Как составить теоретический план

Теоретическая часть курсовой.png

Курсовая работа

Это отчетная деятельность студента, в которой присутствуют элементы самостоятельного исследования.

Такая работа направлена на подготовку студентов к созданию более сложной и объемной работы — дипломной.

Курсовая работа состоит из нескольких частей, одной из которых является теоретическая. В нашей статье мы расскажем обо всех особенностях оформления и написания теоретической части курсовой работы.

Что такое теоретическая часть?

Теоретическая часть

Это основа для дальнейших практических исследований.

В этой главе студент излагает теоретические основы по выбранной теме, а также приводит главные определения, теории, методики и подходы.

Особенности теоретической части

Теоретическая часть является первой главой курсовой работы.

Важно

Здесь студент должен показать, как он изучил теоретические аспекты явления.

Эта часть закладывает основы, которые будут поддерживать анализ, помогая интерпретировать результаты и делать более широкие обобщения.

План теоретической части

Работа над теоретической частью состоит из нескольких этапов. Существует определенный план, по которому необходимо создавать теоретическую часть курсовой:

  • Подробное описание теоретической и литературной базы;
  • Описание дисциплины, а также изучаемой темы;
  • Анализ терминологии, определение методов, приемов и концепций решения проблемы;
  • Описание теоретических знаний: формулы, экономические законы, физические законы и т.д.
  • Важно придерживаться четкой и логичной структуры.

Что писать в теоретической части

Теоретическая часть курсовой работы предполагает обзор литературных источников и теоретической базы, которые необходимы для проведения исследования.

Полезно

Итог данной главы должен содержать в себе необходимость дальнейшего эмпирического исследования.

Есть несколько пунктов, которые необходимо включить в состав теоретической части работы:

  1. Описание сущности исследуемого объекта и предмета, рассмотрение различных подходов к определению явления;
  2. Типология и методология исследуемого явления — виды, типы, подходы, инструменты и методы исследования;
  3. Описание исторических особенностей и современных тенденций исследуемого явления;
  4. Описание особенностей явления в рамках конкретной сферы;
  5. Описание методов оценки эффективности.

Оформление теоретической части

Оформление курсовых работ по ГОСТу — обязательное требование к выполнению.

ГОСТ

Это государственный стандарт, формулирующий определенный свод правил к качеству выполнения работ.

Стоит учитывать, что в учебном процессе все подчинено специальным регламентам.

К оформлению теоретической части курсовой работы предъявляются следующие требования:

  • Каждый новый абзац начинают с красной строки, отступ — 1,25 см;
  • Выравнивание по ширине;
  • Шрифт 一 Times New Roman;
  • Размер 14;
  • 1,5 междустрочный интервал;
  • Отступы: вверху 一 2 см, снизу 一 2 см, слева 一 3 см, справа 一 1 см;
  • Нумерация страниц начинается с третьей страницы и пишется арабскими цифрами.

Как начать теоретическую часть

Чтобы облегчить написание теоретической части курсовой работы, мы собрали несколько советов, которые упростят ее написание:

  • Определите ключевые концепции. В первом пункте стоит отразить основные взгляды, которые сложились у ученых разных периодов на объект вашего исследования. Вы должны последовательно раскрыть историю изучения вопроса.
  • Обязательно укажите наиболее важные теории. Если существует устоявшаяся теория, которую вы не хотите применять к своему исследованию, аргументировано объясните, почему она не подходит для ваших целей.
  • Покажите цели вашего исследования. Помимо обсуждения чужих теорий, теоретические рамки должны показать, для чего ваш собственный проект будет использовать эти идеи.
  • Перечислите основные термины. Дайте конкретное определение используемой терминологии со ссылкой на источники.
  • Проведите анализ взаимосвязи ключевых теоретический понятий. Исходя из структуры этого раздела, стоит отразить основные взаимосвязи используемых понятий.

Возникли трудности с написанием курсовой? На сайте Студворк всегда есть возможность получить любую работу и в короткие сроки заказать уникальную курсовую работу от наших экспертов!

Скачать образец теоретической главы курсовой работы

Теоретическая и практическая часть курсовой работы одинаково важны: от их качества зависит итоговая оценка студента. Про практическую мы уже писали, а сегодня расскажем, что нужно писать в теоретической части курсовой и приведём пример, как оформить этот раздел.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше полезных советов, которые помогут готовить рефераты, курсовые и дипломные проекты на отлично, можно найти в нашем информационном телеграм-канале. Подписывайтесь и на специальную группу, где мы делимся выгодными предложениями.

Теоретическая часть курсовой работы: что это, как назвать, из чего состоит

Расскажем подробнее об этом разделе и разберём его структуру.

Что такое теоретические аспекты в курсовой

Теоретическая часть курсовой — это фундамент для дальнейших практических исследований. В этой главе студент излагает теоретические основы по выбранной теме, приводит главные определения, ключевые теории, методики и подходы.

По сути, данная часть — обзор литературы по теме исследования.

Как назвать теоретическую главу в курсовой

Название теоретической главы должно раскрывать суть объекта вашей работы. Например, если курсовая посвящена концепции харизматического лидерства в политике, которую в практической части студент рассматривает на конкретных примерах, то в первом разделе следует рассмотреть природу и типологии политического лидерства, подробно остановившись именно на его харизматическом виде.

Структура теоретическая части курсовой работы

Как правило, теоретическая глава курсовой работы состоит из следующих пунктов:

  1. История научных исследований по выбранной теме.
  2. Определения и анализ ключевых терминов.
  3. Актуальные взгляды на выбранную тему.

В зависимости от дисциплины и специфики работы также может быть добавлен раздел с формулами и расчётами.

