Как составить свою проективную методику

Английский психолог
П. Клайн в одной из своих книг (1994) пишет
о том, что задача, решаемая при создании
проективной методики, весьма проста.
Для этого нужно найти стимул, релевантный
тому аспекту личности, который желают
исследовать. Он иллюстрирует свою мысль
разработкой проективной методики для
измерения оральности*, методика была
названа «Вампир-тест». Целью этого теста
полагается выяснение того, насколько
связаны с оральностью оральные черты
личности. Установление этой связи
подтвердило бы известное психоаналитическое
положение. П. Клайн выбирает в качестве
стимулов три изображения (рис. 6.6-6.8).

* В психоанализе
полагается, что на первой фазе
психосексуального развития (1-й год
жизни) господствующей эрогенной зоной
является оральная (ротовая) и формируются
оральные черты характера, которые
призваны защищать от орального эротизма
– инфантильного удовлетворения от
процесса кусания или сосания. Фиксация
на этой стадии (в силу нарушений в
нормальном сексуальном развитии) ведет
к множественным защитным реакциям-проявлениям
орального характера в зрелом возрасте.

1.
Женщина, кормящая грудью ребенка.
Здесь
изображена основная оральная ситуация.
Молодая женщина кормит своего ребенка.
Отчетливо видны ее налитые молоком
груди. Ее голова слегка склонена, на
лице – бесконечная нежность (см. рис.
6.6).

Рис. 6.8

2.
Существо, похожее на
волка, вонзило клыки в шею своей жертвы.
Этот рисунок был
специально подобран, чтобы изобразить
жестокость орального садизма: укусы до
смерти, как это, по предположению, должно
быть представлено в бессознательном.
Изображение волка было выбрано потому,
что оно отражает базовую оральную
свирепость (см. рис. 6.7).

3.
Вампироподобное
существо пьет кровь своей жертвы.
Мотив
с вампиром выбран потому, что была
выдвинута гипотеза, в соответствии с
которой привлекательность рассказов
и легенд о вампирах, с литературной
точки зрения представляющихся банальными
и скучными, состоит в замещении ими
проявлений орального садизма (см. рис.
6.8).

Что
же вышло в итоге? Не получено доказательств
того, что лица, демонстрирующие оральность
по этому тесту, отличаются от других
испытуемых по тому же показателю,
измеренному другими тестами. Неудача
П. Клайна не случайна, и дело здесь не
только в определенной зыбкости
теоретических представлений, положенных
в основу создаваемого теста. И не в том,
что П. Клайн – сторонник так называемого
объективного подхода к интерпретации
полученных данных, о котором мы вели
речь ранее. Проективные методики, как
никакие другие, способствуют проявлению
разнообразия индивидуальных реакций.
Поэтому к ним наиболее применимо
известное положение о том, что хороший
тест – это старый тест.
Для
снижения размерности множественных
реакций – ответов, стимулируемых
проективной методикой, и оценки их
личностного содержания необходимы
значительные исследования, длящиеся
нередко десятилетиями. Поэтому-то так
редки разработки новых проективных
методик и столь живучи созданные много
лет назад. Следует признать, что на
нынешнем уровне развития теории и
практики психодиагностики создание
новых проективных методик (за исключением
достаточно узко ориентированных и
близких им методик типа «неоконченных
рассказов» и т. п.) не может оправдать
тех усилий, которые необходимо приложить
для решения этой задачи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    14.03.2015146.94 Кб4В.doc

  • #
  • #
  • #
  • #


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Часть академического исследования, посвященная его методике, дает вам возможность убедить ваших читателей в том, что ваше исследование полезно и вносит важный вклад в вашу область науки. Хорошее описание методики исследования базируется на общем подходе к исследованию — будь он качественным или количественным — и адекватно описывает использованные вами методы. Обоснуйте, почему вы выбрали именно эти методы, а затем объясните, как использование этих методов позволяет получить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании.[1]

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 1

    1

    Переформулируйте тему вашего исследования. Начните часть вашего исследования, посвященную методике, с перечисления тем или вопросов, которые вы собираетесь исследовать. Включите сюда гипотезу, если она есть, или укажите, что вы собираетесь доказать своим исследованием.[2]

    • При перефразировании упомяните все сделанные вами предположения или условия, которые вы подразумеваете. Эти предположения определяют выбранный вами метод.
    • Укажите, какие переменные вы будете проверять, а также другие условия, которые вы контролируете или предполагаете одинаковыми.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 2

    2

    Установите общий методический подход. Общий подход может быть качественным или количественным. Иногда возможно использовать сочетание обоих подходов. Кратко объясните, почему вы выбрали тот или иной подход.[3]

    • Если вы хотите, например, исследовать и документировать измеримые социальные тренды или оценивать влияние конкретных политических мер на разнообразные переменные, используйте количественный подход, фокусируясь на сборе данных и статистическом анализе.
    • Если же вы, к примеру, хотите оценить взгляды людей или понимание определенной проблемы, используйте более качественный подход.
    • Вы можете также комбинировать оба подхода. Например, вы можете преимущественно смотреть на измеримый социальный тренд, но также интервьюировать людей и получать их мнения о том, как этот тренд влияет на их жизнь.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 3

    3

    Определите, как вы будете собирать или получать данные. Этот раздел вашей методической части рассказывает читателям, когда и где вы проводили свое исследование и какие основные параметры были использованы, чтобы убедиться в относительной объективности ваших результатов.[4]

    • Например, если вы проводите социологический опрос, вы должны привести вопросы, включенные в этот опрос, и рассказать, где и как этот опрос проводился (лично, онлайн или по телефону), сколько опросов вы провели, и как долго ваши респонденты отвечали на опрос.
    • Включите достаточное количество деталей, чтобы другие могли воспроизвести ваше исследование (хотя их результаты все равно могут не совпасть с вашими).[5]
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 4

    4

    Укажите причину использования необычных методов. Вам может понадобится (особенно если вы проводите исследование в области социальных наук) использовать методы, которые обычно не используются при таких исследованиях или кажутся несоответствующими цели вашего исследования. Такие методы требуют дополнительного пояснения.[6]

    • Качественные методы исследований обычно требуют более подробного объяснения, чем количественные.
    • Базовые исследовательские процедуры нет необходимости объяснять в деталях. Как правило, автор предполагает, что читатели знают обычные методы исследований, например, социологи понимают, что такое социологический опрос или фокус-группа.
  5. Изображение с названием Write Research Methodology Step 5

    5

    Цитируйте все источники, на которых вы основывали выбор методики. Если вы использовали чьи-то работы, чтобы разработать или применить свою методику, опишите эти работы и поясните, что из них вы использовали в своей работе или как ваша работа построена на них.[7]

    • Например, предположим, что вы проводите социологический опрос и использовали несколько других исследовательских работ, чтобы разработать вопросы для вашего опроса. В этом случае вы должны упомянуть эти источники.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 6

    1

    Объясните выбор критериев отбора данных. Если вы собираете первичные данные, вы, скорее всего, установите параметры отбора. Ясно укажите эти параметры и поясните вашим читателям, почему вы установили именно такие параметры и почему они важны для вашего исследования.[8]

