Как составить технологическую карту урока по музыке

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Структура технологической карты урока музыки. Планируемые результаты
урока
»

Составитель —

Волкова
Л.И. методист ГАОУ ПО ИРО

   Севастополь

2020

«Структура технологической карты урока музыки. Планируемые результаты
урока
»

Цель: изучение
вопроса составления “технологической карты”.

Технологическая
карта

– это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных курсов в средней школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС второго поколения.

Термин
“технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

 Технологическая
карта урока

– современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся.

Технологическая
карта предназначена для проектирования учебного процесса.

 Сегодня
необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на
уроках.

Моделирование и
проведение урока музыки с использованием технологической карты позволяет
организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,
метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время
на подготовку учителя к уроку.  

Задача
технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в
обучении.

На каждом этапе
урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическую
карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для
него важен визуальный образ урока.

Параметрами
технологической карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного
материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 Технологическая
карта позволит учителю музыки:

o       
реализовать
планируемые результаты ФГОС второго поколения;

o       
системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;

o       
проектировать
свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от
поурочного планирования к проектированию темы;

o       
на
практике реализовать межпредметные связи;

o       
выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе
освоения темы.

Параметры урока:

1) Название этапа
урока.

2) Цели этапа
урока.

3) Содержание
этапа.

4) Деятельность
учителя.

5) Деятельность
учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Исходя из данного
определения, что технологическая карта урока – современная форма
планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, можно
выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании
технологической карты урока музыки:

·                  
необходимость
описания всего процесса деятельности;

·                  
указание
операций, их составных частей.

В структуре
технологической карты урока музыки необходимо предусмотреть следующие
возможности:

·                  
тщательного
планирования каждого этапа деятельности;

·                  
максимально
полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций,
приводящих к намеченному результату;

·                  
координации
и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

·                  
введение
самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание –
один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок,
а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в
том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над
технологической картой:

 1. Определение
места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка
цели урока.

3. Обозначение
этапов урока в соответствии с его видом.

4. Определение
результатов каждого этапа (формируемые УУД).

5. Выбор форм
работы на уроке.

6. Разработка
характеристики деятельности учителя и ученика.

Структура
технологической карты.

1-й этап.
«Организационно-мотивационный». Деятельность учителя: включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.  Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап.
«Формулирование темы урока».  Деятельность учителя: организовывает погружение в
проблему. Деятельность учащихся: узнают ключевое слово, которое является темой
урока.

3-й этап.
«Постановка цели и задач». Деятельность учителя: Подводит детей к формулировке
цели и задач урока. Деятельность учащихся: формулируют цель и задачи.

Соглашаются,
что для показа более глубоких знаний нужно сопоставить, проанализировать
имеющиеся знания.

4-й этап.
«Актуализация знаний (повторение материала прошлого урока)». Деятельность
учителя: предлагает учащимся вспомнить материал. Деятельность учащихся: отвечают
на вопросы учителя.

5-й этап.
«Открытие новых знаний». Деятельность учителя: организовывает устный
коллективный анализ учебной задачи. Дает сведения о композиторе. Показывает
портрет.

Проводит
слушание музыки. Деятельность учащихся: обсуждение учащимися гипотез.

Дают
интонационную характеристику. Обращают внимание на выразительность и
изобразительность музыки.

6-й этап.
«Первичная проверка понимания».  Деятельность учителя: нацеливает на
практическое задание. Деятельность учащихся: слушают музыку. Выполняют
практическое задание. Сиквейн. Ответы учащихся.

7-й этап.
«Применение знаний в практической деятельности». Деятельность учителя: Фиксация
в модели существенных отношений изучаемого объекта. Деятельность учащихся:
выполняют задание с последующей взаимопроверкой.

8-й этап. «Вокально-хоровая
работа». Деятельность учителя: показывает песню. Проводит беседу по
содержанию   песни. Деятельность учащихся: слушают. Отвечают на вопросы
учителя. Разучивают песню по музыкальным фразам или исполняют песню.

9-й этап.
«Итог урока». Деятельность учителя: подведение итога. Связь с другими
предметами. Выставление оценок. Деятельность учащихся: самостоятельно делают
выводы. Используют прием «ПОПС-формула», который позволяет кратко выразить
собственную позицию по теме.

10-й этап.
«Домашнее задание». Деятельность учителя: объясняет домашнее задание. Учебник,
вопросы в учебнике. Творческая тетрадь. Деятельность учащихся: выполнение
задания.

11-й этап.
“Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: контрольно-оценивающая
деятельность, организует рефлексию: предлагает заполнить карту самооценки.
Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Технологическая карта урока музыки,
соответствующего ФГОС

Тема урока

Тип урока

Место урока в изучаемой теме и его вид

Цель урока

Этапы
урока

Действия
учителя

Действия
учеников

Предметный
результат

Метапредметные
результаты

Личностные
результаты

Познавательные
УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативные
УУД

1.

Организационно-мотивационный.

Музыкальное
приветствие.

Музыкальный
ответ.

Узнают
музыкальное произведение.

Нацеливаются
на успешную деятельность.

Установление
контакта с учителем и одноклассниками.

Настраиваются

на
творческий труд.

Нацеливаются
на процесс познания.

2.

Формулирование
темы урока.

Организовывает
погружение в проблему.

Решение
кроссворда. Просмотр видеоролика.

Узнают
ключевое слово, которое является темой урока.

Демонстрируют
знания прошлых тем.

Формулируют
тему урока.

Взаимодействуют
с учителем во фронтальном режиме.

3.

Постановка
цели и задач.

