Как составить типологический портрет личности

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Для начала определим, что такое психологический портрет человека. Психологический портрет личности – это описание внутреннего мира индивида. Рассматривается тип личности, темперамент, характер, интересы, способности и многое другое. Описание психологических особенностей человека – это сложный процесс, который предполагает несколько этапов. Каждый из них имеет свои нюансы и значение, ни один из них нельзя пропускать. Давайте разберемся, как и для чего можно составить психологический (социально-психологический) портрет личности.

Содержание

  • Для чего нужен психологический портрет личности
    • Можно ли составить по внешности
  • Составляющие психологического портрета личности
  • Как составить психологический портрет личности
    • Тест Айзенка на определение темперамента
    • Тест Айзенка на IQ
    • 16 факторный опросник Кеттелла
    • Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»
    • Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
    • Тест С.В. Ковалева на самооценку
    • Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)
    • «Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой
    • «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана
    • Анализ социальных сетей
    • Беседа с родственниками и друзьями
    • Изучение продуктов деятельности
  • Пример написания психологического портрета личности: образец
    • Пример №1
    • Пример №2
  • Вопросы для определения своего психологического портрета
  • Заключение

Для чего нужен психологический портрет личности

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой.

Составляющие психологического портрета личности

Составляющие психологического портрета личности

Рассмотрим, как составить психологический портрет человека. Встречаются разные модификации портрета, но чаще всего в его структуру входят следующие элементы:

  • темперамент человека (тип нервной системы);
  • IQ и предрасположенность к интеллектуальному труду;
  • ведущие черты характера;
  • направленность личности;
  • уровень самооценки;
  • способности;
  • ценности;
  • коммуникативные навыки;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • мотивационная сфера;
  • индивидуализм-коллективизм;
  • другие.

Во время диагностики важно сохранять объективность, четко разделять факты и домыслы, исключить личное отношение к обследуемому. Поэтому лучше доверить это профессиональному психологу. Однако и он в ходе диагностики использует разные методы: наблюдение, тесты и опросники, беседы со знакомыми испытуемого и прочее.

У каждого специалиста свой арсенал средств. Кроме этого, набор диагностических методик зависит от конкретного случая. Всегда используются универсальные тесты, например, для определения темперамента и направленности личности, а методики более узкого спектра подбираются индивидуально. К примеру, в одном случае важно оценить мотивацию человека (вид и уровень), в другом случае – уровень тревожности или невротизации, в третьем – выраженность лидерских качеств и т.д.

Помимо этого, важно учитывать возраст обследуемого. Например, для определения психологического портрета личности ребенка лучше выбирать проективные тесты: «Несуществующее животное», «Дом, человек, дерево», «Незаконченные предложения».

Важно! Рекомендуется составлять психологический портрет профессионально, то есть довериться психологу.

Как составить психологический портрет личности

Как составить психологический портрет личности

Для составления портрета нужно попросить человека пройти несколько тестов. Однако это не единственный способ. Рассмотрим популярные методы и алгоритм составления психологического портрета.

Тест Айзенка на определение темперамента

Тест Айзенка на определение темперамента

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. По итогам опроса составляется график, который показывает долю каждого типа темперамента (в чистом виде не встречается ни один вид).

Тест выявляет не только тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), но и направленность личности: экстраверсия, интроверсия, амбиверсия. А также тест показывает эмоциональную стабильность или нестабильность клиента.

Тест Айзенка на IQ

Определяет не только интеллектуальное развитие, но и креативность, умение мыслить логически. Испытуемому предлагают решить несколько задач. Потом подводят итоги. Средний показатель IQ – 100-120 балов. Балл выше 150 указывает на гениальность, меньше 80 – на отсталость.

16 факторный опросник Кеттелла

16 факторный опросник Кеттелла

Испытуемому предлагают ответить на 187 вопросов. Методика позволяет оценить сразу несколько важных психологических характеристик:

  • замкнутость – общительность;
  • конкретное – абстрактное мышление;
  • эмоциональная стабильность – нестабильность;
  • привычка подчиняться – привычка доминировать;
  • сдержанность – экспрессивность;
  • следование нормам и дисциплине – низкая нормативность поведения;
  • робость – смелость;
  • реализм – чувственность;
  • подозрительность – доверчивость;
  • практичность – мечтательность;
  • наивность – проницательность;
  • спокойствие – тревожность;
  • консерватизм – радикализм;
  • конформизм – нонконформизм;
  • слабый самоконтроль – высокий самоконтроль;
  • расслабленность – эмоциональная напряженность.

Уже только на основе этого можно составить развернутый портрет личности. А если еще и оценить парные сочетания показателей, то можно узнать следующее:

  • лидерский потенциал;
  • коммуникативные навыки и потребность в общении;
  • отношение к другим людям;
  • интеллект;
  • гибкость и скорость ума;
  • эмоциональная чувствительность;
  • склонность к риску;
  • уровень самодисциплины и следования морали.

Если провести этот тест полностью, рассмотреть все трактовки, то можно только при помощи одной этой методики составить полноценный портрет человека. Например, для отбора кадров этого будет вполне достаточно.

Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика позволяет выявить и оценить степень выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Примечательно, что результаты опроса описывают субъективное ощущение клиента. Этот тест часто используют психологи и психиатры.

Самооценка стрессоустойчивости (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)

Испытуемому предлагают ответить на 18 вопросов. По итогам опроса можно определить уровень стрессоустойчивости: от очень низкого до очень высокого. Результаты теста пригодятся при выборе профессии и работы, отборе кадров, на консультациях у психолога. А также этот опросник подходит для самодиагностики и работы над саморегуляцией, своими эмоциями.

Тест С.В. Ковалева на самооценку

Испытуемому предлагают ответить на 32 вопроса. По итогам опроса можно определить тип самооценки: адекватная высокая, адекватная средняя, неадекватная заниженная. К сожалению, тест не определяет неадекватную завышенную самооценку.

Методика ПИК (показатели индивидуализма – коллективизма, автор Л. Г. Почебут)

Испытуемому предлагают ответить на 30 вопросов, а точнее выбрать одно из утверждений в 30 группах. Ответы сравниваются с ключом, за каждое совпадение начисляется один балл. Потом определяется общий балл и выявляется направленность личности обследуемого: индивидуализм или коллективизм.

«Иерархия потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой

Зная потребности личности, можно многое сказать о приоритетах, ценностях, убеждениях и интересах. Испытуемому предлагают дополнить фразу «Я хочу…», даются 15 вариантов продолжения. Нужно расставить всех их в порядке убывания значимости. Тест позволяет выявить доминирующую потребность и определить степень удовлетворения следующих потребностей:

  • материальные блага,
  • безопасность,
  • межличностные связи,
  • уважение со стороны других людей,
  • самореализация.

Иерархия потребностей помогает понять мотивацию поступков конкретного человека.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана

Испытуемому предлагают ответить на 20 вопросов, ответы сравниваются с ключом. Общий балл показывает тип мотивации: страх неудачи, надежда на успех или нейтральный показатель. В трактовке результатов описан не только тип мотивации, но и смежные черты личности, характерные паттерны поведения.

