Как составить текст завязка кульминация развязка

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Несмотря на то что некоторые писатели предпочитают развивать сюжет по мере работы над произведением, все же лучше составить план заранее, чтобы лучше понять свою историю. План послужит ориентиром при описании обстановки, персонажей и основных событий. Он также может сыграть на руку, если вы зайдете в тупик в процессе работы и захотите разобраться, в каком направлении двигаться дальше.

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 1

    1

    Определите участки в графике сюжета. Одним из наиболее традиционных способов структурирования истории является треугольный график, также известный как пирамида Фрейтага. Пирамида Фрейтага разбита на шесть частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падающее действие и развязка. График выглядит как треугольник или пирамида, где в нижней части треугольника находится экспозиция, за которой следует нарастание завязки и развития действия. Вершина треугольника — это кульминация истории, а после нее идет нисходящий наклон падающего действия и выравнивание треугольника (развязка).[1]
    [2]

    • Подобный вид сюжетного графика часто используется при работе над романами, чтобы структурировать действие истории. Это полезный способ убедиться, что в работе собраны все необходимые элементы. Многие читатели положительно реагируют на текст, построенный на основе сюжетного графика с подъемом и падением.
    • Можно нарисовать собственный график и непосредственно на нем подписать каждую часть или каждую точку сюжета. Зачастую полезно иметь визуальный ориентир в качестве проводника по истории.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 2

    2

    Придумайте сильную экспозицию. Несмотря на то что во многих романах экспозиция подгоняется под завязку, будет нелишним написать экспозицию еще на этапе планирования. Это поможет вам определить главного героя, а также темы или ключевые моменты в истории.[3]

    • Экспозиция должна погружать в обстановку, а также включать в себя информацию о главном герое и знакомить читателей с его конфликтом. Это может быть несколько строк, посвященных данным элементам, или фактическая сцена, где главный герой разговаривает с другими персонажами и перемещается в обстановке.
    • Например, экспозиция книги «Гарри Поттер и Философский камень» (первая книга из безумно популярной серии про Гарри Поттера от писательницы Джоан Роулинг) посвящена знакомству читателя с главным героем — Гарри Поттером. Она также рассказывает читателю о мире маглов и мире волшебников в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 3

    3

    Определите завязку. Завязкой будет событие, которое изменит ход жизни главного героя. Оно должно застать главного героя врасплох и быть сопряженным с риском. Зачастую завязка начинается сразу после знакомства читателя с экспозицией.[4]
    [5]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» завязка наступает в тот момент, когда Гарри посещает великан Хагрид и сообщает, что Гарри — волшебник и что его приняли в Хогвартс. Эта информация меняет жизнь Гарри и его путь развития как персонажа. Он оставляет свою несчастливую жизнь у Дурслей в мире маглов и отправляется в Хогвартс вместе с Хагридом. Этот эпизод запускает цепь событий в жизни Гарри.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 4

    4

    Придумайте развитие действия. Развитие действия, или восходящий наклон от завязки к кульминации, зачастую является самой длинной частью романа или рассказа. В этой части вы будете развивать своих персонажей, исследовать их отношения друг к другу и расписывать все важные события, которые позволят вам добраться до кульминации. Развитие действия должно становиться все более напряженным по мере приближения к кульминации.[6]

    • Зачастую данная часть состоит из серии событий, поэтому можно кратко обрисовать каждое событие в графике. Убедитесь, что события становятся более напряженными и захватывающими по мере приближения к кульминации.
    • Например, ряд событий в книге «Гарри Поттер и философской камень» можно было бы обрисовать следующим образом:
      • Гарри вместе с Хагридом ходит по магазинам в Косом переулке, чтобы приобрести волшебные принадлежности, включая волшебную палочку.
      • Гарри покидает дом Дурслей и садится на поезд до Хогвартса на платформе 9¾. Потом он знакомится с тремя главными персонажами серии: Роном Уизли, Гермионой Грейнджер и своим заклятым врагом Драко Малфоем.
      • Гарри получает мантию-невидимку.
      • Гарри узнает о Философском камне и делится этой информацией с Роном и Гермионой.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 5

