Как составить тему научной работы

Формулируем правильно тему научного исследования

Прежде чем приступить к выполнению научного исследования, автору предстоит определиться: что он намерен изучать, с какой целью, как ее достигать и пр. Немаловажным аспектом, предрекающим и гарантирующим успех работы, является грамотная формулировка темы.

Далеко не каждому исследователю удается правильно сформулировать наименование проекта, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы: несоответствие темы и содержания материала, отсутствие конкретики в заголовке или непосредственно работе, размытость или неточность выражений и пр. Все это в совокупности может привести к дисквалификации научной работы и отказе в ее публикации.

Сегодня мы расскажем, как правильно и грамотно сформулировать тему исследования.

Как и когда формулировать или выбирать тему исследования?

Данный вопрос является отчасти философским. С одной стороны, тема исследования должна подчеркивать его цель, отражать суть всей работы. Из-за этого кажется, что она должна быть изначально выбрана и сформулирована должным образом.

Правила выбора темы для исследования

Как правильно выбрать тему для исследования?

С другой стороны, для выполнения какой-либо задачи важно составить план действий, наметить цель и достигать ее. В этом случае можно полагать, что формулировку темы научной работы можно выполнить после написания основного материала, предварительно наметив цель, задачи, предмет и объект, выбрав нужный инструментарий (методология и информационная база).

При выполнении курсовых, дипломных и научных работ эксперты все же рекомендуют изначально выбрать или сформулировать заголовок труда, а в дальнейшем при необходимости он может подвергаться неоднократной корректировке. Если при написании студенческих проектов в большинстве случаев тема утверждается изначально, то при написании диссертаций она может видоизменяться в ходе выполнения исследования и зависеть от располагаемых автором первоисточников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие требования предъявляются к темам научных исследований?

Студенты ВУЗов и СУЗов редко занимаются самовыдвижением собственной темы. Чаще всего они выбирают заголовок исследования из утвержденного, готового списка, который можно увидеть на кафедре.

Основные параметры выбранной темы для исследования

Правила выбора темы исследования

Если же студент или автор научной работы намерен самостоятельно сформулировать наименование материала, то ему следует учесть следующие требования:

  • Наименование проекта должна подчеркивать его суть, отмечая, что автор изучил и к чему стремился;
  • Тема и цель исследования должны пересекаться тесным образом, но при этом не дублировать (копировать) друг друга;
  • В названии работы должны прослеживаться направление исследования, объект и предмет;
  • Заглавие соответствует принципу актуальности (то есть изучаемая проблема до сих пор не нашла окончательного решения);
  • Тема должна вызывать интерес не только у автора, но и у читателя, поэтому приветствуется оригинальность и креативность (но всего должно быть в меру);
  • Наименование проекта формулируется кратко и емко в простой форме (без сложных оборотов и конструкций, вводных конструкций и пр.);
  • Заглавие должно подчеркивать уникальность проекта, то есть именно в таком ракурсе, с таким арсеналом инструментов ранее исследование не проводилось;
  • Заглавие проекта подчеркивает его значимость и призывает к конкретным действиям.

В заглавиях недопустимо использование сокращений и аббревиатур, двусмысленных слов фраз.

Проще говоря, тема научной работы должна быть четко сформулирована в виде простого предложения, без лишних слов и изысков, отмечая актуальность, значимость проекта, его суть и направление.

Как сформулировать тему исследования?

С чего же начать создание заголовка научного творения? Для начала автору необходимо определиться:

  • Что ему интересно?
  • В каком направлении/области наук он желает работать?
  • Какая проблема его интересует и насколько она актуальна?

Далее важно ознакомиться с трудами по выбранной проблеме и направлению, понять: что ранее исследователи ученые и каких результатов достигли, что он может привнести? Уже на данном этапе станет очевидна цель исследования и задачи, гипотеза автора, методология исследования. Именно с этого момента целесообразно приступать к формулированию темы научной работы.

Как сформулировать тему исследования?

Особенности формулирования темы исследования

При создании заглавия можно принимать во внимание схожие работы, ориентироваться на их наименования, перефразировать их «под собственные задумки». Также допустимо использование всевозможных «конструкторов тем», которые учитывают три основных критерия: направление, объект и предмет.

"Конструктор тем"

Формулирование темы исследования с помощью перефразирования других актуальных тем

В идеале заголовок научного исследования должен состоять из 5-10 слов, звучать просто и понятно, отмечать действия автора (например, разработка – значит исследователь что-то спланирует и создаст новое, исследование –изучит и подчеркнет уязвимые места, предложит решение и пр.).

