Как составить тематический кроссворд


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Кроссворды и другие интеллектуальные игры способны обеспечить несчетное количество часов веселья и являются отличной зарядкой для мозгов. Они представляют собой замечательные образовательные инструменты, позволяя увлечь учеников и способствуя запоминанию связей между термином и определением. Некоторым людям нравится составлять кроссворды не меньше, чем решать их. В зависимости от уровня вашего интереса, этот процесс может быть как очень простым, так и достаточно многоуровневым.

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 1

    1

    Определитесь с размером сетки. Если вы хотите составить обычный, стандартный кроссворд, то вам следует придерживаться конкретных размеров. Если же вы составляете более свободный кроссворд, то размер может быть любым.

    • Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
      [2]
  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 2

    2

    Составьте список слов для своего кроссворда. Обычно слова следует подбирать в соответствии с заданной темой.[3]
    Тема или намек на нее может выступать заголовком кроссворда. Среди общепринятых тем можно назвать известные места или языки, слова определенного периода времени, знаменитостей или спорт.

  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 3

    3

    Расположите слова в формате сетки. Эта часть задачи по сложности сопоставима собственно с решением кроссворда. Завершив расположение слов, заштрихуйте все неиспользованные клетки.

    • В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
      В кроссвордах британского типа допускается использование подвешенных слов.
    • Если ответом на вопрос выступает фраза, а не одно слово, то составляющие ее слова должны идти без пробелов.
    • Не нужно переживать о написании имен собственных с большой буквы, поскольку кроссворды обычно заполняются большими печатными буквами. Также в ответах не должно быть знаков пунктуации.
    • Многие программы по созданию кроссвордов готовы автоматически расположить слова вместо вас. Вам нужно лишь указать размер кроссворда, а также задать список слов и вопросов к ним.[5]
      [6]
  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 4

    4

    Пронумеруйте первую клетку каждого слова. Начинайте с левого верхнего угла кроссворда и разделяйте слова согласно расположению по вертикали или горизонтали, чтобы у вас получалось «1 по вертикали», «1 по горизонтали» и так далее. Такая задача может оказаться весьма непростой, поэтому многие предпочитают использовать программы, а не делать все вручную.

    • При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
      [8]
  5. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 5

    5

    Сделайте копию кроссворда. В этот раз первые клетки каждого слова должны быть пронумерованы, но оставаться незаполненными. При создании кроссворда вручную это потребует дополнительных усилий, но программа все сделает за вас. Отложите заполненную сетку, чтобы использовать ее в качестве ключа. Сделайте столько копий незаполненных сеток, сколько вам нужно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 6

    1

    Начните с простых вопросов. Их обычно называют «быстрыми» или «простыми» вопросами, которые проще всего решить. Например: «Ездовое животное» = КОНЬ.

    • Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 7

    2

    Повысьте уровень сложности косвенными вопросами. Обычно в них присутствует определенная метафора или требуется нестандартное мышление. Пример: «Половина танца» = ЧА или КАН (от Ча-ча или Канкан).

    • Обычно такие вопросы составители кроссвордов начинают словами «возможно», «вероятно» или вопросительным знаком в конце.
  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 8

    3

    Используйте зашифрованные вопросы. Они более всего распространены в Великобритании. Такие вопросы часто встречаются в специальных «криптических кроссвордах», а в обычных кроссвордах обозначаются вопросительным знаком в конце. Они основаны на игре слов и обычно задействуют несколько уровней решения. В категории криптических вопросов существует множество подвидов.[10]

    • Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
    • Инверсионные вопросы требуют перевернутого ответа. Например, «Вечный город без войны» = МИР. Рим называют вечным городом, который превращается из «Рим» в «мир». Обратите внимание, что вторая часть вопроса также является подсказкой, «без войны».[12]
    • Палиндромы часто требуют поиска анаграммы, которая станет решением всего вопроса. Например, “Отверстие и громкий звук из него как элемент двигателя» = РОТОР, поскольку отверстием выступает «рот», из которого раздается громкий крик – «ор», а вместе получается часть двигателя «ротор», при этом слово одинаково читается в обоих направлениях.[13]
  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 9

    4

    Организуйте вопросы в форме списка. Пронумеруйте их согласно расположению ответов в сетке кроссворда. Объедините вопросы для ответов по горизонтали в отдельный блок, расположив их в порядке возрастания номера, а затем проделайте то же самое с вопросами для ответов по вертикали.[14]
    [15]

    Реклама

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 10

    1

    Используйте сетки стандартных размеров. Издательский дом «Simon & Schuster» является одним из первых издателей кроссвордов, который ввел в обиход принятые стандарты для профессиональных составителей кроссвордов. Среди прочего, стандарты предусматривают один из пяти размеров сетки: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 или 23×23 клетки.[16]
    Чем крупнее сетка, тем сложнее кроссворд.[17]

  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 11

    2

    Схема кроссворда должна обладать осевой симметрией на 180 градусов. Под «схемой» следует понимать расположение заштрихованных клеток в вашей сетке. Их нужно расположить таким образом, чтобы при отражении схемы заштрихованные клетки оставались на тех же местах.[18]

  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 12

    3

    Старайтесь не использовать короткие слова. Двухбуквенные слова вообще не используются, а слова из трех букв лучше задействовать как можно реже.[19]
    [20]
    Если не получается придумать длинное слово, то всегда можно использовать целую фразу.[21]

  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 13

    4

    Используйте слова, упоминаемые в официальных источниках. За редкими исключениями, слова в кроссвордах должны быть такими, которые можно найти в словаре, атласе, художественном произведении, учебнике или справочнике.[22]
    Некоторые тематические кроссворды могут требовать отступления от данного правила, но не нужно переусердствовать.[23]

  5. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 14

    5

    Одно слово может использоваться только один раз. Если в кроссворде встречается фраза «Северное море», то не следует использовать фразу «Северное сияние». Опять же, некоторые тематические кроссворды допускают определенную степень гибкости, но во всем важна умеренность.[24]

  6. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 15

    6

    Длинные слова должны иметь важное значение. Фирменным признаком грамотного кроссворда будет максимальная привязка длинных слов в ключевой теме. [25]
    Не все кроссворды являются тематическими, но лучшие образцы всегда имеют центральную тему.[26]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 87 649 раз.

