Как составить свой жизненный сценарий

Написать сценарий пьесы своей собственной жизни довольно просто.
Вот одна из технологий.

Шаг первый. Для начала Вам необходимо

1. Определить:
а) кем Вы хотите быть;
б) что хотите делать;
в) что хотите иметь.
О ресурсах и возможностях пока не думайте. Например, представьте себе, что Вы получили громадное наследство.

2. Затем необходимо ответить на каждый вопрос наиболее развёрнуто, не задумываясь, просто написать как можно больше информации.

3. Расставить в каждом списке приоритеты и переписать их в таком виде:
первое — самое важное;
второе — менее важное;
и т. д.

4. Оставить в каждом из списков 20% самой важной для вас информации. Сделать это просто: просто сосчитайте количество пунктов и оставьте два из каждого десятка.
На основании этой информации мы и начнём сейчас переписывать свой жизненный сценарий. А то, что Вы делали раньше — это всего лишь предварительная подготовка, сбор необходимой информации.

Шаг второй. Теперь на основании этой информации составьте как можно более полное описание своего обычного, рядового дня, когда Вы уже достигнете или получите всё, что задумали.
Внимание! Не пытайтесь за один раз выполнить такую грандиозную работу! Если Вы поступите так, наверняка потеряете интерес и не захотите продолжать.

Попробуйте представить себе отдельные фрагменты дня в виде видеоролика. Пробуждение, обед, занятие любимым делом, развлечения. Запишите всё, что вы видите, на отдельных листках, чтобы можно было постоянно добавлять подробности.
Как и куда Вы ходите, интерьер дома, улицу, треск дров в камине, запахи, чувства…
Прислушайтесь к себе. Вы должны чувствовать себя в этом видении комфортно, иначе подсознание просто не примется выполнять этот сценарий. Постарайтесь прочувствовать, именно прочувствовать, Ваше ли Это. А может, Вам это не надо или нужно немного другое?
Обживитесь в своих мечтах, всегда представляйте себя.
Ну вот, закончили…
Да нет, вы только начинаете!
Отдохните. Выспитесь, прогуляйтесь.

Шаг третий. Запишите те черты характера, которые Вы хотели бы иметь, но у Вас это до сих пор не получилось.
Технология та же, написали, расставляем по степени важности, оставляем 20% самых важных.
Теперь записываем каждую черту характера на отдельном листке. Это Важно — одна черта на одном листке. Прочитайте запись на первом листе. Спросите себя ещё раз, а хочу ли я быть… Расслабьтесь, прислушайтесь к себе. Если Вы явственно ощутите душевный дискомфорт — эта черта характера не Ваша. Это Вам навязано извне — телевизором, другими СМИ, родственниками, окружением. Вы можете позволить себе всё, что хотите, лишь бы это было Вашим выбором!

Если всё-таки это Ваше, начните придумывать себе ситуации, где эта черта характера проявляется лучше всего. Ну, скажем, уверенность. Вот Вы отстаиваете какие-то свои права, и с Вами все безоговорочно соглашаются. Запишите эту ситуацию на листок, и придумывайте другую, чем больше, тем лучше!
Затем, после того, как Вы расписали так все черты характера, просто вставьте эти эпизоды в описание Вашего идеального дня.

Шаг четвертый. Подкорректируйте своё описание, уберите нестыковки, подгоните сценки с чертами характера под ситуации.
Ну, что, всё вроде идеально.

Шаг пятый. И главный!
Теперь у Вас главный сценарий Вашей жизни из одного дня! Но ведь и жизнь Вы проживаете день за днём.
Не пытайтесь форсировать события.
Просто каждый день утром, после пробуждения и вечером перед сном читайте Ваш сценарий, старайтесь прочувствовать то, что в нём написано. Ваше подсознание медленно, но верно будет воспринимать эту информацию, как реальность.

Не верите.
Давайте проведём опыт, можно даже мысленно. Поставьте стакан с грязной водой под струю с чистой водой. Постепенно грязная вода будет вытеснена чистой.
Чистая вода — это Ваши новые мысли. Постепенно они вычистят ваше подсознание от той грязи, что неосознанно копилась там десятилетиями… Так, постепенно, Вы станете таким (или такой), кем сейчас себя только представляете.

Именно после того как Вы пройдете все эти «процедуры», Вы начнёте подсознательно верить, насколько Вы свободны в выборе пути к более здоровой, успешной и здоровой жизни.

Всё гениальное просто! Попробуйте. У вас всё получится!

Создание сценария собственной жизни

Создание сценария собственной жизни

Сейчас я скажу то, о чем мало кто думает.

Наше будущее мы видим как в тумане.

Оно представляется нам как мутная субстанция с некими непонятными очертаниями странных предметов.

Если вы ЗНАЕТЕ, что с вами будет в будущем, то вынужден огорчить – ЗНАТЬ вы не можете, а можете только ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Все наши мысли о том, что «завтра я иду в кино» или «летом я с семьей еду в Турцию» – это искусственные логические конструкции, которые не имеют ничего общего с тем, что будет в действительности.

Мы ДУМАЕМ, что если сегодня день прошел без приключений, мы не попали в аварию, не заболели и на нас не напал маньяк, то и завтра будет то же самое… и послезавтра…

Но на самом деле наше будущее, до того момента, пока мы не начали с ним работать, – это громадный лист бумаги, на котором нет НИЧЕГО.

Затем появляется ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что с вами произойдет. Это может быть мимолетная мысль, которая достаточно быстро погаснет.

