ТЕЗИСЫ
– это кратко сформулированные основные
мысли, положения изучаемого материала.
Для
того, чтобы сделать тезисный конспект
надо:
1)
Прочесть целый абзац (еще лучше сначала
просмотреть весь текст целиком). Выделить
главную мысль (ключевые слова) в абзаце.
Найти ключевые предложения.
В них –
ключевые слова.
2)
отбросить в предложении детали, пояснения.
Возможно, что главная мысль «разбросана»
по двум или даже трем предложениям.
3)
переформулировать выделенную мысль в
более простой форме.
Если
в тексте автор приводит какие-то
конкретные примеры (жизненные истории
и т.д.) их не надо переписывать, а можно
помечать следующим образом:
Пр:
история про восп-е
девочки-маугли (т.е. кратко указывается
суть или название , если речь идет об
известном эксперименте, научном или
историческом факте)
Пример:
фрагмент
стенограммы телепередачи Гордона с
Д. Леонтьевым и С. Братченко
«Пунктирный человек»)
:
…Громадную
ошибку
допустил великий психолог Карл
Роджерс
который отождествил
человеческий
потенциал
с тем, что в нас заложено
от природы.
Понятие «личностный
рост»,
которое было введено в обиход Карлом
Роджерсом, подразумевает,
что все заложено,
надо только поливать и все само
прорастет.
Но прорастает как раз не то, что делает
человека человеком, прорастает то, что
представляет собой лишь предпосылку.
Наш природный потенциал не есть наш
человеческий потенциал. Человеческий
потенциал
не внутри нас, он в наших
отношениях с миром.
В
человеке есть не только биологическое
и социальное, но и собственно личностное,
что не
относится ни к тому и ни к другому.
Очень красивая модель, описывающая это,
была предложена
американским
психологом
Сальваторе
Мадди,
автором очень оригинальной теории
потребностей. Он выделяет три
группы человеческих потребностей:
биологические, социальные
и психологические.
К психологическим Мадди относит
потребности в воображении,
суждении и символизации:
то, что никто никогда к потребностям не
относил. И далее Мадди описывает два
пути развития личности.
Первый путь — когда мы воспринимаем себя
исключительно
как воплощение биологических нужд и
социальных ролей,
у нас доминируют биологические и
социальные потребности, и мы себя самих
воспринимаем как воплощение этих
биологических нужд и
социальных ролей и ведем себя в их
логике. Это конформистский
путь. Но есть еще второй вариант, когда
доминирующими
являются потребности психологические.
У нас возникают свои
образы, свой мир. Мы строим идеалы,
мы проецируем себя в
будущее…
И мы начинаем вести себя уже по-иному,
по–человечески. Можно без этого обойтись,
но при этом человеческий потенциал
никогда не реализуется. Это выбор,
который каждый
из нас делает…
Тезисы:
Карл
Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка
наследственности.
А личностный рост – самораскрытию
способностей.
ДАЛ
Заложенное в наследственности – это
лишь предпосылка. Челов-ий потенциал
заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.
ДАЛ:
Три аспекта «содержания» человека:
-
биологическое,
-
социальное
-
собственно
личностное
Аналогичная
идея ам.психолога
Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей
(биол-ие, соц-е, личностные).
По
Мадди есть 2 пути р-я:
1)
конформистский: когда ч-к воспринимаем
себя как воплощение биол-их нужд
и соц. ролей.
2)
когда доминируют психол-е потребности.
Ч-к строит идеалы, проецирует себя в
будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)
Ч-к
сам выбирает способ жизни
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Как составить тезисный план текста?
Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.
Инструкция
Уровень сложности: Несложно
1 шаг
Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.
2 шаг
После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.
3 шаг
Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.
Конспект урока
Предмет: родной русский язык
Класс: 4
Тема: «Тезисы. Конспект. Составление
конспекта по энциклопедии»
Цели: познакомить учащихся с новыми
понятиями, учить конспектированию и составлению тезисов, развивать умение
выделять в тексте главное, прививать интерес к научной литературе, воспитывать
бережное отношение к природе.
Ход урока
Сегодня на уроке мы уделим
внимание двум видам работ: конспектированию и составлению тезисов.
