Как составить текст для медитации

Как написать медитацию

Максим, какие инструменты Вы используете, чтобы написать медитацию?

— Чтобы собрать полноценную медитацию, действительно понадобятся инструменты, ведь из головы так просто не напишешь. В первую очередь необходимо понимать, на какую тему Вы собираетесь писать, например, исцеление тела и души, или очищение, или преисполнение светом Любви. Тем, действительно, очень много! За основу я обычно беру какой-нибудь литературный материал. Очень хорошо подходил Майкл Ньютон с «регрессивным гипнозом» или «путешествием души». Также пользовался трудами Лазарева «Диагностика кармы», Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности», Карлоса Кастанеды «Учение Дона Хуана», «Сказки о Силе», ОШО и работами других мастеров. В каждой книге есть свой набор ключевых слов, например, «переход на другие линии жизни», «избыточный потенциал», «творческая реализация», «проявление любви», «сохранение душевного покоя» и т.д. Необходимо научиться выявлять подобного рода ключевые слова, чтобы по крупицам сложить полноценную медитацию. Однако это потребует и Ваших мыслей!

Конечно, Вам необходимо резонировать с медитацией, чтобы ее качественно написать. Нужно быть настроенным на соответствующую волну и вообще иметь представления о практиках медитации. Об этом можно почитать в соответствующей духовной специализированной литературе. Более того, надо понимать, для чего и кого Вы пишите медитацию. Потому что есть медитация целительная, с помощью которой человек решает свои внутренние проблемы. Надо быть психологом и учителем, чтобы сделать что-то подобное, однако практиковаться всегда полезно. Начните с малого! Например, напишите медитацию о душевном/сердечном успокоении и посмотрите, насколько Вам самому станет спокойно после завершения работы. Попробуйте ее на себе — запишите на диктофон и подложите соответствующую музыку. Если это сработает на Вас, значит, это будет полезно и кому-то другому. Нельзя написать качественную медитацию за один присест, необходимо с доработками вновь и вновь к ней возвращаться.

Иногда, меня спрашивают, а что я могу написать в медитации от себя. А Вы задумайтесь, прислушайтесь к Вашему душевному состоянию, что Вас здесь и сейчас беспокоит, о чем тревожитесь, от чего хотелось бы избавиться. Медитация — это своего рода разговор с самим собой, а именно со своей душой. Поговорите с ней и выясните, каких целительных слов не хватает ей, чтобы ощутить радость и покой. Рекомендую завести отдельный Дневник по Медитациям, дайте ему название, например, «Размышления Души». Вносите туда всё, что будет приходить полезного в течение дня: возможно, будут попадаться какие-то фразы на глаза, возможно, кто-то и что-то интересное скажет, возможно, придет непроизвольная мысль. Эти записи потом Вы сможете сложить в полноценный медитационный текст. Написание медитации — это как написание песни, она приходит буквально по строчкам и нужно еще уметь сложить всё в нужной последовательности, чтобы получилась гармония, и чтобы, как говориться, по-настоящему зацепило!

Также следует понимать, что медитации бывают многосерийные, которые имеют продолжение. Не зря медитацию еще называют «путешествием души»: сегодня Ваша душа путешествовала в одном месте, например, на вершине гор, а завтра она уже проплывает вдоль рек, морей и озер. Душа постоянно путешествует и это необходимо передать словами. Также медитации бывают «драматические», то есть, построенные на законах драматургии и заканчивающиеся, как правило, катарсисом («очищением души»). Есть медитации, связанные с астральными путешествиями, о том в соавторстве с духовным практиком и учителем у меня написана целая книга «Дневник астрального путешественника». Бывают медитации, которые сопричастны с какой-то религиозной конфессией, например, православные, буддистские, эзотерические, магические и т.д., о чем речь еще пойдет в моих материалах. Есть медитации, которые сделаны по мотивам каких-то художественных фильмов и даже (во что трудно поверить!) компьютерных игр.

В любом случае, если Вы желаете написать медитацию по какой-то заданной тематике, то можете обратиться ко мне за консультацией. Любые идеи разберем вместе. Необходимо понимать, что медитация — это не просто набор каких-то «заклинаний», совсем нет, медитации — это своего рода искусство, которое направлено на реализацию души и ее творческого потока. Именно потока, потому что медитационная практика ни что иное, как поток и важно этот поток наполнить полезными целительными вибрациями.

Читайте Далее = Написание Медитаций (Пример) =

В материале представлены кадры из фильма «Доктор Стрэндж» от  режиссера Скотта Дерриксона

TAGS

Как создать медитацию, которую захочется слушать постоянно, рассказывает Ибракова Гульнара, сертифицированный тренер по ораторскому мастерству, педагог по технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ Р. Гандапаса «CISSA».

медитация, видео, видеомедитация

Голос, который ведет за собой. Голос в медитации как проводник на пути к себе. Слушая звуки музыки и голос наставника, человек погружается в мир бессознательного, в ощущения тела, в эмоции и желания. Медитация — это ведь по сути дорога к познанию своей внутренней природы и важно на этом пути вести слушателя бережно и с заботой.

Ключевое в медитации — это восприятие на слух.

Автор должен вызывать доверие, внушать спокойствие и гармонию. Этого можно достигнуть с помощью лишь одного инструмента — это голос.

Медитации уносят человека в мир покоя и блаженства. Тихий, ровный, спокойный голос подсказывает, куда идти, что видеть, что делать. Голос автора медитации настраивает тело и мозг на волну расслабления. Озвучивание медитаций стоит начать с работы над звучанием, чтобы слушать было приятно и комфортно.

Какой же голос располагает и расслабляет, манит и обволакивает? Какой голос ласкает наш слух? Конечно же, ровный глубокий свободный объемный и бархатный. Без шумных вдохов, без надтреснутости, без высоких нот, без хрипа и сипа. Это голос грудного регистра, низкого тембра.

Голос можно «накачать» и сделать красивым. Вспомните, чтобы убрать живот и создать красивую подтянутую фигуру, необходимо регулярно заниматься фитнесом. Так и в случае с голосом.

Только тренажерный зал у нас всегда при себе — это наше тело.

Регулярно выполняя специальные упражнения, голос становится сильнее и красивее.

Освобождение тела от зажимов и блоков, развитие фонационного дыхания, разработка резонаторов, тренировка артикуляционных органов — все это этапы работы над голосом. Их изучает целый раздел в ораторском мастерстве — техника речи. Практическая дисциплина, которая состоит из набора упражнений.

Упражнения для голоса несложны в исполнении. В момент тренировки важно следить за настроением и состоянием: радость и удовольствие от процесса гарантируют раскрытие потенциала голоса. Ведь красивое глубокое звучание уже заложено в нас природой, нам необходимо его только возродить. Вернуть себе базовые настройки, которые с возрастом и с годами сбились.

Комплекс упражнений для голоса следует выполнять регулярно! Для результата и эффекта нужно выделить ежедневно минут 15-20. Как и в случае с подтянутым телом, важна дисциплина и последовательность.

Для того, чтобы медитацию слушали и скачивали, нужно поработать и над качеством записи. Важно использовать микрофон при записи, соблюдать тишину, непосредственно перед записью медитации разогреть голос, размять речевой аппарат.

Автор: Ибракова Гульнара, сертифицированный тренер по ораторскому мастерству, педагог по технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ Р. Гандапаса «CISSA».

