Как составить тестовые задания по английскому языку

Методика составления тестовых заданий

Разработка теста требует решения ряда методических задач.

1. Определить цели тестирования (текущий контроль, тематический, проверка конечного уровня обученности).

2. Выделить объекты контроля – знания, навыки и умения, которые должны быть проверены. Для этого необходимо провести методический анализ учебных материалов действующих учебников, требований стандарта или программ к обязательным результатам обучения. Перечень и структура объектов контроля зависят от уровня требований, предъявляемых к учащимся: проверяются базовые результаты обучения или умения и навыки более высокого уровня.

Ведущим объектом контроля при обучении ИЯ являются умения общения, т.е. умения в говорении, аудировании, чтении и письме. Лишь уровень овладения ими и только ими может свидетельствовать об обученности учащихся по ИЯ. Однако в практике обучения нередко используются тесты, в которых основными объектами контроля обученности являются действия и операции с языковым материалом. Языковые тесты также имеют право на существование, т.к. они дают дополнительные данные для определения уровня обученности, поскольку лингвистическая компетенция является составной частью коммуникативной компетенции. В то же время это должен быть не контроль знания слов или умения образовывать грамматические формы, а умения выполнять действия и операции с ними, т.е. либо употреблять их при построении коротких высказываний, либо узнавать при восприятии небольших текстов или групп предложений.

Для выделения и конкретизации объектов контроля говорения, чтения, аудирования и письма необходимо провести психолингвистический анализ проверяемых видов речевой деятельности, что позволит определить коммуникативные умения, подлежащие проверке.

3. Разработать структуру теста, т.е. расположить выделенные объекты контроля и задания для их проверки в определенной последовательности – от более простых к более сложным, и определить форму заданий. Выбор формы заданий диктуется целью и объектом тестирования. Тестовые задания закрытой формы (множественного выбора, на установление соответствий или последовательности утверждений) могут использоваться для контроля усвоения учащимися языкового материала и для контроля развития рецептивных коммуникативных умений. Продуктивные коммуникативные умения могут проверяться с помощью заданий открытой формы (задания на дополнение или со свободно конструируемым ответом).

4. Отобрать материал для теста, проанализировать типичные ошибки учащихся для подбора дистракторов, если речь идет о языковых тестах. Особую трудность представляет отбор текстов для проверки коммуникативных умений чтения и аудирования. Основными критериями отбора текстов для проверки чтения должны быть аутентичность; жанровое разнообразие текстов, которое обеспечит содержательную валидность теста, т.е. позволит проверить умения в ознакомительном, просмотровом и изучающем чтении; доступность и посильность для испытуемых, т.е. учет содержательной и лингвистической трудностей текста; соответствие содержания текста установленным объектам тестирования. При отборе текстов для аудирования необходимо также учитывать аудитивную трудность текста, включающую в себя паралингвистические и нелингвистические трудности (темп его предъявления), информационную насыщенность текста.

5. Тест обычно состоит из двух частей: информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий. Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов (items). Тестовое задание является минимальной составляющей единицей теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого. Каждое тестовое задание содержит основу (stem, lead) в виде утвердительного предложения (полного либо неполного), вопроса или небольшого текста. Основа представлена таким образом, что содержит конкретную частную задачу, требующую поиска решения (ответа), и, как правило, подсказывает направление поиска.

При составлении теста особое внимание необходимо уделить формулированию заданий, а также подбору дистракторов, т.е. неправильных ответов в тестах множественного выбора. Дистракторы должны быть правдоподобны, равнопривлекательны либо по форме, либо по содержанию. Тестовые задания также должны отвечать некоторым требованиям: точное соответствие задания цели проверки для обеспечения валидности теста; краткость и корректность формулировок; исключение зависимых заданий, в которых правильный ответ зависит от ответа на предыдущее задание (цепных заданий). Практика применения тестов по чтению и аудированию показывает, что порой ответы в заданиях тестов либо логически равнозначны, либо предполагают несколько ответов, из которых трудно выделить наиболее правильный.

6. Провести экспериментальную проверку теста с целью сбора статистического материала для анализа тестовых заданий и ответов к ним. В результате статистического анализа делается вывод о целесообразности их включения в окончательный вариант теста.

Таковы некоторые методические и технологические задачи, которые необходимо решить разработчикам теста.

II.2.4 Виды тестовых заданий для оценивания уровня сформированности лексико-грамматических навыков учащихся

  • Классификация (Classifying) – тестовое задание, выполнение которого предполагает организацию слов или понятий в группы по какому-либо определенному признаку.

Write words into two columns.

Trendy, fashionable, bright, cheap, expensive, pale, extravagant

Traditional

 Modern                                                

  • Завершение (Completion) — тестовое задание, при выполнении которого необходимо завершить кратко сформулированные основные положения текста.

Complete each of the following statement with the most appropriate word naming the job of a person

  1. A person who designs costumes for theatrical productions is
  2. A person who designs shoes in fashion business is
  3. A person who designs fashionable cloths is
  4. A person whose job is to cut and arrange hair is
  5. A person whose job is to make women’s cloths is
  6. A person whose job is to make plans or patterns for cloths furniture, equipment is
  • Исправление ошибок (Error Correction) — тестовое задание, имеющее целью проверку правильности использования языковых явлений и исключение или исправление ошибочных лексических единиц или грамматических структур

Correct the grammar mistake in the dialogs if there is one.

  • Mom, you looking smashing
  • Thanks
  • Are you wearing something new
  • Not yet, but I changed my hairstyle!
  • What a fantastic coat! Does it expensive?
  • It cost me a fortune!
  • Did you grow these roses yourself?
  • Yes, we do.
  • Дополнение (Gap Filling) задание, предполагающее восстановление пропущенных элементов текста, как правило, представляющих собой опорные лексические единицы или грамматические структуры
  1. You _______________ stylish, if you _______________this blouse with frills and lace. (look/put on)
  2. If the shoes _______ not so expensive, my parents _______________ me to buy them.(be/allow)
  3. We ________ shopping, if the weather ___________________ for the better.(go/change)
  4. I ___________________,if there _________a school uniform there.(not attend/be)
  5. If I _____________ a lot of money, I _____________ this leather jacket for the school party to come.(have/buy)
  • Установление соответствия (Matching) – вид тестового задания, при выполнении которого необходимо установить соответствие между компонентами двух списков, рядов и т.п. (как правило, одному компоненту одного списка соответствует один компонент другого списка).

Match the words in the left column with the words in the right column. The words in the right column can be used more than once.

  1. ___ heavy soled
  2. ___ high-heeled
  3. ___ tightly waisted
  4. ___ home-knitted
  5. ___ chain
  6. ___ car boot
  1. Shoes
  2. Sweaters
  3. Dresses
  4. Sale
  5. boots
  6. stores
  • Множественный выбор (Multiply Choice) — тестовое задание, при выполнении которого необходимо выбрать ответ из нескольких предлагаемых вариантов.

Answer the questions about English-speaking countries. Circle the latter of the right answer

  1. What are the national sports in Great Britain?
  1. Rugby, Pony-trekking, caber-tossing
  2. Football, horse racing, tennis
  3. Football, cricket, rugby
  4. Tennis, cricket, cycling
  • Исключение лишнего (Odd One Out) — вид тестового задания, в котором требуется найти слово или словосочетание, не соответствующее по смыслу или каким-либо другим признакам остальным.

Read each group of words. Which word in each group cannot go with highlighted noun? Circle one out.

  1. Clothes can be trendy, fashionable, bright, cheap, expensive, pale, extravagant, silk, woolen, traditional.
  2. Museums can display, collect, house, exibit, tell about, include, contain, show off, represent, demonstrate various items.
  • Трансформация, преобразование грамматической структуры и лексической единицы (Transformation or Word transformation) — вид тестового задания, предполагающий изменение грамматической структуры или лексической единицы, обозначенной в задании.

Sometimes people talk about unreal situations. Fill in the gap with the verb in brackets in the correct form.