ТЕЗИСЫ — это кратко сформулированные
основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать
тезисный конспект надо:
1) Прочесть целый абзац (еще
лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые
слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них — ключевые слова.
2) отбросить(не обращать
внимания) в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль
«разбросана» по двум или даже трем предложениям.
3) переформулировать
выделенную мысль в более простой форме. Если в тексте автор приводит какие-то
конкретные примеры (жизненные истории и т. д.) их не надо переписывать, а можно
помечать следующим образом: Пример: история про подвиг Геракла (т.е. кратко
указывается суть или название)
Рассмотрим пример статьи о белых медведях из энциклопедии.
Белый медведь
Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше.
Его высота в холке (от земли до шеи) 1,5 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в
ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки
175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет.
Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе. Окрас меха этого
животного от снежно-белого до желтоватого, благодаря этому медведь почти не
заметен на снегу, а вот кожа у белого медведя черная, но ее не видно сквозь
густую шерсть, разве что совсем немного — на носу. Белые медведи очень
выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы
покрыты шерстью, что придаёт большую стабильность при движении по льду и снегу.
Белые медведи могут бегать, но обычно они передвигаются пешком.
Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед
или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми
ноздрями и открытыми глазами. Умеют ловить рыбу. После выхода на берег сразу
отряхиваются от воды.
Белые медведи большую часть года проводят на скованных льдом
берегах вдоль побережья. Как правило, охотятся они в одиночку. Поиском пищи они
занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей, подстерегая их у
лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду
животным. У белых медведей очень чуткое обоняние. Они способны учуять
тюленей, лежащих в укрытии под снегом.
Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя
белый медведь закрывает лапой свой черный нос, преграждает добыче путь к
отступлению, или вовсе претворяется проплывающей мимо льдиной. Медведь может
испытывать эмоции от ярости до радости: после удачной охоты и сытного обеда он
иногда начинает резвиться, как котенок.
Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может
залечь в спячку. Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу
вместе с медвежатами. Пять месяцев она не ест никакой пищи и при этом кормит
родившихся медвежат, обычно двоих, молоком. Медвежата, покрытые редкой белесой
шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие. Длина их 17—30 см, а вес
500—700 г. Мама — медведица согревает своим телом. А весной подросшие
медвежата выходят из берлоги. Отцы — медведи не принимают никакого участия в
воспитании детей. И даже сами могут представлять для них серьёзную угрозу.
Летом пища медведей более разнообразна: мелкие грызуны,
полярные лисы, утки и их яйца. Белые медведи, как и все остальные
медведи, могут питаться и растительной пищей: ягодами, грибами, мхами, травами.
Работая по пунктам, запишем тезисы к этому тексту. Это кратко
сформулированные основные мысли текста. В данном случае о белых медведях.
Тезисы
Белые медведи живут в Арктике
и считаются самыми крупными хищниками на суше. Живут 15-18 лет. Весят 350-360
кг. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом
большие расстояния. Белые медведи отлично плавают. Охотятся они в одиночку.
Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей.
Эти животные очень любопытны и умны. Медведь может испытывать эмоции от ярости
до радости. Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может
залечь в спячку. Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу
вместе с медвежатами и кормит родившихся медвежат молоком. Медвежата, покрытые
редкой белесой шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие. Длина их 17—30
см, а вес 500—700 г. Летом пища медведей: мелкие грызуны, полярные лисы,
утки и их яйца, могут питаться ягодами, грибами, мхами, травами.
Запиши в тетради число и
классная работа. Попробуй составить тезисы к этому тексту.
Утка-мандаринка
Мандаринка — небольшая ярко раскрашенная утка. Мандаринка
относится к роду лесных уток, в который входит еще один малоизвестный вид —
каролинская утка (каролинка). Оба эти вида очень схожи как внешне, так и
образом жизни.
