Как составить тест по здоровью

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Лысенков С.П.

1

Ожева Р.Ш

1

Шарипов Р.Г.

1


1 ГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет, медицинский институт»

В статье проводится анализ методов оценки состояния здоровья различных групп населения. Подчеркивается разноплановость трактовки понятия «здоровье». Сегодня оценка уровня здоровья весьма условна и методически не определена. Многими авторами оценка уровня здоровья проводится на основе различных физических тестов, исключающих субъективное восприятие личностью собственного здоровья. Существующие методики оценки качества жизни позволяют провести такую оценку. Авторы предлагают оценивать «качество здоровья» на основе объективных и субъективных критериев.

здоровье

адаптация

качество жизни

качество здоровья

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. — М.: Изд-во Российского университета Дружбы народов. — 2006. — 284 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л. А. Медицинская валеоло- гия. — Киев: Здоровья, 1998. — 248 с.

3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 298 с.

4. Вайнер Э.Н. Валеология. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.

5. Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья// Валеология. — 1998. — № 3. — С. 43-48.

6. Лищук В. А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. — М.: БИНОМ, 1997. — 320 с.

7. Новик А. А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: учебное пособие / под ред. Ю.Л. Шевченко. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 313 с.

8. Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Современные стандарты исследования качества жизни в педиатрии // Вестник межнационального центра исследования Качества жизни. 2009. — № 13-14. — С. 6-12.

9. Тель Л.З. Валеология: учение о здоровье, болезни и выздоровлении в 3 т. Т. 1. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — XI. — 480 с.

10. Царфис В.Г. Природа и здоровье человека. — М.: Выс. шк., 1987. — 480 с.

11. Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата. Утомление // Собрание соч. — Т.3. — Л., 1952. — С. 135-136.

12. Bullinger M. European Paediatric Health-Related Quality of Life Assessment // The DISABKIDS Group. Qual. Life News-etter. — 2002. — Vol. 29. — P. 5-6.

13. Hids Р^. Quality of life as conveyed by pediatric patients with cancer// Qual. Life Res. — 2004. — Vol.13 (4). — P. 761-772.

14. Varni J., Seid M., Kurtin P. The PedsQL™ 4,0: Reability and validity of the Pediatric Quality of Life Invertory™ Version Generic Core Scales in healthy and patients populations // Medical Care. — 2011. — Vol. 39. — P. 800-812.

15. World Health Organisation. Cancer pain relief. — Geneva.WHO,1986. — P. 5-26.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов» [15]. Уже в этом определении внесен элемент социальной адаптации (трудовой адаптации) человека в обществе.

По мнению Р.М. Баевского [3], здоровье является контрольным, специфическим состоянием организма, обеспечивающим достижение им своего функционального оптимума, предполагающим взаимодействие и адаптацию к окружающей среде на основе биохимической, психологической и социальной сущности человека.

П.Г. Царфис [10] рассматривает здоровье, как состояние организма, при котором все его функции находятся в гармоничном и динамическом равновесии с окружающей средой.

Более эмоциональное определение здоровья приведено в работе Г.Л. Апанасенко и Л.А. Поповой [2], где авторы оценивают здоровье как социальную ценность, представляющую из себя результат взаимодействия индивида и окружающей среды.

Схожими мы обнаруживаем определения у В.А. Лищук, Е.В. Мостковой [6] и Э.Н. Вайнер [4], в которых здоровье рассматривается как состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и непрерывно изменяющимися условиями среды.

Сам процесс перехода от здоровья к болезни характеризуется в начальных стадиях напряжением адаптивных механизмов (до- нозологические состояния), а затем и срывом адаптации [3, 5]. Сегодня проблема состоит в том, чтобы найти информативные критерии и маркеры, способные диагносцировать преморбидные состояния. При этом следует учитывать тот факт, что в большинстве определений здоровья подчеркивается его двойственность, обусловленная биологической и социальной сущностью человека. Если сегодня оценка биологических (физических) возможностей человека достаточно полно разработана, то критерии оценки биосоциальной адаптации человека далеки от совершенства. В большей части такая оценка проводится специалистом на основании собственного анализа и заключения.

Адаптационная возможность организма к внешней среде зависит, в первую очередь, от резервных возможностей организма, которые являются следствием работы физиологических функциональных систем: дыхания, кровообращения, поведения т.д. При этом надо помнить, что формирование функциональных систем и процесса адаптации — это динамичный процесс, в котором принимают участие нейро-эндокринно-имунная система. Реализация функционирования этих систем проходит на самых разных уровнях организации: молекулярном, субклеточном, клеточном органом, организационном и т.д., а процесс формирования функциональных систем и достижение ими конечного результата всегда несут в себе определенную эмоциональную окраску. Эти состояния проявляются в социальной активности, эмоциональности, жизненных установках, в общении с другими людьми. Надо себе представлять, что характер внутреннего состояния человека может подсказать сам человек. При этом, попадая под идеальную модель здорового человека по определению ВОЗ, его собственная оценка состояния здоровья может быть совершенно иной. Самое главное, что эта оценка является результатом интуитивного восприятия человеком своей дизадаптации. Следовательно, для оценки состояния здоровья человека необходимо мнение самого человека, его субъективное восприятие собственного «я» в конкретной социально-биологической среде. Эта мысль перекликается, как нам кажется, с идеями Н.А. Агаджаняна [1] о «нравственном здоровье». Но, по-видимому, нравственное здоровье относится к сфере социального функционирования человека, которое может включать ряд других составляющих. Можно привести в качестве примера «репродуктивное здоровье», включающее в себя «сексуальное здоровье», которое направлено в конечном итоге на воспроизводство общества. Если человек получает удовольствие от сексуальной жизни, рожает здоровых детей и радуется жизни, то он оценивает эту жизнь как качественную. Можно представить и обратную картину, которая будет оцениваться человеком как жизнь с низким качеством. Этими примерами мы хотим подчеркнуть необходимость введения дополнительных критериев в оценке уровня здоровья и, возможно, в его определение.

В большой степени к этой миссии подходит критерий «качество жизни». Ведь то, о чем говорит академик Н. А. Агаджанян, а именно о «нравственном здоровье», является составляющей качества жизни, так как качество жизни включает в себя психологическое, социальное, физическое и духовное благополучие. Духовность или нравственность человека и общества является показателем его цивилизации, уровня развития общества, его гармоничности и совершенства.

