей контролировать этот свет.
Ну вот, мы думаем, что вы убедились, что основные правила работы над фотографическим портретом совсем не сложны. Но все же стоит сказать, что сразу у вас всё не получится. Вам придется действовать путем многочисленных проб и немалых ошибок. Главное — в работе старайтесь учитывать каждую деталь, каждую мелось. Ничего не пускайте на самотек. И не забывайте слова одного старого фотографа: фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. При определенном умении, даже самым простым фотоаппаратом можно сделать замечательный портрет, которым вы сами будете гордиться, а тот, кто на нем изображен — дорожить вашей работой.
Портретная съемка уже давно стала одним из самых популярных направлений в фотоиндустрии, и не случайно. Такой вид фотосессии, как правило, не требует большого количества декораций, ведь умелый фотограф способен сотворить настоящие чудеса даже в самой незамысловатой локации.
Снимки могут быть выдержаны в деловом, корпоративном, торжественном и любом другом стиле. Они могут отличаться насыщенностью, яркостью красок или, наоборот, демонстрировать лаконичность и простоту формата ч/б.
Какой бы вариант съемки ни выбрал для себя фотограф, ему придется приложить немало усилий, чтобы работы выглядели по-настоящему профессионально и качественно. О том, какие нюансы следует учитывать, работая в жанре “портрет”, вы узнаете из этой статьи.
С чего начать?
Для того, чтобы получить в свое портфолио уникальный, эстетичный и эффектный портрет, одного энтузиазма будет мало. Фотографу необходимо хорошо знать рабочую технику и оперативно определять, какие настройки подойдут к тем или иным условиям съемки. Кроме того, фотографу предстоит ответственная задача — выбор источников освещения, правильных ракурсов и других нюансов, которые на первый взгляд могут показаться незначительными.
Важно помнить — портретная фотосессия состоит именно из деталей и мелочей. Хорошие снимки получатся лишь у того специалиста, который умеет продумать все нюансы и особенности съемки заранее, уделить внимание деталям.
Выбор образа
Одним из самых важных составляющих будущего портрета является образ модели. Заранее подумайте, какую атмосферу вы хотите получить на снимках? Чего хочет от вас заказчик? Может быть, вам необходимо создать корпоративные снимки? В таком случае стоит подумать о строгом и аккуратном образе без обилия принтов. Захотелось сочных летних фотокарточек? Легкий сарафан, купальник или боди ненавязчиво подчеркнут женственность и достоинства фигуры, а шляпа с большим бортиком пригодится в качестве аксессуара. Небрежные локоны или пучок идеально дополнят образ. Яркие фрукты, ягоды и сладости — отличные атрибуты для съемки в стиле “пикник”.
Выбор локации
Когда детали образа уже определены, пора выбрать идеальное место для съемки. В качестве локации для романтичной фотопрогулки подойдет улица с красивыми зданиями. Здание с необычным фасадом, фресками или колоннами послужит прекрасным фоном и создаст особую атмосферу. Для более “живых” и ярких фото прекрасно подойдет природа — парк, лес, лужайка у озера и даже поле будут смотреться выигрышно, особенно, если съемка планируется на теплое время года.
Для более серьезных образов подойдет студия со сдержанным интерьером и правильно расставленными цветовыми акцентами. Подчеркнуть деловой стиль поможет большое и красивое кресло/ диван, панорамное остекление в офисном стиле. А для семейной фотосессии лучше выбрать более уютный интерьер, не перегруженный деталями.
Настройка техники
Качество снимков во многом будет зависеть от правильно подготовленного оборудования. К тому же, марка фотоаппарата будет иметь еще большее значение, чем внутренние настройки. Вряд ли вам удастся создать качественный портрет, снимая на примитивную мыльницу или самый обычный смартфон. Поэтому, к выбору фототехники изначально нужно подходить ответственно. Определиться с маркой и моделью фотоустройства помогут отзывы и перечень характеристик.
Познакомиться с возможностями своего агрегата можно путем нескольких пробных фотосессий, в ходе которых условия съемки будут кардинально меняться. Таки образом, вы увидите, какие настройки подходят для того или иного формата работы.
Изучить все особенность портретной съемки и познакомиться с другими жанрами фотографии вы сможете на курсах в Санкт-Петербургской Школе Телевидения.
Фотопортрет – очень многогранный жанр в искусстве фотографии. Классифицировать его трудно, трудно даже найти грань между портретом и просто изображением человека на фото, ведь далеко не каждый человек делает саму фотографию портретом. В этом и заключается основная задача данного жанра – изображение свойств вашего персонажа, внимание именно к нему.
