Как составить свой образовательный маршрут

Халимон М.Н., педагог-психолог

Индивидуальный образовательный маршрут

Мы ничему не можем научить человека.

 Мы можем только помочь ему открыть это в себе. 

Галилео Галилей

На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации учительского труда: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения.

Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика.

Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:

  1. Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
  2. Выбор индивидуального образовательного маршрута.

Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

  1. открытость обязательных результатов обучения;
  2. возможность выбора учащимися уровня сложности;
  3. целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
  4. организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
  5. обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
  6. создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:

  •  содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
  • деятельностным (специальные педагогические технологии),
  • процессуальным (организационный аспект).

и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— 
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
— 
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
— 
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
— 
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— 
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

— результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

  • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
  • создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
  • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
  • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

При этом рекомендуется:

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  3. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  4. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

ИОМ ученика 2 класса (ФИО)

Цель: устранение пробелов по теме «Имя существительное». 

http://pedsovet.su/_pu/62/51228529.png

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). 

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

http://pedsovet.su/_pu/62/00062257.png

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

Методические
рекомендации

«Построение
индивидуального образовательного маршрута»

Аннотация:

Адресаты: Методические
рекомендации предназначены  педагогам дополнительного образования детей,
реализующие дополнительные общеобразовательные  программы. В  методическое
пособие включены теоретические и практические рекомендации по разработке и
оформлению индивидуального образовательного маршрута.

Методические рекомендации помогут педагогам качественно
разработать индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный
образовательный маршрут — комплекс мероприятий педагога, направленный на
развитие взаимоотношений с обучающимися во внешкольной среде. –Профессиональная
деятельность педагога, работающего в этой сфере, должна быть акцентирована на
разработке программ и мероприятий с индивидуально-дифференцированным подходом к
обучающимся. Использование индивидуальных образовательных маршру­тов в системе
дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки
личностного, жизненного и про­фессионального самоопределения обучающихся.

1.    
Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут это
образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного
обучающегося, и направленная на развитие его индивидуальных способностей. Учреждение
дополнительного образования имеет огромный потенциал в создание условий для
личностного и профессионального самоопределения обучающихся и предоставляет
широкий спектр видов творческой деятельности.

Новизна приоритетом
системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации, является
создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной
программы определяется возможностью построения индивидуального маршрута
развития для каждого ребенка.

Актуальность обновление
образования должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. При
реализации задач индивидуализации образовательного процесса является разработка
и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, которые определяются
образовательными потребностями, индивидуальными

способностями
и возможностями обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория предполагает
наличие индивидуального образовательного маршрут, технологии организации и  реализации
образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный
маршрут разрабатывается педагогом дополнительного образования, обучающимися и
родителями, но право выбора должно принадлежать, самому обучающемуся.

Главная  ценность для педагогов
дополнительного образования – это личность ребёнка, её уникальность,
неповторимость, для этого педагоги дополнительного образования создают
личностно-ориентированные  педагогические технологии, одной из которых 
является «индивидуальный образовательный маршрут».

Понятие
индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный
— личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными
признаками от других. [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред.
чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1987.].

 Индивидуальный
— свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к
отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].

Индивидуальность
— особенности характера и психического склада,
отличающие одного индивидуума от других; отдельная личность как обладатель
неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М.,
1981.].

Индивидуализация
— процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести
индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся
во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере
учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.,
2005.].

Образование
— единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и
развитие. Содержание современного дополнительного образования детей строится на
идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.

Маршрут
— путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Индивидуальный
образовательный маршрут
— это заранее намеченный
путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание
обучающегося, либо на развитие физических способностей, либо на обучение.

Внедрение, методики разработки и
использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной
деятельности для обучающихся позволит:

— обеспечить усвоение обучающимися
базового уровня программ, сформируют ключевые компетентности обучающихся;

— процесс обучения становится индивидуализированным;

 — формируется личностный подход и
развитие познавательных интересов и потребностей;

— создается ситуацию успеха.

 Для
родителей
: гарантия «наилучшего обеспечения
интересов ребенка»;

Для
учителя и школы
: гарантия права на самореализацию и
собственный стиль профессиональной деятельности.

Цель индивидуального образовательного
маршрута
позволяет каждому обучающемуся, на основе
диагностики, самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить
выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие
ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой
технологии деятельности.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

— способствовать развитию творческих
индивидуальных способностей обучающихся;

 — реализация индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся на выбор своего образовательного пути
(адресность образовательной программы);

 — предоставление  обучающимся выбора форм
и темпов обучения.

