Как составить свой ритмический рисунок

ритмические рисунки

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Ритмические рисунки. Общая информация
  • 3 Основные элементы и приемы
    • 3.1 Темп и метроном
    • 3.2 Пульсация
    • 3.3 Такт
    • 3.4 Длина нот
    • 3.5 Доли
    • 3.6 Музыкальные размеры
    • 3.7 Синкопы
  • 4 Виды ритмических рисунков
    • 4.1 Стандартные
    • 4.2 Шаффл
    • 4.3 Свинг
    • 4.4 Регги и ска
    • 4.5 Галоп
    • 4.6 Полиритмия
  • 5 Игра с оттягом и опережением
  • 6 Примеры ритмических рисунков
    • 6.1 Шафлл
    • 6.2 Свинг
    • 6.3 Регги и ска
    • 6.4 Галоп
    • 6.5 Полиритмия
  • 7 Заключение

Ритмические рисунки. Общая информация

Ритмические рисунки – одна из ключевых основ любой музыки, и знать их должен не только барабанщик, но и другие музыканты. Именно на них выстраивается структура композиции, и именно им подчинены все инструменты внутри нее. В данной статье мы подробно рассмотрим основные виды гитарных ритмических рисунков, а другие аспекты ритмики внутри композиции.

Основные элементы и приемы

Для начала стоит рассказать об основных понятиях, связанных с ритмическим рисунком в музыке.

Темп и метроном

Темпом называется скорость композиции. Он измеряется в ударах в минуту, и чем выше этот показатель – тем быстрее песня будет звучать. Темп считается метрономом – устройством, которое отсчитывает каждый удар с идеальным интервалом. Если весь ансамбль будет играть с разным темпом – то композиция развалится и не зазвучит. Однако если инструмент будет играть ровно в два раза медленнее – то он все еще будет находиться внутри песни, просто ноты, которые он играет, будут в два раза длиннее других.

Пульсация

Пульсация определяет то, как внутри ритмического рисунка расставлены акценты и доли. Соблюдение пульсации очень важно для всех инструментов, иначе получится каша, где все играют невпопад. Пульсация задается ритм-секцией – барабанщиком и басистом, и держится ими. Кроме этого, пульсация может называться грувом.

Такт

Отрезок музыкальной композиции, который начинается сильной, и заканчивается слабой долей, а также полностью заполнен нотами определенной длины. Как правило, внутри одного такта присутствует одна музыкальная фраза или один элемент ритмического рисунка.

Длина нот

То, насколько долго внутри такта звучит одна нота. От длины нот зависит темп композиции, а также пульсация. Длина ноты также обозначает, сколько их может быть внутри одного такта при выбранном музыкальном размере. Например, стандартные 4/4 подразумевают, что в них может быть четыре ноты длительностью в четверть, две половинные, и одна полная, или же восемь восьмых нот, шестнадцать шестнадцатых, и так далее. Длина нот очень важна, если вы хотите составить ритмический рисунок.

Доли

«Опорные точки» тактов. Именно на них ориентируются все музыканты. Как правило, сильная доля обозначается ударом бас-барабана, или же более громким стуком метронома, а слабая – малым барабаном. Попадать в долю очень важно, поскольку, таким образом, инструменты начинают подчеркивать друг друга, а композиция не разваливается.

Музыкальные размеры

Размер обозначает, сколько нот определенной длины должно проигрываться внутри одной доли и такта. Он состоит из двух чисел: первое обозначает количество долей, второе – длину нот. Например, размер 4/4 говорит о том, что такт содержит в себе четыре доли, длинной в четверть. Таким образом, каждая нота звучит точно в определенную долю. Если мы увеличим размер до 8/8, то и темп увеличится в два раза. Как правило, размеры отсчитываются, опираясь на стук метронома.

Синкопы

Синкопы – необычный ритмический прием. Используя его, музыканты смещают сильную долю на слабую. Благодаря этому образуются интересные и необычные ритмические рисунки, а также уникальная пульсация.

Виды ритмических рисунков

Стоит сказать, что ритмических рисунков, так же, как и боев на гитаре, существует огромное множество. Однако есть определенные стандарты, которые стоит выучить. Прежде чем придумывать что-то свое.

