Как составить технологическую карту урока музыки по фгос

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Структура технологической карты урока музыки. Планируемые результаты
урока
»

Составитель —

Волкова
Л.И. методист ГАОУ ПО ИРО

   Севастополь

2020

«Структура технологической карты урока музыки. Планируемые результаты
урока
»

Цель: изучение
вопроса составления “технологической карты”.

Технологическая
карта

– это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС второго поколения.

Термин
“технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

 Технологическая
карта урока

– современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся.

Технологическая
карта предназначена для проектирования учебного процесса.

 Сегодня
необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на
уроках.

Моделирование и
проведение урока музыки с использованием технологической карты позволяет
организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время
на подготовку учителя к уроку.  

Задача
технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в
обучении.

На каждом этапе
урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическую
карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для
него важен визуальный образ урока.

Параметрами
технологической карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного
материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 Технологическая
карта позволит учителю музыки:

o       
реализовать
планируемые результаты ФГОС второго поколения;

o       
системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;

o       
проектировать
свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от
поурочного планирования к проектированию темы;

o       
на
практике реализовать межпредметные связи;

o       
выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе
освоения темы.

Параметры урока:

1) Название этапа
урока.

2) Цели этапа
урока.

3) Содержание
этапа.

4) Деятельность
учителя.

5) Деятельность
учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Исходя из данного
определения, что технологическая карта урока – современная форма
планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, можно
выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании
технологической карты урока музыки:

·                  
необходимость
описания всего процесса деятельности;

·                  
указание
операций, их составных частей.

В структуре
технологической карты урока музыки необходимо предусмотреть следующие
возможности:

·                  
тщательного
планирования каждого этапа деятельности;

·                  
максимально
полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций,
приводящих к намеченному результату;

·                  
координации
и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

·                  
введение
самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание –
один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок,
а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в
том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над
технологической картой:

 1. Определение
места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка
цели урока.

3. Обозначение
этапов урока в соответствии с его видом.

4. Определение
результатов каждого этапа (формируемые УУД).

5. Выбор форм
работы на уроке.

6. Разработка
характеристики деятельности учителя и ученика.

Структура
технологической карты.

1-й этап.
«Организационно-мотивационный». Деятельность учителя: включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.  Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап.
«Формулирование темы урока».  Деятельность учителя: организовывает погружение в
проблему. Деятельность учащихся: узнают ключевое слово, которое является темой
урока.

3-й этап.
«Постановка цели и задач». Деятельность учителя: Подводит детей к формулировке
цели и задач урока. Деятельность учащихся: формулируют цель и задачи.

Соглашаются,
что для показа более глубоких знаний нужно сопоставить, проанализировать
имеющиеся знания.

4-й этап.
«Актуализация знаний (повторение материала прошлого урока)». Деятельность
учителя: предлагает учащимся вспомнить материал. Деятельность учащихся: отвечают
на вопросы учителя.

5-й этап.
«Открытие новых знаний». Деятельность учителя: организовывает устный
коллективный анализ учебной задачи. Дает сведения о композиторе. Показывает
портрет.

Проводит
слушание музыки. Деятельность учащихся: обсуждение учащимися гипотез.

Дают
интонационную характеристику. Обращают внимание на выразительность и
изобразительность музыки.

6-й этап.
«Первичная проверка понимания».  Деятельность учителя: нацеливает на
практическое задание. Деятельность учащихся: слушают музыку. Выполняют
практическое задание. Сиквейн. Ответы учащихся.

7-й этап.
«Применение знаний в практической деятельности». Деятельность учителя: Фиксация
в модели существенных отношений изучаемого объекта. Деятельность учащихся:
выполняют задание с последующей взаимопроверкой.

8-й этап. «Вокально-хоровая
работа». Деятельность учителя: показывает песню. Проводит беседу по
содержанию   песни. Деятельность учащихся: слушают. Отвечают на вопросы
учителя. Разучивают песню по музыкальным фразам или исполняют песню.

9-й этап.
«Итог урока». Деятельность учителя: подведение итога. Связь с другими
предметами. Выставление оценок. Деятельность учащихся: самостоятельно делают
выводы. Используют прием «ПОПС-формула», который позволяет кратко выразить
собственную позицию по теме.

10-й этап.
«Домашнее задание». Деятельность учителя: объясняет домашнее задание. Учебник,
вопросы в учебнике. Творческая тетрадь. Деятельность учащихся: выполнение
задания.

