Как составить тему для индивидуального проекта

Обучающиеся или студенты часто задают научным руководителям вопрос Как делать индивидуальный проект? или Как сделать индивидуальный исследовательский проект грамотно и правильно его оформить. Для начала мы бы задались вопросом, что представляет собой структура индивидуального проекта и как составить его план.

Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть структуру индивидуального проекта для студента или обучающегося школы и выяснить, что же такое учебный исследовательский проект, как правильно спланировать работу над ним и составить план индивидуального проекта совместно с руководителем.

Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа или просто исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).

Перед тем, как приступить к работе над проектом школьнику следует составить план индивидуального проекта и учесть, что в исследовательском проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или обычный реферат.

Также, необходимо помнить, что основным отличием предмета исследования от объекта исследования является то, что под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

План индивидуального проекта

Рассмотрим подробно план индивидуального учебного исследовательского проекта студента или обучающегося и определим его основные разделы и требования.

Введение

Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.

Раздел 1

Раздел 1 индивидуального проекта — это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов.

Раздел 1 пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.

Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.

Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.

Раздел 2

Раздел 2 индивидуального проекта — это методика и результаты исследования.

Параграф 2.1 Методика исследования.

Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.

Работая над основной частью индивидуального проекта, студент должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.

Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.

Заключение индивидуального проекта

Согласно структуре в заключении индивидуального исследовательского проекта учащегося или студента отражаются выводы по проведенному исследованию, а также анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.

Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли дополнен план индивидуального проекта, расширено или продлено исследование в рамках данного исследовательского проекта учащегося образовательного учреждения.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Структура индивидуального проекта студента«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/1774″ target=»_blank»>Структура индивидуального проекта</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1774]Структура индивидуального проекта студента[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Министерство общего и профессионального образования 

Ростовской области.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области

 «Новошахтинский технологический техникум»


Методические
рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

     

Автор: преподаватель
высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «НТТ» Савченко А.Ю.

Новошахтинск
2022

Содержание

АННОТАЦИЯ

ВЫБОР ТЕМЫ И ТИПА
ПРОЕКТА

СОСТАВ, СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

ТРЕБОВАНИЯ К
ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

ПОДГОТОВКА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ
К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец титульного листа

Аннотация

Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

 Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную,
конструкторскую, социальную, художественно творческую).

Учебный проект или исследование – это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность
позволит проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Индивидуальный проект является основным объектом
оценки универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных
результатов), сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательных
программ по учебным предметам.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны
отражать:

 – сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;

– способность к инновационной, аналитической,
творческой, интеллектуальной деятельности;

– сформированность навыков проектной деятельности, а
также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;

 – способность постановки цели и формулирования
гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для
каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению
неудовлетворительной оценки по любой учебной дисциплине.

Выбор
темы и типа проекта

Основным
критерием при выборе темы служит Ваш познавательный и практический интерес к
учебной дисциплине или конкретной теме, над которой Вы уже работали раньше.
Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

По видовым характеристикам индивидуальный
проект может быть:

1.     информационный
(поисковый)

2.     исследовательский

3.     творческий

4.     социальный

5.     прикладной
(практико-ориентированный)

Состав,
структура и содержание основных элементов индивидуального проекта

Индивидуальный проект имеет следующую
структуру:

1.   Титульный
лист (Приложение 1);

2.   Содержание;

3.   Введение;

4.   Основная
часть;

5.   Заключение;

6.   Список
использованной литературы;

7.   Приложения.

Введение.

Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта,
отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и
практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет
формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые
использовались при разработке проекта.

Введение обычно отражает следующую логику
рассмотрения текста:

·        
Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над
проектом.

·        
Обоснование актуальности выбранной темы –
это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня
заинтересовала, почему важно исследовать эту тему, чем она значима для
текущего момента, для современной ситуации».

·        
Определение объекта и предмета исследования.

Объект —
реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя

Предмет —
часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что
подвергается непосредственному изучению.

Пример: объект
— общественное движение в России в XIX в.

Предмет
— революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

Постановка цели.

