Как составить сюжет урока

Доклад на тему:

«Технология построения сюжетных уроков русского языка»

Учитель начальных классов: Антонова М.П.

Перед каждым учителем в начальной школе стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Поэтому учителю необходимо уметь эффективно применять в своей работе современные технологии, методы и приемы. Одна из современных технологий – это технология построения сюжетных уроков. Использование на уроках сюжета способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. У детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Урок с использованием сюжета имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету. Как свидетельствует опыт, сюжетные игры приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют умственному и физическому развитию ребенка и проводятся в наиболее благоприятных условиях.

Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определенные явления или события, выступают в роли взрослых.  Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка, развивается творчество детей, повышается активность и интерес к занятиям.

Первый этап на этом пути – заинтересовать ребят. У школьников различного возраста интерес может быть непосредственным (интерес к результатам деятельности).

Мало того, что каждый раз для детей это маленький праздник, они, кроме того, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимопомощи, развивают смекалку, находчивость. А эмоциональности и артистичности бывает даже с избытком.

Игра позволяет не только проявить свои способности, но и изменить некоторые черты характера. Неоценима роль игр в развитии коллективизма.

При подготовке к занятию педагогу необходимо подобрать такой сюжет, который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели урока.

  Форму проведения сюжетных уроков учитель выбирает, учитывая возраст детей, тему сюжета. Это может быть урок-игра, урок-путешествие и другие. Сюжетные уроки могут быть различны по типу урока: изучение нового материала, повторение, обобщение.

Опыт проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность. Использование сюжета снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, ведет к отсутствию у школьников нелюбимого предмета, повышает успешность обучения.  Каждый учащийся  включен в учебный процесс. Сюжетные уроки положительно влияют на повышение учебной мотивации, на работоспособность младших школьников, на развитие навыков межличностного общения, на развитие познавательных процессов. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности. Игра позволяет не только проявить свои способности, но и изменить некоторые черты характера. Неоценима роль при использовании сюжетов в развитии коллективизма. Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены  видов учебной деятельности.

Условия эффективности сюжетных уроков:

1. Необходимость творчества учителя в процессе обучения младших школьников.

2. Стремление учителя при конструировании сюжетного урока представить свое «педагогическое произведение», которое явилось бы событием для ребят.

3. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность.

4. Повышение учебной мотивации учащихся.

5. Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями, открытие перед ними перспективы роста.

6. Учет индивидуально-психологических способностей учащихся при организации сюжетных уроков.

7. Развитие целостного восприятия текста.

8. Тщательный отбор содержания, методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей.

9.  Сюжетные уроки  — это уроки праздника. Сначала  рекомендуется проводить их  в конце четверти, как обобщающие уроки. При овладении технологии потом  можно проводить чаще.

  Уроки такие  — необычные, требуют большой подготовки.

Необходимо продумать тщательно каждую минуту урока, сделать плавные переходы от одного предмета к другому от одного вида деятельности к другому. Физминутки , психологические разгрузки, паузы тоже надо подбирать по тематике сюжета урока.

Сюжетный урок – это спектакль, а дети на нем – артисты. Задача учителя – раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребенку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.

Когда учебная четверть близится к концу, желание заниматься угасает. Именно в это время лучше всего проводить сюжетные уроки и тематические праздники.

При подготовке к занятию педагогу необходимо подобрать такой сюжет, который бы наилучшим образом способствовал достижению основной цели урока.

Темы могут быть разнообразные: «Путешествие в лес», «Искатели приключений», «Путешествие на чудо-остров», «Новогодний калейдоскоп», «В гостях у сказки», «Спасите Деда Мороза». Это и заочные путешествия в другие времена, страны, города, местности, просто к другим людям и даже на другие планеты.

Сюжетный урок значительно актуализирует резервные возможности наших учеников. Смена ролей, функций, красок, мест и времени действий  способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. У всех участников  урока повышается жизненный тонус, понимание различных средств выражения мысли и чувств. Включение таких уроков в процесс обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и другим урокам.

Я расскажу как я применению построение  данной технологии на уроках русского языка. Сюжетное построение уроков русского языка можно использовать, как правило, на уроках закрепления и повторения изученного материала или обобщающих уроках. Сюжетные уроки – это уроки праздника для детей, и чтобы не угасал интерес к данным урокам у учеников, рекомендуют их проводить по предмету 2 – 3 раза в четверть.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес — это катализатор всей учебной деятельности.

