Как составить свою загадку по русскому языку

При выполнении этого задания можно пойти от обратного.

Нам требуется придумать слово, в котором есть приставка + корень + суффикс + окончание.

Ответом на задание учебника будет слово «по-друж-к-а».

Найдём несколько таких слов, выделим в них части слова, а потом подберём слова с этими частями.

Обратите внимание ребёнка на то, что чаще всего это слова со значением действия.

Примеры:

1) отгадка — корень, как в слове «гад-ать»; приставка, как в слове «от-дать»; суффикс, как в слове»сказ-к-а»; окончание, как в слове «рук-а»;

2) подсказка — корень, как в слове «сказ-ать»; приставка, как в слове «под-нести», суффикс, как в слове «повоз-к-а», окончание, как в слове «книг-а»;

3) переделка — корень, как в слове «дело»; приставка, как в слове «пере-нести»; суффикс, как в слове «загад-к-а»; окончание, как в слове «голов-а».

Придумать загадку — это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Хрусталь лежит или висит, а вот под солнцем моросит. (Лед).

Серебряное одеяло речку напрочь сковало (лед).

Белый и пушистый, но не вата. (Снег)

Мягкая перина весь свет завалила (снег).

Желтый ковер шуршит под ногами (листья).

Весной появляются, летом тень дают, осенью осыпаются, а зимой не увидишь (листья).

Зеленый висит, желтый летит (лист).

Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
                                         (Кошка)

Без рук, без ног по подоконнику стучит (дождь).

С неба падает вода, то каплет, то как из ведра. (Дождь).

Миллион черных братьев бок о бок живут, масло дают (подсолнух).

На  полях растёт,
В корзинке семена даёт.
Масла много в семенах.
Речь здесь о каких цветах? (Подсолнух)

В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

И летом весело,
И осенью сытно,
И зимой тепло. (Лес)

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …

Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
                                         (Часы)

Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
                          (Дождь)

С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
                                (Дождь)

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
                                         (Вилка)

Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
                             (Пылесос)

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
                             (Ёжик)

Что всё время ходит без оглядки 
                            (Часы)

У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души.  (Книги)

Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
                            (Мухомор)

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
                                 (Петух)

Дым пускает и тепло даёт.
                            (Печь)

Его бьют, а он летает.
                               (Волан)

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
                             (Телевизор)

Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
                           (Шторы)

Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
                               (Телевизор)

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
                           (Пенал)

Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
                          (Арбуз)

У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
                                   (Заяц)

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
                                    (Школа)

Она сама немая,
Но учит всех она.
                       (Доска)

Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
                        (Арбуз)

Лохматый дружок
Дом стережёт.
                  (Собака)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
                      (ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,
Длинные ножки.
                 (Лапша)

Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
                      (Воздушный шар)

Говоришь тихо-слышно громко.
                              (Микрофон)

Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
                     (Зимой)

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)

Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
                         (Телевизор)

придумать загадкудля 1-2 класса

По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
                          (Часы)

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
                             (Лопата)

С ним – тепло,
Без него – холодно.
                           (Сорлнце)

Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
                             (Кошка)

Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
                             (Кукла)

А это – любят все,
Особенно в жару.
                      (Мороженое)

Что за яркий свет в темноте?
                                    (Лампочка)

Маленький, колючий.
                         (ЁЖ)

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
                               (Лампочка)

Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
                               (Колодец)

Утром распускается,
Ночью закрывается.
                            (Цветок)

Круглый шарик
По полю катается.
                    (Мяч)

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит. (Чайник)

На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна

Смотрите также:

Цель
урока:
учить приёмам конструирования загадок.

— на основе наблюдений показать учащимся, как построена
загадка;

— учить детей применять свои умения
в свободной письменной речи, сочинять загадки;

— совершенствовать навык
каллиграфического письма.

— развитие внимания, памяти мышления;
— развитие орфографической зоркости;
— расширение кругозора;
— развитие способности к
самоконтролю;

— развитие умения работать в
заданном темпе.

— воспитание интереса к предмету, к чтению;
— воспитание самостоятельности.

