Как спланировать маршрут похода
Карта создана с помощью сервиса nakarte.me
В этом тексте мы постарались собрать советы для начинающих туристов, которые хотят самостоятельно спланировать свой маршрут дома, чтобы затем не сбиться с него в пути. Не стоит относиться ко всем его пунктам как к догмам, так как в планировании трека много переменных, и одна из них — доступность информации о районе вашего путешествия: карт, фотографий, отчётов, гайдов, спутниковых снимков и прочего. В статье мы полагаемся на опыт её автора — Михаила Голубева, автора проекта caucatalog.ru — базы знаний о Кавказских горах.
В статье пойдёт речь о планировании маршрута и дальнейшем ориентировании на местности, для пеших и горных походов 1–2 категории сложности, подходов к технически сложным перевалам. Для прохождения самих перевалов нужно пользоваться описаниями и фотографиями из технических отчётов, которые составляют спортивно-туристические группы. Для поиска отчётов с техническим описанием категорированных перевалов достаточно поисковиков «Яндекс»/Google и трёх ресурсов:
- tlib.ru — крупнейшее в Рунете хранилище отчётов о спортивных походах.
- mountain.ru/mkk/biblio/ — библиотека отчётов о походах. Материалы оттуда индексированы поисковыми системами, так что их можно найти также через «Яндекс» или Google.
- caucatalog.ru — отчёты, фотографии и описания вершин и перевалов Кавказских гор.
Также советы и приёмы из нашей статьи пригодятся при планировании сложных велопоходов, где есть участки с пешими тропами и заброшенными дорогами. Общие принципы планирования походов мы разбирали в отдельной статье, а здесь сосредоточимся на приёмах построения самого маршрута, чтобы потом ориентироваться по нему.
Огромную помощь при подготовке маршрута для «непростых» районов, по которым нет или очень мало описаний, оказывают подробные карты и спутниковые снимки.
Построение маршрута в картографическом сервисе
Наиболее удобный и самый популярный сервис для тщательного планирования маршрута на сегодняшний день — nakarte.me. Он позволяет:
- Просматривать большое количество карт, космоснимков и информационных слоёв.
- Вручную прокладывать свои треки, делиться ими с помощью ссылок и сохранять.
- Осуществлять поиск объектов по названию.
- У сервиса множество других удобных «фишек», которыми начинаешь пользоваться по мере накопления опыта работы с ним. Это измерение расстояний, отображение панорам, получение координат точки, просчёт азимута, а при работе на смартфоне — ещё и позиционирование.
Чтобы пользоваться этим сервисом максимально эффективно, лучше изучить инструкцию по работе с ним.
Альтернативой nakarte.me могут служить сервисы manymap.io и plotaroute.com. Их главное преимущество перед nakarte — встроенный планировщик маршрута, который умеет автоматически прокладывать трек между заданными точками по отмеченным на картах OpenStreetMaps дорогам и тропам. Это здорово экономит время при прокладке длинных треков, что особенно актуально, например, для велотуристов. Но информационных слоёв у nakarte.me больше, к тому же часть функций manymap.io и plotaroute.com скрыты и доступны только по подписке. Идеальный вариант — использовать все ресурсы. Так, трек можно проложить с помощью автопланировщика, а затем тщательно проверить его с помощью nakarte.me.
Подход к построению маршрута мы рассмотрим на конкретных примерах через работу именно с сервисом nakarte.me, так как он бесплатный, на нём можно показать больше информационных слоёв и пока что он более известен и популярен у туристов.
Открываем nakarte.me, в списке слоёв справа выбираем OpenTopoMap — это карты OpenStreetMaps с наложенным на них рельефом. Если этого слоя нет в списке, то включите его в настройках, кликнув на иконку с шестерёнкой. Слой OpenTopoMap хорошо визуализирует рельеф, отчего карта становится более наглядной и становится более понятным характер местности.
На карте большого масштаба выбираем интересующий регион, где будет проходить ваш маршрут. В нашем примере — Кавказ
Скроллим карту, увеличивая масштаб и приближаясь к той части региона, где планируется поход. В нашем примере — Восточный Кавказ, Дагестан
Далее необходимо ещё приблизить карту и в общих чертах наметить нитку будущего маршрута, исходя из своих целей — посетить новые места, преодолеть более сложные участки и пр. Чтобы создать трек, нужно нажать на «плюсик» в правом нижнем меню сервиса
Примерная нитка маршрута в ходе детальной проработки может существенно измениться. Не исключено, что она вам вовсе разонравится и вы перейдёте к другому треку. Далее начинается проработка намеченной нитки маршрута.
Для этого изучаем различные слои с картами, выбор которых доступен в меню справа. Они делятся на несколько типов.
Работа с картами на основе OpenStreetMap
OpenStreetMap, сокращённо OSM — некоммерческий картографический проект по созданию силами сообщества пользователей Интернета подробной свободной и бесплатной географической карты мира. Для создания карт OSM используются данные с персональных GPS-трекеров, аэрофотографии, видеозаписи, спутниковые снимки и панорамы улиц, предоставленные некоторыми компаниями, а также знания самого человека, рисующего карту.
Но без OpenStreetMap существуют собственно карты OSM, а также множество разновидностей, уточняющих ту или иную информацию. Самые популярные среди них — OpenTopoMap, которая гораздо лучше визуализирует рельеф местности, и CyclOSM, задуманная как OSM для велосипедистов. На неё нанесены велодорожки и размеченные веломаршруты, но она может быть полезна и для горных туристов, потому что тоже хорошо передаёт характер рельефа. Причём на CyclOSM порой обнаруживается больше деталей, которых не видно на OpenTopoMap, и наоборот. Кроме того, OpenTopoMap обычно загружается медленно, CyclOSM — чуть быстрее.
Пример участка карты в OpenStreetMap и OpenTopoMap. Второй благодаря изолиниям гораздо информативнее для горной местности, так как наглядно визуализирует рельеф и позволяет оценить крутизну склонов. Однако работать лучше с обоими слоями. Например, на OSM обозначены два водопада, которых нет на OpenTopoMap
Карты OpenStreetMap нужны для прокладки маршрута по дорогам и набитым тропам, а также для общей оценки протяжённости отдельных участков пути, перепадов высот и крутизны склонов. Но важно понимать, что доверять на 100% отображённой информации нельзя. Помните, что данные карты рисуются сообществом людей, и возможны ошибки. Например, не всегда отмеченная тропа существует в действительности или хорошо различима на местности. Вполне возможно, что по ней когда-то прошла группа туристов с GPS, а затем эти точки были перенесены в OSM, но не факт, что вам удастся повторить их опыт.
Впрочем, ошибки встречаются на всех картах. Поэтому для уточнения и проверки информации нужно сверяться с другими слоями.
Работа с российскими топографическими картами
Это советские и российские карты разного масштаба. Первые отмечаются в nakarte.me как Topo, вторые — как GGC (Госгисцентр). Они являются, по сути, оцифрованными советскими картами, иногда с некоторой актуализацией. Более подробно это описано в документации сервиса nakarte.me.
И те и другие сегодня малопригодны для населённой местности, так как устарели, и есть куда более детальные карты «Яндекс», Google и 2GIS. Зато они приемлемо отображают рельеф, участки скал, обрывов, отметки высот, названия рек, ручьёв, вершин и прочее. На практике наиболее полезны карты с масштабом 500 и 250 м. Но покрытие карт Topo и GGC с таким масштабом далеко не полное. Поэтому, если их нет на данном участке, используйте масштаб 1 км и другие типы слоёв. Слои Topo 500m и GGC 250m удобно включать и отключать горячими клавишами B и K.