Была ли эта статья полезной?

МИНИСТЕРСТВО 
ОБРАЗОВАНИЯ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский 
технологический  техникум  пищевой  промышленности»

shining

МЕТДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  СОСТАВЛЕНИЮ  КРОССВОРДОВ  ПО  ТЕМЕ

для  обучающихся  специальности 38.02.04  Коммерция
 (по  отраслям)

Красноярск
2018 г.

Составил:
Вайзина Л.В.

Методические
рекомендации по выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для обучающихся
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский
технологический техникум пищевой промышленности» в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

4

История создания кроссворда

5

Разновидности кроссвордов

7

Методические рекомендации по составлению
кроссворда

18

Критерии оценки самостоятельной работы
по составлению кроссворда

20

Интересные факты

21

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к
личным
качествам обучающегося – умению
самостоятельно пополнять и
обновлять
знания, вести поиск необходимых учебных материалов
, повышается роль самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом.
В связи с этим самостоятельная работа обучающегося является важной
и неотъемлемой частью учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов в техникуме
является важным видом учебной и научной деятельности обучающегося. Федеральным
государственным образовательным стандартом предусматривается 50% часов из общей
трудоёмкости учебной дисциплины на самостоятельную работу обучающегося.
Самостоятельная работа является обязательной
для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Наличие положительной
оценки по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе необходимо Вам для
получения зачета по учебной. Поэтому своевременно выполняйте и предоставляйте
на проверку преподавателю выполненные задания.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является
составление кроссвордов.

Целью данного вида самостоятельной работы является:

 — расширение кругозора и закрепление знаний
студентов;

 — развитие навыков точного формулирования вопросов и
адекватных ответов;

 — формирования
способности правильного использования.

Данные методические рекомендации разработаны Вам в
помощь для выполнения данной самостоятельной работы.

Методические рекомендации помогут Вам правильно
организовать самостоятельную работу и рационально использовать своё время при
овладении содержанием учебной дисциплины.

ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ КРОССВОРДА

p2

«Прародителем» современного кроссворда считается найденная
в 19 веке плита с изображённым на ней рисунком (похожим на кроссворд) при
раскопках древнеримского поселения Коринум. Плита датируется III — IV веками. А
уже в 1939 году при раскопках в Помпеях археологи обнаружили надпись на
колонне, которая могла читаться как справа налево, так и сверху вниз. Учёные
относят дату её создания к 79 году нашей эры.

Что касается современного кроссворда, то тут
первенство оспаривают США и Великобритания.

Создателем первого
кроссворда был журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Нью – Йорк из Ливерпуля.

Издатель дал Уинну
задание составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое
вызвало бы интерес не только отдельного читателя, но сразу целой семьи.

Долго у Уинна не
получалось ничего привлекательного. Но тут он вспомнил, как в детстве дед ему
задавал головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых
горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал
эту игру. Он решил, что если слово будет в задаче встречаться только один раз,
то это будет интереснее.

Задание Уинн выполнил в
срок. И головоломка была опубликована в воскресном номере газеты
New York World
21 декабря 1913 года.

Эта дата теперь официально
считается днём рождения кроссворда.

Европу кроссвордная эпидемия настигла в 1920-е годы. С
тех пор многие газеты и журналы регулярно их публикуют.

Многие считают, что первый в России кроссворд был
напечатан в журнале «Огонек» № 18 от 12 мая 1929 года (а в мае 1929-го года «Огонек»
даже завёл для этого специальную рубрику). Однако ленинградский литературный
журнал «Резец» настаивает, что первая публикация игры сделана им, и произошло
это почти на четыре года раньше – 2 декабря 1925 года.

В нашей стране пик
увлечения кроссвордами пришёлся на 70 — 80 годы прошлого века, когда начали
создаваться Клубы Любителей Кроссвордов (действуют они и сейчас).

Подобный клуб был
создан в начале 1998 года инициативной группой в Москве и объединил любителей
кроссвордов, группирующихся вокруг авторитетных в этой области изданий — газет
«Поле Чудес» и «Лучшие кроссворды «Поля Чудес»».

Кроме этого, существуют
и интернет — клубы любителей кроссвордов (и тематические порталы).

Технический прогресс
коснулся и кроссвордистов. Компьютерная эра не прошла мимо этого популярного
увлечения. Фигуры кроссвордов строятся за десятые доли секунды, при этом подбор
слов производится меньше чем за минуту. Компьютер — полиглот и составляет
задания на любых языках, и даже помогает решать кроссворды.

Любому кроссвордисту известно,
что в Интернете есть целый сайт, посвященный созданию специальной энциклопедии
для любителей кроссвордов, «Кроссворд 2000»
(raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm). На нём вы найдете перечень крупных
городов всех стран мира, списки драгоценных камней и горных пород, имена мифических
существ и духов — всё, что вызывает наибольшие затруднения у любителей
разгадывать кроссворды.

РАЗНОВИДНОСТИ
КРОССВОРДОВ

Кроссворд (англ. сross (крест) – word (слово) –
пересечение слов или крестословица) – пожалуй, самая распространённая в мире
игра со словами.

Кроссворд – игра — задача, в которой фигуру из рядов
пустых клеток нужно заполнить перекрещивающимися словами со значениями,
заданными по условиям игры.

Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на
эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации
мыслительной деятельности.

Существует множество видов кроссвордов:

 — по форме кроссворды могут быть в виде
прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные
(
кроссворды с
нестандартными сетками. Сетка может быть выполнена в виде любого рисунка
(самолет, елка, рыба и т.д.), или иметь необычную форму (круг, соты). В
диагональных или круговых кроссвордах слова вписываются по радиусам или дугам.
Сотовый кроссворд напоминает пчелиные соты различной конфигурации с количеством
букв в слове от 3 до 9. Сетка сотового кроссворда заполняется словами вокруг
цифры, стоящей в центре каждой соты. Начало слова и его направление помечается
меткой
), диагональные кроссворды;

 — по расположению кроссворды могут быть симметричные,
асимметричные или иметь вольное расположение слов;

 — по содержанию выделяют:

·      
тематические (кроссворды, посвященные определенной
теме, такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать,
особенно если тема кроссворда хорошо вам известна
);

·      
учебные;

·      
числовые;

·      
словарные (кроссворд, составленный из готового списка
слов. Такие кроссворды имеют очень не плотную и не красивую сетку. Основное
назначение таких кроссвордов образовательный процесс. На западе такие
кроссворды называют freeform vocabulary puzzle)
;

·      
алфавитные (эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова
имеют один общий признак, например, все слова одинаковой длинны или начинаются
с одной и той же буквы);

·      
полиглот кроссворды (чтобы решить такой кроссворд, потребуются знания
иностранных языков, определения к словам задаются на одном языке, а разгаданные
слова в сетку вписываются на другом)
;

·      
кроссворды с фрагментами
(рисунками);

·      
кроссворды с ключевым
словом или фразой;

 — по особенностям игрового поля, по типу игрового
поля, по форме игрового поля;

c1

Рис. 1. По форме игрового
поля

c2

Рис. 2. По общему характерному
признаку

c3

Рис. 3. По вертикали использовано ключевое поле

c4

Рис. 4. Условная буква в пересечении слов одинакова

Ознакомьтесь с описанием некоторых видов кроссвордов.

1. Классический кроссворд (русский кроссворд). Данный вид кроссворда может иметь двух- или
четырехстороннюю симметрию, а может и не иметь симметрии. Есть много
разновидностей классического кроссворда:

·    
открытый кроссворд, в котором
черные блоки есть снаружи;

Картинки по запросу американский  классический кроссворд

·    
закрытый кроссворд, в
котором снаружи только буквы;

·    
американский кроссворд,
где черных блоков должно быть определенное количество и соприкасаться они могут
любой стороной;

·    
японский кроссворд, в
котором черные блоки могут соприкасаться только вершинами.

2. Линейный кроссворд

В данном кроссворде конец одного слова служит началом
другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является чайнворд.
Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.

Рис. 5. Образец линейного
кроссворда

Рис. 6. Образец чайнворда

Эстонский кроссворд. Слова в кроссворде разделены не блоками, а
показанными толстой линией сторонами клеток (перегородками).

Рис. 7. Образец эстонского
кроссворда

Кейворд (ключворд). В клетках кейворда указаны числа вместо букв. Если буквы
одинаковые, то одинаковые и числа. Для упрощения разгадывания, в нём обычно
указывают одно слово.

Картинки по запросу кейворд

Рис. 8. Образец ключворда

Крисс — кросс. Этот кроссворд иногда тоже называют американским.
Есть сетка и список слов, которые надо разместить в сетке. Для облегчения
первых шагов может быть вписано одно слово.

Картинки по запросу крисс кросс кроссворд

Рис.
9. Образец крисс – кросс кроссворда

Филворд.
Имеет поле заполненное буквами, в котором необходимо отыскать слова. Слова
записаны в виде списка рядом с полем филворда.

           

Рис. 10. Образец филворда

Типы филвордов:

·    
венгерский — направление
слов любое, даже не по прямой, одна буква может использоваться один раз;

·    
немецкий — расположение
слов по прямой линии, одна буква может использоваться несколько раз.

Картинки по запросу венгерский филворды

Африканский кроссворд — эта разновидность кроссворда, в которой
зачеркиваются повторяющиеся знаки в строках и столбцах. После того, как всё
зачеркнуто, остается слово, которое и является отгадкой.

Пример решения африканского кроссворда

Рис. 11. Пример решения африканского
кроссворда

Сканворд. Самый популярный сейчас вид кроссворда. В этом кроссворде вопросы
записываются внутри сетки (в квадратиках), в незанятых клетках и стрелка указывает,
к какому слову относится вопрос. В идеальной сетке не должно быть пустых
клеток. Определения имеют ассоциативный характер (Гоголь – писатель, утка,
моголь и ит.д.). Сканворд может быть реверсивным. В таком сканворде слова
записываются по направлению стрелок, и могут записываться и справа налево.

Разновидности сканворда: Италика – сканворд, в котором
возможны стрелки по диагонали; Готика — разрешены только горизонтальные и
вертикальные стрелки; в обратном сканворде возможны стрелки в обратную сторону;
бесконечный сканворд не имеет краёв, если слово доходит до правого края, то его
продолжать надо слева, если до низу, то сверху.

Картинки по запросу сканворд

Рис. 12. Образец сканворда

Итальянский кроссворд (координатный кроссворд). Этот вид кроссворда – один
из самых трудных для решения. Кроссвордное поле представляет собой
прямоугольник с буквенно – цифровой нумерацией снаружи.  Необходимо не только
отгадать слово, но и построить сетку кроссворда. Вопросы записаны в клетках на
полях кроссворда (иногда в условии даются подсказки,
например, заштриховываются несколько клеток или после каждого вопроса в скобках
указывается цифра, означающая количество букв в слове)
. Надо не только
вписать ответ, но и правильно выбрать место для записи. Для облегчения задачи
вместе с вопросом обычно указывают длину слова — ответа.

