Как составить текст публицистического стиля


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Публицистическая статья, в которой автор выражает свое мнение о чем-либо, также называется «редакционным комментарием». С помощью таких статей авторы могут высказывать свои мысли и идеи касательно разных тем (начиная от оценки какого-то события и заканчивая международным спором). Если вы хотите попробовать свои силы в написании такой публицистической статьи, нужно выбрать интересную тему, написать черновой вариант статьи, завершить и отредактировать статью, как профессиональный редактор.

  1. Изображение с названием Deal with Obsession As an Autistic Person Step 5

    1

    Будьте в теме последних новостей. В своем комментарии лучше всего написать о какой-то актуальной теме, связанной с последними событиями, тенденциями или мнениями. Актуальность необходима, когда речь идет о публицистической статье. Редакторы новостей будут гораздо больше заинтересованы в теме, которая касается текущих дебатов или какого-то недавнего события, которое только что произошло. Согласитесь, не так интересно писать о каком-то событии, которое произошло несколько месяцев назад.

    • Просмотрите новости, чтобы найти интересные темы, на которые можно написать статью. Если тема, на которую вы пишете, недавно была поднята в СМИ, ваш комментарий по этому поводу будет интересен редакторам, поэтому у вас будет больше шансов на публикацию.[1]
    • Если на следующей неделе собираются закрыть районную библиотеку, можно написать статью о важности библиотеки, о том, почему она так необходима для вас и окружающих.
  2. Изображение с названием Defend Against Appropriation of Name or Likeness Claims Step 2

    2

    Выберите тему, которой вы искренне увлечены. В авторской статье должно быть высказано независимое мнение. Если вам не очень нравится тема, которую вы выбрали, скорее всего, лучше подумать о выборе другой темы. Когда вы остановитесь на теме, насчет которой у вас есть собственная точка зрения, попробуйте сократить свое мнение и преобразовать его в простую четкую формулировку. Постарайтесь сжать это мнение, чтобы уместить его в одном или двух предложениях. Если у вас получится, можно считать, что тема и заготовка статьи у вас уже есть.[2]

    • Итак, давайте рассмотрим пример с библиотекой. Можно привести такой аргумент: библиотека — исторический центр обучения и проведения досуга. Ее нельзя закрывать только для того, чтобы разместить на этом месте ресторан быстрого питания.
  3. Изображение с названием Have Computer Fun Step 17

    3

    Выберите тему, в которой вы осведомлены. Чтобы ваше мнение звучало убедительно, необходимо хорошо разбираться в том, о чем вы говорите. Возможно, следует найди дополнительную информацию. Статьи, в которых есть определенные «опорные точки» с ссылкой на факты, которые поддерживают ваши аргументы, оцениваются намного выше. Зайдите в интернет, найдите необходимую информацию, поговорите с людьми, которые непосредственно связаны с этой темой, организуйте целый архив нужной информации по выбранной теме.[3]

    • Почему закрывается библиотека? Какова история этой библиотеки? Сколько людей ежедневно выписывают книги из нее? Какие мероприятия проводятся в библиотеке изо дня в день? Какие кружки и организации собираются в библиотеке?
  4. Изображение с названием Be a Smart Girl Step 7

    4

    Выберите сложную тему. Вряд ли интересной темой будет какой-то факт или точка зрения, которые легко доказать или опровергнуть. Нет смысла читать статью о том, что и так очевидно (например, полезен или вреден героин). Но, например, тема «Лечить или арестовывать героиновых наркоманов» является уже спорной. Перечислите аспекты этой проблемы и основные идеи аргументации, чтобы убедиться, что тема достаточно обширная и спорная, и ее можно было бы «раскрутить». Что касается примера с библиотекой, можно вывести несколько главных аспектов:

    • Библиотека — это центр обучения и проведения досуга в вашем районе, ведь в нем нет общественного центра и есть только одна общая школа.
    • Возможно, у вас есть какой-то собственный опыт, связанный с этой библиотекой, который относится к текущим событиям и мероприятиям, которые проводятся в библиотеке.
    • Подумайте о возможных альтернативах, о том, как пойти на компромисс, чтобы оставить библиотеку открытой. Разработайте предложения для местных властей по этому поводу.

    Реклама

  1. Изображение с названием Start a Letter Step 6

    1

    Следует сразу же начать с главного. В публицистической статье, в отличие от эссе, главная проблема должна быть высказана в первых двух строчках. Организуйте свои аргументы по пунктам, заставьте читателя заинтересоваться вашей темой, затем подведите итог тому, что, как вам кажется, можно сделать для решения этой проблемы.[4]
    Попробуйте что-то такое:

    • «Как-то в детстве зимой, когда дни были очень короткими, и для прогулки нужно было закутываться в кучу одежек, мы с сестрой отправились в библиотеку. Мы проводили дни на художественных занятиях среди книжных полок этого исторического здания. К сожалению, в следующем месяце эту библиотеку может постичь та же участь, что и многие другие (уже закрытые) общественные заведения нашего района. Я считаю, что это уже последняя капля».
  2. Изображение с названием Have Computer Fun Step 23

    2

    Используйте в повествовании красочные детали и примеры, чтобы привлечь внимание читателя. Обычно читателю запоминаются интересные детали, а не сухие факты. Конечно, в статье должны присутствовать достоверные факты, но обязательно включите в статью несколько ярких и увлекательных деталей, чтобы они остались в памяти читателя. Постарайтесь привести реальные примеры, чтобы читатель увидел, что это именно та тема, о которой стоит прочитать и задуматься.[5]

    • В примере про библиотеку можно написать, что она была основана каким-то известным политиком/писателем/артистом, потому что он чувствовал, что жителям нужно место для чтения и обсуждения. Можно привести историю о библиотекаре, который проработал в этом месте 60 лет и прочитал каждую книгу из художественной литературы в этой библиотеке.
  3. Изображение с названием Have Computer Fun Step 36

    3

    Дайте читателю стимул, почему его должен волновать этот вопрос. Если читатель понимает, что тема, на которую вы пишете, на самом деле не влияет на него, вряд ли он внимательно прочитает ваши аргументы и комментарии по этому поводу. Сделайте так, чтобы тема лично коснулась каждого читателя. Объясните, почему эта тема, а также ваши рекомендации, комментарии и идеи повлияют на жизнь ваших читателей.[6]
    Например:

    • Если эту библиотеку закроют, то более 130 000 книг и фильмов переместят в другую библиотеку, что вынудит людей ехать в другой город, преодолевая большой путь (к примеру, 70 км). У детей не будет доступа к половине книг, поскольку школа всегда отправляет детей в библиотеку, чтобы они взяли там учебники на год. И так далее.
  4. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 7

    4

    Сделайте эту статью личным обращением. Это значит, что в статью нужно включить не голые факты, а именно ваше личное обращение и просьбу. Приведите личные примеры и аргументы, которые помогут отстоять свою позицию. Проявите в статье всю свою человечность, чтобы читатели поддержали вас и вдохновились вашими идеями. Покажите им, что вы настоящий человек, который действительно хорошо разбирается в этой теме.[7]

    • Опять же, возьмем пример с библиотекой. Можно рассказать историю о том, как в этой библиотеке вы прочитали свою первую книгу, как развили хорошие дружеские отношения с милой женщиной, которая выдавала читательские билеты, как библиотека стала вашим убежищем в разных сложных жизненных ситуациях.
  5. Изображение с названием Write a Book Report Step 6

    5

    В своей статье используйте действительный залог и избегайте жаргонизмов. Ваша цель — мотивировать читателя узнать об этой теме и сделать что-то, а не просто подумать об этом и забыть. Поэтому нужно использовать действительный залог. Но, имейте в виду, что слишком технический жаргон отпугнет читателя, потому что статья может показаться ему вычурной, а он сам может просто запутаться.

    • Пример страдательного залога: «Есть надежда, что районными властями будут пересмотрены планы по закрытию библиотеки».
    • Пример действительного залога: «Я надеюсь, что власти поймут, что представляет собой эта замечательная библиотека для нашего района и его жителей, и пересмотрят свое страшное решение закрыть этот центр обучения, развития и досуга».
  6. Изображение с названием File an Extension for Taxes Step 10

    6

    Планируйте все заранее и узнайте у директора библиотеки, можно ли организовать встречу в библиотеке. Выберите дату и время, распечатайте листовки с приглашением, чтобы обсудить с другими людьми будущее библиотеки. Кроме того, можно даже пригласить репортера для записи мнений людей, для фотографий, которые привлекут внимание.

  7. Изображение с названием Apply for an Entrepreneurial Grant Step 11

    7

    Важно признать, что есть люди, у которых будет другое мнение. Это сделает вас более привлекательным и заслуживающим уважения в глазах окружающих (даже если вы чувствуете, что на другой стороне просто дураки). Подумайте, какие способы оппозиции будут наиболее корректными.[8]
    For example:

    • Безусловно, те, кто хочет закрыть библиотеку, правы в том, что борются за подъем нашей экономики. Повсюду закрываются предприятия, потому что люди просто не покупают товары. Но думать, что закрытие библиотеки решит проблему экономики, несомненно, ошибочно.
  8. Изображение с названием Develop Critical Thinking Skills Step 26

    8

    Организуйте решение проблемы. Оппозиция, которая лишь разглагольствует, но не предлагает никаких решений (по крайней мере шагов к решению), вряд ли будет услышана и поддержана (в отличие от обращения оппозиции, в котором предложены пути решения проблемы). Будьте готовы обсудить возможные решения проблемы и компромисс, на который, по вашему мнению, могут пойти обе стороны для достижения лучшего результата.

    • Например: «Если мы является членами общества, у нас есть возможность сохранить нашу библиотеку. Благодаря сбору средств и прошениям, я думаю, что местным властям станет ясно, что необходимо пересмотреть закрытие этого исторического места. Если бы власти выделили часть средств, которые планируют тратить на новый мега-центр, и вложили бы их в развитие библиотеки, эту прекрасную достопримечательность не пришлось бы закрывать».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Speech Introducing Yourself Step 5

    1

    Закончите статью сильным высказыванием. Чтобы закончить комментарий, нужен завершающий абзац, в котором необходимо еще раз повторить свой аргумент и сделать краткие выводы своей статьи, которые останутся в голове читателя, даже когда он отложит газету.[9]
    Например:

    • «Библиотека нашего города — это не только дом для множества произведений авторов со всего мира, но и место, в котором могут проводить собрание разные сообщества, в котором есть возможность изучать, обсуждать, ценить и вдохновлять. Если библиотека закроется, как и планируют власти, наше сообщество потеряет не только прекрасную достопримечательность города, но и центр развития».
  2. Изображение с названием Get a Job Fast Step 1

    2

    Учитывайте количество слов. Старайтесь, чтобы абзацы и предложения были короткими и ясными. В общем, выскажите свою точку зрения с помощью коротких, но информативных предложений. В каждой газете свои правила, но обычно разрешается максимум 750 слов в публикации, этот лимит нельзя превышать.[10]

    • Газеты практически всегда редактируют публикации, но обычно сохраняется ваша точка зрения, стиль и формат написания. Однако, это не означает, что вы можете отправить на публикацию длинный скучный комментарий и рассчитывать, что его сократят по своему вкусу. В газетах часто пропускают часть, которая не укладывается в лимит слов.
  3. Изображение с названием Get Energy Fast Step 11

    3

    Не тратьте время на выдумывание оригинального заголовка. Редакторы сами создадут название для вашего комментария (независимо от того, отправите вы его вместе со статьей или нет). Поэтому нет необходимости тратить время и придумывать заголовок.

  4. Изображение с названием Write a Letter for Proof of Income Step 1

    4

    Оставьте контакты для обратной связи. Предоставьте краткую информацию о себе, которая связывает вас с той темой, которую вы выбрали, а также напишите информацию о себе, которая укрепит ваш авторитет. Кроме того, нужно добавить свой номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес.[11]

    • Пример краткой биографии, связанной с темой библиотеки: Дмитрий Самойлов — жадный до книг доктор философских наук в области письма и политологии. Проживает в городе …. Библиотека — вся его жизнь.
  5. Изображение с названием Have Fun at Home on a Saturday Night Step 18

    5

    Предложите любые графические изображения, которые у вас есть. На самом деле, обычно комментарии и публицистические статьи сопровождаются минимумом изображений. Но сейчас все больше распространено приложение онлайн-публикаций, фотографий, видеороликов и другой информации, которая относится к теме. Изначально в письме укажите, что прилагаете к своей статье иллюстрацию, которую нужно сканировать и напечатать вместе со статьей.