Подводит
детей к формулировке цели и задач урока.

Формулируют
цель и задачи.

Соглашаются, 
что для показа более глубоких знаний нужно сопоставить, проанализировать
имеющиеся знания.

Формируется
целостное восприятие изучаемых объектов «в голове ученика».

Фиксируют
проблему; выделяют необходимую интересную информацию.

Овладевают
способностью принимать цели и задачи учебной деятельности.

Определяют задачу. Составляют план   и
последова-

тельность действий.

Планирование
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Устанавливают

связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4.

Актуализация знаний

(повторение материала прошлого урока)

Предлагает
учащимся вспомнить материал.

Отвечают
на вопросы учителя.

Демонстрируют
знания по основным понятиям.

Дают интонационную характеристику
музыки.

Выделяют
необходимую информацию.

 Осознание
учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Формирование 
эстетических потребностей.

5.

Открытие
новых знаний

Организовывает
устный коллективный анализ учебной задачи.

Дает
сведения о композиторе. Показывает портрет.

Проводит
слушание музыки.

Обсуждение
учащимися гипотез.

Дают интонационную характеристику.

Обращают внимание на выразительность и
изобразительность музыки.

Представляют
свои наблюдения и объясняют почему.

Расширяют
предметные знания.

Обсуждают
возникшие яркие музыкальные образы.

Выражают
музыку посредством муз. пластики. 

Ставят и формулируют проблему, если она
есть.

Анализируют, доказывают, аргументируют
свою точку зрения.

Поиск и выделение выразительных средств.

Оценивают
предлагаемую информацию.

Исследуют условия задачи, обсуждают
предметные способы решения.

Осуществляют контроль своих действий.

Волевая саморегуляция – способность к
выбору и преодолению препятствий.

Формируется
умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Аргументация
своего мнения и позиции. Учет разных мнений.

Формируется
понимание получения результата.

Уважительно
относятся к иному мнению.

Овладевают
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

6.

Первичная
проверка понимания

Нацеливает
на практическое задание.

Слушают
музыку.

Выполняют
практическое задание.

Сиквейн.

Ответы
учащихся.

Выбор
правильного ответа, его обоснование.

Учатся
высказывать свои суждения о музыке.

Овладевают
логическими действиями обобщения.

Показывают умение анализировать.
Формируется волевая саморегуля-

ция.

Умение
сотрудничать с учителем и учениками.

Проявляют
собственное отношение к муз. образам. Формируется понимание получения
результата.

7.

Применение
знаний в практической деятельности.

Фиксация
в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Выполняют
задание с последующей взаимопроверкой.

Выбор
правильного ответа, его обоснование.

Владеют
знаниями по данной теме. 

Выделяют и осознают то, что усвоено. 

Воспринимают
ответы обучающихся.

Развитие
самостоятельности.

8.

Вокально-хоровая работа.

Показывает
песню.

Проводит
беседу по содержанию   песни.

Слушают.
Отвечают на вопросы учителя.

Разучивают
песню по музыкальным фразам или исполняют песню.

Понимают
текст песни.

Отрабатывают
чистоту интонирования.

Работают
над сценическим образом песни.

Формируются
представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии. Учатся воплощать музыкальные образы при исполнении песни.

Анализируют
музыкальное произведение.

Узнают
музыкальное произведение.

Обсуждают,
задают вопросы.

Умеют
оценивать свое исполнение.

Выражают
свои мысли по содержанию песни.

Наличие
мотивации к творческому труду.

Формируется
установка на здоровый образ жизни (вокало-терапия, ритмотерапия).

Реализация
творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

9.

Итог
урока.

Подведение
итога. Связь с другими предметами.

Я хочу
услышать от вас, что нового сегодня вы приобрели.

За счет каких
предметов мы расширили рамки этого урока.

Выставление
оценок.

Самостоятельно
делают выводы. Используют прием «ПОПС-формула», который позволяет кратко
выразить собственную позицию по теме.

Равивается
мышление, устная речь.

Структурируют
знания. Выполняют работу, анализируют.

Самопроверка

Развиваются
умения  осмысливать полученную информацию.

Формируется
умение точно выражать свои мысли.

Формируется
понимание связи между результатом и его применением.

Проявляют
желание узнать больше на следующих уроках.

Адекватно
понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

10.

Домашнее
задание.

Объясняет
домашнее задание.

Учебник,
вопросы в учебнике. Творческая тетрадь.

Выполнение
мини-доклада. 

Закрепляют
представления о роли музыки в жизни человека. Расширяется кругозор.

Осуществляют
поиск деятельности в разных видах и формах. Развивается умение находить
информацию и осмысливать ее.

Умение
находить информацию.

Реализуют
творческий потенциал в процессе выполнения домашнего задания.

11.

Рефлексия деятельнос-ти на уроке.

Контрольно-оценивающая
деятельность.

Предлагает
заполнить карту самооценки.

Заполнение
карт.

Высказывания
учащихся.

Проводят
контроль и оценку результатов деятельности. Происходит творческая переработка
изученной информации.

Осуществляют
пошаговый контроль по результату.

Развитие
умения осмысливать полученную информацию, формирование умения анализировать.

Рефлексия
своих действий.

Аргументируют
свое мнение и позицию. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формирование
целостного взгляда на мир.

Вырабатывается
самооценка на основе критерия успешности.

Составление технологической карты урока

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений, навыков, а виде формируемых способов деятельности.

Наш интерес к конструированию технологических карт урока обусловлен, в первую очередь, не только возможностью планировать и строить урок, но и фиксировать виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. 

