Как составить сюжетную таблицу

Первый черновик

Существует несколько подходов к написанию первого черновика:

Поток сознания

Автор не имеет никакого плана: садится и печатает, что придет в голову. Этот способ подходит для написания произведений с одной-двумя сюжетными линиями.

Роман по плану

Прежде чем приступить к написанию текста, автор прописывает план: иногда краткий, иногда развернутый. Этот вариант идеален для романов средней сложности — с двумя-тремя сюжетными линиями. Одной из разновидностей этого способа является “Метод снежинки” американского писателя Рэнди Ингермансона.

Смысл его заключается в следующем: писатель выстраивает сюжет от простейшей схемы до сложного развернутого синопсиса.

Подготовительные работы

Для многоплановых произведений, требующих серьезных исследований, можно порекомендовать следующую технологию:

Создаются пять файлов:

Материалы

Туда складывается фактический материал: политика, экономика, мода, культура, описание отдельных событий и пр.

Все материалы систематизируются по разделам. На каждый раздел ставится закладка.

Автор заносит новый интересный факт в нужный раздел и потом легко может найти его в груде материала.

Герои

В этом файле перечислены все мало-мальски значительные персонажи. Описываются подробные биографии и взаимоотношения героев друг с другом. Для лучшей визуализации имеет смысл подобрать в Интернете фотографии актеров на ту или иную роль.

Хронология

В этом файле по месяцам перечисляются все события. Речь идет не только об исторических датах, но и о фактах, которые создают колорит.

Например: “Декабрь 1925 года — выход на экраны фильма Броненосец “Потемкин””.

Это была знаковая лента — ее все смотрели и обсуждали.

Или: “Весной 1925 года в газетах начали печатать кроссворды (хит сезона)”.

Или “Самые модные чулки — в клеточку, тоже называются “кроссворд””.

План

Этот файл создается в Excel или в программе Scrivener (лично я пользуюсь ею, но в качестве примера в буду показывать таблицы для Excel, т.к. он есть у всех, у кого на компьютере стоит Microsoft Office).

Итак, создаем две таблицы:

Таблица 1. Развернутый план по главам

В этой таблице создаем пять столбиков:

• Дата — когда произошло событие, описываемое в романе.

• Номер главы.

• Параграф. Если главы большие, их следует разбивать на параграфы (один параграф — одна сцена). Каждый из них отмечаем цифрами: например, 23.9, где 23 — номер главы, а 9 — номер параграфа. Это требуется для того, чтобы быстро, набив в поисковике код параграфа, найти нужное место в романе. Потом эти коды убираются.

• Событие. Чтобы не забыть, в каком параграфе о чем идет речь, описываем сцену в одно-два предложения.

• Фокальный персонаж — каждая сцена рассматривается с точки зрения какого-либо героя.

Пример таблицы

Дата № главы Параграф Событие Фокальный персонаж
дек. 1922 2 2.1. Нина договаривается с контрабандистами Нина
2.2. Нина едет в гостиницу Нина

Таблица 2. Сюжетные линии каждого из героев

Вторая таблица нужна для того, чтобы не растерять сюжетные линии и четко знать, что делал тот или иной персонаж в данный момент времени. В левой колонке — даты по месяцам, в верхней строке — имена каждого из героев. Таким образом, в каждой колонке у нас появляется краткая биография героя.

Например:

Дата Нина Клим Дон Фернандо Иржи
дек. 1922 Высадка в Шанхае На корабле Предлагает Нине продать оружие Высадка в Шанхае
янв. 1923 Попытка открыть свое дело Высадка в Шанхае Торговля оружием с китайцами Бездельничает в гостинице

Когда автор заполнит все графы, у него перед глазами появится структурированный план романа со всеми сюжетными перипетиями. Четко видно, что откуда вытекает, и где искать нужное событие, чтобы его подправить.

Синопсис

В этом файле подробнейшим образом расписывается каждая сцена. Пока только в виде черновика: события, реакции, мысли — ничего более. Здесь же расставляются номера глав и коды параграфов в соответствии с тем, как это описано в Плане.

Пишем черновик

После того как сюжет полностью выверен, каждая сцена продумана от и до, можно приступать к написанию основного текста.

Лично я пишу его прямо поверх синопсиса. Загружать себя вопросом “А что дальше?” уже не требуется: все усилия сосредоточены на стиле и языке. При таком подходе “отходов производства” очень мало, потому что все ненужное отсекается еще на стадии планирования.

Совет

Нередко писатель часами бьется над сценой, а она не получается. Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние.

Как быть? Записать мысль — что именно надо отразить в этой сцене — и двигаться дальше. Можно весь роман написать этой скорописью, а потом отредактировать.

Второй черновик

Следующий этап — редактура: мы читаем первую версию романа, ищем в ней логические и эмоциональные ошибки, что-то убираем, что-то добавляем. В результате на полях появляются записи: “Маша забыла о больной матери — поправить!”, “Добавить биографию Коли”, “Переписать всю сцену с точки зрения Васи” и т.п.

Проверочная  работа

Необходимо проверить текст на наличие крайне существенных элементов:

1. Каждый герой в каждой сцене должен быть чем-то интересен. У него своя цель и он стремится к ее осуществлению.

2. В каждой сцене должна быть доминирующая эмоция. Отвечаем на вопрос: что чувствуют люди, когда они читают данный параграф?

3. В каждой сцене должны быть детали, ярко характеризующая место действия или собеседника фокального персонажа. Эти детали создают эффект узнавания.

Показался Гейзовский дом — досчатый, беленый, ужасный, потускневший от старости, скорее серый, чем белый — тот род жилья, в котором знаешь, что найдешь вместо душа клистирную кишку.

В. Набоков “Лолита”

4. В каждой сцене должны быть яркие сравнения, шутки или противопоставления. Это то, что делает текст вкусным.

Тут швейцар. А уж хуже этого ничего на свете нет. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе.