Анализ социальных сетей

Анализ социальных сетей

Современный метод написания социального портрета человека. Специально обученные психологи анализируют записи, группы, фотографии, музыку, видео, список друзей и другие данные со страницы конкретного человека. Специалист даже может отличить истинную информацию от ложной, отделить желаемый образ (который человек пытается показать в сети) от реального. К этому методу часто прибегают в криминалистике.

Беседа с родственниками и друзьями

Универсальный способ, который дополняет любые тесты. Особенно часто его используют при диагностике ребенка или при работе с парами, семьями, коллективами.

Изучение продуктов деятельности

Метод позволяет определить интересы и способности, знания и навыки, ценности, приоритеты и многое другое. Этот способ подходит для удаленной диагностики. Для исследования используют рисунки, сочинения, поделки, отчеты, прочее. Подойдет все, что сделал (заполнил, написал, нарисовал и т.д.) сам обследуемый. Часто этот способ применяют для составления психологического портрета знаменитых и известных людей, особенно тех, что уже умерли.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Пример написания психологического портрета личности

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека:
Обследуемый: Василий Васечкин.

Пол: мужской.

Возраст: 20 лет.

Образование: студент, учится на юриста.

Используемые методики: опросник Айзенка (на темперамент), тест Кеттелла (16 факторов личности), тест на стрессоустойчивость, тест на определение мотивации (достижение успеха или избегание неудачи).

В ходе диагностики было выявлено, что клиент имеет выраженный лидерский потенциал, но в то же время иногда боится неудач и отличается повышенной тревожностью. Эти особенности искажают типичный портрет холерика (такой темперамент был выявлен у испытуемого). Тревожность противоречиво сочетается с решительностью, а высокий уровень ответственности и развитое чувство долга уравновешивают мотивацию избегания неудачи.

Вывод-заключение и рекомендации: в целом гармоничный тип личности, но из-за низкой стрессоустойчивости и высокой тревожности могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере (юриспруденция). Возможно, стоит выбрать другую профессию или заняться развитием слабых качеств.

Важно! В целом, алгоритм составления психологического портрета такой: краткая информация о клиенте, описание по элементам портрета, общее заключение и рекомендации.

Вопросы для определения своего психологического портрета

тест С. Деллингера

Определенных вопросов нет. Чтобы узнать и написать свой психологический портрет личности, лучше использовать простые методики, например, геометрические и проективные тесты.

Одна из популярных техник – тест С. Деллингера. Чтобы сделать описание самого себя, задайте всего один вопрос: «Какая фигура меня привлекает больше: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник или зигзаг?».

Трактовка ответа помогает определить тип личности:

Фигура Описание психологического портрета
Треугольник Вы — прирожденный лидер, привыкли концентрироваться на главном. Вам легко удается перерабатывать большие объемы информации, находить общий язык с разными людьми. Однако чрезмерная рациональность иногда мешает межличностному взаимодействию.
Прямоугольник Вы постоянно находитесь в состоянии поиска, жаждете изменений. Поэтому время от времени вы превращаетесь в один из других типов. Прямоугольник – самый нестабильный тип личности.
Квадрат Вы не боитесь труда и привыкли всегда добиваться своего, доводить начатое до конца. Вы можете добиться успеха в любой сфере, но лучше отдать предпочтение интеллектуальному труду. Вам больше подойдет размеренная жизнь и однотипная работа, вы любите правила и порядок.
Зигзаг Самый креативный тип. Из-за нестандартного мышления вы бываете импульсивным и непоследовательным, что порой отталкивает окружающих. Однако в то же время вы умеете расположить к себе.
Круг Самый гармоничный тип. Главная ценность для вас – межличностные отношения. Вы — прирожденный психолог и дипломат.

Заключение

Алгоритм написания один, но итоговое описание может отличаться. Иногда встречается подробная расшифровка по каждой методике. Иногда психологический портрет личности расписывают в общем, а иногда по сферам. Все зависит от целей и условий написания портрета.

Стиль изложения материала тоже зависит от области. Например, если психолог намеревается составить психологический портрет, чтобы передать его психиатру, он может использовать специальные термины. Однако чаще заключение пишется простым, «человеческим» языком, чтобы каждый мог понять, о чем идет речь.

В психологии попытки разделения людей по основным общим чертам в поведении велись с древних времен, практически с зарождения этой отрасли медицины. Самым первым образцом выделения типологии личности по темпераменту является классификация Гиппократа.

Что такое типология личности в психологии

Типология личности в психологии основана на разделении людей на психотипы, в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей характера, темперамента.

Согласно научному определению, психотип – это система доминирующих поведенческих установок личности при взаимодействии с окружающим миром, основанная на индивидуальных типологических особенностях отдельного человека.

Систематизация поведенческих стереотипов имеет цель объяснить разницу между людьми. Этой теме посвятили свои исследования многие психологи и психиатры, представители различных школ и направлений.

Причина разделения людей на типы

Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.

В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • наклонности;
  • эмоциональность;
  • мотивация;
  • личные ценности.

Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.

  • Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
  • Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
  • Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
  • Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
  • Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.

Что такое темперамент в психологии?

Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты

Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.

Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.

Классификация психотипов личности

Типология личности в психологии исследуется различными психологическими школами. Со времен Гиппократа прошло более 2-х веков, но его теория разделения людей на 4 вида темперамента актуальна и сегодня. Но так как это разделение является очень условным по причине множества индивидуальных качеств отдельной личности, многие психологи предлагают свои методы классификации.

Сложно сказать, какая теория является самой точной, ведь, несмотря на общность некоторых черт у определенных групп людей, рисунок отдельной личности оказывается более сложным, чем описания самого совершенного классификатора. Чем выше уровень развития индивидуума, тем труднее вписать его в шаблонные определения. Классификаций психотипов на сегодняшний день насчитывается около 4 тысяч.

Вот некоторые из теорий, которые используются чаще:

  • Разделение на 4 типа темперамента по Гиппократу.
  • Теория характеров Кречмера.
  • Классификация темпераментов Шелтона.
  • Типология личности Юнга и Майерс-Бригсс.
  • Акцентуации личности по Леонгарду.
  • Разделение на психотипы по Ганнушкину и Личко.
  • Соционические типы Аушры Аугустинавичюте.

