Как составить текст с цепной связью

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Способы связи предложений в тексте

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:

  • тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
  • тексты с параллельной связью;
  • тексты с присоединительной связью.

При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.

Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.

При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.

Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.

Присоединительная связь предложений в тексте  — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.

Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.

Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

6 класс

Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 479,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 660,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 732,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 328,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 388,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 390,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 391,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 39,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник




  • 0




составить 2 текста (по 4 предложения) 1.текст-цепная связь, 2.-параллельная связь. Средства связи-синонимы, местоимения, однокоренные слова

Параллельная связь отражает перечисление, противопоставление или сопоставление. Каждое новое предложение не продолжает предыдущее, как при последовательной (цепной) связи, а раскрывает, детализирует одно общее – первое – предложение. Предложения не сцепляются, а сопоставляются. Как правило, в них одинаковый порядок слов, похожи и члены предложения и т.д.

Цепная связь предложений отражает последовательное развитие мысли. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи). Предложения при цепной связи связаны – спаяны! – между собой так: второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.

  • Комментариев (0)



  • 0


1. Цепная

Около моей лавочки расхаживала ворона. Она принялась прятать один из редких оставшихся рыжих листьев в снегу. Птица так увлеклась, что зарылась клювом в белый холмик. Она вопросительно повернула голову, усыпанную снегом, ко мне, и я не смог сдержать улыбку.

2. Параллельная

Она шла по улице, и вокруг неё — проливной дождь. Небо было дымчато-серым. Насыщенно-зелёные деревья, казалось, вот-вот обрушатся на прохожую. Оранжевый свет окон близлежащих домов давал лишь иллюзию тепла и сочетался с её ярким жёлтым зонтом.

  • Комментариев (0)



  • 0


1 текст: Маша пришла первая в школу. Ее одноклассники пришли позже. Потом, Маша подарила учительнице букет. Она улыбнулась и сказала «спасибо»
2 текст: Миша пришёл первый в садик. Друзья пришли позже. Миша принёс с собой игрушки. Друзья тоже принесли игрушки.
Надеюсь, правильно. Ничего не обещаю

  • Комментариев (0)

План урока:

Синтаксис: определение и общие характеристики

Виды связи предложений в тексте

Разница между цепной и параллельной связью

Синтаксис: определение и общие характеристики

Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.

1 sintaksis i punktuaciya

Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.

Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.

Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.

Словосочетание

Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).

Научное определение звучит следующим образом:

2 sintaksis i punktuaciya

В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.

Рассмотрим пример:

Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.

Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:

3 sintaksis i punktuaciya

Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.

Предложение

Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:

4 sintaksis i punktuaciya

Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.

Грамматические и синтаксические признаки предложений:

  • выражает законченную мысль;
  • грамматически оформлено, имеет четкую грамматическую основу;
  • всегда имеет интонацию в зависимости от цели высказывания.

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.

5 sintaksis i punktuaciya

Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:

  • Дует ветер. Предложение сообщает о реальном событии, которое происходит в момент речи. Для этого используется глагол дуть в форме изъявительного наклонения настоящего времени — дует.
  • Решайте задачу! Предложение выражает побуждение к действию. Для этого используется глагол в повелительном наклонении.

Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:

Зачем мне деньги, зачем богатство!

В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.

Текст

Самая объемная единица синтаксиса – текст.

Дадим ему определение:

6 sintaksis i punktuaciya

Рассмотрим несколько примеров:

  • Мама вернулась домой с работы. На улице было шумно: мчались автомобили, кричали прохожие. Хорошая погода способствовала пешей прогулке.

Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.

  • Мама вернулась с работы. Она сразу переоделась и начала готовить ужин – плов и овощной салат. Это были любимые блюда 10-летней Алины. На приготовление пищи ушло не более часа, и вскоре мама позвала семью за стол.

Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.

Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».

Виды связи предложений в тексте

Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.

Цепная связь

Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.

Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.

Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.

7 sintaksis i punktuaciya

Рассмотрим следующий текст:

Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.

Предлагаю определить виды связей предложений:

  • 1-ое предложение со 2-м – личные местоимения (меня – я);
  • 2-ое предложение с 3-им – лексические повторы (я – я).

Это самый простой пример цепной связи.

Еще один пример:

В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.

В этом тексте бросаются в глаза:

  • повторы (дом – в доме, комнаты — комнаты);
  • перечисления (три, две, третья);
  • каждое новое предложение дополняет последующее.

Параллельная связь

Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.

8 sintaksis i punktuaciya

Пример текста с параллельной связью:

Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.

Средства связи между предложениями:

  • во всем тексте используются глаголы прошедшего времени (проснулась, спал, вышла, стала ждать);
  • в 1-ом и 2-ом предложении используются слова одно тематической категории (проснулась – спал);
  • в первом предложении есть вводные слова (ни свет ни заря – фразеологизм).