Но на вашу траекторию движения она повлияет!

Например, если вы сделаете ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что не сдадите экзамен, то вы его можете и сдать, но на некоем «Полотне Жизни» вы станете БЛИЖЕ к событию под названием «Я НЕ СДАЛ(А) ЭКЗАМЕН».

В течение дня в вашей голове мелькает множество версий будущего, отчего ваша траектория жизни похожа на зигзагообразную линию, отнимающую лишнюю энергию и время.

И, скорее всего, на нужную цель ни того, ни другого уже не хватит.

Вы можете «прожить» совсем рядом со своим счастьем, как будто проплыть на теплоходе мимо сказочного берега с пальмами и белым песком, и насладиться им лишь издалека, вы можете даже увидеть свое счастье, но… не прожить его.

Миллионы людей посмотрели фильм «Секрет», но стали счастливыми после этого – единицы. Почему? Да потому что любые технологии работы с мыслью эффективны только для людей организованных, находящихся на достаточно высоком уровне осознанности жизни.

Основная же масса людей не умеет работать с собственными мыслями, не имеет нужных способностей, их мысли сами по себе рождаются и умирают, меняя маршрут жизни.

Именно поэтому я считаю, что только технология с ПРОПИСЫВАНИЕМ цели НА БУМАГЕ может дать результат.

«Что написано пером – не вырубишь топором».

Действительно, описанная на бумаге версия будущей жизни имеет значительно больше шансов реализоваться, чем просто обдуманная.

Но писать сценарий жизни тоже нужно правильно, и сейчас мы будем учиться это делать.

Вначале несколько принципов создания сценария:

1. Первоначально все события нужно записывать на бумаге собственной рукой. Компьютерные клавиатуры еще не успели создать четкой связи между тем, что написано, и что должно произойти.

2. Начинать нужно ВСЕГДА с местоимения «Я».

3. Далее всегда должно идти ваше имя. Представьте, что за вашей спиной стоят ангелы с блокнотиками. Они не могут залезть в вашу голову, чтобы прочитать мысли – они ориентируются на то, что вы напишете. Но если вы подробно опишете свою цель, но не укажете, кому именно это нужно дать, то «ангелы» будут бессильны вам помочь.

4. После этого нужно указать глагол (действие!) в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ: «покупаю», «путешествую», «получаю», «становлюсь».

5. Обязательно укажите конечную дату реализации нужного сценария.

6. Далее опишите ПОДРОБНО, что именно вы хотите получить.

7. В конце желательно каким-либо образом сформулировать ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ: почему именно этот вариант жизни будет вам «греть душу».

Теоретически мы теперь знаем, КАК писать, но нужно определиться и ГДЕ все это должно быть записано.

У каждого человека есть дом.

Есть «дом» у денег – это кошелек.

Есть свой «дом» даже у продуктов – холодильник.

Так почему наша цель не стоит того, чтобы для создания сценария она не имела своего «жилища»?

Не нужно писать сценарий жизни на случайных листочках, в рваных, мятых тетрадках.

Для этого должен существовать дорогой качественный блокнот.

Есть разница также в том, ЧЕМ писать – если вы подсознательно выбрали карандаш, то это говорит только о том, что вы изначально сомневаетесь в том, что цели будут осуществлены. Карандаш легко стирается, а значит, у вас в голове с самого начала «сидит» идея о том, что обязательно найдутся препятствия, которые помешают вам добиться цели.

В этом аспекте нет никакого эзотерического контекста – «голая» психология.

Кроме того, должен быть ежедневник.

Что мы пишем в блокноте, а что в ежедневнике?

В блокноте мы ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ создаем сценарий своей жизни, то есть полно, подробно описываем, что с нами должно произойти.

Ежедневник – это рабочий инструмент, в котором мы делаем короткие пометки: «позвонить тому-то», «встретиться с тем-то».

Как много должно быть «писанины»?

Все зависит от того, насколько много в вашей жизни проблем, как эффективно работает ваш механизм «ХОЧУ – ПОЛУЧАЮ».

Если в жизни есть определенная стабильность, в принципе, критические проблемы отсутствуют, то можно заниматься созданием сценария реже. Например, прописать сценарий на ближайшие 10–15 лет, отдельно на текущий год. А далее прописывать цели по мере необходимости.

Если же проблемы «накрыли с головой», кредиты, болезни, одиночество, то предварительный сценарий каждого или почти каждого дня нужно создавать каждым вечером.

Прописывание целей/cоздание сценария жизни – кроме того, вопрос ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ.

В русской культуре есть такая поговорка: «Будет роток – будет и кусок», то есть если в семье рождается ребенок, то Вселенная будет стремиться дать средства на то, чтобы ребенок жил (с оговоркой: в рамках семьи тоже действует механизм ХОЧУ – ПОЛУЧАЮ!).

Если человек ставит цели, то ему даются средства для достижения этих целей. Второй вопрос – станет ли он их использовать.

Предположим, с вечера вы в своем ежедневнике ставите мероприятие на следующий день: ПОЗВОНИТЬ ИГОРЮ ПЕТРОВИЧУ.

И других четко сформулированных целей на день у вас НЕТ!

Что в результате происходит?

Вам даются силы на то, чтобы достичь этой цели.

Сами понимаете, что для ОДНОГО звонка много энергии не требуется. Именно поэтому, вечером следующего дня человек чувствует себя сильно УСТАВШИМ И РАЗБИТЫМ. Все правильно – он по сути дела «попросил» энергии только на один звонок.