Однако современные представления о здоровье все больше и больше включают психосоциальный компонент индивидуума. Нравственное здоровье в понимании каждого человека различно и может предполагать наличие нравственных устоев, соблюдение общественных норм поведения, отношение к семье, родителям, старшим и т.д., затрагивая лишь частично категорию социального благополучия. Нравственное здоровье охватывает куда более широкие аспекты внутреннего состояния человека и его взаимодействия с обществом.

Несомненно, что нравственность формировалась по мере усовершенствования сообщества людей, его формы бытия. В основе своей в формировании этой категории лежит биологический вид, наделенный разумом — Homo Sapiens. Возможно, что в основе формирования нравственности лежит биологическая основа, которая позволяла решать насущные проблемы сообщества: добывание пищи, выживание и приспособление к неблагоприятным условиям природы, охрана своего сообщества от врагов и др. По мере усложнения организации общества нравственность все больше входит в противоречие с обществом. Сегодня мы, к сожалению, констатируем факт потери нравственности обществом. Категория нравственности, являясь отражением «здоровья общества», в меньшей степени характеризует здоровье конкретного человека или часть общества. Хотя в основе своей сама идея рассматривать здоровье в совокупности с нравственным здоровьем очень привлекательна.

Сегодня количественная оценка уровня здоровья или текущего функционального состояния организации определяется по трем компонентам: уровню функционирования, степени напряжения и функциональным резервам. Использование комплекса тестов позволяет в большей степени говорить о физическом состоянии человека. Напрашивается вполне логичный вопрос — возможна ли количественная оценка субъективного восприятия, особенно психологического и социального состояния самим субъектом. Такие методики существуют и они успешно используются для оценки различных воздействий (или ситуаций) на человека. При интегрированной оценке «качества здоровья» мы получаем полноценное представление об уровне здоровья и качестве жизни человека в данный момент и в данных условиях. Имея в руках цифровое выражение этих двух категорий, можно легко определить уровень здоровья, определить показания к коррекции здоровья, оценить эффективность лечебных и профилактических мероприятий.

Следует согласиться с авторами, выделяющими 3 составляющих компонента в феномене «здоровье»: физический, психический и социальный.

Если физический компонент может быть оценен многочисленными скрининговыми методиками, регистрирующими изменения и адаптацию наиболее значимых функциональных систем, то относительно «психического» и «социального» здоровья такие методики не получили широкого распространения. Более того, вопрос состоит в том, каким образом оценить социальную и психическую составляющие. Как утверждал один из известных отечественных физиологов А.А. Ухтомский «… так называемые субъективные оценки столь же объективны, как и всякие другие, и дадут на практике критерии утомления и утомляемости более деликатные и точные, чем существующие лабораторные методы сами по себе» [11]. Проблема эта остается открытой и диктует необходимость в определении универсального набора критериев, максимально раскрывающих эти три составляющие. Эти критерии не могут быть как нечто застывшее, но для определенного этапа развития науки они, несомненно, позволяют объективизировать качество здоровья. Учитывая, что степень сохранности здоровья у конкретного человека может быть различной от идеального до болезни, вполне логично оперировать категорией «качества здоровья». Последнее могло бы включать в себя объективную оценку уровня соматического здоровья человека (общества) и субъективную оценку психосоциального функционирования.

В связи с наличием методик, способных охарактеризовать объективную и субъективную составляющие, можно предположить, что такая оценка соответствовала бы понятию «качество здоровья».

Особую проблему в плане диагностики представляют донозологические и преморбидные состояния [3]. Несколько десятилетий назад проблема практически не разрабатывалась и лишь потребности космической медицины поставили перед исследователями задачи ранней диагностики и прогнозирования преморбидных донозологических состояний. Сегодня их диагностика строится на использовании огромного количества функциональных тестов, требующих времени и аппаратного обеспечения. Однако вегетативная регуляция физиологических функций особенно в режиме их напряжения через те же вегетативные образования сопровождается определенной эмоциональной субъективной окраской. Оценка этого субъективного состояния позволит диагносцировать либо прогнозировать развитие «третьего состояния» [9]. Для полной оценки уровня здоровья такая информация необходима.

Сам собой напрашивается термин «качество здоровья», включающий в себя объективную оценку состояния физиологических систем организма, наличие или отсутствие заболеваний, а также субъективную оценку человеком своего эмоционального и психосоциального состояния. Если показатели объективного исследования и субъективной оценки имеют максимальное значение установленной нормы, то можно говорить и о качественном здоровье. Категорий качества здоровья может быть несколько: высокое, среднее, низкое качество здоровья. Если такую оценку проводить по отношению к тяжелым больным, то, возможно, необходимо ввести категорию «крайне низкое качество».

Наиболее близка к задачам, которые мы здесь рассматриваем, наука валеология («Valeo» — здоровье, «logos» — слова, учение). Предмет изучения валеологии лежит на уровне отдельного человека, общества в целом и природы. Человек рассматривается и как биологическое существо, и как составляющая общества, и как элемент биосферы, а его физическое, психическое, нравственное здоровье — как равноценные компоненты. Только в гармонии с природой возможно полноценное и качественное здоровье.

Оценивая здоровье, чаще мы прибегаем к оценке его физико-химического гоме- остаза, степени адаптивности различных функциональных систем, используя при этом различные критерии и тесты. Для изучения адаптационных возможностей здорового человека часто используются экстремальные или стрессовые воздействия. При этом мы на основе изменения различных физиологических или биохимических параметров и их сравнения с нормой судим об адаптационных возможностях человека и состоянии его здоровья. Однако нравственное здоровье мы таким образом оценить не можем. Казалось бы идея хороша, но методического подхода нет. Однако, если внимательно вдуматься в определение «здоровье», то мы можем найти много общего с категорией «качество жизни». К слову следует сказать, что сегодня термином «качество жизни» оперируют и политики, и бизнесмены, и медики, и все, кто прямо или косвенно касается этой проблемы. В большинстве зарубежных развитых стран методика определения качества жизни применяется широко в самых различных сферах деятельности общества. Самым печальным в этой ситуации является то, что каждый из них вкладывает свой смысл в это понятие. К всеобщему удовлетворению разработчики этой проблемы в России [7, 8] дали научное обоснование, ввели терминологию, используемую для оценки качества жизни и саму методологию оценки. В нашей стране заслуга в разработке научного направления по исследованию качества жизни различных слоев населения, включая и больных, принадлежит Национальному центру качества жизни и его сотрудникам А.А. Новик, Т.И. Ионовой и другим [7, 8].

