Как составить текст стилистические нормы русского литературного языка

  • Книги
  • Языкознание
  • Н. Н. Соловьева

  • 📚 Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка читать книгу

Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка

PDF

Читайте только на ЛитРес!

Как читать книгу после покупки

  • Чтение только в Литрес «Читай!»

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 80 
Ваш доход с одной покупки друга:

Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться

  • Объем: 160 стр.
  • Жанр: другие справочники, языкознаниеРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Описание книги

Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки.

Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела.

Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
0+
Дата выхода на ЛитРес:
22 сентября 2010
Дата написания:
2009
Объем:
160 стр.
ISBN:
978-5-94666-498-1
Общий размер:
0 MB
Общее кол-во страниц:
160
Размер страницы:
115 x 180 мм
Правообладатель:
Мир и Образование

«Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка» — читать онлайн бесплатно фрагмент книги. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Книга входит в серию
«Говорим и пишем грамотно»

Оставьте отзыв

Другие книги автора

Поделиться отзывом на книгу

Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка

Н. Н. Соловьева

Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языкаPDF

Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарьсправочник дает представление о видах речевой деятельно
сти, основных функциональных стилях и разновидностях литературного
языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний,
типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. 
В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному
выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии
по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена
тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также
будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствова
нию собственной культуры устной и письменной речи и работает над сво
им уровнем функциональной грамотности.

Как составить текст, Стилистические нормы русского литературного языка, Соловьёва Н.Н., 2009.

    Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.

Как составить текст, Стилистические нормы русского литературного языка, Соловьёва Н.Н., 2009

Схемы построения повествования.
Повествование биографического типа (научный, публицистический стили):
• краткая характеристика эпохи, перечисление основных исторических событий, определение личности в ряду прогрессивных деятелей того времени;
• необходимые оценки, пояснения, комментарии, связанные с деятельностью героя повествования;
• эпизоды из жизни героя повествования;
• обобщение.

Повествование-рассказ (язык художественной литературы, разговорная речь):
• фон, история события, характеристика героев повествования и места, где разворачиваются действия;
• сюжет — само действие, развитие событий;
• заключение.

Повествование-информирование (публицистический, научный стили):
• определение темы, вопроса, проблемы;
• изложение сути темы, вопроса, проблемы;
• приведение фактического материала;
• резюмирование.