Стандартные

В эту категорию подходят все классические ритмы на гитаре – «шестерка», «восьмерка», и так далее. Как правило, стандартные рисунки идут вровень с метрономом и долями, никак не смещая и не взаимодействуя с ними. Кроме этого, сюда же подходит и вальсовые ритмы, которые считаются как «РАЗ-два-три».

Шаффл

Данный ритмический рисунок пришел из блюза. Обычно он играется в размере 4/4, триольной пульсацией и восьмыми нотами. То есть, за один удар метронома вы должны сыграть ноту или аккорд трижды. Однако в шаффле каждая вторая нота триольной пульсации как бы пропущена. Из-за этого возникает интересный ритм – вместо «раз-два-три» вы играете «раз-пауза-два-три». Это и есть шаффл.

ритмические рисунки примеры

Свинг

Ритмический рисунок, пришедший из джаза. По своей сути он напоминает шаффл, поскольку так же основа на одной пропущенной ноте в триольной пульсации, однако во время игры свингом происходит смещение долей. Таким образом достигается интересная и необычная пульсация. В отсчете вы можете опираться на то, что упущенная нота обозначается как «и». У вас должно получиться – «Раз — и –Два-три (быстро) – и – Два-три – и – Два-три – и – Раз – и…» и так далее.

ритмический рисунок в музыке

Регги и ска

Эти два ритма очень похожи. Их суть заключается в том, что акценты каждой доли смещены. Вместо первой сильной доли вы играете слабую, вместо второй слабой – сильную с акцентом. При игре боем очень важно, чтобы первый удар всегда был, как бы приглушен, а второй штрихом шел вверх.

Галоп

Ритмический рисунок, характерный для метала и тяжелого рока. Его суть заключается в очень быстрой игре внутри триольной пульсации, что будет выглядеть как «Раз – раз-два-три – раз-два-три» и так далее. Пример играется переменным штрихом.

Полиритмия

Не столько прием, сколько инструмент для более интересной аранжировки и аккомпанемента на гитаре.

Полиритмия – это использование двух музыкальных размеров одновременно внутри одного такта композиции. Если мы представим стандартный музыкальный размер 4/4 как линию, то получится:

| _ | _ | _ |

Где каждый символ | — это доля, на которую приходится удар барабана или нота. Таким образом, в 4/4 присутствуют четыре удара. Если мы возьмем еще одно число ударов, которое не делится на 4, например, 3, и представим его точно так же, то получится:

| _ | _ | _

А теперь совместим это с 4/4. Получится:

| _ | _ | _ |_

|       |

То есть, ритмически это будет звучать как «Раз – пауза – Раз-Два-Три – Раз – Два — пауза…».

На письме полиритмия обозначается через двоеточие. В данном случае это 4 : 3, однако могут быть и другие.

Это и есть полиритмия. Применять это можно, например, в партии барабанов и баса, когда ударник одной рукой отбивает одно число ударов, а ногой или другой рукой создает полиритм вместе с ударником.

Игра с оттягом и опережением

Кроме этого, для музыкантов очень важно понимать, как играть с так называемым оттягом и опережением. Все очень просто – при игре под метроном или ударные вам требуется попадать не четко в долю, а немного, буквально на долю секунды опаздывая, то есть, оттягивая удар, или ускоряясь, то есть, опережая метроном. Это очень сложно, если вы не можете играть ровно, однако при занятиях с метрономом и имя чувство ритма, вы научитесь это делать. Такой способ игры необходим в некоторых жанрах музыки, поскольку он сильно раскачивает общий грув, делает его более плавным и расслабленным.

Читайте также: Как подобрать бой на гитаре

Примеры ритмических рисунков

Ниже представлены композиции с примерами ритмических рисунков, которые помогут вам лучше понять, как играть каждый из них.

