Как составить свою программу для компьютера


Загрузить PDF


Загрузить PDF

По мере того как технология становится все более и более доступной широкой публике, растет и потребность в программистах. Написание компьютерных кодов и программ, оно же кодинг (от английского «сoding») — это навык, который приобретается и совершенствуется на протяжении долгого времени, но даже самый опытный программист когда-то был новичком. Существует большое разнообразие языков программирования, которые великолепно подходят для начинающих программистов, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности вы хотите применять ваши навыки (например, JavaScript довольно сложен, так что лучше начать с HTML или CSS). Узнайте, как научиться писать компьютерные программы, прочитав эту статью.

  1. Изображение с названием Code Step 1

    1

    Не слишком волнуйтесь по поводу того, какой язык вам стоит выбрать для изучения. Многие начинающие программисты затрудняются выбрать язык, когда они только начинают изучать написание программных кодов. Непосредственно сам язык, который вы выберете, не имеет значения, когда речь заходит об изучении структур и логики построения информации. Эти навыки являются намного более важными, и их можно выучить с любым языком программирования.[1]

    • Выбирая язык, сконцентрируйтесь на том, в каких целях вы хотите создавать программные коды, и уже потом выбирайте начальный язык. К примеру, если вы хотите заниматься разработкой веб-сайтов, то вам следует начать с изучения HTML5, а затем дополнить его языками CSS, JavaScript и PHP. Если вы хотите создавать компьютерные программы, то начните изучать C++ или любой другой основной язык программирования.
    • Если вы станете профессиональным программистом, то вы можете обнаружить, что никогда не используете язык, который вы изначально выучили, для своей работы. Вместо этого вы будете все время продолжать учить новые языки через документацию и эксперименты.
  2. Изображение с названием Code Step 2

    2

    Найдите бесплатные онлайн-ресурсы, посвященные вашему выбранному языку. Интернет — это сундук с сокровищами, который хранит в себе бесплатные пособия, курсы и видео, посвященные языку, который вы решили учить. Вы можете выучить основы почти любого вводного языка буквально за день.

    • Вот только несколько популярных сайтов: Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools и многие другие.
    • На wikiHow тоже можно найти разнообразные инструкции для начинающих изучать языки программирования.
    • Вы можете найти обучающие видео практически для любого языка на YouTube.
    • Stack Exchange — это один из самых популярных форумов, на котором профессиональные программисты отвечают на любые вопросы пользователей.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Арчана Рамамурти — технический директор Workday (Северная Америка). Высококлассный специалист по продуктам, поборница безопасности, сторонница большего распространения интеграции на равных для всех условиях в индустрии технологий. Получила степень бакалавра в Университете SRM и магистра в Университете Дьюка. Работает в области продакт-менеджмента более восьми лет.

    Archana Ramamoorthy, MS

    Наш специалист делится своей историей:: «Я пришла к написанию кодов, не зная ничего ни о компьютерном дизайне, ни о программировании. Когда я захотела научиться писать программы, я начала с чтения книг по языку и с использования информации из интернета. Сегодня в мире доступно так много ресурсов, что научиться новым навыкам очень легко!»

  3. Изображение с названием Code Step 3

    3

    Скачайте хороший текстовый редактор. Многие языки программирования позволяют использовать внешние текстовые редакторы для написания программ. Найдите текстовый редактор, который будет отображать отступы и кодовую разметку.

    • К популярным программам относятся Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X) и JEdit (любая система).
  4. Изображение с названием Code Step 4

    4

    Скачайте любые необходимые компиляторы. Некоторые языки программирования требуют компилятор для отображения исходного кода, который вы написали. Компиляторы транслируют исходный код в эквивалентную программу на языке низкого уровня, которая затем обрабатывается компьютером. Многие компиляторы бесплатны и находятся в открытом доступе. Языки, которые требуют использования компиляторов, включают:

    • C;
    • C++;
    • C#;
    • Java;
    • BASIC;
    • Fortran.
  5. Изображение с названием Code Step 5

    5

    Начните свой первый проект. Выберите хороший вводный проект, который позволит вам испробовать ваши новые навыки. В интернете существует множество предложений и пособий по этой теме. Например, вы можете начать с создания простых веб-сайтов на HTML, простых баз данных и функций на PHP или простых программ на любом из языков, требующих использования компиляторов.

  6. Изображение с названием Code Step 6

    6

    Комментируйте весь свой код. Все языки программирования имеют функцию комментирования, которая позволяет вводить текст, игнорируемый компилятором. Таким образом к коду можно оставлять комментарии. Эти комментарии исключительно важны, как для того, чтобы сообщить другим, как работает ваш код, так и для того, чтобы напомнить самому себе, что делает код.

    • Функцию комментирования можно использовать для того, чтобы быстро убрать часть кода из программы в целях тестирования. Поставьте теги как для комментария в начале и в конце кода, который вы хотите временно исключить из программы, а затем удалите эти теги, чтобы вернуть код.
  7. Изображение с названием Code Step 7

    7

    Рассматривайте детали других программ или веб-проектов. Когда вы учите код на ходу, не стыдитесь искать подсказки в интернете и смотреть, как другие люди решают аналогичные задачи. Уделяйте время тому, чтобы понять, каким образом код делает то, что он делает.

    • Почитайте эту статью, чтобы узнать, как просмотреть исходный код любого веб-сайта.

    Реклама

  1. Изображение с названием Code Step 8

    1

    Запишитесь на курсы. Университеты, колледжи и интернет-программы предлагают программы и курсы, которые не только научат вас программированию, но и помогут вам найти работу. Хотя университетский диплом по специальности программиста не всегда нужен, он может помочь вам найти постоянную работу в качестве программиста.[2]

    • Неоспорима и польза от прямого общения с учителем или специалистом в области программирования, которое не всегда доступно через онлайн-курсы.
    • Обучение на программиста может обойтись вам довольно дорого, поэтому внимательно подумайте, стоит ли оно того. Если вы увлекаетесь написанием компьютерных программ только в качестве хобби, то вам не стоит тратить время и деньги на профессиональные курсы. Если же вы хотите построит карьеру в этой области, то получение профессионального образования может значительно вам в этом помочь (но, опять же, оно необязательно, если у вас есть талант).
  2. Изображение с названием Code Step 9

    2

    Расширьте ваши знания. Вы получите пользу не только от изучения языков программирования, но и от курсов по математике и логике, так как эти предметы часто требуются для программирования на высоком уровне. Вам необязательно учить их в учебном заведении, хотя академическая среда может быть полезна.

    • Программирование, включающее физические расчеты и моделирование, требует хорошего понимания алгоритмов и моделей.
    • Логика — фундаментальная основа программирования, так что понимание логики и процессов поможет вам решать проблемы при написании кода.
    • Знание высшей математики чаще всего не требуется для программирования, однако его можно использовать для оптимизации и других преимуществ.
  3. Изображение с названием Code Step 10

    3

    Выучите больше языков. Когда вы хорошо разобрались с вашим первым языком, вы можете начать учить и другие языки программирования. Найдите язык, который дополняет тот, который вы уже знаете, или же выберите язык, который необходим для определенного проекта. Дополнительные языки, вроде HTML и CSS, как правило, легче всего выучить.

