Как составить текста для диктанта

Чтобы составить диктант, надо определить его цель. Диктанты бывают орфографическими и пунктационными. В зависимости от того, что вы хотите этим диктантом проверить, подбирается текст их художественной литературы, который можно подкорректировать самостоятельно, упрощая сложные предложения и добавляя нужные слова. В нем на проверяемое правило должно быть не менее 6 слов. В диктанте не должно быть слов и предложений, пунктуацию и орфографию которых не проходили.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Елена Шамси­ева
[20.5K]

9 лет назад 

Как помню со времен школы- текстом для диктанта может послужить любое литературное произведение. Только очень внимательно нужно пройтись по тексту, чтобы в нем не было слов и их сочетаний, предложений, написание которых определяется правилами, еще не пройденными теми учениками, для которых этот диктант составляется.

Знаете ответ?

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Написание диктанта без ошибок

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Диктант по русскому языку

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Ученье и труд все перетрут

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

  • Важно быть выспавшимся, собраться и максимально сосредоточиться только на тексте, который будет диктовать преподаватель.
  • Преподаватель обычно выделяет границы абзацев и предложений, а также читая с выражением позволяет Вам расставить знаки пунктуации в предложении верно.
  • Напиши текст и вернись к его проверке.
  • Повторно в уме прочти текст, отметь знаки препинания, проверь орфографию. Не смотри в соседскую тетрадь, ведь есть большая вероятность допустить не только свои ошибки, но и собрать чужие.

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

  • Что пригодится при подготовке к экзамену помимо знаний?
  • Отчет по практике для студента: понятие отчета, как его подготовить?
  • Выиграй приставку Sony PlayStation 5 от Напишем.ру!

Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!

Просто заказать
ее сдачи — и будет вам счастье :)

Чтобы провести словарный диктант, учитель русского языка несколько раз прочитывает список трудных по написанию слов.

Но если ученик захочет подготовиться к диктанту в домашних условиях, он зачастую не знает, что ему делать. Ведь родители всегда слишком заняты и не могут уделить достаточно времени, чтобы диктовать ребенку слова.

А ведь для качественной подготовки к школьному диктанту необходимо писать много и долго.

И тут на помощь может прийти специальная программа, в которую можно вписать любые слова, а затем прослушивать список слов столько раз, сколько необходимо.

Как использовать тренажёр подготовки к словарному диктанту?

В текстовое поле впечатываете список слов, которые хотите заучить. Вернее, научиться правильно их писать.

Чтобы между словами была небольшая пауза, ставьте после каждого слова точку. Можно ставить запятую после каждого слова, но тогда перечисление будет не просто с паузой, но ещё и с интонацией перечисления.

Затем нажимаете на кнопку «Создать аудио запись текста». Программа подготовит аудио со списком слов.

После этого запускаете аудио дорожку и записываете слова в тетрадке, не подглядывая в программу.

Если тебе будет приятнее прослушивать диктант и писать под диктовку детским голоском, ты можешь выбрать вариант.

Посмотри процентное соотношение голосов и выбери то, что тебе больше понравится.

Как составить диктант самостоятельно

В школе вы учитесь писать разные трудные слова. Некоторые никак не запоминаются.

Поэтому, чтобы научиться писать трудные слова, просто необходимо их много раз прописывать.

Тогда рука на механическом уровне запоминает правильное написание того или иного слова (вот так мы устроены).

Например, люди, научившиеся писать слепым методом на клавиатуре, никогда не задумываются, какую букву нужно писать в том или ином слове. Потому что пальцы сами знают, на какие клавиши ударять. Это так, для справки.

Я сама печатаю по-слепому. И до сих пор не могу понять, как мои пальцы так быстро перебирают клавиши, что печатают очень быстро и без ошибок.

Чтобы писать много, необходимо брать слово и выводить его в тетрадке столько раз, пока не запомнится его написание.

Чтобы использовать данный ОНЛАЙН тренажёр, нужно в текстовое поле напечатать внимательно (без ошибок) несколько (или даже много) трудных слов.

Можно взять слова из списка, предложенного учителем для подготовки к школьному диктанту.

