Как составить технологическую карту уроков математики в 5 классе

Технологическая карта урока № 1 (2)

Дата 02.09.15г.

Тема урока        Ряд натуральных чисел

Тип урока        Урок изучения нового материала

Цели        

Предметные:          обобщить и углубить знания учащихся о натуральных  числах, полученные в начальной школе, научить описывать

свойства натурального ряда.

       Личностные:          вызвать заинтересованность в изучении математики.

Метапредметные: развивать умение определять понятия, создавать обобщения.

   Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать натуральные числа, находить число,         которое в натуральном ряду следует за данным

числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу.

Основные понятия:    Натуральные числа, ряд натуральных чисел.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Сколько звезд на небе? 
А травинок в поле? 
Сколько крошек в хлебе? 
Сколько капель в море? 
На вопросы эти 
Не найти ответ, 
Но сейчас вам, дети, 
Дам один совет. 
Если попытаться 
С цифрами дружить, 
Можно не бояться, 
Жить и не тужить. 
Не бояться, что обидишь 
Ты своих друзей, 
Сосчитаешь и увидишь: 
Просто, без затей 
И конфеты, и игрушки, 
Кукол, книжки и хлопушки 
Можно поровну делить, 
Никого не позабыть. 
Если ты считать умеешь, 
Все науки одолеешь. 
Скажут про тебя ребята: 
«Наш дружок — ума палата». 
А когда пройдут года, 
Будешь взрослым ты тогда. 
Космонавтом, может, станешь, 
До небес рукой достанешь. 
Чтоб в полете не скучать, 
Сможешь звезды сосчитать.

В.Н. Савичев.

 О чем говорится в стихотворении?(о цифрах)

Сколько всего цифр? Что можно записывать с помощью цифр?

— Запишите в тетрадях по 3 числа. Прочитайте их.

— Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Сегодня мы познакомимся с новой темой «Ряд натуральных чисел», научимся  находить число, которое в натуральном ряду следует за данным

числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности .

Уметь читать математические записи чисел, записывать числа под диктовку

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

— выявить место (шаг, операцию) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Работа с учебником. (устно стр.6 №1-4)

— Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов.

— Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте?

-Назовите самое большое натуральное число.

-Почему такого числа нет?

-Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее.  Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие.

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Уметь находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Работа с учебником.: стр 5-6.

-Давайте еще раз проговорим тему урока.

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Натуральные числа»?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки.

Уметь работать с текстом учебника.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Реализация построенного проекта.

Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— закрепить новое знание в речи и знаках;

— зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящих диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Работа с учебником: с.6-7 №1-3 с проговариванием во внешней речи.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Уметь записывать натуральные числа, выбирать из ряда чисел натуральные.

Познавательные:

Уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником: с.7 №4, 6, 8,10- с комментариями

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Уметь читать и записывать натуральные числа, которые следуют за числом и предыдущие числу.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку  по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная работа. (дидактический материал) Слайд 1.

1вариант- стр. 4.№6,7,8.

2 вариант- стр35. №6,7,8

Самопроверка (работа в парах)

Слайд 2.

— У кого все правильно?

-У кого есть ошибки?

— В чем причина?

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Осуществлять самооценку.

Уметь самостоятельно распознавать натуральные числа.

Регулятивные:

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: использовать знаково-символические средства .

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

VII. Рефлексия  учебной деятельности.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

-Подведем итог работы на уроке.

-какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ли цели?

-Назовите тему урока.

-Расскажите, чему вы научились на уроке.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: п.1, с.5-6, Р.т.стр 4, №1-5.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организационная структура урока.

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции, УУД

I

Организационный.

Цель:
создать благоприятный психологический настрой
на
работу

Приветствие,
проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня  среда, 8 февраля. Урок
сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на
вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте!

Сегодня мы продолжим
раскрывать секреты  интереснейшей науки- математики.

Включаются
в деловой ритм урока

Настраиваются
на урок , проверяют готовность своего рабочего места

Личностные:
самоопределение.

Регулятивные:
целеполагание.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II

Мотивация
к учебной деятельности.

Цель:

 включить
учащихся в учебную деятельность

Но
прежде, я расскажу вам притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека,
которые везли  под палящим солнцем тележки с камнями. Мудрец остановился и
спросил каждого « Что ты сегодня делаешь?» Первый ухмыльнулся и ответил, что
целый день вожу проклятые камни, второй ответил, что добросовестно выполняю
свою работу, а третий с улыбкой сказал: « А я принимаю участие в
строительстве храма!»