Что писать в теоретической части курсовой и как её оформлять

Дадим несколько полезных советов, как писать теоретическую часть курсовой работы.

Как начать теоретическую часть в курсовой

Исходя из структуры этого раздела, в первом пункте стоит отразить основные взгляды, которые сложились у учёных разных периодов на объект вашего исследования.

Правильно написать данную часть поможет хорошо подобранный список литературы: вы должны последовательно раскрыть историю изучения вопроса. Советуем брать пособия и монографии авторитетных авторов и не ограничиваться русскими учёными: лучше, если вы продемонстрируете комплексный подход не забудете про работы зарубежных исследователей.

Первый пункт пишется по хронологическому принципу: здесь нужно отразить, кто впервые исследовал данную тему и как она раскрывалась в дальнейшем.

Тех учёных, на работах которых базируется ваше исследование, стоит также упомянуть во введении (где вы пишете о теоретической базе исследования) и заключении.

Как начать теоретическую часть в курсовой

Теоретические аспекты в курсовой работе — важная часть её содержания

Как написать теоретическую часть курсовой

При подготовке следующих пунктов теоретической главы действуем так же:

  • уделяем внимание авторитетным исследованиям;
  • перечисляем основные термины, даём корректные определения со ссылкой на источники;
  • анализируем взаимосвязь ключевых теоретических понятий;
  • упоминаем последние исследования по выбранной теме;
  • при необходимости добавляем вспомогательный теоретический материал (формулы, теоремы и пр.).

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Оформление теоретической части курсовой работы

Требования к оформлению учебных работ можно найти в методических указаниях, которые есть на многих кафедрах. Если же у вас такого пособия не оказалось, рекомендуем ориентироваться на ГОСТ 7.32-2017.

На основе этого документа мы сформулировали основные правила оформления теоретической части курсовой работы:

  1. Размер шрифта — не менее 12 пт. Гарнитура отдельно не указывается, но стандартной считается Times New Roman.
  2. Используется выравнивание текста по ширине.
  3. Межстрочный интервал должен быть равен 1,5.
  4. Абзацный отступ составляет 1,25 см.
  5. Ширина левого поля — 3 см, правого — 1 см, верхнего и нижнего —​​​​​​​ 2 см.

Теоретическая глава курсовой работы: пример

Если вам нужно наглядно увидеть образец оформления и разобраться в принципах написания этого раздела, рекомендуем скачать пример теоретической части в курсовой.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как пишется теоретическая часть курсовой работы и можете подготовить её самостоятельно. Если же с этим возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис: его эксперты возьмут на себя заботу о ваших учебных работах.

Как написать теоретическую часть дипломной работы, или Пара слов о мётлах для квиддича

Когда студент понимает, что теорию для диплома списать из трёх учебников не получится, его посещает гениальная мысль: а может, кто-то всё это напишет за меня? Перелопатит 30 – 50 научных трудов, проанализирует, обобщит, расставит ссылки, сделает выводы и добьётся высокой уникальность? Если в ваши планы не входит погружение в океан премудрости и борьба с антиплагиатом, если вам попались зубодробительная тема дипломной работы и въедливый научный руководитель, простейший способ решить проблемы – заказать теоретическую часть дипломной работы.

Эта статья будет полезна и заказчикам, и авторам студенческих работ (студлансерам), и тем студентам, которые решили писать диплом самостоятельно. Как писать теорию к диплому – нужно знать всем.

Зачем это нужно тому, кто заказывает теоретическую главу? Зная, как должна выглядеть качественно написанная теория к диплому, что должна содержать теоретическая часть, каким требованиям соответствовать, вы сможете проверить качество работы студлансера. Кроме того, вы сможете грамотно составить развёрнутое ТЗ, что предотвратит возможные недопонимания.

Итак, можно ли заказать студлансеру не весь диплом, а только теорию? Конечно, можно. Многие дипломники так и делают – по разным причинам. Например:

  • Экономия средств. Если заказывать только теорию, можно сэкономить до 70% от стоимости диплома. Если вы считаете, что теоретическая часть – самая сложная и трудоёмкая, так как подразумевает работу с тонной литературы, а остальное готовы написать сами, это ваш вариант.
  • Практическую часть очень часто, хочешь не хочешь, приходится писать самостоятельно, так как студлансера вместо себя на практику не отправишь. Так зачем платить за весь диплом?
  • Если литературы для написания теории в вузовской и областной библиотеке – кот наплакал, то заказать написание теоретической главы – более экономичный вариант, чем ехать на поиски материалов в столицу.
  • Многих студентов страшат системы антиплагиата. Именно теорию, которая пишется на основе анализов научных источников, труднее всего сделать уникальной. Но опытные студлансеры знают, как написать теоретическую главу так, чтобы никакой антиплагиат не придрался.

Если вы хватаетесь за голову со стонами «Не могу написать дипломную работу, не могу написать теорию!» – размещайте заказ на Студлансе.

После того, как вы пришли к этому вполне разумному решению (экономящему ваше время, силы, нервы), есть два пути. Первый – разместить заказ на Студлансе и отметить проблему как решённую. Второй – перед оформлением заказа прочитать эту статью, чтобы понять:

  • как пишется теоретическая часть дипломной работы;
  • что от вас будет требовать научный руководитель;
  • и что, в свою очередь, требовать от студлансера.

Что такое теоретическая часть дипломной работы и зачем она пишется

В структуре дипломного исследования теоретическая часть может занимать два положения:

1) являться одной из глав (вторая, соответственно – практическая);

2) равняться основной части (иными словами, основная часть полностью является теорией, практической главы нет).