Чтобы диктор диктовал не слишком быстро, после каждого слова поставьте точку. В нашей программе ТОЧКА — это ПАУЗА.

Затем нажмите на кнопку для создания аудио записи диктанта из тех слов, которые вы подготовили. И включите аудио дорожку.

После написания диктанта просто сверяйтесь с составленным в программе списком.

Если были допущены ошибки, включайте аудиозапись столько раз, сколько потребуется для написания диктанта целиком без единой ошибки.

Если хотите потренироваться в написании готовых диктантов, перейдите по ссылке.

Таким образом, с помощью нашей простенькой программы вы сможете самостоятельно подготовить себе диктант по русскому языку.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ

Рассмотрено на
заседании                                                         « УТВЕРЖДАЮ»

Методической
комиссии                      И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО

Протокол №_ от                                             ______________
/ Мельченко В.А./ «__» _______ 2014 г.                                     
«______» _______________ 2014 г. Председатель метод
объединения                                                   ____________
Павельева З.П.                                       

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИКТАНТА

НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для  профессий: 190631.01 «Автомеханик»,

260807.01 «Повар, кондитер»,

080110.02 «Контролер сберегательного банка»,

260103.01 «Пекарь»,

 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные
работы).

г. Раменское

2014г.

       Методические
рекомендации учебной дисциплины Русский язык разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной
профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий
начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик»,
260807.01 «Повар, кондитер», 260103.01 «Пекарь», 080110.02 «Контролер
сберегательного банка», 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные
работы).

      
Организация-разработчик:

       Государственное
бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
профессиональный лицей №13 Московской области.

Разработчик: 

        Капин А.В.,
преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного
учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13
Московской области.

        Рассмотрено на
заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного
учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13
Московской области. 

«___»____________20_______

        Эксперт (ы) от
работодателя

__________________________________________________________________
__

__________________________________________________________________
__

 «____»____________201______

ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации деятельность учебных заведений
необходимо направить на создание условий, способствующих формированию
социальноактивной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом
достижения поставленной цели является организация процесса обучения.
Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает
учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.

Обучение, в частности формирование орфографической
грамотности, — проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий.
Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой
чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять
не обеспечивает орфографически грамотное письмо.

Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике
Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была
разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на
фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап
формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов
обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу
несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО
является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и
личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная
работа является главной в усвоении правописания.

Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения
орфографии: зрительном — списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом-
проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном — запоминание движений
органов речи; рукодвигательном — запоминание движений руки.

Таким образом, решение орфографической задачи возможно при
условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев
обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании.
Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью
выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении
правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при
письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален
в современных условиях обучения.

                         ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ О ДИКТАНТЕ, ВИДЫ ДИКТАНТОВ

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность
которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения,
слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении
русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик,
молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как
фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и
точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как
один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при
записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается
указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений,
вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не
записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает
лучше понять и запомнить материал

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть
понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать
новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с
изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому
диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

                     
Выборочный диктант — это письменная работа, в процессе которой
школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания
или – реже — предложения на закрепляемое правило. 

                     
Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе
которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по
указанию учителя. 

                     
Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при
выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но
и распределение записанного на группы. 

                     
Творческий диктант – это запись текста под диктовку с
грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением
каждого предложения по заданию учителя. 

                     
Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и
изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под
диктовку, а пересказывается свободно. 

                     
Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в
процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем
пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по
выписанным категориям. 

                     
По аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой
ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный
связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической
структуре, но отличающийся от него по содержанию.

                     
Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов
применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед
записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном
письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

                     
Объяснительный диктант включает доказательство написания
орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта
представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает
внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают
орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения
работы.

                     
Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст,
зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

                     
Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения
учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

Рассмотрим некоторые виды
диктантов на примерах.

Выборочный диктант. 

Выписать из текста подлежащее. 

Во двор пришла семья лосей. Около них
собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран.
Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. 

Через три дня
семейство покинуло гостеприимный двор. 

Распределительный диктант. 