Пример

Допустим, студент экономического факультета намерен принять участие в научной конференции по экономике. Здесь ему целесообразно выбрать актуальную тему, которая подчеркнет современное состояние и проблемы экономического плана.

Например, учащегося заинтересовал ипотечный вопрос. Здесь важно изучить современное состояние, проблемы, сложности и способы их решений, а далее попытаться предложить что-то новое. В качестве достойного варианта заглавия исследования можно использовать: проблемы рынка ипотечного кредитования в современной России, исследование перспектив развития ипотеки в РФ и пр.

Введение

Не все молодые люди, приходя в научную деятельность, имеют четкое видение, чем бы они хотели заниматься. Поэтому выбор темы может оказаться достаточно сложным процессом. Чтобы облегчить его, обратитесь за советом к своим преподавателям или научному руководителю. Полезным будет также почитать научную литературу на разные тематики, чтобы попытаться понять тактику становления и ведения научных исследований и научиться наслаждаться самим изучением научного процесса.

Основная проблема при формулировке темы будущего исследования, с которой чаще всего сталкиваются обучающиеся – это неправильное представление о ее сути. Изначально непонятно, какие характерные черты должна иметь тема научного исследования, как ее найти среди многообразия существующих исследований и как правильно сформулировать тему своего. На что нужно обратить внимание и каких ошибок постараться не допустить, и как обосновать свой выбор.

Основное заблуждение при выборе темы

Само частое заблуждение относительно выбора темы будущего исследования – это то, что каждая научная работа должна непременно произвести открытие и внести весомый вклад в развитие науки. В этом стремлении нет ничего плохого и, в дальнейшем, безусловно, все в ваших руках.

Однако на начальном уровне при прохождении первых исследовательских шагов, такие мысли можно смело отбросить и сосредоточиться на выборе реальной темы, подходящей именно вам для научной работы. Так как на данном этапе основная задача – это наработка ваших навыков и способностей планировать и реализовать научно-исследовательскую деятельность, а выбранная вами тема как раз и будет направлена на решение этой задачи. Именно она поможет раскрыть вам свой потенциал, показать свои навыки и стать полноценным членом исследовательского общества. Как показывает практика, при хорошем продолжении и качественной доработке, удачно проведенное первое исследование может вылиться в последующем в кандидатскую и даже докторскую диссертацию.

Что такое тема научного исследования?

Темы научных исследований для учащихся могут быть совершенно разные – по форме, по сути и формату. Чтобы найти свою тему, нужно определить область наук, которая вас интересует, сформулировать ряд вопросов, на которые можно найти ответы, или выделить интересную гипотезу, которую вы хотели бы подтвердить или опровергнуть, путем проведения исследований.

Такой подход позволяет выбрать множество интересных тем в самых разных ракурсах даже одной конкретной области наук. Некоторые из них будут требовать сбора первичных данных, другие будут основаны на имеющихся данных из литературных источников, третьи потребуют симбиоза уже известных фактов с результатами ваших исследований для установления наличия или отсутствия взаимосвязей между ними (в зависимости от контекста работы).

Но какую бы тему вы не выбрали, общим для всех научных работ будет являться то, что все темы по своей сути представляют собой некую загадку, на которую вам нужно найти ответ, используя научный подход.

Основные вопросы, которые можно задать в поисках темы исследования, самые простые и хорошо вам знакомы с детства: «как», «каким образом», «когда», «почему», «кто» и «что» и т.п.

Усовершенствовав эти простые вопросы можно получить очень интересный набор более сложных формулировок, близких по значению к темам научного исследования. Во лишь несколько примеров из разных работ:

  • Как влияет наука на организацию учебного процесса?
  • Какие характерные особенности имеют нанопорошки на основе магния?
  • Когда и как зародилась письменная речь?
  • Каковы ключевые переменные при выборе информационных систем?
  • Каким образом происходит миграция химических элементов в водной среде?
  • Какие хронические заболевания являются сопутствующими при диабете 2 типа?
  • Что является основой дипломатического дискурса?
  • Как можно усовершенствовать систему реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти?

Даже судя по приведенным выше примерам, можно видеть, что выбор тем самый разнообразный. Главное — всегда начинайте с вопроса, так как именно различные виды вопросов выливаются в задачи, а те, в свою очередь, порождают множество подзадач. И все это вместе будет составлять основу вашего исследования.

После того, как будет определен круг интересующих вопросов, продолжайте развивать тему, пока не найдете ту формулировку, которая вас будет полностью устраивать.

Ниже представлен общий алгоритм для подбора темы исследования. В результате его прохождения вы увидите, что тема вашей научной работы зависит от ряда факторов и может развиваться в самых разных и порой, даже неожиданных, направлениях.

