Как составить свой репертуар

Как выбирать песни новичкам? Лучше петь то, что нравится, или ориентироваться на свои вокальные возможности? Как составить репертуар на все случаи жизни? На эти важные для каждого исполнителя вопросы отвечают преподаватели вокала Staccato.

Выбирать надо из тех песен, от которых человек кайфует, но без завышенных планок.

Пойте лёгкие песни из своего плейлиста

С чего начать петь? Единогласное мнение преподавателей нашей школы: разучивать стоит только те песни, которые искренне нравятся исполнителю.

Сабина Гаджиева на первом занятии просит ученика показать свой плейлист. «Мы выбираем две разнохарактерные песни. Одну — лиричную, вторую — движовую, энергичную. Тогда будут два разных звучания и два образа — чтобы было легко переключаться, а не повторять одно и то же».

При выборе Сабина отталкивается от желания ученика. «Нужно, чтобы песня очень нравилась и чтобы она подходила по уровню, по возможностям, диапазону. Но если даже нет, нестрашно. Мы можем поменять тональность и аранжировку — это чисто технический вопрос. При этом важно, чтобы песня была не самой лёгкой, и нам было, над чем поработать».

«В любом случае выбирать надо то, от чего человек кайфует, — считает Ольга Никифорова. — Но без завышенных планок. Песня должна быть удобной. По темпу, по настроению, по сложности и возможностям. И даже по темпераменту. Если очень спокойный человек выбирает излишне энергичную песню, ему может быть трудно. С другой стороны, бывает и такое, что человек окрыляется в процессе разбора нелёгкого произведения. Но это зависит от ученика — в таком случае он должен действительно серьёзно относиться к урокам».

«У Эми Уайнхаус — живые аранжировки, с оркестровкой; и расслабленная манера исполнения. Это не то чтобы несложно, но она — для всех», — говорит Ольга Никифорова

Ольга Захарова предлагает обращать внимание на то, какой у песни ритм. «Когда вы только начинаете, репертуар должен быть не очень быстрым по ритму, — говорит она. — Потому что голосовой аппарат просто не успеет выполнить все функции, которые на него возлагают. Это и дыхание, и звукоизвлечение. Новичку нужна спокойная и размеренная музыка — так проще успеть за всеми пассажами и мелодией».

Ольга Захарова также советует новичкам петь на английском, потому что он даёт больше возможностей для развития голоса. И рекомендует эту песню.

Не сковывайте себя рамками

Что делать, если возможности вокалиста не совпадают с желаниями? Бывает, человек будто создан петь народные песни, а ему хочется стать джазовым вокалистом. Или постичь экстремальные вокальные техники рок-звезд! Как тут быть, когда голос идеально подходит для одной музыки, но хочется петь другое?

«В классе можно пробовать что угодно! — считает Мария Карезина. — Может очень долго не получаться, а потом вдруг — раз, и получится! При этом важно быть реалистом и полагаться также на мнение преподавателя. Мы поём не только для себя и для слушателей, поэтому в классе можно экспериментировать, но вот на концерте желательно показать себя в лучшем виде».

Подберите репертуар на все случаи жизни

«Для тех вокалистов, у кого уже есть опыт, репертуар можно разделить на три группы: учебный, концертный и конкурсный — и они все разные», — объясняет Мария Карезина.

Учебный — это материал, в котором человек будет расти над собой. Исполняя его, вокалист развивает те качества, которых ему не хватает. «Песня может быть широковата по диапазону, непривычной по стилю. Например, человек привык петь русские песни, а ему предлагают R’n’B. Это тренировка того, чтобы быть универсальным артистом. Само по себе это нереально, но именно так интересно учиться новому», — говорит Мария.

Концертный — материал, где человек уверен в себе. «Здесь мы прикрываем свои слабые стороны и раскрываем сильные. Человеку должно быть легко, он должен выглядеть хорошо. Это не самые сложные, щадящие песни», — добавляет Мария Карезина.

Конкурсный репертуар — это сложные песни. Вокалисту важно показать свой диапазон и уровень. Концертный репертуар схож с учебным в том, что при разучивании обоих человек развивается.

Используйте технические возможности

Выбирая песню, посмотрите, есть ли к ней в свободном доступе минусовка. «Лучше проверить этот момент заранее, — рекомендует Сабина Гаджиева. — Хотя есть у нас одна девушка, которая обычно ищет песенки не самые попсовые: загорается ими — и заказывает минусовки. Почему бы и нет! Если хочется, то выход есть».

Мария Карезина советует мыслить стратегически. «Можно завести где-нибудь в телефоне „вокальный план“. Услышали песню — запишите, чтобы не забыть, что вам она интересна и хочется над ней поработать. Удобно распечатать тексты песен и сложить в папку или сохранить хотя бы в документе Word. Перед концертом или конкурсом будет удобно заглянуть в эту папку и вспомнить выученные песни, а не думать: „Ой, а что ж это я учил?“ А ещё рекомендую завести флешку и скачать туда минусовки песен, которые вы разучиваете. Это помогает не тратить время на поиск на занятии».

Придумывайте сами

Ольга Никифорова говорит, что её ученики-тинейджеры обычно ходят с диктофоном. «Они всегда себя записывают, слушают и переслушивают. Человек что-то напел, на инструменте пару нот набрал — получилась мелодия. Показывают мне, друг другу, потом записывают в студии. Есть вариант петь „рыбу“ — когда не на английском сразу текст, а просто некие слоги „эйшн-мэйшн“ и в таком духе. И из-за того, что в таком пении много свободы — рождается и песня, и появляется оригинальная манера исполнения».

Обменивайтесь идеями

Уроки вокала в Staccato — это не только обучение, но и комьюнити. Учащиеся знакомятся и обмениваются опытом, объединяются в группы и выступают вместе на концертах, которые регулярно проводит школа.

«Есть ребята, которые приносят песни, подходящие для дуэта. Мы их знакомим, создаём ансамбли», — говорит Сабина Гаджиева. Появляется особая энергия и новый опыт дуэтного исполнения.

«А есть у меня ученица — она уже хорошо поёт, но всё равно приходит на концерты. И говорит, что как раз за репертуаром. Шазамит, записывает. Происходит такой обмен». Как классно!

Топ-лист песен для начинающих от педагогов Staccato

Крис Айзек — Wicked Games
Адель — Rolling in the Deep
Леонард Коэн — Hallelujah
Birdy — Strange birds
Эми Уайнхаус — Stronger than me; Valerie
Элтон Джон — Sorry seems to be
Робби Уильямс — Love my live
Френк Синатра — Fly me to the moon
Нэт Кинг Коул — Love, The autumn leaves
Сэм Смит — I’m not the only one, Stay with me
Билл Уизерс — Just the two of us, Lovely day
Алексей Чумаков «Тут и там»
Animal Jazz — «Три полоски»
Ёлка — «Около тебя», «Грею счастье»

С 1984 года, когда Леонард Коэн выпустил песню Hallelujah, на неё было записано около 200 каверов. Это версия Тори Келли, записанная для мультфильма «Зверопой». Попробуйте и вы!