Выписать
предложения с полными причастиями в один столбик, а с
краткими – в
другой.
 

В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый
родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И
трудно сказать, кто взволнован в этот час больше – ребенок или родители. Право
на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность
учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много
знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую
судьбу. 

Выборочно — распределительный диктант. 

Выписать
имена прилагательные, распределяя их на качественные и
относительные. 

Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару
земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной
цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы
возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем
свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели,
что дают по продовольственным карточкам. Карточки – это простые бумажные
талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так
вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких
талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система. 

Творческий диктант. 

Восстановить
первоначальный текст, поставив слова с основой на
шипящий в единственном
числе.
 

Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в
палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я
достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши, где спали сторожа.
Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали камыши. Над моей головой
пролетели стрижи. 

Свободный диктант. 

Определить основную мысль текста. 

Тихонович думал, как бы он поступил в трудную минуту. Она
ведь бывает в жизни каждого. И не обязательно только на войне. Хоть один раз на
долю человека выпадает такое испытание, когда переждать или спрятаться нельзя. 

И сразу станет ясно, каков ты есть. Способен ты на отважные
поступки или смалодушничаешь, испугаешься. 

Восстановленный диктант. 

Восстановить
текст в тех же синтаксических конструкциях по
выписанным именам
числительным.
 

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам
километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца
14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час,
достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в
час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере
скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет. 

Диктант по аналогии. 

После
проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или
черемухе. 

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно
нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели
невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний
наряд за тридевять земель. 

Вскоре цветы дали завязь, — это были маленькие абрикосики,
на вкус горьковато — кислые. Завязь облепила все веточки — отяжелело дерево.
Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими
на маленькие кусочки солнца. Золотом отливали бесчисленные плоды. 

2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ЗРИТЕЛЬНО-

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Методика обучения должна опираться не только на правило, но
и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка
и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на
слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль:
на развитие дикции и орфоэпических навыков.

Три линии овладения
правописанием (они взаимосвязаны):

                     
обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука
(фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития
фонематического (речевого) слуха учащихся;

                     
обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава
слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе
проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е.
использование слов в собственных записанных текстах;

                     
обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением
правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Профессор И.Т. Федоренко предлагает использование
зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.

Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому,
что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом
бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течении
определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение
и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради.
После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. Н 6
предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит 5-8 минут
времени. Этот же набор повторяют 34 дня подряд. Непременное условие проведения
зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — это проводить их
ежедневно[3,с.18]. 

Учителя предлагают несколько иную методику проведения
зрительных

диктантов, дают следующие рекомендации:

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках
букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем все три года
обучения.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм
другим цветом, например зелёным.

Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед
детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить
в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере
знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и
приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого
момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической
зоркости.

Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая
память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика
– это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление,
которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное
восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.

Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для
выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки
различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.

Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся
применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).

С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать
себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками
правописания и вовремя устранить их.

Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание
способствуют развитию памяти и логического мышления.

Для развития орфографических способностей приемлемы
зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко, В.И.Зайцева. Материалы для своей
работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся,
специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое
внимание уделяется распознанию орфограмм.

Например, опознавательные
признаки орфограмм:

Для обучения распознанию орфограммы существенное значение
имеют опознавательные признаки.

Обычно говорят, будто главный опознавательный признак
орфограмм – это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.

Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют
звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительнословарных
диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит
буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они
написаны!), а не только слышит слово.

Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов
помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:

         
быстро и безошибочно находить в слове корень;

         
подбирать родственные слова и образовывать формы проверяемого
слова, выбирать из числа проверочные слова.

После написания зрительно-словарного диктанта организуются
различные виды работ, где учитывается требования программы.

Как проводится словарно-зрительный диктант?

Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице
столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде
“гармошки”.

При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по
два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).

Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов,
словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы. Учитель
читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.

Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на
доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.

После проверки учитель берет на заметку слова, в которых
допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу
над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько
диктантов. Они активизируются в других видах работ.