    5

    Напишите кульминацию истории. Кульминация истории — это высшая точка, которая должна ощущаться как самый важный момент для главного героя. Это может быть серьезная неудача или вызов, с которым ему приходится иметь дело, или важное решение, которое он должен принять. Часто кульминацией является внешнее событие, которое главный герой должен пережить, чтобы добраться до падающего действия и развязки.[7]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» кульминация истории наступает, когда Гарри понимает, что готовится заговор с целью украсть философский камень. Потом Гарри объединяется с Роном и Гермионой, чтобы попытаться защитить камень.
  6. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 6

    6

    Определите падающее действие. Как правило, падающее действие является самой насыщенной частью истории, где события развиваются с огромной скоростью, чтобы достичь развязки. Читатель должен находиться в напряжении на протяжении всего падающего действия, чтобы узнать, как главный герой разберется с кульминацией истории.[8]

    • Падение действия может происходить в течение нескольких глав, особенно в случае крупной кульминации. Оно может ощущаться как быстро развивающееся путешествие, которое приводит персонажей к развязке истории.
    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри должен принять ряд жизненно важных решений, чтобы философский камень не попал в плохие руки. Этот квест разбросан на несколько глав, в которых Гарри должен преодолеть несколько препятствий, чтобы достичь своей цели.
  7. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 7

    7

    Придумайте развязку истории. Развязку иногда называют заключением, так как она происходит в самом конце романа. Она должна дать читателю понять, добился ли главный герой успеха и получил ли желаемое, или же потерпел неудачу. Зачастую развязка также показывает, как главный герой изменился на протяжении книги. Это может быть постепенное изменение физических, моральных, психологических или всех вышеперечисленных аспектов. В конце романа главный герой должен смотреть на свой мир другими глазами (не так, как в начале).[9]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» развязка происходит, когда Гарри противостоит профессору Квирреллу в последней комнате, где находится философский камень. Вскоре выясняется, что Квиррелл одержим лордом Волан-де-Мортом, и Гарри борется с Волан-де-Мортом за камень. Гарри теряет сознание во время борьбы и приходит в себя в школьной больнице, окруженный друзьями. Дамблдор говорит Гарри, что он выжил благодаря силе любви своей матери. Потом камень уничтожают, Волан-де-Морт снова пропадает, а Гарри возвращается к Дурслям на летние каникулы.
  8. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 8

    8

    Попробуйте поменять местами части графика. На этапе написания первого черновика стоит начинать со стандартного графика сюжета, однако в последующих черновиках можно внести корректировки и попробовать поменять местами некоторые части. Например, можно сразу начать с завязки, а потом перейти к экспозиции или переместить кульминацию так, чтобы она появилась в самом конце истории, а не во второй половине. Игра с графиком поможет сделать историю более уникальной и динамичной.[10]

    • Имейте в виду, что не все истории имеют счастливый конец. На самом деле многие величайшие романы заканчиваются трагически. Рассматривайте развязку как способ исследовать изменения в главном герое (даже если они невелики), вместо того, чтобы давать ему именно то, что он хотел. Порой развязка, которая заканчивается неудачей, может показаться интереснее, чем развязка, которая венчается успехом.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Что делает наш специалист: «Я все планирую визуально: записываю точки сюжета на стикерах, а потом расклеиваю их на стене. Потом я перемещаю их и играю с их порядком, пока все не окажется на своем месте».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 9

    1

    Напишите краткое содержание в одно предложение. Метод снежинки преимущественно используется для структурирования романов, но он так же полезен и для коротких рассказов. Этот метод позволяет поэтапно проработать сюжет истории и структурировать необходимые сцены в электронной таблице. Для этого придумайте краткое содержание истории длиной в одно предложение. Оно должно представить читателю вашу историю и подчеркнуть общий смысл.[11]

    • Описание должно быть коротким и простым, без пространных описаний и непонятных терминов. Попробуйте уложиться в 15 слов или меньше и сосредоточьтесь на том, чтобы связать основную тему с действиями персонажа.
    • Например: «Кажущийся идеальным брак рушится, когда жена исчезает».
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 10

    2

    Напишите краткое содержание длиной в один абзац. После того как вы придумаете краткое содержание в одно предложение, расширьте его до полного абзаца, который описывает обстановку, основные события, кульминацию и окончание истории. Можно использовать структуру «три бедствия плюс окончание», где в истории происходят три плохие вещи, которые приводят к кульминации. Смысл заключается в том, что положение главного героя ухудшается, пока он не достигнет кульминации, а потом окончания или развязки.[12]