В том случае, если в основной части есть и теоретическая, и практическая главы, то теория всегда идёт первой. В теоретической главе дипломник располагает теоретические положения, являющиеся базисом для последующего практического исследования. Эти положения автор дипломной работы формулирует на основе работы с научной литературой.

Если теория занимает всю основную часть, то обычно, помимо научной литературы, используются также источники первичной информации (документы, архивные материалы и т. д.). В этом случае в рамках основной части студенту нужно продемонстрировать умение раскрыть тему и внести нечто новое в науку, опираясь и на труды предшественников, и на анализ первичных источников.

Необходимо подчеркнуть, что теоретическая часть дипломной работы не может быть написана на основе учебников, энциклопедий и популярной (даже научно-популярной) литературы. Изложение и анализ материала, то есть построение теоретического базиса диплома, подразумевает научный подход.

Зачем пишется теория? Многие студенты, безуспешно пытающиеся написать теорию и допускающие при её написании чудовищные ошибки, легко справляются с этой задачей, как только понимают смысл написания теоретической части дипломной работы:

— детальное изучение объекта исследования;

— отражение дискуссионного аспекта темы;

— анализ различных точек зрения;

— самостоятельное формирование теоретической концепции;

— логичный выход на практическую часть дипломного исследования.

Простая компиляция выдержек из чужих трудов не является целью написания теоретической части диплома. Проще говоря, это никому не нужно – это же не реферат. Ваша цель – создать внятный, логичный теоретический базис для проведения своего эмпирического исследования.

Для достижения этой цели предстоит решить три задачи:

  1. Систематизировать собранный материал.
  1. Пропустить его через себя, сформировать собственную позицию по изучаемому вопросу.
  1. Связно и логично изложить свои теоретические разработки.

Выбор принципа изложения и структура теоретической части

Одно из главных требований, предъявляемых к теоретической части диплома – связность и логичность. Казалось бы, это глас Капитана Очевидности. Но у многих дипломников с логикой изложения – дикий швах. Почему это происходит? Одна из главных причин – непроработанность структуры теоретической части или вообще отсутствие внятной структуры.

Как бороться с этой проблемой? Созданием чёткой структуры теоретической главы, базирующейся на конкретном принципе написания. Придерживаться этого принципа нужно в течение всего процесса написания теории.

Чаще всего теоретическую часть пишут по принципу от общего к частному. Иными словами, сначала идёт общий подход к проблеме (например, «что такое метла»), а затем положения раскрываются и конкретизируются («мётлы средневековых ведьм», «мётлы Хогвартса» и т. д.). 

Рассматривая явление по логическому принципу, необходимо последовательно рассмотреть его проявления (феменологию), рассмотреть его место среди других явлений, выявить взаимосвязи, определить компоненты и связи между ними, проанализировать определения это явления, данные разными авторами, а также рассмотреть существующую практику использования.

Возможно, построение теоретической части будет строить на изучении отдельных сторон проблемы (например, политических, экономических, культурных реформ государственного десятеля).

Часто используется хронологический принцип описания – например, при анализе исторических явлений или при рассмотрении хронологии исследований при изучении различных подходов к исследованию проблемы.

Лайфхак: возьмите за основу принцип изложения в одном из авторитетных трудов по вашей теме, если на ином не настаивает преподаватель. 

Определившись с принципом изложения, проработайте структуру теоретической части. Черновой набросок вы должны уже были сделать на этапе составления плана дипломной работы. Сейчас пора максимально конкретизировать этот план, при необходимости внеся изменения с учётом собранного материала.

Дополнения и изменения в плане теоретической части – нормальная часть рабочего процесса. Изучая черновик, ваш научный руководитель может предложить изменить составляющие теоретической части. Вполне возможно, что от некоторых пунктов первоначального плана придётся отказаться, объединить их или, наоборот, добавить новые параграфы.

Объём теоретической части дипломной работы

Работая над структурой теоретической части, не забывайте о балансе составляющих по объёму. Теоретическая часть диплома – сколько страниц на неё отвести? Объём теоретической главы должен позволять полноценно раскрыть тему дипломного исследования, при этом не допустив журчания «воды». Нормальный объём теории – от 1/2 до 2/3 основной части, которая, в свою очередь, составляет 70 – 80% диплома. Таким образом, при стандартном объёме дипломной работы в 60 – 70 листов и наличии практической части на теорию будет отведено 30 – 35 листов.

При меньшем или большем объёме дипломной работы размер теоретической главы может варьироваться от 25 до 50 листов. Выходить за эти рамки нежелательно.

Ну и, как подсказывает Кэп Очевидность, если практической главы в дипломе нет, то теоретическая часть по объёму будет равна основной.

Что касается пунктов (параграфов) теоретической главы (при наличии практической), то их число обычно варьируется пределах трёх – пяти. Необходимо распределить материал так, чтобы пункты не слишком отличались по объёму. Желательно не допускать отличия в объёме между пунктами более чем в 1,5 раза, хотя строгих требований здесь нет. Главное, чтобы пункты были не слишком малы и не слишком велики по объёму. Две странички на параграф – это, как вы понимаете, маловато.

Как систематизировать материалы и отобрать нужное?

Итак, план составлен, принцип написания выбран, материалы отобраны. Пора бросаться в океан собранной информации и писать теорию. Те студенты, которые делают «Бултых!» с зажмуренными глазами и гребут из книг и статей всё, что попадёт под руку, рискуют оказаться среди груды перепутанных водорослей, китовых туш, сломанных вёсел, с боем выдранных клочков акульих тел… Преподаватель, увидев всю эту мешанину, логично отправит её на доработку.

Не нужно впихивать в теоретическую часть всё, до чего вы можете дотянуться! Очень важно разобраться, окинув взглядом вашу информационную добычу: всё ли вам нужно?

