Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1].
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
— спортивно-оздоровительное,
— духовно-нравственное,
— социальное,
— общеинтеллектуальное,
— общекультурное.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
— учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;
— у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
— УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» — по четырем направлениям, «Дом творчества» — по пяти направлениям, «Дворец творчества» — по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;
— УДО находятся в различных ведомствах: Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.
Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.
Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
• комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.
При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:
— комплексные программы могут быть двух вариантов:
«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).
Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.
«Б» — когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.
При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.
• тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);
• образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
— для 1 класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
— для 2-3 классов — образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
— для 4 класса — образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:
1. Титульный лист;
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание курса;
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы;
6. Рекомендуемая литература.
Титульный лист должен содержать информацию:
- Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
- Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
- Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
- Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
- Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
- Название города.
- Год создания программы.
Пояснительная записка.
В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
Пояснительная записка содержит:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность;
• практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи могут быть:
• обучающие — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие — развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
— возраст детей и их психологические особенности;
— особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
— число обучающихся по годам обучения (обосновать);
— режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
— прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Содержание Программы.
Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
Особенности содержания программы.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
- Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
- Материально-техническое;
- Финансовое;
- Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
Список литературы.
Приводятся два списка литературы:
- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- литература, рекомендуемая для детей и родителей.
После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить:
— учебные и методические пособия;
— энциклопедические словари и справочники,
— аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
— видео- и аудиоматериалы;
— компьютерная поддержка программы;
— подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;
— перечень объектов для экскурсий;
— календарь знаменательных дат;
— информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;
— подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
— коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно — прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);
— информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;
— материалы, отражающие достижения обучающихся;
— оборудование рабочего места.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Слайд
КАК
РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Какой
она должна быть? Каковы требования к её разработке?
С
помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы
образовательных программ внеурочной деятельности:
Слайд
•
комплексные образовательные программы, предполагающие
последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к
результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
•
тематические образовательные программы, направленные
на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и
использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности
(например, образовательная программа патриотического воспитания,
образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
•
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов
определённого уровня (образовательная программа,
обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа,
обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа,
обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь
возрастную привязку, например: для 1 класса — образовательная программа,
ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах
деятельности; для 2—3 классов — образовательная программа, формирующая
ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса — образовательная
программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
•
образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
•
возрастные образовательные программы (образовательная
программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа
внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности
старшеклассников);
•
индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Слайд
Исходя
из требований Стандарта программа
внеурочной деятельности должна:
•
во-первых, быть
направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
•
во-вторых, способствовать
воспитанию школьников;
•
в-третьих, разрабатываться
в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное;
• в-четвертых,
предполагать такие формы организации
внеурочной деятельности как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
Слайд
Структура программы внеурочной
деятельности может быть следующей:
1. Титульный
лист.
2. Пояснительная
записка.
3. Тематическое
планирование.
4. Примерное
содержание занятий.
5. Предполагаемые
результаты реализации программы.
Рассмотрим
каждый из разделов программы.
Слайд
Титульный
лист. На титульном листе программы должна
найти отражение следующая информация:
• название
программы;
• направление
развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа;
• вид
внеурочной деятельности школьников, в рамках которого будет реализовываться
программа;
• возраст
школьников, на которых ориентирована программа;
• разработчик
программы.
Слайд
Пояснительная
записка. Смысл пояснительной записки в самом
ее названии. Педагог должен объяснить, какую программу предлагает к реализации,
зачем она нужна, что дает она детям, как планируется по ней работать. В
пояснительной записке к программе внеурочной деятельности важно:
• обосновать
актуальность программы, то есть доказать, что она необходима современным
школьникам;
• указать
назначение программы, тем самым описать ее цели;
• указать,
какое количество часов предполагает реализация данной программы;
• выделить
предусмотренные программой особенности работы с детьми, если они существуют.
СЛАЙД
Тематическое
планирование. Оформляется обычно
в форме таблицы, где
указываются:
• названия
модулей, разделов и тем внеурочных занятий;
• соответствующее
им общее количество часов, а также количество часов аудиторных и внеаудиторных
(активных, подвижных) занятий.
СЛАЙД
Примерное
содержание занятий. Этот раздел самый
сложный, если учесть, что из описания примерного содержания занятий должно быть
видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов они направлены.
Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет просто
невозможно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе
большой воспитательный потенциал, следует постараться это сделать. Применительно
к каждой теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет
происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети,
какие формы работы будут при этом использованы.
СЛАЙД
(2)
Предполагаемые
результаты реализации программы — это, в
первую, очередь, воспитательные результаты, то есть описать необходимо социально-значимые
знания, которые планируется передать детям; приобретение
школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по
ряду профессий (столяр, плотник, резчик по дереву, чертежник, дизайнер,
архитектор, менеджер и др.).
