Как составить свой рисунок личности

Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Инструменты и техники рисования

Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.

Портрет 1 Портрет 2 Портрет 3 Портрет 4

Виды портретов

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Композиция

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Портрет женщины

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели. Портрет женщины

Портрет мужчины

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.

Освещение

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.

Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Освещение

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Как добиться сходства

Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.

Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Пропорции головы

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Квадратная сетка

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции. Пропорции головы Пропорции головы 2

Глаза

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.

Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глаза

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми. Глаза 2

Уши

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Уши Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань. Уши 2

Нос

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Нос Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.Нос 2

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.

Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед. Рот Рот 2

Рисование с натуры

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени. Эскиз

Этапы рисования

Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). 1 и 2 этапы Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. 3 и 4 этапы Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. 5 и 6 этапы Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой  очень много советов:

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»

Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.

Самый точный тест на определение характера: нарисуйте человекаТесты

Все, что вам нужно для этого интересного теста личности – это чистый лист бумаги и карандаш.

С помощью треугольников, кругов и квадратов нарисуйте человека, состоящего из десяти элементов.

  • Вам нужно использовать только три заданные геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.

  • В вашем рисунке человека каждая фигура должна присутствовать хотя бы 1 раз.

  • Вы можете менять размер фигур по своему желанию.

Не нужно много думать, чтобы нарисовать человека, старайтесь рисовать первое, что вам придет в голову. Помните, что всего в фигуре человека должно быть 10 элементов.

После того, как вы сделали рисунок, посчитайте количество треугольников, кругов и квадратов, которые вы использовали в рисунке.

Напишите свой результат в виде цифр. Первая цифра – это число треугольников (например, 3), вторая цифра – число кругов (например, 2), и третья – число квадратов (например, 5).

У вас должно получиться трехзначное число. Например, 325 (3 треугольника, 2 круга, 5 квадратов).

treug (1).jpg

Готово? Вот, что означает ваше число.

Данный психографический тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм» был разработан российскими психологами Либинами.

Тест: Человек из геометрических фигур

1 тип – Руководитель (811, 712, 721, 613, 622, 631)

Это легко приспосабливающиеся личности, готовые руководить и заниматься организацией любой деятельности. Как правило, это прекрасные рассказчики, красноречивые и умеющие поддержать разговор. Любят доминировать, но стараются себя контролировать и не переходить границы с другими.

Довольно активные, не любят сидеть без дела. Придают значение не только результату, но и самому процессу достижения цели. Могут преувеличивать свои успехи и неудачи, и нетерпимы, сталкиваясь с препятствиями на своем пути.

В отношениях они предпочитают занимать главенствующую роль, а в случае конфликта проявляют соперничество.

Любят быть в центре внимания и жаждут признания. В то же время этот тип личности берет ответственность на себя и хочет оправдать ожидания окружающих.

Для них характерна импульсивность, и при принятии решения они действуют в зависимости от настроения. Это может привести к необдуманным решениям и неприятным последствиям.

2 тип – Ответственный исполнитель (514, 523, 532, 541)

Этот тип личности в первую очередь нацелен на совершенствование своих навыков и достижение профессионализма. Такой человек ответственный, может проявлять требовательность, как к себе, так и к другим.

У человека развитое чувство справедливости и стремление к правде. Хотя у него есть хорошие организаторские способности, может сомневаться, если нужно принять важное решение.

К отношениям подходит осмотрительно, проявляет тактичность. Не может отказать, если его о чем-то попросили. Иногда может браться за несколько дел одновременно, полагаясь только на себя, но не всегда верно рассчитывает свои силы. Предпочитает выполнять работу сам, не перепоручая ее другим. Тяжело переживает неудачи.

Эти люди отличаются трудолюбием и требовательны к себе, ожидая того же от остальных. В работу включаются постепенно, устойчивы при сильном умственном напряжении, но могут утомляться при высоком темпе работы. Придают большее значение результату, а не процессу деятельности. Всегда стремятся завершить дела.

Внешне такие люди более сдержанны, но могут эмоционально реагировать при изменениях внешних факторов. Им нужно быть острожными, так как из-за перенапряжения есть опасность развития заболеваний нервного характера.

naris-3.jpg

Примеры рисунков человека из геометрических фигур

3 тип – Инициатор (433, 343, 334)

Этот человек обладает философским мышлением, может быть оторван от реальности. Бывает отчужденным, и ему кажется, что он не похож на остальных. В случае трудностей склонны уходить в свой мир фантазий. 