    • Абзац должен состоять из пяти предложений. Одно предложение будет описывать обстановку. По одному предложению будет отведено каждому из трех бедствий. И одно, заключительное предложение, будет описывать концовку.
    • Например: «Ник и Эми имеют, казалось бы, идеальный брак и со стороны выглядят счастливым. Но однажды ночью Эми исчезает при загадочных обстоятельствах, что вызывает подозрения о совершении преступления. Вскоре Ника обвиняют в ее убийстве, и он должен защищать себя в суде. Ник узнает, что Эми инсценировала собственное убийство и все еще жива, но она полна решимости засадить его за решетку. Ник противостоит Эми, и они ссорятся, но в итоге Эми шантажирует Ника, чтобы он остался в браке».
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 11

    3

    Напишите краткую характеристику персонажей. Как только вы разберетесь с кратким содержанием, сосредоточьтесь на том, чтобы оживить персонажей. Придумайте сюжетную линию для каждого главного героя, отмечая важные характеристики (имя, мотивация, цель, конфликт и финальное прозрение). Сюжетная линия каждого персонажа должна быть длиной примерно в один абзац.[13]

    • Краткая характеристика персонажа необязательно должна быть идеальной или отшлифованной. Скорее всего, вы вернетесь назад и подправите ее позже или отклонитесь от нее, когда начнете прописывать сцены романа. Однако это как минимум поможет вам лучше понять своих героев и то, как они вписываются в историю.
    • Например: «Ник — тридцатипятилетний репортер, которого уволили с работы после десятилетней карьеры в этой сфере. Он женат на Эми уже десять лет и считает ее своим счастливом билетом в жизни, идеальной супругой и партнером. Ему тяжело дается отсутствие работы, особенно потому, что Эми происходит из богатой семьи и недавно унаследовала большую сумму денег. Он считает, что ему нужно быть кормильцем в семье, и его пугает финансовая независимость Эми и ее успех в карьере. Когда Эми исчезает, он испытывает противоречивые чувства, так как к необходимости найти ее примешивается неудовлетворенность в браке. В конце концов он понимает, что Эми подставила его и пытается засадить его за решетку с помощью своего исчезновения».
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 12

    4

    Составьте таблицу сцен. После того, как вы придумаете краткие характеристики для каждого главного героя, а также напишете краткое содержание в один абзац, попробуйте расширить его сценами с помощью персонажей. Список сцен поможет вам лучше понять общий сюжет истории.

    • Чтобы упорядочить сцены и упростить себе задачу, используйте программу для работы с электронными таблицами. В зависимости от длины истории, сцен может быть как 50, так и более 100. Создайте два столбца в электронной таблице: один для главного персонажа в сцене, а другой — для краткого пояснения происходящего. Потом перечислите сцены одну за другой, используя краткое содержание в качестве ориентира.
    • Например: «Ник обнаруживает, что Эми пропала. Главный персонаж: Ник. Что происходит: Ник возвращается домой после ночной смены в баре и видит, что входная дверь выбита пинком. Он также находит лужу крови в коридоре и следы борьбы в гостиной (перевернутые стулья и царапины на стенах). Он обыскивает остальную часть дома, но не находит никаких следов Эми».
    • Продолжайте создавать сцены в соответствии с кратким содержанием. Так у вас появится план сюжета и список сцен под него. Это облегчит последующее объединение сцен и формирование целостной истории.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 13

    1

    Разделите план на три акта. Чтобы создать план сюжета для текста, который вы изучаете в школе или университете, разделите этот план на три акта. С помощью такой структуры можно разбить большинство романов и книг.[14]

    • Используйте документ word или лист бумаги для создания трех отдельных разделов, озаглавленных как «Акт 1», «Акт 2» и «Акт 3».
    • Как правило, план сюжета занимает от одной до двух страниц, в зависимости от длины книги. Стремитесь к краткости и сосредоточьтесь на ключевых моментах.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 14

    2

    Напишите краткое содержание начальной сцены и завязки. Начните «Акт 1» с описания вступительной сцены книги. Зачастую она знакомит с персонажами и обстановкой. Как правило, в ней присутствует и главный герой. Краткое содержание должно быть примерно на 100–150 слов. Обратите внимание на ключевые детали вступительной сцены, включая имена персонажей, любые физические характеристики или личностные качества, а также обстановку.[15]