Алгоритм подбора темы научного исследования

1. Определите область интересов для темы научного исследования. Как уже говорилось выше — задайте для себя вопросы: чем бы вы хотели заниматься и что вам действительно было бы интересно/полезно/познавательно/необходимо для дальнейшего развития и т.д. Посмотрите профессиональные журналы, пройдитесь еще раз по модулям, которые вы проходили в университете, вспомните интересные лекции преподавателей.

2. Поговорите с научным руководителем о своих предпочтениях. Не стоит подходить к научному руководителю с просьбой дать вам «какую-нибудь» тему исследования – это может оказаться не интересно ни ему, ни вам. В итоге, либо вы ничего не получите, либо исследование окажется вам не интересно. Хотя, конечно же, бывают и успешные истории. Лучше расскажите своему преподавателю о своих идеях, о том, что по вашему мнению было бы интересно изучить, можете вместе пройтись по нескольким интересным вам темам, наметить места, где можно было бы углубиться и провести дополнительные эксперименты или исследования.

3. Размышляйте и исследуйте возможности. Не бойтесь потратить время на размышления, обсуждения и дебаты со своими друзьями, родителями, коллегами и одногруппниками для поиска хорошей и перспективной тематики. После этого, уже с более конкретными набросками на тему научной работы обсудите их еще раз с преподавателем. В ходе таких поисков, вы существенно сузите круг рассматриваемых тем и приблизитесь к своему выбору.

4. Определите источники информации по выбранной тематике. Здесь речь пойдет о сборе информации. Ищите все, что покажется интересным или полезным в области наук, которая вас заинтересовала. Читайте как можно больше статей по данной тематике, даже если они косвенно к ней относится. Читая научные работы, обязательно проштудируйте исходные источники, на которые ссылаются их авторы. Там также могут быть полезные данные. Попутно, составляйте перечень всего, что вы прочли, и делайте пометки обо всех источниках: где и какую важную информацию вы почерпнули для вашего будущего исследования.

На этом этапе вы можете обнаружить, что вас заинтересовало нечто иное, о чем вы ранее не думали или забыли. Возможно что-то слышали, но не приняли к сведению, пропустили. Не бойтесь переменить свое мнение и поменять точку зрения, сейчас у вас еще есть на это время. Таким образом, круг возможных тем для исследования еще более сузится и возможно вы даже определитесь.

5. Проведите обзор доступной литературы. Далее необходимо понять, есть ли достаточное количество литературы по теме выбранной научной работы. Вам необходимо почерпнуть от куда-то ряд полезных фактов и сформировать хороший, надежный и достоверный литературный обзор. Посмотрите наличие публикаций, книг, журналов, статей – все, что вам будет полезно для раскрытия темы, отображения ее актуальности. На данном этапе важно определить – достаточно ли информации по теме, чтобы начать исследование? Если ваш ответ будет – да, продолжайте работу. Если же вы обнаружите, что информации крайне мало, или она основана только на знаниях из Интернета, а такое тоже может случиться, то лучше поискать другую тему.

6. Какие исследования были проведены по данной теме? Этот этап является продолжением предыдущего и одновременно, одним из самых важных. Тут вам нужно углубиться именно в конкретные исследования, направленные на изучение вашей области исследований и других, очень близких к ней по сути. Изучая такие работы вы как бы «нащупываете», какие отличительные черты имеет ваша научная работа, в чем будет ее особенность и отличие от ранее выполненных другими людьми, т.е. раскрываете актуальность.

Актуальность – одна из самых важных черт любого исследования. Но не нужно забывать про известное заблуждение, которое мы обсуждали выше: тема должна быть актуальной, но не обязана быть мировым открытием. Найдите ту, пусть, маленькую изюминку в вашей работе, которая будет отличать ее от других, и начинайте ее раскрывать. В этом вам могут помочь следующие вопросы к работам из вашего списка литературных источников:

  • Какие исследовательские вопросы были в них заданы?
  • В чем заключается практическая значимость работы?
  • Какие методы и методики использовались для проведения исследования?
  • С помощью какого оборудования проводилось выполнение экспериментов?
  • Какова схема проведения исследования?

Направляйте свой научный поиск в область не решенных и не освещенных моментов в этих работах как в научном, так и в практическом план. Ищите свою нишу. Если ваша работа отличается от других по одному из параметров, который может изменить или повлиять на конечный результат (например, методы, схемы, оборудование, условия проведения экспериментов, место их проведения, выбор контрольной группы, объект или предмет исследования и т.д., примеров может быть бесчисленное множество) – значит ваша работа уже является уникальной.