Итальянский кроссвордИтальянский кроссворд - ответ

По
горизонтали:
A.
Высший % гарантии (3).

Рис. 13. Пример решения
итальянского кроссворда

Дуаль или двойной кроссворд. Есть и такие разновидности кроссворда, где в каждую
клетку вписаны две буквы. Лишние буквы необходимо убрать, и в результате станут
видны слова, как в обычном кроссворде.

http://cross-portal.ru/cross/ex204.gif

По вертикали: 2. Детальная пометка. / Лик «Спас
Нерукотворный».

Рис. 14. Пример решения
двойного кроссворда

Круговой кроссворд. Сетка этого кроссворда слегка изогнута, таким
образом слова расположенные по внешней стороне сетки образуют круг. Как
правило, слова имеют одинаковую длину.

Картинки по запросу круговой кроссворд

Рис. 15. Образец кругового
кроссворда

Объемный кроссворд. Название
трёхмерный кроссворд говорит само за себя, это кроссворд не на плоскости, а в
пространстве, слова пересекаются сразу в трёх измерениях. Если сетку кроссворда
натянуть на куб, то получится кроссворд с соответствующим названием. Для таких
кроссвордов важно, чтобы имелись пересечения со всеми видимыми гранями.
Колодец, это тоже кроссворд на кубе, только не снаружи, а внутри куба. Сетка
располагается сразу на пяти гранях куба.

Картинки по запросу объёмные кроссворд

Рис. 16. Образец объёмного
кроссворда

Рассыпной кроссворд.
В кроссворде этого типа сетка уже заполнена словами и разрезана на квадратики.
Вам необходимо собрать весь кроссворд из кусочков, при этом, слова должны
увязываться между собой.

http://puzzlepedia.ru/images/stories/krossword/raznovidnosti2/krossrassypnoi.jpg

Рис. 17. Образец рассыпного
кроссворда

Ребусный кроссворд.
Ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только
тем, что в качестве рисунка — определения используется ребус, решив который
можно вписать слово в кроссворд.

Ребусный кроссворд

Рис. 18. Образец ребусного
кроссворда

Юмористические
кроссворды.
Одна из самых популярных разновидностей. Определения задаются в
шутливой форме. Например: Половина чижика (пыжик).

Кроссворд с фрагментами.
В журнале «Наука и жизнь» появились кроссворды с фрагментами. С тех пор
кроссворд с фрагментами прочно ассоциируется с этим журналом. Определения в
кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок,
фотография).

Слогокроссворд,
двухбуквенный и символьный кроссворды.
В
слогокроссвордах в одну клеточку нужно вписывать не букву, а целый слог.
Встречаются кроссворды, в которых в клетку необходимо вписывать две или более
букв (двухбуквенный). В символьных кроссвордах, необходимо использовать
обозначенный символ, который заменяет сразу несколько букв.

Скользящий кроссворд.
От обычного кроссворда отличается тем, что каждое слово в сетке имеет люфт на
одну клетку. Так, для слова КРОССВОРД будет дано не 9, а 10 клеток. Задача
отгадчика — решить, в какую сторону смещать слово при вписывании.

Реверсивный кроссворд. Кроссворд, слова в котором вписываются строго по
направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

Составление кроссвордов
это разновидность отображения информации в графическом виде и вид
контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента
владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Составление кроссвордов
рассматривается как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и
требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.

Затраты времени на
составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и
определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного
кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению
кроссворда:

1)               
внимательно прочитайте
учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);

2)               
определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;

3)               
составьте вопросы к
выбранным понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное
толкование);

4)               
продумайте дизайн
кроссворда, его эстетическое оформление;

5)               
начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;

6)               
оформите ответы на
кроссворд на отдельном листе;

7)               
проверьте правильность
выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие
нумерации, количество соответствующих ячеек).

Общие правила составления кроссвордов:

ü   
загаданные слова должны
быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного
числа;

ü   
не используются слова,
пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно — ласкательную окраску;

ü   
не используются
аббревиатуры и сокращения;

ü   
в каждую белую клетку кроссворда
вписывается одна буква;

ü   
каждое слово начинается в
клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной
клеткой или краем фигуры;

ü   
имён собственных в
кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;

ü   
не следует применять при
составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные
и нецензурные слова;

ü   
не желательно при создании
кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из
обихода слова;

ü   
начинать составлять
кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

ü   
кроссворд может быть
оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;

ü   
при составлении кроссворда
можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes»,
«Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика
кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на электронный носитель в
виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде;

ü   
рисунок кроссворда должен
быть чётким;

ü   
сетка кроссворда должна
быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр –  с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

ü   
толкования слов
(определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;

ü   
каждому слову в сетке
кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно
слева направо, от верхней строчки к нижней;

ü   
ответы на кроссворд оформляются
на отдельном листе.

ü   
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.

Примечание: интересные
и оригинальные кроссворды могут быть рекомендованы к использованию в учебных
целях для тестирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА

Оценка
«5» (отлично)
выставляется, если термины и определения написаны грамотно,
допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по изучаемой
теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений; определения
терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта; кроссворд содержит
не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и точно оформлен в
соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен иллюстрациями; сетка
кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении кроссворда
использовано специальное программное обеспечение; содержание соответствует
теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок;
представлен на контроль в срок.

