Как составить сюжетную линию произведения

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Цель автора при написании книги:

  • общая визуализация сюжета;
  • визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.

Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.

Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!

Что нужно знать, приступая к сюжету?

Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.

Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.

Части композиции

Основные части композиции:

  • экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
  • завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
  • развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
  • кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
  • развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
  • эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).

Виды композиции — особенности

Основные виды композиции:

Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.

Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.

Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).

Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.

Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!

Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.

Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.

В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.

Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.

Сюжет и фабула — отличие?

Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.

Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!

Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.

Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!

Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.

Виды сюжетных структур

Основные схемы:

Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).

Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.

Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.

Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.

Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.

Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.

Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!

Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.

В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.

Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.

Текст: Ольга Лапенкова

На протяжении полутора лет мы разбирали произведения из школьной программы 5—11 классов. Мы изучали исторический контекст, погружаясь в тонкости политической и культурной жизни России начиная с XII века; копались в биографиях авторов и узнавали, какие прототипы есть у культовых героев; расшифровывали говорящие имена и фамилии; искали пасхалки — и даже придумывали, как могли бы закончиться классические труды, если бы автор решил поставить точку чуть позже.

Теперь настало время понять, как устроен художественный текст. Почему одно произведение остаётся жить в веках, а другое оказывается безнадёжно забытым? Мы часто считаем, что всё решает талант автора (или банальное везение, а может, и то и другое). Но писатель — это не просто «проводник», который слушает, что ему напевают музы, а потом записывает это и несёт в издательство.

Каждый маститый автор обладал колоссальным набором знаний. Классики прекрасно понимали, что такое композиция произведения; чем сюжет отличается от фабулы; почему захватывающей работы не получится без конфликта; как усиливают впечатление средства художественной выразительности (да-да, все эти эпитеты, метафоры и прочее) — и, кстати, как реагировать на критику, если газетчики разнесли твой опус в пух и прах.

Конечно, не стоит впадать в фанатизм и относиться к чтению книги как к осмотру машины: «Экспозиция на месте, развязка тоже, а вот с кульминацией что-то неладно…» Образцовый рассказ, созданный по всем мыслимым лекалам, вполне может оказаться забытым — а «неправильное» стихотворение с простейшими рифмами, наоборот, полюбиться миллионам читателей. Не стоит и приуменьшать значимость таланта: в каждом произведении, ставшем классическим, есть щепотка магии, которую нельзя обнаружить под микроскопом. И всё-таки Пизанская башня — это не просто груда кое-как накиданных кирпичей, а здание, спроектированное знающими толк архитекторами (пусть и допустившими кое-какие погрешности).

Проект «Как это работает» поможет школьникам, которые хотят узнать больше об отечественной классике, собрать в дневнике коллекцию пятёрок — и достойно сдать ЕГЭ по литературе. В особенности колонка будет полезна тем, кто и сам подумывает о карьере писателя.


Как это работает. Сюжетные линии

Прежде чем разбирать композицию литературного произведения, знакомимся с понятием «сюжетная линия». Казалось бы, при чём тут косички?

В сентябре все материалы нашей колонки будут посвящены композиции художественного произведения, то есть тому, из каких частей оно состоит. Но прежде чем погружаться в этот материал, нужно проговорить кое-какие базовые вещи: вспомнить, какие существуют роды и жанры литературы, чем они отличаются друг от друга — и что такое сюжетная линия.

Роды и жанры литературы

Исследователи выделяют четыре рода литературы:

  • •эпос;
  • •лирика;
  • •драма;
  • •лироэпос.

Эпос — это всё, что написано прозой. Эпические произведения выглядят так же, как эта статья: обыкновенный текст, который делится на абзацы и часто (но не обязательно) состоит из нескольких глав. К эпическим жанрам относятся рассказ, повесть, роман, роман-эпопея и несколько других, но мы не будем подробно о них говорить: в рамках школьной программы достаточно и этих четырёх. Произведение, относящееся к этому роду литературы, может быть какого угодно объёма: хоть две страницы, хоть две тысячи.