Важным аспектом этого вопроса является то, что оценку качества жизни проводит сам человек (здоровый или больной).

Человек сам выражает свое отношение к состоянию здоровья, оценивая различные его состовляющие: физическое состояние, эмоциональное, ролевое, психосоциальное и т.п. Более того, большинство методик оценки качества жизни [12-14] в конечном итоге оперирует цифрами. Другими словами, категория «качество жизни» приобретает цифровое или балльное выражение. Это позволяет уже проводить количественное сравнение данной категории у различных представителей нашего общества, оценивать экологическую составляющую в поддержании качества жизни, проводить мониторинг в динамике оздоровительных мероприятий и т.д.

Появление в медицинской науке столь уникального инструмента открывает широкие возможности к оценке здоровья, но уже в более полном понимании этой категории. Использование универсальных критериев, которые применяются в методиках оценки качества жизни, могло бы конкретизировать и дополнить оценку состояния здоровья человека.

Такая оценка, в первую очередь, дает значительно более объемное представление как о здоровом человеке, так и о больном. В связи с этим можно было бы предложить формулировку категории здоровья, как «полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, основанное на объективной и субъективной оценке, а не просто отсутствие заболевания».

Имея опыт оценки качества жизни подростков различных этнических групп, можно было бы рекомендовать дополнить общеизвестные критерии физического состояния показателями, отражающими психосоциальное состояние, либо интегратив- ными показателями, которые включали бы в себя психосоциальное функционирование наряду с физическим функционированием. Сильная корреляционная связь показателей эмоционального, ролевого, психического функционирования с показателями психосоциального функционирования позволяет использовать последний как интегративный показатель качества жизни, а в перспективе и качества здоровья. В какой-то степени это будет отражать «нравственное здоровье». Конкретизация подходов в оценке состояния здоровья является шагом к усовершенствованию и смысловому расширению категории «здоровье».

Рецензенты:

  • Джамирзе Ш.Х., д.м.н., зав. кафедрой медико-биологических и медико-профилактических дисциплин Адыгейского филиала ГОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
  • Тугуз А.Р., д.б.н., профессор ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп.

Работа поступила в редакцию 20.05.2011.


Библиографическая ссылка

Лысенков С.П., Ожева Р.Ш, Шарипов Р.Г. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-3.
– С. 435-438;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28528 (дата обращения: 24.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Узнайте, есть ли у вас симптомы, говорящие о риске недостаточности этих витаминов, и о том, какие нутриенты вам нужно добавить в свой рацион

  • Предлагаем Вашему вниманию анкету для анкетирования по проблеме наркомании среди подростков. Анкету можно пройти всего за 5 минут, так что в каком-то смысле её можно назвать экспресс-тестом.

  • Тест предназначен для усвоения и закрепления материала учебника ОБЖ в части раздела «Здоровый Образ Жизни»

  • Проверка знаний учащихся по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» , ОБЖ , 9 класс

  • Тест для аттестации студентов по предмету Физическая культура, кроме специльности Физическая культура и спорт

  • Тест по разделу «Кроссовая подготовка» для учащихся школ и ССУЗов. Позволяет актуализировать знания детей по основным вопросам темы.

  • Тест содержит теоретические вопросы по правилам тхэквондо ВТФ. Перед тем, как отвечать, необходимо изучить  Правила вида спорта Тхэквондо .

  • Анкета «Самооценка образа жизни». Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Рассматривая понятие «образ жизни» как взаимоотношения человека с самим собой, следует отметить, что это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных привычек, разрушающих его. Тем самым, образ жизни является способом переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Отсюда следует, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни как бы опосредованно влияют на него

  • Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровье человека на 60 % и более зависит от образа жизни (еда, режим питания, физическая активность, уровень стресса, вредные привычки и разрушительное поведение).
    Предлагаем Вам при помощи интересных вопрос узнать, на сколько сильно Вы заботитесь о своём здоровье.

  • Образовательный тест для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Выполняя тест вы проверяете свои знания по физической культуре.

  • Тест для дифференцированного зачета по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Здоровье ребенка – важнейшее условие для формирования целостной личности. Невозможно представить себе гармонично развивающегося человека без осознания важности заботы о своем организме. Это неотъемлемая часть познания мира и становления физически и духовно развитой личности. Быть здоровым – значит заниматься физическими упражнениями, соблюдать гигиенические нормы, и правильно питаться, бороться с вредными привычками. Задача каждого человека – сохранить и приумножить свое здоровье. Человек активен, полон сил и планов на будущее, если он чувствует себя здоровым.

  • Вспомните, бывают ли у вас такие симптомы:

    приступы голода во 2-й половине дня
    усталость, отсутствие энергии
    жировые отложения в области талии

    Каждый, кто пройдет тест, получит подарок на эл. почту, указанную в анкете! Бесплатный доступ к онлайн-уроку «Как найти подход к любому человеку». Вы научитесь определять тип личности, поймёте, какой стиль общения выбирать в разных ситуациях, чтобы лучше понимать собеседника. Этот вебинар поможет Вам в построении взаимопонимания с вашим супругом, детьми, родителями, начальником, подчиненными и просто знакомыми в повседневной жизни. Вы поймете, как правильно доносить информацию и задавать вопросы. Как выражать свои эмоции, не раня при этом близких людей. 

  • Онлайн викторина «Радуга здоровья». 1 станция «Красный цвет» — открытый опрос, разминка.

  • Благодаря данному тестированию можно выявить Ваше отношение к здоровому образу жизни. Опрос включает вопросы по теме здоровье и спорт, а также отношение к вредным привычкам. 

  • Тест предназначен для самостоятельного выявления источников проблем со здоровьем, т. н. «зон роста».

  •  Здоровый образ жизни —  образ жизни человека ,направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней, укрепление человеческого организма. В тесте один вопрос и несколько правильных ответов.