11-й этап.
“Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: контрольно-оценивающая
деятельность, организует рефлексию: предлагает заполнить карту самооценки.
Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Технологическая карта урока музыки,
соответствующего ФГОС

Тема урока

Тип урока

Место урока в изучаемой теме и его вид

Цель урока

Этапы
урока

Действия
учителя

Действия
учеников

Предметный
результат

Метапредметные
результаты

Личностные
результаты

Познавательные
УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативные
УУД

1.

Организационно-мотивационный.

Музыкальное
приветствие.

Музыкальный
ответ.

Узнают
музыкальное произведение.

Нацеливаются
на успешную деятельность.

Установление
контакта с учителем и одноклассниками.

Настраиваются

на
творческий труд.

Нацеливаются
на процесс познания.

2.

Формулирование
темы урока.

Организовывает
погружение в проблему.

Решение
кроссворда. Просмотр видеоролика.

Узнают
ключевое слово, которое является темой урока.

Демонстрируют
знания прошлых тем.

Формулируют
тему урока.

Взаимодействуют
с учителем во фронтальном режиме.

3.

Постановка
цели и задач.

Подводит
детей к формулировке цели и задач урока.

Формулируют
цель и задачи.

Соглашаются, 
что для показа более глубоких знаний нужно сопоставить, проанализировать
имеющиеся знания.

Формируется
целостное восприятие изучаемых объектов «в голове ученика».

Фиксируют
проблему; выделяют необходимую интересную информацию.

Овладевают
способностью принимать цели и задачи учебной деятельности.

Определяют задачу. Составляют план   и
последова-

тельность действий.

Планирование
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Устанавливают

связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4.

Актуализация знаний

(повторение материала прошлого урока)

Предлагает
учащимся вспомнить материал.

Отвечают
на вопросы учителя.

Демонстрируют
знания по основным понятиям.

Дают интонационную характеристику
музыки.

Выделяют
необходимую информацию.

 Осознание
учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Формирование 
эстетических потребностей.

5.

Открытие
новых знаний

Организовывает
устный коллективный анализ учебной задачи.

Дает
сведения о композиторе. Показывает портрет.

Проводит
слушание музыки.

Обсуждение
учащимися гипотез.

Дают интонационную характеристику.

Обращают внимание на выразительность и
изобразительность музыки.

Представляют
свои наблюдения и объясняют почему.

Расширяют
предметные знания.

Обсуждают
возникшие яркие музыкальные образы.

Выражают
музыку посредством муз. пластики. 

Ставят и формулируют проблему, если она
есть.

Анализируют, доказывают, аргументируют
свою точку зрения.

Поиск и выделение выразительных средств.

Оценивают
предлагаемую информацию.

Исследуют условия задачи, обсуждают
предметные способы решения.

Осуществляют контроль своих действий.

Волевая саморегуляция – способность к
выбору и преодолению препятствий.

Формируется
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Аргументация
своего мнения и позиции. Учет разных мнений.

Формируется
понимание получения результата.

Уважительно
относятся к иному мнению.

Овладевают
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

6.

Первичная
проверка понимания

Нацеливает
на практическое задание.

Слушают
музыку.

Выполняют
практическое задание.

Сиквейн.

Ответы
учащихся.

Выбор
правильного ответа, его обоснование.

Учатся
высказывать свои суждения о музыке.

Овладевают
логическими действиями обобщения.

Показывают умение анализировать.
Формируется волевая саморегуля-

ция.

Умение
сотрудничать с учителем и учениками.

Проявляют
собственное отношение к муз. образам. Формируется понимание получения
результата.

7.

Применение
знаний в практической деятельности.

Фиксация
в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Выполняют
задание с последующей взаимопроверкой.

Выбор
правильного ответа, его обоснование.

Владеют
знаниями по данной теме. 

Выделяют и осознают то, что усвоено. 

Воспринимают
ответы обучающихся.

Развитие
самостоятельности.

8.

Вокально-хоровая работа.

Показывает
песню.

Проводит
беседу по содержанию   песни.

Слушают.
Отвечают на вопросы учителя.

Разучивают
песню по музыкальным фразам или исполняют песню.

Понимают
текст песни.

Отрабатывают
чистоту интонирования.

Работают
над сценическим образом песни.

Формируются
представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии. Учатся воплощать музыкальные образы при исполнении песни.

Анализируют
музыкальное произведение.