Сайт: https://ibrakova.ru

ВК: https://vk.com/g.ibrakova

Пример создания индивидуальной медитации

Пример создания индивидуальной медитации

Сейчас я выдумаю жизненную ситуацию, которая по опыту является не такой уж фантастичной. Человек живет в стесненных условиях – вся семья вынуждена ютиться в однокомнатной квартире. Это создает нервозную обстановку, и поэтому он часто болеет, вследствие чего развилось бесплодие и появилось чувство разочарования в жизни. Вот такой букет.

Составляем исцеляющую медитацию от первого лица.

«Я лежу на мягкой траве на лесной поляне. Открыв глаза, я вижу, как на красивый цветок села пчела и пьет сладкий нектар. Я вижу, как ее хвост опыляет цветок. Я поднимаю глаза и вижу, что за лесом проглядывает огромное поле. Я медленно встаю и иду в поле. Вскоре я нахожу чистый родник, пробивающийся сквозь камни. Вокруг него буйно цветут красивые цветы. Я наклоняюсь и пью эту свежую родниковую воду. Сухие ветки, которые я нахожу поблизости, я складываю в одном месте и развожу костер. Я чувствую тепло от костра, мне становится тепло, я снимаю свою старую одежду и бросаю ее в огонь. Она быстро сгорает, и мне становится легко и свободно. Я возвращаюсь на поляну, ложусь и закрываю глаза. Мне хорошо, и я продолжаю пребывать в благостном состоянии».

Затем можно выполнить эту медитацию. Несколько раз нужно перечитать составленный текст, потом закрыть глаза и попробовать представить визуально все события этой медитации. Лучше подобрать спокойную музыку, лечь удобно, закрыть глаза и расслабиться. Включите музыку и последовательно начните проживать весь сценарий, который вы составили для себя. После выполнения полежите немного, давая этой медитации подействовать, и затем можете открыть глаза. Запомните все приятные ощущения и те образы, которые были наиболее действенны. В трудные моменты вашей повседневной жизни вспоминайте эти образы и позвольте возникнуть в вас самым приятным ощущениям.

Текст медитации, который я предлагаю вам как пример, был составлен мною для самостоятельных занятий всем желающим, в том числе и тем, кто только начинает работу по трансформации личности. Эта медитация помогает развить уверенность в своих силах для достижения поставленной цели. Способствует раскрытию скрытого потенциала, развитию способностей.

Прочитайте несколько раз, закройте глаза и представьте общую картину, карту вашего путешествия. Затем включите тихую расслабляющую музыку и начинайте с самого начала постепенно разворачивать пространство вашей медитации.

Исцеляющая медитация «Райский сад»

Бескрайнее поле дарит ощущение свободы и безграничности. Когда твои ступни коснутся мягкой земли, ты почувствуешь, как приятно расслабляются твои ноги. Если коснуться этой земли руками, то можно ощутить запах плодородия. Эта земля простирается вокруг на сотни миль. Бесконечное пространство плодородной земли. Ты можешь возделать на ней свой сад. Корень высохшего дерева вполне может послужить плугом. Если ты возьмешь этот плуг, то сможешь взрыхлить землю.

Но что может остановить тебя в твоем стремлении? Только камни преткновения. Каждый раз, когда тебе попадется такой камень, ты можешь поднять его высоко над головой и бросить так, что он исчезнет за горизонтом, чтобы больше не мешать тебе трудиться. И еще старые корни могут цепляться за орудие труда, чтобы помешать тебе. Если ты сделаешь усилие, то вырвешь их, чтобы они не мешали тебе трудиться. И еще усталость может одолеть тебя, но если ты прогонишь ее, то она не помешает тебе трудиться.

Шаг за шагом ты можешь пройти все это поле, чтобы вспахать его вдоль и поперек. Чем лучше вспахано поле, тем больше шансов получить хорошие всходы. Если посмотришь на свою работу, то тебе приятно будет осознавать, что это сделал ты. В своей душе ты можешь найти зерна добра и милосердия. Там еще могут быть семена открытости и щедрости. Если ты возьмешь это все, то сможешь посеять в подготовленную тобой почву. Широким взмахом руки ты можешь разбросать во все стороны то, что будет расти и развиваться на этом поле. Чем чаще ты посадишь, тем гуще будут всходы.

Недалеко ты можешь услышать журчание воды. Это чистый родник. В нем прозрачная и мягкая вода. Ты может набрать воду в ладони и полить свое поле. Без влаги все, что посажено, может погибнуть. Постепенно все поле покроется каплями живительной влаги. И когда земля полностью пропитается родниковой водой, ты заметишь, что поле оживает. Миллионы ростков, пробивая землю, устремляются к небу. Им нужен свет. Они растут не по дням, а по часам. С каждой минутой их становится все больше. И они становятся все выше. И вот все поле охвачено буйным цветением. Огромный райский сад вырос в голой степи. Этот сад возделал ты. Это твой сад. Сад твоей души.

Ты можешь слышать пение. Это в твой сад слетаются птицы. Деревья в твоем саду шелестят листьями. Все начинает жить в одном ритме. Это ритм твоего сердца. Все в этом саду дышит жизнью. Это твое дыхание. Этот сад цветет в твоей душе. Это придаст тебе сил. Если тебе приятно, побудь в этом благостном состоянии столько, сколько захочешь. Ты умиротворен и спокоен. Ты здесь и сейчас.

Диск с этой и другими медитациями вы можете приобрести на моем сайте www.angelight.ru.

Таблица целительных образов по Матрицам Жизни

Вы также можете составить исцеляющую медитацию, исходя из диагностики ваших матриц. Если вы хотите помочь своим близким, детям или друзьям, то с их согласия вы можете составить им медитацию и записать на диск. Благо сейчас у нас для этого достаточно технических возможностей, ведь компьютер заменяет сейчас целую студию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Еще пример

Еще пример
Чем чаще вы практикуетесь в процессе «Виртуальная Реальность», тем больше привыкаете посылать вибрацию не-сопротивления. Чем больше вы посылаете подобных вибраций, тем лучше ваше настроение, которое, в свою очередь, притянет в жизнь то, чего вы желаете.

Еще пример

Еще пример
Итак, вам предлагается процесс, который мы, если бы оказались на вашем месте в физическом мире, использовали бы следующим образом: каждый день, по десять или пятнадцать минут, не больше, мы бы уединялись в каком-нибудь приятном месте, где никто не смог бы нас

Еще пример

Еще пример
Вы можете начать процесс так: попытайтесь найти фразу, которая позволила бы вам «сесть на карусель». Напишите фразы, которые бы точно соответствовали тому, во что вы всегда верили и продолжаете верить. Другими словами, если вас угораздит написать: «Я всегда

Об Индивидуальной духовности

Об Индивидуальной духовности
Индивидуальный Божественный Дух человека связан с Мировым Духом.Индивидуальный Божественный Дух обладает всеми знаниями Мирового Духа, а также является основой Бытия и бессмертия.Задача Духа — одухотворение физического тела и вообще

Пример авторитета

Пример авторитета
Если в вашей жизни есть учитель, человек, к мнению которого вы прислушиваетесь, то вам очень повезло. Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы встретиться с ним. Такие моменты цените на вес золота. Каждая встреча может быть поворотным моментом в вашей

