Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 20 лет
Задать вопрос автору статьи
Воспитание как основная задача современного общества
В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.
Определение 1
Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса
В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.
Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.
По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.
Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.
«Основные принципы воспитания» 👇
Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.
Основные принципы воспитания
Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.
В современных условиях основными принципами воспитания являются:
- Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
- Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
- Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
- Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
- Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
- Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
- Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
- Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.
Основные принципы отечественной системы воспитания
Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:
- Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
- Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
- Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Что это такое? Принципы воспитания в педагогике являются основой для определения направлений работы с детьми и способов её организации. Следуя им, педагог вырабатывает собственный стиль и реализует его через творческий подход.
Какой главный? Нет какого-то одного основного принципа, они все равнозначны и взаимодополняемы. Знать их обязательно каждому работнику в сфере образования. Без этого будет сложно построить воспитательный процесс с нуля.
Оглавление:
- Суть принципов воспитания в педагогике
- Система принципов воспитания
- Принцип целенаправленности
- Принцип общественной направленности, связи с жизнью
- Принцип воспитания в труде
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
- Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
- Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
- Принцип оптимизации воспитательного процесса
- Принцип гуманизма и демократизма
- Принцип опоры на позитивные качества
- Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
- Принцип единства, согласованности и на следственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
- Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников
Суть принципов воспитания в педагогике
Принципы воспитания — это, своего рода, маяки, на которые преподаватели ориентируются в своей деятельности. Они помогают им ставить цели и идти к ним, а также проверять себя, когда есть сомнения в том, что действуешь правильно.
До сих пор в педагогике не пришли к единству в терминологии таких понятий, как «принцип» воспитания и «закономерность», а также их четкому разделению. Это связано с тем, что понимание сути процесса воспитания, его разницы с обучением по-прежнему становится предметом споров ученых.
Принципы воспитания можно сравнить также с несущими конструкциями, на которых держится процесс, словно сооружение. За всю историю человечества множество педагогов привносили свои идеи в науку воспитания детей, в том числе формулировали принципы. По сей день идеи некоторых выдающихся педагогов-воспитателей применяются на практике.
В частности, это принципы Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Некоторые стали базовыми постулатами. Например, принцип народности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности и т.д. Надо отметить, что все они отвечают общим требованиям: системность, комплексность, личная направленность, равнозначность, обязательность, гуманность.
Чтобы достичь максимальной эффективности воспитательного процесса, необходимо строго придерживаться соблюдения психолого-педагогических требований всех принципов, которые одинаковы по важности и влиянию на результат.
Преподавателю недостаточно владеть знаниями об основных принципах воспитания. В педагогике необходимо соотносить их с опытом учителя, конкретной задачей, социальным контекстом и индивидуальными возрастными и психологическими особенностями развития воспитанников.
Современная педагогика — живая динамичная наука, которая отражает все трансформации общества. Принципы воспитания, сформировавшиеся ранее, остаются актуальными. Но также они постоянно дополняются новыми, чтобы учебно-воспитательный процесс не стоял на месте и отвечал требованиям жизни.
Система принципов воспитания
Согласно актуальным педагогическим концепциям, принципы воспитания должны обладать общими обязательными чертами.
- Направленность на воспитательную и развивающую учебную деятельность, цель которой — формирование глубокой личности с компетенциями в различных областях, творческим мышлением и сознательным отношением к своей стране и обществу.
- Выстраивание воспитательного процесса в географическом и национальном контексте с последовательным и разумным применением всех принципов и их соотнесением с каждым конкретным случаем.
- Решение задачи по достижению целей учебно-воспитательного процесса, независимо от типа образовательно-воспитательной системы.
Анализ различных педагогических концепций и методик позволяет вывести список основных принципов воспитания в современной педагогике.
-
- активная включенность учащихся в процесс обучения как субъектов, а не объектов;
- развитие и опора на положительные стороны отдельных учеников и всего класса;
- целенаправленность;
- развитие инициативности и сознательности учащихся;
- ориентация на практические навыки и общественную интеграцию;
- воспитание через труд;
- опора на коллектив и коллективные отношения для формирования базовых нравственных ценностей;
- уважение личности и прав ученика при наличии четких нравственных ориентиров и правил поведения;
-
- общность и взаимная дополняемость воспитания в семье, школе, кружках, секциях и в среде общения со взрослыми;
- применение как индивидуального, дифференцированного, так и комплексного подходов в воспитании;
- четкая, наполненная, практикоориентированная и логичная структура организации воспитательных мероприятий.
Принцип целенаправленности
Суть данного принципа в том, что перед учителями ставится конкретная стратегическая цель, согласно которой выстраивается весь процесс. Это исключает несогласованные действия педагогов или других воспитателей и необдуманные эпизоды воспитательного воздействия.
Принцип целенаправленности подразумевает следующее:
- вектор воспитания направлен на становление личности ребенка, формирование его общих и профессиональных навыков, которые послужат стартом к реализации талантов и социализации;
- ведущая роль нравственного воспитания (на основе национальных, гуманистических и других ценностей);
- акцент на патриотическом аспекте воспитания;
- сознательный выбор педагогами национально-патриотической тематики как ведущей для мероприятий, конкурсов, олимпиад и т.д.;
- использование в воспитательных материалах лучших образцов нравственности и культуры;
- формирование воспитательного процесса с опорой на такие его качества, как ориентация на общечеловеческие ценности, научность, логичность, конкретность и реактивность;
- гармоничное встраивание воспитательной работы в общий процесс развития общества согласно имеющимся ориентирам и задачам.
Все перечисленные условия одинаково применимы и к остальным принципам воспитания и должны прослеживаться при написании соответствующих программ.
Принцип общественной направленности, связи с жизнью
Он подразумевает, что доминантой выступает ориентация на активную интеграцию детей в общественную жизнь посредством их знакомства с общественно-политической и исторической ситуацией, международной и в стране, а также деятельного участия в различных значимых событиях самого разного масштаба. Также этот принцип базируется на применении традиционных локальных методов воспитания.
Данный принцип требует от преподавателей соблюдения следующих важных моментов:
- подробное и глубокое знакомство учеников с бытом и другими жизненными реалиями людей в разных странах мира;
- борьба с отстраненностью детей и их негативизмом по отношению к коллективным мероприятиям и инициативам;
- провокация заинтересованности к важным событиям общественной жизни страны;
- следование в планировании воспитательных мероприятий общей линии политики страны и актуальному общественному контексту;
- применение проверенных традиционных методов воспитания, зарекомендовавших себя на протяжении времени.