Практически у каждого студента, серьёзно подошедшего к написанию диплома, после окончания работы остаётся груда материалов: ксерокопий, выписок, книг, на которые потрачены деньги, но которые использовались для простановки нескольких ссылок «для украшения»… Получается, вы зря потратили время и деньги, собирая лишний материал для дипломной работы.

И потраченных ресурсов жалко, и писать работу было сложнее, потому что приходилось зарываться в эту груду. Как оптимизировать написание теоретической части? Очень просто: не превращаться в Плюшкина и не тащить в теоретическую главу всё подряд.

Используйте следующие принципы работы с собранными материалами:

  1. Мы уже писали о важности предварительной систематизации материалов уже в процессе поиска и добычи информации. Напомним, что к сбору материалов для дипломной работы лучше подходить с толком, чувством, расстановкой. Это намного облегчит следующий этап работы над дипломом. Если вы собирали материалы без логики, сваливая всё «в кучу», систематизация собранного станет отдельным этапом подготовки к написанию теоретической главы.
  1. После систематизации материалов у вас должны оказаться:

— Большие блоки информации из книг и статей, которые станут основой для теоретической части диплома (скачанные, купленные или отксерокопированные по максимуму, чтобы всегда были под рукой). При этом желательно, чтобы уже в процессе проработки литературы вы выделили, подчеркнули, как-то отметили наиболее значимые куски текста.

— Узкотематические блоки, необходимые для раскрытия конкретных вопросов, написания отдельных пунктов и параграфов (разложенные по отдельным папкам, с пометками, что куда ставить).

— Цитаты, короткие выдержки (с указанием, откуда взято, чтобы точно поставить ссылки).

— Собственные заметки, умные мысли, наброски, предварительные выводы.

  1. Выделите «флагманы» в списке литературы и опирайтесь на них в процессе написания теории. Но помните, что нельзя списывать материал целыми кусками, нужно пропускать информацию через фильтр своего мозга. Учитывайте, что научный руководитель и рецензент наверняка хорошо знают основные труды по вашей теме. Даже если вы, написав теоретическую главу на основе двух-трёх известных трудов, добьётесь уникальности и сможете обмануть антиплагиат, высок шанс «палева» со стороны преподавателя и рецензента. Не стоит ждать высокой оценки за диплом, теоретическая часть которого представляет собой чью-то переписанную книгу. 

Есть, конечно, и исключения. Популярный студенческий лайфхак – использование при написании теоретической главы непроиндексированных диссертаций и переводов иностранных книг. Антиплагиат молчит, риск «палева» перед научным руководителем существенно снижается.

  1. Обычно для написания теоретической главы студенты используют 3 – 5 «флагманов» и 5 – 10 книг или статей, раскрывающих узкие вопросы. Но от дипломника требуется проработка гораздо большего количества научных источников по рассматриваемой теме. Обычно – не менее тридцати, а лучше полсотни и даже больше. Но большинство этих источников используется разово: вставил цитату или упомянул позицию автора, использовал при сопоставлении или в качестве иллюстрации к теоретическому положению – и достаточно. Здесь работает закон Парето: 80% полезной информации дают 20% использованных источников.

Учтите важный момент: если вы ставите в библиографию какой-то источник, на него обязательно должна стоять хотя бы одна ссылка. Нельзя раздувать список литературы за счёт книг и статей, которые ни разу не упомянуты в тексте дипломной работы.

  1. Ставьте ссылки сразу, как только использовали в тексте какой-то материал. Расставлять ссылки после написания работы гораздо сложнее: нужно повторно просматривать материалы, вспоминать, из какого источника, да ещё и с какой страницы, взята та или иная цитата. Кстати, большинство ссылок будет идти как раз из теоретической части, и это нормально. 
  1. Написание теоретической главы – процесс длительный, задача масштабная. Вполне возможно, что в процессе написания вы поймёте, что вам не хватает каких-то материалов. Это нормально. Поэтому, распределяя задачи в календарном плане, обязательно предусмотрите время, которое потребуется вам для поиска дополнительных материалов. Эти материалы будет несложно вписать в теоретическую главу, но лишь в том случае, если у вас будет сформирован основной костяк. 

Приступайте к написанию теоретической главы диплома только после того, как соберёте основную часть материалов. Процент дополнительной информации, собираемой уже в процессе написания теоретической части, не должен превышать 20% (да, закон Парето рулит и здесь).

Анализ материалов, или Два способа написания теоретической главы

Отобрали нужное, распределили материалы по пунктам, сделали наброски? Теперь есть два пути написания теоретической главы:

1) Простой, но небезопасный. Соединить куски текста в единое целое. Сшить на живую нитку, написав более-менее внятные и логичные связки. Часа три на работу, ну, может быть, дня три… И – вуаля! Теоретическая часть почти готова. Теперь поколдуем над уникальностью, добившись молчания систем антиплагиата. Обычно студенты, выбирающие этот подход, особо не заворачиваются и используют метод рерайта.

Плюсы этого подхода:

Просто и быстро.

Скорость написания теории к диплому можно повысить, используя методы сканирования и копипаста.

Если использовать переводные и непроиндексированные материалы (например, из диссертаций), можно даже не заморачиваться со связками.

Минусы:

Пройти антиплагиат довольно сложно. Бывает, что, потратив три часа на компоновку теории, студиозус три недели сражается с системами антиплагиата.

Если научный руководитель – не пофигист, сшитую на тяп-ляп теоретическую часть вы будете дорабатывать до посинения.

2) Сложный, но результативный. Использовать собранные материалы для глубокого анализа, пропустить их сквозь призму личного мировоззрения, прогнать через нейроны собственного мозга.

