Как составить тематический план чтения для любой возрастной категории пользователей библиотеки

Несмотря на стремление читателя к максимальной самостоятельности в поиске и использовании информации в библиотеке, востребованной остается такая форма индивидуального общения, как индивидуальное
плановое чтение.

В современной практике библиотеки используют, в основном,
три вида индивидуального планового чтения:

— типовые планы чтения, которые создаются в библиотеках на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;

— списки литературы по какой-либо часто запрашиваемой теме
«Что читать дальше?»

составленный совместно библиотекарем и читателем план
дальнейшего чтения.

Третий вид планового чтения может называться именно
«индивидуальным».

Такая форма индивидуального информирования действительно
может оказать влияние на духовное и интеллектуальное развитие читателя, может стать
целой стратегией читательской деятельности.

План составляется далеко не для каждого
читателя библиотеки, а только:

·     
для того, кто нуждается в помощи библиотекаря;

·     
если у читателя есть определенный интерес;

·     
если в чтении читателя имеются проблемы;  

·     
если читатель просит о помощи  в
организации его чтения (делового или развлекательного).

План чтения составляется обязательно
вместе с читателем
.

Цель составления плана чтения не просто
прочитать ряд книг, а получить ряд знаний по вопросу (теме), придать
целенаправленность процессу чтения (при обязательном согласовании с
пользователем).

Индивидуальный план чтения составляется
таким образом, чтобы абонент не просто читал литературу в соответствии со своим
интересом, но  постоянно переходил бы от
одной темы к другой с целью разностороннего развития, а также выработки умений
и навыков систематического самообразовательного чтения.

Ясно, что такого рода информирование требует глубокого
духовного контакта, взаимного уважения, душевной близости. Это «штучная» и
очень непростая работа библиотекаря.

Два же других вида индивидуального плана чтения являются, по
сути дела, некой канвой, позволяющей выстраивать читательскую деятельность,
имеющую, как правило, деловой мотив.

Алгоритм составления плана чтения

·      
Выбор приоритетных читательских
групп или отдельных читателей. Обоснование выбора.

·      
Выбор тематики чтения, обоснование
ее актуальности.

·      
Формулировка целевого назначения
плана чтения.

·      
Определение структуры и объема плана
чтения (выделение разделов), определение примерного количества публикаций и т.
д.

·      
Уточнение характера материала,
включаемого в план чтения (ретроспективный, текущий, перспективный; первичные
или вторичные источники; с аннотацией или без аннотаций, информационный или
рекомендательный и т. д.)

·      
Определение источников, на базе
которых будет составляться план чтения.

·      
Способы оформления плана чтения (в
печатном, электронном  виде  и т. д.)

·      
Изучение эффективности составленного
плана чтения; выбор методики изучения в соответствии с целевым и читательским
назначением планов чтения.

Литература в плане чтения для
детей располагается в определенной последовательности:

·     
от простого к сложному;

·     
от знакомого к незнакомому;

·     
от общего к частному;

·     
в хронологии событий.  Если по одному вопросу нужно прочитать
несколько книг, то начинать следует с новых.

Рекомендуемое количество книг в
списке и детском плане чтения:

2-3 кл. – 2-3 книги, 

4-6 кл. – 4-5 книг, 

7-8 кл. – 4-8 книг.

Читатель должен читать книги в той
последовательности, как указано в плане чтения, иначе план теряет смысл.

План чтения  создается в двух экземплярах. Один  выдается на руки читателю, второй вставляется
в формуляр читателя, обязательно датируется, он должен стать причиной беседы с
читателем.

Все читающие по планам чтения и по
рекомендательным спискам нуждаются в постоянном внимании со стороны
библиотекаря.

Срок чтения по планам, спискам в детских
библиотеках – 1-3 месяцев, не более.

Учет читающих по спискам и планам чтении
ведется в специальном документе (например, в «Тетради учета читающих по
рекомендательным спискам и планам чтения»).

