Как составить свою гекса

ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

«Если молитва — это твое обращение к Богу,

то интуиция — это разговор Бога с тобой»

Мать Тереза.

Традиционно выбор гексаграммы для принятия решения производится путем бросания трех монет. В зависимости от выпавшей комбинации строится черта основной и дополнительной (не путайте со скрытой) гексаграмм согласно таблице №1. Разные источники предлагают различные способы построения черт гексаграмм в зависимости от выпавшей комбинации монет. В одних работах орел трактуется как Инь и изображается прерывистой чертой, в других наоборот. Для нас орёл, естественно, больше связан с мужской энергией Ян и в этой работе он преобладание орлов изображается  сплошной линией, а решек прерывистой в соответствии с таблицей.

Построение черт гексаграмм при бросании монет. Орёл или решка, сплошная или прерывистая.

Если выпадает больше орлов, то рисуется прерывистая черта, если больше решек – сплошная. Однако если выпадут все орлы, то в дополнительной гексаграмме, показывающей куда будет развиваться ситуация, будет наоборот сплошная черта. Избыточное свойство ведёт к развитию своей противоположности – это и есть проявление изначальной многомерность Книги Перемен «И Цзин». Начинать следует с нижней черты и идти вверх, то есть вначале строится нижняя триграмма, затем верхняя. Бросать монеты нужно всего шесть раз, чтобы построить шесть черт (две триграммы). Например. Пусть в результате бросков трех монет шесть раз получилась следующая картина, зафиксированная в таблице №2.

Постороение гексаграмм путём бросания трёх монет.

С помощью таблицы №3 по верхней триграмме определяем столбец, а по нижней триграмме определяем строку.  Номера гексаграммы читаем в месте пересечения строки и столбца. Так получается основная гексаграмма № 60, дополнительная гексаграмма № 48. Основная гексаграмма характеризует текущую ситуацию, а дополнительная гексаграмма предсказывает наиболее вероятное развитие событий.

gadan-t3

Таблица 3. Определение номера гексаграммы по двум триграммам

В древности использовали вместо монет стебли тысячелистника, тогда процедура определения гексаграмм была ещё более сложной. Сегодня имеются наборы гексаграмм на деревянных плашках (смотрите www.talisman-rostov.ru). В этом случае определение номеров гексаграмм предельно упрощается. Для определения номера дополнительной гексаграммы потребуется выбирать плашки дважды.

Известные практики принятия решения на основе

Книги Перемен «И Цзин»

  1. С помощью компьютера и соответствующей программы. Преимущества – быстро и ничего не надо делать самому. Недостатки – чрезмерная лёгкость, отсутствие ритуала является серьёзным препятствием для людей не утвердившихся в практике концентрации своих мыслей.
  2. С помощью деревянных плашек (например: http://talisman-rostov.ru/category/runy-2/), на которые нанесено изображение гексаграмм и их номера, очень удобно принимать быстрые решения по текущим вопросам. Просто нужно выбрать, не глядя, одну плашку из 64. Перед этим плашки следует перемешать, чтобы предыдущий их порядок не исказил получаемый результат. Преимущества – быстро, удобно. Недостатки – необходимо либо помнить название и толкование каждой гексаграммы, либо носить с собой книгу с толкованием гексаграмм.
  3. С помощью бросания трех монет шесть раз.  Недостатки — более медленный способ, требующий построение каждой черты отдельно и определения номера гексаграммы с помощью таблицы. Однако этот метод традиционно применяется с древних времен (намоленный). При использовании этого метода вы воспроизводите некие действия (ритуал), которые делали до вас миллионы людей и получали при этом поразительно точные предсказания.
  4. С помощью трансформационных игр, основанных на Книге Перемен «И Цзин» ( игры «Лила чакра», «Код Крайона» и др.).  Это самое подробное гадание. Преимущества игр – наиболее подробный анализ сложившейся ситуации, наиболее полные рекомендации по решению проблемы. Недостатки – самый долгий метод, требующий не менее часа времени. Рекомендуется для осознания самых серьезных жизненных вопросов, выхода из жизненного тупика или из кругов кармы, для изменения своей судьбы.

Вот так выглядит поле в играх «Лила чакра» и «Код Крайона», основанных на Книге Перемен «И Цзин».

gadan-field

Особенности принятия решения при многомерном подходе

Каждая гексаграмма характеризуется своей вибрацией. Вибрация включает все аспекты расположения черт. Вибрация важней слов, поскольку слова это лишь выражение вибрации. Вибрация одна, толкований ее много. Вибрация первична. Именно, по этой причине существует множество названий и толкований каждой гексаграммы. Можно спорить о том, какое название лучше всего подходит к соответствующей гексаграмме, а можно признать истинность и правомерность всех (многомерный подход).

В одном из ченелингов световому мастеру магнитной службы Крайону задали вопрос: «Какая нумерология верна? Ведь существует так много различных систем противоречащих друг другу». Ответ Крайона поразителен: «Какая верна? А все!»  Это демонстрация многомерности сознания и признания существования истины в противоположных точках зрения. По-видимому, верна та нумерологическая система, которую Вы приняли в момент использования. Так, например, если сказать, что при бросании монетки орел означает «да», а решка означает «нет», то именно эта мысленная установка и является определяющей. Полная бессмыслица после броска монетки все переиначить наоборот, потому что кто-то очень авторитетный считает, что орел должен означать «нет», решка «да». Самый большой авторитет наше высшее Я, наше подсознание и оно через множество неслучайных случайностей разговаривает с нами по принятому ментальному соглашению. Нельзя менять соглашение по ходу предсказания.

То, что очевидно на уровне орла и решки, часто игнорируется, когда дело касается гексаграмм. Обычная ситуация производить поиск по многочисленным источникам с целью найти наиболее качественное описание выпавшей гексаграммы. При осознании выпавшей гексаграммы лучше всего подходит именно то описание и то толкование гексаграммы, которое Вы выбрали изначально перед бросанием монеток, несмотря на то, что оно не является ни лучшим, ни самым подробным, ни самым авторитетным. Это свойство многократно усиливается при многомерном толковании гексаграмм, поскольку разные описания могут не только противоречить друг от другу, но и рассматривать даже различные грани действительности, вибрационно соответствующие одной и той же гексаграмме. В этом случае возникает закономерный вопрос: «Как использовать на практике гексаграммы в случае такой множественности?»

Если Вы решили использовать многомерное толкование гексаграмм, то это накладывает определенные особенности на принятие решения, поскольку спектр вариантов развития ситуации становится очень широким, включая и противоположную вибрацию. Как выбрать из множества рассматриваемых вариантов свой один? Всё дело в том, что не нужно делать выбор в принципе, иначе от многомерного рассмотрения не останется и следа! Стоит учитывать всё многообразие возможных вариантов, включая все ресурсы и все препятствия. А вот направлять свои мысли, действие, намерение и визуализацию рекомендуется на наиболее предпочтительный вариант развития ситуации. Лучше всего видеть реальность во всех ее аспектах, а в своей жизни реализовывать (буквально материализовывать) самый благоприятный ход течения событий. Ибо, как сказала Махатма Ганди: «Ваши убеждения становятся вашими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами, ваши слова становятся вашими действиями, ваши действия становятся вашими привычками, ваши привычки становятся вашими ценностями, ваши ценности становятся вашей судьбой».


Автор текста: Евгений Китанин

Фундаментальный лонгрид по организации случайных столкновений в Hexcrawl содержит также много указаний на мою практику организации Hexcrawl-кампании вообще, а не только в разрезе случайных столкновений. Можно понять, что неслучайные столкновения требуют какого-то отдельного описания. Возможно даже — установленного формата.