Хотя им не составляет труда установить контакт с другими людьми, они склонны держать определенную дистанцию в общении. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, могут замыкаться в себе, но внешне остаются невозмутимыми.

Отличаются способностями в различных областях, не любят монотонности и избегают рутинной работы. Воодушевляются при смене деятельности и появлении новых возможностей. Стремятся к новизне и могут неожиданно поменять профессию. Этот тип распространен у людей искусства, занимающихся творческой деятельностью, работающих в области рекламы и дизайна.

4 тип – Эмотивный (181, 271, 172, 361, 262, 163)

Этот тип обладает развитой способностью сопереживать другим. Жизненные трудности и даже драматические фильмы могут вызвать у них сильные переживания.

Участливы и неравнодушны к проблемам окружающих. Часто чужие проблемы ставят на первое место, отодвигая на задний план свои потребности. Могут быть импульсивны и действовать под влиянием эмоций. Хотя у них есть способности в разных видах деятельности, лучше всего могут реализоваться, если выбрать какое-то одно направление.

В отношениях проявляют чувствительность, тяжело переживают неурядицы и разрывы отношений.

Отношения с окружающими в целом строят легко и не выходят за рамки принятых норм поведения. Им важно, как их самих и их деятельность оценивают окружающие.

Тест: Человек из 10 фигур

5 тип – интуитивный (451, 352, 154, 253, 154)

Этот тип отличается чувствительной нервной системой и эмоциональной изменчивостью. Довольно быстро истощаются. Лучше работают, если есть возможность переключаться на разные виды деятельности. В случае неудачи могут долго переживать. Могут действовать импульсивно или долго проявляют нерешительность в определенных вопросах.

Трудности в основном связаны с тем, что им сложно сразу переварить большой объем информации, из-за чего они порой не могут четко выразить свои чувства и мысли.

Искренние и простосердечные в словах, не утаивают ничего за душой, предпочитая говорить правду. Иногда это может приводить к сложностям во взаимопонимании с окружающими. Привыкли следовать собственным нормам поведения и поддерживают контакт с узким кругом людей. Порой могут брать на себя неявную лидерскую роль, но неуверенность в себе может препятствовать воплощению этого желания.

Им свойственно анализировать собственные поступки и действия, но на свою точку зрения не дают повлиять. Ощущают потребность контролировать обстоятельства, чтобы избежать неожиданных неприятностей.

Не любят когда их в чем-то ограничивают, могут быть ранимы или склонны сомневаться в себе.

naris-2.jpg

Примеры рисунков человека из геометрических фигур

6 тип – Независимый (442, 424, 244)

Это тип свободного художника с развитым воображением и прекрасным видением пространства. Им близки различные виды творчества, включая художественные и интеллектуальные. Чаще встречается среди интровертов. Придерживаются собственных норм поведения и на них сложно оказать давление извне.

Часто увлекаются необычными идеями, и способны активно работать, даже когда растет напряжение. Трудности заставляют их еще лучше собраться.

Обладают независимым мышлением и знают, как защитить свое мнение. Замечания других людей вызывают у них заметную эмоциональную реакцию, тяжело реагирую на критику. Им сложно смириться с собственными промахами.

Не спешат идти на контакт, часто прячут свои истинные чувства внутри, пытаясь казаться более непринужденными, чем на самом деле. Осторожно открываются в новых отношениях, и хотя им сложно довериться другому человеку, когда это происходит, отношения бывают прочными и длительными.

Читайте также: Кто вы по типу темперамента: полная характеристика и особенности по возрастам

7 тип – Общительный (415, 325, 235, 415)

Люди этого типа легкие на подъем и активные. В отношениях непосредственны, не цепляются за ситуацию. Порой могут бурно воспринимать происходящее. Часто поддаются сиюминутным порывам, из-за чего могут забросить предыдущие цели.

Их не пугает неопределенность в отношениях, неловкие ситуации или разногласия. Экономически подкованы. Умеют ориентироваться в незнакомой обстановке, но могут делать опрометчивые выводы. 

Есть склонность не доводить дела до конца. Эффективность их повышается, если им дают возможность переключаться с одной задачи на другую. Достаточно уверенные в себе люди.

8 тип – Самодостаточный (118, 127, 217, 316, 226, 136)

Стабильный тип личности. Он считается противоположностью эмотивного типа. Умеют владеть собой и стараются не отходить от правил. Сложно находят общий язык с людьми, которые несдержанны в чувствах.