        Цель
– это осознаваемый образ предвосхищаемого результата.  Возможно,
формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее
обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования.

 Цель разбивается на задачи – ступеньки в
достижении цели.

        Основные
задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не
менее трех задач.

Основная часть.

Основной
текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части
(разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы)
отражают этапы работы.

В конце каждой
структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором
работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не
оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта
должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно
аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным,
простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо
соблюдать общепринятые правила:

  1. не
    рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа
    (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
  2. при
    упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
  3. каждая глава
    (параграф) начинается с новой строки;
  4. при изложении
    различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы,
    необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Заключение.

Заключение (1-2
страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного
материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну,
теоретическое и практическое значение результатов).

Список
использованной литературы.

Список
используемой литературы (не менее 5 источников) оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа.

Требования к оформлению проекта

1.     Работа
выполняется компьютерным набором на одной стороне листа белой односортной
бумаги формата А 4.

2.     Страницы
индивидуального учебного проекта должны иметь поля: левое — 30 мм, правое — 10
мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм.

3.      Шрифт:
цвет — черный, размер — 14 пт, тип шрифта Times New Roman.

4.     Межстрочный
интервал – полуторный. Выравнивание текста по ширине. Абзацный отступ должен
быть одинаковым по всему тексту и составляет 1,25 см.

5.     Объем
работы должен составлять от 10 до 15 страниц машинописного текста, приложения в
этот объем не входят и могут располагаться в конце работы дополнительно.

6.     Титульный
лист оформляется по образцу (Приложение 2).

7.     Заголовки
структурных элементов проекта («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» и главы основной части) печатают прописными буквами
без точки в конце, не подчеркивая.

8.      Все
страницы индивидуального учебного проекта, включая приложения, нумеруются по
порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист,
на котором нумерация не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и
т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине нижнего поля страницы.

9.     Библиографические
ссылки в тексте работы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.

10. Список
литературы и интернет-источников дается после текста. Порядок оформления
библиографии: указывается фамилия, инициалы автора, название работы без
кавычек, место и год издания, количество страниц.

11. Иллюстрации,
использованные в работе, размещают в тексте, в котором впервые дана ссылка на
них, а при необходимости — в приложении.

Подготовка индивидуального
проекта к защите

Закончив написание и
оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с
руководителем. После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель
его подписывает и составляет отзыв. В отзыве руководитель характеризует
проделанную работу по всем разделам. Подготовив индивидуальный проект к защите,
обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики
и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Процедура
защиты индивидуальных проектов определяется методическим объединением или
научно-методическим советом образовательной организации.

Для выступления
основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений
отводится не более 15 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные
вопросы по теме. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Подготовка презентации
к защите индивидуального проекта

Презентация
индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую
информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и
предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация
индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические
материалы: рисунки, таблицы, карты, видео, фото, аудио и т.п., которые
иллюстрирую предмет защиты проекта.

Презентация
(электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и
наглядности материала, выносимого на защиту. Основное содержание презентации:

1 слайд — титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его
работы. На данном слайде указывается следующая информация:

 -полное название
образовательной организации; 

— тема индивидуального
проекта

— ФИО обучающегося

— ФИО руководителя
индивидуального проекта

— год выполнения работы.

 2 слайд — ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта: актуальность, цели
и задачи проекта, объект проекта, предмет проекта.

3. Период проекта 3- 7
слайды (основная часть)

— непосредственно
раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор
объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта
(таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

4. 8 слайд (ВЫВОДЫ)

-итоги проделанной
работы

 -основные результаты в
виде нескольких пунктов

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Защита индивидуального
проекта заканчивается выставлением оценок. «Отлично» выставляется:

работа носит
практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу,
характеризуется логичным, последовательным изложением материала с
соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

имеет положительные
отзывы руководителя;

при защите работы
обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно
оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время
выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные
презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные
вопросы.