Несомненные плюсы второго подхода:

Проще пройти антиплагиат. Этот подход работает даже в том случае, если преподаватель по зверству натуры использует системы проверки типа text.ru, отличающиеся способностью снижать уникальность даже при очень качественном рерайте (подробней об этой проблеме читайте в статье «Что делать, если ваша работа уникальна, а программа антиплагиата утверждает – нет?»).

Проще делать выводы. Погрузившись в анализ материалов, вы обнаружите связи между рассматриваемыми явлениями, выявите закономерности. Результаты анализа и синтеза сложатся в логичные выводы.

Практически гарантирована научная новизна, так как в процессе самостоятельного исследования у вас появляются новые мысли, идеи, предложения. Глубокий анализ теоретического материала приводит к созданию новых терминологических, хронологических, методологических подходов.

Прокачивается скилл научного мышления. Это особенно полезно для поступающих в аспирантуру и стремящихся связать свою жизнь с наукой.

Гарантии, конечно, нет, но шансы получить респект от научрука довольно высоки.

Писать диплом интересней!

Минусы второго подхода:

трудоёмкость;

серьёзные временные затраты;

необходимость включения мозга (и обязательное его наличие);

не факт, что ваши труды будут оценены по достоинству – случается, к сожалению, что студенты, сляпавшие теорию из отсканированных кусков и скрепивших их даже не скотчем, а синей изолентой, получают более высокий балл, чем те, что месяцами вдумчиво горбатились над литературой. Бывает и такое.

Требования к содержанию теоретической главы

Какой способ работы с материалами выбрать – решать вам. Главное, чтобы в итоге теоретическая часть представляла собой прочный научный базис для эмпирического исследования. Или хотя бы являла видимость оного.

В любом случае, ваш научный руководитель, рецензент, а также любой член государственной комиссии, решивший ознакомиться с вашим дипломным исследованием, должен найти в теоретической части:

  1. Раскрытие изучаемого понятия, сущности и содержания объекта исследования, причём с различных точек зрения и научных позиций.
  1. Чёткую научную терминологию и/или хронологию. Возможно, вам придётся выработать собственный терминологический и/или хронологический подход. Например, проанализировав несколько десятков определений, выбрать самое подходящее (обосновав свой выбор) или же сформулировать собственное. Или же разработать своё хронологическое деление явления на этапы, выработать периодизацию.
  1. Анализ составных частей, звеньев и элементов изучаемого явления. Это может быть изучение видов и форм, этапов и периодов, способов проявлений и механизмов функционирования, форм реализации и т. д. Часто для раскрытия сущности понятия используется метод классификации, при использовании которого необходимо придерживаться принципов единичности критерия, соразмерности, исключительности, непрерывности.
  1. Признаки осмысления научных теорий, концепций, касающихся рассматриваемых в дипломной работе вопросов. Дипломнику необходимо познакомиться с наработками предшественников, работавших с проблемой, изучить историю её изучения. В теоретической части диплома следует продемонстрировать знакомство с различными подходами к исследованию проблемы, проанализировать труды отечественных и зарубежных авторов.
  1. Самостоятельные выводы, практические разработки. Автору диплома нужно доказать, что он – сформировавшийся специалист, который способен генерировать собственные идеи!

Логика написания и раскрытие темы

Казалось бы, придерживаясь чёткой структуры, не отходя от выбранного принципа написания и обладая массивом нужных материалов, студент вполне может связно написать теоретическую часть. На практике этого может оказаться недостаточно: содержание не удовлетворяет научного руководителя, логика раскрытия темы страдает. В чём засада?

Часто дипломнику мешает увлечённость проблемой и отход от темы. Студенту хочется затронуть дополнительные вопросы, а в итоге получается нагромождение лишнего или вовсе уход в другую степь.

Очень важно держать перед глазами тему работы, главную мысль. Необходимо всё время проверять себя: следую ли я общей теме? Не отклоняюсь ли от цели, не отхожу ли плана? Фокусируйте взгляд на проблеме, иначе получится, что работа у вас обо всём и ни о чём.

Эта проблема характерна для эрудитов, отличников. Увлечённым студентам нужно силой воли заставлять себя сужать фокус исследования и держать полёт вдохновения в рамках. Если уж пишете о мётлах для квиддича, то на кой вас понесло описывать веники и пылесосы?

С другой стороны, часть вопросов может остаться нераскрытой. Эта проблема характерна для студиозусов, привыкших работать на тяп-ляп, «на отцепись». Впрочем, и у отличников, отклонившихся от темы, нужные вопросы могут откочевать на периферию. В итоге, скажем, изучая упомянутые мётлы, студент пишет о швабрах, щётках, полировальных машинах, но ни слова не говорит об аэродинамике.

Избыточность – ещё одна проблема, характерная для многих дипломников. Не увлекайтесь компиляцией, не громоздите факты ради фактов. Держите в уме в качестве свой главной задачи самостоятельное создание теоретической концепции. Это значит, что собранные материалы должны использоваться для иллюстрации, анализа, сопоставления. Не нужно писать вторую «Британику».

Крайне важно помнить при написании теоретической главы, что она является базисом для практического исследования. Логика дипломной работы такова, что теория ведёт вас к практике. Обе части дипломной работы должны быть взаимосвязаны. Если в теоретической части вы пишете про Фому, а в практической – про Ерёму, не стоит рассчитывать на понимание научного руководителя и рецензента. Когда работаете над теорией, время от времени задавайте себе вопрос: то, что сейчас пишу, работает на практическую часть? Получив от себя самого утвердительный ответ – продолжайте в том же духе.

Ведите дискуссию!