Генеральная идея этого принципа заключается в формировании чувства достоинства и гордости как гражданина Российской Федерации.
Принцип воспитания в труде
Еще со времен Античности педагоги понимали, что главная цель как обучения, так и воспитания – сформировать в ребенке знания, умения и базовые навыки, которые помогут ему быть полезным в обществе и успешно реализовать свои природные склонности и таланты.
О том же говорил В. О. Сухомлинский, который был убежден, что задача хорошего воспитателя состоит именно в том, чтобы помочь ребенку определить свои сильные стороны и глубокие интересы, найти им практическое приложение в призме той или иной учебной дисциплины или занятия.
Любая практикоориентированная деятельность, в которой затрагиваются различные стороны ребенка и его способности, помогает формированию воли, познавательного интереса и мотивации.
Именно поэтому так важно уделять особое внимание организации учебно-познавательных мероприятий, нацеленных как на закладку начальных профессиональных навыков, так и в общем на становление стержня личности ученика.
Данный принцип руководствуется следующими законами:
- создание условий для формирования у ребенка искреннего внутреннего интереса к овладению азами той или иной профессии и их практическому применению;
- реализация воспитательного воздействия в процессе практической, трудовой деятельности;
- воспитание в ребенке таких качеств, как ответственность за результаты своего труда и уважительное отношение к плодам чужих стараний и усилий;
- стимуляция и активное включение детей в самые разные виды деятельности как в школе и детских организациях, так и в семье, что становится питательной средой для их активного развития;
- развитие и поддержание в ребенке интереса к какой-либо конкретной профессиональной или общественной деятельности, в которой он сможет попробовать свои силы, реализовать природные задатки и сделать шаг на пути к лучшему пониманию роли в социуме;
- построение жизни коллектива таким образом, чтобы каждый его участник мог активно и деятельно участвовать как в решении бытовых вопросов, так и общественной жизни;
- разработка воспитательных мероприятий на основе материала локального регионального характера.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
Невозможно представить полноценное и естественное формирование личности ребенка без коллектива. Это может быть как совокупность различных влияний отдельных членов коллектива, так и сознательное и целенаправленное воспитание педагога через коллективные отношения. Нахождение в группе людей неминуемо оказывает на нас влияние, пассивное или активное. Недаром в пословице говорится: «С кем поведешься, от того и наберешься». С другой стороны, мы сами как часть коллектива привносим в него что-то свое.
Чтобы коллектив мог отвечать конкретным воспитательным задачам педагога, а также быть созидательной и благоприятной средой для личностной реализации каждого его члена, он должен обладать определенными характеристиками. А именно: взаимопонимание и поддержка его участников, нацеленность на общий результат, здоровая психологическая атмосфера, совместная реализация творческих начал, следование общим заданным критериям, постановка реально выполнимых задач и т.д.
Особенность воспитания через коллектив заключается в том, что у каждого его члена появляется возможность внести свой посильный вклад в общее дело и почувствовать значимость своих усилий, поверить в себя. Это стимулирует силу воли, формирует целеполагание, развивает настойчивость. Коллективный труд воспринимается как общественно важный, деятельность, реализуемая в нем, обретает особую ценность.
Как у отдельной личности, у коллектива могут формироваться общие настроения, взгляды, устои, что вместе оказывает дополнительное влияние на каждого из его членов.
Весомый вклад в вопрос коллективного воспитания внесли практическая деятельность и научные труды советского педагога А.С.Макаренко, работавшего в детских колониях в сложное послереволюционное время. Ему удалось проследить закономерности жизни детских коллективов и использовать их для разработки своей воспитательной системы.
А также сформулировать закон: коллектив живет, пока в нем есть движение к цели, остановка грозит смертью. Также, по мнению Макаренко, у коллектива есть базовые условия для развития (работа на перспективу, открытость, взаимозависимость и ответственность, одновременность действий) и конкретные этапы эволюции.
Итак, ключевые особенности соблюдения данного принципа таковы:
- Контроль над развитием отношений внутри коллектива, которые создаются из вкладов всех его членов. Для этого необходимо отслеживать, нет ли серьезных стычек, взаимонепонимания, разногласий по самым разным вопросам, а также вовремя регулировать все возникающие затруднения. Общая атмосфера коллектива создается за счет нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания каждого ребенка.
- Постановка общей задачи с конкретными сроками ее исполнения и подробным описанием сути. Важно, чтобы у каждого ребенка была и своя личная ответственность за качественное достижение поставленной цели, а также чтобы весь коллектив понимал важность и преимущества реализации намеченного плана действий.
- Здоровый коллектив как воспитательная среда формируется при условии комфортного пребывания в нем всех его членов. Чтобы этого добиться, у каждого ребенка не должно оставаться ни одного нерешенного вопроса между ним и коллективом. Чем благополучнее каждый член группы, чем более он развит и зрел психологически, тем в целом гармоничнее и все мини-сообщество.
- Формирование активного лидерского ядра коллектива.
- Непрерывное включение и взаимодействие деятельности коллектива с жизнью детской организации, внутри которой он функционирует, города, страны.
- Предоставление воспитанникам возможности самостоятельно выстраивать личные отношения внутри коллектива, находить себя и свое место в группе. Вмешиваться педагогу стоит лишь в ситуациях крайней необходимости.
- Создание условий, при которых коллектив становится для человека фактором самодисциплины и в некотором роде карательной структурой. С другой стороны, не позволять членам группы брать на себя постоянное разрешение всех спорных вопросов, чтобы не разрушить доверие и согласие между ними.
К каким выводам мы приходим? Коллектив играет первостепенную роль в формировании личности ребенка. Речь идет как о стихийном влиянии окружения на ребенка, так и об организованных детских группах, в которых педагог сознательно решает поставленные задачи, сообразно принципам воспитания и развития в педагогике.
Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений
Учебно-воспитательный процесс достигает максимума своей эффективности при условии активного включения в него ученика. Под активностью подразумевается не внимательное отношение к преподаваемому предмету или регулярное участие в конкурсах и олимпиадах.
Речь идет о том, чтобы научить детей учиться: видеть мир широко во всем его многообразии, критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, развивать любознательность, уметь находить информацию, обрабатывать ее и анализировать и т.д.
Основной задачей преподавателя становится увидеть и распознать в воспитаннике его сильные стороны и потенциал роста, помочь ему раскрыться, а в дальнейшем, с опорой на них, способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Только так и никак иначе можно гармонично воспитывать ребенка, оставляя место его самостоятельному выбору и ответственности за него. Именно так и формируется субъект-субъектный воспитательный процесс.
