Как составить свою задачу по физике

РЕФЕРАТ

 «Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Выполнил:

Басыров Ильсур Минниахметович

Содержание

Введение

1. Виды задач и способы их решения

2. Аналитико-синтетический метод в решении физических задач

3. Методика решения качественных задач

4. Методика решения количественных задач

5. Способы записи условия и решения задач

6. Методика решения экспериментальных задач

Литература

Введение

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития или умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач способствует более глубокому и прочному условию физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности суждения. Решение задач — это один из методов познания взаимосвязи законов природы.

Решение задач на уроке иногда позволяет в вести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.

Решение задач — одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.

1. Виды задач и способы их решения

Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам.

По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки.

Каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (или расчетные) и качественные (или задачи вопросы). В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы.

В учебном процессе по физике наиболее часто используют текстовые задачи, в которых условие выражено словесно, текстуально, причем в условии есть все необходимые данные, кроме физических постоянных. По способам решения их разделяют задачи — вопросы, и расчетные (количественные).

При решении задач-вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить, что то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях.

Как правило, в содержании таких задач отсутствуют числовые данные.

Отсутствие вычислений при решении задач-вопросов позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности. Необходимость обоснования ответов на поставленные вопросы приучает школьников рассуждать, помогает глубже осознать сущность физических законов. Решение задач-вопросов выполняют, как правило устно, за исключении тех случаев, когда задача содержит графический материал. Ответы могут быть выражены и рисунками.

К задачам-вопросам тесно примыкают задачи — рисунки. В них требуется устно дать ответы на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на рисунок задачи. Решение таких задач способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

Количественные задачи — это задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении таких задач качественный анализ так же необходим, но его дополняют еще и количественным анализом с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса.

Количественные задачи разделяют по трудности на простые и сложные.

Под простыми задачами понимают задачи, требующие несложного анализа, и простых вычислений, обычно в одно — две действие. Для решения количественных задач могут быть применены разные способы: алгебраический, геометрический, графический.

Алгебраический способ решения задач заключается в применении формул и уравнений. При геометрическом способе используют теоремы геометрии, а при графическом — графики.

В особый тип выделяют задачи межпредметного содержания отражающие связь физики с другими учебными дисциплинами. В задачах с историческим содержанием обычно используют факты из истории открытия законов физики или каких-либо изобретении. Они имеют большое познавательное воспитательное значение.

Эксперимент в задачах используют по разному. В одних случаях из опыта, проводимого на демонстрационном столе, или из опытов, выполняемых учащимися самостоятельно, находят данные необходимые для решения задачи. В других случаях задача может быть решена на основе данных, указанных в условиях задачи.

Опыт в таких случаях используют для иллюстрации явлений и процессов, описанных в задаче, или для проверки правильности решения. Но если эксперимент применяется только для проверки решения, задачу неправомерно называть экспериментальной. Существенным признаком экспериментальных задач является то, что при их решении и данные берутся из опыта.

В процессе решения экспериментальных задач у учащихся развивается наблюдательность, совершенствуются навыки обращения с приборами. При этом школьники глубже познают сущность физических явлений и законов.

В графических задачах в процессе решения используют графики. По роли графиков в решении задач различают такие, ответ на который может быть получен на основе анализа уже имеющего графика, и в которых требуется графически выразить функциональную зависимость между величинами.

Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимости между величинами, привитию навыков работы с графиком. В этом их познавательное и политехническое знание.

Физические задачи, в условии которых не хватает данных для их решения называют задачами с неполными данными. Недостающие данные для таких задач находят в справочниках, таблицах и в других источниках. С такими задачами учащиеся будут часто встречаться в жизни, поэтому решение в школе подобных задач очень ценно. Для того, чтобы проявить учащимся интерес к решению задач необходимо их умело подбирать. Содержание задач должно быть понятным и интересным, кратко и четко сформулированным. Математические операции в задаче не должны затушевывать ее физический смысл, необходимо избегать искусственности и устаревших числовых данных в условиях задач. Начинать решение задач по темам нужно с простейших, в которых внимание учащихся сосредотачивается на закономерности, изучаемой в данной теме, или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. Затем постепенно следует переходить к более трудным задачам.

2. Аналитико-синтетический метод в решении физических задач

Аналитико-синтетический метод — основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления.

В методических пособиях по физике довольно часто анализ, и синтез рассматривают как два самостоятельных метода. При решении физических задач используют анализ и синтез, взятые в совокупности, т.е. практически применяют аналитико-синтетический метод. При этом методе решения путем анализа, начиная с вопроса задачи, выясняют, что надо знать для ее решения, и, постепенно расчленяя сложную задачу на ряд простых, доходят до известных величин, данных в условии. Затем с помощью синтеза рассуждения проводят в обратном порядке: используя известные величины, и подбирая необходимые соотношения, производят ряд действий, в результате которых находят неизвестное. Поясним это на примере следующей задачи: «Найдите давление на почву гусеничного трактора массой 10 т, если длина опорной части гусеницы 2 м, а ширина 50 см».

Анализ: Чтобы определить давление трактора на почву, надо знать действующую на него силу тяжести, и площадь опоры. Сила тяжести в задаче не дана, площадь опоры не указана. Для определения общей площади опоры, т.е. площади опорной части двух гусениц, надо узнать площадь опоры одной гусеницы и умножить ее на два. Площадь одной части одной гусеницы можно определить, так как известны ее ширина и длина. Силу тяжести, действующую на трактор, можно найти по известной его массе.

Синтез: Рассуждение ведут в обратном порядке, в его ходе составляют план решения и производят необходимые вычисления. Последовательность рассуждения примерно следующая. Зная ширину длину опорной части гусеницы, можно определить опорную площадь одной гусеницы. Для этого надо длину на ширину. Зная опорную площадь одной гусеницы, можно определить общую площадь опоры трактора. Для этого надо найденную площадь, т.е. площадь опорной части одной гусеницы, умножить на два. Зная массу трактора, находят силу тяжести, действующую на него. По силе тяжести и площади опоры можно определить давление трактора на почву. Для этого силу тяжести надо разделить на площадь опоры.