Также данные карты полезны отмеченными на них тропами. Но важно учесть, что информация о тропах нанесена на них по состоянию на вторую половину XX века и во многом устарела. Поэтому для уточнения положения троп и их особенностей незаменимы космоснимки.
Пример включённых слоёв Topo 500m и GGC 250m на одном участке карты
В отличие от OpenTopoMap, тропа на перевал Арида на слое Topo 500m отмечена, причём как грунтовая дорога. Но нужно обязательно проверить по космоснимкам, существует ли она до сих пор
Уточнение маршрута с помощью спутниковых снимков
Они же «данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)», или, по-простому, космоснимки. Это самые полезные и незаменимые слои при составлении маршрутов. Лет двадцать назад снимков такой детализации в Интернете не было, теперь же они «разбаловали» многих туристов и отучили ходить чисто по карте. К хорошему быстро привыкаешь.
В сервисе nakarte.me можно просматривать космоснимки «Яндекс», Google, Bing (Microsoft) и ESRI. Для разных участков земной поверхности детализация в общем случае сильно различается. Поэтому очень удобно пользоваться горячими клавишами S, L, I, E, чтобы быстро переключаться между перечисленными слоями со спутниковыми снимками. Вернёмся к примеру с перевалом Арида, который мы рассматривали выше через слои GGC 250m и Topo 500m.
Меняя слои космоснимков, видим, что наиболее детальную информацию о данной местности даёт спутниковый снимок «Яндекса»
Включив как основной слой («фон») космоснимок «Яндекса», включаем и выключаем несколько раз имеющуюся на этот участок карту Topo 500m. Здесь для наглядности слои наложены друг на друга через фотошоп, но и при быстром переключении слоёв будет ясно, что тропа на топокарте где-то здесь
Максимально приближаем снимок, чтобы рассмотреть, есть ли тропа с топокарты. Её наличие подтвердилось на космоснимке. Значит, тут можно проложить фрагмент нашего маршрута
На снимке виден кош, а тропа продолжается на правом борту ущелья
Таким образом, к треку можно добавить уточнённый сегмент
На космоснимках можно увидеть, различить и выявить: обрывы, овраги, осыпи, скалы, снежники, ледники, источники воды, водопады, разные типы лесов, площадки для установки лагеря. Все эти приёмы сложно описать в двух словах, нужны походный опыт, время и здравый смысл для оценки местности на спутниковых снимках.
Работа с картами «Яндекс» и Google
Для построения пеших маршрутов в горной местности популярные карты «Яндекс» и Google практически бесполезны, но их можно использовать, например, для организации трансферов и забросок.
Работа с отображаемыми треками
В Интернете есть веб-сервисы, позволяющие пользователям загружать свои маршруты пробежек, велопоездок и любых перемещений. Также есть сайты с информацией о маркированных маршрутах для хайкинга или велопоездок. Польза треков, записанных людьми, заключается в том, что даже если на картах, космоснимках в данном месте нет тропы, но есть записанный трек, а тем более несколько, значит, этот путь как минимум проходим. Из тех треков, что может отобразить nakarte.me, могут быть полезны следующие:
- Waymarked Hiking Trails — маркированные тропы. Их немного, но они могут быть полезны.
- Strava Heatmap (all) — тепловая карта с GPS-треками, полученными из сервиса Strava. Чем ярче «горит» трек, тем чаще по нему ходят или ездят. Согласно Strava, тепловая карта обновляется раз в месяц, на неё наносят треки не старше одного года и только те, которые доступны для публичного просмотра, что зависит от настроек аккаунта пользователя. Также на тепловую карту не попадают участки с очень низкой посещаемостью. На данный момент в горах треков мало, но в перспективе их будет больше. Проверить, нет ли этих треков на участке вашего маршрута, точно не помешает.
Участок маркированного маршрута на Казбек со стороны Грузии
Участок размеченной «Кавказской тропы» в Дагестане
Пример: перевал Кызылауш в Карачаево-Черкесии на тепловой карте Strava
Работа с метаинформационными слоями
Также на nakarte.me можно отобразить слои, которые в строгом смысле не являются картографическими, а дополняют карты вспомогательной информацией.
- Wikimapia — отображаются контуры объектов, из библиотеки этого сервиса. При этом объекты сопровождаются небольшими описаниями, порой с фотографиями. К сожалению, в последние годы сервис остановился в развитии, новых сведений в нём мало, а старые могут быть малоинформативны или устарели. Но проверять его стоит.
- Mountain passes (Westra) — очень полезный слой для горных туристов и альпинистов, на котором отображаются вершины и перевалы из каталога турклуба «Вестра».
При включённом слое Wikimapia по клику на один из контуров (озеро в Архызе) всплывает окно с информацией из этого сервиса. Можно посмотреть фотографии озера и его окрестностей. Например, оценить сложность пути на близлежащую вершину или определить наличие места для палаток на берегу
Слой Mountain passes (Westra). В нашем примере по клику на синий квадратик «1Б» перевала Терсколак можно перейти по ссылке в каталог турклуба «Вестра» и ознакомиться с отчётами и материалами с описаниями данного перевала
Для изучения карт, космоснимков, рельефа местности есть более мощные геоинформационные решения, такие как SAS Planet, GlobalMapper, QGIS, но это уже намного более сложный уровень, требующийся для походов в крайне малоизученных районах планеты. Ознакомиться с принципами работы с ними можно здесь, но там будет гораздо более развёрнутый и тяжёлый для усвоения материал.
Как уточнить свой маршрут с помощью фотографий, видео, отчётов и книг
После того как нитка маршрута определена или на ней остались белые пятна, требующие уточнений, стоит задействовать весь массив доступных данных из разных источников.
В программе «Google Планета Земля» есть одна полезная «фишка», которая может пригодиться. Можно включить слой «Фотографии» и при наличии кликнуть на кружок фотографии в нужном месте. Иногда там бывают технически полезные снимки для пеших и горных туристов, например позволяющие оценить характер перевального гребня.
Схожим образом работает режим «Панорамы» на картах Google. В нём можно проверить, нет ли трёхмерных панорамных снимков в интересующем вас районе. В большинстве случаев кадры сделаны в легкодоступных местах и, как правило, на автодорогах, а потому для изучения малохоженых и труднодоступных районов информации практически нет. Однако информация оттуда может пригодиться, если вы планируете собственный трек в популярном районе.
Фотография в «Google Планета Земля», которая позволяет оценить характер перевального гребня
Слой «Панорамы» в Google Maps
Панорамы Google и не только можно отобразить и непосредственно в сервисе nakarte.me. По клику на кнопку с биноклем в левом меню можно отобразить точки, где есть Google-панорамы
По клику на точку панорамы она отобразится слева. Панораму можно крутить во все стороны и приближать
Для Кавказа весьма информативен проект mt360.ru, сайт с виртуальными панорамами гор этого района. Можно выбрать на карте нужный район и полетать с локации на локацию, изучая местность. Много фотографий различных объектов Кавказа также собрано здесь: caucatalog.ru/base/allregions.html. Для подготовки маршрутов по Ингушетии незаменимым будет сайт openkavkaz.com, где собрано огромное количество 3D-панорам горной части республики.
Для Кавказа и некоторых районов Азии в продаже есть очень детальные бумажные схемы В. Ляпина, которые продаются в Московском городском турклубе на улице Солженицына, 17, а также в некоторых туристско-альпинистских магазинах.