Тема дипломной работы, как правило, малоизученная и дискуссионная. По хорошо разработанной тематике пишутся рефераты, а в дипломном исследовании вы должны заниматься не компиляцией, а самостоятельным сопоставлением источников. Не нужно злоупотреблять цитатами, их достаточно одной-двух страницу, можно даже меньше (и эти цитаты не должны быть чрезмерно объёмными). Ссылок должно быть существенно больше, чем прямых цитат. Не следует просто излагать наработки других исследователей, нужно провести критический анализ монографий и периодических изданий, чтобы выработать собственную позицию по теме исследования.

Чтобы создать выгодное впечатление у преподавателя, рецензента и каждого, кто решит почитать вашу теоретическую часть, вычлените дискуссионные вопросы и пройдитесь по ним со всей мощью интеллекта.

Это не значит, конечно, что по каждому рассматриваемому вопросу в рамках исследуемой проблемы нужно изобретать велосипед. Вы вполне можете занять точку зрения какого-то учёного – естественно, объяснив, почему вы разделяете эту позицию. Если вы будете в каждом абзаце лезть на рожон и отвергать все авторитеты, это вряд ли будет выглядеть адекватно. Лучше всего представить по основным теоретическим положениям различные взгляды и сравнить позиции научных школ и отдельных исследователей, а затем аргументировано объяснить, почему вы придерживаетесь той или иной точки зрения.

Но если вы твёрдо уверены в себе и своих аргументах, можно представить свой, новый взгляд на тот или иной аспект изучаемой проблемы. Лучше всего демонстрировать самостоятельность мышления по малоизученным вопросам – там, где ещё не успели оттоптаться монстры науки. Или же по вопросам, относительно которых позиция авторитетов явно устарела.

Помните, что вести дискуссию нужно с умом и дипломатическим тактом. Ни в коем случае не становитесь в позу «все дураки, а я д’Артаньян». Надо понимать, что спорить с признанным авторитетом очень сложно. Хотя никто не запрещает! Может, вы действительно создали новую концепцию, которая перевернёт науку.

Но в целом помните, что от дипломника никто не ждёт ярких открытий, претендующих на нобелевку, а потому и ниспровержение авторитетов на защите тоже не предполагается. Чрезмерное увлечение дискуссией может сыграть с дипломником злую шутку. Возможна неадекватная реакция преподавателей: от «Я с этим щенком не согласен!» до «Ты чё тут, самый умный?!».

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию под названием «горе от ума», рекомендуем воспользоваться вот этими советами:

1. Активно дискутируйте, не затрагивая концептуальные вопросы. Не рвитесь ниспровергать устоявшиеся теории, вносите свой вклад в науку по частным вопросам.

2. Будет крайне полезно прислушаться к мнению своего научного руководителя относительно дискуссионных вопросов.

3. Обязательно выясните, не входят ли дискуссионные вопросы, по которым вы намереваетесь проехаться катком своего разума, в сферу интересов кого-либо из преподавателей кафедры. Крайне не рекомендуется ниспровергать авторитеты, которые будут присутствовать на защите.

4. Если у вашего научного руководителя есть на кафедре научный, идеологический противник или просто заклятый друг, постарайтесь обойти вопросы из сферы его интересов по широкой дуге. Если же на битве разумов будет настаивать ваш научрук, готовьте к защите валерьянку.

Пора делать выводы

В результате изучения научной литературы по теоретическим вопросам вашей дипломной работы, а также её глубокого осмысления, у вас должны сформироваться выводы по изученным вопросам:

  1. Промежуточные, заключающие пункты/параграфы. В них освещаются основные теоретические положения, которые были вами рассмотрены в данном пункте, а также (если вы претендуете на высокую оценку) результаты обсуждения дискуссионных вопросов и личные мысли, идеи, наблюдения.
  1. Комплексные, завершающие теоретическую главу. Общие выводы по теоретической части складываются из промежуточных, но при этом не должны слово в слово их повторять. Учите, что если вы просто сложите промежуточные выводы, вряд ли ваш диплом потянет выше, чем на тройку. Делая обобщающие выводы по теории, вы должны отойти от частностей и произвести осмысление затронутых вопросов в комплексе. В идеале, у вас должна сформироваться собственная теоретическая концепция, которая станет базисом для практических разработок.

Если у вас есть практическая часть, то выводы по теории рекомендуется завершить резюмирующим заключением о недостаточной изученности темы, из чего вытекает необходимость проведения эмпирического исследования. Таким образом, выводы по теоретической части становятся мостиком к практике (иногда они даже выделятся в качестве отдельного структурного элемента теоретической главы). 

Если у вас весь диплом – теоретический, отличий особых нет. Пункты/параграфы завершаются промежуточными выводами, главы – обобщающими. Затем выводы по каждой из глав суммируются в заключении.

! Требования к оформлению и технические требования для отправки текста

Теоретическая часть — важная составляющая вашей работы. Серьёзное исследование не может ограничиваться эмпирическим уровнем, а требует обязательной теоретической рамки. С одной стороны, теоретическая глава должна быть самостоятельной частью текста, с другой — логически связана с остальным исследованием. Теоретическая глава является важной ступенью перед описанием вашей практической части и анализом эмпирического материала. Необходимо показать, что уже было сделано в данной области, а что будет уникальным именно в вашей работе.

Теоретическая глава может быть представлена, например, литературным обзором, но это не единственный вариант: вы можете описать метод исследования, историю объекта вашего исследования или институциональную рамку.  О том, как написать литобзор, вы знаете из инструкции :) Ниже мы расскажем о других способах написания теоретической главы.