Роб Конлей, как безусловный авторитет в области создания Hexcrawl-кампаний, показывает нам примеры такого формата.

В Blackmars, Points of light и Points of light 2 содержимое гекса представлено в виде очень короткого описания, следующего за номером гекса.

1803
Этот элькарийский хуторок (75 жителей) живёт с рыбной ловли в озере Вану. Хутором управляет барин Хажчу (воин 10-го уровня). Не так давно губернатор выделил средства из казны для хутора и барин грамотно распорядился ими, так что поселение процветало. До недавнего времени. Дело в том, что три четверти всех деревенских кораклов пропали в прошлом месяце и рыбная ловля почти остановилась. Чтобы хоть как-то выжить Хажчу организовал охоту на гигантских лягушек, что живут в, берущей начало в озере, реке Караноз.


Иногда, если речь идёт о городе, Конлей сопровождает такое описание схематическим планом города и местности вокруг него.

Я хотел бы высказать несколько своих идей на тему написания неслучайных столкновений для hexcrawl.

Свои d20 советов по созданию клёвого подземелья я закончил двумя очень туманными фразами:

19. Тема. У подземелья должна быть тема. Рептильное подземелье, лаборатория, жилище, храм, полигон — вся атмосфера должна быть подчинена теме.

20. Мотив. У подземелья должен быть мотив. Чтобы игроки стояли и думали «Ещё чуть-чуть вперёд пройдём — интересно же! А потом повернём назад». А там впереди должно быть такое, чтобы эта мысль посетила их снова. Мотив может быть внешним («нам сказали, что хобгоблины держат где-то там рабов») так и внутренним («похоже, что это кельи-казармы какого-то культа, а где же капелла»).

На самом деле они — чуть ли не главные советы в том списке. В полной степени применимы они и к дизайну карты для свободного исследования. Каждый раз, когда мне нужно придумать содержимое гекса, я определяю для него задачу. Таких задач три: развитие персонажей, вовлечение игроков и развитие сюжетного потенциала. Я вижу так, что первые две задачи относятся к мотиву, а третья — к теме.

Итак, неслучайное столкновение может служить одной из трёх задач:

  1. Развитие персонажей. Обычно это боевое столкновение в логове монстров. В таком логове должны быть сокровища, чтобы персонажи получили опыт. Это может быть тематически любое логово: улей пчёл-убийц, муравейник гигантских муравьёв, стационарный лагерь разбойников. Что угодно, но главное, чтобы в нём были сокровища, которые влияют на развитие персонажей. Первое замечание по этой задаче состоит в том, что такое столкновение может быть «подвешено в воздухе», а может быть зацепкой для приключений (сеть разбойничьих баз, например). Второе замечание заключается в том, что, в зависимости от логова и количества сокровищ, такое столкновение может породить длительную деятельностью персонажей — перевозка сокровищ в город или заселение в освободившееся логово, как примеры.
  2. Вовлечение игроков. Обычно это головоломка, ловушка или загадка, которая требует навыка игрока для решения. Подробнее о том почему такой подход вообще возможен можно почитать в «Букваре по старым традициям» М. Финча. Такие неслучайные столкновения нужны для поддержания самой интерактивной части настольной ролевой игры, и наиболее полного взаимодействия игрока с внутриигровой средой.
  3. Вовлечение сюжетного потенциала. Вместо получения опыта или решения головоломки, игроки (и персонажи) получают какие-то знания об игровом мире. Это может быть разумное существо, предмет или место. Они могут давать знание уже здесь и сейчас или же быть кусочком большой головоломки. Мне кажется уместным создание такой структуры игрового мира при игре в hexcrawl, когда каждое новое знание позволяет взглянуть на окружающий персонажей мир под несколько новым углом. Кроме того, такие объекты также служат важным генератором последующих приключений. Например, доспехи убитого столетие назад рыцаря, персонажи могут попытаться доставить его живым родственникам, опознав род по гербу на них.

Книга, которая здорово помогает
в решении первой задачи.

Уточню, что, скорее всего, написать столкновение, решающее все три задачи одновременно проще, чем такое, которое будет сосредоточено на одной. Мы, ведущие, наделены огромной фантазией и наш творческий полёт трудно оборвать. Однако практика показывает, что сосредоточившись на решении одной задачи, гораздо проще добиться целостного результата, облегчить подготовку к игре. Также это способствует созданию интересного, но в то же время не запутанного (и легко поддающегося контролю) игрового мира.

Теперь посмотрим на другую важную часть смыслового оформления столкновений. И тут нам поможет опыт Конлея. Его описания значимых гексов не бывают длинными. Если вы напишите (поверьте мне — я страдал этим) длинное и пресыщенное подробностями описание столкновения, то, вы, скорее всего запутаетесь в описании на самой игре (или у вас не будет времени его прочесть) и будете вынуждены импровизировать. Но если вы напишите 100 — 250 слов, то вы сэкономите кучу времени при подготовке, а импровизировать будете также, как если бы у вас было расписание походов в туалет каждого бандита в лагере.

Конечно люди бывают разные. Частенько я не удовлетворяюсь фразами «стая из нескольких волков живёт в этой части леса», иногда я пишу «1d4+3 волка живут здесь». Также, вносят здоровую долю непредсказуемости механизмы вроде «есть 15% шанс, что акаирай сейчас не в логове».

Я не уверен, что моё произнесение
слова «achaierai» совпадает с общепринятым,
поэтому решил прикрепить картинку.

Самую важную причину для коротких описаний я решил, однако, назвать второй. Короткие описания помогают сосредоточится на самом важном в этом столкновении. Пожалуй, самым лучшим рецептом, который я могу дать, будет такой: когда описываете содержимое гекса, думайте о том, что персонажи никогда его не посетят.

Но вот если посетят, то тут мы возвращаемся к необходимой доле импровизации. Теперь можно посмотреть под тем углом, что описание не «ущербное», а гибкое. И его детали можно подстроить под нужды ситуации. Если такая подстройка вообще потребуется.

Я могу рассказать много о том, как я писал тома описаний гексовых карт 20 на 20. А когда персонажи игроков оказывались в сверхпрописанном регионе оказывалось что все заготовленные детали не важны, не подходят по атмосфере, придумалось что-то лучше или всё вместе. Поэтому хорошее описание должно быть коротким с возможностью добавления неограниченного количества зацепок и деталей.

Давайте ещё раз взглянем на описание Конлея, которое я привёл вначале. Что случилось с кораклами? Насколько сильно хутор успел обнищать за месяц? Готов ли Хачжу давать награду за расследование пропажи кораклов? Сколько платят за тушу лягушки? Можно ли убедить губернатора выделить ещё денег?

Ответ на каждый из этих вопросов может закрывать зацепку: «они утонули». Или открывать пространство игры, сверкающее гранями сюжетного потенциала: «губернатор нанял людей украсть кораклы, чтобы сместить Хачжу, который не справился с управлением хутором даже с таким щедрым кредитом, и посадить туда своего родственника».

А если персонажи придут в хутор отдохнуть ночь и пойдут дальше, то вы будете рады, что описание этого гекса не занимает пять страниц или под него не написан готовый сценарий, а это всего лишь примерно 84 слова (да и то в моём переводе).

Что должно умещаться в краткое описание? Я долго думал о том как формализовать ответ на этот вопрос, так как я просто сажусь и пишу. Однако несколько идей у меня всё-таки есть и даже если, рождённые в муках, они выглядят неестественно, то сейчас мне кажется, что они пригодны для использования, и я сам буду иметь их ввиду.

