Как составить текст экскурсии по музею

Экскрсия по музею

Меня зовут Тормозакова Маргарита. Наш
музей называется «Ах Чыстар». Основан музей 1 сентября 2008 года. Состоит музей
из пяти экспозиций.

Разделы экспозиции

1.       История
нашего села.

2.       История
нашей школы.

3.       Древо
Асочаковых.

4.       Наши
спортсмены.

5.       Ничто
не забыто, никто не забыт.

 Сегодня я хочу рассказать вам о
приготовлении национальной хакасской пищи, которая готовится из цельного зерна
или ячменя, то есть о талғане и о некоторых экспонатах нашего музея, которые
нам принесли жители нашего села.

Талған обычно готовили летом, в ясные,
солнечные дни. В хозяйстве имелся специальный инвентарь для его приготовления:
железная чаша (хоорғыс), деревянная ступа (соох), ручная веялка (сарғас) и
ручная мельница (теербен). В этой железной чаше, которая называется  (хоорғыс)
– вот она,  зерна прожариваются, при этом оставляют в сохранности все полезные
витамины, белки, углеводы. Потом прожаренные зерна пересыпали в деревянную
ступу, на хакасском языке называется (соох) и тяжелым камнем разрушали зерна до
тех пор, пока не отделится мякина. Затем пшеницу просеивали на ручной веялке,
которая называется  (сарғас) на хакасском языке. Здесь нужно иметь ловкость
рук, чтобы не уронить ни одного зерна на землю. Ручная веялка сделана из
дерева. После всех этих операций начинали молоть зерна на ручной мельнице,
которая называется (теербен) на хакасском языке. Теербен  делали  из дерева или
камня.

Таким путем наши предки готовили талған и
могли продавать его на рынке. В настоящее время начался массовый выпуск талғана
и продается он во всех магазинах.

Спасибо за внимание!

Выступление на
научно-практической конференции.

Меня
зовут Тормозакова  Тарина. Я хочу немного рассказать о национальной женской
одежде и украшениях.

Хакасы
выделывали различные сорта кожи, меха, валяли войлок, ссучивали нитки,
изготавливали нитки из сухожилий.

Из
полученных материалов шили одежду для повседневной носки.

Праздничная
одежда шилась из дорогих шелковых тканей, которые завозились из Китая, Средней
Азии и России.

Кӧгінек
— хакасское национальное платье. Для шитья платья используются различные
материалы, такие как парча, шелк, атлас и др. Воротник и плечи вышиваются
нитками вручную.
Предпочитаемыми цветами были красный,
синий, зелёный, коричневый, бордовый, черный. Хакасы не любили желтый цвет,
потому что он ассоциировался с видом духа-хозяйки малярии (тудан ээзі) и
желтухи (сарығ хат). Пожилым людям не рекомендовались яркие ткани (саңылтах).

Характерным признаком замужних женщин  являлась безрукавка
«сигедек», вышитая узорами и орнаментом. «Сигедек» одевали поверх платья или
шубы.

Хакасские женщины всегда ходили в головных уборах. В теплое
время часто носили «плат».

«Плат»
– головной убор хакасской женщины. Платки были шерстяными, разной расцветки с
бахромой и узорами.

Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей — соболя, бобра, рыси и др.

Кроме меховых голвных уборов, зимняя одежда женщин состояла из
шуб и расписных овчинных рукавиц.

Тон — хакасская национальная верхняя одежда. В большинстве случаев
шубу шили из овечьей шкуры. На шубе также вышивали различные узоры нитками,
украшая  ее.

Хакасы берегли и чтили свою одежду.

Украшениями
для хакасской женщины являются не только узоры и орнаменты на одежде.
Серьги, кольца, перстни, браслеты  являются предметами украшения
женского туалета.

Характерным женским украшением был  нагрудник (поғо), 
надевавшийся на свадьбе поверх шубы или сигедека (безрукавка)
замужней женщиной (свахой).

Поғо
считался оберегом. В зависимости от узора на поғо можно было определить сколько
детей имеется у женщины, есть ли у них домашний скот и др. Если на поғо была
ракушка Каури в центре, то человек считался богатым. Эту ракушку можно было
поменять на целого быка или на 10 овец. Подвесные серьги, т.е. ызырғы так же
считались знаком богатства и благополучия.
Богатые хакасские женщины использовали для украшений дорогие
коралловые, серебрянные и позолоченные пуговицы.

По отношению к одежде у хакасов было немало предписаний, примет
и запретов.

Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде.
Нежелательным действием была продажа личной одежды, поскольку могло уйти
счастье. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть
новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой.

Если
на шубе было 5 кисточек, то этот человек был богатым и трудолюбивым, если было
три кисточки на шубе, то этот человек был среднего достатка, а если кисточек не
было, то этот человек был бедным.

Раньше
руки не вытирали об полотенце, а вытирали об себя, то есть, об платье или об
шубу. И если платье или шуба спереди были  сильно сальными, то человек считался
богатым.

Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься
мастерицы.
У нас в аале Апчинаев есть
женщины, которые шьют хакасские платья, украшают их орнаментами и мастерят
украшения своими руками. Можно назвать Чебодаеву Зинаиду Эник-Ооловну,
Асочакову Наталью Романовну.

Экскурсия

по историко-краеведческому музею МКОУ «Маховоколодезская ООШ»

Здравствуйте уважаемые ребята (гости нашей школы)! Мы рады приветствовать Вас в историко-краеведческом музее Маховоколодезской школы. На сегодняшний день наше учебное заведение небольшое по количеству учащихся, но с очень богатой историей, является отчасти правопреемницей Растворовской начальной школы, образованной в 1876 году, а наша школа была открыта на заре 20 века в 1903 году.Сегодняшний корпус №1 был построен в 1947 году. После Великой Отечественной войны в нашу восьмилетнюю школу ходили учиться старшеклассники из соседних школ Бирюковки, Козыревки и Саморядово. Среди них, возможно были ваши, бабушки и дедушки, а может и прадедушки и прабабушки.А корпус № 2, в котором мы с вами находимся был построен в 19—году и предназначался вначале для детского садика, но так как детей становилось все меньше, то его передали на баланс нашей школы.

Музей у нас сравнительно молодой, был открыт в 2005 году. Основное направление его деятельности – это сбор и исследование истории сел Махов Колодезь и д. Растворово,судеб людей, проживающих здесь и вылетевших из родного гнезда и разлетевшихся по всей нашей стране и за ее пределами. Также у нас представлены предметы быта 19-20 веков, которые уже постепенно уходят из жизни селяни становятся раритетом.

Мы расскажем вам о некоторых наиболее интересных экспонатах нашего музея.