  6. Изображение с названием Delegate Step 10

    6

    Обратитесь к редакторам газеты, за рекомендациями. В каждой газете есть свои требования и рекомендации касательно отправки публикации и информации, которую следует к ней прикрепить. Проверьте информацию на сайте или, если у вас есть печатный экземпляр, найдите информацию в разделе «Комментарии». Обычно публикация отправляется по электронной почте.[12]

  7. Изображение с названием Say Goodbye to Coworkers Step 11

    7

    Обратная связь. Не отчаивайтесь, если не получите ответ от редакции мгновенно. Важно отправить благодарственное письмо (или сделать звонок) через неделю после того, как отправили статью. Редакторы обычно очень заняты, если они получили ваше письмо в неподходящее время, то могли случайно пропустить его. Звонок в редакцию или письмо на электронную почту не только даст возможность установить контакт с редактором, но и обеспечит вам преимущество на конкурсе.

    Реклама

Советы

  • Если это уместно в вашей теме, можно использовать немного юмора, иронии и остроумных высказываний.
  • Если вы поднимаете проблему на национальном или международном уровне, отправьте ее в разные газеты, не ограничивайтесь лишь одной.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 48 727 раз.

Была ли эта статья полезной?

Мой Телеграм

Обилие информации и недостаток времени порождают новые тенденции. Даже в написании статей. Так, в последние годы на трон вознесся инфостиль – краткий, четкий и не приемлющий оценочного мнения автора. Ведь человеку просто некогда читать! Тем не менее, статистика сайтов СМИ и Яндекс.Дзен показывает, что люди по-прежнему с удовольствием читают сочную и живую публицистику. Именно такие статьи собирают больше всего откликов и комментариев, распространяются в соцсетях с силой, которой бы позавидовал и коронавирус. Давайте разберемся, что такое публицистическая статья и как ее написать.

Публицистическая статья: особенности стиля

Публицистический стиль уже много лет считается основным направлением журналистики и печатных СМИ. В отличие от сухого и сжатого инфостиля, он умело сочетает в себе:

  • Факты. Главное правило журналиста: бери за основу только проверенную информацию. Ведь в противном случае вполне можно схлопотать выговор или даже судебный иск.
  • Эмоциональность и живость речи. В публицистике мнение автора и экспрессивность приветствуются. Точно также, как и призывы к размышлению, доказательства своей точки зрения и выводы.
  • Речевая доступность. Вне зависимости от тематики, публицистический текст всегда пишется для широкой аудитории. Поэтому он не должен содержать сложных терминов и непонятных фраз.
  • Образность и метафоричность. Некоторые жанры статей публицистического стиля допускают применение художественных приемов – сравнений, метафор, иносказаний. Тем не менее, перегружать ими текст нельзя, ведь вместо живости текст может обрести сложность восприятия.

Пожалуй, единственное, что объединяет публицистику с инфостилем – это стремление к простоте изложения. В ней тоже не приветствуются длинные сложносочиненные предложения и обилие знаков препинания.

Виды публицистических статей

Журналистов нередко обвиняют, что они всюду суют свой нос. И количество видов публицистических текстов лишь подтверждает этот факт. Для удобства все их разделяют на четыре основные группы:

  • Информационные, цель которых – донести до публики сообщение. В нее входят заметки, новости, репортажи, интервью и другие форматы.
  • Аналитические – статьи, в которых помимо фактов рассматриваются и вероятные сценарии дальнейшего развития событий, мнение специалистов, прогнозы, результаты экспериментов и опросов. Наиболее часто такие форматы используются в статьях экономической, политической и научных тематик.
  • Научно-публицистические. Новые открытия, предположения ученых, рекомендации – все это интересно публике при условии соблюдения двух правил: злободневность и актуальность вопроса.
  • Художественно-публицистические. Это очерки и эссе, фельетоны, путевые заметки и прочие жанры, в которых допускается наиболее вольный стиль изложения, обилие метафор и сравнений.

Кроме того, статьи публицистического стиля разделяют по цели их написания. Это могут быть передовые материалы, отражающие точку зрения журналиста, пропагандистские тексты, рекламные, хайп и другие.

Как написать публицистическую статью: пошаговая инструкция

Статья, написанная журналистом, отличается от любительской лишь одним фактором: соблюдением всех канонов и требований литературного жанра. Она имеет введение, основную часть и концовку, а тема подбирается с учетом ее актуальности и живого интереса целевой аудитории.

Как выбрать темы для публицистических статей

Если для веб-сайтов темы текстов выбираются по ключевым запросам, то в журналистике принципиальное значение имеет охват. Чем больше будет отклик, тем выше доходы издания. Поэтому основная масса статей пишется на злободневные темы, способные стать для многих раздражителем, побудить к комментированию и распространению информации. Наибольший охват всегда обеспечивают:

  • Новости политики и экономики. Особенно, если они носят резонансный характер – например, падение курса рубля, предсказание скорого кризиса, рассуждение о последствиях эпидемии или стихийных бедствий, скандальные задержания чиновников и кандидатов в президенты. Здесь можно прочитать, как правильно писать новости.
  • Общественно-резонансные темы. Убийства, похищения детей, отвратительное поведение матерей по отношению к детям и многое другое – скандальные темы всегда принимаются и активно обсуждаются публикой.
  • Научные открытия и гипотезы, способные изменить мир уже в ближайшем будущем.
  • Скандалы и интересные факты, связанные со знаменитыми персонами и обеспеченными людьми.
  • Очерки о достопримечательностях, разных странах и городах.

Публицистический стиль – достаточно свободный, предполагающий констатацию фактов, рассуждения и даже экспрессивную окраску, авторские суждения. Поэтому и ракурс одной и той же истории может быть преподнесен во множестве интерпретаций.

Пример:

Факт: МЧС нашли голодного малыша 3-х лет одного в квартире

Интерпретации:

  • Мать-убийца: за что она бросила малыша одного в пустой квартире?
  • Малыш остался один: почему его мама не смогла вернуться домой? С ней случилось несчастье?
  • Мать заперла ребенка одного в квартире: умышленное убийство или халатность?

Поэтому, выбирая тему для публицистической статьи, обязательно подумайте и над ракурсом донесения информации до аудитории. Выразите свое мнение по поводу произошедшего.

