Как составить текст журналисту

Как писать интересные статьи? Дадим практические советы, используя правила написания журналистских текстов и рекомендации профессионалов.

Краткое содержание

  • Что такое статья и как ее писать
  • С чего начать и чем закончить
  • Как правильно построить статью
  • Что такое хороший стиль в журналистике
  • Советы начинающим журналистам от профессионалов

Статья — это…

Один из основных жанров журналистики предполагает описание важного события или явления, обязательно с его осмыслением и анализом, обобщениями и выводами. Статья – это аналитика.

Основные виды статей:

  • Общеисследовательская — здесь идет речь о направлениях политического и экономического развития страны, нравственных проблемах общества.
  • Полемическая представляет собой ответ на статью оппонента.
  • Тактико-аналитическая раскрывает узкую проблемную тему в определенной сфере жизнедеятельности.

В интернете часто встречается определение «информационная статья». При этом представленный в качестве примера материал можно назвать заметкой, информацией, рассказом – чем угодно, но не статьей. Потому что в этих публикациях нет главного – аналитики. Кроме того, в статьях должна прослеживаться позиция автора, присутствовать его предложения по решению проблемы.

С чего начать и чем закончить

Работа над статьей состоит из нескольких этапов.

Отбор темы

Ее может подсказать сама жизнь (случившееся неординарное событие, нуждающееся в осмыслении). Либо сознательное обращение к вопросу, интересующему аудиторию, но пока не освещенному другими. В век интернета для этой цели можно анализировать запросы поисковых систем и следить за тематикой блогов. Главное требование: тема должна быть новой, важной, захватывающей.

Накопление фактов

Основы журналистики диктуют правило – не ограничиваться одним источником в поиске фактов, цифр, сведений по выбранной теме. Использовать и собственный опыт. Не все факты войдут в итоговый материал, но тема должна быть изучена максимально полно.

Анализ собранного материала

Не надо втискивать в статью все найденные факты. Их разбивают на те, что обязательно войдут в статью, и те, что нужны для полного изучения вопроса. Не надо разбрасывать добытые факты по всему материалу. Лучше сгруппировать однотипные и подавать блоками.

Составление плана

Можно записать разделы на бумаге, можно набросать тезисы или держать логику построения в уме, но план должен быть обязательно. Это полдела при написании статьи. Грамотный, подробный план поможет написать дельную статью. А пункты нетрудно трансформировать в подзаголовки.

Автору следует ответить на вопросы: о чем будет статья, в чем ее суть, для кого пишется, что нового и важного будет сообщено читателям? План отражает существующие мнения, суждение пишущего на этот счет, аргументы и вывод. Хорошо, если напоминает «перевернутую пирамиду», когда наиболее значимые факты и суждения подаются уже во вступлении, а дальше идет аргументация. Либо, напротив, прежде обнародуются факты, наблюдения, основная мысль, а потом на их основе делается вывод.

Написание черновика

Без этого не обходится ни один начинающий журналист. Черновиков может оказаться несколько. Не беда. Набирая текст на компьютере, не удаляйте не понравившиеся абзацы. Случается, что к ним вновь возвращаются. Бумажные черновики тоже не рвите. Выбросите все ненужное после окончательного написания статьи.

Отделка написанного

Требуется время, чтобы увидеть недочеты в работе и сделать правки. Проверяйте грамматику, орфографию, пунктуацию, логику изложения, связь между предложениями, цитаты, фамилии.

Как правильно построить статью

Структура статьи — это заголовок, лид, подзаголовки, основной текст, заключение. Работу над статьей начинают с основной части, а уже по ее завершении пишут вступление, заключение и заголовок. Впрочем, эта рекомендация может быть нарушена в части заголовка.

Заголовок

Важнейшее звено в структуре публикации. Все люди начинают чтение с заголовка. И если он их не зацепил, переводят взгляд на другой материал. Заголовок – это реклама текста.

Он должен содержать ответ на вопрос, интересующий читателя («Как выйти на пенсию досрочно?»). Чтобы привлечь внимание, надо использовать интересные речевые обороты («Канули в лето» — о проблемах туроператоров). Хороши вопросительные заголовки.

Лид

Первый абзац статьи отвечает на вопросы: что полезного в этом материале и кому он предназначен. Должен быть коротким (2-3 предложения), информативным и «липким», чтобы притянуть читателя и заставить прочесть весь материал. Пример из «Аргументов и фактов»: «Россия входит в топ-10 стран с наибольшим количеством смертей от болезней сердца, хотя в развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается». Понятно, о чем пойдет речь, кому и зачем надо читать.

Подзаголовки

Они тоже должны интриговать: намекать, о чем будет разговор, но не рассказывать всего. Если пишете для серьезных изданий, а не желтой прессы, не выносите в подзаголовки голословные и заведомо ложные сведения.

  • Используйте глаголы.
  • Соблюдайте единый стиль подзаголовков.
  • Избегайте фраз со знаками препинания.
  • Точки в заголовках и подзаголовках не ставьте.

Основная часть

Это самая объемная часть статьи, содержит несколько разделов, отмеченных подзаголовками.

Автор описывает проблему, объясняет, чем она опасна, дает статистические данные, приводит мнения экспертов, обязательно обращается к чувствам читателя, осознавая и поддерживая связь с ним. Читатель должен понять, что написанное важно лично для него.

Далее переходит к решению проблемы. Перечисляет источники. Сравнивает их, рассказывает, почему не все работают.

Приводит примеры из личной жизни, комментарии экспертов, цитаты, полезные советы. Это оживляет текст.

Предлагает свой (или предпочтительный) путь решения, доказывая его преимущества причинно-следственным способом.

Заключение

В этой части статьи подводится итог рассуждений или дается вывод. Автор выделяет и повторяет для читателя самые важные моменты статьи. Это позволит читателю самому сделать вывод из прочитанного и, возможно, продолжить изучение темы.

Хороший стиль – это…

Чтобы понять, как научиться писать статьи, стоит ознакомиться с признаками добротного журналистского текста. Вот основные.

  • В тексте преобладает энергичный действительный залог. Страдательный используется минимально или вовсе отсутствует. (Сравните: Садовник уничтожил вредителей. – Вредители уничтожены садовником).
  • Акцент – на глаголах и существительных. Другие части речи, включая прилагательные, присутствуют в меньшем количестве, но должны рисовать картинку (Сравните: Автомобиль повалил забор – Массивный Ленд Крузер снес кирпичный забор.)
  • Слова короткие, простые, лексика нормативная, без штампов, неблагозвучных слов, неологизмов.
  • Предложения простые повествовательные; если сложные, то предпочтение отдано сложносочиненным, а не сложноподчиненным. Не более 18 слов. Чередуются короткие и длинные предложения – так создается динамика текста.
  • Есть предыстория, вводящая читателя в курс дела.
  • Непонятные термины объяснены.
  • На все поставленные вопросы даны ответы.
  • Нет голословных утверждений.
  • Отсутствуют несущественные детали.
  • Материал не затянут («Краткость – сестра таланта»).

Научившись этому, отточите свой стиль. Многословные, тяжеловесные и запутанные фразы превратятся в краткие и точные.

Советы начинающим журналистам от профессионалов

Если понял, что журналистика – призвание, главное – не бояться чистого листа. Писать хоть что-то, пока не остановился на одной теме. Писать, повинуясь вдохновению, пусть с ошибками, без плана и структуры, без заголовков и точных сведений. Писать, чтобы учиться. И всегда помнить слова Стивена Кинга, обращенные к начинающим журналистам и писателям: «Главное правило успешного автора: много писать и много читать». Чтение расширяет кругозор и располагает к размышлениям. А письмо совершенствует мастерство. Не стоит переживать, если написанное далеко от шедевров кумира. Все придет со временем. Начинайте с простых историй, серьезные аналитические статьи будут написаны позднее.