М. Булгаков “Собачье сердце”

5. В каждой сцене необходимо поставить вопрос-крючок — ответ на который должен волновать читателя.

Пример: Зачем профессор Преображенский заманил к себе Шарика? Что стало с Шариком после того, как его усыпили? и т.д.

Крючки бывают четырех видов: препятствие, угроза, тайна и новость. Подробности см. в статье Александра Молчанова “Крючки в сценарии”.

6. Каждая сцена должна двигать сюжет или раскрывать важные черты характера героя.

7. Каждая сцена должна содержать конфликт или подводить к конфликту.

Сцены в романе

В процессе написания второго черновика мы определяемся, какую сцену казнить, а какую — помиловать. В хорошо выстроенной сцене есть два поворотных момента: внешний и внутренний.

а) внешний — то, что двигает сюжет вперед,

б) внутренний — то, что влияет на фокального персонажа: он что-то осознает или как-то меняется.

Иногда достаточно одного из двух поворотных моментов. Но если нет ни того, ни другого, сцена — явный кандидат на выбраковку.

Третий черновик

Третий черновик — это работа над стилем и исправление мелких огрехов. Далее идет корректура.

Загрузка…

Когда пишешь книгу (или, если быть точнее, серию книг) с целой кучей сюжетных линий, нужно найти способ для отслеживания всех выдуманных событий. Как структурировать книгу, чтобы все соответствовало и слаженно функционировало, и чтобы не упустить кого-то из миллиардов персонажей и сюжетных линий? Как понять, что будет в каждой главе? Что ж, Джоан Роулинг решила эти вопросы довольно просто, старым добрым способом: она создала крупноформатную таблицу, используя обычную бумагу.

Одна из таких пробных таблиц появилась на блоге état omnipotent только в 2010 году, хотя очевидно, что эта страница «гуляла» по просторам Интернета в течение долгих лет (я читал несколько комментариев, авторы которых предпологали, что Роулинг сама опубликовала таблицу на своем вебсайте для фанатов). Во всяком случае, автор на état omnipotent написал следующее:

Сюжетная таблица, написанная Дж. К. Роулинг. Ее подход состоит в том, чтобы разделить столбцы на количество глав, временную шкалу рассказа, название глав, основной сюжет и сюжетные линии.

Обратите внимание на организацию по месяцам, а также на четкое разделение основного сюжета, первой сюжетной линии (помеченной «PROPHECY» – пророчество) и пяти других сюжетных линий. Все они схематичны и не всегда упоминаются в тексте, несмотря на то, что они все-таки встречаются в книге немного позднее.

роулинг

Эта таблица для пятой части – «Гарри Поттер и Орден Феникса», хотя в ней всего лишь одна страница, изображающая раннюю версию книги (вы наверняка заметили «Эльвиру Амбридж», чье имя предшествовало Долорес; Грохх на этой стадии еще только кузен, а Отряд Дамблдора и Орден Феникса, похоже, поменялись названиями). Моя любимая пометка «gory here» (здесь кровопролитие), разделяющая разделы 22 и 23, связанные с Отрядом Дамблдора (вообще-то Орден как таковой появляется в последней книге), а также подход к главе 19 под черновым названием «(Рождество)» (Xmas)где нет развития основного сюжета, три полностью пустых сюжетных линий и обведенная «big reunion» (большое воссоединение). Я думаю, даже сюжетам иногда нужен перерыв.

Автор: Chris Higgins

Оригинал: J.K. Rowling’s Plot Spreadsheet

Источник: mentalfloss.com

[ad name=»HTML»]

Рекомендуем к прочтению:

Эпизодная сетка или сетка сцен — то, с чем удобнее работать по сравнению со схемой сюжета. Сетка позволяет максимально упростить видение сюжета и одновременно дает возможность что-то скорректировать. По своей сути это таблица, в которой отображено и время, и обстоятельства истории, и развитие персонажа, его цели, конфликт. То есть, всё, что взаимодействует в рамках эпизода.

Если тщательно прописать всю сетку, можно увидеть картину (историю) целиком. Чаще это делают в таблице Exel. Но лучше всё-таки использовать большой лист бумаги.

В чем польза такой сетки, нарисованной от руки? В правильной визуализации. Кусок ватмана разлиновывают, оставляя ячейки пустыми. Позже ячейки заполняют при помощи самоклеящихся стикеров. Если потребуется что-то изменить, достаточно просто переместить стикер. Это очень практично — не нужно ничего стирать и писать заново. Кроме того, весь сюжет будет на виду. В идеале лист вешают на стену перед компьютером, за которым работает автор.

Начало здесь:

Построение сюжета — основы
Общие понятия о сюжетной схеме
Способы заполнения сюжетной схемы — важные моменты
Важнейшие (ключевые) события начала произведения
Ключевые события середины произведения — препятствия
Ключевые события конца произведения — мнимое поражение, кульминация
Развитие характера и сцена (эмоциональный профиль персонажа)

Отличие сцены от пересказа

Хорошо написанная сцена или эпизод погружает читателя в гущу событий. Он сопереживает, следует за героями, следит за их действиями в хронологическом порядке секунда за секундой.

Почему важно отличать сцену от пересказа? Потому что в эпизодной сетке необходимо делать пометки, что именно здесь будет превалировать: флешбек, пересказ, сцена (действие). Сокращенно: ФЛШ, ПРСК, СЦ.

Основное правило активной сцены — это показывание событий, а не рассказ о них!

Любая история — представляет собой какой-то набор событий, показанный через сцены/эпизоды. Но если действий будет слишком много, это может утомить читателя. Пересказ позволяет отдохнуть. Он как бы сжимает время. В одном абзаце может уместиться несколько лет событий!

Пересказ описывает события важные для сюжета, но не настолько, чтобы изучать их подробно. Он дает последовательность событий, но сжимает время, рассказывая о том, что произошло в тот или иной промежуток времени.