Классификация в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется на основе разделения на темпераменты. Несмотря на древность, теория Гиппократа наиболее известная широкому кругу и актуальна по нынешний день. Современные психологи связывают темпераменты с врожденными свойствами нервной системы, Гиппократ связывал их с преобладанием одного типа жидкости.Типология личности в психологии. Что это кратко, тестыТипология личности в психологии. Что это кратко, тесты

Тип темперамента Основные черты Положительная сторона Отрицательная сторона Преобладающая жидкость
Холерик
  • Эмоциональность;
  • импульсивность;
  • быстрота реакции;
  • горячность;
  • страсть.
Пылкий энтузиаст Необдуманное принятие решений. Желтая желчь (холе)
Сангвиник
  • Подвижность;
  • богатые эмоции;
  • оптимизм;
  • продуктивность в работе;
  • стабильность;
  • веселый характер.
Энергичный и гибкий специалист в любой области. Непостоянство, поверхностные увлечения. Кровь (сангвис)
Флегматик
  • Невозмутимость;
  • спокойствие;
  • отсутствие эмоций;
  • медлительность;
  • устойчивые установки и стремления.
Высокий уровень ответственности и выдержка в любых ситуациях. Сухость в общении, безразличие к другим людям. Лимфа (флегма)
Меланхолик
  • Слабая воля;
  • постоянные переживания;
  • замкнутость в себе;
  • тоскливость;
  • грусть.
Глубокие переживания, эмоции. Застенчивость, склонность к депрессиям. Черная желчь (мелэна холе)

Карл Густав Юнг также считал правильным разделение человечества на психотипы, исходя из врожденного темперамента.

В своей теории он пошел дальше Гиппократа, его классификация основана на разделении на 2 основных типа по направленности восприятия:

  • Интроверты – внимание направлено внутрь себя, оценка события и действий происходит, исходя из личного восприятия.
  • Экстраверты – направленность на социум, больше сосредоточены на окружающей реальности, чем на внутренних переживаниях.

Типология личности в психологии. Что это кратко, тестыДополнение классификации Юнг основал на 4-х чувствах:

  • мышление;
  • интуиция;
  • эмоции;
  • ощущения.

В результате классификация типов по Юнгу выглядит следующим образом:

Тип личности Основные положительные качества Недостатки
Мыслящий экстраверт Рассудительности в принятии решений, объективная оценка реальности. Отсутствие эмоций, игнорирование моральных законов.
Интуитивный экстраверт Активность, способность увлечь за собой. Типаж авантюристов, которые быстро загораются идеями и также быстро остывают.
Эмоциональный экстраверт Способность к правильной эмоциональной оценке партнеров и ситуаций, любовь к искусству. Эмоциональность холодная, без внешнего проявления чувств.
Чувствительный экстраверт Радующиеся жизни эстеты. Чрезмерная тяга к наслаждениям и удовольствию любой ценой.
Мыслящий интроверт Высокая интеллектуальная общительность, направленная на углубление знаний. Трудности в общении с окружающими людьми, плохие учителя и советчики.
Интуитивный интроверт Способность к фантазированию, искусству. Тип художников, мистиков. Творчество не всегда понятно окружающим.
Эмоциональный экстраверт Повышенная чувствительность к нуждам других. Эмоции скрыты, склонность к меланхолии.
Чувствительный интроверт Акцент на сенсорное восприятие. Трудности в общении, если объект не вызывает сильных ощущений.

Классификация в зависимости от характера

В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.

Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты

Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:

  • Демонстративный.
  • Педантичный.
  • Застревающий.
  • Возбудимый.

Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:

  • Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
  • Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
  • Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.

Особенности и методы определения психотипа

Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.

Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.

Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:

По типу задач:

  • проективные;
  • многофакторные;
  • акцентуации;
  • физиологические;
  • действенные.

По форме:

  • бланковые;
  • компьютерные;
  • сенсорные.Типология личности в психологии. Что это кратко, тесты

По адресату:

  • сознательные;
  • неосознанные.

Онлайн-тесты на определение типов личности

Самым доступным способом для определения личного психотипа являются онлайн-тесты, которые может пройти каждый с помощью интернета. Большинство тестов имеют направленность на раскрытие внутреннего потенциала человека, его способность к взаимодействию, поведенческих характеристик в кругу близких людей.

Существует также много современных классификаторов для самых различных конкретных задач.

Примеры категорий онлайн-тестов:

  • Многофакторные методики исследования личности (тест Кеттелла).
  • Проективные тесты (цветовой тест Люшера)
  • Тесты Леонгарда для определения личностных акцентуаций.
  • Тесты для исследований темперамента (Айзенка, Стреляу).
  • Опросники для исследования интеллекта (тест интеллектуального потенциала ИТ).
  • Тесты на исследования различных сфер деятельности (тест Торранса)
  • Методики самоудовлетворения, жизненных ценностей (тест жизнестойкости Мадди).

Типологии личности уделяется все больше внимания в практическом применении. К последним достижениям психологии обращаются специалисты всех сфер деятельности. Методы раскрытия индивидуального потенциала с каждым днем совершенствуются, и позволяют познать сущность человека с большой точностью.

Видео о типах личности

Типы личности. Классификация Юнга:

Часто в сериалах или фильмах нам показывают экспертов с высокими аналитическими навыками, которые составляют психологический портрет преступника и на его основе предугадывают следующие действия криминального элемента. Одних людей это поражает, другие относятся к данной процедуре с долей скепсиса: «Ага, разве возможно залезть другому человеку в голову и понять, как он будет действовать в той или иной ситуации?!».

На самом деле, как показывает практика, составление психологического портрета личности очень эффективная процедура, которую используют в психологии, психиатрии, политологии, социологии, криминалистике, менеджменте и педагогике. Опытный специалист, на основе собранных данных о человеке, может составить подробную характеристику личности и прогнозировать реакции индивида в различных ситуациях.

Интересная статистика из США: составленный специалистами психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника в 67% случаев. При этом около 80% уголовных дел раскрываются, если в поимке виновного участвует консультационный отдел, который занимается изучением психотипов криминальных элементов.

Составляют психологические портреты не только отдельных индивидуумов, но и социальных групп. Например, серийных убийц, геймеров, опытных или молодых учителей, студентов определенных специальностей, военных, зависимых людей от алкоголя и наркотиков, показывая какую-то общность между ними, поведенческие черты, детали характера или похожий пережитый опыт.

Специалисты отмечают, что склонные к садизму личности с нормальным интеллектуальным развитием имеют детские травмы, связанные жестокостью по отношению к ним, зависимые люди хотят уйти от реальности, с которой не могут примириться, а военные, в своем большинстве, являются педантами с диктаторскими чертами.

Любопытный факт, изучение профилей личности практиковалось и на заре зарождения психологической науки. Доказательством является труды Карла Густава Юнга «Психологические типы», выпущенные в 1916 году, которые до сих пор являются основой для современных специалистов по анализу личности человека. Рекомендую к прочтению, так как автор хорошо раскрывает тему психотипов, которая имеет актуальность и на сегодняшний день.

Что такое психологический портрет человека

Психологический портрет человека – это всестороннее описание его личности, которое определяет его характер, установки, склонности, способности, навыки, телесные реакции, а также предполагает прогноз его действий и внутреннего состояния в той или иной ситуации.

Психологический портрет простыми словами — это описание качеств, которые определяют поступки и поведение человека. В зависимости от назначения его содержание немного варьируется. Например, в менеджменте акцент делается на волевых, коммуникативных, профессиональных и организаторских качествах, так как именно они важны для подбора персонала, а в психологии на эмоциональном развитии и анализе пережитого опыта, потому что эта информация является очень важной для большинства методов работы с клиентами.