Теперь представим, что в вашем ежедневнике МНОГО дел. Соответственно, и энергии вам дается, исходя из их количества. И к вечеру вы понимаете, что, сделав за день кучу дел, чувствуете себя бодрым и активным!

Но ничего странного нет: Вселенная дает столько сил на день, сколько человеку требуется для того, чтобы сил хватило.

Безделье и хаотичность действий отнимают огромное количество энергии – если сценарий дня у вас отсутствует и вы хотите жить в режиме «КАК ПОЛУЧИТСЯ», то ТАКОЙ день больше всего утомляет.

Вообще жизнь устроена по принципу ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ: зачем вам что-то давать, если это не планируется тратить?

Зачем человеку давать много денег, если отсутствуют высокие запросы, а присутствует идея неосознанности: КОГДА ДЕНЬГИ БУДУТ, ТОГДА НАЙДУ, КУДА ИХ ПОТРАТИТЬ. Зачем ЛЮБОВЬ, если человек ее не ждет, не просит и не готовится? Зачем вообще что-то давать человеку, если в первую очередь он отдаст средства на кредит и купит детям, а не себе?

К слову, существует еще один энергетический нюанс.

Человек имеет определенный запас жизненных сил, что называется, «на текущие расходы» – то есть поддерживать организм в балансном состоянии, иметь иммунитет, общаться с близкими людьми…

Иными словами – СУЩЕСТВОВАТЬ.

Когда цель трансформируется из мечты, она, по сути, становится самостоятельной «БОЕВОЙ» единицей, имеющей конкретный срок реализации, определенный «бюджет» и даже подбирающей наиболее подходящего исполнителя!

Если цель истинная, адекватная, имеет разумный срок осуществления, то на ее осуществление Вселенной (Подсознанием, Богом и т. д.) выделяются необходимые ресурсы.

Это подобно тому, как в СССР выделялись средства предприятиям. Отделы снабжения сообщали, что для реализации плана требуется столько-то металла, столько-то пластмассы и проч. На следующий отчетный период давалось столько же средств, сколько было потрачено за предыдущий, а если потрачено было значительно меньше, то средства урезались. Поэтому запросы всегда завышались, чтобы на следующий раз не уменьшили.

Ресурсы, которые будут в дальнейшем потрачены на цель, не являются уже существующими в «закромах» человека – они приходят извне.

Именно поэтому, если человек идет к истинной цели, он чувствует душевный и энергетический подъем, он полон сил и энергии.

Но что будет, если цель – ложная, чужая, навязанная социумом?

Здесь процесс такой.

Цель «не цепляет» душу человека (она «холодная»), соответственно, «заявка не передается» в более глубокие уровни (те, которые «решают», давать ресурсы на цель или нет).

В результате сторонних источников энергии для достижения цели НЕТ!

Но ведь человек – создание упрямое, он ПРОДОЛЖАЕТ ДВИГАТЬСЯ к неадекватной цели, поскольку запрограммирован чужими программами.

Осуществление цели требует значительных ресурсов.

Откуда они берутся?

Правильно, они берутся от самого человека, из тех каналов, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности, борьбы с болезнями и противостояния стрессам.

Что делает подобная цель?

ОНА ОСЛАБЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА!

Является ли цель ИСТИННОЙ – определить не так и просто, иногда человек настолько отвык различать «свои» и «чужие» цели, что самому ему сделать это невозможно.

Совсем недавний случай с женщиной-предпринимателем. У нее серьезный бизнес, хороший доход.

Дела, в целом, шли хорошо.

И вдруг буквально на ровном месте возникли проблемы: начиная с финансовых трудностей и заканчивая обострением серьезного заболевания.

В процессе работы с ней я узнаю, что пару месяцев назад она пообещала уже взрослому сыну купить квартиру, и часть денег – около одного миллиона рублей уже отдана.

Сама женщина никак не связывала эти события. И только в процессе общения мы выяснили, что именно достижение ЧУЖОЙ цели настолько повлияло на ее жизнь.

Да, таков парадокс: сын, конечно, родной человек, но цель в данном случае ЧУЖАЯ.

Ушло около месяца на исправление этой ошибки. Как только женщина с моей помощью «разрулила» проблему с ЧУЖОЙ целью, все ее неурядицы сами собой улеглись…

Отличить ЧУЖУЮ цель от СВОЕЙ и просто, и сложно одновременно.

Ведь иногда человек «штурмует» чужие вершины, хотя сам чувствует, что это неправильно. В приведенном выше случае женщина, передавая деньги, почувствовала, что эта «медвежья услуга» в перспективе может ухудшить отношения с сыном, но ей так хотелось быть «хорошей мамой», что она «заглушила» все сигналы души.

Мне на всю жизнь запомнилась женщина по имени Надежда, которая была участницей одного моего семинара.

В конце семинара я попросил выйти участника, на примере которого мы бы научились прописывать цели.

Надо сказать, что проблем у Надежды наблюдалось выше крыши – и финансовых, и со здоровьем.

Когда я спросил, с какой именно целью будем работать, она заявила, что цель: купить дочери квартиру в Санкт-Петербурге. И это после многочасового семинара! Остальные участники загалдели, пытаясь объяснить Надежде, что это не ее цель, но та начала объяснять, что это ее ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ, поскольку если у дочери будет собственная квартира, то «ее материнское сердце будет спокойно».

Ушло еще какое-то время на то, чтобы объяснить, что купить квартиру дочери – цель ее дочери. И когда все (включая меня) решили, что она все поняла, она кивнула и сказала, что цель теперь другая.

