Как составить технологическую карту урока по географии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Подготовил: Нурсалиев Амангельды Тлекович,

учитель географии

Самбург

2019

В соответствии с требованиями ФГОС организовать урок может помочь технологическая карта урока.

Что это? Технологическая карта урока Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

В дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.  

Отличительные черты технологической карты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД). Структура технологической карты включает:

  1. название этапа урока;
  2. цели этапа урока;
  3. содержание этапа;
  4. деятельность учителя;
  5. деятельность учащихся;
  6. формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая);
  7. результат (формируемые УУД, продукт).

Главная задача технологической карты урока — отразить деятельностный подход в обучении, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.  

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:  личностных;

  • метапредметных;
  • предметных

Рассмотрев достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.

Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.  

Вашему вниманию предлагается:

  1. Варианты составления карты. 
  2. Приложение — список универсальных учебных действий (УУД), использование на уроке.

Технологическая карта урока географии

Таблица № 1

Авторы, разработчики:  

Учитель географии  Нурсалиев Амангельды Тлекович

Предмет

География (раб.программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, изд-во Дрофа. или др. 

Класс

5 класс

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

технология критического мышления.

Цель

Углублять и развивать знания

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания об…  

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия  

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. 

Таблица № 3

Орга

низация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов  

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Таблица № 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: 

  • определять степень успешности

выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • публично защищать свою позицию

Личностные УУД:

— осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты: — актуализация и систематизация знаний

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму песни на экране — фото, зачитали стих, и др. Как вы думаете, о чём поется, что видите, что главное? Почему в ней говорится о…
  2. Представляет собственный вариант рассуждений по теме…
  3. В современной науке до сих пор… Предлагает отправиться в экспедицию, путешествие  с целью подтвердить или опровергнуть по теме урока…

Пример по теме «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист (на каждую группу) участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5 класса МБОУ «ШИСОО» с. Самбург, команды «Земляне»

Ф.И.О. Нурсалиев Амангельды Тлекович

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от  Солнца

Период обращения

вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий  

Комментируют и объясняют, о чём поется в этой песне, почему в ней говорится и т.д. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. Делятся на команды.

Вспоминают, что знают об этом, анализируют дополнительную информацию, каждая группа работает с доп. литературой, учебником, атласом, выбирают информацию по теме, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

Пример «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400°С, а на ночной -100°С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500°С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

Осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

— осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

— анализ объектов с целью выделения признаков,

— определение основной и второстепенной информации,

— проводить синтез (восстановление целого из частей),

— анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

— учет разных мнений,

— планирование работы учебного сотрудничества,

— управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

— учебно-познавательный интерес,

— самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

— знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

— умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

— развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

2. Целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»

Этап         №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.                                                                                

2.                                         

3.                                         

4.                                         

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

— расстояние от Солнца -150млн.км;

— период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле:

1. Защищает от метеоритов и опасного космического излучения.

2. Сохраняет тепло в ночные часы.

3. Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом. Введение понятия «озоновый экран».

4. Поставляет углекислый газ для питания растений.

5. Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1. Входит в состав всех живых организмов.

2. Является средой обитания.

3. Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

Значение почвы для жизни на Земле:

  1. Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
  2. Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Этап №3. Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1. Входит в состав                                        

2. Является                                        

3. Обеспечивает процесс создания растениями                                        

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— выстраивание логической цепочки рассуждения;

— рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

— называть методы изучения

Земли;

— объяснять значение понятий: Солнечная система, Вселенная, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран»,

— приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

  1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

  1. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

1. Организует процедуру самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).

2. Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие.

— Интерактивная сказка «Приключения Росинки».

3. Итог урока.

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

— А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

  1. строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  2. строка – два прилагательных.
  3. строка – три глагола.
  4. строка – фраза, несущая определенный смысл.
  5. строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполнение теста

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы:

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое         задание:         сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37

Пример синквейна с урока: Урок географии

Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово!