Другое определение гласит, что это набор характеристик, которые формируют характер и личность человека, а также отношения, склонности, поведение и реакции на определенную ситуацию или на жизнь в целом.

Пример психологического портрета

Как составить психологический портрет человека? В своей профессиональной деятельности я полагаюсь на следующие инструменты: наблюдение, опросники, проективные методики, сбор анамнеза. Самая краткая схема, используемая в большинстве случаев, выглядит следующим образом:

  1. Ф.И.О, возраст, образование;
  2. Описание внешний вида и его соответствие ситуации;
  3. Описание коммуникативных качеств;
  4. Описание особенностей эмоционально-волевой сферы;
  5. Описание особенностей интеллектуального развития и организаторских качеств.

Такая характеристика поможет составить профессиональный психологический портрет, а также подходит для сбора данных для первичной психологической консультации.

Для наглядности приведу образец того, как правильно составить психологический портрет человека, который можно использовать в практике работы психолога, социолога, менеджера, педагога.


Иванов Андрей Михайлович, 27 лет, имеет высшее техническое образование. Выглядит аккуратно, одежда чистая, современная, внешний вид соответствует ситуации. Речь монотонная и не имеет эмоциональной окраски. Предложения использует односложные. Расположить собеседника к себе не способен. В ситуации общения с незнакомым человеком заметно нервничает: потирает ладони, уводит взгляд от собеседника.

Тип темперамента сильный, уравновешенный (флегматик), является интровертом. Эмоции невыраженные, скудные. Выявлены признаки алекситимии. Способен к волевым усилиям. Работоспособность высокая. Концентрация внимания хорошая, переключаемость средняя. Тревожность в пределах нормы.

Причинно-следственные связи понимает, логическое мышление хорошо развито. Лидерские качества отсутствуют, не способен руководить другими людьми. Может работать в команде в качестве исполнителя. Способен к принятию самостоятельных решений. Не конфликтен, может найти конструктивный выход при столкновении интересов.


Проанализировав данный портрет, психолог заключит, что человеку нужно развивать коммуникативные навыки, эмпатичность, учиться понимать свое эмоциональное состояние, а также чувства других людей.

Специалист по подбору персонала сделает вывод, что для мужчины не подходит работа в сфере «человек-человек» и он не способен занимать руководящую должность. Его сильной стороной является высокая производительность и способность долгое время заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью.

Пошаговая инструкция — как составить психологический портрет личности

Как сделать психологический портрет

Можно использовать более расширенную версию, которая более подробно описывает личностные характеристики человека. Такая схема подходит только для высококвалифицированных специалистов: педагогов, социологов, клиницистов, практических и юридических психологов.

  1. Общая информация (Ф.И.О., возраст, образование, внешний вид);
  2. Особенности приобретенного жизненного опыта (детство, условия воспитания, семейное положение и т.д.);
  3. Направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби);
  4. Социально-психологические особенности поведения (статус, роли, стиль общения и жизни);
  5. Характерологические качества (свойства характера, акцентуации);
  6. Психические свойства и процессы (оценка высших психических функций);
  7. Операционные характеристики (привычки, знания, умения, навыки);
  8. Биопсихические свойства (темперамент, состояние здоровья);
  9. Особенности интимной сферы (социальные и биологические факторы).

Пример портрета будет выглядеть по данной схеме следующим образом —


Рыбакова Кристина Викторовна, 33 года. Образование: средне-профессиональное. Внешний вид аккуратный, не соответствует ситуации. Открытое короткое платье, обувь на высоком каблуке, яркий макияж.

Воспитывалась без отца, общение не было налажено. Проживала с матерью и ее родителями в частном доме. С бабушкой и дедушкой отношения были конфликтные. Мать не работала, но при этом вела добропорядочный образ жизни. Жили на пенсию родителей и за счет посадок на огороде. Семья обеспечена была плохо. После 9 класса поступила в педагогический колледж, но была отчислена после первой сессии. Закончила ПТУ по рабочей специальности. Имеет вредные привычки, как курение и употребление алкоголя с 14 лет.

Планы на будущее отсутствуют, живет «сегодняшним днем». Нравственные нормы слабые. Имеет установку, что роль мужчины в обеспечении женщины. Желает «красивой жизни», но не имеет мотивации для исполнения данной цели. Нравилось шить, но быстро забросила хобби.

Была замужем на протяжение 8-ми лет. В данный момент в разводе. Муж проявлял психологическое и физическое насилие. До замужества женщину содержали бабушка и мать. Трудовой стаж отсутствует. В данный момент живет у подруги, обеспечение получает за счет матери и ухажеров. Детей нет. Пережила потерю ребенка на раннем сроке беременности.

Астено-невротическая акцентуация имеет высокие показатели. Инфантильна. Безынициативная. Преобладает отрицательный эмоциональный фон. Зациклена на собственной внешности, при этом не акцентирует внимание на внутренней составляющей. Выявлена выраженная алекситимия.

Кругозор узкий. Интеллект на нормальном уровне развития. Умозаключения логичные. Критичность при анализе собственных поступков снижена. Концентрация внимания слабая. Работоспособность низкая. Речь неэмоциональная, монотонная, сильно вытягивает гласные. Словарный запас ограничен, часто затрудняется в оформлении мыслей. Преобладает зрительная память, имеет нарушения механизмов запоминания и воспроизведения. Специальные умения, навыки и знания отсутствуют, интересы ограничены бытовыми функциями и уходом за собой. Зависима от смартфона, постоянно обновляет ленту социальных сетей.

Темперамент меланхоличный. Ипохондрик. Выдумывает симптомы, оправдывая этим отсутствие трудовой занятости. Имеет положительный ВИЧ-статус. Болезнь отрицает, объясняя ее «заговором», терапию не принимает. Вирусная нагрузка в пределах нормы. Присутствуют признаки апатической депрессии.

В близких связях неразборчива. Нуждается в постоянном внимании со стороны противоположного пола. Предпочитает показывать напускную холодность при отвержении партнером. Наблюдается тревожно-избегающий тип привязанности.


Описание данного портрета пригодится многим специалистам, начиная от психиатра, заканчивая криминалистом.

Как можно увидеть, женщина находится в опасном состоянии и ей нужна помощь, а если она ее не получит, все может закончится очень плачевно.

Из него можно выудить самое главное, а именно инфантилизм, слабую мотивацию, психологические травмы, отсутствие навыков для выстраивания надежных отношений и признаки апатической депрессии. Далее легко спрогнозировать поведенческие реакции или дальнейшую жизнь человека, а именно, в этом случае, без вмешательства специалистов, можно говорить только о замужестве, где супруг возьмет роль отца или саморазрушении, которое закончится аддикциями разного рода.

Социально-психологический портрет группы лиц

Социально-психологический портрет группы лиц отдельная и интересная тема. Мне, как практикующему психологу, они очень пригождаются в работе. Ведь я со своего профессионального опыта не всегда могу оценить ту или иную группу, а множество ученых уже сделали это за меня, расписали риски появления определенных симптомов или поведенческих особенностей.