3. Методика решения качественных задач

Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых порах задачи, в которых предлагается дать объяснение явлением природы, или фактам, известным учащимся из личного опыта. В них учащиеся увидят связь с жизнью.

В целях расширения политехнического кругозора учащихся нужно уже 5 класса вводить с условия задач новые для учащихся сведения, включая технические. Важно учитывать при подборе задач характер производственного окружения школы и местные условия.

Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение.

При анализе содержание задачи используют прежде всего общие закономерности, известные учащимся по данной теме. После этого выясняют, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа.

В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа.

Пример:

Реактивный двигатель совершает работу при перемещении ракеты. В следствии этого энергия ракета возрастает.

Пусть Е1 — механическая энергия ракеты в начальный момент времени;

А — работа, совершенная двигателем за некоторый промежуток времени;

Е2 — механическая энергия ракеты конечный момент времени.

Тогда можно утверждать, что изменение механической энергии тела равно работе внешней силы.

Е2 — Е1 = А,

или

Е2 = Е1 + А.

В данном примере работа, совершенная двигателем, положительная. Поэтому энергия ракеты возрастала.

4. Методика решения количественных задач

Решение сложных количественных задач на уроке складывается обычно из следующих элементов: чтения условия задачи, краткой записи условия и его повторения, выполнения рисунка, схемы или чертежа, анализа физического содержания задачи и выявления путей (способов) ее решения, составления плана решения и выполнения решения в общем виде, прикидки и вычисления, анализа результата и проверки решения.

Чтение и запись условия задачи.

Текст задачи следует учителю читать неторопливо, четко. Затем кратко записать условие и сделать чертеж или схему. Условие нужно еще раз повторить.

Анализ условия.

При разборе задачи прежде всего обращают внимание на физическую сущность ее, на выяснения физических процессов, и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимостей между физическими величинами.

Нужно терпеливо, шаг за шагом приучать учащихся, начиная с седьмого класса, проводить анализ задачи для отыскания правильного пути решения, так как это способствует развитию логического мышления, учеников, и воспитывает сознательный подход к решению задач.

Разбор задачи на уроке часто проводят коллективно в виде беседы учителя с учащимися, входе которого учитель в результате обсуждения логически связанных м/у собой вопросов постепенно подводит учащихся к наиболее рациональному способу решения задач. Иногда полезно разобрать несколько вариантов решения одной и той же задачи, сопоставить их, и выбрать наиболее рациональный. Нужно систематически приучать учащихся самостоятельно анализировать задачи, требуя от них вполне сознательного и обоснованного рассуждения.

Решение задачи.

После разбора условия задачи переходят к ее решению. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.

Ответ задачи рекомендуется выделить, например подчеркнуть его. Все это приучать школьников к четкости и аккуратности в работе.

Проверка и оценка ответов.

Полученный ответ задачи необходимо проверить. Прежде всего нужно обратить внимание учащихся на реальность ответа. В некоторых случаях при решении задачи ученики получают результаты, явно не соответствующие условию задачи, а иногда противоречащие здравому смыслу. Происходит это от того, что в процессе вычислений они теряют связь с конкретным условием задачи.

Необходимо научит школьников оценивать порядок ответа не только с математической, но и с физической точки зрения, чтобы ученики сразу видели абсурдность таких, например, ответов: кпд какого либо механизма больше ста процентов, температура воды при обычных условиях меньше 0  или больше 100, плотность железа 78 р/см3.

Ученики должны усвоить, что правильность решения задачи можно проверить, решив ее другим способом и сопоставить результаты этих решений, а также выполнив операции с наименованиями единиц физических величин и сравнив ответ с тем наименованием, которое должно получиться в задаче. Чтобы проверить правильность найденного решения в общем виде над в формулу, выражающую решение, вместо буквенных обозначений величин подставить наименования единиц физических величин и произвести с ними те же операции, которые выполнялись бы с вычислениями. Пусть, например, мы нашли формулу для определения осадки «корабля, банки». Для проверки решения вместо букв подставляем единицы физических величин. В результате получаем (М) (метр), т.е. наименование единицы длины, что и соответствует условию задачи.

Пример:

Задача. С высоты h=2м над землей со скоростью v0=4м/с бросают шар в горизонтальном направлении. Определить время падения шара на землю: дальность полета, скорость тела через 0,2 секунд после начала движения.

Дано: v0 = 4 м/с, h = 2 м, t= 0,2 с, q = 9,8 м/с, t — ?, l — ?

Решение: Движение шара сложное: по горизонтали – равномерное, по вертикали – свободное падение. Воспользуемся принципом не зависимости движений. Найдем время, которое тело падало бы отвесно с высоты h = 2 м.

При свободном падении: => = 0,63 с. Поскольку движение по горизонтали, в котором участвует шар, и по вертикали не зависимы, в то время падения шара окажется таким же:

За время падения шар, двигаясь равномерно по горизонтали, пролетит:

Smax= v* t=2.5 м

Принцип независимости движений позволит выполнить и третье задание – определить значение скорости шара через 02 с. Если бы тело двигаясь только вдоль оси ОХ, то его скорость осталось бы неизменной, равной vх=4м/с.Если бы тело лишь падало отвесно, то за время 0,2 с оно, согласно формуле свободного падения, набрало бы скорость:

vу=qt=9/8м/с2 0,2с=2м/с.

Результирующая же скорость шара находится по правилу сложения векторов.

Применив теорему Пифагора получаем:

5. Способы записи условия и решения задач

Можно применять различные формы записи условия задачи, но любая из них должна удовлетворять основным требованиям краткости и ясности.

В отношении записи решения задач по физике учителя предъявляют к учащимся различные требования. Одни, например, требуют проводить запись решения с планом, другие с кратким пояснением, а третьи ограничиваются только вычислениями.

Поясним сказанные на конкретных примерах задач, для 7-8 классов.

Задача 1

Прямоугольный бассейн площадью 250 м2 и глубиной 4 м наполнен морской водой. Каково давление воды на его дно?

Дано: S = 250 м2, h = 4 м,  = 1030 кг/м3, F — ? P — ?