Инфоурок


География

ПрезентацииПрезентация на тему: «Создание технологических карт к урокам географии»

Презентация на тему: «Создание технологических карт к урокам географии»



Скачать материал

Универсальные учебные действия(УУД)  Универсальные учебные действия можно опр...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 49 человек из 33 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Универсальные учебные действия(УУД)  Универсальные учебные действия можно опр...

    1 слайд

    Универсальные учебные действия
    (УУД) Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося,
    которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
    включая и организацию этого процесса.

    УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные

  • Действия по подготовке к урокуВыбрать тему урока
Определить место урока в тем...

    2 слайд

    Действия по подготовке к уроку
    Выбрать тему урока
    Определить место урока в теме, тип урока
    Сформулировать цель урока
    Обозначить задачи урока, т.е. что нужно сделать, чтобы достичь цели урока
    Выбрать методы и формы работы
    Подобрать задания

  • Составление технологических карт к урокам географии в соответствии с требован...

    3 слайд

    Составление технологических карт к урокам географии в соответствии с требованиями ФГОС
    Поникленко И.Н., учитель высшей категории
    МБОУ СОШ № 19 Азовского района

  • Проектирование урока с позиции формирования УУД

    4 слайд

    Проектирование урока с позиции формирования УУД

  • Образовательная задача урока и УУД

    5 слайд

    Образовательная задача урока и УУД

  • Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсо...

    6 слайд

    Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон

    Уроки «открытия» нового знания.
    Уроки рефлексии.
    Уроки общеметодологической направленности.
    Уроки развивающего контроля.

  • Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходи...

    8 слайд

    Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий  технологический процесс  или техническое обслуживание объекта

  • Технологическая карта урока – 
это способ графического проектирования урока,...

    9 слайд

    Технологическая карта урока –
    это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

  • Структура технологической карты название темы с указанием часов, отведенных н...

    10 слайд

    Структура технологической карты 
    название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
    цель освоения учебного содержания
    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
    основные понятия темы
    технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
    контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

  • Технологическая карта урока, 
соответствующая требованиям ФГОС

    11 слайд

    Технологическая карта урока,
    соответствующая требованиям ФГОС

  • 2. Технологическая карта урока

    12 слайд

    2. Технологическая карта урока

  • 3. Технологическая карта урока

    13 слайд

    3. Технологическая карта урока

  • Примеры формулировок деятельности учителя и обучающихся

    14 слайд

    Примеры формулировок деятельности учителя и обучающихся

  • Технологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ФГО...

    17 слайд

    Технологическая карта позволит учителю:
    реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
    определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
    осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
    проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
    освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
    определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
    соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
    обеспечить повышение качества образования.

  • Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа  из неск...

    18 слайд

    Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных

  • Фрагмент урока: работа с заданиями на установление 
соответствия или закономе...

    19 слайд

    Фрагмент урока: работа с заданиями на установление
    соответствия или закономерности

  • Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление 
общих признаков (найди «лишн...

    20 слайд

    Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление
    общих признаков (найди «лишнее»)

  • Фрагмент урока: работа с заданиями  на восстановление текста
 («Заполни пропу...

    21 слайд

    Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста
    («Заполни пропуски»)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 305 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.08.2015
  • 647
  • 0
  • 27.08.2015
  • 411
  • 0
  • 27.08.2015
  • 2246
  • 1
  • 27.08.2015
  • 977
  • 1
  • 27.08.2015
  • 562
  • 1
  • 27.08.2015
  • 658
  • 4

Рейтинг:
5 из 5

  • 27.08.2015
  • 9299
  • 48

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»



  • Скачать материал


    • 27.08.2015


      1071
    • PPTX
      548.7 кбайт
    • 11
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Поникленко Ирина Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Поникленко Ирина Николаевна

    • На сайте: 8 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 14741
    • Всего материалов:

      8

  • Материки и океаны
  • Где я?

