Как составить текст повествование по картинке

Составьте текст−повествование по рисунку.
Задание рисунок 1

reshalka.com

ГДЗ Русский язык 3 класс (часть 1) Климанова. Слово и его значение. упражнение №119

Решение

Получай решения и ответы с помощью нашего бота

Как−то раз в зимнем лесу повстречал зайка лису. Лисы в зиму не меняют цвет шкуры, в отличие от зайцев и остаются яркими и заметными на фоне снега. А зайцы к зиме меняют мех на светлый, и это даёт им преимущество при встрече хищником.
Зайка, увидев рыжую хищницу, попетлял по лесу, запутал следы и спрятался за пушистой ёлкой, а плутовка осталась ни с чем.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это
рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить
рассказ повествование — это использовать сюжетные картинки. Происходящие с
героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их
рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это
новое предложение. Вместе получается текст.

 Более сложный вид
работы — рассказ по одной сюжетной
картинке
. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить –
одно предложение — это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку
картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно
предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно
рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты.
Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в
логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с
этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием
произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки –
счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может
некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Почему автор решил, что
это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

Придумывание рассказа — очень трудная задача для
малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда
малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем —
договаривание фраз
. Взрослый задает начала фраз, а
малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. (
ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И
решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала
фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в
тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по
картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин,
в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких
недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем
связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем
с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем
закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете
ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось?
Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик
рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться
подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок  не знает как продолжать —
продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте
ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно
трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось
и чем закончилось?». Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда
состоит из трех частей:

— зачин (место и время действия, герои),

— развитие действия и какой-то интересный случай
(кульминация — если говорить научным языком)

— конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок
уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в
книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе
продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в
зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка
продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете
и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и
изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и
образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать
картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один
увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами
картинки.

Например, серия картинок из
книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две
красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик
за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей.
Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и…
переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик
увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с
места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут
придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со
своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно
были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят —
малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и
творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет
преодолеть шаблоны и стереотипы.

Творческая речевая
деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления
ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что
обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах
мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них
представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у
ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по
картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности
с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этапы работы над
картиной

1. Определение состава
картины

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на
картине (дроблению)

С этой целью выделяются
объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной:
максимальной (выделение объектов и их деталей), средней (выделение объектов без
деталей), низкой (выделение только главных объектов. В начале обучения степень
подробности должна быть низкой или средней, чтобы не утонуть в деталях и не
потерять нить рассказа. На более поздних этапах обучения необходимо, наоборот,
выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов будет выявлено, тем
большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее
количество вариантов рассказа будет придумано.

Игровой прием
«фотоаппарат», «подзорная труба»

Педагог предлагает детям
вооружиться фотоаппаратами, найти и сфотографировать самые крупные живые и
неживые объекты. Все предметы которые перечисляют дети, воспитатель выставляет
на доске (схематичные или реалистичные). Такая игра активизирует внимание
детей, повышает интерес к занятию. По окончании определения состава картины,
необходимо подвести итог, быстро перечислить все названное, начиная с главного.

Окончанием итога данного
шага является рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и
вывод правила «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы,
изображенные на ней»
Хочу такой сайт

Я предлагаю взять бинокль,
наведите его на один из объектов картины и назовите его. Теперь прошу пройти к
столам и зарисовать выбранный объект схематично. Как только схемы будут готовы,
перечисляя их названия, начиная с главного, разместим на доске

2. Установление
взаимосвязей между объектами, изображенными на картине

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на
картине.

На этом этапе необходимо
использовать игры на объединение 2, 3-4 слов в одно предложение. В начале
обучения воспитатель сам объединяет предметы, а дети объясняют, почему
объединились те или иные  предметы и в процессе рассуждения, устанавливают
логические цепочки. Позже последовательность объединения может быть любая и
зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. На занятиях должна
создаваться ситуация доверия и внутренней свободы каждого ребенка. В процессе
обсуждения набирается множество событий, которые необходимо выстроить в
определенную систему, установить последовательность.