В научных библиотеках можно найти абсолютно разные исследования, посвященные написанию групповых портретов. Выделяют следующие критерии, которые помогают определить общее в сообществах различного вида:

  • Чем меньше согласуются конкретные признаки у человека с большинством людей, тем в большей степени они обусловлены его индивидуальностью;
  • Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение подвержено определенным паттернам и объясняется его индивидуальными особенностями;
  • Чем чаще повторяется выбранная линия поведения в похожих ситуациях, тем в большей степени оно определяется личностными факторами.

Рассмотрим такой пример, как психологический портрет малолетнего преступника. В данном контексте я не изучаю конкретную личность, а именно анализирую группу детей, вступивших на криминальный путь.

Согласно выше представленным критерием портрет будет выглядеть следующим образом:

  • Что выделяет такого ребенка на фоне большинства его сверстников? У несовершеннолетних преступников доминируют следующие черты характера: безволие, конформизм, агрессивность. Отсутствует мотивация к труду. Чаще всего они находятся в социально-опасном положении, семейные условия неудовлетворительные. Детско-родительские отношения носят деструктивный характер. Близкое окружение этих детей обладает низкими нравственными ценностями. Они часто жалеют себя, считают, что жизнь к ним несправедлива. У них снижен познавательный интерес. Их навыки характеризуются заниженным уровнем социализации. Они не адаптированы к условиям окружающего мира. Часто имеют нервно-психические заболевания и особенности развития интеллекта.
  • Как действует такой ребенок в различных ситуациях? Несовершеннолетние преступники проявляют безынициативность, лень. Если они не могут с легкостью решить проблему или выполнить действие, то это выливается в вспышки гнева, агрессию. Всегда пытаются всегда найти самый простой путь. Уходят от решения, возникающих проблем.
  • Как действует такой ребенок в однотипных ситуациях? Дети данной категории не пытаются найти оригинальное решение проблемы, действуют по знакомому алгоритму.

Таким образом, я схематично описала качества, которые присущи большинству несовершеннолетних, склонных к преступной деятельности.

По данному образцу можно описать совершенно любую группу людей и выделить черты и линии поведения, которые их будут отличать от общей массы людей.

Советы психологов

Как составить психологический портрет личности

Практика показывает, что характеристика человека или группы лиц, объединенных по общему признаку пригождается во многих сферах. Чтобы составить полный и качественный портрет стоит придерживаться нескольких советов.

Совет # 1. К написанию портрета нужно подходить всесторонне. Стоит обратить внимание на следующие аспекты: внешний вид, коммуникативные навыки, темперамент, поведенческие реакции, характер, особенности эмоциональной сферы, волевые и организаторские качества, интеллект, способности, хобби, мотивация, самоконтроль, работоспособность.

Совет # 2. Основа любого психологического портрета – это наблюдение. Оно должно проходить в непохожих ситуациях и при различных видах деятельности. Стоит обращать внимание на реакции человека, паттерны его поведения, мимику и эмоции, умозаключения, темп речи, а также на детали его внешнего вида.

  • Как оставаться самим собой и не потерять себя в огромном мире
  • Кто такие кинестетики — портрет, предрасположенности и советы психолога
  • Как перестать думать о прошлом и начать жить настоящим
  • 7 шагов к сильной и здоровой психике
  • Как жить флегматикам — Особенности темперамента и отличия

Совет # 3. Использование специальных методик – гарантия качества написанного портрета. Для изучения паттернов поведения, особенностей эмоционально-волевой сферы и высших психических функций стоит использовать тесты и опросники с высокой валидностью. К ним можно отнести: «10 слов», «Корректурная проба», «Тип мышления», «Тест оценки коэффициента интеллекта», «Тест на оценку логического мышления Войнаровского», «Патохарактерологический опросник», «Тест Айзенка», «Опросник Кеттела», Торонтскую шкалу Алекситимии», «Тест ТиД», «Шкалу Бека» и многие другие.

Совет # 4. Беседа с близким окружением – кладезь информации. Коллеги, родственники и друзья помогут сложить факты в общую картину и узнать особенности поведения в нестандартных ситуациях. Стоит обратить внимание на то, что полученную информацию таким образом, стоит подкреплять результатами наблюдения и с помощью методик. Ведь человек может рассказывать свои версии событий, которые не имеют отношения к реальности.

Совет # 5. Человек, составляющий психологический портрет, должен быть объективен. Не стоит приплетать свое личностное отношение, только в этом случае, он может быть достоверен. Описание личности человека – это сухие факты и анализ.

Совет # 6. Разработку психологических портретов нельзя доверять нумерологии или картам Таро. Данные методы можно рассматривать только с точки зрения развлечения. Например, очень модно составлять профиль личности с помощью методики, которую предложила А. Хшановская. И в этом ничего дурного нет, может быть какому-то человеку это поможет узнать себя лучше. Но стоит помнить, что научного обоснования под собой складывание цифр и рассматривание позиций не имеет.

теперь вы и сами имеете представление, как написать психологический портрет личности, чтобы он был достоверным, объективным и затрагивал различные сферы человеческой натуры. В него обязательно нужно включать следующие признаки:

  1. Социально-демографические (пол, возраст, образование, род деятельности, внешний вид);
  2. Социально-психологические (потребности, мотивы, особенности поведения и общения, ценностные ориентиры);
  3. Индивидуально-личностные (уровень развития высших психических функций, темперамент, акцентуации, особенности характера, пережитый опыт, уровень физического и психического здоровья).

Если данная тема для вас актуальна и вам в силу профессиональной или учебной деятельности нужно уметь составлять современный психологический портрет, рекомендую пособие С. Д. Некрасова «Как составить психологический портрет человека», в котором приведено множество методик, анкет, протоколов и советов.

Загрузка…

Исследование человека – это одна из центральных тем исследования многих наук. Как биологический организм, изучают анатомия, биохимия, физиология и другие науки. Как личность, человека изучают психология, социология, этика, философия, педагогика.

Понятие личности

Определения 1 — 4

В философии личность рассматривается как единичный индивид, субъект общественных отношений, обладающих собственным набором биогенетических признаков, духовных и социально значимых качеств. Это любой человек, который обладает нормальной психикой и умеющий самостоятельно действовать в обществе.

В социологии личность – человеческий индивидуум, который в ходе социализации, интеграции в механизм социальных связей и отношений приобретает социально значимые качества, знания, опыт, как ответственный субъект осознанной волевой деятельности.

Личность в психологии – это человек, природное существо, имеющее сознание, речь, наделенное творческими возможностями.

В словаре русского языка личность определяется как человек, носитель каких-нибудь свойств.

Понятие личности, отображает социальную природу человека, изучает его как субъект социокультурной жизни. Определяет личность как индивидуальное начало, которое открывается в контексте социальных отношений, предметной деятельности, общения. Личность может рассматриваться как индивидуальный субъект отношений или систему социально-значимых черт, и выявляют индивида как члена общества или общины.