 «Хорошо» выставляется:

носит практический
характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется
последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не
вполне обоснованными предложениями;

  имеет
положительный отзыв руководителя;

при защите обучающийся
показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит
предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы,
графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых
затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно»
выставляется:

  носит
практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом
материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим
разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала,
представлены необоснованные предложения;

в отзывах руководителя
имеются замечания по содержанию работы и оформлению;

  при
защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов
темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

Примерные критерии
оценивания доклада:


п/п

Критерий

Оценка
(в баллах)

1

Качество
доклада

1
— доклад зачитывается

2
— доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3
— доклад пересказывается, суть работы объяснена 4 — кроме хорошего доклада
владение иллюстративным материалом

5
— доклад производит очень хорошее впечатление

2

Качество
ответов на вопросы

1
— нет четкости ответов на большинство вопросов

2
— ответы на большинство вопросов

3
— ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3

Использование
демонстрационного материала

1
— представленный демонстрационный материал не используется в докладе

 2
— представленный демонстрационный материал используется в докладе

 3
— представленный демонстрационный материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем ориентируется

4

Оформление
демонстрационного материала

1
— представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2
— демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

 3
— к демонстрационному материалу нет претензий

Приложение
1

                         ОБРАЗЕЦ
ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство общего и профессионального образования 

Ростовской области.

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской
области

 «Новошахтинский
технологический техникум»

Индивидуальный
проект на тему:

тема
индивидуального проекта

 (изображение)

                            
Автор:
Ф.И.О обучающегося, №группы, код и    название специальности.

      Руководитель: Ф.И.О. преподавателя,

                          
наименование дисциплины

Новошахтинск
2023          

Обновлено: 12 дек. 2018 г.

Как найти интересную тему для проекта?

В первую очередь ответьте для себя на следующие вопросы. Они помогут Вам выбрать тему так, чтобы заниматься исследованием было действительно интересно.

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Требования к выбору темы исследования
1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем.
2. Тема должна быть актуальной.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
4. Тема может содержать спорный момент.

Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против».

5. Тема должна быть конкретна.
6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.

Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).

Также следует избегать в формулировке темы работы слов, не имеющих важной для нее смысловой или информационной нагрузки (некоторые …, особые …, определенные … и т.д.). Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс. Формулировка должна быть ясной по форме, по возможности краткой, лексически грамотной.

Актуальность и практическая значимость исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:

  • научной значимости

  • социальной значимости

  • личностной значимости

  • Почему?

  • Для чего?

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории — актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Преподаватель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одногруппники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

5. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

6. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.

Предмет и объект исследования

После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту обучающегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе обучающегося.

В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы и грамотного оформления самого проекта.

Объект исследования — это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Описание предмета и объекта исследования

Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов обучающихся, а также научно-исследовательских работ.

Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.

Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.

Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.

Пример 2

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 3

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 4

Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах техникума.

Цель и задачи исследовательской работы

Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.

Цель описывается обучающимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательского проекта:

1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).

Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:

Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.

Можно так:

Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион обучающихся Техникума строительства и городского хозяйства.

Примеры формулировок цели исследовательского проекта

  • Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

  • Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов техникума.

  • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

  • Исследование истории и роли города в истории страны на ее северных рубежах.

  • Исследовать и узнать легенды и мифы о реках, являющимися местом поклонения местного народа.

  • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

  • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса.

  • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.

  • Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.

  • Изучить проблему появления социального сиротства.

  • Изучить влияние парной бани на оздоровление.

  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети — социальные сироты.

  • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.

  • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

  • Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.

  • Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.

  • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

  • Изучить особенности повести «Башкирская русалка», связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.

  • Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.

  • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

  • Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в лесничестве и оценка экологического состояния леса.

  • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.

  • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.

  • Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.

  • Выявить закономерности явления …

  • Определить зависимость от стартфонов среди обучающихся и преподавателей техникума.

  • Определить фирму-производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.

  • Определить сходство людей и птиц.

  • Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.

  • Определить роль птиц в жизни людей.

  • Определение качества продуктов быстрого приготовления.

  • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.

  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.

  • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.

  • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

  • Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

  • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

  • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.