Вот перед вами находится прялка – орудие труда женщин, на котором пряли нитки.В давние времена пряжу для вязания не продавали. ЕЕ изготавливали сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти, льна, конопли, хлопка. Самым ранним способом прядения было скручивание ниток вручную. А история прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тясячилетия, делая весь процесс трудоемким и сложным.Прялка играла большую роль в жизни женщины из простой семьи. Она сопровождала девушку от рождения до глубокой старости. Например, колыбельку, в которую впервые клали новорожденного окручивали нитками, спряденными с молитвами в Святки, затем снимали с колыбельки и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь.

Через прялку передавали новорожденную крестной матери. Клали прялку в колыбель девочки. Невесте после первой брачной ночи свекровь подавала прялку, чтобы она немного попряла для того чтобы жить богаче. Существовала пословица: «Прялка не Бог, но рубаху дает».

Помните эпизод из сказки …, когда принцесса укололась веретеном и заснула на долгие годы, пока ее не разбудил своим поцелуем принц, О чем это говорит? Это отголосок того, что пряденим занимались и слуги в королевских дворцах.

Как же проходил процесс прядения? Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений вытягивание, скручивание и наматывание. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части куда привязывается кудель и горизонтальной – донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски и шейки (ножки).

(2 вариант) Ручная прялка, состоящая из веретена, пряслицы и собственно прялки.

Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок замннили доской, которая и получила название прялки). Затем мастерица вытягивала из клубка пучок волокон и присоединяла к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло из палочки (веретена) и пряслицы ( в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине. Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученными к нему нитяи, вначале нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в вохдухе оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая нить. Когда нити становилось достаточно, мастерица натягивала ее на веретено, а пряслица не давала растущему клубку соскользнуть.

Итак, следующим прорывом после веретена в этой области стало изобретение ручной прялки. Вот образец ее стоит перед вами.

Простое веретено теперь превратили в прядильное колесо. Это колесо у славян стало как бы олицетворением колеса судьбы – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце. Колесо крутится – жизнь, нить прядется – А солнышко по небу катится. Судьба человека воспринималась как нить, выпряденная на прялке и затем оформлена в конкретную рукодельную вещь с целью предначертания счастливого будущего другому человеку.

Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось будет пожар или погибнут пчелы.

Как же теперь обстоял непосредственно процесс прядения? Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и напрввляла его к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом, то наматывалась.

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.) Суть его заключалась в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались от работы.

Процесс проходил так. Веретено и рогулька были соединены наглухо… Они приводились в движение нижним большим колесом, соединенным с блоком, укрепленным на веретене. Катушка надевалась на веретено, а на одном из ее концов был укреплен другой уже маленький блок. Оба блока получали вращательное движение от одного колеса, но из-за разницы в диаметрах блоков рогулька и веретено вращались медленнее, чем катушка. Вследствие этого на катушку наматывалась нить. Скорость наматывания была равна разнице скоростей катушки и веретена. Рукой прядильщица вытягивала волокна из пряслицы и немного закручивала их пальцами. До попадания на рогульку нить двигалась по оси веретена. При этом она закручивалась. Делая вращательные движения с той же скоростью, с которой вращалось веретено. После прохождения рогульки нить изменяла свое напрвление и наматывалась на катушку перпендикулярно оси веретена.

В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать 3 действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения.

Прядение у женщин продолжалось весь осеннее-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы мастерицы, празднуя окончание масленицы, катались с ледяной горы прямо на донцах. При этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен. На Рождество или на все святки все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. А весной начинались посадочно-полевые работы и надо было вначале вырастить лен, конплю, и надо было вначале вырастить овец и остричь их шерсть. А осенью вымочить, выбить и пустить на пряжу.

Вторым из музейных экспонатов нашего музея является рубель. Это приспособление для разглаживания изделий из ткани путем проакатки. Предшественник сегодняшнего утюга. Вы видите перед собой деревянную доску с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья. Это был предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после нее.

Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все 2соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьем, да катаньем».

Третьим, интересным экспонатом в нашем музее является домашняя ручная мельница.Такая мельница для помола в прошлом была чуть ли не в каждом доме. В связи с этим я хочу более подробно остановиться на истории их возниконовения.

В настоящее дни время мельниц давно миновало и сейчас этот образ у нас ассоциируется со старой доброй сказкой, хотя совсем недавно носил куда более глубокое и важное значение.

Мельница – соединение вечного (круг) и временного, земного (четырехугогольного «тело»мельницы), и только в их совместной работе посредством природных стихий, рождается хлеб, необходимый для жизни.

Мельницы всегда выступали некими культурными центрами для всех людей, в любые времена, в любых странах – где в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень и шел обмен новостями, а также разгорались хозяйственные дискуссии.

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц.

Существовали мельницы-толкушки и перетирные. Основным элементом перетирных мельниц является жернов. По типу привода различают:

  1. Ручная – небольшая мельница, жернова которой вращаются вручную.

  2. Водяная

  3. Ветряная

  4. электрическая

  5. Мы остановимся подробнее на ручной мельнице.

Представьте себе, что уже неолетический человек использовал жернова для перетирания зерен, орехов и других растительных продуктов для потребления в пищу. Примитивные жернова использовали в ручных мельницах.Жернова состояли из двух плоских круглых камней диаметром около полуметра. На нижнем камне в середине стоял колышек, в который вставляли верхний камень. В отверстие в верхнем жернове сыпали зерно и потихоньку вращали ручку, которая приводила в движение верхний камень. Таким образом зерно перемалывалось, а мука высыпалась на ткань, постеленную под камнями.

Нужно добавить, что поверхность жернова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемыми мелющимися поверхностями.От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхностиираспределяются в виде повторяющегося рисунка называемого гармошкой. У типичного мукомольного жернова имеется 6, 8, или 10 таких гармошек. Система желобов или желобков, во-первых образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов.

Жернова используются парно. Нижний жернов устанавливается стационарно. Верхний жернов, он же – бегун- подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом», установленным на головке главного стержня или ведущего вала, вращающегося под действием основного механизма мельницы (энергия ветра или воды). Рельефный рисунок повторяется на каждом из 2-х жерновов, т.о. обеспечивает эффект ножниц при размалывании зерен.

Говоря о других видах мельниц, нужно отметить, что водяные мельницы появились на Руси не позднее 12 века. В сельской местности водяная мельница была чем-то особенным. На равнинных реках, необходимый дл работы мельницы напор воды обеспечивался плотинами. Лопасти водяного колеса опущены в водуи приводятся в движение течением реки.

В конце 10-начале 11 века ветряные мельницы появились во Франции и Англии, а затем Голландии. На Руси ветряные мельницы начали строить в конце 15-середине 17-го века.

Таким образом, за это небольшое время мы более подробно узнали историю тех экспонатов нашего музея. В следующий раз мы остановимся на других экспонатах. Спасибо за внимание! Ждем вас в гости в следующий раз.