Они скорее будут говорить по конструктивным вопросам, чем обсуждать личные темы. К новым людям долго присматриваются, могут быть слегка нечувствительны к окружающим.

Становятся хорошими специалистами, требовательны к себе и к другим. В случае возникновения проблем замыкаются в себе.

Хорошо владеют собой и всегда рассчитывают на себя. Не склонны винить ситуацию, а берут ответственность за свои успехи и неудачи. Самостоятельны и идут своим путем, не пользуясь опытом других людей. Заранее взвешивают свои шаги и действия. Как правило, им легко даются такие области как архитектура, техническое творчество, информационные системы.

В статье мы расскажем:

  1. Тест «Нарисуй человека»: методика и интерпретация результатов
  2. Интерпретация результатов теста
  3. Пример анализа рисунка
  4. Заключение

Тест «Нарисуй человека» является проективной рисуночной методикой для исследования личности. Тест был разработан еще в 1948 году К.Маховером. Основой этой методики служил тест Ф.Гудинафа, который был разработан для установления уровня развития детей. Сегодня эту методику применяют для исследования как детей, так и взрослых. А также возможно обследование группы лиц.

В статье мы расскажем, что представляет собой тест «Нарисуй человека», расскажем его методику, а также раскроем интерпретацию результатов.

Тест «Нарисуй человека»: методика и интерпретация результатов

Нам понадобится:

  • Карандаши
  • Три или четыре листа бумаги

Задание 1. Нарисуйте человека

Скорее всего, вы сами знаете, человека какого именно пола вы нарисовали, но посмотрите на получившийся рисунок непредвзято и постарайтесь определить, насколько понятен постороннему зрителю пол нарисованного вами человека.

Задание 2. Определите пол

  • Если пол непонятен, нарисуйте человека какого-нибудь определенного пола.
  • Если же пол понятен, нарисуйте человека противоположного пола.

Задание 3. На одном листе нарисуйте двух людей разного пола

Если пол на первом рисунке был непонятен, то необходимо вернуться к нему и определить пол и возраст нарисованного человека.

Вопросы к рисунку человека

При желании после выполнения всех рисунков на тему человек психолог может попросить ответить на серию весьма полезных и информативных вопросов:

  • пол и возраст для каждого рисунка человека
  • что за человек нарисован?
  • чем он занимается?
  • чего боится?
  • кто его самый значимый человек?
  • что для него главное? В чем его счастье?

Перед вами шаблонный набор вопросов из книги К.Маховер «Проективный рисунок человека».

Психолог также может дать больший простор для фантазии, попросив автор рисунка сочинить рассказ об изображённом человеке как если бы тот был персонажем пьесы или рассказа. Такой подход возможен к рисункам на любую другую тему. Особенная ситуация, когда нарисованная сцена не ясна.

Первоисточник такого ассоциативного подхода – книга К.Маховера «Проективный рисунок человека». Она есть свободном доступе в интернете. Как вы помните Маховер разработал свою методику, сравнивая рисунки одних и тех же людей, созданные ими в разные годы.

Те рисунки изначально были получены для оценки интеллектуального развития по методике Ф.Гудинаф. А после доработки его учеником Харрисом, методика стала известна как методика Гудинафа – Харриса.

Этапы эволюции рисунка человека

В связи с этим не лишним будет напомнить основные этапы эволюции рисунка человека:

  • 3-4 года дети рисуют головастика
  • 4- 5 лет появляется на рисунке человека пупок
  • В 5 летнем – половая дифференциация
  • 5-6 лет – изображение пальцев и ладоней
  • 6 лет – руки с туловищем становится больше, чем голова
  • 6-7 лет — появляется пуговицы
  • 8 лет – плечи
  • После 8 лет дети переходят к двухмерному изображению с перспективой

Этапы эволюции рисунка человека

Интерпретация результатов теста

Локусы тела

Локусы тела

Ноги

Ноги

Ступни

Ступни

Руки

Руки

Напоминание! Признаки, обнаруженные на левой руке, относятся к сфере семейных отношений. На правой руке – к проблематике за пределами семьи. На обеих руках – к человеку в целом.

Рисунок человека

Расположение рук

Расположение рук

Пальцы рук

Количество пальцев говорит о силе и могущественности амбициозности, которые автор рисунка приписывает той или иной фигуре.

Пальцы рук

Голова

Голова – рациональность, сфера интеллекта.