·       
положительное
отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм
поведения в школе;

·       
формировать
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

·       
принимать
и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на
её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

·       
развивать
умение высказывать своё предположение.

·       
определять
цель деятельности с помощью учителя.

·       
аргументировать
свое предложение, умение и убеждать, и уступать; умение договариваться,
находить общее решение;

·       
оформлять
свои мысли в устной форме и письменной.

      
I.           
Организационный
момент. Психологический настрой.

   
II.           
Актуализация
знаний

 III.           
Наблюдение
и постановка проблемы.

IV.           
Формулирование
цели и темы урока.

  
V.           
Первичное
закрепление

VI.           
Изучение
нового материала

VII.           
Обобщение

VIII.           
Итог
урока

Ход урока.

Этапы урока

Содержание

Примечание

1. Орг.
момент

-Здравствуйте
ребята.

Ты
улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя
поутру из ворот.

Понимаешь,
у каждого в жизни

Очень
много бед и забот.

Разве
любы нам хмурые лица

Или
чья-то сердитая речь?

Ты
улыбкой сумей  поделиться

И
ответную искру зажечь.


Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и
мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости

2.Актуализация
знаний

Физкультминутка
для глаз.

1) Словарная работа

Вот 
художник,  так  художник –

Все 
леса  позолотил.

Даже 
самый  сильный  дождик

Эту 
краску  не  отмыл.

Красит 
рыжим,  алым,  синим,

Разбавляет 
краски  ливнем,

Чтобы 
вышло  разноцветным,

Но 
совсем  не  так  как  летом.

Отгадать 
загадку  просим:

Кто 
художник  этот?

         (Осень)         (стр.3)

Что такое осень?

(Осень–
время года, следующее за летом.)
-Если мы не знаем значение
слова, где можно
найти?

(В словаре Ожегова).
Осень — время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
Переносное значение слова осень: «золотая осень».

-Есть
множество загадок про осень.

-Послушайте.

Вслед за
августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Все
мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле
чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

-Какие
приметы осени вы услышали в загадках?

2)
Запись словарных слов в тетрадь.

-Запишите
названия осенних месяцев в тетрадь.

сентябрь

октябрь

ноябрь

Обратите
внимание, что на конце ставится везде мягкий знак.

2. Наблюдение
и постановка задач

-Сейчас 
я вас познакомлю с  двумя  текстами, а вы слушайте внимательно.

1. Дождик капает по крыше,
    То погромче, то потише,
    Барабанит, что есть мочи,
    Утром, днём и даже ночью.

2.
Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет.
    И никуда я не иду,
    Покуда он идет.

-Чем
эти тексты похожи? (Эти два текста описывают явление природы)


чём говорится в первом тексте? (О дождике)

-Как
вы догадались? ( По первой строчке; «Дождик капает по крыше».)


во втором тексте, о чём говорится? ( О дождике)

-Как
догадались? (По признакам: «Шумит в поле и в саду», «Покуда он идёт»)


теперь подумайте, какое из этих текстов загадка, а какое нет.

-Если
перед вами загадка, у цифры поставьте «+», если не загадка, то «-».

-В чём отличие первого текста от второго? (В первом тексте
сказано, о чём идёт речь, а во втором названы признаки дождика)

-Как
можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

(Заменить
слово «Дождик» другим словом и указать признаки дождика, по которым можно
будет догадаться,  о чём идёт речь)

-Давайте
с вами попробуем изменить первый текст, чтобы получилось загадка.

Он
капает по крыше,

То погромче, то потише,

Барабанит, что есть мочи,
Утром, днём и даже ночью.

                              (Дождик)

3.Формулировка
темы и цели урока


Как называются тексты, с которыми мы работали? (загадки)


Какова будет тема нашего урока? («Пробуем сочинять загадки»)

-Чему
будем учиться на уроке?

(Сегодня
на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.)

-Как
вы думаете, что такое загадка?


толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и  Шведовой Н.Ю. даётся
определение загадке:

Загадка:

 1.)
Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

 2.)
Нечто необъяснимое, непонятное.