При организации сюжетного урока необходимо соблюдать ряд условий:
1. При конструировании и проведении сюжетного урока учитель должен проявить свое творчество, чтобы урок был событием для ребят.
2. При подготовке к уроку необходимо выбрать эффективные методы и приемы, материал для урока с учетом возрастных возможностей детей.
3.При организации учебной деятельности на уроке не нарушать целостность сюжета урока.
4. Во время урока необходимо включение всех ребят класса в активную познавательную деятельность.
4. Повышать учебную мотивацию учащихся.
5. Обеспечить радость успеха учащихся в овладении знаниями, открыть перед учащимися перспективы роста.
При подготовке сюжетных уроков русского языка можно использовать разные типы уроков:
1. Урок — КВН,
2. Урок – игра,
3.Урок – сказка,
4. Урок – путешествие,
5. Урок – соревнование,
6. Урок — экскурсия,
7. Урок – сюрприз.
Поподробнее мне хочется остановиться на таком типе урока как урок – сказка
Урок-сказка.
Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении любой темы. Урок проводится по сказкам любых писателей, по русским народным сказкам или учитель сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные  герои и отрицательные. В сказке должна быть развязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением; подводится итог урока, ставятся отметки.
Я предоставляю вашему вниманию урок русского языка 2 класс

«  Урок — сказка»

Цель: закрепить умение ставить ударение в слове;учить писать слова с безударными гласными;подбирать проверочные слова;развивать умение анализировать звуковой состав слова;учить детей рассуждать, применяя алгоритм;

Оборудование: компьютер, кукла на руку “Емеля”, иллюстрации со сказочными героями, карточки со словами.

Ход урока

— Организационный момент.

Создание атмосферы творчества.

(Играет музыка: Вальс цветов)

– Вы любите путешествовать, ребята?

– Можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

 — А с кем мы будем путешествовать вы узнаете отгадав загадку .

Уплетая калачи

Едет парень на печи

Едет прямо во дворец

Кто же этот молодец ( Емеля)

— Постановка задачи урока.

– Сегодня мы отправляемся вместе с Емелей  в сказку. (дети открывают ворота сказочного замка).

– Если все ребята справятся с заданиями, в конце урока вас ждет сюрприз.

– Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.

— Чистописание.

– Перед тем, как отправиться в путь, Емеля предлагает размяться.

– Сегодня наша разминка будет следующая:

Ее

ет ед ек

— Подготовка к путешествию. Лексико-орфографическая работа.

– Итак, в путь!

– Отправляясь в путешествие, мы берем с собой сказочных героев.

– На доске записаны слова: петух, лисица, медведь, медвежата, заяц, лиса.

– Прочитайте слова и ответьте на вопросы:

1. Кто такие медвежата?

2. Что объединяет записанные слова?

3. Назовите лексическое значение слов лисица и лиса?

4. Когда о человеке говорят, что он “лиса”?

(Дети записывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, ставят ударение)

— Путешествие по сказкам. Закрепление и обобщение знаний.

– Из какой сказки эти герои? (на доске изображения : лиса, заяц, петух)

– Чтобы попасть в эту сказку, выполните задание Емели?

– На доске слова: прог … няет, ж … вут, уб  …жала, кр.. .чит

– Что надо сделать, чтобы написать правильно слова? (повторяется правило проверки безударных гласных)

(Дети самостоятельно выполняют работу, Емеля помогает проверить выполненное задание)

– Емеля предлагает учащимся подобрать к этим словам слова, противоположные по значению и записать их вместе с проверочными словами.

На доске появляются иллюстрации с двумя избушками (ледяная, лубяная)

– Из какой сказки эти избушки?

– Что произошло весной с избушкой лисы?

— Физкультминутка.

По тропинке зайка шел,

На полянке гриб нашел. (Ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания)

Зайка охает: устал

Оттого, что приседал.

Зайка сладко потянулся (Потягивания – руки вверх)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад)

Зайка выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся за парты)

Комментированное письмо

Дети записывают в тетрадь предложение: Весной у лисы избушка растаяла.

(Ученик находит слова с безударным гласным и подбирает проверочное слово)

Составление предложений

– Емеля нес в класс волшебный сундучок, но по дороге он у него упал, и всё перемешалось.

– Помогите Емеле составить предложения:

Пожить, у, лиса, Попросилась, зайца

Пришли, петух, на, помощь, и, медведь, зайке

Весело, звери, и, живут, Дружно

Задание: найти слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

— Подведение итога урока.

– Емеля хочет узнать, чем вы занимались сегодня на уроке?

– Какое правило помогло вам справиться со сказочными и заданиями?

– Как проверить безударный гласный?

– Молодцы, вы справились со всеми заданиями и Емеля, как и обещал, приготовил вам сюрприз. Сундучок оказался с двойным дном, а там – книжки–малышки с русскими народными сказками.

Оценивание ребят.

Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчества. Такие уроки-праздники создают положительную мотивацию к занятиям  у детей и высокий эмоциональный настрой.  И хотелось бы закончить доклад словами  Л.Г. Петерсона  « Ученик – это не  сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

МКОУ
Михайловская СОШ

Технология
построения сюжетных уроков математики.

Учитель
начальных классов: Фурса Л.В.

2017г.

     Что может
заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным
математическим заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения
младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому учитель
должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к
математике.

 Чтобы возбудить
интерес к математике, я стараюсь не только привлечь внимание детей к каким-то
ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает
тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если
при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и
превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и
наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии
обучения математики создавать ситуации для приятного удивления. Удивление
должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на
математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное.
Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную
деятельность учащихся.

 А удивление в
сочетании с любопытством помогут возбудить сюжетные уроки математики. Цель
сюжетных уроков: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным,
т. к. интерес – это катализатор всей учебной деятельности.

При
организации сюжетных уроков необходимо соблюдать ряд условий:

 1.Учитель
должен проявить свое творчество, чтобы урок

был   событием для
ребят.