  1. You _______________ stylish, if you _______________this blouse with frills and lace. (look/put on)
  2. If the shoes _______ not so expensive, my parents _______________ me to buy them.(be/allow)
  3. We ________ shopping, if the weather ___________________ for the better.(go/change)
  4. I ___________________,if there _________a school uniform there.(not attend/be)
  5. If I _____________ a lot of money, I _____________ this leather jacket for the school party to come.(have/buy)
  • Верно/неверно (True/False) — вид тестового задания, предполагающий альтернативный выбор варианта ответа.

Wright T (True) if the expressions are similar and F (False) if the expressions are different in their meaning.

  1. ___ be up to date

be in fashion

  1. ___ be delighted

be pleased

  1. ___ be up with fashion

 follow fashion

  1. ___ cost a fortune

 not cost much

  1. ___ become addicted to  

be strongly interested in

  1. ___pay a compliment

 receive a compliment  

Выводы

В данном разделе рассматриваются функции контроля принятые в отечественных методических публикациях, а так же ряд требований к контролю в обучении иностранному языку.

Принципы современной системы оценивания достижений учащихся в ИЯ

Параметры тестов, такие как валидность лингводидактических тестов, содержательная валидность лингводидактических тестов, конструктивная (концептуальная) валидность, внешняя валидность, погрешность тестового измерения определяет его надежность – степень стабильности, устойчивости результатов измерения.

В заключении представлена поэтапная разработка теста и Виды тестовых заданий для оценивания уровня сформированности лексико-грамматических навыков учащихся

1. Структура задания на оценку предметных результатов

Название: образование прошедшего простого времени правильных глаголов.

Класс: 5.

Предмет: английский язык.

Предметный результат: научиться распознавать и употреблять правильные глаголы в прошедшем простом времени.

Формулировка задания:

1 уровень: Circle the odd one out

a) Live, make, play, love

b) Stay, want, do, work

c) Cook, wash, invite, drink

Инструмент проверки (ключ): a) make b) do c) drink

2 уровень: Rewrite the sentences in the Past Simple Tense:

a) I wash my hands and clean my teeth.

b) I dress and cook breakfast for my family.

c) I watch TV and play computer games.

Инструмент проверки (ключ):

a) I washed my hands and cleaned my teeth.

b) I dressed and cooked breakfast for my family.

c) I watched TV and played computer games.

3 уровень: What did your partner do last weekend? Ask questions and answer affirmatively, using the following phrases:

watch TV, listen to music, cook dinner, play football, visit your grandparents

Инструмент проверки (модельный ответ):

Student A: Did you watch TV last weekend?

Student B: Yes, I did. I watched TV last weekend.

2. Структура задания на оценку метапредметных результатов

Название: Мой рабочий день.

Класс: 5.

Предмет: английский язык.

УУД (метапредметный результат):

  • Коммуникативное УУД: умение создавать письменный «клишированный» и текст с использованием необходимых речевых средств по теме «Мой рабочий день».

Формулировка задания: Make up a story about your working day. Write 50-60 words.

Инструмент проверки: аналитическая шкала.

Критерии оценивания ответа на задание

Баллы

Содержание

Соблюдена логичность высказывания, использованы средства логической связи на соответствующем уровне, соблюден формат высказывания и деление текста на абзацы

1

Не соблюдена логичность высказывания, не использованы средства логической связи на соответствующем уровне, не соблюден формат высказывания и деление текста на абзацы

0

Лексика

Словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку

1

Словарный запас практически не соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку

0

Грамматика

Использование грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиями данного года обучения языку

1

В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста

0

Орфография и пунктуация

Отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации (предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоят точка, вопросительный или восклицательный знак, соблюдены основные правила расстановки запятых)

1

Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста

0

Максимальный балл

4

Модельный ответ:

I usually get up at six a.m. I go to the bathroom and wash my hands and face and clean my teeth. Then I dress, go to the kitchen and have breakfast. At seven I leave home for school. I have 6 lessons every day. After school I do my homework and rest. At about 9 I go to bed. (60 words)

3. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

Инструкция: выберите вариант ответа, который вы считаете правильным.

I. Задание в форме вопроса.

Задание. Выберите верный ответ.

Which is a wild animal?

a) goat

b) rabbit 

c) cow

d) bear

II. Задание в форме повествования.

Complete the following sentence:

What does he look …?

a) at

b) _

c) like

d) in

Эталонный ответ: 1 – d, 2 – c.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

4. Задание на множественный выбор

Инструкция: выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными.

Задание. Выберите предложения с притяжательным падежом.

1. Mike’s sister always helps her mother.

2. Mike’s in the rooms.

3. Children’s parents like to play puzzles.

4. She’s Kate and Sally’s mother.

5. She’s got two brothers.

Эталонный ответ: 1; 3; 4.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

4. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

Инструкция: выберите наиболее правильный ответ.

Задание. Выберите наиболее правильный ответ.

My mother doesn’t have free time she is …..

A. as wise as an owl 

B. as quiet as a mouse

C. as slow as a snail

D. as busy as a bee

Эталонный ответ: D.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

5. Задание с альтернативным ответом

Инструкция: если вы согласны с утверждением, отвечаете «True», если не согласны – «False».

Задание. Прочитайте текст. Верны ли утверждения?

One day a red fox goes for a walk. He comes to a well. He wants to drink. He doesn’t know that there is no water. The Fox looks down and falls into the well. He cannot get out of it and begins to cry. But then he hears that somebody comes to the well. It is a goat. The Fox is very clever and has a plan how to get out of the well. The Goat looks down and sees the Fox. ‘Hullo, Mr Fox! What are you doing there?’ he asks. ‘Hullo, Mr Goat. I am having a good time here,’ says the Fox. ‘The grass in the well is very good. ‘Do you eat grass?’ asks the Goat. ‘No, I don’t. But you can come down and eat it. It is very good.’ ‘Oh, you are so kind. Thank you,’ says the Goat. And he jumps down into the well. Then the Fox jumps on the Goat’s back, gets out of the well and runs away.

№ п/п

Statements

TRUE

FALSE

1

 The Fox wants to drink.

2

The Fox looks down and sees the Goat in the well.

3

The Goat wants to help the Fox.

4

The Fox has a plan how to get out of the well.

5

The Goat falls into the well too.

6

The Fox jumps on the Goat’s back and gets out of the well.

7

The Fox helps the Goat to get out of the well.

Модельный ответ:

Statements

TRUE

FALSE

1

 The Fox wants to drink.

+

2

The Fox looks down and sees the Goat in the well.

+

3

The Goat wants to help the Fox.

+

4

The Fox has a plan how to get out of the well.

+

5

The Goat falls into the well too.

+

6

The Fox jumps on the Goat’s back and gets out of the well.

+

7

The Fox helps the Goat to get out of the well.

+

Критерии оценки: за все правильные ответы – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

6. Задания на установление соответствия

Инструкция: установите соответствие.

Задание. Установите соответствие между вопросами и ответами.

1.  8.25

a) it’s quarter to eleven.

2. 11.15

b) It’s three o’clock

3. 10.45

c) It’s ten to six.

4. 5.50

d) It’s half past ten.

5. 10.30

e) It’s quarter past eleven

6. 3.00

f) It’s twenty-five past eight.

Эталонный ответ: 1- f; 2 – e; 3 – a; 4 – c; 5 – d; 6 – b.

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

7. Задания на установление правильной последовательности

Инструкция: расположите в правильной последовательности.

Задание. Расположите в правильной последовательности абзацы из письма.

A. Helen is very kind and clever. She loves sport. Her favourite sport is football.

B. Say hello to everyone.
Love,
Jane

C. I’ve got a new friend. She’s called Helen. She’s got long dark hair and brown eyes.

D. Dear David,
Hi! It’s great in Moscow. The people are very friendly.

Эталонный ответ: D, C, A, B.

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

8. Задание на сортировку (ранжирование)

Инструкция: проранжируйте информацию, предложенную в задании.

