Как составить таблицу грамматические признаки глаголов прошедшего времени

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,662
  • гуманитарные
    33,654
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,984
  • разное
    16,905

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершилось до момента речи о нем.

Рассмотрим, что такое прошедшее время глагола, какие имеет грамматические особенности, как определить глагол в форме прошедшего времени и выполнить морфологический разбор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяснить, что такое прошедшее время глагола, уточним немаловажный аспект.



Время — это выражение отношения действия к моменту речи. Действие, обозначенное глаголом, может протекать во времени: оно состоялось в прошлом, осуществляется сейчас или прогнозируется в будущем. В соответствии с этим глаголы несовершенного вида изъявительного наклонения имеют грамматические формы  трех времен:

  • настоящее времяя (что делаю?) плаваю (в момент речи);
  • будущее времяя (что буду делать?) буду плавать (после момента речи);
  • прошедшее времяя (что делал?) плавал (действие уже выполнено).

Времена глагола

Итак, рассмотрим более детально прошедшее время глаголов изъявительного наклонения в русском языке.

Глаголы совершенного и несовершенного вида могут обозначать действие, которое уже состоялось, произошло до момента речи о нем. Это выполненное действие выражается с помощью глаголов в форме прошедшего времени:

  • ты (что сделал?) повесил картину;
  • ты (что делал?) жарил рыбу.

Глагол несовершенного вида «жарил» обозначает протекание действия в прошлом без конкретного указания на его завершение. Глагол совершенного вида «повесил» выражает доведенное до конца действие, имеющее свой результат.


Вывод

Глаголы в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечают на вопросы что делал? что сделал?


Будильник (что делал?) звонил рано утром.

Вчера на рыбалке отец (что сделал?) поймал большого сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма прошедшего времени глагола образуется от основы неопределенной формы (инфинитива) с помощью специального суффикса -л-. Чтобы получить производящую основу глагола, от него отделим окончания -ть, -ти:

  • говорить — говори-ть
  • брать — бра-ть
  • повеять — повея-ть
  • везти — вез-ти.

Затем к полученной основе глагола добавим суффикс -л- и получим форму прошедшего времени мужского рода:

  • брат говори-л
  • отец бра-л
  • ветер повея-л.

Обратим внимание, что перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и основе неопределенной формы глагола:

  • ненави́деть — ненави́дел
  • посе́ять — посеял.

Прошедшее время глагола

Глаголы, которые заканчиваются на -ти и -чь, образуют форму мужского рода прошедшего времени с помощью нулевого суффикса:

  • везти — вёз  
  • принести — принёс  
  • сберечь — сберёг  
  • стеречь — стерёг  .

В словах, образованных от глаголов с основой на -чь, происходит чередование согласных  ч//к, ч//г:

  • спечь — спёк
  • приберечь — приберег.

В морфемном составе таких слов формообразующий суффикс проявляется материально в виде буквы «л» в формах женского, среднего рода и множественного числа:

  • вез     — везла, везло, везли
  • сберег     — сберегла, сберегло, сберегли.

Как видим, глаголы в форме прошедшего времени имеют грамматическую категорию мужского, женского и среднего рода, которая выражается с помощью окончания:

  • инженер   (что сделал?) составил   таблицу — мужской род (нулевое окончание);
  •  девочка (что сделала?) составила график — женский род (окончание );
  • общество (что сделало?) составило  мнение — средний род (окончание ).

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам:

  • он составил   — они составили
  • дедушка сберег   — родители сберегли.

Важно!

Глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам.


Сравним:

  • я решил, ты решил, он решил;
  • мы решили, вы решили, они решили.

Глаголы в форме прошедшего времени не спрягаются, то есть не изменяются по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в форме прошедшего времени определим пошагово:

  1. найдем глагол в предложении (слово обозначает действие);
  2. зададим к слову вопрос что сделал? что сделал? что делал? что делала? и пр.;
  3. выясним, что глагол обозначает действие, которое уже совершилось;
  4. обратим внимание на грамматическую форму слова и выявим в его составе суффикс -л-;
  5. сделаем вывод.

Образец рассуждения

Снег засыпал все тропинки в саду.

Слово «засыпал» обозначает действие и отвечает на вопрос:

снег (что сделал?)

Это глагол, который обозначает, что действие состоялось в прошлом. Он имеет формообразующий суффикс -л- и нулевое окончание, так как поясняет слово «снег» мужского рода. Это глагол в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в форме прошедшего времени имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. К постоянным признакам отнесем следующие:

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность (наличие или отсутствие -ся (-сь));
  • переходность (способность управлять словом в форме в. п. без предлога);
  • спряжение

Остальные грамматические признаки являются непостоянными. В качестве примера выполним морфологический разбор глагола «засыпал».

