Как составить таблицу для ребенка

Полякова Валерия Валерьевна

Просматривая вебинары и литературу для первого класса, я заметила, что дети должны уметь работать с таблицей. И решила этому моменту уделить время в ходе образовательного процесса. Для начала я спросила у детей, знают ли они, что такое таблица? Так сказать, что это за фрукт и с чем его едят. Ответы детей были разнообразными, одни говорили это отдельные буквы в домиках, другие поддерживали версию о большом количестве квадратов в одном месте. После предварительной беседы, я показала детям таблицу с условными обозначениями. За обозначения я взяла цвета — желтый, розовый, зелёный и голубой. Была проведена работа с ознакомлением детей таких понятий как «сторчка» и «столбец». Так же это все было продемонстрированно детям для лучшего усвоения информации. Так как это было нашим первым знакомством, условные обозначения были зарисованны в строчку. Используя наборы для творчества, а именно, магнитные буквы и цифры разных цветов, мы принялись к усвоению новой информации. Таблица была расположена на мольберте, к которому магнитились буквы и цифры. Задача детей была, правильно определить столбец для той или иной буквы или цифры. Дети с удовольствием справились с этой задачей и сделали все правильно.

В завершении нашего первого знакомства с таблицей, я решила детям показать , что таблицы бывают самыми разнообразными. И в сложившейся ситуации продемонстрировала детям математические пазлы. В работе с математическими пазлами нужно знать счёт от 0 до 10, проявить смекалку и использовать логику, чтобы справиться с заданием. Математические пазлы представляют собой таблицу из двух столбцов и десяти строк, где в первом столбце написаны цифры, а во втором столбце изображен предмет (часть предмета).

  • Мне нравится 

 

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как научить ребенка читать таблицу

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка «читать» таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

«Строевая» подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с «естественными рядами», окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с «естественными» рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с «естественными» рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Как читать таблицу

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне «строка», потом — «столбец», а затем в системе «строка-столбец».

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните «этажность» шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием «Классики». Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа «Морской бой» и «Лабиринт», в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной. Математика (1-4)

Математика

Урок математики в начальной школе: учимся работать с таблицей


Работа с таблицами — это работа с информацией, без чего в наше время не обойтись. Поэтому авторы курса «Математика» для 1-4 классов Георгий Муравин и Ольга Муравина уделили таблицам большое внимание в своих учебниках. Рассмотрим подробнее, с примерами, какие виды таблиц и задания к ним предлагают авторы учебников, как выстроено постепенное освоение важного метапредметного умения на уроках математики (с первого класса и до ВПР).

13 мая 2019

1. Информационные таблицы

Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, сведения из биологии, другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и др. Вычисления производятся отдельно.

Примеры заданий

1 класс

(Из проверочных работ. Задание «со звездочкой»)

На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу

Укажите верные утверждения, составленные по таблице.

  • Крыжовника больше, чем малины.
  • Черники меньше, чем крыжовника.
  • Малины столько же, сколько черники.
  • Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.

2 класс

(Из проверочных работ)

В таблице указано расписание движения поездов

Направление

Номер поезда

Время отправления

Москва — Сочи

083С

20 ч 10 мин

Москва — Уфа

116Й

12 ч 26 мин

Москва — Анапа

109В

23 ч

Запиши ответ на вопросы.

  1. Какой номер поезда Москва — Анапа?
  2. В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
  3. В какой город поезд отправляется раньше всех?

3 класс

«Моя телефонная книга»

Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?

Список абонентов

Телефон

4 класс

Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.

Пшеница

Фасоль

Горох

Лен

Рожь

150 см

70 см

90 см

80 см

130 см

  1. Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
  2. Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
  3. На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
  4. На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

Пособие может быть использовано в начальной школе при проведении занятий математического факультатива, кружка, олимпиады, клуба «Эрудит», интеллектуального марафона и других форм организации внешкольной деятельности учащихся. Задания, включенные в рабочую тетрадь, способствуют формированию у детей самостоятельности, наблюдательности, геометрической зоркости и умения рассуждать, а также создают условия для развития интереса к математике, математического кругозора и эрудиции учащихся.

Купить

2. Справочные таблицы

Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.