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс:
Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

Контроль
Время:
Этапы:

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
  • Результативность решения дидактической задачи
  1. Содержание урока
  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
  1. Методы и средства обучения
  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
  1. Формы обучения
  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
  • Целесообразность использования предложенных заданий
  1. Результативность урока
  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
  1. Практическая направленность урока
  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
  • Взаимопомощь
  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
  1. Формирование ИКТ-компетентности
  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

10.Структура урока

  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
  1. Контрольно-оценочная деятельность
  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
  1. Педагогический стиль
  • Соблюдение норм педагогической этики
  1. Гигиенические требования
  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
  • Соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ

Таким образом, мы видим, что технологическая карта позволит учителю:

— Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

— Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

— Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

— Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

— Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

— Освободить время для творчества;

— Определить возможности реализации межпредметных знаний;

— На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

— Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

Приложение 1

В основе разработанной технологической карты урока музыки по теме «Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» (приложение 1) легла структура технологической карты, разработанной И.М. Логвиновой, Г.Л. Капонеевой, которая позволяет: 

  • тщательно планировать каждый этап деятельности как учителя, так и ученика;
  • максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности.

        В разработанной технологической карте урока представлено описание деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, что позволяет планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

        Разработанная  технологическая карта урока, реализующая цели формирования у обучающихся УУД, апробирована на практике и доказала целесообразность её использования. 

Данная разработка технологической карты адресована учителям музыки общеобразовательных школ, работающих по ФГОС НОО.

Тема урока: «Проблема малой Родины в музыкальном произведении

Э. Грига Сюита «Пер Гюнт»»

Раздел: В концертном зале. 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие

«Здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа установление рабочей обстановки.

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока.

 Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Этап подготовки к усвоению нового материала

Знакомятся с новым музыкальным жанром – сюита

Отгадывают ребус, придя к единому решению

Регулятивные УУД

Выполняют действия в устной форме

Этап усвоения новых знаний

Происходит знакомство с творчеством Э. Григом с музыкантом народной музыки родной страны…

Вместе с ребятами отправляются в путешествие по Норвегии, просматривая фотографии.

Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников

Слушают учителя о Норвежской природе и композиторе

Слушают 1 фрагмент сюиты «Пер Гюнт» «Утро»

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

Слушают стихотворение С.Есенина: «Загорелась зорька красная» выступление одноклассника, определяют взаимосвязь музыки и стихотворения

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения

Физминутка

Учащимся предлагается музыкальная игра, «Если весело живётся, делай так» игровой прием здоровьесбережения учащихся.

 Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру с элементами пластических движений.

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Продолжается путешествие по Норвегии:

«Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине, тайну тайн откроют мне»

Нашёл ли Пер Гюнт то, о чём мечтал?

направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся.

«вдоль скал мы дружно все идём.

На пещеру набредём

Кто же там? Ответьте!

Прислушайтесь все дети» показ видео «В пещере горного короля»

Куда же мы попали?

После такой встречи, какое решение примет наш герой?

Звучит 3 фрагмент сюиты «Песня Сольвейг», во время слушания учитель читает стихотворение.

Слушают 2 сюиту:

«В пещере горного короля»

Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Называют средства музыкальной выразительности.

Просматривают видео после чего

Описывают сказочный образ увиденного, отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: «Вернуться домой»

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Этап вокально-хоровой работы

Предлагает спеть современную детскую песню

Исполняют знакомую песню «Моя Россия»

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности

Правы ли те люди, которые покидают родные места в поисках лучшей доли?

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Этап информации о домашнем задании

Нарисовать рисунки к музыке Э.Грига.

Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить солнышко с лучиками, смайликами настроения.

На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.

Литература

  1. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Программа начального общего образования «Музыка. Начальная школа». М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
  2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., «Музыка»: учебник 3 класс // М.: Просвещение, 2012. 
  3. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс: (CD mp3)

2. Актуализация опорных знаний

Первичное закрепление

Слушание фрагмента гимна РФ.
Ребята, что это за произведение?

Как нужно слушать это произведение?  
Как звучит эта композиция?
Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело!
А какие еще существуют символы нашей страны?
Посмотрите на экран, покажите, где находится герб и где флаг?

Что обозначает 3 полосы на флаге?

Что изображено на гербе?


Правильно, молодцы, ребята!

Предлагаю вам исполнить гимн торжественно и гордо. (на слайде слова)

Что мы сейчас делали?

Что это за произведение?

Это гимн РФ.

Стоя.

Торжественно, гордо.

Герб, флаг.

Флаг – это то, где изображено три полосы: белый, синий, красный. белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

А герб – представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В середине изображен щит с всадником.

Исполняют гимн.

Беседа

Повторение

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

    1. Открытие нового знания

Восприятие

Первичное закрепление

Музыкально-ритмические движения

Первичное закрепление

Творческое задание

3.4. Повторение и включение в систему знаний

Сегодня у нас необычный урок, а угадать тему урока поможет нам ребус, в котором два слова, а их буквы перемешены. (Е Ы Ы М Н З К А Ь Л У *** Ы И Н М Е С У Т Р Н Т) (Музыкальные инструменты)

Как вы думаете, о чем мы сможем узнать на уроке?

Я предлагаю с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте загадку.

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки.

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает

Но это необычные звёзды, они музыкальные. А отправимся к ним, через музыкальный поток воздуха, и, чтобы нам туда долететь, чтобы поток был хорошим, что нам нужно сделать? Вдыхаем через нос и тихо выдыхаем ртом (повтор 4-6 раз).

Ребята, а кто мне скажет, на чем мы сможем туда добраться?

Ребята, вдруг подул сильный ветер он становится все больше и больше, посыпались метеориты и нам нужно, чтобы наша ракета осталась в воздухе и её не сбило. Что ей нужно сделать?