Засыпал

I. Часть речи. Общее значение

«Засыпал» — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал? Начальная форма — «засы́пать».

II. Морфологические признаки

а) постоянные признаки:

  • совершенный вид;
  • невозвратный
  • переходный (засыпал что? тропинки);
  • I спряжение

б) непостоянные признаки:

  • изъявительное наклонение
  • прошедшее время
  • единственное число
  • мужской род

III. Синтаксическая роль

В предложении является простым глагольным сказуемым.

Видео «Прошедшее время глагола (7 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 20

Глаголы прошедшего времени

Глагол – это самостоятельная часть речи, означающая определенный процесс, состояние, событие т.е. действие. Имеет начальную/неопределенную форму, которая называется инфинитивом.

Время – это переменная непостоянная категория, которая означает, когда было выполнено действие по отношению к моменту разговора о конкретной деятельности. В русском языке различают: прошедшее (действие уже состоялось), настоящее (действие происходит здесь и сейчас) и будущее (действие планирует начаться).

Мы используем глаголы в прошедшем времени, когда говорим о каких-то действиях, которые уже имели место или выполнялись ранее. Существуют две формы таких глаголов: совершенные и несовершенные.

  • Совершенные глаголы сообщают нам, что определенное событие уже окончено (совершено).
  • Несовершенные сообщают, что данное событие было начато, но не было завершено (было, но сейчас в процессе).

Окончания глаголов прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени совсем несложно, нужно знать правила: окончание неопределенной формы следует заменить суффиксом – л, для создания слова мужского рода (Что делал?):

  • Кушать – кушал
  • Убирать – убирал
  • Сушить – сушил

После суффикса -л для создания глагола прошедшего времени женского рода, присоединяется окончание –а (Что делала?):

  • Гладить – гладила
  • Пить – пила
  • Желать – желала

Глаголы прошедшего времени

Для среднего рода после суффикса -л присоединяется окончание –о (Что делало?):

  • Сидеть – сидело
  • Кипеть – кипело
  • Бродить – бродило

Для создания слова во множественном числе после суффикса -л присоединяется –и (Что делали?):

  • Писать – писали
  • Читать – читали
  • Свистеть – свистели

Такое же правило с возвратными глаголами в прошедшем времени, где из окончания -ться мы берем частицу -ть и заменяем ее буквой -л, сразу после нее мы должны добавить общее окончание и добавить отсутствующую частицу обратной связи -ся (для мужского р.), -сь (для других женского, среднего р.):

  • Мыться – мылся, мылась, мылось
  • Бриться – брился, брилась, брилось
  • Греться – грелся, грелась, грелось

Есть также группа глаголов прошедшего времени, которые в мужском роде не имеют суффикса –л.

Примеры: нес, вёз, пёк, мёрз, намок.

Глаголы прошедшего времени

Род и число глаголов прошедшего времени

Общепринятое правило, что все глаголы в русском языке склоняются по числам и родам. Но, стоит отметить, только в единственном числе. Каждый имеет различное окончание:

Глаголы прошедшего времени

Создать глаголы в прошедшем времени несложно: мы вычитаем окончание из неопределенной формы, заменяем его новым окончанием.

Запомните: нельзя определить лицо: я ходила, ты ходил, она ходила.

Например, берем слово хвалить:

  • Мужской р.: хвалил.
  • Женский р.: хвалила
  • Средний р.: хвалило.

Будьте внимательны: перед суффиксом «л» ставится та же самая гласная буква, что и в неопределённой форме:

  • Лелеять – лелеял, лелеяла, лелеяло.
  • Знать – знал, знала, знало.

Для первого лица единственного числа мы выбираем форму прошедшего времени, соответствующую полу говорящего. Поэтому женщина скажет – я была, стояла, а мужчина – я был, стоял.

Во множественном числе нет различия между мужским, женским родом. Поэтому, когда мы говорим о группе, независимо от того, состоит она из людей одного или разных полов, мы всегда говорим – они были. Для сравнения:

  • Оля с Леной были в торговом центре.
  • Мария с Олегом гуляли по парку.
  • Виктория и Михаил пришли домой поздно.

Как выявить прошедшее время глагола

Определить форму прошедшего времени глагола очень просто: формы времени глаголов создаются с использованием новых суффиксов. В таблице, которую мы составили для Вас, легко можно понять и запомнить, как определить рассматриваемое время.

Глаголы прошедшего времени

Стоит запомнить: слова, оканчивающиеся на -сти, -зти или -чь в единственном числе мужского р., не имеют суффикса –л:

  • Лечь – лег.
  • Нести – нёс.
  • Везти – вёз.

В таблице ниже представлены примеры что бы легче было определить форму прошедшего времени глагола по окончанию:

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-proshedshego-vremeni.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

  Таблицы и правила по русскому языку по теме  «Глагол и его грамматические признаки» Северо – Казахстанская область Тайыншинский район Кировская средняя школа Учитель начальных классов Лисневская Н. В.