Задание. Расположите в порядке убывания следующие слова: Always, never, often, usually, sometimes

Эталонный ответ: Always, usually, often, sometimes, never

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

9. Задание на исключение лишнего

Инструкция: укажите лишнее слово.

Задание. Какое слово лишнее в  ряду?

A butterfly, a bee, a ladybirds, a parrot, a dragonfly.

Эталонный ответ: a parrot, т. к. все остальные – это насекомые.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

10. Задание на завершение предложения

Инструкция: продолжите предложение.

Задание. Продолжите предложение, чтобы получилось верное определение, и приведите примеры.

В английском языке неопределенный артикль – это…

Эталонный ответ: в английском языке неопределенный артикль а употребляется перед исчисляемыми существительными в ед числе, начинающимися с согласных, и an— перед исчисляемыми существительными в ед числе, начинающимися с гласных.

Пример:

a pen, a dress
An apple, an orange.

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

11. Задание на дополнение

Инструкция: впишите пропущенные слова.

Задание. Вставьте пропущенные слова в предложение по теме «Семейные узы».

My Mum is like a…, because she is as busy as she can… .

Эталонный ответ: My Mum is like a bee, because she is as busy as she can be.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

12. Задание с неструктурированным ответом

Инструкция: расположите в правильной последовательности.

Задание. Расположите в правильном порядке вопросы и ответы и прочитайте диалог.

1. Hello, Sally. What are you doing?

2. No, thanks. I’m very tired. How about going for a coffee?

3. Sounds great.

4. Nothing really.

5. Why don’t’ we go jogging in the park?

Модельный ответ: 1, 4, 5, 2, 3.

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

13. Задание с лишними данными

Инструкция: укажите лишние данные, если они имеются.

Задание. Даны прилагательные. Укажите лишние, если они имеются.

rhino, slowly, leopard, crocodile, deer, camel, lion, cobra.

Варианты ответов:

1) лишних слов нет

2) лишними являются slowly, cobra

3) лишними являются slowly

Эталонный ответ: 3.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

14. Задание с кратким ответом

Инструкция: напишите в данном поле ответ.

Задание. Ответьте на вопрос.

Who like bananas? 

Эталонный ответ: monkeys.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

15. Вопросы с противоречивыми данными

Инструкция: решите задание.

Задание. Известно, что в английском языке значение слова «много» передается несколькими способами. Укажите верный вариант перевода предложения «У нее много сока»:

1. She has got much juice.

2. She has got little juice.

3. She has got a lot of juice.

Модельный ответ: 1, 3.

Критерии оценки: за один верный ответ – 1 балл; за 2 верных ответа – 2 балла.

16. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания)

Инструкция: дополните ряд перечисленных слов.

Задание. Определите, по какому принципу записаны слова, дополни  ряд двумя своими примерами, напишите и объясните их.

A painter, a doctor, a baker, a teacher, a postman, … , … .

Эталонный ответ: work/ at work.

Критерии оценки: 2 балла, если задание выполнено верно; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено более 1 ошибки.

17. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

Инструкция: выберите один  правильный ответ из четырех предложенных.

Задание. Раскройте скобки, употребив глагол в требующейся форме.

My Dad often (to meet) Tim after school.

Варианты ответов:

А. My Dad often is meet Tim after school.

Б. My Dad often is meeting Tim after school.

В. My Dad often meets Tim after schoo .

Эталонный ответ: В.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

18. Комбинированные задания

Инструкция: выберите один правильный вариант ответа.

Задание. В каком ряду перечислена только одежда?

А) dress, hot, blouse, hat, shorts, skirt;

Б) coat, jacket, short, socks, suit, trousers;

В) shirt, raincoat, T-shirt, gloves, cap, tie.

Варианты ответов:

1) А

2) Б

3) В

4) А и Б

5) Б и В

Эталонный ответ: В.

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

19. Мини-кейс без вариантов ответа

Ситуация. Анна написала письмо своему другу по переписке, в котором описала своего лучшего друга, но случайно пролила на письмо чай, что некоторые слова было невозможно прочитать.

Задание. Помогите  восстановить письмо, вставив пропущенные слова:

Susie Black is my best _____. She is ten years ____ and her _______ is on 26th May. She is ____ London.

Susie is a ______ at Saltwood School. There are twenty-seven _____ in her class and her _____ is Mr Dixon. Her favourite subject is ___. Susie’s favourite sport is ______. Her favourite day is _____.

I like her because we have lots of fun.

Инструмент проверки:

Susie Black is my best friend. She is ten years old and her birthday is on 26th May. She is from London.

Susie is a student|pupil at Saltwood School. There are twenty-seven students in her class and her teacher is Mr Dixon. Her favourite subject is Maths. Susie’s favourite sport is tennis. Her favourite day is Sunday.

I like her because we have lots of fun.

Критерии оценки: 5 баллов, если задание выполнено верно; 3 балла – если допущено 4 ошибки; 2 балла – допущено 6 ошибок;  1 балл если 8 ошибок; 0 баллов – допущено более 8 ошибок.

20. Задание со свободно конструируемым ответом

Задание. Напишите рассказ на тему «My best friend». Количество слов: не менее 50; время: 15 минут.

Инструмент проверки: аналитическая шкала.

1

Критерии оценивания ответа на задание

Баллы

Содержание

Соблюдена логичность высказывания, использованы средства логической связи на соответствующем уровне, соблюден формат высказывания и деление текста на абзацы

1

Не соблюдена логичность высказывания, не использованы средства логической связи на соответствующем уровне, не соблюден формат высказывания и деление текста на абзацы

0

Лексика

Словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку

Словарный запас практически не соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку

0

Грамматика

Использование  грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиями данного года обучения языку

1

В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста

0

Орфография и пунктуация

Отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации (предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоят точка, вопросительный или восклицательный знак, соблюдены основные правила расстановки запятых)

1

Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста

0

Максимальный балл

4

СТРАТЕГИИ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ЗАДАНИЙ С ВЫБОРОМ ВАРИАНТА

ОТВЕТА)

Хитрова И.В.

МГИМО МИД РФ, доцент кафедры английского языка № 4,

к.п.н, доцент

MCQ DESIGNSTRATEGIESIN TEST CONSTRUCTION

Khitrova I. V., MGIMO. Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Associate Professor, PhD in Pedagogics

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена стратегиям разработки тестовых заданий по английскому языку. Автор рассматривает базовые принципы организации языкового тестирования, анализирует типичные ошибки, допускаемые при составлении тестов, дает практические рекомендации по разработке заданий с выбором варианта ответа.

ABSTRACT

The article addresses the issue of language assessment. The author focuses on test construction process. Basic testing techniques are considered, examples of good and bad tests are introduced, common mistakes in MCQ design are analyzed, test construction manual is provided.

Ключевые слова: языковое тестирование, принципы организации тестирования, разработка тестового задания, задания с выбором варианта ответа, ошибки при составлении тестов, практические рекомендации по разработке тестовых заданий.

Keywords: language assessment, basic testing techniques, classroom test development, MCQ design, common mistakes in testing design, test construction manual.

Обучение иностранному языку немыслимо без проведения контроля. Одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих сегодня перед отечественными преподавателями иностранного языка, является вопрос его грамотного осуществления.

Нельзя не признать, что за последние десять лет в нашей стране в области оценки качества обучения произошли значительные перемены. Но, несмотря на наличие большого количества публикаций по обозначенной тематике, на сегодняшний день крайне мало русскоязычных работ, посвященных стратегиям разработки тестовых заданий, в частности, по английскому языку.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и наличие противоречий между должными и имеющимися в наличии отечественными разработками тестовых заданий по английскому языку послужили основанием для выбора темы настоящей статьи.

В рамках исследования мы обратимся к тестовым заданиям, как одной из наиболее популярных форм контроля.

Научиться создавать эффективные тесты -трудоемкий и затратный процесс. Корректная разработка теста предполагает обязательное предварительное изучение основ педагогической теории измерений.

Любое тестовое задание, в том числе и языковое, должно проектироваться, разрабатываться и проводиться в соответствии с определенными правилами [Alan Davies, 1990].