2. Необходимо
выбрать эффективные  методы и  приемы, материал для урока   с учетом возрастных
возможностей детей.

3.При организации
учебной деятельности на уроке не нарушать  целостность сюжета урока.

4. Во время урока
необходимо включение всех ребят

класса в активную
познавательную деятельность.

5. Повышать 
учебную  мотивацию учащихся.

6. Обеспечить
радость успеха  учащихся в овладении знаниями, открыть  перед учащимися
перспективы

 роста.

Типы
сюжетных уроков:

Урок –игра

Урок – КВН

Урок – путешествие

Урок – сказка

Урок – экскурсия

Урок – сюрприз

Урок –
соревнование.

В пособиях для
учителей приводятся примеры огромного количества сюжетных уроков. Но простое
воспроизведение чужого, пусть даже и удачного опыта, не всегда бывает
эффективным, поскольку нужно учитывать особенности класса, уровень развития и
обученности школьников и другие факторы. Для самостоятельной разработки
сценариев сюжетных уроков математики или их фрагментов учителю необходимо знать
технологические приёмы.

1. Использование игровой атрибутики и
специального оборудования связанного с сюжетной линией:

 —       карта путешествия,

-изображение персонажей или элементы
костюма героев.

-демонстрационные пособия,

-индивидуальный раздаточный материал
игрового характера .

 2.Включение в сюжет нескольких или одной 
дидактической игры.

Приведу примеры игр, которые являются
достаточно универсальными для построения сюжетных уроков.

 «На рыбалке»

 «Цветочная поляна»

 «Футболист»

«Приведи корабли к пристаням»

  «Открой сказочный сундук»

 «Подбери ключи к замкам»

 «Собери орехи для белочки»

     Целесообразно проводить различные уроки-путешествия.
Такие как «В цирке», «Веселые страты», «Плывем к
Робинзону Крузо», «В зоопарке», «Полет в космос» и др.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь,
активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к
предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
И главное огромнейший эффект — ни одного зевающего на уроке!

 Приведу фрагмент одного из уроков —
путешествий.

«В цирке» –

Цель: Закрепление знаний табличных случаев
сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Оборудование: Рисунки артистов цирка,
которые вывешиваются в ходе игры.

На доске записи примеров.

У каждого ученика билет в цирк. На первом
ряду — билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но ответы у них
одинаковые.  На втором ряду — билеты голубого цвета с ответом 12.  На третьем
ряду — билеты желтого цвета с ответом 13.

Ход путешествия:

Учитель обращается к классу, говорит:

Мы приглашены на цирковое представление. У
каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами.

Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои
пригласительные билеты (примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором
называют свои ответы — 11, 12, 13).

Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее.

Соблюдая правила культурного поведения,
дети приветствуют артистов цирка. Представление начинается.

Встречайте Зебру!

(Дети хлопают в ладоши)

Где вы ее могли видеть?

(На проезжей части — указатель перехода
для пешеходов)

Почему пешеходную дорожку назвали зеброй?

(Свое название эта разметка получила за
сходство с окраской экзотичного животного)

Для чего нужна такая разметка?

(Для контраста)

Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для
этого нужно правильно решить примеры.

12 – 5    13 – 9   8 + 3   14 – 8   6 +
7   9 + 5

А сейчас на арену цирка выезжает косолапый
Мишка. Хотя его и называют косолапым, посмотрите, как он умеет крутить педали!
Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой
путь?

13 – 9      13 – 7    13 – 8    14 – 5    8
+ 5   14 – 7   8 + 6

Поздравьте Мишутку с успешным
выступлением!

(Дети хлопают в ладоши)

Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он
лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружиться с вами, если вы
справитесь с заданием.

12 — * = 8       * — 6 = 9      15 — 8 = *    
 * — 5 = 7       9 + * = 12

Молодцы! Правильно решили примеры и теперь
у вас есть новый друг!

А сейчас на арену цирка выходит знаменитый
Маг!

Я узнал, — говорит он, — что вы учитесь в
школе и очень хорошо умеете считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу
проверить вашу сообразительность:

1. Определите, сколько мне лет. А лет мне
столько, сколько изображено на картинке (показывает изображение сороки), только
без последнего знака. Сколько же мне лет? (40) и т. д.

     Для того чтобы урок носил творческий
и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания,
развивал логическое мышление, можно пригласить детей в сказку. Сказочный
сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают
препятствия, побеждают зло, помогают обиженным.    Урок-сказка позволяет
создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности,
 что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более
эффективным. Приведу пример урока — сказки.

Наш урок будет похож на сказку,

Нам без знаний никуда.

Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и
указку

Отправляемся туда.

И так, готовы вы отправиться в сказку?

Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:

2 раза топнуть левой ногой, 3 раза
хлопнуть над головой.

Повернуться в правую сторону, левую,
назад.

Произнести: 1, 2, 3 — сказка в гости
приходи!

— Сегодня на уроке мы будем вспоминать
одну очень известную сказку. Главного героя вы узнаете, выполнив задание.

Перед вами числа: 5, 3, 9, 7, 1, 8, 10 —
Расположите их в порядке возрастания: 1, 3,5,7, 8, 9, 10

— На какие две группы разделим числа?