  • Привлечь внимание обучающихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

  • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

  • Доказать, что среди растений встречаются хищники.

  • Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.

  • Проверить: мороженое — это польза или вред?

  • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.

  • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

  • Обобщить материал по истории марок.

  • Установить период распада …

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.

Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

— она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории какого-либо явления гипотеза, как правило, не предусматривается.

Примеры выдвижения гипотезы:

Цель: «Изучить развитие любознательности детей школьного возраста».

Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

Цель: «Разработать Web-сайт для работы по предмету «Основы проектной деятельности».

Гипотеза: Взаимодействие преподавателя по «Основам проектной деятельности» со студентами техникума станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web-сайт.

После формулировки цели проекта и выдвижения гипотезы укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследовательской работы при проведении экспериментов, опытов, наблюдений или изучения объекта исследования согласно выбранной теме.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы обучающегося с начала до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или «Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?».

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы

  • Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.

  • Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.

  • Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.

  • Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.

  • Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

  • Изучить химические свойства пластиковых бутылок.

  • Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.

  • Изучить историю родной деревни

  • Изучить историю создания мультипликации.

  • Изучить процесс создания мультфильма.

  • Изучить исторические сведения о соли.

  • Изучить состав мороженого.

  • Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.

  • Изучить проблему появления социального сиротства.

  • Изучить способы поедания корма.

  • Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.

  • Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.

  • Изучить биографию моего прадедушки.

  • Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.

  • Изучить последствия инфляции.

  • Изучить литературные и научные издания.

  • Изучить литературу о жизни пчёл.

  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.

  • Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

  • Провести анкетирование обучающихся техникума.

  • Провести опыты с солью.

  • Провести эксперимент «Шпионская записка».

  • Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей.

  • Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.

  • Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов техникума.

  • Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.

  • Провести статистические исследования по выявлению количества обучающихся и преподавателей, пользующихся смартфонами.

  • Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

  • Узнать какие пчёлы бывают, и чем они занимаются.

  • Узнать значение соли в жизни человека.

  • Узнать сколько лет фантику и кто его придумал.

  • Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.

  • Узнать историю мороженого.

  • Узнать виды мороженого

  • Узнать какими свойствами обладают магниты.

  • Проанализировать полученные результаты.

  • Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.

  • Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне нашего города.

  • Проанализировать проблему экологической индикации почв.

  • Проанализировать уровень инфляции в экономике России с 2005 года.

  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот.

  • Исследовать экологическое состояние почвы на территории техникума.

  • Исследовать плотность заселения леса муравьями.

  • Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.

  • Определить калорийность исследуемых продуктов питания.

  • Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья.

  • Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.

  • Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

  • Рассмотреть значение грибов в окружающей среде.

  • Рассмотреть возможные дефекты зрения.

  • Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.

  • Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

  • Найти информацию о соли.

  • Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.

  • Найти черты физиологического очерка в тексте.

  • Найти полезное применение исследуемому предмету.

  • Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

  • Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.

  • Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.

  • Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.

  • Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

  • Выявить обучающихся с нарушениями осанки.

  • Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.

  • Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашем техникуме.

  • Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.

  • Выявить процент обучающихся ТСиГХ, имеющих различные заболевания глаз.

  • Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.

  • Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.

  • Измерить основные параметры микроклимата кабинетов техникума.

  • Сравнить данные анкетирования и медицинских карт.

  • Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.

  • Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

  • Показать роль деятелей, живших в нашем городе.

  • Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

  • Собрать материал о различных видах грибов.

  • Собрать легенды и мифы о …

  • Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

  • Сделать сравнительный анализ …

  • Сделать вывод по результатам работы.

  • Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга.

  • Составить методические рекомендации для решения уравнений.

  • Обобщить полученные результаты

  • Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

  • Описать практический эксперимент

  • Описать аспекты влияния смартфона на психику человека.

  • Установить основные причины ухудшения зрения.

  • Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

  • Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

  • Согласовать план с лесничеством.

  • Получить новую информацию о реках.

  • Познакомиться с легендами о деревне.

  • Рассчитать суточный рацион обучающихся.

  • Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

Пример постановки цели и задач для исследовательской работы:

Цель исследовательской работы:

Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

Задачи исследовательской работы:

  1. Измерить вес школьных портфелей у учащихся 1-А класса.

  2. Выявить причины избыточного веса портфелей.

  3. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

  4. Ознакомиться с опытом зарубежных школ по решению данной проблемы.

  5. Провести анкетирование среди учащихся 1-А класса нашей школы.

  6. Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.

Методы исследования

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу обучающихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;

  • интервью;

  • анкетирование;

  • опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • фотографирование;

  • счет;

  • измерение;

  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;

  • лабораторный опыт;

  • анализ;

  • моделирование;

  • исторический;

  • логический;

  • синтез;

  • индукция;

  • дедукция;

  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;

  • абстрагирование;

  • идеализация;

  • формализация;

  • анализ и синтез;

  • индукция и дедукция;

  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования

1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Пример записи методов исследования:

Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы школьного рюкзака;
— анализ полученных данных.

Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.

Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.

Можно выделить несколько общих советов, которые помогут выбрать интересную тему для проекта:

1. Выбирайте и предлагайте сами тему, которая будет вам интересна. Она может быть связана с вашими мечтами и спорами, различными случаями из жизни, хобби, потребностями людей и т. д. Цель вашего проекта — помочь другим людям. Поэтому тему нужно выбирать актуальную для них.

2. При наличии трудностей с выбором темы проекта можно обратиться за помощью к другим людям.

3. Если тяжело выбрать одну тему, необходимо составить перечень из 5-10 самых интересных тем, оценить каждую из них с точки зрения актуальности, интереса и сложности разработки. Такой анализ поможет выбрать единственную нужную тему.

4. Попросите помочь учителя подготовить перечень тем, если у вас нет личного интереса.

5. Подготовьте правильную и увлекательную формулировку темы проекта.

6. Воспользуйтесь проектной деятельностью для выполнения задания.

7. Вы должны испытывать увлечение к теме проекта.

Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.

Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:

— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.

— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.

— В зависимости от характера контактов проект бывает внутриклассный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.

— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и надпредметный.

— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.

Следующий шаг — выбрать один из следующих типов проекта:

1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.

2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.

3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.

4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.

5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.

Для проектной деятельности можно использовать следующие продукты:

— электронные (например, интернет-сайты, дискуссии в режиме онлайн);

— печатные (например, статьи и публикации);

— творческие (например, видеофильмы, различные мероприятия);

— аналитические (например, доклады, модели, бизнес-планы);

— результаты систематизации (например, справочники, инструкции).

Таким образом, проектная деятельность — личная или совместная деятельность, у которой есть цели, задачи, методы. Она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее, представляющего собой конечный продукт данной деятельности.

Прикрепляем примеры тем для начальной школы общей тематики:

А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Примеры тем для 10-11 классов:

Влияние компьютерных игр на агрессивность и успеваемость подростков
Биологическое оружие и биотерроризм
Права несовершеннолетних
Глобальные экологические проблемы человечества
Терроризм, как основная социальная проблема человечества
«ГМО: пища будущего или риск для здоровья»
Киберпреступность
Зависимость подростков от социальных сетей
Влияние интернета на успеваемость школьников
Польза и вред шоколада, кофе
· Английские заимствования в русском языке
· Британские королевские церемонии
· Влияние группы «Битлз» на музыку 20 века
· Влияние женщин на управление страной (М. Тэтчер, королева Элизабет II)
· Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты
· Животные в государственной символике англо-говорящих стран
· Знаменитые соборы Великобритании
· Иностранные заимствования в лексическом составе английского языка
· Культурная жизнь Британии – театры, музыкальные фестивали
· Купально-плавательные бассейны в нашем городе.
· Пристрастие, уносящее здоровье
· Россия в олимпийской истории
· Физкультура, спорт, здоровье – будущее России
· Футбол – игра во все времена. История отечественного футбола
· Хоккей – игра во все времена. История отечественного хоккея
· Волейбол – игра во все времена. История отечественного волейбола
· Испарение и конденсация (фотоальбом)
· Как влажность воздуха влияет на жизнедеятельность человека
· Техника безопасности в условиях работы человека с электроизмерительными приборами
· Геометрия в живописи. Фотоальбом.
· Распад СССР и «Перестройка»
· Советско – финская война
· Геополитическое положение средневековой Руси
· Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности
· Развитие норм права на Руси. Категория населения
· Дипломатия России петровских времён
· Чиновничество в России в XIX веке
· Советская разведка до и во время второй мировой войны
· Революционные партии России на рубеже XIX – XX веков
· XX век в истории России и Испании.