Но, опять же помним – работы, результаты которых не актуальны, мало применимы на практике и оторваны от реальности – могут не оправдать себя с точки зрения современных запросов научно-исследовательской деятельности. Помним про актуальность.

7. Определите и опишите ключевые понятия и термины. Вы должны удостовериться, что все термины и определения по выбранной тематике вам понятны. Никто не требует знать их уже на данном этапе, но познакомиться и разобраться с каждым из них в отдельности – просто необходимо.

Выпишите все термины, понятия, сокращения, аббревиатуры и т.д. и составьте для себя некий глоссарий или перечень, к которому вы будете периодически обращаться. Научные исследования описываются всегда в научном стиле, следовательно, вам необходимо апеллировать всеми этими научными понятиями.

8. Оценивайте темы по критериям. Если вдруг у вас на примете несколько тем, то для окончательного выбора можно провести их критическую оценку (либо провести критическую оценку уже выбранной темы). Так вы определите наличие основных важных для вас, как для исследователя, критериев. Для этого, опять же, начните задавать вопросы. Ниже представлена лишь небольшая их часть, которая вам точно поможет, например:

  • Имеются ли необходимые и достаточные данные для раскрытия выбранной темы? (определяем исходные данные);
  • Является ли тема достаточно актуальной? (ищем актуальность);
  • Что в ней можно выделить нового? (думаем про новизну);
  • Можете ли вы получить доступ к данным? (формируем литературный обзор);
  • Есть у вас достаточная экспериментальная база? (готовы ли вы провести все запланированные эксперименты или исследования);
  • Есть у вас достаточно квалифицированных специалистов? (оцениваем человеческие ресурсы, если вы не планируете выполнять все в одиночку);
  • Сможете ли вы правильно проанализировать полученные данные. Получить корректные результаты? (оцениваем возможность обработки и анализа полученных данных и методы, которые для этого будут необходимы – владеем/не владеем? Если нет – какими методами будем решать эту задачу);
  • Сколько времени будет длиться исследование? (прогнозируем затраченное время – сможем ли физически потратить его на данную научную работу с учетом различных сопутствующих факторов. Например, дополнительная работа, учеба, маленькие дети и т.д.).

После того, как вы честно ответите себе на такие вопросы – у вас скорее всего не останется сомнений в выборе темы исследования, и вы окончательно определитесь.

Так как теперь у вас есть тема исследования ее можно уже детально сформулировать и придать ей законченный вид в виде ее названия, определить цели и задачи.

Советы учащимся при выборе научной темы и подготовке к работе с ней

  1. Помните, что время, которое вы запланировали на проведение исследования, в реальности может оказаться чуть больше. Научные исследования – процесс зачастую непредсказуемый. Поэтому при планировании научной работы заложите на нее чуть больше времени, чем вы предполагаете, оставьте себе небольшой запас. Это позволит вам идти в спокойном темпе и не сделать поспешных выводов и иных ошибок.
  2. Как только вы ориентировочно определились с темой исследования – начинайте работать. Чем раньше вы начнете, тем быстрее вникнете во все тонкости исследовательской работы и подробности конкретно вашей тематики, тем больше времени у вас останется на реализацию самого исследования.
  3. Всегда идите от общего к частному. Сначала проанализируете область исследований, в которой вы собираетесь работать. Изучите ее термины, понятия и направления развития. Далее начинайте уточнять тему изучения, сужая ее и постепенно приближаясь к вашей теме. Так вы постепенно будете приближаться к конкретному аспекту, в котором вы начнете проводить исследование.
  4. В рамках работы над общей частью, попробуйте сами себе рассказать, о чем ваше исследования, а потом расскажите это вашему научному руководителю или коллеге. При рассказе, вы будете вынуждены отвечать на уточняющие вопросы, ответы на которые приведут вас к пониманию сути работы в целом.
  5. По возможности, не углубляйтесь в политические темы, наполненные противоречиями и предрассудками. Ваша основная цель – развить и представить свои исследовательские навыки. Политические темы не самый лучший выбор для начала работы, так как разобраться в них весьма проблематично. Такие темы обычно не имеют ничего общего с методами научных исследований и больше нацелены на поиск правдивых ответов на вопросы, чем на реализацию научно-исследовательской деятельности.
  6. Не используйте темы научной работы, где есть риск опереться на личный эмоциональный опыт и свои личные переживания (например, если работа направлена на изучение психологической проблемы). Не используйте в выводах и заключениях собственные домыслы и чувства. Только истинные факты, доказанные в ходе выполнения работы.
  7. Не бойтесь выдвигать тему, отличающуюся от тем ваших сверстников или одногруппников, даже если вы столкнулись с ее отрицанием, непринятием. Главное, уверенно ее обосновать, четко понимать ее главную идею и практическую применимость (значимость) полученных результатов (где? кем? с какой целью?).