Тут все зависит от двух факторов – техники и фантазии.
Техника
Это фундамент, как не крути. Но стоит развеять миф, что если у вас нет дорогой техники – портрет вы не снимете. Конечно, деловой или фешн-портрет как на обложках журналов у вас не получится, а вот остальные техники – пожалуйста. Но и на мыльницу не рассчитывайте. Фотоаппарат должен иметь ручные настройки. Как, например, мой Fuji s1500.
Оптика тут не съемная, но портреты получаются достаточно неплохие.
Фантазия
Тут многим я помочь не смогу. Фантазия или есть, или ее нету. Но могу сказать следующее.
Художественный фотопортрет — продукт творческого труда. Создать его так, как хочется — значит предварительно изучить и понять свою модель. С уверенностью можно сказать, что если период вынашивания темы у художника или писателя ни у кого не вызывает сомнения, то в отношении художественной портретной фотографии на этот счет можно предвидеть некоторый скептицизм. Фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и немалых временных затрат.
Портрет требует знакомства с моделью, а фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако, если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что должно получиться на фотографии. Никого не интересуют торопливые и невнятные снимки-однодневки, которые легковесно и узко отражают действительность. Поиск нового интересного сюжета неизбежно ведет к стилизации.
Режим
В жанре “портрет” очень важен боке – размытость заднего плана. Этот расфокус мы можем сделать в фотошопе, но стоит попытаться сделать это с помощью настроек. В случае с таким фотоаппаратом как у меня, без съемной оптики и фокусного колесика, делаем вот что:
– выбираем на фотоаппарате режим А
– открываем диафрагму до конца, т.е. выставляем минимальное значение «f/» (этим самым вы обеспечите размытость фона)
– фотографируем, смотрим на экран, если фотография чересчур темная или светлая – корректируем экспозицию
Фокусное расстояние
С фокусным расстоянием все просто: чем оно больше, тем сильнее размывается фон. Так, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то есть «зум», при значении 55 мм фон будет размыт больше, чем, к примеру, при 35 мм. В случае с «мыльницами» старайтесь использовать приближение в той степени, пока оно еще остается оптическим: с определенного момента многие камеры используют цифровое приближение, а оно портит качество снимка.
С диафрагмой тоже особых сложностей нет. Чем больше она открыта, то есть чем меньшее значение диафрагмы установлено, тем сильнее размыт фон. Например, на диафрагме 5.6 задний план будет размыт сильнее, чем на 8.0.
Свет
Теперь о времени съемки и о том, что лежит в основе любой фотографии – о свете. Многие начинающие фотографы привыкли снимать в первой половине дня ближе к полудню, аргументируя это тем, что «чем больше света, тем лучше». Увы, в такое время снимать портреты не стоит. Если вы решитесь фотографировать против солнца, на лицо и тело человека со стороны объектива не будет попадать прямой солнечный свет Как итог – фон будет чересчур светлым, а модель – слишком темной. Не забывайте, что камера видит чуть меньше деталей в светлых и темных участках, чем наш глаз, особенно это касается «мыльниц».
Если же вы поставите человека под прямой солнечный свет, получится совершенно некрасивая картинка. Часть лица «украсит» огромная треугольная тень от носа, а глаза, на которые ляжет тень от век и бровей, превратятся в черные дыры. Единственное спасение в такой ситуации – искать плотную тень от деревьев и снимать именно там. Но, во-первых, вы будете жестко ограничены в плане мест, сюжетов и фонов, а во-вторых, в полной тени света может быть маловато. Особенно если вы снимаете на «мыльницу» или даже зеркальную камеру со штатным объективом.
Когда же лучше снимать портреты?
Идеальное время – ближе к закату, а точнее, за 2-2,5 часа до него. В это время солнце постепенно начинает садиться, свет становится мягче и приобретает теплый оттенок. Чем это выгодно? Во-первых, количество и объем теневых участков на природе существенно возрастает – солнечный свет падает под более пологим углом. Во-вторых, освещение становится не таким жестким, и за час-полтора до полного заката уже можно будет снимать человека на прямом солнечном свету. Тени от носа смягчаются, глаза благодаря другому углу падения света уже не превращаются в черные дыры. В-третьих, на закате можно снимать против солнца: разница в освещенности между светлыми и темными участками уже не так велика. А если еще взять помощника со светоотражателем…
Кстати, светоотражатель совсем не обязателен и пригодится только в солнечную погоду. Предпочтительнее брать варианты с радиусом 90 или 110 см, производитель не имеет значения. Большинство отражателей поставляются в формате «5 в 1», то есть с пятью различными по окраске кусками материала, которые меняются путем натягивания на каркас. Портретиста больше всего интересуют те, что с белым и золотистым покрытием. Преимущество отражателя в том, что, снимая модель против солнца или другого источника света, можно отразить и направить этот свет на человека. Белая поверхность отдает свет ровно в таком виде, в каком принимает, а золотистая делает его более теплым.