    • Java — один из самых популярных языков, и Java-разработчики всегда очень востребованы. Java используется в самых разных системах и имеет бесчисленное множество вариантов применения. На Java пишут приложения для Android — один из самых быстрорастущих рынков.
    • C++ очень рекомендуется, если вы хотите влиться в ряды разработчиков видеоигр. Если вы научитесь программировать на Unity (широко используемый и дешевый игровой движок) и UDK (код для популярного движка Unreal), это откроет перед вами некоторые двери, однако они не так полезны за пределами игровой индустрии.
    • Если вы хотите создавать приложения для iPhone, Xcode и Objective-C будут вашими первейшими инструментами. Вам понадобится компьютер Mac, посколько компилировать Xcode можно только на Mac.
    • Python — язык для написания серверного кода, один из наиболее легких в изучении. Python используется для таких интернет-сервисов, как Pinterest и Instagram, и он достаточно прост, чтобы изучить основы всего за несколько дней.
  4. Изображение с названием Code Step 11

    4

    Будьте терпеливы. Занимаясь программированием, вы часто будете сталкиваться с проблемами, особенно при поиске багов или применении новых идей. Вам будет необходимо научиться быть довольным достижением небольших результатов, вместо того чтобы решать всю проблему за раз. Терпение поможет вам создать лучший код, а значит, программа будет лучше функционировать и коллеги будут довольны.

  5. Изображение с названием Code Step 12

    5

    Научитесь работать в команде. Если над проектом одновременно работает несколько человек, у них может быть разное видение того, как этот проект должен проходить. Работа в команде практически неизбежна в деловом мире, поэтому будьте готовы работать с другими людьми, если вы, конечно же, не собираетесь разрабатывать весь проект самостоятельно.

  6. Изображение с названием Code Step 13

    6

    Найдите работу, на которой вы сможете практиковать свои навыки программирования. Создавайте веб-сайты и компьютерные программы на волонтерской основе. Подработка в небольшой компании также может открыть возможности для написания кода для веб-сайтов и простых программ.

  7. Изображение с названием Code Step 14

    7

    Общайтесь с другими программистами. Существуют бесчисленные сообщества разработчиков, где вы можете найти поддержку и вдохновение. Ищите конвенции программистов, участвуйте в хакатонах или геймджемах (сборах разработчиков для создания за ограниченное время программ или игр), зарегистрируйтесь на нескольких форумах по программированию, чтобы начать заявлять о себе и обрастать связями.

  8. Изображение с названием Code Step 15

    8

    Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь. По некоторым оценкам, нужно заниматься программированием около 15 000 часов, прежде чем вас можно будет считать настооящим мастером.[3]
    Это означает годы постоянной практики. Вы по-настоящему овладеете мастерством программирования, только когда вложите много времени в практическую работу и станете знатоком своего дела..

    • Старайтесь заниматься программированием каждый день, даже в выходные. Программирование в свободное время может способствовать прорывам и возникновению новых идей.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 94 710 раз.

Была ли эта статья полезной?

Первый опыт написания полноценной программы

Время на прочтение
17 мин

Количество просмотров 14K

Каждый начинающий программист мечтает реализовать свой собственный проект. Не написать простенький код, по заданию преподавателя, а воплотить в жизнь свои идеи. Так и я, изучая C++ 3-4 месяца, решился попробовать разработать макет электронного журнала для преподавателей.

Определившись с темой, приступил к определению необходимых функций программы. Для этого я провел анализ уже существующих сервисов, выполняющих похожие задачи. 

По итогу, пришел к выводу, что в программе потребуется реализовать:

  1. Регистрацию (Reg),

  2. Авторизацию (Authon),

  3. Выбор группы (GroupSelection),

  4. Возможность выставлять оценки (Grades),

  5. Возможность выставлять посещаемость (Attendance),

  6. Возможность писать комментарии к датам (Comment),

  7. Возможность устанавливать dedlin’ы (Deadline).

Для понимания логики работы программы, отражения принципов взаимодействия с ней, упрощения дальнейшего написания кода, была создана полная блок-схема.

блок-схема программы

блок-схема программы

Аналогично, были созданы блок схемы для каждой функции.

авторизация

авторизация
регистрация
регистрация
выбор группы
выбор группы
выставление оценок
выставление оценок
простановка посещаемости
простановка посещаемости
написание комментариев к датам
написание комментариев к датам
установка dedlin’ов
установка dedlin’ов

Написание кода программы

Первым шагом написания программы является добавления необходимых заголовочных файлов, а именно:

  1. iostream — заголовочный файл с классами, функциями и переменными для организации ввода-вывода.

  2. string —  это заголовочный файл для взаимодействия с
    классами string (строками).

  3. fstream — заголовочный файл, включающий набор классов, методов и функций, которые предоставляют интерфейс для чтения/записи данных из/в файл.

Далее была добавлена глобальная переменная, то есть переменная, область действия которой охватывает всю программу. Использование такой переменной потребовалось для реализации удобного взаимодействия с информацией.

std::string nameofgroup;

Чтобы удобно группировать данных в одной переменной для каждого объекта, который оперирует этими данными, мною было объявлено несколько классов, а именно:

Класс данных о преподавателе – DataofTeature.

class DataofTeature
{
public:
	std::string name; //имя преподавателя
	std::string surname; //фамилия преподавателя
	std::string patronymic; //отчество преподавателя
	std::string login; //логин преподавателя
	std::string password; //пароль преподавателя
};

Класс данных о студенте – DataofStudent.

class DataofStudent
{
public:
	std::string group; //название группы студента
	std::string name; //имя студента
	std::string surname; //фамилия студента
};

Основываясь на ранее представленных блок схемах, был написан код для всех функций. Разберемся с каждой функций подробнее.

Reg

Функция Reg реализует полноценную регистрацию, с записью данных о пользователе в текстовый файл.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести ФИО, логин и пароль. После получения программой логина, проверяется его наличие в системе, если логин совпадает с ранее записанным в базу логинов, то пользователя предлагается ввести логин повторно. Как только программа получает ФИО, пароль и уникальный логин, происходит запись логина в базу для логинов (при открытие базы данных используется режим открытия ios_base::app, позволяющий открыть файл для записи в конец файла, при этом, сохраняя ранее записанные данные), создание специализированного файла для регистрационных данных пользователя, и запись в него ФИО, аналогично создается специальный файл для хранения логина и пароля конкретного пользователя. Формирования уникальных файлов происходит по принципу сложения строк. Например, path=path+teature1.login+txt, где path-путь к директории, в которой хранятся файлы программы, teature1.login – уникальный логин пользователя, txt- строка, хранящая в себе “.txt”.

