Как составить таксономия учебных задач по

Система заданий позволяет мне предвидеть предполагаемый результат.  Разнообразие учебных заданий вызывает активные учебные действия, которыми  я, как учитель могу планомерно управлять, чтобы учащиеся воспроизводили, сопоставляли, устанавливали взаимозависимости, делали обобщения и выводы.

Согласно таксономии по Даны Толлингеровой все учебные задачи подразделены на пять классификационных групп (27 типов учебных задач) согласно когнитивным характеристикам.

1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:

1.1. на узнавание;

1.2. на воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий;

1.3. на воспроизведение дефиниций, норм, правил;

1.4. на воспроизведение больших текстов, блоков, стихов, таблиц.

К первой категории относятся задачи, требующие от учаще­гося мнемических операций, содержание которых предусматри­вает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их це­лого. Чаще всего они начинаются со слов: какая из: что это (1.1.), как называется, когда  было (1.2.); дайте определение, как выразить формулой, как сформулировать закон (1.3.), перескажите, воспроизведите (1.4.)

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1. на выявление фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления);

2.2. на перечисление и описание фактов (исчисление, перечень);

2.3. на перечисление и описание процессов и способов действий;

2.4. на разбор и структуру (анализ и синтез);

2.5. на сопоставление и различение (сравнение и разделение);

2.6. на распределение, упорядочивание (категоризация и классификация);

2.7. на выявление, определение взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);

2.8. на абстракцию, конкретизацию и обобщение;

2.9. на решение несложных примеров (манипуляции с неизвестными величинами и поиск по правилу, формуле).

Во вторую категорию включены задачи, при решении которых уже необходимы элементарные мыслительные операции. Это за­дачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению. Начинаются они обычно словами: установите, какого размера, сколько (2.1.); опишите, из чего состоит; перечислите части/факторы: составьте перечень/дайте характеристику: опишите, как протекает; скажите, как проводится (2.2.);почему так происходит, как реализуется (2.3.); произведите разбор, проанализируйте (2.4.); чем отличается: сравните/сопоставьте, определите сходства и различия (2.5.);как можно разделить, согласно чему разделили (2.6.); что случится, если, почему, каким способом (2.7.); обобщите, что объединяет, что лишнее (2.8.); определите, что известно, решите (2.9.)

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1. на трансформацию, перенос (трансляция, трансформация);

3.2. на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснования);

3.3. на индукцию;

3.4. на дедукцию;        

3.5. на доказывание (аргументацию) и проверку (верификацию);

3.6. на оценку.

Третья категория охватывает задачи, решение которых тре­бует сложных мыслительных операций. Сюда относятся задачи по индукции, дедукции, интерпретации, верификации то есть все задачи, в которых учащиеся должны перевести что-то с одного “языка” на другой, например, выразить словами формулу, прочитать что-либо, перевести текст с родного языка на ино­странный и т.д. На­чинаются они обычно со слов: переведите, прочтите диаграмму, обозначьте на схеме (3.1.);  объясните смысл; раскройте зна­чение: как вы понимаете; почему думаете, что, опишите по схеме (3.2.); определите; до­кажите (3.3.); что относится к этому понятию (3.4.); подтвердите, проверьте, почему так думаете (3.5.); правильно ли, что вы думаете, соответствует ли (3.6.)

4. Задачи, требующие сообщения данных:

4.1. на сочинение/ разработку обзоров, конспектов, содержания, резюме;

4.2. на разработку отчетов, трактатов, докладов;

4.3. на самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.

В четвертую категорию включены задачи, предусматриваю­щие для их решения помимо мыслительных операций еще ка­кой-нибудь речевой акт,  устный или письменный. Следовательно,  сюда относятся все задачи, требующие не только проведения определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результате решения, но и о ходе его решения, условиях, фазах, компонентах, трудностях и т.д. На­чинаются они обычно со слов: составьте план – конспект, кратко выпишите (4.1.); составьте доклад, разработайте отчет (4.2.); начертите, напишите сочинение (4.3.)

5. Задачи, требующие творческого мышления:

5.1. на практическое приложение;

5.2. на решение проблемных задач и ситуаций;

5.3. на постановку вопросов и формулировка задач или заданий;

5.4. по  обнаружению на основании  собственных наблюдений;

5.5.  по  обнаружению на основании  собственных размышлений (на рациональной основе)

В пятую категорию входят задачи, которые предполагают самостоятельность при решении задач.  Это уже те задачи, которые предполагают не только знание всех предше­ствующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, чтобы они создавали нечто новое, пусть даже только субъективно, т.е. для учащегося, новое. Начинаются они обычно словами: где мы на практике встречаемся, исследуйте функцию (5.1.); как можно поступить в данной ситуации/предложите варианты (5.2.); составьте вопросы/задания по тексту (5.3.); внимательно рассмотрите,  что происходит когда, на основе собственных наблюдений определи (5.4.); на основании собственных размышлений определите (5.5.).