Когда я спросил, какая именно, она ответила: продать дом, который ПОЧЕМУ-ТО уже год не продается. Это цель наша с мужем, уточнила женщина. Когда же я решил убедиться, что до Надежды действительно «дошло», что быстро, комфортно, без ущерба для внутренних ресурсов достигаются только личные цели, спросил, куда именно она потратит деньги, та ответила: «Ну… сначала мы купим квартиру дочери…»

Запомните: если в процессе движения к цели вы чувствуете подъем, если вам жалко тратить время на сон, если от одной мысли о цели у вас улучшается настроение – она, скорее всего, истинная!

И последняя подсказка.

Всем известна поговорка «один в поле не воин».

У вас, естественно, должны быть личные цели, но ведь вы живете не в замкнутом пространстве. Если у вас есть спутник жизни, то сценарий совместной жизни и создавать разумнее вместе: что и когда купить, куда поехать во время отпуска.

Если вы предприниматель, и у вас не просто партнеры по бизнесу, а ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, то также лучше сценарии прописывать вместе.

Подобные сценарии – лучший способ определить, правильно ли вы живете, туда ли идете.

Если готов описанный на бумаге путь из точки А в точку Б, то что бы теперь ни случалось с нами в жизни, у нас есть, с чем сверять правильность пути.

Если все так, как на бумаге, то мы все делаем верно, если начались серьезные отклонения от маршрута, то это сигнал срочно провести анализ жизни.

Я не знаю более эффективного рабочего инструмента моделирования будущего, чем тот, о котором я сейчас рассказал, естественно, с условием, что вы не просто опишете, что хотите получить, но и будете следовать своему же сценарию.

Предположим, вы, не надеясь на себя, пришли к сильному колдуну с просьбой помочь вам.

Свои пожелания вы передаете на словах. И такая форма «заявки» мало того что слишком примитивна, но еще и обязательно будет неверно понята. Что, сами понимаете, не лучшим образом скажется на конечном результате.

То же самое с методами визуализации. То, что вы там себе «навизуализировали» – это просто картинка. Завтра вы эту картинку или забудете, или исказите. Те силы, что отвечают за «исполнение желаний», просто будут сбиты с толку такой постоянной корректировкой маршрута!

Только если сценарий жизни и все жизненные цели записаны ВАМИ в ВАШЕМ же блокноте, вы в любой момент имеете возможность сверить путь, не надеясь на свое воображение.

По большому счету, что такое цель?

Цель – это мечта с четко заданными качественно-количественными характеристиками!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Создание собственной реальности

Создание собственной реальности
Вы, возможно, заметили, что в предыдущих разделах время от времени упоминается слово «реальность». Что такое ваша реальность? Словарь Вебстера определяет реальность как «реальное качество или состояние». Это «реальное событие, реальный

8. Разрыв переговорного сценария

8. Разрыв переговорного сценария
Придя на переговоры, стороны имеют определенные ожидания относительно правил этикета, обязательных для соблюдения, временны?х рамок встречи, о которых договаривались на подготовительном этапе, и т. д. Согласно этому строится план

5.1. Создание собственной столовой

5.1. Создание собственной столовой
Приготовить пищу собственными силами дешевле, чем приобрести готовые обеды на стороне. Но при этом появляются дополнительные проблемы. Например, при наличных денежных расчетах столовые обязательно должны применять кассовые аппараты,

Приложение 2 Фрагмент Сценария работы с покупателями продавца-консультанта магазина сантехники

Приложение 2 Фрагмент Сценария работы с покупателями продавца-консультанта магазина сантехники
Начало диалога с посетителемКогда покупатель зашел в магазин и остановился перед прилавком, молча рассматривает товары, продавец:1) поворачивается к посетителю лицом;2) если

Исследование собственной агрессивности

Исследование собственной агрессивности
Для искушенных психотерапевтическими знаниями и обладающих опытом людей вентилировать и не задерживать энергию агрессии в своем бренном теле априори конструктивно. А как быть подавляющему большинству «нормальных»? Рассуждать

76. Стань директором собственной жизни

76. Стань директором собственной жизни
«Будет или не будет, зависит от меня» – вот чудесная мантра! Недавно я прочитал в газете, что целых десять процентов населения всерьез рассчитывают выиграть деньги на старость в лотерею. Как много народу ставит качество своего

Создание собственной Конституции

Создание собственной Конституции
Когда вы рассматриваете свою жизнь в общем и целом, то можете видеть все, что хочется изменить. Знание истины – уже половина победы. Я всегда объясняю читателям и ученикам моей интернет-школы: если вы действительно хотите быть здоровы,

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного — героическая эпопея, другого — любовный роман, а третьего — криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую — казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются «завистник», «интриган», «соперник» или «сплетник», которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но… интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет — только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это — злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном — с нашей точки зрения, наиболее интересном — подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события — знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски — «скрипта»). Сценарий — это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем «его величество случай».

Наш жизненный путь — результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: «Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный» — и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: «Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все» и т. д.. Подобные утверждения — их еще называют «родительские предписания» или «сценарные проклятия» — могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и «золотой середины».