  1. Первое впечатление. Город, руины, пещера, статуя. Первое приближение того, что непосредственно видят персонажи. Детали будем добавлять уже во время игры.
  2. Интерфейсы для взаимодействия. Можно ли тут с кем-то говорить или надо только сражаться. Что написано на постаменте статуи. Готов ли кто-то наняться к персонажам, дать им совет или нанять их. В общем — краткое описание очевидных пусковых механизмов.
  3. Какая-то игромеханика. В описании Конлея — это один краткий термин «воин 10-го уровня». Для обиталищ или других боевых столкновений это, очевидно, будут «статлайны» противников. Может быть где-то это будут указания на проверку навыков (рядом с какими-то конкретными и специфическими «интерфейсами» из пункта 2).

Как я вижу, этих трёх пунктов достаточно для создания описания гекса. Просто напишите текст и проверьте всё ли там есть.

Книга, которая содержит много хороших
примеров описаний гексов, а также помогает
с логовами, сюжетными потенциалами и вовлечением игроков.

Итак: ставите задачу, пишите описание и проверяете достаточно ли оно короткое, но всё ли необходимое в нём, при этом, есть. Выглядит проще, чем получается на практике :)

Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Отбор материала для гексов лучше осуществлять в определенной системе. В ее основу может быть положена структура исторического знания: факт, событие, явление, процесс или его содержание, связанное с деятельностью определенной исторической личности, характеристикой понятия, хронологическими рамками события. Можно отбирать материал с учетом основных вопросов:

— Что произошло?

— Кто участник событий?

— Где они произошли?

— Когда?

— Почему? (причины, результаты, выводы и т.п.)

Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках истории при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

Вариант 1.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. Критериев отбора может быть несколько, как правило в старших классах, и один – в младших классах.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения тем, связанных с религиями Древней Греции и Рима, Индии, Арабского государства.

Поставим следующие задачи:

— усвоить, что такое политеизм и монотеизм; признаки мировых религий;

— научиться отличать богов Древней Греции и богов Древнего Рима, атрибутику мировых религий: ислама, христианства и буддизма.

Набор №1.

— одиннадцать шестиугольников с именами богов Древнего Рима;

— одиннадцать шестиугольников с именами богов Древней Греции.

Отбор осуществляется только по одному критерию. Ученики должны распределить имена богов и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают одиннадцать гексов к шестиугольнику «Боги Древнего Рима» и одиннадцать гексов к шестиугольнику «Боги Древней Греции». Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.

При изучении новой темы выбираем имена уже известных греческих богов постепенно дополняем их именами аналогичных представителей римского пантеона.

При закреплении материала учащиеся после распределения могут попытаться объединить имена богов, которые выполняли аналогичные функции, например, Сомн-Гипнос (боги сна), Гелиос-Сол (боги солнца) и т.д. Если обучающимся знакомы изображения богов, задание можно усложнить: их имена можно заменить картинками, а учащимся предложить вспомнить – кто изображен, где ему (ей) поклонялись.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Вариант составленного учениками текста.

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Набор №2.

— два шестиугольника с понятиями «монотеизм» и «политеизм»;

— пять шестиугольников с названиями религий;

— семнадцать шестиугольников с именами богов;

Ученики должны распределить гексы по нескольким критериям (монотеистическая или политеистическая религия, соотнести название и имя божества) и выложить их к граням нужных шестиугольников.

В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают два кекса «монотеизм» и «политеизм», а вокруг них шестиугольники с соответствующими названиями религий. Затем дети подбирают имена богов и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам. После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Это задание можно предложить при знакомстве с новыми понятиями «монотеизм» и «политеизм», для закрепления материала по соответствующей теме. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения свободных гексов не останется.

Набор №3.

— восемнадцать шестиугольников с примерами атрибутики мировых религий;

— три шестиугольника с названиями мировых религий;

— три шестиугольника с критериями.

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. Сначала выкладывается три шестиугольника с названиями мировых религий и три с критериями их характеристик «Время появления», «Источник», «Место происхождения». Затем к соответствующим шестиугольникам добавляются гексы с названиями атрибутики мировой религии.

Это задание можно предложить для закрепления материала на знание мировых религий, их атрибутики. В классе с высоким уровнем обученности по предмету данное задание можно усложнить, включив гексы не только с названиями мировых религий, но и локальных (синтоизм, конфуцианство и т.д.); предложить найти отличительные признаки мировой религии. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения задания все гексы будут использованы.

Нужно отметить, что данный вариант конструирования гексов является универсальным, поскольку позволяет закрепить знания, умения и навыки учащихся, связанные с хронологией (соотнести век и событие, век и дату, дату и событие и т.п.), формированием понятийного аппарата (соотнести понятие и определение, явление и страну для которого оно было характерно), установлением синхронных связей, которые, как правило, вызывают больше всего сложностей, например XVI в. в истории России и XVI в. во Всемирной истории, Реформация в Германии и Реформация в Англии и т.д.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Вариант 2.

Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся и создании мотива при организации работы над темой.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Внутренняя политика Петра I».

Поставим следующие задачи:

— выяснить основные направления внутренней политики Петра I;

-научиться отбирать наиболее важные мероприятия, которые соответствуют определенным направлениям внутренней политики;

Набор №1

пустые шестиугольники.

Ученики должны изучить тему и объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала, в том числе и при самостоятельной работе с учебником.

Ученики получают пустые гексы.

Ученики получают пустые гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Такой вариант составления гексов можно разнообразить заданиями, которые предполагают поиск и отражение в конструктах оценок современниками определенных событий и потомками (в том числе и реформ Петра I). Обучающимся предлагаем сравнить отношение к событию во время, когда они непосредственно проходили и в наше время; интересно будет проследить: насколько изменилось отношение, чем это обусловлено, какие последствия в дальнейшем имели место быть, как это повлияло на общий ход истории и т.п.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Япония в средние века».

Поставим следующие задачи:

— сформировать интерес к истории Японии;

— познакомить с особенностями внутренней и внешней политики Японии в средние века.

Набор №2.

пустые шестиугольники.

— один шестиугольник со словом «Япония».

Это тот вариант задания, который может быть использован как вариант создания мотива к изучению темы. В частности, при изучении истории Японии, предлагаем обучающимся записать в шестиугольниках понятия, с которыми у них ассоциируется данная страна. Если история страны изучалась в предшествующих классах, в гексы предлагаем вписать уже известные факты, что будет способствовать актуализации знаний, умений и навыков по теме.

Ученики получают хаотично расположенные пустые гексы.

Ученики получают хаотично расположенные пустые  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Вариант 3.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова».

Поставим следующие задачи:

— выяснить особенности внутренней и внешней политики Бориса Годунова;

— научиться ранжировать мероприятия в логической цепочке «проблема-решение-результат».

Одна группа получает набор гексов №1-2, содержание которых относится к внутренней политике Б. Годунова, вторая группа – набор гексов №3-4 – «Внешняя политика Б. Годунова».

Набор №1 (группа 1).

двенадцать шестиугольников, где обозначены проблемы, решения и результаты внутренней политики Б. Годунова;

— один шестиугольник «Внутренняя политика Б. Годунова»;

— три шестиугольника: «Проблема», «Решение», «Результат»;

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить материал учебника и выложить по четыре шестиугольника, которые обозначают проблемы с которыми столкнулся Годунов, решения, выбранные царем и их последствия. В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Данный вариант гексов можно усложнить (набор №2), оставив несколько из них пустыми, варианты, которые предложат обучающиеся могут быть разными. Таким образом могут быть проведены понятийные и хронологические диктанты, которые одна группа готовит для другой.