А какой звук будет звучать, когда ракета будет увеличивать скорость?

А теперь давайте будем ускорять нашу ракету по моему жесту

Вот мы и с вами оказались на нашей волшебной звезде. А её жители, музыкальные инструменты, очень рады нам. Но они так любят свою звезду, что оберегают её от злодеев и хотят убедиться, что вы достойны находится на ней и подготовили для нас загадки.

Форте – громко, пиано – тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна.

Ну, конечно…

Дети, а кто знает, что же это за такой инструмент?

А кто видел фортепиано?

Он является главным на этой звезде.

Фортепиа́но (на слайде) – это струнно – ударный, клавишно – молоточковый инструмент. За его крышкой есть натянутые струны и молоточки, которые бьют по струне при нажатии клавиш.

Послушаем внимательно исполнение фортепиано. (слушание) 10 сек

О фортепиано можно сочинить стихи-загадки:

То ли зебра, то ли лесенка,

Прикоснись – и будет песенка

Дети, существуют две разновидности фортепиано.

Одна из них, это та, которую вы часто видите. Это фортепиано, которое стоит в классе или у кого – то дома. Это маленькое пианино – фортепиано, которое стоит в маленьких помещениях. Он предназначен для домашнего музицировали.

А есть и другая разновидность фортепиано, рояль – большой по объёму. Посмотрите на него. (на слайде). Ставят его в больших концертных залах, так как его звучание более объёмное.

На музыкальных инструментах исполняют музыку. Людей, которые играют на фортепиано, называют исполнителям — пианист.

Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он писал очень много музыки. Когда он был маленький, у них в семье часто звучала музыка. В 5 лет маленький Петя умел уже играть на фортепиано и уже начал сочинять музыку. Его музыка была столь прекрасна, что стала постепенно известна во всём мире. Петя, когда вырос стал великим музыкантом, был профессором, учил музыки студентов. А позже поехал за границу и там сыграл свои сочинения. И музыка Петра Ильича Чайковского так понравилась за границей, что он стал известен, представляете, всему миру.

Слушание музыки

Давайте послушаем одно из замечательных произведений Петра Ильича Чайковского.

«Марш деревянных солдатиков»

Ребята, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

Слушание

(1 минута) П.И. Чайковского

Осмысление

Анализ музыкального произведения

Ребята, так какая эта музыка?

Какое настроение вызвала она у вас?

Ребята, но я хочу вас познакомить с музыкой ещё одного выдающегося композитора.

Сергей Сергеевич Прокофьев. Этот композитор, тоже очень любил музыку. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну музыку прославленного композитора — Шопена и Бетховена.

Ребята, но музыка Прокофьева совершенно другая по своему настроению.

Я предлагаю вам послушать «Марш» С.С. Прокофьева (1 минута)

Но перед слушанием вспомним, как нужно слушать музыку?

Обратите внимание, какая эта музыка? Какое настроение она вызывает?

Слушание (1 минута)

Какой марш получился у этого композитора?

Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем?

Ребята, что мы сейчас делали?

Что за произведения мы слушали?

Фортепиано и жители музыкальной звезды решил подарить нам свою любимую песню «Весёлая мышка»

Не забываем, что слушаем мы внимательно и в тишине

Я предлагаю вам прослушать песню и ответить на вопросы.

Какое настроение передает нам песню?

Какие чувства вы испытали?

Слушание

Восприятие

Анализ:

Итак, ребята, какое настроение передает нам песня?

Какие чувства вы испытали?

Давайте с вами попробуем прохлопать пульс песни.

Я предлагаю с вами разучить эту песню по фразам. Я проговариваю фразу, вы внимательно слушаете. Когда я покажу вот такой жест, вы повторяете фразу.

Разучивание песни

Закрепление песни

Давайте исполним ее по рядам.

Сначала поют мальчики, затем девочки.

Ребята, а что хочется делать под эту песню.

И я предлагаю нам немного потанцевать. Повторяйте движения за мной.

Итак, ребята, что мы сейчас делали?

Какую песню мы изучили?

Следующие интересное задание, которое мы выполним:

Представьте, что мы окунулись в прошлое. И Пётр Ильич Чайковский или Сергей Сергеевич Прокофьев готовится к выступлению.

Но вот беда, нет никаких телефонов и соцсетей.

Как люди узнают об этом выступлении?

Правильно ребята, это объявление называется, афиша. И ваша задача придумать и схематичное изобразить то, чтобы вы хотели увидеть или как бы вы хотели, чтобы эта афиша выглядела.

Давайте мы покажем друг другу наши афиши

Какие вы молодцы ребята. Теперь жители звезды, музыкальные инструменты, уверенны в вас, они знают, что их планета в надёжных руках. И готовы ко встрече с вами в любое время

Ну, а нам пора возвращаться домой. Давайте заведём мотор нашей ракеты по моему сигналу.

И вот мы дома.

О каких музыкальных инструментах мы узнали?

Музыкальные произведения каких композиторов, мы сегодня слушали?

Какую песню на сегодняшнем уроке мы изучили?

Что ещё мы делали?

Ну, а наш урок подошёл к концу

Дома вы должны будете повторить песню «Веселая мышка»

— о музыкальных инструментах

— звёзды

Подышать

На прекрасной ракете

Увеличить скорость

Ууууууу…

Ууууу…

Фортепиано

Ответы детей

Слушают учителя

Слушают исполнение фортепиано

Пианино

Смотрят на слайд

Слушают учителя

Слушают произведения

В полной тишине, музыка не любит, когда шумят

Маршевая

Игривое, звонкое, задорное, бодрая, праздничное, маршевая, величественная, гордая.