Статья: «Как написать текст экскурсионного рассказа по материалам школьного музея»

ФИО автора: Иванова Елена Юрьевна

Должность: учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования

Организация: МБОУ г. Иркутска СОШ № 80

Город Иркутск

c:usersuser5desktopстатья для журнала пед мастерство по музеюdsc04018.jpg

Как подготовиться к проведению экскурсий в школьном музее. О чем сегодня говорят новые федеральные стандарты образования? О том, что школьник должен… учиться (в этом нет открытия)…- сам! Да, в первую очередь: учиться сам, а значит: 1) искать, 2) анализировать, 3) прогнозировать и 4) создавать: — соответственно 1) новую информацию, 2) имеющиеся факты, 3) как все это может повлиять на улучшение качества того, что есть, 4) учебный продукт. Следовательно, роль главных разработчиков при создании экскурсионного рассказа по материалам школьного музея должна быть отдана тем ученикам, которые заинтересованы работой в музее и являются членами его коллектива. Руководитель – взрослый, педагог, учитель при этом является куратором, проводником идей, мудрым наставником. Конечно, чтобы этого добиться, необходимо предварительно вместе с детьми провести масштабную работу по изучению истории музея: углубленно проанализировать материалы, собранные в архиве, спроектировать создание новых экспозиций, предложить идеи нескольких социально-значимых проектов, которые можно будет реализовать, используя «музейную кладовую». В общем, в течение не одного месяца вести плодотворную совместную краеведческую деятельность.

Создание новых экскурсионных рассказов, на основе новых экспозиций — это уже, бесспорно, более высокий уровень деятельности школьного музейного коллектива. И, конечно, более интересный!

Вообще, чтобы экскурсия стала занимательной и запоминающейся, необходимо сразу определить:

— во-первых, для кого вы будете ее проводить,

— во-вторых, на каких интересных экспонатах можно будет сделать акцент при рассказе,

— в-третьих, какие дополнительные технические средства (ТВ, интернет, интерактивную доску и т. д.) или творческие методы (сценки, живое музыкальное сопровождение, чтение стихов и т. д.) можно будет использовать в работе,

— в-четвертых, определить стиль и манеры поведения самих экскурсоводов. Причем, не столько стиль речи, сколько — внешнего вида, а также стиль и очередность работы в группе (если экскурсоводов несколько).

Кстати, заранее подготовьте себя к тому, что работать вам предстоит с разными видами аудиторий! Ведь школьный музей посещают и первоклассники, которые впервые знакомятся со школой, и ребята среднего звена, которые всегда хотят узнать что-нибудь «грандиозно-новенькое», и родители, для которых важно, чтобы их дети в храме науки получили и усвоили максимум полезной информации, и выпускники, для которых важно увидеть, что о них в школе тоже помнят…

Проведение экскурсии – очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не только глубинных знаний в областях истории и культурологии, но и навыков владения риторикой и психологией.

Вот и еще некоторые советы, которые дают специалисты по созданию школьных экскурсий:

Чтобы все прошло без запинок, обязательно составьте план выступления. В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии. Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии, ведь это — её основа, то, на чем строится показ и рассказ. Актуальность и соответствие плану учебных занятий тех или иных классов (особенно – старшеклассников) – выигрышные моменты при определении темы.

2. После утверждения темы следует определить цель, для чего вы хотите провести экскурсию. Явно, не для того, чтобы поставить галочку в поурочном плане! Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Кроме этого вы можете поставить перед собой и следующие цели: воспитание патриотизма учащихся; их интернациональное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание; рассказ о том, какой вклад в развитие культуры, образования, спорта и даже экономики страны внесла школа — через своих выпускников; показ исторической роли школы в истории города, области; знакомство с особенностями природы области; расширение кругозора школьников.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется тематическая экспозиция, которая будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя, как любое художественное произведение, введение, основную часть, заключение.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в виде проблемы — в форме повествования или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначаются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать примерно 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, на геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время. Если во время экскурсии по школьному музею ведется рассказ о том, когда была открыта школа, о первых учителях, то можно попросить высчитать даты, попросить определить, сколько пятерок получили ученики в течение первого месяца, найти определенный документ на стенде и т. д.

Если это музей истории школы, то любую экскурсию начинайте с погружения в историческое прошлое: первый день в школе, первый директор, первые учителя, первые выпускники, первые знаменательные события. Помните, что, представляя экспозицию (особенно, если она расположена в стендах), обращайте внимание посетителей не на все экспонаты, а лишь на самые интересные. И в то же время: обязательно рассказывайте о том, о чем они стали расспрашивать, (поэтому подводите их только к тем стендам, об информационной наполненности которых вы знаете абсолютно все, либо честно скажите, что такой информацией пока не владеете, но постараетесь все разузнать в ближайшее время). Помните, что каждые 15 – 20 минут – взрослые, 10 – 15 минут – дети, а малыши и того меньше – 7 – 10 минут – происходит ослабление внимания и человеку хочется его переключить на что-то другое. Поэтому через такой промежуток времени меняйте тему разговора или переходите от одного стенда – к другому, или меняйте метод рассказа на метод практического использования или игры (младшие школьники).

Постарайтесь, чтобы ваш рассказ получился не сухим и черствым, а художественным.

После изложения основной части экскурсии, где вы ведете повествование в свободной форме, переходя от общего к частному – и наоборот (от истории одного экспоната – к важным событиям, с ним связанным, и от событий – к экспонату), переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, экскурсовод формирует главные положения, собирает задания (если они были даны), узнает отзывы посетителей о проделанной работе.

Итак, как мы уже поняли, самый важный этап при подготовке экскурсии – составление ее плана.

Следующий этап — написание текста экскурсии. В нем, кстати, не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому в рассказе делайте ссылки на те источники, из которых вы на самом деле брали информацию. В то же время помните, что текст должен быть не только информативным, но и — удерживающим внимание слушателей.

Когда текст экскурсии будет написан, состыкуйте его по времени с маршрутом, чтобы ваш рассказ о каждом экспонате занимал ровно столько времени, сколько экскурсионная группа должна будет провести возле него.

Повторим еще раз, потому что это очень важно для проведения хорошей экскурсии: экскурсовод должен уметь с легкостью увлекать экскурсантов и на протяжении всего рассказа удерживать их внимание. Этому может помочь и личность экскурсовода, и его манера изложения, профессионализм и кругозор, но самое главное — грамотно составленный, проработанный, изученный… текст экскурсии.

Что еще советуют делать при создании экскурсий:

1) При подготовке текста экскурсии соблюдайте логическую последовательность изложения материала. Начинать рассказ лучше с представления самых памятных, исторически – важных, может быть, древних объектов.

2) При переходе от объекта к объекту (от экспоната к экспонату) делайте логические связки. Они могут быть формальными (например, «в витрине напротив мы видим», «следующий стенд в этой экспозиции»), но предпочтительнее делать логические переходы, связанные с темой экскурсии. Постройте свое повествование так, чтобы в информации о последнем объекте были сведения о последующем. Используйте при этом связь исторических эпох, общие для обоих объектов характеристики или, наоборот, контрастность.