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ГЕОГРАФИИ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся, а также поэтапного формирования общих компетенций, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Структура технологической карты представлена в виде таблицы, где в начале дается традиционная «шапка», в которой уместно прописать предмет, класс, тему урока, дату,тип урока, УМК, актуальность использования средств ИКТ. Далее цели и задачи урока, универсальные учебные действия, вид используемого на уроке ИКТ, аппаратное обеспечение и организационная структура урока (этапы урока).

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

3. Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности

4. Изучение нового материала. Теоретическая часть;

5. Практическая часть (первичная проверка понимания изученного);

6. Закрепление пройденного материала;

7. Домашнее задание;

8. Рефлексия.

ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока.

После этого дается задание творческого или проблемного характера. Таким образом, учащиеся ставят перед собой учебную задачу и готовы к учебно-познавательной деятельности. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный подход.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учеников.

Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и отрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторения объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.

ПРАКТИЧЕСКИЙ. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно — деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРАЛА. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.

Этот этап может быть организован в виде фронтального опроса, а при технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемая самостоятельная работа. Слабые ученики для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу). Ученики другой группы могут выполнять незначительное количество заданий другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.

Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.

Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

ПРИМЕР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предмет, класс

География, 6 класс.

Тема урока

Дата

Географические координаты (широта, долгота

Тип урока

комбинированный

Учебно-методический комплекс

Учебник «География начальный курс» 6 класс Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., § 12,13; Атлас с комплектом контурных карт.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование средств ИКТ для активации познавательной деятельности. Использование дополнительных источников информации (схемы, перфокарты, рисунки). Использование тематической презентации.

Цель урока

Знакомство с географической широтой, долготой и способами их определения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Научить определять географическую широту и долготу.

Сформировать понятие географические координаты.

Развивать навыки работы с картографическим материалом.

Формирование коммуникативной культуры. Воспитание уважительного отношения в классном коллективе.

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Формировать умения работать с информацией

Формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умение аргументировать свое мнение

Формировать умения управления действиями, слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу

Формирование способности к самоопределению, развивать чувства сопереживания, уважительного отношения к иному мнению

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

1С: Образовательная коллекция. География 6-10 классы.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

мультимедийный проектор, компьютер, программные средства

Образовательные ресурсы Интернет

Использование сайтов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный этап

Цель

Подготовка к активной и сознательной работе на уроке; знакомство с планом урока

Длительность этапа

2 минуты

Основные виды деятельности преподавателя

Обеспечивает благоприятный настрой. Психологическая подготовка к общению.

Деятельность учащихся

Настраиваются на работу.

ЭТАП 2

Проверка знаний учащихся

Цель

Развитие логического мышления, формирование устной речи. Формирование навыков работы с картографическим материалом.

Длительность этапа

6 минут

Основные виды деятельности преподавателя

Организация, контроль, коррекция

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы по теме «Градусная сеть. Параллели и меридианы»

Прогнозируемый результат

Быстрая проверка опорных знаний.

ЭТАП 3

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Цель

Обеспечить деятельность по совместной формулировке целей урока.

Длительность этапа

2 минуты

Основные виды деятельности преподавателя

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

ЭТАП 4

Изучение нового материала. Теоретическая часть.

Цель

Научить определить географическую широту и долготу. Знакомство с географическими координатами.

Длительность этапа

18 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Получение дополнительной текстовой и иллюстративной информации.

Деятельность учащихся

Отвечаю на вопросы. Делают записи в тетрадях.

Основные виды деятельности преподавателя

Обеспечить глубокое и полное усвоение нового материала

Прогнозируемый результат

Верное определение географической широты, долготы, координат.

ЭТАП 5

Практический

Цель

Первичная проверка понимания изученного. Формирование навыков работы с географической картой.

Длительность этапа

8 мин

Деятельность учащихся

Работают с картами атласа. Перфокартами.