Список использованной литературы 

1.     Житомирова Н. Н. Руководство
 чтением детей в библиотеке / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова.
М. : Советская Россия, 1964. –С. 112-123, 166-186

2.     Мелентьева Ю. Библиотечное
обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 4.
Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы
библиотеки / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32

3.     Мелентьева Ю. Библиотечное
обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 5.
Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и
запросов / Юлия Мелентьева // Библиотека в школе. -2004. – № 20. – С. 28-32

4.     Руководство чтением детей и
юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. : Изд-во МГИК, 1992. –
С.161-176

5.     Справочник библиотекаря / Науч. ред.
А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2001. – С. 151-154

6.     Справочник школьного библиотекаря /
О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; под. Ред. Ю. Н. Столярова. – М. :
Школьная библиотека, 2006. – С. 336-339

Почему вам нужен план чтения и как его составить

Упорядочьте книги, и сможете получать от них больше пользы и удовольствия.

Почему вам нужен план чтения и как его составить

Этот статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Скорее всего, у вас есть план дел на неделю, план тренировок и финансов, а может, даже и план отдыха. Все они помогают не забыть о важном и эффективно использовать время и ресурсы. Стоит завести подобный план и для чтения. Журналист Джереми Андерберг рассказал, как это сделать.

Что такое план чтения

Это список книг, которые вы хотите прочитать, рассортированный по темам. С ним вы не будете перескакивать с одной книги на другую в случайном порядке. Когда вам захочется что-то почитать, вы просто обратитесь к одной из тем и выберите из неё следующее непрочитанное произведение. В раздел этот могут входить все работы одного автора, книги определённого жанра или из одной широкой области.

С планом вы перестанете идти путём наименьшего сопротивления, читая только развлекательную литературу или первое, что попадётся под руку. Конечно, от него можно отклоняться. Если вы привыкли читать по несколько книг одновременно, выбирайте одну из плана, а другую — для развлечения. Если вы не начинаете больше одной книги, чередуйте пункты из перечня с другой литературой.

Какая от него польза

1. Помогает непрерывно обучаться

Образование не заканчивается после того, как вы получили аттестат или диплом. Читайте не только для развлечения, но и чтобы узнавать что-то новое. План поможет составить собственное расписание занятий и освоить какую-то сферу.

2. Упорядочивает чтение

Да, чтение должно приносить радость и удовольствие. Список книг составляется не для того, чтобы превратить его в запланированную обязанность. Он просто помогает читать более регулярно. План, в котором много интересных книг, замотивирует вас находить время на чтение. Если сейчас это даётся вам с трудом, попробуйте выделять для начала по 30 минут в день.

Как список задач помогает концентрироваться на делах и обязанностях, так и книжный перечень поможет уделять чтению больше внимания и вычёркивать законченные книги.

3. Даёт стимул дочитывать книги, которые вы иначе забросили бы

Если вам совсем не нравится то, что вы читаете, не мучайте себя. Но иногда всё-таки стоит закончить книгу, не вызывающую у вас восторгов. Всем встречаются произведения, которые хотелось бы назвать прочитанными, но вот браться за которые не очень хочется. Или интересные книги, которые почему-то никак не заканчиваются. На них тратится больше сил, их так и тянет отложить на неопределённый срок. Желание следовать плану поможет этого избежать.

4. Сокращает обилие выбора

Вы наверняка замечали, что желание читать иногда пропадает только оттого, что нужно определить, какую книгу начать следующей. Огромный выбор в библиотеках и книжных магазинах давит. Хочется прочитать всё. Но пока вы решаете, запал проходит. А когда у вас есть план, вам не нужно выбирать — просто переходите к следующей книге в списке.

5. Помогает стать мастером в какой-то сфере

Хорошо бы иметь не только общие познания, но ещё и мастерски разбираться в какой-то сфере или владеть каким-то навыком. Это даёт огромное чувство удовлетворения и повышает уверенность в себе. Один из способов разобраться в каком-то деле — много читать о нём. Выберите любую сферу, связанную с вашей карьерой или увлечениями, и составьте план чтения. Постепенно вы углубите свои знания.

6. Приносит удовлетворение

Мы чувствуем, что добились чего-то, когда выполняем задуманное. Неважно, что именно было запланировано: тяжёлая тренировка, похудение на несколько килограммов или чтение определённого количества книг. Отмечая прочитанные произведения в списке, вы ощутите, что потратили время не просто так.

Как составить план чтения: несколько идей

Не делайте слишком простой перечень, заставляйте себя немного выходить за рамки привычных жанров. Не берите список лучших книг за всё время или огромные перечни бестселлеров по версии какого-го издания. В них часто попадают детективы и мемуары знаменитостей. Никто не запрещает вам их читать, но если это не ваше — не включайте их в план.