    • В план «Акта 1» также должна входить завязка, которая толкает персонажа на поиски или ставит перед ним задачу. Завязка также может привести к основному конфликту в романе.
    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» завязка начинается, когда Аттикус соглашается защищать чернокожего человека по имени Том Робинсон, который обвиняется в изнасиловании белой женщины.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 15

    3

    Опишите основную проблему или конфликт. Заключительная часть «Акта 1» будет посвящена основной проблеме или конфликту в романе. Это самое большое препятствие, с которым придется столкнуться главному герою. Проблема или конфликт поднимет ставки в истории и заставит главного героя принять решение или действовать определенным образом. Как правило, именно завязка приводит к основной проблеме или конфликту.[16]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» основной конфликт возникает в завязке, поскольку решение Аттикуса защищать Тома Робинсона приводит к тому, что другие дети и члены сообщества проявляют жестокое отношение к Джему и Скаут.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 16

    4

    Напишите краткое содержание главной катастрофы или кульминации. «Акт 2» обычно выстраивается до самой большой катастрофы или кульминации романа. Катастрофа или кульминация зачастую происходит примерно на ¾ пути в книге или на 75% пути в истории. Возможно, вы отметите несколько небольших инцидентов, которые происходят в развитии действия, ведущем к кульминации.[17]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» развитие действия происходит, когда начинается суд над Томом Робинсоном, а потом оно разыгрывается на протяжении нескольких глав. Несмотря на то что Том Робинсон был оправдан по всем пунктам обвинения, отец белой женщины, Боб Юэлл, все еще пытается отомстить Аттикусу. Кульминация романа наступает, когда Юэлл нападает на Джема и Скаут. К счастью, Джем и Скаут спасает Бу Рэдли.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 17

    5

    Опишите развязку или заключение. Заключительный акт романа, «Акт 3», будет содержать развязку истории. Она обозначает конец пути главного героя. Как правило, он обретает новое понимание или осознание по сравнению с началом романа.[18]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» главная героиня, Скаут, осознает, что она заблуждалась в суждениях о Бу Рэдли, и начинает сопереживать Бу как человеку. Она также принимает совет своего отца, Аттикуса, демонстрировать к окружающим сопереживание и понимание, а не ненависть или предубеждение.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9636 раз.

Была ли эта статья полезной?

Цель автора при написании книги:

  • общая визуализация сюжета;
  • визуализация (упорядочивание) всех сцен в произведении.

Невозможно удержать много информации в голове. Поэтому так важно иметь именно визуализированный план, сделанный на простом ватмане с помощью цветных карандашей/маркеров или в специальных сервисах, программе Exel.

Визуализация должна быть наглядная, связная и логичная!

Что нужно знать, приступая к сюжету?

Формулировок, определяющих сюжет много. Если их обобщить, можно отметить, что сюжет — это набор эпизодов, имеющих причинно-следственную связь.

Они не обязательно движутся фабульно — из точки А в точку В! Но все они складываются в драматическое действие, в котором присутствует напряжение и конфликт.

Части композиции

Основные части композиции:

  • экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
  • завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
  • развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
  • кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
  • развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
  • эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).

Виды композиции — особенности

Основные виды композиции:

Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.

Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.

Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).

Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.

Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!

Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.

Важно! Внутри монтажной композиции каждая из сюжетных линий ключевых персонажей может быть написана по-разному, может иметь свой композиционный узор: у одного — линейная, у другого — обратная, у третьего — кольцевая.

В 95% случаев в романах используется линейная или монтажная композиция. Детективная схема популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.

Вид композиции определяет, от какого лица ведётся повествование (первого или третьего). От первого лица можно писать только в одном случае — при использовании линейной композиции, где есть только один ГГ.

Сюжет и фабула — отличие?

Фабула — последовательность событий. Например, можно записать ключевые моменты жизни ГГ от рождения до смерти.

Сюжет — то, как эти события будут расставлены для максимального влияния на читателя. Сюжет это не одно и то же, что хронология событий!

Можно также сказать, что фабула — это основная сюжетная линия главного героя. А сюжет — это все события книги, в том числе случившиеся со второстепенными персонажами. Не все события происходят на страницах произведения. О них могут просто сообщить. Но всё, что происходит «за кадром» относят к фабуле.