Примеры заданий

1 класс

Назови состав числа 5 по рисунку. Заполни домик.

Найди значение выражений, пользуясь составом числа 5.

4 + 1

3 + 2

5 – 1

5 – 2

2 + 3

5 – 3

1 + 4

5 – 4

2 класс

Рассмотри таблицу чисел от 1 до 100. Назови числа, которые ты знаешь. По какому правилу составлена таблица? Какие числа пропущены?

  1. Сколько двузначных чисел начинаются с цифры 7? Назови их.
  2. Сколько в таблице круглых чисел? Назови их.
  3. Сколько однозначных чисел? Назови их.
  4. Сколько двузначных чисел оканчивается цифрой 2? Назови их.

3 класс

Найди значения выражений и запиши их римскими цифрами.

L – X CCC + D LX – XX
D + C XL + X DC – CD
XXX – V CD – C  

Арабская нумерация

1

5

10

50

100

500

Римская нумерация

I

V

X

L

C

D

4 класс

Выполни задание по таблице.

Таблица разрядов и классов

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

Сот.

Дес.

Ед.

Сот.

Дес.

Ед.

Сот.

Дес.

Ед.

0

0

0

4

6

5

9

0

7

3

2

8

0

0

0

6

5

0

1

7

9

4

5

6

2

0

3

  1. Сколько классов в таблице? Сколько разрядов?
  2. Назови разряды каждого класса.
  3. Какие цифры записаны в разряде десятков миллионов?
  4. Какие цифры записаны в разряде: единиц, единиц тысяч, единиц миллионов?
  5. В каких разрядах записана цифра 3?
  6. Назови старший разряд каждого числа.
  7. Прочитай второе число. Какой класс не назван?

3. Логические таблицы

Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.

Примеры заданий

1 класс

Кто быстрее (ты или твой сосед по парте) нарисует фигуру, которую нужно поставить на свободное девятое место?

3 класс

Какие числа пропущены в таблице, если r — радиус окружности, а d — диаметр этой же окружности?

r

24 м

125 мм

d

24 дм

125 см

4 класс

Какие высказывания о таблице верные?

10

12

74

48

300

303

330

333

900

927

956

903

  1. В первом столбце записаны круглые числа.
  2. В первой строке записаны четные двузначные числа.
  3. В третьей строке записаны трехзначные числа, которые содержат 9 десятков.
  4. В четвертом столбце записаны числа, которые делятся на 3 без остатка.
  5. Сумма чисел в первой строке равна 144.

4. Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице. Так школьники повторяют компоненты действий и составы чисел, работают с множителями, делимыми, разностями, остатками и т.д.

Примеры заданий

1 класс

Какие числа пропущены?

Уменьшаемое

8

6

8

7

Вычитаемое

3

4

4

Разность

1

4

6

4

1

2 класс

Назовите числа, которые пропущены в каждой таблице.

Множитель

2

2

8

Множитель

9

2

3

Произведение

18

10

16

Делимое

12

8

18

Делитель

6

9

2

Частное

4

7

Закончи предложения.

  1. Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получится … .
  2. Если делитель умножить на частное, то получится … .
  3. Если делимое разделить на частное, то получится … .
  4. Если делимое разделить на делитель, то получится … .

3 класс

Какие числа пропущены в таблице?

Делимое

19

61

52

90

236

629

Делитель

2

13

8

10

100

Частное

9

3

100

3

6

Остаток

9

10

13

12

6

4 класс

Вычисли устно и расшифруй название науки. Что она изучает?

Математика. 4 класс. Итоговая аттестация. Базовый и повышенный уровни сложности.

Математика. 4 класс. Итоговая аттестация. Базовый и повышенный уровни сложности.

Рабочая тетрадь предназначена для оценки результатов деятельности выпускников начальной школы по освоению курса математики. В нее включены 10 вариантов заданий на двух уровнях трудности. В основе многих заданий лежат ситуации из реальной жизни. Пособие окажет учителям начальной школы помощь в организации диагностических процедур.

Купить

5. Таблицы для решения задач

Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, сопровождаются иллюстрациями, схемами. Такие таблицы часто предусматривают работу с формулами и с пропорциями.

Примеры заданий

1 класс

Составь задачу и реши ее.