В конце четверти проводится тестирование по проверке
степени усвоения орфографии.

Оно содержит обобщающий материал по ключевым
грамматикоорфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения
изученного материала.

Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в
языковых явлениях и фактах.

Таким образом, вся система работы словарно-зрительного
диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с
изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности
действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной
и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у
большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника
помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь.
Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных
орфографических умений и навыков.

3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОГО

ДИКТАНТА

На уроках используются
следующие виды словарных диктантов:

1.                 
Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть
условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют
самостоятельно.

Учитель называет слово, указывает в какой значимой части
слова находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы,
дети записывают слово.

2.                 
Словарный диктант с самопроверкой — Написание слова, ряда слов.

-Учитель называет
орфограммы для самопроверки.

— Проверка, выделение
орфограмм.

3. Словарный диктант с
продолжением

Методика словарного диктанта

Эта методика предназначена для организации процессов
повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания
словарных слов.

Помимо этого она имеет и организационно-управленческую
значимость: особенность методики заключается в том, что она не требует особого
процесса запуска и постоянного присутствия учителя.

Для чего предназначена
методика словарного диктанта?

В чём состоит организационно-управленческая особенность методики
словарного диктанта?

Работа по данной методике
организуется в парах сменного состава.

Работа в паре идёт так. Один ученик имеет
при себе одну карточку (скажем, СС1 (словарные слова 1), а другой ученик —
другую (СС2). Первый ученик диктует второму слова своей карточки. Второй пишет
их в своей тетради. Первый ученик по своей карточке сверяет правильность
написания слов вторым напарником. Когда первый ученик продиктует все слова
своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует слова
из своей карточки (в нашем случае это карточка СС 2), а первый записывает их в
тетради. Когда все слова продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся.

Предположим, по разделу СС составлено 6 карточек и группа
учащихся в количестве б человек некоторое время должна упражняться по этому
разделу. Тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и
работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной, карточке и
работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг
с другом поработали по одному разу, группа расходится.

Один из членов группы может выполнять функции координатора.
Но тогда он должен каким-то образом у себя отметить, кто с кем уже работал и
кто с кем должен поработать. В таких случаях часто используют табличку
следующего вида:

ученик 1, ученик 2, ученик
3, ученик 4, ученик 5, ученик 6

Рассмотрим пример дидактического материала. Слова
распределены по карточкам следующим образом:

СС1

справа
вскоре героизм салют коллекция вдвоём рюкзак впереди внизу вокзал 

СС2 

слева 
вдвоём  герой издалека отовсюду вскоре вправо налево никогда влево

СС3 рюкзак вправо вверху посетить
повествователь ное справа герой всегда втроём направо

СС4 впереди налево всегда стремиться гербарий
героизм слева вверху рапорт беседовать

СС5

внизу
втроём никогда рапорт восклицательны й салют издалека посетить стремиться
изредка

СС6

вокзал влево направо
беседовать изредка коллекция отовсюду повествовательно е

гербарий восклицательный

Обратим внимание, что каждое слово встречается в двух
разных карточках.

Это делается специально. При необходимости одно и то же
слово можно включить в несколько карточек.

4. ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

ЕГО ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

В методике преподавания русского языка актуальным является
вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи.
Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и
навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми. 

Современные ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А.
Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста,
при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной
грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими,
близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь
ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит
грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое
предложение по заданию учителя.

Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического
материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е.
проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников. Текст для
диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по
содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире. 

Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше всего текст
остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому следует
рекомендовать учащимся проговаривать предложение про себя до начала его записи.
Если предложение большое, его повторяют частями. Даже нетренированные ученики
легко запоминают шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует учитывать
учителю при разделении текста диктанта на части.

При работе над творческим диктантом
учащимся требуется дополнительное время, поэтому учитель диктует текст
несколько медленнее, чем при написании обычного диктанта.

Виды творческих диктантов при изучении орфографии

1. Творческие диктанты на расширение текста (или на
вставку слов)

Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по
смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во
всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых
грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.

Преследуются две цели.