1. История объекта исследования

Опишите историю возникновения того, что вы хотите исследовать. Это может быть связано с научными открытиями, экспериментами, какими-то социокультурными процессами. Постарайтесь вписать ваш объект исследования в исторический контекст.  Допустим, вы анализируете использование технологий блокчейна в современном банковском деле в России. Тогда вам необходимо описать, что такое блокчейн, где появилась и как развивалась эта технология.

Ниже пример из диплома про историю гуманитарного образования в СССР. Эта цитата — отрывок из главы, в которой описывается история популяризации русского языка среди национальных республик в СССР.

“Такая политика [коренизации] велась до конца 1930-х годов, когда сохранение важности национального контекста сменилось идеей конституирования советского народа через единство русского языка и общегражданскую надэтническую идентичность. Политика, проводимая после 1937 года, демонстрирует массовое внедрение и распространение русского языка во всех национальных республиках: выходит Постановление СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»”.

2. Институциональная рамка

Многие явления нужно описывать с точки зрения того, как они функционируют в рамках институтов. В этом вам помогут нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность.

Далее — цитата из исследования про Олимпийские игры. Для того чтобы начать анализ, автор сначала разбирает основной документ, который регулирует проведение Олимпийских игр.

“Специфика формирования Олимпийской программы закреплена в Олимпийской хартии, которая обладает высшей юридической силой и регламентирует основные положения деятельности МОК.  Далее мы приведем текст основных положений из Олимпийской хартии, которые регулируют механизм формирования Олимпийской программы”.

3. Описание понятийного аппарата

Скорее всего, в вашем исследовании есть какое-то основное понятие. Если это действительно так, то вы также можете описать историю этого термина. Допустим, в ходе исследования вам предстоит использовать особую методологию, например, структурный метод В. Проппа. В этом случае стоит обозначить, что это такое и почему данный метод является релевантным по отношению к данной работе.

Обратите внимание, что в некоторых исследованиях одно и то же понятие может описываться несколькими способами. Например, термин “дискурс” в лингвистике трактуется по-разному в зависимости от школы.

Это отрывок из уже знакомого вам из предыдущего пункта исследования про Олимпийские игры. Для такой темы важно разобрать историю понятия “зрелищный спорт”, что и делает автор.

“Здесь мы должны впервые обратиться к термину зрелищность (spectacularity, spectacle). В английском языке существует устоявшееся в конце XIX в. словосочетание – spectator sport. Появление этого термина возникает в США и начинает формироваться с 1800-х годов – времени, когда позиции болельщика и спортсмена начинают принципиально различаться (ранее, эта грань не была такой четкой, так как  отсутствовало понятие профессионального спорта, и каждый мог принять участие в спортивных состязаниях) (Gorn,1993). Spectator sport – понятие для обозначения вида спорта, у которого есть болельщики, не принимающие непосредственное участие в ходе соревнования, а занимающие только позицию наблюдателя. Термином «зрелищность» мы обозначим некоторое действие, наблюдение за которым вызывает у человека интерес, а также получение эстетического удовольствия, способное побудить человека к сильным чувствам, таким как страх, восхищение, азарт и другие”.

4. Описание метода исследования

Как вы, наверное, уже запомнили, исследование невозможно без методов. Для каждой исследовательской области они разные (вспомните пару НИПСа про это). Вы можете описать методы кратко во введении, в эмпирической части исследования, а можете посвятить этому целую теоретическую главу.

Вы можете описать историю используемого вами метода, его особенности, и объяснить, почему он релевантен для вашей темы. Допустим, ваше исследование посвящено скейтерам в районе Цветного бульвара. Для этого вам необходим метод включённого наблюдения. В теоретической главе вам нужно будет рассказать, как Бронислав Малиновский сформулировал этот метод, в чём он заключается и как вы примените его к своей теме.

Этот пример является отрывком из исследования про восприятие своей внешности старшеклассниками. Автор решает использовать метод партиципаторного фотоинтервью и описывает его релевантность для данной темы.

“При работе над исследованием были совмещены методы культурной антропологии и визуальной. Для выявления проблематики было использовано включённое наблюдение (за сообществом старшеклассников), для предварительного исследования — глубинное интервью. Далее был выбран метод партиципаторного фотоинтервью и рисунка. Партиципаторное фотоинтервью — это метод визуальной антропологии который предполагает активное включение респондента в создание визуального контента. В отличие от документальной фотографии, где интервьюируемый остаётся пассивным в контексте производства визуальных образов, партиципаторность позволяет проиллюстрировать реплики респондента фотографиями, которые он делает сам, что означает наиболее полное включение в производство конечного продукта”.


Таким образом, теоретическая глава может быть представлена несколькими способами:

— с помощью литературного обзора,

— истории объекта исследования,

— описания институциональной рамки, понятийного аппарата или метода.

Вы можете выбрать что-то одно или использовать несколько из этих способов. Главное, следите за логикой вашего текста: выбор метода исследования не должен противоречить, например, истории исследовательского вопроса.   

Помните, что многие вещи, которые кажутся вам очевидными, поскольку вы давно занимаетесь темой, совсем не так очевидны для читателя. Обратите внимание, что в теоретической главе сконцентрирована большая часть информации, которую вам необходимо описать. Здесь важно соблюдать баланс: с одной стороны, не “налить океан”, с другой — не перегружать читателя большим количеством важных тезисов в одном отрывке. Придерживайтесь простого правила — одна мысль в одном абзаце.


В приложении — примеры удачных теоретических глав из разных исследований: как лицейских, так и от университетских коллег :)

теор.часть (описание понятийного аппарата)_лингвистика
теор.часть (описание метода)_математика
теор.часть (описание объекта исследования)_физика
теор.часть (описание объекта и институциональной рамки исследования)_экология

Написание курсовой работы представляет собой некий «элемент творчества», где студент обязан показать собственные глубокие знания по предмету, проявить креатив, и подойти к результату нестандартно, чтобы получить за все это хорошую оценку.