Учитель создает такие проблемные ситуации/задачи, которые будут решать преследуемые им цели. Дана Толлингерова подчеркивала, что задача должна быть сформулирована так, чтобы быть для учащегося призывом к решению. Для него это должна быть информация «с которой нужно что-то делать». Учебная задача должна, по мнению  Толлингеровой, со­держать в себе также определенный эмоционально мотивирующий заряд. Она должна нравиться, пробуждать интерес, при­влекать внимание, вызывать любопытство, остроумие, влечение к решению. Не менее важно и свойство учебной задачи, которое Дана Толлингерова называет аспирационным уровнем. Это свойство свидетельствует о том, вызывает ли задача у учащегося стрем­ление к активным действиям, обещает ли ему неуспех или ощу­щение убедительной компетентности, представляет ли для него “шансы на успех”. Учащийся совершенно иначе подходит к ре­шению задачи, если в ней чувствует “ловушку”, которая должна выявить неспособность, его незнание. Полностью демотивировать его будет задача, в которой заранее встроено условие, что учащемуся не будет предоставлена возможность коррекции, что учащийся не сможет организовать свои психические силы к “будущему лучшему достижению результата”.

Таким образом, у учащихся формируются, прежде всего, познавательные универсальные учебные действия.

Результаты (динамика) формирования познавательных универсальных учебных действий(на начало учебного года)

Действия учащихся:  знаково – символические. Моделирование – преобразование объекта в пространственно – графическую или знаково – символическую, преобразование модели (изменение).

1 класс.  Не справились: 8 ч – 32%. Низкий: 9 ч. – 36%. Средний:  8ч. – 32%. Высокий: 0 ч.- 0%

2 класс. Не справились: 3ч. – 12%. Низкий: 8 ч. – 32%. Средний: 9ч. – 36%. Высокий: 5ч. – 20%.

3 класс. Не справились: 0ч. – 0%. Низкий: 8 ч. – 32%. Средний: 9ч. – 38%. Высокий: 7ч. – 29%.

4 класс. Не справились: 0ч. – 0%. Низкий: 6ч. – 25%. Средний: 11ч. – 46%. Высокий: 7ч. – 29%.

Действия учащихся:  логические. Анализ (выделение признаков), синтез, классификация, сравнение объектов. Выделение следствий. Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, обоснование и доказательство.

1 класс.  Не справились: 8 ч – 32%. Низкий: 8 ч – 32%. Средний: 9ч. – 36%. Высокий: 0 ч.- 0%.

2 класс. Не справились: 3ч. – 12%. Низкий: 5ч. – 20%. Средний: 14ч. – 56%. Высокий: 3 ч. – 12 %.  

3 класс. Не справились: 0ч. – 0%. Низкий: 5ч. – 21%. Средний: 13 ч. – 59%. Высокий: 6ч. – 25%.

4 класс.  Не справились: 0ч. – 0%. Низкий: 5ч. – 21%. Средний: 11ч. – 46%. Высокий: 8 ч. — 34%.

Действия учащихся: действия постановки и решения проблемы. Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1 класс.  Не справились: 8 ч – 32%. Низкий: 9ч. – 36%. Средний: 8 ч – 32%. Высокий: 0 ч.- 0%

2 класс.  Не справились: 3 ч – 12%. Низкий: 8 ч – 32%. Средний: 12ч. – 48%. Высокий: 2ч. – 8%

3 класс.  Не справились: 0ч. – 0%. Низкий:5ч. – 21%. Средний: 14ч. – 59%. Высокий: 5ч. – 21%.

4 класс.  Не справились: 0ч. – 0%. Низкий: 5ч. – 21%. Средний: 13 ч. – 59%. Высокий: 6ч. – 25%. 61

По результатам мониторингов наблюдаются стабильные устойчивые результаты.

Используемая литература: М – Прага.1994. Д.Толлингерова, Д. Голоушева, Г. Кантаркова  «Психология проектирования умственного развития детей»

Таксономия – это…

Таксономия – это…

  • ( от греч. taxis — расположение, строй, порядок, и homos —  закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
  • иерархически взаимосвязанная система

Таксономия Блума (1956 г.)   Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов и заданий обучающего характера; Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы и задания с определенной категорией; Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания. Оценивание Мышление высокого уровня Мышление высокого уровня Синтез Анализ Применение Понимание Знание

Таксономия Блума (1956 г.)

  • Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов и заданий обучающего характера;
  • Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы и задания с определенной категорией;
  • Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Оценивание

Мышление высокого уровня

Мышление высокого уровня

Синтез

Анализ

Применение

Понимание

Знание

Таксономия Блума классифицирует учебные задания

на 6 уровней:

  • Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию , т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ;
  • Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию , т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ;
  • Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ;
  • Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ;
  • Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» — научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»;
  • Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» — научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»;
  • Четвертый уровень «АНАЛИЗ» — научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
  • Пятый уровень «СИНТЕЗ»- научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ;
  • Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ» — научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА.

Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована:  для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий; для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий;   указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания; указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания;

Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована:

  • для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий;
  • для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий;
  • указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания;
  • указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания;
  • указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания.
  • указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания.