Пример щедривок

Пример щедривок
Щедривка 1Щедрик-Петрик,Дай вареник!Ложечку кашки,Наверх колбаски.Этого мало,Дай кусок сала.Выноси скорей,Не морозь детей!Сколько осиночек,Столько вам свиночек;Сколько ёлок,Столько и коровок;Сколько свечек,Столько и овечек.Счастья вам,хозяин с

Пример

Пример
Чан Кай-ши издал следующий приказ:«Доктрина Конфуция дошла до нас из глубины двух тысяч лет. Она является основою нашей национальной жизни. Из нее образовались национальные добродетели – законности, сыновней любви, дружелюбия, любви, порядочности, праведности,

V. Пример исцеления

V. Пример исцеления
1. Есть только один способ исцелять и это — исцелиться самому. Чудо продолжится и без твоей помощи, ты нужен только для его начала. Прими же чудо исцеления; тогда оно распространится далее, в силу того, что оно есть. В природе чуда продолжать себя с момента

ВОСЕМЬ ФАЗ РАЗВИТИЯ индивидуальной нервной системы

ВОСЕМЬ ФАЗ РАЗВИТИЯ индивидуальной нервной системы
Аналогично восьми этапам биологической эволюции, человеческая нервная система последовательно проходит восемь фаз самоактуализации. В каждой фазе активизируется и импринтируется новый контур, который, дополняя

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы
17.10.35 Не согласна я <…> что никто ни в чем не виноват. Нет, именно все виноваты и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого

Определение индивидуальной конституции

Определение индивидуальной конституции
Прилагаемая таблица поможет читателю определить свое индивидуальное строение.[5] Кроме этого, дано детальное описание трех типов конституции.Важно помнить, что эти описания отражают чистый аспект каждого из составляющих

5. Техника индивидуальной работы с Ра треугольниками

5. Техника индивидуальной работы с Ра треугольниками
Сегодня все человечество в целом приобрело ментальную фокусировку. Это означает, что более половины людей на земле удерживает свое сознание на ментальном плане и способно создавать мыслеформы. Тем не менее, каждый

Пример

Пример
Чан Кай-ши издал следующий приказ:«Доктрина Конфуция дошла до нас из глубины двух тысяч лет. Она является основою нашей национальной жизни. Из нее образовались национальные добродетели — законности, сыновней любви, дружелюбия, любви, порядочности, праведности,

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы
Не согласна я <…> что никто ни в чем не виноват. Нет, именно все виноваты и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого

Глава 9 Как создавать собственные медитации

В этой книге содержится немало медитаций, и вам всегда будет чем заняться, но я привел здесь столько разных упражнений еще и потому, что хочу предложить вам некую парадигму, ободрить и вдохновить вас на создание собственной медитации. Никто за вас не создаст практику осознанности, которая полностью соответствовала бы вашим потребностям. Итак, вот простое руководство, которое поможет вам в этом.

1. ВЫЯСНИТЕ, КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНИКИ ВАМ НРАВЯТСЯ

На страницах книги вы найдете шесть ключевых техник: физическая восприимчивость, сосредоточенность, основанная на дыхании, наблюдение шести органов чувств, понимание собственных стереотипов, любящее милосердие и недействие. Попробуйте все, посмотрите, какие их них нравятся вам больше остальных, какие воспринимаются наиболее естественно. Всегда легче создать свою собственную медитацию, основанную на ключевой технике: такая медитация не только проверена и изучена, она нам нравится, нас тянет к ней.

2. ВЫБЕРИТЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ СОВЕРШАЕТЕ ПОСТОЯННО

Это контекст, в котором вы будете создавать свою медитацию. Это могут быть самые обычные действия: прогулка, дорога на работу и обратно, собственно работа, готовка, разговоры по телефону. Главное, чтобы такие действия были самыми заурядными, чтобы вы чувствовали себя в безопасности, чтобы у вас было свободное время и душевное состояние, располагающее к медитации.

3. ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВО, НАД КОТОРЫМ ХОТИТЕ ПОРАБОТАТЬ

В шести предыдущих главах вам предлагались на выбор следующие хорошие качества: расслабление, сосредоточенность, присутствие в настоящем, уравновешенность, доброта и любознательность. Вы можете выбрать любое из них, исходя из неотложных потребностей. Оно должно соответствовать именно той практике, к которой вам хочется приступить прямо сейчас. Или вы выбираете менее срочную, до которой еще надо расти и расти. Оба варианта хороши.

4. УПРАЖНЯЯСЬ В РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДАЙТЕСЬ ВОПРОСОМ: КАК ЛУЧШЕ РЕАЛИЗОВАТЬ УНИКАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА В СВОЕМ ОПЫТЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?

Важно придумать такую практику, которую можно выполнять одновременно со всеми вашими делами и увлечениями. Я не могу недооценивать ее. Это принцип создания лучших мобильных медитаций, тем более что реальная тренировка в спортзале или прием ванны полностью отличаются от ваших представлений о том, как они могли бы выглядеть. Когда мы задаем себе вопрос – как можно развить уникальное качество, выполняя то или иное действие? – мы начинаем видеть окружающий мир совершенно другими глазами, как дизайнер или ученый.

5. ПОЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ С ВОЗМОЖНЫМИ ОТВЕТАМИ

Продолжая заниматься определенной деятельностью, поиграйте с разными мыслями, которые приходят вам в голову. Если мысли заставили себя ждать, не стесняйтесь и идите далее. Вы получите очень хорошее преимущество, если перейдете к другой медитации, которая развивает определенное качество или действие. Затем поэкспериментируйте, переиначивая ее сообразно тому, что у вас есть. Постарайтесь понять, сможете ли вы придумать две-три идеи. Неважно, примитивны они или серьезны. Главное, чтобы они были уместны.

6. НАЙДИТЕ САМОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ И ПОСТАРАЙТЕСЬ ЕГО УЛУЧШИТЬ

Рассмотрите две-три медитативные идеи, которые пришли вам в голову, и определите, какая из них лучшая. Обычно это та, которая появилась первой, или та, которая показалась самой забавной или запоминающейся. Можно попытаться реализовать все идеи сходу или придумать медитацию для своих занятий и увлечений, которую будете выполнять в несколько шагов. Как только вы это сделаете, попробуйте внести дополнительные элементы или самостоятельно видоизменить их. В любом случае это будет происходить само собой, по мере развития вашего понимания и практики осознанности.

7. ПРИДУМАЙТЕ БРОСКОЕ НАЗВАНИЕ

Это может показаться ненужным, но на самом деле это очень важно. Краткое броское название означает, что придуманная вами медитация лучше запомнится. Если она лучше запомнится, вам наверняка захочется практиковаться на постоянной основе. Лучшие названия состоят из двух-трех слов и выражают ключевую идею вашей медитации. Еще лучше, если название будет вызывать радостное чувство. Вот хорошее общее правило: оно должно напоминать название игры для мобильного телефона.