Оценка
«4» (хорошо)
выставляется, если содержание материала в таблице соответствует
заданной теме, но есть недочёты:
ячейки таблицы заполнены
материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и
многословный текст
; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов;
в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность;

эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

Оценка
«3» (удовлетворительно)
выставляется, если студент
работу не выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 — 9 слов
информации; содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не
заполненные ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме;
не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен
на контроль в срок.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества
клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна
является разгадывание кроссвордов минут, эдак, за тридцать до того, как
отправиться почивать.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с
кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему
по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти
минут смеха.

Жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а
чтобы они не порвались, потребовалось простое и действенное средство по
нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд.

Австралийский ученый Перри Барлетт утверждает, что
систематическое разгадывание кроссвордов способно предотвратить старение
нервных клеток головного мозга. Как заявил профессор, умственная зарядка
стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как
болезни Альцгеймера или Паркинсона.

Самый большой кроссворд составлен канадцем Робером
Тюрко в 1982 году. В нём в общей сложности 82951 квадрат и 25614 слов.

По количеству составленных кроссвордов лидирует
англичанин Роджер Сквайрз, который придумывает и публикует еженедельно в
среднем 42 «игры слов». К настоящему времени общее число его произведений
перевалило за 50 тысяч.

Минимальное время на решение кроссворда из газеты
Times — 3 минуты 45 секунд — затратил в ходе соревнования, организованного
радиопрограммой BBC «Сегодня», 43-летний англичанин Ройн Дин в декабре 1970
года.

В мае 1966 года газета Times получила письмо от
жительницы Фиджи, сообщившей, что ей только что удалось решить кроссворд в
выпуске газеты от 4 апреля 1932 года. Таким образом, максимально затраченное
время на разгадку кроссворда составляет 34 года.

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

______________________________________________________________

РАССМОТРЕНО на заседании

Педагогического Совета

Протокол № _____от «___» _______ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Фельдшерский колледж»

_________________ Котова Г.Н.

«  » ______________ 2017 г.

Учебное пособие по составлению кроссвордов

По предмету ОУД.09 ХИМИЯ

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

                                                        Разработчик: Зинатулина М.Р.

Санкт–Петербург

2017

Учебный кроссворд – это дидактическая игра, своеобразная самопроверка, занимательный тест, который создают сами студенты. Задания по составлению кроссвордов могут выполняться индивидуально, в качестве самостоятельной работы,  или же применяться в в качестве активных методов обучения  в малых и средних группах на практических занятиях по химии. При работе в малых и средних группах может проводиться конкурс кроссвордов, в этом случае появляется дополнительный элемент соревнования, что усиливает мотивационных компонент обучения и создает дополнительные условия для реализации и развития творческого потенциала студентов.

Задания по составлению  кроссвордов направлены на расзвитие следующих компетенций:

  1. Личностных (Л1, Л3) − умение использовать достижения современной химической

науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития, развитие химически грамотного поведения в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

  1. Метапредметных (М1, М2) − использование различных видов познавательной

деятельности и основных интеллектуальных операций, таких как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,  систематизация и др. для решения поставленной задачи; использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность.

  1. Предметных (П1, П2) − сформированность представлений о месте химии в

современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.

В ходе выполнения заданий по составлению кроссвордов отрабатываются следующие знания и умения студентов:

Студент должен знать:  основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, химическую терминологию и символику; значение  и место химии в современной научной картине мира и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

Студент должен уметь: использовать различные виды познавательной деятельности и основные интеллектуальные операции (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизациия выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи; применять основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, уверенно пользоваться химической терминологией и символикой.

1. Общие требования при составлении кроссвордов

Составляются кроссворды по тексту учебной литературы.  При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  1. Кроссворд должен состоять из 20- 25 слов
  2. Кроссворд должен быть «Классический»
  3. Офрмлен  на листе  формата А4, вместе с вопросами
  4. К кроссворду должны быть ответы на другом листе формата А4
  5. На листе с кроссвордом и листе с ответами должны быть указаны тема кроссворда, № группы и автор работы.
  6. Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  7. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
  8. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
  9. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
  10. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
  11. Не допускаются аббревиатуры (ПО ПК и т.д.), сокращения (детдом и др.).
  12. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
  13. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
  14. На каждом листе должна быть фамилия автора (название или номер группы, бригады) а также название данного кроссворда.

2. Составление определений (толкований) кроссворда.

1. Определения (толкования) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3.  В определениях не должно быть однокоренных слов.

3. Этапы составления кроссворда.

1. Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

2. Составить список слов изучаемого учебного материала.

3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

4. Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

5. Вычерчивание рисунка сетки.

6. Нумерация рисунка сетки.

7. Печать (написание от руки) текстов вопросов и ответов.

8. Орфографическая проверка текстов.

9. Проверка текстов на соответствие нумерации.

10. Печать кроссворда.

4. Требования к оформлению:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экземпляр — с заполненными словами;

2-й экземпляр. — только с цифрами позиций.

3. Оформление ответов на кроссворды:

— Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

— Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

— Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

При проведении  конкурса студенты обмениваются кроссвордами по указанию преподавателя и решают кроссворд.  Потом происходит взаимооценка решения кроссворда по эталону ответа.

Критерии оценивания:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)

2. Оригинальность составления кроссворда(2 балла)

3. Практическая значимость работы (2 балла)

4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1,5 балла)

6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения (1,5 балла).

Оценка:

«5» — 10-9 баллов

«4» — 8-7 баллов

«3» — 6-5 баллов.