Первый уровень « ЗНАНИЯ » – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию , т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня:  воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. «ФОТОГРАФИЯ на оперативную память»

Первый уровень « ЗНАНИЯ » научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию ,

т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ

в ЗНАНИЯ

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

«ФОТОГРАФИЯ на оперативную память»

1.10 ЗНАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ДАННЫХ ПРИМЕРЫ: 1.Распознай в тексте учебника, что такое имя существительное, и запиши определение в рабочую тетрадь. 2.Усвой из текста учебника и запиши в тетради определения главных и второстепенных членов предложения. 3.Распознай в тексте процессы, которые произошли в первые послевоенный годы в политической и экономической жизни страны.

1.10 ЗНАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ДАННЫХ

ПРИМЕРЫ:

1.Распознай в тексте учебника, что такое имя существительное, и запиши определение в рабочую тетрадь.

2.Усвой из текста учебника и запиши в тетради определения главных и второстепенных членов предложения.

3.Распознай в тексте процессы, которые произошли в первые послевоенный годы в политической и экономической жизни страны.

1.20 Знание средств, которые позволяют оперировать данными: 1.21 Практические знания 1.22 Знания тенденций и частностей 1.23 Знание классификаций и категорий 1.24 Знание критериев 1.25 Знание методов ПРИМЕРЫ: 1.Найди в тексте учебника, чем согласные звуки отличаются от гласных, и вставь пропущенные слова в предложении:… 2.Распознай в тексте учебника информацию о действии озона на человека. 3.Идентифицируй в предложенном тексте классификацию микроэволюции.

1.20 Знание средств, которые позволяют оперировать данными:

1.21 Практические знания

1.22 Знания тенденций и частностей

1.23 Знание классификаций и категорий

1.24 Знание критериев

1.25 Знание методов

ПРИМЕРЫ:

1.Найди в тексте учебника, чем согласные звуки отличаются от гласных, и вставь пропущенные слова в предложении:…

2.Распознай в тексте учебника информацию о действии озона на человека.

3.Идентифицируй в предложенном тексте классификацию микроэволюции.

1.30 Знание абстрактных представлений 1.31 Знание принципов и законов 1.32 Знание теорий ПРИМЕРЫ: 1.Идентифицируй в предложенном тексте (или списке) полезные ископаемые, которые используются в строительстве, и подчеркни их. 2.Вспомни и запиши физический смысл 1-го закона термодинамики 3.Вспомни и опиши основные формы расселения населения на планете Земля

1.30 Знание абстрактных представлений

1.31 Знание принципов и законов

1.32 Знание теорий

ПРИМЕРЫ:

1.Идентифицируй в предложенном тексте (или списке) полезные ископаемые, которые используются в строительстве, и подчеркни их.

2.Вспомни и запиши физический смысл 1-го закона термодинамики

3.Вспомни и опиши основные формы расселения населения на планете Земля

Второй уровень « ПОНИМАНИЕ » – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ  Показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных «Закрепление  вновь поступившего багажа в трюме корабля»

Второй уровень « ПОНИМАНИЕ » научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ

Показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

«Закрепление вновь поступившего багажа в трюме корабля»

2.10 Переложение ПРИМЕРЫ: 1.Установи, какие из предложенных согласных звуков звонкие, а какие глухие, и запиши их в таблицу из 2 столбиков: ф м т й х ц ж з. 2.Реорганизуй информацию из учебника на с.195-200 в виде схемы «Паучок» 3.Интерпретируй в виде ассоциативных моделей валентность элементов в указанных кислотах

2.10 Переложение

ПРИМЕРЫ:

1.Установи, какие из предложенных согласных звуков звонкие, а какие глухие, и запиши их в таблицу из 2 столбиков: ф м т й х ц ж з.

2.Реорганизуй информацию из учебника на с.195-200 в виде схемы «Паучок»

3.Интерпретируй в виде ассоциативных моделей валентность элементов в указанных кислотах

2.20 Интерпретация ПРИМЕРЫ: 1.Иллюстрируй помощь Джерри в составлении схемы-алгоритма. 2.Подпиши на рисунке названия частей цветкового растения 3.Иллюстрируй сущность «Стратегии Гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы» в виде схемы «Картография»

2.20 Интерпретация

ПРИМЕРЫ:

1.Иллюстрируй помощь Джерри в составлении схемы-алгоритма.

2.Подпиши на рисунке названия частей цветкового растения

3.Иллюстрируй сущность «Стратегии Гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы» в виде схемы «Картография»

2.30 Экстраполирование ПРИМЕРЫ: 1.Соотнеси попарно стрелками личные и притяжательные местоимения одного и того же лица, находящиеся в разных столбиках 2.Дифференцируй особенности приспособления представителей одноклеточных животных к неблагоприятным условиям и представь информацию в виде кластера 3.Дифференцируй сети по видам и представь свой ответ в виде схемы «Кластер »

2.30 Экстраполирование

ПРИМЕРЫ:

1.Соотнеси попарно стрелками личные и притяжательные местоимения одного и того же лица, находящиеся в разных столбиках

2.Дифференцируй особенности приспособления представителей одноклеточных животных к неблагоприятным условиям и представь информацию в виде кластера

3.Дифференцируй сети по видам и представь свой ответ в виде схемы «Кластер »

Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » - научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию» Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » - научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию» Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях «Делай как я, делай лучше меня»

Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»

  • Третий уровень « ПРИМЕНЕНИЕ » научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях

«Делай как я, делай лучше меня»

ПРИМЕРЫ: 1.Используй толковый словарь и найди 3 устаревших и 3 новых слова, определив их лексическое значение. 2.Установи, как можно решить проблему получения металлических материалов с заданными свойствами. 3.Установи последовательность процесса индустриализации в Казахстане и представь её в виде презентации в программе PowerPoint .