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: «Он из породы победителей». Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, «отрубают головы драконам», ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, — это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех — понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель — тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: «У тебя все получится». И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или «сценарному проклятию», начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: «Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая». Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого «победителя» есть свои «фирменные» стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, — это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они — та самая «золотая середина», без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители — приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу «главное не победа, а участие», им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители «золотой середины» работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

«Золотая середина» составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части — великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок «согласился» с родительским «предписанием», подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, «откровенным» неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все «o’кей», но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. «Сценарное проклятие», или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно — в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…». Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет «o’кей», в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте «сценарную футболку» победителя с надписью: «Главное — быть первым», «Кто не рискует — тот не пьет шампанского», «А ну, посмотрим, кто кого» и т. д.

Что напишет человек «золотой середины»? «Всегда выполняй свой долг», «Будь профессионалом», «Нужно быть хорошим мальчиком» и т. д.

И, наконец, неудачник: «Никому нельзя доверять», «Я достоин большего», «Мне все завидуют» и т. д.

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой — взрослым, серьезным человеком — и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

 КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал,
что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки — так было и когда
он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно
раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная
гора», где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается — но только
на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго
смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей
нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.
Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять «у тебя ничего не получится до тех пор, пока…». Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту». Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила — в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, — уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…». Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами». Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом «фильме ужасов». Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли «провокаторов» — какие слова, поступки? Вычислив «провокаторов», можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы — она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить «разрешение». Разрешение — это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник — это похоже на чудо, говорят «человека как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!». Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять — если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий — тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий — своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное — непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они — люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

Как создать сценарий жизни?Добрый день, наши любимые читатели. Сегодня мы продолжаем самосовершенствоваться, развиваться и внедрять в свою жизнь полезные привычки. Сегодня я хочу рассказать Вам о том, как создавать сценарий своей жизни и поведать несколько удивительных фактов из собственного опыта. Но прежде, давайте разберемся, что же такое сценарий жизни.

Что такой сценарий жизни?

В понятие «Сценарий Жизни» я вкладываю все планы (планируемые действия), написанные на бумаге. Если у вас есть дополнения или возражения, пишите в комментариях 🙂

Прежде, чем я расскажу о том, как создать сценарий жизни, давайте разберемся, для чего нам необходим сценарий нашей жизни.

Для чего нужен сценарий жизни?

Каждый человек хочет стать успешным. Успех – понятие весьма субъективное. Определение для  слова «успех» у каждого своё. Однако, факт остается фактом ­– все мы хотим быть успешными. У каждого из нас, был в жизни такой день, когда мы проснулись и задумались «Почему я не успешен? Что мне нужно, чтобы стать успешным? Что сделать для того, чтобы у меня был серебристый Mercedes и сам я был красивый, богатый и радовался жизни?» После этого мы обдумывали, как же мы собираемся этого всего достичь. Строим сокращенный план действий, который должен нас привести к заветной мечте, цели или успеху.

Mercedes серого цвета

Почему я назвал план сокращенным? Давайте проследим ход мысли в то утро, когда мы решили стать успешными, и определили, что для этого нам нужен, к примеру, серебристый Mercedes: «Да, я хочу серебристый Mercedes, как у соседа. Что мне нужно? Как я могу себе это позволить? Да… мне нужно начать свой бизнес, откладывать по несколько тысяч долларов в месяц и тогда моя мечта свершиться!». Несомненно, это утрированный пример. Обычно мыслей намного больше, однако конкретика отсутствует 🙂

То о чем вы думали утром – сокращенный план, о котором вы сразу же забыли. Вы могли вспоминать этот сокращенный план позже. Возможно, разбивали его на стадии с небольшими подробностями, но вряд ли вы продвинулись в достижении успеха и своей мечты.

Ответ на вопрос «Для чего необходим сценарий жизни?» очень прост. Сценарий жизни необходим для того, чтобы осуществлялись наши цели, планы и мечты. Другими словами, у нас есть возможность самостоятельно планировать свою жизнь и писать сценарий, однако большинство из нас не пользуются этой возможностью.

Как создать свой сценарий жизни?

Создать свой сценарий жизни очень просто! Планируйте свой день, свою неделю. Ставьте цели на неделю, месяц, год. Да, именно ради этой строчки и была затеяна вся статья 🙂

Когда я рассказывал о значении сценария, то в примере привел мечту серебристого Mercedes-а, достижение которой может занять не один год, т.е. Mercedes – далекая цель (по крайней мере для большинства). Для достижения далеких целей, необходимо планировать годы, сезоны, месяцы. Однако не стоит забывать, что помимо далеких целей есть повседневные дела (ежедневные, еженедельные).

Каждый день мы к чему-то стремимся, ставим дневные планы. К примеру, в один прекрасный день вы вспомнили свою школьную учительницу и подумали, что было бы неплохо заглянуть к ней в гости. Прошло два месяца, а вы все еще не зашли к ней? Почему? Забыли, много дел, некогда…  А решить это можно очень просто – запишите на завтра в свой ежедневник: «Позвонить любимой учительнице». Когда договоритесь о дне визита, сразу же запишите это в свой ежедневник: «Сходить в гости к любимой учительнице».

Так же, как не сбылось событие с любимой учительницей – не сбываются и Ваши гениальные планы. Сколько раз уже вы откладываете визит к доктору? Как давно вы собираетесь утром выйти на стадион? А сколько гениальных бизнес-идей пропало только из-за того, что вы их не записали. А если бы записали, составили общий план, распланировали месяцы (хотя бы ближайшие) – то написали бы уже в комментариях «Да, автор прав. И… у меня уже есть серебристый Mercedes» 🙂

У Вас есть мечта? Подумайте, как Вы можете её достичь? Что нужно сделать? Разбейте этот процесс на этапы: годы, месяцы. Распишите, что Вы будете делать каждый месяц. Купите ежедневник и планируйте события каждого дня – это и будет ваш сценарий жизни.