4. Изучение
нового материала.

Первичное
закрепление

1)Работа в группах.


Можно научиться сочинять загадки, но для этого надо быть внимательным к
описанию, сравнению, сопоставлению.

Творческие
задания для  групп:

Задание
1
:
назвать предметы, (визуализация) похожие на:

1.     паутину;
(сито, рыболовная сеть, нитки)

2.     гриб; (зонтик,
молодец в шляпке)

3.     лист;
(золотые монетки, веер)

4.     туча;
(орлица, белые овечки, мешок с водою)

         Задание
2:
каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя
его, перечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чем идет
речь.

·       
Стул

— Что это?
(предмет мебели)

— Как он
выглядит? (небольшая плоская поверхность, стоящая на ножках)

— Для чего он нужен?
(Чтобы на нём сидели)

·       
Мел

-Что это?
(природное вещество)

-Как он
выглядит? (бывает цветной и белый)

-Для чего он
нужен? (Им дети на доске рисуют)

2)
Игра «Что у тебя?»

-Ученик   
получает     мешочек,    в    котором    находится небольшой     предмет.    

-Остальные    
учащиеся     задают   вопросы, описывая
предмет.                                                                                              

— Это
съедобное?  (да)                                                     —

— Круглое?
(да)                                                                        


Красного цвета? (да)                                                                                                                       
— Это яблоко? (да)


Вернёмся к загадкам в задании и посмотрим, как они устроены.

а) Что
за лента для колёс

Протянулась
средь берёз?

(дорога)

б)
Посадили зёрнышко,

вырастили
солнышко.

(подсолнух)

— Называется
ли в загадке предмет, о котором она придумана? (нет)              

-Называется
ли другой предмет, на него похожий? (да: «лента для колёс» и «солнышко»)        
                             

-Указаны
ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь?          
(да: «протянулась средь берёз» и «вырастили солнышко»)                                                                           
                          

 -Как
звучат строки, что особенного в их концовках? (строки стихотворные)

3.Индивидуальная
работа.

Ученикам
предлагается
карточка
для индивидуальной работы
, на которой
предусмотрены задания трёх уровней: текст зелёного цвета – лёгкий
(предполагается один вариант ответа); синего цвета – посложнее (несколько
вариантов ответов), красного цвета – самый сложный, дописать самим две
строчки в рифму.

-Прочитайте
первый текст

-Это
что? (загадка)

-Какое
слово можно вставить на место первого пропуска?

(На
ноге стою какой? – одной)

-Какое
слово можно вставить на место второго пропуска?


всегда играю во что?- в прятки)


чём идёт речь в загадке?


грибе)

-Как
вы догадались?

(Описываются
признаки гриба)

-Какие
признаки вы увидели?

(Играю
в прятки)


Называется ли в загадке предмет похожий на гриб?(нет)


Что тогда говорится про внешность гриба?

(Под
шапкой цветной, на ноге одной)

-Давайте
вставим слова.

(Одной, в прятки) 

Я под шапкой цветной
На ноге стою _______________(одной)
У меня свои повадки:
Я всегда играю_____________(в прятки)

Ответ: гриб.

-Прочитайте
второй текст


Это что? (загадка)

-Какое
слово можно вставить на место первого пропуска?

(Скачет
по чему? – лесу)

-Какое
слово можно вставить на место второго пропуска?

(Рыжий
кто? — циркач)


чём идёт речь в загадке?


белке)

-Как
вы догадались?

(Описываются
признаки белки)

-Какие
признаки вы увидели?

(Скачет
по лесу, быстрый,)


Называется ли в загадке предмет похожий на белку?(да)

-Назовите
это(и) предметы (мяч, циркач)


Что говорится про внешность белки?

(рыжий)

-Давайте
вставим слова

есу, циркач)

С ветки на ветку,                

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______ (лесу)

Рыжий _________  (циркач)

Ответ: белка.

-Прочитайте
третий текст

-Это
что? (загадка)

-Попробуйте
сами вставить пропущенные строчки.