Лирика — это стихотворения: они написаны в столбик, причём каждая новая строка начинается с прописной буквы, и эти строки, как правило, зарифмованы между собой. А ещё в лирических произведениях нет сюжета — либо есть, но он играет роль намного меньшую, чем чувства и мысли по поводу происходящего. Стихотворения очень короткие и чаще всего умещаются на одной странице, а то и на половинке, — хотя изредка встречаются и длинные работы, до десяти страниц в зависимости от шрифта (например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова). Существует множество жанров лирики, таких как послание, элегия, ода и т. д., — но, в отличие от эпического произведения, лирическому совершенно не обязательно иметь определённый жанр. Даже наоборот: большинство таких текстов — это просто стихотворения, и всё тут.

Драма — это пьесы, т.е. произведения, в которых говорят только герои, а речь автора отсутствует, но могут встречаться пояснения в скобках, например:

  • Маша. Петя, привет!
  • Петя (выпучив глаза). А-а-а! Она всё-таки вернулась!!! (Убегает.)

Каждый новый абзац начинается с имени героя, который вот-вот выскажется. Если большинство эпических произведений делится на части или главы, а лирические — на строфы (как правило, после каждого четверостишия добавляется пустая строка), то драматические произведения разбиты на действия. Действия, в свою очередь, могут включать в себя несколько сцен (когда меняются декорации) и явлений (когда выходит новый герой). Драматические жанры, которые следует знать школьнику, — это трагедия, драма и комедия (да-да, мы не ошиблись: термин «драма» обозначает и род литературы, и один из жанров). Объём не ограничен, но большинство пьес умещается на ста страницах, иначе такой текст будет сложно поставить в театре: актёры устанут играть, а зрители — внимательно смотреть.

Наконец, лироэпос — это, как можно догадаться, смесь бульдога с носорогом. От лирики он позаимствовал форму (короткие строчки, которые чаще всего рифмуются друг с другом), от эпоса — стремительно развивающийся сюжет, а также внушительный объём. Жанры лироэпоса: басня, поэма, баллада, а также самый редкий жанр — роман в стихах (здесь можно вспомнить разве что пушкинского «Евгения Онегина»).

Знающий литературовед, дочитав статью до этого момента, пробурчит себе под нос: «Нет-нет, позвольте, автор слишком много упускает!» И действительно, с родами литературы не всё так просто. Взять хотя бы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Казалось бы, что непонятного? В книге 300 с лишним страниц, написана прозой, поделена на главы — значит, роман! Но нет: сам Гоголь обозначил жанр «Мёртвых душ» как поэму, потому что там много лирических отступлений (то есть размышлений, не особо связанных с сюжетом). А спустя сто с лишним лет поэму в прозе создал ещё один выдающийся отечественный писатель, В. В. Ерофеев (речь о книге «Москва — Петушки»).

Если периодически «путаются» даже роды литературы, а их всего четыре, то что говорить о жанрах? Классический пример — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, который кажется драмой, а на деле оказывается комедией. (Почему это так, мы уже разбирались.)

А ещё разные жанры подразумевают разное количество сюжетных линий — и поэтому в списке школьной литературы встречаются произведения, которые можно посчитать повестями, а можно — романами. Но здесь пора остановиться и вспомнить о косичках.

Сюжетные линии

Как мы уже выяснили, во всех родах литературы, кроме лирики, обязательно есть сюжет. И правда: можно ли представить себе роман, в котором ничего не происходит? Или, может быть, трагедию, где герои (а соответственно, и актёры, которым предстоит их играть) ничем особенным не заняты? Или длинную-предлинную поэму, где нет ни одного персонажа — только описания природы и погоды?

(В этот момент придирчивый литературовед снова твердит, что всё не так, и шепчет: «Театр абсурда! Авангард! Постмодернизм!» и прочие умные слова. Но мы — пока что! — не будем его слушать: эта статья рассчитана на начинающего книголюба. И вернёмся к сюжету.)

Сюжет — это последовательность событий в том порядке, в каком они преподнесены в произведении. Но сюжет далеко не всегда «крутится» возле одного персонажа. С рассказами, баснями и балладами всё понятно: вот герой, вот проблема; герой пытается её решить — и либо добивается своего, либо терпит неудачу, либо и вовсе «зависает» перед принятием самого важного решения, оставляя читателя перед открытым финалом. А что делать с повестями, романами и пьесами, где персонажей видимо-невидимо? Как разобраться, какие события — самые важные?