Размер этих уточек совсем небольшой: длина тела 40-48 см,
размах крыльев 65-70 см, вес 400-700 г. У обоих видов ярко выражен половой
диморфизм — самцы внешне сильно отличаются от самок. Если утки окрашены скромно
в серые тона с буроватыми пестринами, то окраска селезней намного богаче. У
самцов мандаринки на голове растут длинные перья трех видов: в верхней части
головы медно-красные с зелено-фиолетовыми концами, от уголков глаз — белые, по
бокам клюва — рыжие. Верхняя часть тела черная, нижняя белая, грудь фиолетовая,
бока палевые с тончайшим сетчатым рисунком. Кроме того на каждом крыле есть по
одному очень широкому перу, торчащему словно парус. Перья эти рыжие с синей
каймой. У самцов каролинок «капюшон» на голове зелено-фиолетовый, на
подбородке, шее и краях капюшона проходит белая полоса. Грудь каштановая, бока
палевые, спина черная. У каролинок перья крыла топорщатся не столь заметно.
Клюв и лапы у обоих видов красные.
Мандаринка обитает на Дальнем Востоке, каролинка — в Северной
Америке, однако в европейских странах (Швейцарии, Польше) можно встретить
одичавших представителей обоих видов, сбежавших из неволи. Мандаринки и
каролинки, живущие на юге ареала, оседлы, северные популяции совершают
перелеты. Мандаринки зимуют на юге Китая и Японии, каролинки — во Флориде,
Мексике и на Кубе. Обе утки населяют берега небольших лесных рек, густо
заросших деревьями, причем тяготеют они к горным лесам и рекам со скалистыми
берегами. Обычно эти утки встречаются поодиночке или попарно, после выведения
потомства и на зимовках держатся небольшими стайками. Мандаринки осторожные и
молчаливые птицы, голос, похожий на негромкий свист, подают редко.
В лесу мандаринки часто садятся на деревья и очень ловко
передвигаются среди ветвей. Они хорошо летают, в воздухе делают резкие
повороты, взлетают резко без разбега. Каролинки хорошо ныряют, а мандаринки
делают это неохотно, только в случае опасности.
Врагами мандаринок являются хищные птицы, лисицы, еноты,
енотовидные собаки, куницы и даже белки, которые могут разорять гнезда. Также
на оба вида лесных уток ведется интенсивная охота. Тем не менее их численность
держится на высоком уровне. Мандаринки и каролинки хорошо приручаются и легко
размножаются в неволе. Благодаря красоте и плодовитости они стали одними из
самых распространенных декоративных уток, их часто можно увидеть на прудах
парков. В результате селекционной работы у мандаринки выведена белая форма,
которая пока еще редка и не известна широкому кругу людей.
Дом.задание:составить аннотацию
Конспект — (лат. conspectus
— обзор]. Краткое изложение, запись содержания какого -либо доклада,
сочинения, статьи.
Работая с конспектом нужно
«увидеть» самую важную информацию, и экономно ее записать. Работа над
конспектом — это создание «вторичного» текста.
Работа над конспектом предполагает следующие этапы.
Конспектирование складывается из нескольких этапов:
1. Ознакомительный этап :Вся статья внимательно
прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом).
После прочтения составляется общий план статьи.
2. Составление конспекта. Статья вторично
прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами
содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.
3. Завершающий этап. Запись еще раз
просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.
Существуют Общие правила конспектирования, прочитай их
• Записать полное название конспектируемого произведения
• Осмыслить содержание текста.
• Составить план конспекта.
• Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для
дополнительных заметок.
•
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное
значение (уметь их выделить в тексте).
• Запись вести своими
словами.
• Можно сокращать слова
• Уметь пользоваться разным
цветом (маркером, карандашом) для обозначения нумераций, заголовков,
параграфов, формул и т.д.
Ответь на вопросы письменно в
тетради
1. Объясните, что такое
конспект?
2.Как думаешь, какое
значение имеет для человека любой профессии умение конспектировать?
Выполни упражнение в тетради
письменно.
Составьте план
и конспект текста «Черное золото». Ты можешь использовать любой текст из
домашней энциклопедии
ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.
Жидкое черное золото — это
нефть, один из самых замечательных минералов земли.