(Все
слова пропущенные написаны на слайде)

Уродилась я на славу,

_______________________(Голова
бела, кудрява).

Кто любит щи –

_________________________(Меня
в них ищи).

Ответ: капуста.

Какие слова вы вставили в первую
загадку?

(голова
бела, кудрява.)

-Почему?

(подходят
по стихотворной форме)

-Какая
отгадка?

(капуста)

-Как
вы отгадали?

(по
признакам)

-Назовите
их

(голова
бела, кудрява)

-Какие
слова вставили во вторую загадку?

(Меня
в них ищи)

-Почему
эти слова?

(подходят
по стихотворной форме)

-Какая
отгадка? (капуста)

-Как
вы отгадали?

(по
признакам)

-Каким?
(Меня в них ищи)

-Чем
эти загадки похожи? ( говорится о капусте)

-Чем
отличаются? ( признаками капусты)

-Какой
сделаем вывод?

(Можно
разными признаками описывать один и тот же предмет)

 — А ещё
какие  секреты  загадки  вы узнали?

(Предмет,
о котором загадывается в загадке, не называется.

 Говорится
о похожем на него предмете.

 Называются
такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.)

Предлагаю
вам памятку по конструированию загадок.

 -Расположите
пункты памятки в определённом порядке, чтобы она  помогла нам при составлении
загадок.

ПАМЯТКА

Восстановите памятку

На что (на кого) он похож?

Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте
последние слова строк.

Выберите предмет и рассмотрите его.

Запишите самые главные внешние признаки предмета, по
которым его можно отличить от всех

Физкультминутка.

5.
Коллективное составление загадок


Для работы по составлению загадки  нам поможет таблица:

Название предмета:   яблоко

На что похож?

На мяч, на
колобок, на солнце

Главные отличительные признаки предмета

Мяч скачет.

Колобок из
теста.

Солнце 
светит, греет.

Запишите
свою загадку, используя               слова-связки       «как…», «…но
не…»

Что
это? Как мяч, но не скачет, как колобок, но не из теста, как солнце, но не
светит и не греет.

 —
Прочитайте готовую загадку.

Самостоятельная
работа учащихся.

-Выберите
предмет (гриб, лист, туча, картошка, дерево, зонт) и попробуйте
самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

Учащиеся
на
листах для
творчества
записывают, получившиеся загадки.


Кто
готов загадать свою загадку нам?

1)Если день нахмурится,
Если дождь пойдёт —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнёт.

(зонт)

2) Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая — не мишка,
В норке — но не мышка.

(картошка)

3)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки.

Сорвали
все рубашки.

(Дерево)

Работа
по учебнику

с.79, упражнение № 177

 —
Что это за предмет? (лопата)

 —
Зачем он нужен? (для работы в саду, расчищать снег на улице)

 —
Из какого материала сделан? (из металла и дерева)

 —
На что похож? (на ладошку)

 —
Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой «ладошки». Подберите
рифму и попробуйте сочинить загадку.

В
конце работы учитель подчеркивает, что:

 
Пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они
были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

6.
Обобщение. Итог урока

-Чем
отличается стихотворение от загадки?

-Можно
ли стихотворение превратить в загадку?

-Какова
особенность загадок?

В
загадке всегда есть секрет – сам предмет, который загадывается, не
называется, говорится о похожем на него предмете, но обязательно называются
признаки загадываемого предмета.

Домашнее
задание:

Сочините
загадку при помощи таблицы и памятки, нарисуйте отгадку.

Загадки, придуманные детьми, выполняющими школьное задание «Придумать загадку»

Придумать загадку — задание, которое часто приходится выполнять школьникам 1, 2, 3 и 4 классов. Придумывание загадок — очень полезно. Так как в процессе дети развиваются творчески, учатся замечать свойства предметов, явлений, животных и т.п. и противопоставлять, сравнивать и анализировать их. Загадки очень часто пишутся в стихах. Готовя такое домашнее задание, дети развивают свой литературный талант.

Для вдохновения, мы подготовили уникальные загадки, придуманные детьми — учениками начальной школы. Можете взять их за основу для придумывания своих загадок!