ПРИМЕРЫ:

1.Используй толковый словарь и найди 3 устаревших и 3 новых слова, определив их лексическое значение.

2.Установи, как можно решить проблему получения металлических материалов с заданными свойствами.

3.Установи последовательность процесса индустриализации в Казахстане и представь её в виде презентации в программе PowerPoint .

Четвертый уровень « АНАЛИЗ » - научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня:   вычленяет части целого;   выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных . «Изобретение велосипеда»

Четвертый уровень « АНАЛИЗ » научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня:   вычленяет части целого;   выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных .

«Изобретение велосипеда»

4.10 Определение элементов ПРИМЕРЫ: 1.Докажи, что произойдет, если лебедь, рак и щука будут тянуть не воз, а баржу. 2.Распознай, в какое из ведер емкостью 3л, 4 л, 5 л можно налить содержимое двух комнатных сферических аквариумов радиусом в 20 см и 50 см и решение представь в виде схемы «Рыбья кость» 3.Докажи, в какой сфере жизни человека в Республике Казахстан невозможно обойтись без женщин и без мужчин, используя метод SMART

4.10 Определение элементов

ПРИМЕРЫ:

1.Докажи, что произойдет, если лебедь, рак и щука будут тянуть не воз, а баржу.

2.Распознай, в какое из ведер емкостью 3л, 4 л, 5 л можно налить содержимое двух комнатных сферических аквариумов радиусом в 20 см и 50 см и решение представь в виде схемы «Рыбья кость»

3.Докажи, в какой сфере жизни человека в Республике Казахстан невозможно обойтись без женщин и без мужчин, используя метод SMART

4.20 Установление связей ПРИМЕРЫ: 1.Констатируй причину сохранения внешнего вида комнатных растений в зимнее время и представь её в виде схемы «Паучок» 2.Сравни отношения между видами хозяйства в месте, где ты живешь, и в Золотой орде. представь их соответствие и различие в виде схемы «Генеалогическое древо» 3.Констатируй последствия микроэволюции и представь информацию в виде «Морфологической таблицы»

4.20 Установление связей

ПРИМЕРЫ:

1.Констатируй причину сохранения внешнего вида комнатных растений в зимнее время и представь её в виде схемы «Паучок»

2.Сравни отношения между видами хозяйства в месте, где ты живешь, и в Золотой орде. представь их соответствие и различие в виде схемы «Генеалогическое древо»

3.Констатируй последствия микроэволюции и представь информацию в виде «Морфологической таблицы»

4.30 Определение принципов организации ПРИМЕРЫ: 1.Анализируй, как определить периметр представленной сложной фигуры, и заполни таблицу 2.Анализируй, как увеличить скорость велосипеда «Школьник» вдвое за счет некоторых конструкторских изменений в его модели, и отобрази это на эскизе 3.Докажи причину увеличения температуры кипения и плавления представителей гомологического ряда алкинов и аргументируй свое заключение

4.30 Определение принципов организации

ПРИМЕРЫ:

1.Анализируй, как определить периметр представленной сложной фигуры, и заполни таблицу

2.Анализируй, как увеличить скорость велосипеда «Школьник» вдвое за счет некоторых конструкторских изменений в его модели, и отобрази это на эскизе

3.Докажи причину увеличения температуры кипения и плавления представителей гомологического ряда алкинов и аргументируй свое заключение

Пятый уровень « СИНТЕЗ » - научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной . Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. «Все дороги ведут в Рим»

Пятый уровень « СИНТЕЗ »

научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной .

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

«Все дороги ведут в Рим»

5.10 Создание собственного произведения ПРИМЕРЫ: 1.Создай проект «Словарик вежливого человека», в котором не менее 10 слов 2.Создай модели личности специалистов-работников различных сфер профессиональной деятельности: торговли, земледелия и животноводства. 3.Создай банк вопросов к дискуссии на тему «Будущее человечества: город или деревня?»

5.10 Создание собственного произведения

ПРИМЕРЫ:

1.Создай проект «Словарик вежливого человека», в котором не менее 10 слов

2.Создай модели личности специалистов-работников различных сфер профессиональной деятельности: торговли, земледелия и животноводства.

3.Создай банк вопросов к дискуссии на тему «Будущее человечества: город или деревня?»

5.20 Разработка плана действий ПРИМЕРЫ: 1.Сформулируй модель алгоритма-схемы синтаксического разбора предложения. 2.Синтезируй известную тебе информацию о поэзии времён ВОВ в виде схемы «Содержательные картинки» 3.Сформулируй свой вариант развития экономики страны в виде схемы «Картография»

5.20 Разработка плана действий

ПРИМЕРЫ:

1.Сформулируй модель алгоритма-схемы синтаксического разбора предложения.