Пример. Первый стенд выставочной экспозиции музея школы № 80 г. Иркутска включает в себя следующие экспонаты: фотографии представителей первой администрации школы, колокольчик, документы о зачислении в школу первых учеников, фотографии учителей и т. д. Рассказ экскурсовода может быть построен так:

«Школа № 80 была открыта в далеком 1936 году. Надо отметить, что первые ученики переступили порог школы не 1 сентября, как все обычные школьники, а в конце ноября. В то время зимы в Иркутске стояли суровые. В здании царил холод. Отопительная система не была отрегулирована и могла обогревать только один этаж школы. На втором этаже температура опускалась иногда до нуля градусов. Но посмотрите, какие счастливые лица у учителей, изображенных на этих фотографиях, как они светятся… Мне кажется, что всем становится ясно, с какой радостью они ходили на работу. Наверное, потому — что здесь их ждали с нетерпением, ведь в то время дети очень хотели учиться!!! И получали аттестаты с отличием в конце своего обучения в школе.

Посмотрите, эти документы как раз и называются «Аттестаты зрелости», они — одни из самых «взрослых» документов нашего музея. Мы можем увидеть, что оценки в большинстве своем — положительные. Подойдите к стенду, рассмотрите документы.»

4) Вставляйте в свой рассказ увлекательные эпизоды, которые разрядят обстановку при наличии большого объема трудно воспринимаемого материала (сложные термины, даты). Это могут быть фольклорные вставки, исторические анекдоты, интересные мифы.

5) Если вы можете предугадать возможные вопросы экскурсантов, дайте справку по таким вопросам в конце текста экскурсии. Это могут быть, энциклопедические сведения об упомянутых исторических лицах, событиях, искусствоведческих терминах.

Чтобы экскурсия получилась интересной, важно соблюсти баланс между показом объектов и рассказом о них.

Педагог даже при проведении обзорной экскурсии должен использовать выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам, нам они тоже показались интересными:

«1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи то место, где будет проходить экскурсия.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть — их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Успехов вам в работе!

Пример проведения тематической экскурсии. В школьном музее г. Иркутска школы № 80 недавно появился большой материал, рассказывающий о жизни Пучковой Надежды Ивановны. Эта пожилая женщина живет на соседней со школой улице и много помогает музею. Не раз она рассказывала интересные исторические факты из истории города, передала в дар музею немало экспонатов: книги, старинные вещи, газеты и журналы, а также свои фотографии. Музейная группа посчитала, что Надежда Ивановна достойна внимания, и приняла решение подготовить для раскрытия этой темы отдельную экспозицию. При проведении экскурсий для школьников старшего звена было решено делать акцент на обзоре этой экспозиции.

Настала очередь разработки текста экскурсионного рассказа.

И вот, что получилось: Надежда Ивановна Пучкова сотрудничала с краеведческой группой школьного музея в 2013 – 2015 годах (и в дальнейшие годы, как мы надеемся, будет сотрудничать). Она передала музею в дар ценную коллекцию книг, среди которых есть книги писателей о Сибири (в том числе и бывшего ученика школы № 80 г. Иркутска – известного русского писателя — Геннадия Машкина), коллекцию кружевных изделий, старинную картину — гравюру, вазу, созданную еще до Революции, и многие другие вещи, ценные для музея (часть из них представлена на этом экспозиционном стенде, остальные хранятся в архиве).

Школьный музей МБОУ г. Иркутска СОШ № 80 выражает благодарность Надежде Ивановне и результатом ее является открытие данного раздела экспозиции.

Родилась Надежда Ивановна 3 октября 1938 года в селе Андрюшино Куйтунского района Иркутской области. После окончания средней школы приехала в большой и красивый город, в котором впоследствии осталась жить, славный сибирский Иркутск. Получать средне — специальное образование поначалу не смогла – необходимо было, как она говорит, вставать на ноги, добывать себе средства на жизнь, пропитание. Поэтому юная еще в те годы Надежда устроилась работать на хлебозавод. Вскоре она перевелась на службу в организацию связи, где и определилась с выбором дальнейшей профессии. Девушка решила продолжить образование и поступила в Иркутский техникум связи, который с успехом окончила через несколько лет. Самым продолжительным местом работы Надежды Ивановны был Почтамт связи при железнодорожном вокзале – она там трудилась на протяжении 35 лет.

Сегодня Надежда Ивановна – человек верующий и по возможности как можно чаще старается посещать Николо — Иннокентьевский храм, который тоже расположен недалеко от Иркутского железнодорожного вокзала и школы № 80. До недавнего времени Надежда Ивановна работала при этом храме — помогала следить за его чистотой, наблюдала за порядком во время Богослужений и выполняла другую нехитрую, но очень нужную работу.

По воспоминаниям Надежды Ивановны: «Когда началась Великая Отечественная, я училась во втором классе Куйтунской средней школы. На фронт пришлось проводить отца и родную тетю – тезку Надежду. Эти проводы дорого дались горячему и чуткому детскому сердцу, я постоянно плакала, спрашивала у мамы: «Где папа, где тетя Надя, когда они вернутся домой?». Но на этот вопрос война дала страшный ответ: вскоре отец погиб – в дом вместе с похоронкой пришла беда. «Нас у мамы осталось четверо, — вспоминает Надежда Ивановна, — Времена настали голодные, помню, мы собирали колоски, гнилую картошку на полях, чтобы хоть как-то прокормиться. А я все равно всегда ждала отца – верила, что он придет с войны…»

Отец не пришел. Пришла похоронка… Мать вызвали в военкомат. Домой она вернулась в слезах… В руках несла страшный листок… Символ России тех времен. (Здесь мы постарались показать, как примерно выглядели такие письма) «Мы поначалу – с младшей сестренкой – она младше на два года — так ничего и не поняли – мама постаралась пощадить наши сердечки… Но время открыло все! Да и у кого в то время дома не жила беда? Похоронки приходили ко многим… Но необходимо было не сдаваться – выживать, приближать Родину к Победе! И мы трудились, как только могли!

В моем домашнем архиве долгое время хранились письма от отца, они были написаны быстрым почерком – карандашом, но в них было столько любви к нам и огромное желание победить. А вот карандаш постепенно стерся – сохранить или как-то переписать письма я не догадалась, хотя сейчас, конечно, очень жалею. Тогда бы я смогла и их передать в дар вашему музею. Сегодня, наверное, самое ценное для истории – это письма и любые другие «живые свидетели» тех суровых лет…» Спасибо за внимание!

Успехов вам в вашей творческой интереснейшей работе!