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществлять руководство деятельностью учащихся;

Прогнозируемый результат

Верное выполнение предложенных заданий

ЭТАП 6

Закрепление пройденного материала

Цель

Обеспечить использование полученных знаний при решении учебных задач

Длительность этапа

4 мин

Деятельность учащихся

Решение поставленных учебных задач

Основные виды деятельности преподавателя

Коррекция

Прогнозируемый результат

Верное выполнение предложенных заданий

ЭТАП 7

Домашнее задание

Цель

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Длительность этапа

2 мин

Деятельность учащихся

Записывают в дневник: прочитать § 12,13.выполнить задание (вопрос) 3 на стр 34,

Основные виды деятельности преподавателя

Поясняет домашнее задание

ЭТАП 8

Рефлексия.

Цель

Подведение итогов и оценка работы учащихся

Длительность этапа

3 минуты

Деятельность учащихся

Осмысление результатов своей работы. Самооценка деятельности.

Основные виды деятельности преподавателя

Подводит итоги урока, выставляет оценки.

Список использованной литературы:

·

· Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

· Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

·

· Примерная основная образовательная программа начального общего образования

  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года
  • Журавкова Т.К., методист УМЦ ПО, Скоморохова О.М., зав.кабинетом УМЦ ПО, Скуратович С.В., зав.кабинетом УМЦ ПО. «Методика современного урока» Методические рекомендации. Могилев, 2007 г.

Проектирование технологической карты урока географии.

Давыденко Елена Алексеевна

магистр государственного управления

учитель географии

МБОУ СОШ № 50

г. Иркутск

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся — технологическая карта урока. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, или возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать аспекты, на которые нужно ориентироваться:

— в ней должен быть записан весь процесс деятельности;

— должны быть указаны операции, их составляющие.

Для реализации поставленной цели очень полезным оказались идеи Мороза Н. Я. об особенностях конструирования технологической карты урока. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуры карты выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

— блок целепологания (что необходимо сделать, воплотить);

— инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

— блок организационно – деятельностный (структуризация: действия и операция)

.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица – замкнутая матрица,

Предлагаемая разработка — технологическая карта урока географии (приложение ) не являются готовым образцом деятельности учителя. Она являются лишь иллюстрацией, доказательством того, что способ проектирование урока на основе технологической карты работает, что он жизнеспособен и существенно повышает качество образовательного процесса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Авторы

Давыденко Елена Алексеевна, учитель географии, МБОУ г.Иркутска СОШ № 50

Класс

6 класс

Авторы УМК (Программы учебного курса)

Под редакцией А.И. Алексеева

Тема урока

Озера, подземные воды, ледники

Тип урока

комбинированный

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностная

Осуществля- емые действия

Осущест-вляемые действия

Формируе-мые способы деятель-ности

Осуществ-ляемые действия

Формируемые способы деятель-ности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятель-ности

Осущест-вляемые действия

Формируе-мые способы деятель-ности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I. Актуализа-ция знаний и умений.

1.Актуализация понятий «Реки» и плана анализа географическо-го объекта «Реки».

1.Просит вспомнить и записать на доске план анализа географическо-го объекта «Реки».

Во фронталь-ном режиме (по вызову учителя) озвучива-ют план анализа географического объекта

Анализи-ровать сказанное, осуществ-лять актуализа-цию знаний, с выделением существен-ных и несущест-венных признаков.

Слушают отвечаю-щих одноклас-сников

Понима-ют и воспринимают на слух словесные указания учителя

Самокон-тролируют знание плана, анализа географи-ческого объекта «Реки»

Прини-мать и сохранять учебную деятель-ность

Самоконтроль процесса составле-ние плана анализа.

оценивать правиль-ность выполнения

2.Ставить цель слушания сообщений по теме «Реки», в рамках домашнего задания: по ходу ответов учащихся осуществлять анализ полноты хара-ктеристики объекта «Реки

Слушают учителя и одноклас-сников.

Понимают на слух словесные указания учителя.

Уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Вызывает учащихся для сообщений по теме «Реки – артерии Земли».(2 человека)

Вызванные учащиеся: отвечают

Класс: восприни-мают информа-цию отвечаю-щих

Класс анализурует информацию на соответствие всем необходи-мым позициям плана.

Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключе-ний об объекте «Реки», его строении, свойствах и связях.

Класс: слушает отвечаю-щих одноклас-сников.

Вызванные учащиеся:

строят монологи-ческие высказыва-ния.

Класс: понима-ют и воспринимают на слух ответ учащегося Вызван-ные учащиеся: интериор-ганизация – умение строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Класс: уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.Предлагает определенным учащимся после озвучивания сообщений выступить экспертами – оценить степень полноты и правильности характерис-тики объекта «Реки» (2 чел.)

Вызванные учащиеся: отвечают

Класс: восприни-мают анализ отвеча-ющих

Класс: анализирует информацию по качеству проводимого анализа

Класс: слушает отвечаю-щих одноклас-сников.

Вызванные учащиеся:

строят монологи-ческие высказыва-ния.

Класс: понима-ют и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызван-ные учащиеся:

умение строить понятные для собеседника речевые высказывания

Отвеча-ющие «эксперты оценивают степень полноты и правиль-ности характе-ристики объекта «Реки».

Класс: осуществ-ляет самокон- троль совпадения своего мнения с экспертами

Класс и отвечаю-щие «эксперты» уметь оценивать правиль-ность выполне-ния действия на уровне адекват-ной оценки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Подводит итог качества экспертизы – анализа степени полноты и правильности характерис-тики объекта. Выставляет отметки

Слушают учителя

Понимают и воспринима-ют на слух словесные указания учителя.

Адекват-но воспринимать оценку учителя

Физминутка

Проводит физкульт-минутку

2.

Актуализация понятия «физическая карта»

1.Организует работу по карте. Предлагает определенным учащимся после показа выступить экспертами.

Вызванные учащиеся во фронталь-ном режиме (по вызову учителя) показыва-ют реки России. Класс: набюлю-дают за показом рек.

Идентифици-ровать географичес-кие объекты на карте.

Слушают отвечаю-щих одноклас-сников

Понима-ют и воспри-нимают информа-цию на слух и визуально.

Проводят анализ выполнен-ной работы на контурной карте по теме «Реки – артерии Земли»

Прини-мать и сохранять учебную задачу

Самоконтроль процесса работы с картой

оценивать правиль-ность работы с контурной картой

2. Подводит итог работы с картой. Выставляет отметки.

Слушают учителя

Принимают и воспринима-ют на слух словесную информацию

Адекват-но воспринимать оценку учителя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II. Изучение нового материала (усовершенст-вование способа деятельности)

1.Проводит вводную беседу (актуализация жизненного опыта), позволяющего выяснить:

— знают ли учащиеся какие-либо водные объекты, в том числе озера;

— насколько знакомы дети с понятием «подземные воды», «ледники» и каковы их признаки.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя

Осущест-вляют актуализа-цию личного жизненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектах «озеро», «подземные воды», «ледники» его строении, свойствах и связях.

Взаимодей-ствуют с учителем во время опроса, осуществ-ляемого во фронталь-ном режиме.

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания

Контроли-руют правиль-ность ответов учащихся.

Уметь слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой; прини-мать и сохранять учебную цель и задачу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.Подводит итог обсуждения и организует постановку цели:

— что мы будем изучать на данном уроке?

-каким образом мы будем изучать особенности озер, подземных вод, ледников?

— что для этого нам необходимо сделать?

Вызванные учащиеся:

— во фронталь-ном режиме делают вывод:

— об изучении на данном уроке озер, подземных вод, ледников

— о необходи-мости использования плана анализа географи-ческого объекта;

— о необходи-мости перера-ботки плана анализа географи-ческого объекта «Реки» в соответст-вии с особен-ностями озер.