(двузначные — 10), (однозначные –1, 3, 5,
7, 8, 9)

Перевернув их, мы получим название сказки

— Какую сказку мы будем сегодня
вспоминать?

Название сказки узнали, главного героя
тоже, а кто написал? (русский народ)

А чтобы продолжить путешествие и
встретиться со следующими героями вот вам задание

Перед вами выражения

6 + 4 =                10 – 2 =

7 – 3 =                5 + 5 =

—           Разделите их по группам (на
“+” и “ — ”)

—           Вспомним названия компонентов
действия “ + ” и “ – ”

—           Прочитаем выражения
по-разному.

—           Найдём значения выражений.

А теперь вспомним, как появился наш
главный герой?

Но сказка наша на новый лад.

И так, в домике с резными окнами жили —
поживали дедушка да бабушка.

Вот дедуля и просит: “Испеки мне жёнушка
колобок как в сказке, благо, что муки у нас вдоволь. Пошла старушка за мукой в
кладовую. А на двери замок висит, да не простой, а кодовый. Заторопилась,
заволновалась бабуля, а комбинацию цифр то и позабыла.

Давайте поможем ей вспомнить код замка.

Необходимо заполнить пустые ячейки
соответствующими числами и объяснить выбор.

Открыла бабуля с нашей помощью замок,
вошла в кладовую, взяла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок,
изжарила его в масле и поставила на окно остывать.

Полежал колобок, посмотрел по сторонам, а
потом скатился на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку и
покатился по дорожке.

Катится Колобок, навстречу ему  …
Угадайте, кто?

Любит морковку,

Прыгает так ловко…

(Заяц)

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, лучше дай задание
выполнить!

— Вот тебе задание, но оно очень сложное,
если ты его не выполнишь – я тебя съем!

— Ребята, поможем Колобку выполнить
задание Зайца?

Задание от Зайца:

Выбери равенство, которое соответствует
рисунку

Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за
помощь и пожелал ему счастливого пути.

А колобок устал немного и предлагает
отдохнуть.

Вы устали, засиделись?

Вам размяться захотелось?

Отложите вы тетрадки,

Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три
кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь — лень отбросим.

Отдохнул колобок вместе с ребятами и
покатился дальше.

Прикатился в Лесную школу. А там урок
начался. Сел он за парту, открыл тетрадь. Записал дату, повторил написание
цифр, посчитал и так увлёкся, что не заметил, как подошёл к нему …

Серый, ворчливый…

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный?

Задание от Волка:

Найди ошибку

Молодцы, снова мы выручили Колобка и
помогли Волку.

— И покатился Колобок дальше – только Волк
его и видел!

Катится Колобок и видит: сидит…  и читает
задачу:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе косолапому съесть меня, задачу
решить не можешь. Давай лучше я тебе помогу.

— Ребята, помочь надо Колобку.

Задание от Медведя.

В банку вмещается 3 л мёда, а в ведро на 6
л . Сколько всего литров мёда у медведя?

Поможем, ребятки?

Тогда для начала давайте вспомни составные
части задачи.

(дети вспоминают)

— прочтите условие задачи

— вопрос

Что известно, что неизвестно, что надо
найти?

— выполним рисунок к задаче

— каким действием будем выполнять решение?

— почему именно сложением

(дети записывают решение, взаимопроверка)

Сам Колобок не смог решить задачу, и
Медведь дал ему подсказку, предложил 3 варианта решения задачи. Теперь вы
помогите Колобку выбрать правильное решение. Докажите.

Варианты решения:

6 – 3 = 3 (л)

Ответ:  3литра.

            3 + 6 = 9 (л)

Ответ:  9 литров.     

 6 + 3 = 9 (л)

Ответ:  9 литров.

— Мы решили задачу Медведя?

— Мы помогли Колобку?

Покатился Колобок, а перед ним
препятствие: изображение животных из геометрических фигур.

Катится Колобок, навстречу ему… :

Конечно лиса. Хитро, ласково так
заговорила: “Здравствуй колобок, румяненький бочок. Слышала –  по лесу гуляешь,
зверушкам помогаешь, задачки Медведю решаешь. А вот сможешь ли моё задание
выполнить? Я ведь в лесу лучший математик. А не выполнишь я тебя съем”. Делать
нечего, испугался колобок рыжей лисы. Пришлось ему соглашаться. Поможем и мы
колобку. Задание лисы — работа в группах.

Задание первой группе: Чтобы лиса не съела
колобка, давайте вместе поможем ему. Надо самостоятельно пройти через 3
столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получилось 10.

Задание второй группы Оно зашифровано.
Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно найти значения
выражений.

А теперь перевернём все карточки с
ответами и прочитаем тайну: В знании – сила. Что это за предложение? Пословица.
Вы согласны с ней? Я тоже согласна. Если бы не было знаний, мы не смогли бы
помочь колобку. И лиса наверняка бы его съела. Расстроилась лиса, что осталась
без обеда, да делать нечего …. А вам за помощь спасибо. Заканчивается наша
сказка хорошо. Колобок остался цел и невредим, все задания выполнены.

Вы — молодцы!