    • Если вы проводите социологический опрос, опишите участников вашего исследования и укажите все критерии включения и исключения, которые вы использовали при формировании группы участников.
    • Обоснуйте размер выборки, если это применимо, и опишите, как он влияет на возможность расширения результатов вашего исследования. Например, если вы провели социологический опрос среди 30 процентов всех студентов университета, вы, скорее всего, можете применить полученные результаты ко всем студентам этого университета, но, возможно, не к студентам других университетов.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 7

    2

    Укажите слабые стороны используемых вами методов. Каждый метод исследования имеет свои сильные и слабые стороны. Кратко обсудите слабые стороны и критику выбранных вами методов, а затем объясните, почему они неуместны или неприменимы в вашем конкретном исследовании.[9]

    • Чтение других исследовательских работ — хороший способ определить возможные проблемы, которые обычно возникают при использовании разных методов. Укажите, столкнулись ли вы с какими-либо из этих обычных проблем при проведении вашего исследования.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 8

    3

    Опишите, как вы преодолевали трудности. Преодоление трудностей в вашем исследовании может быть одной из наиболее важных частей вашего методического раздела. Опишите, как вы разрешили возникшие проблемы, — это может повысить доверие ваших читателей к качеству результатов вашего исследования.[10]

    • Если вы столкнулись с какими-либо проблемами при сборе данных, четко объясните, какие шаги вы предприняли, чтобы минимизировать влияние этих аспектов на результаты.
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 9

    4

    Оцените другие методы, которые вы могли бы использовать. В случае, если вы используете метод, который выглядит необычным для вашей темы, включите в вашу работу обсуждение других методов, которые обычно используются в исследованиях, подобных вашему. Объясните, почему вы не стали их использовать.[11]

    • В некоторых случаях достаточно просто указать, что существует множество исследований, использующих определенный метод, но нет ни одного, использующего ваш метод, из-за чего возникает пробел в понимании этой проблемы.
    • Например, может быть много работ по количественному анализу какого-то конкретного социального тренда. Однако, ни одна из этих работ, возможно, не останавливается подробно на том, как этот тренд повлияет на жизнь людей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 10

    1

    Опишите, как вы анализировали результаты. Ваш анализ главным образом зависит от того, использовали вы качественный или количественный метод, или оба. Если вы использовали количественный подход, скорее всего, вы будете использовать статистический анализ. При качественном подходе укажите, какую теорию или философию вы использовали.[12]

    • В зависимости от вопросов, поставленных в вашем исследовании, вы можете использовать сочетание количественного и качественного анализа — точно так же, как вы можете использовать оба подхода. Например, можно выполнить статистический анализ, а затем интерпретировать эту статистику через призму определенной теории.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 11

    2

    Объясните, как ваш анализ соответствует целям вашего исследования. В конечном счете, ваша методика должна обеспечить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании. Если между ними нет хорошего соответствия, вы должны либо изменить свою методику, либо несколько поменять вопросы вашего исследования.[13]

    • Например, предположим, что вы исследуете влияние обучения в колледже на семейные фермы в сельских районах США. Хотя вы можете провести интервью с людьми, выросшими на семейных фермах и закончившими колледж, это не даст вам общую картину. Количественный подход и статистический анализ дали бы более целостную картину.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 12

    3

    Определите, насколько хорошо ваш анализ отвечает на вопросы вашего исследования. Соотнесите вашу методику с исходными вопросами исследования и представьте возможный результат вашего анализа. Опишите подробно, что ваши результаты прояснят в вопросах вашего исследования.[14]

    • Если при ответе на вопросы исследования ваши результаты подняли другие вопросы, которые могут потребовать дальнейших исследований, укажите это кратко.
    • Также можно упомянуть о любых ограничениях ваших методов или о вопросах, на которые не удалось ответить.
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 13

    4

    Оцените, можно ли переносить или обобщать ваши результаты. Возможно, вы можете перенести ваши результаты в другой контекст или обобщить их. В социальных науках переносить результаты обычно сложно, особенно если вы использовали качественный подход.[15]

    • Обобщение обычно можно использовать при количественных исследованиях. Если у вас есть хорошо сформированная выборка, вы можете статистически применить полученные результаты на более крупный массив данных, к которому принадлежит ваша выборка.

    Реклама

Советы

  • Организуйте методический раздел вашей работы хронологически: начните с того, как вы готовились выполнять ваше исследование, затем напишите, как вы собирали данные и как их анализировали.[16]
  • Пишите методический раздел вашего исследования в прошедшем времени, если только это не документ, который нужно представить до того, как описанное исследование будет выполнено.[17]
  • Подробно обсудите ваши планы с научным руководителем до того, как остановитесь на конкретном методе. Он может помочь вам определить возможные недостатки плана вашего исследования.[18]
  • Описывайте ваши методы в страдательном залоге, чтобы сфокусировать внимание читателя на действиях, которые были сделаны, а не на лице, которое их выполняло.[19]

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 449 раз.

Была ли эта статья полезной?

УДК 159.9.072

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

П.К. Обухова, О.В. Кожевникова

Удмуртский государственный университет

Статья раскрывает содержание понятия «проективный метод». Выделяются и описываются характерные особенности проективного метода. Значительное внимание уделяется истории возникновения и классификации проективных методик. Дается описание проблем проективного метода в целом и проективных техник в частности. Обобщается практический опыт и описывается алгоритм создания рисуночного теста. Предлагается новая проективная методика, предназначенная для диагностики эмоционального состояния человека и вариант интерпретации на примере одного рисунка.

Ключевые слова: проекция, проективный метод, рисуночная методика, графический тест, интерпретация.

Проективные методы исследования личности уже не одно десятилетие вызывают особый интерес как профессионалов в области психологии, так и простых обывателей. Зародившаяся еще в начале XX в. и не теряющая своей актуальности до сих пор, проективная психодиагностика может вызвать зависть даже у маленького черного платья, популярность которого не так стабильна. Но в чем именно заключается привлекательность данного инструмента?

Термином «проекция», дословно переводимым с латыни как «выбрасывание вперед», принято обозначать осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных переживаний, характеристик и качеств на внешние объекты. Проективный метод, в свою очередь, представляет собой способ исследования личности, основанный на феномене проекции, и заключающийся в создании экспериментальной ситуации с предоставлением стимульного материала, моделирующего ту или иную жизнен-

© Обухова П.К., Кожевникова О.В., 2019 677

ную ситуацию, отличающегося множеством возможных трактовок. Каждая из этих интерпретаций позволяет раскрыть индивидуальность личности, проанализировать систему личностных качеств и смыслов [1].

Из истории психологии известно, что открытие и описание феномена, позволяющего косвенно воздействовать на те сферы переживаний и поведения человека, которые полностью или в большей степени независимы от социального одобрения, принадлежит К.Г. Юнгу. Именно на данной особенности нашей психики и строится принцип проективного метода, позволяющего выявить индивидуальные особенности личности, которые невозможно наблюдать непосредственно или изучать с помощью других психодиагностических инструментов. Тем не менее, многие психологи не считают, что проективный метод является достаточно надежным и информативным: так, Д. Тодд и А.К. Богарт отмечают, что «измерить надежность и валидность проективных тестов трудно, поскольку они обрабатываются, интерпретируются и используются самыми различными способами, в зависимости от принятых теоретических допущений; нельзя также положиться на ретестовую надежность, ибо известно, что люди меняются со временем и в разных ситуациях» [2, с. 141]. Кроме того, есть риск, что на результаты исследования повлияет ситуация сбора данных, сам экспериментатор или какие-то иные факторы, например биологические ритмы человека или скорость процессов нервной деятельности. Именно поэтому дальнейшее развитие проективных методик ассоциируется, в том числе, и с созданием инструментов с высокими психометрическими показателями: борьба за надежность ведется до сих пор [3]. Так, например, предпринимаются попытки стандартизации и валидизации широко известной в нашей стране методики «Рисунок несуществующего животного» [4, 5]. Однако, по мнению А. Анастази, применение обычных психометрических процедур к проективному инструментарию, возможно, неуместно [6, с. 483].