Оценивание решения кроссворда:

Оценка 5 — 100% — 90 %

Оценка 4 – 90%- 80%

Оценка 3 – 80% — 70 %

Оценка кроссворда

Шкала оценок:

2 балла

Проявляется в полной мере

1 балл

Проявляется частично

0 баллов

отсутствует

Поставьте в соответствующей ячейке символ «+»

Критерии оценки

0

1

2

1

актуальность работы, соответствие теме проекта

2

полнота охвата темы проекта

3

наличие вопросов повышенной трудности, требующих межтемного и межпредметного обобщения

4

оригинальность составления вопросов, используемых для раскрытия темы

5

интерес к проектному продукту

6

возможность практического применения

7

информационная насыщенность

8

научность работы, отсутствие ошибок по предмету

9

эстетичность оформления, соответствие цветового решения

10

использование графики, ее уместность и соответствие содержанию работы

ИТОГО

Итоговая отметка:

18 — 20 баллов — «отлично»

15 — 17 баллов — «хорошо»

12 — 14 баллов — «удовлетворительно»


Download Article


Download Article

  • Printable Crossword Template
  • |

  • Grid Design
  • |

  • Clues
  • |

  • Rules & Guidelines
  • |

  • Video
  • |

  • Q&A

Crossword puzzles and other mind games generate hours of healthy fun, and are credited with keeping minds agile. They’re also excellent educational tools, allowing you to engage your students and encourage them to connect concepts with vocabulary. For some people, creating a crossword puzzle is just as rewarding as solving one. The process can be very simple, or very involved, depending on your interest level.

Printable Crossword Template

  1. Image titled Make Crossword Puzzles Step 1

    1

    Decide on a grid size. If you’re trying to make a more official, standardized crossword puzzle, there are specific dimensions you have to adhere to. If you’re making a more casual puzzle, though, you can pick whatever size you want.

    • If you’re using an online crossword puzzle maker or puzzle-making software, you may be restricted to a certain range of available sizes. If you’re making your puzzle by hand, it’s totally up to you.[1]
      [2]
  2. Image titled Make Crossword Puzzles Step 2

    2

    Make a list of words for your crossword puzzle. Usually you’ll select words according to a theme of your choosing.[3]
    That theme, or a clue to it, can then become the title of the puzzle. Examples of common themes include foreign places or languages, words from a certain time period, famous people, and sports.

    Advertisement

  3. Image titled Make Crossword Puzzles Step 3

    3

    Lay the words out in a grid format. This part of the process can feel as challenging as actually solving a crossword puzzle. Once you’ve laid the words out, black out any unused squares.

    • In a US style crossword, there should be no “hanging words,” or words that do not connect to other words. Every letter should correspond to both an Across word and a Down word, and be totally interconnected.[4]
      In a UK style crossword, hanging words are permitted.
    • If the answer to a clue is a phrase rather than a single word, there should be no spaces between the words.
    • You don’t need to worry about capitalizing proper nouns in your answers, as crosswords are usually filled out in all caps. The answers should not include punctuation either.
    • Many crossword puzzle creators automatically lay the words out for you. All you do is specify puzzle size and input the list of words and clues.[5]
      [6]
  4. Image titled Make Crossword Puzzles Step 4

    4

    Number the starting square for each word. Begin in the upper-left corner of the puzzle, and divide the words by whether they run vertically or horizontally, so that you have a “1 Down,” and a “1 Across,” etc. This can also be pretty mind-bending, and many people prefer to use software instead of doing it all manually.

    • If you’re using a crossword puzzle creator, it will handle the numbering for you automatically.[7]
      [8]
  5. Image titled Make Crossword Puzzles Step 5

    5

    Create a copy of the crossword puzzle. This time the starting square for each word should be numbered, but the squares themselves should be otherwise blank. If you’re creating your puzzle by hand this will be a bit more labor intensive, but if you’re using a crossword puzzle creator it should be done for you. Set aside the filled-in puzzle for use as an answer key. You can make as many copies of the blank one as you need.

  6. Advertisement

  1. Image titled Make Crossword Puzzles Step 6

    1

    Begin with some straightforward clues. These are referred to as “quick” or “straight” clues, and are generally the easiest to write and to solve. An example might be “Equine mount” = HORSE.

    • If you are making a crossword as an educational tool, or just don’t want to make things too complicated, you can use quick clues exclusively, but if you want to make a more challenging puzzle, you will probably want to avoid them, or use them sparingly.[9]
  2. Image titled Make Crossword Puzzles Step 7

    2

    Add another level of challenge with indirect clues. These generally involve some sort of metaphor, or rely on lateral thinking. An example might be “Half a dance” = CHA or CAN (taken from Chacha or Cancan).

    • Crossword creators often indicate this type of clue by beginning with “maybe” or “perhaps,” or by ending the clue with a question mark.
  3. Image titled Make Crossword Puzzles Step 8

    3

    Use cryptic clues. This type of crossword clue is far more popular in the UK than in the US. You will often find cryptic clues in puzzles specifically designated, “cryptic crosswords,” but if they are found in more general puzzles they will often be indicated by a question mark at the end. They rely on various kinds of word play, and usually involve multiple levels of puzzling out. There is a huge number of sub-types within the cryptic clue category.[10]

    • Purely cryptic clues are, essentially, puns. Thus “Hair style with a comb in it” = BEEHIVE, as “comb” can refer to a hair comb or a honeycomb.
    • Reversals require solving a cryptic clue and then reversing the solution. For example, “Go no further putting the crockery up” = STOP. This is solved by translating “crockery” to “pots,” and then inverting “pots” to get “stop.” Note that the solution is also hinted at by the phrase, “go no further.”
    • Palindromes are often indicated by phrases like “either way” or “up and down.” They involve finding an anagram that works as a solution to a cryptic clue. An example would be “Advance in either direction” = PUT UP, because “to put up” can be another way of saying “to advance,” and is also a palindrome (a word that is spelled the same forwards and backwards.)
  4. Image titled Make Crossword Puzzles Step 9

    4

    Organize the clues in list form. Number them according to their placement in the puzzle. List all the Across clues together in ascending numerical order, and list all the Down clues together in ascending numerical order.[11]
    [12]