Если у вас возникают сложности с подготовкой школьного исследовательского проекта, то наша компания Studyfive.ru является лидером по написанию школьных проектов. Узнать стоимость можно по электронной почте zakaz@studyfive.ru или оформить заявку на сайте.

Просмотров: 14 630

Summary

Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.

Article Name

Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.

Description

Как выбрать тему школьного, индивидуального, исследовательского проекта? Примеры тем с 1 — 11 класс.

Author

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Северодвинск 2019

Составители:

Воробьева Наталья Викторовна, зав. учебной частью

Пичугина Мария Анатольевна, преподаватель

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта рассмотрены  и рекомендованы к использованию на заседании методического совета государственного автономного профессионального  образовательного учреждения  Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

Протокол заседания Методического совета № 3 от «16» апреля  2019 г.

Председатель Методического совета        Виноградова Н.В.

Содержание

1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта        4

1.1 Структура индивидуального проекта        4

1.2 Оформление текстовой части        5

1.3 Оформление заголовков и подзаголовков        5

1.4 Нумерация страниц        6

1.5 Оформление иллюстраций        6

1.6 Оформление таблиц        7

1.7 Основные правила оформления математических формул        8

1.8 Оформление списка литературы        9

1.9 Оформление приложений        10

2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта        12

2.1 Рекомендации к написанию введения        12

2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы        14

2.3 Рекомендации к написанию заключения        16

Список использованной литературы        17

Приложение А Титульный лист для профессий СПО        18

Приложение Б Титульный лист для специальностей СПО        19

1 Основные требования к структуре и оформлению индивидуального проекта

1.1 Структура индивидуального проекта

Индивидуальный         проект имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист (Приложение А, Б);
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Список использованной литературы;
  7. Приложения.

Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.

Основная часть состоит из 1-2 разделов (10-15 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй — практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).

Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).

Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.

По объему индивидуальный проект должен быть не менее 10 листов печатного текста. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.

1.2 Оформление текстовой части

Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1. Работа выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа;

2. Текст должен быть набран через полтора интервала;

3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;

4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;

5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;

6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;

7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;

8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания — один пробел;

9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);

10. Набор текста осуществляется без переносов;

11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;

12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);

13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.

14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.

1.3 Оформление заголовков и подзаголовков

Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания.

Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела.

Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам:

  • Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
  • Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
  • Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1  , 2.2  , 3.3  и т.д.
  • Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Пример

  1. Заголовок первого раздела
  1. Первый подраздел первого раздела
  2. Второй подраздел первого раздела
  3. Третий подраздел первого раздела
  1. Заголовок второго раздела
  1. Первый подраздел второго раздела
  2. Второй подраздел второго раздела
  3. Третий подраздел второго раздела

1.4 Нумерация страниц

Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.

1.5 Оформление иллюстраций

Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.

На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.

Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.

Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.

1.6 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.

Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).

В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.

При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.

1.7 Основные правила оформления математических формул

В тексте проекта математические формулы следует набирать в специальных программах — формульных редакторах. В них уже заложены основные правила набора знаков. Кроме того, подобные программы позволяют корректно использовать сложные многоуровневые символы, обозначения матриц, векторов и пр.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».

Группа формул с однотипной левой или правой частью выравнивается по знаку соотношения, при этом сначала набирается самая длинная формула и выключается в красную строку, остальные выравниваются по ней.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не пояснены ранее в тексте. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример

Плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле

,                                                (1)

где        m – масса образца, кг;

        V – объем образца, м3.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

При наборе математического текста необходимо соблюдать следующие основные правила.