В этой статье я поделюсь принципами, которые могут быть полезными тем из вас, дорогие друзья, кто подбирает программу (пьесы) для публичного выступления с гитарой.

Эти принципы универсальны и могут быть использованы для подготовки к любому концерту, при этом я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но лишь руководствуюсь своим скромным опытом, накопленным за годы концертной и педагогической деятельности.

Начну с того, что любое публичное выступление имеет свою цель. И эти цели могут быть разными, скрытыми и явными, осознанными и нет, навязанными кем-то или происходящие из своих внутренних побуждений. Вот пример таких целей:

  • стать звездой
  • получить хорошую оценку, отметку
  • выиграть международный конкурс гитаристов
  • удовлетворить свое самолюбие
  • заставили родители
  • успешно сдать технический зачет
  • заработать денег
  • быть не хуже других
  • обратить на себя внимание
  • желание иметь поклонниц/поклонников, пр.

1 Повод или причина концерта

В зависимости от причины публичного выступления подбирайте программу. Следует отметить, что публичным выступлением можно назвать как игру на гитаре во дворе с друзьями, так и концерт в большом зале филармонии. И эта разница определяет или влияет на подбор репертуара.

Для технического зачета нужно искать этюды (какие этюды — обсудим ниже); для конкурса — читаем условия, смотрим программы прошлых конкурсов и делаем свою похожей, но лучше; для работы в ресторанах и «халтуры» — популярные мелодии и обработки, но в зависимости и от публики: и т.д.

В нотном разделе сайта можно подбирать пьесы по «области применения».

2 Аудитория, публика — вот кто ваши слушатели

Если вы не собираетесь сделать концертное выступление для самого себя, то обязательно узнайте об аудитории предстоящего концерта как можно больше. Аудитория во многом определяется местом концерта.

Например, с большой вероятностью концерт на заводе соберет рабочий класс. Большинство этих людей (не все, конечно же) увлечены делами и проблемами насущными, слушают радио, смотрят телевизор, филармонические концерты посещают очень редко или никогда.

Если речь идет о концерте классической гитары, то не лишним будет включить в программу произведения очень известные. Как правило, это переложения музыки из кинофильмов, популярных исполнителей, народная музыка, пр.

Было бы очень кстати в таких концертах использовать солирующий инструмент (скрипка, флейта, вокал) и тогда задача гитариста акцентируется на аккомпанементе.

3 Трезво оценивайте свои силы

Подумайте сами, стоит ли выносить на публику сырую пьесу, если ваша цель, например, победа на конкурсе или «сорвать бурные овации»?

Даже самые маститые гитаристы мира часто играют одну и ту же программу десятилетиями. Можно поспорить почему так происходит, но факт остается фактом.

Совсем другое дело, если вам предстоит выступить в концерте в рамках учебной программы, где исполнение новых произведений обязательно. Или если вы обыгрываете программу или ставите собственный эксперимент на выносливость и устойчивость к сценическому волнению.

В самом распространенном варианте имеет смысл чередовать произведения по степени сложности (для пользы ушей слушателей) и не включать в концерт одни лишь новые сочинения.

4 Саморазвитие и воспитание публики

Музыка, которую вы исполняете должна в первую очередь нравиться вам и иметь запас для вашего развития (технического и музыкально-эстетического). Это означает, что не стоит заполнять время слишком простыми сочинениями. Повысьте планку, иначе откуда будет взяться прогрессу.

В реальной жизни профессиональному гитаристу приходится порой идти на поводу у публики, опуская ту самую планку или исполняя произведения популярные, написанные в разных стилях.

В таком случае можно говорить о балансировании между этими двумя понятиями. 

«Борсалино» подойдет для классического гитариста в качестве такого баланса.

5 Время на подготовку, длительность концерта и время выступления

Если ваше выступление уже завтра, то, возможно, выбирать программу нужно из того, что уже есть в репертуаре.

Если ваш концерт утром, а вы «сова», то, возможно, стоит выступить с небыстрыми мелодичными пьесами.

Если выступление длится всего несколько минут, то вложить в него нужно самые эффектные пьесы, которые только у вас есть в репертуаре. Как видим, здесь совсем не шла речь о подборе нового репертуара, а лишь оперированием с тем, что уже есть «в руках».

6 Выстраивайте программу по принципу контрастов

Ваша публика — живые люди. Не дайте им уснуть на вашем концерте. Даже если вы будете играть громко и очень быстро, но постоянно, это утомляет.

Обычно пьесы в концерте строятся по принципу разных контрастов, но по нарастающей эффектности к концу выступления. Притом, обратите внимание, эффектность не всегда означает именно быстро и громко. Здесь нужно на опыте проследить, какая музыка в вашем исполнении вызывает наибольший отклик у публики и именно ее ставить в конец программы.

Возможно, вы слышали о таком, что в концерте главное хорошо начать и хорошо закончить. Эти слова не лишены смысла.

Контрасты помимо темпов, могут быть тональные. Пьесы могут контрастировать между собой по своему характеру, ритму, мелодике, агогике, стилю, географии авторов, времени написания, образному содержанию, пр.

Часто принято выстраивать программу от старинной музыки к современной. Я этот стереотип у себя уже поломал.

7 Реакция публики и план «Б»

Вот вы выбрали идеальную программу, исполняете ее в большом концерте, никто вас не торопит, внимательно слушают все. Но вдруг вы начинаете замечать посапывание в первых рядах. Смотрите, а там кто-то уже «закемарил».

Что делать? Конечно, что изменить. Попробуйте исполнить что-то не по программе, чтобы вывести из сна публику. 

Ну и классический пример — бис. Вам аплодируют стоя, требуют повтора, но ничего не остается, как исполнить то, что вы только что играли.

Почему бы не подготовить для подобных случаев что-то, что не оставит равнодушным никого.

Тарантелла разбавит сонный концерт легко!

8 Согласуйте программу с организатором концерта

Если вы готовите свой сольный концерт, то сами в ответе за его результат. Если же предстоит выступить на заказном концерте, то лучше узнать у организаторов о мероприятии как можно больше. Чему посвящен концерт, какие гости, пр.

Обычно организаторы сами говорят, что хотят услышать в концерте.

Например, на выставке, посвященной птицам, в репертуар моего выступления была включена пьеса «Колыбельная птичьего острова» в переложении Николая Трусова.

«Колыбельная птичьего острова»

Подводя итоги

К подбору репертуара следует относиться как творчески так и «расчетливо», с пониманием дела. Список принципов, несомненно, можно и нужно продолжить. Ведь мы, гитаристы, концертные исполнители, преподаватели, мы делаем свою работу не только для себя. Для нас самих результат этой работы выражается в положительной реакции публики, а значит делаем мы это именно для нее. Для дорогих наших слушателей, кем бы они ни были.

Позволю себе процитировать ещё одну мысль, которая может показаться спорной. 

«Исполнителей делают популярными не профессионалы, а любители!» Подумайте какой за этим смысл, друзья!

Творческого вам музицирования.