Пришел волшебник по
имени Объединяй. Он будет объединять объекты-схемы и просить объяснить почему
он это сделал. (девочка и мальчик рассматривают снег. На траве и на хвойном
дереве лежит мягкий снег.)

3. Описание на основе
возможного восприятия объектов картины разными органами чувств

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать органы
чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через
разные органы чувств

Давайте попробуем войти
в картину и описать возможные ощущения. Что мы можем ощутить рукой, носом,
ухом, ртом.

4. Преобразование
объектов во времени

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во
времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое
и будущее, используя характерные словесные обороты.

Картина рассматривается
детьми как остановившейся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы
оживляем ее, поступки персонажей становятся понятными для детей, рассказ
наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. В
рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временнее
отрезки (было-будет, осень-зима, до того-после того)

Игра «Что было раньше,
что будет дальше»Ребенок выбирает себе схему-объект, рассуждая что было до
этого, после будет

5. Описание
 местонахождения объектов на картине

Цель: учить детей
пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова,
обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска
на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного
пространства в трехмерное

Игра «Кто я на картине»
Берется роль каждого объекта на человека с озвучиванием

6. Составление рассказов
от лица разных объектов

Цель: обобщать знания
детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их
изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости
от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять
связный творческий рассказ от первого лица

Дети- …

Взрослый с ребенком-…

Дерево-…

А теперь я попрошу
придумать название картины

Заключение

Применение данной
технологии дает детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном
занятии путем перемещения событий во времени; изменение эмоционального
состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев;
включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности;
введение элементов творческого рассказа.

Дети составляют рассказ
самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.

Интерес к занятию у
ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной,
творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине
превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана
делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей
формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и
интеллектуальных возможностей.

Обновлено: 24.05.2023

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Цели урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

Предварительные упражнения творческого характера.

– Добрый день, милая Кряква! – сказала курочка.
– Здравствуй, Хохлатка! – ответила утка.
– Мне с моими цыплятами очень нужно перебраться на другой берег реки, но мы боимся воды и не умеем плавать. Ты не могла бы нам помочь? – попросила курица.
– Нет ничего проще. Садись мне на спину, а твои малыши пусть усаживаются на спинки моих утят да держатся покрепче. Так мы и перевезем вас через реку! – воскликнула утка.
– Спасибо тебе! – обрадовалась курица.
– Не за что, мы должны помогать нашим хорошим соседям! – проговорила утка.

– Мамочка, я устал! – сказал (захныкал) Ежонок.
– Не плачь, скоро придем домой, – сказала (уговаривала его) Ежиха.
– Я не могу больше идти дальше, – сказал (заплакал) Ежонок.
– Ну хорошо, садись в петлю на одной стороне моей палочки, а на другой будет наш узелок с продуктами, – сказала (ответила) Ежиха.
– Мамочка Ежиха, я чуть-чуть отдохну и пойду самостоятельно, – сказал (проговорил) Ежонок.

3. Составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.

Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем вы могли бы рассказать, используя их. Составьте рассказ, опираясь на приведенные ниже опорные словосочетания.

Солнеч(?)ный день, бе(з,с)облач(?)ное небо, (не)стерпимый зной, отправился прогулят(?)ся, решил искупат(?)ся, хотелось окунут(?)ся, быстро ра(з,с)делся, (с,з)бросил ботинки, (не)брежно набросил шляпу, вдоволь поплескат(?)ся, вышел на пе(?)чаный берег, замер от уд(?)вления, любила пр(?)нарядит(?)ся, хотела похвастат(?)ся, велич(?)во вышагивал, изумле(нн,н)ый теленок, последний крик моды.

Вступительное слово учителя.

Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные. Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор. Слово автор и его значение вам хорошо знакомы, а вот приставка со- встречается в словах не очень-то часто. Она очень интересная и в русском языке выполняет важную задачу: показывает, что кто-то вместе с кем-то что-либо совместно делает. Попробуйте, зная это значение приставки, определить:
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек, который вместе с кем-нибудь является автором чего-нибудь.)

Работа с готовым текстом-образцом, составленным по сюжетным рисункам.

Рассмотрите внимательно веселые рисунки В.Сутеева. Понравились ли они вам?

Подумайте, какой бы вы написали рассказ по этим рисункам, но вслух об этом пока не говорите. (учащиеся несколько минут молча думают над рассказом).

А сейчас послушайте, какой рассказ по этим рисункам уже написан одним пятиклассником.

ХОТЬ ЧЕРНЫ, ДА ЗАТО СВОИ

Понравился вам рассказ? Интересный ли он получился?

Определите тему и основную мысль текста. (В тексте рассказывается об одном случае, произошедшем с мамой курицей и ее цыплятами; основная мысль вынесена в заголовок рассказа.)

Соответствует ли тема и основная мысль рассказа теме и основной мысли авторских сюжетных рисунков? (Да, соответствует.)

Интересный получился вариант, но совершенно другой по сравнению с тем, что мы услышали в прочитанном рассказе. Следовательно, как соавторы художника вы должны очень тщательно обдумать тему и идею своего рассказа, чтобы не исказить замысел сюжетных рисунков. Это первое наше правило, которое мы занесем в нашу памятку соавтора.

Есть ли в услышанном вами тексте какие-то моменты, детали, соответствия которым на рисунках нет? (Есть, например: что делали малыши цыплята, пока не увидели трубу; что они подумали, этого никак нельзя отобразить на рисунках.)

Противоречат ли эти детали замыслу художника? (Нет, не противоречат.)

Следовательно, второе правило соавторства заключается в том, что вы как соавторы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

Посмотрите внимательно на рисунки. Есть ли на них какие-то детали, которые в рассказе не были отражены? (Есть. Например, в рассказ не включены описание места, где происходили события, указание на время, когда происходили события.)

Можно ли обойтись без этих деталей или их обязательно нужно включать в рассказ? (Можно и включать, а можно и не включать в рассказ.)

Еще одно правило, которое мы с вами установили, заключается в том, что вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на рисунке. Ваше дело – рассказать о событии.

Итак, представим себе, что рассказ мы уже написали. Стыдно будет, если кто-либо его прочитает и обнаружит какие-то нелепости, ошибки. Что нужно сделать после того, как рассказ написан? (Проверить, все ли правильно, и отредактировать рассказ.) Правильно, вы несете ответственность за качество своего рассказа. Еще одно правило: перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно, исправьте возможные ошибки.

А теперь вспомните: о чем я вас спросила, когда вы только прослушали рассказ ученика? (Интересный ли рассказ?)

Верно. Каждый автор должен думать о своих читателях, заботиться о них, стараться писать так, чтобы читать рассказ было интересно. Это последнее правило, которое мы с вами сегодня обсудили. Все вместе они составляют памятку соавтору – человеку, который совместно с кем-то является автором чего-либо. (Все правила записываются на доске учителем.)

Итак, анализируя текст рассказа, составленный вашим ровесником, мы увидели некоторые его особенности и составили памятку соавтора.

Памятка авторам рассказов (соавторам художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.
2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.
3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.
4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.
5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Работа над типом речи сочинения.

Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Повествование.)

Почему именно повествование? (В тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования.)

Какова композиция (построение) рассказа? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы. (Учащиеся работают, выделяя следующие части: 1) Как-то раз. ; 2) Но вот на пути малышей. ; 3) Расстроилась мама курица. )

Какие вопросы можно задать к этому тексту? (К тексту можно задать ряд вопросов: что произошло? Как это случилось?)

Каковы грамматические особенности рассказа? (В рассказе много глаголов, чаще всего употребленных в прошедшем времени, предложений с прямой речью.)