Характеристика Интерпретация
Большая Неосознанное подчёркивание убеждения важного значения интеллекта
Маленькая Переживание интеллектуальной неадекватности
Большая голова у фигуры противоположного пола Декларация его превосходства и более высокого авторитета

Волосы

Волосы Волосы

Лицо

Лицо – признак персональности, характеристика состояния сенсорного контакта с действительностью.

Обязательные признаки, отсутствие которых является диагностически значимым:

  • глаза;
  • рот;
  • нос;
  • уши.
Характеристика Интерпретация
Лицо робота Деперсонализации, ощущение внешнего контроля
Подчёркнуто и выбивается из остального рисунка Сильная озабоченность отношениями с другими людьми, своим внешним видом

Уши

Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе.

Уши

Глаза

Глаза

Рот

Рот

  • Полные губы при изображении мужчины расцениваются, как показатель женственности. Они могут часто изображаться на ряду с другими чертами, отражающими тщеславия и нарциссические интересы.
  • Зубы четко видны – агрессивность.
  • Большой или заштрихованный рот, или и то, и другое источник угрозы, осуждения или нежелательного словесного воздействия.
  • Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
  • Если нет рта или рот черточкой, или точечкой, то человек либо не имеет возможности словесно влиять на других людей, либо это состояние напряженности, вытеснения вины, понимаемой как рассогласования собственного поведения с ожиданиями других.

Те, кто находятся в состоянии напряженности, часто изображают рот одной линией на рисунках, так как-будто рот либо плотно сжат, либо закрыт от чего-то.

Мужчина может пропустить рот в женской фигуре, если он страдает от брани своей жены или матери.

Нос

Нос – чувственность.

Характеристика Интерпретация
Нет носа Неразвитая чувственность
Видны ноздри Примитивная чувственность, агрессивность

Если рисунок двух людей противоположного пола и у одного из персонажей нет носа, то, возможно, проблема во взаимоотношениях мужчины и женщины.

Шея

Шея – рациональная регуляция, орган символизирующая связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом), посредник между рассудком и чувствами.

Шея

Плечи

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

Характеристика Интерпретация
Плечи «мелкие» Ощущения малоценности и собственной ничтожности или ничтожность этой фигуры, у которой они маленькие
Слишком угловатые Признак чрезмерной осторожности, защиты .потребности в защите
Плечи покатые Уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненных сил
Плечи широкие Сильные телесные импульсы
Чрезмерно крупные Ощущение большой силы, власти

Сокрытие

Рисунок человека без существенных частей тела

Рисунок человека без существенных частей тела указывает на телесную дезорганизацию, отвержение, непризнание человека в целом или того что символизируют отсутствующие в изображении части тела.

Признаки телесных дезорганизации в рисунке могут свидетельствовать о неудачных попытках справиться с подчинением телесным импульсам.

Человек, который избегает сложных тем, связанных с телом, отказывается закончить рисунок ниже линии пояса или едва намечает несколько линий для этой части тела.

То есть, если нет тела – это свидетельствует о вытеснении телесности, о желание что-то преподнести как чисто психическое состояние.

  • Если нет лица, то, как мы уже говорили, это либо сокрытие личности конкретного человека, либо изображение статиста для фиксирования поступка как такового, когда важен не человек, в действие, которое воспроизводит он.
  • Если мужчина изображен со спины, возможно, идентификации с женщиной, смены гендерной роли.

Отрывы

«Отрыв» от фигуры части тела символически выражает страх утраты этой функции, которая символизируется этой частью.

Характеристика Интерпретация
Отрыв ноги Страх утратить опору
Отрыв правой ноги Страх утратить пору в социальной реальности, то есть , потерять работу, статус своей организации
Левой ноги Страх потерять опору межличностных взаимоотношениях в семье
Отрыв руки Страх утратить влияние, контроль
Правой руки Страх потери контроля над своей карьерой
Левой руки Неспособность контролировать взаимоотношения
Отрыв головы от тела Тело мной руководит, а я не могу повлиять

Признак: одежда

Неподходящая по размеру одежда – недовольство положением, статусом.

Характеристика Интерпретация
Одежда выглядит меньшего, чем надо, размера Недовольство своим положением, человек метит на повышение
Одежда большего, чем надо, размера Ощущение, что человек не дорос до того,  что имеет
Слишком много одежды Потребность в социальном одобрении, недовольство собой
Наличие фасонных деталей одежды Говорит о важности внешних признаков социального статуса
Штриховка одежды Проблемные отношения к телесности

Интерпретация зависит от того, какая часть тела оказалось заштрихована. Чаще всего затемняется нижняя часть тела, что отражает возможные сексуальные проблемы.