Скажите,
почему ответы были такими разными?

Сегодня
на уроке, мы с вами будем выполнять различные задания. И главное, правильно
оценить свою работу, увидеть в ней важность для себя.

Ребята,
на партах лежат листы самооценки, подпишите их пожалуйста.

По
окончанию решения каждого задания, вы будете ставить себе отметку:

«+»
— справился с заданием без затруднений,

«-»
— справился с заданием, но возникали затруднения,

«?»
— не справился с заданием, ничего непонятно.

Слушают учителя

Отвечают
на поставленный вопрос.

Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III

Актуализация
знаний

Цель:

актуализировать
учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового
материала: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, числителями.

Скажите, пожалуйста, что вы узнали на
предыдущих уроках?

Сегодня
мы продолжим изучать обыкновенные  дроби.

Но,
чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

Возьмите 
карточку  № 1 и, работая в паре, выполните задание.
Карточка № 1.

Заполните
пропуски.

Дробь
– это ________________________.

Числитель
стоит _______ чертой и означает, сколько равных
частей _________________ от целого.

Знаменатель
стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей _____________________
целое.

Дробь
называется правильной, если числитель ______ знаменателя.

Дробь
называется _______________, если числитель больше или равен знаменателю.

Сократить 
дробь, значит ____числитель и знаменатель на ______.

Проверим,
как вы справились с этим заданием.

Спросить
1-го ученика к доске.

Оценим
свою работу, поставим отметку в листах самооценки.

Учащиеся
отвечают.
(Мы узнали, что такое доли и
обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь
на координатном луче.)

Выполняют
задание в карточке № 1.

Карточка № 1

Дробь
– это часть целого

Числитель
стоитнадчертой
и означает, сколько равных частей взялиот целого.

Знаменатель стоит подчертой
и показывает, на сколько равных частей разделилицелое.

Дробь называется правильной, если числитель меньше
знаменателя.

Дробь называется неправильной,
если числитель больше или равен знаменателю.

Сократить  дробь, значит  разделить
числитель и знаменатель на одно и то же число.

Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме,

уметь формулировать и аргументировать собственные суждения, уметь слушать
учителя и других учащихся.

 Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя,
уметь ставить цели и находить пути
решения.

Личностные:
уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи.

IV

Целеполагание
и проблематизация

 Цель:

1) организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной
деятельности: отсутствие правила сравнения дробей;

2)
согласовать цель и тему урока: правила сравнения дробей.

Перед
вами записаны числа. Прочитайте их в порядке возрастания:

679,504,398,276,985,414.

 А
теперь в порядке возрастания прочитайте дроби:

.

-?
Можем? Нет . А почему?

Вот
сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока?

Тема
урока «Сравнение дробей»,
запишите в тетради дату и тему.

Какова
же цель нашего урока?

Скажите,
какова же цель нашего урока, чему новому мы сегодня должны научиться?

Отвечают
на вопросы учителя:

276,
398, 414, 504, 679, 985.

Нужно
сравнивать , а мы не умеем – как.

Тема
урока: Сравнение дробей.

Записывают
число и тему урока.

Научиться
сравнивать обыкновенные  дроби.

Регулятивные:  уметь  ставить новые цели, преобразовывать
практические задачи в познавательные.

Познавательные:
уметь
ставить цели и находить пути решения.

V

Изучение
(открытие) нового материала.

Цель:

организовать
выводправил сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и
одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей на имеющихся
знаниях.

У вас на
партах карточка № 2, в течение всего урока она будет заполняться. И вы
получите правила сравнения   дробей.

1
задание:
 С помощью двух одинаковых квадратов  сравните две дроби с одинаковыми
знаменателями. Например,
  
и 

Сделаем вывод:

 Из двух дробей
с одинаковым _________меньше та, у которой __________, и больше та, у которой
________.

2
задание:
 С помощью двух одинаковых кругов  сравните две дроби с одинаковыми
числителями. Например,
 и

Сделаем вывод:

Из двух дробей с
одинаковыми _________меньше та, у которой ________и больше та, у которой
________.

3
задание:
 Построим координатный луч с единичным отрезком
4 клетки, и отметим дроби
; .

Сравните
правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей.

Сделаем вывод:

Правильная дробь
всегда _________единицы.