Помимо прочего, в подготовке к маршруту будут полезны книги, если они есть под рукой или есть возможность взять их в библиотеке, например в Московском городском турклубе. Но сначала стоит проверить, не лежат ли они уже где-то в Интернете.
Изучить местность иногда помогает и YouTube. Можно попробовать поискать топонимы с планируемого маршрута или находящиеся относительно недалеко от него. Иногда встречаются видео высокой чёткости с квадрокоптера, в которых можно рассмотреть интересующий участок местности.
Фрагмент 3D-панорамы с вершины Левхановцек на юг на ресурсе mt360.ru
Можно приблизить фрагмент панорамы и разглядеть интересующий склон
Фрагмент одной из 3D-панорам сайта openkavkaz.com
На одном из видео в YouTube можно рассмотреть путь на перевал Пабаку в Дагестане. Виден проход в скалах
Итак, подготовка маршрута завершена. Проработана основная нитка, запасные варианты, пути схода с маршрута при необходимости. Уточнены источники воды, места бивуаков по плану-графику и другие хорошие площадки на маршруте. Обычно вся эта работа занимает не меньше времени, чем сам поход. Остаётся только скачать полученный трек и распечатать наиболее ответственные участки маршрута на бумаге, чтобы потом ориентироваться по ним в походе.
Удачных походов!
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях
Мне нравится
Статьи по теме
Содержание
Ориентирование в походе
Этапы планирования пешего маршрута
Меры безопасности
Сервисы для построения маршрутов
Прогноз погоды
Основой успешного походя является тщательная подготовка и планирование. Даже небольшая неосмотрительность может задержать вас в пути или даже прервать путешествие и заставит ждать помощи.
Ориентирование в походе
Развитые навыки ориентирования помогут не только не заблудиться, но и выстроить оптимальный маршрут. Существует два основных способа ориентирования:
По компасу и бумажной карте
Это классика, а если карту заламинировать, то она прослужит гораздо дольше и не придет в негодность при попадании в воду. Этот способ требует вдумчивой работы, очень хорошо развивает чувство пространства. Но для того, чтобы научиться обращаться с компасом и картой, требуется время и практика.
Выбрать надежную радиостанцию для похода
При помощи электроники, используя GPS или ГЛОНАСС
Очень удобный и быстрый способ, чтобы сориентироваться на местности и свериться с изначально загруженным маршрутом. Хорош тем, что дает быстрые и точные ответы. Однако эта простота обращения может спровоцировать так называемый синдром 4П – постоянная проверка правильности пути. В этом случае турист не обращает внимания на рельеф и другие особенности, а попросту соотносит свое местоположение с отображаемым треком. Электроника имеет и другие недостатки – при отсутствии спутникового сигнала она может выдавать искаженную информацию, а также ресурс аккумулятора или батареек имеет свойство заканчиваться. Начать тренировать свои навыки ориентирования и планирования стоит либо простых, либо с уже пройденных.
-
Сначала нарисуйте предполагаемый маршрут.
-
Просчитайте расстояние и продолжительность, распечатайте карту на картографе.
-
Пройти трек с изготовленной картой.
Попрактиковаться же можно на соревнованиях, где есть этап ориентирования на местности – мультигонки, марш -броски. Это отличная возможность прокачать навыки планирования наикратчайшего маршрута и ориентирования на местности. К тому же у вас останется карта, с которой можено еще не раз будет пройти маршрут. Не забудьте ее заламинировать, чтобы она служила дольше. Если же в ближайшее время никаких соревнований не предвидится, а выбраться в парк или лес возможности нет, то можно потренироваться и на компьютере, планшете или телефоне. Существует множество сервисов и приложений, развивающих память и умение читать карту, вот несколько из них:
-
Ski-O Map Memory;
-
The Forest;
-
Virtual-O;
-
TempO Game;
-
O-Puzzle;
-
O-Sudoku;
-
Maps World of O.
Этапы планирования пешего маршрута
Прорабатывая один этап за другим, постепенно появляется более полное понимание трека, его особенностей и опасных мест. Нельзя пренебрегать каким-либо этапом планирования, так как уже на маршруте это может обернуться травмой. Планируем тщательно каждый этап.
Зачастую начинающие туристы недооценивают значимость понимания маршрута. Поэтому встречаются такие описания походов, как «внезапно наступила ночь». Разумеется, ночь наступает не внезапно, а в положенное время, так же предсказуемо, как и снижается температура, а усталость накапливается. Именно поэтому грамотное планирование очень важно, чтобы не тратить зря время, а успеть все сделать до темноты. Плохую шутку могут сыграть с туристами переоценка своих сил и недооценивание сложностей на маршруте. А это часто приводит к тому, что пройденное расстояние гораздо меньше запланированного, и вынужденная остановка на ночлег в неподготовленном или неподходящем месте.
Изучаем рельеф местности, погодные условия и расстояние маршрута
После того, как выбрали направление, изучите топографическую карту местности, чтобы для вас не стало неприятной неожиданностью наличие препятствий в пути. Туристическая карта не подойдет, так как она недостаточно детализирована. А на топографической карте есть все необходимые отметки, характеризующие рельеф, тропы, зеленые насаждения, водоемы, а также другие объекты, которые доступны визуально.
На горном маршруте обязательно обращайте внимание на крупные элементы рельефа – хребты, долины, перевалы, реки. При этом нужно учитывать не только горизонтальные расстояния, но и вертикальные. Если масштаб карты 1:25 000 то один горизонтальный сантиметр будет равен на деле 250 метрам, если же масштаб карты 1:50 000, то, соответственно, 500 метров. Для обозначения перепада высот в топографии используют горизонтальные замкнутые линии. при этом чем теснее располагаются эти линии, тем подъем круче.
Традиционный принцип движения по маршруту – избегать резких перепадов высот,стараясь выстроить маршрут более-менее однородным. Бывают и исключения, когда, например, хочется посетить какую-то достопримечательность или же при целенаправленных тренировках. Расстояние по карте определяется специальным прибором – курвиметром. Для этого необходимо прокатить его роликом по всему маршруту, после чего он выдаст расстояние в миллиметрах. А зная масштаб карты, длину в метрах вы просчитаете очень быстро.
Сложность маршрута
Необходимо еще до выхода понимать, по каким тропам вы будете двигаться – легким, средним или трудным. Тропы на картах обозначены разными пунктирными линиями. Сложность той или иной тропы зависит от ее покрытия, рельефа и читаемости на карте. Тропа может пропадать и вновь появляться, поэтому порой удобнее идти по азимуту прямо, чем пытаться найти тропу.
Следует изучить и рельеф местности, по которой планируете идти, пообщайтесь с уже прошедшими этот маршрут туристами, почитайте отчеты. Также следует учитывать изменяющуюся сложность пути в разных погодных условиях. Чтобы укладываться в необходимый отрезок времени, закладывайте на такие непредвиденные моменты несколько дополнительных часов.
Объективная оценка физподготовки участников
Чем критичнее оценка, там проще вам будет в походе. Закладывать в график движения следует не ускорения, а всевозможные задержки. Это позволит избежать суеты, сохранит комфортный темп ходьбы и не устать раньше времени.
Рассчитываем время
При расчете обычно принимают средние показатели темпа ходьбы – это четыре км/ч по равнинной местности, 300 метров в час на подъемах и 500 метров в час на спусках. Также обращайте внимание на физподготовку участников, и подбирайте темп ходьбы таким образом, чтобы было комфортно всем. Ежечасно следует делать небольшие остановки в 10-20 минут для того, чтобы осмотреться, сделать красивые фото и просто перевести дух.