Тестологи выделяют ряд базовых принципов тестирования: валидность теста (способность теста измерять то, что он должен измерять по замыслу),

надежность теста (степень точности, с которой тест измеряет уровень знаний), практичность теста (укладывается ли процедура составления и проведения теста в заданный бюджет, проводится ли тест в строго определенные временные рамки, насколько грамотно организованна процедура тестирования, разработана ли и детально описана шкала оценивания тестового задания), взаимодействие с учебным процессом (какова степень влияния теста на учебную программу: обучаем с целью получения знаний и развития навыков и умений или готовим к тестированию в заданном формате?), подлинность (качественный тест отражает реальные жизненные ситуации, предполагает использование аутентичных материалов при разработке заданий), прозрачность (студентам известен формат тестирования и критерии его оценивания), секретность (содержание тестового задания знакомо только разработчикам теста) [Alderson, J.C. Caroline C. Diane W. 1995, Brown, H.D.2004, Cheng, L. Yashilahari W. and Andy C.(Eds), 2008, Christine A. Coombe 2006].

Рассмотрим алгоритм действий разработчика тестового задания по английскому языку. Важно отметить, что составитель теста не только определяет оптимальную форму заданий, но и продумывает систему подсчета индивидуальных баллов, правила оценивания, время, отводимое на выполнение задания каждой формы. Все это отражается в инструкциях для испытуемых и персонала, ответственного за проведение тестирования. Выбор формы заданий (одной или нескольких), включае-

мых в тест, определяется спецификой контролируемой предметной области и целями проведения тестирования.

Таким образом, тест начинается с разработки спецификации, определяющей структуру и содержание теста. Спецификация включает: название учебной дисциплины, по которой разрабатывается тест; цель создания теста; учебный материал, которым рекомендовано пользоваться испытуемым при подготовке к тестированию; перечень видов знаний, умений, проверяемых тестом и элементов содержания, включенных в тест; структуру теста в виде таблицы с указанием номера задания, номера раздела или подраздела содержания дисциплины; количество форм заданий и инструкций, примеры форм и инструкций; число параллельных вариантов теста; вес каждого задания, рекомендуемый автором теста; рекомендуемое время выполнения теста; рекомендуемую автором стратегию расположения заданий в тесте.

Непродуманная спецификация, отсутствие четко прописанной единой системы оценивания тестируемых ведет к тому, что преподаватели могут оценить одну и ту же ошибку по-разному и, как результат, представить не совсем корректную картину продемонстрированных обучаемыми навыков и умений.

В рамках настоящей статьи мы обратимся к тестовым заданиям на чтение, аудирование, заданиям лексико-грамматического характера. Чаще всего при разработке таких заданий используются такие форматы, как: подбор соответствия (matching), истина/ложь (true/false), иногда добавляется пункт «в тексте не сказано» (not stated), множественный выбор (multiple choice questions).

Подбор соответствия чаще всего применяется при сопоставлении термина и определения, картинки и подписи к ней, вопросов и ответов, причины и следствия. Задания формата «истина — ложь — в тексте не сказано» используются при проведении прослушивания и чтении. Задания с выбором из множества ответов могут использоваться как при проверке грамматики и лексики, так и в заданиях на чтение и аудирование. Именно этот формат мы подробно рассмотрим в данной статье.

Как известно, основой для задания на чтение, является текст-стимул. Подбирая текст — стимул, разработчикам тестовых заданий необходимо принимать во внимание, следующее:

1) Тексты, лежащие в основе тестового задания, необходимо брать из статей качественной англоязычной прессы (The Guardian, TheNew York Times, Washington Post, Wall Street Journal, The Times, Financial Times, The Daly Mail) или специализированных источников (если тестовое задание предназначено для выявления знаний по определенному аспекту).

2) Материал нужно отбирать строго по заявленной в спецификации тематике. Считаем крайне важным еще раз уточнить, что разработка спецификации экзамена или контрольной работы является

непременным условием, предваряющим работу над составлением самого теста.

3) Количество слов, содержащихся в тексте, не должно превышать заданный в спецификации объем. Как правило, тексты для заданий на множественный выбор насчитывают порядка 2700-2900 слов, тексты на вопросы бинарного типа — 13001500 слов.

4) Отобранный текст непременно проверяют на «удобочитаемость», прибегая к помощи www.lextutor.ca. В случае необходимости текст адаптируют в соответствии с уровнем языковой компетенции тестируемых, следуя рекомендациям на указанном ресурсе.

Составляя тесты лексико-грамматического характера, важно соблюдать следующие правила: 1) требования, предъявляемые к тексту одного варианта, должны полностью совпадать с требованиями отбора текста для второго варианта (и иных, если тест предполагает наличие множества вариантов). Объем, стиль, дизайн, количество вопросов к тексту во всех вариантах разрабатываемого теста должны быть идентичными.

Поясним на примере. Учащимся предлагается тестовое задание, нацеленное на проверку владения настоящим временем в английском языке. В 1 варианте учащимся нужно раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму. Предложения представлены отдельными, не связанными по смыслу пунктами. Во 2 варианте учащимся также предлагается раскрыть скобки и поставить глагол в правильную видовременную форму, но в качестве основы задания здесь выступает связный текст, что является грубым нарушением разработки тестового задания. Позволим себе еще раз напомнить о важности идентичности внешнего вида всех вариантов теста.

Приведем еще один пример некорректного составления грамматического теста. В каждом варианте теста представлено по 10 вопросов, но в 1 варианте в каждом предложении есть только один пробел, который нужно заполнить. А во 2 варианте в одном из 10 предложении наличествуют два пробела, и в итоге, получается 11 пунктов для заполнения. Возникает вопрос: как оценивать работы представителей обоих вариантов?

Очевидно, что при составлении тестовых заданий разработчикам следует не только придерживаться определенных правил формулировки заданий, указания правильных ответов и дистракторов, но и не допускать неточностей и ошибок при их составлении.

Наиболее подробное описание подобных ошибок представлено в исследовании Гранта Хеннинга [Grant Henning, 2012]. Обобщим типичные ошибки, выделенные ученым. Хеннинг выделяет четыре основные группы ошибок, допускаемых при разработке теста.

1) Общие экзаменационные характеристики: слишком легкий или слишком трудный тест, недостаточный объем вопросов, чрезмерное количество

видов речевой деятельности в одном тесте, отсутствие секретности при разработке задания, использование в тесте несуществующих в языке форм.

Рассмотрим пример использования в тесте несуществующих в языке грамматических форм.

A new hospital_in our district next year.

1) will be being built

2) is being built

3) will be built

4) has been being built

2) Особенности вопросов: вопросы с подвохом, повторяющиеся несколько раз слова в вариантах ответа, выделяющийся слишком длинный или короткий вариант ответа, отличный по своему значению от слов синонимов вариант ответа, вероятность случайного угадывания при не оптимальном количестве вопросов.

Очевидно, что во избежание снижения объективности оценивания, тестовые задания должны формулироваться как можно более четко и просто. Иногда, чтобы усложнить тестовое задание, разработчик прибегает к туманным формулировкам. Этого делать не следует. Давать задания с подвохом нельзя.

Еще один момент, который необходимо принять во внимание составителю тестового задания: задания и ответы на них не должны быть связаны с предыдущими заданиями и ответами к ним, т. е. не должно быть ссылок на предыдущие вопросы и предыдущие задания не должны быть подсказкой к данному.

Рассмотрим типичные ошибки при составлении вопросов.

According to the author, Sarah will go to the theatre

1) in case she feels well.

2) in case her mother is free.

3) in case she has money.

4) in case her father agrees to let her go.

В приведенном примере несколько раз повторяются слова в вариантах ответа. Чтобы избежать подобного, достаточно сформулировать вопрос таким образом:

According to the author, Sarah will go to the theatre in case

1) she feels well.

2) her mother is free.

3) she has money.

4) her father agrees to let her go.

В анализируемом примере допущена еще одна ошибка. Дистрактор 4 выделяется своей длиной. Лучше сформулировать его иначе.

