Технологическая карта урока № 1 (2)
Дата 02.09.15г.
Тема урока Ряд натуральных чисел
Тип урока Урок изучения нового материала
Цели
Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах, полученные в начальной школе, научить описывать
свойства натурального ряда.
Личностные: вызвать заинтересованность в изучении математики.
Метапредметные: развивать умение определять понятия, создавать обобщения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать натуральные числа, находить число, которое в натуральном ряду следует за данным
числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу.
Основные понятия: Натуральные числа, ряд натуральных чисел.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. |
Сколько звезд на небе? В.Н. Савичев. — О чем говорится в стихотворении?(о цифрах) Сколько всего цифр? Что можно записывать с помощью цифр? — Запишите в тетрадях по 3 числа. Прочитайте их. — Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? — Сегодня мы познакомимся с новой темой «Ряд натуральных чисел», научимся находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу. |
Слушают учителя Отвечают на вопросы Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности . |
Уметь читать математические записи чисел, записывать числа под диктовку |
Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; — выявить место (шаг, операцию) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. |
Работа с учебником. (устно стр.6 №1-4) — Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов. — Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте? -Назовите самое большое натуральное число. -Почему такого числа нет? -Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие. |
Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. |
Уметь находить число, которое в натуральном ряду следует за данным числом, и число, которое в натуральном ряду является предыдущим данному числу. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. |
Работа с учебником.: стр 5-6. -Давайте еще раз проговорим тему урока. -Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Натуральные числа»? -Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему. |
С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. |
Уметь работать с текстом учебника. |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Реализация построенного проекта. Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; — закрепить новое знание в речи и знаках; — зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящих диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. |
Работа с учебником: с.6-7 №1-3 с проговариванием во внешней речи. |
Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. |
Уметь записывать натуральные числа, выбирать из ряда чисел натуральные. |
Познавательные: Уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. |
||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Работа с учебником: с.7 №4, 6, 8,10- с комментариями |
Выполняют задания на доске и в тетрадях. |
Уметь читать и записывать натуральные числа, которые следуют за числом и предыдущие числу. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Самостоятельная работа. (дидактический материал) Слайд 1. 1вариант- стр. 4.№6,7,8. 2 вариант- стр35. №6,7,8 Самопроверка (работа в парах) Слайд 2. — У кого все правильно? -У кого есть ошибки? — В чем причина? |
Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Осуществлять самооценку. |
Уметь самостоятельно распознавать натуральные числа. |
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: использовать знаково-символические средства . Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. |
-Подведем итог работы на уроке. -какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ли цели? -Назовите тему урока. -Расскажите, чему вы научились на уроке. -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: п.1, с.5-6, Р.т.стр 4, №1-5. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Организационная структура урока.
№ этапа
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Компетенции, УУД
I
Организационный.
Цель:
создать благоприятный психологический настрой на
работу
Приветствие,
проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня среда, 8 февраля. Урок
сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на
вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте!
Сегодня мы продолжим
раскрывать секреты интереснейшей науки- математики.
Включаются
в деловой ритм урока
Настраиваются
на урок , проверяют готовность своего рабочего места
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II
Мотивация
к учебной деятельности.
Цель:
включить
учащихся в учебную деятельность
Но
прежде, я расскажу вам притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека,
которые везли под палящим солнцем тележки с камнями. Мудрец остановился и
спросил каждого « Что ты сегодня делаешь?» Первый ухмыльнулся и ответил, что
целый день вожу проклятые камни, второй ответил, что добросовестно выполняю
свою работу, а третий с улыбкой сказал: « А я принимаю участие в
строительстве храма!»
Скажите,
почему ответы были такими разными?
Сегодня
на уроке, мы с вами будем выполнять различные задания. И главное, правильно
оценить свою работу, увидеть в ней важность для себя.
Ребята,
на партах лежат листы самооценки, подпишите их пожалуйста.
По
окончанию решения каждого задания, вы будете ставить себе отметку:
«+»
— справился с заданием без затруднений,
«-»
— справился с заданием, но возникали затруднения,
«?»
— не справился с заданием, ничего непонятно.