Так в общих чертах можно представить выбор темы научного исследования. Возможно, это покажется сложным, но это только на первый взгляд. Разобравшись один раз с техникой подбора научной темы, вы с каждым разом будете делать это все увереннее и увереннее, с легкостью отвечая вашим оппонентам на любой поставленный вопрос. Нужно спокойно пройти каждый этап, без суеты и спешки, без страха быть не понятым. Когда вы сами поймете, что и с какой целью вы хотите исследовать, тогда ваша тема будет четко сформулирована, в соответствие с поставленной целью. И результат превзойдет все ваши ожидания.

Обновлено: 12 дек. 2018 г.

Как найти интересную тему для проекта?

В первую очередь ответьте для себя на следующие вопросы. Они помогут Вам выбрать тему так, чтобы заниматься исследованием было действительно интересно.

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Требования к выбору темы исследования
1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и востребована в будущем.
2. Тема должна быть актуальной.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
4. Тема может содержать спорный момент.

Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» «Компьютеры – за и против».

5. Тема должна быть конкретна.
6. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.

Например: «Когда звонят колокола…» (Особенности инфразвукового звучания колоколов).

Также следует избегать в формулировке темы работы слов, не имеющих важной для нее смысловой или информационной нагрузки (некоторые …, особые …, определенные … и т.д.). Недопустимо использовать сокращения и аббревиатуру. В теме должен отражаться ожидаемый результат исследования, а не указания на сам процесс. Формулировка должна быть ясной по форме, по возможности краткой, лексически грамотной.

Актуальность и практическая значимость исследования

При обосновании актуальности исследования в разделе введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:

  • научной значимости

  • социальной значимости

  • личностной значимости

  • Почему?

  • Для чего?

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории — актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Преподаватель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одногруппники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

5. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

6. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.

Предмет и объект исследования

После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту обучающегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе обучающегося.

В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы и грамотного оформления самого проекта.

Объект исследования — это то, что будет взято обучающимися для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Описание предмета и объекта исследования

Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов обучающихся, а также научно-исследовательских работ.

Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.

Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.

Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.

Пример 2

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 3

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 4

Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах техникума.

Цель и задачи исследовательской работы

Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.

Цель описывается обучающимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательского проекта:

1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).

Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:

Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.

Можно так:

Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион обучающихся Техникума строительства и городского хозяйства.

Примеры формулировок цели исследовательского проекта

  • Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

  • Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов техникума.

  • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

  • Исследование истории и роли города в истории страны на ее северных рубежах.

  • Исследовать и узнать легенды и мифы о реках, являющимися местом поклонения местного народа.

  • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

  • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса.

  • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.

  • Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.

  • Изучить проблему появления социального сиротства.

  • Изучить влияние парной бани на оздоровление.

  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети — социальные сироты.

  • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.

  • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

  • Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.

  • Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.

  • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

  • Изучить особенности повести «Башкирская русалка», связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.

  • Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.

  • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

  • Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в лесничестве и оценка экологического состояния леса.

  • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.

  • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.

  • Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.

  • Выявить закономерности явления …

  • Определить зависимость от стартфонов среди обучающихся и преподавателей техникума.

  • Определить фирму-производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.

  • Определить сходство людей и птиц.

  • Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.

  • Определить роль птиц в жизни людей.

  • Определение качества продуктов быстрого приготовления.

  • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.

  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.

  • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.

  • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

  • Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

  • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

  • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.

  • Привлечь внимание обучающихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

  • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

  • Доказать, что среди растений встречаются хищники.

  • Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.

  • Проверить: мороженое — это польза или вред?

  • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.

  • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

  • Обобщить материал по истории марок.

  • Установить период распада …

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.

Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

— она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории какого-либо явления гипотеза, как правило, не предусматривается.

Примеры выдвижения гипотезы:

Цель: «Изучить развитие любознательности детей школьного возраста».

Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

Цель: «Разработать Web-сайт для работы по предмету «Основы проектной деятельности».

Гипотеза: Взаимодействие преподавателя по «Основам проектной деятельности» со студентами техникума станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web-сайт.

После формулировки цели проекта и выдвижения гипотезы укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследовательской работы при проведении экспериментов, опытов, наблюдений или изучения объекта исследования согласно выбранной теме.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы обучающегося с начала до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» или «Что я должен сделать по порядку для осуществления задуманного результата?».

Обычно задачи исследовательского проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы

  • Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.

  • Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.

  • Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.

  • Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.

  • Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

  • Изучить химические свойства пластиковых бутылок.

  • Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.