2.Синтезируй известную тебе информацию о поэзии времён ВОВ в виде схемы «Содержательные картинки»

3.Сформулируй свой вариант развития экономики страны в виде схемы «Картография»

»: 2.Сформулируй и обобщи, используя метод графов,правила использования PresentSimpleTense , like + Ving на примере текста «Мое хобби и свободное время» 3.Сформулируй и агрументируй собственную гипотезу о перспективах развития экономики Казахстана в ближайшие 10 лет» width=»640″

5.30 Выделение абстрактных связей из целостного комплекса

ПРИМЕРЫ:

1.Сформулируй схему отношений «Возрастная цепочка моей семьи» , используя только знаки « »:

2.Сформулируй и обобщи, используя метод графов,правила использования PresentSimpleTense , like + Ving на примере текста «Мое хобби и свободное время»

3.Сформулируй и агрументируй собственную гипотезу о перспективах развития экономики Казахстана в ближайшие 10 лет

Шестой уровень « ОЦЕНИВАНИЕ » - научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала в конкретной ситуации Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: оценивает логику построения письменного текста;  оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности. «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего»

Шестой уровень « ОЦЕНИВАНИЕ »

научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала в конкретной ситуации Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня: оценивает логику построения письменного текста;  оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

«Спасение утопающего – дело рук самого утопающего»

6.10 Внутренняя критика ПРИМЕРЫ: 1.Оцени точность алгоритма определения приставки в виде схемы последовательных действий 2.Оцени возможную погрешность во времени (+/-) при твоем передвижении в школу и из школы на велосипеде 3.Оцени роль фразеологизмов в твоей повседневной жизни, продемонстрировав её на конкретном примере и записав на карточках устного сообщения.

6.10 Внутренняя критика

ПРИМЕРЫ:

1.Оцени точность алгоритма определения приставки в виде схемы последовательных действий

2.Оцени возможную погрешность во времени (+/-) при твоем передвижении в школу и из школы на велосипеде

3.Оцени роль фразеологизмов в твоей повседневной жизни, продемонстрировав её на конкретном примере и записав на карточках устного сообщения.

6.20 Внешняя критика ПРИМЕРЫ: 1.Оцени пользу воды в повседневной жизни и предложи план-действие по экономии воды в твоей семье в виде схемы «Содержательные картинки» 2.Аргументируй свой выбор информации о полезностивредности эмоций во взаимоотношениях людей и предложи памятку по эффективному общению для своих одноклассников. 3.Оцени достоверность утверждения о присутствии живых организмов в повседневной пище, проанализировав дневное меню вашей семьи, и предложи путь их уменьшения

6.20 Внешняя критика

ПРИМЕРЫ:

1.Оцени пользу воды в повседневной жизни и предложи план-действие по экономии воды в твоей семье в виде схемы «Содержательные картинки»

2.Аргументируй свой выбор информации о полезностивредности эмоций во взаимоотношениях людей и предложи памятку по эффективному общению для своих одноклассников.

3.Оцени достоверность утверждения о присутствии живых организмов в повседневной пище, проанализировав дневное меню вашей семьи, и предложи путь их уменьшения

Ассоциативная модель таксономии учебных заданий к современному уроку по Блуму: Комплект учебных заданий по Блуму - это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок. Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО уровней. ВНИМАНИЕ!!! Каждый ученик за урок должен выложить фундамент дома!!! Строительство Первого этажа завершается выполнением учебных заданий ЧЕТВЕРТОГО уровня. Строительство Второго этажа завершается выполнением учебных заданий ПЯТОГО уровня. Строительство Третьего этажа завершается выполнением  учебных заданий ШЕСТОГО уровня. ВНИМАНИЕ!!! Каждый ученик строит столько этажей, сколько позволит ему время, отведенное за один урок!!! Условия для всех одинаковые!!!

Ассоциативная модель

таксономии учебных заданий к современному уроку по Блуму:

  • Комплект учебных заданий по Блуму — это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок.
  • Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО уровней.

ВНИМАНИЕ!!!

Каждый ученик за урок должен выложить фундамент дома!!!

  • Строительство Первого этажа завершается выполнением
  • учебных заданий ЧЕТВЕРТОГО уровня.
  • Строительство Второго этажа завершается выполнением
  • учебных заданий ПЯТОГО уровня.
  • Строительство Третьего этажа завершается выполнением
  • учебных заданий ШЕСТОГО уровня.

ВНИМАНИЕ!!!

Каждый ученик строит столько этажей,

сколько позволит ему время, отведенное за один урок!!!

Условия для всех одинаковые!!!

Есть множество методов привести лошадь к водопою, но не известно ни одного метода, которым можно заставить ее пить воду.  Древняя восточная мудрость  Образование - вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя. Оскар Уайльд  Мало знать, надо и применять.  Мало хотеть, надо и делать . Иоганн Вольфганг Гете

Есть множество методов привести лошадь

к водопою, но не известно ни одного метода,

которым можно заставить ее пить воду.