Слушают учителя
Отвечают
на поставленный вопрос.
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
III
Актуализация
знаний
Цель:
актуализировать
учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового
материала: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, числителями.
Скажите, пожалуйста, что вы узнали на
предыдущих уроках?
Сегодня
мы продолжим изучать обыкновенные дроби.
Но,
чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!
Возьмите
карточку № 1 и, работая в паре, выполните задание.
Карточка № 1.
Заполните
пропуски.
Дробь
– это ________________________.
Числитель
стоит _______ чертой и означает, сколько равных
частей _________________ от целого.
Знаменатель
стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей _____________________
целое.
Дробь
называется правильной, если числитель ______ знаменателя.
Дробь
называется _______________, если числитель больше или равен знаменателю.
Сократить
дробь, значит ____числитель и знаменатель на ______.
Проверим,
как вы справились с этим заданием.
Спросить
1-го ученика к доске.
Оценим
свою работу, поставим отметку в листах самооценки.
Учащиеся
отвечают. (Мы узнали, что такое доли и
обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь
на координатном луче.)
Выполняют
задание в карточке № 1.
Карточка № 1
Дробь
– это часть целого.
Числитель
стоитнадчертой
и означает, сколько равных частей взялиот целого.
Знаменатель стоит подчертой
и показывает, на сколько равных частей разделилицелое.
Дробь называется правильной, если числитель меньше
знаменателя.
Дробь называется неправильной,
если числитель больше или равен знаменателю.
Сократить дробь, значит разделить
числитель и знаменатель на одно и то же число.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме,
уметь формулировать и аргументировать собственные суждения, уметь слушать
учителя и других учащихся.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя, уметь ставить цели и находить пути
решения.
Личностные:
уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи.
IV
Целеполагание
и проблематизация
Цель:
1) организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной
деятельности: отсутствие правила сравнения дробей;
2)
согласовать цель и тему урока: правила сравнения дробей.
Перед
вами записаны числа. Прочитайте их в порядке возрастания:
679,504,398,276,985,414.
А
теперь в порядке возрастания прочитайте дроби:
, , .
-?
Можем? Нет . А почему?
Вот
сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока?
Тема
урока «Сравнение дробей», запишите в тетради дату и тему.
Какова
же цель нашего урока?
Скажите,
какова же цель нашего урока, чему новому мы сегодня должны научиться?
Отвечают
на вопросы учителя:
276,
398, 414, 504, 679, 985.
Нужно
сравнивать , а мы не умеем – как.
Тема
урока: Сравнение дробей.
Записывают
число и тему урока.
Научиться
сравнивать обыкновенные дроби.
Регулятивные: уметь ставить новые цели, преобразовывать
практические задачи в познавательные.
Познавательные:
уметь
ставить цели и находить пути решения.
V
Изучение
(открытие) нового материала.
Цель:
организовать
выводправил сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и
одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей на имеющихся
знаниях.
У вас на
партах карточка № 2, в течение всего урока она будет заполняться. И вы
получите правила сравнения дробей.
1
задание: С помощью двух одинаковых квадратов сравните две дроби с одинаковыми
знаменателями. Например,
и
Сделаем вывод:
Из двух дробей
с одинаковым _________меньше та, у которой __________, и больше та, у которой
________.
2
задание: С помощью двух одинаковых кругов сравните две дроби с одинаковыми
числителями. Например, и
Сделаем вывод:
Из двух дробей с
одинаковыми _________меньше та, у которой ________и больше та, у которой
________.
3
задание: Построим координатный луч с единичным отрезком
4 клетки, и отметим дроби; .
Сравните
правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей.
Сделаем вывод:
Правильная дробь
всегда _________единицы.
Неправильная
дробь _________или, _________единице.
4
задание: Сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая —
неправильная.
Сделаем вывод:
правильная дробь всегда _________ неправильной.
Итак, какие
правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали?
Спросить
1-го ученика прочить правила.
Оцените
свою работу в листах самооценки.
Выполняют
задания, находят ответы на поставленные вопросы.