Шафлл

  1. Queens of the Stone Age – Mosquito Song
  2. The Raconteurs – Old Enough
  3. KISS – Let me Go, Rock-n-Roll
  4. Devo — Mongoloid

Свинг

  1. Glenn Miller – In the Mood
  2. Louis Armstrong – Mack The knife
  3. Billie Holiday — Summertime

Регги и ска

  1. Bob Marley – No, Woman No Cry
  2. The Wailers – Get Up Stand up
  3. Леприконсы – Хали-гали
  4. Zero Talent – Nuits Blanches

Галоп

  1. Ария – Герой Асфальта
  2. Metallica – Motorbreath
  3. Iron Maiden – The Trooper
  4. Nightwish — Moondance

Полиритмия

  1. King crimson – Frame By frame – обе гитарные партии находятся в разных размерах: первая в 13/8, вторая в 7/8. Они расходятся, но постепенно нагоняют друг друга.
  2. Queen – The March of the Black Queen – полиритм 8/8 и 12/8
  3. Nine inch Nails – La Mer – пианино играет в 3/4, ударные в 4/4
  4. Megadeth – Sleepwaler – полиритм 2 : 3.

Заключение

Любой музыкант должен владеть как минимум стандартными ритмическими рисунками, а также понимать музыкальные размеры и слышать доли. Это поможет придумывать композиции, не звучащие однообразно, а также создавать нужное песне настроение и характерный грув. Комбинируя ритмические рисунки вы открываете перед собой безграничные возможности по сочинению и созданию песен как сольно, так и в ансамбле.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Перейти к контенту

Музыка

Время чтения 1 мин.Просмотры 9.1к.

При изучении нотной грамоты, ученик обязательно столкнётся с понятием ритмического рисунка произведения. Для кого-то эта тема может показаться простой, а кто-то сильно призадумается. Чтобы для всех обучение проходила легко, предлагаем использовать картинки из нашей статьи с нарисованными ритмическими рисунками для детей.

Ритмический рисунок мелодии.

Картинка с ритмическим рисунком.

Для детей.

Основные схемы танцевальных ритмов.

Для учеников в школе.

Чередование длинных и коротких звуков.

Чтение ритмического рисунка.

В детский садик.

Для дошкольников.

Пример ритмического рисунка в музыке.

На урок музыки.

Музыкальный ритм.

Ритмические рисунки для детей в музыке

Чтобы ритмически ваша мелодия удачно и эффектно сочеталась с битовой дорожкой, есть один способ, который поможет быстрее получить нужный результат.

Смысл такой техники заключается в том, что сначала вы подбираете подходящий ритмический рисунок для мелодии, и только потом ищите удачную высоту для всех нот. Вот какие шаги вы можете сделать.

1. Определите тонику в вашей тональности. В честь этой ноты названа ваша тональность. (на примере ниже, тональность «ля-минор»)

2. Слушая битовую партию, и другие дорожки, на которые как раз требуется записать главную мелодию, сделайте запись мелодической партии, играя только тоническую ноту. Здесь самый главный упор
нужно сделать именно на ритмическом рисунке этой партии.

Вслушивайтесь в общую пульсацию аранжировки, и в тех местах, где по вашему мнению, не хватает мелодики, прописывайте ноты. В идеале, ритмически данная мелодия должна вас удовлетворять.

3. Найдите в партии те места, которые по вашему мнению имеют акценты (это могут быть сильные доли, либо те места, где происходит сильный стук в битовой партии). Чаще такие акценты легко можно
вычислить по вашим ощущениям.

Именно в этих местах необходимо подобрать удачные по высоте ноты, так, чтобы они имели эффектное гармоническое сочетание. Довольно часто, на акцентируемых нотах высота звучания бывает выше
остальных нот (но не всегда).

4. Расставьте оставшиеся ноты по высоте. Неплохо будут звучать такие неакцентированные ноты, если они соединяют главные ноты мелодической партии плавными переходами, без резких скачков.

Несколько рекомендаций.

— используйте для акцентированных нот либо устойчивые ступени, либо ноты из аккорда, который на данный момент звучит в данной части партии.

— не создавайте слишком много больших интервалов, расстояний между нотами. Придерживайтесь разумного баланса между плавным переходом из нот в ноты, и большими расстояниями между нотами. Частое
использование больших расстояний между нотами, может создать хаотичность в звучании, и не позволит прочувствовать мелодичность партии.