Материал подготовил Роман Ташпулодов

Надо сказать, что вопрос о грамотном подборе певческого (или вокального) репертуара довольно редко поднимается на сайтах вокала и даже в специализированной литературе. А между тем, как мне кажется, вопрос этот требует рассмотрения и пояснения, особенно когда речь идёт вообще о самом первом репертуаре (или отдельно взятой песни) в жизни человека, когда он только обучился базовым навыкам вокала.

И если уж говорить о построении репертуара, то надо тогда уж по-хорошему упомянуть, КАК репертуар подбирается в профессиональных музыкальных заведениях для тех же студентов-первокурсников. Это, на мой взгляд, пожалуй, самая правильная «модель» (или план), по которой стоило бы обучаться.

После освоения навыков и многочисленных распевок первое, что педагоги обычно дают студентам попеть, это ВОКАЛИЗЫ.


Вокализ – это пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов. Используется в том числе для развития голоса: в отношении его количественных характеристик и голосовой техники (Википедия)

Да, вокализы действительно являются как бы продолжением распевок и упражнений, поэтому обычно вокализы исполняются на распев гласных букв или на повтор одного слова какого-то, или на словосочетание (например, «Ave Maria»). Текста в вокализе нет, ибо это произведение предполагает под собой закрепление, развитие или тренировку определённых навыков пения. Просто в отличие от распевок вокализ звучит именно как некое целостное и законченное музыкальное произведение (пьеса). Многие мастера итальянской вокальной школы сами сочиняли целые сборники вокализов для разных голосов (мужских и женских) и их разной тембровой принадлежности (сопрано, тенор и т.д.). Вокализ даёт массу полезных навыков (таких, как фразировка, динамика, задачи ритма и звуковысоты и т.д.) и более системно закрепляет уже имеющиеся у студента навыки пения.

Далее после вокализа как правило идут НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – их исполнение как в сопровождении инструмента, так и пение a’cappella («а капелла» — пение без сопровождения).

Причём народные песни подбираются разного характера – одна медленная, другая быстрая, или одна песня весёлая, задорная, другая – лирическая, протяжная. В народных песнях, как вы понимаете, уже начинается работа над текстом и дикцией во время пения.


Мне кажется, что можно брать народные песни не только своей страны и на русском языке, например, но и на иностранном языке, ОСОБЕННО если в будущем человек планирует или хочет петь на этом иностранном языке. И дело тут как раз в изучении так называемой вокализации языка, то есть особенности произношения и звучания букв, звуков, созвучий и слов чужого иностранного языка, на котором поётся песня. Изучение иностранной вокализации очень развивает слух, не говоря уже о том, что даёт поющему массу опыта по работе со звуком. Как правило, в российских музыкальных ВУЗах принято петь обычно только русские народные песни.

Вслед за народными песнями идут классические АРИИ, сначала небольшие, потом всё сложнее по мастерству и продолжительнее по времени. В ариях преследуется воспитание манеры пения «кантилена», а также пение «легато» (итал. legato – плавно, связно), вокальная работа в медленном ил спокойном темпе, что сразу влияет на развитие протяжности дыхания.


Кантилена (итал. cantilena «песенка», от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная музыка как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии (Википедия)

Понятно, что не только в этом состоят задачи, но, пожалуй, я обозначила самые главные.

После арий идут, как правило, РОМАНСЫ, как классические, так и из современной музыки.

Далее репертуар может быть значительно расширен до нескольких разноплановых произведений. Это могут быть арии из классических и современных опер, реже – из мюзиклов. Также обязательно в программу учебного репертуара входят песни из многочисленных вокальных циклов и сборников. Сам интонационный и ритмический план песни становится всё сложнее и после классики обычно переходят на произведения современных композиторов или композиторов 20-го столетия, которые подчас значительно сложнее для исполнения в отличие от классических произведений.

Надо сказать, что после значительного опыта сольного пения, педагог может предложить студенту взять в работу дуэт, трио, квартет или другую форму камерного ансамбля. Это отдельный интереснейший и, как вы понимаете, многоголосный план работы для студента, который требует наличие партнёров (других вокалистов) для совместного музицирования.

После небольшого обзора «стандартной» классической системы подбора учебного репертуара перейдём к вопросу о подборе песни (или репертуара) в частном обучении любителей (не будущих профессионалов), которое сейчас очень распространено.


Под «учебным репертуаром» в данном случае понимается именно начальные первые произведения, в которых начинающий певец, который обучается вокалу просто «для себя», в первую очередь сможет реализовать свои базовые навыки и приобретёт для себя опыт вообще работы над песней, что значительно отличается от работы в отдельных вокальных упражнениях. Просто в данном случае не надо путать «учебный репертуар» с понятием «концертный репертуар», который в свою очередь рассчитан для профессиональных певцов, составляющих себе программу выступлений на публике.

Я об этом уже писала в статье «Обучение вокалу: грёзы и реальность» — дорогие учащиеся, прежде всего ДОВЕРЬТЕ репертуарный выбор для вас ПЕДАГОГУ! Ибо это первая проблема, с которой в данном аспекте сталкиваются преподаватели.

Часто, после освоения базовых вокальных упражнений и вообще основ вокала, когда для ученика наконец наступает тот самый долгожданный этап перехода на репертуар, встаёт животрепещущая проблема выбора – «Что будем петь?» И вот тут ученик может «сорваться с цепи», заваливая своего преподавателя всевозможными вариантами того, чего бы он сам хотел бы спеть (всю жизнь мечтал, долго ждал, лелеял надежду и т.д.)

Понятно, что педагог в любом случае выслушает все ваши пожелания, дорогие мои, но это вовсе не означает, что он ОДОБРИТ ваш выбор и что он вообще обязан следовать вашим «хочу».

Да, бывает, что со стороны ученика озвучивается вполне разумный выбор произведения, которое действительно ему подходит и ПО СИЛАМ. Но, увы, такое бывает редко… Ибо практика показывает, что учиться петь, владеть уже немного навыками и базой ещё НЕ ОЗНАЧАЕТ, что ученик может адекватно рассуждать о своём голосе и его возможностях, ну и зачастую его знаний музыкальной литературы (так называются муз.произведения) просто не хватает, либо они очень убоги, чтобы выбрать себе для исполнения и изучения действительно стоящую песню, в которой будет всё то, что полезно продолжению развития вокального мастерства ученика и которая при этом будет талантливым сочинением и прекрасной музыкой (надеюсь, вы не станете отрицать, что музыка бывает разной и на той же эстраде встречается больше ширпотребных низкопробных песен, чем действительно достойных).

Так вот доверяя своему педагогу, как профессионалу в мире вокала и озвучив свои личные пожелания, пересмотрев и обсудив множество вариантов песен, где педагог даст вам предварительный анализ произведения с точки зрения его изучения вами же, ну и осветит хотя бы приблизительно перспективы вашего исполнения, вы вполне придёте к консенсусу, поверьте! И каждый будет доволен!