Загадки, придуманные детьми

  • Загадки о животных
  • Загадки про овощи
  • Загадки о фруктах
  • Загадки о временах года

Загадки про осень

Как придумать загадку?

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

Читайте также: «Все о сказках и не только. » Библиотечное мероприятие для 1-2-х классов, посвященное открытию Недели детской книги

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу — всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Загадки про овощи

  • Сто одежд — и все без застежек. ( Ответ: Капуста)
  • А что это за лошади в роще: продолговатые, игольчатые, зеленой масти, никого не возят, только соли просят. ( Ответ: Огурец)
  • Что это за голова, что лишь зубы и борода? ( Ответ: Чеснок)
  • Девка в кладовке, а коса на дворе. (Морковь)
  • Без рук, без ног, а вьется, как плеть. ( Ответ: Фасоль)
  • Пекут меня, жарят и варят, едят меня и очень хвалят. ( Ответ: Картофель)
  • Едет пан в золотом кафтане, хоть кафтан тот латка на латке, но его принимают в каждой хатке ( Ответ: Луковица)
  • На огороде выросла сильная, круглая, желтая и красивая, хоть и осенью в праздник всех пугает. ( Ответ: Тыква)
  • Хвост показывает, а сладкий красный корень прячет. ( Ответ: Свекла)

Загадка про воздух придумать самому

Метафорические головоломки могут быть с ответом в рифму и без нее. Первый вариант придумать сложнее, но запоминается и звучит он лучше.

Что это? Он такой огромный, что заполнит целый мир, но в тоже время очень маленький, что зайдет в наименьшую щель. (воздух)

Невидимка поселился в доме у меня, без него не сможет жить наша вся семья. (воздух)

Его ты не сможешь увидеть, обнять, но с ним человеку легче дышать. (воздух)

Окружает постоянно нас, злого звука не издаст. Нас он сделает моложе, на лице он и на коже. (воздух)

Он врывается в окошко, забирается в лукошко. Легкий он, совсем не пахнет, Без него мы все зачахнем. (воздух)

Загадки про фрукты

  • Дерево не цветет, однако урожай дает. ( Ответ: Инжир)
  • Красный цвет, а винный вкус. Каменное сердце. ( Ответ: Вишня)
  • Оранжевый, кругленький, сладенький и вкусненький. Не здешний он, а гость. Из Африки привет привез ( Ответ: Апельсин)
  • Рождается из цветка, его все любят дети, железа в нем много, румяное и хрустящее. ( Ответ: Яблоко)
  • Лампочка вверху висела, стала вкусная, пожелтела. Дети лампочку сорвали, с аппетитом поедали. ( Ответ: Груша)
  • Желтая, синяя, красная. Весной цветет, летом поспевает, в компот и варенье попадает. ( Ответ: Слива)
  • Словно на одной ноге, он растет на лозе ( Ответ: Виноград)
  • Он на цвет золотистый, и как персик, бархатистый, косточку вынимаем, с радостью употребляем. ( Ответ: Абрикос)
  • На кустах растет низко эта ягодка кислая, когда рвешь — береги ручки, так как на кустах колючки ( Ответ: Крыжовник)

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка. Золотое, как одуванчик. Круглое, как колесо. Яркое, как огонь.

Попробуйте — это увлекательный процесс!

Как если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Читайте также: Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе

Вот что получилось:

Летит, словно птица. Воет, будто волк. Свищет, как Соловей Разбойник. Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант — используем и отрицания:

Летит, да не птица. Воет, да не волк. Свищет, да не Соловей Разбойник. Гнёт деревья, да не великан.

Загадки о временах года

Что такое: четыре цвета имеют, раз в три месяца краски меняют? (Ответ: Времена года)

Загадки про осень

В Южный край земли Улетают журавли. Снова звучный школьный звонок Нас позвал на урок. Как этот месяц зовут?

В садах, рощах бродит, Желтые одеяния одевает Золотистую постель стелет – Ждет сестрицу Белую в гости.