Согласно принципу гуманистического воспитания в педагогике, учитель, направляя активность ребенка, показывает ему преимущества самостоятельности и инициативности. Включаясь в образовательный процесс, ученик привносит в него свое видение, что дает преподавателю возможность лучше понять ребенка, его особенности, найти к нему индивидуальный подход.
Все это служит не только и не столько для формирования узких специальных навыков, сколько для передачи ценностей: моральных, нравственных, интеллектуальных, общекультурных и т.д.
Наиболее важным для этого принципа можно считать соблюдение следующих условий:
- фокус на индивидуальном походе в воспитании, который позволяет воздействовать на ребенка более гибко и эффективно;
- учет равноправия ученика в воспитательном процессе, признание значимости самоорганизации, самообучения и т.д.;
- помощь воспитаннику в обозначении целей, приемов и методов самовоспитания;
- смещение акцента на повышение внутренней мотивации;
- работа с воспитанниками над их самосовершенствованием, объективным признанием их сильных и слабых сторон;
- упор на всестороннее развитие воспитанников: умственное, физическое, душевное, духовное и т.д.;
- развитие ребенка через его сильные стороны и положительные черты личности, уважение его мнения и позиции, что во многом совпадает с принципом гуманизации воспитания в педагогике.
Принцип поступательности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий
Как любой длительный и сложный процесс со сложной и комплексной целью, воспитание необходимо осуществлять, соблюдая определенные правила, определяющие и его свойства. Речь идет о системности, последовательности, конкретности и т.д. Они описывают как ход построения всего процесса, так и его смысловое сущностное содержание.
Напомним, что воспитание многогранно. Невозможно говорить о развитии всесторонне развитой личности, если пренебрегать данным принципом. Только так можно держать в фокусе весь спектр ценностей, формированием которых занимается педагог: культурных, нравственных, духовных и т.д. Если воспитательные воздействия будут отрывочными, противоречивыми и не подкрепленными личным примером, едва ли можно говорить об успешности воспитания.
Для соблюдения данного принципа, важно принимать во внимание следующие факторы:
- соблюдение четкой структуры воспитательных программ и логической последовательности всего процесса;
- обращение к инновационным методикам воспитания;
- системный подход к развитию у детей навыков самовоспитания;
- построение воспитательного процесса таким образом, чтобы он органично вписывался в контекст жизнедеятельности учебного заведения и мог гибко изменяться при необходимости решения сложных ситуаций;
- воспитание с опорой на ценностные ориентиры и предпочтения детей;
- оперативное реагирование в планировании воспитательного процесса на происходящие изменения в жизни общества, политике страны и актуальные запросы воспитанников;
- грамотная расстановка приоритетов в структурировании воспитательного материала с целью акцентирования внимания и подчеркивания значимости;
- фокус на планировании будущего детей и разбор компетенций, которые будут им наиболее нужны, и их формирование.
Принцип оптимизации воспитательного процесса
Его суть заключается в том, чтобы планирование воспитательного процесса (выбор содержания, форм, методов, приемов) происходило таким образом, чтобы поставленные задачи достигались максимально эффективно. То есть здесь мы говорим о целесообразности того или иного выбора.
Оптимизация подразумевает, что опыт и профессиональное мастерство позволяют преподавателю достигать максимального результата при минимальных временных и ресурсных затратах.
Его главные признаки это:
- адекватность воспитательных методов и приемов педагогическим законам;
- формирование содержания и всего хода воспитательного процесса исходя из поставленных конечных целей.
Говоря об этом принципе, можно назвать следующие его правила:
- комплексность в выборе содержательной стороны воспитательных мероприятий;
- акцент на национальные и общечеловеческие ценности при составлении воспитательной программы;
- разработка воспитательной программы на основе индивидуальных психологических особенностей детей, традиций их семей, опыта развития и т.д.
- выбор приемов и форм воспитательной работы, позволяющих четко рассчитывать временные затраты на них;
- реализация дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании;
- создание и поддержание благоприятных условий для успешной реализации поставленных задач;
- баланс между управлением воспитательной деятельностью со стороны преподавателя со своевременной корректировкой и сознательной включенностью детей и проявлением их саморазвития.
Принцип гуманизма и демократизма
Этот принцип противопоставляется авторитарному воспитанию, при котором дети беспрекословно подчиняются воле учителя. Согласно новому видению, ученики рассматриваются как полноправные личности, активные участники процесса.
Преподаватель выстраивает воспитательную стратегию, включая в нее индивидуальные особенности каждого воспитанника, его интересы, свойства характера, приоритеты, сильные стороны и таланты. Таким образом, воспитание трансформируется в плодотворное взаимодействие.
Данный принцип требует соблюдения следующих факторов:
- установление норм общения в коллективе;
- опора в воспитании на традиционные ценности;
- рассмотрение жизни человека и его достоинства как высшей ценности;
- формирование понятия о важности хороших манер и взаимоуважения;
- приоритет общечеловеческих ценностей, в том числе гуманности, щедрости, милосердия и т.д.
- акцент на ответственности за свое будущее и сознательном выборе профессионального пути.
Принцип опоры на позитивные качества
Соблюдение этого принципа подразумевает опору в развитии на лучшие качества характера и способности ребенка. Первостепенная задача воспитателя состоит в том, чтобы их увидеть и объективно оценить. Затем важно показать ребенку, в чем его преимущества, на которых он сможет построить профессиональную карьеру, успешно социализироваться и т.д. Нередко ученику сложно поверить в себя, особенно если за его плечами есть опыт неконструктивной критики, обесценивания и т.д.
Перестройка ребенка в ключе повышения самооценки и формирования внутреннего стержня здоровой самоуверенности не должна реализоваться грубо и агрессивно. Для этого требуется акцентировать внимание на ситуациях успеха, поощрять самостоятельность, визуализировать будущие успехи и поощрять активность.
Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности
Выбор методов и приемов воспитания достаточно разнообразный. Еще большая свобода творчества предоставляется преподавателю при разработке содержания воспитательных мероприятий. Данный принцип указывает на то, что при подборе конкретных методик учителю стоит максимально опираться на знание конкретных черт каждого ребенка. Для этого ему понадобится быть максимально внимательным ко всем проявлением характера ученика в самых разных ситуациях, бытовых и учебных.