void Reg()
{
	std::string path = "C:\journal\regdata", datalog = "C:\journal\logdata.txt", txt = ".txt", user = "C:\journal\", delfile = "C:\journal\delfile.txt"; //объявление переменных типа string
	bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
	DataofTeature teature1; //объявление переменной класса DataofTeature
	std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	std::cout << "tttРегистрация:n"; //ввод даных, необходимых для регистрации
	std::cout << "Введите фамилию: ";
	std::cin >> teature1.surname;
	std::cout << "Введите имя: ";
	std::cin >> teature1.name;
	std::cout << "Введите отчество: ";
	std::cin >> teature1.patronymic;
	std::cout << "Введите логин: ";
	std::cin >> teature1.login;
	while (flag)
	{
		bool flag2 = 0;
		fin.open(datalog);
		if (fin.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, data);
				if (teature1.login == data)		//проверка на существование данного логина в файле
				{
					flag2 = 1;
					flag = 1;
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Данный логин уже существует, придумайте другой логин: "; //прозьба ввести логин повторно, если введенный до этого уже существует
			std::cin >> teature1.login;
			flag = 1;
		}
		else
		{
			flag = 0; //изменение булевой переменной для выхода из цыкла
		}
		fin.close();
	}
	path = path + teature1.login + txt; //формирование пути, для создания файла с ФИО аккаунта
	fout.open(path);
	if (fout.is_open())
	{
		fout << teature1.surname << "n";
		fout << teature1.name << "n";			//запись данных в файл
		fout << teature1.patronymic << "n";
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fout.close();
	std::cout << "Введите пароль: ";
	std::cin >> teature1.password;		//ввод пароля
	fout.open(datalog, std::ios_base::app); //открыть файл для записи в конец файла
	if (fout.is_open())
	{
		fout << teature1.login << "n"; //запись данных в файл
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fout.close();
	user = user + teature1.login + txt; //формирование пути хранения логина и пароля
	fout.open(user); //открытия файла
	if (fout.is_open())
	{
		fout << teature1.login << "n";
		fout << teature1.password << "n";		//запись данных в файл
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fout.close();
}

Authon

Функция Authon реализует авторизацию пользователя в программу.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести логин и пароль. Следом идет проверка наличия логина в базе логинов, если логина в базе нет, пользователю
предлагается ввести логин повторно. Получив логин, программа открывает
специализированный файл пользователя, получая к нему путь, методом сложения
строк. В этом файле проверяется верность пароля, если пароль не совпадает, то
предлагается ввести пароль повторно. Как только все данные проверены, программа
открывает файл с ФИО пользователя и выводит на экран приветствие, используя ФИО
пользователя.

void Authon()
{
	std::string path = "C:\journal\regdata", datalog = "C:\journal\logdata.txt", txt = ".txt", user = "C:\journal\", delfile = "C:\journal\delfile.txt", login, password, filelog = ""; //объявление переменных типа string
	DataofTeature teature1; //объявление переменной класса DataofTeature
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
	std::cout << "tttАвторизация:n";
	std::cout << "Введите логин: ";
	std::cin >> login;			//ввод логина
	while (flag)
	{
		bool flag2 = 0;
		fin.open(datalog);		//проверка наличия логина в базе логинов
		if (fin.is_open())
		{
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, filelog);
				if (login == filelog)
				{
					flag = 0;
					flag2 = 0;
					break;
				}
				else
				{
					flag2 = 1;
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Такого логина не существует, введите логин повторно: n";			//просьба ввести логин повторно
			std::cin >> login;
		}
		fin.close();
	}
	user = user + login + txt; //формирования пути нахождения файла с логинами и паролями
	flag = 1;
	std::cout << "Введите пароль: ";		//ввод пароля
	std::cin >> password;
	while (flag)
	{
		bool flag2 = 0;
		fin.open(user);
		if (fin.is_open())
		{
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, filelog);
				if (password == filelog)
				{								//проверка верности пароля
					flag = 0;
					flag2 = 0;
					break;
				}
				else
				{
					flag2 = 1;
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть//
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Пароль введен не верно, попробуйте еще раз: n";		//просьба ввести пароль повторно
			std::cin >> password;
		}
		fin.close();
	}
	std::cout << "Добро пожаловать ";
	path = path + login + txt;
	fin.open(path);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";					//вывод приветствия на экран
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			std::cout << data << " ";
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
	std::cout << "n";
}

GroupSelection

Функция реализует полноценный выбор группы в программе.

В ходе выполнения функции на экран выводится полный список групп, содержащихся в системе. Пользователю предоставляется возможность ввести название необходимой ему группы. После получения программой наименования, происходит проверка на наличие данной группы в списке групп, если такая группа отсутствует, то пользователю предлагается ввести название группы повторно. Как только проверка пройдена, название группы передается в глобальную переменную, для дальнейшего использования в других функциях.

void GroupSelection()
{
	DataofStudent stud1; //объявление переменных класса DataofStudent
	std::string allgroup = "", path = "C:\journal\allgroup\allgroup.txt", delfile = "C:\journal\allgroup\delfile.txt", path2 = "C:\journal\allgroup\", txt = ".txt", choice = ""; //объявление переменных типа string
	bool flag = 1; //объявление переменных типа bool
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
	std::cout << "Полный список групп: n";
	fin.open(path);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);		//вывод а экран полного списка групп
			std::cout << "ttt" << data << "n";
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть//
	}
	fin.close();
	std::cout << "Введите название группы, которую хотите открыть: ";
	std::cin >> stud1.group;	//ввод название необходимой группы
	while (flag)
	{
		bool flag2 = 1;
		fin.open(path);
		if (fin.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, data);
				if (stud1.group == data)	//проверка на наличие введенной группы в списке групп
				{
					flag2 = 0;
					flag = 0;
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Данной группы не существует, введите другую группу: ";
			std::cin >> stud1.group;	//просьба ввести название группы повторно
			flag = 1;
		}
		else
		{
			flag = 0;	//изменение буливой переменной для выхода из цыкла
		}
		fin.close();
	}
	nameofgroup = stud1.group; //присваивание названия группы в глобальную переменную
}

Grades

Функция Grades реализует, простановку оценок студентам.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, за которую он хочет выставить оценку. После получения программой даты, происходит проверка на существование файла с оценками на данную дату. Если файл существует, то происходит его запись в специализированный промежуточный файл, это происходит для реализации корректной и органичной записи в файл отметок, без потерь данных. Если файл не существует, то программа копирует данные из файла со списком группы в промежуточный файл. Следом, на экран выводится полный список группы с отметками (если они есть). Пользователю предлагается ввести фамилию и имя студента, которому он хочет выставить оценку. Как только программа получает эти данные, происходит проверка на наличие данного студента в группе, если его нет, то пользователю предлагается ввести фамилию и имя повторно. После получения данных программой, происходит создание файла для оценок на данную дату (принцип нахождения пути файла и формирования его название – сложение строк). Следом, идет поиск данного студента в промежуточном файле. Принцип поиска и записи таков: если фамилия и имя не совпадает с введенными пользователем, то происходит запись этих данных в файл с оценками, если ФИ совпали, то пользователю предлагается ввести студенту оценку, полученная строчка записывается в файл с оценками. В конце работы функции, на экран выводится список группы с внесенными изменениями.