Древняя восточная мудрость

Образование — вещь превосходная, но хорошо бы

иногда помнить, что ничему из того,

что следовало бы знать, научить нельзя.

Оскар Уайльд

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать .

Иоганн Вольфганг Гете

  1. Системная организация учебных задач в операционально-исполнительском компоненте учебной деятельности. Таксономия учебных задач.

Вторым
компонентом структуры целенаправленной
учебной деятельности являются учебные
задачи. Учебные
задачи

– цель, которая ставиться перед учащимися
в форме проблемной задачи и тем самым
создаёт учебную и проблемную ситуацию
на уроке. Д.Б. Эльконин выделял учебные
задачи, как подлежащий освоению способ
действия и практические задачи – учебные
действия. При решении практической
задачи учащиеся добивается изменения
объекта своего действия (пишет, рисует,
читает и т.д.). Учебная же задача может
считаться решённой, когда произошли
заранее заданные изменения в самом
субъекте. Таким образом, Д.Б. Эльконин
считал учебную задачу основной единицей
учебной деятельности, поскольку «её
цель и результат состоят в изменении
самого действующего субъекта, а не в
изменении предметов, с которыми действует
субъект». Происходит превращение
учащегося из не владеющего определёнными
ЗУН в овладевшего ими, поэтому деятельность
учения может быть определена, как
деятельность по самоизменению,
саморазвитию. Чтобы лучше осознать
значимые изменения, происходящие в
различных областях психики ребёнка в
процессе обучения, стоит обратиться к
токсономии учебных целей.

В
зависимости от того, какую цель преследует
учитель на своём уроке, он создаёт
определённый набор задач. Д. Толлингерова
подчеркивала, что задача должна быть
сформулирована так, чтобы быть для
учащегося к призывам к решению. Для него
это должна быть информация «с которой
нужно что делать». Задачи именно тем и
отличаются от сообщения, что она оказывает
аппеляционное влияние на принимающего,
она его к чему-то призывает, стимулирует,
а в лучшем случаи даже прямо включает
в нужные структуры поведения. По мнению
автора, преподаватели часто сталкиваются
с ситуациями, когда учебный процесс не
достигает поставленной цели не по тому,
что учащиеся не имели нужные умений или
способностей, а потому, что система
учебных задач им не дала возможности
продвинуться дальше. Важно, чтобы учебные
задачи стимулировали и управляли
когнитивной активностью учащегося, а
тем самым его и формировали.

Таким
образом, при осуществлении процесса
учения, в определенной педагогической
ситуации вдвигается учебная задача. В
ходе её решения выполняются учебные
задания, включающие различные действия
и операции (ориентировочные, исполнительные,
контрольные). Очень важно чтобы задача
была поставлена таким образом, чтобы
ученику хотелось её решать и решить,
как интеллектуальная деятельность
учащегося непосредственно связанна с
эмоциональной сферой.

Таксономия
учебных задач Даны Толлингеровой

раскрывает стоящую за любым учебным
материалом систему познавательных
действий и операций, связанных с
восприятием, запоминанием, и кончая
операциями логического и творческого
мышления. Таксономия вводит чёткие
ориентиры для оценки учителем развивающихся
возможностей тех или иных заданий,
предлагаемых ученикам. Она помогает
учителю осуществлять системное
проектирование задач, направленных на
развитие всех познавательных возможностей
ребёнка, избегать однообразия, обеспечивать
преемственность переходов от простых
формально-логических действий – к
сложным. В таксономии представлены 5
категорий и 27 типов учебных задач,
достаточно полно охвативших все
разновидности познавательных действий,
которые организуются у учащихся при
изучении различных учебных дисциплин.

Таксономия
учебных задач (Дана Толлингерова):

  1. Задания,
    требующие мнимического воспроизведения
    данных (память).

  2. Задания,
    требующие простых мыслительных операций
    (синтез, классификация, выделения
    лишнего).

  3. Задания,
    требующие сложных мыслительных операций
    (задачи на индукцию и дедукцию,
    интерпретация, разъяснения смысла,
    значения, обоснование).

  4. Задания,
    требующие сообщение даны (конспект,
    чертежи, курсовые).

  5. Задания,
    требующие творческого мышления (задачи
    по проблемным ситуациям, постановка
    вопроса и формулировка задания).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения.

Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.

ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

Задачи по узнаванию.
Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чи­сел, понятий.
Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, пра­вил.
Задачи по воспроизведению больших текстов, бло­ков, стихов, таблиц и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешива­ние, простые исчисления и т.п.).
Задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.).
Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий.
Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез).
Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение),
Задачи по распределению (категоризация и классификация).
Задачи по выявлению взаимоотношений между фак­тами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.).
Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению.
Решение несложных примеров (с неизвестными ве­личинами и т.д.)
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

Задачи по переносу (трансляция, трансформация).
Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование).
Задачи по индукции.
Задачи по дедукции.
Задачи по доказыванию (аргументацией и проверке (верификации))
Задачи по оценке.
4. Задачи, требующие сообщения данных:

Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержа­ния и т.д.
Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
Самостоятельные письменные работы, чертежи, про­екты и т.п.
5. Задачи, требующие творческого мышления.