Несколько коротких советов:

  • Удаляйте информацию в скобках – она не важна.
  • Не злоупотребляйте словом «можно»: оно показывает неуверенность автора.
  • Избегайте однокоренных слов в одном или соседних предложениях.
  • Не используйте вводные слова и превосходную степень.
  • Пишите преимущественно в третьем лице.
  • Ссылайтесь на источники, когда приводите не общеизвестные факты.
  • Значимые слова помещайте в начало и конец предложения.
  • Делайте абзацы не длиннее 6-8 строчек.
  • Обходитесь без причастных и деепричастных оборотов.

Когда статья будет закончена, прочитайте ее вслух – так легче понять, что надо исправить.

Итак, как написать хорошую статью? Выберите актуальную проблемную тему, определите, для какой аудитории будете писать, придумайте забойный заголовок, составьте цепляющий лид, найдите яркие сведения, опишите суть проблемы и пути ее решения, выскажите свою точку зрения, подкрепите ее цитатами экспертов, подведите итог разговору. Такой текст заинтересует читателя и привлечет внимание к его автору.

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации

Есть, что обсудить в комментариях

Основной задачей журналистского текста является передача информации. Ею может быть описание какой-либо проблемы, события, конфликтной ситуации. Главное, что стоит при этом учесть — подлинная и проверенная реальность события. Также всем известна необходимость информационного повода написания текста, так как журналистский текст, как правило, связан с событиями, затрагивающими интересы читателей. Без причины статья редко является стоящей внимания.

Итак, 10 правил написания журналистских текстов.

1. Одно предложение должно содержать одну мысль. При этом оно должно быть как можно короче. В информационном агентстве UPI выявили такую зависимость между читабельностью текста и средней длиной предложений в нем:

  • до 8 слов – очень легко читается;
  • 8–11 слов – легко читается;
  • 12–14 слов – сравнительно легко;
  • 15–17 слов – средне;
  • 18–21 слово – сравнительно тяжело;
  • 22–25 слов – тяжело;
  • более 25 слов – очень тяжело.

Впрочем, это не означает, что длинные предложения нельзя использовать вообще. Наоборот, из соображений ритма короткие предложения следует чередовать с длинными.

2. Один абзац должен содержать один аспект события. Если этот аспект изложен полностью, абзац надо завершать. Не следует обрывать изложение одного аспекта, равно как и не следует втискивать два аспекта события в один абзац. Лучше разделить этот абзац на два либо вообще отказаться от изложения того аспекта события, который отдельного абзаца недостоин. Также следует чередовать разные по длине абзацы.

3. Начинать нужно с главного, а не с деталей. Следует, как можно раньше делать понятной суть события, оставляя его подробности на потом. Равным образом не рекомендуется начинать текст с причин и последствий события, так как в этом случае второстепенное также может оказаться впереди главного.

4. Факт предпочтительнее комментария. Это означает, что вначале следует сообщать факты и лишь потом приводить суждения и оценки. При сокращении же, наоборот, следует начать с вычеркивания комментариев и лишь затем удалять факты.

5. Активный залог предпочтительнее пассивного. Напомним, что при активном залоге подлежащее – это субъект действия, тот, кто что-то сделал. Например, «журналист написал статью». В пассивном же залоге подлежащее – это, наоборот, объект действия, то, с чем что-то сделали. Например, «статья написана журналистом». Пассивный залог следует использовать только в тех случаях, когда журналист целенаправленно хочет привлечь внимание к объекту действия.

6. Используйте больше глаголов действия. Они хороши тем, что обозначают движение, развитие темы. При помощи 10–15 глаголов в один абзац можно вместить огромное количество событий. Существительные, напротив, повествование замедляют, и поэтому их нужно использовать как можно меньше.

7. Незнакомые ситуации лучше описывать через известные и понятные картины. Это прием достижения наглядности. Например, журналист, находящийся в химической лаборатории, может сравнить происходящее с приготовлением какого-то блюда хозяйкой на кухне. Тогда читателям сразу станет понятно, что имеет в виду автор. Однако сравнение должно быть придумано журналистом именно для данного случая.

8. Яркость языка должна быть обратно пропорциональна яркости темы. Иными словами, чем более шокирующее событие описывает журналист, тем более простым и сухим должен быть язык. Наоборот, если в статье описывается нечто заурядное, например какая-нибудь церемония с заранее подготовленным сценарием, журналисту следует по полной программе использовать свои стилистические таланты.

9. Правильно определяйте количество однородных членов предложения. Американский медиаконсультант Рой Питер Кларк подметил, что различные количества однородных членов предложения имеют совершенно разное значение. Так, одно слово просто обозначает, например, «девочка умная». Единичная характеристика воспринимается читателями как абсолютная правда. Два слова сопоставляют, например, «девочка умная и симпатичная». При этом обе характеристики существуют параллельно и независимо друг от друга в одно и то же время. Три слова обобщают, как бы замыкают круг, например, «девочка умная, симпатичная и решительная». Если же к трем добавить еще одну характеристику, она разрушит это единство, например, «Девочка умная, симпатичная, решительная и больная анорексией». Поэтому если ряды из трех однородных членов желательны, то четыре однородных члена лучше не использовать, кроме случаев, когда журналист целенаправленно хочет сосредоточить внимание на противоречивости описываемого им объекта.

10. Нужно использовать архетипы, но не позволять им использовать вас. Архетипы – это базовые сюжеты, которые существуют в коллективной памяти людей. Эти сюжеты присутствуют в священных книгах, народных сказках и современных фильмах. Опора на архетип позволяет журналисту не только рассказать о событиях, но и связать их с «вечными» темами. Читатель же через эти «вечные» темы узнает в тексте события своей жизни, что повышает ценность статьи в его глазах. Кроме того, потребность в переживании архетипических ситуаций – один из мотивов обращения к СМИ.

Вот некоторые архетипические сюжеты:

• путешествие за чем-то и возвращение назад (например, путешествие за золотым руном);
• обретение и потеря любимого;
• благословение, ставшее проклятием;
• восстание из пепла;
• гадкий утенок.

Однако чрезмерное увлечение архетипами может привести к тому, что журналист вместо того, чтобы исследовать реальные события, будет лишь искать в них зацепки, позволяющие втиснуть эти события в какой-либо из архетипов. Поэтому если событие не укладывается в архетип, то нужно отказываться от архетипа, а не от правдивости.

Василиса Чикунова

КАК ПИСАТЬ ДЛЯ ГАЗЕТЫ

<…> Хорошо написанная вещь – ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает.

<…>

ПЛАНИРОВАНИЕ

Самая важная часть работы – это то, что происходит у вас в голове между окончанием сбора материала и мигом, когда будет написано первое слово. Вам нужно подумать и решить, о чем будет статья и как ее сделать. <…>  Не имеет значения, насколько вы преуспели в сочинении цветистых фраз и мудрых замечаний: если вы не имеете четкого представления о том, что хотите сказать, это обязательно вылезет наружу.

<…> Сюжеты могут быть сложными, не такими крепкими, как хотелось, или длинными, затрагивающими различные аспекты; могут быть заказными, причем на тему, малоинтересную для читателя. Тут вам придется крепко поразмыслить, о чем же ваш материал. Ответ не всегда лежит на поверхности. К примеру, речь идет о человеке, коллекционирующем и разводящем в своей московской квартире экзотических лягушек, внешне посвящен амфибиям, т. е. земноводным, а этой темой не всякого с ходу заинтересуешь. Но это еще и материал об эксцентричности и одержимости, о том, как хобби завладело жизнью человека (и его жильем). И это предмет куда более многообещающий, чем лягушки сами по себе.