Все многообразие проективных техник принято подразделять на семь групп:

— конститутивные, предполагающие структурирование и оформление стимула, придание ему смысла (например, тест Роршаха, словесный тест ассоциаций Гальтона, тест «Словарь» и др.);

— конструктивные, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, «тест Мира», в котором необходимо создать «свой мир», Сценотест, в котором человек разыгрывает ситуацию из жизни и др.);

— интерпретативные, предполагающие истолкование какой-либо ситуации, события (например, Тематический апперцептивный тест и его модификации);

— импрессивные, связанные с предпочтением стимулов (например, цветовой тест Люшера, тест Сонди и др.);

— аддитивные, предполагающие завершение рассказа, ситуации, истории (тест Розенцвейга, Системный тест семьи Т. Геринга и др.);

— экспрессивные (например, рисование на свободную или заданную тему);

— катартические (например, психодрама) [4, с. 147].

Значительный ассортимент методик, их доступность и распространенность ведут к бесконтрольному использованию проективных техник. Кроме того, некоторые современные рисуночные методики претендуют на рассмотрение личности с разных сторон при помощи рисунка лишь одного предмета/объекта, который — почти всегда — не ассоциируется субъектом непосредственно с исследуемыми сферами жизни. Информативность и надежность таких методик, в итоге, может вызывать сомнения; тем не менее, если они основываются на каком-то психологическом принципе или же являются удачной модификацией традиционной методики, то их использование может быть вполне оправданным [3].

И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются психологи, внедряющие в свою практику проективную методологию. Не меньше вопросов и опасений вызывают проективные онлайн-тесты с неустановленным авторством, популярные среди пользователей тематических сообществ, которые на основании их применения уверенно ставят диагнозы себе и окружаю-

щим, нисколько не сомневаясь в собственных выводах. Еще одной проблемой можно считать «штамповку» методик: как создание новых, так и изменение существующих, часто проводится без учета какой-либо психологической концепции. А. Анастази отмечает, что проективные методики, таким образом, «являют собой пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании» [цит. по: 3]. А достоверность данных, получаемых с помощью графических методик, прежде всего, определяется опытом работы с ними самого диагноста [3].

Проанализировав публикации последних лет, содержащие описания авторских разработок в рассматриваемой области [8, 9 и др.], мы составили примерный алгоритм создания проективного рисуночного теста:

1) необходимо подобрать и проанализировать несколько методик, на которые можно будет опираться при создании собственного инструмента;

2) затем следует определиться с направленностью разрабатываемой методики и ее типом (например, экспрессивная в форме рисунка), продумать что именно она будет выявлять (цель методики);

3) создать пробный вариант (связать стимул (аморфный материал) и предмет изучения методики), продумать принципы интерпретации рисуночных элементов;

4) если цель методики и полученный в ходе ее апробации результат определенным образом совпадают, то можно переходить к созданию ее итогового варианта.

Результатом реализации перечисленных этапов становится полное описание методики (название методики, цель, предмет диагностики, область применения, характеристики адресной группы (возрастные и профессиональные ограничения), разработка инструкции, требований к стимульному материалу и процедуре проведения, а также принципов интерпретации данных («ключ»). Интерпретация может быть основана на анализе как

общих характеристик изображения (качество линий и нажим; размер рисунка и его расположение на листе; стирание и штриховка отдельных элементов; эстетичность, аккуратность, общее настроение рисунка и др.), так и конкретных деталей, включая их символическое значение.

Рассмотрим в качестве примера разрабатываемую нами с учетом общих принципов применения проективного метода в диагностических целях [6, 7, 10, 11] рисуночную методику «Перекресток». Данная методика предназначена, прежде всего, для диагностики эмоционального состояния человека, его представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения. Перекресток ассоциируется с неким выбором, довольно часто в сложной ситуации, поэтому мы полагаем, что предлагаемый инструмент позволит выявить наличие проблемы, отношение человека к ней и стратегии поиска путей решения.

Оборудование: чистый лист А4, простой карандаш или ручка

Инструкция: Путешественник шел по дороге, но в какой-то момент понял, что заблудился. Дойдя до перекрестка, он остановился и задумался, что делать дальше. Нарисуйте этот перекресток.

Пост рисуночный опрос: Куда в итоге направится путешественник? С кем или с чем он вероятнее всего встретится, если выберет это направление? Что произойдет, если будет выбрана другая дорога? (таким образом можно поговорить обо всех дорогах, которые будут нарисованы) и т.д.

Интерпретация:

1. Расположение листа: горизонтальное — предрасположенность к защитному реагированию; вертикальное — предрасположенность к агрессивному поведению.

2. Расположение рисунка на листе: в центре — потребность в систематизации, уравновешенность; в верхней части листа -дистанция, негативное отношение к окружению, нестабильность и поиск самообладания, детали рисунка в этой части листа показывают осознанные переживания; в нижней части листа — принятие окружения, подчинение, впечатление ненужности, депрессии, самообвинение, неудовлетворенность собой, эта часть

листа указывает на бессознательные переживания и переживания относительно отношений с семьей. Смещение рисунка от центра влево — ориентированность человека на прошлое, замкнутость; смещение рисунка от центра вправо — ориентированность человека на будущее, открытость.

3. Размер рисунка: крупный, выходит за границы листа -уверенность в себе, высокая самооценка; мелкий — тревожность, низкая самооценка.

4. Сила нажима, толщина линий: значительная — энергичность, высокий мышечный тонус, напряженность; незначительная — расслабленность, спокойствие, неуверенность в себе; пунктирный характер линий — неуверенность; повторно обведенные области — значимость их для человека; неточность соединения — небрежность; сильная штриховка — страх, конфликт, озабоченность.

5. Тщательность, подробность и большое количество деталей — заинтересованность, мотивированность.

6. Препятствия, границы: ямы, канавы, реки — представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «снижения», «спуска», связанных с риском «падения»; стены, заборы -представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «подъема», «прыжка»; подъемы и спуски (горы, лестницы, ступени) — представления о затруднительных обстоятельствах, требующих значительных усилий и времени.

7. Дополнительные детали: люди — изображение людей на рисунке символически отражает ситуацию в социальной сфере человека, включенность в отношения; дом — значимость телесности в жизни (движения, пищи, физического удовольствия); животные — представление человека о доброжелательности или враждебности мира (в зависимости от типа животных); солнце -потребность в любви и одобрении, постоянное влияние матери на жизнь; луна — скрытность, потаенность, тяга к таинственному; облака, тучи — неприятности в жизни [10, 12].