и
это так называемые результаты 1 уровня.
К
результатам 2 уровня относится описание социально значимых отношений,
которые планируется развивать у школьников;
например, каким образом будет сформировано позитивное отношение к труду, или к
конкуренции, к родной культуре или национальным традициям, к семье и т.д.
СЛАЙД
(2)
• и,
наконец, результаты 3 уровня, в которых идёт описание опыта социально
значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.
Это может быть опыт трудового
действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного группового действия
в процессе реализации проекта, опыта формирования позитивного отношения к труду
и родной культуре, опыта коммуникации в процессе представления результатов
проекта на внутришкольном и внешнем уровне.
В
этом разделе могут найти отражение и другие результаты реализации программы:
обучающие, профориентационные и т.д.
СЛАЙД
Общие
правила разработки программ
внеурочной
деятельности
1.
Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны
образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими
примерных программ.
2.
Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой
возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы,
ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6
классы) и старших подростков (7—9 классы).
3.
В определении содержания программ необходимо руководствоваться педагогической
целесообразностью и ориентироваться на запросы и потребности учащихся и их
родителей.
4.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и
направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть
видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и
мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной
деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули,
представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной
раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
5.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных
активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не
должно превышать 50% от общего количества занятий.
6.
Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных
объединениях школьников одной возрастной группы.
Как составить программу внеурочки на год?
Современный человек получает воспитание прежде, чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Воспитание – это набор методов, которые помогают направить развитие ребенка в нужное русло, чтобы впоследствии он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Много воспитательных задач призвана решать внеурочная деятельность школьников. Но как организовать внеурочную работу таким образом, чтобы она не отнимала все свободное время у педагогов и родителей и приносила детям максимальную пользу?
Кому и зачем нужна внеурочная деятельность?
Решение задач воспитания, социализации и всестороннего развития школьников в контексте национального воспитательного идеала наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Внеурочная работа, в свою очередь, ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательной деятельности, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. При этом целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося.
Внеурочная деятельность призвана содействовать обучающимся в достижении результатов по основной образовательной программе; развивать у обучающих личные интересы; прививать духовно-нравственные ценности и культурные традиции; нивелировать стрессовые конфликтные ситуации в классах и снижать риск утомляемости учащихся.
В контексте вышеуказанных целей к задачам внеурочной деятельности относится: обеспечение комфортной среды обучающимся в классе в частности и школе в целом; обеспечение полноценного отдыха детей (эмоционального и физического); создание условий для развития личных интересов у обучающихся.
Что представляет собой внеурочная деятельность школьников?
Основными направлениями внеурочной деятельности являются: социальное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Виды внеурочной деятельности: художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, игровая, досугово-развлекательная, трудовая и другие.
Организуется внеурочная деятельность через такие формы, как экскурсии, диспуты, кружки, секции, «круглые столы», конференции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения отражает все вышеперечисленные аспекты, то есть определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности, с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
В чем сложности внеурочной работы?
Сегодня во многих образовательных учреждениях превалирует массовый подход к организации воспитательной работы в ущерб личностно-ориентированному. Это превращает воспитательную работу в набор слабо связанных между собой мероприятий, по которым практически невозможно проследить динамику личностного, социального и профессионального становления каждого обучающегося. Поэтому основная сложность внеурочной деятельности – найти и организовать проведение качественных мероприятий, которые бы соответствовали основной школьной программе и индивидуальным предпочтениям учащихся конкретного класса.
Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно, на основе переработки примерных программ или с привлечением специалистов и организаций, например навигатора по детскому досугу Inlearno. В любом случае в определении содержания программ необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы и потребности обучающихся и их родителей.
При этом программа должна основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии и сочетаться с годовым планом работы образовательной организации, не нарушать единое образовательное пространство. Образовательная программа также должна составляться с учетом развития науки техники культуры экономики технологий и социальной сферы.
Какие есть направления и виды внеурочной деятельности?
Направления и виды внеурочной деятельности можно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности или комплексно.
При разработке программы по любому виду внеурочной деятельности обучающихся формы и содержание деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов:
• приобретение обучающимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
• получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд и т.д.);
• получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Как составить программу внеурочной деятельности?
Программа – это документ, отражающий содержание деятельности коллектива в достижении целей образовательной и социально-культурной деятельности, в основе которой лежит смыслообразующая концепция автора – руководителя коллектива или объединения. Поэтому, прежде чем приступать к написанию программы, необходимо полностью и тщательно обдумать, проанализировать саму идею, которая ляжет в основу всего содержания программы.