Узнают
музыкальное произведение.

Обсуждают,
задают вопросы.

Умеют
оценивать свое исполнение.

Выражают
свои мысли по содержанию песни.

Наличие
мотивации к творческому труду.

Формируется
установка на здоровый образ жизни (вокало-терапия, ритмотерапия).

Реализация
творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

9.

Итог
урока.

Подведение
итога. Связь с другими предметами.

Я хочу
услышать от вас, что нового сегодня вы приобрели.

За счет каких
предметов мы расширили рамки этого урока.

Выставление
оценок.

Самостоятельно
делают выводы. Используют прием «ПОПС-формула», который позволяет кратко
выразить собственную позицию по теме.

Равивается
мышление, устная речь.

Структурируют
знания. Выполняют работу, анализируют.

Самопроверка

Развиваются
умения  осмысливать полученную информацию.

Формируется
умение точно выражать свои мысли.

Формируется
понимание связи между результатом и его применением.

Проявляют
желание узнать больше на следующих уроках.

Адекватно
понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

10.

Домашнее
задание.

Объясняет
домашнее задание.

Учебник,
вопросы в учебнике. Творческая тетрадь.

Выполнение
мини-доклада. 

Закрепляют
представления о роли музыки в жизни человека. Расширяется кругозор.

Осуществляют
поиск деятельности в разных видах и формах. Развивается умение находить
информацию и осмысливать ее.

Умение
находить информацию.

Реализуют
творческий потенциал в процессе выполнения домашнего задания.

11.

Рефлексия деятельнос-ти на уроке.

Контрольно-оценивающая
деятельность.

Предлагает
заполнить карту самооценки.

Заполнение
карт.

Высказывания
учащихся.

Проводят
контроль и оценку результатов деятельности. Происходит творческая переработка
изученной информации.

Осуществляют
пошаговый контроль по результату.

Развитие
умения осмысливать полученную информацию, формирование умения анализировать.

Рефлексия
своих действий.

Аргументируют
свое мнение и позицию. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формирование
целостного взгляда на мир.

Вырабатывается
самооценка на основе критерия успешности.

Составление технологической карты урока

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений, навыков, а виде формируемых способов деятельности.

Наш интерес к конструированию технологических карт урока обусловлен, в первую очередь, не только возможностью планировать и строить урок, но и фиксировать виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. 

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс:
Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

Контроль
Время:
Этапы:

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
  • Результативность решения дидактической задачи
  1. Содержание урока
  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
  1. Методы и средства обучения
  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
  1. Формы обучения
  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
  • Целесообразность использования предложенных заданий
  1. Результативность урока
  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
  1. Практическая направленность урока
  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
  • Взаимопомощь
  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
  1. Формирование ИКТ-компетентности
  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

10.Структура урока

  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
  1. Контрольно-оценочная деятельность
  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
  1. Педагогический стиль
  • Соблюдение норм педагогической этики
  1. Гигиенические требования
  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
  • Соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ

Таким образом, мы видим, что технологическая карта позволит учителю:

— Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

— Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

— Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

— Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

— Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

— Освободить время для творчества;

— Определить возможности реализации межпредметных знаний;

— На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

— Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

Приложение 1

В основе разработанной технологической карты урока музыки по теме «Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» (приложение 1) легла структура технологической карты, разработанной И.М. Логвиновой, Г.Л. Капонеевой, которая позволяет: 

  • тщательно планировать каждый этап деятельности как учителя, так и ученика;
  • максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности.

        В разработанной технологической карте урока представлено описание деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, что позволяет планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

        Разработанная  технологическая карта урока, реализующая цели формирования у обучающихся УУД, апробирована на практике и доказала целесообразность её использования. 

Данная разработка технологической карты адресована учителям музыки общеобразовательных школ, работающих по ФГОС НОО.

Тема урока: «Проблема малой Родины в музыкальном произведении

Э. Грига Сюита «Пер Гюнт»»

Раздел: В концертном зале. 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие

«Здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа установление рабочей обстановки.

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока.

 Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Этап подготовки к усвоению нового материала

Знакомятся с новым музыкальным жанром – сюита

Отгадывают ребус, придя к единому решению

Регулятивные УУД

Выполняют действия в устной форме

Этап усвоения новых знаний

Происходит знакомство с творчеством Э. Григом с музыкантом народной музыки родной страны…

Вместе с ребятами отправляются в путешествие по Норвегии, просматривая фотографии.

Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников

Слушают учителя о Норвежской природе и композиторе

Слушают 1 фрагмент сюиты «Пер Гюнт» «Утро»

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

Слушают стихотворение С.Есенина: «Загорелась зорька красная» выступление одноклассника, определяют взаимосвязь музыки и стихотворения

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения

Физминутка

Учащимся предлагается музыкальная игра, «Если весело живётся, делай так» игровой прием здоровьесбережения учащихся.

 Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру с элементами пластических движений.

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Продолжается путешествие по Норвегии:

«Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине, тайну тайн откроют мне»

Нашёл ли Пер Гюнт то, о чём мечтал?

направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся.

«вдоль скал мы дружно все идём.

На пещеру набредём

Кто же там? Ответьте!

Прислушайтесь все дети» показ видео «В пещере горного короля»

Куда же мы попали?

После такой встречи, какое решение примет наш герой?

Звучит 3 фрагмент сюиты «Песня Сольвейг», во время слушания учитель читает стихотворение.

Слушают 2 сюиту:

«В пещере горного короля»

Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Называют средства музыкальной выразительности.

Просматривают видео после чего

Описывают сказочный образ увиденного, отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: «Вернуться домой»

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Этап вокально-хоровой работы

Предлагает спеть современную детскую песню

Исполняют знакомую песню «Моя Россия»

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности

Правы ли те люди, которые покидают родные места в поисках лучшей доли?

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Этап информации о домашнем задании

Нарисовать рисунки к музыке Э.Грига.

Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить солнышко с лучиками, смайликами настроения.

На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.

Литература

  1. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Программа начального общего образования «Музыка. Начальная школа». М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
  2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., «Музыка»: учебник 3 класс // М.: Просвещение, 2012. 
  3. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс: (CD mp3)

Технологическая карта урока по музыке в соответствии с требованиями ФГОС 07.02.2019г.

Ф.И.О. Кувшинова Оксана Антоновна, учитель музыки МБОУ «СОШ №18 » г. Симферополь

Предмет: Музыка

Класс: 1 класс

Автор УМК: «Музыка 1-4 классы» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тема раздела: «Музыка и ты».

Тема урока: Музыка утра.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цель: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств (музыки, живописи, поэзии) в передаче мыслей, чувств, настроения человека от утренней природы и акцентировать внимание на музыке двух композиторов П.И.Чайковского и Э. Грига.

Задачи:

  • Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски – в живописи, слова – настроения в поэзии);

  • Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;

  • Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;

  • Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;

  • Развитие вокально-хоровых навыков;

  • Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.

  • Воспитание любви к родному краю.

  • Воплощать в рисунках картины природы в прослушанных музыкальных произведениях и представлять их на выставках детского творчества при выполнении домашнего задания.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийное оборудование

  • Экран

  • Фортепиано

  • Учебник для 1-го класса

Материалы к уроку: П.И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро», песня «Край, в котором ты живёшь», автор текста: Куксо Л., композитор:Рубашевский В.Учебник «Музыка» для 1 класса Е .Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, иллюстрации картин И.Левитана «Солнечное утро. Лес.», К.Крыжицкого «Озеро», портреты П.И.Чайковского и Э.Грига в презентации. Карточки для групповой работы, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Смайлики для самооценки. Солнышко и тучка.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ (презентация).

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2 минуты)

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Учитель обращает внимание уч-ся на своё рабочее место.

-Все к уроку мы готовы,

Чтоб узнать о чём – то новом?

Музыкальное приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята!»

….

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать?

-На что нужно обратить внимание во время приветствия?

Повторение пройденного.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации).

Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Организовать рабочее место учащихся, эмоционально настроить на урок.

На доске картинки с изображением людей и шарики со словами. Что видите? Как они связаны? Какое задание можете предложить?

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Музыкальное приветствие уч-ся:

«Здравствуйте, учитель!»

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать!

— Правильная, точная мелодия и дружное исполнение.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, предлагают соединить картинку с изображением человека со словом, которое ему необходимо для того, чтобы нарисовать картины природы.

Делают вывод

Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности.

Коммуникативные: — коллективное участие в исполнении.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении.

Регулятивные: — осуществление интонационного контроля.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.(4-5 минут)

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Давайте обратимся к художникам. Рассмотрим иллюстрации картин.

Обратимся к поэтам.

Работа с учебником с.46-47

Работа с учебником: стр.47 Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией.