Начните пополнять свой список чтения. Обратите внимание на:

  • Рекомендации известных писателей. Загляните в списки Бориса Стругацкого, Хемингуэя, Набокова, Хаяо Миядзаки.
  • Книги, получившие премии. Например, посмотрите список лауреатов Пулитцеровской премии. Или победителей премии «Русский Букер». Или прочитайте по одной книге каждого нобелевского лауреата по литературе.
  • Книги из списков выдающихся людей. Вот, например, советы Стива Джобса, Билла Гейтса и Илона Маска.
  • Все книги любимого автора. Если вам нравится Толстой, Диккенс или любой другой писатель, возьмите и прочитайте всё, что он написал. Можно даже в хронологическом порядке.
  • Книги из одной категории. Например, биографии всех руководителей вашей страны. Или произведения о каком-то историческом событии. Или все книги, которые вам удастся найти о вашем родном регионе.

Читайте также 📕

  • 4 нетривиальных подхода к чтению книг, которые помогут быстрее схватывать самую суть
  • Недочитанные книги — это норма. Перестаньте винить себя за них
  • Как выработать привычку читать каждый день

№пп

Тема

Кол-во часов

Дата

Метод

Наглядность

Примечание

ЧТЕНИЕ

1.

Устное
народное творчество. Считалки, заклички-приговорки, потешки.

1

04.09

Беседа.

2.

Пословицы
и поговорки, загадки.

1

05.09

Беседа,
работа с пословицами.

Книга с пословицами
и поговорками.

3.

Никита
Кожемяка.

1

06.09

Беседа.

4.

Как
наказали медведя.

1

07.09

Беседа.

5.

Золотые
руки.

1

11.09

Беседа,
работа с пословицами.

6.

Морозко.

2

12.09

13.09

Беседа.

Иллюстр.

7.

Два
мороза.

1

14.09

Беседа, чтение
по ролям.

Иллюстр.

8.

Три
дочери.

1

18.09

Беседа,
чтение по ролям.

9.

А.Пушкин.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

3

19.09

20.09

21.09

Беседа,
заучив. наиз.

Портрет,
иллюстр.

10.

 Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях.

2

25.09

26.09

Беседа.

11.

По
Д.Мамину-Сибиряку. Серая Шейка.

3

27.09

28.09

02.10

Беседа,
работа по плану.

Иллюстр.

12.

Серая
Шейка.

3

03.10

04.10

05.10

Беседа.

13.

Внекл.чтение.
Русские народные сказки.

1

09.10

Беседа.

Выставка
книг.

14.

Вопросы
и задания по теме «Устное народное творчество».

1

10.10

Беседа.

15.

Г.Скребицкий.
Июнь.

1

11.10

Беседа.

16.

«Ярко
солнце светит…» И.Суриков.

1

12.10

Беседа,
словесное рисование, зауч.наизусть.

17.

А.Платонов.
Июльская гроза.

2

16.10

17.10

Беседа.

Иллюстр.

18.

Июльская
гроза.

2

18.10

19.10

Беседа.

19.

А.Прокофьев.
Берёзка.

1

23.10

Беседа,
заучив.наизусть.

Иллюстр.

20.

Ю.Гордиенко
«Вот и клонится лето к закату…»

1

24.10

Беседа.

21.

Вопросы
и задания по теме «Лето».

1

25.10

Беседа.

Иллюстр.,
рисунки, загадки.

22.

По
Г.Скребицкому. Сентябрь.

1

26.10

Беседа.

Иллюстр.

23.

По
И.Соколову-Микитову. Золотая осень.

2

07.11

08.11

Беседа,
словесное рисов.

24.

 Внекл.чтение.
Б.С.Житков. Рассказы.

1

09.11

Беседа.

Выставка
книг.

25.

Осень.
К.Бальмонт.

1

13.11

Беседа.

26.

Добро
пожаловать. По Г. Скребицкому.

2

14.11

15.11

Беседа,
рассказ.

Иллюстр.

27.

Осенние
грусти. По В.Астафьеву.

1

16.11

Беседа.

28.

Первый
снег. И.Бунин.

1

20.11

Беседа,
зауч.наизусть.

29.

Обобщающий
урок по теме «Осень».

1

21.11

Беседа,
рассказ.

Иллюстр.

30.