Характеристика Интерпретация
Прозрачная одежда Подглядывания за окружающими
Шляпы Оглупление
Прозрачная шляпа Примитивная сексуальность
Если только шляпа на схематическом человеке Выраженные регрессивные тенденции
Пояс, ремень Сексуальная неадекватность, с пряжкой – сила зависимости от матери
Оружие Агрессивность
Сережки Концентрация на сексуальности
Трость, палка Осознание своей беспомощности
Пуговицы по оси тела Озабоченность, телесными проблемами, чувство телесного несовершенство, также это может быть эмоциональная незрелость и зависимость от матери

Сексуальность

  • Если она выражена слабо, это ограниченность сексуального поведения, скованная самоидентификация;
  • Если выражена сильная сексуальность – неудовлетворенность.
  • Подчеркнутая сексуальность – соблазнительность, агрессивное использование секса, то есть, он используется как средство для достижения внесексуальных целей, например, для продвижения по службе.
  • Подчёркивание грудей – зависимость от матери.
  • Фиксация сосков – регрессия на оральный

Пример анализа рисунка

Девочка – 13 лет

Диагноз – легкая умственная отсталость.

Пример анализа рисунка

Негативные проявления, такие как черточки носа и рта, а также неподходящий угол наклона туловища, указывают на психические расстройства человека. Большой размер головы указывает на то, что обследуемый хочет компенсировать свою умственную отсталость, поэтому можно сделать вывод, что она знает о своем психическом расстройстве. Это позволяет предположить, что оно проявляется в легкой форме.

Судя по размеру глаз, испытуемый интересуется окружающим миром. Изображение рта и отсутствие шеи говорит о незрелости и внутреннем напряжении ребенка. Хотя при этом она старается быть в обществе, что демонстрирует наклон всего изображения вправо. Крупные руки показывают темперамент и желание подчиняться не уму, а силе. Направление пальцев ног указывает на неуверенность в себе. Судя по отсутствию волос, у ребенка проблемы с определением пола.

Заключение

Подведем краткие итоги про тест «Нарисуй человека». По тому, как изображена фигура человека можно судить об основных проблемах автора рисунка. Напомним главное:

  • голова символизирует сферу рассудка;
  • уши – отношение к мнению других;
  • шея – рациональное регулирование, связь между головой и телом;
  • руки – воздействия на других;
  • ноги – самостоятельность;
  • ступни – устойчивость.

Еще раз напомним, что право, лево определяется из плоскости листа:

  • Правая – сфера социума;
  • Левая – сфера эмоциональных отношений.

Содержание

  • Объект изучения
  • Принципы анализа изображения
  • Расшифровка изображения
  • Место расположения
  • Значение размера
  • Применяемые цвета
  • Типы линий
  • Смысл нарисованных предметов
  • Полезное видео

Фото 1760Ученые давно доказали, что значение рисунка в психологии имеет высокую значимость для проводимых исследований. Изображения, нарисованные без цели, негативных мыслей отражают внутренний мир личности, указать на скрытые переживания, беспокойства. Благодаря этому психологи часто предлагают взрослому человеку или ребенку нарисовать что-нибудь на листе бумаги, чтобы получить информацию. Чтобы понимать насколько информативен обычный рисунок, нужно знать расшифровку отдельных элементов, цветов, расположения изображения на листе.

Объект изучения

Если у взрослого субъекта систематически происходят проблемы на работе, в личной жизни, начинается депрессия, резко изменяется настроение, психологическая расшифровка рисунка человека поможет установить скрытые причины неудач.

Значение элементов:

  1. Четкий орнамент указывает на скуку.
  2. Внутреннее спокойствие, умиротворенность обозначается изображением пчелиных сот.
  3. Если волнистых линий слишком много, они могут обозначать кризис, наличие серьезных проблем, которые мешают развиваться дальше.
  4. Изображения сердец указывают на хорошее настроение.
  5. Треугольники рисуют целеустремленные люди, которые ставят перед собой цели, добиваются их любыми усилиями.
  6. Квадраты изображают неэмоциональные личности, которые часто скрывают настоящие чувства.
  7. Круги, пересекающиеся друг с другом, указывают на отсутствие должного количества физической активности. Личности не хватает общения.
  8. Овалы обозначают страх перед конфликтами, не желание спорить с кем-либо.
  9. Фигуры, напоминающие по форме человечков, указывают на недостаток общения.
  10. Солнце — символ грусти, печали, тоски.

