Как составить текст научного стиля речи с примерами

Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.

Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.

Что такое научный стиль?

Определение

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.

Задача научного стиля

Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.

Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку науки характерны следующие стилевые черты:

  • объективность изложения;
  • подчёркнутая логичность;
  • точность формулировок;
  • доказательность.

Пример научного стиля речи

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реализуется в следующих жанрах:

  • диссертация
  • научный доклад, статья;
  • монография
  • аннотация
  • тезисы
  • лекция
  • курсовые и дипломные работы студентов;
  • энциклопедия, учебник, справочник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.

Языковые особенности научного стиля

Языковые средства Примеры
Уровень языка: лексика
Термины – точное название какого-либо понятия из об­ласти науки, техники, искус­ства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).

Общенаучная лексика, а также книжная (но не вы­сокая) лексика абстрактного значения.

Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.

Философия: агностицизм, ба­зис, диалектика, материя.

Число, система, функция, про­цесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.

Уровень языка: морфология

Преобладание имени существительного над другими частями речи. Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество.
Частотность существительных в И. п. и Р. п. Социальная лингвистика – наука об общественном харак­тере возникновения, развития и функционирования языка.
Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение.
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. Среди стилистически окрашен­ных средств выделяются такие, которые довольно регулярно ис­пользуются в определенных функциональных стилях.
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использо­вание формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Со­ответственно использование местоимения мы вместо ме­стоимения я. Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложе­нии определителя по элементам какого-нибудь столбца.
Употребление указательных местоимений. В данном случае, этот процесс
Употребление причастий и деепричастий. Варианты – разновидности од­ной и той же языковой едини­цы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобра­зие стилистических категорий.

Уровень языка: синтаксис

Грамматически полные предложения, повествова­тельные невосклицательные предложения с прямым по­рядком слов. Стилистическая норма относит­ся к общеязыковой как частное к общему.
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. К деловым текстам предъявля­ются те же требования, что и к текстам других функцио­нальных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обо­значить эту функцию также через ХУ.
Языковые средства Примеры
Предложения, осложненные однородными, обособленны­ми членами, вводными сло­вами и конструкциями; сложные предложения. В социальной лингвистике изу­чаются дифференциация языка, вызванная социальной неодно­родностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, националь­ный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и ди­глоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта.
Вводные и вставные конструкции. По мнению автора; как отмеча­ет автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой сто­роны; например; напротив; итак; таким образом.
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. Вначале попытаемся…; сказан­ное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто…

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.

В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.

Разговорная лексика отсутствует.  Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.

Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.

Пример научного стиля

В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:

  • использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.

Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.

  • вещественные имена существительные приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
  • употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают);
  • причастия и деепричастия;
  • составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).

Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.

Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:

  • прямой порядок слов в предложении;
  • преобладание сложных предложений;
  • использование вводных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Видео «Научный стиль (10 класс)»

Научно-популярный стиль

Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.

Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня,  в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:

«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.

«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).

Как писать научные тексты: примеры с пояснениями

Продолжим серию заметок о правильном написании научных текстов. В этот раз поговорим о том, как сделать текст научным, т.е. написать его в научном стиле, а не в газетном или того хуже.

Итак, сначала несколько принципов (примеры — ниже):

  1. Следует писать в безличной форме.
  2. Следует избегать «повседневных примеров».
  3. Следует избегать «беседы с читателем».
  4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
  5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
  6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.
  7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
  8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.
  9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово «анализ», где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.
  10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

Теперь — подробнее и с примерами.

1. Следует писать в безличной форме.

BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.

GOOD: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.

2. Следует избегать «повседневных примеров».

Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

BAD: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя — не сложнее работы в MS-Word».

GOOD: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»

3. Следует избегать «беседы с читателем».

Здесь всё просто.

BAD: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»

GOOD: Таких выражений просто не должно быть.

4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

BAD: «Админка», «движок», «залогиниться».

GOOD: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».

5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.

BAD: «Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…»

GOOD: «Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…»

BAD: «Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях».

GOOD: «Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4».

Помните о ссылках на первоисточники.

BAD: «По мнению экспертов…» — звучит голословно.

GOOD: «По мнению экспертов [1, 24, 89] …» — звучит намного убедительнее.

6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

Если вы готовите «бизнес-презентацию» — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.