Индивидуальные образовательные маршруты
отличаются друг от друга:                        содержанием (объёмом),
степенью сложности (широта и глубина раскрытия конкретной темы), проблемы,
понятийным аппаратом, темпом освоения обучающимися. Варьируется логика 
преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса, но
они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и
модели образовательного процесса.

2.    Нормативно-правовая база:

Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 —
Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

— Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020
года «О национальных целях развития России до 2030 года»;

— Приказ Министерства образования и науки РФ
от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Приказ Минтруда России
от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

— Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242);

— Приказ Министерства образования и науки РФ
от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

— Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— Областной Закон Ростовской области от
14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

3.    
Теоретические основы построение индивидуального

образовательного маршрута обучающихся

Технология
индивидуального образовательного маршрута получила свое развитие в США в
XX веке, как персонализация
пространства. Суть технологии предполагает построение абсолютно свободного,
гибкого и динамичного пространства образовательной организации – отсутствие
заданных образовательных стратегий и траекторий, жесткого учебного плана,
графика образовательных процессов. В чистом виде данная технология не
реализуется и там, так как это обусловлено множеством препятствующих барьеров,
и поиски ее реализации до сих пор продолжаются.

В Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (Ст. 15, 16) индивидуальные
образовательные маршруты могут быть разработаны на основе индивидуальной
образовательной программы, включающей возможность сетевого взаимодействия
образовательных организаций и реализацию образовательной программы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В образовании нет единого понятия «индивидуальный
образовательный маршрут». Анализ научной и методической литературы показал, что
«индивидуальный образовательный маршрут» определяется учеными по-разному:

— М.В. Довыдова считает, что индивидуальный образовательный
маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная
программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и
реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями
педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

— Исследования В.В.Николиной, индивидуальный
образовательный маршрут — представлен как способ организации учебной и
воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с индивидуальным
запросом, интересами и желаниями ученика и социальным заказом его родителей.

— Н. Г. Зверева рассматривает индивидуальный
образовательный маршрут  как вариативную структуру образовательной деятельности
обучающегося и выделяя в структуре его личностные особенности, уточняя при
этом, что эффективная организация процесса проектирования индивидуального
образовательного маршрута обучающегося влияет на его профессионально-личностное
развитие как в рамках отдельной дисциплины (модуля), так и в рамках всего
учебного процесса.

— Педагоги В.В.Давыдов, В.Ю.Сухомлинский, П.И. Лиймете,
Л.Л.Бетти и другие определяют индивидуальный образовательный маршрут как
персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании:
интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного,
духовно-нравственного.

Ученые Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн называют
целый ряд социальных условий развития ребенка и указывают на роль
индивидуального обучения в становлении личности.

— Индивидуальный образовательный маршрут в  исследованиях
М. А. Кунаш, М. И. Лукьяновой, С. В. Марковой, представлен интегрированной моделью
образовательного движения обучающегося, при проектировании маршрута он
представлен как нормативный документ, который отражает путь личностного
становления обучающегося при освоении различных программ.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями
и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также
существующими стандартами содержания образования и является программой действий
обучающегося на некотором этапе обучения в рамках освоения индивидуальной
образовательной программы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это
заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на
воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие
(физических способностей и т.д.), либо на обучение.

— С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына,
Ю.Ф. Тимофеева рассматривают индивидуальный образовательный маршрут — это
целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа,
обеспечивающая обучающемуся и его родителям позицию субъекта выбора, разработки
и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами
педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучающегося. Дифференцированное обучение – это не
разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе
детей с разными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут –
имеет временную последовательность реализации образовательной деятельности
старшего школьника; изменяющийся в зависимости от динамики возникающих
образовательных задач. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет иначе,
чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды
организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальный образовательный маршрут понимается и как целенаправленно
проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая
учащемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной
программы при осуществлении преподавателем педагогической поддержки его
самоопределения и самореализации.

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута:

 — желание
обучающихся посещать конкретные кружки и быть ответственным за принимаемого
решения;

 — согласие
родителей (лиц, их заменяющих) на реализацию их ребенком индивидуального образовательного
маршрута;

— организация,
мониторинг и контроль реализации ИОМ обучающегося  педагогами.

5.    
Принцип индивидуализации процесса обучения

Основная
идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать
индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Принцип индивидуализации — «каждый ребенок
имеет право на самостоятельность» — предполагает широкое внедрение новых форм и
методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к
каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует
необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития учащегося с
опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с
ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что
требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения,
коррекции и компенсации нарушений у детей их индивидуальной деятельности,
поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации
образовательной среды.