Рассмотрим особенности применение предлагаемой рисуночной методики на примере рисунка девушки 20 лет.

Пример рисунка по методике «Перекресток»

Данный рисунок можно интерпретировать следующим образом: у обследуемой девушки наблюдается предрасположенность к защитному поведению, что может объяснять наличие несколько негативного отношения к окружению, однако мир в целом представляется ей достаточно доброжелательным и безопасным местом. Так же ей свойственно держать дистанцию в отношениях с другими людьми, проявляя некоторую степень интроверти-рованности. Она ориентирована на будущее, находится в поиске самообладания и стабильности. Самооценка адекватная, девушка уверена в себе. В повседневности она спокойна и расслаблена. Для нее очень важен факт выбора, она трепетно относится к выбору пути, тщательно взвешивает все «за» и «против». В «зоне будущего» обследуемая видит некоторые затруднительные обстоятельства, которые требуют подъема и мобилизации сил. Река в «зоне будущего» указывает на ее страх перед падением, потерей статуса или неудачей. Девушка изобразила себя на распутье, в центре рисунка, отсюда можно предположить, что у нее сейчас тяжелый период жизни, возможно даже кризис. А отсутствие окружения на рисунке может говорить о чувстве

одиночества в реальной жизни. Нельзя не отметить, что для обследуемой важна телесность — физические упражнения, еда, касания — все это для него важно и доставляет удовольствие. Так же для нее немаловажны детали: знак «Внимание!» и пешеходный переход могут указывать на некоторую зацикленность на сфере безопасности.

Таким образом, предлагаемая методика может использоваться как в целях экспресс-психодиагностики, так и стать отправной точкой для составления целостного психологического портрета обследуемого субъекта. Во втором случае ее применение следует сочетать с другими методами психологической диагностики для получения более надежных и объективных результатов. Возможно использование предлагаемой техники и в консультативной практике, в комплексе с другими проективными технологиями, например, метафорическими ассоциативными картами.

Библиографический список

1. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

2. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. М.: Эксмо-пресс, 2001. 761 с.

3. Бутримова К.Ю., Васина Е.В., Федурина Е.А., Эрентраут В.А. Проективные методы диагностики в современных социокультурных условиях: Актуальные проблемы разработки и практики применения // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 100-122.

4. Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 47-57.

5. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. СПб.: Речь, 2013. 556 с.

6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2005. 688 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

8. Фокина А. Проективная рисуночная методика «Вулкан» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2017. № 4. С. 24-32.

9. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты: для детей и взрослых. М.: АСТ: Кладезь, 2014. 175 с.

10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛаДоС-ПРЕСС, 2002. 160 с.

11. Проективная психология / пер.с англ. М. Будыниной,

С. Лихацкой, Г. Миннигалиевой. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 528 с.

12. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.

ON THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTIVE TECHNIQUES OF STUDYING PERSONALITY

P.K. Obukhova, O. V. Kozhevnikova

Udmurt State University

The concept of a «projective method» is analyzed. The main characteristics of projective method are identified and described. Considerable attention is paid to the history of development and classification of projective techniques. The issues of projective method in general and specific projec-tive techniques are described. Practical experience is summarized and the algorithm for creating projective drawing test is described. A new projective technique that is designed to diagnose the emotional sphere of a person and a variant of its interpretation on the example of one drawing are presented.

Keywords: projection, projective method, drawing technique, projective test, interpretation.

Проективные методы – это методы психологической диагностики, основанные на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Проективные методики направлены на исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств.

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

Общая характеристика проективных методик

Само слово «проекция» было введено З. Фрейдом. Он применял свои техники для того, чтобы обозначить вид психологической защиты. Когда личность защищается от своих же скрытых желаний асоциального типа, она проецирует (или переносит) их на окружающих людей.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Позднее проекцию начали более широко рассматривать в психодиагностике. Данное понятие означает то, как хорошо человек способен отражать свои желания, эмоции и прочее. Проекция означает поведение, а также взгляды на окружающий мир.

Однако проективные методики в значительной степени отличаются от прочих тестов психодиагностического типа.

Прежде всего, такие методики:

  • Позволяют полностью охарактеризовать личность пациента, а не выделить какое-то одно качество или свойство.
  • Методики основываются на опыте пациента, а также на его ассоциативном мышлении.
  • Испытуемый получает полную свободу в своих ответах.
  • Очень часто рассматриваются творческие задачи, которые позволяют раскрыть потенциал человека.

Классификация видов проективных методик

Различают следующие виды проективных методик:

  • конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);
  • конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира и его разнообразные модификации);
  • интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
  • аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения);
  • экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);
  • катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
  • импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера).

См.также: Психодиагностические тесты и опросники

Классификация по принципу использования

Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Вид методики Описание
Экспрессивная Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики. Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения. Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.

Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.

Особенности использования проективных методик

Все описанные выше преимущества проективных методик оказываются эффективными только в случае правильного их использования. Правильное использование подразумевает следующие моменты:

1. Соответствие методик целям и дизайну исследования.

2. Правильный подбор стимулов.

3. Использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач.

4. Выполнение правил проведения некоторых методик.

5. Профессионализм модератора.

Соответствие методик процедуре исследований. Для того, чтобы эти методики помогли исследователю получить необходимую информацию, они должны быть тщательно отобраны в соответствии с целями и дизайном исследования. Первый вопрос, который модератор должен задать себе при планировании методологической части исследования — нужно ли вообще использовать проективные методики в этом исследовании или нет, будут ли они необходимы именно здесь, будут ли их результаты валидны. При положительном ответе на этот вопрос, модератор отбирает те методики, которые помогут решить конкретные задачи исследования. После этого продолжается отбор методик в соответствие с типом фокус групп или интервью.

Большинство описанных выше методик можно применять как на фокус-группах (различных видов), так и на peer-группах и глубинных интервью. Однако проективные методики, требующие длительного времени (например, психорисунки, модифицированный ТАТ и т.д.), лучше применять на peer-группах или глубинных интервью, так как небольшое число респондентов даст возможность получить от них максимальное количество информации. Ролевые игры, конечно же, лучше использовать на фокус-группах с наибольшим количеством респондентов.

Правильный подбор стимулов. Как уже было сказано выше, у проективных методик, в отличие от стандартизированных тестов, нет определенных стимулов, и чаще всего они создаются каждым исследователем (или группой исследователей) самостоятельно. Момент создания или подбора стимулов в использовании проективных методик является одним из ключевых, так как от этого зависит результат исследования. Поэтому созданием или подбором стимулов должен заниматься профессионал. При подборе стимулов необходимо придерживаться следующих правил:

· Стимулы должны нести максимально неопределенный смысл. Неопределенности стимулов можно добиться двумя способами: либо сам стимул должен быть незакончен или непонятен (незаконченное предложение, размытая картинка), либо респондент должен иметь возможность выбрать из множества разнообразных стимулов (картинок, слов, предложений и т.д.).

· Стимулы не должны содержать много деталей, должны быть простыми для понимания.

· Стимулы не должны содержать социальные стереотипы и стилизации.

Несоблюдение этих правил может привести к тому, что предметом обсуждения будут сами стимулы, а не исследуемый продукт, марка, реклама и т.д.