  5. Advertisement

  1. Image titled Make Crossword Puzzles Step 10

    1

    Use one of the standard sizes. Simon & Schuster are the original crossword puzzle publishers, and they introduced the official standards that professional crossword puzzle creators use. One of these standards is that puzzles must be one of five grid sizes: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 or 23×23.[13]
    The larger the grid, of course, the more difficult the puzzle.[14]

  2. Image titled Make Crossword Puzzles Step 11

    2

    Make sure the diagram has 180-degree rotational symmetry. In this context, “diagram” refers to the arrangement of blacked out squares on your grid. These should be arranged so that if you flipped the graph, the blacked out squares would be in the same places.[15]

  3. Image titled Make Crossword Puzzles Step 12

    3

    Avoid small words. Two-letter words are never allowed, and three-letter words should be used sparingly.[16]
    [17]
    If you’re stuck for thinking of big words, remember that it is also acceptable to use phrases.[18]

  4. Image titled Make Crossword Puzzles Step 13

    4

    Use referenced words. With some exceptions, the words in your puzzle should be words one can find in a dictionary, atlas, work of literature, textbook, almanac, etc.[19]
    Certain puzzle themes may prompt you to stray a bit from this rule, but don’t overdo it.[20]

  5. Image titled Make Crossword Puzzles Step 14

    5

    Use each word only once. If one of the phrases in your puzzle is “lost at sea,” you shouldn’t also use “sea salt.” Again, certain themes may give you some degree of flexibility, but you should tread carefully.[21]

  6. Image titled Make Crossword Puzzles Step 15

    6

    Make the long words count. One hallmark of a well made puzzle is that the longest words are the ones most closely tied into the theme. [22]
    Not all crossword puzzles have a theme, but most of the best ones do.[23]

  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Is there a program with a blank grid in which I can enter my words, black out the spaces and make ready to print?

    Krisvdm

    Yes. You can do it through the puzzlefoundry.com website. It also has a crossword builder and word-pattern search functionality.

  • Question

    I’m making my own crossword. How can I black out or delete spaces that are not filled with a word?

    Community Answer

    You can black them out with a pen or marker, if you’ve printed it out. If you’re doing it on the computer before printing, you can do it with Paint or a similar program (using the paint bucket tool).

  • Question

    How do I make a crossword in a spreadsheet?

    Community Answer

    Highlight the number of squares that will be used, then click border. It will make your crossword puzzle stand out.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To make a basic crossword puzzle, make a list of the words you want to use in your puzzle and then arrange them both horizontally and vertically in a grid format. Then, color any square that doesn’t have a letter so that it’s completely black. Number the starting square for each word, and write a clue about what that word might be. Create a copy of the crossword puzzle that’s blank, and distribute it. For more information on how to write clues for your crossword puzzle, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 456,359 times.

Reader Success Stories

  • Riddhi Sharma

    Riddhi Sharma

    Sep 16, 2020

    «This was such an amazing guidance for me. Actually, my teacher had told us to make a crossword. I had never made…» more

Did this article help you?

ПРОЕКТ ПО ИНФОРМАТИКЕ

«Составление тематического кроссворда»

Основной вопрос:

Составление кроссворда, содержащего основные понятия темы из предложенного набора слов.

Вопрос учебной темы: Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Технология обработки текстовой информации.

Учебные предметы: информатика и информационные технологии.

Участники: учащиеся … класса.

Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.

Дидактические цели проекта:

формирование интереса к обучению;

развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;

обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств

Приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации.

Методические задачи:

закрепить знания, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации»: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе, по созданию и включению в текст таблиц;

по созданию и включению в текст изображений;

по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей;

по структурированию текста;

по распечатыванию текста.


Ход проекта:

В самом начале проекта учащиеся делятся на группы по четыре человека, каждая из которых получает карточку с набором слов.

В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике.

Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1. …… . 2. ….. . По горизонтали. 3. … . 5. … .», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.)

Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.

Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

Проблемные вопросы:

Сформулировать вопросы к каждому из данных определений.

Сгруппировать слова так, чтобы получился кроссворд.

Результаты представления исследований:

Составление кроссворда.

Этапы и сроки проведения проекта:

Формулирование тем исследований учеников – 1 урок, 20 минут.

Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 10 минут.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 10 минут.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 2 урок, 15 минут.

Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3 урока

Защита полученных результатов и выводов – последний урок, 40 минут.

О проекте

Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.

Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».

Рабочие материалы учителя

Набор слов для составления кроссворда.

Абзац

Автор

Альфа

Блик

Буква

Буквица

Версия

Вид

Вирус

Выравнивание

Диаграмма

Диск

Дискета

Импорт

Имя

Индекс

Интервал

Кадр

Кегль

Клубок

Кон

Копирование

Копия

Курсив

Линейка

Лист

Лье

Масштаб

Меню

Мю

Ню

Объединение

Объект

Оглавление

Окно

Олово

Отступ

Пи

Полоса

Почта

Правка

Принтер

Пробел

Пункт

Раздел

Рамка

Ребро

Рисунок

Ряд

Сервис

Символ

Словарь

Слово

Слог

Слэш

Сноска

Стиль

Столбец

Страница

Таблица

Текст

Тень

Тире

Три

Удаление

Удел

Фи

Формула

Фрагмент

Цифра

Часть

Шаблон

Учитель должен иметь собственные формулировки вопросов к словам и готовый кроссворд.

Учащиеся сами выбирают, какое количество слов ими используется в работе.

Учитель может в конце проекта предложить свой кроссворд, в котором задействовано максимальное количество слов из списка.