Заголовок публицистического текста

Если в обычном тексте заголовок должен просто отражать суть, то в публицистическом он еще и обязан привлекать внимание. Для его написания можно использовать стандартные шаблоны, которые неизменно притягивают взгляд:

  • Вся правда о….
  • 10 причин не….
  • Тест на….
  • Люди возмущены…

В написании заголовков широко используется и такой ход, как интрига: вы даете частичку информации и оставляете тему открытой для обсуждения. Например: «Обнуление. Ждать ли честных выборов в нашей стране?»

Читатели хорошо «клюют» и на использование афоризмов, устойчивых выражений. Можно также перефразировать пословицы и изречения великих людей, слова из общеизвестных песен. «Земля в иллюминаторе… Батут Илона Маска все же сработал», «Тише едешь – дальше будешь: нововведения в ПДД 2020».

Креатив в публицистике ограничивается только вашей фантазией. Поэтому можете смело экспериментировать, выводить собственные формулы заголовков.

Вводная часть публицистической статьи

Всякое начинание трудно. А начать писать статью – в особенности. Ведь даже если вам удалось заинтересовать читателя ярким заголовком, не факт, что он прочтет всю статью. Первый абзац обычно читают внимательно, а дальше – «по диагонали». Если ваше введение окажется слишком сложным, далеким от темы и длинным, то вы гарантированно потеряете читателя. Усвойте несколько правил написания вводного абзаца:

  • Он должен привлекать внимание. Интересный факт, провокационное утверждение, сравнение «до и после», шокирующая новость – именно то, что заставляет человека втянуться в чтение вашей статьи.
  • «Правило трех» — первые 3 предложения должны быть максимально простыми и короткими. Это увеличивает ваши шансы на успех, ведь читатель ленив и не хочет путаться в дебрях сложносочиненных предложений.
  • Краткость, сами знаете… Не стоит писать введение более одного абзаца. Переходите сразу к сути.

Отличным вариантом для введения становится и краткое описание факта. Особенно, если дело касается скандальных историй, расследований или новостей политики и экономики. А уже в основной части можно более подробно раскрыть суть вопроса.

Основная часть публицистической статьи

Публицистический стиль не предусматривает серьезных ограничений и правил для написания текста статьи. Тем не менее, существует «сводка правил хорошего тона», которую используют журналисты авторитетных изданий. Воспользуйтесь ею, чтобы сделать ваш текст лучше:

  • Художественные обороты – это хорошо, но придерживаться нити повествования – лучше. Не уводите читателя от сути проблемы своими рассуждениями и воспоминаниями.
  • Аргументированность. Иначе вам просто не поверят. Ведь СМИ любят знатно приукрасить ситуацию, и об этом знают все.
  • Старайтесь сделать текст легким для восприятия – делите на абзацы, выделяйте подзаголовки и маркированные списки.
  • Избегайте просторечия и жаргона, если только ваша статья не адресована конкретной, узкой группе людей.
  • Избавьте читателя от профессиональных терминов – ему сложно продираться сквозь дебри непонятных слов.

Публицистика – это не инфостиль. Здесь вы смело можете использовать метафоры, сравнения и иносказания. Но это еще и не художественная литература. Поэтому обязательно вычитайте текст и удалите из него все, что не несет смысловой и эмоциональной нагрузки.

Заключение публицистической статьи

Не стоит обрывать текст на полуслове и оставлять у читателя чувство незавершенности процесса. Обязательно пишите заключительную часть. Тем более, что у вас есть два беспроигрышных варианта:

  • Закрытая концовка с отражением своих выводов или кратким повторением сути изложенного.
  • Открытый вариант оставляет читателю свободу выбора – он может додумать, сделать собственные выводы. Для этого нужно в конце статьи задать вопрос, подтолкнуть к выражению своего мнения или предложить обсудить эту тему.

Примеры хороших публицистических статей вы всегда можете встретить в глянцевых журналах, авторитетных изданиях, таких как «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и многие другие. Обязательно загляните и в онлайн-журнал Forbes. Его авторы легко и непринужденно рассуждают на самые сложные темы. Возможно, это вдохновит и вас!

Правила и тонкости написания публицистических статей с примерами

Студенты всех специальностей и курсов в процессе обучения сталкиваются с необходимостью выполнения различных письменных проектов аналитического, исследовательского плана. Но некоторым из них ввиду своей «профессиональной принадлежности» приходится выполнять не просто научные работы, а непривычные для них тексты в публицистическом стиле. Сегодня мы расскажем об одном из них – публицистическая статья.

Сущность и роль публицистических статей в жизни студента

Во время обучения в вузе студентов привлекают к научно-исследовательской деятельности. Данная мера проявляется в выполнении курсовых и научно-исследовательских работ, написании научных статей и участии в научных конференциях, написании и защите отчета по практике или дипломной работы и пр. Но у учащихся в рамках лингвистических или филологических профилей возникают дополнительные мероприятия по работе с текстами – подготовка публицистических статей.

Публицистическая статья представляет собой небольшой текст, чаще всего свойственный СМИ. Он носит информационный характер и освещает актуальные темы и тенденции в рамках конкретной отрасли, проблематики, науки и пр.

Характер и направление публицистической статьи

Характер и направление публицистической статьи

Данные материалы выполняют немаловажную функцию:

  • Описывают реальные и актуальные проблемы с акцентом оказываемое ими воздействие на объект;
  • Констатация проблемы и обращение на нее внимания, призыв к действиям, то есть мотивируют к развитию прогресса и разработке нового способа, решения;
  • Способствует разъяснению сложных моментов на простом и понятном языке без «заумных терминов».

Таким образом, публицистические статьи позволяют донести до общества существующие проблемы на простом и понятном для них языке, обращая внимание на суть явления, подчеркивая отношение автора к тематике с помощью лексических особенностей (эмоции, терминология, сленг и современные выражения и пр.). Об особенностях публицистического стиля мы писали ранее.

Публицистические статьи заставляют людей задуматься относительно происходящих тенденций и проблем, пробуждают интерес к ним и провоцируют выработку инновационных подходов к их решению. Притом подобные материалы посвящаются сугубо значимым и актуальным темам.

В каких случаях студенты выполняют публицистические статьи?

В ходе учебной деятельности доминирующая часть студентов сталкивается с необходимостью выполнения научных статей, которые после их подготовки и проверки направляются для публикации в научный журнал или освещается в рамках научной конференции. Подготовкой публицистических текстов занимаются чаще всего студенты, осваивающие лингвистический профиль – журналистика, реклама и связи с общественностью, издательское дело, редакторское дело и пр. Также данные тексты свойственны политическим и управленческим профилям – политология, международные отношения, маркетинг и пр.