Решение: Сила, с которой вода давит на дно сосуда, равна силе тяжести, действующей на воду;

F = Fт;

Fт = qm;

m = PV; V = Sh = 250 м2* 4 м = 1000 м3;

m = 1030 кг/м3 * 1000 м3 = 1030000 кг.

F = Fт = 9,8 Н/кг * 1030000 кг = 10000000 H =107 H

Давление Р = F/S = 10000000/150 м2 = 40000 Н/м2 = 4*104 Па.

Ответ: P = 4 * 104 Па.

Задача 2

Опорные башмаки шагающие экскаватора представляют собой две пустотелые банки длиной 16 см, и шириной 2,5 м каждая. Определите экскаватора на почву, если масса его составляет 1150 кг.

Дано: , , ,

Решение:

1.

2.

3.

4.  .

Ответ: .

Задача 3

Сколько сухих дров надо сжечь в кормозапарнике, чтобы нагреть воду массой 100 кг от 10̊ C до кипения? КПД кормозапарнике 15.

Дано: , , ,

Решение:

1. Количество теплоты, необходимое для нагревания воды:

2. Количество теплоты, выделяемое при сгорании дров:

n=0,15 * Q=ggp * mgp

3. Запишем формулу для n и из полученного уравнения найдем

:

Отсюда

.

Вычисления:

Ответ:

Ответ задачи реален, опыт подсказывает, что примерно такую массу дров надо сжечь для нагревания воды нужной нам массы. Заметим ещё, что задачи, в которых задан КПД, лучше всего начинать решать с записи формулы КПД:

 

Откуда

Задача 4

К батареи, дающей напряжение 24В, подсоединены последовательно две лампы по 15 Ом и электрический звонок. Сила тока в цепи равна 0,3 А. Определите сопротивление звонка.

Дано: V=24, В n=2, R=15 Ом, I=0,3 А,

Решение:

1-й способ:

1. , т.к. соединение приемников последовательное.

2.  (закон Ома) ()

3.

Вычисление:

2-й способ:

1.  (закон Ома)

2. , т.к. соединение проводников последовательное

3.

Вычисление:

Ответ: .

6. Методика решения экспериментальных задач

Методы решения экспериментальных задач в значительной мере зависит от роли эксперимента в их решении. В других типах экспериментальных задач ярко выступает их специфика, и поэтому методика решения, и оформления имеет свои особенности.

Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характера складывается из следующих элементов: постановка задачи, анализ условия, измерения, расчет, опытная проверка ответа.

Постановка задачи. На столе имеется прям-я жестяная банка, весы, гири, масштабная линейка, сосуд с водой, песок. Для обеспечения вершинного положения банки при плавании ее немного погружают песком. Определите глубину осадки банки при ее погружении в воду.

В данном случаи условие задачи можно выразить рисунком с подписью вопроса под ним. Затем переходят к анализу, выясняют, какие изменения необходимо выполнить для решения задачи.

Анализ. Ванна будет погружаться в воду до тех пор, пока сила тяжести, действующая на нее вместе с песком, не уравновесится вытаннивающей силой воды, действующей на банку снизу. В этом случаи . Но т.к. Архимедова сила  равна весу вытесненной телом жидкости, то , где Vв – объем погруженной части банки,  — плотность воды.

Объем погруженной части равен произведению площади основания (S) на глубину погружения в воду (h). Следовательно,

FA=qPв hS

Откуда

 (1).

Из формулы (1) видно, что для решения задачи надо знать вес банки с песком, плотность воды и площадь основания банки.

Измерения. Измеряют вес F банки с песком с помощью динамометра.

Измеряют дину l и ширину a основания. Определяют площадь основания S=la.

Плотность воды .

Опытная проверка. На вертикальной банке цветной линией отмечают глубину погружения, найденную из опыта и последующих расчетов, и ставят банку в сосуд с водой. Опыт показывает, что глубина погружения совпадает с найденным значением.

В связи с решением задачи принцип определения осадки корабля.

В экспериментальных качественных задачах опыт ставят в тот момент, когда в нем возникает необходимость.

Некоторые экспериментальные задачи могут быть поставлены фронтально. Примеры таких задач: «Давление воды на дно стакана, пользуясь линейкой» (VII класс), «Определите мощность тока, потребляемого электролампой». В этом случае они выполняют роль фронтальных опытов.

Литература

1. Антипин И.Р. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. -М: Просвещение 1974.

2. Володарский В.Е., Янцев В.Н. Задачи и вопросы по Физике межпредметного содержания.

3. Калинецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М: Просвещение, 1987.

4. Тульгинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. — М: Просвещение, 1976.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Как оформить задачу по физике

    1 слайд

    Как оформить задачу
    по физике

  • Оформление задач по физикеПомни:
Оформление задач по физике имеет четкие прав...

    2 слайд

    Оформление задач по физике
    Помни:
    Оформление задач по физике имеет четкие правила и тебе необходимо всегда их соблюдать

  • Оформление задач по физикеВопрос задачи
Краткое  

условие

задачиПеревод...

    3 слайд

    Оформление задач по физике
    Вопрос задачи

    Краткое

    условие

    задачи
    Перевод единиц измерения
    Решение задачи:
    А) Пояснительный рисунок,
    Б) исходные формулы,
    В) математические преобразования,
    Г) подсчеты,
    Д) действия с единицами измерения
    Ответ
    Область, в которой записывается вопрос задачи
    Горизонтальная линия
    Область, в которой записывается краткое условие задачи
    Вертикальная линия
    Вертикальная линия
    Область перевода единиц измерения физических величин в СИ
    Область записи решения задачи
    Область записи ответа

  • ПримерЗа какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по
со скоростью 72 км/ч...

    4 слайд

    Пример
    За какое время
    Вася с папой, едущие в автомобиле по

    со скоростью 72 км/ч,
    прямолинейному шоссе
    доедут до дачи, если она находится
    на расстоянии 60 км от дома?
    Вопрос задачи
    Данные условия

  • ПримерЗа какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по
со скоростью 72 км/ч...