Мы выяснили особенности текста, который придумал по рисункам В.Сутеева ученик. А теперь давайте обратимся к серии рисунков В.Сутеева, по которой вы будете составлять рассказ.

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки? (Рисунки рассказывают нам о том, как кошка хотела навредить собаке.)

Какой общей мыслью объединены рисунки? (Не нужно стараться делать плохое другому, так как ты сам можешь от этого пострадать.)

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)? (Не рой другому яму – сам в нее попадешь. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.)

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали. (Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)

Теперь нам нужно продумать последовательность работы над сочинением.

Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс? (Последовательность действий не видна.)

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок? (Первый рисунок – завязка, второй – развитие действия, третий – кульминация и развязка.)

Что получилось в результате? (Получился план сочинения.)

По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов. (Учащиеся вспоминают содержание памятки, которую составили ранее.)

Вспомнив основные законы, которыми мы будем руководствоваться в работе, начнем составлять рассказ.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

Какое правило памятки мы уже выполнили? (Мы определили тему и основную мысль рассказа.)

Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел. Подумайте: почему такие недружелюбные отношения сложились у кошки с собакой? Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке? (Наверное, кошка с собакой давно не ладили друг с другом. Может быть, это произошло потому, что собаке хотелось поиграть с кошкой – и пес весело гонялся за ней, а кошка сердилась на собаку и надеялась когда-нибудь отомстить.)

Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе? (Да, можно.)

Расскажите об этом. (Жили-были в одном дворе кошка Мурка и дворовый пес Шарик. Дружбы между ними большой никогда не было, а после того, как Шарик решил подшутить над Муркой и загнал ее на дерево, отношения их совсем испортились. Мурка старалась держаться от Шарика подальше, а Шарик облаивал ее при первой возможности.)

Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. (Испорченные отношения.) В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

Что изображено на этой картинке? Расскажите об этом. (Однажды прилег Шарик возле стены дома отдохнуть и задремал. Увидела Мурка, сидевшая на подоконнике, что ее обидчик мирно спит, и решила сыграть с ним злую шутку. Рядом с Муркой на подоконнике стоял горшок с цветком. Подтолкнула его тихонько Мурка лапкой раз, другой – горшок и полетел вниз.)

Расскажите о том, как развиваются события, что происходит. (Кошка с восторгом смотрела на летящий горшок, радуясь, что так удачно все придумала. Шарик услышал посторонние звуки, проснулся, приподнял ухо, пытаясь разобраться, что же происходит.)

А где же кульминация и развязка? (Кульминация и развязка на третьей картинке.)

Составьте эту часть рассказа. (Да только вышло все не так, как хотелось кошке. Упал горшок на грабли, стоявшие под окном. Грабли наклонились в другую сторону и со всей силой ударили Мурку по носу. У бедной кошки даже искры из глаз посыпались.)

Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена? (Вот и получается: не рой другому яму, сам в нее попадешь.)

Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа

Каждый из вас должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, но один вариант расскажет нам эту историю от лица собаки, второй – от лица кошки. Попробуйте включить в свою работу экспозицию, о которой мы с вами говорили в начале рассказа или после первого этапа рассказа – завязки.

Примерные варианты выполненных работ:

ГРАБЛИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1. Не подозревая беды.
2. Посторонние звуки.
3. Справедливость восторжествовала.

Было это однажды летом. Набегался я с соседскими собаками, прилег отдохнуть возле соседнего дома. Разогрелся на солнышке, да и заснул. И совершенно забыл о том, что прямо над моей головой живет противная белая кошка. Мы с ней давно не ладили. Меня всегда раздражало то, что она вылизывает свою шерсть и ходит, задрав хвост кверху.
Пока я спал, это вредное создание решило сыграть со мной злую шутку. Она сбросила на меня тяжеленный горшок с цветами, стоявший на подоконнике. Я этого не видел, это мне соседский Барбос рассказал. Я сквозь сон услышал только шум какой-то непонятный. Навострил ухо, приоткрыл глаз: смотрю – горшок летит.
Не успел я даже привстать, как он упал прямо рядом со мной на зубцы грабель. Грабли наклонились – и как дали по носу кошке. У нее даже искры из глаз посыпались. И поделом! Справедливость восторжествовала! Враг был наказан.