Неправильная
дробь _________или, _________единице.

4
задание:
 Сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая —
неправильная.

Сделаем вывод:
правильная дробь всегда  _________ неправильной.

Итак, какие
правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали?

Спросить
1-го ученика прочить правила.

Оцените
свою работу в листах самооценки.

Выполняют
задания, находят ответы на поставленные вопросы.

Заполняют
карточку № 2

Обучающиеся
повторяют все четыре правила сравнения дробей:

1. Из двух
дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и
больше та, у которой числитель больше.

2. Из двух
дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и
больше та, у которой знаменатель меньше.

3. Правильная
дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь больше или равна единице.

4. Правильная
дробь всегда меньше неправильной.

Предметные:

уметь изображать дроби на геометричеких фигурах и на координатном
луче.

Познавательные: уметь вести самостоятельный
поиск, отбор информации,  ее преобразование,  выделять главное,  сравнивать,
обобщать, анализировать.

Регулятивные:

 уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами  и
временем.

Личностные:

уметь
развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач.

Физкультминутка
Цель:

сменить
вид деятельности.

Немного
отдохнем.

         
Мы писали и устали,

         
Все мы дружно тихо встали.

         
Ножками потопали, раз, два, три.

         
Ручками похлопали, раз, два, три.

         
Сели, встали, встали, сели

         
И друг друга не задели

         
Мы немножко отдохнем

         
И опять писать начнем

         
Руки выше, шире плечи,

         
Раз, два, три, дыши ровнее.

         
От зарядки станешь крепче,

         
Станешь крепче и сильнее

Выполняют
разминку

VI

Первичное
закрепление

Цель :

1) обеспечить
восприяти
е,
осмыслени
е и
первичное запоминани
е детьми правил сравнения дробей;

2) организовать
первичное применение нового знания.

Продолжим
работу.

Открываем
учебники на стр. 181,183 и выполняем задания № 701,  № 709. 

Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания   и оценивают
результаты работы одноклассника.

Если
выполнено без ошибок – «+»,

одна или
две ошибки – «-»

Кто
получил «+» поднимите руки, кто получил «-» поднимите руки. Молодцы изученный
материал вами усвоен.

Поставим
отметку в листах самооценки.

Выполняют
задания

701, № 709.

Обмениваются
тетрадями и проверяют друг у друга.

Предметные:

применять 
правила сравнения дробей в ходе выполнения заданий из учебника.

Познавательные:
умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной  оценки.

Коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII

Обучающая самостоятельная работа.

Цель:
закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.

Включение в систему знаний.

− Расположите дроби в порядке возрастания

Я

Е

И

У

А

Ч

Щ

С

 Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.)

Расположите дроби в порядке убывания:

Л

О

О

Д

М

Ы

Ц

− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.)

− К каким учащимся можно отнести это определение?

Оцените
свою работу, поставьте отметку в листах самооценки.

Выполняют
самостоятельную работу.

Сравнивают
с эталоном

(Учащимся
нашего класса.)

Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:
самоопределение.

VIII

Первичное
осмысление.

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности,
создание дальнейшей перспективы развития.

А теперь
вернемся в начало урока и вспомним задание, с которого все началось. 
Прочитать дроби в порядке возрастания :

, , ,

Предлагаю поработать в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы
работа в группах была успешной?

Сейчас в
группах проанализируйте правила, которые мы сегодня получили и подумайте,
сможем ли мы выполнить задание? Все ли варианты примеров сравнения дробей мы
рассмотрели на уроке? Предложите от каждой группы свой пример, который бы
отличался от тех,  которые мы сегодня рассматривали.

В чем отличие предложенных примеров?

Тогда, давайте сформулируем цель следующего урока.

Предлагают
свои примеры.


группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат,
если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один
говорит, остальные слушают.) (Учащиеся от каждой группы записывают свой
пример на доске.)

Дроби с
разными знаменателями.

Научиться
сравнивать дроби с разными знаменателями.

Познавательные:

наблюдать
и делать  самостоятельные  выводы;

уметь
устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли
в устной форме;

слушать и понимать других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

IX

Итог
урока.

Домашнее
задание.

Цель:

оценить
результаты собственной деятельности на уроке.

Прошу
вас оценить свою работу на уроке. Подсчитайте количество «+»:

За 3 «+»
ставим себе «5»

За 2 «+»
ставим себе «4»

Если
меньше, то не ставим оценку, но задуматься следует серьезно.