Еще вам нужно выработать решение, в каком ключе вы собираетесь подавать статью. Будет ли это сугубо информационное сообщение? Статья на бытовую тему или материал развлекательного характера?

Способ подачи материала влияет на конструкцию, основные контуры которой необходимо представить до того, как начинать писать. В простом информационном сообщении план не займет много времени и сложится в уме. Но для длинных или сложных статей его лучше набросать на бумаге. Не бойтесь этого школярства. Так поступает не малоискушенный новичок, а серьезный человек, который хочет добиться максимального качества. План вовсе не обязательно делать подробным – достаточно расположить по полочкам основные блоки, возможно, с небольшими пометками о том, как эти блоки связать.

<…> По моему мнению, существует шесть признаков хорошо сделанного текста: ясность, свежий язык, точность, честность, экономичность и адекватность.

ЯСНОСТЬ

Любая статья должна быть ясной по мыслям, по композиции и по языку. Если это не так, над ней нужно еще раз подумать и/или переписать заново. <…>

Важно обращать особое внимание на следующие моменты:

Добиваться ясности еще до того, как напишете хоть слово.

Чтобы объяснить что-то другим, вы прежде должны понять это сами. Пока не поймете, не пишите.

Как можно осторожнее включайте каждый новый этап в свое повествование, каждое событие в цепь событий, каждый довод в доказательство.

Если вы перепрыгиваете с события А на событие В, вы заставляете читателя самого догадываться, что между ними произошло событие Б. Это утомляет, сбивает с толку и порой уводит в неверном направлении, особенно если событие Б произошло вопреки правилам и ожиданиям.

Не делайте логических скачков. Ваши мыслительные процессы понятны, но читателю их надо разъяснить.

Не считайте, что читатели наперед знают все и разбираются во всем.

После того как вы в качестве репортера покопались в технической или специальной отрасли знания, легко позабыть, что читатель осведомлен в ней не больше, чем были осведомлены вы до начала работы. <…>

Объясняйте жаргон.

Обычно рекомендуют избегать жаргона вообще, будь то научно-технический, бюрократический или любой другой. Я думаю, это ошибка. Немного жаргона даже полезно. Жаргон дает читателю ощущение проникновения в сферу, прежде закрытую для него, позволяет лучше узнать язык специалистов или, например, политиков. По этим причинам, а также ради любителей иронии, не стоит совсем убирать жаргон из статей. Избавляться надо не от него, а от привычки не объяснять значение жаргонизмов литературным, бытовым языком.

Это не значит, что следует употреблять жаргон часто, даже и с разъяснениями. Для журналистов, особенно для “специализирующихся” корреспондентов, существует опасность скатиться до его употребления лишь из желания показать свою осведомленность и причастность. Ради бога, если считаете, что это произведет впечатление на людей, пользуйтесь жаргоном на вечеринке, но только не в газете. По неведомой причине иные журналисты склонны щеголять компьютерным жаргоном (да еще и неправильно). Процесс написания материала с их точки зрения – “беспарольный ввод в открытый доступ”, и проблема здесь состоит в том, что, используя компьютерную лексику в устной речи, вы начинаете использовать ее и на письме.

<…>

Убедитесь, что написанные вами фразы предельно ясны.

Остерегайтесь написать предложение, о которое споткнется ваш читатель. Иными словами, не заставляйте его перечитывать фразу. Лучше сразу переписать по-новому. Разумеется, этот прием весьма в ходу: подвести читателя к одному, а выдать другое. Элемент неожиданности важен, чтобы текст был живым. Но такие вещи делаются сознательно, они не имеют ничего общего с бестолковостью.

Избегайте мудреной манеры письма и заумного языка.

Все, что написано с целью продемонстрировать могучий ум автора, – почти всегда очевидно плохо. Цель статьи – донести ваши мысли до читателей, а не упиваться ими самому. <…>

Последнее слово на тему ясности – простота.

Этого достоинства чаще всего требуют от журналистов, пишущих для массовых газет. Требование хорошее, но до определенного предела. Предел этот проходит там, где простота становится глупостью. Некоторые газеты, особенно в Великобритании и в Австралии, страшно недооценивают образованность своих читателей и в результате используют ограниченную лексику и упрощенный язык.

<…>

ЖИВОЙ ЯЗЫК

Главная задача газетных статей – дать читателю то, чего у него прежде не было: информацию, объяснения, наблюдения, анализ и так далее. Поэтому огромной потерей времени обернется изложение этого нового истасканным от частого употребления языком. Если вы поступите так, ваш материал не произведет ожидаемого эффекта, а для читателей даже самые свежие новости прозвучат как давно известные. Вот на что надо обратить внимание:

Подходите к каждой статье как к индивидуальному, новому проекту.

Не попадайтесь в ловушку работы по формуле: “А, это сюжет из серии “Он-сказал-она-сказала” – и мигом пишется статья по старому, обветшалому образцу. Конечно, сюжетных ходов не так много, но это не означает, что надо делать статьи, похожие одна на другую, подогнанные под единую формулу. <…>

Избегайте всяческих клише.

Вот, наконец-то, совет, которому так же легко следовать, как легко его дать. Клише – это слова и фразы, ставшие слишком привычными, отчего распознать их не составит труда. Есть хорошее правило: если вы подозреваете, что какая-то фраза – клише, значит, она точно клише и должна быть немедля вычеркнута. <…>

Избегайте автоматического использования слов.

Обычно это относится к прилагательным, которые иные журналисты инстинктивно связывают с определенными существительными. Все дела должны быть “крупными”, все отчеты – “шокирующими”, все убийства – “жестокими”, все проблемы – “широко распространенными”, все желания – “заветными” и так далее. Такие прилагательные стали подобны паразитам, живущим на словах-хозяевах, а их чрезмерное употребление – знак того, что эти описания уже давно ничего не выражают. <…>

Будьте очень осторожны с каламбурами.

Полный запрет на их использование был бы слишком суровой мерой, поскольку время от времени (положим, раз в три года) в какой-нибудь точке земного шара какой-нибудь журналист выдумывает свежий и удачный каламбур. Но в то же время в печати появляются миллионы других каламбуров, которые можно называть как угодно, только не удачными.

Не существует универсальных правил писательского мастерства, но вот одно, близкое к универсальности: никогда не пишите очевидные вещи. Если вы едете в Лас-Вегас, не пишите об игральных автоматах; если пишете про Лондон, постарайтесь добраться до конца статьи, ни разу не вспомнив про дожди или Биг-Бен; если пишете о Париже, оставьте другим описания женских нарядов. То же относится и к языку. Никто не посадит вас в тюрьму, если в развлекательной статье про кошек вы ни разу не обыграете коготки, девять жизней и хвост.

<…>

Создавайте новые сравнения, метафоры и обороты речи.

Когда бы вы ни поймали себя на том, что бессознательно тянетесь за идиомой, сравнением или метафорой, остановитесь и подумайте. Подумайте как следует, что же в действительности вы хотите сказать, и постарайтесь найти фразу, которая предельно точно передает вашу мысль, – не хватайтесь за то, что лежит ближе. Опытные литераторы обладают всеми навыками для того, чтобы обернуть или обыграть привычные фразы, вдохнув в них новую жизнь. Но они также затрачивают громадные умственные усилия на описание явления или на точную передачу его значения – а это значит тяжкий труд обретения фразы, подходящей как раз для этой ситуации.

Берегитесь модных словечек и фраз.

Язык так же подвержен веяниям моды, как одежда и прическа. Однако каждое новое модное словцо или фраза очень скоро начинают раздражать. Так что окажите любезность собственной манере письма – лучше будьте законодателем моды, чем ее последователем. Используйте свои собственные словечки, обороты, тон, и пусть другие копируют преходящую моду. Как советуют в учебнике стиля лондонской “Daily Telegraph”: “Если вас тянет ввернуть словцо потому, что им пользуются все модные авторы, смените либо слово, либо круг чтения, либо работу”.