8. ПРАКТИКА ДОЛЖНА АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ФИЗИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТОМ, И ТОГДА ВЫ НЕ ЗАБУДЕТЕ О НЕЙ

Это еще одна напоминалка для медитации, за которую вы заплатили дорогую цену. Ввиду того, что она предназначена для определенного действия, выберите какой-нибудь предмет, который будет визуально напоминать о нем. Другими словами, поставьте себе такую цель: всякий раз, когда вы видите определенный предмет, будь то дорожный знак во время прогулки или бутылка с водой в спортзале, пусть он напомнит вам о практике. Если мы снова и снова будем напоминать себе о ней, то медитация может начаться сразу же, как только вы увидите этот предмет. Если мы распространим это правило на разные техники, то напоминалками станет буквально все.

Источник

Пример создания индивидуальной медитации

Пример создания индивидуальной медитации

Сейчас я выдумаю жизненную ситуацию, которая по опыту является не такой уж фантастичной. Человек живет в стесненных условиях – вся семья вынуждена ютиться в однокомнатной квартире. Это создает нервозную обстановку, и поэтому он часто болеет, вследствие чего развилось бесплодие и появилось чувство разочарования в жизни. Вот такой букет.

Составляем исцеляющую медитацию от первого лица.

«Я лежу на мягкой траве на лесной поляне. Открыв глаза, я вижу, как на красивый цветок села пчела и пьет сладкий нектар. Я вижу, как ее хвост опыляет цветок. Я поднимаю глаза и вижу, что за лесом проглядывает огромное поле. Я медленно встаю и иду в поле. Вскоре я нахожу чистый родник, пробивающийся сквозь камни. Вокруг него буйно цветут красивые цветы. Я наклоняюсь и пью эту свежую родниковую воду. Сухие ветки, которые я нахожу поблизости, я складываю в одном месте и развожу костер. Я чувствую тепло от костра, мне становится тепло, я снимаю свою старую одежду и бросаю ее в огонь. Она быстро сгорает, и мне становится легко и свободно. Я возвращаюсь на поляну, ложусь и закрываю глаза. Мне хорошо, и я продолжаю пребывать в благостном состоянии».

Затем можно выполнить эту медитацию. Несколько раз нужно перечитать составленный текст, потом закрыть глаза и попробовать представить визуально все события этой медитации. Лучше подобрать спокойную музыку, лечь удобно, закрыть глаза и расслабиться. Включите музыку и последовательно начните проживать весь сценарий, который вы составили для себя. После выполнения полежите немного, давая этой медитации подействовать, и затем можете открыть глаза. Запомните все приятные ощущения и те образы, которые были наиболее действенны. В трудные моменты вашей повседневной жизни вспоминайте эти образы и позвольте возникнуть в вас самым приятным ощущениям.

Текст медитации, который я предлагаю вам как пример, был составлен мною для самостоятельных занятий всем желающим, в том числе и тем, кто только начинает работу по трансформации личности. Эта медитация помогает развить уверенность в своих силах для достижения поставленной цели. Способствует раскрытию скрытого потенциала, развитию способностей.

Прочитайте несколько раз, закройте глаза и представьте общую картину, карту вашего путешествия. Затем включите тихую расслабляющую музыку и начинайте с самого начала постепенно разворачивать пространство вашей медитации.

Исцеляющая медитация «Райский сад»

Бескрайнее поле дарит ощущение свободы и безграничности. Когда твои ступни коснутся мягкой земли, ты почувствуешь, как приятно расслабляются твои ноги. Если коснуться этой земли руками, то можно ощутить запах плодородия. Эта земля простирается вокруг на сотни миль. Бесконечное пространство плодородной земли. Ты можешь возделать на ней свой сад. Корень высохшего дерева вполне может послужить плугом. Если ты возьмешь этот плуг, то сможешь взрыхлить землю.

Но что может остановить тебя в твоем стремлении? Только камни преткновения. Каждый раз, когда тебе попадется такой камень, ты можешь поднять его высоко над головой и бросить так, что он исчезнет за горизонтом, чтобы больше не мешать тебе трудиться. И еще старые корни могут цепляться за орудие труда, чтобы помешать тебе. Если ты сделаешь усилие, то вырвешь их, чтобы они не мешали тебе трудиться. И еще усталость может одолеть тебя, но если ты прогонишь ее, то она не помешает тебе трудиться.

Шаг за шагом ты можешь пройти все это поле, чтобы вспахать его вдоль и поперек. Чем лучше вспахано поле, тем больше шансов получить хорошие всходы. Если посмотришь на свою работу, то тебе приятно будет осознавать, что это сделал ты. В своей душе ты можешь найти зерна добра и милосердия. Там еще могут быть семена открытости и щедрости. Если ты возьмешь это все, то сможешь посеять в подготовленную тобой почву. Широким взмахом руки ты можешь разбросать во все стороны то, что будет расти и развиваться на этом поле. Чем чаще ты посадишь, тем гуще будут всходы.

Недалеко ты можешь услышать журчание воды. Это чистый родник. В нем прозрачная и мягкая вода. Ты может набрать воду в ладони и полить свое поле. Без влаги все, что посажено, может погибнуть. Постепенно все поле покроется каплями живительной влаги. И когда земля полностью пропитается родниковой водой, ты заметишь, что поле оживает. Миллионы ростков, пробивая землю, устремляются к небу. Им нужен свет. Они растут не по дням, а по часам. С каждой минутой их становится все больше. И они становятся все выше. И вот все поле охвачено буйным цветением. Огромный райский сад вырос в голой степи. Этот сад возделал ты. Это твой сад. Сад твоей души.

Ты можешь слышать пение. Это в твой сад слетаются птицы. Деревья в твоем саду шелестят листьями. Все начинает жить в одном ритме. Это ритм твоего сердца. Все в этом саду дышит жизнью. Это твое дыхание. Этот сад цветет в твоей душе. Это придаст тебе сил. Если тебе приятно, побудь в этом благостном состоянии столько, сколько захочешь. Ты умиротворен и спокоен. Ты здесь и сейчас.

Диск с этой и другими медитациями вы можете приобрести на моем сайте www.angelight.ru.

Таблица целительных образов по Матрицам Жизни

Вы также можете составить исцеляющую медитацию, исходя из диагностики ваших матриц. Если вы хотите помочь своим близким, детям или друзьям, то с их согласия вы можете составить им медитацию и записать на диск. Благо сейчас у нас для этого достаточно технических возможностей, ведь компьютер заменяет сейчас целую студию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Еще пример

Еще пример Чем чаще вы практикуетесь в процессе «Виртуальная Реальность», тем больше привыкаете посылать вибрацию не-сопротивления. Чем больше вы посылаете подобных вибраций, тем лучше ваше настроение, которое, в свою очередь, притянет в жизнь то, чего вы желаете.