Набор №3 (группа 2)

двенадцать шестиугольников, где обозначены даты, события и значения внешней политики Б. Годунова;

— один шестиугольник «Внешняя политика Б. Годунова»;

— три шестиугольника: «Дата», «Событие», «Значение»;

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить материал учебника и выложить по четыре шестиугольника, которые обозначают хронологию событий и их значение во внешней политике Б. Годунова . В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Данный вариант гексов можно усложнить (набор №4), оставив несколько из них пустыми, варианты, которые предложат обучающиеся могут быть разными.

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №1).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №2).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

>

Пример составленного учениками гекса (набор №1).

Пример составленного учениками гекса

Пример составленного учениками гекса (набор №2, курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №3).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №4).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса (набор №3).

Пример составленного учениками гекса

Пример составленного учениками гекса (набор №4, курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Вариант 4.

Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Отмена крепостного права».

Поставим следующую задачу:

— определить основные этапы подготовки реформы по отмене крепостного права.

Набор №1

четыре шестиугольника с датами;

— восемь шестиугольников с обозначенными этапами отмены крепостного права;

— шесть пустых шестиугольников;

— один шестиугольник «Подготовка отмены крепостного права».

Ученики должны изучить тему и объяснить свой выбор. Данный вид работы уместен при изучении нового материала, в том числе и при самостоятельной работе с учебником.

Такой вариант составления гексов весьма продуктивно использовать в качестве аналога хронологических или понятийных диктантов.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом обозначены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Вариант 5. Маркированные шестиугольники.

Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Рассмотрим составление гексов при обобщении материла по теме «СССР в 50-80-е гг.».

Поставим следующие задачи:

— вспомнить руководителей СССР в 50-80-е гг., особенности их политики;

— определить наиболее характерные черты внутренней и внешней политики И. Сталина, Н. Хрущева и Л. Брежнева.

Набор №1.

четыре шестиугольника красного цвета;

— четыре шестиугольника синего цвета;

— четыре шестиугольника зеленого цвета;

— три шестиугольника с портретами лидеров;

— один шестиугольник «СССР в 50-80-е гг.».

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета и объяснить:

— почему именно эти моменты обозначены в гексах;

— пояснить, что обозначают эти формулировки.

Задание можно выполнять в группах и индивидуально. К комплекту можно добавить пустые гексы, которые позволят обучающимся выразить свою точку зрения, добавить пояснения (даты, определения, основные понятия).

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Варианты заданий, которые могут быть использованы при таком конструкте гексов:

— при организации работы с понятиями (особенно близких по значению), например, «революция», «мятеж», «переворот» − пояснить характеристики;

— при организации работы с датами предлагаем обратный вариант: оставить гексы с датами, а учащиеся должны заполнить пустой гекс, какое событие или явление характеризуют эти даты;

— аналогичный вариант возможен и при работе с историческими персоналиями: на гексы вынесены биографические данные, учащиеся в пустой гекс вписывают личность, которую они характеризуют.

Вариант 6.

Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения тем, которые касаются периода второй половины ХХ века, в частности, биографии исторических персоналий.

Поставим следующие задачи:

— определить сферу реализации определенной исторической личности;

— выяснить, почему именно фотография этой личности включена в перечень предложенных.

Набор №1.

шесть шестиугольников с изображением политиков;

— четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

— пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

— четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

— гексы с подписями к фотографиям.

Ученики получают гексы с фотографиями исторических личностей в соответствии со сферой их реализации. Их задача – соотнести фотографию с именем известного человека. Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Ученики получают группы гексов.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленных учениками гексов.

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Пример составленных учениками гексов

Пример составленного учениками гекса

Набор №2.

шесть шестиугольников с изображением политиков;

— четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

— пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

— четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

— гексы с подписями к фотографиям.

Ученики получают хаотично разложенные гексы с фотографиями исторических личностей. Их задача – соотнести фотографию со сферой реализации и с именем известного человека. Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Ученики получают хаотично разложенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленных учениками гексов.

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Набор №3.

шесть шестиугольников с изображением политиков;

— четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

— пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

— четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

— пятнадцать пустых гексов.

Ученики получают группы гексов с фотографиями исторических личностей в соответствии со сферой их реализации.

Ученики получают группы гексов.

Ученики получают группы гексов

Их задача – подписать имена известных людей. В результате у них получается гекс как в наборе №2.

Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Реформация в Европе».

Поставим следующие задачи:

— определить причины, особенности и результаты Реформации в Европе;

— синхронизировать: 1) события Реформации в Германии, Нидерландах и Швейцарии, Великобритании; 2) события XVI в.

Набор №1.

шесть шестиугольников с изображениями, которые характеризую реформацию в Германии (событие);

— шесть шестиугольников с изображениями, которые характеризуют реформацию (явление);

— шесть шестиугольников с изображениями событий, которые произошли в 16 в. (синхронизация событий);

— три гекса: «Реформация», «Реформация в Германии», «XVI в.»;

— восемнадцать гексов с подписями.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны собрать изображения событий и подписи к ним вокруг соответствующих шестиугольников. Важно при этом уметь объяснять свой выбор. Задание может быть предложено при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях. Выполняется учащимися в группах, парах, индивидуально.

Пример составленных учениками гексов

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Вариант 7.

Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Хрущевская оттепель». Поставим следующие задачи:

— выяснить основные направления внутренней и внешней политики Н.С. Хрущева;

— определить, что является основой для понятия «хрущевская оттепель».

Набор №1.

четыре шестиугольника по вопросу «Берлинский кризис» (1 цветной, 3 белых);

— четыре шестиугольника по вопросу «Реформы в сельском хозяйстве» (1 цветной, 3 белых);

— четыре шестиугольника по вопросу «Развитие промышленности» (1 цветной, 3 белых);

— четыре шестиугольника по вопросу «Освоение космоса» (1 цветной, 3 белых);

— четыре шестиугольника по вопросу «Карибский кризис» (1 цветной, 3 белых);

— четыре шестиугольника по вопросу «ХХ съезд КПСС» (1 цветной, 3 белых);

— по три пустых гекса каждого цвета.

Ученикам предлагается пять гексов, которые иллюстрируют одно из направлений политики Н.С. Хрущева. Учащиеся должны выбрать понятия (на белых гексах), которые это направление характеризуют. Пустые цветные гексы могут быть используются как дополнительные, в которые ученики вписывают какую-то дополнительную информацию (фото, цитату и т.д.). такой вариант задания может быть использован при изучении нового материала, при закреплении уже изученного, во внеклассной работе.

Задание можно выполнять в парах, группах. Каждая группа получает набор одного вопроса. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.

Учащиеся получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гексов.

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

Рассмотрим использование гексов при подготовке к ответу по теме «Война за независимость США».

Поставим следующие задачи:

— развивать умение строить рассказ по опорным блокам (причины-ход событий-итоги);

— обучить детей умению перевода информации из одной знаковой системы в другую (из визуальной картинки в текст и др.).

Набор №1.

шесть пустых шестиугольников;

— пять шестиугольников с картинками;

— три шестиугольника с опорными словами;

— три шестиугольника с пояснениями.

В ходе беседы учитель определяет опорные блоки, вместе с учениками распределяет опорные слова, даты и картинки к соответствующим блокам. Учащимся предлагается заполнить пустые гексы. После того как гекс составлен, дети готовят рассказ по опорным блокам, соответствующим плану. Задание может быть выполнено и в письменном виде.

Набор №2.