Использование нескольких методик для решения одних и тех же исследовательских задач. Для того, чтобы быть уверенными в валидности данных, полученных с помощью проективных методик, рекомендуется использовать несколько методик для решения одной и той же исследовательской задачи. Например, при изучении имиджа марки, сложившегося в глазах потребителей, можно включить в исследование следующие методики: словесные ассоциации, баблз, мэппинг и ролевые игры. При подборе нескольких методик для одного исследования необходимо, чтобы они не были идентичными по виду требуемой деятельности. Например, в ходе групповой дискуссии или глубинного интервью респонденты придумывают ассоциации, разыгрывают роли, выбирают характеристики из списка и группируют по определенным признакам. Это разнообразие видов деятельности будет способствовать тому, что фантазия участников дискуссии не истощится, они не устанут и не будут скучать в ходе дискуссии.

Соблюдение правил проведения методик. Перед началом проведения проективных методик, модератор должен еще раз сделать акцент на том, что при выполнении задания не существует каких-либо правил, поэтому респонденты могут чувствовать себя свободно и не бояться сделать что-нибудь не так.

Перед началом использования проективных методик необходимо правильно объяснить задание. Объясняя, модератор должен позаботиться о том, чтобы все респонденты поняли задачу, а само задание не показалось им слишком сложным. В некоторых случаях стоит привести примеры (показать психорисунки других участников дискуссии). Однако это нужно сделать так, чтобы у участников исследования не сложился стереотип ответа (чтобы в итоге не получить одинаковые рисунки всех респондентов). При этом все-таки необходимо ограничить время, отведенное на выполнение задания. По истечении отведенного времени важно не прерывать респондентов, а вежливо попросить респондентов заканчивать свою работу.

При проведении проективных методик важно, чтобы никто и ничто не отвлекало респондентов от основного занятия. Самым важным правилом, без которого применение проективных методик как таковых не имеет смысла — необходимость объяснения каждым респондентом своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик.

Профессионализм модератора. От этого момента зависит качество проведения проективных методик и качество интерпретации данных. При проведении исследования с использованием проективных методик модератору важно избежать авторитарного стиля руководства, стремиться не стать цензором, оценивающим ответы респондентов. Наоборот, модератор должен вести дискуссию таким образом, чтобы участники исследования почувствовали себя комфортно, свободно, не стеснялись. Только в этом случае исследователь может рассчитывать на то, что он получит действительно необходимую информацию.

Если респонденты неправильно поняли задание или просто в силу своих личностных особенностей не способны к творчеству, модератору важно не показать своего недовольства и раздраженности, а попробовать еще раз объяснить задачи или заменить эту методику другой.

В ходе дискуссии модератор должен обязательно следить за своими невербальными сигналами, например закрытая поза или недовольное выражение лица может восприниматься респондентами как отрицательная оценка того, что они сделали. Тогда в своей дальнейшей деятельности они будут стараться сделать «правильно» — что не позволит понять их реального отношения к исследуемому предмету.

Опытный модератор воспринимает проведение исследования не как последовательные ответы респондентов на запланированные вопросы, а как материал для дальнейшей интерпретации. Поэтому он должен очень внимательно слушать объяснение каждым участником дискуссии своих действий и каждый раз выяснять, как респондент относится к тому, что говорит.

Преимущества и недостатки проективных методик

Проективные методики в психологии обладают массой положительных сторон. Проективные опросы и тесты позволяют значительно снизить уровень тревожности пациента, диагностировать детей, которые еще не умеют читать. Также такие методики помогают определить скрытые мотивы человека, даже если он сам о них не догадывается.

Но некоторые специалисты категорически отказываются использовать проективную диагностику. Они утверждают, что подобные тесты дают слишком размытые результаты.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

В подобных опросах и других вариантах применения методики нет стандартной шкалы, которая позволила бы оценить результаты и классифицировать их. Сами опросы проводятся в неконтролируемом режиме. При оценке результатов специалист, особенно если он неопытный, может быть предвзят.

Начинающие психодиагносты не согласны с этими недостатками. Они утверждают, что работать по таким методикам очень просто, а благодаря огромному разнообразию тестов повышается и их информативность.

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности. Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов.

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Основы и общая характеристика

Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов. Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов. Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой.
Интерпретировать можно:

  • сюжетные картинки;
  • графические изображения;
  • абстрактные изображения;
  • незаконченные предложения;
  • абстрактные фразы, пословицы, цитаты.

Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.

Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист.

Фото 1852

Примеры проективных методов

Существует несколько наиболее применимых и популярных методов диагностики.

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Данную методику разработал известный шведский психиатр Г. Роршах. Он начала работу над тестом «Чернильные пятна» еще в 20-х годах. Это проективный тест, заключающийся в том, что пациенту предлагают посмотреть на 10 карточек, на которых изображены кляксы разной формы. Изображения симметричные.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Пациент должен сказать, что именно он видит на картинках, точнее описать, на что похожи кляксы. Это предельно простой и быстрый тест, занимающий намного меньше времени, чем опросники, в которых может быть до 100 вопросов. Тест Роршаха подразумевает, что человек дает односложный ответ.

Врач оценивает его по пяти основным критериям:

  • Популярность или оригинальность. Большинство людей видят на картинках одно и то же. Если 9 испытуемых говорят, что они видят бабочку, а 10 видит череп, то его ответ считается наиболее оригинальным.
  • Содержание. Это то, что именно человек видит на изображении: бабочку, птицу, фантастическое существо и прочее.
  • Локализация. Необходимо определить область, на которую смотрел пациент в момент описания изображения. Возможно, испытуемый сконцентрировался на одном элементе картинки или рассматривал ее в общих чертах.
  • Детерминант. Речь идет о форме, цвете и других деталях, которые удалось увидеть испытуемому.
  • Уровень формы. Необходимо произвести оценку того, насколько увиденное человеком соответствует изображению.

После уточнения этих критериев врач должен предельно точно интерпретировать полученные результаты. Подобный тест должен проводить только квалифицированный психолог, который обладает необходимым опытом и навыками работы с пациентами.

Кактус

Главной целью данного теста является выявление эмоционального состояния ребенка. Врач определяет, насколько он агрессивен и в какой мере проявляется его недовольство. Такое диагностическое исследование применимо при работе с пациентами от 4 лет. Для теста необходим лист бумаги и карандаш. Психолог просит пациента нарисовать кактус, таким, как его представляет ребенок.

После этого врач задает испытуемому ряд дополнительных вопросов. Он не должен подгонять ребенка, никакого временного ограничения для этого теста нет. В ходе беседы психолог спрашивает, какой именно кактус нарисовал ребенок: дикий или, растущий в домашних условиях. Пациент должен рассказать, каким будет растение, когда оно вырастет, можно ли его трогать, как правильно за ним ухаживать.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Если ребенок нарисовал кактус с большим количеством иголок, которые длинные и далеко отходят от ствола растения, то это говорит о проявлении агрессивности. Если линии прерывистые или пациент слишком сильно наживал на карандаш, то это характеризует его как довольно импульсивного человека.

Эгоцентричный человек нарисует большой кактус, расположенный в центре листа. А если, наоборот, растение будет очень маленьким и нарисовано в углу листа, то ребенок проявляется зависимость и неуверенность в себе. Яркие цвета в рисунке говорят об оптимизме, а темные свидетельствуют о скрытых тревогах. Если кактус расположен в цветочном горшке, то это является признаком потребности в защите.