Индивидуальные образовательные
маршруты разрабатываются:

— для обучающихся,
не усваивающих основную общеобразовательную программу дополнительного
образования;

— для обучающихся,
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для обучающихся,
с высоким интеллектуальным развитием (одаренными).

Выделяют три типа
ИОМ, отражающие ведущую направленность обучающегося при получении образования.

1. Маршрут адаптивного типа.

2. Маршрут развивающей направленности.

3. Маршрут созидательной направленности.

Способы
реализации индивидуальных образовательных маршрутов

1.
Занятие
в творческом объединении. Образовательный маршрут может

предполагать углубленное
изучение одной темы.

2.
Групповые
занятия учащихся может быть организовано

групповое
консультирование отдельного вопроса или темы.

3.
Самостоятельное
изучение —  предполагает различный уровень

самостоятельности
учащихся. Для сопровождения деятельности

обучающегося педагог
проводит консультации в процессе выполнения

заданий.

4.
Практика
— то вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков

самостоятельной и
творческой работы.

6.    
Методика построения

индивидуального
образовательного маршрута

Кроме понятия «индивидуальный образовательный маршрут» существует
понятие «индивидуальная образовательная траектория», которая  обладает более
широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:

— содержательный (вариативные учебно-тематические планы и
образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный
маршрут);

— деятельностный (специальные педагогические технологии);

— процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория включает наличие индивидуального
образовательного маршрута, и разработанный способ реализации (технологию
организации образовательного процесса).

Педагог, составляющий индивидуальную программу для обучающегося, должен
опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной
программы своего объединения.

Структура индивидуального образовательного маршрута

Включает
следующие компоненты:


целевой

(постановка целей получения образования, формулирующихся на основе ФГОС ДО, ООП
ДО (АОП ДО), мотивов и потребностей обучающегося и его родителей, лиц их
заменяющих);

 -содержательный (обоснование структуры и
отбор содержания);

технологический
(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем
обучения и воспитания);

диагностический
(определение системы диагностического сопровождения);

организационно-педагогический
(условия и пути достижения педагогических целей);

результативный (формулируются
ожидаемые результаты).

7.     Этапы реализации

индивидуального образовательного
маршрута

1 этап – «Диагностики уровня развития способностей
учащегося и его индивидуальных особенностей и уровень интереса»

 В работе используется вводное и промежуточное анкетирование
для выяснения интересов обучающегося, проведение занятий по различным темам, с
помощью которых устойчивая заинтересованность обучающихся становится очевидна.

2 этап – «Целеполагания и определения первостепенных задач»

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся
и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно быть готовым к тому,
что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной
деятельности приоритеты обучающегося могут поменяться.

3 этап — «Определение времени»

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и
самим обучащиюмися срок действия маршрута определяется в соответствии с
поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального
маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы,
затрагиваемой на занятии.

4 этап – «Определение роли родителей обучающегося в
реализации маршрута»

Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута,
определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком
(Например, совместное изготовление подделки на конкурс, организационная помощь
в проведении научной работы и т.д.)

5 этап – «Разработка учебно-тематического плана»

Педагогу необходимо совместно с обучающимися и родителями
подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на
интересы учащегося, его возможности и поставленные цели.

6 этап – «Определение содержания учебно-тематического
плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов»

Каждый обучающийся неповторим, учитывая эти особенности,
можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая
проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Формы подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном
маршруте могут быть необычны.

7 этап – «Интеграция с другими специалистами»

Разработчик маршрута, проанализировав результаты
диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли
для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других
специалистов. (Например: если обучающийся занимается вокалом, то ему возможно
необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам

диагностики выяснилось, что у обучающегося есть психические
особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

8 – этап «Определение способов оценки и самооценки успехов
воспитанника»

 Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог
совместно с воспитанником. Рекомендовано проводить оценку успехов освоения
маршрута

каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока
или этапа.

На основе базовой
программы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором
индивидуальных образовательных программ. Разрабатывая индивидуальный
образовательный маршрут, обучающийся определяет, в какой последовательности, в
какие сроки, какими средствами эта программа будет реализована.

8.    
Заключение

Индивидуальный
образовательный маршрут
 — это технология будущего,
которая способствует самореализации обучающихся и
 педагогического коллектива, становится персональным путём в развитии творчества обучающегося в условиях дополнительного образования. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе
образования является одной из форм педагогической поддержки личностного,
жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Проблема организации образования обучающихся по индивидуальным
маршрутам состоит в том, что педагог становится перед сложной педагогической задачей
одновременного обучения всех по-разному, разными способами и приемами.
Организация обучения по индивидуальному маршруту требует особой методики и
технологии, образовательные маршруты отличаются не только по объёму, но и по
содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и
соответственно их видами деятельности, применяемыми обучающимися при изучении
одного и того же образовательного объекта.