Поэтому чаще всего написанием публицистических статей занимаются студенты, так или иначе связанные с «пером», созданием текстов для СМИ, информационных интернет-каналов, а также по профилям, связанным с продвижением товаров/услуг и пр. Посредством публицистического стиля происходит «невидимое воздействие» на общество, социум, управление его эмоциями, настроением, действиями и пр. Поэтому для написания подобных работ требуются специфические знания и мастерство.

Некоторые студенты (преимущественно лингвистического жанра) начинают самостоятельно заниматься написанием публицистических материалов. Тематика подобных очерков совпадает с их интересами, а материалы нередко продаются на всевозможных биржах фриланса, приносят новому автору репутацию в определенных кругах (копирайтера) и приятный денежный бонус в виде дополнительного дохода.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Характерные черты публицистических статей

Публицистические статьи — это не просто небольшой информативный текст, а самый настоящий оригинальный жанр. В его основе лежат следующие особенности:

  • Отсутствие или минимальное количество сложных узкоспециализированных терминов, научных фраз и оборотов. Текст строится по принципам ясности и простоты, описывая все важные моменты, явления и тенденции в соответствующей форме путем тщательной переработки первоисточников;
  • Материалы публицистического жанра носят информативный характер, то есть они подчеркивают и описывают существующую проблему, акцентируя внимание на силе ее воздействия на объект. Здесь не приходится что-либо доказывать. Публицистические статьи обращают внимание на ранее выявленную проблему, отмечая ее важность, актуальность и особенности;
  • Публицистические статьи – это текст-рассуждение с конкретной позицией автора, которая будет прослеживаться в выводах и призывах. Притом без четкой аргументации в этом деле не обойтись, ведь «голословство» не приветствуется ни в одной отрасли;
  • Материалы посвящаются конкретной сфере деятельности или отрасли с углубленным изучением темы, проблемы. Автор должен тщательно разобраться в сути вопроса, тенденциях, ранее предпринимавшихся действиях. То есть в основе публицистической статьи будет лежать исследовательский материал, а выводы автора представлены в виде его субъективного мнения, аргументированного призыва к действиям для решения проблемы, то есть мотивация для поиска решения;

Принципы написания публицистической статьи

Принципы написания публицистической статьи
  • Основополагающими принципами подготовки публицистических материалов являются краткость и обоснованность. Первая черта проявляется в объеме материалов, а вторая – обязательным отражением конкретных фактов, подчеркивающих значимость проблемы, правоту автора и актуальность темы;
  • Сочетание логики и простоты. Публицистические статьи освещают проблему со всех доступных для автора ракурсов, полагаясь на конкретную базу данных. Притом проверять качество информации следует в первую очередь. Описание сути проблемы должно быть поэтапным (от ее постановки, раскрытия до финала – призыва к решению), простым и понятным для любого читателя. Публицистика – жанр, связывающий науку и разговорную речь, позволяющий трансформировать сложные тесты в простой и понятный вид. Притом без использования принципа научной аргументации при подготовке материалов не обойтись.
  • Массовость. Публицистические статьи ориентированы не на нужды и интересы конкретного индивида, а на привлечение сугубо общественного внимания на конкретную тему/проблему.

Таким образом, создание публицистических статей базируется на четкой доказательной базе (конкретных фактов, полученных аналитическим, экспериментальным, научным или иным путем), эмоциональной передаче и живости речи, смысловой доступности и образности (с использованием приемов художественной литературы). То есть данный жанр стоит на стыке научного, разговорного и художественного стилей, помогает разобраться в ситуации и замотивировать к поиску инновационного решения.

Этапы подготовки публицистических статей

Выполнение публицистических статей у каждого автора (независимо от уровня его мастерства, опыта) проходит традиционные стадии: познание, рассуждение-исследование, обоснование и заключение. В рамках каждого этапа исследователь реализует определенный набор действий, о котором мы расскажем ниже.

Шаг №1. Выбор темы. В данном случае студент будет руководствоваться узостью осваиваемой профессии и собственными интересами. Первый критерий предполагает, что учащийся постигает «журналистские или управленческие азы» с акцентом на конкретную отрасль и ее специфику, поэтому общее направление уже задано. Второе – выбор конкретной актуальной и значимой проблемы для обзора.

Упростить поиск и выбор темы для написания публицистической статьи поможет анализ СМИ и современных тенденций, глобальных вопросов в рамках отрасли, практики, теории и пр. Для этого достаточно проанализировать новостную ленту, специализированные журналы и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Шаг №2. Подбор информационной и доказательной базы. В данном случае студенту предстоит внимательно ознакомиться со всеми доступными для него первоисточниками: новости, СМИ, радио, научная литература, исследования и пр. Важно выбрать достоверные и обоснованные материалы, на которых можно обосновывать собственную позицию, мнению, призыв и пр. При этом все описываемые явления должны быть точными, реальными.

Шаг №3. Определение основных моментов публицистической статьи: что писать (констатация ключевых тезисов), какие аргументы использовать (обоснование авторской позиции), выводы (к чему призывать, на чем обострить внимание и пр.). Здесь автору предстоит спроектировать ход исследования. В данном деле важно глубокое понимание выбранной темы, наличие четкой и проверенной информационной базы, умение корректно выразить собственные мысли.

Обратите внимание, что публицистическая статья также будет иметь четкую (классическую) структуру: наименование (краткое, простое и емкое с акцентом на проблематику) — введение – с конкретизацией актуальности и значимости темы, основная часть – с описанием всех особенностей, тенденций, нюансов, сути, заключением – с отражением рекомендаций, частного мнения, побуждения к действиям и необходимости новшеств и пр.

Схема выполнения публицистической статьи

Схема выполнения публицистической статьи

Шаг №4. Написание публицистической статьи. После тщательного изучения темы и «проникновения в суть, корень» необходимо незамедлительно взять ручку, лист бумаги и описать самое важное: текущие тенденции, констатировав проблему, а затем описав личную позицию, обосновав ее и призвав к действиям (поиску нового решения с акцентом на выявленные проблемы, недостатки действующих механизмов, инструментов). В этом и проявляется изюминка: автор через собственное мнение не только информирует общество относительно текущего положения дел в рамках науки/отрасли, но и подчеркивает недостатки и проблемы, призывая к поиску их решения, мотивируя тем самым к развитию научного и технического прогресса.