    5 слайд

    Пример
    За какое время
    Вася с папой, едущие в автомобиле по

    со скоростью 72 км/ч,
    прямолинейному шоссе
    доедут до дачи, если она находится
    на расстоянии 60 км от дома?
    Километры надо перевести в метры,а
    часы – в секунды

  • ПримерЗа какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по
со скоростью 72 км/ч...

    6 слайд

    Пример
    За какое время
    Вася с папой, едущие в автомобиле по

    со скоростью 72 км/ч,
    прямолинейному шоссе
    доедут до дачи, если она находится
    на расстоянии 60 км от дома?
    Пояснительный рисунок:
    Схематичное обозначение движущегося тела (автомобиль)
    А
    В

  • ПримерЗа какое времяВася с папой, едущие в автомобиле по
со скоростью 72 км/ч...

    7 слайд

    Пример
    За какое время
    Вася с папой, едущие в автомобиле по

    со скоростью 72 км/ч,
    прямолинейному шоссе
    доедут до дачи, если она находится
    на расстоянии 60 км от дома?
    А
    В
    Ответ:
    Вася с папой доедут до дачи за 50 мин.

  • Спасибо, перейдите к следующему разделу курса.

    8 слайд

    Спасибо, перейдите к следующему разделу курса.

На чтение 12 мин Просмотров 4 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023

Содержание

  1. Как решать задачки по физике
  2. Для чего этот сумбурный раздел
  3. Схема решения задач по физике
  4. Что такое задача по физике и что означает решить её?
  5. 1. Отыскание взаимосвязей
  6. 0. С чего начать?
  7. 1. Что является объектом задачи?
  8. 2. Что делать с найденными объектами?
  9. 3. Где, в каком пространстве происходит действие задачи?
  10. КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ/ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
  11. В этой статье мы расскажем вам основную схему решения задач по физике .
  12. 1) Для начала, нужно прочитать задачу (спасибо капитан), но не просто прочитать, а попробовать вникнуть в её суть, понять: что же от нас хотят? Во время повторного прочтения попробуйте прикинуть в уме ход Вашего будущего решения.
  13. 2) Первое, что необходимо сделать, приступая к записи решения — это записать «Дано» . Все данные для решения задачи обычно содержатся в условии, но в некоторых случаях в задачах используют константы, чьи значения заданы в отдельной таблице. При записи данных величин следует обратить внимание на то, в каких размерностях они представлены, и если требуется, перевести все значения в систему СИ! Под «Дано» следует записать вопрос задачи.
  14. 3) Для большинства задач в физике требуется наглядный рисунок , отображающий суть явления, описанного в задаче. На рисунке должны быть видны все физические величины, необходимые для решения. Правильно составленный рисунок поможет Вам не только лучше понять физическое явление, но и быстрее прийти к решению данной задачи.
  15. 4) Следующий пункт самый важный: решение. Сначала записываются все формулы , которые мы будем использовать при решении. Из этих формул составляется система уравнений (или одно уравнение) в общем виде. Далее идет математическое преобразование этой системы уравнений (или одного уравнения). Когда в общем виде получено значение искомой величины, следует провести проверку размерностей.

Как решать задачки по физике

Для чего этот сумбурный раздел

Однажды меня ударила в голову мысль о том, что я понимаю, как решать школьные задачи по физике. Речь, безусловно идет о «стандартных» задачах, где «Из пункта А в пункт Б начинает двигаться велосипедист с двумя молями одноатомного газа под поршнем…» А поскольку решать подобные задачи в повседневной жизни совершенно не требуется, это мое умение оказалось совершенно бесполезным. Ну, примерно также бесполезен котлован, вырываемый перед строительством дома, для его будущих жильцов: ни гвоздик в него не вобьешь, ни табуретку на него не поставишь. Вот и решил я сделать это мертвое, никчемное знание доступным окружающим, тем более что многие просили: расскажи, напиши алгоритм…

Не знаю, выйдет ли когда-нибудь что-то путное из этого всего. Так что пока, вся та писанина, которую можно найти на этой странице — своего рода тематический дневник-черновик. Иногда я заношу сюда соображения, кажущиеся мне важными.

Скорее всего читать тут вообще нечего, все скучно и занудно.

Схема решения задач по физике

Что такое задача по физике и что означает решить её?

Каждая задача по физике моделирует какую-то реальную или возможную ситуацию при помощи своего специфического физического языка. Одной из особенностей этого языка является то, что между отдельными явлениями в любой описываемой ситуации существуют взаимосвязи не только на качественном, но и на количественном уровне. Эти взаимосвязи подчиняются строгим физическим законам. В реальности эти законы могут выполняться не совсем строго, выполняться с ограничениями, или не выполняться вовсе, однако в школьных задачах мы всегда пользуемся идеализациями (материальная точка, нерастяжимая нить, невесомый поршень и т.п.), что позволяет говорить о строгом количетвенном выполнени физических законов. Благодаря этому, зная одни численные характеристики объектов задачи, мы можем определить другие. Собственно, решение физической задачи и состоит в отыскании этих неизвестных характеристик. Если в задаче ставится вопрос о выяснении только качественных характеристик, то задача является качественной. Качественные задачи — это отдельный особый класс задач, которые помогают глубже осмыслить суть явлений, однако более распространены «количественные задачи», в которых тем не менее всегда присутствует и качественный уровень. Решение такой «обычной» задача всегда состоит из нескольких уровней:

  1. Отыскание взаимосвязей в предложенной ситуации, которые описывются физическими законами (качественный уровень).
  2. Запись найденных взаимосвязей в виде системы математических равенств (уравнений), позволяющей получить численные значения интересующих величин.
  3. Формальное преобразование полученных равенств и нахождение ответа на поставленный вопрос.

Можно говорить, что решение, собственно, физической части заканчивается в тот момент, когда написана система математических равенств, и показано, что она может быть решена, давая в итоге необходимый ответ. Однако, как показывает опыт, часто именно формальные преобразования по правилам алгебры (или геометрии) вызывают наибольшие затруднения. Кроме того, формальные преобрзования должны подчиняться не только алгебраическим законам, но еще иметь «физический смысл» и удовлетворять «соображениям размерности».