Но в научной статье:

BAD:
Плохой рисунок

GOOD:
Хороший рисунок

7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

BAD: «Предлагаемый подход заключается в…»

GOOD: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»

BAD: «Итак, исследование показало…»

GOOD: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»

8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

BAD: «Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий.»

GOOD: «В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений.»

BAD: «Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию».

GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.

«Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:
а) при оформлении заказа;
б) при передаче заказа на обработку другому оператору;
…»

9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово «анализ», где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова «анализ», после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?

GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.

10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.

GOOD: Разделы, главы, параграфы, «поименованные абзацы» (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).

P.S. См. также:
Пример научного текста (научной статьи)
Как писать научные статьи и тексты

Как писать научный текст в копирайтинге – научный стиль: примеры и рекомендации

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

1. Структура научного текста

Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

Пример научного текста №1:

Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

2. Манера изложения научного текста

Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

  • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
  • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

Пример научного текста №2:

Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

3. Лексика научного текста

Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

  • характерно
  • соответственно
  • исходя из
  • следовательно
  • применительно
  • относительно
  • предполагает использование и т.д.

Пример научного текста №3:

Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

4. Примеры в научном тексте

В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

Пример научного текста №4:

Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

5. Сложность научной статьи

Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

Пример научного текста №5:

Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

6. Сленг и жаргон в научном стиле

Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

Пример научного текста №6:

Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

7. Ссылки и авторские права

Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

Пример научного текста №7:

Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

8. Требования нормативных документов

В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

9. Полнота научного текста

В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

10. Разнообразие научных текстов

Научные тексты бывают трех видов:

  • Научный
  • Научно-учебный
  • Научно-популярный

У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

Е. Ковалева,
19 сентября 2020

При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.

Содержание:

  1. Научный стиль и его характеристика
  2. Подтипы научного стиля
  3. Признаки научного стиля
  4. Основные способы построения научного текста
    1. Описание
    2. Рассуждение
    3. Повествование
  5. Структура научного текста
  6. Примеры текстов в научном стиле

Научный стиль и его характеристика

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.

Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:

  • предварительное обдумывание высказываний;
  • монологический характер;
  • строгий отбор языковых средств;
  • тяготение к нормированной речи. 

Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства: 

  • специализированные слова (в том числе термины); 
  • специфическая фразеология; 
  • сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова); 
  • конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.

Подтипы научного стиля

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:

  • Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
  • Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
  • Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком. 
  • Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
  • Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
  • Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.

Признаки научного стиля

Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:

  • Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
  • Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
  • Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
  • Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
  • Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
  • Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.

Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения. 

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:

Описание

Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).

Пример: 

Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

Рассуждение

Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.

Пример:

В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

Повествование

Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.

Пример:

«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.

Структура научного текста

Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.

  • В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
  • В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
  • Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.

В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.

Примеры текстов в научном стиле

Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:

Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:

Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:

Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).

Из учебника о животных:

На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.

Из медицинского пособия:

Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Опубликовано:

08 февраля 2021, 17:35

Книги и яблоко
Научный стиль: Freepick

Учитель или научный руководитель снова вернули доклад на доработку из-за стиля изложения? Рефераты и курсовые работы, дипломные проекты — все это школьники и студенты пишут, используя научный стиль. Примеры из статей, монографий, учебников и пособий помогут понять, чем отличается текст научного стиля от обычного и как его создавать.

Научный стиль: подстили, признаки

Стили вырабатываются вместе с функционированием языков. В современном мире пользуются такими стилями, как:

  • официально-деловой (язык бюрократической корреспонденции, законов, актов, приказов и т. д.);
  • публицистический (язык журналов и газет);
  • разговорный (формы и обороты речи, которые используются в межличностном общении);
  • художественный — язык художественной литературы;
  • научный.

Чтобы составить представление и понять признаки научного стиля, сравните, как описывается одно и то же природное явление — гроза.

У Антона Чехова находим такое описание:

Налево, как будто кто чиркнул спичкой по небу, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.

Небольшой текст научного стиля о грозе заметно отличается:

Гроза относится к атмосферным явлениям, в процессе которого между дождевыми облаками и землей появляются электрические разряды (молнии), которые сопровождает гром и ливни.

Примеры показывают, насколько разительными могут быть описания в этих двух стилях. Научный стиль речи является сухим изложением фактического материала, его сопровождают специальные термины и научные понятия.