— пять шестиугольников с картинками;

— три шестиугольника с опорными словами;

— три шестиугольника с пояснениями;

— восемь гексов с датами

В ходе беседы учитель определяет опорные блоки, вместе с учениками распределяет опорные слова, даты и картинки к соответствующим блокам. Учащимся предлагается дописать события к датам. После того как гекс составлен, дети готовят рассказ по опорным блокам, соответствующим плану. Задание может быть выполнено и в письменном виде.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

(Набор №1).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

(Набор №2).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

При зарождении — предсказания делались при помощи анализа трещин, которые получались на костях коровы. В те времена И-Цзин ещё не использовался, и всё было основано на интуиции. Когда И-Цзин был написан, то люди начали использовать растение тысячелистник. Но это был очень сложный метод для создания гексагруммы. К тому же этот метод слишком трудоёмкий и занимает  много времени, чтобы построить гексаграмму для предсказания.

В древние времена Предсказание по И-Цзин делалось только для очень важных событий, особенно – важных для страны, для императора. Например, страна должна была начать какие-то военные действия против другой страны. Предсказатель перед таким важным Предсказанием должен был очистится: очистить свои энергетические каналы (в течение 3 дней он не ел мяса, не занимался сексом, постился…). Также использовался специальный обряд непосредственно перед предсказанием. Создавался алтарь, перед которым и делалось предсказание.

Но постепенно гадание с помощью Книги Перемен стали использовать и простые люди. Они хотели скопировать этот ритуал и повторять его дома. Но вместе с тем, они попытались упростить этот сложный ритуал.

Метод 3 монет

Метод предсказания «Лес Огненных Жемчужин»  (Huo Zhu Lin ) был изобретён во время династии Han. Вместо  стебля  тысячелистника были использованы 3 монеты. Он так и назывался – Замена Стебля Тысячелистника 3-мя Монетами. Т.о.  вместо палочек из тысячелистника стали применять 3 монеты.

В древности 3 монеты использовались вместе с высушенным панцирем черепахи. Монеты помещались в панцирь черепахи и перемешивались.  Почему именно в панцирь черепахи? Черепаха  живёт долго, и это мудрое животное, и по логике, она наверняка общается с Небом. Нижняя часть панциря плоская и представляет Землю, а верхняя – куполообразная – Небо. А сами монеты представляют собой Человека. Символически – это представляет  хорошую коммуникацию между Небом, Землёй и Человеком. Но сейчас эти условности совершенно не обязательны. Важно то, что мы получаем ответ на вопрос. Важно – получить указание от Неба!

 И предсказатель концентрировался на вопросе. на алтаре зажигались благовония в честь одного из мудрецов: Fu Xi, Wen Wang, Zhou Gong или Конфуция. Предсказатель мог произнести молитву вроде «Г-н/г-жа имеет неразрешённую проблему. Он/а горячо желают получить руководство от Fu Xi, Wen Wang, Zhou Gong и Конфуция. Небесные мудрецы, подскажите решение!»…

Сейчас 3 монеты помещаются в любую коробочку  или используют свои ладони (одна плоская – Земля, а другая закруглённая сверху (Небо). Немного потрясти монеты, которые внутри.

После этого монеты бросаются на стол с мягкой скатертью или салфеткой. И записывается результат. Этот процесс повторяется 6 раз. Так формируется гексаграмма.

В древних китайских монетах круг обозначал Небеса, а квадрат – Землю, в то время, как имя императора обозначало Человека. Сейчас мы можем использовать и любые современные монеты.

 Лицевая сторона монеты -«орёл», а тыльная — «решка».     Т.о. орёл — Ян, а решка — Инь. Но на самом деле – это совершенно неважно. Мы можем сами определить – что для нас Ян, а что – Инь! Но после того, как мы решили для себя что — Ян, а что – Инь, мы просто начинаем само действие.

 Бросание монет

Возьмите три любые монеты и определите одну сторону монеты как лицевую (орёл), а другую – тыльную (решка). Когда три монеты бросаются на стол, может получиться четыре разных результата (порядок не важен):

1. Три орла

2. Два орла и одна решка

3. Один орёл и две решки

4. Три решки.

Когда вы видите нечётное число орлов, то результат – Ян (варианты 1 и 3).

Когда у вас нечётное число решек, то результат – Инь (варианты 2 и 4).

Результат Ян отмечается сплошной линией, называемой Ян яо.

Результат Инь отмечается прерывистой линией, называемой Инь яо.

Когда все три монеты выпали орлами или решками, яо называется меняющаяся или движущаяся яо и отмечается крестиком (х) на соответствующей Инь линии или кружком (о) на соответствующей Ян линии.

Т.о. когда получается движущаяся яо, то она в новой гексаграмме меняет свою полярность: Инь на Ян, Ян на Инь.

  

Ян яо

 

Инь Яо
   Меняющаяся/движущаяся Ян яо  

  

Меняющаяся/движущаяся Инь яо 

 Процедура для составления гексаграммы:

1. Напишите вопрос, который Вы хотите задать.

2. Внимательно прочитайте рекомендации — как делать предсказание. Концентрируйтесь на вопросе в течение примерно 3 минут, имея намерение получить ответ, который поможет Вам решить проблему. 

3. Бросьте три монеты (на ткань).

4. Запишите результат в таком виде: ООО, ООР, ОРР, РРР, где О — орёл, а Р — решка. Последовательность не важна.

5. Повторите бросание монет 6 раз. Вы должны получить примерно следующее, это для примера:

           1 яо. РОО (начальная, нижняя линия, и далее — по возрастанию)

           2 яо. РРР

           3 яо. ОРО

           4 яо. ООР

           5 яо. ООО

           6 яо. ОРР

6. Запишите яо первого результата, то есть ООР.

   

 7. Запишите яо второго результата, то есть ОРР, располагая его над первым.

 

8. Запишите яо третьего результата, то есть ОРР, располагая его над вторым.

 

9. Запишите яо четвёртого результата, то есть ООО, располагая его над третьим.

 

10. Запишите яо пятого результата, то есть ООР, располагая его над четвёртым.

 

11. Запишите самое верхнее яо шестого результата, т.е. ООР.

 

12. Теперь есть полная гексаграмма.

13. Запишите другую гексаграмму с изменённым яо, которое меняется с Инь на Ян (2 яо) и Ян на Инь (5 яо):

 

 Feng Di Guan                                     Shan Shui Meng

14. Первая гексаграмма называется текущая Гуа, вторая – проектируемая или трансформированнаяГуа.

Текущая Гуа отражает текущую ситуацию, а проектируемая (трансформированная) Гуа – предполагаемый результат в ближайшем будущем. Обратите внимание, что гексаграмма строится снизу вверх. Это как строительство дома, оно начинается снизу.

Текущая Гуа в приведённом примере – Ветер на Земле, а проектируемая (трансформированная) Гуа – Гора на Воде.

 Метод 3 кубиков 

Можно использовать  3 кубики с цифрами: на 3-х гранях должен быть изображен № 2, и на 3-х других гранях — № 3. (Можно даже взять обычные три кубика, но просто запомнить, что все чётные грани с номерами 2, 4 и 6 — это № 2, а все нечётные грани с номерами 1, 3, 5 — это № 3).

Когда кубик падает, то на верхней грани может либо 2, либо 3. 

2 + 2 + 2 = 6 движущаяся яо Инь

2 + 2 + 3 = 7 яо Ян

2 + 3 + 3 = 8 яо Инь

3 + 3 + 3 = 9 движущаяся яо Ян

Т.о. суммы может быть либо 6, либо 7, либо 8, либо 9.

6 – это движущаяся Инь яо, а 7 – начало Янского движения и поэтому она Янская яо. 8 – это молодая Инь, которая не движется. 9 – Ян, который движется. Мы используем понятие «молодой» — когда зарождается. Старая Инь – как мать – оно движется. Молодой Ян, когда мать меняется в Ян. Старый Ян – как отец. Когда яо меняется – переходит в молодой Инь.