Список литературы:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий по краеведению», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

  1. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Школьникам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  4. Райков Б. Е. Подготовка экскурсии школьникам. – М, 2005

КОНТРОЛЬНЫЙ
ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Маршрут: Железнодорожный вокзал —
Вознесенское
Архиерейское подворье (
620151
Вознесенская пл., 1)
— Александро-Невский Собор Ново-Тихвинского
монастыря — Екатеринбургский Ново-Тихвинский
женский монастырь — Александро-Невская
часовня (
620144 Зеленая Роща, 1)
Екатерининский горный собор
(Площадь Труда)
Иоанно-Предтеченский кафедральный
Собор (620086 ул. Репина, 6-а) — Свято-Тоицкий
Кафедральный Собор – Храм Спас-на-Крови
— Железнодорожный вокзал.

Вид экскурсии:

а) по содержанию — тематическая;

б) по способу передвижения – автопешеходная

Продолжительность: а) общая – 2,5
часа

б) ведение – 2 академических часа

в) сопровождение – 1 час

Протяженность маршрута: 20 км

Состав экскурсантов: транзитные
пассажиры железнодорожной станции
«Свердловск-Пассажирский»

Автор-разработчик: Бахтиярова Марина

ЦЕЛЬ: Ознакомить экскурсантов с
историей православия на Урале православных
храмов – памятников архитектуры.

ЗАДАЧИ:

  • Рассказать об особенностях и истории
    возникновения религии на Урале;

  • Познакомить с устройством и назначение
    христианского Храма;

  • Показать архитектурные особенности
    Храмов;

  • Познакомиться с историей храмов города
    Екатеринбурга.

Таблица
1

Методическая
разработка экскурсии

Маршрут

Объекты

показа

Остановки

Время в мин.

Перечень основных
вопросов, названия подтем

Организационные
указания

Методические
указания (логические переходы)

1

2

3

4

5

6

7

К месту встречи
с группой

У дороги

5

Вступительная
беседа:знакомство с группой, тема
экскурсии, ее продолжительность, цели
и задачи.

Ознакомить
экскурсантов с правилами поведения
на экскурсии.

Начинать
без движения

К
Вознесенскому Архиерейскому подворью
От
Храма идем к автобусу

Вознесенское
Архиерейское подворье

У
Вознесенского Архиерейского подворья

15

История
возникновения Храма

Расположить
группу полукругом на небольшой
площадке, чтобы было видно храм. Дать
время на фотографирование

Приемы:
предварительный осмотр, зрительная
реконструкция с помощью фотографии
Храма из портфеля экскурсовода;
экскурсионная справка, объяснение.

От
Вознесенского Архиерейского подворья
к Александро-Невскому Собору
Ново-Тихвинского монастыря
По
ходу движения автобуса

Александо-Невский
Собору Ново-Тихвинского монастыря

У
Александро-Невского Собора
Ново-Тихвинского монастыря

30

Подтема:
Рассказ о Александро-Невском
Собое Ново-Тихвинского монастыря

Сосредоточить
внимание экскурсантов на рассказе.
Стоя при включенном микрофоне.

Использование
приема объяснения, приема цитирования

От
Александро-Невского Собора
Ново-Тихвинского монастыря до
Екатеринбургского Ново-Тихвинского
женского монастыря
По
ходу движения автобуса

Екатеринбургский
Ново-Тихвинский женский монастырь

У
Екатеринбургского Ново-Тихвинского
женского монастыря

20

Подтема:
История возникновения и современное
состояние монастыря

Стоя
при включенном микрофоне

Прием
характеристики Прием вопросов и
ответов

От
Екатеринбургского Ново-Тихвинского
женского монастыря до церкви всех
Святых на Михайловском кладбище

Церковь
всех Святых на Михайловском кладбище

10

Информационная
справка о дате возникновения Храма

Выход
из автобуса Дать время для осмотра
места и для фотографирования

Прием
предварительного осмотра, панорамный
показ, переключение внимания – вид
Храма

От
церкви всех Святых на Михайловском
кладбище до
Иоанно-Предтеченского
кафедрального Собора

20

Описание убранства

интерьера
основного дома

Постановка группы
для осмотра интерьера Иоанно-Предтеченского
кафедрального Собора Дать время на
фотографирование

От
Иоанно-Предтеченского кафедрального
Собора с проездом через

Александро-Невской
часовни и Екатерининского горного
Собора

до
Свято-Тоицкого
Кафедрального Собора

30

Логический
переход: сообщить экскурсантам, что
после осмотра всем необходимо вернуться
к автобусу, который отправиться в
обратный путь

От
Свято-Тоицкого Кафедрального Собора
обратно к железнодорожному вокзалу
По
ходу движения автобуса

20

Заключительная
беседа.

Перечислить
посещенные объекты, сделать выводы.
Внести свои предложения

Ответы на вопросы.

Прощание

Проводится
на обратном пути

Необходимо
кратко подвести итоги экскурсии

Здравствуйте, Уважаемые гости! Я
рада приветствовать вас в нашем городе.
Меня зовут Марина, я ваш экскурсовод.
Сегодня я проведу для вас авто-пешеходную
экскурсию, в чем мне будет помогать
водитель автобуса Анатолий Викторович.
Во время движения автобуса просим вас
не вставать со своих мест. Номер нашего
автобуса – 25. Пожалуйста, запомните
его.

Протяженность экскурсии – 20 км, время
проведения 2 часа 20 минут.

Тема данной экскурсии –
«Екатеринбург-Православный». Вы
познакомитесь с историей возникновения
религии на Урале, сможете проследить
этапы становления и развития Храмов в
Екатеринбурге.

В заключение нашей экскурсии, автобус
доставит вас обратно на железнодорожный
вокзал.

Логический переход.
Первым
объектом нашего осмотра будет Вознесенское
Архиерейское подворье (рис. см. в
приложение).