В процессе подготовки публицистического текста важно выделить проблему, обосновать и описать ее, призвать к решению. Притом предлагать конкретные действия, мероприятия, инновации автор не обязан.

Шаг №5. Вычитка, корректура и редактура, оформление. Миссия данного этапа состоит в подготовке грамотного, понятного текста с учетом его стилистических особенностей, действующих правил русского языка и возможностей автора. Притом написание публицистических статей будет происходить с учетом общих постулатов (стилистик, орфография, пунктуация, плагиат и пр.), а также с учетом индивидуальных параметров, выдвигаемых каждым конкретным издательством (где планируется разместить текст) – оформление, объем и пр.

В целом, схема выполнения публицистических текстов идентична подготовке научного исследования. Автору предстоит тщательно разобраться в рамках намеченной темы, спроектировать и спланировать ход мыслей, подобрать информационную и доказательную базу, а затем подчеркнув собственное мнение и позицию в рамках изучаемого вопроса эмоционально отметить необходимость перемен.

Таким образом, публицистические статьи помогают осветить насущные темы и проблемы, обратив внимание общества на основные моменты и нюансы, замотивировав их к правильным и необходимым действиям.

Пример публицистической статьи и ее анализ

Конечно, размер публицистической статьи может быть разным6 от пары страниц до десятка. Поэтому мы выделим особенности данного стиля на примере небольшого отрывка из публицистической статьи.

Образец публицистического материала (фрагмент статьи)

Образец публицистического материала (фрагмент статьи)

Итак, давайте проанализируем особенности данного отрывка и подчеркнем черты, присущие именно публицистическому стилю.

Признак Пример (выдержка из статьи) Анализ, особенности публицистической статьи
Лексические особенности Сдавать экзамен без зачетки в кармане  

Отсутствие сложных научных терминов и доминирование простых слов, слов общего значения, наиболее распространенные формулировки, понятные каждому

Зачетка  

Использование жаргонных фраз, молодежного сленга, не присущего научному стилю

Давать урок, входит в Интернет  

Использование речевых клише, разговорного жанра и его элементов без жестких ограничений

Дышать полной грудью, грызть гранит науки  

Включение в текст художественных приемов, пословиц, народной мудрости, фразеологизмов (практически не свойственно научному стилю, но чаще применяется в художественной литературе и разговорной речи)

Морфологические особенности  

В тексте статьи изучается вопрос о роли аудиторной работы и возможностях дистанционного образования – вполне актуальный вопрос, подчеркивающий возможности получения образования, наличие выбора и пр.

Совмещение нескольких стилей в одном тексте, что недопустимо в научном контакте при выполнении НИР и иных исследовательских материалов
Перерыва на обед, процесс получения и пр.  

Применение «отвлеченных форм» существительных для простоты текста и подчеркивания общей ситуации

Так не думает, садится, уже спит  

Применение глаголов в 3 лице единственного числа, то есть конкретизация действия главного героя с элементами индукции/дедукции, выделением частного мнения

Синтаксические особенности текста Садится за клавиатуру компьютера, входит в интернет и пр.  

Повествовательная манера

Начинает грызть гранит науки в том месте, где ему указал профессор  

Побудительный жест с акцентом на саморазвитие главного героя, призыв к самообразованию, самомотивации

Сдавать экзамен без зачетки в кармане?  

Использование неполных предложений, при этом с понятным контекстом и смыслом. В научном стиле доминируют полные фразы и предложения, более точные и конкретные.

Таким образом, в публицистическом тексте будут практически отсутствовать ил и крайне редко использоваться профессионализмы, сложные обороты. Ему присуща простота и ясность изложения, обоснованность (в нашей статье явно отражается, что в образовании играет роль не условия – наличие аудитории, помещения, преподавателя и пр., а мотивация и желание развиваться), совмещение нескольких стилей.

Рекомендации для студентов по подготовке публицистических статей

Во-первых, сразу же отметим, что выполнение публицистических статей может быть предусмотрено в рамках учебного плана или же происходить сугубо по инициативе учащегося (цели различны: самосовершенствование, трудоустройство в издательство, продажа статей на биржах и пр.). При этом для подготовки качественного контента и материала автору необходимо разобраться с особенностями соответствующего жанра – публицистического стиля. Поэтому сперва изучаем правила, особенности данного способа изложения информации.

Во-вторых, публицистические статьи уместны сугубо в информационной среде. К студенческим работам, научной деятельности в целом они не имеют прямого отношения. С их помощью исследователь может разобраться в сложных моментах, нюансах, так как они будут освещены на более простом языке, доступном для простого обывателя и читателя.

В-третьих, выполняя публицистическую статью, необходимо опираться сугубо на проверенную информационную базу. То есть проверку ресурсов на критерии качества никто не отменяет. В основу публицистической работы кладут только достоверные, актуальные и надежные сведения, подчеркивающие проблему, причинно-следственные связи, следствия и пр.

В-четвертых, обязательно проверяйте материалы на плагиат. В публицистических статьях редко отмечают первоисточники в виде ссылок и сносок, поэтому требуется тщательная переработка информационной базы. Отражение авторства или особенностей первоисточника делается непосредственно в тексте с помощью приемов косвенной речи. При этом оригинальность такого материала может быть ниже, чем у научного текста. Притом повысить уникальность публицистического текста проще, ведь можно перефразировать в более простые схемы, использовать специфичные для темы приемы, положившись на собственный лексикон и ораторский опыт: порой достаточно пересказать на «простом человеческом языке» суть текста, минимизировав сложные категории, научные каноны и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В-пятых, обязательно проверяйте текст на ошибки. Притом данная проверка может быть упрощена с помощью специальных сервисов (например, Орфограммка или сайтов по проверке текста на уникальность). Несмотря на смешанность жанров и стилей, корректность и грамотность никто не отменял. Тексты с ошибками не принимаются ни одной редакцией к публикации. Не лишним будет самоанализ рукописи.

В-шестых, обратите внимание на семантическое ядро публицистической статьи, а также наличие высокочастотных слов и запросов по теме, показатели читабельности и заспамленности. Данный ход повысить процент востребованности материалов, их читаемость и информативность, востребованность и цитируемость. Особое внимание уделите заголовку: он должен быть «цепляемым», привлекающим внимание, конкретным (подчеркивающим проблему) и интригующим одновременно.