Когда она заглянет в сад, Нальется соком виноград, И поздние яблоки ранет Сладкие станут, словно мёд. Как попутешествует по рощам С волшебной кистью в руках, — Все разрисует на пути, Березки станут золотые! — Заходи в гости, щедрая …

Пришла девушка в дом, Взялась хозяйничать: Ловко открыла сундук, В желтую одежду лес нарядила.

Волшебник пришел в лес, Краски, кисточки принес. В дубраве и садике Стали желтыми листочки.

Читайте также: Дидактические игры для средней группы детского сада

Загадки о зиме

Много снега и льда, наступили холода. (Зима)

Ой, нету им цены! По льду бегут они – Быстроногие…

Я падаю на ваши дома. Я белый-белый, пушистый. Я прилипаю вам к ногам И называюсь просто…

Что это за телега, Без колес, Летом отдыхает Зимой детей катает

Он рисует на окне Красивые цветы ледяные, На детских щечках — красные круги, С ним зимой дружит всякий.

Кто рисунок на окне ночью сделал мне? (Мороз)

У нас зимой белым цветом сад зацвел, как будто летом. (Иней)

Загадки о весне

Три брата идут по свету – От зимы Навстречу лету. Первый пройдет — Тает лед, Второй пройдет — все Цветет, Третий пройдет – уроет Землю шелковая трава! Неразлучные три брата. Не встречался с ними ты? (Март, апрель май)

Приветствием журавля я пробуждаю поля, небо и ручьи и цветущие рощи. (Весна)

Где она проходит – Там травка всходит, Цветы расцветают, Соловьи поют.

Только вчера теплый ветер Весть принес нам от весны, А сегодня цветы Сквозь сугробы проросли.

Когда это бывает и как он зовется: Тучка плачет, а поле смеется?

Меня просят и ждут, я как покажусь – убегают. (Дождь)

Загадки о лете

Клубнички в сметанке, Соловей щебечет, Дождь словно сквозь сито, Наступило…

Теплый длинный-длинный день, В миске много спелых слив, Созревает желтый колос, Подает конёк голос, И Земляничка созревает. Так когда это все бывает?

Читайте также: В гостях у бабушки Маланьи (Знакомство с тюменским ковром)

В небе ласточка летит, С ветром листья шелестят, Воду пьет аист. Солнце палит. Жара. Созревает рожь. Какая пора?

Солнце печет, и липа цветет, Вишня поспевает, когда это бывает?

Малина, Крыжовник, яблоки, ежевика. Фрукты и овощи сочные – это вкусные подарки…(Лето)

Загадки о школе и школьных принадлежностях

Самые интересные загадки на школьную тему: вопросы и ответы

Загадки про День Знаний

Первокласснику семь лет. За плечами ранец, А в руках большой букет, На щеках румянец.

Что за праздничная дата? Отвечайте-ка, ребята!

Ответ: 1 сентября, День Знаний

*** Город в бантиках, букетах. До свиданья, слышишь, лето! В этот день гурьбой весёлой Дружно мы шагаем в школу.

Ответ: 1 сентября

*** Открыла двери школа, Впустила новосёлов. Кто, ребята, знает, Как их называют?

Загадки про школу

Самые интересные загадки на школьную тему: вопросы и ответы

Загадки о школе

*** Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают.

  • Ответ: школа
  • *** Дети ходят в этот дом За умом и за трудом.
  • Ответ: школа
  • *** Стоит дом — Кто в него войдёт, Тот знания приобретёт.
  • Ответ: школа

Загадки про школьный звонок

  1. *** Шел урок, а он молчал — Перемену, видно, ждал. Только кончился урок, Громко зазвенел…
  2. Ответ: звонок
  3. *** Он звонит, звонит, звонит, Очень многим он велит: То сядь да учись, То встань, разойдись.
  4. Ответ: звонок

Загадки про уроки

  • *** Меж двумя звонками срок Называется…
  • Ответ: урок
  • *** Загадка про школу, Про тот самый срок, Который ребятам Прозвонит звонок.
  • Ответ: урок

Загадка про перемену

*** Веселятся Коля, Лена Значит в школе …

Загадка про школьный класс

*** Что за комната такая — Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, А за партами мы сами?

Загадка про ученика

*** Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или…

Загадка про знания

*** Школы – не простые здания, В школах получают …

Загадка про каникулы

*** В эти дни мы отдыхаем, Мы не учимся, гуляем. Осенью, зимой, весной Есть они у нас с тобой.

Да и летом, не скрываю, Я от школы отдыхаю. Период вас назвать прошу, Когда я в школу не хожу.