Вспоминаем стихотворение И.Никитина

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Учащиеся рассматривают, обмениваются мнениями о том, какие чувства, настроение передают художники, изображая утро, какие краски при этом используют.

Учащиеся руками показывают то, что словами нарисовал поэт.

Уметь работать с иллюстрациями учебника.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.(4-5 минут)

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

О ком не сказали?

Что нам нужно, чтобы ответить на возникший вопрос? Значит, новое что-то узнаем, давайте наметим шаги, которые помогут нам ответить на вопрос, достичь цели. Обсудите в парах порядок работы.

На доску вывешивается алгоритм

-Давайте еще раз проговорим тему урока.

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

На какой вопрос постараемся найти ответ?

О композиторах, а как они рисуют картины природы, а именно утро.

Послушать музыку, ведь композиторы извлекают звуки.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.

Музыка утра. Может ли музыка нарисовать картину утра? Алгоритм:

-слушание

-определить настроение…

-муз. инстр.

-описать, что услышали

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.(10-15 минут)

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с алгоритмом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Расширение словарного запаса — объяснение значения предложенных слов (опираясь на свой опыт и словарь)

Можем показать характер пьесы «Зимнее утро»?

Вывод по первому музыкальному произведению: Может ли музыка нарисовать картину утра? Как у него это получилось?

Послушайте музыкальное произведение русского композитора П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Определить характер музыки из данных слов, на карточках и прикрепить на доску для обсуждения всем классом.

Показать движение мелодии руками.

Под руководством учителя выполняют составленный алгоритм действий. Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи

Слушание муз. произведения, ответы по алгоритму после прослушивания

Групповая работа: уч-ся выбирают слова, которые описывают характер музыки.

Пластическое интонирование (показ движения мелодии руками, предлагается кому-то из учащихся показать перед классом)

Ответы на вопросы

Умение правильно слушать музыкальное произведение, работать с предложенным материалом в группе

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки

5. Первичное закрепление темы.(5-6 минут)

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Послушайте музыкальное произведение норвежского композитора Э.Грига «Утро».

Выполняют задания по алгоритму, отвечают на вопросы, работа в группе

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Вокально – хоровая работа (7-10 минут)

Организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Вывод: Так может музыка нарисовать картину утра? Как композитору это удалось? Какими красками вы бы показали постепенное пробуждение природы – рождение нового дня? (после исполнения показать эти инструменты на плакатах в классе)

Оба композитора очень любили свою Родину и показали наступление нового дня на своей Родине, в своём краю. Давайте и мы исполним песню «Край, в котором ты живёшь».

Учитель аккомпанирует классу на фортепиано.

Самостоятельная работа. Пластическое интонирование (показ движения мелодии руками) поэтапно: сначала флейта (показываем поднятием правой рукой) и гобой (показываем поднятием левой руки) (игра «Угадай музыкальный инструмент»)- правая и левая рука, затем весь оркестр – обе руки.

Создать план рисунка, обсудить план будущей картины.

Покажите настроение от урока. Прикрепите лучик, если у вас прекрасное солнечное настроение или капельку, если у вас плохое и вам даже хочется плакать.

Давайте вспомним, что нужно помнить при исполнении песни. Как будем исполнять песню, выберите слова на карточках, постараемся передать это в песне?

Выполняют задание самостоятельно. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Обсуждение.

На доске учащимися создаётся картина настроения.

Тренируются правильно брать дыхание, выработка чистого унисона, округлости звука. Исполнение песни на сцене.

Подытоживаем увиденную картину.

Умение правильно брать дыхание, слушать друг друга, окончания фраз округлять.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки и в красках.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности- 3-5 минуты

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель проговаривает д/з , благодарит за работу и прощается с учащимися.

— Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель мы ставили?

-Назовите тему урока.

-Скажите, что нового вы узнали на уроке? Все ли поставленные задачи решили?

-Оценивают себя ученики смайликами, учитель благодарит за активную работу на уроке. Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь в работе?

Домашнее задание:

Рабочая тетрадь с.20 в красках передать музыкальные картины П.И. Чайковского «Зимнее утро» или «Утро» Э. Грига

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке. Научились через музыку видеть картины утра на примере произведений уже знакомого композитора П.И.Чайковского и познакомились с новым композитором другой страны Э.Григом. Композиторы, как и художники и поэты, могут нарисовать картины природы музыкальными красками.