Домашнее задание:  п.8.5 (стр.180-181), № 702(а), № 706.

Творческое задание: приготовить сообщение на тему «Почему дроби назывались «ломаные числа»?»

Записывают
домашнее задание

X

Рефлексия

Цель:

инициировать
рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их
собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в
классе.

Давайте
подведём итог нашей работы на уроке.

Какова
была тема урока?

Остались
ли у вас вопросы по данной теме?

Вспомним,
какую цель мы с вами ставили?

Достигли
цели?

Мне бы хотелось узнать, с каким
настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги.
Поднимите один из них.

Я работал на уроке с
желанием.

Я хорошо понял тему урока.

http://festival.1september.ru/articles/553544/img3.gif

Я работал на уроке с
желанием, но чувствовал себя не очень уверенно.

Я не до конца понял
тему урока.

http://festival.1september.ru/articles/553544/img4.gif

Я работал на уроке без
желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Я плохо  понял  тему урока.http://festival.1september.ru/articles/553544/img5.gif

      Спасибо, ребята, вам всем за
урок,                                    

      Пусть все эти знания будут вам
впрок.                          

      Теперь говорю я вам всем “до
свидания”,                       

      Окончен урок. Спасибо за внимание!

Отвечают
на поставленные вопросы.

Личностные:
самоопределение.

Регулятивные: уметь
оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и

точностью
выражать свои мысли.

Краткая аннотация к разработке урока по теме » Уравнение» 

Представленная технологическая карта урока по теме » Уравнение» для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку.

Технологическая карта урока по теме » Уравнение».

ФИО: Боровских Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: » Уравнение»

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5

Цели:

1.Личностные:

— Развитие навыка самостоятельности в работе, умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.

2.Регулятивные:

-Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.

3. Предметные:

— Вводятся и определяются понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения» , знакомство со свойствами уравнений, новым способом решения уравнений, отрабатываются умения решать уравнения.

Задачи урока:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

  2. Метапредметные: развивать: умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

  3. Предметные: формировать умение решать уравнения.

Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные:

Проявляют интерес к теме урока.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.

познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

коммуникативные – учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2013.

А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

(1 мин)

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные:прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

2.Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Труд и вера — вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач!

Самый же надёжный путь к успеху —

Сложный путь падений и удач.(Слайд №1)

Выясняет, что необходимо для успешной работы на уроке; желает успешной работы, просит пожать друг другу руки и пожелать успеха.

Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли.

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие

(5мин)

1) Проводит опрос,в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока ( Приложение 2):

(слайд №2)

Тест1:

  1. Уравнением называется:

А) буквенное выражение;

Б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;

В) числовое равенство.

2.Решить уравнение — значит:

А) найти все его корни (или убедиться, что корней нет);

Б) заменить букву в уравнении любым числом;

В) записать ответ.

(слайд №3)

3.Корнем уравнения называется:

А) любое число;

Б) любое значение буквы;

В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.

4.Сделать проверку уравнения – значит:

А) решить его ещё раз;

Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;

В) вместо буквы подставить любое число.

(слайд №4)

5. Неизвестное слагаемое находится:

А) сложением; Б) умножением;

В) вычитанием.

6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:

А) сложить вычитаемое и разность;

Б) из разности вычесть вычитаемое;

В) из вычитаемого вычесть разность.

7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:

А) из уменьшаемого вычесть разность;

Б) к уменьшаемому прибавить разность;

В) из разности вычесть уменьшаемое.

2) Предлагает решить устно уравнения (слайд №5):

1)х+25=87; 2)y-14=22; 3)35-у=12 и записать ответы в Лист самоконтроля (уравнениия 1-3).

3) Предлагает решить устно уравнения (слайд №6):

(х+24)-18=38; (у+78)+25=200

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

-вспоминают основные определения, касающиеся уравнений;

Записывают свои ответы в Лист самоконтроля (Приложение1).

-выполняют задания

-учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения(понимают, что таких уравнений они раньше не решали)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

(3мин)

-Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений?

-Объясняет, что такие уравнения называются составными или усложненными.

— Предлогает ученикам сформулировать тему урока.

— Корректировка темы урока.

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока?

-они содержат два действия

-формулируют тему урока,

записывают её в тетрадь

-учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Построение проекта выхода из ситуации затруднения (изучение нового материала:открытие новых знаний и способов действий)

(6мин)

— Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы, принимает предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать

-подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными.