Не забудьте и про вес рюкзаков, так как он основательно влияет на скорость движения. Постарайтесь его максимально облегчить еще на этапе укладки.
Пополняем запасы воды
Заранее найдите места неподалеку от маршрута, где возможно пополнить запасы питьевой воды. Обязательно проверьте информацию о качестве этих источников и их сезонности. Например, источник действует только во время активного таяния снега. Если брать воду из непроверенных источников, например, озер, то ее необходимо будет фильтровать.
Удобные места для ночевки
Обычно самые уютные и комфортные места для остановки на ночлег, отмечены на картах. Как правило, это большие, ровные площадки в местах, где нет угрозы схода лавины или камнепада. Но условия могут изменяться, поэтому уже на месте оцените безопасность выбранной площадки.
Меры безопасности
Во время планирования следует помнить о том, что горный погода чрезвычайно капризна. Имейте при себе координаты всех ближайших убежищ. Рассчитывать на сотовую связь не стоит, в горах она редко работает. Лучше всего иметь с собой спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, по которым можно отследить местонахождение человека в реальном времени.
Если вы планируете путешествовать сложным маршрутом, то в обязательном порядке необходимо зарегистрировать ваши девайсы в МЧС для того, чтобы в случае аврала вас смогли найти спасатели.
Сервисы для построения маршрутов
Есть несколько сервисов, при помощи которых можно подробнейшим образом изучить местность, не выходя из дома. Множество топографических слоев помогут вам составить представление о рельефе. На многих сервисах можно даже распечатать наиболее подходящую карту.
-
Nakarte.me
-
Locus Map
-
Suunto
-
Google Earth
Выбирайте тот, который вам наиболее удобен и понятен.
Помните, что точность определение вашего местонахождения прямо зависит от мощности вашей аппаратуры. Слабый приемник GPS даст значительную погрешность в поиске. Также сигнал может пропадать в глубоких ущельях, пещерах.
Прогноз погоды
Еще одна важная деталь, которой не стоит пренебрегать. Внимательно изучите погоду в той местности, куда собираетесь выдвигаться. А в пути можно определять погоду по устройствам с встроенным барометром. Давление повышается – будет ясно, если давление падает – пасмурно. Планируйте поход грамотно, не торопитесь, проявляйте креатив и путешествуйте с удовольствием!
Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.
Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.
Алгоритм составления маршрута туристического
- Нужно выбрать район путешествия
- Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
- Разработка “нитки” маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
- Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
- Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
- Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
- Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки
Какие бывают маршруты
Маршруты бывают нескольких видов:
- Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)
- Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)
- Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)
Выбираем район путешествия
Выбор района путешествия наверное самое главное занятие при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:
- Красивая природа
- Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
- Желательно наличие воды по пути следования
Выбираем категории сложности похода
Категория сложности – является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК (Маршрутно-квалификационная комиссия) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.
Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.
Разработка “нитки”маршрута, мест посещения
Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является “ниткой”. Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).
Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.
Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.
Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения (если это требуется).
Разбить маршрут по дням
Из словаря туриста:
Дневка – однодневная остановка на отдых во время похода
Отсидка – вынужденная остановка на маршруте на один день или больше
Запасной день – элемент ресурса времени который закладывается на поход
Важный момент в планировании маршрута – запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим “избытком”.
Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…
Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).
Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.
Пример маршрута
Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день
6 дней похода+ дневка+ запасной день = 8 дней
Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.
Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков, интересные для посещения объекты.
Выбор ночевки
Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.
Наметить аварийные и запасные варианты
Запасной вариант
Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.
Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.
Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?
Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.
Аварийный выход
Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.
Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.
Точки должны отвечать следующим критериям:
- Точка должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
- Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.
Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.
Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.
Подготовка заброски и выброски с района путешествия
Заброска – это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.
Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.
Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки
Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.
Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.
Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно, разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.
Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.
И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.
Похожие записи:
11 февраля 2020 | Сергей Корниенко, эксперт магазина «АльпИндустрия» на Первомайской, 18
Всякий раз перед началом нового дела необходимо определиться с целью и понять, для чего мы беремся за эту работу. Цель этой статьи – на конкретном примере дать пошаговую инструкцию для самостоятельной организации горного похода. Материал в первую очередь ориентирован на начинающих туристов, которые только собираются в свой первый поход в горы. Итак, приступим!
Содержание:
Шаг 1: определяемся с целямиШаг 2: определяемся с местомХИБИНЫКАВКАЗКРЫМАЛТАЙШаг третий: сбор информацииШаг 4: разработка маршрутаШаг 5: построение нитки маршрута, план похода по дням
Шаг 1: определяемся с целями
На этапе планирования очень важно определиться с тем, что вы хотите получить от предстоящего маршрута. Ваша цель – спортивный разряд, где важно количество пройденных перевалов и километраж? Или вы фотограф, которого в первую очередь волнуют видовые планы и места съемки? А может быть вы просто хотите погулять вдали от цивилизации? Исходя из поставленной цели будет строиться ваш маршрут, график движения и распорядок дня. А самое главное – ваша цель должна совпадать с целями напарников!
Если цель – спортивный разряд, то вам прямая дорога в турклуб. В этом материале мы исходим из запросов самодеятельного горного туризма, а маршрут будем подбирать, ориентируясь на начинающих туристов. Наш будущий поход должен быть по силам людям с хорошей физической подготовкой, для его прохождения не понадобится специального альпинистского снаряжения (только самое основное: каска), при этом у нас будет полноценный, автономный горный поход примерно на 8 – 10 ходовых дней, чтобы уложиться в стандартный двухнедельный отпуск.
Шаг 2: определяемся с местом
Первый поход логично организовывать в «домашних» горах. Выбор у нас широк, а логистика будет во многом проще. Ниже мы дадим общее описание основных горных районов, а окончательный выбор оставляем за вами.
ХИБИНЫ
Расположенный на Кольском полуострове горный массив Хибины хорошо известен и достаточно популярен среди туристов. Это одна из самых старых горных систем на территории России. Горы не высокие, сформированы из больших каменных блоков, вершины сглаженные. Высшая точка –гора Юдычвумчорр (1200,6 м). В долинах встречается большое количество ручьев и озер. Северные горы обладают своим неповторимым очарованием. И если в конечном итоге вы остановите свой выбор на Хибинах, настоятельно рекомендуем взять с собой «Властелина Колец» или «Хоббита» – Толкиен в Хибинах читается на ура. К сильным сторонам этих гор следует отнести простую логистику: удобней всего добираться поездом. Чаще всего маршруты начинаются от станции Имандра, а выходят в районе Апатит или в Кировске. Небольшая высота тоже имеет свои плюсы – нет нужды думать об акклиматизации. Этот район пользуется большой популярностью, так что с описанием маршрутов проблем не будет. Из основных минусов – затяжные дожди, которые в Хибинах не редкость. Наиболее стабильная погода в этих горах в конце июля, начале августа.
КАВКАЗ
Приэльбрусье
Кавказ — родина российского альпинизма. В этих горах многие из нас отправлялись в свои первые походы, поднимались на первые вершины. Для нас это «домашние» горы, которые пользуются огромной популярностью среди спортивных туристов. Если говорить о Кавказе, то удобнее всего разделить его на несколько туристических районов.
Приэльбрусье – центральный и самый популярный район Кавказа. Помимо собственно Эльбруса туристов привлекают интересные долины в этом районе, большая масса разнообразных по сложности перевалов, позволяющих составить маршрут на любой вкус. Многие планируют поход таким образом, чтобы в конце подняться на Эльбрус.