Заполняют
карточку № 2
Обучающиеся
повторяют все четыре правила сравнения дробей:
1. Из двух
дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и
больше та, у которой числитель больше.
2. Из двух
дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и
больше та, у которой знаменатель меньше.
3. Правильная
дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь больше или равна единице.
4. Правильная
дробь всегда меньше неправильной.
Предметные:
уметь изображать дроби на геометричеких фигурах и на координатном
луче.
Познавательные: уметь вести самостоятельный
поиск, отбор информации, ее преобразование, выделять главное, сравнивать,
обобщать, анализировать.
Регулятивные:
уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами и
временем.
Личностные:
уметь
развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач.
Физкультминутка
Цель:
сменить
вид деятельности.
Немного
отдохнем.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали.
Ножками потопали, раз, два, три.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнее.
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее
Выполняют
разминку
VI
Первичное
закрепление
Цель :
1) обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное запоминание детьми правил сравнения дробей;
2) организовать
первичное применение нового знания.
Продолжим
работу.
Открываем
учебники на стр. 181,183 и выполняем задания № 701, № 709.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания и оценивают
результаты работы одноклассника.
Если
выполнено без ошибок – «+»,
одна или
две ошибки – «-»
Кто
получил «+» поднимите руки, кто получил «-» поднимите руки. Молодцы изученный
материал вами усвоен.
Поставим
отметку в листах самооценки.
Выполняют
задания №
701, № 709.
Обмениваются
тетрадями и проверяют друг у друга.
Предметные:
применять
правила сравнения дробей в ходе выполнения заданий из учебника.
Познавательные:
умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки.
Коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
VII
Обучающая самостоятельная работа.
Цель:
закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.
Включение в систему знаний.
− Расположите дроби в порядке возрастания
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
Е |
И |
У |
А |
Ч |
Щ |
С |
Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.)
Расположите дроби в порядке убывания:
|
|
|
|
|
|
|
Л |
О |
О |
Д |
М |
Ы |
Ц |
− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.)
− К каким учащимся можно отнести это определение?
Оцените
свою работу, поставьте отметку в листах самооценки.
Выполняют
самостоятельную работу.
Сравнивают
с эталоном
(Учащимся
нашего класса.)
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
VIII
Первичное
осмысление.
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности,
создание дальнейшей перспективы развития.
А теперь
вернемся в начало урока и вспомним задание, с которого все началось.
Прочитать дроби в порядке возрастания :
, , ,
Предлагаю поработать в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы
работа в группах была успешной?
Сейчас в
группах проанализируйте правила, которые мы сегодня получили и подумайте,
сможем ли мы выполнить задание? Все ли варианты примеров сравнения дробей мы
рассмотрели на уроке? Предложите от каждой группы свой пример, который бы
отличался от тех, которые мы сегодня рассматривали.
В чем отличие предложенных примеров?
Тогда, давайте сформулируем цель следующего урока.
Предлагают
свои примеры.
(В
группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат,
если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один
говорит, остальные слушают.) (Учащиеся от каждой группы записывают свой
пример на доске.)
Дроби с
разными знаменателями.
Научиться
сравнивать дроби с разными знаменателями.
Познавательные:
наблюдать
и делать самостоятельные выводы;
уметь
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли
в устной форме;
слушать и понимать других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
IX
Итог
урока.
Домашнее
задание.
Цель:
оценить
результаты собственной деятельности на уроке.
Прошу
вас оценить свою работу на уроке. Подсчитайте количество «+»:
За 3 «+»
ставим себе «5»
За 2 «+»
ставим себе «4»
Если
меньше, то не ставим оценку, но задуматься следует серьезно.
Домашнее задание: п.8.5 (стр.180-181), № 702(а), № 706.
Творческое задание: приготовить сообщение на тему «Почему дроби назывались «ломаные числа»?»
Записывают
домашнее задание
X
Рефлексия
Цель:
инициировать
рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их
собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в
классе.
Давайте
подведём итог нашей работы на уроке.
Какова
была тема урока?
Остались
ли у вас вопросы по данной теме?
Вспомним,
какую цель мы с вами ставили?