— Предлагает решить первое уравнение.

— в процессе работы, оказывает помощь учащимся по необходимости

-организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника

-предлагает составить алгоритм решения составных уравнений( слайд №7).

-предлагает решить №375(а) на доске по образцу.

-пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений

-свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах

-учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61(Лист самоконтроля)

-делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами.

-самостоятельно пытаются составить алгоритм решения составных уравнений и записывают результат в Лист самоконтроля.

— под руководством учителя составляется алгоритм решения составных уравнений (Приложение 3).

-два ученика решают уравнение на доске разными способами, объясняя классу каждый шаг.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

6. Физкультминутка

(2мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

(Слайд №8)

Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

7. Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

(5мин)

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Предлагает решить №376(а,в) на доске.

Предлагает составить уравнение для решения задачи № 377(а).

-Решают в парах №376 (а,в),

— № 377(а) составляют уравнение по условию задачи с последующей проверкой и заносят ответы в Лист самоконтроля.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение

Личностные: формирование позитивной самооценки

8. Первичное закрепление во внешней речи

(3мин)

Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решения уравнений, предлагаемые авторами учебника)

Проговаривают все правила и определения (фронтально, в парах).

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7мин)

-Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу.

Предлагает составить уравнение для решения задач № 383(2), 384(1)(из сборника «Текстовые задачи по математике 5-6 класс» под редакцией А.В.Шевкина).

(Слайд №9)

Предлагает решить уравнения №376(г)

Работают в парах.

В № 383(2), 384(1)(из сборника «Текстовые задачи по математике 5-6 класс» под редакцией А.В.Шевкина) составляют только уравнения, с последующей проверкой у доски.

№ 376(г) решают разными способами осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль, сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

10. Включение в систему знаний и повторение

(7мин)

Предлагает решить задания по ранее изученному материалу:

— № 379(устно);

— №382 (устно по цепочке).

Предлагает решить комбинаторную задачу (Слайд 10).

Под руководством учителя работают устно.

Составляют «дерево» вариантов для решения комбинаторной задачи. Ответ записывают в Лист самоконтроля.

Проверка у доски.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: осознание ответственности за общее дело

11. Рефлексия учебной деятельности

(3мин)

Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №11):

-Сегодня на уроке я узнал …

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно …

— Было интересно …

— Я смогу …

Предлагает оценить свою работу и результаты.

(Слайд №12).

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Ученики показывают смайлики.

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

12. Домашнее задание

(2мин)

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы.

П.10, № 396, №397(б)

Задание на повторение: №403(а).

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке

Работа учащихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: на уроке достигнуты поставленные цели.

Приложение 1:

Лист самоконтроля

Вид задания

Ответ, способ решения

Шкала баллов

Суммарный балл за задание

Тест 1

5

Решение уравнений 1-3

2

Открытие новых знаний и способов (алгоритм решения составных уравнений)

2

Решение уравнений на доске №375(а)

1

Работа в парах №376 (а,в)

1

Составление уравнения по задаче № 377 (а)

1

Самостоятельное решение №376( г)

1

Решение комбинаторной задачи

2

Суммарный балл за работу

15

Критерии отметок: 15-13б-«5»; 12-10б- «4»; 9-6б – «3»; меньше 6б- «2»

Приложение 2:

1. Уравнением называется:

а) буквенное выражение;

б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;

в) числовое равенство.

2.Решить уравнение — значит:

а) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);

б) заменить букву в уравнении любым числом;

в) записать ответ.

3.Корнем уравнения называется:

а) любое число;

б) любое значение буквы;

в) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.

4. Сделать проверку уравнения – значит:

а) решить его ещё раз;

б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;

в) вместо буквы подставить любое число.

5. Неизвестное слагаемое находится:

а) сложением;

б) умножением;

в) вычитанием.

6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:

а) сложить вычитаемое и разность;

б) из разности вычесть вычитаемое;

в) из вычитаемого вычесть разность.

7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:

а) из уменьшаемого вычесть разность;

б) к уменьшаемому прибавить разность;

в) из разности вычесть уменьшаемое.

Приложение 3

Алгоритм решения составных( усложненных) уравнений

1) Найти последнее действие;

2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;

3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;

4) Упростить правую часть;

5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;

6) Сделать проверку (при необходимости);

7) Записать ответ.

Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Проблемно-диалоговая.

Тема

Измерение углов. Транспортир.

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о градусной мере угла и способе её измерения.

Основные термины, понятия

Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла.

Планируемый результат

Предметные умения

иметь представление о понятиях «величина угла», «градусная мера угла»;

знать единицу измерения угла – «градус»;

уметь измерять величину угла разными способами (на глаз, наложением);

уметь измерять величину угла с помощью транспортира;

уметь строить в тетради угол заданной величины.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом;

определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе;

оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

составлять инструкцию и формулировать правила;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание;

уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей;

строить логически обоснованные рассуждения;

самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе;

отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Математика: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.- М.; Мнемозина, 2013

Технические средства обучения

ПК и МД проектор с презентацией Power Point по теме.

п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память).

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и выявить место затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач, определить средства достижения цели.

5

Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках.

6

Первичное закрепление

Организовать усвоение учениками нового способа действия.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия для выполнения самостоятельной работы.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выявить качество уровня овладения знаниями; проанализировать и оценить качество полученных знаний.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Что должно находиться на вашем рабочем месте сегодня, на уроке? Почему?

Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету.

Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием,

потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:

— правильно называть геометрические фигуры;

— сравнивать фигуры способом «наложения»

Метапредметные (УУД):

познавательные:

— выполнять классификацию;

— обосновывать основание для классификации;

— выполнять анализ;

регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

— овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке?

2) Дайте определение угла.
3) Какие углы называются равными?

4) Какой угол называется развернутым? прямым?

5) Какие еще бывают углы?

6) Придумайте вопрос по рисунку и задайте кому-либо из класса.

t1646746287aa.png

Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия прошлых занятий.

Выявление места и причины затруднения

Предметные:

— выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли

Какой из углов, изображенных на рисунке наименьший? t1646746287ab.png Кто знает, как называют прибор для измерения углов?

Задание: измерьте с помощью транспортира эти углы.

Давайте сравним полученные результаты измерений. 

Почему они получились разные? В чем проблема? Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на вопросы.

Работают в группе:

Учащиеся выполняют решение предложенной задачи и многие понимают, что необходимо знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира.

Построение проекта выхода из затруднения

Личностные: выражение своих мыслей, познавательная мотивация;

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные: постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Можете сформулировать тему урока?

Тема урока: «Измерение углов. Транспортир».

Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира.

Задачи:

— научиться пользоваться транспортиром;

— научиться измерять углы;

— научиться откладывать углы.

Оказывается, угловая мера возникла много тысяч лет тому назад в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.

Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

Возраст транспортира составляет около 3400 лет.

А теперь вернемся к измерению наших углов. Так как же правильно пользоваться транспортиром?

Теперь сравним ваши ответы с алгоритмом (на экране).

Правило:

1.Приложить центр транспортира к вершине угла;

2.Совместить линейку транспортира с одной из сторон угла;

3.Отсчитать от отметки 00 количество делений до второй стороны;

4.Записать, чему равна величина угла.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи.

Делают предположения.

Реализация построенного проекта

Предметные:

уметь измерять углы с помощью транспортира;

уметь строить угол заданной величины.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

работать по плану;

познавательные:

осуществлять сравнение и анализ учебного материала;

коммуникативные:

уметь организовать учебное сотрудничество;

— уметь аргументировать своё мнение.

А теперь еще раз измерьте углы пользуясь алгоритмом и запишите результаты.

Задание 1. Отложите угол равный 1350 .

Учитель выполняет построения на доске по правилу.

t1646746287ac.gift1646746287ac.gifА

О В

Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило.

Правило:

1.Начертить луч ОВ;

2.Приложить к началу луча центр транспортира, совместив со стороной угла ОВ;

3.Найти отметку 1350 и поставить точку;

4.Соединить данную точку с началом луча О;

5.Отметить точку А и выделить угол.

Первичное закрепление

Предметные:

уметь сравнивать углы «наложением»;

уметь измерять углы с помощью транспортира;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

уметь проводить сравнение и анализ;

познавательные:

осуществлять сравнение и анализ учебного материала;

коммуникативные:

уметь организовать учебное сотрудничество в паре.

Задание 2. Измерьте углы, представленные на экране и запишите результаты в тетрадь.

Задание 3. Работа в парах по плану.

На каждую парту выданы 6 шаблонов углов, вырезанных из красной, желтой и зеленой бумаги (по три пары равных).