Идентифи-цировать способ деятель-ности по заданным (алгоритм анализа водного объекта)

3.Организует работу по выполнению тестового задания (письменно по карточкам) где записывается понятие «озера, подземные воды, ледники»

В индиви-дуальном режиме (каждый учащийся самостоя-тельно) решают тест и дают определе-ния понятию «озера, подземные воды, ледники»

Уметь выделять существен-ные признаки предмета.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Организует работу по контролю за выполнением текстового задания: предлагает оценить правильность заполнения теста в парах друг у друга.

Осуществ-ляют проверку выполне-ния текстового задания в парах.

Умение обнаружи-

вать ошиб- ки и отклонения;

Выносить соответствующие коррективы (исправле-ния0

Работают в парах (поменяв партнера)

Умение осуществ-лять взаимо-контроль и взаимо-помощь, обосно-вывать свою точку зрения

Рефлексив-ный контроль

Умение давать оценку результа-тов учебной деятель-ности

Ориентация на выполне-ние мораль-ных норм, регулирую-щих поведение в группе;

Формиро-вание границ собствен-ного знания и незнания

5. Организует работу учащихся в группах

Формирова-ние групп в зависимости от разбивки учебных зон в кабинете.

Выбор руководителя группы

Правильно выполнять команды учителя.

Вниматель-но слушать учителя

Прини-мать и сохранять учебную задачу.

6.Мотивиру-ет к составлению плана анализа географическо-го объекта «озеро», «ледники»

— обсудить в ходе индивидуаль-ного текста понятия озера, подводные воды, ледники и записать окончатель-ный вариант определения.

Выдает каждой группе карточку «План анализа объекта «озера, ледники»

Слушают учителя

Понимают и воспринима-ют на слух словесные указания учителя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.Контролиру-ет работу групп и при необходимос-ти помогает группам в выполнении заданий.

Заполняют карточку «План анализа географи-ческого объекта «озера», «ледники» в группах

Самостоя-тельное создание способов решения проблем (свой вариант плана анализа); умение осуществ-лять сравнение (признаков разных водных объектов) по заданным критериям.

Обсуждают задания в группах

Строить понятные для собеседника высказывания; догова-риваться и прихо-дить к общему решению в совмест-ной деятель-ности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

Выпол-нять учебные действия в материа-лизо-ванной, громко-речевой и умствен-ной форме; планиро-вать свое действие в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализа-ции, в т.ч. во внутрен-нем плане

Ориентация на выполне-ние мораль-ных норм, регулирую-щих поведение в группе и классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Предлагает группам (по желанию или выбору учителя) принять на себя роли:

— спикеров (представляю-щие свой план анализа)

— экспертов (оценивающие представлен-ную характеристи ку план и определение изучаемых географичес-ких понятий

Обдумы-вают особен-ности деятель-ности в составе своей группы

Идентефицировать (осознавать) принад-лежность к группе «спикеров» или «экспер-тов»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Организует работу по контролю за выполнением карточки «План анализа географичес-ких объектов «озеро», «ледник»

— предлагает одной из групп озвучить характерис-тику изучаемого географического объекта

— предлагает остальным группам (или фронтально по вызову учителя) вынести заключение о правильности озвученной характеристи-ки, плана и определения понятий.

Руководи-тель группы «спике-ров»: озвучивает характе-ристику одного из географи-ческих объектов на основе разрабо-танного плана, все остальные члены группы при необходи-мости дополняют или уточняют своего спикера.

Руководи-тели групп «экспертов»:

Озвучива-ют оценоч-ное суждение о правиль-ности данной характе-ристики, плана и определе-ния географи-ческих понятий;

Записыва-ют на доске совместно выработан-ное понятие изучаемых объектов

Руководи-тель группы «спикеров»: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключе-ний о изучаемом географичес-ком объекте, его строении, свойствах и связях

Взаимодействуют друг с другом и учителем во время опроса.