  • Изучить историю родной деревни

  • Изучить историю создания мультипликации.

  • Изучить процесс создания мультфильма.

  • Изучить исторические сведения о соли.

  • Изучить состав мороженого.

  • Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.

  • Изучить проблему появления социального сиротства.

  • Изучить способы поедания корма.

  • Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.

  • Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.

  • Изучить биографию моего прадедушки.

  • Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.

  • Изучить последствия инфляции.

  • Изучить литературные и научные издания.

  • Изучить литературу о жизни пчёл.

  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.

  • Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

  • Провести анкетирование обучающихся техникума.

  • Провести опыты с солью.

  • Провести эксперимент «Шпионская записка».

  • Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей.

  • Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.

  • Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов техникума.

  • Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.

  • Провести статистические исследования по выявлению количества обучающихся и преподавателей, пользующихся смартфонами.

  • Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

  • Узнать какие пчёлы бывают, и чем они занимаются.

  • Узнать значение соли в жизни человека.

  • Узнать сколько лет фантику и кто его придумал.

  • Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.

  • Узнать историю мороженого.

  • Узнать виды мороженого

  • Узнать какими свойствами обладают магниты.

  • Проанализировать полученные результаты.

  • Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.

  • Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне нашего города.

  • Проанализировать проблему экологической индикации почв.

  • Проанализировать уровень инфляции в экономике России с 2005 года.

  • Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот.

  • Исследовать экологическое состояние почвы на территории техникума.

  • Исследовать плотность заселения леса муравьями.

  • Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.

  • Определить калорийность исследуемых продуктов питания.

  • Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья.

  • Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.

  • Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

  • Рассмотреть значение грибов в окружающей среде.

  • Рассмотреть возможные дефекты зрения.

  • Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.

  • Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

  • Найти информацию о соли.

  • Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.

  • Найти черты физиологического очерка в тексте.

  • Найти полезное применение исследуемому предмету.

  • Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

  • Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.

  • Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.

  • Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.

  • Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

  • Выявить обучающихся с нарушениями осанки.

  • Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.

  • Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашем техникуме.

  • Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.

  • Выявить процент обучающихся ТСиГХ, имеющих различные заболевания глаз.

  • Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.

  • Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.

  • Измерить основные параметры микроклимата кабинетов техникума.

  • Сравнить данные анкетирования и медицинских карт.

  • Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.

  • Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

  • Показать роль деятелей, живших в нашем городе.

  • Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

  • Собрать материал о различных видах грибов.

  • Собрать легенды и мифы о …

  • Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

  • Сделать сравнительный анализ …

  • Сделать вывод по результатам работы.

  • Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга.

  • Составить методические рекомендации для решения уравнений.

  • Обобщить полученные результаты

  • Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

  • Описать практический эксперимент

  • Описать аспекты влияния смартфона на психику человека.

  • Установить основные причины ухудшения зрения.

  • Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

  • Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

  • Согласовать план с лесничеством.

  • Получить новую информацию о реках.

  • Познакомиться с легендами о деревне.

  • Рассчитать суточный рацион обучающихся.

  • Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

Пример постановки цели и задач для исследовательской работы:

Цель исследовательской работы:

Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

Задачи исследовательской работы:

  1. Измерить вес школьных портфелей у учащихся 1-А класса.

  2. Выявить причины избыточного веса портфелей.

  3. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

  4. Ознакомиться с опытом зарубежных школ по решению данной проблемы.

  5. Провести анкетирование среди учащихся 1-А класса нашей школы.

  6. Разработать рекомендации по снижению веса школьного портфеля.

Методы исследования

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу обучающихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;

  • интервью;

  • анкетирование;

  • опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • фотографирование;

  • счет;

  • измерение;

  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;

  • лабораторный опыт;

  • анализ;

  • моделирование;

  • исторический;

  • логический;

  • синтез;

  • индукция;

  • дедукция;

  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;

  • абстрагирование;

  • идеализация;

  • формализация;

  • анализ и синтез;

  • индукция и дедукция;

  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования

1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Пример записи методов исследования:

Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы школьного рюкзака;
— анализ полученных данных.

Формулировка темы исследовательской работы

Используя
эти исходные данные, а также, зная точную
формулировку и научное название основных
понятий и категорий, исследователь
формулирует
тему своей исследовательской работы.

Тема исследования должна «отражать
движение научного знания от достигнутого
наукой к новому знанию и новому опыту»,
от «привычного к новому и содержать
момент столкновения нового со старым».

Научная тема –
это задача научного характера, требующая
проведения научного исследования.