Еще пример

Еще пример Итак, вам предлагается процесс, который мы, если бы оказались на вашем месте в физическом мире, использовали бы следующим образом: каждый день, по десять или пятнадцать минут, не больше, мы бы уединялись в каком-нибудь приятном месте, где никто не смог бы нас

Еще пример

Еще пример Вы можете начать процесс так: попытайтесь найти фразу, которая позволила бы вам «сесть на карусель». Напишите фразы, которые бы точно соответствовали тому, во что вы всегда верили и продолжаете верить. Другими словами, если вас угораздит написать: «Я всегда

Об Индивидуальной духовности

Об Индивидуальной духовности Индивидуальный Божественный Дух человека связан с Мировым Духом.Индивидуальный Божественный Дух обладает всеми знаниями Мирового Духа, а также является основой Бытия и бессмертия.Задача Духа — одухотворение физического тела и вообще

Пример авторитета

Пример авторитета Если в вашей жизни есть учитель, человек, к мнению которого вы прислушиваетесь, то вам очень повезло. Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы встретиться с ним. Такие моменты цените на вес золота. Каждая встреча может быть поворотным моментом в вашей

Пример щедривок

Пример щедривок Щедривка 1Щедрик-Петрик,Дай вареник!Ложечку кашки,Наверх колбаски.Этого мало,Дай кусок сала.Выноси скорей,Не морозь детей!Сколько осиночек,Столько вам свиночек;Сколько ёлок,Столько и коровок;Сколько свечек,Столько и овечек.Счастья вам,хозяин с

Пример

Пример Чан Кай-ши издал следующий приказ:«Доктрина Конфуция дошла до нас из глубины двух тысяч лет. Она является основою нашей национальной жизни. Из нее образовались национальные добродетели – законности, сыновней любви, дружелюбия, любви, порядочности, праведности,

V. Пример исцеления

V. Пример исцеления 1. Есть только один способ исцелять и это — исцелиться самому. Чудо продолжится и без твоей помощи, ты нужен только для его начала. Прими же чудо исцеления; тогда оно распространится далее, в силу того, что оно есть. В природе чуда продолжать себя с момента

ВОСЕМЬ ФАЗ РАЗВИТИЯ индивидуальной нервной системы

ВОСЕМЬ ФАЗ РАЗВИТИЯ индивидуальной нервной системы Аналогично восьми этапам биологической эволюции, человеческая нервная система последовательно проходит восемь фаз самоактуализации. В каждой фазе активизируется и импринтируется новый контур, который, дополняя

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы 17.10.35 Не согласна я что никто ни в чем не виноват. Нет, именно все виноваты и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого

Определение индивидуальной конституции

Определение индивидуальной конституции Прилагаемая таблица поможет читателю определить свое индивидуальное строение.[5] Кроме этого, дано детальное описание трех типов конституции.Важно помнить, что эти описания отражают чистый аспект каждого из составляющих

5. Техника индивидуальной работы с Ра треугольниками

5. Техника индивидуальной работы с Ра треугольниками Сегодня все человечество в целом приобрело ментальную фокусировку. Это означает, что более половины людей на земле удерживает свое сознание на ментальном плане и способно создавать мыслеформы. Тем не менее, каждый

Пример

Пример Чан Кай-ши издал следующий приказ:«Доктрина Конфуция дошла до нас из глубины двух тысяч лет. Она является основою нашей национальной жизни. Из нее образовались национальные добродетели — законности, сыновней любви, дружелюбия, любви, порядочности, праведности,

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы

Взаимосвязь индивидуальной и коллективной кармы Не согласна я что никто ни в чем не виноват. Нет, именно все виноваты и во всем. Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого

Источник

Теория языка | Филологический аспект №08 (76) Август 2021

УДК 811.161.1

Дата публикации 24.08.2021

Риторическая структура современного медитативного текста

выпускница-специалист ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А. М. Горького», РФ, г. Москва anaboobarash@gmail.com
Ткаченко Ольга Юрьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и стилистики, ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А. М. Горького», РФ, г. Москва non_ho_paura@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены риторически значимые структурные элементы текстов современных русскоязычных аудиомедитаций. Особое внимание уделяется средствам гармонизации текста, направленного на расслабление медитирующего: они обнаруживаются как на уровне общей композиции, языковой композиции, синтаксического строения медитативного текста, так и в построении отдельных фраз и отборе лексики. Разноуровневые гармонизирующие компоненты выявлены во всех исследованных текстах аудиомедитаций, что свидетельствует об их универсальности и жанрообразующем значении.
Ключевые слова: медитация, риторика, гармонизация, фасцинаторы, аттрактанты, диалогизация, словесный ряд

The rhetorical structure of the modern meditative text

Bulygina Anastasiya Maksimovna
Graduate specialist, Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Russian Federation, Moscow
Tkachenko Olga Yurjevna
Ph.D., Associate Professor, Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Russian Federation, Moscow

Abstract: The article considers the rhetorical structural elements of the texts of modern Russian-language audio meditations. Special attention is paid to the means of the text harmonizing aimed at relaxing the meditator: they are found in general composition, language composition, the syntactic structure of the meditative text; in the construction of individual phrases and the lexical selection. Harmonizing components of the text are revealed in all examined texts of audio meditations, which indicates their versatility and genre-forming significance.
Keywords: meditation, rhetoric, harmonization, fascinators, attractants, dialogization, word sequence.

Правильная ссылка на статью

Булыгина А.М., Ткаченко О.Ю. Риторическая структура современного медитативного текста // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/ritoricheskaya-struktura-sovremennogo-meditativnogo-teksta.html (Дата обращения: 24.08.2021)

Интерес к медитации в России возрастает с каждым годом, и если раньше этот интерес имел в основном теоретический характер, а медитация рассматривалась как значимая составляющая религиозно-духовной жизни Востока, сегодня медитация популярна прежде всего как оздоровительная практика, ставшая частью повседневной жизни людей, увлеченных идеями личностного роста и осознанности. Современные исследования разграничивают классическую медитацию и «светскую» mindfulness-медитацию – [1]. Классическая медитация связана с духовным ростом человека и религией; она не может быть инструментом для разового расслабления и избавления от стресса, это тяжелая полноценная духовная работа, часто связанная со внутренним преодолением. Понятие mindfulness обычно объединяет любые виды деятельности, вследствие которых человек концентрируется на чем-либо приятном: бег, рисование, прогулка, осознанное поедание кусочка шоколада, повторение аффирмаций и более близкие к традиционной медитации практики, не имеющие религиозного подтекста и направленные на оздоровление сознания. Соответственно, условия mindfulness-медитации более свободны, чем классической, а ее основная цель – расслабление посредством концентрации внимания на чем-то положительном и далеком от повседневных обязанностей. Границы между «духовно-религиозной» и «оздоровительной» медитацией, при всей очевидной необходимости их проведения, часто размыты и проникаемы,  а сами эти типы медитации, при всех принципиальных и определяющих различиях, имеют немало общего. Одним из сходств классической и «светской» медитации является не обязательная, но значимая и частая привязка медитативного упражнения к тексту. Классическая вербальная медитация в основном предполагает многократное повторение текста, современная mindfulness-медитация использует как проговаривание, так и слушание текста, причем именно аудиомедитация приобрела особую популярность в последние годы. В нашей статье речь пойдет о современных русскоязычных текстах mindfulness-аудиомедитации.

История mindfulness-медитации как самостоятельного направления насчитывает более сорока лет, ей посвящено немало работ по психотерапии, практической психологии и нейробиологии [2], но научное исследование современных медитативных текстов до недавнего времени не проводилось. Как самостоятельный речевой жанр медитация была впервые описана Е. В. Ермолаевой в 2015 году [3], дальнейшие исследования Е. В. Ермолаевой и О. А. Дмитриевой посвящены значимым элементам и характеристикам текстов медитаций, в том числе их суггестивной функции [4–7]. Считая суггестию синонимом внушения и определяя ее как «особую форму речевого воздействия, осуществляемую на базе определенных типов текста и реализующую попытку продуцента (суггестора) корректировать установку реципиента (суггерендов) путем подачи информации таким образом, чтобы ее восприятие осуществлялось без критической оценки, бессознательно» [7, с. 65], авторы выделяют и описывают ряд важнейших суггестивных техник, регулярно используемых в медитативных текстах (лексические повторы, повелительное наклонение глаголов, абсолютизация ключевых концептов, особенности хронотопа и некоторые другие).  