Вывод: между предложениями параллельная связь.

Еще пример:

Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.

Средства связи между предложениями:

  • глаголы неопределенной формы (остановить, отдохнуть);
  • наличие места (справа от здания);
  • вводные слова (с одной стороны, с другой стороны).

Разница между цепной и параллельной связью

Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Средства связи предложений в тексте выражаются несколькими категориями.

Разновидности средств связи предложений в тексте

Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная. Рассмотрим подробнее.

Содержание

  1. Цепная связь предложений в тексте
  2. Параллельная связь предложений в тексте
  3. Как определить идею текста?

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее.

В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  1. Употребление местоимений.
  2. Употребление синонимов и повторов.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3‑го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Читайте также: Предложения с деепричастным оборотом в русском языке.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

  1. Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
  • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
  • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Как определить идею текста?

Поскольку смысловая связь между предложениями определяется идеей, то нужно уметь находить основную мысль.

Идея – это то, что хотел сказать автор по выбранной теме.

Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом – предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить.

И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

Так и с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы.

Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам — авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста.

Чтобы увидеть идею, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

  • а) ответить на типовые вопросы, двигаясь по абзацам;
  • б) при ответе опираться на речевые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию в тексте.

Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

Урок
развития речи в 5-м классе «Цепная и параллельная связь»

Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о
    цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащиеся применять
    полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: развивать
    монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности,
    умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать
    выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес
    к художественному слову, к урокам русского языка.

Форма: урок развития речи.

Методы и приемы: репродуктивный,
интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, парная,
индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная,
игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий

Средства: печатный материал,
учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер,
мультипроектор, экран, диск с презентацией (Приложение 1),
дидактический пакет (карточки №1,2, схемы 1,2), бандероль (сюрприз для
поощрения).

Ожидаемые результаты урока:

  • умение отбирать
    материал к ответу на вопрос;
  • умение находить
    «данное» и «новое» в предложениях текста;
  • умение определять
    способ связи предложений в тексте;
  • умение составлять
    небольшие тексты;
  • умение работать в
    группах и парах,
  • системность знаний;
  • обогащение словарного
    запаса;
  • создание комфортной
    обстановки для восприятия учебного материала.

Ход
урока

1. Оргмомент. «Вхождение в
урок».

Цель: подготовить учащихся
занятию; психологически настроить на совместную работу.

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные
знания.

— Здравствуйте, ребята!
Представляете, иду я сегодня на работу, а меня догоняет почтальон Печкин Игорь
Иванович на снегоходе и говорит: «Вы, Наталья Павловна, случайно не в 5 «А»
класс идете? Передайте им, пожалуйста, вот эту бандероль, а то я очень спешу.
Только вы ее сразу не отдавайте. Пусть они вам сначала урок расскажут. Так
интереснее будет». Пока я рассматривала адрес, Печкин уехал. Видите, написано 5
«А» класс, школа №2. Перепутал! Но я дала обещание почтальону, придется
проводить урок. Договорились?

— Какую тему вы изучали на прошлом
уроке?

— Ребята, а что вы знаете о тексте?

— А вы можете назвать основные
средства грамматической связи предложений в тексте?

— А я сейчас проверю, так ли это.
Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух
содержимое слайда, карточки).

1. Мини-исследование
текста.
(Приложение 1.
Слайд № 2).

Цель: учить находить нарушение
логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно.
У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад
нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я
вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая.
Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то
хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была
сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня
есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже
видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или
пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там
глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке
облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете.
Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне
теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все
продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не
переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали
мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя
Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и
объяснение ошибок.

— Вы узнали, откуда этот отрывок?
Молодцы!

— Чем необычно это письмо? Кто его
написал?

— А можно это письмо назвать
текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

— Это не текст. Нарушена смысловая
связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

— А каким должен быть текст?

— А что нужно сделать нашим героям,
чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

— А сколько текстов можно выделить
из этого письма? (3 — Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым
заданием.

(Приложение 1.
Слайд 3).

Цель: повторить признаки текста,
учиться находить неверное утверждение.

— Шарик утверждает, что…

  • Текст – это
    высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная
    мысль.
  • К тексту можно
    подобрать заголовок.
  • Текст может быть
    большим и маленьким.
  • В тексте все
    предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть
    нарушен порядок предложений.

— Согласны ли вы с мнением Шарика?
Докажите.

Ученики высказываются.

— Какой можно сделать вывод? Какой
вывод сделал Шарик? (Приложение 1.
Слайд 4)

Вывод: «Текст – это группа
предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока
и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

— Ребята, а вы знаете, как
связываются предложения в тексте?