void Grades()
{
	DataofStudent student1; //объявление переменных класса DataofStudent
	std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\grade", choice = ""; //объявление переменных типа string
	bool flag = 0, flag2 = 1; //объявление переменных типа bool
	std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	std::cout << "Введите дату за которую вы хотите проставить оценки: ";
	std::cin >> choice;	//ввод даты 
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		flag = 1;		//проверка наличия файла с оценками на данную дату
	}
	fin.close();
	if (flag)
	{
		fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
		fout.open(way + delfile);
		if (fin.is_open() and fout.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())		//запись данных существующего файла в специализированный файл
			{
				std::getline(fin, data);
				fout << data << "n";
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		fin.close();
		fout.close();
	}
	else
	{
		fin.open(way + nameofgroup + txt);
		fout.open(way + delfile);
		if (fin.is_open() and fout.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{									//запись  в специализированный файл списка группы 
				std::getline(fin, data);
				fout << data << "n";
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		fin.close();
		fout.close();
	}
	fin.open(way + delfile);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())	//вывод списка группы на экран
		{
			std::getline(fin, data);
			std::cout << data << "n";
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
	std::cout << "Введите фамилию и имя студента. которому вы хотите выставить оценку: " << std::endl;
	std::cin >> student1.name;	//ввод фамили и имени студента
	while (flag2)
	{
		fin.open(way + delfile);
		if (fin.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, data);
				if (data == student1.name)
				{
					flag2 = 0;	//проверка наличия данно ФИ в списке группы
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Такого студента не существует, повторите ввод фамилии и имени: "; //повторный ввод ФИ студента
			std::cin >> student1.name;
		}
		fin.close();
	}
	fin.open(way + delfile);
	fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open() and fout.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			if (data == student1.name)
			{
				bool flag3 = 1;
				for (int i = 0; i < data.length(); i++)
				{											//процесс нахождения ФИ студента в файле
					if (flag3 and data[i] != 't')
					{
						fout << data[i];	//запись данных в файл с оценками
					}
					else
					{
						flag3 = 0;
					}

				}
				std::string choice2;
				std::cout << "Введите оценку: ";	//ввод оценки
				std::cin >> choice2;
				fout << "t" << choice2 << "n";	//запись данных в файл с оценками
			}
			else
			{
				fout << data << "n";	//запись данных в файл с оценками
			}
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
	fout.close();
	std::cout << "n";
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			std::cout << "ttt" << data << "n";	//вывод измененных данных на экран
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
}

Attendance

Функция Attendance реализует простановку посещаемости студентов с последующей записью в файл.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, за которую он хочет выставить посещаемость. После получения программой даты, происходит проверка на существование файла с посещаемостью на данную дату. Если файл существует, то происходит его запись в специализированный промежуточный файл, это происходит для реализации корректной и органичной записи в файл посещаемости, без потерь данных. Если файл не существует, то программа копирует данные из файла со списком группы в промежуточный файл. Следом, на экран выводится полный список группы с посещаемостью (если она есть). Пользователю предлагается ввести фамилию и имя студента, которому он хочет выставить посещаемость. Как только программа получает эти данные, происходит проверка на наличие данного студента в группе, если его нет, то пользователю предлагается ввести фамилию и имя повторно. После получения данных программой, происходит создание файла для посещаемости на данную дату (принцип нахождения пути файла и формирования его название – сложение строк). Следом, идет поиск данного студента в промежуточном файле. Принцип поиска и записи таков: если фамилия и имя не совпадает с введенными пользователем, то происходит запись этих данных в файл с оценками, если ФИ совпали, то пользователю предлагается ввести посещаемость студента, полученная строчка записывается в файл с посещаемостью. В конце работы функции, на экран выводится список группы с внесенными изменениями.

void Attendance()
{
	DataofStudent student1; //объявление переменной класса DataofStudent
	std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\attendance", choice = "";//объявление переменных типа string
	bool flag = 0, flag2 = 1; //объявление переменной типа bool
	std::ofstream fout; //объявление пременной класса ofstream
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	std::cout << "Введите дату за которую вы хотите проставить посещаемость: ";
	std::cin >> choice; //ввод даты
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		flag = 1;	//проверка на наличие файла
	}
	fin.close();
	if (flag)
	{
		fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
		fout.open(way + delfile);
		if (fin.is_open() and fout.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())	//запись данных файла в промежуточный файл
			{
				std::getline(fin, data);
				fout << data << "n";
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "EROR";
		}
		fin.close();
		fout.close();
	}
	else
	{
		fin.open(way + nameofgroup + txt);
		fout.open(way + delfile);
		if (fin.is_open() and fout.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{						//запись списка группы в промежуточный файл
				std::getline(fin, data);
				fout << data << "n";
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "EROR";
		}
		fin.close();
		fout.close();
	}
	fin.open(way + delfile);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			std::cout << data << "n";	//ввывод списка группы на экран
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "EROR";
	}
	fin.close();
	std::cout << "Введите фамилию и имя студента. которому вы хотите выставить посещаемость: " << std::endl;
	std::cin >> student1.name;	//ввод фамили и имени студента
	while (flag2)
	{
		fin.open(way + delfile);
		if (fin.is_open())
		{
			std::string data = "";
			while (!fin.eof())
			{
				std::getline(fin, data);
				if (data == student1.name)	//проверка на наличие данного студента в группе
				{
					flag2 = 0;
				}
			}
		}
		else
		{
			std::cout << "EROR";
		}
		if (flag2)
		{
			std::cout << "Такого студента не существует, повторите ввод фамилии и имени: ";	//повторный ввод ФИ студента
			std::cin >> student1.name;
		}
		fin.close();
	}
	fin.open(way + delfile);
	fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open() and fout.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			if (data == student1.name)
			{
				bool flag3 = 1;
				for (int i = 0; i < data.length(); i++)
				{
					if (flag3 and data[i] != 't')
					{
						fout << data[i];	//процесс нахождения студента в файле
					}
					else
					{
						flag3 = 0;
					}

				}
				std::string choice2;
				std::cout << "Введите посещаемость: ";
				std::cin >> choice2; //ввод посещаемости
				fout << "t" << choice2 << "n";
			}
			else
			{
				fout << data << "n";
			}
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "EROR";
	}
	fin.close();
	fout.close();
	std::cout << "n";
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data); //вывод измененных данных на экран
			std::cout << "ttt" << data << "n";
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
}

Comment

Функция Comment реализует в программе написание комментария к дате.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, для которой он хочет написать комментарий. При получении программой даты, происходит открытие файла с режимом открытия ios_base::app (открыть файл для записи в конец файла). Наименование файла и путь его нахождения формируется, путем сложения строк. Пользователю предлагается ввести комментарий. Происходит запись данных в файл. После на экран выводятся изменённые данные файла.

void Comment()
{
	DataofStudent student1;//объявление переменной класса DataofStudent
	std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\comment", choice = ""; //объявление переменнх типа string
	std::ofstream fout;//объявление переменной класса ofstream
	std::ifstream fin;//объявление переменной класса ifstream
	std::cout << "Введите дату для которой вы хотите оставить коментарий: ";
	std::cin >> choice; //ввод даты
	fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt, std::ios_base::app);
	if (fout.is_open())
	{
		std::string choice2;
		std::cout << "Введите коментарий: "; //ввод коментария
		std::cin >> choice2;
		fout << choice2 << "n";
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	std::cout << "n";
	fout.close();
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);	//вывод изменненных данных на экран
			std::cout << "ttt" << data << "n";
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();

}

Deadline

Функция Deadline реализует в программе создание dedlin’а и комментария к нему, с записью этих данных в файл.