Первая церковь на Вознесенской горе
была поставлена в мае 1770 года, для чего
были использованы бревна перенесённого
сюда деревянного придела первой
деревянной Богоявленской церкви. Здание
ее располагалось почти точно на месте
того крыла Ипатьев-ского дома, где было
совершено 18 июля 1918 года цареубийство.
Церковь была освящена 19 сентября 1770
года. В 1789 году прихожане пожелали
соорудить вместо этой церкви каменную
двухэтажную церковь, причем для
строительства ее были использованы
чертежи недавно выстроенного Богоявленского
собора. Здание новой церкви было заложено
16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в
300 м. к востоку от прежней церкви в самом
высокой части горы на месте прежней
усадьбы основателя города В.В. Татищева.
Рождествобогородицкая церковь на первом
этаже была освящена 2 сентября 1801 года,
а Вознесенская церковь на втором этаже
была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная
церковь была разобрана и в 1808 году
перенесена в Нижне-Исетский завод, где
она сначала была приходской, а после
строительства там каменной церкви стала
кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная
реконструкция церкви по проекту
архитектора Н. Шулаева, которая должна
была полностью изменить ее облик и
переделать из церкви XVIII века в стиле
барокко на церковь в византийском стиле,
напоминающую церкви архитектора К.
Тона. К зданию были пристроены по бокам
двухэтажные пристрой с приделами на
каждом этаже, что увеличило число
приделов с двух до шести. При этом
полностью изменился фасад церкви и
немного была надстроена и изменена
колокольня, причем первоначальный шпиль
был заменен на маковку. 25 июля 1837 года
был заложен северный пристрой, а 23 июля
1839 года был заложен южный пристрой.
Митрофаниевский придел на первом этаже
северного пристроя был освящен 6 июня
1848 года. Благовещенский придел на первом
этаже южного пристроя был освящен 23
сентября 1852 года. Приделы на втором
этаже были освящены в июле к концу века:
Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский
лишь в 1890 году. Проект перестройки
восточной части храма с сооружением
над ней нового купола с огромной маковкой
к счастью не состоялся, благодаря чему
эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в
1920 г. при Вознесенской церкви было
образовано религиозное общество, в
котором зарегистрировалось 3000 человек.
В 1922 г. она, как и все церкви пострадала
от кампании по изъятию церковных
ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32
кг.) серебра и 30 бриллиантов. После
раскола церкви община Вознесенской
церкви не уступила ее обновленцам и
осталась «староцерковной». В связи с
этим на общину усилилось давление с
целью добиться закрытия церкви. Во время
проведённой в апреле 1925 года проверки
имущества община была обвинена в пропаже
ряда культовых предметов на сумму 1200
руб., а также в факте сокрытия от властей
иконы Казанской Божией Матери в серебряной
ризе. Одновременно с этим руководство
общины было обвинено в контрреволюции
которая состояла в том, что в церкви на
службах поминали имя Патриарха Тихона
и молились за него в тот период, когда
он находился под судом, что рассматривалось,
как «вызов советской власти». Хотя
большая часть «похищенного» нашлась,
на основании предъявленных обвинений
президиум горсовета расторг в 1925 году
договор с общиной и поставил вопрос о
закрытии церкви и передаче ее под музей
или школу. В 1926 году церковь была закрыта
и в 1927 переоборудована под школу. Позднее
она в течение многих лет использовалась
в качестве Краеведческого музея. Однако
начале 70-х годов музей «закрылся на
ремонт», который длился около 20 лет и
так и не был окончен. В 1991 году церковь
была возвращена верующим. Однако
первоначально возвращён был лишь второй
этаж. Начать службы на первом этаже не
удалось и через три года. Службы идут в
главном Вознесенском и в Ильинском
приделах. К 1995 году в основном проведен
наружный ремонт здания. Золотом засияла
маковка гладкого купола, покрытая
стальным листом с титановым напылении.
В 1995 году Казанский придел был временно
передан общине ста рообрядцев Поморского
согласия.

16 июля 2007 г в стенах этого храма, при
правящем архиереи Екатеринбургской
епархии Епископе Никоне (Миронове) и
старшем священнике подворья иереи
Алексии Горине, проходила церемония
прощания с возможными останками
императора Николая второго и его близких.

Логический переход. Теперь перейдём
в автобус, на котором мы отправимся
к
Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского
монастыря.

Храм был задуман в 1807 г., когда
екатеринбургские купцы Калашников и
Мартынов и мещанин Бронников изъявили
желание построить для Общины при
Успенском храме храм в честь Императора
Александра I и во имя его ангела св.
Александра Невского. После утверждения
монастыря и окончания войны 1812 года
храм был заложен 22 августа 1814 г., в память
победы в Отечественной войне 1812 года.
Первоначально был выстроен сравнительно
небольшой двухэтажный храм с двумя
приделами, по одному на каждом этаже,
который был освящен 26 июня 1832 г. Но для
стремительно развивавшегося монастыря
здание стало тесным, и появилась мысль
о его расширении, в результате которого,
первоначальное здание пришлось разобрать
почти полностью. Новое здание и было
заложено в 1838 г.

Главный придел нового здания был освящён
в 1852 г., Никольский придел в 1853 г., и
Воскресенский придел был освящён в 1854
году.

Собор стал крупнейшим по площади
церковным зданием города, вмещавшим до
6000 человек. Храм был холодным, и службы
в нём проходили с мая по октябрь. Здание
имело в длину 26 саж.(55,4 м), в ширину 16
саж.(34 м), имело 5 куполов и 3-ярусную
колокольню с 1 колоколом. Храм был
выстроен в классическом стиле и имел 3
классических портика перед каждым из
трёх входов (см. рис. в приложение).
Главный храм имел 2-ставный аркообразный
золочёный иконостас с 48 иконами. В
боковых приделах были 3-ярусные иконостасы,
с 33-34 иконами в каждом, в том числе в
Никольском приделе был золочёный
иконостас. После установления советской
власти с сентября 1920 г. храм был передан
общине, организовавшейся при Успенской
церкви и именовавшейся Тихвинским
религиозным обществом. На богослужениях
в нём, по сведениям милиции, собиралось
до 5000 верующих. В октябре 1925 г. храм был
закрыт вместе с Успенской церковью по
требованию командования военного
городка и имущество из них изъято. Однако
по жалобам верующих и архиепископа
Григория (Яцковского) ВЦИК 19 января 1926
постановил возвратить здание
Александровского собора верующим. И
всё же, постановлением облисполкома 17
марта 1930 года он был закрыт.

В последующие годы в здании собора был
воинский оружейный склад, в связи с чем
в нем были сооружены мощные железобетонные
перекрытия, превратившие его в 3-этажное
здание. В 60-е годы здание было передано
Краеведческому музею, который разместил
в нём экспозиции отдела природы и фонды
музея.

В 1991 г. образовалась Александро-Невская
община, которая потребовала возвращения
собора. Решение о возвращении было
принято городским советом 10 сентября
1991 г. после месячной голодовки членов
общины перед зданием горсовета и
поражения «августовского путча». Однако
лишь в 1992 году общине был фактически
передан южный Воскресенский придел и
в нём начались службы. А освобождение
остальных приделов на 1 этаже затянулось
до 1994 года. К 1995 г. собор снова стал храмом
возрожденного Ново-Тихвинского монастыря.

Логический переход. А теперь
мы отправимся к следующему объекту
нашей экскурсии —
Екатеринбургский
Ново-Тихвинский женский монастырь.

На пересечения Александровского
проспекта (ул. Декабристов) с Уктусской
улицей (ул. 8 Марта) расположен комплекс
строений бывшего екатеринбургского
Ново-Тихвинского женского монастыря.
И пройдя по осевой линии Александровского
проспекта, подойдем прямо к Святым
воротам. Когда-то здесь была Надвратная
Введенская церковь, акцентирующая
главный вход, и по обе стороны от
Надвратной симметрично расположенные
Федосьевская церковь и церковь Пресвятой
Богородицы.