Создание сценария жизни состоит из трех составляющих:

  1. Планирование дня;
  2. Планирование месяца, сезона, года;
  3. Письменная постановка цели (подробное описание своей мечты);

О долгосрочном планировании вы можете почитать на нашем блоге в статьях: «Как правильно поставить цели на год» и «Эффективное планирование на год».

Несколько фактов из моей жизни

Эту статью, я затеял всего ради одной строчки. Дорогие читатели – планируйте свой день, планируйте свою жизнь. Пишите на бумаге ручкой – это поможет стать Вам успешным.

Чтобы ты, дорогой читатель, поверили в то, что сценарий жизни работает – расскажу несколько фактов из своей жизни, когда написанное на бумаге реализовалось.

Случай первый. Когда мне было 18 лет, я только получил права. Самая заветная мечта – автомобиль. В то время я уже начал читать книги об успехе и задавать себе вопрос: «Как же я могу стать успешным». Я решил применить практику с постановлением цели на бумаге. Тогда, я еще не знал, как ставить цели. Я просто написал то, что я хочу, без лишних подробностей. Я мало верил в работу такого «глупого» способа и потому листок затерялся. Нашел я заветный листок через год и когда прочитал, то с удивлением понял, что в моем распоряжении ровно та сумма, которая необходима для покупки автомобиля.

Случай второй. После окончания института, я жутко хотел съехать на отдельную квартиру от родителей. Однако, у меня не было работы и не было возможности оплатить жилье. К тому же, съем квартиры мне казался чем-то невероятно сложным. Я даже представить не мог, как смогу зарабатывать столько, чтобы хватало на жилье и еду + что-то же должно оставаться :). Первый пример меня не убедил, и у меня все еще не было привычки писать сценарий своей жизни. Но, я вспомнил о приеме и написал все на листке. Потом подумал, ерунда это все и забросил листок. Через 6 месяцев я уже снимал квартиру :). К слову, записи об этом я нашел только недавно.

Случай третий. Буквально несколько дней назад, мы с девушкой купили пальто. История этой покупки очень проста. Пальто было просто необходимо, но где его было купить по хорошей цене и отличного качества – мы просто не представляли. Несколько раз мы выезжали в центр города и посетили с десяток бутиков, где нас ничего не привлекло. В общем, я думаю, вы представляете, как непросто сделать столь ответственную покупку для девушки. В пятницу я записал в свой ежедневник на субботу: «Купить пальто Тоне». В субботу, буквально во втором магазине пальто было куплено.

Хотите верьте, хотите нет – все, что Вы напишите будет исполнено. Чем больше подробностей, тем лучше. Чем дольше у Вас будет эта привычка – тем более будет вероятность исполнения. Где-то Ваши планы будут реализовываться благодаря тому, что Вы все помните. Где-то Вам поможет Творец или Вселенная 🙂

Делитесь своими историями в комментариях, прочтем и обсудим с большим удовольствием!

Создавайте сценарий своей жизни и будьте счастливы! 🙂

Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет. К семи годам ваша повесть была в основном завершена. С семи до двенадцати вы шлифовали ее, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и конец.  В ней есть свои герои и героини, злодеи и второстепенные персонажи. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной.

Природа и происхождение жизненного сценария

Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свою повесть. Возможно, вы не подозревали до сего момента, что писали ее вообще. Но даже не сознавая этого, вы скорее всего воспроизводите ее в своей жизни – повесть, которую сочинили много лет назад. Эта повесть представляет собой сценарий вашей жизни, жизненный сценарий.

Предположим теперь, что вы действительно написали повесть, сюжетом которой является ваша жизнь.

Возьмите ручку и бумагу и ответьте на приведенные ниже вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первое, что приходит в голову.

Как называется ваша повесть?

Какая это повесть? Счастливая или печальная? Победная или трагичная? Интересная или скучная? Скажите об этом своими словами, записывая их сразу, как только они вам приходят.

Опишите в нескольких предложениях заключительную сцену: чем заканчивается ваша повесть?

Сохраните свои ответы. Вы сможете обращаться к ним по мере дальнейшего чтения этой главы, посвященной рассмотрению природы жизненного сценария.

В повседневной практике жизненный сценарий в ТА обычно называют просто сценарием.

Природа и определение жизненного сценария

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА и в настоящее время является, наряду с моделью личности, основанной на состояниях Я, центральной идеей ТА.

В работе Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как «неосознаваемый план жизни». Позже, в книге Что вы делаете после того, как сказали «привет», он дал более полное определение: «План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

Чтобы глубже понять, что такое сценарий, давайте подробно рассмотрим, из чего складываются приведенные выше определения.

Сценарий – это план жизни

Мысль о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе жизни взрослых людей, занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительная особенность теории сценария ТА состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.

Сценарий ведет к развязке

Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни «завершается так, как было решено с самого начала». Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, оно пишет также концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене.

В рамках теории сценария эта заключительная сцена называется развязкой сценария. Теория утверждает, что когда мы, будучи взрослыми людьми, разыгрываем свой сценарий, то бессознательно выбираем те формы поведения, которые приближают нас к развязке.

Сценарий является результатом решения

Берн определяет сценарий как «план жизни, который составляется в детстве». Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. Последний обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей или окружающей среды. Поэтому в рамках ТА говорится, что сценарий является результатом решения.