Аналогичная ошибка (повторение слова) допущена в приводимых ниже примерах.

The boy_his father, he has the same red hair,

big feet, and a quick temper.

1) takes after

2) takes for

3) takes to

Глагол takes нужно было использовать в самом вопросе, а вариантах ответа надо было ограничиться предлогами.

In order to be successful_salespeople must

be persuasive.

1) at doing business

2) in running business

3) with starting business

Слово business повторяется во всех вариантах. Правильнее было бы перенести его в сам вопрос.

Разберем еще один пример слишком длинного, бросающегося в глаза, ответа в тесте.

It infers from the text that

1) There were annual floods in the Colosseum.

2) Fights were not so popular in Rome.

3) The Colosseum could offer more than one kind of entertainment.

4) Water sports were more spectacular than fights.

Пункт 3 является правильным ответом и привлекает внимание тестируемого. Не следует допускать подобного при разработке задания тестового характера.

В приведенном ниже примере разработчик задания ошибочно предлагает выбрать из ряда лексических единиц, вариант 2, который очевидно контрастирует с другими предложенными вариантами, поскольку является фразовым глаголом.

Vick has invited us to her birthday party. If we don’t want to be late we should_at once.

1) to start

2) head for

3) move

Рассмотрим следующий пример. Вопрос задается к тексту. Предлагаемый вариант тестового задания содержит две ошибки. Во-первых, дистрактор 3 значительно короче остальных. Он явно выделяется на фоне остальных вариантов, и при этом является правильным ответом. Во-вторых, школьники, обладающие фоновыми знаниями по истории, могут дать ответ на приведенный вопрос, не читая текст.

It contradicts the text

1) The Colosseum was a little different from the Circus Maximus.

2) The trained fighters fought not only each other but wild animals as well.+

3) Admission to the Colosseum was free.

4) The Colosseum could hold fewer spectators than the Circus Maximus.

А в этом задании варианты не симметричны по длине. Первый слишком короткий, последний слишком длинный.

According to the text

1) The Rio Carnival is like carnivals in other countries.

2) Eating and drinking are of no importance during the Rio Carnival.

3) Four days is not enough for such a spirited celebration as the Rio Carnival.

4) The Rio Carnival differs from carnivals in other parts of the world by its special atmosphere.

3) Степень эффективности теста: несоответствие вопроса заданной тематике, тест не выявляет заявленные навыки и умения, в тесте присутствуют задания, ответы на которые можно дать,

опираясь на фоновые знания, не читая текст, несоответствие задания учебной Программе, частичное (не полное) восприятие контекста в заданиях на соответствие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведем пример заданий, ответы на которые можно дать, опираясь на фоновые знания, не читая текст.

According to the text,

1) Caesarea lies to the south-west of Urgup.

2) Urgup lies to the southwest of Ankara.

3) Ankara lies to the northwest of Caesarea.

4) Goreme lies to the northeast of Caesarea.

Данный пример иллюстрирует обращение к

фоновым знаниям во время прослушивания.

When boys use computers to do something

1) They only do the job.

2) They may damage them.

3) They learn other things as well.

4) Результаты тестирования: недостаточное количество разных вариантов повышает риск списывания среди обучаемых, не корректно сформулированная инструкция, непродуманная организация проведения тестирования (вопросы качественного освещения, записи для прослушивания, наличие отвлекающих факторов и пр.), отсутствие опыта в пилотном тестировании подобного формата, субъективность оценивания.

Таким образом, разработчику необходимо подготовиться к проведению тестирования заблаговременно: составить оптимальное количество вариантов, продумать инструкции, обеспечить наличие технических средств.

Перейдем к практическим рекомендациям по разработке тестовых заданий. При составлении тестовых заданий крайне важно следовать определенному алгоритму разработки задания, нацеленного на проверку качества знаний обучаемого, на выявление его языкового уровня.

Резюмируя вышесказанное, 1) составление теста стоит начать с разработки спецификации; 2)

подберите тексты—стимулы; 3) формулируя задания тестового характера, помните: формулировка задания должна быть четкой и понятной; контекст не должен содержать избыточной информации, должен способствовать выбору правильного ответа; при формулировке вопросов лучше избегать употребления слов «иногда», «часто», «редко», поскольку они сами по себе содержат неопределенность и могут пониматься субъективно; все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов; предлагайте испытуемому в рамках одного задания не менее четырех вариантов ответа, тем самым снижая вероятность угадывания правильного ответа.

Литература:

1. Alan Davies. Principles of Language Testing. 1990.

2. Allan S. Cohen and James A. Wollack Handbook on Test Development: Helpful Tips for Creating Reliable & Valid Classroom Tests. 2003.

3. Alderson, J.C., Caroline C. Diane W. Language Test Construction and Evaluation. Cambridge. Cambridge University Press. 1995.

4. Brown, H.D. Language Assessment Principles and Classroom Practices. New York, Pearson Education. 2004.

5. Cheng, L. Yashilahari W and Andy C.(Eds), Washback in Language Testing. Research Context & Methods. New Jersey. Lawrence Erlbaum Associates. 2008.

6. Christine A. Coombe & Nancy J. Hubley. Assessment Practices. Alexandria, VA: Teachers of English to Speakers of Other Languages. 2006.

7. Grant Henning. Twenty Common Testing Mistakes for EFL Teachers to Avoid. 2012.

8. Manual for Language Test Development and Examining. Council in Europe, 2011.

ПЕДАГОГ1ЧН1 УМОВИ П1ДГОТОВКИ МАЙБУТН1Х УЧИТЕЛ1В ДО РОБОТИ З БАТЬКАМИ МОЛОДШИХ ШКОЛЯР1В З НЕПОВНИХ С1МЕЙ

Шульга А.В.

Чертвецький нацюнальний утверситет 1мен1 Юр1я Федьковича, факультет педагог1ки, психологИ’ та сощальног роботи, астрант

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF TEACHERS TO WORK WITH PARENTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH INCOMPLETE FAMILIES

Shulga A.V., Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University the Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Work, postgraduate

АНОТАЦ1Я

В статп визначено поняття «умова», «педагопчна умова». Проаналiзовано pi3Hi тдходи щодо визна-чення педагопчних умов професшно1 тдготовки майбутшх учителiв до рiзних видiв дiяльностi. Виокре-млено i розглянуто комплекс педагопчних умов, за яких можливе здшснення ефективно1 професшно1 тдготовки до роботи з батьками молодших школярiв з неповних амей.

ABSTRACT

In the article the term «condition», «pedagogical condition.» Different approaches to define the pedagogical conditions of training of teachers to different activities. Thesis there is determined and reviewed a set of

Алгоритм создания теста для использования в школе

1 этап. Подготовка теста

1.  определить цель
тестирования;

2. обозначить количество
заданий;

3. составить задания 
разработать предлагаемые варианты ответа для заданий с выбором ответа;*

4. сформулировать чёткие и
понятные инструкции к выполнению заданий, для заданий раздела говорения
разработать инструкцию по проведению задания;

3. для каждого задания описать,
какой навык и какая компетенция тестируется;

4. разработать критерии оценки
каждого задания;

5.    определить ограничение по
времени для выполнения теста.

* В качестве текстов для теста желательно использовать
либо подготовленные учебные тексты, либо  аутентичные материалы, адаптированные
для тестируемых, с учётом их уровня владения языка. Проверить уровень
читабельности текста можно, загрузив его на сайт
readabilityformulas.com. В
качестве аудиоматериала можно также  использовать готовые учебные аудиофайлы,
либо подобрать аутентичный материал,  с учётом уровня его сложности.