Литература:

1. Аршинова И.Ю. Методические рекомендации педагогам
дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных
образовательных маршрутов для одаренных детей // Электронный ресурс:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.ekosha.gvarono.ru%2Fmetod%2Fmk%2Fm6.pdf&name=m6.pdf&lang=ru&c=577c1a088a08
Дата обращения: 05.07.2016.

2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный
образовательный маршрут как условия осуществления психолого-педагогической
коррекции дошкольников с проблемами в развитии // Дошкольная педагогика. –
2008. — № 4. – С. 37-38.

3.Логинова Ю.Н. Понятия
индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной
траектории и проблема их построения // Библиотека журнала «Методист». – 2006. —
№9. – С. 4-7.

4. Князева, Т.Н. Индивидуальный
образовательный маршрут ребенка как условие осуществления
психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева //
Коррекционная педагогика. — 2005. -№1. — С.62-66.

5. Маничкина, З.И.
Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в
условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и
воспитание. — 2006. -№11. — С.23-27.

6.    
Исаева И. Ю. Технология проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева.—
Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015.—
116 с.

7.           
Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа
развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова
//Школьные технологии. — 2008. — №6. — С.104-108.

8.                
Тришанина А. С. «Индивидуальный
образовательный маршрут как   обязательное условие психолого-педагогического
сопровождения развития

ребенка». Научный журнал
«Образование и воспитание»№ 2 (02) / 2015.

Приложение
1

Диагностика уровня развития способностей обучающегося и
его индивидуальных особенностей

1.Методика использования личной карточкиобучающегося.

2.Методика «Карта одаренности» Йовайши

3.Методика «Незаконченные предложения»

4.Методика «Опросник креативности Рензулли»

 5.Анкета для детей «Как я вижу себя»

 6.Анкета «Определение уровня познавательной потребности»
В.С. Юркевич

7.Характеристика обучающегося (для педагогов).

Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты
обучающимся по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с
обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута

Определение времени, которое должен затратить воспитанник
на основе базовой и специальной программы.

Этап «Определение времени» не должен вызвать у педагога
затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим
обучающимся срок действия маршрута, определяется в соответствии с
поставленными целями и задачами.

Определение роли родителей обучающегося в реализации
маршрута.

Он предусматривает участие родителей в разработке
маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим
ребенком (Например, изготовление костюма для изготовления костюма для
выступления на концерте и др.)

Разработка учебнотематического плана (почасового)

Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями
подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь
на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели

Определение содержания учебно-тематического плана, формы
занятий, приемов и методов, формы определения итогов

Определение содержания учебно- тематического плана, формы
занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Каждый одаренный
ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства
одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и
технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках
индивидуального образовательного маршрута. В индивидуальном маршруте
необходимо:

-предложить подборку заданий определенной сложности
(повышенной или упрощенной) в зависимости от особенностей развития детей и их
возможностей;  представить тематику исследовательских или
·

— Разработка и оформление индивидуального
образовательного маршрута 12 творческих проектов.  формы и способы
отслеживания
·
результативности образовательного процесса. Имеющиеся материалы при
необходимости размещаются в пр

Интеграция с другими специалистами

Разработчик маршрута, проанализировав результаты
диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно
ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся
других специалистов. (Например, если обучающийся занимается вокалом, то ему
возможно необходимо занятие с хореографом, или если по результатам
диагностики выяснилось, что у обучающегося есть психические особенности, то
ему необходимы занятия с психологом).

Определение способов оценки успехов обучающегося на
каждом этапе освоения маршрута

Способ оценки и самооценки успехов выбирает совместно с
обучающимся. Предлагается проводить оценку на каждом этапе освоения маршрута
по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики. Самооценку
обучающийся может провести по схеме самоанализа

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Сегодня мы всё чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в вузе теперь не гарант стабильной карьеры, а смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян поменяли профессию. По прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey, в ближайшие 10 лет число работников, которые решат перейти в другую отрасль, в мире увеличится на 12%.

Как следствие, в сфере образования появляются новые тенденции. На смену стандартным, раз и навсегда утвержденным учебным планам приходят индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Суть этой методики в том, что каждый человек строит свой личный маршрут к знаниям — а значит, может в любой момент его скорректировать, если у него изменятся цели, потребности и ценности.