Например, дано выражение, связывающее массы двух тел:

С точки зрения математики, поскольку масса — величина неотрицательная, мы имеем право извлечь из обеих частей равенства квадратный корень и равенство останется верным. Однако, с точки зрения физики, после извлечения корня оно потеряет физический смысл. Это происходит по той причине, что любая физическая величина должна обладать таким атрибутом как физическая размерность, которая не может быть выражена дробной степенью. Кроме этого существует ряд ограничений на то, какие значений могут принимать физические величины. Например, масса, длина, объем, площадь, абсолютная температура… не могут быть отрицательными, количество частиц не может быть дробным (например, полтора электрона) и т.п.

Эти дополнительные требования, на первый взгляд, ограничивающие свободу действий, на самом деле помогают при решении задач. Благодаря этим соображениям часто можно быстро найти ошибку, не прибегая к полной проверке вычислений: если вдруг оказывается, например, что в ответе сила равна произведению массы на скорость, то очевидно, что ответ неверный, поскольку из соображений размерности она должна быть равна произведению массы и ускорения. При этом вывод об ошибочности решения можно сделать даже не вникая в суть и условие задачи.

Далее рассмотрим более подробно каждый из этапов (уровней) решения задач и постараемся вычленить некоторую схему решения типовой школьной задачи по физике.

1. Отыскание взаимосвязей

Рассмотрим первый этап решения задачи в виде схемы «вопрос — ответ»

0. С чего начать?

  • Для успешного решения задачи прежде всего необходимо ознакомиться с ее условием, в котором содержится вся необходимая информация или ссылки на нее. Так, если в задаче говорится о свинцовом шарике, то подразумевается, что, во-первых, известна плотность свинца и доступна в соотетствующем справочнике, во-вторых, известно, что такое шарик и какими свойствами он обладает.

После того, как условие задачи прочитано необходимо осуществить ее «перевод» на физический язык. Один из самых удобных способов — заключается в последовательном ответе на ряд вопросов, поставленных относительно задачи. С примерной схемой этих вопросов можно ознакомиться далее.

1. Что является объектом задачи?

  • Объектом физической задачи может быть то, что количественно описывается при помощи физических величин. Объекты делятся на:
    • материальные тела или системы тел, например:
      • материальная точка,
      • два шарика,
      • сосуд с газом,
      • проводящий цилиндр,
    • физические процессы, например:
      • полет по траектории,
      • упругое/неупругое столкновение,
      • расширение газа,
      • кристаллизация жидкости,
      • протекание электрического тока…
    • физическое состояние, например:
      • состояние покоя,
      • состояние равновесия,
      • начальное состояние,
      • состояине с минимальной кинетической энергией,
      • стационарное состояние.

Обычно, в задаче присутствует несколько объектов. При этом, чаще всего с материальным телом (или системой тел) происходит физический процесс, в результате которого телом проходится последовательно набор физических состояний. Начинать решение необходимо с отыскания объекта(ов) задачи

2. Что делать с найденными объектами?

  • Если Вы обнаружили, что является объектом задачи, необходимо его зафиксировать. Нужно сделать так, чтобы в случае, если вам вдруг по телефону позвонила подружка и отвелкла вас на два часа, то вам не пришлось бы проделывать предыдущий пункт заново. Для этого необходимо сначала представить себе объекты задачи, а потом изобразить их на рисунке, чертеже или графике . При этом стоит помнить, что изображать необходимо не только материальное тело, но также процессы и состояния.
2.1 Как изобразить материальное тело?

Любой материальный объект физической задачи обладает изменяющимися и неизменяющимися характеристиками. Неизменяющиеся характеристики определяют свойства тела, изменяющиеся — его состояние.
На рисунке должны быть отмечены свойства тела . Это в первую очередь:

  • Геометрические свойства тела, определяемые из ответов на вопросы:
    • Является ли объект точечным или протяженным?
    • Если да, то какова его длина, площадь, объем?
    • Является ли принципиально важным геометрия тела или нет?
  • Физические свойства: масса, плотность, электрический заряд… изображаются на рисунке в виде надписей типа: mВ = 12 кг

Если тел несколько, то использование индексов обязательно. При этом лучше использовать буквенные индексы (mВ, Lы ) или, на худой конец, арабские числовые (m1, L2 ).

2.2 Как изобразить физический процесс?

Физический процесс — это изменение характеристик тела при его перемещении в пространстве с течением времени. Изобразить ЭТО на не изменяющемся листке бумаги довольно трудно. Бумага — это не видеокамера. Самый простой способ изобразить физический процесс состоит в изображении последовательности состояний и переходов от одного к другому. С таким изображением мы сталкиваемся в мультфильме или комиксе. При чем, если мультфильм — это детальное изображение всей последовательности состояний через равные промежутки времени, то комикс — это изображение только ключевых моментов.
Физический процесс на рисунке изображается последовательностью ключевых состояний. Иногда это удается сделать на одном рисунке, иногда необходимо рисовать «комикс»

2.2.1 А как быть с графиками?

Часто физические процессы описываются функциональными зависимостями. В школьной физике это главным образом законы движения и изопроцессы в газах. Эти процессы заключаются в том, что одна физическая величина изменяется в зависимости от другой воплне определенным образом. Такие процессы удобно изображать графиками соответствующих функций. Например:

  • зависимость скорости от времени: v(t) = v0 + at — соответствует графику прямой
  • записимость давления идеального газа от объема при постоянной температуре: p(V)|T=const= νRT· 1/V — типичная гипербола
2.2 Как изобразить физическое состояние?

Физическое состояние характеризуется неким набором изменяющихся физических характеристик. Соответственно и изображается оно через этот набор характеристик. Если в задаче описывается какой-то процесс, то всегда присутствует по крайней мере два состояния: начальное и конечное. Преположим, что нам важны такие характеристики тела в этих состояниях как импульс и энергия двух взаимодействующих тел. Тогда можно изобразить два состояния в виде двух рисунков, помеченных римскими цифрами I и II, а осотояния будут характеризоваться следующими параметрами:

  • Первое (начальное) состояние:
    • P1I — импульс первого тела;
    • P2I — импульс второго тела;
    • E1I — энергия первого тела;
    • E2I — энергия второго тела;
  • Второе (конечное) состояние:
    • P1II — импульс первого тела;
    • P2II — импульс второго тела;
    • E1II — энергия первого тела;
    • E2II — энергия второго тела;

3. Где, в каком пространстве происходит действие задачи?