Но
что такое нефть и откуда она берется? Ответить на этот вопрос нелегко. Ученые
до сих пор спорят между собой о ее происхождении. Раньше, благодаря трудам
знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших
глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые
соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к
поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно
водоросли. Действительно,
в наших широтах, особенно в озерах на дне собираются особые
вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и которые вместе с
илом образуют черную кашицу. Если такая кашица занесется песком и глиной,
опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы
получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии
вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают
тягучие черные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания
некоторых нефтей, образующихся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных
камышей.
Сейчас мы знаем даже те
геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные
нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в
топких озерных водоемах или мелких лиманах создаются выгодные условия для
накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти
сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков соленых озер, а вытекающие
вместе с нефтью воды содержат йод и бромистые вещества, которые говорят о
значении морских растений при образовании нефти.
Отправь свои ответы в виде фото или документа Word на электронную
почту
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Пример:
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
Общие требования:
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
- Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
- В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
- Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Цели урока.
Обучающие:
- знать определения понятий: “тезис”,
“конспект”; - давать определения изученных понятий;
- знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
- овладеть навыками составления тезисов,
конспектирования; - способствовать отработке навыков
конспектирования, составления тезисов.
Развивающие:
- совершенствовать основные коммуникативные
навыки – слушания и говорения; - развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать внимание к слову.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности мышления;
- воспитание речевого этикета.
Задачи урока:
- дать понятие тезиса и конспекта;
- познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по
составлению тезисов и конспекта; - отработать навыки составления тезисов,
конспектирования; - выявить связь между составлением тезисов и
конспекта.
Методы и формы работы:
- словесно-наглядный;
- эвристическая и фронтальная беседа;
- практический (упражнения).
Оборудование:
- учебник, словарь;
- раздаточный материал:
1) определение и алгоритм составления тезисов и
конспекта;2) листы с практическими заданиями;
3) текст для работы дома.
Ход урока
Первый урок
I. Теоретическая часть.
1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).
2. Определение понятий (словарная работа).
На этом этапе урока учащиеся по учебнику или
словарю знакомятся только с понятиями тезиса и
конспекта, типами, назначением и сферой их
применения (прежде всего, использование в
учебной деятельности). Последнее выясняется в
ходе беседы с учащимися:
— на каких предметах уже использовали конспект
(тезисы)? При выполнении каких заданий?
— в каких жизненных ситуациях это может
пригодиться? и т.п.
Определения понятий записываются в тетрадь.
Лучше заранее распечатать теоретические
сведения урока в виде раздаточного материала для
каждого понятия отдельно. (Приложение
1)
3. Слово учителя.
— С чего начать работу над конспектом? Как
увидеть самую важную информацию, как экономно и
рационально ее записать? Эти и многие другие
проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель —
овладение навыками конспектирования и
составления тезисов, то есть краткой логичной
записи прочитанного или услышанного. Работа над
конспектом — это создание “вторичного” текста.
— Прежде всего, надо внимательно прочитать
текст, чтобы определить его тему и понять цель
автора (основную мысль). Затем следует
проанализировать содержание каждого абзаца и
выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы
нужно объединять.
— Исключив из абзацев часть информации:
авторские отступления, ссылки на других авторов,
иллюстрации, примеры, не играющие особо
смысловой роли в понимании содержания, мы и
получим тезисы.
— Записав тезисы в логической
последовательности, снабдив их примерами (не
больше двух), мы получим конспект.
Учитель по ходу объяснения составляет на доске
“зрительную картинку” излагаемого материала
(это опять же будет примером выделения главного).
Желающие могут перенести схему в тетрадь:
Чтение текста
тема цель автора
основная мысль абзаца (-ев)
без примеров с примерами
тезисы конспект
— Более подробная инструкция по составлению
тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы
учащиеся получили этот материал в личное
пользование)
4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот
же печатный материал Приложения 1):
а) тезисов:
— изучаемый текст читайте неоднократно,
разбивая его на отрывки;
— в каждом из них выделяйте главное, и на основе
главного формулируйте тезисы;
— не приводите факты и примеры;
— сохраняйте в тезисах самобытную форму
высказывания, оригинальность авторского
суждения, чтобы не потерять документальность,
убедительность;
— по окончании работы над тезисами сверьте их с
текстом источника (не исказился ли смысл?), затем
перепишите и пронумеруйте.