При входе за воротами были еще две церкви
— Успенская, очень старая, построенная
в конце XVIII века, и Храм Всех Святых более
позднего времени постройки. Во дворе
располагались кельи и мастерские. И
чуть в стороне — северней от этой группы
построек — собор Александра Невского.
Большая часть этих строений, хотя и в
перестроенном виде, сохранилась.
Сохранился и храм Александра Невского.

В конце XVIII века на этом месте было
кладбище, там в 1782 году построили каменную
церковь Успения Богородицы. Вскоре
здесь была организована богадельня. В
1798 году она была признана официальной
женской общиной: это и стало началом
существования монастыря.

Указ об образовании екатеринбургского
Ново-Тихвинского монастыря был издан
в 1809 году. За несколько десятилетий он
стал одним из самых благоустроенных на
Урале. Строительство монастыря
продолжалось в течение всего XIX века:
шесть храмов, кельи, больница, богадельня.

Монастырский парк был обширен и ухожен,
в нем были пруды, текла речка Монастырка.
После посещения Екатеринбурга в 1824 году
императором Александром I было решено
придать воротам более парадный вид: вот
тогда и возник уникальный комплекс трех
церквей. Апсиды тех церквей образовали
три больших выступа в массивной стене
монастыря, купола на ступенчатых
барабанах создали силуэт входного
ансамбля, простой и значительный, это
был типично классический комплекс.

Он выглядит значительным даже теперь,
когда куполов нет, а вместо Надвратной
церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.

В первые годы после революции монастырь
еще продолжал действовать; монашки по
специальному разрешению властей еще
доставляли продукты для царской семьи,
заключенной в Ипатьевском доме. За день
до убийства две послушницы из
Ново-Тихвинского монастыря по приказу
Юровского принесли полсотни яиц и
четверть молока… В Ипатьевском доме
все были еще живы… Ансамбль Ново-Тихвинского
монастыря был окружен высокой каменной
оградой, стена сделана из кирпича и
гранитных камней, по углам стояли круглые
башни с куполами. И сегодня можно пройти
по улице Народной Воли — вдоль старой
монастырской ограды до старой угловой
башни.

Долгое время в здании собора размещался
краеведческий музей. А до музея здесь
помещался военный склад, не особенно
заботившийся о сохранности уникального
архитектурного памятника.

В 1991 г. по требованиям верующих из
образовавшейся Александро-Невской
общины решением горсовета от 10 сентября
1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь
в 1992 г. был фактически передан верующим
южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был
полностью освобождён от экспонатов 1
этаж. В 1993 г. начались переговоры с
командованием Уральского военного
округа о возвращении помещений монастыря
Епархии.

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен
Ново-Тихвинский женский монастырь,
который имеет в своем распоряжении
только 1-й этаж Александро-Невского
собора, надвратное помещение и
Александровскую часовню в Дендрологическом
парке. В том же году началось сооружение
загородного монастырского комплекса
(«заимки»), основой которого стал бывший
Дом отдыха «Шарташ». Сегодня в монастыре
полным ходом идут реставрационные
работы. Он вновь является пристанищем
монахинь и послушниц.

Логический переход.
Уважаемые
жители и гости нашего города, мы подъезжаем
к Александро-Невской часовни
(см.
рис. в приложение).

Здание часовни хорошо известно, так как
оно почти полностью сохранилось на
территории дендрологического парка —
прежней Хлебной площади. Но почти никто
не знает, что это единственный сохранившийся
в городе памятник, сооруженный до
революции. Все остальные были снесены.

Часовня была заложена в 1881 г. и завершена
в 1890 г. как памятник в память отмены
крепостного права и освобождения
крестьян. Здание ее было выстроено в
нерусском стиле, и является едва ли не
единственным сохранившимся представителем
этого стиля в церковной архитектуре
Екатеринбурга.

В нишах в стене, которые хорошо видны
по бокам от входа, были укреплены
мраморные доски: на одной из них был
запечатлен текст Манифеста 19 февраля
1861 г. об освобождении крестьян от
крепостного права, а на другой было
написано когда, кем и в память чего
часовня была поставлена. Часовня
относилась к Архиерейскому дому. Закрыта
она была вероятно в 1933 году, когда
одновременно были закрыты все часовни.
Школьники и студенты многочисленных
близлежащих школ и вузов нередко забегали
в нее, чтобы поставить свечку перед
экзаменом.

После закрытия она использовалась как
сторожка или склад для садового инвентаря.
Утратила маковку с крестом, но зато в
нишах ее появились мозаики с изображением
трав и цветов. В настоящее время она
возвращена Епархии и передана общине
Ново-Тихвинского монастыря. Отреставрирована
в 1996году.

Логический переход. Следующая
часть экскурсионного показа будет
Екатерининский горный собор
(см. рис.
в приложение).