Достигли
цели?
Мне бы хотелось узнать, с каким
настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги.
Поднимите один из них.
Я работал на уроке с Я хорошо понял тему урока.
|
Я работал на уроке с Я не до конца понял
|
Я работал на уроке без Я плохо понял тему урока. |
Спасибо, ребята, вам всем за
урок,
Пусть все эти знания будут вам
впрок.
Теперь говорю я вам всем “до
свидания”,
Окончен урок. Спасибо за внимание!
Отвечают
на поставленные вопросы.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: уметь
оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и
точностью
выражать свои мысли.
Краткая аннотация к разработке урока по теме » Уравнение»
Представленная технологическая карта урока по теме » Уравнение» для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока. Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку.
Технологическая карта урока по теме » Уравнение».
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: » Уравнение»
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели:
1.Личностные:
— Развитие навыка самостоятельности в работе, умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
2.Регулятивные:
-Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
3. Предметные:
— Вводятся и определяются понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения» , знакомство со свойствами уравнений, новым способом решения уравнений, отрабатываются умения решать уравнения.
Задачи урока:
-
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
-
Метапредметные: развивать: умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей системе знаний.
-
Предметные: формировать умение решать уравнения.
Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
Проявляют интерес к теме урока.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.
познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.
коммуникативные – учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2013.
А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1.Организационный (1 мин) |
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. |
Регулятивные:прогнозирование своей деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения |
|
2.Мотивация к учебной деятельности (1мин) |
Труд и вера — вот твои доспехи, И не бойся никаких задач! Самый же надёжный путь к успеху — Сложный путь падений и удач.(Слайд №1) Выясняет, что необходимо для успешной работы на уроке; желает успешной работы, просит пожать друг другу руки и пожелать успеха. |
Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. |
Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других. Личностные: умение проявлять познавательную инициативу. |
|
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие (5мин) |
1) Проводит опрос,в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока ( Приложение 2): (слайд №2) Тест1:
А) буквенное выражение; Б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти; В) числовое равенство. 2.Решить уравнение — значит: А) найти все его корни (или убедиться, что корней нет); Б) заменить букву в уравнении любым числом; В) записать ответ. (слайд №3) 3.Корнем уравнения называется: А) любое число; Б) любое значение буквы; В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. 4.Сделать проверку уравнения – значит: А) решить его ещё раз; Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства; В) вместо буквы подставить любое число. (слайд №4) 5. Неизвестное слагаемое находится: А) сложением; Б) умножением; В) вычитанием. 6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо: А) сложить вычитаемое и разность; Б) из разности вычесть вычитаемое; В) из вычитаемого вычесть разность. 7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо: А) из уменьшаемого вычесть разность; Б) к уменьшаемому прибавить разность; В) из разности вычесть уменьшаемое. 2) Предлагает решить устно уравнения (слайд №5): 1)х+25=87; 2)y-14=22; 3)35-у=12 и записать ответы в Лист самоконтроля (уравнениия 1-3). 3) Предлагает решить устно уравнения (слайд №6): (х+24)-18=38; (у+78)+25=200 |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: -вспоминают основные определения, касающиеся уравнений; Записывают свои ответы в Лист самоконтроля (Приложение1). -выполняют задания -учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения(понимают, что таких уравнений они раньше не решали) |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
|
4. Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности (3мин) |
-Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений? -Объясняет, что такие уравнения называются составными или усложненными. — Предлогает ученикам сформулировать тему урока. — Корректировка темы урока. -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока? |
-они содержат два действия |
||
-формулируют тему урока, записывают её в тетрадь -учащиеся самостоятельно формулируют цель урока |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|||
5. Построение проекта выхода из ситуации затруднения (изучение нового материала:открытие новых знаний и способов действий) (6мин) |
— Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы, принимает предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать -подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными. — Предлагает решить первое уравнение. — в процессе работы, оказывает помощь учащимся по необходимости -организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника -предлагает составить алгоритм решения составных уравнений( слайд №7). -предлагает решить №375(а) на доске по образцу. |
-пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений -свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах -учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61(Лист самоконтроля) -делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами. -самостоятельно пытаются составить алгоритм решения составных уравнений и записывают результат в Лист самоконтроля. — под руководством учителя составляется алгоритм решения составных уравнений (Приложение 3). -два ученика решают уравнение на доске разными способами, объясняя классу каждый шаг. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
|
6. Физкультминутка (2мин) |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №8) |
Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
|
7. Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) (5мин) |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Предлагает решить №376(а,в) на доске. Предлагает составить уравнение для решения задачи № 377(а). |
-Решают в парах №376 (а,в), — № 377(а) составляют уравнение по условию задачи с последующей проверкой и заносят ответы в Лист самоконтроля. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение Личностные: формирование позитивной самооценки |
|
8. Первичное закрепление во внешней речи (3мин) |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решения уравнений, предлагаемые авторами учебника) |
Проговаривают все правила и определения (фронтально, в парах). |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
|
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7мин) |
-Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу. Предлагает составить уравнение для решения задач № 383(2), 384(1)(из сборника «Текстовые задачи по математике 5-6 класс» под редакцией А.В.Шевкина). (Слайд №9) Предлагает решить уравнения №376(г) |
Работают в парах. В № 383(2), 384(1)(из сборника «Текстовые задачи по математике 5-6 класс» под редакцией А.В.Шевкина) составляют только уравнения, с последующей проверкой у доски. № 376(г) решают разными способами осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль, сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
|
10. Включение в систему знаний и повторение (7мин) |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу: — № 379(устно); — №382 (устно по цепочке). Предлагает решить комбинаторную задачу (Слайд 10). |
Под руководством учителя работают устно. Составляют «дерево» вариантов для решения комбинаторной задачи. Ответ записывают в Лист самоконтроля. Проверка у доски. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
|
11. Рефлексия учебной деятельности (3мин) |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №11): -Сегодня на уроке я узнал … -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно … — Было интересно … — Я смогу … Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №12). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
|
12. Домашнее задание (2мин) |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы. П.10, № 396, №397(б) Задание на повторение: №403(а). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
|
Работа учащихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. Оценка достижения целей урока: на уроке достигнуты поставленные цели. |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Тест 1 |
5 |
||
Решение уравнений 1-3 |
2 |
||
Открытие новых знаний и способов (алгоритм решения составных уравнений) |
2 |
||
Решение уравнений на доске №375(а) |
1 |
||
Работа в парах №376 (а,в) |
1 |
||
Составление уравнения по задаче № 377 (а) |
1 |
||
Самостоятельное решение №376( г) |
1 |
||
Решение комбинаторной задачи |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
15 |
Критерии отметок: 15-13б-«5»; 12-10б- «4»; 9-6б – «3»; меньше 6б- «2»
Приложение 2:
1. Уравнением называется:
а) буквенное выражение;
б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
в) числовое равенство.
2.Решить уравнение — значит:
а) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);
б) заменить букву в уравнении любым числом;
в) записать ответ.
3.Корнем уравнения называется:
а) любое число;
б) любое значение буквы;
в) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
4. Сделать проверку уравнения – значит:
а) решить его ещё раз;
б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;
в) вместо буквы подставить любое число.
5. Неизвестное слагаемое находится:
а) сложением;
б) умножением;
в) вычитанием.
6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:
а) сложить вычитаемое и разность;
б) из разности вычесть вычитаемое;
в) из вычитаемого вычесть разность.
7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:
а) из уменьшаемого вычесть разность;
б) к уменьшаемому прибавить разность;
в) из разности вычесть уменьшаемое.
Приложение 3
Алгоритм решения составных( усложненных) уравнений
1) Найти последнее действие;
2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;
3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;
4) Упростить правую часть;
5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;
6) Сделать проверку (при необходимости);
7) Записать ответ.