Выбирают смайлик того цвета, который показывает, как ученик работал на уроке.(Зелёный – я молодец, было всё понятно; жёлтый – я старался, но мне нужно ещё поработать; красный — я не понял, я не работал)

Записывают домашнее задание (отмечают галочкой в тетради нужную страницу).

Уметь удерживать цель и сделать вывод о проделанной работе.

Уметь работать с материалом для оценивания

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

2. Актуализация опорных знаний

Первичное закрепление

Слушание фрагмента гимна РФ.
Ребята, что это за произведение?

Как нужно слушать это произведение?  
Как звучит эта композиция?
Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело!
А какие еще существуют символы нашей страны?
Посмотрите на экран, покажите, где находится герб и где флаг?

Что обозначает 3 полосы на флаге?

Что изображено на гербе?


Правильно, молодцы, ребята!

Предлагаю вам исполнить гимн торжественно и гордо. (на слайде слова)

Что мы сейчас делали?

Что это за произведение?

Это гимн РФ.

Стоя.

Торжественно, гордо.

Герб, флаг.

Флаг – это то, где изображено три полосы: белый, синий, красный. белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

А герб – представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В середине изображен щит с всадником.

Исполняют гимн.

Беседа

Повторение

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

    1. Открытие нового знания

Восприятие

Первичное закрепление

Музыкально-ритмические движения

Первичное закрепление

Творческое задание

3.4. Повторение и включение в систему знаний

Сегодня у нас необычный урок, а угадать тему урока поможет нам ребус, в котором два слова, а их буквы перемешены. (Е Ы Ы М Н З К А Ь Л У *** Ы И Н М Е С У Т Р Н Т) (Музыкальные инструменты)

Как вы думаете, о чем мы сможем узнать на уроке?

Я предлагаю с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте загадку.

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки.

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает

Но это необычные звёзды, они музыкальные. А отправимся к ним, через музыкальный поток воздуха, и, чтобы нам туда долететь, чтобы поток был хорошим, что нам нужно сделать? Вдыхаем через нос и тихо выдыхаем ртом (повтор 4-6 раз).

Ребята, а кто мне скажет, на чем мы сможем туда добраться?

Ребята, вдруг подул сильный ветер он становится все больше и больше, посыпались метеориты и нам нужно, чтобы наша ракета осталась в воздухе и её не сбило. Что ей нужно сделать?

А какой звук будет звучать, когда ракета будет увеличивать скорость?

А теперь давайте будем ускорять нашу ракету по моему жесту

Вот мы и с вами оказались на нашей волшебной звезде. А её жители, музыкальные инструменты, очень рады нам. Но они так любят свою звезду, что оберегают её от злодеев и хотят убедиться, что вы достойны находится на ней и подготовили для нас загадки.

Форте – громко, пиано – тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна.

Ну, конечно…

Дети, а кто знает, что же это за такой инструмент?

А кто видел фортепиано?

Он является главным на этой звезде.

Фортепиа́но (на слайде) – это струнно – ударный, клавишно – молоточковый инструмент. За его крышкой есть натянутые струны и молоточки, которые бьют по струне при нажатии клавиш.

Послушаем внимательно исполнение фортепиано. (слушание) 10 сек

О фортепиано можно сочинить стихи-загадки:

То ли зебра, то ли лесенка,

Прикоснись – и будет песенка

Дети, существуют две разновидности фортепиано.

Одна из них, это та, которую вы часто видите. Это фортепиано, которое стоит в классе или у кого – то дома. Это маленькое пианино – фортепиано, которое стоит в маленьких помещениях. Он предназначен для домашнего музицировали.

А есть и другая разновидность фортепиано, рояль – большой по объёму. Посмотрите на него. (на слайде). Ставят его в больших концертных залах, так как его звучание более объёмное.

На музыкальных инструментах исполняют музыку. Людей, которые играют на фортепиано, называют исполнителям — пианист.

Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он писал очень много музыки. Когда он был маленький, у них в семье часто звучала музыка. В 5 лет маленький Петя умел уже играть на фортепиано и уже начал сочинять музыку. Его музыка была столь прекрасна, что стала постепенно известна во всём мире. Петя, когда вырос стал великим музыкантом, был профессором, учил музыки студентов. А позже поехал за границу и там сыграл свои сочинения. И музыка Петра Ильича Чайковского так понравилась за границей, что он стал известен, представляете, всему миру.

Слушание музыки

Давайте послушаем одно из замечательных произведений Петра Ильича Чайковского.