Такой метод более продвинутый. Если Вы читали текст И-Цзин, то видели, например, что 6 стоит на первой линии, а 9 – на второй, 9 — на третьей, 6 — на четвёртой и т.д. 

Т.о. мы можем легко использовать кубики вместо 3 монет. Этот метод намного проще и удобнее, т.к. мы никогда не запутаемся с «орлами» и решками». (В некоторых монетах «орёл» не всегда, где, например, герб).

Но, в любом случае, оба метода легко применять. Когда используем монеты или кубики происходит нормальное распределение (есть такой термин в математике). Это и есть закон природы – естественное распределение. 

Но самое важное – каким образом Вы послали вопрос (информацию) к Небу, и как ответ отсылается обратно.

Итак, запомните:   

Когда выпали монетки или кубики, то может быть 4 варианта:

1 Инь сторона и 2 Ян стороны = Инь яо.

2 Инь и 1 Ян = Ян яо.

3 Инь = движущаяся яо Инь.

3 Ян = движущаяся яо Ян.

Это основа создания гексаграмм. Бросили монеты  или кубики первый раз и определяли первый результат – это 1-ая нижняя яо. Когда строим гексаграмму, то это как строим дом – снизу вверх. Также считаем линии снизу вверх – как считаем этажи (снизу вверх).

Первоначальная, оригинальная гексаграмма может после изменения превратиться в изменённую, трансформированную гексаграмму.

Первоначальная гексаграмма отражает ситуацию в настоящем. Линии, которые движутся, определяют те сферы жизни, в которых, скорее всего, будут изменения. Изменённая, трансформированная гексаграмма — гексаграмма будущего  отвечает за результат чего-то, что МОЖЕТ произойти. 

Цель любого Предсказания – получить указания, чтобы получить самые лучшие результаты. Мы не читаем эту будущую гексаграмму как конечный результат! Это – возможный результат!!! Почему мы так говорим, что это – возможный результат? Т.к. человек в состоянии изменить ситуацию! Если он будем делать всё правильно, примет правильное решение, то сможет изменить возможный результат!

 Что ещё очень важно – насколько важен вопрос Вам?!  Если это вопрос действительно очень важный, представляет особый интерес – энергия будет особенно сильная и естественным путём быстрее достигнет Неба. И Небо быстрее и легче пришлёт Вам ответ. Т.е. сила сигнала, который должен получить Космос, в первую очередь, зависит не от Вашей концентрации, а зависит от Ваших эмоций в этом вопросе! 

Мы общаемся с Космосом естественным путём. Когда бросаются монеты или кубики, ответ уже приходит вместе с ними.

И если Вы хотите сделать Предсказание по И-Цзин то лучше всего, самому бросить монеты или кубики, т.к. это импульс вопроса будет намного сильнее. Т.о. и ответ будет намного сильнее в том  месте, откуда был послан вопрос.

Но, прежде чем переходить к интерпретации, Вы должны очень хорошо ознакомиться с составлением гексаграммы, с изображением на бумаге и их названиями.

Мастер Джозеф Ю

Построение гексаграммы

Вспомним: «Гексаграмма — это сочетание двух триграмм, которые располагаются одна над другой». Любая триграмма может оказаться как нижней, так и верхней. В зависимости от этого положения, определяются качества, особенности, свойства предмета или ситуации, на которые гадают. Перечислим основные свойства гексаграмм:

1. Верхняя триграмма — показывает внешнее, отступающее, разрушающееся.

Нижняя триграмма — показывает внутреннее, наступающее, созидающееся.

2. Каждые две черты определяют, знакомые нам космические энергии:

3. Каждая позиция имеет свое название и символику:

4. Если в позициях 1–4, 2–5, 3–6 располагаются различные черты (Инь и Ян), то такие позиции рассматриваются особо. Считается, что между ними есть соответствие. Если черты одинаковые, то между ними нет соответствия, т. е. свет не тяготеет к тьме и наоборот.

5. Особое значение имеют 2 и 5 позиция, т. к. они являются центральными в верхней и нижней триграммах соответственно.

6. Если в меньшинстве находятся световые или теневые черты, то они являются центром тяготения и управляют всей гексаграммой. Например: гексаграмма № 13 «Сотрудничество» имеет одну иньскую черту и на нее нужно обратить особое внимание:

Каждая гексаграмма представляет собой символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Афоризм при гексаграмме представляет собой краткую характеристику этой ситуации, а позиция — момент во времени:

Первая позиция — самое начало данного процесса, когда он еще не выявлен.

Вторая — внутреннее развитие данной ситуации.

Третья — характеризирует момент кризиса перехода от внутреннего к внешнему, опасность положения.

Четвертая — начало проявления данного процесса во вне.

Пятая — максимально раскрывает действие во вне.

Шестая — представляет собой завершение или переразвитие процесса данной ситуации, в котором она может превратиться в свою противоположность.

8. Когда выпадает три орла — старый Ян и три решки — старый Инь, эти черты называются подвижными — яо и меняются на противоположные, т. е. строиться вторая триграмма, которая и будет итогом вашего вопроса. Например:

«Воспитание малым» — гексаграмма № 9 превратиться в гексаграмму № 26 «Воспитание великим».

Следует особое внимание при чтении комментариев к гексаграмме № 9, уделить пятой позиции, именно здесь находиться ключ к происходящему. Начальная гексаграмма № 9 — это текущая ситуация, а новая — № 26 — итог. Не волнуйтесь, если не все понятно, практика поможет.

9. Построив исходную гексаграмму — Бэньгуа, конечную — Чжигуа (если есть подвижные черты), мы строим среднюю — Хугуа.

Чтобы построить среднюю гексаграмму, нужно из 2, 3, 4 черт построить новую нижнюю триграмму, а из 3,4,5 — верхнюю. Первая и шестая позиции не участвуют.

Знакомый нам пример:

Гексаграмма № 38 «Разлад» называется «вплетенной» и показывает серединный этап процесса перемен. Это тайный, скрытый материал для исследования. Как возможности, так и цели. Что же показывает вплетенная гексаграмма в данном случае? Сложности и противоречия внутри самого человека и необходимость гармонизировать себя и отношения с окружающими.

Затем трактуются все три гексаграммы и дается ответ на загаданный вопрос.

А сейчас познакомьтесь с основной таблицей книги, которая поможет определить номер гексаграммы:

Верхняя триграмма


Правила гадания на монетах

Мы познакомились с основными принципами, на которых строиться гадание И-Цзин. Эти принципы гораздо серьезнее, чем просто набор правил, это философия жизни человека на планете Земля, его связи с Космосом, с Силами не доступными для обычного восприятия. Поэтому и ответы, даваемые Книгой Перемен, содержат несколько пластов информации. Если задается вопрос из обычной каждодневной суеты и человек не хочет глубоко вникать в проблему, то получается и простой ответ, но обязательно будет звучать более глубокий подтекст, объясняющий, где нарушена гармония между человеком и Небесами, в чем причина неприятностей, иначе говоря, подсознательные мотивы поведения человека.

В этой книге будут использованы два перевода с китайского: Ю.К. Щуцкого и Гуань Сюцая. Автор ставит перед собой задачу максимально донести до читателя смысл гексаграмм, сделать его понятным. Свое видение гексаграмм автор дает в пояснительном тексте. Не удивляйтесь, если, прочтя этот текст, у вас появиться свое понимание гексаграмм. Значит, у вас пытливый и глубокий ум и вы включились в эту информацию. Так должно быть. Иначе, Перемены не изучались бы тысячелетиями, каждое поколение не оставляло после себя огромное количество книг, посвященных И-Цзин.