1. Дай-ка я его проучу!
2. Что сейчас будет!
3. Не повезло.

Сижу я как-то на подоконнике, греюсь на солнышке, поглядываю на прохожих. И надо же такому случиться: посмотрела вниз, а под окном моего дома развалился и нахально спит соседский Шарик – мой злейший враг. Сразу вспомнила я о том, как он загонял меня на дерево, и мне часами приходилось сидеть на ветке, как будто я птица какая-нибудь. И решила я Шарику отомстить.
Рядом со мной на подоконнике стоял горшок с цветком. Я подумала, что это – подходящее средство для мести, и столкнула его прямо на Шарика. Сердце мое ликовало. Но я рано радовалась. Злополучный цветок упал не на Шарика, а на стоявшие рядом грабли, прямо на острые зубцы.
Что было потом, помню плохо. Знаю точно, что в ушах зазвенело, а из глаз искры посыпались. Грабли со всей силой ударили меня прямо по носу. В результате нос распух, глаз заплыл. Стыдно на улицу выйти: соседские коты смеются! Вот такое ужасное невезение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Связная речь — разверну тое изложение определенного содержания, которое осуще ствляется логично, последова тельно и точно, грамматичес ки правильно и образно.

Известны два основных вида речи — диалогическая и моно логическая.

Монологическая речь — развернутый вид речи одного лица, требующий полноты, четкости и взаимосвязи отдель ных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосре доточить свою мысль на глав ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмо ционально, живо, образно.

Прием комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятель ности, таких как рисование, лепка, подводит ребенка к со ставлению рассказа. Наблюдение ребенка за демонстри руемыми действиями взросло го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на блюдаемого действия. Очень важно — образец рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов-описа ний, повествований.

По ведущему виду позна вательной деятельности в ра боте по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представле нию, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

— описательными — по пред мету, предметной картинке, пейзажной картине;

— повествовательными — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич ностного общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумы вание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка по составлению

повествовательного рассказа

по картинкам, серии картинок

1 Время действия (время года,

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (слу чая, события).

7. Настроение персонажей.

Логика построения : завяз ка —

развитие действия — кульминация — развязка.

Речевые шаблоны начала:

Речевые шаблоны

кульмина ционного момента

Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб

1Название, обобщающее понятие (к кому относится).

3. Покрытие тела.

5. Особенности частей тела.

6. Место обитания (лес, во доем, дом,

7. Название жилища (нора, берлога,

логово, гнездо, дуп ло).

9. Название детенышей.

10. Польза (для домашних

животных и птиц).

Памятка по составлению описания предмета

8. Вкус (для съедобных).

9. Принадлежность (обоб щающее

10. Как используется

Памятка по составлению

описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года изобра жено?

3. Какую местность видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек тов.

6. Какое настроение пере дает

Памятка по составлению

рассказа из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении )

Определите: О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)? Какая мысль в рассказе будет основной? С чего можно начать рассказ ( о чём будет говориться во вводной части)? О чём вы расскажете в основной части ( как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)? Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)? Как составить текст – повествование

Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Например : красавица-зима,, ветер-забияка . Какие художественные средства можно использовать при написании сочинения? Метафора -оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве. Например: «Зима недаром злится», » прошла её пора», порхают снежинки-бабочки, зима похожа на перину. Олицетворение — это присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; голос ветра; поющие деревья; поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. , ветер-забияка кидает в лицо снег, гостья-зима, треск мороза.

Афоризмы и цитаты про зиму. » Чем пахнет зима. Чудом.. Ведь в ней всё сказочно . Автор неизвестен. » Стоял зимний снег. Озарились радостью Даже лица звезд.» Кобаяси Исс » Ненавижу зиму. Она слишком рано начинается и слишком поздно заканчивается.» Мелинда Сордино -С каким высказыванием вы не согласны? — Определите тему сочинения. .