Колючка.
Ю.Яковлев.

2

22.11

23.11

Беседа,
план.

Иллюстр.

31.

Рыцарь
Вася. Ю.Яковлев.

2

27.11

28.11

Беседа,
план.

32.

Витя
Малеев в школе и дома. Н.Носов.

2

29.11

30.11

Беседа,
рассказ.

Иллюстр.

33.

Внеклассное
чтение. Рассказы Е.Пермяка.

1

04.12

Беседа,
рассказ.

Выставка
книг, рисунки.

34.

Фосфорический
мальчик. В. Медведев.

2

05.12

06.12

Беседа,
рассказ.

35.

Дорогой
подарок. Л.Воронкова.

3

07.12

11.12

12.12

Беседа,
план, рассказ.

36.

Твой
друг. Я. Аким.

1

13.12

Беседа.

37.

Обобщающий
урок по теме «О друзьях – товарищах».

1

14.12

Беседа,
работа с пословицами.

38.

Вороны и
Лисица. И.Крылов.

1

18.12

Беседа,
инсценирование.

Иллюстр.

39.

Щука и
Кот.

1

19.12

Беседа.

Рисунки.

40.

Квартет.

1

20.12

Беседа,
чтение по ролям, зауч. наизусть.

41.

Вопросы
и задания к теме «Басни И.Крылова».

1

21.12

Беседа,
рассказ, инсценирование.

42.

Будущий
олимпиец. Н.Хмелик.

2

25.12

26.12

Беседа,
рассказ.

Иллюстр.

43.

Слепой
домик. О.Бондарчук.

1

27.12

Беседа,
рассказ.

44.

Внеклассное
чтение. М.М.Пришвин. Рассказы.

1

10.01

Беседа,
рассказ.

Выставка
книг.

45.

Бабка.
В.Осеева.

2

11.01

15.01

Беседа,
рассказ.

Иллюстр.

46.

Сухой
хлеб. А.Платонов.

2

16.01

17.01

Беседа,
рассказ.

47.

Люся.
В.Распутин.

1

18.01

Беседа, рассказ,
план.

Иллюстр.

48.

Труд.
В.Брюсов.

1

22.01

Беседа,
пословицы.

Иллюстр.

49.

Огромное
небо. Р.Рождественский.

Обобщ.урок
по теме «Спешите делать добро».

1

23.01

Беседа,
рассказ, пословицы.

50.

Зима.
Ф.Тютчев.

1

24.01

Беседа, заучив.наизусть.

51.

Декабрь.
Г.Скребицкий.

К зиме.
К.Бальмонт.

1

 25.01

Беседа,
рассказ, план, заучив.наизусть.

52.

Всяк
по-своему. Г.Скребицкий.

1

 29.01

Беседа,
рассказ.

53.

С.Есенин
«Поёт зима-аукает…», «Берёза».

1

30.01

Беседа, заучив.наизусть.

54.

Зимняя
дорога. А.Пушкин.

Обобщ.урок
по теме «Зима».

1

31.01

Беседа,
заучив.наизусть.

Иллюстр.,
рисунки

55.

Март.
Г.Скребицкий.

1

01.02

Беседа,
рассказ.

56.

А.Толстой
«Вот уж снег…».

1

05.02

Беседа, заучив.наизусть.

57.

От
первых проталин до первой грозы. Г.Скребицкий.

1

06.02

Беседа,
рассказ.

58.

Весна
красна.

1

07.02

Беседа,
рассказ.

59.

Грачи
прилетели.

Изложение.

1

08.02

Беседа,
рассказ, сам.работа.

План.

60.

Заветный
кораблик.

В
весеннем лесу.

1

12.02

Беседа,
рассказ, словесное рисов.

Рисунки.

61.

Внеклассное
чтение. Н.Н.Носов. Рассказы.

1

 13.02

Беседа,
рассказ.

Выставка
книг.

62.

Весенние
ручьи. А.Толстой.

1

 14.02

Беседа,
рассказ.

63.

«Гонимы
вешними лучами…» А.Пушкин.

1

 15.02

Беседа,
рассказ.

64.

Ворона.
А.Блок.

1

 19.02

Беседа,
рассказ.

Рисунки.

65.

Подснежник.
Е.Серова.

1

 20.02

Беседа,
заучив.наизусть.

66.

Весна.
И.Соколов-Микитов.