Поэтому, вам дорогой читатель, дается возможность соглашаться или нет с мнением автора, вносите свои идеи и дополняйте этот текст текстами других авторов, своими собственными. Поле деятельности для вас не ограничено! Действуйте! Могу вам только пообещать, что будет очень интересно.

Что же нам необходимо для гадания? Три монеты, лучше китайские сувенирные монеты, ровная поверхность стола, ручка и бумага, на которой вы будете записывать полученные линии. Вы помните, что пишутся линии снизу вверх. А текст пояснений к ним, как мы привыкли в русском языке, читается сверху вниз. Поэтому, читая пояснение в первом пункте, вы смотрите на линию в самом низу гексаграммы.

Задаем вопрос, отключаем внутренний диалог, отпускаем пустые мысли и сомнения по поводу получения ответа и наших способностей трактовать ответ и бросаем монеты шесть раз, каждый раз записываем линию, соответствующую рисунку на выпавших монетах.

Разберем пример. И наш первый вопрос будет следующим: «Как пройдет ремонт в доме у клиента Л.?».

Монеты падают: 1 раз: 2 решки + 1 орел — молодой Ян,

2. раз: 2 решки + 1 орел — молодой Ян,

3. раз: три орла — старый Ян.

Мы получили нижнюю триграмму и записали ее снизу вверх:

Продолжаем бросать монеты дальше: 4 раз: три орла — старый Ян,

5. раз: три решки — старый Инь,

6. раз: 2 орла + 1 решка — молодой Инь.

Мы получили гексаграмму:

Работая с таблицей, вы не обращаете внимание на обозначение подвижных черт — Яо, а находите номер гексаграммы. Затем подвижные черты заменяются на противоположные, образуется новая, итоговая гексаграмма. Т. е. если мы получили «старый Инь», меняем его на «Ян», а «старый Ян» меняем на «Инь».

Не убирая далеко основную таблицу триграмм, мы находим вплетенную триграмму, состоящую из внутренних черт основной триграммы, она позволит узнать нам о самом процессе ремонта, как он будет проходить, прежде чем будет получен итоговый результат в гексаграмме 34. Вспоминайте, мы рисуем (с низа в вверх) 2, 3,4,3.4,5 черты 34-ой гексаграммы.

Теперь мы можем обратиться к тексту объясняющему гексаграммы. Гексаграмма № 34 покажет текущий момент ситуации, т.е. ремонта в доме, а выборочное чтение пояснений к подвижным чертам даст ключи — разгадки к возникающим проблемам во время исследуемой ситуации, где ждут перемены. В новых гексаграммах 60 и 43 подвижных черт нет, поэтому пояснение к ним не читается, а исследуется основной текст.

Проще говоря, рассмотрение каждой гексаграммы в книге состоит из трех частей: основной части древнего текста, пояснений автора к линиям и авторское понимание общей предсказательной картины данной гексаграммы. Если линии Яо есть, читайте о них во второй части пояснительного текста, если нет — только общее предсказание.

В исходной гексаграмме № 34 подвижные черты 3,4,5, с ними и нужно познакомиться.

Итак, мы получили гексаграмму № 34 — «Мощь великого», которая указывает на прекрасную возможность осуществить задуманное, но, читая об упрямстве символического образа козла, который рогами бодает забор и застрянет в нем, нужно предупредить клиента о его собственном упрямстве и не желании выслушать мнение других. Возможна помеха от самого себя, близких и от людей ниже по социальному уровню нашего клиента. Действительно, он беседовал не с одним работником — претендентом на проведение ремонта, не со всеми был найден общий язык. Нервозная обстановка возникла и в семье. Все оказались заняты своими делами. Но если пожертвовать собственным мнением, взять на себя все хлопоты и поступиться малым, то будет польза для всех.

Далее читаем о значении промежуточной гексаграммы № 43 — «Выход», которая описывает сам процесс недоразумений. Конфликты принесут разочарование и потери, нельзя быть доверчивым, следом могут прийти проблемы еще серьезнее.

Итог — гексаграмма № 60 — «Ограничение», показывает необходимость всерьез заняться ремонтом, отдать много времени и много сил, придет сожаление о больших тратах и доверчивости, но большого горя от этого не будет.

Краткое резюме следующее: «Силы, желание и денежные средства для задуманного ремонта есть, но весь дальнейший процесс будет проходить в проблемах, спорах и потерях. Эти потери не будут глобальными, но принесут разочарования и сожаления. Придется серьезно заняться разрешением недоразумений, переложить всю работу на других не получиться. Нужно успеть выполнить свои обязанности и дома и на службе. В результате, наш клиент с горечью может сделать вывод: «Ничего нельзя доверить другим. Все приходиться делать самому. Очередной раз в этом убедился».

В первоначальной гексаграмме мы имеем 3 подвижные черты: 3,4,5. На них нужно обратить особое внимание и прочитать их трактовку в тексте для гексаграммы № 34:

3. «Низкий человек применяет силу, благородный человек использует сеть. Несчастное гадание: баран уперся в изгородь, и ни вперед — ни назад — его рога застряли»

4. «Счастливое гадание. Раскаяние исчезнет. Проломил плетень и запутался. Сила в кузове повозки».

5. «Если потеряешь барана на рынке, сожалеть не будешь».

Предстоит столкновение интересов, упрямство приведет к недоразумениям, но нужно быть умнее и тактичнее «низких людей», предпочтительнее «использовать сети», чем «ломать рога». «Сила повозки» — это запасные варианты решения проблем и стойкость хозяина дома. Можно менять планы, «сожаления не будет». Был задан вопрос из нашей каждодневной суеты, поэтому дан простой и лаконичный ответ. Согласитесь, что здесь не уместно рассказывать о глубинных причинах предстоящих проблем.

И здесь нужно использовать еще одно правило построения гексаграмм:

1. Если выпадает одна старая Инь или Ян, посмотрите и разберите ее положение. Первая, т.е. самая нижняя черта показывает изменения в начале событий, вторая — перемены во внутреннем развии ситуации, третья — затронут момент кризиса перехода из внутреннего во внешнее и опаности в ситуации, четвертая — начало проявления во вне, пятая — максимальное развитеие внешних событий, шестая — завершение, осмысление, духовное значение произошедшего.

2. Если выпадает 2 подвижные черты и они одинаковы. Например, 2 Инь, то особое значение приобретает нижняя черта. В ней больше силы. Две разные, Инь и Ян, то разбирается Инь, как характеризующая внутренний процесс.

3. Если выпадает 3 подвижных черты, то разбирается средняя.

4. Если выпадает 4 подвижные черты, то рабираются неподвижные 2 черты, как основа события.

5. Если выпадают 5 подвижных черт, то это говорит о большом беспокойстве и даже хаосе в событиях. Разбирайте одну неподвижную. Она управляет всей ситуацией.

6. Если выпадают 5 подвижных черт, просто поменяйте черты на противоложные и трактуйте новую гексграмму, а первую не рабирайте.

Второй пример связан с вопросом иного свойства. Во время встречи с астрологом, клиентка Р. получила совет, запрещающий учиться гаданию на картах Таро. Р., чувствуя внутреннюю потребность гадать, в порыве несогласия с астрологом, купила карты, но по-прежнему находиться в сомнении. «Можно ли мне гадать на Таро?” — так прозвучал ее вопрос.

Бросим монеты:

Записываем гексаграмму снизу вверх на листке бумаги одновременно с бросанием монет и получаем:

Находим номер в основной таблице книги и определяем номер: № 12 — «Упадок», «Неудача». В данной гексаграмме две подвижные черты, поэтому на них необходимо обратить особое внимание в тексе к гексаграмме № 12.