В традиционном смысле, личность представляет индивид как субъект социальных отношений, осознанной деятельности. Понятие личности зачастую сопоставляется с понятием индивида. Человек вступает в общественные отношения, они способствуют формированию необходимых для воспитания личности. Общество создает ситуации для стремления к самосовершенствованию через создание условий для конкурентной борьбы. В одинаковый условиях, каждый индивид проявляет себя по-разному. Воспитание, формирование личности становится осознанным процессом человеческой жизни.

Пятифакторная модель Голдберга

Попытки определить типы личности осуществлялись с древних времен. Первая классификация по темпераменту была разработана Гиппократом. Типологии личности можно разделить на физические, психологические и психофизеологические. Психоаналитические типологии учитывают глубинные свойства психики, направленность на объекты окружающего мира.

Одна из самых простых в использовании является Пятифакторная модель личности. Для определения типологии личности согласно пяти параметрам применим сквозной биполярный перечень Голдберга. Это простые вопросы, которые применимы для любой сферы и поможет в выборе профессии. Человека оценивают последующим параметрам:

  • Открытость новым знаниям и опыту. Характеристика отражает любознательность, активный поиск нового опыта, позитивное отношение к новому, необычному. Высоки балл получают активные, оригинальные сотрудники, с богатым воображением и умением отбросить привычные системы восприятия. Низкие баллы по данному параметру получают сотрудники с шаблонным мышлением, ограниченными интересами, недоверием к новому. Однако, высокие баллы – не всегда залог успеха, а низкие – отрицательный признак. Все зависит от того, какие качества нужны для той или иной должности, рода деятельности организации, для которой подбирается конкретный человек. Если требуется сотрудник для отдела рекламы, то подойдет сотрудник с необычным мышлением, который будет эффективно заниматься продвижением и развитием. А если требуется сотрудник для исполнения рутинных обязанностей, то неусидчивый, креативный сотрудник не подойдет.
  • Сознательность. Отражает уровень мотивации, организованности, требовательности к себе и окружающим. Высокий балл по этому параметру отличает целеустремленного, организованного человека, который строго придерживается дисциплины, аккуратный и пунктуальный. Низкий балл характеризует человека ленивого, слабовольного, беспечного, небрежного. Оценивая этот показатель, работодатель более заинтересован в человеке, проявляющем максимум сознательности и ответственности. Бывают ситуации, когда человек творческий, талантливый, но при этом не организованный будет полезен в организации.
  • Экстраверсия. Характеризует интенсивность и широту межличностных связей, степень активности, необходимость внешней стимуляции. Экстраверты нуждаются в непрерывном внимании окружающих, такие люди общительны, легкие на подъем, открыты новому, оптимистичные. Интроверты наоборот, живут замкнуто, такие люди серьезны, малообщительны, склонны ограничивать внешние контакты. Интроверту будет тяжело на должности, требующие активных контактов с клиентами, партнерами. В свою очередь экстраверту будет некомфортно работать одному, в закрытом кабинете с бумагами и документами.
  • Доброжелательность. Отражает отношение к другим людям. Высокий балл дается доброжелательным, великодушным, доверчивым людям, низкий – циничным, грубым, раздражительным, мстительным и подозрительным. Работать с доброжелательными и отзывчивыми коллегами приятно, в то же время многие организации предпочитают жестких сотрудников, а мягкость характера воспринимается как слабость.
  • Невротизм. Характеристика показывает степень приспособленности человека к эмоциональным всплескам, реакциям в условиях стресса. Высокий балл показывает эмоционально беспокойных, напряженных, неуверенных людей, ипохондриков, склонных к самообвинению. Низкие баллы свойственны спокойным, довольным собой людям, уравновешенным и холодным. Например, на должность менеджера важным критерием выбора кандидата, будет параметр стрессоустойчивости.

Наиболее известный опросник NEO-PI-R, полная версия которого состоит из 240 пунктов. Состоит из 5 факторов, в каждом 6 аспектов и 8 вопросов. В последствии, были разработаны укороченные варианты теста.

Критерии «интроверсия – экстраверсия»
сильно среднее ни то, ни другое среднее сильно
молчаливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 разговорчивый
ненапористый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 напористый
не любящий приключения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 любящий приключения
неэнергичный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 энергичный
робкий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 дерзкий
Критерий «антогонизм-доброжелательность»
недобрый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 добрый
не склонный к сотрудничеству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 склонность к сотрудничеству
эгоистичный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 неэгоистичный
недоверчивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 доверчивый
жадный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 щедрый
Критерий «несобранность – собранность»
неорганизованный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 организованный
безответственный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ответственный
непрактичный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 практичный
небрежный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 тщательный
ленивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 усердный
Критерий «эмоциональная стабильность – нейротизм»
расслабленный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 напряженный
сдержанный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 нервозный
стабильный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 непостоянный
довольный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 несчастный
пассивный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 эмоциональный
Критерий «закрытость – открытость новому опыту»
не склонный к воображению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 имеющий богатое воображение
нетворческий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 творческий
нелюбопытный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 любопытный
не склонный к размышлению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 склонный к размышлениям
неискушенный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 искушенный
Таблица 1. Краткая версия параметров Большой Пятерки Годдберга.

Личностный портрет по Р. Кеттеллу

Опросник, составленный Р.Б.Кеттеллом состоит из 16 факторов и позволяет определить особенности характера, интересы, предрасположенности личности. Это одна из известных многофакторных методик, созданная как экспериментальный подход к исследованию личности. Согласно теории Кеттелла, личность рассматривается как состоящая из стабильных, взаимосвязанных элементов, которые определяют внутреннюю основу и поведение. Различие в выраженности черт личности объясняет разное поведение людей.

В основе теста 16 пар качеств, которые, по мнению Кеттелла лучшим образом характеризуют свойства личности, присутствующие в повседневной и трудовой деятельности. Применение этого метода позволяет определить присутствие устойчивых степеней выраженности каких-либо качеств у разных профессий. Тест регулярно применяется при профессиональном отборе.

Качества, по которым можно определить типы личности с помощью опросника Р.Кеттелла.