ЧЕСТНОСТЬ

Есть в журналистике нечто, что мешает полной правдивости. Вечный недостаток времени, чтобы все проверить и написать полностью понятное сообщение, труднодоступность источников и информации, заданность объема, порой слишком маленького, – все это часто не позволяет сделать материал настолько полным или точным, как нам хотелось бы того.

<…>

1.         Пишите только то, в истинности чего уверены.

Правило очевидное, и напоминать его не следовало бы, но приходится. Очень многие журналисты, усомнись мы в том или ином эпизоде, скажут в ответ: “А, наверное, так”. Подобного рода предположения хороши для беседы с другом на кухне, но не для газеты.

2.         В каждой статье необходим баланс между правдивостью в деталях и духом материала.

<…> Вопрос здесь не только в правильном изложении точки зрения обеих сторон (а обычно их больше двух) и точности цитат. Вопрос также в соответствии вашей статьи истинному положению дел, как они видятся вам в целом. К примеру, вы берете интервью у человека, который все время ведет себя крайне сдержанно и проявит излишние эмоции при ответе на один-единственный вопрос. Разумеется, вы имеете право отметить его вспышку, но даже если вы процитируете этот ответ с абсолютной точностью, картина будет искаженной, если вы не упомянете, что в целом собеседник вел себя мягко.

3.         Не раздувайте.

Журналист занимается раздуванием материала, если прибегает к лексике более выразительной, чем необходимо для статьи. Зачастую это происходит непроизвольно, из желания подстроиться под некие общепринятые, по мнению автора, стандарты журналистики, и поэтому может быть отнесено к разряду клише. Но независимо от того, сознательно или бессознательно это происходит, цель одна – “подогреть” статью. Слова наподобие “сенсационный”, “шокирующий”, “драматичный” и “волнующий” используются при описании событий, в массе своей далеко не сенсационных. Как заметил один комментатор: «Если журналист прочувствованно описывает нечто “шокирующее”, знайте, что это нельзя принимать всерьез».

<…>

4.         Избегайте употребления в статьях упрощенного, не знающего полутонов языка заголовков.

Существует огромная разница между манерой письма, насыщающей тему жизнью, и манерой, дающей теме псевдожизнь. Наглядный тому пример – использование черно-белых слов.

В Англии в бульварных и даже в ряде хороших газет раздражение (означающее, что вы чем-то недовольны) сейчас неизменно преподносится как “ярость” (предполагающая гнев, вышедший из-под контроля), невезение превращается в “проклятие”, критика – в “брань”, ошибка – в “промах”, “преступление” и т. д.

Можно было бы и оставить подобную неточность в заголовках, если бы не одно “но”: язык сегодняшних заголовков – это язык завтрашних статей. Редакторы контролируют заголовки газеты, сверяясь со своим вкусом. Журналисты читают их и, желая попасть “в струю” своей газеты (и редактора) или прослыть “толковыми, бойкими авторами”, перенимают этот язык. Провинциальные репортеры перенимают этот язык из популярных столичных или общенациональных газет и подражают ему, нередко в еще более скверном варианте. А затем какая-нибудь хорошая, но клонящаяся к закату газета, желая выглядеть “помоложе” или “поживее”, переймет эти крупные заголовки, а с ними и другие крайности, хорошо еще если не из худших. И таким образом течение журналистики загрязняется. Если в язык вашей газеты еще не вторглись резкие черно-белые словечки, зорко высматривайте их.

Не делайте предположений относительно мотивов.

Ваша задача как репортера – в отличие от комментатора – выяснить происходящее и сообщить о нем, а не додумывать события. Если человек что-то совершил и его мотивы имеют отношение к вашей будущей статье, спросите об этих мотивах, а не гадайте о них. Журналистика не игра в “угадайку”.

ТОЧНОСТЬ

Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить точно, таковы:

Что?

Что случилось?

Кто?

Из-за кого это случилось?

Кто это сделал?

Его возраст, облик, должность, полномочия, и все то, что имеет отношение к делу.

Где?

Где это случилось?

Когда?

Время и дата события?

Как?

Как это случилось?

Дайте объяснение случившемуся.

Почему?

Почему это случилось?

Кроме того, надо обращать внимание на следующие моменты:

Всегда избавляйтесь от абстрактности и используйте конкретные детали.

Мы, репортеры, – те, кто обязан выслушивать расплывчатые общие фразы, проводить на их основе расследование и детально излагать то, что выяснили. Поэтому нежелательны статьи, лишенные конкретики. Ничего хорошего нет в журналистике, которая пишет о “криминальных структурах” и “официальных организациях”, не называя их по имени. На посту редактора отдела новостей вы будете мгновенно распознавать такие статьи – достаточно будет мельком взглянуть на текст в поисках заглавных букв. Если их там немного, значит, статья носит чрезмерно общий характер. Значит, вам надо добавить в нее уточняющие, конкретные детали, упомянуть все имена, составить списки, расставить все точки над “i”. Следует быть очень осторожными, занимаясь такими уточнениями в статье, но делать их необходимо. <…>

Пользуйтесь известной шкалой.

Авторы статей нередко прибегают к словам типа “фактически”, “сравнительно” и “очень” для обозначения шкалы ценностей. Но “очень” – это сколько? Будьте точны, пользуйтесь общепонятной шкалой оценок.

<…> Сообщите читателям нечто, что будет значить одно и то же для всех них. То же самое следует сказать и об описании внешности. “Высокая, привлекательная женщина”. А что это значит? Но если я напишу, что она блондинка шести футов ростом, мы все будем знать, о чем идет речь. “Она умна”. Ничего не значащая фраза… Но если я напишу, что у нее ученая степень в политологии, начинает проясняться что-то конкретное.

Избегайте эвфемизмов.

Эвфемизмы – это язык, с помощью которого люди прячутся от действительности. Например, они говорят, что кто-то “отходит”, имея в виду его кончину… <…> Журналистам не следует прибегать к эвфемизмам – разве что иронически. <…> Описывая насильственную смерть – в результате ли убийства, на войне или в катастрофе, – решайте сами, насколько вы можете быть выразительны, не вызывая у читателей тошноту. Точность вовсе не должна отдавать патологией. Точность должна быть аккуратной в изложении, и описывать события следует с надлежащим количеством уместных подробностей, не ударяясь в бесчувственность. Для того чтобы сообщить какую-то известную вам жестокую подробность, у вас должна быть причина.

Наилучший эффект достигается использованием сдержанной, взвешенной лексики.

<…>

АДЕКВАТНОСТЬ

Адекватность – это соответствие стиля, тона и темпа изложения теме статьи. Далеко не ко всем темам нужен особый подход, но иные следует разрабатывать внимательно и аккуратно. Многие из них – очевидные. Вопросы жизни и смерти, к примеру, требуют серьезного обращения (если только вы не пишете колонку и не специализируетесь на дурном вкусе). Вот несколько правил, подходящих для самых ясных ситуаций:

Репортажи о быстром развитии событий следует писать темпом, отражающим реальность.

Язык такой статьи должен быть энергичным, композиция – четкой, глаголы – прямыми, фразы – емкими, прилагательных – как можно меньше. Наглядный пример – описание безумия, охватившего Санкт-Петербург в августе 1914 года, в первые часы после объявления Германией войны России. Этот репортаж, написанный Сергеем Курнаковым, – образчик материала, который читался в том же быстром темпе, в каком происходили описываемые в нем события:

“Когда я добрался до Исаакиевской площади, она была запружена народом. Было около девяти часов, еще светло – спокойный, восхитительный сумрак северных ночей.