2 этап. Проведение тестирования

1. Убедиться, что все инструкции к выполнению заданий
чёткие и они понятны тестируемым

2. Во время проведения устного задания следовать
существующей инструкции

3. Следить за дисциплиной, не допустить коллективных
обсуждений, минимизировать возможность списывания

3 этап. Анализ результатов

1. выяснить, насколько надёжны вопросы (посчитать
отношением правильно ответивших к общему числу тестируемых, надёжный результат
от 0,33 до 0,6, можно также провести
ITEM-анализ трудности задания);

2. для заданий с выбором ответа провести анализ
надёжности дистракторов (используя критерий Пирсона)

3. Подсчитав результаты определить принцип выставления
оценок в зависимости от качества выполненной работы в процентах, распределить
итоговые отметки

4. Подвести итоги, ознакомить с ними все
заинтересованные стороны

5. Определить проблемные зоны, сделать выводы и с
учётом этого и наметить дальнейшую траекторию обучения.

1. Назначение итогового тестирования

Работа проводится в
конце 2й четверти с целью определения уровня усвоения учебного материала по
английскому языку  за первое полугодие учащимися 4-х классов и выявления
элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Условия
проведения итогового тестирования

·       
При организации и проведении работы необходимо
строгое соблюдение инструкций, временных рамок, поддержание дисциплины.

·       
 Для выполнения заданий по аудированию
используется оборудование,  позволяющее прослушать записи в формате МР3

·       
 Работа проводится в бланковой форме

·       
Выполнение задания раздела 5 (говорение)
проводится в отдельный день

3. Время выполнения
работы

На выполнение заданий
разделов 1,2,3,4  отводится 45 минут. На выполнение задания раздела 5
(говорение) отводится 40-45 минут.

4. Содержание и структура теста

Работа включает
задания по аудированию, чтению, грамматике, лексике, письму и говорению. Она
охватывает содержание, включенное в основные  учебно-методические комплекты
по английскому языку для 4-х классов общеобразовательных учреждений. Тест
состоит из 7 заданий, с выбором одного правильного ответа из нескольких
предложенных, с кратким ответом, с развёрнутым ответом, с соотнесением
вариантов.

В рамках данной
работы сложность заданий  не превышает требований уровня А1 по общей
европейской шкале, определённой в документах Совета Европы (
CEFR).

Распределение заданий
итогового теста по результатам обучения  представлено в таблице 1.

Обозначение типов
заданий в работе: Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с
кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом, С — задание на
соотнесение вариантов

Таблица
1 — Распределение заданий итогового тестирования

Раздел

Проверяемые виды

деятельности,

умения, навыки

Число

заданий

Макс. кол-во
баллов

Тип заданий

Примерное время
выполнения заданий

1 Аудирование

Воспринимать на слух и понимать запрашиваемую

информацию в учебных несложных аутентичных

текстах, построенных в основном на знакомом

языковом материале.

1

5 баллов

КО

9 мин.

2Чтение

Читать и понимать запрашиваемую информацию в несложных аутентичных
текстах, содержащих несколько незнакомых слов, не влияющих на понимание
запрашиваемой информации

1

5 баллов

ВО

9 мин.

3Лексика Грамматика

Распознавать, интерпретировать и использовать:

·       
глаголы действительного залога временной формы
Past Simple;

·       
лексические единицы по лингво-страноведческой
тематике

3

20 баллов

(10, 5,5 для каждого задания соответственно)

ВО, ВО, С

 9мин.

4 Письмо

Написание личного письма в ответ на письмо

1

15 баллов

КО, РО

9мин.

5 Говорение

Поддержание диалога, ответы на вопросы определённой тематики, с
использованием соответствующих лексический единиц и грамматических
конструкций

1

15 баллов

РО

2,5 мин. на каждого тестируемого

Итого

7

60 баллов

45 мин.

·     
В задании раздела 1 проверяется сформированность
умения услышать и понять запрашиваемую информацию в звучащем тексте.
Прослушав текст, тестируемые вписывают услышанные слова в пропуски в
предложениях.

·       
В задании раздела 2 оценивается умение найти и
понять запрашиваемую информацию в прочитанном тексте. Учащимся предлагается
прочитать текст и определить, является ли информация в утверждениях верной,
неверной, либо в тексте нет такой информации. В качестве текста для чтения
предлагается несложный учебный научно-популярный текст, содержащий  некоторое
количество незнакомых слов, не влияющих на понимание запрашиваемой
информации.  Объем текста 177 слов.

·       
В заданиях раздела 3 (лексика-грамматика) контролируются
языковые навыки (грамматические, лексические). В первом задании раздела
тестируемые читают текст и заполняют пропуски правильными грамматическими 
формами глаголов. Во втором задании проверяются лексические навыки учащихся. Тестируемым
 необходимо прочитать пять слов и выбрать одно слово, которое по значению
отличается от других.

·       
Третье задание раздела подразумевает соотнесение
фотографий с вариантами значений знаков, которые встречаются  на улицах
Великобритании.

·       
Задание раздела 4 проверяет умение писать личное
письмо по образцу и давать запрашиваемую информацию. Учащимся необходимо
прочитать письмо от английского друга и написать письмо (посредством
заполнения пропусков), в котором дать соответствующую информацию.

·       
Задание раздела 5 проверяет коммуникативные
умения: поддержать диалог, дать ответы на специальные вопросы определённой
тематики, используя при этом соответствующие лексические единицы и
грамматические конструкции.

5.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Критерии оценки  каждого
задания разделов 1-5 приведены в таблице 5

Таблица
5 — Критерии оценивания заданий Разделов 1-3

Раздел 1 Аудирование

Правильный
ответ, без орфографических ошибок

1
балл

Орфографическая
ошибка в ответе

0
баллов

Итого
максимально за задание

5
баллов

Раздел 2 Чтение

Правильный
ответ

1
балл

Неправильный
ответ

0
баллов

Итого
максимально за задание

5
баллов

Раздел 3 Лексика и Грамматика

Задание 1

Правильный
ответ

1
балл

Неправильный
ответ

0
баллов

Итого
максимально за задание

10
баллов

Задание 2

Правильный
ответ

1
балл

Неправильный
ответ

0
баллов

Итого
максимально за задание

5
баллов

Задание 3

Соответствие
подобрано правильно

1
балл

Соответствие
подобрано неправильно

0
баллов

Итого
максимально за задание

5
баллов

Таблица
6- Критерии оценивания заданий Разделов 4,5

Раздел
4 Письмо

Параметры оценивания

Критерии оценивания в баллах

5 баллов

2 балла

0 баллов

Содержание письма (максимально 5 балла)

Все пропуски содержательной части письма* заполнены в точном
соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено не менее -4х пропусков в
соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено 2 и менее пропусков в
соответствии с заданной темой.

Структура письма (максимально 5 балла)

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены
с соблюдением норм написания личного письма.

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены,
но есть нарушение в выборе стиля обращения.

Один или оба пропуска в начале и в конце письма остались
незаполненными.

Языковое оформление письма  (максимально 5 балла)

Грамматических ошибок нет.

В тексте может встречаться не более одной орфографической или
лексической ошибки.

В тексте встречается не более одной грамматической ошибки и не более
двух орфографических или лексических ошибок.

В тексте встречается две и более грамматические ошибки, а также более
двух лексических или орфографических ошибок.

Итого за задание максимально  15 баллов

·        
в содержательную часть входят пропуски кроме
обращения и завершения письма.

Раздел
5 Говорение

Параметры оценивания

Критерии оценки в баллах

5 баллов

2 балла

0 баллов

Содержание
рассказа, выполнение коммуникативной задачи (макс. 5 баллов)

Коммуникативная
задача выполнена в полном объёме. Даны полные, логичные ответы на 4-5
вопросов. Участник соблюдает нормы вежливости.

Коммуникативная задача
выполнена не полностью:
даны полные логичные ответы только на
2-3 вопроса.*

Коммуникативная задача не выполнена. Дан ответ лишь на 1 вопрос*
или участник отказался от выполнения задания.

*Если ответы нелогичны или не
соответствуют вопросу, или есть фактические ошибки, такие ответы не
зачитываются

Языковое
оформление (макс 5 баллов)

(лексическое и
грамматическое оформление речи) **

Не допущено
грамматических или лексических ошибок, ответы на вопросы развернутые, лексика
разнообразна, используются средства логической связи. Беглый темп речи.