б) конспектов:
— ознакомьтесь с текстом, прочитайте
предисловие, введение, оглавление, главы и
параграфы;
— выделите информационно значимые места текста;
— составьте “черновой” план текста (он поможет
вам в логике изложения группировать материал);
— выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);
— запишите их с последующей аргументацией,
подкрепляя примерами и конкретными фактами;
— текст автора оформляйте как цитату и
указывайте номер страниц;
— используйте речевые формулы: автор считает…,
рассказывает (автор);
(В заключение обобщите текст конспекта,
выделите основное содержание проработанного
материала, дайте ему оценку).
II. Практическая часть. (Листы с заданиями на
каждой парте)
1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём
рассказывается.
Для ответа выбери подходящее начало из
предложенных речевых образцов: Автор текста
(статьи) рассказывает нам о том… В тексте (статье)
рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся
оценка, анализ (чего?), обобщается (что?),
представлена точка зрения (на что?)…
У японцев бытует любопытный обычай: в день
свадьбы молодым преподносят чудесный дар
природы — морскую корзиночку (ажурную губку), в
которой сидят два рачка, символизирующих
верность, преданность. Рачки эти заползают в
корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней
и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут
выбраться через небольшое отверстие. Такой
свадебный подарок называется корзинкой Венеры.
(Возможный ответ. Из заметки стало известно,
что у японцев есть обычай дарить молодожёнам
морскую корзиночку с двумя рачками,
символизирующими супружескую верность.)
2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к
заметке.
Автор балета “Спящая красавица” — Пётр
Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет
пушкинского “Евгения Онегина” подсказала
Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская.
“Содружество” двух гениев дало миру прекрасное
произведение.
(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет
пушкинского “Евгения Онегина” подсказала
Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская.
“Содружество” двух гениев дало миру прекрасное
произведение.)
3. По заголовкам определите тему статей
(возможно несколько вариантов).
(Темы в), г), д) — для слабых учащихся, остальные —
для сильных)
а) Здоровье нации — дело каждого и всех.
б) Человек и компьютер.
в) Наш сад.
г) История государства Российского.
д) Беречь землю.
е) Из жизни лингвистических терминов.
(Возможные варианты:
а) о здоровом образе жизни; о негативных
последствиях вредных привычек;
б) роль компьютера в жизни современного
человека; сравнительные возможности компьютера
и человека;
в) о садоводстве;
г) вопросы исторического развития России;
хроника Российской истории;
д) экологические проблемы земли;
е) популярное изложение научных понятий
лингвистики.)
4. Прочитайте текст. Назовите предложение,
которое несёт главную смысловую нагрузку.
Берегите книги.
Не реже двух раз в год книги в домашней
библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль
и сырость — враги книг, книги следует потереть
сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми,
чтобы они хорошо проветривались.
(Ответ. Пыль и сырость — враги книг.)
5. В предложенном тексте (без абзацев): а)
найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении
ключевые слова; в) определите главную мысль
текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для
слабых.)
Память бывает разная. Есть память чувств,
в которой хранятся радости и печали. Есть
память ума, сохраняющая обдуманное и понятое.
Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц
назад, потому что у вас есть память на вкусовые
ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём
помогают разные виды памяти. Но чтобы они
по-настоящему выручали, о них надо
заботиться: тренировать и развивать.
(Ответ:
а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;
б) подтемы: память бывает разная; людям помогают
разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид
памяти надо тренировать и развивать.)
6. Подведение итогов.
В конце урока следует ещё раз повторить
определения основных понятий темы: конспект,
тезис, тема и главная мысль текста, ключевые
слова.
Домашнее задание. Знать определения и
алгоритмы составления конспекта и тезисов.
Второй урок
1. Фронтальный опрос учащихся:
— Что такое конспект? тезисы?
— Перечислить основные правила составления
конспекта и тезисов.
— Что такое подтема? ключевые слова? и др.
Практическая часть (продолжение)
2. Прослушайте текст и к каждому предложению
составьте вопросы (письменно).