Для ответа на этот вопрос литературоведы создали термин «сюжетная линия».

Сюжетная линия — это последовательность событий, связанных с одним или несколькими персонажами. Она подразумевает постоянное развитие: либо одного героя как личности (когда он меняется внутренне, то есть становится в чём-то другим человеком), либо отношений между действующими лицами.

Представим, что мы читаем книжку «Вася круче всех», где главный герой превращается из всеми обижаемого заучки в супергероя-тяжелоатлета, — а зловредный Антоша, который всё детство подкладывал ему на стол кнопки, под впечатлением от Васиного прогресса раскаивается и предлагает дружить. Ну и, разумеется, не обходится без прелестной Настеньки, которая поначалу встречается с Антошей и во всём ему поддакивает, а потом переосмысливает свою жизнь и уходит к Васе.

Логично предположить, что в книге три сюжетные линии: Вася, Антоша и Настенька. Но также можно заподозрить, что линии всего две: Вася & Антоша (от ненависти до дружбы) и Вася & Настенька (от ненависти до любви). Где истина?

Всё зависит от того, как часто персонажи действуют поодиночке и как часто — вместе.

Если автор уделяет достаточно внимания самостоятельному развитию Васи, Антоши и Настеньки, если показывает, как они проводят время вдали друг от друга и решают проблемы, не связанные с основным конфликтом, — тогда, конечно, у каждого героя своя сюжетная линия. То есть, если в книге «Вася круче всех» подробно описано, как главный герой записывается в спортзал и месяц за месяцем тягает штангу, игнорируя насмешки окружающих (и наконец-то понимая, что нельзя позволять другим плохо с собой обращаться) — сюжетная линия Васи удалась. А вот если главный герой начинает активно действовать, только сталкиваясь с Антошей, и сто раз подряд «глотает» его оскорбления, а на сто первый даёт сдачи, — тогда у Васи и Антоши одна линия на двоих.

Сюжетные линии в крупных произведениях переплетаются, как пряди, из которых плетут косичку — и рождается красивейший узор. Объёмные труды, где есть только один действующий герой, существуют (как, например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), но это опять же исключения. А вот сколько этих «прядей» в произведении — две, три или больше, определить иногда нелегко.

Повесть? Роман? Что это вообще?!

Помните, мы говорили о том, что кое-какие классические произведения можно назвать повестями, а можно — романами? Принято считать, что в повести только две сюжетные линии, а в романе — три или больше. Так вот, исследователи до сих пор спорят, к какому жанру «по-хорошему» относятся произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Кто-то настаивает, что у каждого героя там самостоятельная сюжетная линия, а кто-то — что они «сдвоенные».

Так, в «Евгении Онегине» можно выделить три линии: Онегина, Татьяны и Ленского. И тогда произведение будет считаться романом. А можно сказать, что герои практически не действуют отдельно друг от друга, и значит, линии всего две — «романтическая» и «дружеская»: Онегин & Татьяна и Онегин & Ленский. И тогда перед нами уже не роман, а самая настоящая повесть.

И с «Капитанской дочкой» то же самое. Можно выделить три отдельные линии – Гринёва, Маши и Пугачёва — или две парные, «романтическую» и «вражескую»: Гринёв & Маша и Гринёв & Пугачёв.

В принципе, ни первое, ни второе решение нельзя назвать ошибкой. Чётко определить количество сюжетных линий в крупном произведении сложно, а иногда, как мы видим, даже невозможно. Главное — понимать, что это вообще такое.

Задел на будущее

На следующей неделе мы начнём говорить о композиции литературного произведения, которая состоит из следующих частей:

  • •экспозиция;
  • •завязка;
  • •развитие действия;
  • •кульминация;
  • •развязка;
  • •эпилог (не во всех произведениях).

Но стоит учесть, что завязка, кульминация и развязка для каждой сюжетной линии может быть своя.