Основания данного принципа следующие:
- поощрение самовоспитания в коллективе;
- комбинирование индивидуального и группового подходов в выборе методов и приемов воспитания;
- активное внедрение приемов педагогики сотрудничества;
- включение коллективной деятельности в план воспитательной работы на основе знаний о природе коллектива и законах его развития;
- наблюдение за воспитанниками и внимательный анализ их психологических и индивидуальных особенностей;
- выделение в содержании воспитательной работы деятельности, заточенной как на коллективную работу, так и на индивидуальную;
- глубокое понимание жизни коллектива и внешних проявлений тех или иных процессов, происходящих в нем, с целью предотвращения острых конфликтов;
- анализ проведенной воспитательной работы для последующего учета ошибок и их исправления.
Принцип единства, согласованности и наследственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности
Как понятно из формулировки, принцип раскрывается как единообразные воспитательные воздействия в плане содержания, выбора приемов и методов воспитания, что обусловлено постановкой общих задач. Конечно, каждый человек уникален, и в воспитании раскрывается не только мастерство и опыт преподавателя, но и его неповторимая личность.
Это обуславливает разницу в стиле общения с воспитанниками, особенности взаимодействия и т.д. Но главное в том, что эффективным воспитание может быть лишь в случае, когда и родители, и школа, и другие авторитетные взрослые транслируют одинаковые базовые ценности.
Разносторонние воспитательные воздействия должны одинаково отвечать потребностям ребенка, его личным свойствам, специфике жизни и т.д. Всем взрослым, принимающим участие в воспитании, следует помнить о ситуативности и уместности применения тех или иных воспитательных методик, учитывать контекст, воздействие коллектива и т.д.
О достойных плодах воспитания говорил еще немецкий философ И. Кант. По его мнению, каждое последующее поколение, перенимая опыт и знания предыдущего, имеет возможность все искуснее углубляться в эту науку, чтобы как можно полнее раскрывать заложенные в нас таланты и вести человечество к воплощению высшего замысла.
Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников
Максимально полно этот принцип проявляется в личностно ориентированной педагогике. Согласно ему, совместные усилия воспитателя и воспитанника принесут гораздо больший результат, чем одностороннее воздействие педагога.
Соблюдение этого принципа возможно при наличии следующих факторов:
- расширение страноведческого и геополитического кругозора и любознательности;
- формирование привлекательного образа будущей трудовой деятельности;
- помощь в выборе конкретной профессии согласно личным интересам и сильным сторонам;
- применение приемов мотивации относительно образа будущей профессии, профессии мечты и через нее стимуляция учебно-познавательной деятельности;
- воспитание интереса к достижению максимального результата в трудовой или учебной деятельности и акцентирование внимания на всех успехах для повышения уверенности в себе;
- распределение ролей в коллективе таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя его важным и незаменимым членом и проявлял инициативу в тех или иных вопросах;
- постановка воспитательных целей и конкретных задач, ориентируясь на которые, воспитатель создает сценарий воспитательного мероприятия;
- подготовка воспитательных программ с ориентаций на интересы каждого ученика и распределением деятельности между всеми участниками учебного коллектива;
- развитие навыка рефлексии у детей как базового для самоконтроля, самоанализа и продуктивной работы над собой.
Задача воспитателя — грамотно соединять в своей деятельности все базовые принципы воспитания как единый комплекс. Это будет способствовать повышению эффективности планирования воспитательной работы и улучшению сущностного содержания процесса.
Принцип воспитания – это общие
исходные положения, в которых выражены
основные требования к содержанию,
методам, организации воспитательного
процесса.
Требования, предъявляемые к принципам
воспитания:
-
обязательность;
-
комплексность;
-
равнозначность.
Обязательностьпредполагает строгое
воплощение принципов воспитания в
практику. Нарушение же принципов может
резко снижать эффективность воспитательного
процесса.
Принципы несут в себе требование
комплексности,предполагающее их
одновременное применение на всех этапах
воспитательного процесса.
Принципы воспитания равнозначны,
среди них нет главных и второстепенных.
Одинаковое внимание ко всем принципам
предотвращает возможные нарушения
воспитательного процесса.
Современная отечественная система
воспитания руководствуется следующими
принципами(И. П. Подласый):
-
общественная направленность воспитания;
-
связь воспитания с жизнью, трудом;
-
опора на положительное в воспитаннике;
-
гуманизация воспитания;
-
личностный подход;
-
единство воспитательных воздействий.
1. Общественная направленность
воспитания.
Данный принцип требует подчинения всей
деятельности педагога задачам воспитания
подрастающего поколения в соответствии
с государственной стратегией воспитания
и направляет деятельность воспитателей
на формирование необходимого типа
личности. Как лицо, состоящее на службе
у государства, воспитатель осуществляет
государственный заказ в сфере воспитания.
Если государственные и общественные
интересы при этом совпадают, а также
согласуются с личностными интересами
граждан, то принцип реализуется. При
рассогласовании целей государства,
общества и личности реализация принципа
затрудняется, становится невозможной.
Школа – социальный институт,
общественно-государственная система,
призванная удовлетворять образовательные
запросы государства в той же мере как
общества и личности.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
Формирование личности человека находится
в прямой зависимости от его деятельности,
личного участия в общественных и трудовых
отношениях. Воспитанников необходимо
включать в общественную жизнь,
разнообразные полезные дела, формируя
положительное отношение к ним.
Участвуя в посильном труде воспитанники
приобретают опыт нравственного поведения,
развиваются духовно и физически, уясняют
общественно важные мотивы труда,
закрепляют и совершенствуют моральные
качества.
Правильная реализация принципа связи
воспитания с жизнью требует от педагога
умения обеспечить:
-
понимание учащимися роли труда в жизни
общества и каждого человека, значения
экономической базы общества для
удовлетворения растущих запросов его
граждан; -
уважение к людям труда, создающим
материальные и духовные ценности; -
развитие способности
много и успешно трудиться, желания
добросовестно и творчески работать на
пользу общества и свою собственную
пользу; -
понимание общих основ современного
производства, стремление расширять
политехнический кругозор, овладевать
общей культурой и основами научной
организации труда; -
сочетание личных и общественных
интересов в трудовой деятельности,
выбор профессии в соответствии с
задачами общества и хозяйственными
потребностями; -
бережное отношение к общественному
достоянию и природным богатствам,
стремление приумножать своим трудом
общественную собственность; -
нетерпимое отношение к проявлениям
бесхозяйственности, нарушениям трудовой
дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству,
тунеядству, расхищению общественной
собственности и варварскому отношению
к природным богатствам.