Старейшие действующие часы находятся на здании
собора в английском городе Солсбери. Они не имеют
циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется
при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368
году. В 1956 году подвергались капитальному
ремонту.
(Ответ. — Где находятся старейшие
действующие часы?
— Что у них отсутствует?
— Как осуществляется сигнал о ходе времени?
— Когда часы созданы?
— Когда их ремонтировали капитально?)
3. Прочитайте текст (текст не разделен на
абзацы):
а) разбейте текст на абзацы (подтемы);
б) определите, сколько основных тем развивается
в данном тексте, назовите их.
Опыт космических исследований околоземных
орбит, находящихся на расстоянии сотен
километров от поверхности Земли, показал, что с
высоты видно не только дальше, но и глубже. Это
относится к наблюдению материков и океанов. Вода
в морях и океанах не мешает наблюдению
глубоководного рельефа дна. При наблюдении или
фотографировании из космоса отдельные детали
земной поверхности объединяются в единое целое,
образуя крупномасштабные картины строения
Земли, на которых иногда проявляются глубинные
структуры нашей планеты. Однако как через
поверхность суши, так и через морские глубины
просматриваются только крупномасштабные
объекты и образования, в которых практически
невозможно различить небольшие детали. Не так ли
и в истории человечества? Из глубины веков до нас
доходят только значительные события, явления и
самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё
мелкое, второстепенное, отбирает для последующих
поколений только наиболее значительное, крупное.
Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и
с большого расстояния, в пространстве, из
рассеянного (размытого) для современников потока
информации постепенно выступают наиболее
выдающиеся творения и личности, оказавшие
большое влияние на развитие человеческого
общества. Рассеяние света в морской воде,
облачном покрове, межпланетной и межзвёздной
среде, рассеяние вещества в материках,
распространение (рассеяние) информации в
человеческом обществе — эти, казалось бы,
такие различные явления, имеют и общие черты. Во
всех этих явлениях рассеяние участвует в
формировании крупномасштабных, но размытых
картин, которые отчётливо проявляются на
значительном пространственно-временном
интервале.
(Ответ.
а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.
— Рассеяние света в морской воде, облачном
покрове, межпланетной и межзвёздной среде… — 3
абзац.
б) Две основные взаимосвязанные темы:
1) описание и анализ опытов фотографирования из
космоса;
2) перенос, распространение результатов
исследования на другие сферы жизни и
деятельности человека.)
4. Вспомните и скажите, строка из какого
стихотворения С.А. Есенина может стать главной
мыслью статьи из задания № 7. – не беда,
если уч-ся этого не знают, учитель коротко может
процитировать известные строки.
(Ответ. “Большое видится на расстоянии”.)
5. Прочитайте последний абзац текста и скажите,
можно ли его опустить. Если нет, то объясните
почему?
(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий
вывод по теме.)
6. Составьте и запишите тезисы:
а) раскрывающие подтемы текста;
б) раскрывающие главную тему (для более сильных
учащихся).
(Ответ. а) При наблюдении или
фотографировании из космоса отдельные детали
земной поверхности объединяются в единое целое,
образуя крупномасштабную картину строения
Земли.
— Из глубины веков во времени, так же, как и с
большого расстояния, в пространстве, из
рассеянного для современников потока информации
постепенно выступают наиболее выдающиеся
творения и личности.
— Рассеяние в различных явлениях природы
участвует в формировании крупномасштабных, но
размытых картин, которые отчётливо проявляются
на значительном пространственно-временном
интервале.
б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в
морской воде, облачном покрове; распространение
информации в человеческом обществе и т. д.
проявляются общие черты. Их объединяет такое
понятие, как “рассеяние”, участвующее в
формировании крупномасштабных, но размытых
картин, которые отчётливо проявляются на
значительном пространственно-временном
интервале.)
Правильные ответы обязательно давать учащимся
для самоанализа и как образец.
7. Подведение итогов в форме беседы (чему
учились на уроке? что освоили? и др.)
Домашнее задание.
Напишите конспект статьи на лингвистическую
тему (дается текст каждому учащемуся, лучше
несколько вариантов и из заданий к ГИА).