Предмет |
Математика |
Класс |
5 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока |
Проблемно-диалоговая. |
Тема |
Измерение углов. Транспортир. |
Цель |
создание условий для овладения обучающимися знаниями о градусной мере угла и способе её измерения. |
Основные термины, понятия |
Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения иметь представление о понятиях «величина угла», «градусная мера угла»; знать единицу измерения угла – «градус»; уметь измерять величину угла разными способами (на глаз, наложением); уметь измерять величину угла с помощью транспортира; уметь строить в тетради угол заданной величины. |
Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом; определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять и формулировать цель деятельности на уроке; составлять инструкцию и формулировать правила; высказывать свое предположение на основе учебного материала; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание; уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей; строить логически обоснованные рассуждения; самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция Математика: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.- М.; Мнемозина, 2013 Технические средства обучения ПК и МД проектор с презентацией Power Point по теме. |
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи (цель этапа) |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память). |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и выявить место затруднения. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач, определить средства достижения цели. |
5 |
Реализация построенного проекта |
Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках. |
6 |
Первичное закрепление |
Организовать усвоение учениками нового способа действия. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Создать условия для выполнения самостоятельной работы. |
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Выявить качество уровня овладения знаниями; проанализировать и оценить качество полученных знаний. |
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Что должно находиться на вашем рабочем месте сегодня, на уроке? Почему? Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. |
Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. |
|
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Предметные: — правильно называть геометрические фигуры; — сравнивать фигуры способом «наложения» Метапредметные (УУД): познавательные: — выполнять классификацию; — обосновывать основание для классификации; — выполнять анализ; регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке? 2) Дайте определение угла. 4) Какой угол называется развернутым? прямым? 5) Какие еще бывают углы? 6) Придумайте вопрос по рисунку и задайте кому-либо из класса. |
Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия прошлых занятий. |
|
Выявление места и причины затруднения |
Предметные: — выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака. Метапредметные (УУД): познавательные: —ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: —точно и полно выражать свои мысли |
Какой из углов, изображенных на рисунке наименьший? Кто знает, как называют прибор для измерения углов? Задание: измерьте с помощью транспортира эти углы. Давайте сравним полученные результаты измерений. Почему они получились разные? В чем проблема? Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира). |
Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на вопросы. Работают в группе: Учащиеся выполняют решение предложенной задачи и многие понимают, что необходимо знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира. |
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Личностные: выражение своих мыслей, познавательная мотивация; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные: постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Можете сформулировать тему урока? Тема урока: «Измерение углов. Транспортир». Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира. Задачи: — научиться пользоваться транспортиром; — научиться измерять углы; — научиться откладывать углы. Оказывается, угловая мера возникла много тысяч лет тому назад в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Возраст транспортира составляет около 3400 лет. А теперь вернемся к измерению наших углов. Так как же правильно пользоваться транспортиром? Теперь сравним ваши ответы с алгоритмом (на экране). Правило: 1.Приложить центр транспортира к вершине угла; 2.Совместить линейку транспортира с одной из сторон угла; 3.Отсчитать от отметки 00 количество делений до второй стороны; 4.Записать, чему равна величина угла. |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи. Делают предположения. |
|
Реализация построенного проекта |
Предметные: уметь измерять углы с помощью транспортира; уметь строить угол заданной величины. Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по плану; познавательные: осуществлять сравнение и анализ учебного материала; коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество; — уметь аргументировать своё мнение. |
А теперь еще раз измерьте углы пользуясь алгоритмом и запишите результаты. Задание 1. Отложите угол равный 1350 . Учитель выполняет построения на доске по правилу. А О В |
Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило. Правило: 1.Начертить луч ОВ; 2.Приложить к началу луча центр транспортира, совместив со стороной угла ОВ; 3.Найти отметку 1350 и поставить точку; 4.Соединить данную точку с началом луча О; 5.Отметить точку А и выделить угол. |
|
Первичное закрепление |
Предметные: уметь сравнивать углы «наложением»; уметь измерять углы с помощью транспортира; Метапредметные (УУД) регулятивные: уметь проводить сравнение и анализ; познавательные: осуществлять сравнение и анализ учебного материала; коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество в паре. |
