Как составить таблицу жанров

Жанры литературы в таблицах: список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Но знать основы основ надо. Особенно если вы и сам писатель. А начинающий или практикующий — уже не столь важно.

Что такое литературный жанр

Даже на самую первую пробу пера (которой можно считать наскальную живопись) человека вдохновил мир вокруг него. Быт, приключения, фантазии, переживания всегда норовили стать историями, которые можно было бы рассказать кому-то. Время и опыт, культура и история оттачивали инструменты повествования, их уникальные каноны и признаки. Так появился литературный жанр.

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Исторически их три: эпос, лирика и драма. Роды обобщили литературные жанры:

  • по художественным признакам;
  • по типу отношения автора к его героям и сюжету.

Со временем сформировался и четвертый род, объединивший черты лирики и эпоса. Он получил закономерное имя — лироэпика.

Вглядимся получше в главные призраки жанров литературы:

Эпос появился в литературе не для того, чтобы скромничать. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.

  • Масштабный исторический и социальный фон, оттеняющий судьбы нескольких поколений героев;
  • Ярко выраженные протагонисты и антагонисты;
  • Насыщенный сюжет;

Социальная проблематика.
!При этом может отсутствовать тонкая проработка характеров: сопряжение судеб с монументальными событиями намного важнее.

Пример: Михаил Шолохов, «Тихий Дон»

  • Подробное описание бытия главного героя в нестандартный для него период жизни;
  • Акцент на развитии личности, борьбы с обстоятельствами, преодолении препятствий;
  • Несколько сюжетных линий и временных периодов;
  • Философская подоплека в паре с актуальными историческими событиями.

!Зачастую в романе присутствуют элементы драмы и лирические отступления.

Пример: Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

  • По объему и содержанию — нечто среднее между рассказом и романом (не менее ста страниц объема);
  • Повествование чаще всего ведется в хронологическом порядке, коротком промежутке времени и ограниченном пространстве;
  • Сюжет не всегда построен на крупной интриге и больше сфокусирован на главном герое. Остальных персонажей чаще всего — не более трех-четырех;
  • История, однако, может окончиться трагической развязкой или клиффхэнгером.

!В зарубежной литературе понятия повести разнятся буквально от страны к стране. Например, в англо-американской литературе под нею понимают «короткий роман».

Пример: Николай Карамзин, «Бедная Лиза»

  • Небольшая история в прозе, изложенная в относительно нейтральной манере;
  • Одна четкая сюжетная линия;
  • Минимум персонажей;
  • Одна проблема, которая разрешается кульминацией;
  • Тема чаще всего довольно однозначно прописана в названии.

!Повествование построено по схеме «завязка — основная часть — развязка».

Пример: Антон Чехов, «Дама с собачкой»

В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны (см. А. С. Пушкин с его эпиграммами).

  • Короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание;
  • Персонажи — не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, часто наделенные человеческими качествами;
  • Острая проблематика, эмоциональная подача, выразительный язык.

! Заложенное в притче нравоучение читателю предлагается расшифровывать самостоятельно.

Пример: Леонардо да Винчи, «Блоха в овечьей шкуре»

  • Малая форма; сюжет сосредоточен либо на конкретном событии, либо на описании чувств и внутреннего мира персонажа;
  • Необходимые интонации и настроение задают выбранный автором размер, ритм и рифма;
  • В числе прочих признаков — сюжетность, лаконичность и смысловая завершенность.

!Именно здесь ярче всего присутствие лирического героя — художественного альтер эго автора. Извечны споры о том, насколько обычно близки/далеки друг от друга автор и лирический герой.

Пример: Владимир Набоков, «Лилит»

  • Основные темы: воспевание потерь, горьких воспоминаний, печалей, быстротечности жизни;
  • Обычно написана от первого лица и без четкой структуры;
  • Построена на личных эмоциональных (а не рациональных) переживаниях лирического героя;
  • Объем — максимум средний

Пример: Василий Жуковский, «Вечер. Элегия»

  • Стихотворное обращение поэта к реальной или выдуманной личности;
  • Выступает просьбой, осуждением, пожеланием, и его характер — торжественный, дружеский или укоряющий — зависит от адресата;
  • Второе название послания — эпистола, поскольку это действительно практически открытое письмо в стихах;
  • Как правило, отличается изящным остроумием и легкостью слога.

!К настоящему времени поэтические письма не относятся к популярным формам.

Пример: Михаил Лермонтов, «Валерик»

  • Лаконичное стихотворение-насмешка, посвященное известной личности, крупному событию или общественному явлению;
  • По сути, является поджанром сатиры;
  • Состоит из постепенной завязки и неожиданного, язвительного завершения;
  • Наполнена колкостями, остротами, желчью, уместны даже непристойности.