Чаще всего педагоги рекомендуют своим ученикам в качестве первого произведения взять в работу вещь лирического плана. Как правило, это очень красивая мелодика, гармонии, чаще всего текст любовной тематики, медленный или спокойный темп, небольшой объём самой песни. Но педагог здесь преследует свои цели ДЛЯ ВАС. А именно:

  • Развитие вашего дыхания, точнее дыхательного аппарата в целом (имеется в виду длина и ровность выдоха)
  • Выравнивание манеры пения согласно стилю музыки и жанру песни (как пример – в классике принята академическая манера пения, «округление» всех гласных звуков, в эстраде наоборот – «открытые» гласные звуки и минимализм динамики)
  • Спокойный темп даст возможность вам всё успевать в процессе пения – думать о своих действиях, отслеживать какие-то конкретные задачи, связывать отдельные навыки в цельную вокальную работу
  • Работа над штрихом «легато» (а как правило вся лирика поётся на «легато»), о котором уже упоминалось, даст возможность тонко слышать каждый свой звук, ноту, слог, слово, чувствовать и реагировать на изменения тембра звучания, преодолевать «трудные» ноты
  • Небольшой объём произведения научит вас впервые небольшой «вокальной режиссуре» песни, где вы режиссёр и исполнитель одновременно и можете исполнить именно то, что задумаете и продумаете заранее, показать в пении те эмоции, которые соответствуют данной музыке и словам, осуществите грамотную динамику (динамика – это разнообразные оттенки громкости звучания, напрямую связанные с владением техникой вокального дыхания и артикуляции, ну и с возможностями самих голосовых связок)
  • Первое произведение – это первый «мозговой штурм» и психоз, это первое волнение, первый результат и это знают все педагоги. Научиться не волноваться, собираться и сосредотачиваться, работать над собой, чтобы потом иметь удовольствие «расслабиться и просто петь для наслаждения» — это тоже ой, какая важная задача для ученика и его первый опыт исполнительства.

Я с приведёнными выше задачами абсолютно согласна, потому что мой педагогический опыт и сотни песен, изученных и воплощённых пением моих учеников, доказал много раз, что начинать свой репертуар с лирики – это правильно и уместно. Ученику это даёт очень многое, что впоследствии он будет применять в других произведениях.

Никогда не беритесь за «опасный» репертуар, в котором вас прельщает что-то, что не даёт вам адекватно мыслить и анализировать. Взявшись за крутую песню, сложную, с кучей технических заворотов, требующей большого, крепкого и ровного диапазона, совершенного владения дыханием, в быстром темпе и со сложным ритмом, изобилием голосовых  «украшений» (так называемые «мелизмы»), глобального объёма и т.д., вы можете попросту провалиться ещё на этапе изучения подобного материала. Не говоря уже о самом страшном – полном разочаровании в самом себе, как певце, в своём голосе и его звучании, да и вообще в самой выбранной вами песне, когда вы таки попробуете спеть песню полностью, запишите себя на диктофон и послушаете себя «со стороны». И если вы до этого сильно упорствовали на эту песню, желая во что бы то ни стало спеть именно её, не слушая резонных отговорок и советов педагога, то последнему ничего не останется, как сказать вам «неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (русская пословица).

Надо честно отдавать себе отчёт – «что я могу, а что мне ещё не под силу». Поверьте, всему СВОЁ ВРЕМЯ! Многие мои ученики точно также начинали когда-то с простейших и не хитрых песен и спустя годы доходили до очень не простых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ вокальных вещей, которые не стыдно было показывать на конкурсах, концертах и кастингах. Но помните, что всему своё время. Помните, я уже говорила как-то что время в вокале обмануть и перепрыгнуть нельзя? Рост сложности репертуара поющего ещё раз подтверждает это. Наберитесь терпения, трудитесь и любите ту музыку, которую вы исполняете именно сейчас. Учитесь «из ерунды делать шедевр». Именно с этого надо начинать. Хотя поверьте, поначалу даже самая простая на первый взгляд песня может оказаться для вас целым испытанием и школой. Это нормально. Ведь это первый ваш опыт и бояться его не надо, ему надо только радоваться!

После лирики можно как раз попробовать взять в работу что-то совершенно другого плана, как по характеру, так и по стилю, темпу, даже жанру. Вторая вещь, противоположная в чём-то первой, также даст вам очень много опыта и знаний, а точнее – их применений.

Постепенно, со временем, репертуар должен усложняться, конечно. И именно этот факт будет давать вам всё больший и больший выбор среди музыкальной литературы, что, согласитесь, не может не окрылять!  smile

Ещё вам совет. Старайтесь избегать не только низкопробных и примитивных (в музыкальном плане) песен, но и известных шлягеров, хитов, которые знает весь мир. Это ОЧЕНЬ опасно. Да, соблазнительно, понимаю, что нравится и хочется, но всё-таки сто раз подумайте, прежде чем делать ТАКОЙ выбор.

Всё-таки когда мы говорим о пении, мы наверняка имеем в виду вокал, как сценическое искусство, то есть подразумеваем, что когда мы будем петь — нас будет кто-то слушать, то есть мы будем петь «для кого-то» (в семье, среди друзей, в караоке-клубах, на сцене, на корпоративах на работе и т.д., у кого чего), а не для себя любимых в ванной, пока никто не слышит. Так ведь? Неужели вы пошли учиться и тратить свои ресурсы, нервы, силы только для того, чтобы ваших результатов никто и никогда не услышал?? Не поверю ни за что! Даже если вы в самом начале именно так и думали, поверьте, что в процессе обучения, вам захочется гораздо большего от себя, захочется «признаний» ваших трудов.

Так вот вы должны иметь в виду, что когда вы захотите исполнить «на публике» некий известный шлягер или хит (или песню известного исполнителя), то вас НЕИЗБЕЖНО будут сравнивать «с оригиналом звучания», то есть с первоначальным исполнением данной вещи, которое знают все. Вот в этом вся и проблема! Да, вроде бы публика будет понимать, что вы – это не тот знаменитый певец, к чьему исполнению данной песни все привыкли, может быть даже ваша публика будет знать, что вы «не волшебник, а только учитесь», но ВСЁ РАВНО, волей-неволей слушатели будут сравнивать вас с тем самым певцом, с тем самым «оригиналом»! Ну ничего здесь не поделаешь, психология слушателей так устроена, особенно если это не профессиональная аудитория, которая как раз сможет в своём сознании оценить именно ВАШЕ исполнение, отсекая из памяти первичный «оригинал». Поверьте моему опыту и опыту моих студентов, чащу всего (на 99%) случается именно так. И если вы не блещете вдруг подобным голосом и манерой, той самой харизмой звука и прочим, «как у того певца», то боюсь, что вас либо недооценят, либо вообще освистают. И ничего ведь публике не докажешь – что ты старался, как мог, что ты учился, что у тебя опыт ещё мал и т.д. Публика в плане оценки бывает несправедлива, особенно когда есть, С КЕМ сравнивать.

Я не говорю, что исполнять общепризнанные и известные хиты нельзя вообще. Хочется – да пойте ради Бога! Просто имейте в виду ту логику, которую я вам привела абзацем выше. «Нет предела совершенству», как говорится, и петь можно всё, что позволяет голос, способности, умения и желания. Но уж брать шлягер как свою первую вещь в репертуаре я бы точно не стала. Задумайтесь над этим.