В-седьмых, подготовка публицистической статьи чаще всего происходит в целях публикации или перепродажи. Поэтому немаловажно учитывать при ее создании требования «заказчика». Они могут затрагивать структуру, содержание, объем, доказательную базу, «ключи» и пр.

Студентам и начинающим авторам следует с предельной внимательностью и тщательностью подходить к написанию публицистической статьи. С ее помощью можно управлять социумом и основными процессами в отрасли, науке. Несмотря на свободу слова, о требованиях деликатности, корректности, достоверности и обоснованности забывать не стоит. Поэтому все заявленные мнения, гипотезы, предложения следует подчеркивать, полагаясь н принципы научной аргументации и результатах экспериментов.

Публицистические статьи – это уникальная возможность самореализоваться в информационной среде без страха экспериментировать со словами. Главное – делать это просто, искусно и обоснованно с учетом правил авторской этики.

Как написать публицистический текст

Публицистический стиль сочетает в себе отражение мыслей и чувств одновременно. Актуальность тем, которые раскрываются в таком произведении, требуют логического размышления. Кроме того, через эмоциональную окраску текста автор выражает свою позицию.

Как написать публицистический текст

Инструкция

Перечитайте произведение, которое будете освещать. Если вы будете работать не с литературным трудом, а с событиями, произошедшими в реальной жизни, вам необходимо собрать больше информации на тему. Тщательно проверьте факты, которые будут фигурировать в вашем тексте, к которым вы будете обращаться во время повествования.

Определитесь со своей позицией. Вы должны четко сформулировать свое отношение к происходящему или к теме, которую поднимает автор литературного произведения. Данная линия должна прослеживаться во всем вашем труде, от начала до конца. Значительное отклонение нарушить целостность его рисунка.

Выберите форму обращения к вашим читателям. Она должна быть единой и соблюдаться в продолжении всего литературного труда. Возможно несколько вариантов, например, вы не обращаетесь напрямую к читателю, вы обращаетесь к читателю как к отдельной индивидуальной личности, вы обращаетесь к читателю не как к отдельной персоне, а как к народу или человеческому роду в целом. Изюминкой вашего произведения может стать необычная форма общения с читателем. Тщательно продумайте ее.

Подумайте, в каком стиле будет написан ваш труд публицистического жанра. Будут ли использованы такие средства, как ирония, сарказм, решать только вам. Можно придать всему произведению строгий стиль, показав всю серьезность проблемы. Кроме того, вы можете обсуждать проблему в более легкой форме. Возможна смена настроения, это придаст дополнительную динамику публицистическому произведению. Так, вы будете то усиливать напряжение, то ослаблять его.

Используйте лексику и грамматику, характерную для произведений публицистического жанра. Например, таким литературным трудам свойственна широта и масштабность. Также им присуща эмоциональность и выразительность.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Создание текста публицистического стиля: этапы обучения

Автор: Пискунова Галина Валерьевна

Организация: МБОУ Гимназия № 34

Населенный пункт: г. Ульяновск

Способность составить грамотное речевое высказывание, как письменное, так и устное, является важнейшим коммуникативным умением и формируется эта способность, прежде всего, на уроках развития речи. А присутствие во всех типах ГИА задания, предполагающего сформированность у выпускников умения составлять связный текст, делает уроки обучения написанию сочинений особенно значимыми.

На уроках развития речи в 7 классе по программе М.Г.Разумовской предусматривается знакомство с особенностями публицистического стиля и создание собственных текстов этой стилевой принадлежности. ….

На уроке знакомства с публицистическим стилем формируется

умение видеть особенности этого стиля речи и умение отличать публицистику от текстов иной стилевой принадлежности. Особое внимание следует уделить анализу образца публицистического стиля, которыми, несомненно, можно считать тексты Д.С.Лихачева. Обучение созданию публицистического текста невозможно без теоретических знаний о языковых средствах, характерных для этого стиля речи. Овладеть ими и увидеть на примере, какие особенности речи использовал автор, помогут справочные материалы, предложенные учителем:

Экспрессивные выраженияэмоционально окрашенные слова и словосочетания, которые помогают передать отношение говорящего или пишущего к предмету речи.

(С отчаянием смотрим мы, как уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнет природа.)

Инверсия – стилистический прием, перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок построения выражения. (Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.)

Параллельный способ связи предложений в тексте — соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Расчленение предложений (парцелляция) стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы. (Он тоже пошел в магазин. Следом. Купить молока)

В ходе занятия важно формировать у учащихся осознание того, что умение строить высказывание в публицистическом стиле необходимо при общении с окружающими. Помогут активизировать личностное восприятие темы вопросы, направленные на субъектный опыт ученика. На этапе мотивации и целеполагания учащимся предлагается поразмышлять над ключевым в формулировке темы словом («Публицистический стиль речи»), задать вопросы к теме, поиск ответов на которые и являются целями занятия: «Что такое публицистический стиль, как его отличить, каковы его характерные признаки, как овладеть публицистическим стилем речи, где его можно использовать, как создать текст публицистического стиля?» Потом ученики пытаются найти ответ на один из поставленных ими вопросов: «Каким требованиям должен отвечать текст, предназначенный воздействовать на публику?» Все предположения записываются на доске. Дети указывают следующие: информативность, воздействие на слушателя (должно быть интересно читать), убедительность, актуальность, эмоциональность). Этот список в ходе анализа текста пополняется.

В основе урока – работа с текстом Д.С.Лихачева «О хороших манерах»:

О хороших манерах
Есть много книг о « хороших манерах ». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки, чтобы не мешать соседу. быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них — бережное отношение к людям, к природе.-

Начало разговора о тексте и его особенностях строится традиционно: следует небольшой рассказ об авторе, определяется тема и идея. Здесь уместно предложить задуматься, насколько сложно было выявить авторскую позицию (идею) и потом вместе прийти к выводу о характерной особенности публицистики: открыто выраженная авторская позиция.

Ученики отмечают наличие аргументов, с помощью которых Лихачев убеждает нас в верности своей точки зрения, обращают внимание на самые убедительные строки. По учебнику и справочным материалам они определяют языковые средства, которые использует автор в предложениях, показавшихся ребятам самыми выразительными, Учитель рассказывает о «Письмах о добром и прекрасном», об их тематике, предлагает записать предложение, где перечислены некоторые статьи Дмитрия Сергеевича: В книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» заглавия публицистических статей открыто говорят об их содержании: «В чем смысл жизни», «Что объединяет людей», «О воспитанности», «Искусство ошибаться», «Любите читать!», «Учитесь учиться», «О памяти», «О русской природе. Некоторым из учащихся это предложение поможет определиться с выбором темы сочинения.