— Молодцы, ребята! У какого зверя было
самое трудное задание?

— У какого зверя было самое интересное
задание?

А с каким настроением вы уходите с урока
выразите на лице колобка и поместите на доску.

Я вам тоже хочу сказать за такое
удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и
героям сказки. Но помните:

В мире много сказок грустных и смешных

Нам нельзя без дружбы.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

3.Выборочное  использование заданий из
учебника математики или их видоизменение.

Как правило, сюжетные уроки математики
используются для закрепления и повторения ранее изученного материала или
обобщающих уроков по теме или разделу программы. В этом случае часть заданий
можно записать на карточках или на слайдах презентации, а часть подобрать из
учебника математике. Часто для сюжетных уроков требуется дополнить или
преобразовать текст задачи из учебника. Сохранив её тип.

4. Дополнение содержания урока
занимательными заданиями, в том числе и не математического

характера.

Задания на смекалку, задачи – шутки, 
ребусы,   математические кроссворды, загадки, пословицы,  поговорки и т.д.
Часто они предлагаются в качестве препятствия, которое нужно преодолеть по ходу
сюжета.

5. Включение в урок логических задач и
заданий, различных упражнений, направленных на развитие мыслительной операции.

Пусть по сюжету урока школьникам
необходимо « достроить» дом, забор, мост. Здесь могут быть задания на поиск
закономерности, определение правила, на классификацию по заданному основанию  .
В сюжетных уроках можно использовать приём поиска спрятавшегося героя или
положенной куда-либо вещи.  Например: « Где спрятался ёжик», « В каком ларце
лежит клад», и т.д.

6. Подбор физминуток с учетом сюжетной
линии.

Ученики могут делать упражнения вместе с
героями сказок, мультфильмов или под песню, подобранную по теме сюжета.

7. Дифференциация математических заданий.

В сюжетных уроках целесообразно включать
математические задания, которые дифференцируются по уровню трудности или
творчества.  Например, каждому космическому экипажу нужно подготовить к старту
свою ракету,выполнив необходимые вычисления. Рядом с первой ракетой может быть
записано репродуктивное задание, со второй  — задание с элементами творчества,
с третьей – творческое задание.

    По ходу сюжета можно предлагать и
разноуровневые задания на выбор учащихся. Для этого уровень трудности
упражнения задаётся размером рисунка, рядом с которым оно записано.  Например: 
К доске прикрепляются рисунки трёх разных по размеру  бегемотов . Учитель
читает стихотворные строки К.И. Чуковского: « Ох, нелёгкая это работа – из
болота тащить бегемота». Чем больше бегемот, тем труднее записанное возле него
задание. Учащимся самим предлагается определить, какого бегемота они  «
потащат». Такой технологический приём способствует формированию у младших
школьников прогностической самооценки.

 При построении сюжетных уроков важна
тонкая инструментовка учителем каждого его этапа, направленная на органичное
соединение математических упражнений с сюжетной линией. Распространённым
недостатком многих сценариев является формальность такой взаимосвязи, при
которой переход от сюжета к математическому упражнению осуществляется
механически. Например, чтобы помочь Чебурашке, нужно решить примеры, Бармалей
не пустит нас дальше, пока не решите задачу №2.

Естественное и оправданное игрой включение
математических заданий в сюжетную канву является самым сложным в технологии
построения сюжетных уроков математики.

 Таким образом, при правильном построении
сюжетные уроки позволяют усилить развивающую и воспитательную направленность
процесса обучения математике, учесть интересы и потребности младших школьников.

Литература:

1.      Авдонина
Е.В. Урок- путешествие по математике. ж  Начальная школа 2005г.№3

2.      Дементьева
Н.Н. Технологические приёмы построения сюжетных уроков математики. ж Начальная
школа 2009г.№12

3.      Будникова
В.С. Сюжетные уроки. ж Начальная школа 1999г.№10

4.      ЖикалкинаТ.К.
Система игр на уроках математики в начальной школе ж Начальная школа 1998г №1.

Сюжетный урок
PPTX / 5.04 Мб

/data/files/v1645879589.pptx (Сюжетный урок)

Раздаточный материал для групп
DOCX / 363.77 Кб

/data/files/i1645879621.docx (Раздаточный материал для групп)Мастер класс по теме: «Сюжетный урок, как эффективный метод решения практико-ориентированных задач».

​​​​​​​ Добрый день уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на нашем семинаре, посвященном практико-ориентированным задачам.

Всем нам известно, что в последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают значимость школьного курса математики.

Идея практико-ориентированного обучения внедряется в систему образования уже достаточно давно и большими возможностями для реализации целей такого обучения обладают задачи с практическим содержанием.

Все чаще мы сталкиваемся с вопросами от учеников: «Зачем мне это надо?», «А где мне это пригодится?». Вот тут то нам и приходится решать сюжетные задачи, требующие в своем решении опоры на жизненный опыт. Но при этом у обучающихся возникает мысль о том, что есть задачи, которые им нужны в жизни и те, которые не нужны. Для устранения подобных заблуждений необходимо использовать любую возможность на уроке и внеурочное время, чтобы показать, что это не так. Детям очень нравятся уроки с сюжетом, несущие в себе информацию, касающуюся не только математики.