2 класс

На пошив спального мешка требуется 4 м ткани. Сколько метров ткани потребуется для 7 спальных мешков? Составь две обратные задачи, используя таблицу.

Расход ткани на 1 мешок

Число мешков

Расход ткани на все мешки

3 класс

За 5 ластиков Оля заплатила 30 р., а Марина за такие же ластики заплатила 54 р. Сколько ластиков купила Марина?

Цена (а)

Количество (n)

Стоимость (c)

О.

Одинаковая

5 шт.

30 р.

М.

? шт.

54 р.

План решения.

  1. Найти цену ластика.
  2. Найти количество ластиков, купленных Мариной.

4 класс

Реши задачу, используя таблицу или схему. Машина в первый день за 8 ч проехала 464 км. Во второй день она была в пути 6 часов и двигалась с той же скоростью. Сколько всего километров проехала машина за два дня?

V

t

S

I

Одинаковая

8 ч

464 км

II

6 ч

? км

I + II

(8 + 6) ч

? км

Задание с таблицей из демоверсии ВПР по математике (4 класс)

Проверяемые умения в соответствии с ФГОС:

  • Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные.
  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.

Задание:

В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.

Команда

Золотые

Серебряные

Бронзовые

«Сириус»

7

8

3

«Орион»

6

4

5

«Заря»

4

6

7

«Весна»

3

2

5

1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»? 2) Какая команда заняла 3-е место по сумме всех медалей?

Решение: 1) 7 + 8 + 3 = 18 (м.) — «Сириус»; 2) 6 + 4 + 5 = 15 (м.) — «Орион»; 3) 4 + 6 + 7 = 17 (м.) — «Заря»; 4) 3 + 2 + 5 = 10 (м.) — «Весна».

Ответ: 1) 8; 2) Орион.

Вы можете апробировать учебники «Математика» авторства Г. К. Муравина и О. В. Муравиной. Для этого воспользуйтесь акцией «5 учебников бесплатно».

#ADVERTISING_INSERT#

Слоговые таблицы для школьников дошкольников представляют собой наглядный инструмент для освоения навыков чтения. Эффективность таких занятий подтверждается педагогами. Методика обучения дает ребенку возможность перейти от изучения букв к чтению открытых и закрытых слогов.

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать

Слоговая таблица для дошкольников состоит из столбцов гласных букв и рядов согласных, а при их пересечении создаются слоги. Детям изначально проще выучить гласные буквы, так как звук тянется, его можно петь.

Обучение основывается на получении навыка соединения гласного и согласного звука по порядку. К примеру, выбрав букву М, ребенок должен будет составить слоги МА, МЕ, МУ, МО, МИ, МЫ. Слоговая таблица идеально для этого подходит. Таким образом, ребенок осваивает новую букву, учится создавать слоги.

Таблицы могут быть черно-белыми, но чаще всего цветными, согласные имеют синий цвет, гласные красный. Некоторые ячейки будут пустыми, так как сочетание невозможно, к примеру, не употребляются слова со слогами ГЯ или ЖЮ.

С какого возраста можно использовать

Педагоги рекомендуют начинать заниматься чтением не ранее 5 лет.

Эффективность изучения во многом зависит от развития ребенка, на момент обучения он должен обладать такими навыками:

  • выговаривать все буквы;
  • уметь пересказать краткий рассказ;

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Прежде чем начинать обучение, следует определить готовность ребенка к чтению и вообще к школе
  • иметь развитую слуховую память, в соответствии с возрастом, к примеру, в 4 года ребенок должен запоминать 4 слова, в 5 лет – 5 слов;
  • ребенок запоминает несложные четверостишия.

В целом, все индивидуально, таблицы относят к инструментам зрительного восприятия. Такой материал не всегда используют в школах, поэтому методику лучше применять в дошкольном возрасте, чтобы не возникало путаницы.

Виды упражнений со слоговыми таблицами

Сейчас у всех есть компьютера, поэтому распечатать таблицу и карточки не представляет особой сложности. В крайнем случае, можно начертить пособие вручную. Изучение требуется проводить поэтапно, более наглядно в таблице ниже.

