Как составить свою ленту времени по истории 5 класс

Содержание статьи

  • Лента времени – что это?
  • Для чего нужна?
  • Как рисовать и использовать?
  • Примеры лент для школьников младших классов
  • Примеры исторических лент времени для 5 класса
  • Вопрос-ответ
  • Какой век, если дата – двухзначное число?
  • Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?
  • Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Выполнение с заданий, связанных с лентой времени по истории в 5 классе, может поначалу вызывать у школьников вопросы. Для начала стоит дать ей определение. Мы выясним, что показывает лента времени, для чего нужна, и как решаются задачи с датами.

Лента времени для детей

Лента времени – что это?

Путь человека и всего человечества можно представить в виде дороги, по которой он идет. Дорога или линия или лента отображает время. И если расстояние исчисляется в метрах и километрах, вес – в граммах и килограммах, то время мы измеряем в часах, днях, месяцах, годах.

Понять, что было раньше, а что потом нам помогает хронология – вспомогательная историческая дисциплина, определяющая даты важных событий и последовательность.

Обычно исторические даты записываются по порядку в таблицы, где в первой колонке указывается число, месяц и год (года), а во второй коротко описывается событие.

Основные даты в истории компьютеров

Лента времени – это графическое обозначение времени, временная шкала, на которой наглядно показано, что было раньше, а что случилось позже.

Лента времени

Для чего нужна?

Нехитрые приспособления в виде лент с датами помогают лучше ориентироваться во времени. Еще в древности люди вели счет времени, чтобы знать, когда наступит весна, зима, лето. Нужно было заблаговременно посеять семена, вовремя убрать урожай, пока не наступили холода или не разлились реки, способные погубить всходы. Люди придумали календари. В основном они были круглыми, обозначая цикличность: зима сменяется весной, весна – летом, лето – осенью, и снова наступает зима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Началом года у многих народов открывала весна. Весной нужно возделывать землю, чтобы получить урожай. От его богатства зависело выживание в зимний период, когда раздобыть еду становилось почти невозможно. Хозяйственная деятельность в древние времена была первоочередной. Но не единственной. Разные народы отмечали важные для них события. Если представить эти события в виде картинок, и расположить их в хронологической последовательности, мы получим подобие ленты времени.

У каждой такой ленты есть точка отсчета. Древние египтяне вели счет лет в период правления каждого из фараонов. Древние греки взяли за точку отсчета дату олимпийских игр – важнейшего события в Древней Греции. Народы, исповедующие ислам, вели летоисчисление от даты переселения Мухаммеда в Медину, древние римлянине – от года основания Рима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Счет по памятным событиям понятен и прост. Но он не дает полного представления о времени. Сегодня человечество использует для этого григорианский и юлианский календари.

Лента времени – это вспомогательный инструмент, который нужен для того, чтобы мы могли быстро узнать порядок важных событий и их даты.

Видео урок по теме:

Как рисовать и использовать?

Для проекта, доклада, демонстрационных стендов ленты времени оформляются красочно и ярко: с фотографиями, рисунками, выделениями цветом.

Лента стенд

Но сперва детям нужно научиться рисовать и работать с простой схемой. Задача заключается в следующем:

  1. Нужно на листочке в клеточке поставить точку слева. Это точка отсчета.
  2. Начертить прямую линию от точки вправо.
  3. Нарисовать на конце линии стрелку, обозначающую, что время непрерывно движется вперед.
  4. В рамках задания по истории середина исторической ленты разделяется вертикальной чертой с надписью «РХ» – Рождение Христа.
  5. С левой стороны от черты показан временной период до нашей эры, с правой стороны – нашей эры (0 – 2022 гг.).

Ученикам потребуется отмечать на линии даты событий, указанные в учебнике. Если нужно отвечать на вопросы по типу «сколько лет прошло?» (от основания города, выигранной битвы и т. д), следует отметить текущий год. Посчитать количество лет не составит труда, зная, что «РХ» обозначает 0 г.