Например, в придуманной нами книжке «Вася лучше всех» завязка линии Вася & Аркаша может состояться уже на первых страницах, когда главный герой устанет терпеть насмешки и решит записаться в спортзал, чтобы в какой-нибудь прекрасный день доступно объяснить Аркаше, что так себя вести нельзя. А завязка линии Вася & Настя предстанет перед нами намного позже — когда немного подкачавшийся, но ещё не уверенный в себе Вася увидит Аркашу с Настей гуляющими за ручку и пообещает себе, что добьётся сердца этой красавицы.

Но может быть и такое, что завязки обеих линий совпадут. Вася, вечно терпящий издевательства, опять-таки столкнётся в парке с влюблённой парочкой — и тут же решит, что так дальше продолжаться не может: надо и Аркаше навалять, и красавицу заполучить.

Как это работает в классических произведениях, разберём уже через несколько дней.

Педагог-консультант: Р. И. Шихонин


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Несмотря на то что некоторые писатели предпочитают развивать сюжет по мере работы над произведением, все же лучше составить план заранее, чтобы лучше понять свою историю. План послужит ориентиром при описании обстановки, персонажей и основных событий. Он также может сыграть на руку, если вы зайдете в тупик в процессе работы и захотите разобраться, в каком направлении двигаться дальше.

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 1

    1

    Определите участки в графике сюжета. Одним из наиболее традиционных способов структурирования истории является треугольный график, также известный как пирамида Фрейтага. Пирамида Фрейтага разбита на шесть частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падающее действие и развязка. График выглядит как треугольник или пирамида, где в нижней части треугольника находится экспозиция, за которой следует нарастание завязки и развития действия. Вершина треугольника — это кульминация истории, а после нее идет нисходящий наклон падающего действия и выравнивание треугольника (развязка).[1]
    [2]

    • Подобный вид сюжетного графика часто используется при работе над романами, чтобы структурировать действие истории. Это полезный способ убедиться, что в работе собраны все необходимые элементы. Многие читатели положительно реагируют на текст, построенный на основе сюжетного графика с подъемом и падением.
    • Можно нарисовать собственный график и непосредственно на нем подписать каждую часть или каждую точку сюжета. Зачастую полезно иметь визуальный ориентир в качестве проводника по истории.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 2

    2

    Придумайте сильную экспозицию. Несмотря на то что во многих романах экспозиция подгоняется под завязку, будет нелишним написать экспозицию еще на этапе планирования. Это поможет вам определить главного героя, а также темы или ключевые моменты в истории.[3]

    • Экспозиция должна погружать в обстановку, а также включать в себя информацию о главном герое и знакомить читателей с его конфликтом. Это может быть несколько строк, посвященных данным элементам, или фактическая сцена, где главный герой разговаривает с другими персонажами и перемещается в обстановке.
    • Например, экспозиция книги «Гарри Поттер и Философский камень» (первая книга из безумно популярной серии про Гарри Поттера от писательницы Джоан Роулинг) посвящена знакомству читателя с главным героем — Гарри Поттером. Она также рассказывает читателю о мире маглов и мире волшебников в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 3

    3

    Определите завязку. Завязкой будет событие, которое изменит ход жизни главного героя. Оно должно застать главного героя врасплох и быть сопряженным с риском. Зачастую завязка начинается сразу после знакомства читателя с экспозицией.[4]
    [5]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» завязка наступает в тот момент, когда Гарри посещает великан Хагрид и сообщает, что Гарри — волшебник и что его приняли в Хогвартс. Эта информация меняет жизнь Гарри и его путь развития как персонажа. Он оставляет свою несчастливую жизнь у Дурслей в мире маглов и отправляется в Хогвартс вместе с Хагридом. Этот эпизод запускает цепь событий в жизни Гарри.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 4

    4

    Придумайте развитие действия. Развитие действия, или восходящий наклон от завязки к кульминации, зачастую является самой длинной частью романа или рассказа. В этой части вы будете развивать своих персонажей, исследовать их отношения друг к другу и расписывать все важные события, которые позволят вам добраться до кульминации. Развитие действия должно становиться все более напряженным по мере приближения к кульминации.[6]