Чудовищная гранитная глыба германского посольства находилась напротив красных гранитных стен Исаакиевского собора. Повсюду толпились люди, ожидая, что что-то произойдет. Я смотрел, как несколько чересчур ретивых патриотов обыскивали молодого флотского офицера, когда ритмичные удары топором по металлу заставили меня перевести взгляд на крышу германского посольства, украшенную колоссальными фигурами раскормленных германских воинов, сдерживавших упряжки жирных лошадей. Флагшток был украшен бронзовым орлом с распростертыми крылами.

Несколько человек деловито били топорами по ногам тевтонов. Первый же удар привел толпу в неистовство: фигуры героев были полыми!

“Пустые! Добрый знак! Только и знает немчура, что надувать! Руби все! Нет, лошадей оставь!”

Топоры застучали все быстрее и быстрее. Наконец один из воинов качнулся, накренился и рухнул на тротуар с высоты ста футов. Раздался страшный вопль, распугавший ворон с позолоченного купола Исаакия. Настала очередь орла. Птица со свистом упала вниз, искореженные осколки вмиг утонули в волнах Мойки.

Но уничтожения символики оказалось явно недостаточно. Вмиг организовалась группа, и боковая дверь посольства была выбита. Я видел, как пятна света от фонарей и факелов двигались вовнутрь, поднимаясь с этажа на этаж. Распахнулось большое окно, откуда в стоящую внизу толпу вылетел портрет кайзера. За портретом последовали рояль розового дерева, взорвавшийся, точно бомба. Стон разорванных струн секунду дрожал в воздухе, но был заглушен – слишком много людей пытались перекричать собственный страх перед будущим”.

В этом описании нет ни одного лишнего слова. Каждая подробность дана точно и с минимумом прилагательных. Как и всякий образец превосходного писательского мастерства, эта статья не нуждается в редактировании.

Если в статье идет речь о событиях, вызывающих содрогание, удержитесь от чрезмерно сильных описаний.

Не то чтобы описания с нажимом годились для других ситуаций, просто этот соблазн сильнее всего, когда ваш материал – экстраординарный. Пусть события сами по себе производят впечатление. Постарайтесь не нагнетать драматизм, давая оценки и характеристики. Не пишите, например, что материал “сенсационный”, “волнующий” или “экстраординарный”. Подавайте статью без подобных комментариев, и пусть читатель сам решает.

<…>

Если статья связана с сильными эмоциями, лучше преуменьшить, чем преувеличить.

Это не значит, что их надо глушить, но лучше избегать слов, направленных на усиление эффекта. Материал, берущий читателя за душу, лучше всего действует, если изложен сдержанным тоном.

ЮМОР

<…> Веселый тон в статье, где сообщается об оскорблении, несчастье или огорчении, абсолютно неуместен. Если происшествие содержит элемент комизма (пусть и спорного), читатели сами его обнаружат, лишь бы событие было изложено четко.

Большинство журналистов согласятся с тем, что писать с юмором очень трудно. Беда в том, что осознание этого не останавливает попыток. И в самом деле, в стольких газетных статьях видны усилия (малорезультативные) писать с юмором. А ведь истина проста: быть забавным на газетных страницах – талант от Бога, а Он дает этот талант очень немногим из нас.

Писать с юмором – все равно что петь, не перевирая мелодию. Если вы обладаете слухом, вам не нужно этому учиться; если нет, вам не помогут никакие учителя.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В прошлом столетии и некоторое время в нынешнем журналистам в Великобритании и в Соединенных Штатах платили построчно. Эта система оплаты породила поколение журналистов, способных писать немалых размеров статьи ни о чем. И в наши дни оплата работы внештатных корреспондентов в Западной Европе, конечно, зависит от объема материала, но не так строго. Штатные же журналисты не получают никакого гонорара. Но все же в мире сохранилось еще достаточно потомков журналистов-построчников, поэтому несколько слов о том, как писать эффективно:

Заставляйте каждую фразу и предложение работать.

Все фразы должны либо сообщать новую информацию, либо каким-либо способом продвигать повествование вперед. Если какая-то фраза статьи не выполняет эту функцию, вычеркните ее.

Избегайте расточительности.

В каждом языке существуют конструкции, использующиеся в речи для того, чтобы успеть говорящему сформулировать, что он хочет сказать: “Общеизвестно, что…”, “Не приходится сомневаться в том, что…”, “Следует отметить также…”. Избегайте их, как и всего, что замедляет темп статьи. Журналистика, особенно в сфере новостей, обязана соблюдать темп. Она его не потеряет, если предыдущую мысль изложить так: “Важное требование для большей части журналистики – для очерков, спортивных материалов и особенно для информационных сообщений – состоит в том, чтобы в развитии их сюжета присутствовал такой двигательный фактор, как темп”.

Пишите, не заглядывая в свои заметки.

Вы сможете писать быстрее и эффективнее, если не будете при этом каждые пять секунд заглядывать в свою записную книжку. Вообще, не следует приступать к статье, пока вы неясно представляете ее целиком. Если писать, не используя блокнот, в текст войдет лишь самое важное. Детали, точное написание имен, цифры – все это можно уточнить по записной книжке позже. Там обязательно отыщется один-два пункта, которые вы добавите после, но костяк материала будет написан с куда большей эффективностью, если вы пишите из головы, а не переписываете большие куски из блокнота.

Выискивайте в тексте все очевидное и глупое и безжалостно вычеркивайте.

Даже самые опытные авторы иногда ловят себя на том, что пишут очевиднейшие вещи. Обычно это – связки между абзацами, над которыми вы долго бились, а потом, чтобы соединить их, написали совершеннейшую чепуху. Только недавно я вычеркнул из одной статьи фразу: “Конечно, жизнь балерины состоит не из одних лишь аплодисментов…” А кто утверждал, что состоит? Самое интересное с этими связками – вычеркнув, обнаруживаете, что вполне можно обойтись и без них.

Используйте активный, а не пассивный залог.

События происходят, а люди говорят, и об их активной роли нужно писать прямо. То есть: “Московский международный аэропорт откроет новую взлетно-посадочную полосу в 1998 году”, а не: “Было решено, что новая взлетно-посадочная полоса Московского международного аэропорта откроется в 1998 году”. Некоторые глаголы, вроде “поступить”, “унести” и “дать”, часто используются для передачи пассивности, например: “От Ельцина поступило требование” (лучше будет: “Ельцин потребовал…”), “Землетрясение унесло 3000 жизней” (“При землетрясении погибли…”) и “Этот шаг дал толчок…” (лучше уж: “В результате этого шага…”). Активный залог глаголов не только более эффективен, он, как следует из его названия, более активен.

Реже используйте цитаты.

Вы можете писать куда более эффективно, чем многие – говорить. Например, вместо “Представитель ООН заявил: “Мы полностью отрицаем правдивость этого утверждения”, напишите просто: “Представитель ООН отрицал правдивость этого заявления”. И вообще, для передачи информации следует использовать косвенную речь. Цитаты придают статье плоть и кровь, но в основном их стоит приберегать для материалов, посвященных обмену мнениями, давая людям возможность прокомментировать их или дать представление об авторах цитат, их мнениях или чувствах. Не надо пользоваться ими лишь для насыщения статьи.  <…>

Сокращайте цитаты так, чтобы это было ясно видно.

Существует только один честный и безопасный способ сокращать цитаты – обозначить удаленные места многоточием. Например: “Я считаю подобное требование возмутительным… У нас нет ни малейшего намерения сдаваться. Мы собираемся бороться до конца”. Никогда не следует просто выбрасывать лишние фразы, соединяя оставшиеся воедино так, будто они и были произнесены таким образом. Если же желаемой краткости все равно не достичь, используйте косвенную речь.