— тренируйте навык поиска интересного ритмического рисунка для мелодической партии вашего трека. Иногда достаточно прохлопать ритмический рисунок будущей мелодической партии, чтобы понять,
насколько у вас получается создать интересный ритм для мелодии.

— слушайте профессионалов и анализируйте их творчество. Это безумно полезный опыт )).

Как определить ритм и размер стихотворения

Почти все вокруг нас имеет определенный ритм. Уникальный ритм жизни каждого из нас наряду с ритмом жизни огромных толп людей. Уникальная скорость речи каждого из нас — ее ритм. Биение сердца — ритм. Звучание музыки — ритм. Шаги во время прогулки — ритм.
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.

«Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами».
(Владимир Маковский)

Википедия определяет эти понятия так:
Ритм стихотворения — закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.
Размер стихотворения — частная реализация стихотворного метра, его вариация.

Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.

1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
Обратите внимание! Строфа и строка — разные понятия. Строфа — это один куплет стихотворения, обычно включает в себя четыре строки. Например:
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
3. Перепишите полученную схему на листе бумаге. Обозначьте ударный слог таким символом, а безударный — таким. Символы должны располагаться в точном соответствии со строками.
4. Внимательно посмотрите, в чем заключается закономерность чередования ударных и безударных слогов. Когда ее найдете, обозначьте границы повторяющихся символов вертикальными линиями. Таким образом вы получите стопы — элементы ритма стихотворения.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике.
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.

После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.

Хорей — стопа с ударением на первый слог.
Ямб — стопа с ударением на второй слог.
Пиррихий — стопа с двумя безударными слогами.
Спондей — стопа с двумя ударными слогами.

Дактиль — стопа с ударением на первый слог.
Амфибрахий — стопа с ударением на второй слог.
Анапест — стопа с ударением на третий слог.
Бакхий — стопа с ударением на втором и третьем слоге.
Антибакхий — стопа с ударением на первом и втором слоге.
Кретик, амфимакр — стопа с ударением на первом и третьем слоге.
Трибрахий — стопа со слогами без ударений.
Молосс — стопа с тремя ударными слогами.

Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
На основе изложенного, стихотворный размер «Буря мглою небо кроет» — трехстопный хорей.

Нужно посчитать, сколько раз повторяется стоп в одной строке так, чтобы она повторялась на том же месте и в остальных строках. Если стопы три — то размер трехстопный. Если две — двустопный, если четыре — четырехстопный.
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.

Источник статьи: http://proza.ru/2018/06/03/1019

Лекция 4. Стихосложение. Метрика

Ритм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.

См. также «Школу поэтического и прозаического мастерства» — http://www.proza.ru/2012/10/17/946

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Ритм стихотворения — есть величина переменная и может изменяться, метр же, как измеритель его, постоянен и неизменен.
Более того, если прочитать те же «Бесы» в метрическом ритме на счет РАЗ-два, то получим ужасающую, монотонную картину.

Схематически размеры можно выразить следующим образом:
ДВУХСЛОЖНЫЕ:
Хорей:
/ —
Ямб:
— /
ТРЕХСЛОЖНЫЕ:
Дактиль:
/ — —
Анапест:
— — /
Амфибрахий:
— / —

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)

Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.

Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:

ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:

Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)

ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА

И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
(М.Лермонтов «Мцыри»)

По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)

Разница весьма существенная.

Кратко пройдемся по пеонам.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
ПЕРВЫЙ ПЕОН
/ — — — (маленькая, славненький)
ВТОРОЙ ПЕОН
— / — — (фонарики)
ТРЕТИЙ ПЕОН
— — / — (Лизавета не отпета)
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕОН
— — — / (переверни)

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

В парке ПЛАкала Девочка: «ПосмотРИ-ка ты ПАпочка,
У хоРОшенькой ЛАсточки переЛОМлена ЛАпочка, —
Я возьму птичку бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – ГЕКЗАМЕТР и ПЕНТАМЕТР.
(Гекзаметр — это метрика волны, набегающей на берег.)
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».
В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя».