Первая – научить учеников пользоваться определенными
группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники
руководствуются смыслом фразы и контекста.

                Вторая     –     научить
    учащихся     точно     подбирать     слова     (или

словосочетания). Трудность этой работы в
том, что ученик должен понять замысел автора.

Связный текст, используемый для творческого диктанта со
вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача:
вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант
может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе
написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта)
отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью
вводимых слов и словосочетаний.

2. Творческие диктанты с заменами

Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи
заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с
приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов
(словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической
формы, категории или конструкции другой.

Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников
большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного
курса. Этот вид творческого диктанта, несовместимый с механической работой,
дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить
навыки правописания. В процессе написания учащийся решает сразу несколько
задач: учится понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте
(например, при замене лица, времени и наклонения глагола), обращает внимание на
оттенки значений лексических и грамматических синонимов. 

В соответствии с целями проведения диктанта можно выделить
обучающийи контрольный творческий диктант. Творческие диктанты с устным
разбором написанного имеют обучающий характер, но вместе с этим содержат и
элементы контроля, являясь практическими методами обучения.

Обучающие творческие диктанты могут быть
предупредительными, объяснительными и комментированными. Различаются также
слуховые и зрительные (текст диктанта заранее пишется на доске) творческие
диктанты.

Предупредительный творческий диктант: после первого чтения
текста ученики отвечают на вопросы по содержанию, затем до записи текста
проводится работа по предупреждению ошибок в незнакомых и трудных словах, их
учитель выписывает на доске. Объясняют написание слов ученики, а учитель
помогает им лишь в случае затруднения. Самостоятельные объяснения трудных
случаев правописания развивают внимание, вырабатывают орфографическую зоркость
и навыки самоконтроля.

Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав
объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания
текста проверка его в классе не производится.

Текст для творческого диктанта с объяснением трудных
случаев написания не должен содержать другие трудности – например,
стилистические. Трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и
исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста –
при такой организации не разрушается целостное восприятие текста.

Отметим положительные
стороны этого диктанта:

1)     эта
форма требует от учащихся самостоятельности;

2)    
при объяснении написаний ученики приучаются анализировать
изложенный текст, мотивировать выбранный вариант написания, формулировать по
памяти правила, сопоставлять факты.

Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо
эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его
обучающий характер.

3.                 
Творческий диктант с комментированием орфографически трудных
случаев. 

Тут свои сложности: одни школьники не торопятся при письме,
внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках
получают до записи текста; другие пишут в своем темпе, не ожидая реплик
«комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы,
предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и
забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может
одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего
мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать
текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в
словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем
запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые
комментарии.

4.                 
Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед
записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая
часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи,
а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный
диктант проводится главным образом на повторительнообобщающих уроках.

Методика проведения творческого диктанта

Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить
изученное. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит
вступительную беседу. Затем сообщается задание: что нужно вставить (или
заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и
какие пометки нужно сделать в тетради. После этого читается текст. Цель
учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать
хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).

Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про
себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует
память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При
повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем
сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать
один из учеников.

Творческие диктанты требуют применения знаний в новых
условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский,
изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что
данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими
умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап
“совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при
этом орфографические нормы»2.

Таким образом, творческий диктант – одно из наиболее
эффективных синтетических упражнений по формированию собственно
коммуникативноречевых и правописных умений, промежуточное между чисто
орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по
развитию речи – с другой.

3. ДИКТАНТ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Орфографическая зоркость — способность
пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной
памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой
тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты.

Диктант — это один из видов письменных
работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся;
наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации [7].

Диктант — это вид орфографического
упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на
слух предложения, слова, текста.

Это одна из самых эффективных форм работы,
которая способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно,
диктант используют и для формирования пунктуационных навыков, а также для
закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том,
что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной
коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое
задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением
внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно
пользоваться орфографическими правилами.

В методике и практике обучения существует
много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается.
Разные методисты пользуются неодинаковой классификацией диктантов.