Зима-чародейка, красавица, искусница, мастерица на все руки, желанная гостья, кружевница, седая колдунья, рукодельница, белоснежка , госпожа метелица, хохотушка, проказница, матушка, сказочница, фея.

Вокруг все белым-бело. Мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Деревья стоят в снегу, словно яблони в цвету, Ребята с радостными криками спускаются на санках с холма: им и в мороз весело Снег блестит на солнце, искрится и переливается Снег как дорогая ткань, блестит и переливается под лучами зимнего солнца. Деревья одеты в снежные шубы. Пышно и вместе с тем как-то загадочно стоят они, посматривая друг на дружку.

Снежинки -сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие, ажурные. Кружатся, порхают, как бабочки … Наверное они мечтают, чтобы из них слепили Снегурочку. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.

Зима красивей всех! Пусть холодно, но все же Румяней, веселей, На праздник так похоже ! Зимние забавы

Какое время года изображено? Какой стоит день? Как падают снежинки? В каком убранстве стоят деревья, дома? Кто изображен на картине? Дайте имена детям и опишите их действия. Опорные слова : наступила, долгожданная , волшебница, летят, кружатся, танцуют в воздухе, одели курточки, зимние шапки, выбежали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке»

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн.

Сочинение-повествование с элементами описания «Зимний гость»

Открытый урок по развитию речи 3класс.

Написание сочинения-повествования с элементами описания.

Урок русского языка в 4 классе.

Конспект урока развития речи по теме»Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»

Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта.

Сочинение – повествование по сюжетной картинке. «Зимние забавы»

Эта презентация поможет ученикам составить рассказ по сюжетной картинке. Учителем проводится подготовительная работа, придумывают заглавие, подбирают к словам синонимы. На доску выведены опорные.

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо).
  • жанр картины;
  • ее предметное содержание (кто или что изображено);
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства;
  • основные микротемы картины;
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону. (героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать.
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на.
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.
—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.
—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.
—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.
—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?
—Какой разговор мог состояться между вами?
—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему?
Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

Читайте также:

      

  • Юные капитаны сочинение 2 класс
  •   

  • Свободное комбинирование движений их усложнение сочинение новых и развитие старых это
  •   

  • Сочинение 9 3 структура
  •   

  • Как начать сочинение с цитаты
  •   

  • Сочинение по картине васнецова три богатыря 4 класс план

Задание по русскому языку 3 класс 180. Рассмотрите рисунки.

• Расскажите, что вы видите на каждом рисунке.

• Какой общей темой можно их объединить? Придумайте к ним название.

• Составьте по рисункам 2-3 предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы.

• Какого типа текст можно составить по данным рисункам: повествование или описание? Сколько частей будет в тексте? Определите тему каждой части и всего текста.

• Продумайте содержание текста. Придумайте к нему заголовок. Он должен отражать главную мысль текста.

• Устно составьте текст по рисункам. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст. Проверьте себя.

Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

          Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.          Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:          Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки.

          Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит? 

          Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
         

          В подготовительной группе рассматривая пейзаж, обозначаем тему рассказа, обязательно указываем автора и название картины.

Задаем ребенку вопросы: Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?

Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?
Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.          Более сложный вид работы — рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ!

Вы показываете ребенку картинку, на которой дети катаются на велосипедах. Но если ребенок скажет всего одно предложение «дети катаются на велосипедах», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить некоторое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.          Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему дети любят кататься на велосипедах? Какое настроение у ребят – счастливое, грустное, радостное? Рассмотрите, как ведут себя ребята – правильно или неправильно, как следует вести себя в подобных ситуациях?
Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»О чем еще следует знать?
Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Samsung apps для телевизора как найти
  • Как найти плотность частоты выборки
  • Как найти истинную половинку
  • Котел аристон ошибка 104 как исправить ошибку
  • Как можно исправить ошибки системы