Допущено 1-2
грамматические и/или лексические ошибки, ответы на вопросы недостаточно
развёрнутые, скудное использование средств логической связи, словарный запас
в целом соответствует требованиям задания. 

Допущено более
3 грамматических и/или лексических ошибок, ответы на вопросы односложные,
отсутствие средств логической связи.
Словарного запаса не хватает для ответа.

** фонетические
ошибки не учитываются

Соблюдение
временного ограничения***

Диалог
уложился  во временные рамки

Говорящий не
успел  ответить на все вопросы по истечении 2 мин.

*** По
истечении времени, несказанные предложения не зачитываются.

Итого за
задание максимально возможно 15 баллов

Принцип выставления итоговой оценки по
результатам теста

52-60
баллов (86-100%)

43-51
балл (71-85%)

34-42
балла (56- 70 %)

0-33

«5»

«4»

«3»

«2»

Таблица 7 — Инструкция для  организации и
проведения задания раздела «говорение»

Перед
проведением устной части объявите всем участникам процесса : «Уважаемые
участники тестирования, сейчас Вы будете выполнять задание устной части,
которое заключается в диалоге с учителем-собеседником. Не забудьте правила
вежливости, а также постарайтесь ответить на все заданные вопросы. Более
подробную инструкцию Вы получите непосредственно перед началом диалога.
Желаем Удачи!

1) Перед
началом выполнения задания поздоровайтесь с тестируемым, задайте несколько
вводных вопросов, например :
What is your name? How are you? The weather is nice today, isn’t it? и т.п.

2) Объясните задание:
I will ask you questions about your summer holidays this year. Your task is
to answer them. Don’t forget that you speak about the past, answer with full
sentences. Is it clear? Do you have questions? You have 30 sec. to get ready.
При необходимости
переведите задание на русский язык.

3) Предупредите, что по истечении 2 минут диалог
будет завёршён.

4) Используйте
таймер или секундомер, расположите его таким образом, чтобы у тестируемого
была возможность видеть отсчёт времени.

5) По истечении 30 сек. на подготовку обновите
секундомер и начните диалог:   
Now we start.

1. Where did you go
this summer?

2. When did you go
there?

3. Who did you go
with?  (Did you go with your parents? etc.)

4. What did you do
there?

5. Did you like your
holidays? Why
?

6) По завершению диалога, поблагодарите
тестируемого и попрощайтесь. Не забудьте заносить результаты опроса в
таблицу.*

Таблица 8 — Таблица оценки раздела «говорение»

Имя тестируемого

Содержание рассказа (макс 5
баллов)

Языковое оформление(макс 5
баллов)

Временное ограничение

Итого баллов

Инструкция
для учителя-организатора процедуры тестирования

·       
Перед проведением тестирования посадить участников
по одному, либо так, чтобы минимизировать возможность тестируемых списать, спросить
ответ. После этого, каждому выдаётся индивидуальный экземпляр теста, состоящий
из 3х листов с заданиями, одного листа — бланка ответов. После этого объявить: «Уважаемые
участники тестирования, сегодня Вы выполняете итоговый тест по результатам первого 
полугодия. Во время проведения тестирования соблюдайте дисциплину, тишину. 
Тест состоит из 5 разделов — аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо
и говорение. Внимательно ознакомьтесь с заданиями каждого раздела и задайте
вопросы, если что-то кажется непонятным.»   Дайте время ознакомиться с
заданиями (2-2,5 мин), ответьте на вопросы.

·       
Обратите внимание тестируемых  на следующие
моменты:

1) время выполнения работы -45 минут  (Раздел
«говорение» выносится на отдельный день);

2) во время выполнения работы запрещается
пользоваться словарями, учебниками, тетрадями, запрещается перемещаться по
кабинету, спрашивать ответы у других;

3) в случае возникновения вопросов в процессе
выполнения заданий, поднять руку и дождаться, когда учитель подойдёт;

4) в разделе «аудирование» аудиозапись будет
звучать дважды, в разделе «письмо» пропуски заполняются прямо в задании, в
специально подготовленных для этого строчках;

5) все ответы должны быть перенесены в бланк
ответов, аккуратно и без помарок. Если возникла ошибка, зачеркнуть её
карандашом и рядом написать правильный вариант.

·       
За 10 и 5 минут до окончания теста объявить об этом
аудитории. По окончании теста попросить участников оставить работы на столе.

Итоговый тест.

На выполнение заданий отводится 45
минут,  не забудь занести свои ответы в бланк ответов.

РАЗДЕЛ 1. АУДИРОВАНИЕ

1. Listen to the text and fill in the gaps. You will
hear the text twice.

Послушай текст и заполни пропуски. Ты
услышишь запись дважды.

1)    
For a hot, sunny day you can
have a  __ and a cap.

2)    
You will __ great!

3)    
For cold weather you need __
trousers and a sweater.

4)    
For a __ day you can get a warm
coat and boots.

5)    
Just come and __
them __!

РАЗДЕЛ 2. ЧТЕНИЕ

1. Read the text. For the questions
1-5 choose the right variant- T (True), F (False), NS (Not Stated).
Прочитай текст, для
вопросов 1-5 выбери правильный вариант – Т (Правда),
F(Неправда), NS (Не сказано). 

       In the old times, the common
animals in the forests of Great Britain were bears, wolves, foxes and reindeer.
Near the sea there were a lot of seals. Now people try to save wild animals
like seals, they are in danger now because people throw rubbish in the sea. Reindeer
is common in Scotland today.
There are also smaller animals such as rats, squirrels, hares.
Among the birds there
are many blackbirds, sparrows, robins. Robin Redbreast is the national bird
of  the UK. There are about 430 kinds of birds, many of them are
songbirds.

People in
Great Britain like animals. There are special hospitals, which help wild animals. 
A lot of British families have ‘bird tables’ in their gardens. Birds can eat
from them in winter. The ‘bird table’ should be high because cats can eat
birds. In Britain animals can have jobs like people. British Rail has cats
and pays them for their work: cats get food and free medical help. Their job
is to catch mice. There is usually one cat for a station.

1) In the past in the UK there were many wild
animals like bears and foxes.

1. True      2. False     3.Not Stated

2) In the old times
seals were in danger, but now they are safe.

1. True      2. False     3.Not Stated

3) Robin
Redbreast is a singbird.

1. True      2. False     3.Not Stated

4) If the ‘bird table’ is not high, cats can eat
birds.

1. True      2. False     3.Not Stated

5) Cats get money for their job.

1. True      2. False     3.Not Stated

РАЗДЕЛ 3. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

1. Read the
text about J.K. Rowling and choose the right verb. Прочитай
текст про Дж. К. Роулинг и выбери правильный глагол.

Joanne Rowling or J. K. Rowling, is a British writer. She
1)__born in England. She 2)____to Oxford University.

J. K. Rowling 3) __ books about Harry Potter and after that
she 4)__ famous. Joanne Rowling 5)__ a lot of money for her books but 6)__ huge
sums for charity. The idea of Harry Potter 7)__  to her mind at the train
station. She 8)__ the character of
Hermione
Granger
on herself .
After becoming famous she 9)__ in England, she 10)__ to live in Scotland with
her family.

1.      1) 
was                2) beed                3)were

2.      1) was not
go      2) not went         3) did not go

3.      1)
writed             2)wrote              3)written

4.      1)
become           2) becomed        3)became

5.      1) getted 
            2)got                  3)was got

6.      1)
gave                2)gived              3) given

7.      1)
comed            2)came               3)did come

8.      1) based             2)
did base          3)basen

9.      1) was not
stay   2) not stayed       3) did not stay

10.    1)
moves            2) moved             3) was moved

2. Choose
the odd word. Выбери лишнее слово в строчке.

 1) Belfast           England           Cardiff           Edinburgh

2) poppy      
      thistle              shamrock       daffodil

3) snowy            frosty     
         cold                hot

5) put on    
    wear                try on                 need

4)* want               buy                  drink             find

3. Match
the signs you can see in London with their meanings. Соедини знаки,
которые ты можешь увидеть в Лондоне с их значениями.