— Как вы думаете, что нового мы
сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)

— Как связываются предложения в
тексте.

— Значит, как мы обозначим
сегодняшнюю тему урока? Правильно!

— Запишите в тетради число, тему
урока «Как связываются предложения в тексте».

— Чему мы должны научиться сегодня
на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Приложение 1.
Слайд № 5)

4. Изучение нового
материала.

1. Работа с учебником.

Цель: подготовка к восприятию
нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с
теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.

— Давайте поможем нашим друзьям в
изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с
учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.

2. Работа в парах.

— А теперь прочитайте задание и
проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте
на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается
ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст
запишите в тетради.

3. Взаимопроверка.

— А сейчас поменяйтесь тетрадями и
проверьте друг у друга работу.

4. Проверка.

Вопросы:

— Как вы думаете, что помогает
связать данные предложения в тексте?

Учащиеся отвечают:

— Связать предложения в тексте
могут повторяющиеся слова.

5. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения
текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и
других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать,
анализировать, сопоставлять.

— Сегодня вы должны усвоить
главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В
зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и
параллельную связь предложений. (Приложение 1.
Слайд 6)

— Рассмотрите внимательно схему 1.
(Приложение 1.
Слайд 7). Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки
с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как
они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день
рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с
белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что
они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был
ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках
светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли
румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

— Зачитайте свой текст. Какой вывод
сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?

Вывод: предложения текста
связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений,
синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они,
начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Работа с текстом. (Приложение 1.
Слайд 8)

Цель: научить ребят находить в
тексте «данное» и «новое».

— Теперь обратите внимание на текст
слайда и найдите «данное», которое содержит имеющуюся информацию и «новое»,
которое содержит новую информацию.

Разговор двух, реже нескольких лиц
называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой
называются слова, обращенные к собеседнику.

— А кто такие собеседники? Являются
ли ими наши герои?

— Вы убедились, что Шарик и
Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?

— А теперь попробуйте найти
«данное» и «новое» в своих составленных текстах.

7. Работа со схемой №2. (Приложение 1.
Слайд 9)

Цель: показать различие в схемах
между цепной и параллельной связью.

— Ребята, а чем интересна схема 2?
Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от
параллельной?

Ребята высказываются, делают вывод.

Вывод: в тексте с цепной
(последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при
помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в
тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с
ним связаны по смыслу и грамматически.

5. Физкультминутка. (Приложение 1.
Слайд 10).

Цель: помочь учащимся снять
напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. (Ребята изображают
цепную связь и параллельную связь в пространстве).

— В Простоквашино, ребята, мы
сейчас оправимся,
Потому что настроением оно добрым славится.
Встаньте, связь изобразите ту, что очень нравится.
Без сомнения, друзья, вы с заданием справитесь!

6. Закрепление изученного
материала.

1. Игра «Редактор». (Карточка № 2)

Цель: закрепить понятие цепной и
параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание
безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне
слова познакомиться со словом «редактор». (Соревновательный момент)

— А теперь пришло время показать на
практике, что вы готовы справиться с любым текстом. Представьте себе, что вы —
редакторы. Знаете, кто это? (Учащиеся высказываются).

— Редактор – это специальность,
лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати.
Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья
группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать
бандероль в конце урока.

Ребята составляют и записывают
текст в тетради.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым
тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке
копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?)
целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил,
прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и
глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько
шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

2. Проверка.

— Давайте проверим, как вы
справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы
встретились? Как вы это определили?

Учащиеся высказываются.

7. Домашнее задание. (Приложение 1.
Слайд 11).

— Ребята, а вы знаете, кто написал
книгу «Дядя Федор, кот и пес»? Вы ее читали? Я и почтальон Печкин предлагаем
вам домашнее задание на выбор:

  1. Написать небольшое
    сообщение об Э.Успенском или о его замечательных героях, используя цепную
    или параллельную связи предложений.
  2. А тот, кто
    затрудняется, может выполнить упражнение 62, § 9. (Из данных предложений
    составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова).

8. Подведение итогов.
Рефлексия.
(Приложение 1.
Слайды 12, 13).

Цель: подвести итоги данного
урока, прорефлексировать знания учащихся.

— Ребята, что вам сегодня в новой
теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

— Как связываются предложения в
тексте?

— В чем особенность цепной связи?

— А какой урок извлекли наши герои?

Учащиеся высказываются.

— Мне было приятно сегодня работать
с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения
современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные
оценки.

9. Итог урока. Р.S.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно найдите площадь трапеции
  • Как найти программу жди меня чтобы человека
  • Как найти бессарабия на карте
  • Опущено одно плечо как исправить
  • Как найти вертикальные углы в параллельных прямых