Учитель обращается в классу с вопросом: «Д.С.Лихачеву, пережившему блокаду, посвятившему всю жизнь русской культуре, конечно, было что сказать потомкам. А вам нужно уметь выражать свою позицию, обладать навыками владения публицистическим стилем? Почему? (Уметь высказать свою точку зрения, уметь убедить слушателей в ее правильности важно в любом возрасте).

Детям предлагается подумать, с чем им хотелось бы обратиться к публике, к ребятам из параллели, например, какие темы их волнуют (Темы, прелагаемые семиклассниками, могут быть разнообразными: связанными с экологией, защитой животных, трудностями в общении со сверстниками, с конфликтными ситуациями с родителями и учителями, о судьбе России в современном мире, о патриотизме)

Переход к следующему этапу учащимися определен еще в начале урока, на этапе целеполагания: после анализа текста нужно переходить к практике, созданию собственного варианта. Учитель предлагает определить собственную тему или использовать заголовки из «Писем». В этом случае ученикам предоставляется возможность сравнить свое видение темы со статьями академика.

Учитель предлагает составить опорные материалы для будущего сочинения-рассуждения (ребята могут объединиться в группы, если совпадают темы, или работать индивидуально). Дети пишут свои варианты на отдельных листах, которые потом прикрепляются к доске и в течение дня у одноклассников есть возможность их прочитать и определить, чьи материалы показались наиболее значительными, актуальными и аргументированными: проводится своеобразный конкурс на самого убедительного автора. Перед началом работы нужно еще раз определиться вместе с ребятами, что обязательно должны содержать их записи. Сообща ученики приходят к выводу: так как по типу речи будущее сочинение будет представлять собой рассуждение, в рабочие материалы нужно включить авторскую позицию (тезис), аргументы, рабочее название.

На этапе рефлексии ребята анализируют, какие цели из определенных самими семиклассниками в начале урока были достигнуты, приходят к выводу о необходимости создания полного текста, черновика сочинения.

На втором уроке, который целесообразнее проводить не раньше следующего дня, работа посвящена рецензированию полученных черновых вариантов. Начать нужно с выявления проблем, с которыми столкнулись ученики в ходе работы над сочинением: относительно легко определились с темой, но потом долго думали, о чем писать, не хватило знаний, просто эмоциональные фразы вряд ли смогут заинтересовать читателя, нужен информативный материал, поэтому пришлось почитать статьи по этой теме, ознакомиться с фактами, которые могут быть использованы в сочинении, поговорить со старшими, с друзьями. Учащиеся могут прийти к выводу о необходимости подробного изучения материалов по выбранной теме, на основе которых можно составить аргументированное собственное мнение. Такая подробная работа с черновым вариантом сочинения позволит семиклассникам прийти к выводу о серьезной подготовке к написанию публицистического текста, который должен убедить читателей в актуальности выбранной темы и верности авторской позиции.

Работа с черновым вариантом сочинений начинается с проговаривания необходимых требований к тексту публицистического стиля и его речевых особенностей (о них говорилось на предыдущем уроке). Ученикам было предложено упражнение по типу «путаницы»: в одном столбике были написаны примеры средств речевой выразительности, характерных для публицистического стиля, в другом – их названия. Нужно было установить соответствия. После работы делается акцент на том, для чего это может пригодиться (для использования в собственных текстах).

Обсуждение черновиков сочинений предполагает зачитывание работ тех учащихся, которые изъявляют желание быть услышанными. Если работа с черновиками ведется в системе, желающие всегда находятся: еще с 5 класса формируется убежденность в том, что одноклассники помогут советом, вопросом, замечанием, что прочтенное вслух сочинение и самому автору видится по-другому. Вместе с учащимися формируем критерии обсуждения сочинения:

  • Присутствует ли ярко выраженная позиция автора по обозначенной проблеме?
  • Насколько убедителен автор в подборе аргументов?
  • Можно ли считать текст достаточно эмоциональным?
  • Использование каких речевых средств показалось наиболее оправданным, уместным?
  • Что в сочинении показалось особенно удачным, что поможет в работе над собственным текстом?
  • Что хотелось бы посоветовать автору?

В классе происходит живое обсуждение: ребята понимают, что нужно увидеть в сочинении, учатся видеть достижения друг друга, критически относиться к собственным работам. Можно организовать работу над сочинением в группах. Группа выбирает вариант, показавшийся самым удачным, потом эти работы по принципу «вертушки» проходят через другие группы, каждая отмечает достоинства, вносит свои коррективы, дает советы. Группа, являющаяся «автором», может не согласиться с замечаниями, но должна аргументировать свое несогласие

На уроке, посвященном редактированию сочинения, ученики, конечно, вправе рассчитывать на помощь учителя. Поэтому постоянно звучат вопросы, обращенные к классу: «Какие вопросы возникают? Чем нужно помочь? Что осталось неясным?» Кроме того, на подобных уроках учитель должен быть готов прокомментировать любые вопросы по орфографии и пунктуации, независимо от того, изучены правила или нет. На этом уроке важнее сосредоточиться на самом тексте, а слова и предложения, которые вызвали затруднения, лучше попросить записать тем, кому они показались сложными, и поработать с ними индивидуально, в режиме консультаций.

В заключительной части урока, на этапе рефлексии звучит вопрос: Что вам особенно помогло в работе над сочинением? Кого из одноклассников хотелось бы поблагодарить за «подаренную» идею, мысль, совет?

Подобная работа над сочинениями позволяет сформировать не только способность к использованию речевых средств в соответствии с целью высказывания и редактированию текстов, но и осознанную необходимость овладения публицистическим стилем речи, чтобы быть понятым и услышанным. В перспективе это может облегчить им работу над написаниями сочинений в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Список использованной литературы:

  1. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. / сост., общ. ред. Г.А.Дубровской. – М.: Детская литература, 1985.
  2. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А., Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985.

Русский язык, 7 кл.:учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2018.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,6 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 500,5 КБ

Опубликовано: 06.12.2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму чисел строки в матрице
  • Как найти местоположение по номеру программы
  • Как составить номер ту 2021 год
  • Порядковый номер 42 не найден в библиотеке dll c windows system32 xlive dll как исправить
  • Как найти наложение участков