Вид упражнений Пример Методика
Изучение простых открытых слогов БА, КУ, МИ, ТО Один столбик требуется читать несколько дней, до полного закрепления материала. Можно читать как слева-направо, так и справа-налево.
Изучение закрытых слогов МОЛ, ВОЛ, ПОЛ Нужно составить несколько подобных таблиц, с разными согласными и периодически их менять.
Изучение слов с сочетанием гласных и согласных, состоящих из 4 букв МРАК, СЛАН, БРАК, СТОЛ Ребенок тренируется соединять разные сочетания букв, можно использовать несуществующие сочетания.
Изучение трудночитаемых сочетаний букв АРКАН, БРОМК, ВРОКС, ТРИБС Ребенок закрепляет навык скорочтения.
Изучение слогов с Ь, Ъ, Й СЪЕ, ЛЬЯ, ЙОД Закрепляется навык звукопроизношения для трудных сочетаний букв.

Малышам сложно сразу включаться в учебу и изучать понятия – открытый и закрытый слог. Для начала можно закрепить навык в игровой форме.

Существуют такие виды игр:

  • Разбивка слова. Для этого используется, как слоговая таблица, так и карточки. К примеру, слово нужно составить слово КО-РА, ребенок должен найти эти слоги.
  • Закрепление навыка изучения слога. К примеру, на букве К, ребенку нужно придумать слово с сочетанием КА, КО – КОШКА, КОРОВА.
  • Тренировка слуховой памяти. Для обучения уже нужны карточки, взрослый составляет перед ребенком слово и добавляет лишний слог, например – МА-СО-ША, дошкольник должен определить, где ошибка.

Если ребенок затрудняется назвать букву, можно помогать, но называть ее нужно не отдельно, а прочитать весь слог. Таким образом, не будет пауз при чтении.

Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать

Монотонная работа не интересует детей, им проще играть, поэтому родитель или педагог должен проявить фантазию. Есть масса обучающих игр и красочных книжек.

Требуется обратить внимание ребенка, что в любимых сказках есть слова и буквы, а интересные мультики и игрушки так же имеют название. Имена, улицы, магазины – все это имеет название и состоит из букв.

Виды слоговых таблиц

Слоговые таблицы служат средствам обучения для дошкольников и помогают детям привыкнуть к визуальному восприятию букв и открытых слогов. Формирование навыков чтения осуществляется от простого – к более сложному, поэтому существуют отдельные пособия для дошкольников и учеников начальных классов.

Для дошкольников

Это наиболее простой вид таблиц, который закрепляет навык формирования простых слогов, одновременно с этим происходит изучение букв. На этом этапе, ребенок учится соединять буквы – на пересечении горизонтали и вертикали. Понимание звукобуквенной структуры, помогает воспринимать и читать слоги как единое целое.

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников

Далее ребенок уже учится быстро соединять буквы, затем он может находить слоги, которые читает взрослый.  Дошкольники тратят очень много сил на чтение и воспроизведение двух букв, поэтому изучать сложные слова на этом этапе нецелесообразно. Слоги подбирают максимально простые – КА-ША, ВО-ДА.

Для учеников начальных классов

В школе, детей также учат буквам, но количество часов ограничено и этого ребенку может быть недостаточно. Изначально, детям демонстрируют простые слоговые таблицы.  С целью закрепления навыка, сразу предлагаются задачи, например, на каждый слог нужно придумать слово.

Школьников учат использовать буквы, как в начале слов, так и в окончании.

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для учеников начальной школы

Затем, переходят к изучению закрытых слогов, для этого так же существуют специализированные таблицы. Затруднения вызывают сочетания букв с мягким и твердым знаком. Еще сложнее освоить переходы от коротких слогов к длинным, поэтому рекомендуют применять методику Жуковой и Зайцева.

Слоговые таблицы по методике Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой, предполагает поэтапное изучение алфавита. Методика подразумевает комбинирование звукового подхода с логопедическим. Чтение осуществляется не единой буквой, а слогом. Этот же принцип преследуется в букваре Н.С. Жуковой.

Алгоритм следующий:

  • Ребенок учит несколько букв сразу и их же складывает в слоги. Изначально изучаются гласные – А, О, У. Обучение слиянию звуков следующее – первая буква тянется, вторая воспроизводится коротко. В букваре Жуковой даже есть наглядное изображение, где между слогом АУ нарисована дорожка, по которой двигается человек.