  • В книге Бытие в первой главе говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет… »

Если немного отойти от канонического текста и перефразирвоать его, то это выглядело бы следующим образом: «В начале определил Бог систему отсчета… »

Казалось бы, сама Библия нам подсказывает, с чего надо начинать решение задачи, и, в принципе, такой подход можно назвать вполне последовательным. Но, во-первых, в физике все системы отсчета привязаны к телам отсчета, и подвешивать систему отсчета в пустоту как-то не очень хорошо. Во-вторых, выбор системы отсчета — штука довольно произвольная и диктуется исключительно удобством. А как можно определить, удобна ли нам для решения система отсчета, если не известно, какие тела упомянуты в задаче, в каких состояниях они находятся и в каких процессах участвуют.

Пример ситуации: тело на наклонной плоскости равномерно соскальзывает вниз. Если мы выберем привычную систему координат с вертикальными и горизонтальными осями, то окажется, что как X-координата, так и Y-координата изменяются с течением времени. А если мы выберем систему координат, в которой ось ОХ направлена вдоль наколонной плоскости, то изменяться будет только эта X-координата тела и вместо двух уравнений бы получим одно. Безусловно, выбор той или иной системы отсчета не должен влиять на ответ задачи. Будучи удачным или неудачным, он может лишь упростить или усложнить решение.

3.1. Как правильно выбрать систему отсчета?
3.1.1 Важно ли обозначать направления координатных осей и для чего это нужно?
  • Да, это принципиальный момент! Соотношение между направлениями осей на рисунках и направлениями векторов определяют знаки физических величин в уравнениях.Читать подробнее…

Created by admin . Last Modification: Понедельник 06 / Май, 2013 14:50:50 GMT+04:00 by admin .

Источник

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ/ПРАВИЛА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

В этой статье мы расскажем вам основную схему решения задач по физике .

Придерживаясь этой схемы у Вас будет меньше шансов запутаться в собственном решении, а проверяющему Вашу работу человеку не к чему будет придраться. (разумеется если все решено правильно)

1) Для начала, нужно прочитать задачу (спасибо капитан), но не просто прочитать, а попробовать вникнуть в её суть, понять: что же от нас хотят? Во время повторного прочтения попробуйте прикинуть в уме ход Вашего будущего решения.

2) Первое, что необходимо сделать, приступая к записи решения — это записать «Дано» . Все данные для решения задачи обычно содержатся в условии, но в некоторых случаях в задачах используют константы, чьи значения заданы в отдельной таблице. При записи данных величин следует обратить внимание на то, в каких размерностях они представлены, и если требуется, перевести все значения в систему СИ! Под «Дано» следует записать вопрос задачи.

Пример 1: в задаче дана скорость машины, равная 72 км/ч и время поездки, равное 10 секундам. Нужно найти путь, который проехала машина за это время.

Чтобы найти путь, нужно перевести 72 км/ч в м/с или 10 сек. в часы. Переводить 10 секунд в часы было бы не рационально, поэтому мы переведем 72 км/ч в м/с и получим 20 м/с.

Выглядит это примерно так:

3) Для большинства задач в физике требуется наглядный рисунок , отображающий суть явления, описанного в задаче. На рисунке должны быть видны все физические величины, необходимые для решения. Правильно составленный рисунок поможет Вам не только лучше понять физическое явление, но и быстрее прийти к решению данной задачи.

Пример 2: Задача гласит следующее: Брусок, под воздействием горизонтальной силы, равномерно перемещается по столу. Какие силы на него действуют?

На вопрос задачи можно ответить и без рисунка, но с рисунком меньше вероятность того, что мы что-нибудь забудем.

Нарисовав все силы в векторном виде, получим следующее:

4) Следующий пункт самый важный: решение. Сначала записываются все формулы , которые мы будем использовать при решении. Из этих формул составляется система уравнений (или одно уравнение) в общем виде. Далее идет математическое преобразование этой системы уравнений (или одного уравнения). Когда в общем виде получено значение искомой величины, следует провести проверку размерностей.

Мы смотрим на размерность искомой величины и делаем проверку по полученному значению переменной (в общем виде).

Возьмем самый простой пример: найти путь равномерно движущегося тела.

После проверки размерности, мы со спокойной душой считаем значение искомой величины, подставляя известные нам значения.

Источник

Общие правила оформления задач по физике

1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначала буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.
Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении… Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом «Найти». Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана!
«Какие никому не нужные тонкости!»-думаете вы сейчас. Но придет час контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят «в системе СИ».
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной задаче).
Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа! 
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил … Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. А теперь непосредственно запись решения!                                                 

Помни!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами:
а)решать по действиям;
б)решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Подобное решение является «высшим пилотажем» для учеников 7-9 классов, а для старшеклассников — просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям… Она ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, «с какого конца» за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону. Она все-таки обязательно получится!
6. Обязательно проверьте ответ!

Пример оформления решения задачи

(для 7 и 8 классов)

Определите массу мраморной плиты, длиной 1м, шириной 80 см и высотой 10см.

Дано: Анализ: Решение:

a=1м m=Vρ V=1м•0,8м•0,1м=0,08м3

b=80см V=a•b•c m=2700кг/м3•0,08м3=216кг

c=10см ρ=2700

m-? 80см=0,8м

10см=0,1м Ответ: 216кг.

Пример оформления решения задачи

(для 9 -11 классов)

Тело массой 2 кг. Падает с высоты 20м из состояния покоя и в момент падения на землю имеет скорость 54 км/ч. Определите среднюю силу сопротивления воздуха при падении тела.

Дано: СИ Решение:

m=20кг В начальный момент времени энергия тела:

h1=20м Е1=mgh1 += mgh1

υ0=0 В момент падения на землю его энергия:

υ=54 15 Е1=mgh2 +=

h2=0 По закону сохранения энергии: ΔЕ = Авн

mgh1 = — Fсопр• h1; — Fсопр=

Fсопр-? Fсопр==кг• = Н.