  • Тест для подготовки обучающихся к этапам ВОШ по предмету «Физическая культура»

  • Проверка знаний учащихся 9 класса по теме «Алкоголь разрушает личность»

  • Здоровье – это первая и важная потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важная слагаемая человеческого фактора.
     
    В здоровый образ жизни входят: плодотворный труд, рациональное питание, соблюдение биологического ритма, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, соблюдение суточного режима.

  • Контроль уровня знаний по теме «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» учащихся 8 класса.

  • Все съедобные ягоды очень полезны, но все они полезны по-разному. Именно поэтому так важно и полезно есть много разных ягод, чтобы каждая из них способствовала росту и оздоровлению твоего организма на свой лад.
    В этом люди чем-то похожи на ягоды. Все люди разные и их разные качества делают общение столь интересным и дают возможность друзьям в чем-то дополнять и поддерживать друг друга.

  • Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.

  • тест по предмету основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельности «Здоровый образ жизни и его составляющие»

  • тест по предмету основы безопаснсости жизнедеятельности «Профилактика вредных привычек и их влияние на организм человека».

  • Тест для подготовки обучающихся к различным этапам ВОШ по предмету «Физическая культура»

  • Викторина для широкого круга пользователей, для всех, кто интересуется здоровым образом жизни и придерживается принципов ЗОЖ.  Вопросы викторины  позволят расширить кругозор и проверить свои знания.

  • «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость). 
    Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения. Поэтому уже с раннего детства необходимо приучасть себя к здоровому образу жизни. Неслучайно говорят: «В здоровом теле — здоровый дух!» Решая тест, Вы сможете проверить свои знания о правильном образе жизни. 

  • Опросник, созданный для родителей учащихся начальной школы. С помощьютеста учитель сможет выявит уровень здоровья учащегося, определить темы бесед тс родителями и их детьми отнорсительно ЗОЖ.

  • Этот тест протестирует Вашу костно-мышечную систему!

    Всего 10 вопросов и Вы получите ответ в каком состоянии находится Ваша костно-мышечная система.

    Вопросы подготовлены при содействии телеграм канала «Спроси врача»
    Отнеситесь к ответам очень ответственно!

    Внимание!!!
    Этот тест не ставит диагнозы!!!
    Если Вам нужен диагноз — идите к врачам.

  • Пройдите экспресс-тест на проверку уровня вашего здоровья. тест займет не более 5 минут Вашего времени, но поможет понять на каком этапе Вы сейчас находитесь и какие действия Вам необходимо предпринять.

  • Данный тест направлен на проверку базовых знаний  о поведении на тренировочных занятиях занимающегося. 

  • Предлагаем пройти наш тест и ответить на вопросы по теме здоровья, заодно и выявить свои знания.

  • Дорогие юные читатели и родители! Это тест о важности ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Проведение профилактических мер с целью устранения причин и последствий болезней. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.

  •  
    Пройдите онлайн-тест и узнайте, на сколько хорошо вы разбираетесь в спорте!
     

  • Проверочный тест по физической культуре для  учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных заведений с целью проверки знаний теоретического раздела учебной программы и подготовки к этапам предметной олимпиады.

  • Проверочный тест по физической культуре для  учащихся общеобразовательных заведений с целью проверки знаний теоретического раздела учебной программы и подготовки к этапам предметной олимпиады.

  • Проверочный тест по физической культуре для  учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных заведений с целью проверки знаний теоретического раздела учебной программы и подготовки к этапам предметной олимпиады.

  • Анализ  состояния Вашего самочувствия с целью улучшения здоровья. По методике Стиплиной Е.С, Институт здоровья человека. Оцените уровень Вашего здоровья по пятибалльной системе, где 5 баллов (40-35 очков) — здоровье отличное, а 1 балл (0-5 очков) — ваше здоровье под угрозой.

  • Онлайн викторина «Радуга здоровья». 2 станция «Оранжевый цвет» — продолжи пословицу.

  • Онлайн викторина «Радуга здоровья». 3 станция «Желтый цвет» — расставьте слова в правильной последовательности.

  • Онлайн викторина «Радуга здоровья». 5 станция «Голубой цвет» — соотнеси с картинками.

  • Онлайн викторина «Радуга здоровья». 6 станция «Синий цвет» — ребусы.

  • Викторина о курении и его влиянии на организм человека поможет вспомнить, чем опасна эта вредная привычка

  • Викторина посвещена здоровому образу жизни. Ответь на вопросы, проверь себя.

  • Здоровье — важнейшая состовляющая жизни человека. Давайте-ка проверим, насколько здоровый образ жизни ведете именно вы. 

  • Тест по теме ЗОЖ. Про физическую культуру и здоровье. Занимайтесь спортом и всё будет хорошо

  • Online-квиз «Территория здоровья»  разработан для учащихся образовательных организаций в возрасте 9-13 лет.  

  • Уважаемые родители!
    Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашего детского сада более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.

  • Тест о закаливании организма организма человека, правила и нормы.

  • При встрече люди желают друг другу здоровья: «Здравствуйте! Доброго здоровья!». И это не случайно. Ведь ещё в старину говаривали: «Здоровье дороже богатства». А кто бывает здоров? Те люди, которые заботятся о своем здоровье и знают секреты здорового образа жизни.

  • Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровье человека на 60 % и более зависит от образа жизни (еда, режим питания, физическая активность, уровень стресса, вредные привычки и разрушительное поведение).

  • Привет! Я Катя, похудела на 18 кг и теперь хочу помочь это сделать вам. Чтобы узнать, нужен ли вам марафон по похудению, пройдтите, пожалуйста, тест. Время прохождения 1 минута 💛 

  • Пройдите тест от организаторов оздоровительно-просветительского интенсива «Семейный стадион» и узнайте Ваш уровень стрессоустойчивости.
     
    Организаторы проекта: Детская футбольная лига «Амурец» совместно с управлением по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации города Благовещенска.