Когда нужен пересказ?

Зачем нужен пересказ (ключевые понятия):

  1. Дача сведений о мире (часто используется в фантастике, фэнтези, но здесь важно помнить, что начинать с пересказа это моветон! Но в третьей, четвертой главе пересказ не будет лишним).
  2. Рассказ предыстории героя. Ее можно вводить как через флешбеки о прошлом (детстве, различных психологических травмах, общении с друзьями, семьей), так и через прямой пересказ. Но здесь важно следить за ритмикой повествования, помещая пересказы в сюжете после напряженных сцен с действием.
  3. Показ, что движет героем (рефлексия, переосмысление в форме небольшого пересказа).
  4. Изменение скорости повествования (смена сцен с действием вставкой-пересказом, обычно в объеме одной небольшой главы).
  5. Пролистать время, например, показать события с интервалом в несколько лет. Создать переход от события к событию. Например, показать конкретную сцену из детства героя, потом кратко пересказать, что с ним произошло условно говоря с десяти до семнадцати лет. Затем дать одну сцену из его семнадцатилетнего возраста.
  6. Пересказать обстоятельства. Дать краткое представление о том, что произошло с персонажами в определенный промежуток времени. Например, описывается, что перенесли герои в дороге (как им было тяжело, какие трудности встречались в течение пути). То есть, в пересказ обстоятельств всегда помещают менее важные моменты истории. Читатель наблюдает за событиями (их основными моментами) немного отстранено. Но это не мешает автору указать на действительно значимые детали. Например, если речь о тяжелом пути, можно рассказать про нехватку продуктов, затяжные дожди или холода.

Последовательный пересказ

Обстоятельства — это то, как происходили события. Последовательность — в какой очередности и что именно случилось.

То есть, последовательный пересказ напоминает фабулу. Когда события, идущие параллельно или в канве основного сюжета, даются кратко и в хронологическом порядке. Сцен или эпизодов здесь нет! Всё произошедшее умещается в один или два небольших абзаца.

Когда автор начинает пересказывать, он должен спросить себя — почему он не хочет писать об этом подробно, полноценно, как сцены и эпизоды? Возможно, события слишком сложные или длинные? Если так и есть, скорее всего нужно просто взять себя в руки и написать! Но если становится понятно, что этот пересказ требуется для аналогии или сюжета (как необходимая, но не очень важная часть), его лучше оставить в форме краткого изложения.

Как правило, интеллектуально-мыслительная деятельность персонажа подается в форме пересказа. Если же он совершает какие-то поступки — это эпизод или сцена.

7 составляющих сцены/эпизода

Составляющие сцены или эпизода:

  • время и место (оговаривается некоторый отрезок времени, в рамках которого происходит эпизод);
  • развитие персонажа (отмечаются его главные черты в предыстории, его недостатки, а затем этапы развития характера);
  • цель (локальная для каждой сцены/эпизода — должно быть понятно, для чего это нужно в сюжете);
  • драматическое действие (что именно происходит);
  • конфликт (содержится ли он в драматическом действии или действие пассивно — тогда колонка в эпизодной сетке остается пустой);
  • надежда или отчаяние (какими эмоциями завершается сцена/эпизод — необходимо для создания эмоциональных качелей);
  • детали главной идеи (сквозные символы, мысли, возможно, реплики героев, относящиеся к теме/идее произведения).

Не каждая глава (сцена, эпизод) содержит все перечисленные составляющие! Иногда что-то не работает или не нужно. Это нормально.

Столбцы эпизодной сетки

  1. Первый столбец — сцена или пересказ, флешбек.
  2. Второй столбец — время и место.
  3. Третий — развитие персонажа.
  4. Четвертый — его цель для конкретной сцены/эпизода.
  5. Пятый — драматическое действие (что именно происходит).
  6. Шестой — конфликт.
  7. Седьмой — эмоции в конце.
  8. Восьмой — детали идеи.

Можно ввести дополнительный столбец — фокал (от чьего лица ведется повествование).

Пример заполнения сетки

Столбец 1 — сцена/пересказ

Например, в первом столбце пишется: глава 1, эпизод 1.

Дальше в первом столбце (ниже первой пометки) пишется: глава 2, флешбек (ФЛБ), эпизод 2. Здесь же вместо «эпизод 2» можно указать «пересказ 2», если не будет активного последовательного действия, которое часто встречается и во флешбеках, а есть только краткий рассказ о нескольких событиях, например, из детства героя.

Заполненная сетка дает возможность оценить сюжет — увидеть, есть ли слишком много пересказов, флешбеков, размещенных подряд. Их можно либо объединить, либо разбросать по другим местам, чтобы было больше действия (активных сцен).

Столбец 2 — место и время

Для сцены важно единство места, времени и действия. Время и место — два важнейших элемента, которые используются, чтобы автор точно знал, что читатель находится здесь и сейчас. Грубо говоря, это происходит 20 марта вечером.

Когда речь идет о времени, можно уточнить время, день и даже месяц, год/время года. Это помогает читателю чувствовать себя внутри истории.

А место действия это некая обстановка. И она выполняет несколько функций. Но прежде всего описывает место действия — где находится герой? Очень важно в первой трети любого эпизода или сцены указать, где и когда происходят события.

На заметку: Многие классические произведения начинаются с описательного пересказа (с обстоятельств), дающего понимание о мире, где происходит история, чтобы позволить читателю почувствовать некий антураж, сеттинг и время.

Главу можно делить на составляющие (маркеры: гл. 1, ПРСК. 1; гл. 1, эп. 1; гл. 1, ПРСК. 2), указывая, где пересказ, а где собственно начинается действие. Так как в рамках пересказа невозможно указать место и время, потому что это не относится к сцене/эпизоду. В пересказе могут смениться десятки мест и времен!

Столбец 3 — развитие персонажа

На начальных этапах произведения важно показать основные черты персонажа.