Выстроить индивидуальный маршрут можно и в обычной общеобразовательной школе. Однако больше инструментов для этого, как правило, бывает у учеников, выбравших альтернативные методы обучения.

Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.

Вот один из примеров.

Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в «Демократическую школу 5, подъезд 7», которая смогла предложить ей более удобный и свободный формат обучения.

«У нас очная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому езжу на занятия раз в неделю, а всё остальное время учусь онлайн. Мы все приходим в школу, и проводим утром общий сбор: голосованием решаем, что сегодня делаем. Например, кто-то из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — сходить в музей или заняться определенным курсом химии. Дальше мы распределяемся по интересам, и так проходит день. У нас нет классов, четких уроков и расписаний. Школа — пространство, где тебе рады и готовы поддержать любую твою инициативу. Но при этом инициатива должна исходить от тебя. Я сама договариваюсь с учителями, в какой день удобно провести занятие, и составляю свое расписание на неделю. Это очень помогает развивать коммуникативные способности и навыки тайм-менеджмента», — рассказывает Туся.

Многие ученики «Демократической школы» прикреплены к обычной общеобразовательной, и в личном кабинете на портале ЦПСО у них есть список предметов, по которым они должны сдать итоговые экзамены онлайн для аттестации в школе.

«Моей основной целью в этом году было прохождение аттестаций, — говорит Туся. — Я больше времени уделяла гуманитарным предметам, потому что они мне в радость. А еще решила подтянуть знания по физике и химии, хотя они мне и не понадобятся для поступления. Сейчас моя цель — понять, куда я хочу поступить. И в дальнейшем, в зависимости от того, какой план я выберу, буду выстраивать свой учебный год.

Когда ребята попадают из обычной государственной школы в новую, более свободную академическую среду, им требуется примерно два месяца на адаптацию. Поначалу они немного растеряны: никто не занимает их делом. Но потом привыкают и уже сами начинают генерировать идеи и предлагать разные активности.

В первый месяц мне было сложно понять, за что хвататься: нужно было пройти аттестацию по 15 предметам. Обычно в таких случаях помогают кураторы. В школе ты можешь выбрать человека и предложить ему с тобой работать. Моя кураторка помогала мне с планированием, документами, учебниками и во всём меня поддерживала.

Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.

Ты тоже принимаешь решения: все школьные правила утверждаются путем голосования. Это дает ощущение собственной ценности, ты чувствуешь спокойствие, что тебя никто не осудит. За год школа помогла мне прокачать soft skills и критическое мышление. В обычной школе тебя тянут: ты находишься в системе, где ходишь с урока на урок через не могу, изучая ненужные и бесполезные дисциплины. А здесь ты сам — директор своей школы и должен придумать себе учебный план. Это очень полезно, развивает самостоятельность, креативность и навыки работы в команде.

Возможно, минус школы, из-за которого она может подойти не всем, — «проседание» академических знаний. Одни ученики приходят за серьезной подготовкой в плотном режиме, а другие — за общением, и для них ценно просто проводить время в сообществе, но, скорее всего, академических знаний у них будет меньше».

Как построить индивидуальный образовательный маршрут?

«Сейчас дети учатся иначе, как — непостижимо для взрослых», — считает Светлана Марзеева, соучредитель Ассоциации развития семейного образования. По ее мнению, основной способ познания современных учеников — гаджеты, а школа давно утратила свою актуальность.

«Раньше было важно именно накопление информации, она была действительно актуальной для того времени, это были свежие научные данные, необходимые и для развития интеллекта, и для будущей профессии учеников. Но за прошедшие годы содержание образовательных стандартов полностью устарело, превратилось в инфомусор.

Сегодня обучение в государственных школах — это информационная интоксикация, от которой вреда гораздо больше, чем пользы. ФГОСы вообще никак не поменялись, они только расширяются и дополняются. В итоге дети перегружены, тратят время на то, что никогда не пригодится им в жизни, но не развивают жизненно важные навыки и умения».

По мнению Светланы, при такой нагрузке зачастую самый лучший вариант, если нет желания или возможности отказаться от госшколы полностью, — написать заявление на имя директора школы о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану. Оно позволяет включать и исключать учебные предметы, изучать их по блокам, а не параллельно, как в школе, уменьшать часы изучения до минимального базового уровня, определенного ФГОС. Это удобно, если ребенок усиленно занимается спортом, или ему нужна меньшая нагрузка, или требуется больше времени для изучения материала.

Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.