Повествование-отчёт (официально-деловой стиль, научный стиль):
• указание периода, которого касается отчёт;
• перечисление мероприятий, дел, запланированных и выполненных; указание на главные из них;
• объяснение причин невыполнения тех или иных мероприятий;
• перечисление и характеристика дополнительно проведённых дел, мероприятий и указание на их значение;
• предложение по оценке деятельности отчётного лица, организации и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
Как пользоваться словарём-справочником 6
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
Чтение 9
Слушание 10
Письмо 11
Говорение 12
Речевая ситуация 12
Типы высказываний 14
Словарик: Основные понятия 15
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И РАЗНОВИДНОСТИ 17
Словарик: Литературный и нелитературный язык 17
Схема описания стиля / функциональной разновидности языка 19
Научный стиль 20
Основные языковые особенности 21
Словарик: Основные способы изложения научной мысли 23
Примеры текстов 25
Публицистический стиль 28
Основные языковые особенности 29
Словарик: Основные жанры, лексические образные и синтаксические средства публицистики 31
Примеры текстов 33
Официально-деловой стиль 35
Основные языковые особенности 36
Словарик: Жанровые разновидности 37
Примеры текстов 38
Разговорная речь 41
Основные языковые особенности 42
Словарик: Основные понятия 46
Примеры текстов 46
Язык художественной литературы 47
Основные языковые особенности 49
Словарик: Изобразительно-выразительные средства 49
Примеры текстов 51
ТИПЫ РЕЧИ 54
Описание 54
Языковые морфолого-синтаксические особенности 54
Схемы построения описания 55
Примеры текстов 56
Повествование 58
Языковые морфолого-синтаксические особенности 58
Схемы построения повествования 58
Примеры текстов 60
Рассуждение 63
Языковые морфолого-синтаксические особенности 63
Схемы построения рассуждения 63
Примеры текстов 64
СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА 67
Способы оформления начальной части текста 67
1. Постановка проблемного вопроса 67
2. Интригующее начало речи 67
3. Личная оценка фактов с элементами новизны 68
4. Юмористическое, шутливое замечание 70
Способы оформления основной части текста 71
Способы оформления заключительной части текста 73
1. Краткое изложение основных мыслей, положений 73
2. Призыв, обращение к аудитории 74
3. Кульминация, заостряющая обсуждаемую проблему 75
4. Комплимент аудитории 76
Виды речей по содержанию и психологическим мотивам 76
НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ 78
Научный стиль 78
План 78
Тезисы 81
Конспект 83
Реферат 87
Аннотация 90
Рецензия 92
Статья 98
Проектная работа 104
Словарик: Разновидности ссылок 109
Официально-деловой стиль 110
Заявление 110
Расписка 111
Доверенность 112
Деловое письмо 112
Публицистический стиль 114
Заметка 114
Репортаж 115
Интервью 118
Статья 121
Очерк 125
Фельетон 130
Сочинение как творческая работа 132
Эссе 135
Разговорная речь 138
Личное письмо 138
Запись в дневнике 139
Язык художественной литературы 139
Лимерик 139
Рассказ 140
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ТЕКСТА 144
Ошибки в содержании текста 144
Логические ошибки 145
Неудачное употребление изобразительно-выразительных средств 147
ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ 148
Докоммуникативный этап 148
Коммуникативный этап 149
Типичные ошибки при выступлении 149
Посткоммуникативный этап 150
Речевой портрет выступающего 150
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 152
Основные структурные разделы стилистики 152
Принципы выделения стилей современного русского литературного языка 153
Главные приёмы стилистического анализа 154
Словарь-указатель 158.

Купить книгу Как составить текст, Стилистические нормы русского литературного языка, Соловьёва Н.Н., 2009
.

Купить книгу Как составить текст, Стилистические нормы русского литературного языка, Соловьёва Н.Н., 2009 .

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Дата публикации: 11.12.2012 09:44 UTC

Теги:

учебник по русскому языку :: русский язык :: Соловьёва


Следующие учебники и книги:

  • Русский язык, Весь курс школьной программы в схемах и таблицах, 2007
  • Как сказать правильно, Орфоэпические нормы русского литературного языка, Соловьева Н.Н., 2008
  • Как пишется правильно, Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка, Соловьева Н.Н., 2008
  • Какое слово выбрать, Соловьева Н.Н., 2008

Предыдущие статьи:

  • Новый школьный универсальный словарь русского языка, Баронова М.М., 2009
  • Орфографический словарь русского языка для школьников, 2007
  • Школьный словообразовательный словарь русского языка, Тихонов А.Н., 1996
  • Справочное пособие по русскому языку, 1-2 класс, Узорова, Нефедова, 2006

Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка

Год издания: 2011

Кол-во страниц: 160

  • Аннотация
  • Коллекции
  • Классификаторы
  • Аффилиация
  • Бибзапись
  • Фрагменты

Словарь-справочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний, типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному выступлению и приводятся критерии его оценки. Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена тематическими словариками в рамках того или иного раздела. Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.

  • Полная коллекция ЭБС. СПО
  • Расширенная коллекция СПО
  • Мир и Образование. Коллекция «Говорим и пишем грамотно»

Тематика:

  • 250309:
    Теория текста. Стилистика

ББК:

  • 8120:
    Русский язык

УДК:

  • 811161:
    Восточнославянские языки. Русский язык

ОКСО:

  • Среднее профессиональное образование
  • 00.02.09:
    Русский язык и литература
  • 00.02.34:
    Русский язык и культура речи
  • 44.02.03:
    Педагогика дополнительного образования
  • 44.02.06:
    Профессиональное обучение (по отраслям)
  • ВО — Бакалавриат
  • 42.03.02:
    Журналистика
  • 44.03.01:
    Педагогическое образование
  • 45.03.01:
    Филология

ГРНТИ:

  • 16.21.31:
    Язык и письмо
  • 16.21.55:
    Стилистика. Лингвистическая поэтика. Риторика
  • 16.21.61:
    Культура речи и языковая норма

Соловьева, Н. Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка : словарь-справочник / Н. Н. Соловьёва. — Москвка : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование»,2011. — 160 с. — ISBN 978-5-94666-498-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1648720 (дата обращения: 26.05.2023). – Режим доступа: по подписке.