Разная компоновка создаёт абсолютно разные сюжеты!

Как это работает на практике: сначала записываются фабульные события. Затем выбираются те, которые максимально влияют на читателя. Из них компонуется сюжет.

Виды сюжетных структур

Основные схемы:

Однолинейная структура — сюжет совпадает с фабулой. ГГ один, он присутствует во всех эпизодах, во всех сценах, все события излагаются с его точки зрения (монологи, размышления, описания тоже его).

Обычно такая схема используется в небольших литературных формах: рассказах, повестях. События излагаются от первого лица. Но при этом нельзя ничего передать от лица автора и других персонажей. Ещё одна сложность — частое употребление местоимения «я». Требуется определённое искусство, дабы избежать постоянного яканья.

Двухлинейная структура (гребёнка) — здесь действует два персонажа (фокализация меняется в каждой новой сцене). Оба героя равноправны! Раскрывать характеры проще. Легче показать контраст в восприятии действительности, противостояние.

Сложность: тяжелее вжиться в двух разных героев. Поэтому проще работать в соавторстве. Но почти всегда повествование ведётся от третьего лица. Можно также в одной сюжетной линии дать первое лицо, а во второй — третье. Однако при частой смене линий читатель запутается! Желательно давать не отдельные сцены, а целые эпизоды, чтобы читатель успел отождествить себя с героем. И делать это всегда от третьего лица.

Многолинейная структура — самый сложный вариант конструирования сюжета, обычно использующийся в крупных произведениях, где много героев, много планов, судьба каждого — отдельная повесть. Читатель сам выделяет для себя ГГ. Того, кому из персонажей симпатизирует больше. Кому больше сопереживает.

Здесь героев обычно объединяет место (страна, социальное положение, общность идеи, участие в важном эпохальном событии). Берется одно важное/ключевое событие мира и рассказывается несколько историй, раскрывается несколько сюжетных линий персонажей, так или иначе вовлечённых в это событие/борьбу.

Но при этом нельзя утверждать, что каждая из глав/каждый из эпизодов относится только к одному персонажу!

Что определяет, к какой именно сюжетной линии больше относится тот или иной эпизод? То, от чьего лица описываются здесь события. Кто фокальный персонаж (ГГ отдельной главы, эпизода). Кому посвящено большее количество текста.

В целом начинающему автору проще использовать однолинейную или двухлинейную структуру. Потому что сюжет будет намного острее, читателю легче вжиться в образ ГГ — переживать за него.

Многолинейные структуры, всё-таки, больше по плечу опытным авторам. Умение вжиться в образы сразу пяти-шести персонажей, и от их лица писать ключевые сцены: понимать, видеть, какие они разные, передавать эти сцены по-разному (потому что все персонажи разные люди) — всё это умение, выработанное годами писательского труда. Основная задача здесь избежать одинаковости, похожести героев.

Составляем план сюжета

Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.

Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.

Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)

В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.

[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]

Шаг 1. Идея и тема

Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.

Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:

Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.

Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.

Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:

  • Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
  • Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
  • Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.

Впрочем, это уже следующий шаг.

Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета

Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.

Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:

  1. Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
  2. Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
  3. Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
  4. Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
  5. Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.

Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.

Над чем нужно задуматься на этом этапе?

Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.

Шаг 3. Собственно, составляем план

Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.

Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.

Неявных частей в сюжете действительно три.

Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.

Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.

Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.

Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.

Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.

Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.

Шаг 4. Детализация плана

Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.

Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:

  1. Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
  2. У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?

Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».

Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).

Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».

Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.

Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:

Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.

Эпизод 2
Начинается с того что…

Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.

Преимущества планирования

  1. Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
  2. Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
  3. Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
  4. Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.

Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.

Удачи вам в творчестве!

Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Сюжет произведения. Элементы сюжетаЗавязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит  изСюжет произведения. Элементы сюжетавестие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).

Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.

Знание элементов сюжета поможет Вам понять идею произведения.  Если у Вас возникнут вопросы или Вы захотите проверить свои знания, Вы всегда сможете обратиться на tutoronline.ru!

Желаем удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить бизнес план турбазы
  • Майнкрафт как быстро найти изумруды
  • Как найти игру привет сосед настоящую
  • Как найти человека который похож на нее
  • Как исправить слишком короткую стрижку