То, что фиксируется в третьей колонке дает понимание о том, как от эпизода к эпизоду постепенно развивается главный герой. Как меняется его характер и взаимоотношения с другими людьми.

По идее, информация о герое в начале произведения сильно отличается от того, как он воспринимается в середине и конце книги.

В начале произведения важно указать, где именно будут представлены читателю основные черты героя (отметить это в третьем столбце эпизодной сетки). Для этого используется профиль эмоционального развития персонажа, составленный ранее.

Чтобы увлечь читателя героем, в первом эпизоде показывают его положительные черты. А в первой части книги в целом демонстрируют его недостатки: пороки, страсти, страхи, и так далее. Например, положительные черты ГГ в первой сцене — забота о матери, идентификация с ней («Белый олеандр»).

В дальнейшем по мере новых испытаний для героя черты его характера для читателя расширяются. А в финальных эпизодах показывается некое противостояние с тем состоянием, которое было у героя в самом начале.

Естественно, некоторые эпизоды не показывают развития персонажей! Это не ошибка. Но желательно находить в сценах, что именно показывает характер ГГ либо развивает то, что уже о нем известно читателю.

Важно! Если в эпизоде задействовано несколько героев, развитие характера прописывается только для главного. Причем развитие героя — это не то, что он сам чувствует (его реакция, эмоции), а то, что исходя из происходящего о герое должен понять читатель (факты о характере).

Нельзя написать «герой волнуется», нужно показать, что он чрезмерно тревожный. Это то, что поймет о нем читатель. Это может быть отношение к другим людям или какая-то характерная черта, недостаток, всё, что обращено во внутренний мир персонажа.

Важно проследить, как развивается персонаж. Автор нашел сцену, где показан недостаток ГГ. Потом продемонстрировал в одной из последующих сцен, как ГГ подвергает сомнению свои плохие черты характера. История развития всегда показывает динамику недостатка. ГГ меняется к лучшему, теряя плохие черты характера.

Столбец 4 — цель для эпизода или сцены

Долгосрочная цель — то, что двигает всё драматическое действие. То, что отвечает за развитие характера.

Локальная же цель всегда присутствует в любой сцене и меняется от сцены к сцене, даже если персонаж не достигает ее в конце! Она показывает, ради чего ГГ действует, чего он хочет добиться?

Здесь указывается не цель автора по отношению к персонажу (например, показать развратность), а цель/мотив самого персонажа на конкретный эпизод/сцену (конкретные шаги, которые приведут к достижению долгосрочной цели).

Самые популярные долгосрочные цели: власть, деньги, желание исправиться, любовь, раскрытие преступления/тайны, поиск чего-то важного, честь, стремление выполнить предназначение, безопасность, месть.

Локальные цели устанавливаются в начале эпизода, чтобы читатель понимал — ГГ нужно что-то срочно сделать. Цель может быть какой угодно в зависимости от сюжета.

Столбец 5 — драматическое действие

Здесь важно отметить, какое ключевое действие происходит в эпизоде. А также пассивное оно или драматическое по содержанию (над линией или под линией на схеме сюжета размещено).

Если эпизод включает только диалог, можно написать в столбце «говорят о…» и выделить написанное другим цветом, чтобы было понятно — здесь нет действия. Это позволит, лишь окинув взглядом эпизодную сетку, найти скопление диалогов. Их нужно разбавить действием!

Чтобы действие было действительно драматическим ему нужен конфликт. Поэтому важно проанализировать каждый эпизод на наличие конфликта. Отмечается он очень просто: имя одного героя/имя второго героя (имена других персонажей, если они участвуют), указывается действие — например, ссора.

Столбец 6 — конфликт

Этот столбец будет заполнен наиболее лаконично — да (есть конфликт) или нет (конфликт отсутствует).

Эпизод может быть без конфликта, напряжения, саспенса. Но при этом нужно стараться добавить в каждое драматическое действие, отмеченное в предыдущем столбце, связь с центральными конфликтами произведения.

Если книга начинается с пересказа, в нем может и не быть драматического действия. Конфликт часто отсутствует и во флешбеке или диалоге. В этом случае в столбце «конфликт» ставится прочерк. При этом нужно понимать, что эпизод в целом все равно включает какое-то действие. Его поэтому и помечают в первом столбце, как «эпизод», а не «пересказ».

Для чего информация о конфликте выносится в отдельный столбец? Чтобы при анализе сетки эпизодов было видно, где есть пустоты (много сцен без конфликта) или наоборот присутствует изобилие конфликтов.

Как определить и усилить конфликт?

Вопросы для определения конфликта в сцене:

  1. Есть ли конфликт?
  2. В чём он заключается?
  3. Что стало его причиной?
  4. Какое напряжение порождает конфликт?

Желательно при планировании сцены ответить на эти вопросы и тогда конфликт будет играть всеми красками.

Как усилить конфликт (шаблонные, но по-прежнему отлично работающие способы!):

Первый способ: Сделать так, чтобы объекту любви/привязанности ГГ (человеку или предмету) угрожала опасность. Этот прием создает динамику и толкает действие вперед. Он уместен ближе к кульминации, чтобы «повысить ставки». Угрозу можно наращивать несколько эпизодов подряд.

На заметку: в жизни большинство людей старается избегать конфликтов. Но в случае с произведением автор выбирает противоположную позицию, потому что литературу читают ради изменяющихся и растущих героев.

Второй способ: Поместить ГГ в гущу того, что он ненавидит. Он должен хорошенько побегать. Быть в гуще событий и неприятных ситуаций, из которых приходится постоянно выпутываться!

Третий способ: Рассказать, почему ГГ не сможет достичь мечты. То есть, герою задают мечту — побывать на Луне. Но потом отказывает в полёте из-за проблем со здоровьем или ссоры с врачом. Разбейте мечты в крах и понаблюдайте, что ГГ будет делать. Будет ли он меняться? Желательно связать крах мечты с одним из недостатков персонажа.