  • Простой и легкий тест, который позволит ответить на этот простой вопрос

  • Магний – это один из главных составляющих питания, который помогает нам:

    быть в хорошем настроении;
    дает силы и энергию;
    помогает справляться со стрессом;
    достигать высоких результатов в спорте;
    способствует лёгкой, радостной и здоровой беременности

    Каждый, кто пройдет тест, получит подарок на эл. почту, указанную в анкете! Бесплатный доступ к онлайн-уроку «Как найти подход к любому человеку». Вы научитесь определять тип личности, поймёте, какой стиль общения выбирать в разных ситуациях, чтобы лучше понимать собеседника. Этот вебинар поможет Вам в построении взаимопонимания с вашим супругом, детьми, родителями, начальником, подчиненными и просто знакомыми в повседневной жизни. Вы поймете, как правильно доносить информацию и задавать вопросы. Как выражать свои эмоции, не раня при этом близких людей. 

  • Данный тест предназначен для 4 курса для проверки знаний по разделу «Здоровье сберегающих технологий»

  • Данный тест  предназначен для студентов 4 курса по дисциплине»Врачебный контроль»

  • Тест №1 для недели Здоровья ВОКИ. Здоровье — это не только правильное питание и спорт. Это экологически безопасное поведение. Давайте начнём с раздельного сбора мусора.

  • Тест №3 для недели Здоровья ВОКИ. Здоровье — это не только правильное питание и спорт. Это экологически безопасное поведение. Куда девать опасные отходы и ненужные вещи.

  • Тест №4 для недели Здоровья ВОКИ. Здоровье — это не только правильное питание и спорт. Это экологически безопасное поведение. Учимся сортировать мусор дома.

  • Тест №5 для недели Здоровья ВОКИ. Здоровье — это не только правильное питание и спорт. Это экологически безопасное поведение. Многоразовые альтернативы одноразовым вещам и простые эколайфхаки.

  • Тест по теме: Здоровый образ жизни 
    Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

  • Дорогой друг! Внимательно прочитай вопрос и дай на него правильный ответ. Удачи!

  • Пройдите тест по теме: «Здоровое питание». Это актуальная тема в наши дни, потому что люди стали забывать принципы и нормы ЗОЖ

  • Здравствуйте дорогие учащиеся Нижегородского Индустриального колледжа 

  • Данный тест способствует проверке знаний в разделе «Основы военной службы», включает в себя вопросы в области строевой подготовки, воинского учёта, структуры Вооруженных сил. 

  • Данный тест «Физическая культура и спорт» предназначен для школьников 10-11 классов для поверки знаний по физкультуре и для общего развития. Удачи в прохождении теста!

  • Образовательный тест предназначен для проверки знаний школьников 5 класса по предмету «Физическая культура».

  • Тест по проверке теоретических знаний по предмету «Физическая культура» для обучающихся 10-11 классов 

  • «Здоровье не купишь за деньги» — говорит нам народная мудрость. Лишь ежедневная работа над собой может помочь нам приобрести здоровое тело и дух. Предлагаем вам пройти небольшую тест-викторину и обновить свои знания о спорте, вредных привычках, здоровом питании и уходу за собой.

  • Тест-тренажер на тему «Здоровый образ жихни». Тест содержит 10 вопросов. Вопросы разного типа

  • Спортивный туризм. Спорт. Туризм. Выносливость. Сила. Быстрота. Скорость. Поход. Ложка. Вилка. Спальник. Палатка. Нож. 

  • Спортивный туризм. Физическая культура. Спорт. Сила. Выносливость. Быстрота. Скорость. Труд. Любовь. Поход. Палатки. Тарелка. Кружка. Спальник. Ложка. Вилка. 

  • Увы, но далеко не каждый из нас относится к своему здоровью должным образом. У всех, как правило, есть свои проблемные «звенья». 

    Для одних это питание, для других – движение, а для третьих – рабочее время. Для того чтобы выяснить, на что, прежде всего, нужно обратить внимание, чтобыорганизм верой и правдой служил вам долгие годы, пройдите этот тест.
     

  • Спортивный туризм. Сила. Выносливость. Скорость. Быстрота. Первая помощь. Ушибы. Раны.

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Какое из перечисленных определений не является частью определения термина «здоровье»?

Отсутствие болезни

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде

Способность выполнить нормы ГТО

2. 

Что такое «ВОЗ»?

Всемирная организация здравоохранения

Всемирный общество здоровья

Всероссийская организация здравоохранения

3. 

Как можно определить духовную составляющую здоровья человека?

На основе его способность познавать окружающий мир в динамике развития

На основе его политических и религиозных предпочтений

На основе тестового забега

4. 

Как называется способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности?

Духовное здоровье

Физическое здоровье

Психическое здоровье

5. 

Какой вид здоровья характеризуется совершенством состояния тела человека?

Психическое

Физическое

Духовное

6. 

Чем из перечисленного характеризуется социальная составляющая здоровья?

Умением предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их

Умением рационально сочетать умственный и физический труд

Способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной

7. 

Какова степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов?

20%

10%

Наследственность не влияет на здоровье будущих поколений

8. 

Как влияет окружающая среда в местах проживания на здоровье человека?

Не влияет

Влияет на 10%

Влияет на 20%

9. 

Что большего всего влияет на уровень здоровья человека?

Образ жизни

Качество медицинского обслуживания

Место жительства

10. 

Что определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, а также предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни?