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания

Группа «экспер-тов»: контроли-руют правиль-ность ответов учащихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установ-кой; прини-мать и сохранять учебную цель и задачу;

Оцени-вать правиль-ность выполне-ния действия на уровне адекват-ной ретроспек-тивной оценки

Формиро-вание границ собствен-ного знания и «незнания»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Организует сравнение совместно выработан-ного определения изучаемых географичес-ких понятий с определени-ем, приведен-ным в учебнике.

В индиви-дуальном режиме читают определе-ние в учебнике (в дополни-тельной литературе).Во фронтальном режиме озвучива-ют заключе-ние о расхожде-нии в определе-ниях понятий изучаемых географи-ческих объектов

Осущест-влять сравнение по заданным критериям

Доказывать свое мнение, делать выводы и заключения.

Класс:

— слушает учащихся;

— при необходи-мости дополняют -уточняют высказан-ные мнения по существу поставлен-ного задания.

Отвечаю-щие: взаимодей-ствуют с учителем во время опроса

Класс: воспри-нимать на слух длитель-ное и сложное высказывание.

Отвечаю-щие: осознан-но и произ-вольно строить рассуж-дение;

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию

Осуществ-ляют самоконт-роль совпадения с ответами учащихся.

Формиро-вание границ собствен-ного знания и «незнания»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Организует подведение итогов работы с понятием «озеро», «подводные воды», «ледники»

Во фронталь-ном режиме дополняют уточняют или изменяют формули-ровку понятия «озеро», «подзем-ные воды», «ледники»

Записыва-ют окончательную формули-ровку понятий географи-ческих объектов в словарь терминов.

Класс:

слушают учащихся

— при необходи-мости дополняют, уточняют высказан-ные мнения по существу поставлен-ного задания.

Отвечаю-щие: взаимодей-ствуют с учителем во время опроса

Класс: воспринимать на слух длитель-ные и сложные речевые высказы-вания

Отвечаю-щие: осознан-но и произ-вольно строить рассуж-дения

Форму-лировать собствен-ное мнение и позицию

Осуществ-ляют самоконт-роль совпадения своего мнения с ответами учащихся.

Физминутка

Использует звуковой фон – звуки природы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

III. Закрепле-ние изученного материала

Рассказывает о самых крупных и известных озерах России, сопровождая показом презентацией к уроку (Каспийское море, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское озеро)

Понимают и восприни-мают на слух информа-цию учителя.

Домашнее задание

§ 22, з.№7 Выполнить на конт.карте

Разработать проект «Опрос одноклас-ков по проблеме охраны водоемов г.Иркутска.

Подготовить сообщение о Байкале.

15

10.03.2018

Технологическая карта урока географии

Бочарова Анна Игоревна

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Оценить




1184

Содержимое разработки

МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района Курской области

Технологическая карта урока географии

Выполнила

учитель географии

д. Ивановка, 2018

Содержание

1. Технологическая карта урока географии

2. Структура технологической карты

3. Преимущества технологической карты

4. Шаблон технологической карты

5.Заключение

..

Технологическая карта урока географии

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.

Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. 
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

Сообщение нового материала.

Решение учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

Закрепление изученного материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее — УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Структура технологической карты

Структура технологической карты включает: 

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. 
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. 
Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр. 

Преимущества технологической карты

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования. 

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: 

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей…

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались 
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Шаблон технологической карты.

Ф. И. О. педагога: …………………………… 
Предмет: ………………………………………. 
Класс: ………………………………………….. 
Тип урока: …………………………………….. 

Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия

 Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Заключение

В связи с внедрением федеральных государственных стандартов в области образования изменяется технология обучения и способ графического проектирования урока.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/302707-tehnologicheskaja-karta-uroka-geografii

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти период в музыке
  • Как найти почтовый сервис
  • Как найти угол между диагоналями равнобедренной трапеции
  • Как правильно составить защитное слово для вкр
  • Как найти регистрационный номер средства измерений