3. Опора на положительное в
воспитаннике.
Суть данного принципа состоит в следующем:
педагоги обязаны выявлять положительное
в человеке и, опираясь на хорошее,
развивать другие, недостаточно
сформированные или отрицательно
сориентированные качества.
Философская основа этого принципа –
известное философское положение о
«противоречивости» человеческой
природы. В человеке положительные
качества могут легко уживаться с
отрицательными. Добиваться, чтобы в
человеке стало больше положительного
и меньше отрицательного – задача
воспитания.
4. Гуманизация воспитания.
К принципу опоры на положительное тесно
примыкает принцип гуманизации воспитания.
Он требует:
-
гуманного отношения к личности
воспитанника; -
уважение прав и свобод;
-
предъявление посильных и разумно
сформулированных требований; -
уважение к позиции воспитанника, даже
тогда, когда он отказывается выполнять
требования; -
уважение права человека быть самим
собой; -
доведение до сознания воспитанника
конкретных целей его воспитания; -
ненасильственного формирования
требуемых качеств; -
отказа от телесных и других, унижающих
достоинство личности, наказаний; -
признание права личности на полный
отказ от формирования тех качеств,
которые противоречат ее убеждениям.
5. Личностный подход.
Личностный подход понимается как опора
на личностные качества, которые выражают
важные характеристики для воспитания
– направленность личности, ее ценностные
ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся
установки, доминирующие мотивы
деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании
требует, чтобы воспитатель:
-
постоянно изучал и хорошо знал
индивидуальные особенности темперамента,
черты характера, взгляды, вкусы, привычки
своих воспитанников; -
умел диагностировать и знал реальный
уровень сформированности личностных
качеств воспитанников; -
постоянно привлекал каждого воспитанника
к посильной для него и все усложняющейся
по трудности воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие
личности; -
своевременно выявлял и устранял причины,
которые могут помешать достижению
цели; -
максимально опирался на собственную
активность личности; -
сочетал воспитание с самовоспитанием
личности, помогал в выборе целей,
методов, форм самовоспитания; -
развивал самостоятельность, инициативу,
самодеятельность воспитанников, не
столько руководил, сколько умело
организовывал и направлял ведущую к
успеху деятельность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Данный принцип – принцип координации
усилий школы, семьи и общественности.
Его реализация требует, чтобы все лица,
общественные институты, причастные к
воспитанию, действовали сообща,
предъявляли воспитанникам согласованные
требования, дополняя и усиливая
педагогическое воздействие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Основные принципы воспитания
Содержание:
- Что такое принципы воспитания
-
Основные виды, характеристики
- Принцип общественной направленности воспитания
- Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом
- Принцип опоры на положительное воспитание
- Принцип гуманизации воспитания
- Принцип личностного подхода в воспитании
- Принцип единства воспитательного воздействия
- Отличие принципов от методов воспитания
-
Требования к принципам воспитания, их характеристика
- Обязательность
- Комплексность
- Равнозначность
- Правила реализации принципов воспитания
Что такое принципы воспитания
Принципы воспитания — это основополагающие многообразные методы, объединенные в целостную систему требований к воспитательному процессу. Их правильное выполнение гарантирует нужный эффект при решении задач развития полноценной личности.
Некоторые из них складывались веками благодаря народной мудрости и опыту, а другие были привнесены в жизнь такими выдающимися воспитателями, как например Антон Семенович Макаренко или Василий Александрович Сухомлинский.
Это своего рода педагогические константы в работе педагога, но единого подхода к принципам воспитания в современной науке педагогике в данный момент нет, потому что нет согласия в том, что является сутью воспитания и где должна проходить грань между ним и образованием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Эти принципы в разных обществах имеют свои особенности. По ним можно, как в зеркале, определить:
- потребность общества в формировании определенного типа личности;
- цели и методы воспитания;
- стиль взаимодействия между субъектами воспитания;
- уровень развития социума в целом.
Основные виды, характеристики
Несмотря на то, что принципов воспитания довольно много, выработана система их видов, которые мы сейчас рассмотрим.
Принцип общественной направленности воспитания
Педагог готовит воспитанника к жизни в обществе как полезного его участника. Цели ученика как личности и требования государства должны быть при этом согласованы. Воспитатель формирует нужную личность в соответствии с принятой идеологией, вырабатывает социальные и гражданские качества, необходимые для поддержания действующей власти, её государственных и общественных институтов.
Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом
Учащийся занимается посильным трудом, ему рассказывают о современном производстве, преимуществе тех или иных профессий, знакомят с национальными промыслами его родного края, прививают культуру труда, чтобы в дальнейшем облегчить ему выбор будущей профессии, сделать его осознанным.
Принцип опоры на положительное воспитание
Воспитатель обращает свое основное внимание на положительные стороны ученика, старается их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности. На негативные моменты и недостатки акцент не делается. По возможности их нужно стараться не замечать, не реагировать на какие-то ошибки и недочеты.
Принцип гуманизации воспитания
От слова «human» — человеческий. Реализуется уважительное отношение к учащемуся как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права. Педагог культивирует веру ученика в свои силы, помогает ему найти интерес и мотивацию к саморазвитию.
Суть гуманизма — ценность личности и одновременно требовательность к ней. Ведь только так будут гарантированы и реализованы ее права, а также права всех остальных членов социума. Чем более развито общество и экономика, тем выше требования к отдельному человеку.
Это хорошо выразил великий педагог Макаренко:
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.»
Когда индивидуум чувствует уважение к себе, искреннее расположение со стороны педагога, то начинает и сам себя уважать, становится более ответственным, дисциплинированным. Ему хочется развиваться, совершенствоваться, брать на себя повышенные обязательства, становиться примером для остальных. Необходимое условие соблюдения этого принципа — полное доверие со стороны воспитателя, контроль если ведется, то ненавязчиво. Нужно, чтобы воспитанник понимал, ради чего к нему предъявляются требования, какова их цель, а также что они не абстрактны, и служат на пользу как ему самому, так и окружающим людям.
Принцип личностного подхода в воспитании
Здесь главное к каждому относиться индивидуально, учитывая особенности личности каждого обучаемого, его сильные и слабые стороны. Обязательно также помнить о возрасте. Уровень развития, воспитанности и социальной зрелости детей напрямую зависит от того, сколько им лет. Если требования слишком завышены или занижены, то никакого эффекта педагогический процесс не даст.