Наследственность

Качество медицинского обслуживания

Место проживания

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

  • Авторы
  • Файлы

С позиций практической медицины индивидуальное здоровье целесообразно трактовать как отсутствие у данного человека клинически очерченных болезней и существенных физических недостатков, а болезнь как результат нарушения жизнедеятельности организма и его взаимодействия с внешней средой, в том числе и виде снижения трудоспособности, вплоть до инвалидности. Концепция «практически здорового человека» означает, что обнаруженные отклонения от нормы, характерные для донозологических состояний, не влияют существенно на самочувствие и работоспособность человека, но одновременно являются одними из основных и распространенных факторов риска развития нозологических форм заболеваний. При этом граница между болезнью и здоровьем у конкретного пациента может быть весьма условной вследствие часто встречающегося полиморфизма симптомов и синдромов, обусловленного наличием у пациента нескольких форм нозологических или донозологических форм заболеваний. Полиморфный характер нозологии и донозологии создает необходимость не только интегрально-количественной оценки индивидуального здоровья на организменном уровне, но и качественно-диагностической оценки, характеризующей специфические нарушения жизне-деятельности одной или нескольких функциональных систем, органов или тканей. Нозологическая диагностика ставит своей задачей установление характера заболевания, а донозологическая — определение стадии адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни. Наиболее распространены две модели диагностики здоровья по прямым показателям: определение биологического возраста и оценка энергопотенциала на уровне организма. К составным частям системы индивидуального здоровья, нуждающимся в интегрально-количественной и качественно-диагностической оценке, с позиции практической медицины относятся следующие: психоэмоциональный, физический, физиологический, биохимический и клинико-соматический статусы. Количественная оценка уровня здоровья целесообразна с помощью разработки интегральных показателей для каждой из разновидностей статуса организма. Количественное определение уровня индивидуального здоровья имеет важное практическое значение для оценки динамики клинического течения не только донозологических, но и нозологических форм любого заболевания, а также эффективности проводимых лечебно-профилактических процедур у конкретного пациента. Предложено выделение двух фаз донозологических состояний: начальную фазу в виде дизадаптационных состояний и последующую фазу донозологических форм хронических заболеваний, относящихся к категории предболезни. Важной характеристикой хронических заболеваний является тип клинического течения, которое может быть прогредиентным, стабильным или наиболее благоприятным регредиентным, заканчивающимся, как правило, выздоровлением. В решении проблемы донозологической диагностики скрытых, субклинических, стертых или начальных форм хронических заболеваний наибольшие возможности представляет современная интегративная медицина, представляющая сплав современной научной и альтернативной медицины. Для современной медицины характерна концепция предупреждения и лечения нозологических форм заболевания, что и определяет узколокалистический подход к заболеваниям отдельных органов и систем и применение в лечебной практике сильно действующих аллопатических фармпрепаратов, недостаточное использование естественно-биологических факторов защиты человека от влияния внешней среды, резко отрицательное отношение к методам восточной и народной медицины, чрезмерную увлеченность хирургическими методами лечения, а также игнорирование в лечении отдельного больного экологических факторов. Однако главной объективной причиной, препятствующей внедрению в медицинскую практику альтернативной медицины здоровья является недостаточная разработка классификации и дифференциальной диагностики дизадаптационных состояний и донозологических форм различных заболеваний, а также методов реабилитационно-восстановительного лечения этих состояний. Принципиальная значимость функциональной диагностики донозологических состояний обусловлена преимущественно наличием функционально обратимых, а не морфологических отклонений в состоянии индивидуального здоровья у практически здорового пациента. Для донозологической диагностики вполне приемлем методологический принцип оценки функциональной составляющей индивидуального здоровья по функциональным резервам кардиореспираторной и вегетативной нервной систем, выступающих в качестве основных интегративных систем организма, легко поддающихся сравнительно простым методам клинико-инструментального обследования. Составными частями донозологической диагностики следует считать этиологическую диагностику с учетом факторов риска и антириска, функциональную диагностику по данным функциональных нагрузочных проб и клиническую диагностику на основе классификации донозологических состояний.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 4.
– С. 53-54;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22694 (дата обращения: 24.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Михайлова С.В.

1

Карпова И.И.

1

Чалкова Г.В.

1

Титова М.Н.

1

Любаев А.В.

1


1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал

Оценка индивидуального здоровья с применением различных методик позволяет получить более полную информацию о функционировании организма. Для продуктивного обучения и профессионального становления студентам важно иметь хорошее здоровье, которое в современных социально-экономических условиях находится под большим напряжением. Целью проведенного исследования стал сравнительный анализ оценок здоровья студентов, полученных разными методами и между различными социальными группами молодежи. Для проведения сравнительного анализа использованы результаты комплексных медицинских обследований 217 студентов 18-20 лет Арзамасского филиала ННГУ (52 юноши и 165 девушек) на базе Центра здоровья г.Арзамас. Программа обследования включала анкетирование, антропометрию, биоимпедансометрию, кардиоинтервалографию. Сравнительный анализ студентов из различных социальных групп показывает, что фактор «место проживания» оказывает большее влияние на состояние здоровья, чем состав семьи. Городские студенты, в отличие от сельских, имеют лучшие показатели физического здоровья, калорийности питания и компонентного состава тела. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания.

состав тела

калорийность питания

ПАРС

место проживания

состав семьи

структура заболеваемости

самооценка здоровья

студенты

1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. — СПб.: МГП «Петрополис», 1992. — 123 с.

2. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. — М.: Медицина,1997. — С. 43-53.

3. Биоимпедансный анализ состава тела человека / Д.В. Николаев, А.В. Смирнов, И.Г. Бобринская, С.Г. Руднев. — М.: Наука, 2009. — 392 c.

4. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М.: Практика, 1998. – 459 с.

5. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. – 2014. — №18-1. – С. 64-65.

6. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.

7. Калюжный Е.А., Кузмичёв Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение. – 2012. — № 4. – С.133-137.

8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2014. — № 1 (121). – С. 21-27.

9. Мартинчик, А.Н. Питание человека (Основы нутрициологии) / А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, А.Б. Петухов. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.

10. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. – Иваново, 2000. – 200 с.

11. Михайлова С.В., Норкина Е.И., Глаголева К.С., Титова М.Н., Курдаева Э.А. Социально-биологические аспекты здоровья современных студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 1. – С. 430.

12. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. – 2014. — № 7 (35). – С. 5-8.

13. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С. Богомолова [и др.]. – Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, 2011 – 80 с.

14. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – О.: Наука и техника, 2008. – 556 с.

15. Усова Е.В., Качалова Л.М. Разработка и внедрение программы по укреплению здоровья студентов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. – М., 2004. – Ч.III. – С.217-219.

16. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. — № 4. – С.197-202.

Ведущим признаком индивидуального здоровья студентов считается способность к адаптации к меняющимся условиям внутренней и внешней среды [2]. Хорошее индивидуальное здоровье является предпосылкой к активности, полному самоутверждению личности, необходимым условием реализации жизненной программы, достижения личного благополучия и счастья. Отмечается тесная взаимосвязь здоровья и обучения: чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение [5,14].

Российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, чтобы в перспективе он принес свои дивиденды. Социологические исследования показывают, что молодые люди ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала. Среди молодежи низкий уровень заботы о своем здоровье, нет стремления к укреплению и использованию оздоровительных процедур и методов восстановления здоровья. Причиной называют отсутствие медико-гигиенических знаний, высокий уровень учебной нагрузки, недостаточность свободного времени и материальные трудности. Особенно это выражено среди студентов из неполных семей и иногородних студентов [6,12,16]. При этом отмечается достаточно высокой уровень мотивации к здоровому образу жизни. Среди обследованных студентов Арзамасского филиала ННГУ выявлено 34,6% юношей и 33,1% девушек из неполных семей. В большинстве случаев — это семьи с одинокими матерями. Определено, что иногородними являются 47,2% юношей и 38,7% девушек. Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности. Данный вуз, являясь бюджетным учреждением, позволяет большинству студентов обучается бесплатно, что могут позволить студенты из семей, испытывающие социально-экономические трудности [7,11].

В практике медицинского обслуживания студенческой молодежи наиболее часто применяются методы диагностики: самооценка здоровья; оценка состояния здоровья по результатам медицинских осмотров; диагностика здоровья по показателям функциональных резервов организма и др.

Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния и динамики здоровья студентов в дополнение к объективным медицинским исследованиям. Также она отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни, определенный качественный результат социальной политики [6,7,15].

Цель исследования — провести сравнительный анализ оценок здоровья студентов, полученных разными методами и между различными социальными группами молодежи.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам комплексного медицинского обследования 217 студентов (52 юноши и 165 девушек) 18-20 лет на базе Центра Здоровья г. Арзамас, включающего:

  • анкетирование (тесты «Субъективная оценка здоровья», «Вопросник анализа частоты питания») [9,14];
  • антропометрию (измерение длины и массы тела, артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, динамометрии) [13];
  • биоимпедансметрию (определение абсолютного и процентного содержания жировой, безжировой и активной клеточной массы тела, воды, основного обмена) [3];
  • кардиоинтервалографию (измерение функционального состояния сердечно-сосудистой системы в положениях лежа и стоя) [10].

Количественная оценка уровня соматического здоровья была рассчитана по методу Г.Л Апанасенко [1].

Диагностику функционального состояния организма проводили по изменению вегетативного баланса по уровню активации симпатического звена, являющегося неспецифическим компонентом адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия с помощью вычисления показателя активности регуляторных систем (ПАРС). Он вычисляется в баллах от 1 до 10 и ориентируется на статические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа. На основании анализа значений ПАРС диагностировали следующие функциональные состояния для наглядности представляемые в виде «светофора»:

Зеленый — означает, что все в порядке. Не требуется ни каких специальных мероприятий по профилактике и лечению (норма, ПАРС=0-2).

Желтый — указывает на необходимость повышенного внимания к своему здоровью. Здесь речь уже идет о необходимости проведения оздоровительных и профилактических мероприятий (ПАРС=3-6).

Красный показывает, что необходимо провести серьезные мероприятия в отношении своего здоровья. Вначале требуется диагностика, а затем и лечение возможных заболеваний (ПАРС=7-10) [10].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2007» и «Биостат». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерии Стьюдента и χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001[4].

Результаты исследования

Ответы на тест «Субъективная оценка здоровья» [14], показали, что студенты в большинстве случаев дают позитивные оценки своему здоровью: 42,0% студентов оценили свое здоровье как «хорошее», 58,0% — «удовлетворительное», оценок «плохое здоровье» в процессе анкетирования не получено. Средний балл (М±σ) самооценки здоровья по шкале ЗДОРОВ-НЕЗДОРОВ (от 0 до 29 баллов) у юношей составил 5,5±2,79, а у девушек — 6,2±3,22. Наиболее частые жалобы на нездоровье студентами были отмечены следующие: Бывают такие периоды, когда из-за волнений теряется сон. В последние годы ухудшилось зрение. Влияет на самочувствие перемена погоды. Бывают головокружения.

Выявили тенденции более высоких самооценок здоровья у юношей из сельской местности. У городских девушек определена совершенно противоположная тенденция. Юноши и девушки из неполных семей имеют более высокий балл самооценки (табл. 1).

Таблица 1

Показатели самооценки здоровья студентов (М±σ)

Место проживания

Состав семьи

городские студенты

сельские студенты

полная семья

неполная семья

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

5,2±3,01

6,3±3,25

5,7±2,57

6,0±3,20

5,3±3,02

6,0±3,06

5,5±2,38

6,5±3,56

Оценка состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров позволяет проводить анализ распространенности заболеваемости среди студенческой молодежи (табл.2). В Арзамасском филиале ННГУ ведется мониторинг заболеваемости студентов рамках научно-исследовательской работы лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования» [7,8].

Таблица 2

Анализ структуры заболеваемости студентов, %.

Функциональное отклонение, заболевание

2009

2011

2014

Болезни эндокринной системы

4,1

3,5

1,5

Болезни нервной системы

5,7

14,1

11,9

Болезни глаза

25,1

33,4

28,6

Болезни уха

0,8

0,3

Болезни системы кровообращения

15,3

14,7

5,1

Болезни органов дыхания

2,5

2,1

12,4

Болезни органов пищеварения

18,4

22,7

4,7

Болезни костно-мышечной системы

13,6

14,2

23,6

Болезни мочеполовой системы

1,3

1,9

Нет заболеваний и функциональных отклонений

15,3

12,1

20,7

На протяжении исследуемого периода самыми распространенными являются болезни глаз. К настоящему времени отмечено снижение заболеваемости системы кровообращения и органов пищеварения. При этом среди студентов возросла заболеваемость костно-мышечной системы и органов дыхания. На 8,6% увеличилось число студентов, не имеющих заболеваний и функциональных отклонений.

По итогам оценки здоровья студентов по методу Г.Л. Апанасенко выявили, что больше половины юношей и девушек (82,5%) имеют средний и высокий уровни физической работоспособности (табл.3).