В
социальной сфере тема исследовательской
работы должна включать:

  • определение
    проблемы (т.е. трудной жизненной ситуации)
    человека или группы людей, которым
    требуется помощь;

  • системы
    средств социальной работы (формы,
    методы, содержание, определенные
    направления, технологии социальной
    работы);

  • уточнение,
    для какой конкретно половозрастной
    группы будет разработана и
    опытно-экспериментальным путем проверена
    (апробирована) эта система средств
    социальной работы.

Таким
образом, организуя исследовательский
процесс, специалист анализирует
теоретические знания и практический
опыт, выделяет необходимые научные
знания в качестве основы своего
исследования, осуществляет разработку,
моделирование и проектирование такой
системы средств, используя которую
любой другой специалист сможет оказать
действенную эффективную помощь этой
конкретной половозрастной и социальной
группе людей.

Теоретическое моделирование

При теоретическом познании человек
должен выполнять особые познавательные
действия — моделировать изучаемое
явление, анализировать роль условий
его существования, рефлексировать
(осмысливать) характер собственных
познавательных действий.

Моделирование – это исследование
объектов познания на их моделях –
построение и изучение моделей реально
существующих объектов
, предметов и
явлений, разнообразных социальных
процессов.

Моделирование— характерная черта
теоретическогомышления при решении
познавательных задач.

Моделирование — замещение изучаемого
объекта другим, специально созданным.
Этот искусственный объект есть модель.
Под моделью понимается такая мысленно
представляемая или материально
реализованная система, которая, отображая
или воспроизводя объект исследования,
способна замещать его так, что ее изучение
дает нам новую информацию об этом
объекте.

Теоретическая модель – это идеализированный
объект,
в котором определены его
наиболее существенные связи. Построение
идеализированного объекта помогает
изучить его основные проблемы, выявить
причины их возникновения и разработать
программу их решения.

Научный аппарат исследования

Научный аппарат исследования – это
последовательность логико-познавательных
действий, обеспечиваюших выполнение
исследования по конкретной проблеме.
Научный аппарат организует поисковую
деятельность в определенном порядке и
последовательности.

Научный аппарат включает следующие
исследовательские действия:

  • стратегические операции: поиск
    противоречия, выявление проблемы,
    определение цели;

  • технологические операции: объект
    исследования, предмет исследования,
    гипотеза исследования, задачи
    исследования, источники исследования,
    база исследования, методы исследования,
    этапы исследования;

  • аналитические операции:научная
    новизна исследования, теоретическая
    значимость исследования, практическая
    значимость исследования, положения,
    выносимые на защиту, достоверность
    результатов исследования, апробация
    результатов исследования.

В социальных и социально-педагогических
исследованиях в качестве идеализированного
объекта – теоретической модели
исследования используется научный
аппарат, включающий последовательность
логико-познавательных действий,
планируемых и осуществляемых на основе
идей
целостного подхода.

Философские категории – целое и
часть
, выражают отношение между
совокупностью предметов (или элементов
отдельного объекта) и связью, которая
объединяет эти предметы и приводит к
появлению у совокупности новых
(интегративных) свойств и закономерностей,
не присущих предметам в их разобщённости.
Благодаря этой связи образуется целое,
по отношению к которому отдельные
предметы выступают в качестве частей.

Таким образом, исследователь, используя
метод теоретического моделирования,
разрабатывает научный аппарат
(объект, предмет, цель, задачи и гипотеза
исследования
), то есть определяет,
формулирует изаписываетданные
формулировки.

На их основе разрабатывает структуру
и определяет содержание своей
исследовательской работы.

Структура работы – это основные части
работы (введение, главы, параграфы,
заключение, библиографический список,
приложения).

Содержание – это конкретные названия
основных глав и параграфов работы,
которые определяет и формулирует
исследователь в соответствии с научным
аппаратом
.

Поэтому, научный аппарат исследования
можно назвать – маршрутом исследования.
Ведь, определив точно и грамотно научный
аппарат, автор дает название основным
частям своей работы, тем самымопределяет
основное содержание
– тот теоретический
и эмпирический материал, который будет
представлен в его исследовательской
работе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Выбор темы научной работы.png

Научно-исследовательская работа

Это работа научного характера, представляющая собой поисковое исследование с проведением экспериментов.

При выборе темы необходимо, чтобы направление исследования было понятным и интересным для учащегося. Рассказываем, как выбрать тему исследовательской работы — в нашем материале!

Этапы написания исследовательской работы

Как и любая другая научная работа, исследовательская делится на следующие этапы:

  1. Выбор направления исследования;
  2. Выбор темы исследования;
  3. Формулирование гипотезы;
  4. Планирование этапов работы;
  5. Сбор данных о предмете исследования;
  6. Проведение исследования;
  7. Оценка полученных результатов;
  8. Оформление работы.