Принцип единства воспитательного воздействия
Надо всегда помнить известную басню про то, как лебедь, рак и щука тянули воз. Если между педагогами и родителями ребенка, между всем его окружением не будет выработано единство педагогических методов, то «воз» останется на месте, то есть цель воспитания достигнута не будет. Когда взрослые требуют разные вещи, сами себе противоречат, то никакого уважения и доверия к их словам ребенок может не испытать вообще.
Известный пример, когда любящая бабушка, слишком много позволяющая внуку, потакающая его лени, грубости и т. д. («лишь бы хорошо кушал») может свести на нет все усилия родителей и учителей воспитать ответственного, вежливого и целеустремленного человека.
Отличие принципов от методов воспитания
Методы воспитания — это те конкретные пути, которые выбирает педагог при осуществлении перечисленных принципов воспитания и решения задач по формированию личности.
Принципы — теория, методы — практика. Их чрезвычайно много. По подсчетам специалистов, одних только общепринятых методов существует не менее пятисот и применять их по отдельности довольно сложно и неэффективно.
Есть несколько классификаций этих методов, но самая популярная — по способу передачи их содержания:
- словесные (инструктаж, беседа);
- практические (упражнения);
- наглядные (предъявление доказательств, иллюстраций).
Требования к принципам воспитания, их характеристика
Чтобы воспитание достигло своей цели, необходимо соблюдать следующие важные требования.
Обязательность
Имеется в виду, что принципы воспитания не носят рекомендательный характер, педагог обязан их соблюдать и внедрять в свою ежедневную деятельность, а не выполнять от случая к случаю.
Комплексность
Все принципы следует объединить в комплекс и применять взаимосвязано, единым фронтом. Важным условием эффективности является их одновременное действие.
Равнозначность
Положительный результат воспитания может быть достигнут только тогда, когда все принципы имеют равное значение, среди них нет ни главных, ни второстепенных, ни тех, которые надо использовать в первую очередь или во вторую. Все принципы воспитания имеют равную ценность и значение.
Правила реализации принципов воспитания
Существуют традиционные правила, а также средства, выработанные учеными-педагогами, соблюдая которые воспитатель может быть уверен, что его работа будет эффективной.
- Опора на естественное развитие ребенка, т.е. природосообразность. Применение этого правила было условием воспитания детей еще в древнюю античную эпоху. Его суть в том, что надо согласовывать педагогический процесс с естественными, природными процессами, частью которых является каждый человек. Древние философы полагали, что гармоничное развитие личность получит тогда, когда в воспитании нет ничего искусственного, принужденного обучения чему-то. Ребенок просто удовлетворяет свои потребности в игре, получении знаний, сам открывает для себя мир, соблюдает природный режим сна и т. д. Так происходит становление личности. В современном мире сейчас мы можем наблюдать возврат к этому правилу.
- Учет культурных условий, в которых живет и развивается ребенок. Другими словами, культуросообразность. Здесь за фундамент воспитания берутся обычаи, требования и традиции общества, народа, его правила и устои. Важно понимать, что иногда культуросообразность входит в противоречие с природосообразностью. В этой ситуации нужно либо отдать приоритет природе либо соблюдать необходимый баланс, помня известный афоризм о том, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Некоторые ученые считают, что если культура противопоставляет себя природе, то она ложна. Однако, если следовать этому принципу буквально, надо будет отменить вилки и ложки, а также большинство правил этикета и некоторые статьи Уголовного Кодекса. Поэтому нужно в каждом случае перед принятием решения отвергнуть культурные традиции пользоваться головой.
- Гуманизация, т.е. гуманные человечные отношения между воспитателем и воспитанником. Во главу угла ставятся уважение к мнению и взглядам ребенка, соблюдение его прав и свобод, в том числе в выражении своей точки зрения. Педагог обязан помнить, что конечной целью воспитания является гармоничное развитие личности, а также ее последующая полноценная реализация в окружающем социуме.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей, дифференцированный подход. Нельзя всех «стричь под одну гребенку», у каждого свой уровень нравственного, умственного и физического развития, каждый по-разному реагирует на факторы среды. Педагог должен учитывать все эти нюансы, интересоваться своими подопечными, их внутренним миром, только тогда его работа будет успешной.
Выполнила:
Родионова
Т.С.
ДОКЛАД
Принципы
воспитания как условие успешного достижения целей воспитания. Характеристика
принципов воспитания
Дзержинск
2020
Оглавление
стр.
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Система принципов воспитания в |
4 |
2. Общая |
7 |
3. Принципы воспитания и пути их |
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
14 |
СПИСОК |
16 |
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование
развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной
сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического
развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны
людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей,
объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом
историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность
развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и
духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще
не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация
систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей
развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы
общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то
воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно
сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии
с целями воспитания.
Принципы воспитания в своем разнообразии могут
охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с
педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и
взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и
непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется
постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому
педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только
принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного
действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного
насыщения всех областей детской жизни.
Объектом исследования
является система принципов воспитания.
Предмет исследования —
реализация принципов воспитания в воспитательном процессе.
Целью данной работы
является определение сущности принципов воспитания в системе воспитательного
процесса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·
характеристика
закономерностей воспитательного процесса;
·
характеристика
понятия и специфики «принципов воспитания»;
·
характеристика
принципов воспитания и путей их реализации в воспитательной работе.
1.
Система принципов воспитания в современной педагогике
Система воспитания во многом зависит от
закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую
инструментовку воспитательного процесса и дают более или менее конкретное
представление о том, как оно должно осуществляться на практике.
К этим закономерностям относятся следующие:
1. Воспитание личности происходит только в
процессе включения ее в деятельность.
Эта закономерность обусловливается тем, что личностное
развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им
общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует
от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал
знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя
воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую
деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.
Поскольку целью воспитания является всестороннее и
гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо
включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности,
относятся:
·
Учебно-познавательная
и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи
умственного и технического развития;
·
Гражданско-общественная
и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим
воспитанием;
·
Общественно
полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной
деятельности и цементирующий развитии всех других сторон развития;
·
Морально-воспитательная
и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе,
шефство над стариками, инвалидами и т.д.);
·
Художественно
эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;
·
Физкультурно-оздоровительная
и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.
Необходимость взаимосвязанной организации всех
названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности
является существенной закономерностью воспитания.