Пользуйтесь таблицами и списками для выделения пунктов в статье.

На бумаге это может занять чрезмерный объем, но этот прием очень полезен, если вам нужно выделить большое количество пунктов. К примеру, вместо того чтобы в нескольких длинных абзацах описывать, скажем, сокращение правительственных расходов на транспорт, сведите их в таблицу. Но будьте осторожны: может случиться так, что большую часть пунктов этой таблицы придется прокомментировать.

Избегайте бессмысленных определений.

Фразы “серьезная опасность”, “неподтвержденные слухи” и “чрезмерно обеспокоенные” представляют собой, если секунду поразмыслить над ними, полную бессмыслицу. В конце концов, как опасность может быть “несерьезной”? А если слух нашел подтверждение, тогда это уже не слух, а факт, и вполне конкретный. Такие автоматические фразы следует урезать до главного слова, как и прочие бессмысленные определения, вроде “достаточно уникальный”. Явление либо единственно в своем роде, либо нет, и если нет, тогда оно не уникально ни в коей мере.

Не прибегайте к цитатам, чтобы повторить то, что уже было сказано.

Такой нерациональный подход встречается очень часто. Вот, скажем: «Министерство выступило с опровержением, спикер заявил: “Мы не согласны с этим утверждением”…». Напишите только одну из этих фраз, лучше первую.

Выучите слова своего родного языка, которые можно употреблять вместо длинных фраз.

“Тема, к которой я собираюсь обратиться”, например, поместится в одно короткое слово “это”.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ И ПЕРЕПИСЫВАНИЕ

Автор должен быть своим самым придирчивым критиком. Очень важно перечитать написанное, отыскивая слабые места, и переписать статью, если вы недовольны ею.

Как правило, к тому моменту, когда статья окажется перед глазами у кого-то другого, может быть слишком поздно как для исправлений, так и для вашей репутации. <…>

Если статья читается гладко, оставьте ее в покое, удержитесь от соблазна добавить пару-тройку цветистых фраз, уподобляясь повару, добавляющему в пирог еще несколько ягод.

Лучше займитесь ее сокращением. Есть ли в тексте слова и фразы, которые замедляют темп? Мне редко попадались материалы (включая мои собственные), которые нельзя было бы улучшить, вычеркнув что-то. Эта работа сродни затягиванию гаек и болтов на мебели. Если их не затянуть, она будет разболтанной и неустойчивой. (Возможно, вам будет интересно узнать, что изначально эта глава была на несколько страниц длиннее, чем сейчас).

РАДОСТИ ПИСАТЕЛЬСТВА

Конечно, временами приходится как следует попотеть. Разумеется, бывают сюжеты, которые кажутся бессмысленной мешаниной бесполезных сведений, пока вы не проведете несколько часов, впихивая их в подходящие рамки. Бывают и моменты полнейшей паники, когда приближается срок сдачи материала, а он готов лишь наполовину, и непонятно, что делать с другой. Но удовольствие от того, что вам удалось ухватить нечто и, как на булавку, посадить на слова, на ваши слова – удовольствие это безмерно. Как безмерен восторг от превращения разрозненной информации в осмысленную композицию. Эти ощущения сильнее даже побуждений писать ради заработка. <…>

Источник: Рэндалл Д. Универсальный журналист / Дэвид Рэндалл; [пер. с англ. А. Порьяза ; Ассоц. Преподавателей журналистики нац. ун-тов России. — 3-е изд., испр. и доп.]. — Вел. Новгород : Кириллица ; СПб. : АОЗТ «Санси», 1999. — 367 с. То же [Электронный ресурс].  (дата обращения 24.05.2016). Глава 9.

  • 1
    Краткие предложения

  • 2
    Абзац = Мысль

  • 3
    Сначала главное

  • 4
    Активный залог лучше

  • 5
    Глаголы = Волшебники

  • 6
    Помощь однородных членов

  • 7
    Приём наглядности

  • 8
    Отбросить НЕоригинальность

Журналистские текст — это профессиональные публикации, с которых можно брать пример. И безусловно, для написания хороших тестов, журналисты используют определённые правила. Оставим лишние предисловия и перейдём сразу к сути.

Краткие предложения

Читателем легче воспринимаются краткие предложения. Меньше воды: не используйте неинформативных слов.

Агентством UPI была установлена взаимосвязь между читабельностью материала и количеством слов в предложении:

до 8 слов очень легко читается,

от 8 до 11 слов легко читается,

от 12 до 14 слов сравнительно легко,

15–17 слов средне,

18–21 слово относительно тяжело,

22–25 слов тяжело,

больше 25 слов очень тяжело.

Но, параллельно с этим текст не может содержать исключительно короткие предложения. Точку в тексте можно сравнить с сигналом «стоп» на светофоре: частые остановки быстро утомляют. Уравняйте содержание длинных предложений и коротких, чередуя их в тексте.

Абзац = Мысль

Каждый абзац это полноценно законченная мысль. Не перегружайте один абзац двумя мыслями и не растягивайте одну мысль на два абзаца.

Сначала главное

Опишите суть события, а лишь потом детали. Не рекомендуется описывать сначала причины и следствия, поскольку второстепенное вытеснит главное. Прежде всего, сообщите читателю факты и только после этого проводите  оценку событий и объектов

Активный залог лучше

Между активным и пассивным залогом выбирайте первый вариант. Активный залог подразумевает субъект действия, выраженный подлежащим. К примеру, «садовник вырастил розу». В пассивном залоге подлежащее называет объект, испытывающий действие. Например, «роза выращена садовником». Пассивный залог целесообразнее использовать, когда нужно привлечь внимание к самому объекту действия.

Глаголы = Волшебники

Оживляйте свой рассказ при помощи глаголов действия. Всего 10-15 глаголов в абзаце помогают максимально развить тему и сделать рассказ более ярким. Существительные же, наоборот, замедляют ход повествования. Старайтесь минимизировать их употребление в текстах. Слишком длинные официальные названия рекомендуется сокращать. Вместо статичных описаний используйте динамические, описывающие какое-либо действие.

Помощь однородных членов

Наличие разного количества однородных членов предложения воспринимается читателем по-разному. Одним словом мы обозначаем: «девочка умная». Единичная характеристика принимается за неоспоримую правду. Использование двух слов в характеристике сопоставляет два качества: «девочка умная и красивая». В этом случае две характеристики идут параллельно, но при этом не зависят друг от друга. Три слова в характеристике связывают и замыкают смысловой круг: «девочка умная, красивая и общительная». Так читатель может сделать выводы о характере девочки. Если вы хотите заострить внимание на противоречивости объекта, то используйте в описании четыре однородных члена.

Приём наглядности

Применяйте прием наглядности, то есть незнакомые, новые ситуации описывайте с помощью известных и понятных примеров. К примеру, журналист, журналист пишет статью о химической лаборатории и сравнивает происходящее в ней с приготовлением обеда для большой семьи.

Отбросить НЕоригинальность

Не используйте приевшихся слуху метафор и крылатых выражений: «хитрый, как лиса», «мудрый, как филин» и т. д. Читатель понимает эти выражения по-своему. Таким образом, передача информации будет искажаться. Старайтесь употреблять в текстах точные слова для описания или создайте авторские метафоры и литературные обороты.

Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетовЛюбой человек, имеющий хотя бы общее представление о журналистике, понимает, что в первую очередь эта деятельность связана с поиском информации. И его можно назвать основополагающим в работе журналиста как автора материалов: статей, эссе, отчетов и т.д.

Содержание:

  • Как искать информацию (общие рекомендации)
  • Как написать эссе
  • Как написать статью
  • Как написать журналистский отчет
  • Проверочный тест

Как и следует полагать, начнем мы с информационного поиска.