Соосновательница просветительского проекта «PROшколу», учитель Полина Гавриленко менее категорична в этом вопросе. По ее словам, школы постепенно перенимают положительный опыт и стремятся реализовать принцип индивидуализации образования. Большинство учебных заведений переходят на модель профильного обучения в старших классах. В некоторых школах внедряется индивидуальный образовательный маршрут.

Происходит это по-разному. Где-то маршрутные листы формируются только по факультативным занятиям; где-то индивидуальный маршрут создается под конкретный предмет, и ребенок выбирает темп освоения материала, темы, формы контроля; а где-то из большого числа курсов и факультативов с помощью тьютора ученик формирует свой образовательный трек. Чем богаче образовательная среда, тем привлекательнее для ребенка выбор, и тем больше шансов угадать с направлением. Но на такой сценарий тратится очень много ресурсов.

«Сегодня сложно реализовать модель школы, ориентированной на развитие индивидуальности каждого ребенка, — рассказывает Полина. — Чаще всего это могут себе позволить маленькие авторские или альтернативные школы, где большая вовлеченность родителей, и там учатся дети, как правило, из семей с высоким социально-экономическим статусом. Они заинтересованы в максимальном развитии ребенка, включены в его образование. Есть совместная ответственность за результат. Школа и родители стараются обеспечить потребности ребенка и в случае возникновения трудностей или рисков корректируют образовательный трек.

В случае с массовой школой ситуация обратная. Для большинства родителей школа — своего рода камера хранения. Представьте себе родителей, озабоченных тем, как заработать на кусок хлеба, и вот им предложили выбрать предметы, которые интересуют ребенка или пригодятся ему в будущем. Вряд ли они смогут это сделать, учитывая низкий уровень осведомленности родителей в вопросах профориентации».

Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.

В идеале индивидуальный образовательный маршрут помогает составить тьютор. В отличие от традиционного учителя тьютор ничего не навязывает, а помогает сориентироваться в собственных интересах, желаниях, потребностях, синхронизировать их с тем, что требуется рынку труда, с тем, что важно уметь в современном мире.

При самостоятельном, внеинституциональном создании образовательного трека Полина Гавриленко советует учителям и родителям обратить внимание на следующие принципы:

Эксперт и консультант по образованию Полина Мальцева рассматривает школу как всего лишь один из инструментов, с помощью которого может быть сформирован индивидуальный образовательный маршрут:

«Ни одна школа полностью не обеспечит ребенку то, что нужно для качественного развития. Есть необходимость в составлении мозаики, где школа — один из элементов, кроме которого есть еще другие во второй половине дня. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается в семье, если речь идет об учениках дошкольного или младшего школьного возраста. И чтобы его сформировать, нужно совершить три универсальных шага:

Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?

В докладе на конференции «Тенденции образования 2021» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял тему неравных возможностей: «Если у нас есть индивидуальная траектория, то, разрушая классно-урочную систему, мы разрушаем и привычную социальную группу, хорошую или плохую. А вводя выбор в эту индивидуальную траекторию, мы создаем новую ситуацию, в которой обостряются риски неравенства».

Это предположение обусловлено теорией социолога Раймона Будона, согласно которой эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор ребенка разделяются на первичные и вторичные. Первичные проявляются в том, что ученики из более обеспеченных семей имеют более высокие образовательные достижения. Вторичные — в том, что даже при одинаковой успеваемости дети с более высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в старшей школе по сравнению с одноклассниками с более низким социально-экономическим статусом.

По данным ВШЭ, если хотя бы у одного родителя есть высшее образование, в семье возрастает вероятность найма репетитора для подготовки к ЕГЭ. Чем более высокий уровень образования родителей, тем больше дополнительного образования получают дети. А следовательно, это влияет на их школьные успехи. Учащиеся, чьи родители имеют высшее образование, в 60% случаев выбирают именно высокоселективные университеты.

В то же время среди учащихся с высокой успеваемостью дети, родители которых имеют низкий уровень образования, реже идут в 10-й класс. Вероятно, родители навязывают детям тот уровень образовательных притязаний, который знаком им самим, или просто не знают о возможностях современной системы образования. Ученики не подготовлены к ситуации выбора и не имеют нужных ориентиров. Изначально непривилегированные ученики, даже имея хорошую успеваемость в школе, почти лишены шансов исправить ситуацию.

По мнению исследователей, для решения проблемы неравенства в образовании необходимо повышать информированность учеников и их родителей в этой области и помогать детям делать сознательный выбор. Это означает, что в ситуации, когда меняется роль образования, меняется и роль учителя. Учителю нужно выступать в роли консультанта, который мог бы объяснить риски, связанные с тем, что ты выбираешь.