1

 21.02

Беседа,
рассказ, словесное рисов.

67.

«Крупный
дождь в лесу зелёном…» И.Бунин.

1

22.02

Беседа,
словесное рисов.

68.

Черёмуха.
С.Есенин.

1

 26.02

Беседа,
словесное рисов., заучив.наизусть.

Иллюстр.

69.

«Весна,
весною, о весне…» Я.Аким.

Обобщ.урок
по теме «Весна».

1

 27.02

Беседа,
рассказ, план, пословицы.

Рисунки.

70.

Тёма и
Жучка. Н.Гарин-Михайловский.

2

 28.02

01.03

Беседа,
рассказ, план.

71.

Желтухин.
А.Толстой.

      3

05.03

06.03

07.03

Беседа,
рассказ.

72.

Кот
ворюга. К.Паустовский.

2

 12.03

13.03

Беседа,
рассказ, план.

73.

Внеклассное
чтение. Обсуждение  прочитанных книг.

1

14.03

Беседа,
рассказ.

Выставка
книг.

74.

Про
обезьянку. Б.Житков.

3

 15.03

19.03

20.03

Беседа,
рассказ.

75.

Э.
Асадов. Дачники.

1

21.03

Беседа.

76.

Ф.
Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны.

1

 22.03

Беседа.

77.

С.
Михалков. Будь человеком.

Вопросы
и задания к теме.

1

02.04

Беседа.

78.

По
О.Тихомирову. На поле Куликовом.

2

03.04

04.04

Беседа,
рассказ.

79.

По С.Алексееву.
Рассказы о войне 1812 года.

1

05.04

Беседа,
рассказ, заучивание наизусть.

80.

Н.Некрасов 
«И снится ей жаркое лето…»

1

09.04

Беседа.

81.

А.Куприн.
Белый пудель.

3

10.04

11.04

12.04

Беседа.

82.

Работа
над содержанием рассказа «Белый пудель».

1

16.04

Беседа.

83.

Вн.чтение.
В.А.Осеева. Рассказы.

1

17.04

Беседа.

Выставка книг.

84.

По
Л.Жарикову. Снега, поднимитесь метелью!

2

18.04

19.04

Беседа,
рассказ, заучивание наизусть.

85.

Ю.Коринец.
У могилы неизвестного солдата.

Вопросы
и задания к теме.

1

23.04

Беседа,
рассказ.

.

86.

В.Гюго.
Гаврош.

2

24.04

25.04

Беседа,
работа по плану.

87.

М.Твен.
Приключения Тома Сойера.

3

26.04

28.04

03.05

Беседа.

88.

Приключения
Тома Сойера.

2

07.05

08.05

Беседа.

89.

С.Лагерлёф.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

3

10.05

14.05

15.05

Беседа.

90.

Работа
над содержанием рассказа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

16.05

Беседа,
рассказ.

91.

Внеклассное
чтение. Сказки народов мира.

1

17.05

Беседа.

Выставка
книг.

92.

Г.Х.Андерсен.
Русалочка.

3

21.05

22.05

23.05

Беседа.

93.

Вопросы
и задания к теме.

1

24.05

Беседа.

Кто-то посчитает эту процедуру слишком сложной/абсурдной/бесполезной и т.д. Но именно список, поможет не метаться в диком восторге от одной недочитанной книги до другой, после рассылки любимого издательства, анонса книжной ярмарки и скачивать все подряд, чтоб лопнул компьютер и мозг, от избытка лишней информации!

Этот список — будет напоминать и помогать вам не отступать от намеченной цели)))!

Немного повторю информацию из прошлого поста, на тему большого списка! Итак…


БАЗОВЫЕ СПИСКИ КНИГ, КОТОРЫЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ

Если исходить из системы чтение 1 книги в неделю, то можно посчитать и составить подходящие список книг для регулярного чтения.

Например, я для себя разделила книги на 4 типа (в зависимости от моих потребностей и предпочтений на сегодняшний день):

1. Книги по саморазвитию (книги об организации и планировании, проф. литература по проектам, учебная литература и т.д.) — для того, чтобы узнавать что-то новое и развивать различные сферы своей жизни.

2. Книги о воспитании и развитии ребенка (книги о детском здоровье, воспитании, психологии, методиках раннего развития и иная педагогическая литература) — для того, чтобы максимально знать обо всем, что связано с родительством и детством.