Небольшая, недавно возведенная часовня
на Площади Труда, обозначает место, где
стояла первая в Екатеринбурге церковь.
Именно здесь, 1 октября 1723 года была
заложена первая в нашем городе мазанковая
церковь Во Имя Великомученицы Екатерины.
Её строили около двух с половиной лет
и освятили 26 февраля 1726 г. (с этого времени
она стала действующим храмом). Церковь
была мазанковой, т.е. сложена из бревен,
промежутки между которыми закладывались
глиной. В 1747 г. она сгорела и на ее месте
была возведена каменная, двухэтажная,
с колокольней. Строилась новая церковь
с 1758 по 1768 г., на государственные средства
и на пожертвования екатеринбуржцев.
Самые «черные» земляные работы и укладку
фундамента делали каторжники, а кладку
стен и куполов — каменщики из Соликамска.
В 30-90-е годы 19 в. храм был несколько
перестроен. Екатерининский собор был
наиболее величественным в городе. Он
вмещал до 8 тыс. чел., имел длину 55,5 м,
ширину 40,5 м, а колокольня со шпилем и
крестом достигала высоты около 60 м. На
колокольне, служившей одновременно
дозорной и пожарной вышкой, красовались
куранты — часы с боем. О начале церковных
служб и торжественных событиях возвещал
звон девяти колоколов храма, весивших
21 т. В церкви было 5 иконостасов, главный
из них — девятиярусный, весь вызолоченный.
В храме имелось множество богослужебных
предметов, сделанных из золота, серебра
и уральских камней: в 1920-х гг. в
Екатерининской церкви было изъято
серебряных предметов общим весом 165кг.
Екатерининская церковь дала имя всей
части города, расположенной на левом
берегу Исети, — ее величали Церковной
или Заречной стороной. Храм был закрыт
и взорван в 1930 г. А в преддверии 275-летнего
юбилея города на его месте возвели
небольшую часовню (церковь без алтаря,
в которой можно молиться, но нельзя
совершать некоторые церковные службы).
На месте Горного Екатерининского Собора,
взорванного в 1930 г., спустя десятилетия,
в 2007 году, была возведена небольшая
часовня (церковь без алтаря, в которой
можно молиться, но нельзя совершать
некоторые церковные службы), которая
стала именоваться Екатерининской.
Логический переход. Следующим объектом
нашего показа будет Иоанно-Предтеченский
кафедральный Собор (см. рис. в приложение).
Иоанно-Предтеченская (Ивановская)
церковь — одноэтажная каменная, с тремя
приделами: срединным — св.Иоанна Предтечи
северным — Святителя и Чудотворца Николая
и южным — в честь иконы Божией Матери
«Утоли мои печали». Церковь была заложена
первоначально как однопрестольная на
средства екатеринбургского купца Е.А.
Телегина 15 сентября 1846 года и освящена
епископом Екатеринбургским Варлаамом
12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения
епископа Екатеринбургского Нафанаила
был заложены два пристроя с северной и
южной стороны для двух приделов и двух
подвальных под ними помещений, из которых
одно предполагалось для склада церковного
имущества, а другое «для сомнительных
умерших». Левый Никольский придел был
освящён 27 декабря 1886 года, а правый, во
имя иконы Божией Матери «Утоли моя
печали», был освящён 3 июня 1888 года. В
1915 г. с западной стороны к кладбищу была
отведена дополнительная площадь для
Братского кладбища (для погибших в войне
1914 и последующих годов). После установления
советской власти при церкви было
образовано церковное общество, в котором
зарегистрировалось 700 человек. На службах
в ней присутствовало до 400 человек.
Церковь эта приобрела особенное значение
в жизни города в период наивысшего
гонения на церковь. Поскольку церковь
одновременно стала кафедральным собором
для сергианского направления, здесь
служили до 1937 г. сергианские архиереи:
архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий
(Звездов), Серафим (Силычев), Симеон
(Михайлов), Глеб (Покровский), епископ
Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был
расстрелян в Свердловске 19 октября 1937
г., одновременно с григорианским
архиепископом Петром (Холмогорцевым).
Остальные были арестованы в 1937 г. в
разных городах страны и очевидно тоже
расстреланы, так как никаких сведений
о них после ареста не осталось.

После 1937 г. в церкви оставался лишь один
священник отец Николай Адриановский,
но и он из-за непосильных налогов в 1935.
1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил
на фабрику. После того, как в 1942 г. была
восстановлена Свердловская епархия,
Иоанно-Предтеченская церковь снова
стала Кафедральных собором, теперь уже
Патриаршей церкви. С 1943 года
Иоанно-Предтеченский храм уже остается
главным храмом Екатеринбургской епархии.
А учитывая, что с 60-х годов Свердловский
архиерей возглавлял почти все Уральские
епархии, то храм почти треть века был
главным храмом Урала. Около церкви были
похоронены многие из последних
екатеринбургских священников, в том
числе последний до 1917 г. благочинный
Екатеринбурга, гласный (депутат) старой
Городской Думы, протоиерей Феодор
(Коровин), предпоследняя игуменья
Магдалина (Досманова), митрополит
Григорий (Яцковский), епископ Алексей
(Майеранов) и протоиерей Николай
(Адриановский), на котором едва не
кончилась вся церковная жизнь города.
На Ивановском кладбище, на котором
оказались утраченными многие могилы и
памятники, все же сохранились от прошлого
могилы открывателя способа добычи
золота промыванием золотоносных песков,
создавшего всю современную золотодобывающую
промышленность, Л.И. Брусницына, строителя
Крестовоздвиженской церкви городского
головы купца В.В. Кривцова, строителя
Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А.
Телегина. Многие старинные памятники
Ивановского кладбища не уступали лучшим
образцам памятников столичных кладбищ,
хотя Ивановское кладбище было, конечно,
беднее главного Екатеринбургского
кладбища при Ново-Тихвинском монастыре.

Логический переход. Следующим
объектом нашего показа будетСвято-Троицкий
кафедральный собор
(см. рис. в
приложение).

Единоверческая церковь Святой Троицы
строилась довольно долго. Главная ее
часть появилась приблизительно в 1818
году; она была построена местным
старообрядческим обществом во главе с
Якимом Рязановым (когда церковь построили,
его сын Яков стал старостой прихода).
Потом возникли южный и северный приделы,
и в 1854 году к архитектурному ансамблю
добавилась колокольня. Церковь считалась
одной из самых богатых в Екатеринбурге:
в ней хранились высокочтимые иконы в
серебряных и золоченых окладах, имелось
древнее Евангелие и дарохранительница
весом около 13 килограммов, украшенная
самоцветами, — пожертвования И.Я. Рязанова.
Рязановы собирались позолотить купола,
но первая мировая война помешала им
воплотить этот благочестивый замысел.
После установления советской власти
при церкви было образовано религиозное
общество, в котором было зарегистрировано
более 300 человек. В мае 1920 года из церкви
в ходе кампании по изъятию церковных
ценностей было изъято 5 пудов серебра
(80 кг) и оклад с иконы Казанской Божией
Матери с 132.брилиантами (вклад Императора
Александра. I). Церковь по богатству
оказалась на 5 месте в Екатеринбурге.
Церковь была закрыта в 1930 г. в ходе
кампании по массовому закрытию церквей.
Решение о ее закрытии было вынесено
президиумом горсовета 17 февраля 1930 г.
и подписано предгорсовета А.Н.Бычковой.
В том числе в главном приделе под куполом
были сооружены междуэтажные перекрытия
для второго этажа, сооружена огромная
лестница на второй этаж, выделено большое
помещение для туалета. С наступлением
демократии культурный центр сочли
ненужным. Здание возвратили церкви —
православной епархии. Теперь тут каждый
день крестят, венчают и отпевают. Полным
ходом идет реставрация: восстановлена
алтарная апсида, воздвигаются колокольни,
купола.

Автор статьи

Людмила Вячеславовна Ераскина

Эксперт по предмету «Туризм»

Задать вопрос автору статьи

Требования, предъявляемые к контрольному тексту

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Определение 1

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение — обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Замечание 1

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:

  • лаконичность,
  • четкость формулировок,
  • достаточное количество информационного материала,
  • полное освещение темы,
  • литературный язык.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст — это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст — это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

«Особенности создания текста для экскурсии» 👇

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.

Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту

Контрольный текст — это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.

Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.

Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.

Определение 2

Индивидуальный текст — это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.

Замечание 2

Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Основные части экскурсионного текста

Вступление делится на две части — организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.

Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.

Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.

Замечание 3

Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.

Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, — демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.

Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить график работы на неделю образец
  • Как найти инвариантные пространства оператора
  • Как найти длину биссектрисы треугольника по клеткам
  • Как найти наушники аирподс по серийному номеру
  • Как найти угол образованный двумя высотами