Задание 2. Измерьте углы, представленные на экране и запишите результаты в тетрадь. Задание 3. Работа в парах по плану. На каждую парту выданы 6 шаблонов углов, вырезанных из красной, желтой и зеленой бумаги (по три пары равных). Данные шаблоны в дальнейшем будут использованы для рефлексии. План работы: 1.Сравните углы наложением. 2.Разбейте на две группы. 3.Выполните измерение своих трех углов. 4.Сравните результаты с напарником. 5.Оцените работу напарника и себя. Учитель подводит итоги, выявляет пробелы для коррекции на следующем этапе. |
Обучающиеся выполняют практическое задание самостоятельно и по плану. |
|
Физкультминутка |
Личностные: осознание ценности здоровья. |
Покажите руками угол 90°, 180°. Покажите руками острый угол, тупой угол. Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы. Повернитесь на 180°. А теперь на 90°. |
Выполняют физические упражнения. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Предметные: умение строить угол, измерять угол; Метапредметные: регулятивные: уметь проводить сравнение и анализ; Личностные: активность при решении математических задач |
В ыполняют самостоятельную работу по готовым чертежам. Далее стр.251. №1649,1650. |
Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. Результаты записывают в тетрадь. Далее проверяем по экрану. |
|
Включение в систему знаний и повторение |
Личностные: умение вносить коррективы в свои вывод Метапредметные: умение представлять результаты своей работы в устной форме. |
Ответьте на следующие вопросы: — С какой темой познакомились на уроке? — Для чего служит транспортир? — На сколько делений разделена шкала транспортира? — Что такое градус? Как его обозначают? — Сколько градусов содержит прямой угол? — Сколько градусов содержит развёрнутый угол? — Расскажите, как измеряют углы транспортиром. |
Отвечают на вопросы, делают выводы. |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? — На все ли задачи удалось найти правильный ответ? У вас на столах лежат ваши макеты углов, которые вы измеряли. Они разных цветов: красный, желтый и зеленый. Оцените с помощью этих фигур результат урока: — если вы всё поняли, и научились всему вышесказанному, поднимите зелёный уголок; — если вы не всё поняли – желтый; — если вы ничего не поняли и ничему не научились – красный. |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами и оценивают свою работу на уроке. |
|
Информация о домашнем задании |
коммуникативные: умение слушать |
п.42 (читать, учить определения) № 1682,1683. Творческое задание: сочинить сказку про транспортир. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс,
выполнил учитель МОУ Дергаевская СОШ №23 Гаврилова Т.Ю.
Тема: Сравнение дробей.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цели деятельности педагога: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей.
Планируемый результат: УУД:
Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Межпредметные связи: подготовка к изучению алгебры и физики.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация.
Этап урока /Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Приветствует учащихся, сообщает структуру урока.
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений.
Организует индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида: «Какую часть года составляет…; какую часть тонны составляет…».
Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной и неправильной дроби.
Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью.
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.
- Создание проблемной ситуации.
Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.
Организует обсуждение: «Можно ли сравнить…? Что для вас значит: сравнить?» Подводит к понятию сравнения дробей.
Обнаруживают, что дроби можно сравнивать как натуральные числа.
Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей.
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.
- Формулирование проблемы: тема и цель урока.
Цель: обсуждение необходимости введения нового знания
Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко проговаривает тему и цель урока.
Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила.
Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока.
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
- Открытие нового знания.
Цель: знакомство и фиксирование определений.
Организует работу с учебником, путем подводящего диалога побуждает учащихся к формулированию правила сравнения обыкновенных дробей.
Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы.
Открывают новые определения и их применение.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- Первичное применение нового знания.
Цель: формирование навыка применения определений правильной и неправильной дроби
Организует работу по выполнению № 941; 942; 943; 944; 945; с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.
Учатся применять определения в процессе парной работы.
Проговаривают правила сравнения дробей; на конкретных примерах учатся их применять.
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.
Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
Цель: обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями.
Организует работу по выполнению
№ 946 и №947 (с последующей проверкой).
Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы.
Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей.
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке
Организует рефлексию. Выдает листы самооценки. Дает инструктаж по заполнению.
Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, соотносят цель и результаты, степень их освоения.
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.
- Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание выполнение домашнего задания.
№ 951(инд); №965; №966