Загадка про режим дня

*** Распорядок этот дня Был написан для меня. Никуда не опоздаю, Ведь его я соблюдаю.

Ответ: режим дня

Загадки про опоздание

*** Придти я вовремя не смог– Давно уж начался урок. Учитель строгим сразу стал– За что меня он наказал?

  1. Ответ: опоздание
  2. *** После срока ваш приход Как учитель назовёт? Будет наказание Вам за …
  3. Ответ: опоздание

Загадки про сказочных героев

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.

Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

В этом разделе размещены не только загадки про героев сказок, но и просто загадки про сказки. Раздел постоянно обновляется!

Загадки, составленные совместно с детьми

В своей работе я часто использую загадки. Отгадывание загадок – это своего рода игра, которая, развивает способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, выделять наиболее характерные особенности предмета или явления. Но не менее важно научить детей не только отгадывать загадки, но и придумывать их самим. Это очень интересный и увлекательный процесс, который обогащает речь детей, развивает мыслительные способности, уточняет знания детей о предметах и явлениях. Советую попробовать эту работу с детьми старшего дошкольного возраста, так как у них уже есть достаточно полное представление о предметах окружающего мира.Вот что у нас получилось:

1. Что стоит на новый год

У каждого в квартире?

Она радость в дом несёт,

Приносит счастье в мире.

2. Где лежат на Новый год

Она веселье в дом несёт:

Куклы, игры, марки.

3. Какая розовая спинка,

Нос пятачком и хвост крючком.

Ну а на мордочке щетинка,

Маруськой или Васькой их зовём.

4. Что за комочек лежит на диване?

Такая пушистая, зовут её Маня.

Правой лапкой умывается.

И мурлычет: к нам ласкается.

5. Как только постучат к нам дверь,

Она бежит и лает.

Ну, угадайте же теперь

6. Кто такой живёт в земле,

Ей же и питается.

После дождичка в четверг

Нам он улыбается.

(дождевой червь)

Только крылышки мелькают.

8. Хоть и маленького роста,

А работы не боятся.

Строят дом все вместе дружно,

Чтоб зимой в нём укрываться.

9. Эта птица, как цыганка,

Любит всё блестящее и яркое.

10. Чешуя блестит на солнце,

Как увидит червячка,

Так за ним бросается.

11. Красным летом зеленели,

Пришла осень — пожелтели,

И сейчас лежат ковром

И шуршат под сапогом.

12. Такой могучий властелин

Стоит сто лет у нас в лесу.

Сорву с него я желудей

13. На Новый год на ёлку

Мы вешаем игрушку.

И светится игрушка

На самой высоте.

А в море есть зверюшка,

Похожа на игрушку.

А где живёт зверюшка?

Живёт в морской воде.

(морская звезда)

14. Средь морских дорожек

Много разных ножек,

В шляпках разноцветных

15. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Похож на рака, но не рак,

Передвигаюсь я не так.

16. Эти животные в море живут,

А ноги у них от головы растут.

17. На кустике Крепыш в шубке висит,

Когда шубка треснет он упадёт вниз.

18. Летает, как самолёт.

Поёт, как пластинка.

Клюёт, но не курица.

С крыльями, но не бабочка.

19. Жёлтое, но не сыр.

Светит, но не лампочка.

Ласковое, как мама.

20. Красивая, но не цветок,

Лёгкая, но не пух.

Порхает, но не птица.

21. Жёлтый, но не подсолнух.

Пушистый, но не цыпленок.

Хорошо пахнет, но не духи.

Красивый, но не мама.

22. Похож на зонт,

но от дождя не спрячешься.