В полной тишине

более быстрая, игривая, смелая, напористая, стремительная, живая, яркая, чёткая

Ответы детей

Марш Прокофьева быстрее, динамичнее

Отвечают на вопросы

Слушают песню, отвечают на вопросы.

Весёлое, задорное, забавное, громкое, солнечное, ликующая, бодрящая, танцевальная

Прохлопывают в пульс.

Разучивают песню

Исполняют песню

Поют по ролям

Исполняют музыкально – ритмические движения

Ответы детей

Внимательно слушают

Они могут увидеть объявление

Изготавливают афишу

Ууууууу…

Ответы детей

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета

формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

Метод проблемной ситуации

Рассказ

Демонстрация

Метод содержательного анализа произведения

Формирование готовности восприятия учебного материала

Метод содержательного анализа произведения

Беседа

Формирование готовности восприятия учебного материала

Метод моделирования художественно-творческого процесса

беседа

Творческая работа

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие музыкально-эстетического чувства,

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;

Технологическая карта урока музыки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ 5 класс (тема по планированию №3)

Тема урока: МИР РУССКОЙ ПЕСНИ

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: расширить знания о русской народной песне, разнообразии ее жанров

Задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

Продолжить формирование устойчивого интереса обучающихся к истории русской народной песни.

Формирование мотивации на слушание и исполнение русской песни.

направленные на достижение метапредметных результатов:

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать жанры русской песни.

Обеспечить условия для развития интонационно-образного мышления, музыкальной памяти, чувства ритма.

Создать условия для включения учащихся в деятельность на развитие творческого подхода при исполнении музыки в народном стиле.

направленные на достижение предметных результатов:

Актуализировать знания о разнообразии жанров русской народной песни.

Создать условия для включения обучающихся в деятельность по выявлению особенностей русской народной песни.

Продолжить формирование вокально-хоровых навыков и музыкальной культуры на примере русской народной песни.

Планируемые результаты

Предметные: в результате урока учащиеся получат возможность научиться

— распознавать по жанровым особенностям русские народные песни

— понимать значение выражения «жанр»,

— воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности

Личностные: Продолжить формирование устойчивого интереса обучающихся к истории русской народной песни,

проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

Метапредметные УУД:

Регулятивные

осуществлять целеполагание;

ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами,

формулировать собственное мнение и позицию;

познавательные

слушать и эмоционально откликаться на музыку;

размышлять над содержанием музыкального произведения, высказывать суждения о музыке; самостоятельно определять жанр РНП; знать особенности русской народной музыкальной культуры; развивать вокально-хоровые умения .

коммуникативные

осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности;

делиться впечатлениями.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме: «Мир русской песни», баян. Музыкальный материал: Музыкальный клип «Матушка -Россия», подборки русских народных песен по жанрам.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Фронтальная

работа

Настраивает ребят на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Музыкальное приветствие

— Здравствуйте, ребята!

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Включаются в музыкальное приветствие учителя, организованно входят в класс под музыку.

Исполняют музыкальное приветствие

— Здравствуйте.

Добрый, добрый день хлопают в ладоши.

Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Актуализация знаний

Фронтальная работа

Актуализирует субъектный опыт обучающихся.

Предлагает посмотреть музыкальный клип «Матушка-Россия»

Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

— О  чем поется в этой песне? — С каким чувством исполняют эту песню?

Предлагает выбрать  подходящие слова, записанные на доске (плавно, быстро, протяжно, распевно, игриво, подвижно, грустно, отрывисто,  нежно, тревожно, задушевно).

— Исполняет один человек?

-Какие русские народные инструменты вы услышали?

 Обобщает высказывания детей. Учитель читает стихотворение:

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки – 
Уронили дудки.
Пролетели гуси – 
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Включаются в беседу.

— О  нашей Родине-России.

— С чувством любви к нашей Родине

-исполняет хор

-слышим балалайку, свирель, гармонь

Выбирают подходящие слова

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора

Определение темы урока.

Постановка проблемы.

-Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?

-Правильно :Тема сегодняшнего урока «Мир русской народной песни»

Делают предположения о предстоящей теме урока.

— «Русская народная песня»

Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Составление плана урока

-помогите пожалуйста составить план урока(на доске появляются записи плана урока:)(названия этапов урока представлены в виде изображения инструментов русского народного оркестра-гармонь, свирель, гусли, жалейка, бубен и т.д. )

-определить тему урока

-определить цель урока

-составить план

-усвоить новый материал

-закрепить пройденное

-провести итог урока, рефлексию

Я хочу напомнить, что детям заранее было дано задание- подобрать материал по теме «Жанры русских народных песен»

Прежде, чем мы начнем наш урок, посмотрите у вас на столе лежат карточки. «Знал-хочу узнать-узнал…» в течение этапов урока мы заполняем эту таблицу.

Дети предполагают:

-сначала мы должны узнать что такое «Русская народная песня»

-кто автор песен

— потом, наверное, должны познакомиться с историей песни

-потом узнать какие были песни

— и хотим выучить и исполнить песню

Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи

Открытие новых знаний.

Слушание (восприятие) музыкальных произведений и художественно-педагогический анализ

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Песни сопровождали русского человека всю жизнь — с рождения и до самой смерти. Они помогали ему жить и работать, преодолевать трудности, горевать и веселиться, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Человек выражал эмоции и чувства через песню.И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи?.. Записывают их уже двести лет. И по сию пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. А наша задача сохранять песни и передавать их друг другу. Эти песни сочинял сам народ. Отсюда и название-народные.