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой
  • После закрепления гласных А, У, О, применяется слоговая таблица, с согласными М, С,Х, Р,Ш. Ребенок будет пробовать читать разные вариации слогов – МА, ОМ, ХА, УХ, ША, УШ, РО, АР.
  • Затем в таблицу добавляется гласная буква Ы и согласные Л, Н, К, Т. Ребенок учится соединять гласную Ы и ранее выученные согласные.
  • Далее, изучают букву И, в таблице ее соединяют с согласными – М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т.
  • Слоговая таблица для дошкольников также ориентирована на изучение согласных П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, их соединяют с гласными А,У, О, Ы, И.
  • После, ребенку предлагают выучить буквы Е, Ё, Я, Ю, Е. Таблица имеет стандартный формат: по горизонтали – четыре гласные, по вертикали – изученные согласные: М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Г, В, Д, Б.
  • Согласные Ч, Ц, Ф, Щ также выделены в отдельной таблице, они соединяются с гласными: А, У, О, Ы ,И, Е, Ё, Ю, Я. При этом ,пустыми будут ячейки с неправильными сочетаниями звуков ФЯ, ЧЮ, ЦИ.
  • В итоговой таблице соединены все слоги с буквами алфавита.

Существуют отдельные пособия, по букварю Жуковой, предполагающие соединение слогов из 3 и более букв. Принцип основывается также на сочетании слогов с гласными А, О, У; например: СМА, СМО, СМУ. Затем, идут таблицы с буквами И, Ы (СМЫ, СЛИ). В такой последовательности можно изучать любые слоги, потом можно приступать к чтению слов.

Слоговые таблицы Зайцева

Методика Зайцева основана на чтении по складам. Материал предоставляется в виде набора кубиков разных размеров, на которые нанесены различные буквы и слоги, в комплект также входит 4 таблицы, они имеют достаточно крупный шрифт.

Считается, что данная методика подходит даже самым маленьким, так как малыши имеют наглядное пособие. Кубики имеют специальные наполнители, ребенку так проще понять, где твердый, мягкий или звонкий звук. Слоги написаны разными цветами.

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговые таблицы Зайцева
Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой
Слоговые таблицы Зайцева

Дошкольник формирует образ склада на основе ощущений, не отделяя буквы от слов. Логическое мышление формируется и за счет зрительного  закрепления информации в табличном виде. Занятия ведутся в игровой форме, но одновременно закрепляются навыки беглого чтения.

Однако, школьники, которых учили, используя этот метод, испытывают трудности в заданиях, где необходимо выделять слоги, так как склады с ними не совпадают. Например, в слове РУЧКА, имеется 2 слога – РУ-ЧКА, но оно состоит из 3 складов – РУ-Ч-КА.

Как часто нужно работать со слоговыми таблицами

Рекомендуется проводить кратковременные занятия, начиная от 10-15 мин, затем время можно увеличивать. Важно подходить к вопросу системно, изучать таблицу нужно ежедневно – иначе ребенок будет забывать буквы, и терять навыки. С детьми легко можно наладить график, утром и вечером можно выделять по 15 мин для обучения.

Как ускорить процесс улучшения навыков чтения

Слоговые таблицы для детей дошкольного возраста имеют разные вариации – от простых к сложным. Важно следить за тем, как усваивается материал, и избегать пробелов в знаниях, возможно на изучение отдельной буквы или слога уйдет в два раза больше времени, но навык нужно закрепить.

Работать нужно не только с таблицами, можно подбирать краткие фразы и рассказы, чтобы ребенок понимал, что слова образуют текст, который имеет смысл. Пособия лучше размещать в рабочей зоне ребенка, чтобы в случае затруднений всегда была подсказка.

Слоговые таблицы, предназначенные для дошкольников, можно изучать по любой удобной для ребенка методике. Педагоги часто комбинируют несколько способов и выбирают более простые к восприятию варианты. Помимо основной таблицы, рекомендуется использовать вспомогательные пособия в виде карточек или кубиков.

Видео об обучении

Слоговая таблица для дошкольников:

«Работа с таблицами, как средство развития
речи и мыслительных действий детей 4-5 лет.»