Читайте в этой статье:

  • Что такое образовательный маршрут
  • Как понять, нужен ли он ребенку?
  • Маршрут для школьников и абитуриентов
  • Локации и стоимость

Наряду с подготовкой к ЕГЭ и профориентацией, сегодня среди родителей старшеклассников набрала популярность новая услуга: построение образовательного маршрута. О том, что это такое и для чего нужно, мы беседуем с Владимиром Гречко, руководителем Allterra Education.

Что такое образовательный маршрут

Владимир, насколько востребована эта новая услуга среди клиентов?

– Услуга, на самом деле, не новая: мы делаем это уже более десяти лет. За это время у нас сформировалось понимание того, что необходимо и достаточно для успешного выбора школы, вуза или специальности. Как помочь сделать осознанный и правильный выбор и снять с клиента груз ответственности за очень важные решения.

Образовательный маршрут — неотъемлемая часть долгосрочных отношений с клиентами. Поскольку занимаемся мы этим очень давно, у нас есть фактические подтверждения правильности подхода. Так что я могу сказать, что услуга востребована на 100%.

Что такое образовательный маршрут?

– Это пошаговый план получения образования, учитывающий стартовый уровень знаний и возможностей ребенка, ведущий к поставленной цели.

А какой период жизни он может охватывать?

– Это зависит от возраста, в котором появилось осознание цели и желание двигаться к ней. Стартовой точкой будет этот возраст: это может быть и 5 лет, если маршрут заказывают родители, и 35, если к нам обращается взрослый студент. Маршрут заканчивается, когда человек приходит к своей цели: например, поступает в рейтинговую школу или успешно «перезагружает» карьеру.

Что собой представляет образовательный маршрут — это презентация, документ, устные рекомендации?

– Правильнее назвать это комплексом мероприятий. В основе — документ, описывающий основные этапы. Но суть в информировании, обоснованном и аргументированном: о состоянии дел на данный момент; об имеющихся возможностях; об этапах, которые нужно пройти, чтобы достичь цели; о способах, которыми нужно пользоваться для прохождения этих этапов; о дедлайнах и требованиях при переходе с этапа на этап.

Как понять, нужен ли он ребенку?

Как понять, нужен моему ребенку образовательный маршрут или нет?

– Маршрут есть всегда, вопрос — в каком виде. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, реализовались в своей профессии. У кого-то амбиции выше, возможностей больше, но в любой семье есть какое-то представление о пути ребенка во взрослую жизнь.

Разница в том, что кто-то не задумывается о планировании, а кто-то привык работать по плану.

И какие перспективы у двух этих состояний?

– Жизнь непредсказуема, и повезти может любому. Совершенно «заброшенный» ребенок может стать успешным и счастливым человеком. Всегда есть элемент случайности. Но если родители всерьез «вкладываются» в детей, планомерно занимаются их развитием, воспитанием, образованием, то для них сформированный маршрут — необходимый инструмент.

Вероятность добраться до конечного пункта гораздо выше, если всегда помнишь, куда идешь, и идешь кратчайшим путем. Я хочу сказать, что для тех, кто действительно занимается построением успешного будущего своего ребенка, это актуально. Если нет — значит нет.

Но разве цели не могут меняться? Ребенок же растет, меняется характер, интересы…

– Конечно, могут. И часто меняются! Правильно построенный маршрут должен это учитывать. Чтобы в момент смены приоритетов не оказаться перед альтернативой — возвращаться далеко назад или продолжать учиться тому, чему уже не хочется.

Самый радикальный пример — ребенка готовили к карьере юриста или инженера, а он захотел стать музыкантом. К сожалению, такая смена приоритетов в 14 лет практически не реализуема. По понятным причинам. А вот стать дизайнером, передумав в 14, вполне возможно.

Вы упомянули развитие и воспитание ребенка. Мы разве не только об образовании говорим?

– Да, мы о нем и говорим. Но развитие и воспитание обойти никак не удастся. Например, наша компания помогает с поступлением в школы Великобритании. Если посмотреть на традиционную британскую систему образования, то мы увидим, что в начальной школе дети много гуляют, играют, им прививают социальные навыки и немножко учат. В подростковом возрасте, наряду с уроками, в школах много спорта, творчества и других занятий, которые позволяют выявить и развить природные задатки и наклонности. В это время дети приобретают навыки учебы, в том числе самостоятельной. Учатся общаться с учителями, с одноклассниками из других стран. А уже в старших классах определяются с профильными дисциплинами и занимаются действительно много.