Скопировать запись

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Ãîâîðèì è ïèøåì 
ãðàìîòíî

Í. Í. Ñîëîâü¸âà

Êàê ñîñòàâèòü 
òåêñò?

Ñòèëèñòè÷åñêèå íîðìû
ðóññêîãî
ëèòåðàòóðíîãî
ÿçûêà

Москва
ОНИКС
Мир и Образование

УДК 811.161.1(035)
ББК 81.2Руся2
С60

Соловьёва Н. Н.
Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка / Н. Н. Соловьёва. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. — 160 с.

ISBN 9785488019102 (ООО «Издательство Оникс»)
ISBN 9785946664981 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

Словарьсправочник дает представление о видах речевой деятельности, основных функциональных стилях и разновидностях литературного
языка, жанрах и функциональных типах речи, видах высказываний,
типичных ошибках, связанных с составлением и оформлением текста. 
В пособии также содержатся рекомендации по подготовке к устному
выступлению и приводятся критерии его оценки.
Справочная часть включает схемы, таблицы и краткие комментарии
по темам, примеры текстов и их анализ. Словарная часть представлена
тематическими словариками в рамках того или иного раздела.
Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, но также
будет интересна и полезна всем тем, кто стремится к совершенствованию собственной культуры устной и письменной речи и работает над своим уровнем функциональной грамотности.

УДК 811.161.1(035)
ББК 81.2Руся2

ISBN 9785488019102 (ООО «Издательство Оникс»)
ISBN 9785946664981 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)

© Соловьёва Н. Н., 2011
© Оформление. ООО «Издательство
«Мир и Образование», 2011

С60

СОдЕржАнИЕ

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Как пользоваться словарём-справочником  . . . . . . . . . . . . . . . . 6

ВИдЫ РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9

Чтение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9
Слушание  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10
Письмо  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11
Говорение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  12
Речевая ситуация .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  12
Типы высказываний  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  14
Словарик: Основные понятия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ 
И РАЗНОВИдНОСТИ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  17

Словарик: Литературный и нелитературный язык    . . . . . . . . . . .  17

Схема описания стиля / функциональной разновидности языка  . . .  19

Научный стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

Основные языковые особенности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  21
Словарик: Основные способы изложения научной мысли  . . . . . .  23
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25

Публицистический стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  28

Основные языковые особенности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  29
Словарик: Основные жанры, лексические образные 
и синтаксические средства публицистики  . . . . . . . . . . . . . . . .  31
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  33

Официально-деловой стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  35

Основные языковые особенности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  36
Словарик: Жанровые разновидности  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  37
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  38

Разговорная речь  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  41

Основные языковые особенности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  42
Словарик: Основные понятия  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  46
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  46

Язык художественной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  47

Основные языковые особенности .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  49
Словарик: Изобразительно-выразительные средства  . . . . . . . . .  49
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  51

ТИПЫ РЕЧИ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  54

Описание  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  54

Языковые морфолого-синтаксические особенности  . . . . . . . . . .  54
Схемы построения описания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  55
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  56

Повествование  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  58

Языковые морфолого-синтаксические особенности  . . . . . . . . . .  58
Схемы построения повествования  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  58
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  60

Рассуждение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  63

Языковые морфолого-синтаксические особенности  . . . . . . . . . .  63
Схемы построения рассуждения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  63
Примеры текстов  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  64

СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОдЕРжАНИЯ  
РАЗЛИЧНЫх ЧАСТЕЙ ТЕКСТА  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  67

Способы оформления начальной части текста  . . . . . . . . . . . . .  67

1. Постановка проблемного вопроса  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  67
2. Интригующее начало речи  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  67
3. Личная оценка фактов с элементами новизны  . . . . . . . . . . . . 68
4. Юмористическое, шутливое замечание  . . . . . . . . . . . . . . . .  70