Выбор направления исследования

На этом этапе студентам необходимо выбрать направление исследования, а также понять, в чем его новизна и актуальность.

Выбор темы исследования

Важно

Это основной этап написания исследовательской работы.

Студенту нужно выбрать тему, которая будет интересна не только научному руководителю, но и ему самому. Успешным исследованием может считаться повторение чьего-либо эксперимента, анализ определенной методики, а также применение метода в новых условиях.

Формулирование гипотезы

На этом этапе формулируется научное предположение, которое и станет основой исследования. Ключевая исследовательская гипотеза должна вытекать из формулировки темы исследования.

Планирование этапов работы

Студенту необходимо составить развернутый план своей работы. План упрощает написание и структурирование работы, а также обеспечивает возможность последовательного движения к цели.

Сбор данных о предмете исследования

Данный этап предусматривает определение методов получения данных о предмете исследования. Существует несколько методов:

  • Эмпирический — получение данных через наблюдения и эксперименты;
  • Исследование по вторичным источникам — умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы.

Проведение исследования

На данном этапе проводится исследование в соответствии с выбранном методом. Необходимо собрать все данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Оценка полученных результатов

Заключительный этап работы над исследованием, на котором студент оценивает все полученные знания о том, как устроен объект исследования. Основным критерием результативности проделанной работы является уровень освоения навыков исследовательской деятельности, а также научная новизна и практическая значимость.

Требования к выбору тем исследовательской работы

Для того, чтобы грамотно выбрать тему исследовательской работы, следует разобраться в основных требованиях:

  1. Тема должна быть актуальной и посвящена современному, приоритетному направлению образования;
  2. Тема должна содержать проблему исследования, то есть отражать решение одного из актуальных вопросов, перспективы его развития, специфику авторского подхода;
  3. Тема должна иметь конкретный характер. В формулировке темы должна быть отражена конкретная область исследования;
  4. Тема должна соответствовать основному содержанию. Она определяет основную цель и конкретные задачи для исследователя, что в свою очередь позволяет четко спланировать и провести все необходимые этапы работы.

Основные стратегии выбора темы научной работы

Студенты по-разному подходят к выбору темы своей исследовательской работы. Иногда проект становится обобщением уже проведенных исследований. В таком случае учащийся не тратит время на размышления о том, какую тему выбрать и как проводить работу, поскольку круг проблем очерчен заранее.

Преподаватели могут самостоятельно насзначить тему. Однако такое решение может стать настоящей проблемой для студента, если он не знаком с предложенным вопросом.

Также студент может выбрать тему самостоятельно. Многие преподаватели будут только рады подобной инициативе.

Лучше заранее подготовить несколько тем, чтобы научному руководителю было из чего выбирать.

Рекомендации к выбору тему

Прежде чем перейти к выбору темы, необходимо заранее задуматься о соблюдении нескольких важных моментов:

  • Поразмышляйте над темами, которые цепляют вас в контексте социальных проблем и личных размышлений;
  • Выбирайте тему исходя не только из собственных интересов, но и интересов вашего научного руководителя;
  • Заранее изучите количество и качество уже имеющейся литературы по предполагаемой теме;
  • Избегайте слишком широких тем. В теме должна быть отражена конкретная область исследования.

Пример тем для НИР

Часто выбор темы становится проблемой для студента, определиться с направлением исследования сложно. При поиске темы, следует начинать с общего профиля, постепенно переходя к частным направлениям.

Социально-гумманитарный профиль

  • Сегментный и супрасегментный строй романских, германских, восточных и русского языков
  • Теория вербальной коммуникации
  • Проблемы поэтической коммуникации
  • Сравнительно-правовой анализ авторского права России и Германии
  • Психология ксенофобии

Физико-математический профиль

  • Теория и технологии физико-математического образования в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов
  • Физика магнитных явлений
  • Комбинаторная теория матриц
  • Алгебраические торы и торические многообразия над конечными полями и их приложения в помехоустойчивом кодировании и криптографии

Химико-биологический профиль

  • Исследование структуры и активности природных соединений: стероидов, полифенолов, каротиноидов, хинонов, их аналогов и молекулярных комплексов
  • Оценка воздействия токсикантов на среду обитания человека
  • Контаминация пищевых продуктов плесневыми грибами и способы ее
    предотвращения
  • Действие инфракрасного лазера на раковые клетки

Не получается самостоятельно написать НИР? На Студворк можно заказать качественную НИР недорого!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти двойника по фото бесплатно онлайн
  • Как составить алгоритм для робота в кумире
  • Магазин очков стим как найти игру
  • Как найти память устройства моего телефона
  • Как найти нод 210 135