(слайд 1 )

Актуальность проблемы развития речи и
мыслительных действий у дошкольников обусловлена совершенствованием
образовательного пространства человека с целью оптимизации  его
общекультурного  личностного и познавательного роста.

(слайд 2 )

За основу развития речи и мыслительных
действий детей дошкольного возраста я взяла работу с таблицей. Таблица- это
удобная форма отображения информации, между строчками и столбцами которой
имеется смысловая связь.

Основной педагогической идеей моей  работы
является создание педагогических условий для развития речи, мыслительных
действий у детей дошкольного возраста посредством использования  «Умных
таблиц».

(слайд 3)

Начав
работать с  «Умными таблицами», я поставила перед собой следующие задачи:
развивать речь
,
расширять и обогащать словарный запас детей
,  тренировать у
детей внимание, память, закреплять сенсорные представления о цвете и форме,  расширять
и обобщать представления детей  об окружающей действительности; развивать
логическое мышление; закреплять навыки ориентировки в пространстве и на листе
бумаги; обучать пошаговому движению по клеточкам; развивать творческое
воображение  и творческую активность.

(слайд 4 )

Я   изготовила 9 -12ти экранные таблицы: с
изображением объектов рукотворного мира (одежда, обувь, игрушки, посуда и т.д).
С изображением объектов природного мира (птицы, растения, овощи, фрукты и
т.д.),с использованием знакомой символики, способствующей усвоению
математических знаний.(с геометрическими фигурами разного цвета и формы,
цифрами, знаками).

(слайд 5 )

К каждой таблице разработала ряд вопросов
и заданий, которые не только способствуют систематизации знаний детей по
основным образовательным блокам, но и формируют их представления о понятиях
«ряд», «столбик», «край», «угол». Закрепляются ориентировочные представления-
вверх, вниз, справа, слева, между, под, над. Также дается понятие о клетке:
один шаг- одна клеточка.

«Умные таблицы» можно использовать как
наглядное пособие для дидактических игр таких как : «Один-много», «Закончи
слово», «Кто чем управляет?», «Большой- маленький», «Съедобное –несъедобное» и
т.д., а также для обогащения словаря: употреблять в речи названия предметов, их
частей и деталей( например, шорты, воротник, рукава, ткань, кожа), назвать

признаки
(летняя, зимняя, новый, нарядный,
резиновые, рваные), а также действия (одеть (кого-то), надеть (на себя), снять,
завязать, стирать, гладить, пришивать),можно использовать во время совместной
деятельности взрослого и ребенка, во время режимных моментов, в непрерывной
образовательной деятельности, самостоятельной деятельности.

(слайд 6)

А следующее пособие  у нас предназначена
для развития мыслительных действий детей 4-5 лет и называется

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «ЛОГИЧЕСКИЕ СЕТКИ»

Цель
данного пособия
: усвоение детьми способов
ориентирования на плоскости по признаку взаимного расположения объектов
относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета;  научить активно
действовать в пределах воспринимаемой плоскости и располагать элементы на ней в
соответствии с инструкцией воспитателя.

Оборудование

В
пособии представлены поля с разным количеством экранов.

Карточки
с образцами геометрических узоров, карточки с разными  предметами, рыбки,
разные фигуры.

Игры и упражнения,
используемые в пособии.

 Игра «Повтори узор»

Цель:
обучить ориентироваться на листе по признаку взаимного расположения объектов
относительно друг друга.

 Правила
игры
: ребенку предлагается выбрать карточку с любым геометрическим узором и
перенести его на  игровое поле. Предлагаются все уровни игры по мере того, как
ребенок справляется с заданием.

Игра
«Выложи узор по заданию»

Цель:
научить фиксировать предметы на плоскости в нужном месте.

 Правила
игры
: математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или
проверкой по образцу.

Например:


положи круг в центр;


над кругом положи квадрат;


справа от круга положи треугольник;


слева от круга положи прямоугольник;


под треугольником положи круг. И т.д.

Игра
«Кто куда плывет»

Цель:
научить ориентироваться на плоскости и располагать объекты в соответствии
инструкции.