В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, на которую он хочет установить deadline. При получении программой даты, происходит открытие файла с режимом открытия ios_base::app (открыть файл для записи в конец файла). Наименование файла и путь его нахождения формируется, путем сложения строк. Пользователю предлагается ввести комментарий. Происходит запись данных в файл. После на экран выводятся изменённые данные файла.

void Deadline()
{
	DataofStudent student1; //объявление переменной класса DataofStudent
	std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\deadline", choice = ""; //объявление переменной типа string
	std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
	std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
	std::cout << "Введите дату на которую вы хотите установить deadline: ";
	std::cin >> choice; //ввод даты
	fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt, std::ios_base::app);
	if (fout.is_open())
	{
		std::string choice2;
		std::cout << "Введите коментарий к deadlin'у: "; //ввод коментария 
		std::cin >> choice2;
		fout << choice2 << "n";
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	std::cout << "n";
	fout.close();
	fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
	if (fin.is_open())
	{
		std::string data = "";
		while (!fin.eof())
		{
			std::getline(fin, data);
			std::cout << "ttt" << data << "n"; //вывод измененных данных на экран
		}
	}
	else
	{
		std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
	}
	fin.close();
}

Main

Аналогично, основываясь на блок схеме, был написан код основной части программы.

В ходе выполнения программы, на экран выводится меню. Пользователю предлагается выбрать один из пунктов. При выборе пункта 1, вызывается функция Reg, а затем функция Authon; При выборе пункта 2, вызывается функция Authon; При выборе пункта 3 происходит выход из программы. После успешной авторизации вызывается функция GroupSelection. После выбора группы на экран выводится меню дальнейших действий. Пользователю предлагается выбрать один из пунктов. При выборе пункта 1 вызывается функция Grades; При выборе пункта 2 вызывается функция Attendance; При выборе пункта 3 вызывается функция Deadline; При выборе пункта 4 вызывается функция Comment; При выборе пункта 5 происходит выход из программы.

void main()
{
	std::string choice = ""; //объявление переменной типа string
	bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
	setlocale(0, ""); //установка языкового стандарта для яязыка
	std::cout << "tttДобро пожаловать в электронный журналn"; //вывод меню на экран
	std::cout << "tttЕсли вы ходите зарегистрироваться введите 1ntttЕсли выхотите авторизоваться введите 2ntttЕсли вы хотите закрыть программу введите 3n";
	std::cin >> choice;//ввод символа, отвечающего за выбор пункта меню
	if (choice == "3")
	{
		return; //выход из программы
	}
	while (flag)
	{
		if (choice == "1")
		{
			flag = 0;
			Reg(); //регистрация
			Authon();//авторизация
		}
		else
		{
			if (choice == "2" and flag)
			{
				Authon(); //авторизация
				flag = 0;
			}
			else
			{
				std::cout << "Сделайте выбор повторно: ";
				std::cin >> choice; //повторное осуществленеи выбора пункта меню
			}
		}
	}
	GroupSelection(); //выбор группы
	std::cout << "ntttВыберете дальнейшее действие:n"; //вывод меню выбора дальнейших действий
	std::cout << "tttЕсли вы хотите поставить оценку студенту, введите 1ntttЕсли проставить посещаемость, введите 2ntttЕсли вы хотите установить дату конца дедлайна, введите 3ntttЕсли вы хотите написать коментарий, введите 4ntttЕсли вы хотите закрыть программу введите 5n";
	std::cin >> choice; // ввод символа, отвечающего за выбор пункта меню
	flag = 1;
	while (flag)
	{
		if (choice == "1")
		{
			flag = 0;
			Grades(); //простанока оценки
		}
		if (choice == "2")
		{
			flag = 0;
			Attendance(); //простановка посещаемости
		}
		if (choice == "3")
		{
			flag = 0;
			Deadline(); //установка deadlin'a
		}
		if (choice == "4")
		{
			flag = 0;
			Comment(); //написание комментария
		}
		if (choice == "5")
		{
			return; //выход из программы
		}
		if (choice != "1" and choice != "2" and choice != "3" and choice != "4" and choice != "5")
		{
			flag = 1;
			std::cout << "Повторите ввод: ";
			std::cin >> choice; //повторное осуществление выбора пункта меню
		}
	}
}

Для реализации полноценной работоспособности моей программы необходимо создать несколько текстовых файлов и директорий согласно диаграмме.

диаграмма

диаграмма

В файл allgroup.txt необходимо записать название группы. Также папке allgroup нужно создать папку с название группы и текстовый документ с названием группы, в который необходимо занести список группы.

Тестирование и отладка программы

Для проведения корректного и полного тестирования следует поставить несколько тест кейсов, а именно.

Тестирование работы регистрации

Тестирование работы регистрации
Тестирование авторизации
Тестирование авторизации
Тестирование выбора группы
Тестирование выбора группы
Тестирование постановки оценки
Тестирование постановки оценки
Тестирование постановки посещаемости
Тестирование постановки посещаемости
Тестирование установки даты конца дедлайна
Тестирование установки даты конца дедлайна
Тестирование написания комментария к дате
Тестирование написания комментария к дате

В ходе тестирования программы критических ошибок выявлено не было.

Заключение

По итогу у меня получилось разработать макет электронного журнала для преподавателей, содержащий следующие компоненты:

  • Класс DataofTeature, хранящий в себе информацию о преподавателе.

  • Класс DataofStudent, хранящий в себе информацию о студенте.

  • Функция Reg, реализующая регистраци.

  • Функцию Authon, реализующая авторизацию в программу.

  • Функция GroupSelection, реализующая выбор группы.

  • Функция Grades, реализующая простановку оценок.

  • Функция Attendance, реализующая простановку посещаемости.

  • Функция Comment, отвечающая за возможность написания комментария к дате.

  • Функция Deadline, дающая возможность установить дэдлайн и написать к нему комментарий.

  • Функция main, в которой реализовано основное взаимодействие пользователя с программой (меню и т.д.).

Весь код программы был написан в среде разработки Visual Studio 2022. Суммарный объем строк в тексте программы составляет 724.

Это текст для тех, кто решил написать программу для людей — сервис, приложение или что-то подобное. То есть не просто «Хеллоу ворлд», а что-то полезное, функциональное и потенциально пользующееся спросом. Может быть, вы на этом даже планируете зарабатывать. Вот на что обратить внимание на старте: подводные камни, ошибки и нюансы. 

Нужно ли это писать?

Вот простой способ понять, нужно ли писать эту программу. Задайте себе вопрос: «Делают ли сейчас вручную то, что я хочу зашить в программу?»