Данные шаблоны в дальнейшем будут использованы для рефлексии.

План работы:

1.Сравните углы наложением.

2.Разбейте на две группы.

3.Выполните измерение своих трех углов.

4.Сравните результаты с напарником.

5.Оцените работу напарника и себя.

Учитель подводит итоги, выявляет пробелы для коррекции на следующем этапе.

Обучающиеся выполняют практическое задание самостоятельно и по плану.

t1646746287ad.png

Физкультминутка

Личностные: осознание ценности здоровья.

Покажите руками угол 90°, 180°.

Покажите руками острый угол, тупой угол.

Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.

Выполняют физические упражнения.

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Предметные: умение строить угол, измерять угол;

Метапредметные:

регулятивные:

уметь проводить сравнение и анализ;

Личностные: активность при решении математических задач

Вt1646746287ae.png ыполняют самостоятельную работу по готовым чертежам.

Далее стр.251. №1649,1650.

Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. Результаты записывают в тетрадь.

Далее проверяем по экрану.

Включение в систему знаний и повторение

Личностные: умение вносить коррективы в свои вывод

Метапредметные: умение представлять результаты своей работы в устной форме.

Ответьте на следующие вопросы:

— С какой темой познакомились на уроке?

— Для чего служит транспортир?

— На сколько делений разделена шкала транспортира?

— Что такое градус? Как его обозначают?

— Сколько градусов содержит прямой угол?

— Сколько градусов содержит развёрнутый угол?

— Расскажите, как измеряют углы транспортиром.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

— На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

У вас на столах лежат ваши макеты углов, которые вы измеряли. Они разных цветов: красный, желтый и зеленый.

Оцените с помощью этих фигур результат урока:

— если вы всё поняли, и научились всему вышесказанному, поднимите зелёный уголок;

— если вы не всё поняли – желтый;

— если вы ничего не поняли и ничему не научились – красный.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами и оценивают свою работу на уроке.

Информация о домашнем задании

коммуникативные: умение слушать

п.42 (читать, учить определения)

1682,1683.

Творческое задание: сочинить сказку про транспортир.

Записывают домашнее задание в дневник.

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс,

выполнил учитель МОУ Дергаевская СОШ №23 Гаврилова Т.Ю.

Тема: Сравнение дробей.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Цели деятельности педагога: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей.

Планируемый результат: УУД:

Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Межпредметные связи: подготовка к изучению алгебры и физики.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ресурсы: учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация.

Этап урока /Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, сообщает структуру урока.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений. 

Организует индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида: «Какую часть года составляет…; какую часть тонны составляет…».

Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной и неправильной дроби.

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью.

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

  1. Создание проблемной ситуации.

Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.

Организует обсуждение: «Можно ли сравнить…? Что для вас значит: сравнить?» Подводит к понятию сравнения дробей.

Обнаруживают, что дроби можно сравнивать как натуральные числа.

Понимают, что появляется  новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей.

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

  1. Формулирование проблемы: тема и цель урока.

Цель: обсуждение необходимости введения нового знания

Выводит  на формулировку темы и целей урока.  Четко проговаривает тему и цель урока.

Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила.

Понимают, что появляется  новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

  1. Открытие нового знания.

Цель: знакомство и фиксирование определений.

Организует работу с учебником, путем подводящего диалога побуждает учащихся к формулированию правила сравнения обыкновенных дробей.

Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы.

Открывают новые определения и их применение.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем.

  1. Первичное применение нового знания.

Цель: формирование навыка применения определений правильной и неправильной дроби

Организует  работу по выполнению № 941; 942; 943; 944; 945; с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.

Учатся применять определения в процессе парной работы.

Проговаривают правила сравнения  дробей; на конкретных примерах учатся их применять.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия.

  1. Физкультминутка.
  1. Первичное закрепление.

Цель: обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями.

Организует  работу по выполнению

№  946 и №947 (с последующей проверкой).

Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы.

Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию. Выдает листы самооценки. Дает инструктаж по заполнению.

Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, соотносят цель и результаты, степень их освоения.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

  1. Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание выполнение домашнего задания.

№ 951(инд); №965; №966

Просмотр содержимого документа

«Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найди седло в майнкрафт
  • Как найти площадь отвода формула
  • Как исправить формат видео на mp4
  • Как найти какую часть числа составляет процент
  • Как составить договор с испытательным сроком образец