Таблица 3

Распределение студентов по уровню физического здоровья (по Г.Л.Апанасенко), %

Уровень

здоровья

Все

студенты

Место проживания

Состав семьи

городские

сельские

Полная

неполная

Низкий

7,4

8,1

6,4

7,5

7,0

Ниже среднего

10,1

7,3

14,0

11,0

8,4

Средний

34,6

29,8

40,9

34,9

33,8

Выше среднего

37,3

44,3

28,0

36,3

39,4

Высокий

10,6

10,5

10,7

10,3

11,3

χ2 =9,65 сс=4 р=0,0427

χ2 =0,50 сс=4 р=0,9735

Получены статистически значимые отличия физического здоровья студентов, проживающих в различных населенных пунктах. Среди сельских студентов на 5,0% больше студентов с низким и ниже среднего уровнем здоровья, а среди городских на 16,1% больше студентов, имеющих физические возможности высокого и выше среднего уровня. Гендерные отличия и различия здоровья между студентами, имеющих одного или двух родителей, незначительны и не достоверны.

С целью выявления функционального состояния и степени напряженности регуляторных систем организма провели изучение показателей ПАРС среди девушек и юношей различных социальных групп (табл. 4).

Таблица 4

Распределение студентов по показателям ПАРС, %

Показатели ПАРС

Все

студенты

Место проживания

Состав семьи

городские

сельские

Полная

неполная

ПАРС=0-2

13,5

12,1

15,0

11,4

16,9

ПАРС=3-6

63,5

62,0

65,6

64,4

62,1

ПАРС=7-8

23,0

25,9

19,4

24,2

21,0

ПАРС=9-10

χ2 =10,92 сс=4 р=0,2064

χ2 =5,02 сс=8 р=0,7550

Выявили, что 63,5% студентов находятся в состоянии умеренного и выраженного напряжения регуляторных систем, когда для адаптации к условиям окружающей среды организму требуется дополнительные функциональные резервы. Такие состояния возникают в процессе адаптации к трудовой деятельности, при эмоциональном стрессе или при воздействии неблагоприятных экологических факторов (ПАРС=3-6). Студентам необходимо повысить внимание к своему здоровью, им рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

У 23,0% диагностировано состояние перенапряжения регуляторных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. Здесь избыточная активация регуляторных систем уже не подкрепляется соответствующими функциональными резервами (ПАРС=7-8). Студентам требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний.

13,5% студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств, т.е. состояние оптимального напряжения регуляторных систем, необходимое для поддержания активного равновесия организма со средой (ПАРС=0-2).

Статистически значимых различий, обусловленных гендерными и социальными факторами не выявлено (табл.4).

Используя данные анкет «Вопросник частоты питания» [9] и показатели биоимпедансметрии провели сравнительный анализ средних значений калорийности суточного рациона, основного обмена и процентного содержания жировой и активной клеточной массы среди студентов различных социальных групп (табл. 5)

Таблица 5

Показатели компонентного состава тела и калорийности питания студентов, (М±σ)

Все студенты

Место проживания

Состав семьи

юноши

девуш.

городские

сельские

полная

неполная

юноши

девуш.

юноши

девуш.

юноши

девуш.

юноши

девуш.

ККАЛ

2622,4±927,89

2303,6 ± 836,53*

2658,8± 911,97

2202,3± 843,59

2577,5± 973,18

2452,9± 809,82*

2586,8± 938,29

2227,2± 740,04

2690,9± 941,06

2462,5± 818,14*

ЖМ

19,2± 3,35

26,5± 2,71*

18,9± 3,23

26,5± 2,51

19,5 ± 3,58

26,3± 1,99

19,6± 3,05

26,4± 2,35

17,9± 4,48*

26,7± 2,33

АКМ

53,4± 2,53

48,5± 2,24*

53,2± 2,65

48,5± 3,02

53,6± 2,52

48,5± 1,38

53,2± 2,34

48,7± 1,44

54,2± 2,55*

47,9± 2,97*

ОсОб

1829,8±229,27

1467,4± 156,21*

1888,8± 238,68

1448,0± 148,91

1770,8± 207,44*

1495,7± 163,32

1818,7± 227,39

1467,4± 155,89

1847,5± 237,07

1467,2± 158,48

Примечание: ККАЛ — калорийность суточного рациона, ЖМ — жировая масса,

АКМ — активная клеточная масса, ОсОб — основной обмен

* — различия между парными группами достоверны для р<0,05.

Статистически достоверно основной обмен у городских юношей на 118 ккал выше, чем у сельских. У городских девушек и девушек из полных семей на 235-250 ккал ниже калорийность суточного рациона в отличие от сельских девушек и девушек из неполных семей. Юноши, имеющие двух родителей, по составу тела отличаются большим содержанием жировой массы (на 1,7%) и меньшей долей активной клеточной массы (на 1,0%). У девушек из полных семей показатели активной клеточной массы также выше (на 0,8%). Между девушками и юношами различия по всем параметрам статистически достоверно различаются.

Выводы:

1. Самооценка здоровья среди студентов имеет высокие показатели, что характерно для лиц молодого возраста. Они беспокоятся о сохранении и укреплении здоровья, не обращают внимание на первые симптомы нездоровья, предупреждающие организм о возможных нарушениях.

2. Наибольшее распространение среди студентов имеют болезни глаз, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

3. Оценка физического здоровья показала, что больше половины студентов имеют средний и высокий показатели функциональных возможностей.

5. По данным анализа ПАРС почти четверть студентов (23%) нуждается в проведении углубленной диагностики своего организма и выявлении возможных функциональных отклонений для предупреждения развития возможных заболеваний.

6. Сравнительный анализ студентов из различных социальных групп показывает, что фактор «место проживания» оказывает большее влияние на состояние здоровья, чем состав семьи. Городские студенты, в отличие от сельских, имеют лучшие показатели физического здоровья, калорийности питания и компонентного состава тела.

Таким образом, несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов Арзамасского филиала ННГУ на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания.

Рецензенты:

Акутина С.П., д.п.н., профессор заведующая кафедрой социальной работы, сервиса и туризма психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас;

Крылов В.Н., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии и биохимии человека и животных биологического факультета Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Михайлова С.В., Карпова И.И., Чалкова Г.В., Титова М.Н., Любаев А.В. ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18665 (дата обращения: 24.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координационное число в комплексе
  • Как найти площадь квадрата в другом квадрате
  • Где что как найти в хургаде
  • Как найти работу с часто болеющим ребенком
  • Юрист для предпринимателей как найти