Задачи по практическому приложению.
Решение проблемных задач и ситуаций.
Постановка вопросов и формулировка задач или за­даний.
Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).
Задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе)
К первой категории относятся задачи, требующие от уча­щегося мнемических операций, содержание которых преду­сматривает узнавание операций, содержание которых предусмат­ривает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их целого. Чаще всего они начинаются со слов:

какая из…;
что это?;
как называетсяю…;
кто был…;
дайте дефиницию (определение)…
и т.д.

Во вторую категорию включены задачи, при решении ко­торых уже необходимы элементарные операции. Это задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и т.п. Начинаются они обычно словами:

установите…
какого размера…
опишите, из чего состоит…
перечислите части…
составьте перечень…
опишите, как протекает…
скажите, как проводится…
как действуем при…
чем отличается…
сравните…
определите сходства и различия…
почему…
каким способом…
что является причиной…
и т.п.

Третья категория охватывает задачи, решение которых требует сложных мыслительных операций.

Сюда относятся задачи по индукции, дедукции, интерпретации, верификации и др. Начинаются они обычно со слов:

объясните смысл…;
раскройте значение…;
как вы понимаете…;
почему думаете, что…;
определите…;
докажите…
и т.д.

Следует указать, что к этой категории относятся все задачи, в которых учащиеся должны перевести что-то с одного «языка» на другой, например, выразить формулу, прочитать что-либо, перевести текст с родного языка на иностранный и т.д.

В четвертую категорию включены задачи, предусматри­вающие для их решения помимо мыслительных операций еще какой-нибудь речевой акт, устный или письменный. Следователь­но, сюда относятся все задачи, требующие не только проведение определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результате решения, но также и о его ходе, условиях, фазах, компонентах, трудностях и т.д.

В пятую категорию входят задачи, которые предполагают самостоятельность при решении задач. Начинаются они обычно словами:

придумай практический пример…;
обрати внимание…;
на основании собственных наблюдений определи…
и т.п.

Это уже задачи, которые предполагают не только знание всех предшест­вующих операций, но и способность комбинировать их в большие блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, чтобы они создавали нечто новое, пусть даже только субъектно, то есть для учащегося, новое.

Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д.Толлингеровой, связана с выполнением поставленной педагогической цели:

если целью учителя было проверить знания учащегося, то достаточно, чтобы тест содержал задачи первой категории,
если же цель — проверить, как учащийся использует сложные мыслительные операции, то задачи 1-2 категорий не позволят гарантировать достижения поставленной цели.
При этом, сравнительно разнородный набор задач, где чередуются разные познавательные операции, предотвращает демотивацию учащихся под влиянием монотонности задаваемых задач.

Как видим, все задачи, предложенные Д. Толлингеровой, проранжированы по возрастанию когнитивной сложности и операциональной ценности. Система запланированных целей неразрывно связана с системой действий, которые ведут к выполнению этих целей.

Тем, что вызывает эти активные действия, становятся учебные задачи, выступающие как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором ученик станет выполнять мыслительные действия.

Таким образом, с использованием таксономии можно конструировать систему учебных задач для выполнения поставленных педагогических целей, более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной ситуации, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды проектируемой познавательной деятельности, то есть можно создавать индивидуальную программу развития обучаемых или более эффективно организовывать дифференцированную работу.

По мнению Д.Толлингеровой, главная задача учителя — научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу:

«Если анализ учебного материала ведет к определению того, что учащийся в конце обучения будет знать, то анализ учебных действий ведет к определению того, что учащийся с усваиваемыми познаниями должен сделать — определить их, сопоставить, дедуцировать, применять и т.д.»

Тема.
Проектирование учебных заданий по таксономии Блума

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos
– закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей
действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир,
объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О.
Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была
создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь
разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению
содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной
деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к
изучаемому).
Отечественная
(советская) традиция развития навыков мышления основывается на таксономии или
уровнях усвоения знаний академика В.П. Беспалько. Таксономия — это иерархизированная
структура. Приведем в пособии таксономию В.П. Беспалько, а также наиболее
известную таксономию американского ученого Б. Блума. Таксономия Б. Блума для
отечественных педагогов была раскрыта в учебном пособии польского ученого В.
Оконя в 80-е гг. XX в. В когнитивной психологии таксономия Б. Блума развита А.
Лоуренцом (1999), предложена новая концепция Р. Марцано и др.

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в
себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

— знание (конкретного материала, терминологии, фактов,
определений, критериев и т.д.);

— понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

— применение;

— анализ (взаимосвязей, принципов построения);

— синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение
системы абстрактных отношений);

— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе
внешних критериев)

    Одной из наиболее популярных является разработка известного
чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных
целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5
категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть
по операциям, необходимым для их выполнения.

Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а
также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности
и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать
эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма
учебных действий.

ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д. ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными.

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

4. Задачи, требующие сообщения данных:

5. Задачи, требующие творческого мышления.

Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д.Толлингеровой,
связана с выполнением поставленной педагогической цели:

По мнению Д.Толлингеровой, главная задача учителя – научиться
составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала
преследуемым педагогическим целям и учебному материалу:

Уровни усвоения учебного материала

Б. Блум

В.П. Беспалько

Знание

Ученический (узнавание)

Понимание

Алгоритмический (решение типовых задач)

Применение

Эвристический (выбор действия)

Анализ

Творческий (поиск действия)

Синтез

Оценка

Автором одной из первых схемы педагогических целей был
американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956
г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана
вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели
познавательной (когнитивной) области. Сначала охарактеризуем области
деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от
запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе
которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания
с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий),
включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей
обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике
учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся
цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира,
начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и
отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели –
формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств,
формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3.  Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с
формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной
деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки;
цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее
разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих
когнитивные и аффективные цели.

Основные категории

1 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного
материала.  Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто
до  целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание     
соответствующих сведений. Ученик:

    знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

    знает конкретные факты;

    знает методы и процедуры;

    знает основные понятия;

    знает правила и принципы.

2 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может
служить    преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в
другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы
– в       математическую). В качестве показателя понимания может также
выступать   интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение)
или же  предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание
последствий,  результатов). Такие учебные результаты превосходят простое
запоминание  материала. Ученик:

    понимает факты, правила и принципы;

    интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;

    преобразует словесный материал в математические выражения;

    предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из
имеющихся данных

3 Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в
конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил,
методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты
обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Ученик:

    использует понятия и принципы в новых ситуациях;

    применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

    демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие
части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей
целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации
целого. Ученик:

    выделяет скрытые (неявные) предположения;

    видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

    проводит разграничения между фактами и следствиями;

    оценивает значимость данных.

5 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы
получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение
(выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся
сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает
деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем,
структур. Ученик:

    пишет небольшое творческое сочинение;

    предлагает план проведения эксперимента;

    использует знания из различных областей, чтобы составить
план    решения той или иной проблемы.

6 Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного 
материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных
и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях:
внутренних(структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели).
Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне,
например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех
предшествующих категорий. Ученик:

    оценивает логику построения материала в виде письменного
текста;

    оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость
того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

    оценивает значимость того или иного продукта деятельности,
исходя из внешних критериев.

1.     Какому 
уровню таксономии Блума может соответствовать  задание «Написать  эссе на тему:
«Письмо Президенту РК». (макс. балл -0,5)

Синтез

2.     Какому
уровню таксономии Блума может соотвествовать  задание «Найти
соответствие…..». (макс. балл -0,5)

анализ

3.     Какому
уровню таксономии Блума может соотвествовать  задание «Выделите схожие и
отличительные стороны восстания К.Касымова и С.Датулы». (макс. балл -0,5)

Анализ,
синтез.

4.     Дайте
оценку заданию на основе таксономии Блума
.(макс. балл -3)

Искусство задавания вопросов является очень важным:

* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает
школьников задавать свои собственные вопросы

* Школьники с большей вероятностью станут заниматься
самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые
вопросы

* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и
реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

1

Знание

1-B

А.

1.Подготовьте презентацию города Павлодара в разные исторические
периоды.

2.Напишите от лица жителя Павлодарского Приртышья  рассказ о
событиях, связанных с основанием форпост Коряковский и первыми годами его
существования.

2

Понимание

2-D

В.  Покажите, какие изменения произошли в нашем обществе (заполните
таблицу).

До независимости

В наши дни

Город

Быт и одежда

Культура и ценности

3

Применение

3-E

С.
Сравните условия жизни советского и современного поколения. Оцените условий
жизни и ценностей жизни.

4

Анализ

4-C

Д. Определите,
какие изменения произошли в тех местах, которые изображены на фотографиях.

5

Синтез

5-G

Е. Докажите, что жизнь и условия, в современном Павлодаре, гораздо
лучше, перспективней, чем в прошлом столетий. Аргументируйте свой ответ.

6.

Оценка

6 —A

G. Найти в дом. альбомах родственников, соседей, знакомых и пр.
фотографий, запечатлевших виды прошлого города Павлодар и его людей.

Наклеить две фотографии: прошлого и современного города.

1.    
Знание:   Когда
началась Вторая  Мировая   война?

    —
Что такое
  План   Барбаросса?

2. 
Понимание:  Расскажите   о   крупных  сражениях   Второй  Мировой   войны ?

3. 
Применение: Почему  был   разрушенн   план  «Молниеносной  войны»?

4. 
Анализ:  Что  является   следствием   Второй   Мировой  войны?

5.  Синтез:  
Напишите  эссе   о  героях-казахстанцах.

6.Оценка:   
Как   вы  оцениваете   характер  войны? Что  вы   можете   сказать  о   целях 
стран,  участвовавших  в  войне?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти радиус прямоугольника в метрах
  • Как найти кроссворд по картинке
  • Как составить брачный договор в браке на квартиру купленную до брака
  • Как найти ядро уравнения
  • Как составить план квартиры ребенку