Информационный поиск (общие рекомендации)

Информационный поиск – это выявление в текстовых массивах сведений, касающихся определенной темы и удовлетворяющих заданным условиям. Эти сведения содержат в себе самые значимые факты.

Поиск информации предполагает прохождение нескольких стадий:

  • Определение информационной потребности
  • Формулировка запроса
  • Определение источников, содержащих информацию по запросу
  • Извлечение информации из источников
  • Ознакомление и анализ полученной информации

Четкое понимание того, что нужно найти, очень важно, но максимального внимания заслуживает вопрос об источниках искомого материала. Интересующая информация может находиться в библиотеках, архивах, картотеках, журналах, газетах и прочих СМИ и, конечно же, в интернете. Сейчас, естественно, наиболее востребован последний, но прочими источниками пренебрегать не нужно, т.к. в них тоже можно найти массу полезного (например, в архивах могут быть данные, которые никто и никогда не загружал и, вполне вероятно, даже не загрузит в интернет, а они могут быть очень ценными).

Источники, из которых берется информация, должны быть достоверными. С большой долей вероятности достоверность определяется по их стилистике. Самые распространенные – это:

  • Научно-популярные размышления
  • Научные исследования
  • Философская литература
  • Художественная литература
  • Публицистические произведения
  • СМИ

Ни один из источников нельзя назвать достоверным на 100%, но максимальная достоверность присуща научным исследованиям и научно-популярным размышлениям. Сведения, найденные в любом другом источнике, нужно тщательно проверять, чтобы использовать в работе только актуальные и правдивые данные.

Непосредственно процесс информационного поиска основывается на ряде принципов:

1 Принцип наглядности
2 Принцип научности
3 Принцип актуальности
4 Принцип систематичности
5 Принцип доступности
6 Принцип избыточности

А если говорить о поиске данных в интернете, то он бывает простым и расширенным. В первом случае в поле поисковой системы вводится сформулированный запрос, а во втором поиск осуществляется по заданным параметрам, которые устанавливаются при помощи специальных фильтров в поисковой системе.

Освещенные моменты – это основное, на что требуется обратить внимание при поиске информации. Подробное описание всех принципов и правил вы найдете вот здесь (обязательно перейдите по ссылке, чтобы избавиться от затруднений). Мы же переходим к основным разделам.

Как написать эссе

Как мы знаем, эссе называется небольшое сочинение свободной композиции, где выражается индивидуальное мнение, соображения и умозаключения автора на волнующую его тему. Эссе никогда не стремятся сделать исчерпывающим, т.к. его целью является не столько предоставление абсолютно всей информации по теме или ответы на вопросы, сколько развитие творческого мышления и навыка грамотного изложения мыслей.

Эссе могут различаться по нескольким признакам:

  • По содержанию (исторические, художественные, философские и т.п.)
  • По литературной форме (заметки, письма, рецензии и т.п.)
  • По стилистике (критика, аналитика, описание и т.п.)
  • По форме описания (субъективные и объективные)

Чтобы правильно писать эссе, нужно руководствоваться его признаками. К таковым относятся:

  • Небольшой объем (рамок нет, но рекомендованный объем – 3-7 страниц печатного текста).
  • Конкретная тема и субъективная трактовка (эссе всегда пишется на одну конкретную тему, выражает одно мнение или отвечает на один вопрос).
  • Свободная композиция (нет никаких формальных границ).
  • Непринужденное повествование (манера общения с читателем должна быть доверительной; сложных конструкций, строгих и размытых трактовок следует избегать; автор должен свободно владеть темой).
  • Парадоксы (эссе может вызывать у читателя удивление; некоторые авторы считают это условие обязательным).
  • Смысловая целостность (эссе отличается внутренней согласованностью и непротиворечивостью).
  • Разговорная речь (смысл должен быть доступен каждому человеку, но в то же время нельзя применять шаблоны, клише, избитые фразы, а также жаргон и сленг).

Что касается структуры, то нужно учитывать два условия:

  • Все мысли нужно выражать кратко и в тезисной форме
  • Все тезисы нужно аргументировать

На этих условиях основывается и план эссе:

1

Введение

2

Тезис + аргументы

3

Тезис + аргументы

4

Тезис + аргументы

5

Заключение

При написании эссе обязательно нужно учитывать и несколько важных нюансов:

  • Главная тема эссе и темы его разделов должны быть четко определены
  • Внимание читателя можно захватывать посредством интересных фактов, аллегорий, парадоксов или ярких фраз
  • Вступление и заключение должны фокусировать внимание читателя на основной проблеме
  • Обязательно выделение абзацев, разделов и красных строк
  • Обязательно наличие логической связи между отдельными разделами
  • Информация должна преподноситься экспрессивно, эмоционально и в художественной форме

К более формальным правилам относятся:

  • Наличие заголовка
  • Произвольная структура (не обязательна, но допускается)
  • Факты могут предшествовать аргументам и наоборот
  • Формулировка может быть тождественна итоговому заключению
  • Отсутствие лексических загромождений из служебных деталей («я расскажу», «я пришел к выводу», «я понял» и т.п.)

И последнее, на что мы обратим внимание, говоря об эссе, – это самые распространенные ошибки. Перечислим их:

  • Дефицит деталей (любые доводы нужно подкреплять фактами).
  • Затянутые вступления (предисловие нужно делать кратким и четким).
  • Длинные фразы (предложения нужно делать короткими и емкими).
  • Многословие (не нужно «лить воду» и использовать слова, без которых можно легко обойтись).
  • Перегруженность официальными данными и научными понятиями (даже если они есть, они должны быть только по делу; основные мысли должны принадлежать автору).
  • Некачественная проверка (при проверке нужно устранять ошибки, неудачные речевые обороты и т.п.; проверку нужно делать минимум 2-3 раза).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы понять, как правильно пишется эссе. Но если у вас остались какие-то вопросы по его написанию, ответы на них вы можете найти по этой ссылке.

Как написать статью

Статья представляет собой такой жанр журналистики, где автор анализирует какие-либо явления, общественные ситуации, процессы и т.д. с позиции лежащих в их основе закономерностей. Также в статье автор предлагает решение проблемы.

При написании статьи следует уделить особое внимание ее структуре. Составляющими статьи являются:

1 Заголовок. Чаще всего это фраза, которая обозначает предлагаемую автором для анализа проблему. Он должен быть ясным, емким, вызывать интерес и привлекать внимание. Очень эффективны заголовки, содержащие вопрос.
2 Вступительная часть. В большинстве случаев таковой служит один или два абзаца, подробно раскрывающие проблему, которую поставил автор, и обозначающие ее важность для читателя. Цель вступления – побудить читателя к прочтению статьи.
3 Основная часть. В ней автор анализирует проблему, рассматривает ее с разных точек зрения и определяет наиболее подходящее на его взгляд решение.

4 Заключительная часть. Как и введение, она не должна быть громоздкой. Одного-двух абзацев вполне хватит, чтобы предложить свое резюме и сделать определенные выводы. Смысл заключения – подвести к общему знаменателю все рассуждения основной части и ответить на вопросы, поставленные по вступлении.