Сонди-тест

Официальное название теста Szondi-test. Это разновидность проектной методики, которая была разработана Л. Сонди в 1939 г. В ходе тестирования врач предлагает пациенту посмотреть на 6 серий фотокарточек по 8 снимков в каждой.

На карточках изображены лица людей, которые страдают от тех или иных психических отклонений или заболеваний. Испытуемый должен выбрать из каждой серии по два образа, которые кажутся ему менее всего привлекательными.

Если пациент выбирает 4 или более изображения, которые демонстрируют одно и то же заболевание, то с большой вероятностью можно предположить, что он и сам страдает от такого отклонения. При этом совершенно неважно негативно или позитивно испытуемый относится к таким картинкам.

Дерево

Проективные методики в психологии преимущественно являются графическими. Тест «Дерево» является одним из них. Его разработал Э. Жюккерт. Пациента просят нарисовать дерево, которое в психологии часто называют «застывшим жестом». За долгие годы этот тест несколько раз меняли.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Для выполнения теста необходимо попросить испытуемого нарисовать любое дерево, которое ему нравится. После этого врач также проводит с пациентом беседу, задавая вопросы про нарисованное дерево. Например, можно уточнить вид дерева, его возраст, высоту. После этого специалист пытается вызвать у пациента ассоциации.

Он спрашивает, на кого похоже дерево. Можно даже уточнить его пол. У дерева могут быть мечты, желания или оно, наоборот, будет для испытуемого мертвым.

Также врач оценивает сам рисунок. Например, пациент нарисовал ель с большим количеством деталей, веток, а иголки очень четко прорисованы, то это говорит о склонности к доминированию.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Данный тест рекомендуется проводить при работе с подростками и старшеклассниками. Это довольно простой, но очень информативный тест. Для этого пациенту нужно дать лист бумаги, карандаш и попросить его нарисовать какое-нибудь животное, которое на самом деле не существует.

При этом пациент не должен брать за основу героев сказок или увиденное в фантастическом фильме. Важно, чтобы он сам придумал персонажа. Также пациент должен придумать имя этому животному.

При оценке рисунка психолог также определяет его размер, расположение и другие факторы. Например, тип линий может сказать об энергичности человека. Если он сильно нажимает на карандаш, то он очень активен, а вот еле заметные линии говорят о том, что пациент постоянно страдает от недостатка энергии.

Стоит обратить внимание на размер головы персонажа. Чем она больше, тем больше внимания пациент уделяет разумной регуляции своего поведения. Если он нарисовал животное с очень маленькой головой, то он руководствуется мимолетными желаниями, телесными позывами.

Школа зверей

Подобный тест выполняется при работе с детьми, которые только собираются в школу. На этом этапе ребенок испытывает проблемы, но он еще не способен самостоятельно выходить из сложных ситуаций. Для работы нужно подготовить цветные карандаши или мелки и лист бумаги. После этого нужно предложить ребенку представить себя на лесной полянке в солнечный день.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

На этой полянке он должен постараться увидеть «Школу зверей». После этого следует попросить его нарисовать всех учащихся, рассказать, чем они занимаются. Далее, нужно уточнить у пациента, каким животным он видит себя в этой необычной школе. При этом ребенок ограничен во времени. Он должен определить, пока специалист считает до 10.

Получив ответы, психолог также оценивает все рисунки, проводит беседу.

Проективная методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)

Данная методика позволяет оценить уровень эгоцентризма у пациента. Это исследование, которое должно проводиться согласно принятым в психологии стандартам. При этом специалист получает много информации.

Стоит учесть, что эгоцентризм – это не диагноз, а лишь показатель более глубоких проблем личностного характера. Фактически, эгоцентризм является признаком многих расстройств, например, невроза или психопатии.

Для проведения диагностики врач выдает пациенту лист с 10 незавершенными предложениями. Испытуемый должен как можно быстрее дополнить эти предложения и постараться не задумываться над тем, что он пишет. Например, человек должен рассказать, что было несколько лет назад.

При изучении ответов врач обращает внимание на то, сколько раз в 10 предложениях пациент написал «я», «мне», «мое» и прочие собственные производные. Если пациент употребил такие слова не более 1-3 раз, то у него нет серьезных проблем. Те люди, которые почти в каждом предложении пишут про себя (а это не является задачей теста) обладают большим эгоцентризмом.

Проективная методика «Мои праздники»

Проективные методики в психологии позволяют работать с пациентами практически любых возрастов. Данный тест используется профессиональными психологами для того, чтобы определить тип эмоциональной направленности пациента. Оценивать результаты нужно очень осторожно, поэтому данный тест не подходит начинающим специалистам. Эта методика выполняется для пациентов старше 10 лет.

На тест дается 15 мин. За это время испытуемый должен представить, что все праздники пропали. Теперь он должен придумать новый праздник на каждый месяц, всего 12.

При этом нельзя использовать те мероприятия, которые уже существуют. То есть пациент должен придумать свои праздники, расставить их по месяцам. При этом из названия праздника должно быть хорошо понятно, что именно празднуется, например «День динозавров».

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

После этого врач исключает те варианты, которые слишком схожи с настоящими праздниками. Оставшиеся варианты оцениваются, и специалист определяет эмоциональную направленность личности испытуемого по бальной системе. За каждый оригинальный праздник специалист ставит по 2 балла. Если несколько праздников относятся к одной и той же категории, то баллы снимаются.

Рисунок семьи

Это тест, который объединяет сразу несколько методик, позволяющих оценить внутрисемейные отношения. В этом случае также оценивают изображения, работа ведется преимущественно с детьми.

Данную технику диагностирования первым рассмотрел К. Маховер в 1949 г. После этого данное тестирование постоянно дорабатывалась. Сегодня данная методика также называется рисунком Вульфа. Согласно этому тестированию ребенку предлагают последовательно нарисовать всех членов своей семьи.

Врач обращает внимание на расположение людей на картинке. Учитывается и тот факт, что испытуемый не стал рисовать кого-то из родных. Согласно пропорциям изображенных людей можно определить, кто в семье является для ребенка большим авторитетом.

Однако в своих работах Вульф не давал четкой формулировки и определений каждой особенности рисования. Больше всего он уделял внимание последовательности. То есть тот, кого ребенок нарисовал первым и является для него самым важным человеком.

Данную систему графического тестирования доработал В. Хьюлс. Он предложил анализировать не только последовательность и готовый результат, но и сам процесс рисования. Он обращал внимание на то, какие эмоции испытывает пациент в момент рисования членов семьи.

Самая современная версия данного метода исследования основана на графическом качестве изображения. Специалист учитывает линии, нажим на карандаш, насколько аккуратно выполнен рисунок. Также важно, на какой части листа ребенок рисует свою семью: посередине листа или где-то в углу. После этого необходимо оценить формальную структуру.

Специалист рассматривает динамичность рисунка. На следующем этапе оценивается само содержание. Врач может задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, он может узнать, почему пациент решил нарисовать маму намного выше отца, хотя в реальности все наоборот.