Композиция портрета
Учитывать ли правила композиции? Да, да и еще раз да. Прежде всего – используйте правило золотого сечения. На случай, если вы еще незнакомы с ним, посмотрите на иллюстрацию ниже.
Как видите, линии пересекаются в четырех точках. Так вот: именно эти четыре точки принято считать центрами визуального внимания. Именно недалеко от них лучше всего располагать главный объект съемки, в данном случае – фотомодель.
Если вы снимаете лицевой или погрудный портрет, около одной из верхних точек должен находиться глаз человека, на который вы умышленно делаете акцент. Если же вы снимаете поясной или ростовой кадр, то близко к одной из верхних точек должно быть лицо. Это правило, конечно, не догма: иногда его можно и нужно нарушать, причем лучшие кадры зачастую получаются с нарушением многих правил. Тем не менее, начинающим фотографам лучше тренироваться, учитывая мудрость веков. Со временем появится четкое понимание, когда правилами можно и нужно пренебречь.
Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.
Действительно, портрет – один из самых сложных жанров в фотографии, так как человек многогранен. Но с другой стороны, вы можете воплотить в фотографии самые разные идеи, с помощью одного человека. главное, экспериментируйте!
Превью: Depositphotos
Вам будет интересно:
Что делать, если вы утопили фотоаппарат
12 основных правил качественной мобильной фотографии
Прогноз на 2016 год: тренды в фотографии
Фотопортрет — это снимок, который в идеале должен передавать характер человека. Хороший фотопортрет способен стать памятной вещью для друзей и близких. Поэтому для того, чтобы фотография получилась наиболее удачной, лучше всего обратиться к профессиональному фотографу.
К сожалению, не все могут позволить себе его услуги, да и большой ассортимент фототехники и ее доступность наводят людей на мысли о том, что фотопортрет можно сделать своими силами. Однако довольно скоро выясняется, что хороший снимок не получается сам собой. Не факт, что если вы просто усадите перед собой человека и нажмете кнопку спуска затвора, результат будет хотя бы близок к желаемому. Так как же сделать хороший фотопортрет?
На самом деле, это не так уж сложно. Главное — запомнить несколько правил и приемов. При создании фотопортрета важна каждая мелочь. Необходимо подобрать удачное освещение, фон, обстановку, цвет. Также необходимо определиться с позой модели, выражением лица, настроением снимка.
Фон
Вопрос выбора фона очень актуален для фотопортретов, потому как именно он может либо подчеркнуть достоинства модели, либо безнадежно испортить снимок. В принципе, фоном может выступать абсолютно что угодно: светлая стена, красивое пышное дерево или куст, деревянный забор с интересной фактурой и т.д.
Главное — чтобы задний план приковывал внимание к человеку, которого вы снимаете, а не, напротив, притягивал взгляд к себе. Кроме того, фон должен быть как можно проще: нагромождение деталей, не к месту «выглядывающие» со снимка розетки или провода будут неприятно «мозолить» глаз, портя все впечатление. Если обстановка такова, что интересный фон не найти, лучше всего размыть его, чтобы не отвлекал внимание от человека.
При уличной съемке для этого модель располагают в отдалении от фона и уменьшают отверстие диафрагмы. Таким образом, объект съемки оказывается четким, а окружающие его предметы — расплывчатыми. Обстановка Самый простой вариант при съемке в закрытом помещении — сделать фото человека, сидящего в кресле или на стуле, на фоне светлой стены или же красивого комнатного растения.
Также отличный вариант — когда фотограф запечатлевает человека, погруженного в рабочий процесс или же увлеченного своим любимым хобби. Такие фото как нельзя лучше дают представление о повседневной деятельности человека, его роде занятий и чертах характера. Однако такой прием сработает, только если фотографу удастся сохранить ощущение естественности снимка. Натянутая улыбка и напряженная заранее заготовленная поза испортят кадр.
Поза
Одна из главных проблем при съемке людей — это их неумение позировать. Каждый человек на снимке стремится выглядеть наиболее выигрышно, поэтому старается не давать волю своей мимике и телу. Это часто дает ощущение зажатости и неестественности. Поэтому задача фотографа — убрать «зажимы» и сделать позу модели более непринужденной.