Существуют жанры русских народных песен. Найдите в вашем музыкальном словаре слово «Жанр».

Звучит колыбельная.

-В  каком характере звучит музыка?

-Какие чувства вызывает?

-В каком темпе звучит?

-Исполняет хор или один человек? почему?

-Какие движения под музыку можно выполнить?

Кто из вас может исполнить фрагмент колыбельной песни? Всегда ли у русских народных песен есть аккомпанемент? Можно некоторые песни исполнять без музыкального сопровождения?

-Песня состоит из куплетов с припевами или нет?

Ребята, предлагаю начать заполнять кластер «Жанры русских народных песен»

В центре кластера учитель располагает слово «Жанр» и начинает по ходу урока прикреплять составляющие. Дети фиксируют кластер в тетради.

Участвуют в беседе с учителем.

Жанр —
«Род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.»

Прослушивание и анализ музыкального произведения.

-колыбельная звучит мягко, спокойно, тихо

-поет один человек

-под эту музыку можно укачивать ребенка , поэтому плавный характер песни

Дети по желанию исполняют колыбельную песню

Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения текстов.

Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии музыки различных жанров.

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Звучит «Хороводная».

Учитель предлагает проанализировать прослушанное произведение.

Продолжается составление кластера.

Проходит музыкальный анализ произведения. И девочки в танцевальном движении водят хоровод.

Дети узнают, что хороводы водили по особым календарным праздникам. Дети рассказывают об особенностях этих песен.

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные:

Уметь решать учебную задачу урока

Звучит трудовая песня «Во кузнице» и «А мы сеяли, сеяли ленок».

Продолжается составление кластера.

Проходит анализ музыкальный произведения. Заранее подготовленные ребята исполняют фрагмент песни. Другие ребята подбирают движения по эту песню.

Дети узнают, что в трудовых песнях особый ритм, который помогал проводить работу.

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные:

Уметь решать учебную задачу урока

Звучит солдатская маршевая песня.

— Продолжается составление кластера.

Заранее подготовленные дети рассказывают о солдатских песнях. О том, что под них удобно маршировать и идти ровным строем. Эти песни поднимали боевой дух.

Мальчики исполняют песню «Солдатушки-бравы ребятушки»

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные:

Уметь решать учебную задачу урока

Учитель предлагает показать фрагмент ярмарки.

-Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары

Пышут жаром самовары.

Звучит танцевальная песня.

— Продолжается составление кластера.

Дети:

-. Внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние

-Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

— Ждет вас множество затей,

В игры можно поиграть.

Силу, ловкость показать,

От души повеселиться

Сладкого чайку напиться.

4. И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается,

Наша ярмарка открывается.

Дети подбирают движения под музыку. Проводят анализ музыкального произведения.

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные:

Уметь решать учебную задачу урока

Вариационное развитие. Решение проблемы. Практическое задание.

Ритмическое музицирование.

Разучивание и разыгрывание песни.

На ярмарке играли на музыкальных инструментах. Предлагаю взять в руки ложки и сыграть вместе с учителем. Учитель на баяне, а ребята на ложках.

Предлагает игру на русских народных инструментах (ложки).

Организует процесс разучивания ритмического аккомпанемента песни.

Показывает приемы игры на ложках.

Звучит запись русской народной песни «Калинка»

-Как вы думаете, это композиторская или народная песня?

-Какому народу принадлежит эта песня?

-В  этой музыке, помимо жанра песни, есть  еще и другой жанр. Какой?

-Песня «Калинка» состоит из куплетов и припева. Чем отличается характер куплет и припева?

— Как меняется темп?

— Как вы думаете, почему?

Предлагает разыграть эту красивую русскую песню.

 Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?

Принимают учебную задачу в разучивании песни.

Включаются в творческую деятельность.

Исполняют р.н.п.

Анализируют свое исполнение.

Включаются в беседу

-Народная.

-Русскому.

-Жанр танец, а точнее пляска.

-Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.

-Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого.

 -Чтобы показать русскую удаль, задор.

Учащиеся  размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне — пляске.

Принимают учебную задачу в разыгрывании песни.

Включаются в творческую деятельность.

Предлагают движения для запева и припева

Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров.

контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);

проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями).

Коммуникативные: владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Закрепление новых знаний

Предлагает открыть старинный сундук с вопросами. (раздаточный материал).

Организует совместную проверку задания

Выполнят задание .

Проверяют и оценивают результаты своей деятельности.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Рефлексия

Возьмите пожалуйста опросник «Знал-хочу узнать-узнал…», который мы начали заполнять в течение урока.

Включает обучающихся в систему вопросов:

— С чем мы сегодня познакомились?

— Что нового узнали?

— Что сегодня на уроке было для вас важным?

— Какие чувства вы испытали на занятии?

Организует самооценку.

Предполагаемые ответы обучающихся:

— познакомились с жанрами и их особенностями русских народных песен;

— определяли на слух звучание народных инструментов;

— играли на народных инструментах;

— испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции.

Контроль и оценка

Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность.

Осмысленно воспринимают оценивание

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Организационное окончание урока

В качестве домашнего задания  найти изображения русских народных инструментов и наклеить их на один лист. Или нарисовать их.

Завершает урок.

Благодарит за сотрудничество.

Организует выход обучающихся под музыку, которую они выбрали сами (из музыкального материала урока).

Благодарят за урок.

Выходят под музыку из класса.

Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции.

Самоанализ урока музыки в 5 классе

Тема урока «Мир русской песни».

Тема раздела: «Музыка и литература».