Так, например, при изучении темы «Изображение дробей на координатной прямой» можно погрузиться в атмосферу олимпийского огня. Рассказать его историю и что в 2014 году в нашей области проносили факел с историческим пламенем по нашему городу и городу Благовещенск. Обсудить людей, плывших с факелом по реке Амур и дистанцию – стометровку по Амуру, расставив числа на координатной прямой, разделив 100 метров на отрезки и обыграть это. А так же рассказать про достопримечательности, мимо которых проносили олимпийский огонь. И тоже расставить их на координатной прямой под соответствующими числами.

Очень эффективно сюжетные уроки проводить при изучении новой темы с использованием постановки проблемы.

Изучая тему «Умножение десятичных дробей на натуральное число» создаем сюжет, в котором ученики узнают о продовольственных карточках и получают практическую задачу: рассчитать продукты, выдаваемые по ней на неделю. Здесь они встречаются с проблемой – не умею. Поняв необходимость в действии они сами предложат пути выхода из ситуации. А дальше предложить задачи на расчет состава реального военного хлеба и вычисления массы блокадного куска. И чтобы дети пропустили эту информацию через себя, показать кусочек черного хлеба весом 125 грамм и обсудить с ними это.

В первой части ОГЭ в 9 классе модуль «Реальная математика» содержит ряд практико-ориентированных задач, некоторые из которых может решить даже пятиклассник. А есть такие, которые можно решить только после изучения определенной темы, таких как Теорема Пифагора, например.

Эти задачи можно использовать для создания сюжетного урока. Например, представьте, что по счастливым стечениям обстоятельств вам предоставили квартиру, но в ней требуется сделать небольшой ремонт некоторых комнат, установку бытовых приборов и подключить интернет. Ремонт планируется в кухне, санузле, гостиной и спальне.

Поднимите руку те, кто начнет ремонт с кухни? (спальни? санузла? гостиной?). Объединитесь пожалуйста в группы, согласно вашему выбору. (раздать задания по поднятым рукам). У каждой группы есть задания по тем комнатам, которые вы выбрали. В течении 15 минут вам необходимо выполнить эти задания.

(после выполнения заданий) Итак, давайте обсудим результаты вашей работы. Кто начал с кухни, представьте свое решение. Со спальни? С санузла? С гостиной? (обсудить все цифры, площадь каждой комнаты, стоимость укладки плитки и паркета дешевый интернет, плиту и машинку).

Спасибо всем большое за работу. Давайте теперь все вместе посчитаем во сколько нам обойдется ремонт всех этих комнат вместе с покупками плиты и машинки. (сложить стоимость плиты, машинки, паркета и плитки). (обсудить и сделать выводы).

Таким образом можно проработать многие задачи из открытого банка ОГЭ и сделать массу сюжетных уроков по разным темам, сделав уроки более интересными и продуктивными.

Подбор практико-ориентированных задач дело не простое. Одно взять уже готовые задачи из ОГЭ, переформулировать их и сделать сюжетный урок и совсем другое – найти одну две задачи для обычного урока, чтобы показать значимость темы. В школьных учебниках таких задач почти нет, а в методических пособиях встречаются не часто и в малом количестве. Для себя мы открыли пособия из серии развития функциональной грамотности – сборники эталонных заданий, изданные в двух выпусках, каждый из которых в двух частях и тренажер «Математика на каждый день». В них достаточно много практико-ориентированных задач для 5-8 классов, которые можно использовать и для создания сюжетных уроков и для обычных уроков по разным темам.

Предлагаем вам с ними ознакомиться. (дать методические пособия для ознакомления).

Материал сборников структурирован следующим образом:

В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и иллюстрации.

«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку.

В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину, формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.

Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце модуля попробуют составить задание самостоятельно.

Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет использование общей математической модели. Это дает возможность применять их как для групповой, так и для индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно знания школьного курса математики 6 – 8 классов.

Вот и все, о чем мы хотели вам сегодня рассказать по нашей теме. Спасибо вам за уделенное время, успехов в работе и до свидания!

Что это такое? Разработка конспектов уроков – это обязательная часть подготовки независимо от того, где она проводится. И даже если занятия по данной теме уже пройдены, работа с новой группой может потребовать дополнений.

Как составить? При подготовке необходимо учитывать, чтобы материал соответствовал требованиям ФГОС. Как же разработать конспект урока, чтобы он отвечал правилам и при этом не терял качества и эффективности обучения?

Оглавление:

  1. Что такое конспект урока
  2. Основные требования к разработке конспекта урока
  3. 4 составляющих конспекта урока
  4. Советы по разработке конспектов уроков

Что такое конспект урока

Прежде, чем педагог приступит к занятию, он формирует календарно-тематический план. Затем по каждому уроку он отдельно составляет конспект — то, на что сможет опираться при подготовке учебного материала и непосредственно во время работы с детьми. Этот план оформляется определенным образом и впоследствии может использоваться, как шаблон наработки для других занятий или даже предметов.