Даты событий

Разъяснение, как выполняется задание по работе с лентой времени в 5 классе:

Примеры лент для школьников младших классов

По сути, любой отрезок времени (день, год, месяц) мы можем изобразить в виде ленты. Попробуй нарисовать свою ленту времени с событиями, которые случились сегодня или вчера:

  1. Вспомни, что с тобой происходило. Например, проснулся, встретился с другом, позавтракал, сходил в кино, сделал домашнее задание, получил пятерку. Напиши список.
  2. Теперь начерти линию. Она соответствует одному дню.
  3. Как мы знаем, в одном дне 24 часа. Поставь на линии 24 точки на равном расстоянии друг от друга (можно воспользоваться листочком в клеточку).
  4. Начальная точка с левой стороны – это 0:00. В это время ты, скорее всего, спал. Найди на ленте точку, соответствующую времени, когда ты проснулся. Например, 7:00 – это 7 точка. Начерти от нее вертикальную линию вниз или вверх и нарисуй будильник.
  5. Вспомни, когда примерно произошли другие события из составленного тобой списка. Нужно сделать соответствующие пометки и нарисовать небольшие рисунки к ним. Постарайся вспомнить, какие другие события произошли, чтобы заполнить всю ленту.

А это пример, как можно графически изобразить историю жизни:

Лента времени для детей история жизни человека

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения:

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения

На следующем рисунке схема жизни дерева:

На следующем рисунке схема жизни дерева

А эта лента демонстрирует историю появления и совершенствования конструктора «Лего»:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Выполни простое задание:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Доступное объяснение, что такое лента времени (разбор понятия с примерами из истории России для школьников):

Примеры исторических лент времени для 5 класса

Чтобы успешно выполнить домашнее задание в 5 классе, нужно знать:

  1. Самый главный отрезок времени в исторической хронологии – это год.
  2. Счет лет ведется годами, десятилетиями (10 лет), столетиями или веками (100 лет), тысячелетиями (1000 лет).
  3. Чтобы определить век по году, в котором произошло событие, нужно закрыть два крайних числа справа и прибавить к оставшемуся числу один. Примеры: 489 год (4+1) – это 5 век, 1893 год (18+1) – 19 век, 2022 год (20+1) – 21 век.

Все это, а также умение записывать века римскими цифрами, потребуется для успешной сдачи теста по теме «Лента времени».

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени:

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени

Лента с историческими событиями середины 17 века – первой половины 18 века:

Как нарисовать ленту времени в 5 классе? 

Еще примеры схем:

Примеры схем ленты времени 1

Примеры схем ленты времени 2

Примеры схем ленты времени 3

Презентация по теме:

Вопрос-ответ

Какой век, если дата – двухзначное число?

Все даты, где год указан двумя цифрами (49, 23, 99) относятся к 1 веку.

Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?

Все, что находится слева от разделительной черты, относится к периоду до нашей эры. «РХ» является своеобразной точкой отсчета. От нее влево отсчитывается сначала 1 год, 2 год…1 век, 2 век до н. э. Время словно движется в обратном порядке.

Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Раньше был 100 в. до н. э. Он располагается дальше от разделительной линии.

Благодаря лентам времени дети и взрослые могут лучше представлять себе историю. Это прекрасный инструмент для изучения истории древнего мира, истории России, родного города. Простой рисунок ленты или схема с датами помогут составить из разрозненных фактов одну целостную картину.

Лента времени по истории. Все события, произошедшие до нашей и нашей эры нужно расположить на временной шкале, за точку отсчета взять рождение Иисуса Христа, это середина Ленты времени. Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа, потому что с возникновением христианства появилась единая система отсчета времени. Смотрите образец Лента времени с датами.

Хронология событий до нашей эры и в период нашей эры, на линии отрезков ставите большую красную точку и пишите событие, которое повлияло на развитие истории. Исторический период объединить в один отрезок и обозначить одним цветом

Внизу указываем сколько лет обозначает один отрезок.

На шкале , обозначающей нашу эру ставим точки отсчета I век II, век, III век,

На шкале до нашей эры обозначаем

Перейти к контенту

История

Время чтения 1 мин.Просмотры 24.7к.