Теберда, Домбай, Архыз – эти районы относятся к Западному Кавказу и также дают большой полет для творчества. Со времен СССР и всесоюзных туристических маршрутов в этом районе ходили плановые группы туристов. За основную нитку можно взять очень популярный маршрут из Теберды в Архыз, а дальше выбирать интересные места и строить свой план. Необходимо помнить, что часть этих районов находится на территории Кавказского заповедника, в этом случае может понадобиться пропуск.
Северо-Западный Кавказ, плато Лаго-Наки, районы гор Фишт, Оштен, Псеашхо. Эти районы популярны среди горных и пеших туристов. Они находятся на территории Кавказского Государственного Биосферного заповедника. На его сайте можно посмотреть все доступные маршруты, они хорошо описаны и промаркированы. Имейте в виду, что вам понадобится пропуск. Его можно оформить на любом кордоне, с которого будет начинаться ваш маршрут. Помимо этого, нельзя сходить с промаркированных маршрутов – все-таки вы находитесь на территории заповедника. Нужно учитывать, что некоторые районы могут быть закрыты для посещения (это может быть связано с сезоном размножения или пересчётом животных). Всю информацию можно узнать на сайте заповедника: http://kgpbz.ru/
В целом, у Кавказа есть масса преимуществ: все районы хорошо известны, и куда бы вы не решили отправиться – без труда найдете необходимую информацию в интернете. То же самое с логистикой – проблем с заброской, как правило, ни у кого не возникает. На Кавказе хорошо работают спасатели, да и много туристических групп, которые наверняка помогут вам в случае аварийной ситуации. Но здесь кроется и главный недостаток Кавказа – переизбыток туристов в сезон. Особенно многолюдно летом Приэльбрусье.
КРЫМ
Горный Крым – тоже отличное место для планирования похода. Большое количество автобусов позволяет быстро и недорого добраться из аэропорта Симферополя в любую часть Крыма. После окончания строительства железнодорожной ветки логистика обещает стать еще проще и дешевле. Горы не высокие и вопросов с акклиматизацией здесь, как правило, не возникает. Необходимо помнить, что Крым – регион засушливый, все туристические стоянки так или иначе привязаны к источникам воды, а маршрут строится от источника к источнику. Лучшее время для планирования маршрута — это межсезонье: апрель — май, либо сентябрь — начало октября. В этот период погода стабильно теплая, жара не такая сильная, а туристический сезон либо не успел начаться, либо уже закончился. Билеты на самолет и поезд в это время также наиболее доступны.
АЛТАЙ
Наибольший интерес у туристов вызывает центральная часть Алтая, в которой выделяют три крупных горных района: Катуньский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский. Районы Кучерлинского и Аккемского озер, гора Белуха хорошо известны и популярны среди туристов. Как правило, из поселка Тюнгур начинается основная часть всех походов в этом районе. В Тюнгур расположено несколько турбаз, через которые обычно заказывают трансфер до Барнаула, они же помогают в организации заброски. Погода в регионе весьма своеобразна, обычно период затяжных дождей сменяется периодом отличной погоды без осадков. Это выглядит так: неделю не переставая идет дождь, он то затихает, то становиться проливным, но, как бы там ни было, с неба все время что-то падает, а затем неделю может стоять отличная солнечная погода. В период дождей уровень воды в реках и ручьях поднимается, а все основные тропы разбиваются лошадьми, что сильно затрудняет передвижение. Лучшее время для похода – июль, начало августа.
Шаг третий: сбор информации
Для сбора информации по интересующему району понадобятся карты, координаты и описания перевалов, стоянок, а заодно и основных географических объектов – рек, ручьев и гор.
Где взять карты? Здесь многое зависит от того, куда вы собираетесь отправиться. Если на Кавказ, то хорошие схемы районов можно купить. В АльпИндустрии можно найти схемы практически всего Центрального и Западного Кавказа, координаты вершин и перевалов. Если нужного вам района нет в бумажном варианте, то на помощь придет интернет. Он-лайн карты можно посмотреть на ресурсе https://nakarte.me/. На нем помимо, собственно, онлайн карт (доступны различные карты, основная – OpenTopoMap, но можно выбрать OSM, либо карты генштаба в разных масштабах) есть удобный инструмент для печати нужных фрагментов. Либо на сайте http://openstreetmap.ru
Где искать описания? Здесь вам на помощь придут интернет и турклубы. На сайтах некоторых турклубов выкладываются отчеты о походах, описания районов, перевалов и вершин, даются фотографии. Например: турклуб МГУ, Вестра, турклуб МГТУ. Множество интересных отчетов можно найти на сайте http://www.mountain.ru/. Внимательно изучив материалы, вы сможете найти в них не только полезную информацию о районе, но и телефоны таксистов, контакты турбаз и кемпингов, примерные расценки на их услуги. Все это поможет в организации похода.
Автор с пользой проводит время на работе=)
Шаг 4: разработка маршрута
Перед тем как начнем составлять нитку маршрута, давайте еще раз пройдемся по требованиям, которым он должен соответствовать:
- Продолжительность похода – 7-10 ходовых дней. Меньше 7 будет не интересно, больше 10 – можно не уложиться в двухнедельный отпуск.
- Маршрут должен проходиться без специального альпинистского снаряжения, ведь речь идет о первых самостоятельных горных походах, у вас нет ледового или скального снаряжения, и пользоваться им вы еще не умеете.
- Маршрут должен быть по силам физически выносливым и здоровым людям.
При планировании маршрута необходимо учитывать сложность преодолеваемых препятствий, в первую очередь, перевалов. В спортивном туризме в зависимости от высоты, крутизны склона и вида рельефа, выделяют три категории сложности: от 1, простой, до 3, сложной. У каждой категории есть две подкатегории А и Б. Перевалы 1 категории – это простые каменистые склоны, крутизной до 40 градусов. Для передвижения по ним требуется индивидуальная техника и простейшая страховка треккинговыми палками. Перевалы 3 категории сложности требуют провешивания страховочных перил, навыков скального лазания и работы в связках. Соответственно, для первого самостоятельного похода, стоит ориентироваться на перевалы не выше первой категории сложности.
В процессе построения маршрута нужно учитывать фактор акклиматизации. Нужно помнить, что разница в высоте между ночевками не должна превышать пятисот метров. То есть за дневной переход можно набрать и большую высоту, до одного километра, но, повторюсь, разница между высотой ночевок не должна превышать 500 м.
Акклиматизацию стоит учитывать при планировании дневных переходов. Организму нужно время, чтобы привыкнуть к новым для него условиям, как говорится, «расходиться». На первые дни необходимо закладывать более короткие переходы, постепенно увеличивать высоту перевалов. Как правило, акклиматизация проходит циклами по три дня, т.е. после каждого третьего дня самочувствие немного улучшается, а, следовательно, и нагрузку можно немного увеличивать. Оптимально на старте похода делать переходы по 10 километров в день, а дальше увеличивать их до 15.
Дневные переходы должны быть вам по силам, стройте реальные планы, помните про горный коэффициент. Ваши дневные переходы (особенно в первые дни) не должны превышать 10-12 километров. Что такое 10 км в обычной жизни? Это примерно 2,5-3 часа ходьбы. А если с рюкзаком, который на старте весит 25 кг? То уже и все 4 часа. А если по пересеченной местности? То 5 часов. А если эта пересеченная местность находится на высоте 2500 м? При расчете времени, которое потребуется на прохождение отрезка пути, применяют так называемый горный коэффициент, обычно это 2,5. То есть если на прохождение одного километра вы тратите 20 минут, то в горах на это скорее всего уйдет час. На спуск вы можете идти немного быстрее, на подъем – в разы медленнее. Планируйте дневные переходы так, чтобы их можно было пройти за 8-9 часов.