!У древних греков эпиграмма вовсе не использовалась для подколов: она была синонимом эпитафии, надписи на надгробии и даже коротким стихотворным комплиментом.

Пример: Валентин Гафт, «Татьяне Дорониной»

  • «Выросла» из песней, сложенных в честь победителей Олимпийских игр, и сохранила свой главный признак — восхваление героя или события;
  • Торжество, пафос языка — обязательны, а просторечия и неологизмы недопустимы;
  • Михаил Ломоносов относил оду к высокому штилю;
  • Зачастую богата на мифологические аллюзии.

!В современной литературе оды не слишком востребованы, а уж если их и сочиняют, то только как сатиру.

Пример: Фридрих Шиллер, «Ода к радости»

  • По традиции используется для выражения высоких (как правило, любовных) переживаний;
  • Представитель так называемых твердых форм: должен состоять из 14 строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Каждая строфа имеет синтаксическую завершенность;
  • Размеры — пятистопный или шестистопный ямб. Одно из самых больших зол — банальные рифмы и словоповторы;
  • Сюжет следует четкой структуре: утверждение темы — завязка — развязка — «сонетный замок» (завершение).

!Сонет — одна из немногих поэтических форм, которую можно считать относительно молодой: ей около семи сотен лет.

Пример: Франческо Петрарка, сонет 4

Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми из классических жанров.

  • Главная цель — с помощью остроумного и динамичного сюжета представить курьезы общества в смешном ракурсе;
  • Комический конфликт строится на «кривом зеркале»: несоответствии событий, о которых мы читаем, и принятых в реальной жизни норм;
  • Несмотря на обилие поджанров, существует два главных типа: комедия характеров (смеемся над людьми) и комедия положений (смеемся над ситуациями).

!Комедия считается одним из главных столпов драмы: этот факт часто сбивает с толку тех, кто путает драму с трагедией.

Пример: Александр Грибоедов, «Горе от ума»

  • Основывается на неразрешимом конфликте и непримиримых противоречиях;
  • Действие в классических трагедиях занимает относительно небольшой временной отрезок;
  • Главный герой подвергается страданиям, испытаниям и разного рода терзаниям. Он борется с внутренним или внешним антагонистом и, в конечном итоге, гибнет, но победа духа и морали остается за ним;
  • Одна из целей — провести читателя через катарсис.

!В переводе с греческого «трагедия» означает «козлиная песнь»

Пример: Уильям Шекспир, «Гамлет»

  • Строится на диалогах и монологах, но автор присутствует всегда, даже если только ремарками;
  • Смычка самых сильных сторон трагедии и комедии;
  • Фабула — бытовая, лишена пафоса и высмеивания пороков. Конфликт, глубокий и острый, конечно, никто не отменяет, но героям, скорее, тут принято сострадать;
  • Сюжет зачастую касается личной жизни героя, его взаимоотношений с внешним миром. Трагический финал совершенно необязателен.

!Драма может быть как и литературным жанром, так и родом. В любом случае, любое хорошее драматическое произведение всегда практически готово для кино- или театральной постановки.

Пример: Гиллиан Флинн, «Острые предметы»

Если в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окруженный колоссами эпического сюжета, он не теряется, а добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.

  • Может быть как стихотворной, так и в прозе;
  • В центре повествования — развернутое описание масштабных событий, происходящих с героем, социальной группой, страной, человечеством в целом;
  • Богата на темы, сюжетные линии и персонажей;
  • Идея выражается в многочисленных диалогах и монологах героев, практически как в драме;
  • Важно присутствие личностного начала (лирический герой, лирические отступления).

!Поэма, существуя еще с античных времен, пережила настоящие «американские горки» популярности и забвения. В современной литературе она практически неактуальна… что может намекать на очередной скорый взлет.

Пример: Александр Пушкин, «Цыганы»

  • Небольшое стихотворное произведение, построенное на исторических или мифологических событиях;
  • Характерная черта — напевность, музыкальность слога;
  • Относится к твердым формам и подчиняется правилам строгой рифмовки. Правила, в свою очередь, зависят от типа баллады (английской, французской, итальянской и т. д.);
  • Динамичный сюжет обычно передается через диалоги персонажей, может иметь необычные повороты и мрачный колорит.

!Баллады сочиняли многие великие поэты, но их прародителями были бродячие трубадуры. В их балладах мог быть не один десяток куплетов с обязательным рефреном.