Первых два способа сильнее, чем последний.

Важный момент: конфликт связывается с драматическим действием. Что это значит? Автор должен визуально отметить при взгляде на эпизодную сетку сцены, где присутствует серьезный конфликт. Понять, есть ли пробелы — места без конфликтов. Есть ли настоящий (внешний) конфликт? Есть ли моменты, где идет много конфликтов подряд — темп повествования слишком высок?

При этом нужно понимать, что внутренний конфликт — это способ сбавить темп повествования. Показать переживания, рефлексию героя. Такие моменты не выносятся в категорию конфликта! Это вписывается в столбец «развитие персонажа».

Столбец 7 — надежда или отчаяние

Если один эпизод заканчивается хорошо, следующий должен завершиться плохо. Делается это для того,чтобы создать эстетическую эмоцию — донести до читателя одновременно идею и какую-то сильную эмоцию (достичь катарсиса).

Перепад хорошо/плохо выстраивает эмоциональные качели. То есть, смена полюсов — надежды и отчаяния, делает произведение эмоционально насыщенным.

Правильнее всего маневрировать между надеждой и отчаянием в рамках каждого эпизода!

Самая простая техника: эпизод заканчивает тем, что противоположно его началу. Это дает эмоциональный скачок и одновременно неоправданные ожидания.

Пример: Герой собирается познакомиться с девушкой. У него отличное настроение. Он покупает цветы и конфеты. Приезжает к девушке. Она рада. В такой сцене нет эмоционального накала! Что-то происходит, но всё находится на одном эмоциональном уровне. Лучше начать с противоположной эмоции. День изначально не задался. Не было любимых цветов девушки. Автобус сломался. Всё выглядит плохо. Но в конце герои все-таки встретятся, цветы понравятся девушке и они вместе пойдут на прогулку. Эмоция, что всё хорошо закончилось будет сильнее плохого настроения в начале.

В столбце «надежда/отчаяние» необходимо указать эмоциональный заряд начала и конца эпизода/сцены. Например: плюс-минус (+/-).

Столбец 8 — детали идеи

Сюда относят говорящие детали и символы. Это элементы текста, которые появляются в том или ином эпизоде, в той или иной сцене, обращающие читателя к ключевой идее произведения.

Это не обязательно символ, как повторяющийся элемент. Может быть деталь на одну конкретную сцену. В «Белом олеандре» показаны ядовитые бутоны, заостренные ветви (яд, бутоны, заостренные ветви — знаковые детали, возвещающие грядущий ужас, они же играют на основную идею произведения).

Детали идеи необходимо продумать заранее! Это будет идеально. Например, ключевая идея — семья. Детали — портреты предков на стене. Или описание дома (снаружи ветхий, но внутри хороший ремонт, всё аккуратно). То есть, снаружи отношения кажутся угасающими, а на деле в семье царит гармония.

Вообще в главной идее лучше отразить то, что интересно самому автору. Отсюда проистекают подробности, связанные с главной идеей/темой произведения.

И нужно во всех описаниях стараться найти себя. Это просто. Автор закрывает глаза и представляет, сколько предметов в комнате сможет описать по памяти. Или во время разговора можно отстраниться и понаблюдать со стороны (как при просмотре фильма), чтобы заметить, какие слова говорит человек, какие жесты делает. Всё это может стать деталями.

То есть, важно видеть, что нас окружает. Уметь обращать внимание на казалось бы малозначимые вещи, которые помогут раскрыть главную тему произведения.

tolstye_tonkie_voprosy_tablica

Эта статья рассказывает про таблицу «Тонкие и толстые вопросы», а также еще несколько видов таблиц. Каждая из них имеет свои особенности и решает свои задачи.

Знание различных форматов таблиц позволит разнообразить процесс изучения информации, сделать его более интересным и менее трудозатратным.

Таблицы и ТРКМ

Одна из задач Технологии Развития Критического Мышления – сформировать такие навыки, которые бы помогали человеку ориентироваться в шквале информации.

Интересно: в 90е годы ХХ века мы сталкивались ежедневно с 28 000 единицами информации. Сегодня это уже 100 000, примерно книга в 300 стр.

Таблицы – это замечательный формат для такой задачи. С одной стороны они сильно сокращают количество текста, с другой – показывают необходимые взаимосвязи. А также учат:

  • Структурировать, раскладывать по полочкам, разносить по категориям, упорядочивать информацию.
  • Выражать идеи кратко и емко. Особенно это ценно для больших объемов сведений.
  • Выделять главное, выписывать те слова, без которых смысл теряется.
  • Формировать свою точку зрения и доказывать ее.
  • Направлять и концентрировать внимание на разные уровни информации.

Технология РКМ предполагает условное разделение урока на 3 стадии: Вызов, Осмысление, Рефлексия.

На каждой из этих стадий применима любая из рассматриваемых таблиц. Все зависит от целей учителя и возможностей учеников.

Вызов – начало занятия, необходимо определиться с целями урока, уже имеющимися знаниями детей по теме, а также выявить вопросы и интересы. Таблица поможет быстро сделать срез по тому, что есть и понять куда двигаться дальше.

stadiya_vyzov

Осмысление – получение и работа с информацией, для ее усвоения. Здесь таблица определяет сценарий этой работы.

stadiya_osmysleniya

Рефлексия – завершающий этап, подведение итогов, делают выводы, высказывают свое отношение. Таблица покажет полученные сведения так, чтобы выводы напрашивались сами собой.

stadiya_refleksii

Таблица «Тонкие и толстые вопросы»

О важности навыка задавать вопросы

Вопросы двигают мышление вперед. Из ответа вытекает новый вопрос. Снова начинаются поиски. И ученые, и художники каждый своим методом ищут ответы на вопросы на протяжении всей истории.