Правила
игры
: ребенок выбирает карточку с различным направлением стрелок.
Ему предлагается выложить рыбки на поле в соответствии с направлением стрелок.

Игра
«Волшебный коврик»

Задание:
выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа,
слева, в верхнем правом углу положить синий квадрат, в левом нижнем углу
положить зеленый круг и т.д.)

Разрабатывая
«Умные  таблицы», я старалась учитывать доступность заданий, опираясь на
возрастные возможности ребенка. И конечно, постепенно усложняя   задания, я
постараюсь приносить ребенку радость открытий и уверенность в своих знаниях.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

Список
вопросов и творческих заданий, используемых при работе с таблицами.

ТАБЛИЦА 1 (геом. фигуры)

·      Назови,
какие ты видишь фигуры.

·      Сколько
треугольников? Четырехугольников? Как они называются?

·      Какие
фигуры еще не назвали?

·      Какого
цвета круги?

·      Какая
фигура в правом нижнем углу? В левом верхнем углу? И т.д.

·      Назови
фигуры в центральном столбце.

·      Какая
фигура под красным квадратом?

·      Сколько и
какие фигуры по нижнему краю? И т.д.

·      Какая
фигура находится между красным овалом и зеленым кругом?

·      Как
называется фигура, которая обозначена оранжевым цветом? И т.д.

ТАБЛИЦА 2(овощи)

·        
Назови
одним словом все изображенные предметы?

·        
Какие
овощи изображены на таблице?

·        
Сколько
огурцов? Каких овощей по два? По три? И т.д.

·        
Назови
только зеленые овощи, красные и т.д.

·        
Какой
овощ находится между огурцом и морковью? И т.д.

·        
Какой
овощ находится в левом нижнем углу? И т.д.

·        
Какие
овощи находятся в верхнем правом углу? И т.д.

·        
Какой
овощ находится над капустой? Какой овощ слева от этого овоща? И т.д.

ТАБЛИЦА 3 ( грибы)

·        
Можно
ли одним словом назвать все изображенные предметы? Каким?

·        
Что
находится в левом верхнем углу? Какой гриб находятся в нижнем правом углу?

·        
Где
в таблице находятся несъедобные грибы? Как они называются?

·        
Где
в таблице находятся  съедобные грибы? Как они называются?

·        
Чем
полезен гриб, который находится  между ____________________-

ТАБЛИЦА 5(животные)

·        
Какие
животные изображены по нижнему краю таблицы? Какое из них живет в жарких
странах?

·        
Есть
ли в таблице еще животные жарких стран? Где они находятся в таблице? Назовите
их.

·        
Какие
животные, изображенные в таблице, живут в наших лесах?

·        
Где
находится животное, которое может менять цвет своей «шубки»? Какое животное
находится слева, справа от него?

·        
Какое
животное в этой таблице лишнее? Почему?

·        
Как
называется жилище животного, которое находится между волком и кошкой?

·        
Как
называются детеныши животных, которые находятся в правом столбце? В левом,
центральном?

·        
Какое
животное любит мед (молоко, мясо)? Назовите его местоположение в нашей таблице?

·        
Чем
питается животное, которое находится справа от зайца? В правом верхнем углу? В
левом нижнем углу? И т.д.

ТАБЛИЦА 5
(транспорт)

·        
Каким
одним словом называются все изображенные предметы?

·        
Какой
транспорт можно увидеть только в городе?

·        
Какой
транспорт работает на электричестве? На бензине?

·        
Какой
предмет и чем отличается от других?

·        
Где
в нашей таблице находится транспорт, который может перевозить пассажиров? Как
он называется?

·        
Где
в нашей таблице находятся машины, которые относятся к специальному транспорту?

·        
Как
называется предмет, который находится в правом нижнем углу? К какому виду
транспорта он относится?

·        
Можно
ли встретить на проезжей части транспорт, который находится между троллейбусом
и скорой помощью? Назовите его.

·        
По
какому телефону мы можем вызвать транспорт, который находится между велосипедом
и трактором?

·        
Где
находится транспортное средство, которое может ездить по железной дороге?
Назовите его.

·        
Назовите
грузовой транспорт. Найдите его в нашей таблице.

·        
Какого
цвета транспорт, который находится между автобусом и самолетом?