Пример: Иоганн Гёте, «Лесной царь»

Меняются времена, меняются вкусы. Не стоит на месте и литература — одни жанры покрываются пылью забвения, другие возникают из небытия, прочие активно смешивают принципы и каноны. И этим разнообразием радуют современного избалованного читателя.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Жанры литературы – это виды литературных текстов. Классифицируя по родам, исследователи выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Жанры литературы

Считается, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Содержание

  1. История появления жанров литературы
  2. Как определить жанр литературы?
  3. Литературные жанры: таблица
  4. Жанры эпоса
  5. Жанры лирики
  6. Жанры драмы
  7. Лиро-эпические жанры

История появления жанров литературы

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

В XIX веке литература начала живо меняться, в искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Как определить жанр литературы?

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

По родам литературные произведения делятся на:

  • Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
  • Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
  • Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
  • Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.

Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Литературные жанры: таблица

Жанры литературы в таблице с примерами помогут легче определить разновидность произведения.

Жанры эпоса

К эпосу традиционно относят: малые прозаические формы (рассказ, очерк, письмо, новелла), средние прозаические формы (повесть, путешествие), большие прозаические формы (роман, роман-эпопея).

Принадлежность жанра произведения к той или иной группе определяется, главным образом, объемом текста. К малым формам эпоса, как следует из названия, относятся произведения небольшого объема, объектом изображения которых является единичное событие или изображение одного из аспектов жизни.

Предметом изображения в эпосе является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

Таблица Жанры эпоса

Название

Особенности

Примеры

Малые жанры

Притча

Назидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить.

Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи».

Рассказ               

Устный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема.

А. П. Чехов «Ионыч», «О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник».

Новелла

Краткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка.

Л. Н. Андреев «Чемоданов».

Очерк 

Отсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события.

Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга».

Средние жанры

Повесть

Изображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом.

А. И. Куприн «Олеся», «Поединок», И. С. Тургенев «Ася»

Большие жанры

Роман 

Имеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. А. Гончаров «Обломов».

Роман-эпопея

Изображение народной жизни в переломные моменты истории.

Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон».

Жанры лирики

К лирике традиционно относят следующие жанры произведения: ода, стихотворение, элегия, песня, дума, послание, баллада, эпиграмма, поэма. Самым популярным лирическим жанром считается стихотворение. Стихотворение может быть посвящено разным темам и лицам. Это может быть:

  • дружеское послание (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина)
  • любовное стихотворение (“Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина)
  • философское стихотворение (“Выхожу один я на дорогу” М. Ю. Лермонтова)
  • природное стихотворение (“На севере диком стоит одиноко” М. Ю. Лермонтова)

В стихотворении в центре всегда находится лирический герой.

Таблица Жанры лирики

Название

Особенности

Примеры

Ода      

Торжественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба.

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица».

Элегия

Грустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы.

В. А. Жуковский «Море»,

М. Ю. Лермонтов «Элегия».

Сонет  

Состоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет.

А. С. Пушкин «Мадонна», В. Я. Брюсов «Сонет к форме».

Песня  

Стихотворение для исполнения под аккомпанемент (необязательно), имеет куплеты и припев.

А. С. Пушкин «Вакхическая песня».

Послание

Письмо в стихотворном стиле.

А. С. Пушкин «К Пущину»,

М. Ю. Лермонтов «Послание».

Эпиграмма

Стихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц.

В. Я. Брюсов «Константину Бальмонту», И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина».

Жанры драмы

К драме традиционно относят трагедию, комедию, драму, мистерию, мелодраму, фарс, водевиль, трагикомедию. Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самим собой.

Комедия – один из основных жанров драмы. В ее основе лежит комическая ситуация, основанная на смешном, странном и нелепом несовпадении в позициях, мнениях или отношениях героев. Она часто высмеивает людские недостатки и пороки.

Например, глупость в “Тортюф” Ж. Б. Мольера, тщеславие в “Мещанин во дворянстве” Ж. Б. Мольера, скупость в “Скупой” Ж. Б. Мольера. Финал комедии обычно веселый и неожиданный. Конфликт в комедии обычно легок по своей форме. Он либо плутовской, либо любовный, либо нравоучительный.

Таблица Жанры драмы

Название

Особенности

Примеры

Комедия

Сюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности, может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»).

Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. В. Гоголь «Ревизор».

Трагедия

Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен.

А. С. Пушкин «Борис Годунов», У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Драма

Трагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления.

А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры», А. Н. Островский «Гроза».