Дети тоже, пока маленькие, задают вопросы. Правда, постепенно многие утрачивают это свойство. А зря.

Умение задавать вопросы – это залог успеха в поиске решений. И в учебе, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни. Знающие рыбаки используют определенную приманку на крючок для определенной рыбы. То же и с вопросами.

vopros_kak_kryuchok

У них есть сила – каков вопрос, таков и ответ.

Ты можешь получить любой ответ, только задай правильный вопрос.

Он выведет за рамки поискового поля.

Встряхнет привычное мышление.

Погрузит в глубины текста.

Про вопросы нужно разговаривать с ребенком. Учить различать их.

Вопросы показывают уровень знаний. Поэтому НЕ нужно спрашивать ребенка. Пусть лучше он задает вопросы.

Они воспитывают уважение к чужому мнению. Если вопрос задан, то значит спрашивающий хочет узнать, что думает другой человек.

Есть разные классификации вопросов.

Пример одной из классификаций — прием Ромашка Блума. В нем используются 6 типов вопросов, которые помогают погрузиться в информацию и найти в ней различной глубины смыслы и связи. То, что с поверхности было не замечено.

Есть и другая классификация: тонкие и толстые вопросы.

Суть таблицы «Тонкие и толстые вопросы»

Вопросы делятся на 2 категории.

Тонкие вопросы направлены на выявление фактов, событий, сведений. Ответы на них можно найти в изучаемом материале урока. Они однозначные. Задавать тонкие вопросы легче.

Толстые вопросы – это вопросы «на подумать», проанализировать и сделать выводы. Ответов на такие вопросы может быть столько, сколько людей, которым их задали.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Сколько?
Верно ли?
В чем различие?
Каковы цели?
Что было бы, если?
Почему?
Как ты относишься?
Зачем?

Вариант работы с таблицей:

Объясняем, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы.

Обозначаем тему и готовим детей к изучению (чтение или слушание)

Если работа идет в классе:

Делим учащихся на группы. Одни группы записывают тонкие вопросы по новой информации, а другие — толстые.

Далее представители групп задают свои вопросы другим группам.

Возможно, будут вопросы, ответы на которые дети не нашли. О них нужно обязательно спросить. Пусть дома они поищут ответ. Эти 2-3 минуты занятия будут прививать мысль о самообразовании. О том, что знаний много и к ним есть доступ.

Если по таблице занимается взрослый с ребенком:

Вопросы делятся между ними: взрослый задает тонкие – ребенок отвечает, а ребенок – толстые и взрослый отвечает. И, наоборот.

Ребенок с удовольствием их задает. И особенно доволен, когда мама «не знает на него ответ». Тогда можно обратиться к поиску в интернете.

Для развития критического мышления

Таблицу «Тонких и толстых» вопросов удобно применять на стадии Осмысления. Ребенок как бы беседует с текстом, когда вопрос задан в предвосхищении ответа. Или закрепляет в памяти содержание, когда спрашивает уже после прочтения.

Можно эту таблицу применить и на этапе рефлексии. Тогда дети фиксируют то, что запомнили. Вопросы включают процесс припоминания. Что помогает запомнить много больше, чем запись по ходу чтения.

Примеры таблицы «Тонкие и толстые вопросы»

В этом примере по теме «Погода и климат» 2 кл. Окружающий мир, ребенок придумывал толстые вопросы. Такие вопросы задать без знания темы нельзя.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
• Что такое атмосфера?
• От чего зависит погода?
• Как называются различные виды осадков?
• Какую температуру называют отрицательной?
• Что было бы, если бы не было атмосферы?
• Почему на экваторе так много осадков?
• Почему ветер дует с разной скоростью?

tonkie_tolstye_voprosy_nachal'naya_shkola

В. Драгунский «Что хочет Мишка?»

tonkie_tolstye_voprosy_russkij

Тонкие и толстые вопросы по русскому языку

Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ)

Суть таблицы ЗХУ

Эта форма таблицы наглядно показывает какие знания были в начале изучения вопроса, а какие появились. Ученик видит, что их стало больше.

Она позволяет актуализировать имеющиеся знания и наметить ключевые слова темы.

Помогает управлять вниманием. Таблица нацеливает на поиск той информации, которую ученик определил для себя сам.

Прием удобен для работы с текстами, где много точных данных.

Знаю Хочу узнать Узнал
Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали

Вариант работы с таблицей

Озвучиваем тему занятия.

Выписываем сначала индивидуально, затем в группе (если она есть) те факты по теме, которые дети уже знают.

Задаем вопросы к этим фактам и записываем в колонку «Хочу узнать».

Изучаем тему. Наверняка появятся вопросы, которые сначала не пришли в голову. Дописываем.

Вписываем в колонку «Узнал» ответы на вопросы из второй колонки.

Те вопросы, которые остались не отвеченными, а узнать по-прежнему интересно, можно оставить на самостоятельную работу дома. Узнать при помощи родителей, интернета, книг.

Для продвинутого уровня (с 3-го класса) можно добавить еще 2 колонки: главные слова/категории и источники.

Сначала заполняем колонку «Главные слова» – категориями по теме, а затем уже конкретные сведения записываем в колонку Знаю.

tablica_znayu_hochu_znat'_uznal

Дальше эту колонку можно превратить в отдельную таблицу, где каждое главное слово будет отдельной колонкой. И уже она пополняется сведениями.

5 таблиц + тонкие и толстые вопросы для развития критического мышления

Учим детей мыслить критически Загашев О. И., Заир-бек С. И., Муштавинская И. В.

Столбик «Источники» нужен для того, чтобы:

  • научиться записывать источники информации
  • в дальнейшем фиксировать откуда мы что узнаем и строить наши суждения более весомыми, с опорой на авторов

Для развития критического мышления

Работа с этой таблицей идет на протяжении всего урока. Но больше всего она эффективна для этапа Вызов. С ее помощью дети ставят себе цели, что они хотели бы узнать по теме. Те, кто постарше на этом же этапе формируют категории, векторы по которым пойдет изучение материала.