3. Художественная литература (классика, бестселлеры, новинки и просто любимые с детства книги) — потому что мне, это нравится, а также, для расширения кругозора.

4. Книги о творчестве и хобби (рисование, рукоделие, фотография и т.д.) — для того, чтобы обучиться новым навыкам и мастерству.

КАК СОСТАВИТЬ БАЗОВЫЙ СПИСОК КНИГ ДЛЯ РЕГУЛЯРНОГО ЧТЕНИЯ НА 2017 ГОД?

Итак, путем нехитрых умозаключений, считаем и составляем базовые списки самых нужных и лучших книг. undefined

В году примерно 52 недели. Если количество недель разделить на 4 типа книг (цифра условна, у кого-то может получиться больше или меньше), то получается — в каждой сфере, вы прочитаете 13 книг за год.

Если чередовать эти типы книг, при составлении списка на каждый месяц, получается, что я, каждый месяц буду читать :

1 книгу по саморазвитию

1 книгу из детской тематики

1 книгу о хобби и творчестве

1 любимую художественную книгу для души

Дело осталось за малым — нужно составить составить список для чтения, в котором собрать лучшие книги, а не все подряд.

МОЙ СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА 2017 ГОД:

Как и в том году, я буду стараться читать книги 1 раз в неделю (при этом используя и аудиоверсии, и электронные варианты, но в большей степени — бумажные книги)! Соответственно — по 13 пунктов получилось.

КНИГИ ПО САМОРАЗВИТИЮ

О жизни цельной и разнообразной:)

1. «Между надо и хочу» Эль Луна

2. «Парадокс перфекциониста» Тал Бен-Шахар

3. «В этом году я» М. Дж. Райан

4. «Осознанность» Марк Уильямс

5. «12 недель в году». Брайан Моран, Майкл Леннингтон

6. Роберт Фритц «Путь наименьшего сопротивления»

7. Майкл Микалко » Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно».

8. «Мечтать не вредно» Барбара Шер

О минимализме

9. Мари Кондо «Искры радости. Простая счастливая жизнь в окружении любимых вещей»

10. Эверетт Боуг «Рабочий день минималиста»

11. Александр фон Шенбург «Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег»

О финансах

12. «Кошелек или жизнь» Вики Робин и т.д.

13. «Путь к финансовой независимости». Бодо Шефер

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. «Три мушкетёра» Александр Дюма

2. «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма

3. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

4. «Сонеты» Вильям Шекспир

5. «Принц и нищий» Марк Твен

6. «Собачье сердце» Михаил Булгаков

7. «Старик и море» Эрнест Хемингуэй

8. «Айвенго» Вальтер Скотт

9. «Приключения Шерлока Холмса» Артур Конан-Дойл

10. «Отель» Артур Хейли

11. «Угрюм-река» Вячеслав Шишков

12. «Вино из одуванчиков» Рэй Бредбери

13. «В горах мое сердце» Роберт Бернс

КНИГИ ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

1. Андрей Максимов «Дети как зеркало. Как подружиться с собственным ребенком, меняясь самому»

2. Елена Макарова «Как вылепить отфыркивание»

3. Андрей Максимов «Песталоцци XXIвека. Книга для умных родителей»

4. Ю.Б. Гиппенрейтер «Родителям: Как быть ребенком»

5. Ю.Б. Гиппенрейтер «Родителям: книга вопросов и ответов»

6. Людмила Петрановская «Тайная опора»

7. Людмила Петрановская «#Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы»

8. Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»

9. Уильям и Марта Сирс «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»

10. «Правила счастливых семей» Дон Миллер, Карен Миллер

11. «Разреши себе мечтать. Как воспитать смелость в себе и своих детях» Уитни Джонсон

12. Соловейчик Симон «Педагогика для всех»

13. Николай Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»

КНИГИ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР (для четвертой недели):

О фотографии

1. Александр Лапин «Фотография как…»

2. Скотт Келби «Цифровая фотография»

3. Марк Клейгорн «Портретная фотография»

4. Эльза Маккуини — «Полный курс фотографии»

5. Элен Дюжарден «Мастерство фуд-фотографии»

О творчестве

6.»Визуальное мышление» Дэн Роэм

7. «Твори целый день» Лиза Конгтон

8. «Долгие прогулки» Джулия Кэмерон

О питании и здоровье

9. «Еда и мозг» Дэвид Перлмуттер

10. «Наука сна» Дэвид Рэндалл

11. «Максимальная концентрация» Люси Джо Палладино

12. «Похудеть навсегда» — Маргарита Королева

13. «Одна привычка в неделю. Измени себя за год» Бретт Блюменталь

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ:

Предлагаю вам составить план чтения на год, обратите внимание на следующее:

1. Если вы вдруг покинете наш флешбук «Читариум», то у вас останется список, по которому вы сможете читать самостоятельно весь год!