Лиро-эпические жанры

В лиро-эпическом роде выделяют три жанра: поэмы, баллады и романы в стихах. Благо, роман в стихах у нас один — «Евгений Онегин». Произведения лиро-эпического жанра лучше просто запомнить.

Таблица Жанры драмы

Название

Особенности

Примеры

Поэма

Лирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет.

Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. С. Пушкин «Медный всадник». 

Баллада

Рассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги.

В. А. Жуковский «Людмила», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Роман в стихах

Роман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Б. Л. Пастернак «Спекторский».

Стоит отметить, что в литературе часто возникают произведения смешанных жанров, то есть тексты, которые нельзя в полной мере отнести к одному или другому жанру. Например, роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, прозаическая поэма Н. В. гоголя “Мертвые души”.

С одной стороны “Евгений Онегин” – роман, то есть принадлежит к эпосу, с другой – книга написана в стихах, а значит имеет отношение к лирике.

Таким образом, виды и жанры литературы – понятия очень близкие. Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.

Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

Источники:

  • Аверинцев С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. Москва: 1981.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва, 1986.
  • Кожинов В. В. Жанр. Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.
  • Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон. «Новое литературное обозрение», 2008.
  • Тамарченко Н. Д. Жанровая система. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Intra­da, 2008.

Литературные жанры в таблицах

29 Апреля

8 минут на чтение

Литературные жанры в таблицах

Литератруный жанр – это тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Литературные жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
    Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
    Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

Род

литературы

Эпос – род литературы, для
которого главным является объективное изображение
действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве
и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах,
характерах, поступках и т. д.

Лирика – род литературы,
изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания.

Драма – род литературы,
изображающий  жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев,
большую роль играет разрешение конфликта.

Жанр

произведения

Рассказмалый
эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как
правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.

Повесть
средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором
представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше
рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов,
составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше
событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна
сюжетная линия.

Очеркэпический
жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных
впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное
элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет,
пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О.
характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

Новелла- дин
из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в
эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле
(цепь, череда событий, положенная в основу сюжета), которая, как правило,
отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка – эпический жанр: ориентированное
на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка
фольклорная ), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не
бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Роман
жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором
всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в
течение целой человеческой жизни.

Басня
 малый повествовательный (эпический) жанр: короткий
рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по
направленности, имеющий поучительный смысл.

Притча — жанр
эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера,
содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной
(аллегорической) форме.

Элегия-лирический жанр,
содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Ода— жанр лирики, торжественное
стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо
человека, явление или событие.

Романснебольшое
стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с
аккомпанементом.

 Сонет— лирический жанр, 
стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с
особым расположением рифм: чаще всего во «французской» последовательности — abba
abba ccd eed
(или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc
dcd
(или cde cde).

Песняжанр лирической или эпической народной поэзии. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для
пения.

Посланиепоэтический жанр: стихотворное письмо, произведение,
написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы,
пожелания и т. п. («К Чаадаеву», «
Послание Цензору» А.С. Пушкина; «Послание пролетарским поэтам» В.В. Маяковского).

Эпиграмма
короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или
содержащее отклик на злободневные события общественной жизни.

Драма –жанр произведения,
изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных,
но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой.

Комедия — жанр художественного   произведения,
характеризующийся юмористическим
или сатирическим подходомжанр художественного произведения,
характеризующийся юмористическим
или сатирическим подходом.

Трагедия — жанр художественного
произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит
персонажей к катастрофическому исходу.

Водевиль — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр
драматического искусства.

Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими
приёмами.

Таблица с характеристикой литературных жанров и родов может выглядеть следующим образом:

Род: эпос – род литературного творчества, для которого характерно героическое и народное повествование

Род: драма – это род литературного творчества, для которого характерна сценическая реализация.

Род: лирика – это род литературного творчества , для которого характерно стихосложение и поэтическое конструирование.

Народный и художественный жанр

Народный и художественный жанр:

Народный и художественный жанр:

Народный:

Миф
Поэма:
Героическая
Сказочно-
легендарная
Историческая

Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:
пословицы
поговорки
загадки
потешки…

Художественный:

Эпопея

Роман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный…

Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка…

Народная:

Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп…

Художественная:

Трагедия

Комедия:
положений,
характеров,
масок…

Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.

Водевиль
Фарс
Трагифарс…

Народный:

Песня

Художественный:

Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма…

Опубликовано 16 сентября, 2018

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу без опыта в пензе
  • Как найти температуру вспышки
  • Как найти сообщение по дате в инстаграм
  • Как найти массу вещества зная выход
  • Почему в скайпе плохой звук как исправить