Когда собирается писать курсовую работу, то здесь важно понимать, что не только ее нужно написать исходя из общих требований, но еще и сделать все возможное для достойной защиты проекта перед преподавателем. Студентам важно не только предоставить материал, но и рассказать о нем кратко и лаконично. Следует особое внимание уделить теории, поиску правильной литературы, тому, что позволит сделать так, чтобы теоретическая часть курсовой работы оказалась написана должным образом. Отсюда и возникает основной вопрос: как написать теоретическую часть курсовой, каким образом оформить все так, чтобы не возникало лишних вопросов и сомнений в качестве работы.

Как ни посмотри, но любые курсовые работы обязаны начинаться с теоретической составляющей. Именно от теоретической части зависит желаемый результат больше чем наполовину. Теоретическая часть курсовой работы позволяет получить общее представление о том, насколько реальными являются знания, что передаются студентам.

Теоретическая часть курсовой работы: что именно нужно писать 

После того, как тема курсовой работы оказалась выбрана, руководитель должен для студента подобрать время, когда будет проведена консультация. Для студента это будет очень кстати, поскольку на начальном этапе требуется значительная помощь и поддержка.

Если говорить более подробно про теоретическую часть курсовой работы, то рассмотрим главные моменты, которые будут особенно полезны для студента:

  • Для начала нужно определиться с целью, понять главные задачи, актуальность той работы, которая еще предстоит;
  • В начале работы, что уже частично написана, нужно включать план, введение. Все это позволит начать с должной лаконичностью;
  • С подробностями описать объект, чтобы те, кто слушают могли иметь хотя бы поверхностное представление на фоне остального текста;
  • Изложение обязано быть последовательным. Начиная от объекта работы и вплоть до письменного описания собственных нововведений;
  • В конце главы нужно указать выводы, которые проведут слушателя или читателя к практической части, того задания, что оказалось поручено.

Важно запомнить, что без теоретической части, курсовая не будет иметь смысла. Ведь будет попросту непонятно, про что ведется речь, и с какою целью проводились расчеты для содержания текста.

Если использовать процентное соотношение, то теоретическая часть при составлении курсовой работы, должна занимать около шестидесяти процентов. Поскольку это немалое количество, стоит использовать ценные подсказки со стороны руководителей. Это позволит более правильно и грамотно подготовить теоретическую часть курсовой работы.

Написание теоретической части курсовой работы: основные тонкости

Первая курсовая работа всегда создается с некоторыми трудностями, поскольку начинать всегда сложно. Но для студента это хороший опыт, после чего даже процесс защиты покажется уже не таким сложным. Что нужно знать, если собираетесь написать теоретическую часть курсовой работы.

  • Нужно написать и оформить таким образом, чтобы не было чересчур много «воды». Тема должна быть раскрыта должным образом, объем итоговой работы не переходить установленные рамки;
  • В обязательном порядке нужно проверить тот вариант, что получили на уникальность, и если она низкая, позаботиться о том, чтобы повысить;
  • Написав теоретическую часть, нужно также продумать план, который позволит соблюдать необходимую последовательность в процессе всей работы;
  • Важно выполнять основные условия и требования, которые предъявляет преподаватель, учитывать все те пожелания и замечания, которые он ставит для студента;
  • Старайтесь писать, избегая ошибок, внимательно относитесь к этому, поскольку даже случайные описки способны снизить оценку работы и результаты в целом.

Если студент собирается проводить исследования и эксперименты в содержании курсовой работы, тогда это тоже нужно изначально оговорить с тем, кто проверяет. Иначе можно принести больше вреда, чем пользы, чего никак нельзя допускать.

Всегда можно найти образец теоретической части курсовой работы. Все это позволит не только писать верно, но и оформить должным образом. Необходимо изначально подходить ко всему ответственно, и тогда все получится на достойную оценку.

Несколько ценных рекомендаций для написания теоретической части 

Курсовые работы всегда должны начинаться с написания теоретической части. В противном случае, результат обречен на провал. Подробно опишите объект исследования, основные функции, назначение. Определиться с целью и задачами, после чего уже должна лаконично рассматриваться тема, которую выбрали. Приведем, в качестве примеров некоторые рекомендации, которые позволят получить много чего полезного:

  • Теоретическая часть курсовой работы обязана выполняться по четкому плану. Для начала его необходимо верно составить, дополнительно обсудить с руководителем, то есть, следовать всем пунктам работы, что здесь подразумеваются;
  • В тех случаях, когда преподаватель делает определенные замечания, необходимо вносить поправки. Упустив такой момент в курсовой, для студента могут возникнуть дополнительные трудности в процессе защиты;
  • Справочный материал нужно взять заранее, чтобы без проблем работать над теоретической частью работы в той последовательности, что была задана по примеру. Обычно такая методичка рекомендуется со стороны ответственного руководителя, который, к тому же, обязан отвечать на поставленные вопросы со стороны студента. 

Теоретическая часть курсовой работы, подразумевает долгую и усердную работу. Как уже говорилось выше, именно теория занимает больше половины научного проекта. Следовательно, очень важно написать и оформить все так, как того требуют условия. По началу, возможно, будет несколько сложно понять, что именно требуется и каким образом сделать все без ошибок. Но уже через некоторое время, разберетесь и получите необходимые навыки для того, чтобы изложить теорию максимально верно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Cannot initialize atipdlxx library exiting now как исправить
  • Как найти астрономическую единицу от солнца
  • Составьте предложения с сочетаниями не кому другому как
  • Как найти образец пластичного коралла
  • Как правильно составить протокол разногласий по акту сверки