Способы оформления основной части текста  . . . . . . . . . . . . . . 71

Способы оформления заключительной части текста  . . . . . . . . . .  73

1. Краткое изложение основных мыслей, положений .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  73
2. Призыв, обращение к аудитории .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  74
3. Кульминация, заостряющая обсуждаемую проблему  . . . . . . . .  75
4. Комплимент аудитории  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Виды речей по содержанию и психологическим мотивам  . . . . . . .  76

НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫх СТИЛЕЙ И жАНРОВ .  .  .  .  .  .  78

Научный стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  78

План  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  78
Тезисы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  81
Конспект .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  83
Реферат  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  87
Аннотация  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  90
Рецензия .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  92
Статья  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  98
Проектная работа .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  104
Словарик: Разновидности ссылок  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  109

Официально-деловой стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

Заявление  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Расписка .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  111
Доверенность  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  112
Деловое письмо .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  112

Публицистический стиль  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  114

Заметка  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  114
Репортаж  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  115
Интервью  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  118
Статья  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  121
Очерк  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  125
Фельетон .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 130
Сочинение как творческая работа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  132
Эссе  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  135

Разговорная речь  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  138

Личное письмо  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  138
Запись в дневнике  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  139

Язык художественной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  139

Лимерик  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  139
Рассказ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

ОшИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ТЕКСТА  . . . . . . . .  144

Ошибки в содержании текста .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  144
Логические ошибки  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  145
Неудачное употребление изобразительно-выразительных 
средств .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  147

ПОдГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ  . . . . . .  148
докоммуникативный этап  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  148
Коммуникативный этап  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  149
Типичные ошибки при выступлении  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Посткоммуникативный этап   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  150
Речевой портрет выступающего  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  150

дЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫх… .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  152

Основные структурные разделы стилистики . . . . . . . . . . . . . . 152
Принципы выделения стилей современного русского 
литературного языка.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  153
Главные приёмы стилистического анализа . . . . . . . . . . . . . . . 154

Словарь-указатель  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  158

ВВЕдЕнИЕ

Настоящий словарь-справочник представляет собой практичес
кое руководство, которое поможет всем, кто хочет научиться строить 
текст в соответствии с ситуацией общения.

Как показывает практика, при составлении устного или письмен
ного текста наиболее распространёнными являются следующие 
ошибки:

нарушение стилистического единства;
несоответствие жанру;
нарушение структуры текста;
несоблюдение законов логики.
Кроме того, наибольшие трудности связаны с тем, как при созда
нии текста правильно организовать его начало, выстроить основную 
часть и сформулировать логическое заключение. В настоящем справочнике на конкретных примерах показаны особенности того или 
иного стиля или функциональной разновидности, различных стилистических жанров, функциональных типов речи. Рассматриваются 
также типичные ошибки, которые касаются содержания текста и его 
структуры, даются рекомендации по подготовке к устному выступлению, критерии его оценки.

Справочная часть настоящего издания представлена схемами, 

таблицами, краткими комментариями. Словарная часть содержит 
словарные статьи применительно к различным темам и отражает лексический минимум, необходимый для владения той или иной темой.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАрЁМ-СПрАВОЧнИКОМ

Словарь-справочник ориентирован на решение двух задач: во
первых, наглядно и предельно доступно представить основной стилистический и речевой материал; во-вторых, дать представление об 

•
•
•
•

основных понятиях и реалиях языка, знание которых необходимо для 
построения текстов различных жанров и стилей.

Словарь-справочник включает девять разделов, большинство из 

которых предполагает определённый алгоритм подачи материала.

В первом разделе рассматриваются виды речевой деятельнос
ти — чтение, слушание, говорение и письмо, указываются их этапы 
и раскрывается цель каждого вида речевой деятельности. Словарик 
к разделу содержит основные термины, используемые в нем.

Второй раздел даёт представление о типах высказываний, ко
торые используются нами в речи.