Из этого следует, что даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат в психушке». Впоследствии один из них стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы; другой стал психиатром.

В теории сценария термин «решение» используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в толковых словарях. Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они обусловлены также иным подходом к проверке их на соответствие действительности, нежели тот, которым пользуются взрослые люди.

Сценарий подкрепляется родителями

Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.

Сценарий не сознается

Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, – несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.

Переопределение действительности с целью «оправдания» сценария

Когда Берн писал о том, что сценарий «оправдывается последующими событиями», слово «оправдывается» ему следовало бы заключить в кавычки. Нередко нам приходится истолковывать действительность в рамках нашего собственного мировосприятия так, чтобы она оправдывала в наших глазах верность принятых нами сценарных решений. Мы поступаем так потому, что любая угроза нашему сценарному представлению о мире может восприниматься нами в состоянии Ребенка как угроза удовлетворению наших потребностей, а то и как угроза нашему существованию.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Происхождение сценария

Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.

1. Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.

2. Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.

Далее мы рассмотрим эти пункты в свете разработок Стэна Вулламса.[2]

Ответ на враждебность мира

Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один.

Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.

На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью. Позже это власть удовлетворять или не удовлетворять его потребности.

В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.

Ранняя проверка на соответствие действительности и эмоции

Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования.

Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: «Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались».

По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что «Мама – человек ненадежный». Он может решить, что «людям доверять нельзя» или, возможно, «женщинам доверять нельзя». Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что «я зла на папу», а что «я зла на мужчин».

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!  

Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, воображая, что он всемогущ или способен влиять на происходящее с помощью магии. Скажем, он чувствует, что Мама и Папа не ладят друг с другом. Он может решить, в особенности если он единственный ребенок в семье, что «в этом виноват я». Если родители дерутся между собой, он может решить, что в его задачу входит защищать одного родителя от другого.

Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что «со мной не все в порядке».

Маленькие дети с трудом отличают побуждения к действию от самих действий. Ребенок может чувствовать, что «убил бы этого сосунка, на которого все только и обращают внимание!» Для него это все равно, что сказать: «Я его убил». Далее он может заключить: «Я убийца, следовательно, я плохой и ужасный». Во взрослой жизни такой человек может испытывать смутное чувство вины за «преступление», которого он никогда не совершал.

Один из основных навыков, подлежащих развитию в рамках ТА, состоит в умении ощущать такого рода детскую логику. Лингвисты говорят о Sprachgefuehl, «чувстве языка». Если вы хотите применять ТА, особенно в терапии, вам следует выработать в себе чувство детского языка жизненных сценариев.

Чтобы улучшить свое понимания этого языка, можете почитать работы Эриксона, Пиаже и других авторов, изучавших детское развитие. Чтобы почувствовать, как он присутствует в вашем собственном опыте, обратите внимание на свои сны. В них мы, взрослые люди, более всего приближаемся к воспоминаниям о том, каким представлялся нам этот враждебный мир во младенчестве.

Как мы творим свою судьбу. Техники для выявления жизненного сценария

Упражнения: выявления своего сценария 

Сны, фантазии, сказки и детские рассказы, – все это может послужить ключом к нашему сценарию. Вот несколько упражнений с использованием этих средств.

Выполняя эти упражнения, дайте полную свободу своему воображению. Не думайте о том, зачем они нужны и что означают. Не пытайтесь что-то отсеивать или придумывать. Просто принимайте первые же образы, которые вам являются, и чувства, которыми они, возможно, сопровождаются. Проинтерпретировать и разобраться в них вы сможете позже.

Наилучший результат достигается тогда, когда вы работаете в группе или с партнером. Кроме того, в любом случае было бы неплохо записывать ваши ответы на пленку. Для этого включите магнитофон и начинайте выполнять упражнение. После этого несколько раз прослушайте запись и дайте простор своей интуиции. Вы будете поражены тому, как много узнаете о себе и своем сценарии.

Возможно, выполняя эти упражнения вы начнете испытывать сильные эмоции. Это будут детские чувства, которые выходят на поверхность вместе с вашими сценарными воспоминаниями. Если у вас и в самом деле возникнут такие переживания, вы в любой момент можете решить, продолжать ли выполнение упражнения или прекратить его. В последнем случае сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете в окружающей вас обстановке. Скажите себе (или своему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего используется. Подумайте о какой-нибудь заурядной взрослой теме, например, что у вас будет на обед или когда вам нужно появиться на работе. При этом стойте или сидите прямо, чтобы голова и тело были уравновешены относительно вертикальной срединной линии.

Герой или героиня

Кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть также реальный человек.

Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову.

Включите магнитофон на запись и/или отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово «я».

Предположим, например, что мой герой – Супермен. Я могу начать свой рассказ так:

«Я Супермен. Моя задача – помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я Супермен, так как я маскируюсь…»

Каким бы ни был ваш персонаж, приступайте к работе: становитесь ним или ею и рассказывайте о себе.

Сказка или басня

Другой вариант первого упражнения состоит в том, чтобы рассказать сказку или басню. Опять выберите то, что вам нравится, – лучше всего первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф, что угодно.