2. Воспитание есть стимулирование
активности формируемой личности в организуемой деятельности.
Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное
развитие и формирование личности происходит только при условии, что она
проявляет высокую активность в организуемой деятельности.
Школьники успешно овладевают знаниями и развивают свои
умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в
учебно-познавательной деятельности Равным образом собственная активность
личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной,
морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической
деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты,
то эта деятельность практически его не развивает. Как отмечал Л.В. Занков,
нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.
Большой движущей силой активности и развития человека
является интерес.
Интерес — это окрашенная положительными эмоциями и
прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности
увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки
зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при
этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и
удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.
Наряду с интересом важной побудительной силой
активности человека являются мотивы деятельности и поведения.
Мотив обозначает такое субъективное отношение личности
к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным
образом обоснованная цель. Например, общая потребность в учении осознается
школьником как условие для своего приобщения к производственной и духовной
деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с
получением необходимого образования, овладением той или иной профессией или
достижением определенного статуса в обществе и т.д.
Рассмотренные положения показывают, что, только
развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые
условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов
деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность
и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
3. В процессе воспитания необходимо
проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой
требовательностью. Психологической основой этой закономерности является
то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней
определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и
непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения
проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом,
носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило,
будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их
деятельность.
Существенной особенностью воспитания в этом случае
является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных
отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт,
создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта
и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к
учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.
В известном смысле можно сказать, что воспитание — это
эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые
устанавливаются между педагогом и воспитанниками. Н.А. Добролюбов отмечал, что
доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств
воспитания:
«. Это идеальное юношеское верование облегчает
действие учителя и делает его пример благотворным. Но горе учителю, который
неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками
разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах. Как только нравственное
доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя
теряет свою силу. «
4. В процессе воспитания необходимо
открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться радости
успехов.
В основе этой закономерности лежит психологическая
идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он
хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии
(П.К. Анохин). Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека,
ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознания и таким
образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются,
личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов.
В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает
внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения.
5. В процессе воспитания необходимо
выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
Психологической основой этой закономерности является
то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего
развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые они испытывают в
процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них
большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжение
усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами
деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не
всем это дается легко.
В силу физических и психических различий, а также
особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается
по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других —
медленнее, у третьих бывают неудачи и срывы.
6. В воспитании необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
На поведении и развитии личности, так или иначе,
сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших
классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное
формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя.
В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания
учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во
многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к
самовоспитательной работе.
7. Воспитание должно осуществляться в
коллективе и через коллектив. Осмысливая важность этой закономерности,
следует иметь в виду два следующих положения:
·
важной
целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма,
развитии у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что эта цель может
быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо
организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе;
·
воспитание
не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.
Воспитание по принципу парного воздействия: педагог-воспитанник А.С. Макаренко
считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним
влиянием коллектива, который но только обеспечивает свободу и защищенность
личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и
аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений.
8. В процессе воспитания необходимо
добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и
общественных организаций.
Школьники, как правило, находятся под воспитательным
влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие
принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность.
Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут гармонировать, а
действовать в различных или тем более в противоположных направлениях,
воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.
То же самое относится к воспитательной работе семьи и
школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут
свидетелями недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты
педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий
всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественности придают
воспитанию целенаправленность и действенность. А.С. Макаренко подчеркивал: «Ни
один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Там, где воспитатели не
соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона,
единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного
процесса».
2. Общая характеристика принципов
воспитания
Принципы воспитания — это общие исходные положения, в
которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации
воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в
отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения,
которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
Обязательность. Принципы
воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного
воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов,
игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного
процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования
принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное
нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к
личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
Комплексность. Принципы несут в
себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не
поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
Равнозначность. Принципы
воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет
главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и
таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко
всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного
процесса.
В то же время принципы воспитания — это не готовые
рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми
воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не
заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя
требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно
обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс,
составляет систему. Существует и существовало много систем воспитания. Современная
отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
1. Общественная
направленность воспитания;
2. Связь
воспитания с жизнью, трудом;
3. Опора на
положительное в воспитании;
4. Гуманизация
воспитания;
5. Личностный
подход;
6. Единство
воспитательных воздействий.
3.
Принципы воспитания и пути их эффективной реализации в воспитательной работе
Общественная направленность
воспитания
Реализуя принцип общественной направленности
воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с
воспитанниками. При этом следует помнить, что воспитание осуществляется, прежде
всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между
воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения, чтобы
деятельность, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее
значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности.
Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе
которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. Школа
жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал
одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от
воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:
·
широкого
и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью
людей, происходящими в ней переменами;
·
привлечения
воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно
полезной деятельности.
Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа
дает воспитателям возможность достичь необходимого педагогического эффекта. Чем
меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные
чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы
позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.
И.Л. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена
влиянием окружающей среды, условиями его существования.
Правильная реализация принципа связи воспитания с
жизнью требует от педагога умения обеспечить:
ü Понимание
учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения
экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
ü Уважение к людям
труда, создающим материальные и духовные ценности;
ü Развитие
способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески
работать на пользу общества и свою собственную пользу;
ü Понимание общих
основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор,
овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
ü Сочетание личных и
общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии
с задачами общества и хозяйственными потребностями;
ü Бережное отношение
к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим
трудом общественную собственность.
Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности,
безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству,
лодырничеству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к
природным богатствам. В процессе выработки социальных качеств необходимо
сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с
целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова,
нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно
подкрепляться полезными практическими делам, положительным социальным опытом в
общении и совместной деятельности с другими людьми.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом
Этот принцип был положен в основу организации работы
советской школы с первых лет ее существования. Руководствуясь этим принципом,
советская школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в
тесной связи с жизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие.
Начиная с первых лет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых,
участвуют в общественно-политической и культурно-массовой работе, в труде
нашего народа.
Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного
обновления содержания и организации воспитательной работы. Участвуя в общем
труде по строительству нового общества, молодое поколение приобретает
определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели
дают детям возможность самим вырабатывать патриотические убеждения, отстаивать
их. При такой постановке воспитательной работы молодежь включается в систему
общественной зависимости, что способствует становлению личности учащихся.