2. Ваш список может отличаться от предложенного мной варианта в этом посте — главное, чтобы вам было удобно!

3. Включите действительно самые желанные и интересные для вас книги! Пусть в количестве их получиться мало, но зато самые самые и реально нужные!

4. Задайте себе вопросы — например, «что я хочу узнать нового в этом году?», «какая книга мне поможет добиться цели» и т.д.

В комментариях поделитесь вашими отчетами- списками! Будет очень полезно и интересно всем нам почитать и вдохновиться)))!

Жду с нетерпением! До встречи! undefined

  Очень хорошо, что статья Дмитрия Сергеевича Лихачёва вызвала такой резонанс. И очень много вопросов – а как составить план чтения? На что ориентироваться? Что читать в первую очередь? Попробую поделиться по этому поводу своими измышлениями, возможно, они Вам покажутся интересными и заслуживающими внимания.

  Я, как Автор, оставляю за собой право на лирические рассуждения и отступления, которыми, правда, постараюсь Вас не утомить. И прошу прощения, если кому-то и метод составления плана чтения, и сам план не понравятся. В конце концов, это известная доля субъективности в этой статье будет присутствовать.

  А начну я с того, что в советские времена план чтения составить было гораздо проще. Такого книжного обилия, как сейчас не было, читай, что умудришься достать.

В этом, правда, была и своя положительная сторона – для того, чтобы достать книгу для чтения, порой приходилось прилагать неимоверные усилия, и на ерунду их не растрачивали.

  Второй аспект – телевидение. То есть отсутствие оного, СССР-ТВ в расчёт особенно не принималось. Третий – не компьютеризация, не двдзация, не видеозация. Читали, и читали больше! Гораздо больше!

  Сейчас полнейшее книжное изобилие. На книжной ярмарке глаза разбегаются и ходить можно часами. Столько всего! И как тут не растеряться? Что же, попробуем навести порядок в этом книжном «хаосе».

  Тем более, что условий наведения порядка всего два.

  Первое. Книга должна быть интересной, не стоит мучить себя соображениями вроде «это обязательно надо», «это читают все», «не прочту – позор». К примеру, очень модны Ричард Бах и Пауло Коэльо. Не спорю, хорошая литература, но я прочёл по одной книге этих авторов и дальше не пошёл… Неинтересно.

  Второе. Книга должна быть написана «вдохновлённым» писателем. Причём здесь речь идёт не о литературном процессе («сегодня меня Муза посетила, немного посидела и ушла»), а о чём-то другом. Попробую растолковать.

  «Вдохновлённый» писатель – проводник, создаёт образы литературы будущего. Он в авангарде литературного процесса своего времени, он опережает своё время и тем самым остаётся в вечности.

  «Невдохновлённый» писатель творит точно в ракурсе литературы своего времени, вперёд не заглядывает, он не опережает своё время и вечности не остаётся. Причём я не хочу сказать, что это плохая литература. Часто очень даже добротная. Но я читать такую не буду. Времени жаль. Например, есть такие хорошо издаваемые писатели, Олег Рой, Людмила Кондрашова… Вообще-то их много. Много-много. И с языком в порядке всё, и сюжет, не графоманы, а вот как-то…    Причём один и тот же писатель может быть как «вдохновлённым», так и «невдохновлённым», хотя временное пребывание его во второй категории скорее плод неудавшегося эксперимента. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Взлёты и падения… Пелевин может написать что-то совершенно блестящее, а потом взять, да и наляпать чушь про вампиров. Правда, эстетствующая публика с восторгом уже принимает любую чушь того же Пелевина. Сразу скажу, что я никак не хочу принизить достоинства хорошего писателя.

  Как отличить «вдохновлённого» от «невдохновлённого»? Сложно, и тут на помощь прийти может только хороший литературный вкус.