Что такое конспект урока

В процессе разработки конспекта урока педагогом учитывается следующее:

  • Длительность занятия: 45 или 90 минут.
  • Особенности и возможности учеников: возрастные, личностные, интеллектуальные, индивидуальные, уровни развития знаний, умений и навыков. Эти критерии педагог оценивает лично на протяжении всего процесса общения с детьми.
  • Требования ФГОС: цели, задачи и методы урока в рамках предмета, материально-техническое обеспечение, соответствующая литература. Помимо них в конспекте раскрывается ход занятия и формы контроля знаний.
  • Учебная программа: количество обязательных часов на освоение предмета и самостоятельное закрепление, формирование по этим данным КТП на год/ четверть/ семестр, подбор литературы и т.д.

Права педагогических работников образовательного учреждения

Конспект занятия является подспорьем, которое помогает педагогу в реализации целого спектра задач. Для простоты восприятия он оформляется по определенным стандартам и позволяет провести самоанализ как при подготовке, так и по окончании урока. Задачи, которые помогает реализовать такой план: активизация и определение вектора ученической деятельности, помощь в понимании и закреплении, повторении материала (в школе и дома) и т.д.

Основные требования к разработке конспекта урока

Умение составлять план к каждому занятию является обязательным умением для педагога независимо от того, чему он учит. Разработка конспекта уроков существенно упрощает образовательную деятельность, экономит время для работы с детьми, помогает структурировать процессы. В связи с этим студентов педагогических направлений еще перед выпуском в обязательном порядке обучают составлению таких планов.

Умение писать конспекты по итогу показывает способность специалиста собирать, анализировать и преподносить информацию. Также по нему можно понять, насколько хорошо педагог умеет распределять рабочее время и укладываться в сроки, так как это важно для выполнения КТП.

Разработка плана-конспекта подчинена определенным требованиям, которые варьируются в зависимости от типа урока и есть во ФГОС. Учебных стандартов несколько, для разных предметов и типов образовательной деятельности они свои. Утверждает их Министерство образования. Каждый урок должен соответствовать своей теме, определенной учебным планом, быть направленным на реализацию 3 видов задач (о которых говорилось выше) и иметь понятную структуру.

конспект урока

Формирование конспекта должно опираться на:

  1. Требования актуальной образовательной программы.
  2. Годовой КТП.
  3. Особенности конкретной учебной ситуации.

План занятия должен быть четким и последовательным, кратким и вместе с тем отражать суть каждого действия. Для этого ему придается определенная структура. Рассмотрим подробнее ее элементы.

Первая составляющая, от которой зависит тип урока — цель. В ее роли могут выступать:

  • Усвоение нового материала.
  • Его закрепление.
  • Отработка посредством повторения изученного.
  • Систематизация и обобщение знаний и умений.
  • Контроль усвоенного при помощи различных средств.
  • Коррекция знаний, умений и навыков.

Наряду с целью конспект урока содержит в себе и другие обязательные элементы. Они определяются государственными стандартами. Так, в нем обязательно должны раскрываться:

  • Тема занятия. Она должна быть четкой и конкретной, соответствовать актуальному КТП, отражать информацию и терминологическую базу, которую детям надлежит освоить на текущем уроке.
  • Цель занятия. Определяется, исходя из места урока в учебном плане и самого предмета. Реализует сразу 3 функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
  • Ход занятия. В этом блоке поэтапно пошагово расписывается деятельность педагога и учеников, приводится текст заданий и вопросов на проверку знаний.
  • Дополнительные занятия: в конце урока и для самостоятельного изучения дома.
  • Блок повтора: содержит вопросы и примеры всех задач, направленных на закрепление усвоенного материала.

Конспект урока

Конспект урока должен опираться на длительность занятия и учитывать нагруженность учеников информацией. Важно, чтобы даже в условиях дефицита времени с его помощью педагог мог дать детям ключевую информацию и помочь разобраться с ней. Задание, даваемые на дом и для самостоятельного изучения, рекомендуется делать соразмерными и посильными для учеников.

4 составляющих конспекта урока

Тема урока

Определяется согласно месту в календарно-тематическом плане. Тема должна быть краткой и емкой. Например, «Действия с десятичными дробями», если речь идет о математике, или «Виды предложения по цели высказывания», если о русском языке.

Исходя из формулировки, становится понятно, какую информацию дети будут изучать на занятии. При этом тема может звучать и иначе, все зависит от того, какие задачи стоят перед педагогом при работе со школьниками в конкретный момент.

Задача урока

Отображает то, зачем проводится занятие. По ней можно понять, что главное должны получить дети в ходе урока: отработку умений, усвоение нового материала или иное. При этом задача состоит из 3-х частей, так называемых подзадач. Это:

  • Образовательная. Предполагает подачу и усвоение классом нового учебного материала, формирование навыков и причинно-следственных связей между объектами и модулями.
  • Развивающая. Состоит в активизации у школьников познавательного интереса и стремления к работе учебным материалом.
  • Воспитательная. Выражается в прививании детям морально-нравственных и этических норм, развитии личностных качеств. Например, в математике это — уважение к данной дисциплине и понимание необходимости знания формул в реальной жизни. Урок русского языка поможет ценить богатство родной речи и учиться им пользоваться. Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» направлена на формирование патриотизма.

Ход урока

Главная часть конспекта. В ней подробно расписываются по шагам деятельность педагога и учащихся, разбираемые задания, рассматриваемые вопросы.