И вообще, когда вы сами хотите себе подобрать репертуар или песню, то, как правило, вы её берёте не из неисследованных нот, а из уже знакомого вам хотя бы на слух, не так ли? А раз вы уже слышали в чьём-то исполнении эту вещь, она вам очень нравится и вы хотите её спеть, то ответьте себе сначала на вопрос – а ПОЧЕМУ вам так нравится эта вещь? Чем конкретно? Что вас в ней так привлекает?

Мой опыт показал (при подобном разговоре со студентами), что чаще всего человека привлекает именно то, КАК СПЕТА эта песня. То есть КАК она звучит у ДАННОГО ПЕВЦА, в чьём исполнении ученик данную песню знает. Гораздо реже я слышала ответы, что песня нравится из-за текста, идеи, самой музыки. Увы и ах, но непрофессионалы чаще всего рассуждают о песне, имея в виду не столько саму песню, сколько то, в каком виде они её услышали у кого-то.

Что из этого следует? А то, что ваш голос – это ВАШ голос и ЕГО возможности, а голос певца у той песни – это голос ТОГО певца. И ваши голоса РАЗНЫЕ. Не будем рассуждать, лучше или хуже, речь не об этом. Просто в вашем исполнении и при тембре (краске) именно вашего голоса песня будет звучать СОВСЕМ ИНАЧЕ, нежели вы её привыкли слышать раньше. Потому что вы привыкли её слышать тембром голоса того певца, а сие есть разница, ибо не бывает двух похожих голосов. Никто не знает на стадии начала изучения, как на самом деле песня будет звучать у вас – уж больно много факторов на это влияет. Но ваш педагог может с некоторой точностью, зная вас и ваш голос, а также его возможности, спрогнозировать  эту «будущую звуковую картинку» и дать вам в итоге вердикт, стоит заниматься этой песней или вы со своим голосом в ней проиграете.

Понимаете, у вас в данном случае может получиться очень хороший оригинальный результат, именно СВОЁ исполнение и звучание, что нисколько не испортит саму песню, а даже наоборот. Но может выйти и обратный результат. И в итоге вы будете недовольны собой, разочаруетесь, самооценка будет снижена – оно вам надо? Всегда продумывайте вместе с педагогом оба варианта, так сказать, и хороший, и проигрышный.

В общем, я надеюсь, что вы поняли, что подбор репертуара – штука серьёзная и иногда не простая, хотя очень возбуждающая и несущая позитив. Подходите ко всему с умом, грамотно, как говорится, доверяйте своему педагогу и я уверена, что вы найдёте для себя именно то, что ищете, что захочется спеть и показать всем. А ещё я уверена, что данная работа принесёт вам массу позитива и интереса! Удачи!  smile


Версия для печати

Как правильно составлять сет-лист для концерта?

26.02.2015

Всем музыкантам и так отлично известно, что шоу нужно начинать убийственно и не менее убийственно его заканчивать. Но от последовательности песен, которые идут между началом и концом, может зависеть то, будет концерт просто хорошим, или же он будет потрясающим. 

Представьте, что ваш сет-лист рассказывает историю, с началом, серединой и концом. Составление его – это настоящая драматургия. Определите, какую историю вы хотите рассказать конкретной аудитории. И рассказ этот должен меняться из раза в раз, в зависимости от места проведения концерта и публики, собравшейся там. 

1. ПОДГОНЯЙТЕ СЕТ-ЛИСТ, УЧИТЫВАЯ МЕСТО И ПУБЛИКУ

Вы уже слышали об эффекте первого впечатления во множестве контекстов, и к музыке это относится не меньше. Конечно, вы хотите взорвать зал с первой же песни. Но не нужно забывать, что первая песня чаще всего работает как «тестер» — если был саундчек, то он проводился при пустом зале, а теперь звукорежиссеру нужно еще немного времени, чтобы отстроить звук для обновившегося пространства. Вдобавок на первой же песне публика еще не начинает слушать – все оценивают визуальный и другие аспекты шоу. Так что показывать свое «истинное лицо» стоит начинать со второй песни. 

Также если вам предлагают важный для вас концерт, и вы знаете, что зал – сидячий, стоит вспомнить все свои медленные и среднетемповые песни, и если в репертуаре не хватает такого добра, можно сделать пару кавер-версий. В сет-листой длиной в 8-10 песен можно вставить две свои ударные быстрые и громкие песни. С барами и клубами – с точностью до наоборот.

2. ФОРМИРУЙТЕ СПИСОК ТАК, ЧТОБЫ ЛУЧШИЕ ПЕСНИ БЛИСТАЛИ

Хороший сет-лист – это практически искусство. Не имеет значения, какого размера ваш репертуар – шесть там песен или шестьдесят. Попробуйте оптимизировать список так, чтобы все песни дополняли, должным образом оттеняли друг друга. Подумайте, что должно идти ДО хита и ПОСЛЕ него, чтобы он сиял. 

Если ваш репертуар совершенно разнообразен —  по темпу, настроению или даже стилям — как сделать так, чтобы концерт не выглядел как «лоскутное одеяло», но и в то же время не утомлял однообразием? Существует принцип буквы W – три пика и два углубления. Три песни – это начало середина и конец, между которыми необходимо расставить остальные песни. Они работают как маяки. Даже если у вас всего восемь песен и дебютный альбом, на котором они уже расставлены в должном порядке, на концерте их можно перемешать, и получить совершенно иное общее настроение. 

3. ПЛАНИРУЙТЕ ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОЙ ПЕСНИ К ДРУГОЙ

То, как вы переходите от одной песни к другой – это не только решение, какая песня будет следующей.  Если у вас есть две песни в одном темпе, то на концертах всегда круто работает плавный переход от одной к другой, без затихания. Если между песнями вам нужно перенастроиться, самое время – пообщаться с публикой.

Заранее планируйте, кто будет обращаться к публике. Пусть истории или шутки, которые вы хотите рассказать, соответствуют настроению песен. Вовсе не обязательно начинать со слов «А следующая песня о том, что…» — песни говорят сами за себя. Но зато всегда можно дать наставления публике, какой коктейль им можно выпить пока звучит песня, или какой именно танец они должны исполнять. Взаимодействие с публикой помогает им глубже проникнуть в вашу музыку. Репетиции даже, казалось бы, таких мелочей, как шутки между песнями – это одна из тех вещей, которые определяют ваш профессионализм. Как бы смешно ни звучало, но кажущаяся спонтанность артиста – это следствия его натренированности и абсолютной погруженности в материал. 

4. БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПЕРЕФОРМИРОВАТЬ СЕТ-ЛИСТ

Продолжая тему спонтанности, нужно упомянуть о том, что всегда что-то может пойти не так, как бы хорошо вы ни были подготовлены. И к этому «не так» тоже лучше подготовиться. Ваш концерт – это живой организм, и публика здесь – как термометр. Если вы все время сканируете зал на предмет настроения людей, вы должны почувствовать, если ваш сет-лист нуждается в срочных изменениях. Если вы знаете, что ваш материал – совершенно новый для людей, и они начинают зевать или очевидно отвлекаются от сцены, не переживайте. У них не было времени познакомиться с вашей записью и немного привыкнуть к этой музыке.  Какой бы хорошей музыка ни была, практически любой человек тяжело въезжает в новое – одну/две новые песни воспринять еще легко, но на десятой становится трудно. Имейте в запасе пару узнаваемых каверов – грамотно вставленные посреди сета кавера всегда возвращают внимание заскучавшей или смущенной аудитории. 