  Стало быть, основу плана чтения должны составлять «вдохновлённые» писатели, проверенные временем. Или рекомендованные людьми с хорошим вкусом. Но всё же вкус стоит выработать свой.

  Третье. Книги в этом плане должны быть разноплановыми – разные эпохи, разные жанры, разные страны и культуры. Это подпитает интерес к чтению.

  А теперь попробую составить классификатор плана чтения.

1. Русская классика.

2. Зарубежная классика.

3. Историческая литература.

4. Современная проза.

5. Биографическая литература.

6. Фантастика (но не т.н. «фэнтези»!).

7. Юмор.

8. Детектив.

9. Научно-популярная.

10. ПОЭЗИЯ!!!

11. БИБЛИЯ!!!

  Жанровое подразделение достаточно условно, ибо, например, произведения Салтыкова-Щедрина вполне вписываются не только в п. 1, но и в п. 7.

  А теперь пойдём по пунктам, то есть составлять каталог чтения.

  РУССКАЯ КЛАССИКА

  Ну, тут всё понятно, скажете Вы. Не спешите с громкими заявлениями! Не торопитесь перечитывать всё подряд, руководствуясь тем, что «русская классика – великая литература», и что ни прочитай – всё на пользу. Так-то оно так, но свои любимые классики должны быть.

  Ведь они все разные и не уподобляйтесь Полиграфу Полиграфовичу с его бессмертным и универсальным «чтобы все». Лучше прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, и выберите тех, кто Вам ближе всего и без кого Вам сложно обойтись.

  У меня, например, это – Гоголь, Салтыков-Щедрин и Чехов. А вот Льва Толстого я читал в школе только. Не буду Вам дурить голову и врать, что без Толстого никак не обойдусь.

  При этом я никак не хочу принизить творчество великого писателя, Гения. Боже упаси!

  Но фактор времени… Всё прочесть невозможно, тем более, что как справедливо писал Дмитрий Сергеевич, любимые произведения следует перечитывать. Медленно и не суетно! Произнося про себя (а можно и вслух!) весь текст. «Скорочтенческие» фокусы тут не проходят! Официально (нет, всё же неофициально) заявляю, что один руководитель курсов скорочтения, с гордостью в телепередаче заявивший, что «Евгения Онегина» он одолеет за 10 минут, является самым обычным дураком, даже не идиотом (иногда это – высокое звание).

  Я допускаю, что скорость второго и последующих прочтений может быть несколько выше первого, но ненамного.

  Ведь язык русских классиков – это ещё и фоносемантика самой высокой пробы, облагораживающая Душу! (Об этом – в другой раз).

  Итак, я рекомендую пропорцию – на три прочтения-перечтения любимых произведений одно «новое». Рекомендую – обозначение моего мнения, которое для Вас не является обязательным.

  Зато сколько тонких граней и новых открытий поджидает Вас при перечитывании, скажем, «Мёртвых душ» или «Истории одного города»!

  Что же касается писателей и наименований, то все учились в школе, приведение списка не имеет поэтому большого смысла. Сами составите.

ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА.

  Здесь, по моему убеждению, стоило бы включить географический принцип, ибо сие позволит Вам в значительное степени расширить горизонты своего восприятия Мира. Давайте пройдём по карте. Смею утверждать, что в этот список я включил всё само значительное и интересное не только с позиции критики и литературоведения, но и с позиции читателя.

  Восточная Европа.

  Генрик Сенкевич – «Камо грядеши», «Огнём и мечом», «Крестоносцы».

  Болеслав Прус – «Кукла», «Фараон».

  Карел Чапек – «Война с саламандрами», «Фабрика Абсолюта».

  Иво Андрич – «Мост на Дрине», «Разговор с Гойей».

  …Напечатал этот список и подумал – а надо ли оно Вам? Может, зря напрягаюсь? Вдруг Вы и так всё знаете и понимаете, а я занимаюсь тут навязыванием своих вкусов?

  Тогда так – выскажите своё мнение в комментариях. Честно и объективно.

  Иван Иванович Полонейчик.

  23 августа 2011 г., Минск.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти молекулярную массу основания
  • Компьютер сам подключается к интернету как исправить
  • Как найти владельца камеры видеонаблюдения
  • Как найти друзей в прятках онлайн
  • Как найти скаченные документы на айфоне