В третьем разделе описаны функциональные стили и разно
видности литературного языка. Каждый стиль или разновидность 
представлены в контексте действующих экстралингвистических факторов, а также основных языковых и стилистических особенностей. 
Приводятся примеры текстов всех стилей, к ним даются комментарии, 
составленные в соответствии с приведённым в начале темы алгоритмом. Размещённые в рамках каждого стиля или разновидности словарики помогают уточнить специфику жанровых разновидностей 
текстов и их языковые особенности.

Четвёртый раздел посвящён типам речи. Рассматриваются языковые морфолого-синтаксические особенности, а также схемы построения описания, повествования и рассуждения. Приведённые примеры 
текстов иллюстрируют некоторые схемы данных типов речи.

Пятый раздел рассматривает способы оформления содержания 

различных частей текста. Даются рекомендации с примерами относительно различных способов организации начальной, вступительной части текста, основной части и заключения.
шестой раздел рассматривает особенности различных жан
ров в контексте всех стилей и разновидностей литературного 
языка. Даётся представление о целях каждой жанровой разновидности текста, его функциях, на конкретных примерах показаны особенности структуры и языковая специфика текстов.

Седьмой раздел указывает на типичные ошибки, связанные 

с оформлением текста.

В восьмом разделе предлагаются рекомендации по подготов
ке к выступлению и его реализации. Кроме того, раскрываются 
типичные ошибки, допускаемые при публичном выступлении; пред
лагаются критерии оценки речевого портрета выступающего, позволяющие протестировать себя с различных позиций речевого 
поведения.
девятый раздел носит вспомогательный характер и ориентиро
ван в первую очередь на тех, кто стремится расширить свою эрудицию 
и интересуется проблемными и спорными вопросами стилистики как 
науки.

Заканчивается издание словарём-указателем, который содержит 

перечень используемой в словаре-справочнике терминологии и понятийной лексики с указанием страницы, где она встречается.

В словаре-справочнике используется приём цветового выделе
ния слов и словосочетаний с целью наиболее эффективного запоминания важной информации.

Автор

Виды речеВой деятельности

ВИдЫ РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение 
Слушание 
Письмо 
Говорение

ЭТАПЫ РЕЧЕВОЙ  
дЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание этапа

Мотивационно-побудительный 
этап

Наличие мотива, побуждающего 
к определённому виду речевой дея-
тельности

Аналитико-синтетический этап
Формулирование целей и задач того 
или иного вида речевой деятельности

Исполнительный этап
Чтение, слушание, письмо, говорение  — результат выступает как мотив, побуждающий 
к определённому виду речевой 
деятельности

ЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ

Мотивационная часть
Аналитико-синтетическая часть

Исполнитель
ная часть

Мотив
для получения информации;
для общего развития;
для отдыха, развлечения, 
наслаждения

•
•
•

Восприятие, понимание

Принятие решения; последующее говорение; 
иногда совпадает 
с восприятием 
и пониманием

ВИдЫ ЧТЕНИЯ
характеристика вида чтения и его функции

Просмотровое 
чтение

Используется для составления общего впечатления 
и предполагает просмотр текста; при просмотровом 
чтении обычно читается титульный лист, аннотация, 
оглавление, отдельные абзацы и предложения

Ознакомительное (выборочное) чтение

Применяется в целях выяснения определённых вопросов, которые находятся в разных источниках, а также 
для сравнения, сопоставления извлечённой информации, выработки собственной позиции по рассматриваемой теме, проблеме

Изучающее 
чтение

Активный вид чтения, который предполагает внимательное изучение материала; ориентирован на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание 
логики изложения и т. д.; требует последовательности 
в изучении материала, вникания в детали

Сканирование
Быстрый просмотр печатного текста с целью поиска 
нужного факта, слова, имени

Быстрое чтение
Характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного

СЛУшАНИЕ

СЛУшАНИЕ

Мотивационная часть
Аналитико-синтетическая часть

Исполнитель
ная часть

Мотив

для получения новой смысловой информации;
для получения эстетического наслаждения;
с целью получения каких- 
либо эмоций

•

•

•

Восприятие, понимание

Принятие решения; последующее говорение; 
иногда совпадает 
с восприятием 
и пониманием

ВИдЫ  
СЛУшАНИЯ
характеристика вида слушания 

и его функции

Нерефлексивное 
слушание

Подразумевает умение внимательно и молча 
слушать говорящего, не вмешиваясь в его речь 
своими репликами, вопросами и т. д.