    • Зачастую данная часть состоит из серии событий, поэтому можно кратко обрисовать каждое событие в графике. Убедитесь, что события становятся более напряженными и захватывающими по мере приближения к кульминации.
    • Например, ряд событий в книге «Гарри Поттер и философской камень» можно было бы обрисовать следующим образом:
      • Гарри вместе с Хагридом ходит по магазинам в Косом переулке, чтобы приобрести волшебные принадлежности, включая волшебную палочку.
      • Гарри покидает дом Дурслей и садится на поезд до Хогвартса на платформе 9¾. Потом он знакомится с тремя главными персонажами серии: Роном Уизли, Гермионой Грейнджер и своим заклятым врагом Драко Малфоем.
      • Гарри получает мантию-невидимку.
      • Гарри узнает о Философском камне и делится этой информацией с Роном и Гермионой.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 5

    5

    Напишите кульминацию истории. Кульминация истории — это высшая точка, которая должна ощущаться как самый важный момент для главного героя. Это может быть серьезная неудача или вызов, с которым ему приходится иметь дело, или важное решение, которое он должен принять. Часто кульминацией является внешнее событие, которое главный герой должен пережить, чтобы добраться до падающего действия и развязки.[7]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» кульминация истории наступает, когда Гарри понимает, что готовится заговор с целью украсть философский камень. Потом Гарри объединяется с Роном и Гермионой, чтобы попытаться защитить камень.
  6. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 6

    6

    Определите падающее действие. Как правило, падающее действие является самой насыщенной частью истории, где события развиваются с огромной скоростью, чтобы достичь развязки. Читатель должен находиться в напряжении на протяжении всего падающего действия, чтобы узнать, как главный герой разберется с кульминацией истории.[8]

    • Падение действия может происходить в течение нескольких глав, особенно в случае крупной кульминации. Оно может ощущаться как быстро развивающееся путешествие, которое приводит персонажей к развязке истории.
    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри должен принять ряд жизненно важных решений, чтобы философский камень не попал в плохие руки. Этот квест разбросан на несколько глав, в которых Гарри должен преодолеть несколько препятствий, чтобы достичь своей цели.
  7. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 7

    7

    Придумайте развязку истории. Развязку иногда называют заключением, так как она происходит в самом конце романа. Она должна дать читателю понять, добился ли главный герой успеха и получил ли желаемое, или же потерпел неудачу. Зачастую развязка также показывает, как главный герой изменился на протяжении книги. Это может быть постепенное изменение физических, моральных, психологических или всех вышеперечисленных аспектов. В конце романа главный герой должен смотреть на свой мир другими глазами (не так, как в начале).[9]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» развязка происходит, когда Гарри противостоит профессору Квирреллу в последней комнате, где находится философский камень. Вскоре выясняется, что Квиррелл одержим лордом Волан-де-Мортом, и Гарри борется с Волан-де-Мортом за камень. Гарри теряет сознание во время борьбы и приходит в себя в школьной больнице, окруженный друзьями. Дамблдор говорит Гарри, что он выжил благодаря силе любви своей матери. Потом камень уничтожают, Волан-де-Морт снова пропадает, а Гарри возвращается к Дурслям на летние каникулы.
  8. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 8

    8

    Попробуйте поменять местами части графика. На этапе написания первого черновика стоит начинать со стандартного графика сюжета, однако в последующих черновиках можно внести корректировки и попробовать поменять местами некоторые части. Например, можно сразу начать с завязки, а потом перейти к экспозиции или переместить кульминацию так, чтобы она появилась в самом конце истории, а не во второй половине. Игра с графиком поможет сделать историю более уникальной и динамичной.[10]

    • Имейте в виду, что не все истории имеют счастливый конец. На самом деле многие величайшие романы заканчиваются трагически. Рассматривайте развязку как способ исследовать изменения в главном герое (даже если они невелики), вместо того, чтобы давать ему именно то, что он хотел. Порой развязка, которая заканчивается неудачей, может показаться интереснее, чем развязка, которая венчается успехом.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Что делает наш специалист: «Я все планирую визуально: записываю точки сюжета на стикерах, а потом расклеиваю их на стене. Потом я перемещаю их и играю с их порядком, пока все не окажется на своем месте».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 9

