Как составить свой личный профессиональный план

Персональный план профессионального развития: как построить его без мук и понять, нужен ли он вообще

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 17K

В большинстве IT-компаний сейчас сезон ревью и профессиональной рефлексии: что я сделал за год и вырос ли профессионально? Ответить на эти экзистенциальные вопросы проще, если у вас есть PDP, или персональный план развития. Это инструмент, который помогает системно и экологично по отношению к себе двигаться к цели.

Я — Лена Насыбуллина, методист продуктовых образовательных программ в Selectel. В этом тексте расскажу, чем полезен PDP и как его составить.

Как выглядит PDP и кому он нужен?


План развития карьеры (personal development plan) — индивидуальный и реально существующий документ, в котором сформулированы и прописаны профессиональные цели, сроки их реализации, а еще метрики для отслеживания эффективности действий. Чтобы его составить, нужно проанализировать и оценить текущие навыки, составить стратегию и подобрать развивающие действия.

Пример оформления PDP в Trello. Автор: Евгения Ращупкина

Все это немалый труд. Так что перед стартом убедитесь, что у вас есть силы и потребность в развитии. Помните: PDP — не волшебная таблетка. Он не поможет решить проблемы, связанные с «разбалансировкой»‎ организма или других сфер жизни.

→ PDP будет полезен, если есть:

  • стремление развиваться и профессионально расти;
  • готовность выйти из зоны комфорта и пробовать новое;
  • запрос на самоанализ сильных и слабых сторон;
  • обратная связь от руководителя и коллег, которую хочется проработать.

→ PDP будет бесполезен, если вы:

  • не готовы к переменам в работе и жизни в целом;
  • стараетесь делать только то, что хорошо получается;
  • считаете, что рефлексия и анализ своих действий — трата времени;
  • уверены, что знаете о себе все.

Как составить план развития карьеры?


Процесс составления PDP можно разделить на пять базовых этапов.

Первый этап: анализ

В основе карьерного плана — ваши компетенции и навыки, которые можно улучшить. Чтобы получить полную картину, советуем начать с анализа ситуации: разобраться, какие скиллы нужны на текущем месте работы или пригодятся в ближайшем будущем.

Какие данные и инструменты использовать:

результаты ревью, которое проводится в компании раз в год или полгода;

обратная связь 360 — самостоятельный сбор обратной связи от компетентных коллег (лучше через анонимную электронную форму);

SWOT-анализ — лаконичная саморефлексия, которая позволяет взглянуть на навыки с разных сторон: выделить сильные стороны, зоны развития, возможности и угрозы.

Второй этап: визуализация результатов

После сбора данных визуализируйте результаты. Это поможет увидеть картину в целом, а также установить измеримые цели.

В качестве инструмента советуем использовать колесо компетенций. Для этого выделите ключевые навыки, важные для вашей специальности. Например, для UX-специалиста необходимы прототипирование, работа с аналитикой и умение проводить пользовательские исследования, а для разработчика сайтов актуальны UI, визуальный дизайн и навыки HTML-разработки.

На старте составления PDP не стоит делить колесо на 10+ компетенций: выберите 6-8 ключевых, а после расширяйте зоны развития.

Также важно ввести шкалу с прозрачным делением, для удобства предлагаем от 1 до 10. После дайте «оценку»‎ каждому навыку, определите исходную точку и желаемую. Подумайте, за какое время вы могли бы «подтянуть»‎ нужные компетенции, но не переусердствуйте с планированием — важно, чтобы цели были реалистичными и ненасильственными по отношению к себе.

Шкала оценки навыков и компетенций:

→ от 0 до 3 — новичок;

→ от 4 до 6 — есть опыт;

→ от 7 до 8 — сформированная компетенция;

→ от 9 до 10 — мастер.

Третий этап: выбор стратегии

Какие навыки прокачивать и в каком порядке, определяет стратегия. Можно подтянуть все до одного уровня — стать T-shaped специалистом. Можно — усилить только преимущества и развить навыки, которые уже находятся на высоком уровне.