«Марш деревянных солдатиков»

Ребята, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

Слушание

(1 минута) П.И. Чайковского

Осмысление

Анализ музыкального произведения

Ребята, так какая эта музыка?

Какое настроение вызвала она у вас?

Ребята, но я хочу вас познакомить с музыкой ещё одного выдающегося композитора.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Этот композитор, тоже очень любил музыку. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну музыку прославленного композитора — Шопена и Бетховена.

Ребята, но музыка Прокофьева совершенно другая по своему настроению.

Я предлагаю вам послушать «Марш» С.С. Прокофьева (1 минута)

Но перед слушанием вспомним, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

Слушание (1 минута)

Какой марш получился у этого композитора?

Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем?

Ребята, что мы сейчас делали?

Что за произведения мы слушали?

Фортепиано и жители музыкальной звезды решил подарить нам свою любимую песню «Весёлая мышка»

Не забываем, что слушаем мы внимательно и в тишине

Я предлагаю вам прослушать песню и ответить на вопросы.

Какое настроение передает нам песню?

Какие чувства вы испытали?

Слушание

Восприятие

Анализ:

Итак, ребята, какое настроение передает нам песня?

Какие чувства вы испытали?

Давайте с вами попробуем прохлопать пульс песни.

Я предлагаю с вами разучить эту песню по фразам. Я проговариваю фразу, вы внимательно слушаете. Когда я покажу вот такой жест, вы повторяете фразу.

Разучивание песни

Закрепление песни

Давайте исполним ее по рядам.

Сначала поют мальчики, затем девочки.

Ребята, а что хочется делать под эту песню.

И я предлагаю нам немного потанцевать. Повторяйте движения за мной.

Итак, ребята, что мы сейчас делали?

Какую песню мы изучили?

Следующие интересное задание, которое мы выполним:

Представьте, что мы окунулись в прошлое. И Пётр Ильич Чайковский или Сергей Сергеевич Прокофьев готовится к выступлению.

Но вот беда, нет никаких телефонов и соцсетей.

Как люди узнают об этом выступлении?

Правильно ребята, это объявление называется, афиша. И ваша задача придумать и схематичное изобразить то, чтобы вы хотели увидеть или как бы вы хотели, чтобы эта афиша выглядела.

Давайте мы покажем друг другу наши афиши

Какие вы молодцы ребята. Теперь жители звезды, музыкальные инструменты, уверенны в вас, они знают, что их планета в надёжных руках. И готовы ко встрече с вами в любое время

Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте заведём мотор нашей ракеты по моему сигналу.

И вот мы дома.

О каких музыкальных инструментах мы узнали?

Музыкальные произведения каких композиторов, мы сегодня слушали?

Какую песню на сегодняшнем уроке мы изучили?

Что ещё мы делали?

Ну, а наш урок подошёл к концу

Дома вы должны будете повторить песню «Веселая мышка»

— о музыкальных инструментах

— звёзды

Подышать

На прекрасной ракете

Увеличить скорость

Ууууууу…

Ууууу…

Фортепиано

Ответы детей

Слушают учителя

Слушают исполнение фортепиано

Пианино

Смотрят на слайд

Слушают учителя

Слушают произведения

В полной тишине, музыка не любит, когда шумят

Маршевая

Игривое, звонкое, задорное, бодрая, праздничное, маршевая, величественная, гордая.

В полной тишине

более быстрая, игривая, смелая, напористая, стремительная, живая, яркая, чёткая

Ответы детей

Марш Прокофьева быстрее, динамичнее

Отвечают на вопросы

Слушают песню, отвечают на вопросы.

Весёлое, задорное, забавное, громкое, солнечное, ликующая, бодрящая, танцевальная

Прохлопывают в пульс.

Разучивают песню

Исполняют песню

Поют по ролям

Исполняют музыкально – ритмические движения

Ответы детей

Внимательно слушают

Они могут увидеть объявление

Изготавливают афишу

Ууууууу…

Ответы детей

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета

формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

Метод проблемной ситуации

Рассказ

Демонстрация

Метод содержательного анализа произведения

Формирование готовности восприятия учебного материала

Метод содержательного анализа произведения

Беседа

Формирование готовности восприятия учебного материала

Метод моделирования художественно-творческого процесса

беседа

Творческая работа

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие музыкально-эстетического чувства,

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;

​​​​​​​
П. И. Чайковский «Лето»
MP4 / 19.26 Мб

Урок музыки в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

«Мастерство исполнителя»

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки, показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения.