В этом вопросе сразу два компонента: 

  1. Люди уже делают то, что будет улучшать ваша программа. То есть существует некоторый спрос на эту работу. 
  2. Люди делают это руками, а значит, они хотели бы это автоматизировать.

Распространенная ошибка — делать программу для того, что люди сейчас не делают в принципе. 

🤔 Например, вы придумали программу для ведения бюджета: туда нужно вводить данные о ваших покупках по категориям, а она бы складывала траты за месяц. Делают ли это люди? Вроде делают, но до поры. Обычно человек начинает вести бюджет, два месяца что-то пишет, а потом забрасывает, потому что денег от этого больше не становится. А еще есть приложения банков, которые сами считают статистику трат. Маловероятно, что очередной менеджер личного бюджета как-то изменит ситуацию. 

✅ А вот что люди часто делают руками, так это регулярно оплачивают разные счета: за связь, интернет и коммуналку. И многие не любят настраивать автоплатежи, чтобы никто не смог с них списать ничего лишнего. Еще они регулярно подают сведения по коммуналке. И наверняка есть еще какие-то дела, которые они делают раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Можно было бы поставить себе напоминание в календарь, но его легко проглядеть и забыть. Вот бы была напоминалка, которая ходит за тобой, пока ты не сделаешь дело, — был бы кайф. 

Полезное ядро

Как часто делают: в голове рождается задумка программы, автор садится её писать и начинает буквально с начала — с экрана логина, первого интерфейса, первого экрана, в общем, чего-то первого. Необязательно на этом экране будет происходить основная работа программы. Просто по задумке этот экран должны увидеть первым. 

Как лучше: понять, что будет полезным ядром программы, и сначала убедиться, что вы можете его реализовать. Потом завернуть это ядро в модуль или функцию и уже поверх него написать интерфейс, окна, экраны и всё что угодно. 

✅ Например, в приложении для напоминаний полезное ядро — само напоминание, которое вываливается в нужный момент. Потом, может быть, нужно дать напоминанию статус «Я это уже сделал в этом месяце» или «Напомни мне через…» и опцию повторного срабатывания через какое-то время. 

🤔 А вот интерфейс установки напоминания и инфраструктура для хранения напоминаний не так важны на первом этапе. 

💡 Часто такое же полезное ядро уже реализовал кто-то другой в виде бесплатной библиотеки. Это большая удача: взяли, изучили, допилили — быстро выпустили свой продукт. 

На каком языке?

Есть технологии и языки, которые совсем не подходят для вашей задачи: например, Python совсем не нужен для десктопных приложений. В остальном большинство популярных языков мало-мальски могут всё. 

На старте обычно рекомендуют не гоняться за идеальным языком, а, наоборот, взять тот язык, которым вы уже владеете, и попробовать реализовать задумку на нём. И, если это точно не подходит, искать другие технологии. 

Не подменяйте программирование поиском идеальной технологии. 

Составьте схему или план

Когда у вас появится функциональное ядро, прикиньте на листочке, как будет устроен проект целиком:

  • из каких модулей он будет состоять, включая всякие вспомогательные системы типа логина или восстановления пароля;
  • как они могут влиять друг на друга;
  • какие могут возникнуть ошибки;
  • какие ещё технологии понадобятся для реализации — например, уведомлять можно с помощью пуша, а можно почтой, а можно в самом приложении.

Задача — собрать в голове всю функциональную картину приложения. Это поможет избежать ситуации, когда половина кода уже написана, но вдруг выясняется, что данные нужно всё время синхронизировать с сервером и придётся переписывать логику.

Как начать писать программу и не пожалеть

Схема работы внутреннего чат-бота редакции на Python. На неё ушло 15 минут, и стало понятно, как именно нужно обрабатывать запросы от пользователей и что делать, если потребуется восстановить данные после сбоя

❌ Часто проекты делают так: рисуют полную схему с подробнейшими выкладками, а потом пытаются написать по ней код за один присест. К середине проекта приходит понимание, что всё как-то сложно. В итоге руки опускаются и проект ставится на паузу, чаще всего навсегда.

✅ Вместо этого можно использовать метод быстрых версий:

  1. Выбрать самое простое действие, которое можно сделать прямо сейчас. Например, вывести стартовую картинку или отправить на сервер строчку «Привет, это тестовый запрос!». Убедиться, что всё работает.
  2. Выбрать следующее действие, которое добавляем в проект, например отрисовку главной страницы или сохранение JSON-запроса в файл. Написать код и проверить, как всё работает.
  3. Если работает — перейти к следующему действию, если нет — исправить и потом всё равно перейти.

Так мелкими перебежками и небольшими итерациями можно сделать практически любой проект. Хитрость в том, что мы не замахиваемся на всё сразу, а делаем маленькими порциями, параллельно изучая новое и проверяя знания на практике.

Всё, за дело

  1. Убедитесь, что это кому-то нужно (даже если это только вы).
  2. Возьмите тот язык, которым владеете (а не идеальный).
  3. Реализуйте центральный модуль (хотя бы базово).
  4. Нарисуйте схему работы всего остального (не держите в голове).
  5. Прописывайте мелкие действия и тут же тестируйте (а не пишите сразу всю кодовую базу за один раз).

Этого хватит, чтобы собрать личный проект. А там и до совместного недалеко, но совместный — это немного более сложная история. 

Корректор:

Екатерина Череповицына

Вёрстка:

Кирилл Климентьев

Разработка программного обеспечения интересна как программистам, так и тем, кто таковыми хочет стать. В статье затронуты концепции, необходимые для старта.

Разработка программного обеспечения

Статья разделена на 4 части. Обратите внимание, что важные слова или словосочетания, введенные в этой серии, выделены жирным шрифтом. В конце каждого из четырех разделов будет приведена короткая викторина, проверяющая знания и подробно объясняющая некоторые моменты.

Часть 1 – Что такое программирование?

Самый простой и точный вариант ответа: «Программирование – это акт инструктирования компьютеров для выполнения задач». Еще его называют разработкой или кодингом.

Итак, что такое компьютерная программа? ПО представляет собой последовательность инструкций, выполняемых ПК. Компьютер же – это любое устройство, способное обрабатывать код. Сюда относятся стационарные ПК, ноутбуки, планшеты, банкоматы, Raspberry Pi, серверы etc.

Разработка программного обеспечения и аналогия

Во-первых, примеры программирования есть даже в повседневной жизни. Вселенная довольно предсказуема: день и ночь, времена года, восход и закат. Люди проходят через такие этапы, как встреча нового дня, посещение школы, университета или работа. Мы получаем инструкции от начальников и учителей. Также существуют рецепты, следуя которым можно приготовить блюдо.

Разработка программного обеспечения

Во-вторых, каждый раз, когда мы используем девайсы, встроенный в них код уже работает в фоновом режиме. Перемещение курсора с одной части экрана в другую может показаться простой задачей, но на самом деле за данный процесс отвечает немало строк написанного кода. Акт, столь же простой, как ввод букв в Google Docs, приводит к тому, что код выполняется в фоновом режиме. Это нормальные повседневные процессы, свойственные всем IT-устройствам.