Обозначение фактора Название фактора Качество, отвечающее низкой оценке Качество, отвечающее высокой оценке
A Замкнутость-общительность Холодность, замкнутость, безучастность Добродушие, открытость, контактность, внимательность к людям
B Менее сообразительный – более сообразительный Ригидность мышления, низкая скорость усвоения знаний, низкая вербальная культура Быстрое усвоение материала, предрасположенность к абстрактному мышлению, высокий степень вербальной культуры
C Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость Раздражительность, лабильность настроения, ипохондрия, тревожность Отсутствие нервного утомления, спокойствие, невозмутимость, способность управлять эмоциями
E Подчиненность-доминантность Застенчивость, способность взять на себя чужую вину, пассивность Независимость, борьба за власть, авторитарность, самоуверенность, конфликтность
F Серьезный-легкомысленный Осторожность, точность, неторопливость, пессимизм, сдержанность Энтузиазм, беззаботность, импульсивность
G Свободный от норм-законопослушный Несоблюдение требований группы, законов, норм, непостоянство Сознательное соблюдение правил, норм, вера в закон, обязательность
H Робкий-смелый Высокая чувствительность к угрозе, боязливость, желание находится в тени Любовь к риску, авантюризм, игнорирование опасности, активный
I Жестокость-мягкость Реалистичность, независимость, мужественность, твердость, черствость Романтизм, капризность, необходимость внимания и покровительства
L Доверчивость-подозрительность Терпимый, хорошо работает в команде, веселый, приспособляемый Эгоцентрист, недоверчивый, перестраховщик, плохо работает в группе
M Практичный-мечтательный Внимательный в деталям, реалистичность, прагматизм, твердо стоит на ногах Творческое воображение, мечтательность, витание в облаках, непрактичность
N Прямолинейность-дипломатичность Прямодушие, бесхитростность, простота Способность манипулировать людьми, хитрость, утонченность
O Уверенный в себе -тревожный Безмятежность, хладнокровие Ранимость, депрессия, преобладание мрачных предчувствий
Q1 Консерватизм-радикализм- Почтение к традициям, устойчивость взглядов Аналитический склад ума, скептицизм, лояльно отношение к новшествам
Q2 Ориентированный на группу-ориентированный на себя Желание быть вместе с группой, конформист, зависимость от мнения общества Желание иметь собственное мнение, идти своим путем, нонконформист
Q3 Неуправляемый-управляемый Низкий самоконтроль, неспособность держать себя в руках, подверженность влиянию чувств, настроению Высокий самоконтроль чувств, эмоций, способность сохранять лицо
Q4 Расслабленность-напряженность Самодовольство, раскованность, удовлетворенность Высокие цели, возбужденное состояние, завышенная мотивация
Таблица 2. Основные исходные черты, определяемые с помощью опросника Кеттелла. Степень выраженности от 1 до 10.

После проведения оценки всех 16 факторов портрета личности по Р.Кеттеллу, формируется профиль личности человека и соотносится со стандартным профилем выбранной профессии. К примеру, необходимо выбрать сотрудника на должность летчика, уровень знаний, профессиональной подготовки соответствует должности. После выполнения теста выявилось, что человек склонен к эмоциональной неустойчивости, легкомыслию, замедленной реакции, отсутствию послушности, капризности и т.д. Такое личностные черты не подходят для пилота самолета.

Акценты на совокупности черт характера по К.Леонгарду

Определение 5

Акцентуация характера – определение крайних проявлений нормы, составляющих индивидуальность, поведение личности.

Акцентуация описывает чрезмерно усиленные свойства личности, которые в случае неблагоприятных условий могут перейти в патологическое состояние. Проявляется как в типичных, так и в психотравмирующих условиях. Скрытая акцентуация может никак не проявляться, и человек может сам не занять, как его психика отреагирует на те, или иные стрессовые условия. Если человек не оказывался в критической ситуации. Склонность к одному виду акцентуации бывает редко, обычно встречаются два-три вида. К.Леонгард определяет десять акцентуаций:

  1. Гипертимный тип. Личность это типа отличается энергичностью, общительностью, оптимизмом, при этом слишком раздражителен и импульсивен. Склонность к эмпатии встречается редко, чувства и проблемы других людей его мало волнуют, главное собственное удовольствие от жизни.
  2. Возбудимый тип. Действия человека зависят от того, как он переносит индивидуальное внутреннее состояние во внешний мир. В состоянии гнева человек плохо себя контролирует, совершает поступки, о которых впоследствии сожалеет. Человек отличается работоспособностью, инициативностью, энергичностью, но при этом нетерпимостью, подверженностью гневу, сильной эмоциональностью.
  3. Эмотивный тип. Личность этого типа эмоциональная, остро воспринимает любое событие. Такой человек склонен к сопереживанию, сочувствию, впечатлителен. Проявляет сильные эмоции при просмотре фильмов, чтении трогательных историй. К людям данного типа часто проявляется грубость, пользуются их бескорыстностью, мягкостью.
  4. Депрессивный тип. Характеризуется пессимизмом, плохим настроением. Человек этого типа пунктуальный, ответственный, при этом инертный и пассивный. Ему сложно работать в коллективе, он плохо сходится с другими людьми, любые изменения даются с трудом. Человек строит пессимистичные сценарии, готовится к негативным событиям.
  5. Невротический тип. Характеризуется высокой склонностью с разного рода фобиям и страхам. Не верит в собственные силы, обладает заниженной самооценкой, преувеличивает трудности. Положительные черты такого человека – надежность, обязательность, дружелюбие, хорошие отношения с окружающими. Такой человек несамостоятелен, не проявляет инициативу, пасует перед новшествами. Чаще обладает слабой нервной системой и меланхоличным темпераментом.
  6. Аффективно-экзальтированный тип. Проявляется не сдержанностью в эмоциях, быстрым переходом от искренней тоски к безграничному счастью. Представители этого типа чаще всего встречаются в сфере искусства, религии. Человек трудится с полной отдачей, если дело приносит удовольствие.
  7. Циклотимичный тип. Отличается постоянными переменами в настроении, привязанностях, проявляемых эмоциях, свойственны частые перепады настроения. Такому человеку сложно работать в команде, подстраиваться под остальных, чаще всего он одиночка. В дин день он станет вашим лучшим другом, в другой пройдет мимо и не заметит.
  8. Паранойяльный тип. Характеризуется неустойчивостью поведения, зацикливается то на одном предмете, то на другом. Часто такой человек борется за равные права, чистоту окружающей среды. Люди этого типа склонны к самопожертвованию, требовательны к окружающим, мстительны, принципиальны. Пытаются обвинить остальных в несправедливости мира, постоянно ищет врагов, предательства не прощают.
  9. Педантичный тип. Предельная склонность к порядку, надежность, исполнение обязанностей строго по инструкции, пунктуальность, аккуратность. Индивидуальностей такого типа отличает занудство, постоянный самоконтроль и проверка остальных, формализм, неспособность работать в изменяющихся условиях.
  10. Демонстративный тип. Характеризуется артистизмом, раскованностью, умением играть роли, высокой эмоциональностью. Люди этого типа часто неискренни, эгоистичны, уходят от ответственности.

Шкала нейротизма Г.Айзенка

Британским психофизиологом была разработана шкала эмоциональной устойчивости. Г.Айзенк объединил нейротизм с экстраверсией (интроверсией) и типами темперамента.

Определения 6 — 7

Экстраверт – социально открытый человек, предрасположенный к социальным контактам, способный приспособится к ситуации. Импульсивный.

Интроверт – закрытый, малообщительный человек, который занят своими мыслями, самодостаточный. Способен выполнять задачи, требующие внимательности, сосредоточенности.

Эмоциональная стабильность характеризует способность расположить к себе, стремление к лидерству, неспособность к сопереживанию.

Эмоциональная нестабильность определяет тревожного человека, переживающего за своих близких.