При этом человек может сидеть, стоять или полулежать. Особое внимание стоить уделить рукам. Наиболее часто именно они выдают тот факт, что человек не умеет позировать. Он просто не знает, куда деть руки. Чтобы руки не казались напряженными, нужно попросить модель, к примеру, подпереть рукой подбородок или щеку. Если человек стоит, то можно дать ему подержать какой-либо предмет. Это позволит крайне нежелательного положения «руки по швам».
При выборе позы нужно ориентироваться также на особенности внешности модели. К примеру, слишком круглое лицо бцудет смотреться на фото лучше, если попросить человека слегка повернуть голову так, чтобы освещенной оказалась только половина лица. При этом ближе к объективу должна располагаться затемненная часть лица. В этом случае лицо модели будет казаться немного уже.
В случае, если лицо, наоборот, слишком узкое, стоит попросить человека повернуть голову и корпус так, чтобы свет падал на все лицо.
Композиция
Во-первых стоит определиться стоит с тем, как вы будете снимать человека. Обычно портретные снимки делают: в полный рост, в три четверти (от пояса и выше) или же крупным планом снимают голову и плечи человека.
Сконцентрироваться на композиции поможет расположение камеры на штативе. Лучше всего, если расстояние от лица или глаз человека то верхнего, боковых и нижнего краев будет составлять одну треть от всего снимка. Это называется правилом третей. В случае, если снимок планируется вставить в рамку, целесообразно оставить немного места со всех краев фотографии. В этом случае, даже если фото увеличат, в кадр поместятся и ноги, и туловище, и голова.
Улыбка
Нужно ли, чтобы человек улыбался на снимке? Конечно, это желательно. И лучше, чтобы это была естественная улыбка, а не принужденная и фальшивая радость. Усталость или нежелание сниматься, безусловно, отражаются на конечном результате съемке. Если человек не в духе или не выспался, это тоже будет видно.
Поэтому желательно назначить съемку на удобное для человека время, чтобы он как следует выспался, успел привести свою внешность и настроение в порядок. Также фотографу стоит быть максимально вежливым и дружелюбным. Доброжелательная беседа или даже пара шуток раскрепостят человека, уберут чувство неловкости.
Но главное — не переборщить с юмором, потому как приступы гомерического хохота заставят человека сощуриться, а к лицу прильет чрезмерный румянец. Также стоит снять человека с разными выражениями лица. Чем больше вариантов, тем больше вероятность того, что среди отснятых кадров окажется снимок, наиболее точно передающий характер модели.
Внешний вид модели
Фотограф должен обратить внимание на внешний вид человека. Даже если выражение лица и поза модели будут идеальны, растрепанные волосы или неаккуратный макияж. Чересчур субтильным людям лучше всего фотографироваться в светлой одежде, полным — в темной. При этом, если портрет будет групповым, лучше всего, если цвета одежды будут сочетаться друг с другом.
Также следует проследить, чтобы одежда не казалась мятой, а складки на одежде ложились ровно. Также дополнительные трудности у фотографа могут возникнуть, если человек носит очки. Дело в том, что линзы могут давать нежелательные блики.
Если вы наблюдаете такой эффект, попросите модель медленно поворачивать голову до тех пор, пока отражение не исчезнет или хотя бы не сместится от центра глаза. Также бликов можно избежать, попросив человека слегка наклонить голову вперед. Однако с этим приемом нужно быть осторожнее, так как может появиться второй подбородок.
Освещение
Если вы планируете снимать человека на улице, лучше выбрать послеобеденное время. Как правило, в это время улицы бывают не так оживлены, да и свет приобретает более теплые и приятные тона. Если на улице светит солнце. Можно попробовать поставить человека так, чтобы солнце освещало только часть лица.
А с той стороны лица, на которую ложится тень, лучше оставить пучок света. Так вы сможете избежать сощуренных глаз на снимке. Также можно сделать снимок в профиль, обратив объектив к затемненной части лица. При слишком ярком освещении постарайтесь расположить модель так, чтобы солнце оказалось сзади.
При этом используйте фотовспышку, чтобы лицо человека не оказалось в тени. Если же вы снимаете в помещении, и света недостаточно, вам также необходимо пользоваться вспышкой. При этом нужно найти такое место, чтобы сбоку располагалась белая стена, от которой можно отразить свет. Так вы сможете контролировать степень освещенности лица.
В общем и целом, в любом случае, в конкретной жизненной ситуации вам придется искать удачный ракурс, позу, освещение и работать с моделью, используя метод проб и ошибок. Но если вы будете знать несколько несложных правил, относительно того, как сделать фотопортрет, ваши шансы на удачный кадр увеличатся, да и время на его поиски сократится.