То есть, когда на ребенка сваливается серьезная нагрузка, он готов к этому физически, морально и функционально: здоров, мотивирован и умеет учиться.

Можно по-разному относиться к той или иной системе образования, но нелогичным такой подход не назовешь. На самом деле это очень важно. Нет смысла выходить в бурное море на «утлом челне», со слабеньким парусом. Результат будет плохой. На международном уровне конкурировать придется с сильными. Может быть, даже с сильнейшими. С теми, кто пел, танцевал, серьезно занимался спортом, неутомимый оптимист и при этом еще и круглый отличник. Всестороннее развитие очень помогает ребенку в будущем.

Как часто нужно делать новый маршрут?

– Мы говорили с вами, что ребенок меняется, цели семьи могут меняться. То же самое и с внешней средой — меняются вступительные требования, миграционные правила. То есть ситуация нестабильна со всех сторон. Но есть и хорошая новость — это обычная история, и мы знаем, как с ней справляться. Чтобы планы осуществились, нужно знать, что делать, вовремя узнать об изменениях, если они произойдут, и понимать, как действовать, если они произойдут.

По первому пункту — понятно, нужен маршрут. А как быть со вторым и третьим?

– Либо отслеживать все самостоятельно, либо поручить это специалистам. Вообще, ситуация, когда клиент уходит от нас с маршрутом или с неким промежуточным решением, достаточно редкая. Я даже не могу такого вспомнить. Даже если человек заказал образовательный маршрут заранее, например, за два года до поступления в вуз, он все равно возвращается к нам, чтобы выполнить формальности, собрать документы, оформить визу и т. д. Уровень экспертизы, которую получают наши клиенты, настолько высок, что все, пришедшие к нам за маршрутом, продолжают с нами работать дальше.

Маршрут для школьников и абитуриентов

Со школьниками все ясно: им учиться долго, желательно основные шаги планировать заранее. А зачем образовательный маршрут тем, кто поступает в университет? Им ведь только нужно поступить.

– Университетский отрезок часто оказывается сложнее. Дело в том, что, если у вас есть план и вы им руководствуетесь, вы заранее знаете возможные варианты. При работе с нами, во всяком случае. И даже если случается какое-то нежелательное событие в виде несданных экзаменов — вы в курсе, что такое бывает и что делать в этом случае. Если поступление в вуз стоит в плане, то и университет, и специальность выбираются заблаговременно. Точнее, сначала специальность, потом вуз. Подготовка к экзаменам ведется планомерно, да и вообще это не становится каким-то резким переходом, рубиконом. Это просто подзадача, которая учтена еще в самом начале.

Если же к нам обращаются в 11 классе, то нужно проделать большую работу.

А в чем сложность?

– В вуз надо еще поступить. И чем престижнее вуз, тем сложнее там оказаться даже с отличными оценками. Во многих странах российского аттестата недостаточно для поступления в университет. Представления подростка о специальности могут разбиться о национальное законодательство или сложности с признанием дипломов. Об этом нужно узнать до поступления, а не в начале третьего курса, после потраченных лет и сумм.

Кроме того, в современном мире огромное количество специализаций. Например, выбирая из всех областей логистики морские контейнерные перевозки, наш клиент понимает, какие у него перспективы, стартовая зарплата, возможности дополнительного образования или переподготовки.

Локации и стоимость

Мы все время говорим об учебе за границей. А могут ли воспользоваться этой услугой те, кто хочет учиться в российском вузе? Например, если родители пятиклассника хотят, чтобы он окончил МГИМО или МГУ?

– Конечно. Для нас нет разницы, на каком языке изложена информация, которую нужно анализировать. Русским мы вполне владеем. Другое дело, что родители пятиклассника им тоже владеют, и в подавляющем большинстве случаев занимаются вопросами поступления сами.

Разве такой подход не оправдан?

– Зависит от точки зрения. Наверное, можно привести такую аналогию: в одном случае вы сами ходите во все вузы на дни открытых дверей и пытаетесь разобраться в особенностях, в другом — поручаете работу профильному специалисту и получаете независимый аналитический отчет. Что касается стоимости услуги, она зависит от трудозатрат в каждом конкретном случае. Относительно общей стоимости образования это очень небольшая сумма.

Какими бы высокими и масштабными ни были цели, грамотно построенный образовательный маршрут может стать главным условием их достижения. Советуем вам двигаться верным путем! Чтобы доверить свой образовательный маршрут специалисту, запишитесь на бесплатную консультацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти тангес 0 градусов
  • Такая как лед нас никто не найдет
  • Как найти вену у больного
  • Как найти автосохранение в симс 4
  • Как найти вмт на дизеле без меток