Иная стратегия — освоить компетенции для новой роли. Это актуально, если в ближайшем будущем хотите сменить деятельность или вырасти в смежной области.

«Идеальное решение в выборе карьерной стратегии — поговорить с руководителем подразделения и спросить, какие задачи сейчас важны и критичны для команды. Другой вариант — посмотреть во внутренней документации стратегическую цель на ближайшие полгода и определить, какие компетенции нужны компании», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.

Четвертый этап: выделение конкретных целей

Цели в PDP — это четко сформулированные векторы работы. Они должны:

быть по SMART (конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени);

отвечать реальным потребностям человека (не навязанными начальником или средой);

содержать образ желаемого результата действий (отображать поведение, к которому стремитесь, через глаголы «знаю»‎, «понимаю»‎, «умею»);

не содержать запретов и отрицательных формулировок (цель «меньше времени сидеть в телефоне»‎ лучше изменить на «читать две научные статьи в неделю»‎).

Пятый этап: подбор развивающих действий

Развивающие действия — конкретные способы, с помощью которых будете двигаться к цели. Можно идти через инструкции — это источники знания (книги, курсы, семинары), через тренировки — практические задачи, где тренируется навык; через челленджи — краткосрочные активности, повышающие мотивацию.

Чтобы «собрать»‎ сбалансированные и работающие на цель действия, рекомендуем действовать по формуле:

75% — работа с практическими задачами (например, написать кусок кода, настроить инфраструктуру в тестовой среде);

15% — коммуникация с экспертами (с ментором или бадди, коллегами на работе или профессиональной конференции);

10% — курсы и тренинги.

«Интересный вариант развития навыка — реализация рабочего спецпроекта. Так в короткий срок пройдете весь процесс и изучите подводные камни, а в конце увидите вполне конкретный результат», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.

Как оценить качество PDP?


Оценить эффективность плана развития карьеры можно с помощью таблицы ниже. В ней — шесть ключевых критериев.

45 баллов и выше — отличный результат;

от 30 до 44 баллов — рабочий PDP, но для достижения максимального результата нужны корректировки;

до 30 баллов — PDP стоит доработать.

Как оценить свой прогресс?


Метрики

Метрики эффективности сильно зависят от природы развиваемого навыка: одни компетенции можно освоить быстро (например, научиться работать в программе по графическому дизайну), а на обучение другим может уйти год или несколько (если нужно освоить иностранный язык).

Но и в том, и другом случае советуем использовать количественные показатели. Например, навык тайм-менеджмента можно измерить в количестве закрытых тикетов за рабочий спринт, а навык коммуникации с коллегами — в количестве смолл-токов перед деловыми встречами или во время обеденных перерывов.

Спринты

Чтобы PDP был реально полезным инструментом (а не красивой табличкой в блокноте) и помогал двигаться к цели системно, предлагаем разбить процесс на трехнедельные спринты.

«Три недели — срок, за который можно оценить работу и не зависнуть в процессах.

Если работа прошла гладко, похвалите себя, возьмите неделю на отдых и продолжайте прокачивать навык по плану. А если чувствуете, что выбрали неподходящие развивающие действия или неправильно определили нужную компетенцию — вернитесь на шаг назад и скорректируйте PDP», — Елена Насыбуллина, методист образовательных программ Selectel.

Форма

Внешний вид плана развития карьеры может быть любой. Главное, чтобы он был наглядным и удобным для вас. Можно использовать один из предложенных вариантов:

  • Notion;
  • Trello;
  • Google Sheet;
  • ежедневник;
  • Miro;
  • трекеры привычек.

Делитесь в комментариях своим опытом развития карьеры и составления планов.

Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:

→ Как ускорить адаптацию сотрудников с помощью продуктового онбординга? Опыт Selectel
→ Как проходит онбординг сотрудников ИТО? Что нужно, чтобы выйти на смену в дата-центр
→ Когда лучше делегировать, а когда оставить задачу себе? Инструкция для начинающих руководителей

До
1897 года словом “computer” обозначали вовсе не электронную вычислительную
машину, а человека. Уже в XVII веке появилась необходимость в сложных объёмных
математических вычислениях. Некоторые из них занимали недели. Неизвестно, кто
первым придумал разделить эти расчёты на части и раздать их разным людям, но
уже во второй половине XVIII столетия у астрономов это было повседневной
практикой. Постепенно выяснилось, что работу вычислителя эффективнее выполняют
женщины. Труд вычислителей использовался в США для проектирования атомной бомбы
и подготовка космических полётов.

В
ходе занятия вы познакомитесь с понятием «профессиональный план», узнаете, как
его составлять, и попробуете написать профессиональный план самостоятельно.

Личный
профессиональный план
– это обоснованное представление человека
о своем желаемом профессиональном будущем и путях его достижения.

Для
чего профессиональный план необходим и как его использовать? Во-первых, он
нужен для тщательного обдумывания и планирования собственных целей, а также способов
их достижения и реализации.

Также
профессиональный план помогает лучше разобраться в себе самом, своих желаниях и
стремлениях. Он позволяет взглянуть на себя со стороны, оценить свои сильные и
слабые стороны.

А
самое важное то, что профессиональный план не даёт вам забывать о мечте, цели,
к которой вы стремитесь.

Чтобы
составить обоснованный профессиональный план
необходимо
следующее:

знание
содержания труда и перспектив развития выбранной профессии;

осознание
собственной пригодности к выбранной профессии и реальная оценка возможности
поступления в выбранное учебное заведение;

понимание
социальной значимости выбранной профессии.

Составляя
личный профессиональный план
, необходимо:

определить,
какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены
склонности к работе в сферах «человек – природа», «человек – техника», «человек
– человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»;
составить формулу интересующей профессии;

выяснить,
работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы
живёте;

сопоставить
полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной
деятельности вы могли бы работать;

ознакомиться
с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь
профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями;
проконсультироваться с врачом;

соотнести
свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

узнать
содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы
профессионального роста;

ознакомиться
с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях
открытых дверей»;

проанализировать
преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и
профессиональной подготовки.

На
успешность реализации
профессионального плана влияют:

определённость,
ясность плана;

полнота
плана (когда учтены все необходимые факторы: направленность интересов,
способности, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

устойчивость
плана во времени, уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в
стремлении к его осуществлению;

реалистичность
плана – опора на реальные социальные и психологические возможности реализации
профессионального выбора;

логическая
обоснованность и внутренняя согласованность – соотнесение возможностей человека
с требованиями профессии;

согласованность
плана с потребностями рынка труда;

мотивация
на выполнение плана.

Итак,
какие же пункты должен содержать личный профессиональный план. Разберём
каждый по порядку.

Первый.
Главная цель. Здесь вы должны обозначить: чем хотите заниматься, какой
трудовой вклад можете внести в общее дело, кем и где будете работать, чего
можете достичь.

Второй
пункт. Ближайшие задачи. Распишите область своей деятельности,
специальность и первую работу, которую хотите получить.

Третий
пункт. Отдалённые перспективы. Чему и где учиться в процессе трудовой
деятельности, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Четвёртый.
Пути и средства достижения цели. Здесь необходимо продумать изучение
специальной литературы, беседы со специалистами в определённой сфере
деятельности, самообразование, поступление в конкретное учебное заведение.

Пятый
пункт. Внешнее сопротивление на пути достижения цели. Вам обязательно
подумать от том, что может помешать достижению вами цели.

Шестой.
Внутренние условия достижения цели. Распишите свои возможности, такие
как состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение,
склонность к практической или теоретической работе, работа по самовоспитанию,
другие личные качества, необходимые для учёбы или работы.