Вы можете начать так: «Когда-то давным-давно жила одна красавица, которую усыпила на долгие годы злая мачеха. Она лежала в усыпальнице, скрытой в глубинах замка. Вокруг замка была колючая живая изгородь. Многие короли и принцы приходили посмотреть на красавицу, но не в силах были пробраться сквозь эту изгородь…»

Чтобы извлечь из рассказа максимальную пользу, вы можете расширить его и стать каждым из упоминаемых в нем персонажей или предметов. При этом всякий раз рассказывайте о себе. Так, в приведенном выше рассказе вы могли бы стать девушкой, мачехой, усыпальницей, замком, одним из принцев или изгородью.

Представив себя изгородью, вы могли бы сказать: «Я живая изгородь. Я крепкая, густая и колючая. Я ощетинилась колючками, так что люди не могут через меня пробраться. Моя задача состоит в том, чтобы охранять девушку, которая спит внутри меня…»

Сон

Выберите какой-нибудь из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или повторяющегося сна, хотя подойдет и любой другой сон.

Расскажите свой сон. Используйте при этом не прошлое, а настоящее время.

Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каждым из людей или предметов, которые встречаются в этом сне, и расскажите о себе.

Вспомните, что вы испытывали сразу после пробуждения от этого сна. Это было приятное чувство или неприятное?

Понравилось ли вам, как закончился этот сон? Если нет, вы можете расширить упражнение, изменив концовку сна. Расскажите новое окончание сна так же, как вы рассказывали весь сон, то есть используя настоящее время.

Проверьте, удовлетворены ли вы концовкой сна. Если нет, придумайте еще одну или несколько концовок.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Предмет в комнате

Осмотрите комнату, в которой вы находитесь. Выберете какой-нибудь предмет. Лучше всего подойдет тот, на который ваш взгляд упадет в первую очередь. Теперь станьте этим предметом и расскажите о себе.

Например: «Я дверь. Я тяжелая, прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня…»

Чтобы повысить эффективность упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с соответствующим предметом. Партнеру не следует интерпретировать то, что вы говорите. Он должен просто разговаривать с вами, словно вы дверь, камин и т.д. Например:

«Я дверь. Когда я стою у людей на пути, они толкают меня». – «Дверь, что ты чувствуешь, когда люди толкают тебя?» – «Я сержусь. Но я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им делать это». – «Вот оно что. А ты не хотела бы что-нибудь изменить, чтобы чувствовать себя лучше?»

Просмотр спектакля о вашей жизни

Для выполнения этого упражнения нужно, чтобы кто-то выполнял для вас роль «гида», начитывал вам текст, пока вы находитесь в состоянии расслабления. В противном случае запишите соответствующий текст на магнитофон и прослушивайте его в расслабленном состоянии. Для группового выполнения этого упражнения достаточно одного гида.

Гиду не нужно повторять приведенный ниже текст слово в слово. Лучше, чтобы он записал для себя вкратце несколько ключевых пунктов, дабы не перепутать последовательность шагов, а сам текст излагал своими словами. Между предложениями нужно делать достаточные паузы. Это даст участникам возможность углубиться в свои визуализации.

Расслабьтесь, сидя на стуле или лежа на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить:

«Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей собственной жизни.

Какого рода спектакль вы собираетесь посмотреть? Комедию, трагедию? Драматическую постановку или бытовую пьесу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или будничный, – какой он?

Полон ли зал театра, полупуст или пуст? Готовится ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Готовится ли она аплодировать или покинуть представление – или что-то еще?

Как называется этот спектакль – спектакль о вашей собственной жизни?

А теперь огни гаснут. Занавес поднимается. Ваш спектакль начался.

Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы очень и очень молоды в этой сцене. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица или фрагменты лиц? Если вы видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознайте, что вы чувствуете. Может быть вы чувствуете какое-то ощущение в теле. Может быть вы испытываете какую-то эмоцию. Ощущаете ли вы какой-то запах или вкус? Уделите какое-то время тому, чтобы осознать эту самую первую сцену своего спектакля». (Пауза)

«Теперь сцена меняется. В этой следующей сцене своего спектакля вы маленький ребенок в возрасте примерно от трех до шести лет. Где вы? Что вы видите вокруг? Есть ли там другие люди? Кто это?

Не говорят ли они вам что-то? Не говорите ли вы им что-то? Слышите ли вы какие-то другие звуки?

Что вы чувствуете в этой сцене? Не испытываете ли вы каких-то ощущений в теле? Не испытываете ли вы каких-либо эмоций?

Может быть, вы ощущаете какой-то запах или вкус?

Уделите какое-то время тому, чтобы осознать, что вы видите, слышите и чувствуете, а также какой запах или вкус ощущаете во второй сцене своего спектакля, – сцене, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза)

Затем «гид» с помощью тех же реплик проводит вас по следующим сценам этого спектакля:

Подростковой сцене, в которой вам примерно от десяти до шестнадцати лет;

Нынешней сцене, в которой вам столько же лет, сколько сейчас;

Сцене будущего десять лет спустя;

Последней сцене вашего спектакля – сцене вашей смерти. В репликах гида к этой сцене должен также прозвучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене вашего спектакля?»

Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, уделив этому процессу столько времени, сколько вам нужно.

Поделитесь с группой или партнером своими переживаниями в ходе этого упражнения.опубликовано econet.ru

Из книги Ян Стюарт, Вэн Джойнс. Современный транзактный анализ. «Социально-психологический центр», Спб, 1996

Автор Ян Стюарт, Вэн Джойнс 

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти обратную матрицу с помощью гаусса
  • Как пропасть чтоб тебя не нашли
  • Как по паспортным данным найти инн бесплатно
  • Как составить профессиональное портфолио
  • Как найти четные строки массива