Дополнительно профессиональные психологи рекомендуют задавать провокационные вопросы. Задача специалиста заключается в том, чтобы подтолкнуть ребенка раскрыть свое эмоциональное состояние и отношение к родителям, братьям и другим членам семьи. Для этого психолог может спросить, кого ребенок считается самым хорошим и плохим в семье. Также специалисты часто задают так называемые социометрические вопросы.

Это означает, что ответы на них могут быть только отрицательными или положительными. Например, можно спросить у ребенка, как он считает, если в машине не будет места для всех, кто из членов его семьи должен будет отказаться от поездки. В конечном счете, психолог должен четко определить, что изобразил ребенок, какова иерархия в его семье по его мнению. Важно уделять внимание деталям.

Современные методики проектирования часто рассматриваются в психологии. Хоть некоторые специалисты не рекомендуют применять такие тесты, есть и те, кто считает, что данные техники очень результативны и просты в использовании. Однако в любом случае прибегать к таким диагностическим мероприятиям можно только детально изучить эти методы и их разновидности.

Существуют различные методики определения типа личности в психологии. Проективные методы позволяют выявить различные проекции в ходе экспериментов, после которых специалист интерпретирует полученные результаты. Первым данное понятие и сам метод исследования предложил Л. Франк.

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

Общая характеристика проективных методик

Само слово «проекция» было введено З. Фрейдом. Он применял свои техники для того, чтобы обозначить вид психологической защиты. Когда личность защищается от своих же скрытых желаний асоциального типа, она проецирует (или переносит) их на окружающих людей.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Позднее проекцию начали более широко рассматривать в психодиагностике. Данное понятие означает то, как хорошо человек способен отражать свои желания, эмоции и прочее. Проекция означает поведение, а также взгляды на окружающий мир.

Однако проективные методики в значительной степени отличаются от прочих тестов психодиагностического типа.

Прежде всего, такие методики:

  • Позволяют полностью охарактеризовать личность пациента, а не выделить какое-то одно качество или свойство.
  • Методики основываются на опыте пациента, а также на его ассоциативном мышлении.
  • Испытуемый получает полную свободу в своих ответах.
  • Очень часто рассматриваются творческие задачи, которые позволяют раскрыть потенциал человека.

Классификация по принципу использования

Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Вид методики Описание
Экспрессивная Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики. Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения. Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.

Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.

Преимущества и недостатки проективных методик

Проективные методики в психологии обладают массой положительных сторон. Проективные опросы и тесты позволяют значительно снизить уровень тревожности пациента, диагностировать детей, которые еще не умеют читать. Также такие методики помогают определить скрытые мотивы человека, даже если он сам о них не догадывается.

Но некоторые специалисты категорически отказываются использовать проективную диагностику. Они утверждают, что подобные тесты дают слишком размытые результаты.

Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Проективные методики в психологии. Плюсы и минусы

В подобных опросах и других вариантах применения методики нет стандартной шкалы, которая позволила бы оценить результаты и классифицировать их. Сами опросы проводятся в неконтролируемом режиме. При оценке результатов специалист, особенно если он неопытный, может быть предвзят.

Начинающие психодиагносты не согласны с этими недостатками. Они утверждают, что работать по таким методикам очень просто, а благодаря огромному разнообразию тестов повышается и их информативность.

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности. Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов.

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Примеры проективных методов

Существует несколько наиболее применимых и популярных методов диагностики.

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Данную методику разработал известный шведский психиатр Г. Роршах. Он начала работу над тестом «Чернильные пятна» еще в 20-х годах. Это проективный тест, заключающийся в том, что пациенту предлагают посмотреть на 10 карточек, на которых изображены кляксы разной формы. Изображения симметричные.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Пациент должен сказать, что именно он видит на картинках, точнее описать, на что похожи кляксы. Это предельно простой и быстрый тест, занимающий намного меньше времени, чем опросники, в которых может быть до 100 вопросов. Тест Роршаха подразумевает, что человек дает односложный ответ.

Врач оценивает его по пяти основным критериям:

  • Популярность или оригинальность. Большинство людей видят на картинках одно и то же. Если 9 испытуемых говорят, что они видят бабочку, а 10 видит череп, то его ответ считается наиболее оригинальным.
  • Содержание. Это то, что именно человек видит на изображении: бабочку, птицу, фантастическое существо и прочее.
  • Локализация. Необходимо определить область, на которую смотрел пациент в момент описания изображения. Возможно, испытуемый сконцентрировался на одном элементе картинки или рассматривал ее в общих чертах.
  • Детерминант. Речь идет о форме, цвете и других деталях, которые удалось увидеть испытуемому.
  • Уровень формы. Необходимо произвести оценку того, насколько увиденное человеком соответствует изображению.

После уточнения этих критериев врач должен предельно точно интерпретировать полученные результаты. Подобный тест должен проводить только квалифицированный психолог, который обладает необходимым опытом и навыками работы с пациентами.

Кактус

Главной целью данного теста является выявление эмоционального состояния ребенка. Врач определяет, насколько он агрессивен и в какой мере проявляется его недовольство. Такое диагностическое исследование применимо при работе с пациентами от 4 лет. Для теста необходим лист бумаги и карандаш. Психолог просит пациента нарисовать кактус, таким, как его представляет ребенок.

После этого врач задает испытуемому ряд дополнительных вопросов. Он не должен подгонять ребенка, никакого временного ограничения для этого теста нет. В ходе беседы психолог спрашивает, какой именно кактус нарисовал ребенок: дикий или, растущий в домашних условиях. Пациент должен рассказать, каким будет растение, когда оно вырастет, можно ли его трогать, как правильно за ним ухаживать.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Если ребенок нарисовал кактус с большим количеством иголок, которые длинные и далеко отходят от ствола растения, то это говорит о проявлении агрессивности. Если линии прерывистые или пациент слишком сильно наживал на карандаш, то это характеризует его как довольно импульсивного человека.

Эгоцентричный человек нарисует большой кактус, расположенный в центре листа. А если, наоборот, растение будет очень маленьким и нарисовано в углу листа, то ребенок проявляется зависимость и неуверенность в себе. Яркие цвета в рисунке говорят об оптимизме, а темные свидетельствуют о скрытых тревогах. Если кактус расположен в цветочном горшке, то это является признаком потребности в защите.

Сонди-тест

Официальное название теста Szondi-test. Это разновидность проектной методики, которая была разработана Л. Сонди в 1939 г. В ходе тестирования врач предлагает пациенту посмотреть на 6 серий фотокарточек по 8 снимков в каждой.

На карточках изображены лица людей, которые страдают от тех или иных психических отклонений или заболеваний. Испытуемый должен выбрать из каждой серии по два образа, которые кажутся ему менее всего привлекательными.

Если пациент выбирает 4 или более изображения, которые демонстрируют одно и то же заболевание, то с большой вероятностью можно предположить, что он и сам страдает от такого отклонения. При этом совершенно неважно негативно или позитивно испытуемый относится к таким картинкам.

Дерево

Проективные методики в психологии преимущественно являются графическими. Тест «Дерево» является одним из них. Его разработал Э. Жюккерт. Пациента просят нарисовать дерево, которое в психологии часто называют «застывшим жестом». За долгие годы этот тест несколько раз меняли.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

Для выполнения теста необходимо попросить испытуемого нарисовать любое дерево, которое ему нравится. После этого врач также проводит с пациентом беседу, задавая вопросы про нарисованное дерево. Например,  можно уточнить вид дерева, его возраст, высоту. После этого специалист пытается вызвать у пациента ассоциации.