Цель нашей работы – описать риторическую структуру текста современной аудиомедитации. Мы исходим из того, что риторические задачи современного медитативного текста не ограничиваются внушением. Отталкиваясь от определения, данного А. К. Михальской, «риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи» [8, с. 36], мы полагаем, что гармонизация в медитативном тексте, направленном на расслабление и общее получение положительных эмоций (стремление к ним обеспечивает риторическую целесообразность медитативного текста), не менее важна, чем внушающее воздействие. Обучение медитативному погружению и концентрации не мгновенно, это путь и процесс, но даже реципиенты, которым не удается достичь цели медитативного внушения, представить себе диктуемые образы и полностью отрешиться от действительности, признают процесс медитации приятным, что и заставляет их продолжить медитативные практики. Иначе говоря, именно гармонизирующее влияние медитации, а не внушающее воздействие первично в начале практик. Mindfulness-медитация многогранна: ее можно рассматривать как ряд динамических или статических упражнений, как особое состояние ума, как концентрацию на предмете или образе с целью духовного просвещения или достижения определенного психоэмоционального состояния, как вид оздоровительных дыхательных практик или как углубленные размышления о чем-либо. Однако общей для всех видов медитации является установка на гармонизацию внутреннего мира человека [3, с. 2]. Мы полагаем, что гармонизирующее воздействие на реципиента посредством аудиотекста предполагает гармонизирующее устройство самого этого текста. Чтобы проверить эту гипотезу, обратимся к риторической структуре текста аудиомедитации, уделяя особое внимание его гармонизирующему потенциалу.

Прежде чем рассматривать риторическую организацию медитативного текста, необходимо обозначить два положения, не касающихся непосредственно текста медитации, но важных для представления этого текста и базовых установок его восприятия.

1) Специфика аудиомедитации заключается в том, что она имеет направляющий характер: практикующему не нужно самостоятельно направлять ход медитации посредством воспоминаний или запоминания текстов практик, что позволяет миновать стадии самостоятельного расслабления. Именно желание следовать за говорящим, доверие к продуценту определяет успех аудиомедитации или, по крайней мере, делает этот успех возможным. Важную роль при этом играет тембр голоса продуцента, тон, темп речи и интонация: они задают первичную атмосферу для медитации. В настоящей работе мы сосредоточимся на тексте медитации, но полная оценка аудиомедитации как риторического произведения должна осуществляться с учетом этих важнейших факторов.

2) Оздоровительная медитация сегодня находится на пике моды и устойчиво ассоциируется для потенциальных заинтересованных и активно практикующих со здоровым образом жизни современного и успешного человека, гармонией человека с собой и природой. Положение о бесспорной пользе медитации получило столь широкое распространение, что многие современные компании считают медитацию необходимой частью рабочего процесса, помогающей сотрудникам осознанно подходить к делам и избавляться от накопившегося стресса. Для сотрудников нередко организуют специальные тренинги, в основе которых лежат техники расслабления –– медитации.

Эти два обстоятельства важны, поскольку доверие к продуценту – ведущему медитации – и вера в ее оздоровительное действие во многом определяют успех практики и полностью – серьезность подхода реципиента к медитации и возможность релаксации. Потому и в медитативных текстах нас в первую очередь будут интересовать гармонизирующие текстовые структуры и элементы, которые выполняют риторическую задачу поддержания доверительного отношения реципиента к продуценту и самой медитации.

С названной установкой обратимся к макроструктуре текста аудиомедитации и укажем на некоторые особенности его общей структуры, языковой композиции и синтаксического строения.

Структурно текст аудиомедитации напоминает классическое литературное или риторическое произведение: медитативный текст имеет ярко выраженные завязку, основную часть, заключающую в себе сюжетное развитие, и развязку. Первая часть – завязка – направлена на телесное расслабление реципиента; например, медитативный текст «Дом моей души» начинается так: «Расслабили свои руки… Внимание на кистях рук – они сразу стали большими, тёплыми. Мягкими, большими, тёплыми. Свободные плечи…Сбросьте напряжение с лица… В голове – легкий туман, спокойная пустота… Мягкое дыхание… Кто хочет, может вдохнуть сильно – и выдохнуть… воздух проходит через ноздри и выходит… Дыхание лёгкое и спокойное… Чем дышите вы? Лёгкостью, голубизной…». Когда этап первичной подготовки, в тексте медитации обозначенный рядом однотипных команд по расслаблению разных частей тела, пройден, начинается основная часть текста, обычно связанная с неким приключением, путем, рассуждением – иначе говоря, медитативный текст обретает сюжет. Этот сюжет, в отличие от завязки, связан не с телесным расслаблением, а с образами, которые реципиент под руководством продуцента должен воссоздать в воображении: «И мир становится волшебным… легкий синий туман вокруг вас… Вы будто растворяетесь в нём, становитесь мягкими, теплыми… И вы чувствуете, как будто душа ваша освободилась… и будто полетела в лёгком воздухе… в небо… высоко, в голубизну… Вы раскинули руки, вы летите… Как красиво вокруг вас… Впереди – горизонт… далекие горы … зеленый лес…» и т. д. Наконец, третья – заключительная – часть текста представляет собой подведение итогов медитативной практики и указание на возвращение из воображаемого мира к реальному: «Постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели… И медленно возвращайтесь сюда…». Таким образом, трехчастный текст аудиомедитации закольцовывается, его общую композиционно-содержательную структуру можно описать триадой «телесное – мыслимое – телесное» или «реальное – воображаемое – реальное». Эта структура напоминает классическую структуру риторического аргументативного текста, в котором основное содержание обрамляется вступительным и заключительным обращениями к публике, или художественное произведение, снабженное авторским предисловием и послесловием к читателю. Функция такой рамки в риторических и художественных произведениях (помимо очевидной содержательной) – установление контакта с читателем или слушателем. Для аудиомедитации такое установление контакта не менее актуально, поскольку оно отвечает за упомянутые выше симпатию и доверие к продуценту, необходимые для расслабления «с чужого голоса».

Теперь обратимся к языковой композиции текста аудиомедитации и выделим в нем основные словесные ряды. Словесный ряд, по определению А. И. Горшкова, – это «представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединенных композиционной ролью и соотнесенностью с определенной сферой языкового употребления или с определенным приемом построения текста» [9, с. 152]. Таких значимых последовательностей в текстах аудиомедитации выделяется две: первый словесный ряд условно назовем телесным, а второй – образным. «Телесный» словесный ряд включает слова и сочетания слов, называющие части тела медитирующего, описывающие его физические ощущения и физическое состояние, рассказывающие о его перемещении в пространстве. «Образный» словесный ряд включает единицы, с помощью которых в тексте медитации рисуется внешняя по отношению к реципиенту, воображаемая под руководством продуцента, обстановка; как правило, это описание природы. Поскольку завязка и развязка текстов аудиомедитации рассказывают о расслаблении тела реципиента, предшествующем перемещению в пространство образного мира и готовящем реципиента к этому перемещению, ведущим для начала текста медитации является «телесный» словесный ряд. В основной же – сюжетной – части медитативного текста единицы «телесного» (1) и «образного» (2) словесного рядов перемежаются, на уровне языковой композиции задавая определенный смысловой ритм текста: «Вы находитесь (1) у подножия величественной горы… (2)Подойдите (1) к горному ручью… (2)Остановитесь… (1) Впитайте в себя (1) все звуки и образы… (2)Прислушайтесь (1) к мелодичному журчанию струй на отмелях и перекатах… (2)Вам приятно (1) прикосновение теплых солнечных лучей… (2)Вы полностью окружены (1) мощным энергетическим полем золотистого света… (2)».