Важно, чтобы взрослый человек рисовал то что он хочет без каких-либо эмоций, посторонних мыслей. Необходимо заранее успокоиться, постараться не думать о плохом

Принципы анализа изображения

Чтобы выполнить анализ рисунка взрослого субъекта, необходимо обратить внимание на многие факторы:

Фото 1750

  • построение композиции;
  • расположение фигур на листе бумаги;
  • цветовую гамму;
  • состав линий;
  • пропорции объектов;
  • способ прорисовки отдельных элементов;
  • степень осмысленности изображения;
  • силу нажима;
  • наличие дополнительных штрихов.

Особенности рисующей личности:

  • Межличностные отношения с другими людьми.
  • Эмоциональное состояние.
  • Степень интеллектуального развития.
  • Самооценка индивида.
  • Особенности темперамента.
  • Возможная мотивация.
  • Степень развития фантазии.

Расшифровка изображения

Точную расшифровку рисунка взрослого человека проводит психолог, но при желании можно попробовать сделать это самостоятельно. Эффективность этого психологического теста обуславливается двумя особенностями:

Фото 1638

  1. Движения рук зависят от сиюминутных эмоций, которые могут охарактеризовать внутренний мир человека. Это объясняется простым примером жестикуляции. Когда происходит общение между двумя людьми, информация передается не только разговором, но и невербально. Благодаря этому движения рук могут многое сказать о характере.
  2. Обычно на рисунках отображаются внутренние переживания, стремления личности. Изображения — особый вариант общения с внешним миром. Например, общаясь с другими, разговор приходится пропускать через ряд фильтров, чтобы не сказать что-то неправильное. Рисунок же освобождает человека от ограничений.

Обычно расшифровка детских рисунков считается более эффективной практикой. Связано это с тем, что ребенок насыщает изображение большим количеством цветов, фигур, от которых можно отталкиваться при анализе.

Место расположения

Расположение рисунка на листе указывает на ценности, особенности характера. Расшифровка:

Фото 1636

  1. Расположение справа. Обозначает устремленность к будущему. Субъект желает перемен, которые изменяет его привычную жизнь к лучшему. Нынешнее положение дел не приносит удовлетворения.
  2. Расположение рисунка в нижней части листа. Указывает на низкую самооценку личности. Индивид не может реализоваться на 100%, проявляется закомплексованность в общении.
  3. Фигуры располагаются по двум краям листа. Обозначает недовольство определенными аспектами жизни, неудовлетворенность.
  4. Расположение рисунка в левой части листа. Указывает на ностальгическое настроение, консервативность взглядов. Такой человек не обращает внимание на настоящее, живет прошлым.
    Личности, которые рисуют фигуры по центру листа гармоничны.

Значение размера

Размеры отдельных форм, общей композиции указывают на самооценку. Расшифровка:

  1. Рисунки, которые занимают все свободное место на листе, указывают на то, что личность не может добиться чего-либо в жизни, старается компенсировать это изображением. Чаще это люди-экстраверты, которые не могут по достоинству реализовать себя в своих начинаниях.
  2. Большие рисунки — обозначают высокую самооценку. Очень крупные фигуры, могут говорить о том, что субъекту присуща излишняя гордость, тщеславие, высокомерие. Глубинная причина проявления этих чувств — неудовлетворенность привычной жизнью.
  3. Большое количество пустого пространства на листе присуще интровертам. Такие люди скованны, зажаты в себе, боятся чего-то нового. Они не доверяют окружающим, бояться совершать ошибки.

Применяемые цвета

Этот параметр считается главным при анализе изображений, которые рисуют дети. Для взрослых людей характерна манера рисования одним карандашом, но возможно рисование разными цветами. Значение цветов:

Фото 1635

  1. Оттенки желтого — говорят о комфорте, спокойствии.
  2. Фиолетовый цвет обозначает развитость воображения, фантазии.
  3. Оттенки красного могут говорить об излишней агрессии, импульсивности. Такие люди постоянно выплескивают накапливающуюся энергию на окружающих.
  4. Серый цвет — рутина однообразия одолевает человека, ему необходимо что-то новое.
  5. Черный говорит о подавленном состоянии, сильных внутренних переживания, которые могут вызвать депрессию. Личности необходимо выявить внутреннюю проблему, справиться с ней.
  6. Синий цвет обозначает погруженность в себя. Индивид пребывает в размышлении над тем, каким образом решить проблему из прошлого, чтобы не волноваться о ней в настоящем-будущем.
  7. Оттенки зеленого свидетельствуют об упрямстве, самодостаточности, независимости, желании самоутвердиться.