Он спрашивает, на кого похоже дерево. Можно даже уточнить его пол. У дерева могут быть мечты, желания или оно, наоборот, будет для испытуемого мертвым.

Также врач оценивает сам рисунок. Например, пациент нарисовал ель с большим количеством деталей, веток, а иголки очень четко прорисованы, то это говорит о склонности к доминированию.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Данный тест рекомендуется проводить при работе с подростками и старшеклассниками. Это довольно простой, но очень информативный тест. Для этого пациенту нужно дать лист бумаги, карандаш и попросить его нарисовать какое-нибудь животное, которое на самом деле не существует.

При этом пациент не должен брать за основу героев сказок или увиденное в фантастическом фильме. Важно, чтобы он сам придумал персонажа. Также пациент должен придумать имя этому животному.

При оценке рисунка психолог также определяет его размер, расположение и другие факторы. Например, тип линий может сказать об энергичности человека. Если он сильно нажимает на карандаш, то он очень активен, а вот еле заметные линии говорят о том, что пациент постоянно страдает от недостатка энергии.

Стоит обратить внимание на размер головы персонажа. Чем она больше, тем больше внимания пациент уделяет разумной регуляции своего поведения. Если он нарисовал животное с очень маленькой головой, то он руководствуется мимолетными желаниями, телесными позывами.

Школа зверей

Подобный тест выполняется при работе с детьми, которые только собираются в школу. На этом этапе ребенок испытывает проблемы, но он еще не способен самостоятельно выходить из сложных ситуаций. Для работы нужно подготовить цветные карандаши или мелки и лист бумаги. После этого нужно предложить ребенку представить себя на лесной полянке в солнечный день.Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

На этой полянке он должен постараться увидеть «Школу зверей». После этого следует попросить его нарисовать всех учащихся, рассказать, чем они занимаются. Далее, нужно уточнить у пациента, каким животным он видит себя в этой необычной школе. При этом ребенок ограничен во времени. Он должен определить, пока специалист считает до 10.

Получив ответы, психолог также оценивает все рисунки, проводит беседу.

Проективная методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)

Данная методика позволяет оценить уровень эгоцентризма у пациента. Это исследование, которое должно проводиться согласно принятым в психологии стандартам. При этом специалист получает много информации.

Стоит учесть, что эгоцентризм – это не диагноз, а лишь показатель более глубоких проблем личностного характера. Фактически, эгоцентризм является признаком многих расстройств, например, невроза или психопатии.

Для проведения диагностики врач выдает пациенту лист с 10 незавершенными предложениями. Испытуемый должен как можно быстрее дополнить эти предложения и постараться не задумываться над тем, что он пишет. Например, человек должен рассказать, что было несколько лет назад.

При изучении ответов врач обращает внимание на то, сколько раз в 10 предложениях пациент написал «я», «мне», «мое» и прочие собственные производные. Если пациент употребил такие слова не более 1-3 раз, то у него нет серьезных проблем. Те люди, которые почти в каждом предложении пишут про себя (а это не является задачей теста) обладают большим эгоцентризмом.

Проективная методика «Мои праздники»

Проективные методики в психологии позволяют работать с пациентами практически любых возрастов. Данный тест используется профессиональными психологами для того, чтобы определить тип эмоциональной направленности пациента. Оценивать результаты нужно очень осторожно, поэтому данный тест не подходит начинающим специалистам. Эта методика выполняется для пациентов старше 10 лет.

На тест дается 15 мин. За это время испытуемый должен представить, что все праздники пропали. Теперь он должен придумать новый праздник на каждый месяц, всего 12.

При этом нельзя использовать те мероприятия, которые уже существуют. То есть пациент должен придумать свои праздники, расставить их по месяцам. При этом из названия праздника должно быть хорошо понятно, что именно празднуется, например «День динозавров».Проективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, ДеревоПроективные методики в психологии: Школа зверей, Рисунок семьи, Несуществующее животное, Кактус, Дерево

После этого врач исключает те варианты, которые слишком схожи с настоящими праздниками. Оставшиеся варианты оцениваются, и специалист определяет эмоциональную направленность личности испытуемого по бальной системе. За каждый оригинальный праздник специалист ставит по 2 балла. Если несколько праздников относятся к одной и той же категории, то баллы снимаются.

Рисунок семьи

Это тест, который объединяет сразу несколько методик, позволяющих  оценить внутрисемейные отношения. В этом случае также оценивают изображения, работа ведется преимущественно с детьми.

Данную технику диагностирования первым рассмотрел К. Маховер в 1949 г. После этого данное тестирование постоянно дорабатывалась. Сегодня данная методика также называется рисунком Вульфа. Согласно этому тестированию ребенку предлагают последовательно нарисовать всех членов своей семьи.

Врач обращает внимание на расположение людей на картинке. Учитывается и тот факт, что испытуемый не стал рисовать кого-то из родных. Согласно пропорциям изображенных людей можно определить, кто в семье является для ребенка большим авторитетом.

Однако в своих работах Вульф не давал четкой формулировки и определений каждой особенности рисования. Больше всего он уделял внимание последовательности. То есть тот, кого ребенок нарисовал первым и является для него самым важным человеком.

Данную систему графического тестирования доработал В. Хьюлс. Он предложил анализировать не только последовательность и готовый результат, но и сам процесс рисования. Он обращал внимание на то, какие эмоции испытывает пациент в момент рисования членов семьи.

Самая современная версия данного метода исследования основана на графическом качестве изображения. Специалист учитывает линии, нажим на карандаш, насколько аккуратно выполнен рисунок. Также важно, на какой части листа ребенок рисует свою семью: посередине листа или где-то в углу. После этого необходимо оценить формальную структуру.

Специалист рассматривает динамичность рисунка. На следующем этапе оценивается само содержание. Врач может задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, он может узнать, почему пациент решил нарисовать маму намного выше отца, хотя в реальности все наоборот.

Дополнительно профессиональные психологи рекомендуют задавать провокационные вопросы. Задача специалиста заключается в том, чтобы подтолкнуть ребенка раскрыть свое эмоциональное состояние и отношение к родителям, братьям и другим членам семьи. Для этого психолог может спросить, кого ребенок считается самым хорошим и плохим в семье. Также специалисты часто задают так называемые социометрические вопросы.

Это означает, что ответы на них могут быть только отрицательными или положительными. Например, можно спросить у ребенка, как он считает, если в машине не будет места для всех, кто из членов его семьи должен будет отказаться от поездки. В конечном счете, психолог должен четко определить, что изобразил ребенок, какова иерархия в его семье по его мнению. Важно уделять внимание деталям.

Современные методики проектирования часто рассматриваются в психологии. Хоть некоторые специалисты не рекомендуют применять такие тесты, есть и те, кто считает, что данные техники очень результативны и просты в использовании. Однако в любом случае прибегать к таким диагностическим мероприятиям можно только детально изучить эти методы и их разновидности.

Видео о проективных методиках

Короче, про проективные методики:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь области ограниченной линиями
  • Как найти равномерный закон
  • Как составить отказное письмо на вайлдберриз
  • Как составить бизнес план для рекламы
  • Как можно найти косинус если есть синус