Всю историю человечества можно представить в виде ленты времени, по которой люди двигались шаг за шагом, сменяя десятилетия, столетия и тысячелетия. Линия времени по истории дает понять ученикам 5 класса какие этапы развития прошло человечество до сегодняшнего дня.

Лента времени.

Линия времени.

По истории.

Для учеников 5 класса.

Схема времени.

Картинки ленты времени.

Определите, к какому веку относится эти даты, почему вы так Решили?

На урок истории.

Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры.

Лента времени всемирной истории.

Этапы всемирной истории.

Слайд 1

Счет лет в истории

Слайд 2

Нам нужно знать: Как и почему именно так происходили события в действительности Назвать места событий Указать, когда происходили события, что происходило и после них.

Слайд 3

Измерение времени Клио, я не знаю, с чего мне начать измерять время! Гоша, для начала запомни, что такое хронология .

Слайд 4

Хронология – это наука, которая изучает способы измерения времени и различные календарные системы.

Слайд 8

Год – измеритель времени Счет лет в исторической науке ведется строго по годам Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени Я родился Я в 5 классе Я пошел в школу Я пошел в детсад 0 3 года 7 лет 12 лет

Слайд 9

Дата – год, месяц и число ! Даты некоторых событий историки указывают лишь приблизительно Вспомните известные вам важные для истории даты?

Слайд 10

Хронология «хронология» — с древнегреческого означает «наука о времени». 10 лет – десятилетие 100 лет – столетие 1000 лет – тысячелетие 1 век -100 лет

Слайд 11

Измерение времени по векам и тысячелетиям Век = 100 лет Сколько веков составляют тысячелетие? Тысячелетие = 10 веков – 1000 лет

Слайд 12

Лента времени Ход времени прошлое настоящее будущее Лента времени — это «дорога» из прошлого в будущее через настоящее. Какие единицы измерения времени вы знаете? Чему они равны и с чем связаны? Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания. эра день неделя век год месяц час секунда

Слайд 13

Лента времени Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры . I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000 Для записи 4 перед V ставят I (отнимают) = IV Для записи 9 перед X ставят I (отнимают) = IX !

Слайд 14

Точка отсчета времени Р. Х. 3 2 1 0 1 2 3 До н. э. н. э. Р. Х. Рождество Христово Н. Э. – наша эра До Н.Э. – до нашей эры

Слайд 15

Тренируемся определять последовательность событий 1945 г. 490 г. до н.э. 988 г. 1900 г. 334 г. до н.э. 1812 г. 490 г. до н.э. 334 г. до. н.э. 988 г. 1812 г. 1900 г. 1945 г.

Слайд 16

Тренируемся определять век! 490 г. до н.э. 334 г. до. н.э. 988 г. 1812 г. . 1900 г. 1945 г. V в. до н.э. IV в. до. н.э. Х в. XIX в. XIX в. XX в

Слайд 17

Домашнее задание Запишите даты в тетрадь 1380 г., 1961 г., 2003 г., 326 г. до н.э ., 584 г. до н.э , 900 г., 1701 г., 1834 г. нарисуйте ленту времени, нанесите на нее даты в хронологической последовательности, подпишите век римскими цифрами § 3, учить римские цифры

План урока:

Единицы измерения времени

Летоисчисление в Древности

Историческая лента времени

Исторические задачи

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

 В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» — от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)

Историческая лента времени

С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.

Как нарисовать ленту времени? Ее представляют в виде прямой, на ней обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на данной линии изображают по хронологии — слева направо.

t1

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.

t2

Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

Исторические задачи

Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.

1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?

Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.

t3

2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?

Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.

t4

3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.

Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

А. 1875 г. – здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу — 18, мы прибавляем 1: 18+1= 19. Получается в 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идет XIX в.

Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 1700 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.

В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.

Ответ: А. 1875 г. — XIX в; Б. 1700 г. — XVII в.; В. 56 г. – I в.

4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?

Решение: 1240+1000 = 2240.

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.

       Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой тотем животного
  • Как найти эпсилон в теоретической механике
  • Как найти историю семьи своих предков
  • Warface как найти пин коды
  • Как найти человека в какой соц сети