Компьютерные программы также являются кодом. Однако лучше не использовать слово «коды»: это непрофессионально.

Естественный язык компьютера

Машины пользуются своим собственным языком. Они не понимают русский, английский или испанский. Естественным языком электронного оборудования является двоичный код — 1 и 0. Он представляют собой два состояния: on (1), off (0).

Осваивайте языки программирования

Чтобы общаться с машинами, которые говорят на двоичном языке, мы осваиваем такие языки, которые максимально близки к нашему собственному, а именно – языки программирования. Они четко структурированы и должны быть тщательно изучены.

Существуют высокий и низкий уровни. Языки программирования высокого уровня находятся дальше от машинного, чем языки низкого уровня. Это «дальше» обычно называют абстракцией.

Компьютер нуждается в понимании нашего человеческого языка. Для этого понадобится переводчик.

Определение переводчиков

Исходный код относится к коду, написанному на выбранном языке программирования. Переводчики же несут ответственность за преобразование исходного кода в машинный язык (те самые единицы и нули). Мы можем ссылаться на двоичные файлы, такие как код объекта, программу или общепринятый сегодня термин – приложение.

Разработка программного обеспечения

Переводчики могут быть любыми:

  • интерпретаторы;
  • компиляторы;
  • гибриды интерпретаторов и компиляторов;
  • ассемблеры.

Интерпретаторы

Чтобы разработка программного обеспечения прошла успешно, нужно понимать, что языки могут интерпретироваться. В таком случае переводчик обрабатывает исходный код по строкам и в готовой программе (приложении) также запускает каждую строку. Это означает, что интерпретируемый исходный код запускается до тех пор, пока не встретит ошибку. Затем интерпретатор перестает сообщать о таких ошибках.

Разработка программного обеспечения

Python – хороший пример интерпретируемого языка программирования.

Компиляторы

Компиляторы работают по-разному. Они полностью конвертируют исходный код с помощью компиляции в двоичный файл. Затем выполняется двоичный код. Если в исходном варианте были ошибки, они обнаруживаются и помечаются во время компиляции. Это прерывает процесс генерации двоичного кода.

Интерпретаторы работают построчно и выполняют одну линию перед тем, как перейти к следующей. Компилятор же переводит все строки программы в файл (двоичный) и выполняет его целиком.

Помните определение компьютерной программы? Это последовательность инструкций для компьютера. Выполнение программы обычно называется процессом. Такие ПО используют определенные ресурсы в компьютерной системе или любом другом девайсе. К ресурсам относятся память, дисковое пространство и файловая система.

Мы используем слово «run» при выполнении компьютерной программы. Время, затрачиваемое на запуск, называется временем выполнения программы.

Обычно рассматриваются продукты, известные как приложения. Еще мы ассоциируем программы с платформами или средами, в которых они работают или для которых предназначены. Существуют веб-приложения, запускаемые в браузерах, есть мобильные ПО, работающие на смартфонах, а также настольные, такие как Evernote.

Разработка программного обеспечения

Интерпретируемый исходный код выполняется из исходного файла, скомпилированный – преобразовывается в двоичный файл. Затем этот файл выполняется. Скомпилированный код может завершиться неудачно во время выполнения даже после успешной компиляции.

Гибридные переводчики

Гибридный переводчик представляет собой комбинацию интерпретатора и компилятора. Популярным гибридным языком программирования является Java.

Разработка программного обеспечения на Java удобна. Сначала исходный код компилируется в промежуточный формат, известный как Bytecode. Затем Bytecode интерпретируется и выполняется с помощью виртуальной машины. Это позволяет гибридным переводчикам запускать байт-код в различных операционных системах, делать его кроссплатформенным.

Ассемблеры

Ассемблер также используется для перевода низкоуровневого языка Ассемблер в двоичный, но мы сосредоточимся на языках высокого уровня.

Хороший способ понять различия переводчиков – лично увидеть их работу. Просто загрузите необходимые и установите на компьютер.

Часто задаваемый вопрос

Вот вопрос, который обычно задают начинающие: «С какого языка начать?»

Существуют сотни ЯП. Они оцениваются по популярности, комьюнити, долгосрочной поддержке, педагогике и использованию. Они также могут быть оценены по техническим параметрам. Например, являются ли они функциональными, императивными, статическими, сильными или слабо типизированными.

Некоторые языки программирования предназначены исключительно для образовательных целей, а не для использования в бизнесе. Хороший пример – ЯП для детей. Также существуют мощные языки, которые легко настроить и изучить. Python – один из них. Обычно его и рекомендуют начинающим.

Разработка программного обеспечения

Если вы заинтересованы в более подробном изучении вопроса, вот несколько хороших исследований.

Когда вы захотите изучить новый язык, понадобится переводчик языка. Это программа, которая устанавливается и настраивается в компьютерной системе.

Рекомендуем начать осваивать работу с командной строкой (CLI). Подумайте о терминале как об альтернативе графическому интерфейсу (GUI). Работая с компьютером посредством GUI, вы зависите от визуальных представлений каталогов и всего, что делаете. Но при использовании CLI вы взаимодействуете с компьютером напрямую, с помощью терминала и специальных команд.

$_

В Windows встроенный терминал представляет собой командную строку. Для пользователей Mac и Linux по умолчанию установлен терминал Bash. Чтобы использовать его в Windows, установите Git Bash или PowerShell.

Двигаемся дальше

Приготовьтесь, ведь разработка программного обеспечения началась! Подготовимся к написанию первой строки кода. Для этого потребуется следующее:

  1. Компьютерная система. Необязательно сложный или очень дорогой ПК. Подойдет просто компьютер, который хорошо работает.
  2. Установка CLI. Вот хороший курс для начала работы.
  3. Установка текстового редактора (например, Notepad++).
  4. Понимание хотя бы одного языка программирования. Из статьи вы узнаете основные элементы, которые составляют фундамент большинства ЯП.

Резюмируя вышесказанное, мы изучили основы с введением в переводчики. Слово «исходный код» уже не странно для вас. Более подробно мы рассмотрим его дальше.

Викторина

  1. Разработка программного обеспечения: какие основные инструменты нужны для начала?
  2. Какую команду следует использовать для таких операций в Bash (CLI):
  • Проверить текущий каталог
  • Перейти в каталог с именем «bin» (bin находится в текущем каталоге)
  • Создать новый каталог под названием «lib»
  • Создать новый файл под названием «book.py»
  • Перечислить содержимое текущего каталога

Ответы на вопросы

  1. Компьютер, текстовый редактор, оболочка (терминал) и компилятор / интерпретатор
  2. Следует использовать такие команды:
  • Проверить текущий каталог: pwd
  • Перейти в каталог с именем «bin»: cd bin
  • Создать новый каталог под названием «lib»: mkdir lib
  • Создать новый файл под названием «book.py»: touch book.py
  • Перечислить содержимое текущего каталога: ls

Часть 2: Исходный код и его 11 составляющих

#Руководства

  • 1 июн 2020

  • 16

Разбираемся, как устроен язык программирования C++, что такое программы и как научиться их писать.

 vlada_maestro / shutterstock

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создаёт игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

Чтобы научиться программировать с нуля, нужно только уметь пользоваться компьютером, устанавливать программы, создавать папки и файлы. Это первая статья из серии «Глубокое погружение в C++», с помощью которой вы сделаете первые шаги в профессии разработчика серверных приложений и игр.