Следующий шаг: меняем подвижные черты на противоположные:

Находим номер гексаграммы: № 10 — «Наступление», «Осторожная поступь». Это итоговая гексаграмма, а теперь построим промежуточную, состоящую из внутренних черт гексаграммы № 12:

Находим номер гексаграммы: № 53 — «Течение», «Продвижение»

А теперь анализируем полученный результат.

Гексаграмма 12 — «Упадок» состоит из триграмм Цянь и Кунь. Обратите внимание на их свойства в таблицах и вы увидите, что это — Небо и Земля, отец и мать, твердое и мягкое. Объединяясь в одной гексаграмме, они должны создавать гармонию, дополнять друг друга. Но название гексаграммы совершенно другое, она предупреждает о неприятностях, которые существуют в жизни клиентки.

Здесь уместно только одно объяснение: причина напряжения кроется в расположении триграмм. Триграмма Цянь — Небеса, устремляется вверх, а Кунь — Земля вниз. Вместо проникновения и объединения двух энергий происходит разобщение, отрыв друг от друга. Небесное уходит еще выше, а земное падает еще ниже, жизнь заходит в тупик.

«Упадок» подтверждает внезапность получения отрицательного отзыва о способностях клиентки к гаданию на Таро. Р. была уверена в противоположном, поэтому оказалась растерянной и «униженной». Перемены советуют ей быть терпеливой и спокойно реагировать на замечания астролога: «Низкому человеку — счастье, большому человеку несчастье». «Низкий» здесь означает «не имеющий знаний», неумелость и небольшой кругозор.

Но слова астролога не могут фатально разрушить жизнь Р. «Есть повеление свыше», «закончились несчастья», «переворот несчастья» — фразы подтверждающие необходимость критически подойти к полученному совету. Можно отказаться от общения с астрологом вообще: «Когда рвут тростник, то другие стебли тянуться за ним». Избавляясь от одного навязанного предубеждения, можно легко освободиться и от остальных догм и ненужных связей.

Процесс освобождения описан в гексаграмме № 53 — «Течение». Образ лебедя здесь дан, как символ чистоты, преданности семье, близким. В нашем вопросе речь идет об освоении Таро, поэтому заниматься картами нужно с чистыми помыслами, уважая членов семьи и их мнение. Сам процесс будет идти постепенно, не напрасно гексаграмма описывает приближение лебедя к дереву. Дерево — общение, социальное признание. Лебедь не делает гнездо на вершинах деревьев, но «может быть он и достигнет своего сука», т. е. Р. найдет свою нишу, приобретя знания и опыт, которые будут формироваться 3 года: «Женщина три года не беременеет. В конце концов, ничто ее не одолеет».

За это время не все будет спокойно в ее семье и в эмоциональной жизни: «Благоприятно справиться с разбойниками». А «разбойниками» могут быть не только внешние факторы, но и наши внутренние сомнения и страхи, хитрость и лукавство.

Итоговая гексаграмма № 10 — «Наступление» обнадеживает: «Скромная жизнь уходит», «и кривой может видеть, и хромой может наступать». Не следует бояться, не сразу города строились, нельзя ждать от себя быстрого успеха в предсказаниях, признания окружающих. Нужно быть неспешным, осторожным. «Наступить на хвост тигра» означает большую опасность. А в жизни неумелое предсказание может привести к самым печальным последствиям, даже опасности для жизни. Поэтому своих учеников я стараюсь обучить, прежде всего, умению вести беседу, правильно подбирать слова, которые не ранят душу человека, а дадут надежду и желание жить, быть тактичным.

«Рассматривай прежние поступки, исследуй лучшее в них» — опыт и осмысление, сравнение предсказаний и реально свершающихся событий — вот к чему должна стремиться Р.

Ее ждет «изначальное счастье», она будет заниматься нужным ей делом.

У нас остались не разобранными подвижные черты в 12 гексаграмме. Они подтверждают необходимость освободиться от полученных рекомендаций астролога и сойтись с людьми, которые имеют те же устремления, что и Р.

Просмотр гороскопа Р. автором книги, подтвердил таланты Р. в освоении мистических знаний, в ее судьбе заложено позитивное энергетическое воздействие на судьбы окружающих людей. Транзитные Уран и Нептун создают для этого благоприятную атмосферу, поэтому изучением Таро и астрологии нужно заняться не откладывая. А астрологу, давшему рекомендацию изучать астрологию, но не трогать карты Таро, следует пожелать серьезнее узнать о картах, как о части астрологических знаний. Одно не противоречит, а дополняет второе. Каждая карта несет информацию о 10 градусах Зодиака, имеет своего планетарного управителя. Об этом вы можете прочитать в книге автора «12 уроков Таро».

Что мы можем сказать Р.? Нужно оставить смущение и сомнение, полученное во время консультации у астролога, необходимо изучать и астрологию и Таро (и другие полезные науки). Делать это нужно не спеша, постоянно помня, что идет речь о прикосновении к судьбе человека, его душе, его будущему. В руках Р. окажется сильный и опасный магический инструмент, владеть им нужно очень осторожно, оберегая, прежде всего, себя.

Прошел год после описания данного примера и спешу сообщить, что, пройдя многочисленные сомнения, трудности, Р. научилась гадать на Таро, ей материально помог супруг. Их семья укрепилась, возросло уважение супруга к нашей подопечной. Она приобрела свой круг слушателей, да и круг этот сильно изменился и расширился.

* * *

Обратите внимание на названия гексаграмм в следующей части книги. Их несколько, они даны в переводе разных авторов. Все это для того, чтобы вы могли сравнить, насколько разнообразно, порой противоречиво, понимание гексаграмм. Выбирайте то название, которое точнее передает содержание, которое, по вашему мнению, верно. Свои вопросы, идеи, размышления вы можете послать на сайт www. astrotaromag.com.

Краткая характеристика тригграм для гадания и предсказаний.

Цянь, Небо, сила, творчество, напряжение, созидание, вдохновение, выносливость, упорство, глубокая, постоянная радость.

Кунь, Земля, восприимчивость, послушность, уступчивость, источник питания всего сущего, порождение, благословление.

Чжэнь, Гром, подвижность, импульс, возбуждение, беспокойство, яркий смелость, изгоняющий старое, созидающий новое, сексуальный, пугающий, вдохновляющий, воинственный.

Кань, Вода, глубина, опасность. риск, энергия, скрытые богатства, заполняющий собой, стремящийся вперед, неуемный, возбуждение от любых видов опасностей, ликование в работе, деле.

Гэнь, Гора, неподвижность, незыблемость, остановка, возмездие, судьба, точка поворота, неподвижная точка во всех поворотах, понимание свершившегося, проявление достоинства, окончание дела, осмысление.

Сунь, Ветер, лес, проникновение, мягкость, неуловимость, стадия зрелости, способность поддерживать и питать, семейственность, главенствует в новом доме, входящий с низу, элегантный, властный, постоянно движущийся, помогающий судьбе свершиться.

Ли, Огонь, соединяющий, ясность, яркость, сияние, тепло, осознавание, одухотворенность идей и мыслей, красота, элегантность, удивительное, удачное.

Дуй Озеро и пар над водой, открытое пространство, радость, обогащение, дружелюбие, веселье, удачное взаимодействие, свобода без ограничений, сексуальность, вдохновляющее творчество, одобрение окружающих, волшебство, удовольствие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти потерянную флешку
  • Как составить окупаемость бизнеса
  • Как составить реферат к курсовой работе
  • Как найти агентов для страховой компании
  • Как найти размер чистой прибыли