Особенности научного стиля такие:

Обнуление личности автора

Авторы, излагая в научных текстах результаты исследований, описывая факты, которые наблюдали, делая выводы, скрываются за обобщением «мы». Эти тексты допускают только обороты, в которых мнение выражает третье лицо множественного числа: мы думаем, по нашим сведениям и т. д.

Специальная терминология

Девушка на конференции

Научная конференция: Freepick

Лексика научного стиля состоит из специальных терминов, которые применяются в определенных дисциплинах или наделены общефилософским значением. Кроме того, часто пользуются стандартными сочетаниями слов и конструкциями: «актуальная тема…», «из всего сказанного следует…» и пр.

Кроме того, акцент на существительных исключает эмоциональную составляющую изложения.

Точность и логика

Для научного стиля характерен выбор в пользу однозначных слов или использование слов в прямом значении. Он предполагает, что в каждом последующем абзаце явление будет раскрываться полнее.

Прямой порядок слов в предложениях

При формулировании предложений не пользуются инверсией — нарушением порядка слов. Этот прием характерен для художественной литературы, так как помогает передавать эмоции.

Отдают предпочтение сложным синтаксическим конструкциям

В научных текстах допускаются сложные предложения средней длины, вводные и вставные конструкции, однородные и обособленные члены предложения. Они необходимы для реализации пояснительной функции этого стиля.

Применение пассивных конструкций

Например: «Реакцию контролировали с помощью нагревания и применения катализаторов». Или: «Эту функцию обозначают как КС».

Доказательность

В научных работах приводятся примеры, факты, подтверждающие мнение автора.

Руки с конфедератками

Наука: Freepick

Однако есть отличия и в текстах научного характера. Они обусловлены:

  • спецификой адресата;
  • уровнем знаний автора и адресата.

В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:

  1. Академический. Этим стилем написаны диссертационные исследования, монографии, научные статьи и доклады. Это стиль общения преподавателей, исследователей, аспирантов.
  2. Научно-учебный. Студенты, школьники встречают его в учебных пособиях, методических рекомендациях, кратких курсах лекций.
  3. Научно-справочный. Таким стилем написаны справочники и энциклопедии.
  4. Производственно-технический. Это стиль изложения инструкций, памяток, некоторых учебников.
  5. Научно-популярный стиль. Его используют, когда пишут заметки и очерки, в которых популярно рассказывают о каком-то природном, физическом, культурном или социальном факте, явлении. Это стиль литературы, адресованный широкой аудитории.

Научный стиль встречается нам каждый день при обращении к справочникам или энциклопедиям, словарям. С ним часто сталкиваются учащиеся и студенты.

Научный стиль: примеры из литературы

Понимание тех или иных явлений лучше всего дает наглядное рассмотрение. По этой причине предлагаем обратить внимание на примеры научного стиля, с которыми его особенности усвоятся легче.

Девушка в научной лаборатории

Создание научных текстов: Freepick
  • Пример 1. «Универсальная научно-популярная энциклопедия»:

АЙСБЕРГАМИ являются глыбы пресного льда, которые были частью ледников, отломились и дрейфуют по морям и озерам (обычные плавучие и паковые льды формируются на морской поверхности при замерзании). Их основные источники располагаются в ледниках Гренландии и Антарктиды. В длину антарктические айсберги могут достигать 80 км. Некоторые из них видны над водой больше чем на 60 м. Под водой остается часть, до 10 раз превышающая надводную.

  • Пример 2. Шиманович И.Е., Василевская Е.И. и др. Химия. 10 класс:

Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений.

  • Пример 3. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:

Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.

  • Пример 4. Том Нилон. Битвы за еду и войны культур:

В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существует две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого.

Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков.

Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.

Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстилях научного стиля.

В современном мире наука становится составляющей жизни человека. Мы учимся, познаем мир. Поэтому не сможем избежать использования научной литературы.

Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы: доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности, то, как строится текст, в котором преобладает научный стиль, примеры и будьте во всеоружии.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1758274-naucnyj-stil-primery-iz-literatury/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти самую красивую проститутку
  • Как найти вирус расширения
  • Как найти европу на глобусе
  • Как найти тьютора для ребенка
  • Как найти частоту когда известна длина