Результаты формируют типы темперамента:

  1. Холерик. Активный, возбудимый, обидчивый, непостоянный, агрессивный человек. Обладает вспыльчивостью и взрывным характером. Он часто обижается. Стремится стать лидером.
  2. Сангвиник. Открытый жизнерадостный, оптимистичный человек, который располагает к себе. Обладает сильной нервной системой.
  3. Флегматик. Надежный, рассудительный, миролюбивый, доброжелательный человек с уравновешенной нервной системой. Он экономит свои силы, медлительный, невозмутимый. Не любит проявлять инициативу.
  4. Меланхолик. Сдержанный, малообщительный, тихий, отзывчивый человек со слабой нервной системой. Для этого типа свойственна тревожность, неуверенность в собственных силах.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Типология личности Карла Юнга

В своих подходах к описанию типов личности, К.Юнг старался описать логику, которая заставляет работать психику человека, как духовное отражается на действиях. В своей работе «Психологические типы» 1921 год Г. Юнг определяет 8 типов личностей, согласно принципам интроверсии и экстраверсии, иррациональности, рациональности и функций психики: мышление, интуиция, чувство, ощущение. Каждому из восьми типов соответствует своя базовая функция психики.

В процессе анализа работ своих коллег (Адлера, Фрейда) Юнг обнаружил, что разные установки сознания влияют на разное восприятие и взаимодействие с действительностью. Понимание этих различий необходимо для индивидуального подхода к личности, формирование уважения к особенностям каждого человека. В своей книге, К.Юнг выделил следующие типы личности:

  1. Интровертное мышление. Такие люди больше сконцентрированы на своем внутреннем мире, чем на внешнем. Проявляют интерес к абстрактным мыслям, размышлениям, философией, различным взглядам на жизнь.
  2. Сентиментально — замкнутый. Принадлежащие к этому типу отзывчивые, чуткие люди, при этом не очень разговорчивы. Они создают эмоциональные узы с узким кругом людей. Характеризуются отсутствием спонтанности в проявлении чувств, не стремятся демонстрировать свою привязанность.
  3. Смысл – интроверт. Сосредоточен на субъективных явлениях, получают опыт через чувства. Этот тип личности описывает людей искусства.
  4. Интуитивно – интровертный. Это люди, которые сосредоточены на мечтах о будущем, проявляют отрешенность касаемо реальности, предпочитают воображение.
  5. Мышление – экстраверт. Основное внимание уделят материальным предметам. Любит мастерить своими руками, организует пространство вокруг себя.
  6. Сентиментально – экстравертный. Это эмпатичные люди, которым легко общаться с другими, компанейские. Обладают хорошими социальными навыками.
  7. Чувство – экстраверт. Люди этого типа стремятся получить новые ощущения от взаимодействия с окружающей средой, реальными людьми.
  8. Интуиция-экстраверсия. Такие люди стремятся выполнять множество задач, когда одна из них выполнена, сразу же приступают к другой. Они тесно взаимодействуют с окружающей средой, находятся в центре внимания, занимаются бизнесом, путешествуют.

Четыре функции: мышление, ощущение, интуиция, чувство – применяются в зависимости от обстоятельств в разное время. Согласно теории Юнга, мышлению противоположно чувство, а ощущениям – интуиция.

Типология личности Майерс-Бриггс

Представляет собой систему диагностики индивидуальных различий на основе идей Юнга. Базируясь на исследованиях Юнга Кетрин Бриггс совместно с дочерью Изабель Бриггс-Майерс разработали типологию личности MBTI. Индикатор психотипов тестировали на женщинах, которые на работе заменяли мужчин в военное время. Система помогала определить индивидуальные предпочтения в работе.

Благодаря типологии Майерс-Бриггс специалист по персоналу может выявить склонность к виду деятельности. MBTI включает 4 градации для исследования:

  • тип энергии шкала EI экстраверт-интроверт;
  • тип мышления шкала SN сенсорик-интуит;
  • стиль поведения шкала TF логик-этик;
  • стиль жизни шкала JP рационал-иррационал.
Тип личности Характеристика
1 ISTJ Инспектор Человек системы. Ценит субординацию. Любит контроль. Придерживается строго порядка. Вникает в суть дела. Умеет собирать информацию.
2 ISFJ Хранитель Ориентирован на отношения. Разделяет людей на своих и чужих, регулирует дистанцию. Может влиять на окружающих. Предъявляет требования к себе и остальным. Пунктуален.
3 INFJ Гуманист Отличается наблюдательностью, внимателен к отношениям между людьми. Дружелюбный, тихий человек. Ориентирован на людей. Проявляет гуманизм в делах, выстраивает хорошие отношения.
4 INTJ Аналитик Способен убедительно и логично преподносить свои мысли. Обладает развитой логикой, способностью к анализу. Рационален, с аналитическим складом ума. Ориентирован на цель, а не на межличностные отношения.
5 ISTP Мастер Внешне холоден и нетороплив. Уравновешенный, замкнутый человек. Предпочитает уединение и природу. Практичен. Проявляет заботу о близких. Любит и умеет мастерить, чинить строить. Не демонстративен.
6 ISFP Посредник Уважает удобство и комфорт окружающих. Неконфликтен, оптимистичен, дружелюбен. Проявляет заботу.
7 INFP Лирик Мечтательный романтик. Человек размышления, а не действия. Ориентирован на будущее. Эмоционален.
8 INTP Критик Обладает хорошим воображением, философским складом ума, наблюдателен, осторожен. Интеллектуал с развитой интуицией.
9 ESTP Маршал Нацелен на результат. Целеустремленный, волевой человек. Решительный. Трудоголик. Может воздействовать силой.
10 ESFP Политик Склонный манипулировать другими людьми. Гордиться своим влиянием в обществе. Отлично чувствует расстановку сил.
11 ENFP Советчик Ориентирован на людей, понимает мотивацию другого. Ценит таланты окружающих, замечает достоинства, умеет делать комплименты Вдохновляет.
12 ENTP Искатель Отлично видит перспективы новых проектов, ориентирован в будущее. Имеет много интересов. Предрасположен к научной деятельности. У него всегда много идей.
13 ESTJ Администратор Инициативный и решительный, умеет отстаивать свои интересы. Работоспособный, напористый человек с практическим складом ума. Контролирует работу коллег.
14 ESFJ Жизнелюб Открытый, жизнерадостный человек. Улучшает настроение себе и другим. Оптимист. Положительно воздействует на окружающих, вселяет веру в успех.
15 ENFJ Наставник Эмоционален. Обладает эмпатией. Серьезен, рассматривает глобальные проблемы человечества. Может обострять ситуацию, беспокоен. Хороший актер, оратор.
16 ENTJ Предприниматель Отлично видит новые возможности. Любит работать. Умеет обращаться с деньгами. Легко меняет сферу деятельности. Мобилен.
Таблица 3. Типология личности Майерс-Бриггс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти школьный пропуск
  • Как найти логин в домене
  • Как найти последние открытые файлы на компьютере
  • Как найти каналы на телевизоре supra
  • Как найти всд в меркурии по номеру