Если вы играете для тех, кто уже знаком с вашим материалом, всегда готовьте песни для вызова на бис (даже если его не происходит). Также каждые один-два месяца обязательно нужно иметь хотя бы одну новую песню. Ежеконцертную бомбардировку новым материалом устраивать не стоит – дайте людям время полюбить и прочувствовать ваши песни, и начать их ждать на каждом концерте. 

5. УЧИТЫВАЙТЕ ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ВАШЕГО СЕТА.

Принцип буквы W, о котором мы написали выше, хорошо работает для сетов, которым дается от 40 минут и больше. Что если вам дают только 15 минут для разогрева какого-то другого исполнителя? Повторим, что наглеть и затягивать свое выступление не нужно, но как показать себя за это время? В этом случае как раз совершенно не обязательно ударно начинать. Например, 15 минут хватит на то, чтобы сыграть три или четыре песни. Пусть «ударной» в данном случае будет только последняя. Публика обычно мало печется о разогреве, и лучше выстроить выступление по нарастающей – нейтрально начать и убийственно закончить.

Если же вы выступаете на каком-то событии, где группы могут играть всего две песни, то лучше всего выбрать не слишком контрастные и не слишком похожие песни. Под вашу музыку обычно стоят на ушах на концертах? Вовсе не обязательно играть две быстрые песни. Начните со среднетемповой, и закончите быстрой. 

Экспериментируйте с порядком песен – это интересно! Для тренировки дома их можно выстроить в iTunes в разной последовательности и понять, как именно они взаимодействуют друг с другом. Эффект всегда будет отличаться. 

Содержание

Введение
………………………………………………………………………………. 3

1.Основные
принципы выбора репертуара учащихся в классе гитары …………… 5

1.1 Подбор репертуара для ансамбля
гитаристов (коллективного музицирования) …………………………………………………………………………………………… 8

2.
Анализ методических пособий и новинок нотных сборников с точки зрения качества,
разнообразия и эффективности выбора репертуара для учащихся
……………………………………………………………………………………………. 9

3.
Источники поиска нотного репертуара, аудио- и видеоматериалов в сети Интернет
…………………………………………………………………………………………… 12

Заключение
……………………………………………………………………………… 14

Использованная
литература …………………………………………………………… 15

Введение

Обучение детей
музыке представляет собой сложный и многогранный процесс, который неоднократно
рассматривался в педагогических методиках различных школ и отдельных педагогов.
Ускорение темпа жизни, усложнение общеобразовательной подготовки детей,
усиление требований к личности в современном мире привносят своевременные
коррективы и в работу в классе гитары.

Раннее начало
обучения музыке является эффективным средством развития психической и
интеллектуальной сферы, активации высших функций мозга.

Исследования
выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук.
Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений
является сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти
руки ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра
речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга.

Учёт
индивидуальных особенностей физического и интеллектуального развития учащегося
— памяти и внимания, эмоциональной восприимчивости, богатства воображения,
фантазии, зрительно-пространственных представлений – немаловажная основа для
определения методики обучения и подбора соответствующего педагогического
репертуара. Поэтому для ребенка очень важно то эмоциональное состояние, в
котором проходят уроки. Только в игре он активен, радостен, полностью поглощен
происходящим. Музыка, с которой они знакомятся, производит на них неизгладимое
эмоциональное впечатление.

Бережное отношение
к ребенку, ранее погружение его в музыку и замедленный процесс обучения
позволяют раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать развитию его
творческой индивидуальности.

Его готовность к
практической игре индивидуальна. В зависимости от личных качеств ученика, от
уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического
состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода.

В настоящее время
в музыкальную школу (на музыкальные отделения ДШИ) стали принимать детей без
вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего
возраста (5-6 лет), из репертуарной программы были извлечены многие
произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне
произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на  необходимость
поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к
музыке и овладения навыками игры на гитаре доступными ребенку с самыми обычными
данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения
нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.

С точки зрения
психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным
видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого
происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей.
Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе
игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением.
Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую
деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому
развитию.

Для детей
школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему
много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида
деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться,
сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять
ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что
ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.

Как сделать
интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут способствовать то, что
будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок,
сказка-рассказ. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.

1.                
Основные принципы выбора репертуара
учащихся в классе гитары

Музыкальное воспитание преследует две
цели:

1) подготовка хороших
инструменталистов с широким кругозором, которые смогли бы продолжить свое
образование в музыкальных училищах;

2) воспитание грамотных любителей
музыки – не только пассивных слушателей концертов, но и принимающих активное
участие в концертной деятельности.

При выборе
репертуара необходимо учитывать не только технические и музыкальные задачи, но
и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные
качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить
эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с
ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И
наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные,
философские произведения.

Необходимо
поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не
соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям.
Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его
эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе
и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно.
Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных
образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает
стремление заниматься музыкой.

Поэзия обогащает
эмоциональное восприятие, переживание музыки. Смысловое и образное насыщение
мелодий, которые используются в детских сборниках, облегчает работу, помогает
преодолеть пассивность восприятия, будит фантазию, увлеченность и желание
творческих поисков художественных образов.

На начальном этапе
обучения, в подготовительном и 1, 2 классах, основой учебного материала станут
небольшие упражнения для постановки правой и левой руки, которым можно
придумать интересные названия – «Догонялки», «Колобки», «Снеговички», «Жучки»,
«Лесенка»; одноголосные детские песенки и попевки; народные песни; пьесы,
исполняемые ансамблем вместе с преподавателем.

 

Обоснованный индивидуальный подбор
репертуара, учитывающий состояние игрового аппарата, особенности развития
каждого учащегося, уровень подготовки, темперамент  имеют большое значение для
правильного развития обучающегося.

Начиная со 2-3 класса составление
репертуарного плана учащихся должно соответствовать следующим направлениям,
составляющих основу учебного материала для занятий в классе гитары:

Учебно-художественный репертуар должен
быть построен с учётом возрастания степени сложности произведений, а так же
возрастных особенностей контингента обучающихся.

Подбор учебного материала
осуществляется  по критериям индивидуальности, доступности и посильной
трудности, прогрессивности, профессиональной направленности.

При индивидуальном подборе
произведений преподавателю необходимо добиваться разнообразия репертуара. Путём
тщательного отбора произведений нужно воспитывать у учащихся критическое
отношение к их идейно-художественному уровню, умение отличать талантливые
произведения  от бессодержательных, приучать использовать выработанные навыки и
приёмы звукоизвлечения при исполнении произведений.

Репертуарные списки, приводимые в
программах, зачастую являются ориентировочными и не должны ограничивать
творческие поиски преподавателей в подборе произведений.