Рефлексивное 
слушание

Предполагает активное вмешательство в речь 
собеседника или выступающего, оказание ему 
помощи в выражении своих мыслей и чувств; 
создание благоприятных условий для общения, 
что обеспечивает правильное и точное понимание собеседниками друг друга

ПИСЬМО

ПИСЬМО

Мотивационная часть
Аналитико-синтетическая часть

Исполнитель
ная часть

Мотив

для тренировки (при обучении письму);
для выработки почерка;
с целью закрепления 
правил орфографии и пунктуации;
с целью развития собственной речи;
для фиксации своих и чужих 
мыслей, поступков;
для общения с друзьями 
и т. д.

•

•
•

•

•

•

Формулирование 
мысли

Принятие решения, письменные 
высказывания

ГОВОРЕНИЕ

ГОВОРЕНИЕ

Мотивационная часть
Аналитико-синтетическая часть

Исполнитель
ная часть

Мотив:

для сообщения новой смысловой информации;
для объяснения чего-либо;
с целью одобрения или 
осуждения кого- или чеголибо;
для убеждения кого-либо

•

•
•

•

Восприятие, понимание, формулирование мысли

Принятие решения, говорение

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

КТО
(адресант)/социальная роль

КОМУ (адресат)/социальная роль

О ЧЁМ (тема)

ГдЕ (место)

КОГдА (время)

ПОЧЕМУ (мотив)

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ (цель)

Внутренние обстоятельства общения

Мотив
Речевое намерение

Какую реакцию ожидаю, что хочу 
услышать в ответ

С какой целью говорю

ФАКТОРЫ 
РЕЧЕВОЙ 
СИТУАЦИИ
характер факторов

Общение непосредственное, прямое или опосредованное

Беседа, письменное распоряжение и т. д. / выступление в средствах массовой информации

Общение контактное или дистантное

В непосредственной близости / осуществляемое 
на расстоянии

Количество участников

Монолог — речь, выступление одного 
человека; 
диалог — общение, в котором участвуют два 
человека; 
полилог — общение, в котором участвуют более двух человек

Цели общения
Познавательные (получить или передать информацию); 
регулятивные (побудить кого-либо к какомулибо действию, вызвать у слушающих / читающих определённое состояние и т. д.);
ценностно-ориентационные (выразить своё 
отношение к чему-либо, выяснить отношение 
собеседника к предмету речи);
этикетные (соблюсти правила речевого 
этикета);
развлекательные (занять внимание кого-либо 
смешными историями и т. д.)

Характер общения
деловой, официальный имеет бытовой, неофициальный характер

  • document_id: 377798
  • product_id: 1648720
  • ins_time (Добавлено на сайт): 2021-05-17 14:39:07
  • upd_time (Обновлено на сайте): 2021-05-17 14:39:07
  • upp_upd_date (Дата изменения в УПП): 2023-02-08
  • Full PDF:
    WARN Путь не доступен (не определен) /mnt/znanium_fullpdf/booksfull/done/1648/1648720.pdf
  • PDF pages:
    OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/pdf Страниц(160), Путь /mnt/resources/resources/1648/1648720/pdf
  • XML pages:
    OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/xml Страниц(160)
  • text *.idx:
    OK
  • Количества стр. 377798.txt и 377798.cleared.txt :
    OK
  • Full text:
    OK /mnt/resources/resources/1648/1648720/txt/1648720.txt
  • Оглавления:
    OK Путь /mnt/resources/resources/1648/1648720/txt/1648720.toc.txt

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека на одной волне
  • Как правильно составить резюме смм специалиста
  • Как найти одну четвертую объема
  • Лукойл достигнут лимит подключений для карты как исправить
  • Как найти символ градус цельсия в ворде