Но и на этапе Рефлексия идет не менее важное осознание того, что нового узнали, какими связями прошили старую и новую информации. Буквально видим новые знания.

Примеры таблицы ЗХУ

Ребенок увлекается камнями, поэтому с удовольствием читает про них. В таком случае узнать больше про Берилл входит в круг его интересов. Заполним таблицу и запомним про камень намного больше, чем просто при чтении.

Знаю Хочу узнать Узнал
• Есть камень Берилловый изумруд. Он бывает прозрачным и нет.
• Это драгоценный камень
• Аквамарин — это разновидность Берилла. Меняет цвет в зависимости от угла просмотра.
• Он светло- зеленых тонов.
• Есть ли еще разновидности Берилла?
• Как используют кроме как украшения?
• Есть еще разновидность — гелиодор.
• Берилл содержит бериллий — очень легкий металл и жаропрочный. Его называют металлом будущего.
• Это метаморфический камень.
• Бывает еще желто-зеленых тонов.
Таблица по теме Берилл

tablica_zhu_nachal'noj_shkole

Таблица ЗХУ по биологии

tablica_zhu_primer

Знаю-Хочу узнать-Узнал по истории

Таблица Плюс – Минус – Интересно (ПМИ)

Суть таблицы ПМИ

Эту таблицу используют, чтобы внести эмоциональный слой в изучении сухого и/или сложного материала. Инструкции. Научные статьи. Документы.

Увеличивает понимание и запоминание трудных для восприятия текстов.

Мотивирует, увлекает изучением сложных вопросов, благодаря включению личного опыта.

Направляет внимание на различные аспекты вопроса, темы. Ее положительные и отрицательные элементы.

Такой навык помогает аргументировать свою точку зрения. Потому что когда ты знаешь минусовые доводы, а защищаешь положительную точку зрения, то она становится более весомой, более убедительной. Развивать его можно через игру Хорошо-плохо.

Плюс Минус Интересно
Собираем ответы на вопрос «Что в этом хорошего?» Отвечаем на вопрос «Что в этом плохого?» Пишем о том, что в этом интересного?

Колонка «Интересно» — самая трудная для ученика. Поэтому начинать можно с одного ответа. Если в ней остались вопросы, которые не нашли ответов, то они останутся для самостоятельного изучения. Чтобы ученик сам взял источники и искал ответ, нужна увлеченность. Один из способов ее появления – таблица ПМИ.

Вариант работы с таблицей

Чертим таблицу и объясняем задачу.

Открываем текст для изучения. Читать его будем небольшими отрывками.

Сразу разносим факты в свои колонки. Нужно пощупать «внутренним чутьем» как они эмоционально окрашены.

Меняемся с соседом и смотрим, что записал он. Если что-то понравилось, записываем к себе.

Некоторые пары могут озвучить на всю группу, что они записали.

Для развития критического мышления

Плюс – минус – интересно лучше использовать на стадии осмысления. Когда идет работа над изучением информации. Включаем оценочную позицию и с нее распределяем идеи.

Примеры таблицы ПМИ

Плюс Минус Интересно
• Есть приспособления, для того, чтобы опускаться на дно.
• Малоизученная область и в ней много еще не открытых ресурсов.
• Организм человека такой непрочный.
• Шланг мешает водолазу двигаться.
• Организация вылазки на дно океана дорого стоит.
• Есть ли на дне разумные существа?
• Что нужно знать и уметь, чтобы стать водолазом?
Тема: Исследование морских глубин

tablica_plyus_minus_interesno

Таблица ПМИ тема: Реформы Петра I

tablica_pmi_primer

Тема: Аварийно-опасные химические вещества

Сюжетная таблица

Суть сюжетной таблицы

Эта таблица подходит для осмысления исторических текстов, литературных произведений, для текстов, в которых есть события и действующие лица. Отвечая на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему?, ребенок воссоздает скелет сюжета. В дальнейшем он может опираться на этот скелет.

Когда таблица будет заполнена несколько раз или несколько десятков раз и дети будут отвечать на вопросы таблицы уже автоматически в голове, то значит свои задачи она выполнила. А именно:

Учить выделять главное.

Формировать навык находить взаимосвязи.

Видеть сюжетные линии каждого персонажа.

Вариант работы с таблицей

Группы занимаются каждая своим текстом и составляет по нему свою сюжетную таблицу.

Затем обмениваются тетрадями и пишут рассказ по таблице, подготовленной другой группой.

Сравнивают текст с получившимся рассказом ребят.

Примеры Сюжетной таблицы

Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Кот в сапогах Наследство Река, поля, замок Во время путешествия короля Служба хозяину
Людоед Превращение в льва и мышь Замок В гости пришел Кот в сапогах Попросил кот
Карабас Превращение в маркиза Река Во время путешествия короля Кот его так представил королю
Король Путешествие Владения людоеда Однажды Кот его пригласил
Сюжетная таблица «Кот в сапогах» Ш. Перро

tablica_syuzhetnaya

Сюжетная таблица по истории ⇕

syuzhetnaya_tablica_primer

Сводная таблица

Суть сводной таблицы

Ее используют тогда, когда нужно провести анализ нескольких событий, предметов, персонажей. Сравнить несколько объектов.

Таблица состоит из произвольного количества колонок. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней находятся категории, по которым будут сравниваться объекты. Категории можно определить как до, так и после чтения текста.

В процессе составления такой таблицы ученик узнает различные значения категории/понятия, как они могут быть представлены в реальности. В итоге получается морфологическая матрица объекта/явления в категориях и их значениях. В ней и обобщение материала и его анализ. Все зависит от фокуса внимания и цели изучения.

Лучше, если ученики выберут категории сами. И по сути – это будут цели урока, созданные учениками. Это положительно скажется на мотивации к изучению материала. Количество «линий сравнения» нужно не меньше 3, и не больше 6.