Главная часть конспекта

Зачастую ход урока включает в себя следующие этапы:

  • Приветствие учителя и класса.
  • Блок повторения ранее изученного материала посредством короткого опроса отдельных школьников или всех присутствующих.
  • Проверка выполнения заданий для самоподготовки (домашней практики).
  • Изучение нового материала через лекцию.
  • Закрепление полученных знаний посредством пересказа, повторения, выполнения заданий.
  • Подведение итогов занятия.
  • Объявление домашнего задания.

Необходимо отметить, что представленная структура не является обязательной и может быть выражена в иной форме, как того требуют тип и задача конкретного занятия.

Например, чтение параграфа для пересказа предполагает, что урок ориентирован на закрепление у школьников умения работать с информацией. В таком случае этап объяснения нового материала заменяется на самостоятельную работу с текстом.

Предполагается, что каждое действие учителя и учеников сопровождается кратким описанием и пояснением. Например, какой именно параграф и сколько времени будут изучать дети, с помощью каких методов будет осуществлена проверка усвоения и какие технологии, средства применяются в ходе занятия.

Также в конспекте урока отображаются инструменты, используемые педагогом. В зависимости от типа занятия и предмета это могут быть доска (для мела или маркера), указка, мел, компьютер с периферией, лабораторные материалы и техника (если речь идет о химии, физике, биологии), раздаточный материал и т.п.

Домашнее задание

Отношение детей к этой части образования своеобразное. Домашнему заданию обязательно нужно уделять время, а предметов несколько. Помимо этого, есть дополнительные занятия, на которые тоже нужно ходить. После всего появляется логичное желание отдохнуть. Вот только в сутках лишь 24 часа, поэтому часто из-за объемных домашних работ приходится чем-то жертвовать. Чаще всего свободным временем.

Домашнее задание

Для того чтобы ребенок не уставал от постоянных перегрузок, необходимо, чтобы домашнее задание было соразмерным и посильным. Также оно должно: помогать закреплять новые знания или навыки, а не занимать время; быть логичным в соответствии с темой последнего занятия и понятным, а также верно понятым; по размерам не превышать 1/3 от общего объема.

Из всего вышесказанного возникает впечатление, что план-конспект должен занимать многого листов и быть, несмотря на краткость, длинным. В действительности все не так. На самом деле стандартные конспекты занимают 1-2 листа альбомного формата и редко выходят за рамки указанного объема.

Этот «стандарт» выведен на практике и является рекомендуемым, но не обязательным. Если занятие представляет собой контрольную работу, то варианты тестов оформляются приложением к плану.

Советы по разработке конспектов уроков

Занятие может стать более интересным, если грамотно к нему подготовиться. Для этого ниже приведены полезные рекомендации.

Советы по составлению конспекта

Советы по составлению конспекта:

  • Сформируйте опорный список из определений и понятий. Впоследствии можно надиктовать его ученикам, чтобы помочь им закрепить материал.
  • Заранее определите, как будете подавать материал: через лекцию или отведете на самостоятельное изучение. Возможно, разделите информацию на части. В таком случае пропишите, в каком виде дети познакомятся с каждой из них и когда (например, если тема большая и понадобится 2-3 урока).
  • Выберите цель и формат урока. Например, изучение материала через просмотр учебного фильма или проверка знаний посредством лабораторной работы.
  • Добавьте в конспект оригинальный элемент, который привлечет внимание: наблюдение, высказывание, интересный факт, эпиграф (литература, МХК). Обдумайте форму контроля знаний (устный/ письменный опрос или иное).
  • Запланируйте дополнительные задания на случай, если дети быстро справятся с уже выданными.
  • Проверьте готовый план и проставьте метки времени, которое понадобится на каждый этап урока. Снова проверьте себя. Если этап слишком громоздкий, уберите из него лишнее, а если кажется, что короткий, — добавьте заданий.
  • После урока сверьтесь с конспектом и проведите быстрый самоанализ. Выделите наиболее успешные этапы и отметьте слабые места, нуждающиеся в доработке.

Разработка конспекта уроков — обязательная составляющая образовательной деятельности каждого педагога. Она помогает упростить подготовку к занятиям, структурировать ее и освободить больше времени для занятий с детьми, показать уровень организованности учителя и глубину понимания ими предмета.

Другими словами, разработка поурочного плана — это один из обязательных и востребованных инструментов практики учителя.

Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.

Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления

Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.

Итак, план урока — это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока. 

Конспект же —  это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).

Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:

  • Шаблон конспекта урока;
  • Шаблон плана урока;
  • Учебную программу предмета;
  • Педагогический опыт.

В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.

Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.

Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.

Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.

Методы составления конспекта и плана урока

Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.

Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.

Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).

Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.

То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.

Конспект урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.

Какие формы проведения урока можно использовать при конкретном типе урока, а также как это все отражается в пункте «планируемые результаты», рассмотрим в следующих наших статьях.

План урока

Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать: 

  • Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
  • Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
  • Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
  • Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.

О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.

Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фоллаут 4 как найти могилу
  • Как можно найти ответы на егэ
  • Как исправить пересол риса
  • Как найти в телефоне запись на диктофоне
  • Как найти сопротивление печи