Попытки создания классификаций диктантов,
учитывающих их разные функции, были сделаны М.В. Ушаковым, А.В. Текучёвым, Л.П.
Федоренко, Г.К. Лидман-Орловой, Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым и др. [9].

Можно выделить 3 критерия, которые учитываются в
классификации: цель проведения; характер записи текста; время объяснения
правописания орфограмм в тексте.

В зависимости от цели можно
классифицировать диктанты на обучающие и контрольные. Такое разделение в
известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить
знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.

К обучающим относятся:

Предупредительный.

Комментированный.

Объяснительный.

Выборочный.

Зрительный.

Словарный.

Самодиктант.

«Проверяю себя».

Распределительный.

Комбинированный диктант.

Графический.

Творческий, куда входят:

Диктант по началу.

Диктант по картине.

Диктант-перевод.

Свободный диктант.

По характеру записи текста
диктанты разделяют на:

дословные (текстуальные),
в которых текст (связный, отдельные

предложения, слова)
записывают без всяких изменений;

диктанты с изменением
текста.

Дословными, или текстуальными, могут быть
предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста
принадлежат выборочный, свободный и творческий.

По времени объяснения
орфограмм выделяют:

предупредительные;

комментируемые;

объяснительные

Объяснение правописания орфограмм может
быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи
(комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после
записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил,
обсуждение неправильно написанных орфограмм.

Особенность предупредительного диктанта в
том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем
анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого
текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть
зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из
«Хрестоматии по литературе» или поданный на доске, плакате, экране. После
выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают
его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Во время проведения слухового
предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил
учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые
закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.

Комментированный диктант предполагает
объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Цель этого
вида диктанта — развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно
кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Во время
комментирования у учащихся одновременно работают три вида памяти: зрительная,
слуховая и моторная.

Проводить его следует так: учащиеся класса
под диктовку записывают текст. В это время один из учеников по заданию учителя
вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно
писать то или иное слово в соответствии с правилом. Этот диктант проводят
тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда
случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо
изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут. 

Объяснительный диктант отличается от
предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется
после записи текста.

Объяснительный диктант
зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и
задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный
текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют
правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила.
Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное
ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и
открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из
учеников пишет на доске, а остальные — в тетрадях. После записи каждого
предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание
соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении
объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность
в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет
своей цели. 

Выборочный диктант предусматривает
выписывание из текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в
целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а
именно: из диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их;
слова не только выписывают, но и относят к определенной группе, помещают в
соответствующую колонку (например, выписывают слова с ъ и ь в две колонки.

Выборочный диктант — довольно ценный вид
упражнений, так как, вопервых, требует сознательного, вдумчивого отношения к
работе и фактически исключает механическую запись, ведь в тексте необходимо
распознать и отобрать только слова, которые пишутся по определенному правилу;
во-вторых, за сравнительно короткое время ученики записывают большое количество
слов, следовательно, прорабатывают правописание орфограмм на широкой
лексической базе.

Самодиктант — вид диктанта, в написании
которого учитель не принимает активного участия. Ученики самостоятельно
записывают текст, который они выучили наизусть. Вспоминая и записывая текст,
они как бы молча сами себе его диктуют.

Методика проведения этого диктанта такова:
учитель за день до диктанта предлагает ученикам хорошо просмотреть текст,
который изучался раньше наизусть, обращая внимание на правописание отдельных
слов, на расстановку знаков препинания. На уроке учитель диктует только
название диктанта, а содержание ученики записывают самостоятельно. Самодиктант
развивает у детей внимание к слову, к построению предложений, помогает
практически усвоить правила орфографии и пунктуации.

Диктант «Проверяю себя» прививает учащимся
навык самоконтроля, учит детей быть внимательными к слову, развивает логическое
мышление, умение чётко формулировать свои мысли и правильно задавать вопросы.

Методика проведения этого диктанта
оправдывается его названием. Учитель диктует связный текст, учащиеся в случае
затруднения спрашивают у учителя, правильно ли написаны слова, в правописании
которых они сомневаются. Все ошибки исправляются сразу же. На один и тот же
вопрос учитель дважды не отвечает. Педагог может разрешить на вопросы и
ученикам, но тем, которые могут дать правильный ответ. После консультации,
полученной у учителя или у одноклассника, работы сдаются на проверку [4, с. 9].