В приведенном фрагменте фраза медитативного текста всегда начинается единицей «телесного» словесного ряда, а заканчивается единицей «образного», при этом первая часть приблизительно в равном соотношении для всех строк, короче второй. Ритмизация на уровне языковой композиции текста выполняет, как минимум, три функции. Во-первых, она поддерживает базовые для медитации связки «физическое – духовное», «человек – природа», на уровне текста указывая на единство и гармонию телесного и внетелесного. Во-вторых, как и классические риторические фигуры ритмизации, ритмизация на уровне языковой композиции текста облегчает его восприятие: «Слушающий уже настраивается на определенную модель (схему) фразы или текста, знает, чего ему ждать» [8, с. 273]. Для аудиомедитации, учитывая ее направляющий характер, необходимость вести воображение реципиента, эта функция исключительно важна: медитирующий привыкаетполучать команду-импульс для тела (ощущение, движение), а затем – команду распознавания (чаще всего зрительного или слухового) внешнего источника физического ощущения или мысленного воссоздания обстановки, в которой совершается действие. Заметим, что при заданном ритме особое значение приобретают и редкие отступления от него: так, в приведенном фрагменте команда «Остановитесь» отделяет этап пути от этапа созерцания.  Наконец, в третьих, благодаря мерному чередованию словесных рядов текст обретает геометрическую симметрию, строгую соразмерность, стройность и внутреннюю гармоничность – определяющие, с точки зрения риторической поэтики, свойства прекрасного и запоминающегося текста [10, с. 290–294].

Та же подчеркнутая ритмизация текста аудиомедитации обнаруживается на уровне его синтаксического построения. Текст медитации представляет собой ряд парцеллированных фраз, на письме обычно представленных в столбик:

«Примите удобную позу…

Расслабьте мышцы… и убедитесь… что тело… неподвижно…

Дышите спокойно…

Чувствуете… и контролируете только себя… свое… тело…

Тело легко и невесомо…

Все заботы и дела… отходят… на второй план…

Покой… приятный покой… овладевает… телом…»

Парцелляция – прием интонационно-синтаксический: на письме парцелляты разделяются пунктуационно (в медитативных текстах, как правило, многоточиями), при произнесении – интонационно. Таким образом, вне зависимости от того, используется текст для аудиомедитации или прочитывается реципиентом самостоятельно, его членение остается явным и однозначным. В приведенном примере парцелляты прежде всего задают алгоритм действий реципиента: «Расслабьте мышцы… и убедитесь… что тело… неподвижно». Пауза при слушании и многоточие при чтении дают реципиенту время, чтобы воспринять команду, исполнить ее и проверить правильность выполнения, они абсолютно необходимы для релаксации. Также с помощью парцелляции осуществляется выделение наиболее значимых слов текста: «Покой… приятный покой… овладевает… телом…» (слово «покой» употребляется в двух рядом стоящих парцеллятах, в первый раз в виде общего понятия безотносительно реципиента, как заведомо положительно окрашенный элемент текста, во второй – в связи с физическим ощущением реципиента).

Повторы такого рода, переводящие нас на микроуровень анализа гармонизирующих риторических элементов текста, заслуживают отдельного внимания. Следует отметить, что в тексте аудиомедитации в целом скудно используются риторические тропы и фигуры; при выстраивании зрительного образа все слова употребляются в прямом значении, не предполагая множественной интерпретации. «Безо́бразная образность» этих текстов, сама по себе являющаяся стилистическим и риторическим приемом, выполняет ту же функцию, что и в художественном тексте – обеспечивает «конкретность, точность, ощутимость изображения» [9, с. 300]. Направляющий медитативный текст требует зримости, а не интерпретации. Можно было бы сказать, что в тексте аудиомедитации традиционные средства украшения речи – риторические тропы и фигуры – малоупотребительны и не имеют текстообразующего значения, если бы не очевидное исключение для фигур, строящихся на базу повторов слов и структур.

Различные фигуры повтора в текстах аудиомедитации представлены и широко, и густо: в рамках одного медитативного текста небольшого объема можно встретить анафоры («Расслабляются мышцы туловища… Расслабляются мышцы живота… Расслабляются мышцы спины… Расслабляются мышцы груди…»), эпифоры («Вас окутывает туман… Приятный, теплый, серебристый туман… Все тело растворяется в тумане…»), анадиплосис («Это ваш мир… Мир, в котором вам подвластно все….»), симплоку («Скованность рук проходит… Скованность ног проходит…); множественные повторы как на уровне слов («Ваше тело отдыхает… Покой… полный покой… Покой и отдых… во всем… теле…), так и на уровне синтаксических конструкций («Все тело растворяется в тумане… Мозг… успокаивается…  Мысли… замедляются…»). Постоянные повторы, как мы уже отмечали ранее, задают алгоритм действий, упрощают его восприятие и, что не менее важно, высвечивают опорные слова медитации. Причем на позиции повтора в аудиомедитации всегда стоят сильнейшие в тексте слова-аттрактанты – обладающие фасцинативным – завораживающим – воздействием положительные слова, воздействующими на человеческое подсознание и эмоции [11, с. 239–241].

Текст медитации буквально соткан из аттрактантов, начиная с самого заглавия [5]. По густоте их использования медитативный текст сопоставим разве что с текстом рекламы, пользующейся исключительно положительной фасцинацией. Аттрактанты встречаются во всех частях медитативного текста, и в «телесном», и в «образном» словесных рядах, описывают расслабление тела при медитации и наполняют и формируют мир, который реципиент должен представить. Аттрактанты называют базовые человеческие ценности («любовь», «здоровье», «мир», «единство»); образы и символы («сила любви», «как прекрасный весенний цветок», «теплый ветерок», «светит солнце», «мягкий зеленый луг», «аромат цветов», «горный ручей», «животворное солнце»); качества объектов («тело спокойно», «теплые неподвижные руки»); телесные состояния («Вы заряжены энергией», «Вы глубоко и полноценно отдохнули»); физические ощущения («живот теплеет», «Вам приятно прикосновение теплых солнечных лучей», «Ветер приносит аромат кедровника»).