Набирать цифры в формулах прямым шрифтом: 2 ах, 3у. Сокращенные тригонометрические и математические термины, например, sin, cos, tg, ctg, arcsin, lg, lim и т. д., набирать шрифтом латинского алфавита прямого начертания.

Сокращенные знаки или слова в индексе набирать русским шрифтом прямого начертания на нижнюю линию. Сокращенные наименования физических, метрических и технических единиц измерения, обозначенные буквами русского алфавита, набирать в тексте прямым шрифтом без точек, например, 127 В, 20 кВт. Эти же наименования, обозначенные буквами латинского алфавита, набирать также прямым шрифтом без точек, например, 120 V, 20 kW, если нет в оригинале других указаний.

1.8 Оформление списка литературы

В конце текстового документа приводится список использованной литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список должен содержать не менее 3-5 наименований литературных источников. Выполнение списка и ссылки на него в тексте — по ГОСТ 7.32.

Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать и др.

Примеры записей источников в списке использованной литературы:

  • книги одного, двух, трех и более авторов
  1. Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ: Учебник / С.В.Киселев, В.П. Куранов. – М., 1999.
  2. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии / М.В.Ларин. – М., 1998.
  3. Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: Учебное пособие для 10 – 11 кл/ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
  • Книги авторского коллектива «Под редакцией»
  1. Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. А.И.Романова. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 270 с.
  • Статья в журнале или газете
  1. Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству, порядок составления // Секретарское дело. – 1999. — № 2. – с. 3.

Список использованной литературы необходимо включать в сквозную нумерацию индивидуального проекта.

1.9 Оформление приложений

Приложения располагаются после списка использованной литературы.

Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть проектной работы (таблицы, схемы, рисунки, инструкции, технологические карты и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части работы, его страницы не входят в общий объем работы.

Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, (см. Приложение А). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными, буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах других форматов по ГОСТ 2.301.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в Содержании с указанием их номеров и заголовков.

2 Рекомендации к написанию некоторых разделов индивидуального проекта

2.1 Рекомендации к написанию введения

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель индивидуального проекта, его конкретные задачи и методы исследования.

Обосновать актуальность – значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Например: «Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения» или «Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Их изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.»

«Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения».

При определении целей и задач проекта необходимо их правильно формулировать. Формулировка по возможности должна быть краткой и четкой.

Например, «Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов».

Цель конкретизируется и развивается в задачах проекта.

В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе проекта. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий

Пример формулировки задач:

Целью проводимого исследования является оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села …:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села …;

 2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения;

 3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 2000 по 2007 г.».

Наконец после формулирования цели и задач, необходимо коснуться методов и методик, которые использовались при разработке проекта. Успех работы во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из поставленных задач, логики изучаемого процесса.

Методы, используемые при разработке проекта, делятся на три группы:

  • Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
  • Теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
  • Методы восхождения от абстрактного к конкретному.

Примеры:

«Исследования на водоемах производились еженедельно: наблюдения за периодичностью голосовой активности жерлянок, рост и развитие головастиков в природе, природные факторы. Длина тела взрослых жерлянок определялась путем измерения длины тела амфибий от ротового до центра клоакального отверстия. При наблюдении за головастиками определялось их количество в 1 кв. м».

«Методика работы: сопоставление статистических данных за 1996-2003 гг. по урожайности кормовых трав, удоям коров, яйценоскости кур-несушек и заболеваемости жителей поселка с колебаниями солнечной активности».

В тексте индивидуального проекта должны преобладать сложные союзные предложения с оборотами:

∙ благодаря тому, что…

∙ в силу того, что…

∙ после того как…

∙ в то время как…

В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого проекта, пользуясь оборотами:

∙ как было показано выше…

∙ в рамках проекта считается целесообразным…

∙ в дальнейшем перед нами стоит задача…

∙ ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретическом разделе, является…

Не рекомендуется использовать

повыше

побыстрее

суффиксы -айш, -ейш

кое-что

что-нибудь

какой-то

Рекомендуется использовать

наиболее…

наименее…

нечто

что-либо

некий

Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.