Зная направления и виды, необходимо в программе четко поставить цель – предполагаемый результат, к которому надо стремиться. При постановке цели следует избегать общих абстрактных формулировок – «всестороннее развитие личности» «удовлетворение потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна отражать основную направленность программы.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
• обучающие – развитие познавательного интереса приобретение определенных знаний умений развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные – социализация обучающегося, формирование гражданской позиции, общественной активности личности, навыков здорового образа жизни, культуры общения и поведения в социуме и т.д.;
• развивающие – развитие личностных характеристик: ответственность, самостоятельность, усидчивость, аккуратность и т.д., формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Задачи программы должны быть соотнесены с ожидаемыми результатами. Следует стремиться также, с одной стороны, к их максимальной точности и четкости, а, с другой – к их оригинальности. В постановках целей и задач должен прослеживаться индивидуальный подход, а сама программа должна логически встраиваться в систему культурно-образовательной деятельности конкретного учреждения.
Куда обращаться за помощью при составлении программ внеурочной деятельности?
Методы воспитания современного ребенка очень разнообразны, поэтому выбрать оптимальный вариант и составить программу внеурочной деятельности довольно сложно. Несомненно одно: назрело расширение образовательной среды, выход ее за рамки школы. Уже накоплен большой опыт организации внеурочной деятельности на базе различных учреждений доп. образования, учреждений культуры, вузов, производственных комплексов. Эта работа предполагает разработку форм связи школы с данными организациями, а также формирование пакета документов, регулирующих взаимодействие обеих сторон, что для многих сотрудников школ оборачивается непосильным трудом. И это еще раз свидетельствует о том, что составление программ внеурочной деятельности целесообразно делегировать специалистам – таким ресурсам, как, например, Inlearno. Методисты Inlearno бесплатно, под индивидуальный заказ, составляют программы внеурочной деятельности для классов и курируют организацию и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Навигатор по детскому досугу Inlearno как платформа интеллектуального и общекультурного развития обучающихся уже стал для более чем 10000 педагогов эффективным инструментом организации внеурочной деятельности и приглашает к сотрудничеству всех желающих.
Екатерина Антипова, шеф-редактор Inlearno
Как разработать программу внеурочной деятельности школьников
С
помощью методического конструктора
могут быть разработаны различные типы
образовательных программ внеурочной
деятельности:
• комплексные
образовательные программы, предполагающие
последовательный переход от воспитательных
результатов первого уровня к результатам
третьего уровня в различных видах
внеурочной деятельности;
• тематические
образовательные программы, направленные
на получение воспитательных результатов
в определённом проблемном поле и
использующие при этом возможности
различных видов внеурочной деятельности
(например, образовательная программа
патриотического воспитания, образовательная
программа воспитания толерантности и
т.п.);
• образовательные
программы, ориентированные на достижение
результатов определённого уровня
(образовательная
программа, обеспечивающая первый уровень
результатов; образовательная программа,
обеспечивающая первый и второй уровни
результатов; образовательная программа,
обеспечивающая второй и третий уровни
результатов). Такие программы могут
иметь возрастную привязку, например:
для 1 класса — образовательная программа,
ориентированная на приобретение
школьником социальных знаний в различных
видах деятельности; для 2—3 классов —
образовательная программа, формирующая
ценностное отношение к социальной
реальности; для 4 класса — образовательная
программа, дающая ученику опыт
самостоятельного общественного действия;
• образовательные
программы по конкретным видам внеурочной
деятельности;
• возрастные
образовательные программы (образовательная
программа внеурочной деятельности
младших школьников; образовательная
программа внеурочной деятельности
подростков; образовательная программа
внеурочной деятельности старшеклассников);
• индивидуальные
образовательные программы для учащихся.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
1.
Программы организации внеурочной
деятельности школьников могут быть
разработаны образовательными учреждениями
самостоятельно или на основе переработки
ими примерных программ (см. далее).
2.
Разрабатываемые программы должны быть
рассчитаны на школьников определённой
возрастной группы. Так, в основной школе
могут реализовываться программы,
ориентированные на младших школьников
(1—4 классы), младших подростков (5—6
классы) и старших подростков (7—9 классы).
3.
В определении содержания программ школа
руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на
запросы и потребности учащихся и их
родителей.
4.
Программа содержит:
• введение,
в котором есть информация о назначении
программы, её структуре, объёме часов,
отпущенных на занятия, возрастной группе
учащихся, на которых ориентирована
программа;
• перечень
основных разделов программы с указанием
отпущенных на их реализацию часов;
• описание
разделов примерного содержания занятий
со школьниками;
• характеристику
основных результатов, на которые
ориентирована программа.
5.
В программе описывается содержание
внеурочной деятельности школьников,
суть и направленность планируемых
школой дел и мероприятий. Из описания
должно быть видно, на достижение какого
уровня результатов направлены эти дела
и мероприятия. Если программа предполагает
организацию нескольких видов внеурочной
деятельности школьников, то в содержании
должны быть разделы или модули,
представляющие тот или иной вид
деятельности. При необходимости тот
или иной раздел или модуль также может
быть подразделён на смысловые части.