Программные требования к уроку учтены (урок представлен как система). Он связан с предыдущими и последующими уроками. Предыдущие и последующие уроки четверти учат воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Содержание урока: передача характерных и жанровых особенностей русских народных песен в музыке. Музыкальное изображение чувств и внутреннего мира человека.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся научились

— распознавать по жанровым особенностям русские народные песни

— понимать значение выражения «жанр»,

— воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,

2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся могут

Познавательные УУД :

  • размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • познавать различные явления жизни на основе вхождения в мир его музыкальных образов, их анализа, сопоставления;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и сопоставлять произведения музыки и литературы.

Регулятивные УУД:

  • владение умением целеполагания в постановке учебных задач,

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с литературой, театром в ходе исполнения.

  • владение навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки

  • формулирование собственного мнения и позиции по отношению к материалу урока.

Коммуникативные УУД:

  • передавать собственные впечатления о музыке и живописи в устной речи;

  • инициировать взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;

  • дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

3. Личностные УУД:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного содержания русской народной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром в процессе освоения музыкальной культуры.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным произведениям;

Оборудование урока: на уроке использовала

— мультимедийная техника: компьютер, проектор, презентация,музыкальный инструмент-баян

Прослеживались межпредметные связи: музыка,  литература

Методы:

  • «Возвращение» на более высоком уровне

  • Размышление о музыке

  • Тождества и контраста

  • Содержательный анализ инструментального произведения

  • Дискуссия,

  • Диалог.

  • Метод словесного рисования.

На уроке были использованы методы по виду источника информации: словесные, технические, наглядные, метод музыкально-слухового анализа.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению дидактической задачи.

На своем уроке использовала интеграцию обучения, что характерно для этой программы. Главными идеями интегративного обучения являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);

  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);

  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);

  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);

  • проблемность обучения;

  • рефлексия деятельности;

  • диалогичность (истина рождается в процессе диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира.

Прослеживалась связь с жизнью и эстетическое развитие.

Основные понятия. Русская народная песня, жанры.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

  • дети учатся навыкам контроля и самоконтроля.

По моему мнению, психологическая атмосфера на уроке была положительной и благоприятной. Сам предмет и тема урока нас к этому подталкивают.

Урок музыки — это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать свое воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его собственные творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей.

Я пыталась выработать у учащихся ассоциативный вид мышления и воображения.

Мне удалось реализовать все поставленные задачи и до конца раскрыть суть темы урока.

2

Технологическая карта урока музыки

Технологическая карта урока музыки

Учебная дисциплина

Музыка (программа Музыка» авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина)

Класс

5

Тема

Оркестр русских народных инструментов. Русские народные инструменты.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся о русских народных инструментах и русском народном оркестре.

Задачи занятия:

Образовательная: — обеспечение осознания и усвоения названия русских народных инструментов;

обобщение и систематизация знаний групп инструментов оркестра русских народных инструментов;

закрепление усвоения знаний учебного материала по теме урока при решении заданий формирующего оценивания.

Развивающая: — различать тембры русских народных музыкальных инструментов;

— уметь применять полученные знания при знакомстве с незнакомыми музыкальными произведениями;

высказывать свою точку зрения, аргументировать, обсуждать;

— уметь работать в команде.

Воспитательная— воспитание интереса к русской народной музыке и русским народным инструментам.

Формируемые УУД:

Личностные: — осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

— овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные: — Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке;

— Оценивать собственную творческую деятельность;

— Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки; исследовать историю создания музыкальных инструментов;

— Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств;

— Узнавать по звучанию различные виды музыки.

Познавательные:Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

— Определять и соотносить виды музыки;

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

— Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Коммуникативные: — Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

— Эмоционально воспринимать народное творчество, высказывать мнение о его содержании.

Музыкальный материал: аудио записи звучания оркестра русских народных инструментов, симфонического оркестра, духового оркестра; видео записи: В. Андреев Вальс «Балалайка»; камерный оркестр «Русский стиль».

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствие учителя

Подготовка уроку, приветствие.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организует работу учащихся, в ходе которого совместно формулируют проблему урока.

Учитель выслушивает предложенные ответы учащихся.

Предлагает сформулировать тему урока

Учитель предлагает учащимся уточнить музыкальные инструменты и вид оркестра отгадывая загадки.

Учитель предлагает сформулировать окончательную тему урока.

Преподаватель предлагает учащимся сформулировать цель урока.

Учащиеся определяют в прослушанных фрагментах музыкальных произведений виды оркестров:

— русский народный,

— симфонический,

— духовой.

Учащиеся предлагают варианты темы урока: Оркестр. Музыкальные инструменты оркестра.

Учащиеся отгадывают загадки о русских народных инструментах:

Ящик на коленях пляшет —

То поет, то горько плачет. (Гармонь)

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок — звонкий.

(Балалайка.)

Очень весело поёт,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Не палочка, не трубочка.

А что же это?……(Дудочка)

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел, из волны Нептун. (Гусли)

Деревянная,

Круглая, звонкая.

Всего четыре струны,

А поёт на все лады. (Домра)  

И щи хлебают,

И «Барыню» играют. (Деревянные ложки) 

Учащиеся предлагают уточненный вариант темы урока: — Оркестр русских народных инструментов. Русские народные инструменты

Ученики предлагают варианты формулирования цели урока:

— повторение

— закрепление знаний об русских народных инструментах и оркестре русских народных инструментов.

Определяют цель – обобщение и систематизация знаний об инструментах оркестра русских народных инструментов.

Регулятивные: — Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке;

Познавательные: Определять и соотносить виды музыки

Коммуникативные: Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

Актуализация знаний (повторение опорных понятий)

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу с названиями русских народных инструментов, определяя их по звучанию

Учитель предлагает учащимся выявить музыкальные понятия, которые помогут раскрыть тему урока полностью и объяснить их.