Распределение прохождения учебного
материала в программе также довольно условно, так как последовательность
освоения техники игры определяет преподаватель  в зависимости от уровня
подготовки ученика и времени, необходимого для решения профессиональных задач,
направленных на
параллельное развитие как технической,
так и художественной сторон учащегося, на раскрытие им характерных особенностей
музыкального произведения.

 Исходя
из личного опыта работы, я стараюсь найти пьесы, которые можно предложить
конкретно для занимающихся детей с учетом их технических возможностей.
Существует сразу несколько критериев, по которым подбирается программа: произведение
должно быть интересно мне самой; я уверена, что смогу заинтересовать им детей;
есть возможность адаптации нотного текста к уровню учащихся без потери фактуры
пьесы и замысла автора; произведение будет полезно для изучения с точки зрения
музыкального образования и технического роста.

Репертуарный план учащегося может
включать в себя пьесы разной направленности и степени законченности работы над
ними:

1.1.         
Подбор
репертуара для ансамбля гитаристов

(коллективного
музицирования)

Современная педагогика наряду с
индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет
все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования.
Ансамбли гитаристов (возможно разных по составу: гитара-гитара, гитара-домра,
гитара-баян, гитара-фортепиано) создаваемые на базе ДМШ/ДШИ, свидетельствуют о
том, что в этих коллективных формах работы педагоги увидели целый ряд
дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодежи, связанных,
прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников. Ансамблевое музицирование
не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического
мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.

Основные принципы при подборе
репертуара:

ü доступность
для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию;

ü репертуар
ансамбля гитаристов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в
классе по специальности;

ü репертуар
должен способствовать развитию творческого воображения учеников — для этого в
программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки;

ü учет
количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля;

ü принцип
изучения музыкального материала “от простого – к сложному”;

ü принцип
разнообразия пьес в репертуаре;

ü выбор
репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

2.    
Анализ методических пособий и новинок
нотных сборников с точки зрения качества, разнообразия и эффективности выбора
репертуара для учащихся

Педагоги проводят
массу времени в поисках необходимого репертуарного материала: из одного можно
использовать пьесу, из другого — два упражнения, в третьем есть подходящая
картинка, в четвертом — стихи… Хотелось бы найти музыкальные детские сборники
с прекрасными мелодиями, стихами, иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими
глазами нотами.

Именно с этой
позиции мне и хотелось бы проанализировать некоторые сборники, составленные:

ü
для детей, начинающих учиться музыке,
осваивающих нотную грамоту;

ü
для учащихся средних и старших классов.

1.    Л. Иванова. Серия сборников
«Юному музыканту», «Легкие пьесы для начинающих», «25 этюдов» и другие. Сборники
состоит из программных мини-пьес и этюдов, которые способствуют развитию
технических навыков начинающих музыкантов: исполнению различных штрихов,
двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, координации рук. Все
упражнения и легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями:
ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д. Эти пьесы
иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают
образное мышление учащегося. Упражнения выстроены в порядке постепенного
усложнения материала.

2.  Н. Захарова «Нескучные этюды».
Сборник этюдов призван сделать процесс приобщения к музыке и овладение навыками
игры на гитаре доступными для детей с самыми обычными данными. Эта система
уроков основана на ярком музыкальном материале в сочетании с рисунками,
текстами песенок, сказками, сопровождающими игру на гитаре. Предлагаемая в
книге методика апробирована в музыкальных школах и имеет большой успех. Автор
предлагает несколько первых уроков, которые могут послужить развивающей основой
для фантазии преподавателей, пожелавших воспользоваться этой методикой.

4.    Г. Каурина «Шаг за шагом». Полная
учебная программа подготовительного, 1-2 года обучения игре на гитаре. Первый
раздел — это собственно учебник, где пьесы-упражнения обязательно разучивать
именно в данной последовательности (многие из них сознательно упрощены). Второй
раздел — хрестоматия для первоклассника, составленная из лучших образцов
гитарной музыки для детей. Третий раздел — ансамбли, для исполнения их с
преподавателем. Прекрасная подборка пьес, очень хорошо, неторопливо выставлены
по возрастанию трудности, все очень доступно и на высоком художественном
уровне.

5. Синицина И. «Гитарные сказки» –
прекрасный красочный сборник в стихах о нотной грамоте, яркие иллюстрации. Это
не сборник пьес, а именно освоение нотной грамоты, яркие пьески для слушания и
песенки.

6. «Рисую музыку» этот сборник
является методическим пособием, предназначенным для обучения игре на гитаре
детей с 4-5-летнего возраста. Весь нотный материал публикуется впервые. Тексты
песенок образны и просты по содержанию. В силу особенностей детской психологии
автор считает нецелесообразным перегружать нотный текст лишними знаками,
поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения. По
этой же причине не проставлена и аппликатура. Гармоническим дополнением к
мелодиям служит партия учителя. Представлены также несколько ритмических
упражнений.

7.    «Пора играть, малыш!»
ориентирован на родителей, занимающихся с детьми дома. Очень хорошая
последовательность расположения материала. Каждый прием игры, каждое новое
понятие отдельно (по несколько пьесок). Легкие детские попевки и пьески.
Вначале пьески даны с аккомпанементом педагога. Прекрасные доступные тексты,
понятные музыкальные образы. Предполагается, что иллюстрации будет раскрашивать
ученик.

8.
Ю. Лихачев «Юному музыканту» — Игра на музыкальном инструменте (специальность)
является одной из основных дисциплин в программе музыкальных школ. В процессе
изучения материала учащиеся должны овладеть не только техническими навыками,
играя этюды, упражнения и гаммы, но также знакомиться с полифонией
(многоголосием), произведениями малой и крупной формы. Издание включает в себя
пьесы композиторов XVIII-XX веков. Пьесы объединены в разделы, что дает
возможность учащимся-гитаристам познакомиться с различными стилями — от
классики до народной музыки, от романса до эстрадных обработок. В сборник также
включены пьесы великого испанского гитариста и педагога Франциско Тарреги.
Сборник предназначен для использования в учебном процессе учащимися средних и
старших классов гитары ДМШ, ДШИ, а также младших курсов музыкальных колледжей.

9.
«Произведения крупной формы». Многочисленные издания в России часто не обладают
достаточной систематизацией, и цель данного сборника — восполнить пробел в
разделе «Произведения крупной формы». Издание включает в себя сонаты
и сонатины композиторов XVIII-XX веков. Пьесы тщательно подобраны по степени
сложности и отредактированы, что дает возможность учащимся-гитаристам легче
справиться не только с техническими трудностями, но и, через различные аспекты
музыкальной выразительности, лучше понять строение произведений крупной формы.

10.
«Старинная музыка». Программа музыкальных школ включает в себя курс изучения
произведений крупной формы, технический материал (гаммы, упражнения, этюды),
пьесы эстрадного и классического направления. Параллельно с этим идет изучение
старинной музыки — произведений, написанных в XV-XVIII веках. Музицирование
полифонических пьес заставляет учащихся слушать многоголосие, развивает
многоголосное интонирование, и, в конечном итоге, расширяет музыкальный
кругозор. Цель данного сборника — систематизация учебного материала в разделе
«Старинная музыка», стремление помочь педагогам подобрать для каждого
ученика посильное ему произведение данной эпохи.