·        
Каким
одним словом называется транспорт, который находится по левому краю?

·        
Чем
отличается транспорт, который находится над пожарной машиной, от других видов
транспорта, изображенных в нашей таблице?

ТАБЛИЦА 6(одежда)

·        
Каким
одним словом можно назвать все изображенные предметы?

·        
Какую
одежду мы надеваем зимой? А какую летом?

·        
Где
в нашей таблице находится предмет одежды, которую носят девочки?

·        
На
какую часть тела мы надеваем предмет одежды, который находится между шапкой и
шарфом?

·        
Каких
предметов одежды в нашей таблице по два?

·        
Какого
цвета одежда, которая находится под платьем? Слева от платья?

·        
Назовите
всю одежду, которая находится по нижнему краю? В центральном ряду?

·        
Раздели
на слоги и прохлопай слова, обозначающие названия одежды в нашей таблице.

ТАБЛИЦА7 (птицы)

·        
Какую
птицу мы можем встретить зимой у нас в городе? Назовите ее месторасположение в
нашей таблице.

·        
Какую
птицу называют «санитаром леса»? Где она находится в нашей таблице?

·        
Как
называется птица, которая находится в центре? Чем она питается?

·        
Где
в нашей таблице находится птица, которую мы никогда не увидим в городе? Как она
называется?

·        
Какого
цвета грудка у птицы, которая находится между голубем и воробьем? Назовите ее.

·        
Как
называется птица, которая находится в левом нижнем углу? Расскажи, что ты про
нее знаешь.

·        
Какую
птицу ты чаще всего видишь возле наших кормушек? Где она находится в нашей
таблице?

·        
Чем
питается птица, которая находится слева от _____________?

ТАБЛИЦА 8 (растения)

·        
Как называется растение, которое находится
в левом верхнем углу? В центре? Назовите их одни словом.

·        
Какое дерево мы встретим в саду? Как оно
называется? Как называются его плоды?

·        
Как называется дерево, которое находится
между сиренью и елью? Встретим ли мы его в нашем лесу?

·        
Какое растение находится в левом нижнем
углу? Растет ли оно в лесу? Как мы его назовем?

·        
Есть ли в нашей таблице дикорастущие
цветы? Как они называются? Определите их местоположение в нашей таблице.

·        
На какие три вида можно разделить
растения, находящиеся в нашей таблице?

·        
Назовите все деревья? Цветы? Кустарники?

·        
Какое растение находится в правом верхнем
углу? Это дерево, кустарник или трава?

·        
Какое растение растет в саду? В лесу? В
доме?

·        
Назовите все растения, которые находятся в
правом крайнем столбце. Какого цвета цветы у этих растений?

·        
Какое растение мы можем встретить в нашем
городе? Назовите его. Определите его местоположение в нашей таблице.

ТАБЛИЦА 10«Путешествие по клеточкам»

Путешествие
начинается от крестика в центральной клеточке. Детям предлагается зафиксировать
внимание на крестике и выполнить 3-5 заданий:


одна клеточка вверх;


две клеточки влево;


три клеточки вниз;


назови фигуру (цифру), к которой ты пришел.

И так далее.

ТАБЛИЦА 11 (профессии)

-Кто что?

-Чем занимается
тот, который изображен в верхнем правом углу? В  нижнем правом углу?

-Где в нашей
таблице находится тот, кто лечит больных? Кто он?

-Как помогает
людям тот, который изображен  в верхнем левом углу?

-Расскажи о
профессии который находится между

ТАБЛИЦА 12(посуда)

— Можно ли одним
словом назвать все изображенные предметы? Каким?

— Как называется
посуда, которая  находится в левом верхнем углу? В центре? В правом левом углу?

-Назови посуду,
которая находится между _____________________________

-Для чего
применяется посуда, которая находится между ________________—

-Назови только
стеклянную посуду.

-Назови посуду
красного цвета.

-Назови посуду,
где хранится хлеб?

-Для чего
используют посуду, которая находится между ______________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти информацию на англоязычных сайтах
  • Как найти копирование файлов в телефоне
  • Как найти абсолютную погрешность пример
  • Place the cd dvd in drive and choose ok autodata как исправить
  • Найти как маленьких ебут