Седьмой
пункт. Запасные варианты и пути достижения цели. Здесь нужно
проанализировать ситуацию неудачи в продуманном вами плане. Например, что
делать, если вы не пройдёте по конкурсу в выбранное высшее учебное заведение.

У
вас есть схема составления личного профессионального плана. Давайте попробуем
сделать это на практике.

Это
Александр. Он учится в 11 классе и готовится поступать в высшее учебное
заведение. Александр увлекается точными науками и английским языком. На
протяжении последних двух лет он посещает курсы по программированию. Итак,
заглянем в его профессиональный план.

Главная
цель. Буду заниматься программированием в крупной IT-компании.
Хочу стать хорошим фронт-энд разработчиком и работать над интересными и
полезными проектами. В будущем планирую создать свой старт-ап и успешно
продвигать его на рынке.

Ближайшие
задачи. Во время обучения в высшем учебном заведении устроюсь на работу в IT-компанию,
чтобы получить необходимый в будущем опыт. Чем раньше я начну работать в
качестве младшего разработчика, тем скорее смогу шагнуть на новую ступень
профессионального роста.

Отдалённые
перспективы. IT-сектор постоянно развивается. Поэтому я буду изучать
специальную литературу и следить за новыми тенденциями. Обязательным считаю
посещение курсов английского языка. Также важно выучить ещё два-три иностранных
языка для расширения круга делового общения.  

В
плане профессионального роста как минимум стану старшим разработчиком. Как
максимум, возглавлю собственную компанию.

Пути
и средства достижения цели. Для того, чтобы лучше понять сферу своей будущей
деятельности, я познакомлюсь с разработчиками из разных IT-компаний. Они смогут
мне рассказать об особенностях своей работы. Обязательно узнаю о трудностях, с
которыми могу столкнуться.

Составлю
список высших учебных заведений, в которых я могу получить образование,
соответствующее моей будущей деятельности. Из этого списка выберу несколько
вузов, поступление в которые даст мне наилучшие перспективы.

Внешнее
сопротивление на пути достижения цели. Родители не поддерживают мой выбор. Они
хотят, чтобы я выбрал специальность, связанную с международными отношениями и
стал дипломатом.

Для
них я подготовлю информацию о перспективах развития IT-сектора, наиболее
успешных в этой сфере людях. Также я покажу им то, что уже успел разработать,
чтобы родители понимали, что для меня это интересно и важно.

Ещё
одним препятствием может стать отсутствие в моём городе специального высшего
учебного заведения. Поэтому уже сейчас я ищу подработку, чтобы накопить денег
на переезд и жизнь в новом городе.

Внутренние
условия достижения цели. Я стараюсь объективно оценивать свои возможности. Я
терпелив и усидчив. Более склонен к практической работе, а не теоретической.
Есть некоторые проблемы с внимательностью, но над этим я работаю и делаю
специальные упражнения, чтобы замечать даже мелкие ошибки и неточности.

Также
я люблю и умею работать в команде, что крайне важно при работе в сфере
информационных технологий.

У
меня есть некоторые проблемы со здоровьем, часто болит спина. Чтобы это не
помешало мне на пути к цели, я хожу на массаж и спортивные тренировки.

Запасные
варианты и пути достижения цели. Я подготовил список колледжей, в которых
обучают программированию. Если я не поступлю в высшее учебное заведение, то
пойду учиться туда, так как нельзя терять ни дня в столь динамично
развивающейся сфере как информационные технологии. 

Перед
тем, как вы начнёте составлять свой личный профессиональный план, предлагаем
список вопросов
. Постарайтесь дать на них развёрнутые ответы. Это поможет
вам ещё раз детально проанализировать свои желания и стремления.

Зачем
учиться после школы, если можно и так устроиться на работу?

В
чём вы видите смысл жизни?

Какую
профессию вы уже выбрали?

Определите
основные этапы на пути к профессии мечты.

Что
вы знаете о своей будущей профессии?

Какие
личные качества нужны для выбранной вами профессиональной деятельности?