Тип урока

Закрепление изученного

Планируемые результаты (предметные)

Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами.

Личностные результаты

Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы и формы обучения

Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая.

Основное содержание темы, понятия и термины

Вокальная музыка, инструментальная музыка, исполнитель.

Образовательные ресурсы

Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: Сюита «Шутка» Бах, Симфония №40 Моцарт, «Патетическая соната» Бетховен, «Утро» Григ.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь.

Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

1. Беседа

С каким композитором мы работали на прошлом уроке?

Какие музыкальные произведения прослушивали? (Революционный этюд, прелюдия 3 20)

Дайте им характеристику.

Что вам запомнилось из биографии Шопена?

Молодцы ребята, в очень хорошо запомнили тему прошлого урока, пора узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Задает вопросы по ранее изученному материалу;

закрепляет знания учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Проблемная ситуация.

2.Формулирование темы и целей урока

Скажите ребята, как называется человек, исполняющий песни? (певец).

Как называется человек, который пишет песни и музыку к ним? (композитор).

Как называется человек, который играет музыку? (МУЗЫКАНТ).

Откройте учебник на странице 118 и прочтите тему нашего урока.

Какие целы, мы поставим перед собой?

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1. Беседа о исполнителях

2. Работа с учебником на с 118-119

3. Знакомство с С.Я. Лемешевым

4.Прослушивание арии «Евгений Онегин» из оперы Ленского

5. Знакомство с С. Рихтер

6.Прослушивание пьесы «Весна» из цикла «Времена года»

7. Исполнение песни «Катюша»

Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.

А теперь, ребята, откройте учебники на стр.118-119. Как вы думаете. чьи это портреты? (ответы ребят) У нас на развороте учебника есть фотографии великих исполнителей. Это и инструменталисты, и вокалисты. Давайте познакомимся с великими исполнителями вокальной и инструментальной музыки.

Советский дирижер Борис Эммануилович Хайкин говорил о Сергее Лемешеве следующее: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего, как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны. Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован! И так на протяжении пятидесяти лет. Когда мы с ним выступали вместе, я, стоя за дирижерским пультом, не мог отказать себе в удовольствии украдкой посмотреть в боковые ложи, доступные моему взгляду. И я видел, как под воздействием высокого артистического вдохновения одушевлялись лица слушателей».

Я вам предлагаю послушать арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Лемешева и оркестра под руководством Бориса Хайкина. Запишите в тетрадь опера «Евгений Онегин» ария Ленского.

Какую особенность оперы мы можем выделить? (трудно воспринимается на слух).

А теперь я хочу, чтобы вы познакомились с еще одним исполнителем. На с. 118 облокотившись на рояль изображен Святослав Рихтер.  Это великий советский пианист. Кстати, в марте этого года исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного пианиста. В Белгородской филармонии отмечали эту дату. Рихтер был не только выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворением современного универсального музыканта-просветителя. Огромный репертуар Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной жизни, включал музыку разных эпох.

Теперь я предлагаю послушать пьесу из цикла пьес «Времена года» П.И.Чайковского. какое настроение нам передал композитор? Какой лад у этой песни? (минор). Темп?

советский пианист С.Т. Рихтер во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. Рихтер показал КАК ДÓЛЖНО поступать в ситуации, когда Родина находится в опасности, а народ уничтожают варвары. Знаете ли вы военные песни? Исполним песню «Катюша». Одной из первых исполнила её исполнила Лидия Русланова. (Слайд 11) Давайте послушаем великую и бесстрашную исполнительницу военного времени Лидию Русланову.

Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант»

Задает вопросы

Слушают и воспринимают новую информацию.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

1. Беседа

Ребята, какие музыкальные произведения мы с вами прослушали на уроке?

С какими выдающимися людьми вы познакомились?

Какие чувства хотел нам передать автор?

Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.

Отвечают на вопросы учителя.

VI. Подведение итогов урока.

Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний.

1.Обобщающая беседа.

3.Выставление оценок

Подведем итоги сегодняшнего урока.

С какими музыкальными жанрами вы сегодня познакомились?

С какими пианистами и исполнителями мы сегодня работали?

Какое у вас настроение от прослушивания произведений?

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пещеру вардена в майнкрафте
  • Как исправить ошибку iw4sp
  • Как найти число смежных классов
  • Как составить расписание рабочего дня
  • Как можно исправить гиперлордоз