Обучает анализировать информацию.

Помогает работать с большими объемами данных.

Тренирует мыслить категориями.

Учит рассматривать объекты с разных сторон.

svodnaya_tablica_geografiya

Вариант работы с таблицей

Предлагаем тему. В ней есть несколько однотипных объектов/явлений.

Делим класс на группы.

Каждый участник группы получает свой объект для анализа.

Группа определяет по каким категориям будет собирать информацию об объекте.

После того, как каждый участник собрал сведения по своему объекту, он делится ими с группой.

Составляют общую таблицу. Можно дописывать «линии сравнения», если в процессе изучения появились новые.

Далее группы рассказывают у кого, что получилось. Категории в группах разные, поэтому будут дополнительные сведения об объектах. А также другие категории с их возможными значениями.

Для развития критического мышления

Использовать сводную таблицу можно на любой стадии урока.

Если это вызов, то здесь ученики предлагают категории для сравнения. Тема должна быть хотя бы немного знакома.

Во время Осмысления собирают и вписывают в таблицу. Она становится опорным конспектом для ответов на вопросы, написания текста по теме, дискуссии.

На стадии Рефлексия заполняют таблицу уже после изучения материала с целью припомнить и закрепить то, что узнали.

Примеры сводной таблицы

svodnaya_tablica

Дворцы Санкт-Петербурга сводная таблица

svodnaya_tablica_na_urokah

Линии сравнения сводной таблицы

Таблица-синтез

Суть таблицы-синтез

Эту таблицу используют как при работе с художественным текстом, так и с учебным. Она нацелена на отслеживание собственной реакции ученика на текст. Через таблицу читатель фиксирует те мысли, которые появились в ходе диалога с книгой.

При первом прочтении текста заполняются первые две колонки. Затем на их основании записываем мысли в третью колонку.

Глубокое понимание текста, множества взаимосвязей.

Активирование собственного опыта и накопленных знаний по теме.

Осознание через текст своих интересов, важных тем, по сути — источников личности.

Ключевые моменты На чем остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ)
По мере чтения заносим сюда важное по теме Вписываем слова, которые привлекли наше внимание На основании первых колонок анализируем почему, что у меня такое есть, что зацепилось
Автор таблицы-синтез Загашев И. О.

Вариант работы с таблицей

Дети читают или слушают текст и выписывают ключевые моменты по теме.

Параллельно во вторую колонку вписывают те слова, которые может и не ключевые, но внимание привлекли.

Затем читают то, что получилось в первых 2х колонках и заполняют третью. Можно что-то узнать о себе из любого текста. О своем отношении к тому, что в нем описывается.

Обмениваются устно своими записями.

Для развития критического мышления

Этот вид таблицы применяется на стадии осмысления интерпретация текста под своим углом зрения. Будут выписаны те слова, которые важны именно для этого читателя.

Рефлексия в данном случае не столько припоминание фактических данных, сколько обдумывание собственной реакции на текст. Почему именно эти сведения откликаются? Что с этим связано?

Понимание и обоснование своей точки зрения – это цель критического мышления.

Примеры таблицы-синтез

Ключевые моменты На чем остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ)
• Дед мороз подарил краски.
• Стал художником.
• Трудолюбивый, настойчивый человек.
• Если захочешь станут волшебными. • Мне хочется, чтобы все происходило само собой и быстро.
• Но автор в сюжете говорит о том, что волшебные краски у трудолюбивых.
Таблица-синтез Волшебные краски, Е. Пермяк

А вот пример по теме: «Реки и озера» Окружающий мир 2ой класс:

Ключевые моменты На чем остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня (анализ)
• Лось поскользнулся возле ручейка.
• Приходи через год.
• Ручеек уже в овраге.
• Уносит песок и камешки.
• Закричал
• Вода камень точит
• Я боюсь когда кто-то кричит.
• Вся история про ручеек сводится к пословице: «вода камень точит»

Выводы:

  1. Таблицы – наглядный конспект текста с углом зрения под определенную задачу.
  2. Доказали свою эффективность как инструмент для развития критического мышления.
  3. Помогают выявить только необходимые связи из большого количества.
  4. Работа с текстом через таблицы более интересная для детей.
  5. С ними легче усваивать и запоминать.
  6. Формируют необходимые навыки для работы с информацией.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте таблицу «Тонкие и толстые вопросы» или попробуйте каждую из представленных. Можно взять учебный материал или художественный текст, а может даже научную статью.


5 таблиц + тонкие и толстые вопросы для развития критического мышления

Таблицы – это один из способов графической организации материала. Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

  • концептуальная таблица,
  • сводная таблица,
  • таблица-синтез,
  • таблица ЗХУ,
  • сюжетная таблица,
  • прием “До-После”

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Прием “концептуальная таблица”

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём “сводная таблица” (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
                  

Основной смысл использования приема “Сводная таблица” заключается в том, что “линии сравнения”, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе “линий сравнения” не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”,
  2. Попросить их определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием “Таблица-синтез”

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант “таблицы синтез”

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
   
Прием “ЗХУ”

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал“, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – “источники информации”, “используемые понятия”,”что осталось не раскрыто”.

Картинки по запросу Прием "ЗХУ"

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Картинки по запросу Прием "ЗХУ"

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием “До-После”

Может быть использован  как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть “До”, в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть “После” заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание “До” и “После” и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
«П»-« +»

Позитивный характер

«М» «–”

Негативный характер

“И”

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Ресурсы:
  •  http://kmspb.narod.ru/posobie/tablicpr.htm
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu
  • http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24732/1/notv-2014-199.pdf

Просмотров: 11115

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти потерянную флешку от телефона
  • E003 0000 canon как исправить
  • Как найти человека по номеру телефону мтс
  • Как правильно составить таблицу соединений
  • Как найти опорную прямую