Востребована
ли выбранная вами профессия на рынке труда?

Что
повлияло на выбор вами профессии?

Какие
ваши собственные недостатки могут помешать на пути к профессиональной цели?

Схема
построения личного профессионального маршрута  учащегося
,
которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный
профессиональный план.


1. Главная цель (что я буду делать, таким буду,
где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных
конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей
(беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы,
поступление в учебное заведение).

4. Внешние условия достижения целей (трудности,
возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (оценка своих
возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или
практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые
для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения
на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

Примерная схема личного
профессионального плана

Главная
цель.

Чем
буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким
буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.

Ближайшие
задачи и более отдаленные перспективы.

Первая
область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где
учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Пути
и средства достижения цели.

Изучение
справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление
в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

Внешние
сопротивления на пути достижения цели.

Трудности,
возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.

Внутренние
условия достижения цели.

Свои
возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость,
терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные
качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по
самовоспитанию.

Запасные
варианты и пути их достижения.

Например:
«Не пройду по конкурсу в техникум — попробую поступить на ту же
специальность в ПТУ» и т. д.

Составляя личный
профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам
интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в
сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,
 «человек — знаковая система»,
«человек — художественный
 образ»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить,  какие профессии требуются на
рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод,
в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их
представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой;
посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с
требованиями избранной профессии;

• узнать содержание интересующей профессии,
условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения
профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки
различных путей получения  профессиональной подготовки.

Примерные
цели и задачи

Цель:

1. Формирование личного
профессионального плана через постановку жизненных целей и самопознание.

2. Формирование
способности выбирать сферу профессиональной деятельности.

3. Формирование способности к осознанному и уверенному
выбору профессии.

4. Формирование  личного профессионального самоопределения.

Задачи:

·        
изучение интереса к будущему профилю обучения

·        
формирование представлений о себе и мире профессий

·        
приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией

·        
соотнесение себя с профессией

  • Выявить
    свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в
    своей будущей профессии.
  • Определить
    свои жизненные планы, мотивы выбора профессии и в соответствии с ними
    составить обоснованное представление об избираемой области трудовой
    деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах
    профессионального роста.
  • Научиться
    адекватно оценивать свои способности и возможности.
  • Выявление
    интересов, способностей.
  • Определение
    мотивов выбора профессии.
  • Обоснование
    выбора специальности.
  • Составление
    личного профессионального плана.

Как написать в резюме о профессиональных планах

Ваши планы на ближайшие 5 лет резюме как ответить

Планирование профессиональной деятельности – это представление человека о будущем своей карьеры. Многие соискатели не включают эту информацию в резюме. И зря! Она так же важна, как описание навыков и личных качеств.


Зачем в резюме указывать карьерные планы

Как правило, о личных и профессиональных планах на ближайшие 5 лет рассказывают не в резюме, а во время интервью с работодателем. Но, поверьте, сделав это до очной встречи, вы можете значительно сэкономить свое время

Резюме – важнейший документ при поиске работы. Его цель – быстро помочь работодателям узнать, кто вы, какие у вас стремления, соответствуют ли ваши навыки и опыт желаемой должности.

Перед вами резюме на позицию учителя английского языка. Обратите внимание, как соискатель сделал акцент на профессиональных планах:

профессиональные планы на будущее в резюме пример

При составлении документа на сайте Myresume блок «дополнительная информация» можно переименовать по своему усмотрению, как это и сделал кандидат. В данном случае название раздела точно отражает его содержание. Теперь работодатели знают, к чему стремится человек, еще до этапа собеседования.

Приоритеты работы в резюме позволяют рекрутеру выяснить о кандидате многое:

  • важность профессионального развития;
  • уровень амбициозности;
  • соответствие ценностей и установок корпоративной культуре, принятой в компании;
  • траекторию движения к карьерной цели;
  • адекватность самооценки;
  • насколько долгосрочные планы человека соизмеримы с возможностями предприятия.