 В
сборник включены сонаты и партиты композиторов XV-XVIII веков. Изначально эти
произведения были написаны для других инструментов (скрипки, лютни и т. д.), а
не для гитары. Все пьесы тщательно отредактированы с учетом специфики данного
инструмента. В программу своих выступлений учащиеся могут включать одну или
несколько частей, в зависимости от степени подготовки. Более подвинутые в
слуховом и техническом отношении ученики способны играть партиты или сонаты
целиком.

11.
И.С.Бах «Транскрипции  и …..» в переложении В.Кузнецова удобны в плане
аппликатуры, голосоведения и звукоизвлечения, широко представлен материал для
дуэтов и трио гитаристов. Сборники имеют в приложении МР 3 диски с записью
опубликованных в них произведений.

3.    
Источники поиска нотного репертуара,
аудио- и видеоматериалов в сети Интернет

В
настоящее время – век компьютерных технологий, технические средства обучения
занимают одно из ведущих мест в образовательном процессе, с помощью компьютера,
используя навыки работы в сети Интернет, появляется возможность поиска
методической и нотной литературы, прослушивания и просмотра концертных и
конкурсных выступлений учащихся и профессионалов, видеозаписей исполнения
произведений  современных авторов в их самостоятельном исполнении. Процесс
поиска достаточно интересен, но порой, занимает  очень длительное время.
Информация на сайтах, форумах, личных страничках постоянно обновляется, а также
появляется возможность личного общения с современными композиторами при поиске
и подборе необходимого репертуара. В своей педагогической деятельности я
достаточно широко использую материалы, публикуемые в сети интернет, рекомендую
проводить подобную работу и своим учащимся в плане поиска нотного материала и
аудио- и видеозаписей к ним. На уроках достаточно часто прослушиваем и
просматриваем понравившийся материал, анализируем  особенности исполнения и
трактовки одного и того же произведения разными исполнителями. В своей практике
наиболее часто обращаюсь к следующим интернет-ресурсам:

Ø Аннотированный
каталог Интернет-ресурсов, содержащих собрания музыкальных произведений
электронных библиотек;

Ø нотный
архив музыкальной библиотеки Бориса Тараканова;
Борис
Тараканов — ведущий эксперт Центрального Банка Российской Федерации,
художественный руководитель и главный дирижер Академического большого хора
Российского химико-технологического университета имени Дмитрия Менделеева,
профессор, академик Международной академии фундаментальных наук, Действительный
член Союза Журналистов России;

http://notes.tarakanov.net/

Ø  Проект
Дмитрия
Теслова
«Golden Guitar Studio».
http://teslov-music.ru/
;

Ø Библиотека
начинающего гитариста – проект Г.Фетисова:
http://ale07.narod.ru/music/notes/song/instrument/biblioteka.htm
, персональная страница:
http://my.mail.ru/mail/fetisovga/
;

Ø Электронная
библиотека :
http://vipbook.info/dosug/67710-a-gitman-nachalnoe-obuchenie-na-shestistrunnoj-gitare.html
;

Ø «Нотомания»
— нотный архив:
http://www.notomania.ru/
;

Ø «7
нот» — музыкальный портал :
http://www.7not.ru/
;

Ø «mnogonot»
— ноты для гитары, Благотворительный фонд П. Юргенсона;

Ø Персональная
страница Олега Киселева :
http://my.mail.ru/?from=content#page=/list/oleg.kiselev/
;

Ø Нотный
архив Е.Шилина :
http://www.guitarshilin.ru/index5.htm
;

Ø Сайт
бесплатного скачивания музыки А. Виницкого  «
MuzDa.ru»
:
http://muzda.ru/mp3/Александр+Виницкий/1/
 ;

Ø Интернет-магазин
OZON.ru
;

Ø Интернет-магазин
издательства «Композитор», г.Санкт-Петербург ;

Ø Видеохостинг
«YouTube» ;

Ø Форумы
гитаристов-профессионалов и любителей гитары и другие подобные источники.

Заключение

Сбалансированный
подбор репертуара позволяет не только вызывать интерес учащихся к музыке, но и
довольно долго его удерживать. Составляя репертуар, желательно учитывать
несколько аспектов: индивидуальные данные ученика и то, что необходимо для его
развития в данный момент, требования различных музыкальных конкурсов,
собственные предпочтения и желания ученика, требования изданных программ
обучения игре на гитаре. Разнообразие репертуарных произведений необходимо ещё
и потому, что, как известно, даже самые любимые, но постоянно слушаемые произведения
порой утрачивают свежесть восприятия. Помимо перечисленных аспектов важно
помнить: играемые произведения должны быть ученику по силам и в то же время
новая пьеса должна влиять на его технический рост.

Как правило,
программы музыкальных школ и других учебных заведений начального музыкального
образования не предполагают широкого репертуара. Между тем, для активных
выступлений желательно иметь в запасе несколько пьес, готовых для исполнения на
концерте. Как же сделать так, чтобы удерживать в памяти концертные произведения
и параллельно учить новые? Выборгский гитарист Илья Пермяков когда-то имел в
репертуаре 200 произведений, играемых наизусть. Чтобы держать их в форме, он
завёл себе специальную тетрадь, куда выписывал самые сложные фрагменты из пьес
своего репертуара, и играл их ежедневно, как упражнения. Остальной репертуар
можно было играть систематически, чередуя исполнения одних пьес другими. В
работе с начинающими речь идёт о другом количестве произведений, следовательно,
держать их «в форме» гораздо проще. Для этого достаточно проигрывать выученные
произведения раз в день ежедневно.

Помимо репертуара
исполнителя есть репертуар педагогический. У каждого преподавателя со временем
складываются свои предпочтения. Но, как и исполнительский репертуар, педагогический
должен опираться не только на собственные симпатии учителя, но и на
актуальность пьес в программах, стилистическое, жанровое и художественное
разнообразие и т.п. Педагогический репертуар требует регулярного обновления.
Произведения здесь должны быть на разные виды техники; и хорошо, когда есть определённый
план разучивания произведения.

Использованная литература

1.     Журнал
«Искусство и образование» март, 2011 г. Статья А.А. Ниязова «О современном
педагогическом подходе в начальном обучении игре на гитаре»

2.     Журнал
«Мир гитары», № ____ / ____ г.

3.     Методические
рекомендации «Начальное обучение гитариста», М.: 1996 г.

4.     Самохина
М.А. Формирование профессиональных навыков гитариста в детской музыкальной
школе // Материалы н.-п. конф. «Музыкальная педагогика и исполнительство:
традиции, проблемы, перспективы». — М.: МГУКИ, 2003. — 101-106 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти потерянные текстуры 3ds max
  • Как найти характеристику ноутбука асус
  • Как найти аудиодорожку для рилс
  • Как составить резюме по поиску работы образцы
  • Как найти в майнкрафте иридий