Fсопр= 2•10 — = 9(Н).

Ответ: 9Н.

Обновлено: 29.05.2023

При решении задач по физике важно получить правильный ответ? Конечно. Однако нельзя забывать о требованиях, касающихся оформления. Правильный ответ при неверной записи условия, решения не гарантирует получение хорошей оценки. Чтобы добиться наиболее оптимального результата, нужно научиться оформлять задачи согласно существующим нормам. Для этого обязательно соблюдать следующий алгоритм.

При решении задач по физике важно получить правильный ответ? Конечно. Однако нельзя забывать о требованиях, касающихся оформления. Правильный ответ при неверной записи условия, решения не гарантирует получение хорошей оценки. Чтобы добиться наиболее оптимального результата, нужно научиться оформлять задачи согласно существующим нормам. Для этого обязательно соблюдать следующий алгоритм.

1. Внимательно прочитайте условие

Согласно статистике большая часть обучающихся допускает ошибки еще на этапе чтения условия задачи. Происходит это из-за невнимательности, нежелания вдуматься в текст. Такая халатность, даже при умении решать задачи по физике, нередко приводит к неверным результатам. Именно поэтому учителя-практики советуют ответственнее относиться к ознакомлению с условием задачи. Если соблюсти такое требование, то досадных ошибок можно избежать. В противном случае работа будет напрасной, результат – отрицательным.

2. Запись краткого условия

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Когда все данные, которые содержатся в условии, записаны, не спешите подводить черту в левой колонке. Нередко в процессе решения приходится дописывать какие-то еще дополнительные цифры и обозначения. Наличие свободного места в этой части задачи – не ошибка.

Важно! Числовые данные необходимо указывать вместе с единицами измерения. Если она должна быть представлена в виде дроби, ее именно так и нужно записывать. Это обязательно! При несоблюдении данного правила преподаватели снижают оценку, даже если задача решена правильно.

3. Перевод единиц измерения в СИ

В задании могут прозвучать различные цифры и данные, которые необходимо перевести в общепринятую международную систему единиц физических величин. Даже если ничего переводить в систему СИ не нужно, колонка с этим названием должна быть записана.

4. Чертежи

5. Запись решения.

Чтобы произвести все необходимые расчеты и найти искомые данные, можно воспользоваться двумя способами записи решения задачи:

— вывести окончательную формулу и произвести окончательный расчет (учащимися 7-9 классами – по желанию, в 10-11 – обязательно).

Задача должна быть решена, поэтому выбор способа записи в этой части не столь важен.

6. Запись и проверка ответа

Одна из распространенных ошибок учеников и студентов – слишком короткая запись ответа. Формулировать ее нужно целой фразой, не забывая о правильности записи физической величины с полученным числовым значением.

Что делать, если задача не решается?

Однако в решебнике ответа к необходимой задаче можно и не найти, к тому же, гарантировать правильность записанного никто не будет. Обратиться за разъяснением к учителю физики, который сам же и задал ее решить? Это неудобно, по меньшей мере.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначала буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.
Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении. Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом «Найти». Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана!
«Какие никому не нужные тонкости!»-думаете вы сейчас. Но придет час контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят «в системе СИ».
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной задаче).
Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа!
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил . Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. А теперь непосредственно запись решения!

Помни!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами:
а)решать по действиям;
б)решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Подобное решение является «высшим пилотажем» для учеников 7-9 классов, а для старшеклассников — просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям. Она ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, «с какого конца» за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону. Она все-таки обязательно получится!
6. Обязательно проверьте ответ!

Пример оформления решения задачи

(для 7 и 8 классов)

Определите массу мраморной плиты, длиной 1м, шириной 80 см и высотой 10см.

Дано: Анализ: Решение:

a=1м m=Vρ V=1м•0,8м•0,1м=0,08м 3

b=80см V=a•b•c m=2700кг/м 3• 0,08м 3 =216кг

c=10см ρ=2700

m-? 80см=0,8м

10см=0,1м Ответ: 216кг.

Пример оформления решения задачи

(для 9 -11 классов)

Тело массой 2 кг. Падает с высоты 20м из состояния покоя и в момент падения на землю имеет скорость 54 км/ч. Определите среднюю силу сопротивления воздуха при падении тела.

Дано: СИ Решение:

m=20кг В начальный момент времени энергия тела:

h1=20м Е1=mgh1 += mgh1

υ0=0 В момент падения на землю его энергия:

υ=54 15 Е1=mgh2 +=

h2=0 По закону сохранения энергии: ΔЕ = Авн

mgh1 = — Fсопр• h1; — Fсопр=

Fсопр-? Fсопр==кг• = Н.

Fсопр= 2•10 — = 9(Н).

2.Выделите в тексте слова, которые обозначают физические величины.

3.Определите какие физические законы справедливы в ситуации, описанной в условии задачи.

II. Краткая запись условия. Перевод единиц измерения в систему СИ.

1.Вспомните, какими буквами обозначаются выделенные в условии величины.

2.Определите, какие из величин известны, а какие необходимо вычислить.

3.Запишите «уголком» краткое условие задачи, обозначив каждую величину нужной буквой.

3.Единицы измерения физических величин, которые по условию являются несистемными, переведите в систему СИ:

  1. чтобы убрать имеющуюся приставку , надо числовое значение величины умножить на соответствующий приставке множитель, который можно найти в таблице;
  2. чтобы нужную приставку добавить , надо числовое значение величины разделить на соответствующий приставке множитель.

(Внимание: данным правилам перевода в систему СИ не подчиняются единицы измерения времени и некоторые единицы измерения массы: тонна, центнер).

III. Решение задачи в общем виде.

1.Запишите какое явление или характеристика тела описаны в условии задачи.

2.Сделайте рисунок, если это необходимо.

3.Запишите формулу, по которой можно вычислить неизвестную величину.

4.Если готовой формулы нет:

  1. запишите формулу, в которую входит неизвестная величина;
  2. выразите неизвестную величину из формулы.

5.Проверьте, все ли величины в формуле известны.