Учащиеся прослушивают фрагменты музыкальных произведений, называют их и вписывают в таблицу, определяя в соответствующую группу.

Струнные инструменты

Домра, балалайка, гусли

Духовые инструменты

Жалейка, рожок, свирель

Клавишно-язычковые инструменты

Баян, гармонь

Ударные инструменты

Ложки, трещотки, коробочка, рубель

Ученики предлагают следующие понятия, которые раскрывают тему урока в полном объеме:

Оркестр

Дирижер

Солист.

Обсуждают формулировки понятий

Личностные: — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: Определять и соотносить виды музыки

Регулятивные: Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков –решение учебных задач повышенной сложности

Учитель раздаёт учащимся задания для выполнения в подгруппах.

Педагог организует выступление представителей каждой подгруппы с анализом заданий и вариантами ответов.

Учащиеся делятся на подгруппы и работают с заданиями в трех подгруппах

Первая подгруппа читает письмо от барона Мюнхаузена и исправляет ошибки, в нем допущенные:

Перед вами письмо от хорошо вам знакомого барона Мюнхаузена, который известен своими выдумками и фантазиями. Придется хорошо потрудиться, чтобы определить, где правда, а где вымысел:

Я приехал в Россию. Какая прекрасная эта страна!

Я познакомился со многими народными музыкальными инструментами. Слушал, как виртуозно играют на мандолине. А как заливисто и громко звучат гусли. От их ударов звон раздается на всю округу!

Мне удалось побывать на народном празднике Масленице. От плясок на зеленой полянке пыль прямо стояла столбом. Очень понравилась балалайка. Музыкант играл плясовую, да так звучали клавиши, что ноги сами просились в пляс.

Вторая подгруппа должна составить афишу концерта оркестра русских народных инструментов. Эта афиша висела под дождем и часть текста пришла в негодность. Остались лишь обрывки фраз. Восстановите афишу

15 января

Состоится концерт

Оркестра _____________инструментов

В программе:

_________Во поле _______стола

______народная______Светит _______

русская _______________калина

___________на домре

________на балалайке

_________оркестра Александр Иванов

Третья подгруппа знакомится со статьей, помещенной в школьной газете.

Пете Иванову поручили написать статью в школьную газету о концерте, который проходил в Филармонии. Пете идти на концерт было лень и в газете появилась странная статья.

В воскресенье в филармонии проходил концерт оркестра народных русских инструментов, который исполнял народную музыку. Зрители расселись по местам, дирижер взмахнул палочной и мощно зазвучал хор. Звонко прозвучала мелодия у контрабасов, им откликнулись неторопливые домры. Музыка восхищала, удивляла звучанием незнакомых народных мелодий. Для большей убедительности музыкального образа литавры изображали трели птиц.

Зрители были довольны игрой оркестра.

Представители каждой подгруппы зачитывают текст заданий и анализируют их с комментариями и исправлениями ошибок.

Учащиеся класса выслушивают выступления и комментируют качество выполнения заданий.

Личностные: — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной музыки

Коммуникативные: Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД – использование нового материала совместно с ранее изученным

Педагог предлагает ученикам посмотреть видеозапись Вальса «Балалайка» Василия Андреева. Проводит анализ музыки и объясняет выполнение задания.

https://andreyev-orchestra.ru/vasiliyu-andreevu-160-let.html

Педагог просит учащихся на листах бумаги схематично нарисовать схему расположения групп русских народных инструментов на сцене.

Педагог представляет ученикам новое музыкальное произведение в исполнении камерного оркестра «Русский стиль», дирижер Д.Калинин

http://rus.style/ (малый состав. Русский блок)

Педагог предлагает ученикам исполнить русскую народную песню «Светит месяц» на шумовых инструментах.

Ученики слушают выступление Государственного академического оркестра имени В.В. Андреева Вальс «Балалайка», отвечают на вопросы:

— Какая группа музыкальных инструментов солировала в произведении. Почему?

— Удалось ли этой группе инструментов представить слушателям красоту и выразительность звучания инструментов?

— Какие качества звучания вам понравились?

— Какую роль выполняли другие группы инструментов?

_ В чем заключалась роль дирижёра во время исполнения произведения?

Ученики составляют схему расположения инструментов на сцене. Несколько учеников представляют свои схемы и объясняют их.

Учащиеся смотрят выступление оркестра и отвечают на вопросы:

— Какие русские народные инструменты вы увидели?

— На каком инструменте играл солист?

— Какие знакомые мелодии вы услышали в исполнении оркестра?

Ученики выбирают шумовые инструменты и импровизируют сопровождение к песне.

Первые два куплета исполняют со словами.

Анализируют качество исполнения

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные: — Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств;

познавательные: — аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Коммуникативные: Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

Рефлексия

Педагог благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает сформулировать свое отношение к содержанию урока, ответив на вопросы:

Чему я научился на уроке?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Учащиеся формулируют свое отношение к содержанию урока при ответе на вопросы:

Чему я научился на уроке?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Личностные — развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

В ходе урока учитель предлагает учащимся прослушать музыкальные произведения, которые можно подобрать в фонохрестоматии программы «Музыка». Ссылки на видео материалы представлены непосредственно в тех. карте.

Опубликовано 21.01.21 в 21:18 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ответы на егэ бесплатно
  • Книги по психологии как найти друзей
  • Как найти образующий элемент группы
  • Форум как найти работу пенсионеру москве
  • Как найти в инстаграме по номеру мобильного