    1

    Напишите краткое содержание в одно предложение. Метод снежинки преимущественно используется для структурирования романов, но он так же полезен и для коротких рассказов. Этот метод позволяет поэтапно проработать сюжет истории и структурировать необходимые сцены в электронной таблице. Для этого придумайте краткое содержание истории длиной в одно предложение. Оно должно представить читателю вашу историю и подчеркнуть общий смысл.[11]

    • Описание должно быть коротким и простым, без пространных описаний и непонятных терминов. Попробуйте уложиться в 15 слов или меньше и сосредоточьтесь на том, чтобы связать основную тему с действиями персонажа.
    • Например: «Кажущийся идеальным брак рушится, когда жена исчезает».
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 10

    2

    Напишите краткое содержание длиной в один абзац. После того как вы придумаете краткое содержание в одно предложение, расширьте его до полного абзаца, который описывает обстановку, основные события, кульминацию и окончание истории. Можно использовать структуру «три бедствия плюс окончание», где в истории происходят три плохие вещи, которые приводят к кульминации. Смысл заключается в том, что положение главного героя ухудшается, пока он не достигнет кульминации, а потом окончания или развязки.[12]

    • Абзац должен состоять из пяти предложений. Одно предложение будет описывать обстановку. По одному предложению будет отведено каждому из трех бедствий. И одно, заключительное предложение, будет описывать концовку.
    • Например: «Ник и Эми имеют, казалось бы, идеальный брак и со стороны выглядят счастливым. Но однажды ночью Эми исчезает при загадочных обстоятельствах, что вызывает подозрения о совершении преступления. Вскоре Ника обвиняют в ее убийстве, и он должен защищать себя в суде. Ник узнает, что Эми инсценировала собственное убийство и все еще жива, но она полна решимости засадить его за решетку. Ник противостоит Эми, и они ссорятся, но в итоге Эми шантажирует Ника, чтобы он остался в браке».
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 11

    3

    Напишите краткую характеристику персонажей. Как только вы разберетесь с кратким содержанием, сосредоточьтесь на том, чтобы оживить персонажей. Придумайте сюжетную линию для каждого главного героя, отмечая важные характеристики (имя, мотивация, цель, конфликт и финальное прозрение). Сюжетная линия каждого персонажа должна быть длиной примерно в один абзац.[13]

    • Краткая характеристика персонажа необязательно должна быть идеальной или отшлифованной. Скорее всего, вы вернетесь назад и подправите ее позже или отклонитесь от нее, когда начнете прописывать сцены романа. Однако это как минимум поможет вам лучше понять своих героев и то, как они вписываются в историю.
    • Например: «Ник — тридцатипятилетний репортер, которого уволили с работы после десятилетней карьеры в этой сфере. Он женат на Эми уже десять лет и считает ее своим счастливом билетом в жизни, идеальной супругой и партнером. Ему тяжело дается отсутствие работы, особенно потому, что Эми происходит из богатой семьи и недавно унаследовала большую сумму денег. Он считает, что ему нужно быть кормильцем в семье, и его пугает финансовая независимость Эми и ее успех в карьере. Когда Эми исчезает, он испытывает противоречивые чувства, так как к необходимости найти ее примешивается неудовлетворенность в браке. В конце концов он понимает, что Эми подставила его и пытается засадить его за решетку с помощью своего исчезновения».
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 12

    4

    Составьте таблицу сцен. После того, как вы придумаете краткие характеристики для каждого главного героя, а также напишете краткое содержание в один абзац, попробуйте расширить его сценами с помощью персонажей. Список сцен поможет вам лучше понять общий сюжет истории.