Профессиональные планы помогают расставить все точки над «i» в отношениях между соискателями и работодателями.

Во-первых, руководители и HR ищут не просто хороших сотрудников, они выбирают единомышленников. Ведь когда в коллективе царит благоприятная атмосфера, дела идут в гору.

Во-вторых, карьерные цели помогают составить представление о том, в какой сфере могут пригодиться навыки кандидата, где они дадут наилучший результат для бизнеса.

Как написать в резюме о планах, чтобы рекрутер обратил внимание

Наш совет – изучите цели компании до того, как сделаете отклик на вакансию. Сопоставьте их со своими представлениями о карьере и на этой основе пишите о профессиональных планах на будущее.

Ваши планы на ближайшие 5 лет резюме как ответить:

  • Мой девиз «Не останавливайся на достигнутом», поэтому я вижу себя через 5 лет генеральным директором вашей компании.
  • Пройти тренинг эффективных продаж. Увеличить базу постоянных клиентов в 2 раза. Стать лучшим менеджером по итогам года и удерживать эту планку. Обучать коллег методикам и техникам продаж.

Изучите карьерный сайт компании, свяжитесь с действующими сотрудниками. Узнайте, какие мотивационные программы есть в организации. Отразите это в резюме.

Например

«Через 3 года хочу пройти программу корпоративного обучения по своему профилю, параллельно – повысить уровень владения английским языком до C1. Через 5 лет вижу себя менеджером проектов с дальнейшей перспективой работать в канадском филиале компании».

В этом ответе рекрутер отметит для себя удовлетворенность соискателя должностью, наличие реального плана профессионального развития и осведомленность о программах внутреннего обучения. Кроме того, он поймет, что цели кандидата совпадают с ценностями компании, так как бизнес масштабируется на международном рынке.

личные и профессиональные планы на ближайшие 5 лет в резюме

Даже если у вас в планах  и есть пункт «стать ТОП-менеджером», не стоит об этом кричать во всеуслышание. Описывайте приоритеты в работе в резюме максимально дипломатично и гибко.

Понятие «профессиональные планы» включает в себя 4 составляющие: текущее положение дел (будущее в контексте настоящего), гибкость (описание в общих чертах), мотивацию (желание работать) и значимость (плюсы для компании).

Тактика, которую следует избегать при описании карьерных целей

Перед тем, как ответить на вопрос о планах, подумайте, что хочет услышать рекрутер. Не надо рассказывать ему о всех намерениях, касающихся карьеры.

цели на ближайшие 5 лет что писать в резюме

Разграничивайте в резюме личные и профессиональные планы на ближайшие 5 лет. Личные  – это жизненные цели, которые вы можете реализовать на работе. Профессиональные – это карьерные цели, связанные с вашим развитием в качестве специалиста и работой напрямую.

Разные компании – разные карьерные планы

Если вы делаете сразу несколько откликов, то лучше заполнить анкеты на каждую позицию отдельно. Профессиональные планы на будущее в резюме могут отличаться в зависимости от уровня развития компании и ваших карьерных устремлений.

Сценарий №1. Неопределенность

Что делать, если у компании нет карьерного сайта или вы пока не можете определить свой профессиональный вектор? В таком случае пишите про развитие навыков.

Например

«‎Как специалист по маркетингу, я хочу развивать свои навыки. За 5 лет надеюсь в совершенстве овладеть возможностями компьютерных программ Photoshop или InDesign. Также планирую совершенствоваться в SMM-продвижении и видеомаркетинге. Надеюсь, что смогу применить новые знания и умения в работе с вами».

Будьте внимательны при выборе навыков, чтобы случайно не указать тот, которым вы должны владеть в соответствии с должностью.

приоритеты в работе в резюме

Сценарий №2. Взлетная полоса

Допустим, вы используете компанию как временное место работы, зная, что там можно получить хороший опыт. В планах – через 3 года уйти в другую организацию. Об этом руководству точно не надо знать Тогда что написать в резюме, чтобы при этом не соврать? Важно показать свой энтузиазм и желание работать на данной позиции.