Этот принцип осуществляется при соблюдении правил,
раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
o Необходимо иметь
программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной
воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
o Воспитатель,
согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его
главный вклад в общественное производство — учебный труд, помощь дома и в
школе. Не надо препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в
производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подрабатывать во время
каникул.
o Дети обычно
стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе
ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс
социализации личности.
o Реализация
принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной
воспитательной работе местного краеведческого материала.
o Участвуя наравне с
взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести
ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются
гражданские качества.
Воспитательный процесс должен быть построен таким образом,
чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил
удовлетворение.
Воспитание в коллективе, через коллектив
Сущность этого принципа состоит в создании правильного
влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в
коллективе.
Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем
полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он
усваивает в процессе коллективной деятельности. Воспитательная работа в
соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной
деятельности детей для достижения общественно значимых целей, а также на
формирование собственного мнения коллектива школьников и использование его в
воспитательных целях.
Работая с коллективом, учитель получает возможность
ярко, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к
товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное
внимание каждому отдельному ученику.
Опора на положительное
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку
хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то
получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие
простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических
руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке
те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых
успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств.
Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги
обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать
другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества,
доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Добиваться, чтобы в человеке стало больше
положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на
облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной,
приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила
реализации принципа. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба
воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только
сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе
воспитанника дают положительные результаты.
Принцип опоры на положительное связан с выбором
ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном
случае — задача воспитателя.
Гумманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает,
почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует:
1. Гуманного
отношения к личности воспитанника;
2. Уважения
его прав и свобод;
3. Предъявления
воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
4. Уважения к
позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые
требования;
5. Уважения
права человека быть самим собой;
6. Доведения
до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
7. Ненасильственного
формирования требуемых качеств;
8. Отказа от телесных
и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
9. Признания
права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по
каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и
др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и
правах». Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении
друг друга в духе братства. Видя в воспитанниках независимых людей, воспитатель
не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но
бороться за их лучшее будущее вместе с ними.
Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается
значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления
воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические
исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет
не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько
учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход
понимается как опора на личностные качества. Принцип личностного подхода в
воспитании требует, чтобы воспитатель:
1. Постоянно
изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера,
взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2. Умел
диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных
личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,
направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,
жизненные планы и другие;
3. Постоянно
привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по
трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие
личности;
4. Своевременно
выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти
причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику
воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5. Максимально
опирался на собственную активность личности;
6. Сочетал
воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм
самовоспитания;
7. Развивал
самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько
руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет
упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя
учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на
закономерности причинно-следственных отношений.
Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации
усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом
совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по
воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации,
общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща,
предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая
друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если воспитательные
усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны
воспитательного взаимодействия.
·
Личность
воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых
людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Очень важно,
чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не
противоречили одно другому.
·
Огромная
роль в формировании личности принадлежит семье. Недаром большинство педагогов
согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано
в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться
на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать
воспитательные действия. [18, 78c.]
·
Воспитатель
должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как
культивировать у себя те качества, которые они хотели бы привить своим детям.
Практическая реализация этого принципа требует
создания единой системы воспитания, как на занятиях, так и во внеучебное время.
Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности
и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе
следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы
поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны
усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье,
консультируя родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив вопрос сущности принципов воспитания, можно
сделать вывод, что они являются исходными моментами в воспитательном процессе,
определяющие весь его ход. Их значение трудно переоценить, так как на их основе
строится вся система воспитания, благодаря им воспитательный процесс
приобретает отчетливые черты и превращается в научно-обоснованное воздействие
на развитие личности.
Принципы воспитания задают целевую установку
воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы каждого растущего
человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного
развития детей, не только развития их творческих потенций, умений
самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа
мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в
экономической, социальной, культурной и политической жизни,
личностно-общественного становления, развития многообразных способностей,
центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных
отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой
деятельности. Современная педагогика выделяет 7 основных принципов воспитания,
которые не только являются основой построения воспитательного процесса в школе,
но и способствуют социальной адаптации учащихся. К принципам воспитания
относят:
·
Принцип
общественной направленности воспитания — предполагает подчинение всей
деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения и направляет
деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
·
Принцип
связи воспитания с жизнью и трудом предполагает знакомство школьников с жизнью
и трудом взрослых и участие в общественно-политической и культурно-массовой
работе.
·
Принцип
воспитания в коллективе, через коллектив. Сущность состоит в создании
правильного влияния коллектива на личность.
·
Принцип
опоры на положительное. Главное требование — педагоги обязаны выявлять
положительное в ученике и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно
или отрицательно сориентированные качества.
·
Принцип
гуманизации воспитания. Основным требованием здесь является гуманное отношение
к личности воспитанника
·
Принцип
личностного подхода. Воспитание должно основываться с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников.
·
Принцип
единства воспитательных воздействий. Требует чтобы все лица, организации,
общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, дополняя и
усиливая педагогическое воздействие.
Нельзя не отметить, что принципы воспитания, как и,
собственно, сам воспитательный процесс, подразумевает воспитание не только
подрастающего поколения в образовательных учреждениях, но и всех членов
воспитательного процесса во всех сферах общественной жизни: от детей до их
родителей, учителей и других членов общества, прямо или косвенно влияющих на
формирование личностных качеств подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Мн., 2005г.
2. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С.
Макаренко сегодня». — М.: Знание, 2001г.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. — М.,
2000г.
4. Голованова Н. Ф Общая педагогика. Учебное пособие
для вузов. — СПб., 2005.
5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И.,
Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.:
«Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2007г.
6. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения:
В 4 — х кн. /Под ред. И.А. Комрова, Г.С. Макаренко. — М.: Приор, 2000г.
7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное
пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение»: В 2-х книгах. / Под ред.В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск:
Брянский государственный педагогический университет, 2003г. — Кн.1.
8. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак.
педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С.П. Баранова и др.
— М.: Просвещение, 2006г.
9. Бессонов, Б. Н. История педагогики и образования:
учебник и практикум для вузов / Б. Н. Бессонов. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 208 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9932-7. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451129
10. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики.
Теория обучения: учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В.
Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк; под редакцией М. И. Рожкова. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN
978-5-534-06487-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454034
11. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1.
Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для среднего
профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 404 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10242-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456483
12. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2.
Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для среднего
профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 491 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10251-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456485