Не стоит забывать про дни отдыха (дневки), которые стоит устраивать каждые 3-4 дня. Дневку можно запланировать перед преодолением тяжелого препятствия – прохождения ключевого перевала или восхождения на гору. Безусловно, для дня отдыха стоит подбирать живописные места. Часто при планировании допускают ошибку, путая дневку и радиальный выход. Радиальный выход – это полноценный ходовой день, устаете вы точно также. Вы рано встаете, а идете зачастую еще больше, так как не несёте вещи, которые остались в лагере. Дневка – это день отдыха, когда вся группа спит до упора, ест и гуляет вокруг палаток.
Хочется дать совет по планированию ходового дня. Как правило, утро и первая половина дня в горах отличаются более стабильной погодой, которая портится после обеда. Поэтому логичней выходить на маршрут как можно раньше – вставать в 5 утра, а выдвигаться не позднее 7. Если предстоит проходить перевал, то есть смысл встать еще раньше, т.к. подниматься в гору гораздо проще в тени, а не под палящим полуденным солнцем. Пройдя намеченный участок за 8-9 часов, поставив лагерь после обеда, еще останется время отдохнуть и погулять. Вы быстро привыкните к новому распорядку дня, даже если в обычной жизни не приходится вставать рано – в горах быстро темнеет, свет «выключают» уже в 7 вечера, после чего все расходятся по палаткам отдыхать.
Помните, что у вас всегда должен быть план «Б». На маршруте могут возникнуть непредвиденные ситуации: выбранный вами перевал оказался сложнее, чем был в описании, или затянувшаяся плохая погода сделала невозможным его прохождение. Кто-то может заболеть или получить травму, и вам будет необходимо выйти с маршрута, и т.д. Подобный сценарий нужно предусмотреть заранее, подготовить альтернативные варианты прохождения и выброски с маршрута.
Шаг 5: построение нитки маршрута, план похода по дням
Итак, учитывая вышеизложенные тезисы, давайте приступим к построению нитки маршрута. В качестве примера рассмотрим северо-восточную часть Приэльбрусья, и построим маршрут от Северного приюта до поселка Верхний Баксан. Наша нитка будет выглядеть следующим образом:
Северный приют – пер. Каракайский северный – долина реки Исламчат – пер. Кыртыкауш – река Кыртык – пер. Сылтран – озеро Сылтранкель – поселок Верхний Баксан
Почему удобней начинать с Северного приюта Эльбруса? Северный приют – это большой альпинистский лагерь. Туда проложена хорошая асфальтовая дорога, проблем с транспортом у вас не возникнет. А если повезет нанять для заброски полноприводную машину, то она довезет вас до самых ворот лагеря. Во-вторых, это историческое место: именно с Севера было совершено первое восхождение на Эльбрус. Для тех, кто впервые в горах, побывать тут в двойне интересней. В-третьих, здесь хорошо проходить первичную акклиматизацию – лагерь находится на высоте 2500 м, из него можно сделать радиальный выход к леднику и вернуться обратно. Вы налегке подниметесь на 1000 м, а по дороге посмотрите главные достопримечательности: «немецкий аэродром» и «грибы». Оказаться в Северном лагере и не посмотреть «Грибы» – пустая трата времени =)
Почему идем на восток? Нитка маршрута проходит через три перевала – Каракайский, Куртыкауш и Сылтран. Они очень удачно расположены таким образом, что у вас последовательно увеличивается высота (2950, 3250 и 3450 соответственно) и сложность перевалов. Вы постепенно будете «повышать градус» и аккуратно втянетесь в походный ритм.
Теперь давайте внимательно посмотрим на карту района и спланируем наш поход по дням. В плане каждого дня у вас должно быть указано, что вы в этот день делаете, сколько километров планируете пройти и за какое время, на какой высоте планируете заночевать.
Нитка маршрута с указаниями радиальных выходов
День 1. Приезд в Пятигорск, заброска в Северный лагерь. Установка лагеря. Отдых. Высота 2500 метров. Вы только что с поезда (самолета) оказались в горах, самое лучшее, что можно сделать в свой первый день в горах, – это не перетруждать организм. Установите лагерь, погуляйте немного вокруг, попробуйте местные нарзаны (если вас не смущают, купающиеся в них местные жители =Р ).
Вид на палаточный городок Северного лагеря
День 2. Радиальный выход к подножию ледника. Основная цель этого дня – активная акклиматизация. В этом деле главное – не переусердствовать, у вас нет задачи любой ценой набрать 1000 м и как-нибудь вернуться в лагерь. Идите неспеша, дышите ровно, посматривайте друг за другом. Если кто-то начал сильно отставать, вдруг появилась слабость или разболелась голова – это отличный маркер, говорящий о том, что пора возвращаться в лагерь. Ночь на высоте 2500 м.
День 3. Переход под перевал Каракайский Северный. Это первый полноценный ходовой день. Расстояние примерно 10 км, набор высоты 100 м. В первой половине пути вы спуститесь на 500 м, а затем наберете обратно примерно 600. Высота 2600 м.
Как уже говорилось выше, первые три дня мы стараемся не делать больших переходов, дав возможность организму плавно втянуться в походные условия.
День 4. Подъем на перевал Каракайский Северный, спуск в долину реки Кыртык, переход под перевал Кыртыкауш. Первый перевал на маршруте не категорийный, хорошо набитая тропа серпантином проходит перевальный взлет и выводит на широкую седловину перевала. Со стороны подъема перевал кажется совсем невысоким, однако в сторону реки Исламчат начинается затяжной спуск в долину. Переход небольшой, всего 5 км. В этот день можно запланировать полудневку или, установив лагерь, можно радиально сходить на перевал Исламчат. Высота 2900 метров. Вариант полудневки более предпочтителен, так как перевал Кыртыкаш выше и подъем на него гораздо длиннее, что потребует больших сил.
День 5. Подъем на перевал Кыртыкауш, спуск в долину реки. Подъем затяжной, по хорошо набитой тропе. На седловине перевала установлен памятник защитникам Кавказа. Спуск в долину реки Кыртык, ночевка напротив коша. Спуск тоже затяжной. Переход – 11 км. Высота 2600 м.
День 6. Радиальный выход на перевал Чаткара. Подъем на вершину Чаткара по гребню. Возвращение в лагерь. 18 км. Высота 2600.
День 7. Подъем на перевал Сылтран, спуск к озеру Сылтранкель. 12 км, примерно 9 часов. При подъеме сложным может показаться только перевальный взлет, он довольно крутой, в плохую погоду его нужно проходить аккуратно. В награду вам будет ночевка на великолепном высокогорном озере.
Озеро Сылтранкель
День 8. Запасной день. Весьма полезная практика включать в план похода запасной день. Он может пригодиться для того, чтобы переждать непогоду, его можно потратить на разведку перевала или на дополнительный акклиматизационный выход. Или он может использоваться в качестве дополнительного дня отдыха.
День 9. Спуск в Верхний Баксан. 8 км, 5 ходовых часов. Высота 2000 метров. Конец похода.
Теперь сведем все данные в одну таблицу. В ней будет 7 основных колонок. Ходовой день по порядку, высота ночевки, расстояние дневного перехода. А также колонки «завтрак», «обед» и «ужин».