Собирают в лукошко, но не ягоды.

23. Зелёная, но не ёлка.

Жжётся, но не уголёк.

24. Сладкая, но не мёд,

Похожа на лампочку,

25. Скачет, но не заяц,

Катится, но не машинка.

26. Похожа на зонт,

Но от дождя не поможет,

Похожа на гриб, но не съешь,

Кружится, как балерина,

27. Зелёная, но не лягушка,

Колючая, но не ёж,

Пушистая, но не мех.

28. Зелёная, как трава,

Колючая, как кактус,

стройная, как балерина.

Публикации по теме:

Коллекция открыток нашей группы

Коллекция открыток нашей группы В детях всегда заложена страсть к собирательству. Коллекционирование несет в себе возможности для развития,развивает познавательную активность.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки — зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

Загадки придуманные детьми с прилагательными

Придумать загадку — это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Хрусталь лежит или висит, а вот под солнцем моросит. (Лед).

Серебряное одеяло речку напрочь сковало (лед).

Белый и пушистый, но не вата. (Снег)

Мягкая перина весь свет завалила (снег).

Желтый ковер шуршит под ногами (листья).

Весной появляются, летом тень дают, осенью осыпаются, а зимой не увидишь (листья).

Зеленый висит, желтый летит (лист).

Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
(Кошка)

Без рук, без ног по подоконнику стучит (дождь).

С неба падает вода, то каплет, то как из ведра. (Дождь).

Миллион черных братьев бок о бок живут, масло дают (подсолнух).

На полях растёт,
В корзинке семена даёт.
Масла много в семенах.
Речь здесь о каких цветах? (Подсолнух)

В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

И летом весело,
И осенью сытно,
И зимой тепло. (Лес)

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …

Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
(Часы)

Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
(Дождь)

С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
(Дождь)

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
(Вилка)

Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
(Пылесос)

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёжик)

Что всё время ходит без оглядки
(Часы)

У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души. (Книги)

Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
(Мухомор)

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух)

Дым пускает и тепло даёт.
(Печь)

Его бьют, а он летает.
(Волан)

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
(Телевизор)

Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
(Шторы)

Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
(Телевизор)

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
(Пенал)

Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
(Арбуз)

У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
(Заяц)

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
(Школа)

Она сама немая,
Но учит всех она.
(Доска)

Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
(Арбуз)

Лохматый дружок
Дом стережёт.
(Собака)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,
Длинные ножки.
(Лапша)

Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
(Воздушный шар)

Говоришь тихо-слышно громко.
(Микрофон)

Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
(Зимой)

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)

Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
(Телевизор)

По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
(Часы)

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
(Лопата)

С ним – тепло,
Без него – холодно.
(Сорлнце)

Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
(Кошка)

Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
(Кукла)

А это – любят все,
Особенно в жару.
(Мороженое)

Что за яркий свет в темноте?
(Лампочка)

Маленький, колючий.
(ЁЖ)

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
(Лампочка)

Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
(Колодец)

Утром распускается,
Ночью закрывается.
(Цветок)

Круглый шарик
По полю катается.
(Мяч)

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит. (Чайник)

На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна

источники:

https://tiflist.ru/zanyatiya/pridumat-zagadki.html

https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-sostavlenye-sovmestno-s-detmi.html

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/268-pridumat-zagadku

Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  • Медный бес на стол залез. (Самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

    как придумать загадку

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу – всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Солнце

Какое?

На что похоже?

жаркое

на печку

золотое

на яблоко, одуванчик

круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

яркое

на огонь

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте – это увлекательный процесс!

какую можно придумать загадку

Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

воет

на волка

летит

на птицу

гнёт деревья

на великана

свищет

на Соловья Разбойника

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на барана

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на листья деревьев

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.

придумываем загадки сами

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их?

На что похожи?

Что такое же?

колесо

2

кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце

руль

1

вилы, ухват, рога

седло

1

горб верблюда, стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти она оно пно
  • Как найти среднее значение отношений
  • Как найти медиану если известны только стороны
  • Как найти погибшие вов архив
  • Как найти в предложении причастный оборот является