Проанализируем фасцинативную структуру небольшого фрагмента текста медитации «Горная прогулка»: «Туман полностью окружает вас… Приятный, мягкий, серебристый туман… Сквозь туман слышится нежное журчание ручья… Ручей несет с собой потоки яркого солнечного света…Сделайте шаг вперед, в золотистый солнечный свет…». Прежде всего обращают на себя внимание семантически избыточные единицы, не несущие смысловой нагрузки и выполняющие исключительно функцию аттрактантов. «Туман полностью окружает вас» – окружить не полностью невозможно, семантический компонент «полностью» вписан в значение слова «окружить», однако это слово включается в текст как положительно окрашенное указание на целостность, завершенность. То же можно сказать о слове «золотистый» в словосочетании «золотистый солнечный свет» (цветовое прилагательное ничего не добавляет к содержанию, не влияет на воображаемую картину, которую реципиент, видевший солнечный свет, легко воссоздает сам, это слово фигурирует в тексте как сильный аттрактант, несущий добавочные положительные ассоциации: золото = богатство, блеск, красота). Также в большей степени фасцинативную, нежели содержательную нагрузку несут единицы «мягкий» (нетипичная и не добавляющая к медитативной «зримости» образа характеристика тумана), «яркий» (вряд ли при упоминании «потока солнечного света» реципиент представит приглушенный свет), «вперед» в предложении «сделать шаг вперед» (обычно, если не оговорено другое направление – в сторону или назад, «сделать шаг» подразумевает вперед, тем более что реципиент в воображаемом пространстве явно смотрит перед собой). Эти слова не «зримы», они работают исключительно как положительные эмоциональные импульсы. Особенно важно появление таких аттрактантов рядом с немногочисленными, но все же встречающимися в текстах медитации словами с нейтральным или даже отрицательным оценочным значением. Так, в первой строке приведенного фрагмента аттрактант «полностью» соседствует со словами «туман» и «окружить», не несущими явного «плюса», окрашенными в сознании носителя языка нейтрально или даже имеющие отрицательные ассоциации (туман = ненастье, окружить = лишить свободы). Два неявно окрашенных слова в общем потоке положительных слов и в непосредственной близости с сильными аттрактантами «полностью» и «вас» (местоимение установления контакта между продуцентом и реципиентом, указывающее на внимание и – учитывая возможность этикетного обращения на «Вы» к одному лицу – уважение первого ко второму) обретают положительную окраску.

Такая мена оценочного знака единицы на положительный в текстах медитаций может приобретать регулярный характер. Так, например, слова «безразличие», «безразличный», вне контекста скорее окрашенные отрицательно, довольно часто встречаются в текстах медитаций и всегда приобретают в них положительную коннотацию. Развитие этой коннотации осуществляется посредством текстового сближения названных слов со словами-аттрактантами близкого значения, знак равенства с которыми подчеркивается посредством их постановки в общий ряд однородных членов или синтаксического параллелизма (нередко в сочетании с лексическим повтором) включающих их конструкций: «Тело и сознание спокойны… и безразличны… Они… отдыхают…», «Ты плавно плывешь в тумане безразличия и покоя…», «Лицо спокойно… лицо безразлично…». За счет синтаксически усиленного сближения слов «безразличие», «безразличный» со словами «покой», «спокойствие», «спокойный» в их значении контекстуально развивается положительная сема, переносимая из одного медитативного текста в другой. Таким образом в сознании медитирующего безразличие связывается с расслаблением, а не равнодушием, слово, в словарном значении являющееся репеллентом, теряет «минус» значения и развивает «плюс». Для человека, знакомого с текстами аудиомедитаций и привыкшего к условному равенству безразличия и покоя, слова «безразличие», «безразличный» становятся аттрактантами.

Слова-репелленты с неснятой отрицательной оценкой в текстах медитаций встречаются крайне редко и исключительно в контексте преодоления отрицательных ситуаций и эмоций, при этом они обычно не ставятся в сильную позицию начала и конца парцеллята и всегда уравновешиваются и нивелируются обрамляющими их сильными аттрактантами: «Уходят все тревоги, заботы дня… здесь только отдых… и покой… Отсутствие напряжения приятно…».

Рассуждая о медитации, В. В. Жикаренцев пишет: «Состояние медитации— это состояние созерцания и прострации, когда вы способны находиться здесь и сейчас. Это состояние здесь и сейчас, когда вы, созерцая, растворяетесь в окружающем вас мире. Это состояние деяния и недеяния, полноты и пустоты, движения и покоя» [12, с. 2]. Анализ текстов медитации подсказывает, что каждая из этих ключевых установок медитации находит свое отражение в медитативном тексте, где установка «здесь и сейчас» организуется единством хронотопа продуцента и реципиента и регулярно подчеркивается использованием форм настоящего времени [4], созерцание и «растворение в окружающем мире» реципиента диктуются на уровне риторического воздействия посредством ритмичного и регулярного чередования  элементов «телесного» и «образного» словесных рядов, а совмещение и гармонизация  противоположных понятий («деяния и недеяния, полноты и пустоты, движения и покоя») реализуется непосредственно в тексте посредством риторической гармонизации словесного, конструктивного и общетекстового уровней. Описанные в статье гармонизирующие элементы и структуры были обнаружены во всех проанализированных текстах, что позволяет говорить об универсальности и обязательности риторических средств данной группы для современной аудиомедитации и открывает перспективу исследования их жанрообразующего значения.


Список литературы

1. Кабат-Зинн, Д. Практика медитации. – М.: Эксмо, 2012. – 272 с.
2. Гоулман, Д., Дэвидсон, Р. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело. – М.: МИФ, 2018. – 336 с.
3. Ермолаева, Е.В. Медитация как речевой жанр // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (19) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2218
4. Дмитриева, О. А., Ермолаева, Е. В. Хронотоп в медитативных текстах // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы : материалы IV Международной научно-практической конференции, Волгоград, 19–21 октября 2015 года / Под редакцией Л.А. Миловановой. – Волгоград: Парадигма, 2015. – С. 183–188.
5. Дмитриева, О. А., Ермолаева, Е. В. Суггестивная природа номинаций медитативных текстов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4(108). – С. 75–78.
6. Дмитриева, О. А., Ермолаева, Е. В. Роль наглядно-чувственных образов в создании суггестивного потенциала медитативного текста // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире – 10 : сборник статей, Волгоград, 28 апреля 2016 года / Под редакцией Е.В. Гуляева, И.С. Никитина. – Волгоград: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской, Федерации, Волгоградский филиал, 2016. – С. 33–35.
7. Дмитриева, О. А., Ермолаева, Е. В. Суггестивные характеристики медитативного дискурса // Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань, 29–30 апреля 2016 года. – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2016. – С. 65–71.
8. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.
9. Горшков, А. И. Русская стилистика и стилистический анализ произведений словесности. – М.: Литературный ин-т им. А. М. Горького, 2008. – 544 с.
10. Михальская, А. К. Сравнительно-историческая риторика. – М.: Форум : Инфра-М, 2013. – 320 с.
11. Михальская, А. К. Литературное мастерство :CreativeWriting:учебник. – М.: Инфра-М, 2021. – 347 с.

Список источников
Тексты медитаций // Образовательная социальная сеть nsportal.ru.URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/17/teksty-meditatsiy (дата обращения: 1.08.21).

← Предыдущая статьяК вопросу об актуальности изучения разноязычных терминологий (на материале экологической терминологии русского, английского и немецкого языков)

Следующая статья →Этническая идентичность как потенциальная причина удержания акцента родного языка среди иммигрантов в Великобритании

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти цель доклада
  • Как найти проекцию скорости тела формула
  • Как составить договор купли продажи земельного участка с садовым домом
  • Как найти решение системы уравнений в экселе
  • Как найти кредитора на бизнес