КРОССВОРД, СОСТАВЛЕННЫЙ УЧИТЕЛЕМ

По горизонтали: 4. Примечание к тексту, размещаемое в нижней страницы или в конце документа. 6. Смещение текста абзаца по отношению к границам полей. 9. Единица измерения высоты шрифта. 12. Старинная французская мера длины, упоминаемая в названии романа Ж. Верна. 13. Часть таблицы. 17. Часть текста, набранная до нажатия клавиши <Enter>. 20. Название буквы φ греческого алфавита. 21. Поколение, вариант Microsoft Word. 23. Служебный файл Microsoft Word с расширением dot(, содер­жащий информацию о структуре и оформлении документа. 25. Наклонный шрифт. 27. Выражение для расчета, оформляемое с помощью Microsoft Equation. 30. Изображение на инструменте, выполняющем сохранение до­кумента. 31. Судьба, участь. 32. Пункт главного меню Microsoft Word . 33. Разработчик документа или программы. 34. Название буквы µ греческого алфавита. 35. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению. 36. Действие над абзацем. 37. Пункт главного меню Microsoft Word. 39. Затемненное место вокруг рамки данного текста. 40. Промежуток между словами. 41. Линия ровно расположенных однородных предметов. 42. Графический элемент, который «обтекается» тестом. 44. Размер (высота) шрифта. 45. Часть слова. 46. Пункт главного (системного) меню Microsoft Word. 47. Часть документа, границу которого можно вставить с помощью разрыва (пункт меню Вставка). 49. Знак, входящий в алфавит. 51. Услуга, предоставляемая телекоммуникационными сетями, с помощью которой можно переслать созданный в Microsoft Word документ. 54. Отношение раз­меров элементов документа на экране к натуральным размерам. 56. Элемент окна Microsoft Word. 59. Нумеруемая часть документа, параметры которой устанавливаются с помощью пункта меню Файл. 60. Носитель, на котором хранится созданный в Microsoft Word документ. 62. Действие, проводимое с фрагментом текста. 63. Карточный термин (на него ставят ставку). 64. Часть окна текстового редактора, используемая для установки полей, отсту­пов и т. п. 65. … прокрутки. 66. Ввоз компьютеров и программ из-за рубежа.

По вертикали: 1. Число экземпляров документа. 2. Последовательность букв и цифр, ограниченная с обоих концов пробелами, запятыми, точками, де­фисами или т. п. 3. Сторона грани многогранника. 5. Название символа «/»• 7. Данные, расположенные по графам. 8. Название буквы греческого алфа­вита, используемой в геометрии. 10. Название буквы v греческого алфавита. 11. Название цифры. 14. Часть экрана, занимаемая документом. 15. Отблеск света на экране монитора. 16. Действие, проводимое нал ячейками таб­лицы. 18. Знак, обозначающий число. 19. Буква, цифра, знак препина­ния. 20. Часть текста. 22. Характеристика абзаца. 24. Графическое изоб­ражение цифровой информации. 26. Действие над фрагментом текста. 28. Графический объект в текстовом документе. 29. Набор слов, используе­мый при проверке орфографии. 37. Совокупность характеристик символа или абзаца. 38. Символ уменьшенного размера, размещаемый справа внизу или справа вверху другого символа. 39. Последовательность символов. 40. Изображение на инструменте, выполняющем печать документа. 43. Перечень глав и пунктов документа. 44. Смотанные шариком нитки. 47. Прямоугольник, обрамляющий абзац. 48. Кусок бумаги. 49. Большая буква в начале абзаца, оформленная отличным от основного текста образом. 50. Первая буква греческого алфавита. 52. Доля чего-то целого, например абзаца, документа и т.д. 55. Металл белого цвета, используемый для пайки, в т. ч. при ремонте компьютера. 57. Знак препинания. 58. Второй экземпляр документа. 61. Обозначение документа.

КРОССВОРД

t1681416607aa.jpg

Ответы.

По горизонтали: 4. Сноска. 6. Отступ. 9. Пункт. 12. Лье. 13. Столбец. 17. Абзац. 20. Фи. 21. Версия. 23. Шаблон. 25. Курсив. 27. Формула. 30. Дискета. 31. Удел. 32. Правка. 33. Автор. 34. Мю. 35. Вирус. 36. Выравнивание. 37. Сервис. 39. Тень. 40. Пробел. 41. Ряд. 42. Кадр. 44. Кегль. 45. Слог. 46. Вид. 47. Раздел. 49. Буква. 51. Почта. 54. Масштаб. 56. Меню. 59. Страница. 60. Диск. 62. Копирование. 63. Кон. 6 65. Полоса. 66. Импорт.

По вертикали: 1. Количество 2. Слово. 3. Ребро. 5. Слэш 7. Таблица. 8. Пи 10. Ню. 11. Три. 14. Окно. 15. Блик. 16. Объединение. 18. Цифра. 19. Символ. 20. Фрагмент. 22. Интервал. 24. Диаграмма. 26. Удаление. 28. Рисунок. 29. Словарь. 37. Стиль. 38. Индекс. 39. Текст. 40. Принтер. 43. Оглавление. 44. Клубок. 47. Рамка. 48. Лист. 49. Буквица. 52. Часть. 53. Объект. 55. Олово. 57. Тире. 58. Копия. 61. Имя.

Список информационных ресурсов.

KM.RU Энциклопедия.

ГРАМОТА. РУ | Словари русского языка: орфографический, толковый, …

Яндекс.Словари

Словари и энциклопедии на Академике

Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники

Российская Информационная Сеть — Словари

И так далее…

Критерии оценки

Дифференциация по уровням подготовки учащихся.

В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики — «Текстовый редактор Word» и «Технология обработки текстовой информации».
Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 20-25 терминов, а сильные – 55-65), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).


Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.

Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

Каждая работа рассматривается группой и учителем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти свой пароль в телефоне
  • Как найти телефон по спутнику программа
  • Как найти подделку денег
  • Gps маячок для авто как найти
  • Как найти свои вещи на авито