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.
Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.
Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.
Другой путь – смешение разных стихотворных размеров. Например, «Мороз, Красный нос» Н.Некрасова написан анапестом и амфибрахием.

Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
…..
Сав-РАС-ка| ув-ЯЗ в по|-ло-ВИН-е| су-ГРОБ-а,| —
Две пАры промЕрзлых лаптЕй
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

Другой пример из «Песни матросов» А.Блока:

По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест)
Об-ру|-ЧАЛЬ-но|-Е коль|-ЦО! (хорей)
Це-ло-ВА|-ло нас МО|-ре (анапест)
В ЗА-го|-РЕ-ло|-Е ли|-ЦО! (хорей)

Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,|
и уй-ДУ| я от БЛЕД|-ных лю-ДЕЙ.|
для че-ГО| же я МЕД-лю| пред рас-КРЫ|-той мо-ГИ-лой?|
не спе-ШУ| в не-из-ВЕСТ|-ность ско-РЕЙ?|
(К. Бальмонт)

В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи А.Блока.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА:| «при-ДУ».|
у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це. — ЖДУ.|

Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА| (мне): «при-ДУ».|
(но) у ВХО|-да в (тот) СУМ|-рак мо-ЛЕ|-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це (и) ЖДУ.|

Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются ПАУЗАМИ, а стихи, соответственно, ПАУЗНИКАМИ или дольниками. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

Во лесах во дремучих
Тут брала девка ягоды,
Брамши-то, она в лесу заблудилася,
Заблудимши, она приаукнулась:
«Ты ау, ау, мой любезный друг,
Мой любезный друг, жизнь душа моя».
— Уж я рад бы тебе откликнулся,
За мной ходят трое сторожей:
Первый сторож — родной батюшка,
Второй сторож — мила матушка,
А третий сторож — молода жена.
(А.Пушкин «Записи народных песен. Песня о сыне Сеньки Разина»)

Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.
Этот прием широко использовал Вл.Маяковский.

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю –
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы –
каждый –
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
(«Облако в штанах»)

Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

ЗАДАНИЕ № 2
Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.
(Хотя бы 4 строчки).
Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.

Источник статьи: http://proza.ru/2006/06/10-12

простые рисунки для срисовки

Ритмические карточки для сольфеджио

Ритмические карточки для сольфеджио

Ритмические карточки для детей

Ритмические карточки для детей

Карточки со схемами ритмических рисунков

Карточки со схемами ритмических рисунков

Трехдольные ритмические карточки

Трехдольные ритмические карточки

Ритмические рисунки сольфеджио

Ритмические рисунки сольфеджио

Музыкальные ритмические рисунки

Музыкальные ритмические рисунки

Ритмический рисунок польки

Ритмический рисунок польки

Пунктирный ритм в 2 четверти

Пунктирный ритм в 2 четверти

Ритмичный рисунок

Ритмичный рисунок

Ритмические группы с шестнадцатыми

Ритмические группы с шестнадцатыми

Ритмические упражнения для детей по сольфеджио

Ритмические упражнения для детей по сольфеджио

Упражнения на Длительность нот

Упражнения на Длительность нот

Sol-fa ритмические карточки

Sol-fa ритмические карточки

Sol-fa ритмические карточки

Sol-fa ритмические карточки

Сольфеджио ритм 2/4

Сольфеджио ритм 2/4

Тактовые черточки в сольфеджио 1 класс

Тактовые черточки в сольфеджио 1 класс

Длительности нот карточки

Длительности нот карточки

Ритмические матрицы

Ритмические матрицы

Сольфеджио ритмические упражнения

Сольфеджио ритмические упражнения

Ритмический диктант по сольфеджио 1 класс

Ритмический диктант по сольфеджио 1 класс

Sol-fa ритмические карточки

Sol-fa ритмические карточки

Ритмические упражнения по сольфеджио 2 класс

Ритмические упражнения по сольфеджио 2 класс

Ритмический рисунок

Ритмический рисунок

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диаметр трубы стальной
  • Как найти суффикс в слове маленький
  • Как найти голосовой помощник на андроиде
  • Как составить штраф на курение
  • Как найти сумму разность в экселе