Второй вариант: ученик пишет весь диктант
с пропуском тех написаний, в которых он сомневается. Затем справляется в
орфографическом словаре о тех написаниях, в которых он сомневался, и заполняет
пропуски. Каждому ученику предоставляется возможность в сомнительных случаях
спрашивать у учителя, смотреть в словаре. Диктант «Проверяю себя» можно
применять на всех этапах усвоения учебного материала [9].

При проверке учитель не учитывает
исправления, сделанные учащимися в подчёркнутых ими же словами, но оценивает
работы строго, так как у учеников была возможность исправить все ошибки. Такие
требования повышают активность учащихся, вырабатывают у них навыки
самоконтроля, умение внимательно слушать, читать и видеть написанное. Учитель
оценивает не столько сам диктант, сколько плодотворный труд учащихся на уроке
[4, с. 10].

Распределительный диктант — это письменная
работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя
его по группам по указанию учителя.

Комбинированный диктант содержит в себе
элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов в их
различных вариантах. Вначале даётся несколько предложений для предварительного
объяснения (3 — 4), затем несколько предложений для попутного с записью и
последующего (после записи) объяснения правописания слов на те правила, которым
посвящён урок. Вслед за этим на данном же уроке проводится запись нескольких
предложений по способу контрольного диктанта с целью проверки степени усвоения
учащимися соответствующего навыка. Проверка написанного проводится здесь же,
вслед за записью.

Проводится после того, как учащиеся хорошо
освоятся с названными видами диктантов, на уроках обобщения или повторения
больших по объёму тем и целых разделов курса.

Такой вид диктанта оживляет работу, а
потому делает её более интересной для учеников, активизирует их.

Графический диктант — диктант с полной или
частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая запись
диктуемого имеет ограниченные возможности. Она эффективна при работе с
отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе
со связным текстом. Применение данного типа диктанта возможно потому, что
существуют единообразные обозначения частей слова, членов предложения.

Творческий диктант. Это такой вид
диктанта, при котором диктуемый текст ученики записывают с изменениями.
Изменения могут быть различные:

ввести в диктуемый текст слова (прилагательные, причастия,
наречия);

                изменить     грамматическую
    форму     отдельных     слов      (заменить

именительный падеж
существительных творительным, согласовав все слова) заменить одно слово другим
(множественное число единственным,

несовершенный
вид совершенным и т.д.) подобрать синонимы, антонимы.

Цель творческого диктанта — развитие речи
учащихся, закрепление правописания, повторение изученных ранее орфограмм.
Проводится творческий диктант следующим образом. Учитель перед диктантом
объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время
записи предложений. Затем читает весь текст (конечно, без слов, которые надо
вставить, или без изменения формы слов), потом ещё раз напоминает учащимся
задание и начинает диктовать предложения, делая длительные паузы, имея в виду
среднего ученика.

После записи всего текста несколько
учащихся обязательно читают свои работы, называя вставленные или изменённые ими
слова. В конце урока учитель читает полностью текст и делает вывод о значении
включённых грамматических категорий.

Творческие диктанты активизируют
мыслительную деятельность учащихся, развивают их речь, закрепляют навыки
грамотного письма, вызывают у детей живой интерес к слову.

Диктант по началу — вид творческого
диктанта. Учитель подбирает или сам составляет текст, в котором есть
интригующий момент, часто начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно»,
«однажды», «увидел» и т. д.

Перед началом работы учитель сообщает
учащимся, что они должны будут сами придумать продолжение текста, начало
которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно соответствовать
продиктованному началу.

Цель диктанта по началу — развивать у
учащихся творческие способности, учить выражать мысли своими словами, в
логической последовательности излагать события.

Диктант по картине формирует у учащихся
умение точно, выразительно описывать предметы, явления, изображённые
художником.