2.2 Клише для написания отдельных разделов проектной работы

1. Описание темы:

∙ Настоящий индивидуальный проект посвящен (актуальному вопросу…, характеристике проблемы …, решению вопроса …, анализу литературных данных по проблеме … и т.п.).

∙ Темой индивидуального проекта является …

∙ В работе (рассматривается …, говорится о …, дается анализ и оценка …, обобщаются данные о …).

2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа:

∙ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как…, чрезвычайно актуальна в последние годы, так как …, привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для …).

∙ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что …

∙ … Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной …

∙ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как …

3. Характеристика первоисточников, используемых в работе:

∙ Материалом для исследования послужили …

∙ Для анализа литературных данных нами были использованы…

∙ В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили…

4. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:

∙ Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…

∙ Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах …, предполагает …..

Второй подход прослеживается в исследованиях … и заключается в ….

Третий, описанный в публикациях …., основан на ….

∙ В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

∙ Первая точка зрения заключается в том, что …

Вторая точка зрения, представленная в работах …, сводится к тому, что ….

Сущность третьего подхода раскрывается в работах … и состоит в том, что …

6. Выражение отношения к различным точкам зрения: 

а) согласие:

∙ Мы разделяем точку зрения автора …

∙ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что …

∙ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как …

∙ Заслуживает внимания точка зрения автора …

б) несогласие, критика:

∙ Трудно (нельзя) согласиться с тем, что …

∙ Нельзя принять утверждения … о том, что …

∙ Спорной представляется точка зрения … на …., так как …

∙ Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что …

∙ Недостаточно четко сформулировано положение о …

∙ Автор упускает из виду …, не подтверждает выводы о …, необоснованно утверждает то, что …

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

∙ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что …) наиболее обоснованную точку зрения …

∙ Таким образом, есть все основания полагать, что ….

∙ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения …

∙ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения …

∙ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ….

∙ На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том…

2.3 Рекомендации к написанию заключения

Заключение — это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.

Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ……… можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи … с … осуществлен анализ литературных данных по …».

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

∙ Показано, что …

∙ Исследовано…

∙ Впервые установлено, что …

∙ Изучено…

∙ Впервые обнаружено противоречие …

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».

Список использованной литературы

  1. Общие требования к текстовым документам. Межгосударственный стандарт [Текст]: ГОСТ 2.105-95. Изд. сент. 2005 с Поправкой (ИУС 12-2001). – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71; введ. 1996-07-01.
  2. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32-2001. –Изд. октябрь 2006 с Изм. 1 (ИУС 12-2005), Поправкой (ИУС 5-2002). Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 01.07.2002.
  3. Текстовые документы. Межгосударственный стандарт [Текст]. ГОСТ 2.106-96. – Изд. август 2007 с Изм. 1(ИУС 9-2006), Поправкой (ИУС 4-2007). – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112-70; введ. 1997-07-01;
  4. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов — Мн.: Амалфея, 1998.
  5. Нифонтов В.И., Козымина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе: Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ / В.И. Нифонтов, Е.Ю. Козымина. – Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005.
  6. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. / А.М. Новиков — М., 1998.
  7. http://www.researcher.ru — Интернет-портал «Исследовательская деятельность…»

Приложение А                                          Титульный лист для профессий СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема. ______________________________________

    Профессия СПО: _________________________

Группа: ___________

Обучающийся                        ______________________ Инициалы Фамилия
                                                         подпись, дата

Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
                                             подпись, дата

Северодвинск 2019

Приложение Б                                     Титульный лист для специальностей СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема. ______________________________________

    Специальность СПО: _________________________

Группа: ___________

Обучающийся                        ______________________ Инициалы Фамилия
                                                         подпись, дата

Руководитель работы ______________________ Инициалы Фамилия
                                             подпись, дата

Северодвинск 2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить таблицу по плану производства
  • Как найти каналы на приставке 20 каналов
  • Почему у роутера нет доступа в интернет как исправить
  • Как ельцин нашел путина
  • Переводчик текстов как найти работу