6.Если величины известны, значит, формула рабочая. Приступайте к вычислениям.

1.Подставьте численные значения величин в рабочую формулу.

2.Выполните вычисления, запишите полученный результат в ответ.

Алгоритм решения количественных задач

с использованием нескольких формул

I. Чтение и анализ текста задачи.

1.Внимательно прочитав условие задачи, определите:

  1. о каком физическом теле идет речь в задаче;
  2. что описывается в условии: характеристика тела или процесс происходящий с ним;
  3. если в условии задачи описывается процесс, определите к какому физическому явлению его можно отнести.

2.Выделите в тексте слова, которые обозначают физические величины.

3.Определите какие физические законы справедливы в ситуации, описанной в условии задачи.

II. Краткая запись условия. Перевод единиц измерения в систему СИ.

1.Вспомните, какими буквами обозначаются выделенные в условии величины.

2.Определите, какие из величин известны, а какие необходимо вычислить.

3.Запишите «уголком» краткое условие задачи, обозначив каждую величину нужной буквой.

4.Единицы измерения физических величин, которые по условию являются несистемными, переведите в систему СИ:

  1. чтобы убрать имеющуюся приставку , надо числовое значение величины умножить на соответствующий приставке множитель, который можно найти в таблице;
  2. чтобы нужную приставку добавить , надо числовое значение величины разделить на соответствующий приставке множитель.

(Внимание: данным правилам перевода в систему СИ не подчиняются единицы измерения времени и некоторые единицы измерения массы: тонна, центнер).

III. Решение задачи в общем виде.

1.Запишите какое явление или характеристика тела описаны в условии задачи.

2.Сделайте рисунок, если это необходимо.

3.Запишите формулу, по которой можно вычислить неизвестную величину.

4.Отметьт в формуле знаком вопроса те величины, значения которых в краткой записи нет.

5.Запишите формулу для нахождения величины, которая отмечена знаком вопроса. Подставьте ее в предыдущую формулу. Получилась рабочая формула.

6.Переходите к вычислениям.

1.Подставьте в рабочую формулу численные значения величин.

2.Выполните вычисления, запишите полученный результат в ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по оформлению задач

В 7 классе мы начинаем решеть задачи. Их оформление не сразу получается у наших семиклашек. Я в первые попробовала сделать данную работу и опробовала её на уроке. Мне показалось удобно, так как при на.

Технология разработки и алгоритм оформления программы развития ОУ, УДОД.

Работа предназначена для зам. по научно-методической работе, методистов образовательных учреждений и в частности для учреждений дополнительного образования, занимающихся разработкой и созданием .

В данной статье дан алгоритм решения и оформления задач по биологи типа С-5.

Урок — лабораторная работа по русскому языку в 11 классе.

алгоритм оформления портфолио педагога дополнительного образования

Материал предназначен педагогам, выбравшими портфолио в качестве формы защиты на квалификационную категорию.

Многие годы работая учителем информатики, я на собственном опыте убедилась, как тяжело даётся детям навык и умение логически мыслить, создавая алгоритмы решения различных задач (и не только на уроке и.

Алгоритмы. Разработка алгоритма решения задачи

План – конспект дистанционного урока по теме «Алгоритмы. Разработка алгоритма решения задачи».

Материал содержит общие правила решения задач, а так же примеры оформления задач для 7,8 классов и старших классов.

Общие правила оформления задач по физике1

1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.

Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!

2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначала буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.

Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении. Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.

Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.

Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!

Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!

Материалы для оформления стендов по физике

Весь материал — смотрите документ.

Содержимое разработки

Общие правила оформления задач по физике

1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначала буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.
Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении. Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом «Найти». Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана!
«Какие никому не нужные тонкости!»-думаете вы сейчас. Но придет час контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят «в системе СИ».
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной задаче).
Трудный перевод всегда можно письменно сделать в решении.
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа!
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил . Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. А теперь непосредственно запись решения!

Помни!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами:
а)решать по действиям;
б)решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Подобное решение является «высшим пилотажем» для учеников 7-9 классов, а для старшеклассников — просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям. Она ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, «с какого конца» за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону. Она все-таки обязательно получится!
6. Обязательно проверьте ответ!

Пример оформления решения задачи

(для 7 и 8 классов)

Определите массу мраморной плиты, длиной 1м, шириной 80 см и высотой 10см.

Дано: Анализ: Решение:

a=1м m=Vρ V=1м•0,8м•0,1м=0,08м 3

b=80см V=abc m=2700кг/м 3• 0,08м 3 =216кг

c=10см ρ=2700

m-? 80см=0,8м

10см=0,1м Ответ: 216кг.

Пример оформления решения задачи

(для 9 -11 классов)

Тело массой 2 кг. Падает с высоты 20м из состояния покоя и в момент падения на землю имеет скорость 54 км/ч. Определите среднюю силу сопротивления воздуха при падении тела.

Дано: СИ Решение:

m=20кг В начальный момент времени энергия тела:

h1=20м Е1=mgh1 += mgh1

υ0=0 В момент падения на землю его энергия:

υ=54 15 Е1=mgh2 +=

h2=0 По закону сохранения энергии: ΔЕ = Авн

mgh1 = — Fсопр• h1; — Fсопр=

Fсопр-? Fсопр==кг• = Н.

Fсопр= 2•10 — = 9(Н).

-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правила оформления задач по физике и примеры решения задач

hello_html_2fca176f.jpg

hello_html_m1e177d99.jpg

hello_html_m40b5137d.jpg

hello_html_3f642ff0.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 977 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.05.2018 7896
  • DOCX 198.9 кбайт
  • 97 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Абдуллаева Гульбахор Уришовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:

      

  • Обучение технике письма на английском в средней школе
  •   

  • Задачи музыкального воспитания в детском саду
  •   

  • Роль медсестры в профилактике зппп кратко
  •   

  • Концепция правового государства история и современность кратко
  •   

  • Мероприятия по снижению инфляции 2021 2023 кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти на карте новую гвинею
  • Как найти игрушку бесплатную
  • Геншин как найти человека в янтаре
  • Украли телефон как найти местоположение телефона
  • Как нас найти для joomla