Если же разбить процесс написания статьи на этапы, можем увидеть следующую пошаговую инструкцию:

  • 1-й шаг. Выбор темы или постановка проблемы.
  • 2-й шаг. Составление плана статьи. План может быть кратким (с указанием основных пунктов статьи) или более подробным – тезисным (идеи представляются в виде кратких предложений, задавая направление при написании материала). Также в плане нужно отразить необходимые выводы и аргументацию своей позиции. Именно на этом этапе удобно составлять заголовок, но некоторые авторы составляют заголовки уже после написания статьи.
  • 3-й шаг. Написание вступления, где отражается актуальность проблемы для читателя.
  • 4-й шаг. Написание основной части. Необходимо руководствоваться составленным на 2-м шаге планом, использовать списки, диаграммы, графики, таблицы, картинки и т.п.
  • 5-й шаг. Написание заключения, в котором делаются выводы.
  • 6-й шаг. Небольшой перерыв. Он может составлять 10-15 минут. Это нужно, чтобы немного разгрузить мозг, отвлечься и «обновить» внимание, т.к. по мере написания статьи оно будет притупляться, из-за чего велика вероятность не заметить ошибки, неудачные фразы и предложения и т.п.
  • 7-й шаг. Перечитка статьи, исправление ошибок и формулировок, исключение избыточных слов и т.д. При желании этап правок можно пройти повторно.
  • 8-й шаг. Создание заголовка (если он не был составлен на 2-м шаге).

И еще несколько рекомендаций, которые помогут вам в написании статей:

  • Старайтесь использовать преимущественно короткие предложения. Избегайте вводных слов, слов-паразитов, причастных и деепричастных оборотов.
  • Старайтесь преподносить материал простыми словами.
  • Для удержания внимания читателя используйте графические материалы.

А в качестве дополнения советуем вам почитать несколько статей нашего ресурса: «Как научиться писать грамотно», «Логичность и структура текста» и «Как написать текст на любую тему». Пусть на это потребуется потратить чуть больше времени, но тем самым вы сэкономите массу времени в будущем, т.к. научитесь эффективным приемам и не будете совершать распространенных ошибок, в том числе и стилистических.

Как написать отчет

Естественно, речь идет о журналистском отчете. Журналистским отчетом называется официальный рассказ о каком-то событии (главным образом это события кабинетного (протокольного) характера). Вообще отчет как жанр пришел в журналистику из области экономики и политики. Изначально отчеты представляли собой «сухие» документы, но сегодня они должны не просто излагать факты, но и быть интересными для читателя и учитывать его потребности.

Основные признаки отчета таковы:

  • Факты представляются как художественные слепки каких-то событий.
  • Внимание сосредоточено на участниках событий, высказываниях, выступлениях, поступках, действиях людей и мотивации их поведения.
  • Основой отчета служит событие, выраженное в словесной форме.
  • Цель отчета состоит в точном отображении «информационного события» (доклада, выступления, конференции, семинара, симпозиума, собрания и т.п.) с изложением происходившего в хронологическом порядке.
  • Ограниченность повествования пространственно-временными рамками.
  • Детализация информации посредством реплик лиц, участвовавших в событии.
  • Информация преподносится по большей части нейтрально – с позиции пассивного наблюдателя.
  • Учитывая то, что читатель, знакомясь с отчетом, желает быстро понять суть дела, отчет должен быть невелик по объему и выполнен в энергичном стиле.

Отчеты ко всему прочему бывают и нескольких видов:

A Прямой отчет. Это банальный краткий пересказ, в котором авторская позиция никак не выражается.
B Тематический отчет. Отчет с акцентом на главном аспекте описываемого события. Допускается эмоциональное описание, но авторская позиция чаще остается нейтральной.
C Аналитический отчет. Служит для отображения внутренней связи речей, докладов и выступлений; внутреннего содержания событий. Считается самым сложным видом отчетов, и подразделяется на три подвида: отчет-объяснение, отчет-оценку и отчет-программу, что зависит от специфики интересов автора. Присутствует авторская позиция.

Также отчеты могут отличаться по форме подачи:

  • Прямой отчет – информация передается непосредственно с места событий без лишних комментариев.
  • Отчет-коммюнике – рассказ об уже прошедшей встрече (именно политической).
  • Отчет-размышление – отчет, включающий элементы комментирования.
  • Пространный отчет – информация, сопровождающаяся расширенными комментариями.

Писать отчеты нужно уметь каждому начинающему журналисту, т.к., во-первых, это позволяет «набить руку», а во-вторых, опыт помогает научиться делать из обычных отчетов качественные репортажи.

В написании отчета нужно ориентироваться на несколько важных моментов:

  • Язык подачи должен быть формальным и безличным
  • Выражения должны быть предельно точными
  • Подробности должны быть только те, что неизвестны читателю (изначально нужно определить, что ему известно или может быть известно)
  • Информация должна доноситься понятно
  • Структура текста должна быть простой
  • Материал должен быть организован и по возможности проиллюстрирован
  • Один абзац отчета может состоять из 2-4 предложений
  • Приветствуется использование цитирования

Что касается структуры отчета, то она предельно банальна:

  • Новостное ядро (краткое выражение сути описываемого события)
  • Речи участников события, столкновение их мнений, ход обсуждения проблемы
  • Выводы и результаты события

Создавая отчет, нужно стремиться к оживлению пересказа события, применяя для этого средства привлечения и удержания внимания. Нужно приводить описания реальных ситуаций и диалогов, воссоздавать эффект присутствия, добавлять свои умозаключения и комментарии, анализировать (если это допускает форма отчета). Для описания событий следует использовать максимум журналистских средств – только так читатель может быть заинтересован и замотивирован к изучению материала.

Нельзя упускать из вида подробности, которые придают описываемому событию и самому отчету особенный характер и неповторимость. Нужно указывать, что именно происходило в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. Если необходимо выделить авторское отношение, то делать это требуется грамотно: сначала автор предлагает читателю «прочувствовать» событие, а затем поясняет его; открытые комментарии, если они есть, даются только в конце.

Автор любого отчета, если он говорит о людях, принимавших участие в событиях, в обязательном порядке должен предварительно установить и проверить, а потом – назвать их имена и фамилии, занимаемые должности. Если публикация включает в себя формулировки поставленных задач или принятых решений, их надлежит указывать предельно точно и дословно, а не в пересказе.

И еще немного о требованиях к отчетам:

  • Суть передаваемых высказываний должна соответствовать реальному положению дел.
  • Предложения и абзацы нужно выстраивать так, чтобы как можно точнее передавались связи информации и идей, причин и следствий.
  • Цитаты должны быть уместными и содержать логически законченные мысли.
  • Факты и официальные данные (если делать упор на них не требует задание) не должны отягощать текстовый материал, иначе внимание читателя может быстро притупиться.
  • Даже самые скучные данные желательно излагать в необычной форме, используя образные и яркие языковые средства.
  • В отчете не должно содержаться длинных перечислений фамилий.
  • В отчете не должны содержаться малоизвестные термины и понятия, цифровые нагромождения (если изначально присутствуют специфические слова, их нужно заменять более простыми, а профессионализмы следует сопровождать комментариями).
  • Фрагменты выступлений желательно не комментировать, а цитировать (это же относится и к тезисам итоговых документов, если таковые имеются), но чрезмерного цитирования лучше избегать, иначе есть риск затруднить читателю чтение и оттолкнуть его.

Если есть возможность пообщаться непосредственно с докладчиками, очень удобно брать у них тексты выступлений, т.к. это позволяет избежать ошибок в именах, фактах и цифрах.

Берите на заметку эту информацию, и написать эссе, статью или отчет у вас не составит никаких проблем. Также мы надеемся, что и поиск информации станет для вас не только полезным, но и приятным занятием. На первоначальном этапе, конечно, придется потрудиться подольше, но с практикой навыки отточатся, и работа пойдет, как по маслу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы продолжим практику, и расскажем о том, как написать пресс релиз, как представить репортаж, как взять интервью и как вести свою колонку.

2 Жанры и типология4 Репортажи и интервью →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить договор при продаже квартиры с долями образец
  • Как найти работу в кингдом кам деливеранс
  • Как найти первообразную функции cos 3x 4
  • Как составить таблицу значений по алгебре
  • Как найти экстрасенса который действительно поможет