Не пугайтесь большого объёма информации: чем больше вы будете знать, тем лучше сможете программировать. Это особенно важно, если вы выбрали C++, потому что на этом языке невозможно без хорошей теоретической базы написать высокопроизводительный код.

Внимание! В следующих разделах информация сильно упрощена.

Компьютер — это бесполезный кусок железа, который ни с чем не может справиться самостоятельно. И чтобы получить какой-то результат, нужно написать для него программу подробный набор инструкций.

Компьютер понимает только машинный код — специальный язык, который очень сложно изучить. Вот как выглядит вывод на экран надписи «Hello, World!» на машинном коде (в шестнадцатеричном представлении):

BB 11 01 B9 0D 00 B4 0E 8A 07 43 CD 10 E2 F9 CD 20 48 65 6C 6C 6F 2C 20 57 6F 72 6C 64 21

Чтобы упростить разработку, были созданы языки программирования с их помощью пишут инструкции для компьютера, которые понятны и человеку. Одним из первых был язык ассемблера. Вот как на нём выглядит вывод надписи «Hello, World!»:

Всё равно достаточно сложно, да? В результате человечество создало более понятные языки программирования, на которых гораздо быстрее писать программы. А чтобы они потом запускались, код переводится в машинный или какой-нибудь промежуточный язык — этот процесс называется компиляцией.

Если язык похож на машинный код, то его называют низкоуровневым. Если же он больше понятен человеку, то — высокоуровневым. C++ сочетает в себе свойства и того, и другого.

Любая программа работает с данными: она их получает, обрабатывает, а потом возвращает результат обработки. Данные могут быть переданы пользователем, считаны из файла или записаны в самом коде.

Например, браузер получает текст из адресной строки, который ввёл пользователь, отправляет адрес на сервер, а потом выводит ответ в виде страницы.

Также программа может состоять из других подпрограмм — наборов инструкций. Обработка запроса пользователя, отправка данных на сервер, получение ответа, вывод страницы — всё это подпрограммы.

Вот пример логики такой подпрограммы:

Можно вернуть данные пользователю, записать их в файл или передать другой подпрограмме. Вот ещё один пример использования программы:

Эта команда запускает программу в ОС Linux, которая конвертирует изображение img.jpg в другой формат, а потом сохраняет в файл img.png.

Сейчас слово «подпрограмма» встречается редко — вместо него используют слова «функция», «процедура» или «метод».

По традиции программистов первая программа, написанная на изучаемом языке, должна выводить на экран надпись «Hello, World!».

Перевод: Ваши первые подкаст/видео/статья/рисунок/фото/игра будут ужасными. Но первый код будет идеален он будет очень чистым, и в нём не будет багов. Это будет «Hello, World!».

В C++ такой код будет выглядеть так:

#include <iostream>

int main()
{
    std::cout << "Hello, World! n";
}

Попробуем его запустить, а потом разберём, как он работает.

Самый простой вариант — зайти на сайт repl.it. На главной странице нажмите Start Coding, выберите C++ и нажмите Create Repl.

У вас откроется следующая страница:

Слева — менеджер файлов, в центре — текстовый редактор, где уже введён нужный нам код, а справа — консоль, в которой выводится результат. Чтобы запустить программу, нажмите Run.

Если же вы хотите компилировать код на своём компьютере, то установите компилятор. Я пользуюсь G++, его и вам рекомендую.

  • Установщик для Windows.
  • Название пакета для Linux: gcc.

После установки компилятора создайте отдельную папку для кода, а в ней — файл hello.cpp (это расширение для файлов с командами на C++). Желательно, чтобы путь к папке состоял из латинских символов и был написан без пробелов.

Откройте hello.cpp с помощью любого блокнота или редактора кода (например, Sublime text или VS Code) и вставьте в него код, указанный выше. Теперь откройте терминал с помощью инструкции ниже.

Windows Linux
1. Нажмите Win + R, введите cmd и нажмите Enter. 1. Нажмите Ctrl + Alt + t. Если не помогло, то подходящий способ можно найти в этой статье.
2. Введите команду cd [путь]. Например, cd projectscpp1, если ваша папка находится по адресу c:projectscpp1. 2. Введите команду cd [путь]. Например: cd ~/projects/cpp1
3. Если папка находится не на системном диске, то команду нужно изменить: cd /D [диск:][путь]. Например: cd /D d:projectscpp1

Затем введите следующую команду:

Эта команда скажет компьютеру, что нужно скомпилировать код из файла hello.cpp и сохранить результат в файл hello (или hello.exe в Windows).

После этого запустите скомпилированную программу, и вы увидите, что всё работает:

Теперь, когда мы смогли запустить программу, разберёмся в ней.

Начнём с самой первой строчки:

С помощью языка программирования можно:

  • писать условия;
  • работать с памятью;
  • создавать подпрограммы;
  • работать с классами, структурами и объектами;
  • выполнять базовые математические операции и так далее.

Но чтобы получить больше возможностей, программе нужно как-то взаимодействовать с операционной системой. Писать код, который будет отправлять команды ОС, достаточно сложно, но нам и не придётся — всё уже написано другими разработчиками и помещено в специальную библиотеку.

Одна из таких библиотек, iostream, позволяет запрашивать пользовательский ввод или выводить что-то в консоли.

Есть и другие библиотеки, которые помогают работать с графикой, отправлять запросы через интернет, воспроизводить звук и так далее. В будущем вы научитесь самостоятельно писать свои собственные библиотеки.

Вернёмся к коду:

main () — это подпрограмма (функция), с которой начинается выполнение любой программы на C++. Её также называют точкой входа.

Подробнее подпрограммы мы разберём в следующих статьях. Сейчас нужно знать только то, что все команды записывают в тело функции.

Настало время понять, как работают команды:

Команда cout говорит компьютеру о том, что нужно вывести определённый текст в консоли. В нашем случае — Hello, World!. Любой текст должен быть в кавычках, иначе компилятор воспримет его как идентификатор, то есть имя команды, функции, переменной и так далее. Поэкспериментируйте с текстом, запустите программу и посмотрите, что изменится.

После каждой команды должна стоять точка с запятой — она говорит компилятору, что это конец инструкции и нужно переходить к следующей.

Пространства имён (например, std) относятся к библиотекам, и их мы рассмотрим в следующих статьях.

Изучая C++, подготовьтесь к большому объёму информации. В следующий раз мы также подробно разберём ввод и хранение информации.

Листая дальше, вы перейдете на страницу курса

Научитесь: Профессия Разработчик на C++ с нуля
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти токен логгер
  • Как исправить пересоленный жюльен
  • Как исправить error 002
  • Как найти утечку акб в авто
  • Как вернуть найти iphone