6.
В программе указывается количество
часов аудиторных занятий и внеаудиторных
активных (подвижных) занятий. При этом
количество часов аудиторных занятий
не должно превышать 50% от общего количества
занятий.
7.
Программы могут реализовываться как в
отдельно взятом классе, так и в свободных
объединениях школьников одной возрастной
группы. В первом случае школа разрабатывает
программы (объёмом 340 ч) для каждого
класса, например, такую, как представленный
ниже образец
программы организации внеурочной
деятельности учащихся класса. Во
втором случае школа создаёт модульные
программы (объёмом, значительно
превышающим 340 ч) для каждой возрастной
группы учащихся и предлагает школьникам
данной возрастной группы самостоятельно
выбирать модули, например, такой, как
представленный ниже образец
программы организации внеурочной
деятельности старших подростков. Занятия
в таком случае проводятся не с классами,
а с группами, состоящими из учащихся
разных классов и параллелей. При этом
доля выбранных школьником аудиторных
занятий не должна превышать третьей
части от общего числа занятий, которые
он собирается посещать.
Соседние файлы в папке 02-12-2013_17-41-21
- #
- #
Разработка программы внеурочной деятельности
в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовила Семагина Г. М., учитель
МБОУ «СОШ№2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыл
Требования стандарта к программе
- Обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
- Соответствие задачам воспитания;
- Соответствие направлениям:спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное,социальное,общеинтеллектуальное,общекультурное
Требование стандарта к программе
- Использование следующих форм организации: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, соревнования, общественно-полезные практики
Как разработать программу?
- Образовательное учреждение разрабатывает программу самостоятельно
- или на основе переработки примерных программ внеурочной деятельности: социальное творчество
-художественное творчество
-проблемно-ценностное общение
-туристско-краеведческая деятельность
-спортивно-оздоровительная деятельность
-познавательная деятельность
Структура программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Тематическое планирование
- Примерное содержание
- Предполагаемые результаты реализации программы
Титульный лист
- Название программы
- Направление развития личности
- Вид внеурочной деятельности
- Возраст школьников, на которых ориентирована программа
- разработчик
Образец титульного листа
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа №2 им .Г.В.Кравченко»
- Рассмотрено на МО учителей Утверждаю
- начальных классов Директор_____Л.М.Политова
- «___»______2013г «___»_______2013г
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- «ЛЫЖНАЯ СЕКЦИЯ»
- Направление:спортивно-оздоровительное
- Вид деятельности:спортивная
- Возраст школьников:1-4 классы
- Разработчик:Ф.И.О.
Образец титульного листа
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа №2 им .Г.В.Кравченко»
- Рассмотрено на МО учителей Утверждаю
- начальных классов Директор_____Л.М.Политова
- «___»______2013г «___»_______2013г
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
- Направление:научно-познавательное
- Вид деятельности:познавательная
- Возраст школьников:1-4 классы
- Разработчик:Ф.И.О.
Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цели
- Количество часов
- Особенности программы(если есть)
Фрагмент «Я-гражданин России»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
- На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
- Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения
Тематическое планирование
- Название модулей, разделов и тем внеурочных занятий
- Соответствующее им количество часов
- Количество часов аудиторных и неаудиторных занятий
Тематическое планирование по программе «Любительский театр»
№
Тема занятия
1
Знакомство с особенностями любительских занятий театром
2
Кол-во часов
Учебные театральные миниатюры
аудиторных
2
3
Неаудитор.
1
10
Театральный капустник
4
Знакомство с особенностями пьесы-сказки
2
1
2
5
Просмотр профессионального театрального спектакля
8
2
1
1
1
2
1
0
2
Примерное содержание занятий
- Какова тема занятия
- Какова деятельность педагога
- Какие формы работы будут использованы
- На достижение какого уровня воспитательных результатов направлено занятие
Содержание программы внеурочной деятельности «Мы-россияне»
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- 1 класс «Маленькие Россияне» — 66ч
- Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических -24, практических -42
- 1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе.
- Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
- Кто что любит делать.
- Антиреклама вредных привычек. Диагностика
- 2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
- Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
- Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
- Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
- Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
- 3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
- Дары природы. Прогулка в осенний лес.
- История моего города.
- Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
- Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
- 4.“Я и школа”(16ч) – формирование гражданского отношения к школе.
- Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
- Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
- Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
Предполагаемые результаты реализации программы
- Социально –значимые знания, которые планируется передать детям
- Социально-значимые отношения ,которые планируется развивать
- Опыт социально-значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать
Предполагаемые результатыПрограммы «Я- гражданин России»
- Знания о значимых страницах истории, о традициях и культурном достоянии родного края, об этических нормах взаимодействия в семье, между поколениями
- Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданско- патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разных возрастов
- Опыт участия в экологической инициативе, проектах,в природоохранной деятельности
Спасибо за внимание