Дальше таблица заполняется до конца по каждому дню
После того как вы полностью заполните таблицу, можно начать критически оценивать запланированный маршрут.
Во-первых, фактор высоты – на протяжении всего маршрута мы не набираем больше 1000 метров за день, а разница между высотой на ночевках не превышает 500 м. Условие соблюдено!
Во-вторых, дневные переходы под рюкзаком не превышают 15 км, а радиальные выходы не больше 20. Годится!
Теперь давайте представим, что мы защищаем свой маршрут перед начальником спасательной службы, а он задает нам каверзные вопросы. Вопрос первый: «После прохождения перевала Каракайский Северный необходимо перейти вброд один из притоков реки Исламчат. Что мы будем делать, если один из участников получит травму и будет нужна эвакуация?» Если мы посмотрим на карту, то увидим, что ниже по течению реки начинается грунтовая дорога, которая огибает хребет и соединяется с асфальтовой дорогой ведущей к Северному лагерю Эльбруса. Эту дорогу можно использовать в качестве пути эвакуации. Хорошо, другой вопрос: «Если погодные условия (физическое состояние группы, либо по другой причине) не позволят вам пройти перевал Сылтран, как будете выходить?» Опять же, если посмотреть на карту, то в этой ситуации логичнее всего вернуться на место ночевки на против коша, а дальше по грунтовой дороге вдоль реки Кыртык спуститься в поселок Верхний Баксан. Более чем разумный вариант.
К сожалению, мы не можем предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время похода, но мы должны четко спланировать пути возможного отступления.
Внимательный читатель, конечно же, обратил внимание на последние три колонки – «завтрак», «обед» и «ужин». Для того, чтобы грамотно спланировать питание по дням, необходимо знать, что в этот день вы конкретно будете делать. Если это дневка, то можно позволить себе полноценный завтрак, обед и ужин, да еще и приготовить что-нибудь необычное, ведь мы никуда не спешим. А если вам предстоит пройти большой перевал, то тут нужно быстро позавтракать и выходить на маршрут. А вместо обеда вполне пойдет и сухой перекус с горячим чаем. Восстанавливать потраченные калории мы будем за счет ужина. Подробно про раскладку поговорим в следующей статье, тогда же и заполним оставшиеся колонки.
Приведенный выше маршрут можно оценивать по-разному – спортивные туристы пробегут его за 3 дня, мои знакомые фотографы ходили там почти 3 недели. Одним эта нитка может показаться чересчур простой, другим слишком сложной. Как говорится, все относительно, все в глазах смотрящего.
В заключение хотел бы сказать, что поход в некоторой степени напоминает большую тренировку: сначала мы делаем разминку, потом основные упражнения, затем заминку / растяжку. У хорошего похода, должна быть хорошая заминка. Из Верхнего Баксана за 20 минут на машине вас довезут до Терскола, в котором огромное количество гостевых домов и кемпингов. Помыться с горячей водой, погулять по рынку и поесть хычинов – бесценно! А если у вас есть третья неделя отпуска, то можно вечером сесть на поезд в Пятигорске, а утром проснуться на море. Через город проходят два состава: один до Новороссийска, второй до Туапсе. Провести недельку на море после гор – это роскошно!
Фото: Елена Корниенко
08.08.2022
Как выбрать маршрут путешествия
Вы услышали красивое название региона или поняли, что хотите освоить новые туристические просторы. С чего начать планирование маршрута, как к нему подготовиться, собрать команду, а главное — какие подводные камни скрываются в самостоятельной организации маршрута. Разбираемся в статье.
Содержание
- Как выбрать место куда пойти. Где брать идеи
- На какие карты смотреть при прорисовке маршрута
- Можно ли доверять треку, найденному в интернете
- На какие факторы смотреть при планировании маршрута
- Как рассчитать продолжительность маршрута
- В каком формате качать треки
Как выбрать место куда пойти. Где брать идеи
Сначала в голову приходит идея посетить некий район. Обычно это бывает после рассказа друзей, вернувшихся из похода, или после просмотра фото в соцсетях. Но на этом этапе в голове есть только название района, например, Архыз, Ергаки или Хибины.
Теперь стоит сесть за компьютер и начать изучать район. В этом помогут обычные Яндекс и Гугл карты, nakarte.me и activеtrip.me и конечно, поисковики. Удобно планировать поход на компьютере с двумя мониторами. На одном у вас текстовые описания, а на другом экран с картой в сервисах nakarte.me или activеtrip.me.
Находите в поисковиках любые описания маршрутов и начинаете отмечать на карте точки, упомянутые в них. Сначала будет сложно — везде незнакомые названия и топонимы на незнакомом языке и устаревших диалектах, но со временем местность станет, как родная и уже в походе от встречных туристов будете легче воспринимать на слух диковинные имена.
Теперь попробуйте соединить в единую линию интересные места. Если одной линии не выходит, то возможно стоит отказаться от части мест или запланировать к ним радиальные выходы.
На какие карты смотреть при прорисовке маршрута
Удобнее всего проектировать своё будущее путешествие с nakarte.me и activеtrip.me. Здесь собраны разные виды карт, на данные которых нужно опираться в планировании.
OSM в этом случае будет основным источником данных о местах стоянок, источниках воды и прочих полезных заметках на маршруте. Подробнее об этих картах и навигации в походе можно прочитать в статье «Навигация в туризме. Теория и навыки от А до Я».
Карты Генштаба — это устаревшие советские карты. Их достоинство на начальном этапе планирования в чётком написании географических названий объектов, которые встречаются в отчётах. В ОСМ эти названия тоже есть, но показываются они на разных уровнях масштаба, что неудобно на этапе знакомства с районом.
Скриншот сайта activеtrip.me со слоем Strava. Наглядно видно, где люди много ходят
Треки STRAVA. Вообще Strava — это приложение для спортсменов, которое считает статистику для тренировок. Включённый слой Strava поверх другой карты покажет, где люди передвигаются, а где нет. Если вы видите тропинку на OSM, по которой нет треков, стоит задуматься, существует ли тропинка на само деле? Может она заросла или её нарисовал человек, пробравшийся там в одиночку и называющий тропой всё, где он прошёл. Может быть и обратная ситуация. Кучу треков оставляют лыжники, снегоходчики и парапланеристы. Все они проходят там, где летнему пешеходу не пройти. Поэтому по возможности отключаете зимние треки. Помните, что люди не аккуратны и не все отметили свой трек как зимний.
Wikimapia — старый сервис, где люди рамками выделяли объекты и подписывали их. Можно найти стоянки и родники и много полезной информации. Правда, часто объекты отмечены на глазок. Много информации содержится в комментариях к объектам.
Спутниковые снимки. В разных районах разное качество и возраст спутниковых снимков от разных сервисов. Вам надо выбрать самый удачный. Если у вас простой поход, то спутниковый снимок вам не нужен. В сложных малопосещаемых регионах иногда только спутниковый снимок является источником информации о маршруте. Там можно увидеть места разлива рек и отмели, каньоны, не отмеченные на карте, границу лесов и болот. К анализу спутниковых снимков в незнакомых районах надо относиться очень осторожно.
Можно ли доверять треку, найденному в интернете
В поисках информации о маршруте, может повезти и вы найдёте треки сразу всего похода разделённые по дням. Скачивайте их осторожно. Откройте их на карте OSM и присмотритесь. Если трек точно повторяет тропинки OSM, то это трек проложенный автопрокладчиком маршрута, например, как в activеtrip.me. Вам не нужен такой трек. Выбирайте трек, в котором будут какие-то хвостики и кракозябры, небольшие срезания тропинок. Это трек похода, который записывали люди, реально прошедшие маршрут. Но даже такой трек без описания — бесполезен и даже опасен. Обязательно ищите текстуальное описание с фотографиями вашего маршрута.