Как написать профессиональные планы на будущее в резюме пример:

Планирую пройти корпоративную программу обучения бухгалтеров в течение второго года работы с вами. Надеюсь за 5 лет реализовать два некоммерческих проекта.

А вот так отвечать не надо:

Запускаю стартап. Нужны средства на его развитие, решил устроиться к вам. Через 5 лет планирую масштабировать свой бизнес.

Сценарий №3. С чистого листа

Когда человек решает кардинально поменять профессию, он слабо себе может представить свое профессиональное будущее. Ваша цель – доказать работодателю серьезность своих намерений.

Представим кандидата, который 10 лет проработал юристом и уходит в маркетинг. Пример плана на будущее в резюме:

В долгосрочной перспективе я хочу стать квалифицированным профессионалом в области маркетинга в вашей компании. В течение следующих пяти лет я буду развивать свои soft и hard skills на этой должности.

Но не так:

Через 5 лет я открою ресторан. Мне нужны знания маркетинга, которые я планирую получить в вашей компании. Если ничего не выйдет, уйду обратно в юриспруденцию.

Где в резюме писать о своих профессиональных планах

Если в анкете работодателя или выбранном вами образце резюме не предусмотрен отдельный раздел под профессиональные планы, то карьерные цели следует описать в блоке «Дополнительная информация».

На сайте MyResume представлены образцы резюме из разных профессиональных областей. Достаточно выбрать подходящий и подкорректировать его под себя. Перейти в раздел.

Выводы

Работодатели прекрасно понимают, что предсказать будущее никто не в силах Указать в резюме профессиональные планы не значит попытаться угадать свою судьбу. Эта информация необходима, чтобы понимать ваше стремление развиваться в конкретной компании, мотивы, которые вами движут.

Запомните главное:

  1. Информация о профессиональных планах выделяет резюме среди прочих.
  2. Прежде чем сделать отклик, прочитайте информацию о компании на карьерном сайте.
  3. Выясните, какие «фишки» есть в организации и упомяните их в планах на будущее (например, обучение или стажировки).
  4. Чувствуете, что корпоративная культура вам не близка – лучше не откликайтесь на вакансию.
  5. Описывайте карьеру в компании в контексте вашей должности, развития навыков, желания реализовывать новые проекты.
  6. Нельзя упоминать о том, что вы кого-то хотите «подвинуть». Особенно генерального директора.

Автор статьи

Тамара Федорова

Специалист в сферах Education и HR. Независимый журналист. Профиль в соцсетях: Facebook

бланк английского резюме

Здесь есть и классика, и креатив

история резюме

Покопались в архивах и всё выяснили

Фото архив  

 

Яндекс цитирования


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0



СОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА



ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Выявление интересов, способностей.
Определение мотивов выбора профессии.
Обоснование выбора специальности.
Составление личного профессионального плана.

1. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, СПОСОБНОСТЕЙ.

ОПРОСНИК

Инструкция
Внимательно прочтите вопрос. На него вы должны дать три ответа
и оценить их в баллах (от 0 до 2).

Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе:

делаю, как правило, хорошо — 2;
делаю средне -1;
делаю плохо (совсем не умею) -0.
Какие эмоции возникали у вас в процессе выполняемых действий:
положительные (приятно, интересно, легко) -2;
нейтральные (все равно) -1;
отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)-0.
Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:
да -2;
все равно — 1;
нет — 0.

Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопрос). В каждую клетку таблицы вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше «Умение» (1), затем — «отношение» (2) и после — «желание» (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцените в «Листе ответов» тремя оценками.
Работайте внимательно, не спешите

ВОПРОСЫ

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.)
3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить изделия своими руками из дерева, металла, ниток, засушенных растений.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он хочет знать, даже если приходится повторять несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать разные электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Тратить свое свободное время преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и летки), лечить, дрессировать.
24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет; уметь обосновать это устно или письменно.
30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении при решении.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мгновенно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу, писать, вписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.
48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфические запахи.
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
  1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3
1       2       3       4       5      
6       7       8       9       10      
11       12       13       14       15      
16       17       18       19       20      
21       22       23       24       25      
26       27       28       29       30      
31       32       33       34       35      
36       37       38       39       40      
41       42       43       44       45      
46       47       48       49       50      

После ответов на все вопросы подсчитывается по вертикали общая сумма баллов в каждой колонке, которую набрали отдельно «умение», «отношение» и «желание». Каждая колонка соответствует одной из пяти профессиональных сфер (по Е. А. Климову):
первая колонка — «человек — знаковая система»;
вторая — «человек — техника»;
третья — «человек — природа»;
четвертая — «человек — художественный образ»;
пятая — «человек — человек».

Необходимо обратить внимание на ту или те профессиональные сферы, где количество баллов максимально. Эти сферы являются предпочтительными для испытуемого. Сферы с минимальным количеством баллов, напротив, не являются значимыми для самоопределения.
Пример: для выбирающих профессию учителя максимально количество баллов «умение» (1), «отношение» (2), «желание» (3) должно быть в пятой колонке. Кроме того, необходимо обратить внимание на результат в колонке, соответствующей тому типу, к которому относится специальность (учитель математики, иностранного языка — в первой; физики, технического труда во второй колонке; биологии — в третьей и т. д.).
 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять

АНКЕТА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Инструкция
Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-«, если не имеет значения.

ВОПРОСЫ

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
7. Желание руководить другими людьми.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое, неизведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимо материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Лист ответов

  А   Б   В
3   5   1  
4   8   2  
7   11   6  
17   14   9  
18   15   10  
19   16   12  
21   20   13  
24   23   22  

Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
• в столбце А — преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
• в столбце Б — больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
• в столбце В — стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:
Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств — интеллектуальных, физических, личностных.
Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Приведем пример обоснования:

«С раннего детства меня интересовали машины, механизмы, различного рода устройства.
С годами интерес не уменьшился, а возрос. Я получаю огромное удовольствие, собирая
и разбирая механизмы, ремонтируя велосипед, мотоцикл. Поэтому очень бы хотел, чтобы моя будущая профессия совпадала с моими интересами. Тестирование показало мой высокий интерес к профдеятельности в области «человек-техника». Уровень знаний и умений в этой области высокий. «Человек -художественный образ», «человек- знаковая система», «человек-человек»
и «человек-природа» — области среднего уровня знаний. Опросники профпредпочтений дали следующие рекомендации по выбору профессии: инженер, конструктор, механик, машинист, механик. Уровень самоопределения высокий. Таким образом, мои личные интересы совпадают с результатами профконсультации. Так как я живу в железнодорожном поселке и хотел бы продолжить семейную традицию, решил выбрать специальность «техническая эксплуатация подвижного состав железных дорог» (локомотивы).
Составление личного профессионального плана согласно предложенной схеме.
Профессиональный план — обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Главная цель. Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.
Пути и средства достижения цели. Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).
Внешние сопротивления на пути достижения цели. Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.
Внутренние условия достижения цели. Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию. Запасные варианты и пути их достижения. Например: «Не пройду по конкурсу в техникум — попробую поступить на ту же специальность в ПТУ» и т. д.
Конечно, профессиональный план — это не перечисленные на листке бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление будущего. Поскольку профессиональный план — не вещь, а представление, то личное в нем зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или фантастическими. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты.
Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях.

Успешно составленный профессиональный план — это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

КАЛЕНДАРЬ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою страничку инстаграмм
  • Как найти пинфл по паспорту узбекистан
  • Как составить хим формулу кислот соответствующих оксидам
  • Как найти площадь поверхности правильной четырехугольной призмы
  • Майнкрафт как найти картошку