Для многих характерно штрихование отдельных элементов картинки. Если штриховка есть — субъект ощущает себя зажатым в рамках, он не чувствует свободы. Если штриховки нет — человек готов развиваться дальше, примет перемены.

Типы линий

Линии могут рассказать о характере многое. Они могут иметь острые углы, быть полукруглыми, извилистыми, прерывистыми или сплошными. Метод расшифровки линий подходит для тестирования детей, взрослых. Обозначения:

Фото1637

  1. Прерывистая линия — нестабильное положение, неуверенность в себе.
  2. Большое количество острых углов указывает на скрытую агрессию.
  3. Объемные фигуры большого размера — эмоциональная открытость, наличие широкого кругозора.
  4. Фигуры маленькие, узкие — желание придерживаться правил, скромность, закрепощенность.
  5. Мягкие изгибы, округлые линии — чаще изображения с такими элементами рисуют женщины. Они указывают на гибкость человека в принятии различных решений.
  6. Геометрические фигуры — сложность к восприятию перемен, наличие агрессии.
  7. Тонкие линии, наносимые без нажима. Индивид желает отдалиться от общества, не хочет общения с окружающими. Это проявляется в попытках избегать внимания со стороны окружения.
  8. Линии, нарисованные с нажимом. Указывают на желание личности выделиться среди окружающих.
  9. Сплошные линии — гибкость, уверенность, эмоциональная стабильность. Такие личности готовы справляться с любыми трудностями для достижения поставленных целей.

Смысл нарисованных предметов

Расшифровка общей картины зависит от того, какие предметы или фигуры нарисовал человек. Обозначения:

Фото 1634

  1. Пейзаж без людей. Непонимание окружающих, сложность в общении с другими людьми.
  2. Сюжетные рисунки. Натура деятельная, решительная, амбициозная.
  3. Изображения животных, людей. Желание получать больше общения. Помимо этого, у субъекта могут быть серьезные проблемы, которые он не может решить в одиночку, нуждается в поддержке.
  4. Повторяющиеся предметы, формы, орнаменты. Такие личности пытаются скрыть свои переживания, не хотят общаться откровенно.

Психологический портрет помогает психологу увидеть внутренний мир человека, определить скрытые расстройства, желания. При желании практикой можно воспользоваться самостоятельно. Для этого нужно нарисовать рисунок без посторонних мыслей, расшифровать его отдельные детали.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете, о каких особенностях характера говорят Ваши рисунки.

Автор статьи

Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.

Рисуем свой психологический портрет: творческая методика

«Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом», — писал Чехов. Давайте вместе поищем способ понять себя настоящего. Нарисовать свой истинный психологический портрет.

«Кривое зеркало»

С раннего детства мы получаем оценку со стороны окружающих. Еще не начав говорить, мы уже слышим мнения о нашей личности. Что-то из сказанного воспринимаем на свой счет и записываем в длинный лист памяти, в графу «Какой я». В связи с отсутствием специально настроенных фильтров в эту колонку попадает многое, что в будущем будет оказывать влияние на формирование личности, самооценку, восприятие и картину себя.

Посмотрите, какое количество людей участвует в процессе взросления и становления каждого из нас. К сожалению, многие из них не задумываются, не понимают или не хотят осознавать, каким образом их слова и действия влияют на других.

Замечания, действия, взгляды, оценка — все это сказывается на поведении человека и прямо влияет на его внутреннее «Я» — то, каким он сам себя видит, ощущает.

Ясная и достоверная картина себя формируется благодаря конструктивной обратной связи, которая отражает действительность, адекватна и уместна. Это основа для развития здоровой самооценки. Она помогает увидеть больше граней своей личности, дает возможность проявлять себя, позволяет быть разным, распознавать и принимать свои способности, таланты, ограничения и предел своих возможностей, а также видеть, что может быть усовершенствовано и развито в будущем.

Двойные послания, обесценивание, отсутствие своевременной похвалы, претензии, угрозы губительно сказываются на личности

Они мешают ее развитию, блокируют в проявлении себя, закладывают комплексы, страхи, неуверенность. В будущем это может крайне негативно сказаться на жизни человека.