Учитель должен подбирать картину с учётом
того грамматического задания, которое он даёт ученикам. Необходимо, чтобы при
описании картины грамматические средства сами диктовались её содержанием. Так,
например, описание картин пейзажного характера требует использования
прилагательных, причастий, однородных и неоднородных определений, уточняющих
слов и т.д.

Перед диктантом учитель вывешивает картину
и очень кратко сообщает сведения о художнике и о его замысле. Затем учитель
читает подготовленный им текст диктанта, показывая при этом на картине
описываемые предметы. После знакомства детей с текстом, в котором пропущены
грамматические категории, учитель читает отдельные предложения, а ученики
записывают, вводя в текст нужные слова, называющие действия, предметы,
признаки.

Если диктант проводится впервые, то
подготовительная работа занимает больше времени: учитель вместе с учениками
анализирует картину, составляет текст, ученики вместе с учителем подбирают
слова для вставки.

Диктант по картине способствует развитию
речи, он является интересным видом работы, подготавливающим к самостоятельным
сочинениям по картине, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, прививает
интерес к искусству

Диктант-перевод. Это один из сложных видов
диктанта, так как учитель подбирает текст на белорусском языке, читает его
по-белорусски, а ученики должны сделать перевод и записать по-русски. Цель
диктантаперевода — научить детей свободно владеть русским языком, уметь
сопоставлять правописание русских слов с правописанием соответствующих им
белорусских слов.

Методика проведения диктанта-перевода.
Учитель читает белорусский текст, учащиеся слушают, делают устный перевод,
анализируют правописание слов. Затем учитель медленно читает каждое
предложение, чтобы дать ученикам возможность записать. После записи всего
текста ученики самостоятельно проверяют его, слушая повторное чтение учителем
белорусского текста [4, с. 10-14].

Особенность свободного диктанта в том, что
учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми
изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное
содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы
легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений.
Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без
повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста
ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант — это также работа по
развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает
самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к
пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет
меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный
запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в
орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант
выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно
употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

                Контрольный     диктант
    —     это     проверка     не     только     уровня

орфографической и
пунктуационной грамотности, но и усвоения ими какоголибо раздела грамматики или
отдельных правил правописания.

Цель контрольного диктанта — определить
степень усвоения учащимися изученного грамматического материала. Текст для
контрольного диктанта надо подбирать связный, интересный по содержанию,
воспитывающий, понятный учащимся [4, с. 16]. В нём не должно быть никаких
неожиданностей для учеников. Не следует перенасыщать его трудными орфограммами.
Диктовать надо медленно и внятно.

Контрольные диктанты никогда не следует
давать спонтанно, учитель должен заранее (примерно за 2-3 недели) определить,
какой текст будут писать его учащиеся. Такой подход позволит учителю
целенаправленно и постепенно готовить своих учеников к проверочной работе, закрепляя
в их памяти языковые признаки, от которых зависит выбор написания [9, с. 21].

Контрольный диктант
проводится следующим образом:

1.                 
Выразительное чтение текста целиком для понимания его общего
содержания.

2.                 
Написание текста по предложениям. Предложение сначала
прочитывается (дети не пишут), затем записывается под диктовку по частям (важно
соблюдать соответствующую интонацию, правильно членить предложение на речевые
такты: дыхание, не более 3 слов, смысловая связь).

3.                 
Проверка записанного предложения.

4.                 
После написания последнего предложения и его проверки проверяется
текст целиком. После прочтения каждого предложения следует делать паузу для
проверки предложения учениками, когда ещё звучит в голове речь учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении
русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик,
молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как
фонему. 

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет
скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать
диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

В результате рассмотрения данной темы хотелось бы отметить,
что при подготовке к написанию данной контрольной работы мне удалось
ознакомиться с различными видами диктантов и методиками их проведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997. 

2.                
Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995. 

3.                
Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990. 

4.                
Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991. 

5.                
Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995. 

6.                
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф.
Айриспресс, 1997. 

7.                
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. –
М.,1991. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу веб дизайнеру без опыта
  • Как в яндекс почте найти свой номер
  • Как найти человека без ничего
  • Что такое порт как его найти
  • Как найти композитора для своих стихов