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

Лисневская Н. В.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы  что делать? что сделать?  что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?   и им подобные, называются глаголами.  В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого: Попалась мне на крючок маленькая рыбка. Весёлый чиж сидит на ветке.

  • Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж сидит на ветке.

Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).  НЕ с глаголами пишется раздельно: Не хочу  есть кашу. Он не чувствовал  холода. НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,  неистовствовать)

  • Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочу есть кашу.
  • Он не чувствовал холода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

неистовствовать)

Глаголы изменяются по числам. В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица. Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:  что делаю? - сплю;  что делаешь? - спишь;  что делает? - спит;  что сделаю? - посплю;  что сделаешь? - поспишь;  что сделает? - поспит;  что буду делать? - буду спать;  что будешь делать? - будешь спать;  что будет делать? - будет спать;  что делал? - спал;  что делала? - спала;  что делало? - спало;  что сделал? - поспал;  что сделала? - поспала;  что сделало? - поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? — сплю;

что делаешь? — спишь;

что делает? — спит;

что сделаю? — посплю;

что сделаешь? — поспишь;

что сделает? — поспит;

что буду делать? — буду спать;

что будешь делать? — будешь спать;

что будет делать? — будет спать;

что делал? — спал;

что делала? — спала;

что делало? — спало;

что сделал? — поспал;

что сделала? — поспала;

что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам. Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц. Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:   что делаем? - отдыхаем;  что делаете? - отдыхаете;  что делают? - отдыхают;  что сделают? - отдохнут;  что сделаем? - отдохнём;  что сделаете? - отдохнёте;  что будем делать? - будем отдыхать;  что будете делать? - будете отдыхать;  что будут делать? - будут отдыхать;  что делали? - отдыхали;  что сделали? - отдохнули.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? — отдыхаем;

что делаете? — отдыхаете;

что делают? — отдыхают;

что сделают? — отдохнут;

что сделаем? — отдохнём;

что сделаете? — отдохнёте;

что будем делать? — будем отдыхать;

что будете делать? — будете отдыхать;

что будут делать? — будут отдыхать;

что делали? — отдыхали;

что сделали? — отдохнули.

  Глаголы изменяются по временам (всего времён три - настоящее, прошедшее и будущее).   Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:  что делаю? - учу; что делаешь? - учишь; что делает? - учит; что делаем? - учим; что делаете? - учите; что делают? - учат.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).

  • Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
  • что делаю? — учу;
  • что делаешь? — учишь;
  • что делает? — учит;
  • что делаем? — учим;
  • что делаете? — учите;
  • что делают? — учат.

 Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:   что делал? - косил; что делала? - косила; что делало? - косило; что делали? - косили; что сделал? - скосил; что cделала? - cкосила; что сделало? - скосило; что сделали? - скосили. Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс - л-. Солнце ещё не взош л о. Птицы ещё не пе л и. Кругом стоя л а тишина .

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? — косил;
  • что делала? — косила;
  • что делало? — косило;
  • что делали? — косили;
  • что сделал? — скосил;
  • что cделала? — cкосила;
  • что сделало? — скосило;
  • что сделали? — скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.

Солнце ещё не взош л о.

Птицы ещё не пе л и.

Кругом стоя л а тишина .

  Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:    что сделаю? - спою; что сделаешь? - споёшь; что сделает? - споёт; что сделаем? - споём; что сделаете? - споёте; что сделают? - споют; что буду делать? - буду петь; что будешь делать? - будешь петь; что будет делать? - будет петь; что будем делать? - будем петь; что будете делать? - будете петь; что будут делать? - будут петь.

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

  • что сделаю? — спою;
  • что сделаешь? — споёшь;
  • что сделает? — споёт;
  • что сделаем? — споём;
  • что сделаете? — споёте;
  • что сделают? — споют;
  • что буду делать? — буду петь;
  • что будешь делать? — будешь петь;
  • что будет делать? — будет петь;
  • что будем делать? — будем петь;
  • что будете делать? — будете петь;
  • что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола Неопределённая форма - это начальная форма глагола. Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти). В неопределённой форме глаголы оканчиваются на - ть, -ти:  Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться. Пора идти в школу.  Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др. Я приказал собаке стеречь велосипед.

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

Пора идти в школу.

  • Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
  • Я приказал собаке стеречь велосипед.

В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:  ж.р. м . р.       Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.    с.р. Солнце скрылось за горой. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?:  учил, рисовал; выучил, нарисовал.  Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?:  шила, находила; пришила, нашла.  Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?:  веяло, дышало; навеяло, задышало .

  • В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:

ж.р. м . р.

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

с.р.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .

Личные окончания глаголов В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением. Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию . Настоящее время  Единственное число:  1-е лицо (что делаю?)  я ид у , говор ю  2-е лицо (что делаешь?)  ты ид ёшь , говор ишь  3-е лицо (что делает?)  он, она, оно ид ёт , говор ит  Множественное число:  1-е лицо (что делаем?)  мы ид ём , говор им  2-е лицо (что делаете?)  вы ид ёте , говор ите  3-е лицо (что делают?)  они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Настоящее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю

2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь

3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им

2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите

3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов Будущее время  Единственное число:  1-е лицо (что сделаю?)  я принес у , реш у  2-е лицо (что сделаешь?)  ты принес ёшь ,  реш ишь  3-е лицо (что сделает?)  он, она, оно принес ёт , реш ит Множественное число:  1-е лицо (что сделаем?)  мы принес ём , реш им  2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите  3-е лицо (что сделают?)  они принес ут , реш ат

Личные окончания глаголов

Будущее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у

2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь

3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им

2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите

3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах Мягкий знак пишется: - в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь. - во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.  Мягкий знак не пишется: - в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):  Он заботится. Она учится. Ребята тренируются. Они готовятся к соревнованиям.

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак пишется:

  • — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
  • — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.

Мягкий знак не пишется:

  • — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):

Он заботится.

Она учится.

Ребята тренируются.

Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах. Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.  Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):  рубить, строить, молотить, любить и др.  Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать   ( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть  ( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов

  • Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
  • Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
  • Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):

рубить, строить, молотить, любить и др.

  • Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать

( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть

( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов  Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др. Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).  Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко. Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).  Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).  За рекой слыш ит ся песня. Конь вырвется - догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

Спряжение глаголов

  • Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
  • Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
  • Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
  • Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
  • Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
  • За рекой слыш ит ся песня.
  • Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

 НЕ  с глаголами  пишется  раздельно! не навидеть не годовать не волить не доумевать

НЕ с глаголами пишется раздельно!

не навидеть

не годовать

не волить

не доумевать

Весёлое правило НЕ с глаголом пиши раздельно,  Например, не хотел,  не знал.  Только помни об исключениях :  НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

Весёлое правило

  • НЕ с глаголом пиши раздельно,

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях :

НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

 обозначает часть обозначает действие предмета речи состояние предмета изменяется  изменяется  по числам  по временам изменяется имеет отвечает на вопросы  по родам  вид  что делать?  что сделать?

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА: совершенный вид ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЛ?  несовершенный вид ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ВИД ГЛАГОЛА:

  • совершенный вид
  • ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
  • ЧТО СДЕЛАЛ?
  • несовершенный вид
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
  • ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Глагол Постоянные признаки -неопределённая форма глагола -спряжение Непостоянные признаки -время -число -лицо (настоящее и будущее время) -род (прошедшее время)

Глагол

Постоянные признаки

-неопределённая форма глагола

-спряжение

Непостоянные признаки

-время

-число

-лицо (настоящее и будущее время)

-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ  I спряжение II спряжение  - У – Ю - У  - ЕШЬ - ИШЬ  - ЕТ - ИТ  - ЕМ - ИМ  - ЕТЕ - ИТЕ  - УТ - ЮТ - АТ - ЯТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

I спряжение II спряжение

— У – Ю — У

— ЕШЬ — ИШЬ

— ЕТ — ИТ

— ЕМ — ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ

— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ

Глаголы – исключения   II спряжения Как начнёшь меня ты гнать,  Буду всё равно терпеть,  Перестану я дышать,  Буду от тебя  зависеть,  Перестанут уши слышать,  Раз ты смог меня обидеть    Но а руки всё держать,   Буду я тебя не видеть,  На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.  Будешь ты меня вертеть.

Глаголы – исключения II спряжения

  • Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,

Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,

Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть

Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,

На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.

Будешь ты меня вертеть.

Время глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Что делает? Что делаю? Что делаем? Что делал? Что делали? Что сделаю? Что буду делать?

Время

глаголов

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Что делает?

Что делаю?

Что делаем?

Что делал?

Что делали?

Что сделаю?

Что буду

делать?

Глагол имеет:

  • Глагол имеет:

Опубликовано 13.06.2017 по предмету Русский язык от Гость
>> <<

Помогите! Пожалуйста!1)Составьте таблицу «Грамматические признаки глаголов прошедшего времени». В ней отразите: неопределённую форму,форму мужского,женского,среднего рода и форму множественного числа2)Сформулируйте правило написания безударного окончания у глаголов прошедшего времени мужского,женского и среднего рода.

Ответ оставил Гость

Легко….!!!……Даже очень….

Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нитрат железа 3
  • Как найти неисправность видеокамеры
  • Как исправить ошибку 0x00000019 на windows 7
  • Как найти свой стрим дискорд
  • Взрослые дети как найти общий язык