Обратная связь о наших действиях зачастую неинформативна или, наоборот, перегружена лишней информацией. Из-за этого рождаются крайности в восприятии самого себя. Уклон в порицание, негативную оценку, недостаток похвалы влияют на создание дефицитов в формировании своего образа. Избыток похвалы, восхваление создают слепые пятна и перекосы. Большое количество обратной связи может перегружать, приводить к излишней рационализации.

Представьте себе набор для пазла, в котором нет половины деталей и отсутствует исходная картинка — это дефицит, нехватка информации о себе. А теперь вообразите себя водителем. Навигатор в автомобиле сбоит. Салон набит пассажирами, которые хором советуют, как и куда ехать. Это профицит — избыток информации. Ни то, ни другое не дает ясной и адекватной «картины себя». 

Знаем ли мы себя?

Отсутствие ясности о самих себе — серьезная проблема. Чем меньше человек знает себя, тем сложнее ему обходиться с собой и другими. Труднее на что-то опираться, делать выбор и полноценно проживать свою жизнь.

Ясная картина себя — одна из главных опор. Чем лучше человек себя знает, тем больше возможностей и вариантов открывается перед ним. Это экономит энергию, так как силы и время не тратятся на дополнительные размышления. Внимание больше фокусируется на принятии выбора, конкретных действиях, усвоении или обработке информации, вовлеченности в какую-то ситуацию.

Знание себя и умение соизмеряться с собой, своими возможностями и целями в ряде случаев будет помогать осуществлять лучший выбор из ряда возможных. Понимание себя, своих сильных и слабых сторон, помогает человеку быть стабильнее и психологически устойчивее. Так проще двигаться по жизненному пути, выстраивать отношения, развиваться в карьере, заниматься планированием и реализацией желаемого в жизни.

Рисуем свой портрет

Одно из упражнений для лучшего понимания себя — творческая методика «Картина себя». С ее помощью можно соприкоснуться с бессознательным, с потаенными мыслями, нераспознанными ассоциациями и увидеть то, что обычно не осознается в повседневной жизни. Полученные открытия позволят произойти встрече с вашей личностью, о которой, возможно, вы многое еще не знаете.

«Картина себя»

1. Побудьте перед упражнением в спокойной обстановке, наедине с собой, чтобы вам никто не мешал. Прогуляйтесь, выключите музыку, отложите телефон. Выделите себе не менее часа. Важно, чтобы вас никто не отвлекал в процессе.

2. Попробуйте выразить себя через рисунок, коллаж или слепленную фигурку. Критериев или каких-то заданных шаблонов нет. Упражнение ориентировано на самовыражение через творческий процесс.

Задайте себе вопросы:

  • Как я себя вижу?

  • Что во мне является существенным, важным?

  • С кем/чем я себя ассоциирую?

  • Какие цвета, оттенки мне нравятся?

  • Какая картина, образ возникает во мне?

Не ограничивайте себя. Наблюдайте. В процессе могут возникать разные образы, воспоминания, сказанные кем-то фразы. Улавливайте их, запечатлевайте.

3. Когда закончите, посмотрите на то, что у вас получилось. Старайтесь не оценивать результат, а попробуйте увидеть, почувствовать, о чем эта работа говорит вам.

Можете опираться на вопросы:

  • Что запечатлено в работе?

  • Кто на ней изображен?

  • Какой это персонаж?

  • Как он себя ощущает?

  • Похож ли он на какое-то животное?

  • Какие чувства у меня возникают, когда я смотрю на эту работу?

4. Если вы захотите, можете обсудить результат с тем, кому доверяете — другом, партнером, коллегой или психологом. Главное, чтобы человек был внимательным слушателем, не высказывал свое мнение, не давал оценок, интерпретаций. Минимальные провокации, осуждение, обесценивание нарушают безопасность процесса, могут ранить.

Это задание подойдет людям разных возрастов. С детьми и подростками его можно выполнить в игровой форме. Это благоприятно сказывается на развитии, улучшении взаимоотношений, возможности проявлять себя рядом с другим. Обсуждайте полученные результаты, делитесь тем, что получилось. Если вы обнаружили темы, которые хотите прояснить, — обращайтесь за профессиональной психологической помощью.

Более очерченное и ясное представление о себе позволит вам стать целостной личностью, достигать большего, жить в гармонии с собой и другими людьми.

Светлана Алехина

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти деньги в москве срочно
  • Как найти число частиц электронов
  • Как найти соотношение углов в треугольнике
  • Как найти человека дни формула
  • Dishonored 2 как найти вентиль