Когда скачали трек, но нет тропы. Новая транскавказская тропа через всю Армению ещё не натоптана. @annamigali
Самые подробные описания обычно составляют спортивные туристы для подтверждения прохождения своих маршрутов. Их можно найти на сайтах:
tlib.ru
tourism.ru
turpohod.narod.ru/archive.htm
tkhse.ru/biblio/reports
hnkosterev.narod.ru/otchets.html
tyr-zo.narod.ru/otchets.html
g-utka.ru/marshrut.php
mountain.ru/mkk/biblio
Но в отчётах спортивных туристов скептически относитесь к указанному километражу. Он практически всегда завышен.
Есть сайты и просто с треками, описаний к ним чаще всего нет:
wikiloc.com
hiking.waymarkedtrails.org
veloradar.ru
Если вы качаете трек без описания, будьте предельно внимательны
Обращайте внимание на:
- количество точек в треке – возможно это и нереально пройденный трек, а чей-то план, накликанный в мониторе. Или чей-то приёмник GPS ставил отметки раз в час – такое тоже не нужно. Плохой трек сразу виден как ломаная линия с малым количеством поворотов редко совпадающая с дорогами. Хороший трек часто изгибается, отражает все шаги туда-сюда;
- возраст трека – если есть выбор, лучше взять поновее;
- время года записи трека – хитрые лыжники, снегоходчики зимой проходят по болотам, озёрам и рекам, которые летом непроходимы, летний альп маршрут может оказаться лавиноопасным в другое время года и т.д.;
- автор трека – КМС по альпинизму пройдёт там, куда пешую единичку лучше не вести, трек пешей группы вряд ли подойдёт велотуристам;
Когда здесь прошло несколько человек и записало трек. Теперь это маршрут, но не тропа. @annamigali
На какие факторы смотреть при планировании маршрута
Задачи и сложности
Познакомившись с районом, определитесь с целью вашего путешествия: вы хотите сходить в поход по красивым местам или преследуете спортивные цели, например, пройти маршрут, соответствующий спортивному горному походу. Если в описаниях встречаются непонятные вам вещи: что-то про верёвки или броды, с чем вы ранее не сталкивались, откажитесь от посещения этих мест. Вы должны сначала сходить участником через такие препятствия.
Команда
Исходя из плана подбираются люди в команду. Возможна и обратная ситуация — у вас уже есть готовая группа друзей, опыт которой вам известен, и под неё вы стоите маршрут. Если в команде есть новички и дети, вся группа будет двигаться с их скоростью, даже если все остальные мастера спортивного туризма.
Группа всегда будет ждать отстающего. ПВД Подмосковье. @shuriktravel
Время года
Читая описания маршрутов, сразу обращайте внимание на время года. В горах лето начинается позже. Если отчёт об июльском походе, это не значит, что то же самое будет в мае. Маршрут может измениться до неузнаваемости.
Особые природоохранные зоны
Обратите внимание на наличие бюрократических зон на территории, по которой проходит маршрут. Это может быть пограничная зона — пропуск туда легко оформляется на госуслугах. А может быть заповедник или природный парк. Условие оформления пропусков в эти места всегда разные, почти всегда неудобные — надо изучать сайт каждого заповедника. Самое грустное, что сложно понять границу такой природоохранной территории. Тут вам тоже поможет OSM, где нанесены границы этих территорий.
Логистика
Уделите внимание транспортной доступности региона. Например, Хибины доступны практически сразу при выходе из поезда. Кавказ хотя и расположен так близко, но заброска в точку старта часто находится в 200-300 км от ЖД вокзалов и аэропортов. Примером дорогой заброски служит плато Путорана, тут нужна лодка или вертолёт. Главное — понимать на какую сумму рассчитывать путешествие, а добраться можно и в космос.
Как рассчитать продолжительность маршрута
Как рассчитать дневные переходы? Формула подсчёта: в день надо набрать 20 единиц. За одну единицу считаем 1 километр по горизонтали и 100 метров набора высоты. Т.е. 20 километров по плоскости примерно равны 10 километрам по горизонтали с подъёмом на высоту 1 километр. Количество единиц для разных групп будет разным. Обычная группа не выдержит более 20 единиц несколько дней подряд. Все устанут, сотрут ноги и придётся делать незапланированный день отдыха. Бригада спортсменов может закладывать и больше, а если в группе пенсионеры и мамы с детьми, то сжальтесь над ними.
В большинстве случаев вы не сможете придерживаться точно этой формулы. Дневные переходы будут определяться возможными стоянками и источниками воды. Места под стоянки отмечают на картах OpenStreetMap (в nakarte.me и activеtrip.me много стилей OSM, где это можно увидеть. Любое приложение на смартфоне также использует один из видов ОСМ.
Саяны.@shuriktravel
Запланируйте на вашем маршруте резервные и аварийные варианты пути.
Резервные — это когда необходимо отказываетесь от прохождения каких-то мест из-за непогоды или нехватки времени, но при этом продолжаете поход в своё удовольствие. Нужно знать заранее, что делать если, например, река разлилась и снесла мост или брод оказался невозможным.
Аварийные варианты маршрута — это максимально короткий путь в цивилизацию в случае ЧП, например, болезнь участника. В некоторых районах аварийные варианты рисуются очень просто. Практически из любого места Приэльбрусья, Западного Кавказа, Хибин вы через полтора дня будете в посёлке или на асфальтовой дороге. Этим районы хороши для новичковых походов.
А из Восточных Саян или с Путорана таких вариантов слива почти нет. В случае чего вам просто придётся пойти назад или надеяться на вертолёт.
Запасной день.
В походе, даже самом простом, может случиться всякое, что задержит вас в пути. Самая популярная причина — плохая погода. Поэтому положено закладывать резервные дни, просто чтобы не опоздать на поезд или самолёт.
Если резервный день не используется, он обычно превращается в дневку. В обычном месте это очень скучно. Планируйте запасные дни в каких-то то интересных местах: горячие источники, красивые места, по которым можно погулять недалеко. Подойдут места с кафе, рыбой, которую можно поймать. Если таких мест нет — заложите в маршрут петли и радиалки. Если всё пойдёт по плану — вы сходите в них, если задержитесь на маршруте — не сходите и ладно. Чем ближе такие петли к концу маршрута, тем они полезнее.
Поход 2 категории сложности. Саяны. @shuriktravel
В каком формате качать треки
Существует много форматов, но последнее время фигурируют только два: .kml и .gpx
GPX (GPS eXchange Format) – формат сохраняющий треки, точки и маршруты. Также он прописывает в треке время сохранения каждой его точки. При желании, открыв файл трека даже обычным текстовым редактором, можно увидеть время его создания, а можно увидеть сколько занял путь людей по времени. Поддерживается большинством навигаторов.
KML или KMZ хороший формат, но время не пишет. Соответственно, непонятно направление движения. Его не видят приборы Garmin, но видят популярные
Именно в этих форматах вам предложит скачать треки nakarte.me или activеtrip.me.
Учитесь планировать свои приключения самостоятельно, так путешествие начнётся уже дома перед монитором.
Вам также могут быть интересны эти статьи.
Планируем путешествие в Архыз
Навигация в туризме. Теория и навыки от А до Я