1)

a) you must step aside and wait till someone passes

2)

b) Attention, elderly people

3)

c) you are close to the metro station

4)

d) before crossing the road, check if there is no car
nearby

5)

e) you can’t use this road (drive there or even walk)

РАЗДЕЛ 4. ПИСЬМО

You got a letter from you American friend John. He asks
you about your trip to London on the summer holidays.  Fill
in the
gaps to complete your letter.

Ты получил письмо от своего Американского
друга Джона. Он спрашивает о твоём путешествии на летних каникулах в Лондон.
Заполни пропуски так, чтобы получилось ответное письмо.

__________________,

Thank you for your letter. How are you?

This summer
I went to Great Britain. I ___________________________________ , the capital of
Great Britain. In London I saw
____________________and_________________________.   I took pictures of ____________________________
there. They are really______________________________. You know, my trip was
fantastic, because _____________________________________________________________________.

When you
were in London, did you_____________________________________________________________?

Well, hope
to hear from you soon,

_____________________

____________

Бланк ответов

РАЗДЕЛ 1. АУДИРОВАНИЕ (впиши слова)

РАЗДЕЛ 2. ЧТЕНИЕ (впиши цифры)

РАЗДЕЛ 3. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

1.   (впиши
цифры)                                                              2.   (впиши
слова)                                  3. (впиши буквы)

Правильные
варианты ответов разделов 1-3

РАЗДЕЛ 1. АУДИРОВАНИЕ (впиши слова)

1

T-shirt

2

look

3

warm

4

frosty

5

try on

РАЗДЕЛ
2. ЧТЕНИЕ (впиши цифры)

РАЗДЕЛ 3. ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА

1.   (впиши
цифры)                                                              2.   (впиши
слова)                                  3. (впиши буквы)

1

1

2

3

3

2

4

3

5

2

6

1

7

2

8

1

9

3

10

2

1

England

2

poppy

3

hot

4

need

5

want

Таблица
7- Дополнительные материалы для проверяющего

Текст по аудированию (аудиозапись)

«
What can you get from the TV-shop? »

Hello,
this is a popular TV-shop program. Today we will show you nice clothes for
young people. Here you can find clothes for every day and for special days,
too! We have a lot of things for different weather! For a hot, sunny day you
can have a T-shirt and a cap. We have a lot of them in our shop. You will
look great! For cold weather you need warm trousers and a sweater. We’ve got
them in different colours. Some of them are really funny, you will love them!
For a frosty day you can get a warm coat and boots. We have boots for boys
and for girls, they are warm. You can wear them in a rainy weather, too! Just
come and try them on!

Примерный вариант правильного письма

Dear John,

Thank you for your letter. How are you?

This summer I went to Great Britain. I went to
London,
the capital of Great Britain. In London I saw the river Thames
and Big Ben.   I took pictures of Tower of London there. They
are really beautiful. You know, my trip was fantastic, because I went to
Buckingham Palace and visited many parks in London
. (or .. because the
weather was really fine- sunny and hot.)

When you were in London, did you go to the London
Eye
?

Well, hope to hear from you soon,

Love,

Masha

Нелюбовь студентов к тестам вполне понятна и объяснима — это дополнительный стресс и страх получить низкий результат. Даже самый умный ученик может угодить в «ловушку восприятия» — не попасть в авторскую интерпретацию создателя проверочного материала и потерять баллы. О нюансах, которые стоит учитывать преподавателю при создании собственных тестов по английскому языку, читайте в этой статье.

Содержание:

  • Учитываем исследования
  • Соблюдаем принцип
  • Создаем вопросы разных типов

Учитываем исследования

Подготовили обзор полезных советов из научной литературы, которые помогут вам создать качественный тест.

Совет 1

Согласно одному из исследований, академическая успеваемость и успешное выполнение тестов напрямую связаны с тем, умеет ли обучающийся пользоваться всеми ресурсами и стратегиями, которые вы обсуждаете в классе. 

Для преподавателей это означает — созданию хорошего теста обязательно предшествует формирование полезных привычек у test takers.

Совет 2

В первом случае не происходит нужного интеллектуального стимула, во втором — ученик может быть серьезно демотивирован и подавлен из-за того, что не смог «предугадать», насколько углубленным окажется тестирование (спойлер: и не должен).

Совет 3

Преподавателям стоит взять на заметку, что первые вопросы формируют общее эмоциональное впечатление учеников о тесте — важно, чтобы оно было положительным и мотивирующим.

Совет 4

Рабочая задача преподавателя при создании тестов — провести оценку знаний. Есть еще скрытая ценность у такой проверки. Когда ученики не до конца уверены в правильности выбранного ответа, они пытаются воссоздать в голове цепочку из аргументов за и против. Однако, сталкиваясь с вариантом ответа или формулировкой, которую они никак не ожидали увидеть, студенты рискуют потратить много времени на поиск верной интерпретации и ухудшить результат.

Соблюдаем принцип

Создание качественных тестов строится на правильном выборе типов вопросов, их сильных и слабых сторон в оценке знаний конкретных учеников и конкретного материала. Продумывая проверочный материал, нужно задавать себе вопросы «Что изучалось» и «Каким образом».

К примеру, если в рамках курса вы в большей степени работали с фактологической информацией, то присмотритесь к вопросам в формате True-False и Multiple choice.

Советуем заглянуть в другие полезные материалы:

Создаем вопросы разных типов

Multiple choice

Такие вопросы многозадачны, но чаще всего используются для определения верного значения слова, поиска оптимального ответа на проблему, обозначенную в вопросе, или понимания контекста (актуально для заданий с текстами).

Чего следует избегать:

  • Вариантов ответа “All of the above/None of the above“. Вместо того чтобы мотивировать ученика найти правильный ответ, такие опции больше способствуют развитию другого навыка — узнавания наиболее вероятных неверных ответов вместо рефлексии.
  • Содержательного пересечения вариантов ответа.

True-False

Вопросы пригодятся для проверки содержания текста и утверждений, а также знания теории и другой фактологической информации.

На что обратить внимание

  • Неосторожный выбор слова может привести к изменению сути вопроса. Избегайте двусмысленного толкования — предлагаемые утверждения должны быть полностью верными или нет. 
  • Не злоупотребляйте наречиями частотности и модальными глаголами.

Fill in the blank

В отличие от Multiple choice и True-False в таких вопросах ученикам нелегко угадать правильные ответы или найти их методом исключения заведомо неправильных.

Чего следует избегать:

  • Большого количества пропусков (оптимально 1-2 для утверждения).
  • Грамматического соответствия.

Matching

Вопросы этого типа помогают протестировать знание и понимание:

  1. слов и их определений;
  2. структурных частей предложения;
  3. функций грамматических конструкций;
  4. коммуникативной ситуации (соединение верных ответов и вопросов на реплики собеседника).

Убедитесь, что

  • Структура и формат вопроса не выдают ответ.
  • Опции не пересекаются по содержанию, чтобы не ввести ученика в заблуждение.
  • При создании вопросов с помощью онлайн-конструкторов тестов проверьте, что не даете интерактивному формату заместить проверку знаний учеников.

Ordering

Больше всего такие вопросы подходят для определения структуры диалогов, последовательности действий и ранжирования информации.

Что следует иметь в виду: 

Оптимально использовать 5-7 опций для ранжирования либо разбить опций на сеты, если их много. Это не означает, что вы снижаете когнитивную нагрузку на задание — меньшее количество опций, которое сопровождается контекстом, более эффективно и понятно для выполнения.

Вопросы для размышления:

  1. Каким образом вы бы выбрали и распределили части монолога для ранжирования, чтобы сделать задание максимально эффективным для ученика?
  2. С какими другими сложностями, помимо большого количества опций, может столкнуться преподаватель при делении текста на отрывки? 

Поделитесь своими идеями и ответами в комментариях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти меню пуск виндовс 10
  • Как составить расписание работы автобуса
  • Как найти человека на таборе без регистрации
  • Как найти пункт выдачи на валберис
  • Как исправить ошибку число в excel