    • Чтобы упорядочить сцены и упростить себе задачу, используйте программу для работы с электронными таблицами. В зависимости от длины истории, сцен может быть как 50, так и более 100. Создайте два столбца в электронной таблице: один для главного персонажа в сцене, а другой — для краткого пояснения происходящего. Потом перечислите сцены одну за другой, используя краткое содержание в качестве ориентира.
    • Например: «Ник обнаруживает, что Эми пропала. Главный персонаж: Ник. Что происходит: Ник возвращается домой после ночной смены в баре и видит, что входная дверь выбита пинком. Он также находит лужу крови в коридоре и следы борьбы в гостиной (перевернутые стулья и царапины на стенах). Он обыскивает остальную часть дома, но не находит никаких следов Эми».
    • Продолжайте создавать сцены в соответствии с кратким содержанием. Так у вас появится план сюжета и список сцен под него. Это облегчит последующее объединение сцен и формирование целостной истории.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 13

    1

    Разделите план на три акта. Чтобы создать план сюжета для текста, который вы изучаете в школе или университете, разделите этот план на три акта. С помощью такой структуры можно разбить большинство романов и книг.[14]

    • Используйте документ word или лист бумаги для создания трех отдельных разделов, озаглавленных как «Акт 1», «Акт 2» и «Акт 3».
    • Как правило, план сюжета занимает от одной до двух страниц, в зависимости от длины книги. Стремитесь к краткости и сосредоточьтесь на ключевых моментах.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 14

    2

    Напишите краткое содержание начальной сцены и завязки. Начните «Акт 1» с описания вступительной сцены книги. Зачастую она знакомит с персонажами и обстановкой. Как правило, в ней присутствует и главный герой. Краткое содержание должно быть примерно на 100–150 слов. Обратите внимание на ключевые детали вступительной сцены, включая имена персонажей, любые физические характеристики или личностные качества, а также обстановку.[15]

    • В план «Акта 1» также должна входить завязка, которая толкает персонажа на поиски или ставит перед ним задачу. Завязка также может привести к основному конфликту в романе.
    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» завязка начинается, когда Аттикус соглашается защищать чернокожего человека по имени Том Робинсон, который обвиняется в изнасиловании белой женщины.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 15

    3

    Опишите основную проблему или конфликт. Заключительная часть «Акта 1» будет посвящена основной проблеме или конфликту в романе. Это самое большое препятствие, с которым придется столкнуться главному герою. Проблема или конфликт поднимет ставки в истории и заставит главного героя принять решение или действовать определенным образом. Как правило, именно завязка приводит к основной проблеме или конфликту.[16]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» основной конфликт возникает в завязке, поскольку решение Аттикуса защищать Тома Робинсона приводит к тому, что другие дети и члены сообщества проявляют жестокое отношение к Джему и Скаут.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 16

    4

    Напишите краткое содержание главной катастрофы или кульминации. «Акт 2» обычно выстраивается до самой большой катастрофы или кульминации романа. Катастрофа или кульминация зачастую происходит примерно на ¾ пути в книге или на 75% пути в истории. Возможно, вы отметите несколько небольших инцидентов, которые происходят в развитии действия, ведущем к кульминации.[17]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» развитие действия происходит, когда начинается суд над Томом Робинсоном, а потом оно разыгрывается на протяжении нескольких глав. Несмотря на то что Том Робинсон был оправдан по всем пунктам обвинения, отец белой женщины, Боб Юэлл, все еще пытается отомстить Аттикусу. Кульминация романа наступает, когда Юэлл нападает на Джема и Скаут. К счастью, Джем и Скаут спасает Бу Рэдли.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 17

    5

    Опишите развязку или заключение. Заключительный акт романа, «Акт 3», будет содержать развязку истории. Она обозначает конец пути главного героя. Как правило, он обретает новое понимание или осознание по сравнению с началом романа.[18]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» главная героиня, Скаут, осознает, что она заблуждалась в суждениях о Бу Рэдли, и начинает сопереживать Бу как человеку. Она также принимает совет своего отца, Аттикуса, демонстрировать к окружающим сопереживание и понимание, а не ненависть или предубеждение.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9636 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как придумать сюжетВ любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

Как придумать фабулу книги

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

Как придумать сюжет книги6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей «Работа над книгой»

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Что такое восьмипунктовая дугаКак применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти одинаковые фото на телефоне
  • Как найти расход бензина по норме
  • Как найти злого человека
  • Как молиться чтобы найти человека
  • Как посмотреть историю найти айфон